Стреляющая масленка или эрзац-Томпсон

85

Американский пистолет-пулемёт М3 и его модификация М3А1 являются символами Второй мировой войны.

Пистолет-пулемёт выделялся неказистым, но запоминающимся внешним видом, получив официальное прозвище Grease gun. Оружие получилось максимально простым, но не утратило эффективности. В СССР после испытаний даже признали данную модель одним из лучших образцов автоматического стрелкового оружия, оценив М3 выше пистолета-пулемёта Томпсона.



Свое прозвище Grease gun (дословно «шприц для смазки») этот американский пистолет-пулемёт получил вполне заслужено. Всё дело было во встроенной в рукоятку масленке. Помимо этого своим внешним видом оружие очень сильно напоминало автомобильные масленки-спринцовки.

Оружие, которое разрабатывалось, как дешевая и простая альтернатива Томпсону, не пользовалось особой любовью в армии в годы Второй мировой войны. Но и негатива никакого не вызывало. Более того, история расставила всё по местам. Эрзац-Томпсон, как называли пистолет-пулемёт М3 американские солдаты, оказался на удивление живуч и востребован, пережив своего знаменитого родственника.

На вооружении американской пехоты модель оставалась как минимум до 1960-х годов. А в танковых войсках задержалась вплоть до начала 1990-х годов и операции «Буря в пустыне».

Замена Томпсону


Тотальная война и знакомство с моделями пистолетов-пулемётов иностранного производства, в первую очередь с немецким MP-40 и британским STEN, заставили американцев разработать собственный вариант пистолета-пулемёта военного времени. Модель при своей дешевизне и простоте, как и европейские образцы, не должна была растерять высоких боевых качеств.

Стреляющая масленка или эрзац-Томпсон
Неполная разборка пистолета-пулемёта M3

Новое стрелковое оружие для американской армии создал эмигрант из Германии Джордж Хайд. Свой самый известный пистолет-пулемёт конструктор спроектировал полностью без деревянных деталей, решившись на широкое применение штамповки и точечной сварки. Последние обстоятельства, среди прочего, позволили развернуть массовое производство модели на автомобильных заводах.

На практике при изготовлении M3 какой-то дополнительной обработки помимо ствола требовал только затвор нового пистолета-пулемёта. При этом простой выдвижной приклад проволочного типа был легким и мог использоваться в качестве шомпола.

Цикл испытаний, проводимых на полигоне в Абердине, показал, что оружие устойчиво к запылению цементной смесью. Прошло оружие и грязевой тест. А морские пехотинцы особо отмечали, что из пистолета-пулемёта можно стрелять даже после того, как он был выронен в воду в полосе прибоя. А танкисты и десантники особо выделяли компактность новинки.

Оружие, которое создавалось, как дешевый аналог пистолета-пулемёта Томпсона, больше всего напоминало не смертоносное изделие, а инструмент автомеханика. Модель трудно было по внешнему виду отнести к передовым разработкам. Однако со своими основными задачами пистолет-пулемёт справлялся на ура. Для применения на поле боя оружию не нужно было быть элегантным.

Модель, получившая обозначение M3, полностью отвечала потребности производить как можно больше оружия, как можно быстрее и дешевле. Разница в стоимости с Томпсоном была колоссальной. Если один М3 обходился бюджету всего в 20 долларов (в ценах тех лет), то Томпсон забирал из кармана налогоплательщиков примерно 260 долларов за штуку.

Оружие было настолько дешевым, что в США даже не заботились о производстве достаточного количества запчастей к данной модели. В этом плане М3 был одноразовым. Если в бою солдат или морской пехотинец сталкивались с повреждением оружия, они могли его просто выбросить и дожидаться замены из накопленных запасов.


Американский солдат с пистолетом-пулемётом М3 во Франции, 1944 г.

Всего в годы войны в США успели произвести более 600 тысяч пистолетов-пулемётов М3.

При этом уже первый контракт от декабря 1942 года предусматривал поставку в войска 300 тысяч образцов нового стрелкового оружия. Выпуск нового пистолета-пулемёта развернули на одном из заводов концерна General Motors. Данное предприятие в мирной жизни специализировалось на выпуске автомобильных фар. И обладало большим опытом в производстве штампованных деталей, что оказалось как нельзя лучше.

Замена Томпсону оказалась настолько удачной, что в годы Корейской войны 1950–1953 годов пистолеты-пулемёты М3 и М3А1 использовались более массово, чем Томпсоны различных модификаций. Оружие, несмотря на то, что выглядело так, будто его купили в хозяйственном магазине на распродаже, показало себя очень надежным и практичным.

Технические особенности пистолета-пулемёта М3


Пистолет-пулемёт М3 был построен на автоматике со свободным ходом затвора. Стрельба из оружия ведется с открытого затвора. Корпус модели изготавливался из штампованной стали. А ствол размещался в специальной муфте, которая одновременно выполняла роль передней крышки ствольной коробки.

Заметной отличительной особенностью пистолета-пулемёта была характерная рукоять взведения затвора, которую конструктор разместил ниже линии ствола оружия. Взводилась она путем поворота примерно на четверть оборота назад.

В дальнейшем выяснилось, что такой узел взведения затвора оказался недостаточно надежным, поэтому в модернизированном варианте М3А1 он претерпел изменения. Рукоятку взведения заменили пазом в теле затвора, за который боец цеплялся пальцем и отводил затвор назад.


В ходе модернизации увеличили и окно, предназначенное для выброса стреляных гильз, через которое и взводился затвор пистолета-пулемёта. Подпружиненная крышка окна для выброса гильз одновременно выполняла также роль предохранителя. В закрытом положении крышка могла блокировать затвор в заднем или переднем положении.

Каких-либо сложных прицельных приспособлений на модели не было. Это были простейшие нерегулируемые прицелы, размещающиеся на ствольной коробке. Прицел был установлен на дистанцию 100 ярдов (91 метр).

Приклад также был максимально простым, представляя, по сути, U-образный кусок толстой стальной проволоки. Будучи вынутым из пистолета-пулемёта правый стержень приклада стрелок мог использовать в качестве шомпола.

В задней части приклада модификации М3А1 имелась специальная скоба, которая облегчала процесс снаряжения магазинов (досылание патронов в магазин). Емкость коробчатых отъемных магазинов составляла 30 патронов.

Еще одной отличительной особенностью М3А1 поздних выпусков являлся конический пламегаситель, расположенный на стволе оружия.

Пустой пистолет-пулемёт весил всего 8,15 фунта (3,7 кг), масса пустого Томпсона составляла (для сравнения) 4,9–5 кг. М3А1 весил ещё чуть меньше – 3,61 кг.

С выдвинутым прикладом длина оружия не превышала 740 мм, при этом минимальная длина модели с убранным прикладом составляла всего 556 мм. Длина ствола равнялась 203,2 мм.


Пистолет-пулемёт М3А1

В качестве боеприпасов использовались пистолетные пули .45 ACP (11,43х25 мм), обладающие хорошей останавливающей способностью. Максимальная скорострельность пистолета-пулемёта доходила до 450 выстрелов в минуту. Уже в послевоенные годы распространение получили модели М3А1 (в первую очередь, лицензионные версии), переделанные под использование более распространенного во всем мире патрона 9х19 мм Парабеллум.

Испытания «масленки» М3 в СССР


До СССР американский пистолет-пулемёт М3 добрался к весне 1944 года. Тогда же прошли испытания оружия на стрелковом полигоне ГАУ. Реакция советских специалистов и военных, которые принимали участие в испытаниях новинки, была похожа на реакцию их американских коллег, которые в 1942 году были впечатлены результатами испытаний.

В мае 1944 года модель испытали на полигоне, уделив особое внимание и материалам, из которых производился пистолет-пулемёт. По результатам испытаний указывалось, что М-3 не только существенно превосходит прежние конструкции автоматов американского производства (Томпсон образца 1923, 1928 годов, модели М1 и М1А1, а также Reising M50), но и по своим положительным характеристикам и техническим особенностям может уверенно располагаться в ряду самых лучших автоматов мира.

Советских испытателей особенно впечатлил тот факт, что при меньшей длине ствола оружия в М3 удалось сохранить прежнюю скорость полета пули. При этом кучность стрельбы для данной модели была как минимум на уровне или даже выше, чем у более тяжелого и массивного Томпсона, который к тому же обладал более длинным стволом с компенсатором.


Пистолет-пулемёт М3А1 с пламегасителем

Одновременно с этим живучесть оружия после 17 тысяч выстрелов почти не уменьшилась. В этой связи в ГАУ даже специально проводилось отдельное исследование ствола пистолета-пулемёта М3 и металла, из которого он был изготовлен.

Также в СССР отметили герметичность и пылестойкость данной модели. Это было достаточно важно, так как оружие сохраняло свою работоспособность даже в затрудненных условиях стрельбы. То есть могло спасти солдату жизнь в реальных боевых условиях.

Возможно, СССР даже заказал бы партию «масленок» для Красной Армии в рамках программы ленд-лиза. Но в 1944 году поставки стрелкового оружия, тем более пистолетов-пулемётов, уже не являлись приоритетной потребностью.

При этом пистолеты-пулемёты Томпсона Красная Армия успела получить в ощутимых размерах.

В СССР было поставлено более 130 тысяч единиц данного стрелкового оружия.
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    12 марта 2021 18:15
    Нормальный ПП для мировой войны, когда требовалось "дешево, но сердито"...
    К слову у наших партизан, что то подобное на вооружении было wink
    1. +11
      12 марта 2021 18:26
      Да, Цена - Качество, особенно в большой Войне имеют главное значение. Показателен пример выпуска Одноразового FP-45 Liberator, которых не заморачиваясь выпустили больше миллиона.
      1. +3
        12 марта 2021 20:22
        FP-45 Liberator -с ним сложнее
        его специально делали таким , чтобы его могли использовать в сопротивлении (не знаю, правда, насколько эффективно), но он был при этом совершенно бесполезным для немцев, так как преполагали, что значительная часть попадет к ним.
        1. +3
          13 марта 2021 06:49
          Цитата: Avior
          его специально делали таким , чтобы его могли использовать в сопротивлении (не знаю, правда, насколько эффективно)

          Предполагалось что этот пистолет нужен только для добычи нормального оружия, подойти и выстрелить в упор в зольдата, а затем завладеть его винтом или ПП, примерно так.
          1. +5
            13 марта 2021 09:51
            Именно так. Да и вообще для дестабилизации ситуации на оккупированныхтерриториях.
            Но так как планировалось сбрасывать их не адресно, понятно было, что много , а то и большинство, попадёт в руки немцев, важно было сделать пистолет непригодным для использования немцами, вот и выбрали такую систему.
      2. +2
        13 марта 2021 03:45
        Оружие всегда дорогое. На мой взгляд это отличная пушка.
    2. +4
      12 марта 2021 19:47
      ПП М3 создавался максимально герметичным для Тихоокеанского ТВД. Исходя из схемы свободного цилиндрического затвора образовался "шприц", по внешнему виду. А партизаны использовали подручные материалы и детали различного оружия с цилиндрической ствольной коробкой ("классическая" и наиболее простая распространённая схема того времени) - в результате получались ПП внешне похожие на ПП Стен и т.п. И только барабанный магазин добавляет подобному ПП оригинальности.
    3. +5
      12 марта 2021 21:39
      Может и нормальный ,но "Американский пистолет-пулемёт М3 и его модификация М3А1 являются символами Второй мировой войны." с какого перепуга?
      1. +1
        13 марта 2021 14:29
        М3А1 являются символами Второй мировой войны для америкосов. Не для нас.
        1. +2
          14 марта 2021 08:22
          Цитата: Джон22
          М3А1 являются символами Второй мировой войны для америкосов. Не для нас.
          и именно поэтому этой масленки нет на их памятниках.. в том числе и на "Водружение флага над Иводзимой"
  2. +3
    12 марта 2021 18:17
    В СССР было поставлено более 130 тысяч единиц данного стрелкового оружия.
    интересно в какие рода войск - танкистам, наверное, разведподразделения... ни где ни читал про применение.
    1. +11
      12 марта 2021 18:25
      Цитата: mark1
      интересно в какие рода войск - танкистам, наверное, разведподразделения...

      Надо смотреть в какие подразделения на укомплектование шли американские машины, стрелковое оружие поступало с ними. К примеру ими вооружали водителей-перегонщиков автомобильной техники из Ирана. И конечно Карельский фронт и Северный флот, все что было близко к Мурманску, что облегчало снабжение боеприпасами. Там и линейные подразделения их получали





      1. +8
        12 марта 2021 18:34
        Прошу прощения - жертва собственной не внимательности. 130 тыс Томпсонов, а я решил, что М3. Лопух-с...
      2. +4
        12 марта 2021 20:36
        Сергей, дополню: Томсоны были и на Кавказе. Мой двоюродный дед воевал на Марухском перевале, говорил,что ему дали такой,но он от него отказался: тяжёлый и слабая пробиваемость. Потом этими Томсонами вооружали тыловые части,шоферов и ездовых,а они их тоже не любили
        1. +2
          12 марта 2021 20:51
          Цитата: vladcub
          Потом этими Томсонами вооружали тыловые части,шоферов и ездовых,а они их тоже не любили

          Ездовых не знаю, но на те же "Студебеккеры" их выдавали
          1. 0
            15 марта 2021 19:53
            американцы пишут, что гансы разбегались услышав стрельбу Томпсона.
        2. +1
          12 марта 2021 21:20
          Логично, на линейные части, патронов не напасешься.
      3. 0
        13 марта 2021 06:51
        На нижнем фото я ни одного Томмигана не увидел.
        1. +3
          13 марта 2021 13:59
          Третий слева матрос держит Томпсон стволом на фотографа. Видно большой компенсатор и круглый магазин.
          1. +3
            13 марта 2021 16:00
            Покачественнее фото, тут уже понятнее, меня банка магазина смутила, очень гладкая спереди, нет заметной рукоятки закрутки пружины. Однако такие магазины были, возможно ранние модели:
            Так что да, есть Томпсон на фото. )
        2. +2
          14 марта 2021 02:25
          Цитата: Владимир_2У
          На нижнем фото я ни одного Томмигана не увидел.

          Он лежит на коленках у морпеха, характерный срез ствола
          1. 0
            14 марта 2021 06:12
            Цитата: svp67
            Он лежит на коленках у морпеха, характерный срез ствола

            Цитата: Владимир_2У
            Так что да, есть Томпсон на фото. )
    2. 0
      20 марта 2021 12:45
      M3 в СССР не поставлялись, всего в СССР поставлено 137129 пистолетов-пулеметов, поставлялись ПП Томпсон 1928/1928а1 и рейзинг М50.
      Просто "автор" давно известный компилятор дергающий из разных интернет статей кусочки и не заморачивающийся их проверкой.
  3. +11
    12 марта 2021 18:18
    Не знаю из какого металла делали стволы, но читал, что однажды пилот на лодке отбивался от акулы и ... погнул ствол М3!)))
    А так да - оружие значимое. Последний раз видел в русско китайском сериале "а зори здесь тихие". Там из него изображали мп40.)
    1. +13
      12 марта 2021 18:35
      Привет, Игорь! Я конкретно сомневаюсь в правдивости этой истории про погнутый ствол. Пилотские байки. laughing
      1. +12
        12 марта 2021 18:41
        Цитата: Морской Кот
        Пилотские байки. laughing

        100% yes СССР в основном складировал эти «машинки» из военных поставок. А позже они массово появились на вооружении Северо Корейцев а потом и Вьетнамцев. Редкая штуковина, видел только один раз в Туле, не стрелял к сожалению.
        1. +13
          12 марта 2021 19:01
          ... не стрелял к сожалению.

          Жаль, тебе бы понравилось. Да, когда отстреливали, произошел смешной случай. Первый выстрел делали в спецколодец с водой, чтобы сохранить пулю. Мужик, который стрелял, росту был очень небольшого и совершенно лысый. Ну, как положено -- в магазине один патрон, стрелок взводит затвор и громко предупреждает: "Выстрел", жмёт на спуск, вспышка, грохот и тут из колодца вылетает высоченный фонтан воды и прямо стрелку на лысину, он круто реагирует непечатной лексикой, а народ кругом ржет вповалку. Пришлось срочно налить человеку из "граыина". Что тут поделаешь -- бывает, всё-таки 45-ый калибр. laughing
          1. +7
            12 марта 2021 19:18
            Ну what ничего не поделать, может ещё постреляю в Ижевске точно Есть yes А по честному, не люблю Я этот патрон - очень он «короткий», люблю дистанции (проф предпочтения). То, что работает «мягко» помню, Ты уже говорил, хотя реально не совсем понимаю почему по сравнению с ТоМми. Может патроны было не совсем качественные???
            1. +7
              12 марта 2021 19:30
              Есть кстати Оригинальная статья по ПП. От 15 мая 2013 года. Она у Меня в закладках. Даже фото - от той статьи. Печаль - Беда... что творится с ВО?
              1. +3
                12 марта 2021 19:51
                Цитата: Охотовед 2
                От 15 мая 2013 года. Она у Меня в закладках. Даже фото - от той статьи. Печаль - Беда... что творится с ВО?

                Да ничего не творится. Старожилы сайта брюзжат. Мне вот, например, наплевать, что там было на ВО восемь лет назад.
                Сейчас на дворе 2021-ый. Статья годная.
            2. +7
              12 марта 2021 19:53
              А вот чьи и какого года выпуска были патроны к нему я не помню. Знаю, что помимо лендлизовских у них было много различных боеприпасов из Вьетнама. Мне потом, в качестве алаверды, предложили пострелять из "Восьмёрки", так к нему были патроны 9х19 ещё германского производства времён войны.
              1. +2
                13 марта 2021 11:24
                Костя, вообще-то в ВОВ нам могли патроны подобные патроны привести, а потом они на фиг нужны
                1. 0
                  13 марта 2021 19:11
                  Да, всё могло быть.
        2. 0
          13 марта 2021 14:05
          В музее Вооружённых сил в зале конца 50-х годов на витрине был такой образец ПП. Раздел Кубы. Выглядел "пухло" по сравнению с рядом лежащей G3. Но главное, что создавался ПП для Тихоокеанского ТВД - отяда и такая конструкция: максимальная герметичность и безударный о ствольную коробку затвор.
    2. +1
      12 марта 2021 18:58
      В принципе вполне возможно, не думаю что на стволы шла какая то суперсталь. А пользуясь СВД как ломом запросто ствол погнешь. Не думаю что сломав оружие , солдат бросал его и ждал когда запчастей наберется, куря сигару. laughing
    3. +4
      12 марта 2021 19:21
      Я тоже слышал про этот случай, но по мне это байка.
    4. +4
      12 марта 2021 19:40
      Цитата: Вождь краснокожих
      Последний раз видел в русско китайском сериале "а зори здесь тихие". Там из него изображали мп40.)

      Китайцы (гоминьдановские) лепили клоны М3 под 9мм. Плюс навинчивающийся кривой ствол и глушитель к нему.
    5. +6
      12 марта 2021 20:21
      Вождь,представил себе эту картинку: пилот в надувной лодке,держит М3 за ствол и молотит акулу.
      Если у него был автомат,что ему мешало дать очередь по голове акулы?
      Если приводнился,но в таком случае вопрос: автомат на шее висел?
      1. +4
        12 марта 2021 20:48
        Цитата: vladcub

        Если у него был автомат,что ему мешало дать очередь по голове акулы?

        Не Вождь, но смею предположить... О был Ихтиолог, в глубине души wassat
        1. +5
          12 марта 2021 20:57
          И в куда этот ыхтыолог засунул акуле ствол, да ещё так основательно, что они его умудрились погнуть совместными усилиями? laughing
          1. +4
            12 марта 2021 21:02
            Цитата: Морской Кот
            И в куда этот ыхтыолог засунул акуле laughing

            Константин bully Тут только «порнохаб» может дать ответ... belay
            1. +5
              12 марта 2021 21:10
              Не, у рыб к извращенцам полнейшая идиосинкразия. negative laughing

          2. +1
            13 марта 2021 17:31
            Засунул, прокрутил, и тут погнулся ствол? История проясняется!
        2. +3
          13 марта 2021 11:27
          Похоже на то
  4. +4
    12 марта 2021 18:18
    Хорошее оружие , при наличии ППС в этом ПП Красная Армия просто не нуждалась .
    1. +6
      12 марта 2021 18:28
      Цитата: polpot
      при наличии ППС в этом ПП Красная Армия просто не нуждалась .

      Просто к Томпсонам патронов мало было.
  5. +2
    12 марта 2021 18:19
    Это было в те былинные времена, когда ВПК США еще не устанавливал на обычную вилку лазерный прицел, дальномер и кнопку быстрого заказа пиццы)))
  6. +22
    12 марта 2021 18:34
    Хорошая статья и отличный пистолет-пулемёт. good
    Имел с ним дело, при стрельбе короткими очередями не только отдача не чувствуется, но и ствол кверху не задирает. Я уже как-то писал об этом, но, пользуясь случаем, повторюсь: у нас в отделе был совершенно новенький М3А1, взятый кубинцами как трофей в бою на Плайя Хирон. В последствии п/п был подарен маршалу авиации Судецу за организацию ПВО республики Куба, а маршал передал этот М3А1 в Государственный Исторический Музей. Ствол у машинки не был просверлен и мы отстреляли его вместе с сотрудниками ВНИИ судебной экспертизы у них в тире. Ради такого случая патронов они не пожалели. На мой взгляд очень комфортное и удобное оружие, не взирая на столь утилитарный облик. smile



    Вот тут как раз хорошо видны зубья предохранителей на крышке, закрывающей окно, и выемки в затворе, куда эти зубья входили.
    1. +12
      12 марта 2021 19:50
      Хорошая статья
      Рерайт статьи Уланова, который историю создания М3 вообще оставил "за кадром", ограничившись парой абзацев.
      Отсюда и удивление автора тому, что "Новое стрелковое оружие для американской армии создал эмигрант из Германии Джордж Хайд. Свой самый известный пистолет-пулемёт конструктор спроектировал полностью без деревянных деталей, решившись на широкое применение штамповки и точечной сварки. Последние обстоятельства, среди прочего, позволили развернуть массовое производство модели на автомобильных заводах."
      Во первых, Хайд ни на что не решался, требования на штампованный ПП с минимумом мехобработки и без дерева поставил заказчик - департамент артиллерийского вооружения.
      Во вторых, М3 на автомобильном заводе и создавали, в подразделении GM - General Motors Inland Division. Поэтому пока Хайд конструировал М3, главный инженер Фредерик Сэмпсон параллельно готовил техдокументацию и оснастку для производства.
      А предыдущий свой ПП, Hyde-Inland M2, Хайд сконструировал по "по классике", с деревом и токарно-фрезерной обработкой.


  7. +13
    12 марта 2021 18:53
    то Томпсон забирал из кармана налогоплательщиков примерно 260 долларов за штуку.
    Однако, замечу, что указанная стоимость производства ПП Томпсона М1А1 актуальна на момент принятия на вооружение армией США(1938г.) К февралю 1944 года себистоимость производства упала до 45$.
    1. +10
      12 марта 2021 20:14
      Цены на момент начала производства М3 и сегодня.
      1. +3
        12 марта 2021 20:31
        Виктор Николаевич, мне каджется, или таблица действительно несколько подвирает, относительно М1А1?
        1. +9
          12 марта 2021 22:03
          Да нет, вроде не подвирает.

          Официальный документ из архива.
    2. +4
      12 марта 2021 21:36
      указанная стоимость производства ПП Томпсона М1А1 актуальна на момент принятия на вооружение армией США(1938г.)

      пишут со ссылкой на
      Frank Iannamico. American Thunder: The Military Thompson Submachine Gun. — Moose Lake Publishing, 2000.
      ,
      что М1 появился только в начале 1942 года , а М1А1- в конце года.
      В конце 1942 года появился и вариант M1A1

      в 1938 году, вероятно, приняли на вооружение M1928A1, а потом во время войну уже удешевленные версии- М1 и М1А1
  8. +3
    12 марта 2021 18:53
    Оригинальное решение,паз для взведения затвора пальцем
    Статья интересная, автору респект
  9. +5
    12 марта 2021 18:54
    Американский пистолет-пулемёт М3 и его модификация М3А1 являются символами Второй мировой войны.


    Сначала я подумал, что раз статья о стрелковом оружии, то ее написал Вячеслав Шпаковский. В это было сложно поверить, потому что он специалист в своей области. «Смазочный пистолет» - "Grease-gun" , хотя это был, безусловно, дешевый, технологичный и массовый пулемет во время войны, определенно не был его символом. Другое дело - ППШ, MP-40, STEN или Thompson (которых производили в количестве вдвое больше, чем M3) - это были символы Второй мировой войны. M3 был ее продуктом, а не символом!
  10. +3
    12 марта 2021 19:19
    Хоршая статья, однако, замечу...
    https://topwar.ru/152814-deshevaja-zamena-tompsonu-pistolet-pulemet-m3.html
  11. +4
    12 марта 2021 19:31
    Успеху ПП М3 способствовала безударная схема свободного затвора. Благодаря двойной возвратно-боевой пружине, затвор не стучал по затыльнику ствольной коробки сбивая прицел (как у ППШ). Оттого и хорошая кучность несмотря на крупный калибр. Дальность стрельбы, конечно, маловата благодаря тому-же патрону (а не пулям, как в статье) .45 калибра. Почему-то эту особенность не отмечена оружейниками нашего полигона.
    1. +2
      12 марта 2021 21:00
      Совершенно верно подметили, мало кто об этом знает.
  12. +7
    12 марта 2021 19:31
    Гриз-ган - это да-а-а...

  13. 0
    12 марта 2021 19:32
    лучший времен второй мировой это Судаевский ППС-43 ,и патрон 7,62 на 25 тоже хорош
    1. +5
      12 марта 2021 20:49
      Цитата: Ryaruav
      лучший времен второй мировой это Судаевский ППС-43 ,и патрон 7,62 на 25 тоже хорош

      Полагаю, именно это объясняют наши капитану Трелизу в Торгау)
      После шестого бокала мозельского капитан согласился, что "маслёнка - г..но" и спел с нашими хором "Валенки"
      1. +7
        12 марта 2021 21:04
        Капитан разбирался и в вине и в оружии. laughing
        1. -5
          12 марта 2021 21:26
          Оно и видно, сидит как школьница, случайно вперевшаяся в портовый кабак
    2. Zug
      +1
      14 марта 2021 15:31
      Не слыхал такого.Рекламаций с фронта по ППС было навалом."Не оправдал" .Бойцы недолюбливали его предпочитая ППШ
  14. -6
    12 марта 2021 19:35
    Остается только восхищаться американцам, которые продавали нам всю войну по заоблачной цене фрезерованный дорогущий "Томпсон".
    Ну или удивиться, почему соответствующие органы не отреагировали на такую коллизию.
    1. +5
      12 марта 2021 19:54
      СССР не покупал, получал Томпсон по ленд-лизу.
  15. +1
    12 марта 2021 19:51
    Спасибо за интересный материал. Не знал об этом оружии.
  16. +1
    12 марта 2021 20:02
    Ну такое. Старые топсоны с бронзовыми замедлитялелями как по мне приятней.
    Хотя с данного ПП не стрелял. Но чикагское пианино 38 года опробовал.
    Мягкая машинка с хорошим темпом стрельбы. Видать из за патрона и механики более устойчивое в сравнении с США
  17. +10
    12 марта 2021 20:07
    В задней части приклада модификации М3А1 имелась специальная скоба, которая облегчала процесс снаряжения магазинов (досылание патронов в магазин). .
    Кроме скобы в принадлежности входило и отдельное приспособление для снаряжения магазинов.


  18. +4
    12 марта 2021 20:41
    для экипажей бронетехники- хороший вариант во время войны.
    Компактный, дешевый, достаточно надежный и простой
  19. +7
    13 марта 2021 03:00
    сравнение звуков выстрелов трех ПП
    1. +3
      13 марта 2021 06:52
      неожиданный у М3 звук, да и скорострельность.. как то не по размеру.. laughing
      1. +3
        13 марта 2021 14:18
        Темп стрельбы у М3, по восприятию, кажется даже меньше чем у МР-40. А темп стрельбы у МР-40 был оптимальным для ПП. Поэтому респект конструктору М3 за выбор оптимальных характеристик: мощности патрона, массы затвора и длине хода затвора в ствольной коробке.
  20. +1
    13 марта 2021 19:44
    Действительно рабочая машинка, была история, что боец посреди океана, будучи в спасательной лодке треснул М3 по морде слишком интересовавшейся им акулы, ствол погнулся, но акула отстала) И автору надо определиться в тексте пистолет-пулемёт или автомат, обратил внимание.
    1. +5
      13 марта 2021 23:18
      В отношении пистолетов - пулеметов времён войны термин автомат использовали как синоним даже в официальных документах

      Ситуация изменилась только с появлением АК, но в отношении военных лет «автомат» продолжал использоваться
      Воевавшие с ПП вполне официально назывались автоматчики
  21. Комментарий был удален.
  22. +1
    15 марта 2021 07:38
    Неплохая статья.
    Но фраза "В качестве боеприпасов использовались пистолетные пули" испортила все.
    1. 0
      24 марта 2021 12:42
      Согласен ! Сайт русскоязычный , и понятия пуля , гильза , капсуль , заряд наврядли не знакомы здесь .
      И буллетс рука лицо .
  23. 0
    16 марта 2021 13:27
    Схема, когда затвор повторяет форму ствольной коробки не очень надёжна - слишком большое трение между затвором и коробкой (комплектная маслёнка у М3 намекает). Горажду лучше, когда затвор контактирует со ствольной коробкой талько направляющими (как у ППС или ППШ).
    Хорошо, что конструкторы озаботились защитой от пыли у М3, иначе он был таким же "любимым", как и Стэн. Да и в целом собран М3 всё же нормально.
  24. 0
    24 марта 2021 12:39
    Технологичный вполне узнаваемый ПП ! И калибр внушает . Но, этот эрзац-Томпсон "не греет душу" .
    Поясню . Что у нас с ППШ ? А с ППШа у нас приклад не из проволоки(в рукопашке как винтовочный но сподручней, при стрельбе почти монолит) , патрон меньшего калибра (соответственно больше можно взять собой ) , Затвор ! Тут хоть как то через жэ, а в нашем можно и в варежках .............
    Как личное оружие экипажей боевых машин маслёнка вполне оправдывает и название и ТТХ .
    Но ....уроки НВП и регулярные политинформации выработали аллергию на оружие сделанное не в СССР.
    Поэтому я считаю, что ППС 43 круче ! А, так весьма боевое и востребованное в те времена оружие . Будь под наш калибр возможно и да , но и у нас есть оружейники ! Мнение моё сугубо субъективное .