Боевые самолеты. Немецкий «Кит», покоритель русского Севера

12
Да, этот самолет зачастую не нес на себе оружия или бомб, но список стран, в ВВС которых он служил, вызывает уважение. А уж если говорить о количестве миллионов километров, которые налетала эта лодка, то и вообще, полный восторг.





Вообще точной даты нет, но вот примерно в наше время изделие Дорнье может отметить свой вековой юбилей. Да, Клод Дорнье спроектировал своего «Кита» именно в начале 20-х годов прошлого века. А то, что лодки летали до середины века, свидетельствует только о том, что машина вышла по полной программе.



Изюминкой самолета-лодки была просто гениальная простота во всем. Все ремонтировалось с помощью минимального набора инструментов, а сердце машины, двигатели, изначально устанавливались так, что заменить их на те, что были под рукой, не представляло никакой проблемы. Чем, кстати, пользовались наши умельцы, как никто в мире.

Летающая лодка конструкции Дорнье получилась не просто удачной. Так вышло, что конструкторы заложили в нее просто огромный потенциал для модернизации, что позволило самолету прослужить столь впечатляющий срок. Гибкая конструкция, позволяющая модернизировать и адаптировать машину к различным условиям сделали «Кита» реальным шедевром.

Дорнье «Валь» приняли участие в стольких военных конфликтах и войнах, что лодке может позавидовать иной истребитель. Лодки можно было видеть над всеми континентами и всеми значимыми частями света. Сахара, Арктика, Антарктида, акватория Тихого океана.

Пожалуй, самую лучшую рекламу «Киту» сделал Руаль Амундсен, который выбрал именно этот самолет для полетов к Северному полюсу. Вообще у норвежского путешественника были теплые отношения с продукцией фирмы «Дорнье».


Говоря о работе летающих лодок Дорнье в Арктике, нельзя не отметить их участие в освоении нашего Севера.

Вообще лодки Дорнье «Валь» стояли на вооружение советских ВВС и советского ВМФ с конца 20-х годов и до середины 50-х. И в начале своей карьеры на Севере это были единственные самолеты, которые были способны вести ледовую разведку на всем протяжении Северного морского пути.

Вообще у нас «Киты» очень понравились полярным летчикам именно своей надежностью и неприхотливостью. Да, двигатели от «Роллс-Ройса» и шикарная конструкция – это реально было залогом успеха, и освоение Крайнего Севера получило довольно мощный толчок.



То, что «Валь» оказался вне конкуренции в советской полярной авиации, сыграло неожиданную роль. Были проведены дополнительные испытания, которые показали, что лодка вполне может выдержать старт с катапульты. Немцы не делали из этого секрета, и на их кораблях и судах «Киты» запросто стартовали с катапульт, но наши инженеры решили перестраховаться.

Боевые самолеты. Немецкий «Кит», покоритель русского Севера


Так что при проектировании ледоколов типа «Сталин» и ледокольных пароходов типа «Дежнев», на каждый корабль были запланированы именно эти летающие лодки, по одной единице.

В целом, Дорнье создал машину, которую можно было назвать классикой гидроавиатранспорта. «Валь» пользовался спросом, его покупали, использовали, самолет полностью оправдал все вложения в разработку и принес создателям мировую известность.

А ведь могло случиться так, что «Кит» не появился бы вообще. После поражения Германии в первой Мировой войне немцам запретили строить военные самолеты и те виды гражданских, которые могли быть перепрофилированы в военные.

До 1933 года, когда на Версаль будет плюнуто, было еще далеко, и немецкие авиаконструкторы начали расползаться по Европе. Клод Дорнье уехал в Италию, где в приморском городке Марина-ди-Пиза сперва получила прописку фирма «Dornier Metallbauten», а потом и завод «Costruzioni meccaniche aeronautiche di Pisa», где и появлися на свет первый «Кит». Основой для лодки стала летающая лодка Gs II, подвергнутая основательной доработке.

6 ноября 1922 года двигатели «Испано-Сюиза» HS8Fb мощностью 300 л.с. впервые подняли в воздух самолет, который получил название Do.J.



Учитывая степень милитаризации Италии, не вызывает удивления тот факт, что все, кроме первого экземпляра лодки выпускались в военном варианте.

Военный «Кит» должен был использоваться в качестве дальнего морского разведчика. Самолет оснащался двумя фотокамерами, плановой и перспективной. Можно было подвесить четыре бомбы весом до 100 кг на специальных пилонах, смонтированных на фюзеляже. Оборонительное вооружение состояло из двух турельных пулеметов винтовочного калибра, курсового и защищавшего заднюю полусферу.

Первым покупателем Дорнье «Валь» стала Испания. Испанцы купили 15 самолетов, плюс 19 (3 гражданских) изготовили сами по лицензии. Лодки оснащались разными моторами, «Испано-Сюиза» HS8Fb (300 л.с.), «Роллс-Ройс» «Игл IX» (360 л. с), «Элизальде» А.5 (лицензионный вариант «Лоррен-Дитрих» 12ЕЬ, 450 л.с), «Нэпир» «Лайон V» (450 л. с.). Вооружение самолетов, построенных для Испании состояло из двух пулеметов «Виккерс» калибром 7,7-мм.

Вторым заказчиком стала Аргентина. Военно-морское ведомство этой страны купило 5 самолетов с американскими двигателями «Форд» «Либерти» (400 л.с.). Вооружение аналогичное испанским моделям.

Извечные конкуренты Аргентины, чилийцы, не остались в стороне. Чили закупила 8 самолетов. Четыре с моторами «Нэпир» «Лайон V», четыре с «Роллс-Ройс» «Игл IX». Вооружались аргентинские и чилийские лодки аналогично испанским, но на них сразу смонтировали на бортах пилоны для бомбодержателей - два за пилотской кабиной и два перед задней турелью. После этого были разработаны варианты с установкой различных моторов жидкостного и воздушного охлаждения мощностью от 300 до 600 л. с.

Несмотря на то, что «Кит» выпускался в Италии, итальянское военное ведомство самолет проигнорировало, предпочитая свои лодки «Савойя-Маркетти». Было закуплено 3 военных модификации и 3 гражданских. Но военные самолеты вооружения не несли, и использовались во вспомогательных службах флота.



Флот Нидерландов стал крупнейшим приобретателем самолетов. Было поставлено 46 лодок, основное большинство изготовила по лицензии фирма «Авиоланда» (41 шт.), остальные пришли из Италии.

Двигатели «Лоррен-Дитрих» LD 12ЕЬ (450 л.с) и «Лоррен-Дитрих» «Курлис» (600 л.с).

Югославия приобрела 11 самолетов с разными двигателями: BMW VI (600 л.с.), «Гном-Рон» GR 9А «Юпитер» (480 л.с), «Испано-Сюиза» HS 12Ydrs (860 л.с.), «Роллс-Ройс» «Кестрел» (685 л.с.).

Вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов «Дарн». Масса бомбовой нагрузки югославских «Китов» достигала 1000 кг.



Советский Союз приобрел в общей сложности 22 боевые летающие лодки для нужд ВВС РККА, включавших тогда и морскую авиацию. Моторы были «Лоррен-Дитрих» LD 12Еb (450 л.с) и BMW VI (600 л.с).

Вооружение состояло из двух 7,62-мм спаренных пулеметов ДА, масса бомбовой нагрузки 800 кг.

А кроме этих машин в 30-е годы были приобретены 4 гражданских модификации с моторами BMW VI 6,0.

Как проходила служба этих самолетов.



Первыми начали испанцы. «Киты», попав «с корабля на бал», приняли участие в колониальной войне, которая началась в Марокко в 1921 году и шла до 1926-го. Лодки патрулировали прибрежную зону и перевозили различные грузы.

После окончания войны, когда испанцы оценили возможности этих самолетов, начались демонстрации и попытки установить разные рекорды. В испанских ВВС служил талантливый и смелый пилот, некто Рамон Франко. Младший брат Франсиско Франко, будущего единоличного и долголетнего властителя Испании.

В 1924 году Рамон Франко совершил перелет из Кадиса на Канарские острова и обратно. Для разгона. А в начале 1926 года Франко-младший на именной лодке «Ультра плюс» совершил перелет из Испании в Аргентину. За 59 часов и 35 минут. Расстояние, которое пролетел экипаж Франко, составляло 10 270 км, кроме того это был первый перелет через Южную Атлантику с востока на запад.



Самолет, на котором был совершен этот перелет, был подарен королем Испании Альфонсо XIII Аргентине и до сих пор находится в музее транспорта в Лухане.

Летом 1929 года Франко замахнулся на перелет через Северную Атлантику, но увы, не вышло. Пришлось совершить аварийную посадку у Азорских островов.

Машины, которые были приобретены Нидерландами, успешно выполняли различные задачи в Голландской Ост-Индии с 1927 и до середины 50-х годов.



Но гражданский вариант «Кита» добился еще больших результатов, чем военный самолет.

От военного варианта гражданский отличался увеличенной носовой частью, в которой создали закрытый салон на 8-10 пассажиров. Два пилота и механик располагались за салоном, в открытой кабине под передним двигателем.



В качестве пассажирского гидросамолета «Валь» эксплуатировались в Бразилии, Италии, Германии.

Итальянцы на одной из гражданских машин пытались совершить перелет через Атлантику в 1926 году, но попытка экипажа под командой лейтенанта Пинедо оказалась неудачной. Самолет разбился и погиб механик.

«Киты» летали из Рима в Палермо, Барселону и Александрию. Работала трасса Бриндизи-Афины-Стамбул. Немецкие лодки летали из Гамбурга и Киля в Скандинавию и Прибалтику. Но самым впечатляющим был маршрут Травемюнде - Лиссабон - Кадис - Лас-Пальмас (Канарские острова) и обратно с грузом почты.



По одному гражданскому самолету Дорнье «Валь» имелось в Колумбии, Великобритании и Португалии. Эти машины также использовались в качестве почтовых и высоко оценивались летным и техническим составом за надежность и удобство обслуживания, хорошую мореходность и дальность полета. С дополнительными баками «Валь» мог пролететь до 2200 км. Ну и вполне приличная грузоподъемность.

Возвращаясь к теме рекордов, стоит сказать, что немецкий летчик Вагнер и итальянец Гроссио побили в общей сложности 20 мировых рекордов в полетах с полезной нагрузкой только в течении 1925 года.



Немудрено, что «Китом» заинтересовались в Советском Союзе, где гидроавиация переживала в 20-х годах не лучшие времена. Впрочем, любая авиация в то время в СССР переживала очень тяжелые кризисные моменты.

На Балтике летали поплавковые «Юнкерсы» Ю-20/Ju.20, на Черном море древние «Савойя-Маркетти С-16». Отечественные МУ-1 и МР-1 уже были в производстве, но их дальность полета была совсем уж незначительной, а мореходность и того ниже. А нужен был реально дальний разведчик, которого не было совсем. Единственным самолетом отечественного производства была летающая лодка Григоровича М-24, машина очень посредственная и неудачная.

Так что можно сказать, что Клод Дорнье выручил советские ВВС, продав самолеты в СССР и тем самым сняв головную боль с командования ВВС РККА.

За прототип выбрали самолеты, которые выпускались для Чили. При этом оборудование на них устанавливалось не немецкое, а «сборная солянка»: английские пулеметы «Виккерс» и компасы, французские турели и фотоаппараты, итальянские радиостанции, немецкие часы и так далее.

Главным отличием от прототипа явились моторы «Лоррен-Дитрих 12ЕЬ», мощностью 450 л. с. Немцы предлагали и другие варианты, но эти французские двигатели были известны советским инженерам.

Самолет очень понравился советской стороне, поскольку на голову превосходил все, что было в распоряжении Управления ВВС РККА.


Отчеты были полны положительных оценок. Простой и легкий в управлении, прекрасный доступ к моторам, сухой и быстрый взлет, простая и легкая посадка. Единственным недостатком оказалась скорость, которая составляла всего 167,8 км/ч, что было значительно ниже заявленной в 195 км/ч. Плюс советских инженеров всерьез беспокоили вибрации моторной установки.

В итоге все решилось подбором винтов, более подходящих для высокооборотистого двигателя. Ими оказались винты британской фирмы «Фэйри-Рид». С ними скорость достигла 187 км/ч, а рабочий потолок поднялся до 3435 м. Относительно вибрации немецкие специалисты дали заверения, что ее уровень не опасен для цельнометаллического самолета.

Модификация для СССР получила индекс Do.J Bos. Самолет оказался несколько тяжелее предшественников, увеличение веса произошло из-за требования советской стороны увеличить бомбовую нагрузку. В итоге вместо 4 бомб по 82 кг стало возможно подвешивать 2 бомбы по 250 кг и 4 бомбы по 80 кг. 250-кг бомбы подвешивали к «жабрам», а не к пилонам на фюзеляже.

Более поздние поставки Дорнье «Валь» в СССР оснащались моторами BMW VI 6,0 мощностью 600 л. с.



Максимальная нагрузка в 2600 кг не была пределом для «Кита». Реально можно было нагружать самолет 3 000 кг полезной нагрузки. Правда, платить за это приходилось увеличенным до 2 километров пробегом при взлете и ухудшением мореходных качеств, но когда это останавливало русских? Особенно, если надо?

Под полезной нагрузкой имелось в виду и топливо. Радиус действия «Кита» с дополнительным топливом позволял, например, охватить все Черное море. С «Юнкерсами» и «Савойями» об этом нельзя было даже мечтать. Наконец у советских ВМС появились реальные глаза над водой.



Самолеты использовались столь активно, что многие из числа черноморских и балтийских к 1930 году выработали свой ресурс. Но вообще к середине 30-х годов «Валь» начал устаревать. Точнее, появились более новые модели, которые не уступали по дальности, но были дешевле.

Так Управление ВВС РККА решило вместо лодок Дорнье закупить итальянскую «Савойя-Маркетти С-62», которая почти не уступала «немке» в дальности, зато превосходила в скорости и потолке. Еще итальянская лодка была хуже в мореходности и не пользовалась репутацией надежной, но стоила изрядно меньше «Кита».

Но были страны, которые не стали закупать самолеты, а наладили лицензионное производство, благо, Дорнье не был против.

Японцы подошли к вопросу так: купили лицензию на производство гражданского варианта, а «там посмотрим». Но военные модели они так и не освоили, а пассажирскую значительно переделали, поменяв местами кабину пилотов и салон пассажиров. Выпущено было не так много самолетов, которые выполняли рейсы на Шанхай.

Голландцы тоже наладили производство, но военных гидропланов. Они были им весьма полезны в колониях. Настолько, что специально для этого была создана производственная фирма «Aviolanda maatschappij voor vliegtuigbouw». «Авиоланда» выпустила 41 самолет, которые были перевезены морем в колонии.

Летающие лодки базировались на Морокрембанган, а для действий в отдаленных районах была организована сперва плавбаза «Кастор», а потом ее сменил более современный корабль «Поолстер».

Голландские лодки летали по всему региону, наблюдая за перемещением флотов других стран. И им даже удалось принять участие в настоящем морском сражении. В январе 1933 года на броненосце «Де Зевен Провинсиен» у берегов Суматры началось восстание. Экипажи летающих лодок атаковали восставший крейсер бомбами и добились попаданий. Одна бомба попала в мостик, было убито 19 человек и ранено 11, четверо из них умерли позже. Можно сказать, что экипажи «Китов» были инструментами, подавившими восстание.



В 1938 году голландцы начали заменять Дорнье «Валь» на Do.24К, более новые трехмоторные лодки, для которых «Авиоландой» была приобретена лицензия. Но все работоспособные на момент начала боевых действий на Тихом океане «Киты» приняли участие во Второй Мировой войне против Японии. В основном в качестве патрульных и спасательных самолетов.

Испанцы также наладили выпуск столь понравившихся летающих лодок у себя в Кадисе. Для этого была создана фирма «Construcciones aeronáuticas sociedad anónima» (Акционерное авиастроительное общество), которая изготовила 19 машин.

Эти машины приняли непосредственное участие в Гражданской войне, патрулируя прибрежные воды и даже в качестве ночного бомбардировщика. Известно, что последний испанский Дорнье «Валь» списали 25 сентября 1950 года. Это рекорд продолжительности службы «Китов».

Нельзя не обойти вниманием два самолета, которые купил американец Л. Элсуорт для Р. Амундсена. Норвежский полярный исследователь оценил цельнометаллическую конструкцию самолета, которая позволяла эффективно использовать самолет как в тропиках, так и в условиях Крайнего Севера.

Потому Элсуорт купил для Амундсена два «Кита», а Амундсен снарядил экспедицию. Каждый самолет имел 3000 литров топлива, 180 литров масла, 500 кг различных припасов и трех членов экипажа. Оснащались самолеты моторами «Игл» от «Роллс-Ройса».

Именно на этих самолетах 21 мая 1925 г. летчики Л. Дитрихсон и X. Рисер-Ларсен, исследователи Р. Амундсен и Л. Элсуорт, бортмеханики О. Омдаль и К. Фохт отправились на штурм Северного полюса. Однако из-за технических поломок пришлось садиться в районе 88-й параллели, при этом один самолет получил тяжелые повреждения.

Второй самолет (№25) вернулся на Шпицберген и его дальнейшая судьба достойна детектива.


В 1927 году его купил ирландский летчик Картни, который попробовал пересечь на «Ките» Атлантику. На подлете к острову Ньюфаундленд загорелся один из моторов и пришлось садиться на воду. Экипаж был подобран проходящим мимо пароходом, а самолет спасли и вывезли на другом корабле. Корабль был итальянским и самолет оказался в Италии.

После ремонта, путем сложных махинаций самолет попал в Германию и оказался в учебном центре в городе Листе. Там моторы «Роллс-Ройс» заменили на BMW VI и самолет обучал будущих морских летчиков.

А в 1930 году его буквально «одолжил» летчик Вольфганг фон Гронау и совершил на нем перелет из Листа в Нью-Йорк через Исландию и Гренландию. Самолет вернулся в Лист на борту теплохода и еще около двух лет использовался в качестве учебного.



Две итальянские лодки «Валь» участвовали в поисках экипажа дирижабля Умберто Нобиле, потерпевшего аварию в Арктике. Эти машины интересны тем, что на них впервые пилотскую кабину выполнили закрытой.

Но, пожалуй, ни на одну страну мира «Киты» не поработали так, как на СССР в плане работы в Арктике. Первый «Валь» появился на советском Крайнем Севере в 1928 году. Лодку назвали «Моссовет» и только за зиму 1928-29 года она перевезла 135 пассажиров, 2,5 тонны почты, налетав более 100 тысяч километров. Причем, «Кит» летал как с воды, так и с ледяной поверхности. В этом плане ресурс машины впечатлял.

В том же 1928 году экипаж другого самолета, «Советский Север», пытался совершить перелет по Северному морскому пути из Владивостока в Ленинград. Руководил перелетом Г. Д. Красинский, но увы, полет не увенчался успехом. Из 14 000 км экипаж преодолел только 6 000 км, а из-за аварии в Колючинской губе пришлось вернуться во Владивосток.

Третий самолет, названый «Комсеверопуть» под управлением известного летчика Бориса Чухновского, помогал ледовой разведкой ледоколу «Красин», осуществлявшего проводку судов по Северному морскому пути.

Именно «Комсеверопуть» участвовала в фотосъемке Ангарстроя, обследовала район падения Тунгусского метеорита, а в августе прибыла на Новую Землю. С помощью трех ледовых разведчиков за навигацию 1930 г. удалось провести через Карское море 46 судов.

Успешное применение Дорнье «Валь» на первых порах обусловило рост количества этих лодок на Севере. Лодки как закупались, так передавались из состава ВВС по мере списания. Они вели ледовую разведку, доставляли людей и грузы на отдаленные зимовки, использовались при проведении научных исследований в Арктике.

В экстремальных условиях севера «Киты» не раз продемонстрировали удивительную прочность и надежность. В числе тех, кто летал на Дорнье «Валь» летали такие знаменитые впоследствии летчики, как И. В. Доронин, М. И. Козлов, И. П. Мазурук, В. С. Молоков.

В. С. Молоков в 1936 г. совершил перелет протяженностью 26 000 км по маршруту Красноярск - Усть-Кут - Якутск - Нагаево - Петропавловск-Камчатский - Командорские острова - Анадырь - о. Врангеля - бухта Роджерса - о. Вайгач, а затем через Архангельск прибыл в Москву.

До самого начала Великой Отечественной войны гидросамолеты Дорнье «Валь» оставались в рядах советской полярной авиации.

А потом началась Вторая Мировая война. И самолеты Дорнье, которые к тому времени ну никак нельзя было бы назвать полноценными и современными, пошли воевать.



«Киты» ВВС Голландской Ост-Индии вступили в войну и приняли участие в ее начальном этапе. У голландцев осталось не так много этих лодок. Один «Дорнье» был сбит японскими истребителями в феврале 1942 года, еще один японцы сожгли в марте при авианалете на аэродром. Остальные, видимо, были уничтожены японцами на захваченных аэродромах, поскольку среди остатков ВВС Голландской Ост-Индии, которые эвакуировались в Австралию, Дорнье «Валь» не числились.

Воевали и югославские машины. Недолго, но воевали. Парк югославской морской авиации был весьма разношерстный, но насчитывал более 10 машин разных лет постройки и комплектаций. После начала войны Италии с Грецией гидросамолеты Югославии патрулировали Адриатическое море в приграничных районах. Имелось на вооружении даже судно-база гидроавиации «Змай».



Югославским самолетам не повезло, в основном они были выведены из строя или уничтожены итальянской авиацией.

Были призваны на военную службу и советские «Киты». В основном, правда, они выполняли обязанности транспортных самолетов. Кроме того, летающие лодки выполняли и поисково-патрульные обязанности, как 2 особая группа знаменитого полковника И. П, Мазурука, работавшая на Северном флоте.

Эти самолеты были перевооружены, спаренные пулеметы ДА были заменены ШКАСами. «Киты» вели ледовую разведку, перевозили почту и грузы, искали подводные лодки противника. Лодки «Дорнье» эксплуатировались на Северном флоте до начала 1942 года, затем их начали менять на «Каталины».

На Тихоокеанском флоте лодки летали до середины 1942 года в составе 132-ю смешанной эскадрильи.

В целом, за более чем четвертьвековую службу Дорнье «Валь» стали классикой гидроавиации. Это действительно были роскошные летающие лодки, простые и надежные. Клод Дорнье создал просто прекрасный самолет, который вошел в историю мировой авиации.

ЛТХ Do.J/Dо.16 Bos

Размах крыла, м: 22,50
Длина, м: 16,20
Высота, м: 4,70
Площадь крыла, м2: 96,00

Масса, кг
- пустого самолета: 3 630
- максимальная взлетная: 5 700

Двигатель: 2 x BMW VI 6,0 х 600 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 185
Крейсерская скорость, км/ч: 160
Практическая дальность, км: 3 600
Практический потолок, м: 3 500

Экипаж, чел: 2-4

Вооружение:
- один пулемет 7,62-мм в носовой турели
- один пулемет 7,62-мм в хвостовой турели
- бомбы до 1000 кг на внешних подвесах

Всего было изготовлено более 250 самолетов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    18 марта 2021 06:58
    Спасибо за интересную статью,удивительный самолет!
  2. +3
    18 марта 2021 08:29
    Поблагодарю автора за развернутый репортаж. Читал о "ките" ещё в детстве. Если не ошибаюсь, упоминал о нем Водопьянов в своей книге "полярный летчик". Но я не думал, что у этой летающей лодки такая богатая биография.
    1. +6
      18 марта 2021 16:54
      летающая лодка Do.J "Wal"в советской полярной авиации








      Do.J "Wal" СССР Н-2 Сигизмунда Александровича Леваневского
  3. +2
    18 марта 2021 09:04
    интересная статья. спасибо.
  4. +2
    18 марта 2021 10:41
    Была книга 50-х годов выпуска. Называлась "Записки штурмана". Автора не помню, но интересно написанная и с замечательными иллюстрациями. Так вот летал экипаж этого штурмана на Дорнье Валь. В тексте это не подчёркивалось, но на иллюстрациях был Кит. Самолёт крепкий и летучий. Выручал в тяжёлых ситуациях. Арктика - это экстримальное место и можно только поражаться, как советские лётчики работали в тех условиях. Герои.
    1. +2
      18 марта 2021 12:05
      Цитата: Джон22
      Была книга 50-х годов выпуска. Называлась "Записки штурмана". Автора не помню, но интересно написанная и с замечательными иллюстрациями

      Автор
      Валенти́н Ива́нович Аккура́тов (1909—1993) — советский штурман полярной авиации, заслуженный штурман СССР, писатель.
      В полярной авиации с 1934 года, в период с 1947 по 1971 год занимал должность старшего штурмана полярной авиации. Автор учебника по навигации, создатель нового метода самолётовождения в полярных широтах.
      Книга выпускалась и в поздние годы, у меня она была издания 70-х годов. В журнале "Вокруг Света" в 70-е годы печатались также повести и рассказы этого великого арктического ШТУРМАНА. Очень много интересного,так-же , по моему, в журнале Т-М была его статья про встречу с шаровуй молнией... Да и так у него было много разных статей и расказов про полярную авиацию.
  5. +5
    18 марта 2021 11:56
    увеличенным до 2 километров пробегом при взлете
    Пробег это растояние который проходит смлёт от касания взлётной полосы( водной поверхности ), до его остановки. А вот растояние от начала движения до отрыва от ВПП или водной поверхности называется РАЗБЕГОМ.
  6. 0
    18 марта 2021 12:02
    Спасибо роман интересная статья честно не знал про такой самолётик
  7. +2
    18 марта 2021 18:04
    Клод Дорнье уехал в Италию, где в приморском городке Марина-ди-Пиза сперва получила прописку фирма «Dornier Metallbauten», а потом и завод «Costruzioni meccaniche aeronautiche di Pisa»
    Dornier-Metallbauten GmbH в Марина-ди-Пиза никогда прописки не имела, она всегда была "прописана" во Фридрихсхафене.
    В Марина-ди-Пиза с 1917 года существовало производство гидросамолетов итальянской фирмы Cantiere Navale G. Gallinari. В 1921 году на базе авиационного подразделения этой компании была организована фирма Società Anonima Italiana Costruzioni Meccaniche - SAICM, которая на заводе в Марина-ди Пиза занималась производством самолета Dornier Wal по лицензии.
  8. 0
    18 марта 2021 20:41
    Машины, которые были приобретены Нидерландами, успешно выполняли различные задачи в Голландской Ост-Индии с 1927 и до середины 50-х годов.


    «Киты» ВВС Голландской Ост-Индии вступили в войну и приняли участие в ее начальном этапе. У голландцев осталось не так много этих лодок. Один «Дорнье» был сбит японскими истребителями в феврале 1942 года, еще один японцы сожгли в марте при авианалете на аэродром. Остальные, видимо, были уничтожены японцами на захваченных аэродромах, поскольку среди остатков ВВС Голландской Ост-Индии, которые эвакуировались в Австралию, Дорнье «Валь» не числились.



    Итак, в конце концов, когда голландский «Дорнье Вал» летал в голландской Ост-Индии? До середины 1950-х или середины 1942 года?
  9. 0
    18 марта 2021 20:44
    Интересно если бы в нашем Б-12 сделали бы по такой же схеме , два ТВД в одной мотогондоле над крылом, самолет наверное был бы не хуже чем двигатели на крыльях .
  10. 0
    18 марта 2021 21:06
    Самолет любопытный, можно сказать заслуженный. Поработал много в свое время. Однако нижнее крыло-поплавок наверное сильно ограничивал мореходность. Как он садился при волнении? Острые поплавки и киль гидросамолета волны обычно прорезают, а тут обширная плоская поверхность. Это ж как в тазике с лестницы кататься, вибрация жуткая будет. Поломает волнами эти поплавки.
  11. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»