Боевые корабли. Крейсера. И ради чего все это было?

56
О семействе японских легких крейсеров типа Кума» мы уже говорили, теперь есть смысл рассмотреть одного из представителей класса чуть подробнее. Он того заслуживает, и не потому, что один выжил из всей семьи, а потому, что стал объектом нешуточных экспериментов.

Да, угадали. «Китаками».



Боевые корабли. Крейсера. И ради чего все это было?

Девизом этого корабля мог стать лозунг «Живу в эпоху глобальных перемен!» Справедливо, кстати.

То, что японцы были очень крутыми ребятами, способными даже адскому пингвину приделать поплавки и прицепить торпеду – это факт. И все время их эксперименты лично у меня вызывали просто благоговейный трепет, потому что реально ну ничего святого не было для них.

Одна сомнительная переделка линкоров в авианосцы чего стоит. И я не о «Синано», там все более-менее прилично было оформлено. Это в сторону «Хюга» и «Исэ», которые линкорами быть перестали, а вот авианосцами не смогли.


Ну, примерно, как наш «Адмирал Кузнецов», ни авианосец, ни крейсер. Вот и эти были, «неведомые зверушки», если по сказочному.

А что, крейсера из другого металла сделаны? Почему нельзя над крейсерами поизгаляться? Запросто. Если микадо прикажет, самурай что ответит? Воот… Из линейного крейсера «Акаги» вполне получился нормальный авианосец. Были проекты переоборудования во что-то авианесущее тяжелых крейсеров «Аоба», дошел этот процесс и до легких крейсеров.

«Китаками» крупно «повезло». Его в авиаматку решили не превращать. Но это не значит, что все было прекрасно. Я бы сказал, что наоборот, ни над одним кораблем в японском императорском флоте (а значит, и во всем мире) так не издевались.


Историю появления крейсеров типа «Кума» мы оставим в стороне (ссылка), по сути тип «Кума» должен был стать противовесам американским крейсерам типа «Омаха». Это была очень непростая задача, поскольку изначально в проекте крейсера напоганили изрядно.

«Кума» вряд ли мог что-то противопоставить «Омахе», поскольку у «Кумы» из семи орудий по носу или корме могли стрелять только три, а в бортовом залпе принимали участие шесть орудий. У «Омахи» было не сильно, но лучше. По носу и корме могли стрелять по шесть орудий, бортовой залп – восемь орудий из двенадцати.

А вообще у «Кума» изначально по проекту вообще было водоизмещение 3 500 тонн и 4 орудия 140-мм…

Поняв, что недолидер/переэсминец императорскому флоту не нужен, он нужен как раз американцам, которые будут на нем оттачивать свои навыки стрельбы, японцы начали переделывать «Кума».

Переделка первая


Орудий стало 7. Уже лучше. Дальность плавания увеличили с 6 000 до 9 000 миль. Мощность машин тоже увеличили почти вдвое, с 50 до 90 тысяч л.с. В итоге полное водоизмещение скакнуло с 4 900 до 7 800 тонн. Скорость тоже снизилась, с 36 до 32 узлов, но теперь это стало не так критично. Лидировать эсминцы «Китаками» уже не мог, но это было и не в его основных обязанностях.

Причем, экономить пришлось опять на всем. Даже орудия разместили в полубашнях, то есть, в башнях без задней стенки. Причем, толщина стенок была целых 20 миллиметров, так что можно сказать, что защиты у орудийной прислуги не было совсем.


Зато следуя новой концепции торпедных кораблей, на «Китаками» установили вместо двух трехтрубных торпедных аппаратов калибром 533-мм установили четыре двухтрубных. Да, ставить пришлось побортно, зато углы пуска торпед оказались весьма удобными. Лучше, чем у «Омахи».



В общем, корабль «потолстел», стал больше похож на крейсер, но черты лидера эсминцев все-таки остались: слабое бронирование, которое могло защитить от снарядов эсминцев (120-127-мм) на больших (40-50 кабельтовых) дистанциях, а от снарядов реальных легких крейсеров (152-мм) еще на больших расстояниях.

Артиллерия была хорошо усилена, равно как и торпедное вооружение. Так что получилось что-то между нормальным легким крейсером и лидером эсминцев. Крейсер-скаут, но с невысокой скоростью. В общем – так себе получилось. Очень легкий крейсер, который мог бороться только с эсминцами и миноносцами.


Зенитное вооружение тоже было слабым. Два 76-мм универсальных орудия и два 6,5-мм пулемёта. Так что пользуясь случаем, вместо них установили пулеметы 13,2-мм и спаренные зенитные автоматы 25-мм.

Построив кучу кораблей (14 шт) типов «Кума», «Нагара» и «Сендай», японцы несколько успокоились, и занялись эсминцами и тяжелыми крейсерами. Легкие крейсера всех типов понемногу устаревали, а потому частично были выведены в резерв.

К тому времени на роль основной ударной силы понемногу начали выходить эсминцы с «длинными копьями», торпедами 610-мм. Под эти корабли и торпеды даже перекраивалась тактика всего флота. Идеальный ночной бой, который отрабатывался японцами, в их представлении смотрелся так: малозаметные корабли подходили к противнику и с небольшого расстояния в 30-50 кабельтовых выпускали косяк торпед. Исходя из того, что хоть какое-то количество да попадет.

Потом корабли подходили бы к поврежденному противнику и просто добивали его, либо артиллерией, либо перезарядив торпедные аппараты.

Кстати, что-то такое японцы вполне продемонстрировали в бою у острова Саво и в сражении в Яванском море, которые стоили союзникам большого количества потерянных кораблей.

Для реализации этой концепции требовались корабли, которые вооружались бы большим количеством торпедных аппаратов.

И кому-то в морском министерстве пришла в голову мысль переделать в торпедные корабли некоторое количество устаревших легких крейсеров. 140-мм орудия решили снять, для защиты от самолетов и мелких неприятностей установить универсальные 127-мм орудия, по две спаренных установки на носу и корме.

А все пространство между полубаком и кормовой надстройкой занималось одиннадцатью четырёхтрубными 610-мм торпедными аппаратами. По пять аппаратов на каждом борту и один в диаметральной плоскости. То есть, на борт в максимальном залпе «Китаками» мог выстрелить 24 торпеды, а на другой борт – 20.

Проект был жутковат. Учитывая, что переделать хотели три крейсера, «Китаками», «Оои» и «Кисо», получился бы весьма многообещающий дивизион, способный в течении короткого времени засеять море вокруг себя 132 торпедами 610-мм.


Вот можно было бы и не заморачиваться перезарядкой. Любому противнику было бы не до чего после такого залпа.

Однако проект «не сыграл».

Для начала выяснилось, что в стране откровенный дефицит и торпедных аппаратов, и 127-мм орудий, и дефицит настолько серьезный, что о перевооружении трех кораблей речь вообще идти не может. Два – еще туда-сюда, а три – никак. И верфи загружены по полной программе.

Но тем не менее, все-таки возможности были найдены.

Переделка вторая. 1941 год

Два корабля, «Китаками» и «Оои» начали переделывать в «торпедные крейсера».

Правда, свободных 127-мм орудий так и не смогли найти, оставили четыре 140-мм орудия в носовой части. Торпедных аппаратов тоже пришлось установить не 11, как планировалось изначально, а «всего» 10.

Но для того, чтобы разместить такую прорву торпедных аппаратов и торпед для них, пришлось расширить палубу на 3,3 метра. По обеим бортам было устроено что-то вроде спонсонов, которые протянулись на 75 метров от среза полубака до кормы. Спонсоны немного нависали над водой. На них размещались торпедные аппараты, опорные тумбы которых опирались на борта. Между аппаратами и надстройками была установлена рельсовая система подачи торпед на перезарядку. Крейсер имел возможность быстрой перезарядки торпедных аппаратов в море.


Кормовую надстройку изрядно расширили и обустроили там склад запасных торпед.

Для управления стрельбой установили новую систему управления артиллерийским огнем «Тип 92» с шестиметровым дальномером новой конструкции, а старую систему «Тип 91» и четырехметровый дальномер отдали для стрельбы торпедами.

Однако расширение палубы и установка 10 торпедных аппаратов сильно повлияла на развесовку корабля, значительно увеличив верхний вес. Пришлось по максимуму облегчать корабль именно на палубе. Были сняты кран для гидросамолета и катапульта, с мачт убрали посты наблюдения. Тем не менее, стандартное водоизмещение все равно выросло до 5 860 тонн.

И в таком виде «Китаками» и «Оои» отправились воевать. Оба корабля вошли в состав 9-й дивизии крейсеров Первого флота, «Китаками» стал флагманом контр-адмирала Фукудаи.

Правда, с боевыми действиями не заладилось. С декабря 1941 и по май 1942 года крейсера приняли участие в проводке двух конвоев на Пескадорские острова.


29 мая 1942 года оба крейсера в составе Главных сил адмирала Ямамото участвовали в битве при Мидуэе. Правда, вместо торпедных атак крейсера занимались противолодочной охраной колонны линкоров.

А на половине пути к Мидуэю «Китаками» и «Оои» вообще пошли на Алеутские острова, участвуя в операции по отвлечению американских сил от Мидуэя. В общем, острова Кыска и Атту были захвачены, но на битву у Мидуэя это не повлияло. Американцы, проводившие свою операцию, проигнорировали захват Алеутов и разбили японские силы у Мидуэя, пока алеутский отряд занимался откровенным ничегонеделанием возле Алеутских островов.

Получилось так, что торпедные крейсера не произвели ни одного пуска торпед в сторону противника. А пока «Китаками» нарезал возле Алеутских островов, в Главном штабе признали идею с торпедными крейсерами неудачной.

Не совсем понятно, почему Ямамото приговорил торпедные крейсера, не дав им ни единого шанса на победу. Но факт, что именно сам Ямамото рекомендовал в своем докладе в императорской ставке что-то сделать с этими кораблями.

И оба торпедных крейсера пошли в арсенал в Йокосуку…


Переделка третья. Июнь 1942 года

В главном штабе флота решили сделать из торпедных крейсеров десантные корабли. В июне 1942 года крейсера лишились части своего вооружения. Были оставлены два носовых 140-мм орудия, два убрали. Из 10 торпедных аппаратов убрали 4, которые были в кормовой части. Но и оставшиеся 24 трубы с торпедами представляли собой значительную силу. И было усилено зенитное вооружение путем добавления трех строенных зенитных автоматов 25-мм. Количество 25-мм стволов достигло тринадцати, но этого все равно было откровенно маловато для успешной обороны от самолетов.

Вместо четырех кормовых торпедных аппаратов оборудовали места для двух десантных катеров «Дайхацу», а в бывшем складе торпед оборудовали помещения для десантников. Теперь «Китаками» мог взять на борт до 500 человек с оружием и до 250 тонн различных грузов.

Переделка была закончена в ноябре 1942 года, и тогда корабли были готовы начать работу в новой ипостаси. Вообще все это было довольно многообещающим делом, поскольку японцы уже имели опыт переделки в десантные транспорты эсминцев типа «Минекадзе». Но эсминцы не могли перебрасывать тяжёлую технику, а вот бывший крейсер с расширенной палубой подходил для этого как нельзя лучше.


Единственное, что мешало японцам – это американская авиация, которая понемногу начала захватывать превосходство в воздухе и осложнять действия по доставке грузов японцам.

С октября 1942 по март 1943 года «Китаками» и «Оои» занимались перевозками войск с Филиппин на острова Вевак или Рабаул, реже – Шортленд. Затем крейсера работали на бывших голландских территориях на островах Индийского океана.

Во время одного из таких рейсов 27 января 1944 года «Китаками» был атакован американской подводной лодкой «Темплэр» в 110 милях от Пенанга. Американцы выпустили в «Китаками» шесть торпед и попали двумя. Обе торпеды рванули в районе машинного отделения в корме. Корабль принял 900 тонн воды, погибли 12 членов команды, но экипаж отстоял корабль и привел его в Порт-Сваттэнхэм. После небольшого ремонта «Китаками» ушел на ремонт в Сингапур, потом в Манилу, а заканчивали восстановление корабля в Японии.

А вот оставшемуся в одиночестве «Оои» не повезло. Корабль перевозил войска в Манилу и Соронг из Сингапура. На переходе в Манилу 19 июля 1944 года был атакован американской подводной лодкой «Флешер», которая выпустила по кораблю 4 торпеды.

В «Оои» попали тоже две торпеды, как в «Китаками», но результат был несколько иной. От вспыхнувшего топлива начался очень сильный пожар и корабль потерял ход. Через два часа американцы угостили «Оои» еще двумя торпедами и на этом боевая служба крейсера «Оои» закончилась. Через два часа корабль затонул окончательно и бесповоротно.

Переделка четвертая. Январь 1945 года

Раз уж «Китаками» здесь, в Японии, а почему бы его не переделать еще раз? Так, наверное, думали в главном штабе императорского флота. И переделали в носитель человеко-торпед «Кайтен».

Все торпедные аппараты были сняты. Были убраны и крепления для десантных катеров. Взамен в корме «Китаками» были установлены специальные рельсы, по которым должны были сбрасываться в воду человеко-торпеды «Кайтен».



При помощи этих простых приспособлений восемь торпед «Кайтен» можно было бы спустить на воду за 8 минут. На второй мачте был установлен 30-тонный кран для подъема торпед на борт.

140-мм орудия все-таки заменили на две 127-мм спаренных универсальных установки. Одну установили в носовой части, вторую – на кормовой надстройке.

На носовой надстройке и по бортам на сохранившихся спонсонах установили 56 стволов зенитных автоматов – двенадцать строенных, два спаренных и восемнадцать одинарных.


Плюс «Китаками» получил две РЛС управления зенитным огнем «Тип 13», а также РЛС надводного обнаружения и управления огнём «Тип 22» модели 4S. Так «Китаками» стал еще и кораблем ПВО.

Был и не очень приятный момент: американские торпеды разнесли кормовое машинное отделение и в ходе ремонта пришлось демонтировать поврежденные механизмы. В результате мощность упала до 35 000 л.с., а скорость до 23 узлов.

«Китаками» вступил в строй после переделки 21 января 1945 года, вошёл в состав Специального диверсионного соединения «Кайтен», однако применить своё оружие крейсеру так и не пришлось, хотя тренировки по его использованию проводились активно.


Дважды, 19 марта и 24 июля, «Китаками» получал повреждения при налётах американской авиации, но каждый раз они оказывались довольно лёгкими.

«Китаками» оказался единственным из «5 500-тонных» крейсеров, дожившим до конца войны, и сдался американцам. В августе 1945 года он был разоружён и до октября использовался в качестве репатриационного корабля, вывозя японских поселенцев из Индокитая. В октябре 1946 года корабль был отправлен в Нагасаки на разборку, которая завершилась в апреле 1947 года.

Интересная судьба. Торпедный крейсер, на выпустивший ни одной торпеды. Носитель торпед с камикадзе, не сбросивший ни одной «Кайтен». Очень странно, но в целом – неплохо.

Можно выразить вот такую мысль: если бы японцы хорошо понимали, какие проблемы необходимо решить в первую очередь, думаю, вряд ли появились бы на свет божий такие уродцы, как недокрейсер, недотрансорт, недоавиаматка и так далее.


Проблема японцев была в том, что они тратили слишком много ресурсов на реализацию «сырых» объектов. И «Китаками» - лучшее тому подтверждение.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -13
    21 марта 2021 05:02
    С появлением авиации и подводных лодок, все эти линкоры с крейсерами просто превратились в ржавые консервные банки, в которых в довоенное время было вложено колоссальное количество денег и которые во время двух мировых войн просто простояли в своих базах...
    1. +15
      21 марта 2021 07:51
      Почитайте больше про примение НК во время ВМВ,чтобы не писать чепухи.
    2. +3
      21 марта 2021 11:49
      Цитата: Xlor
      С появлением авиации и подводных лодок, все эти линкоры с крейсерами просто превратились в ржавые консервные банки, в которых в довоенное время было вложено колоссальное количество денег и которые во время двух мировых войн просто простояли в своих базах...

      Вы бы на ВО поостереглись такую чушь-то писать.
      Пример Тирпица, два года проторчавшего во фьорде, не показателен.
      Что же до крейсеров ВМВ, то их было, емнип, около 350-ти, около 140 из них погибли.
      1. -7
        21 марта 2021 19:38
        И что же сделали во ВМВ войне эти самые крейсера?
        1. +1
          22 марта 2021 19:22
          Цитата: Xlor
          И что же сделали во ВМВ войне эти самые крейсера?

          То, для чего их и строили: прикрытие главных сил флота, борьба с надводными рейдерами, эскорт конвоев и десантных соединений, борьба с лёгкими (и нелёгкими smile - в "пятницу 13-го" или в заливе Сирт) силами противника.
          1. 0
            23 марта 2021 11:47
            То, для чего их строили, так и не произошло.
            Адмиралы, как всегда, были готовы к прошлой войне...
            1. 0
              23 марта 2021 12:11
              Цитата: Xlor
              То, для чего их строили, так и не произошло.

              Всё произошло. На средиземке британские КР умудрились даже поработать в классической роли разведчиков при эскадре ЛК.
              1. 0
                23 марта 2021 14:03
                Зайду с другой стороны.
                ЛК зачем нужны?
                И как они себя проявили во время ВМВ?
                1. 0
                  23 марта 2021 18:11
                  Цитата: Xlor
                  Зайду с другой стороны.
                  ЛК зачем нужны?

                  Для борьбы с себе подобными. smile
                  Цитата: Xlor
                  И как они себя проявили во время ВМВ?

                  В основной роли - вполне неплохо. "Бисмарк" утопил "Худа". "Кинг" и "Родней" - "Бисмарка", причём в полном соответствии с британской довоенной тактикой - авианосец сбивает противнику ход, а потом с горы медленно спускаются ЛК. С "Тирпицем" английским "большим горшкам" так не повезло - в операции Sportpalast все "Альбакоры" промахнулись, а в операции Rösselsprung немецкое соединение вообще повернуло обратно, не дожидаясь прибытия авианосной авиации. Зато "Шарнхорст" попался "Дюку".
                  В Средиземке АВС даже смог устроить линейный бой - у Пунто-Стило. Да и бой у Матапана состоялся лишь потому, что АВС пытался догнать отходящий ЛК "Витторио Венето".
                  На другой стороне земли ЛК тоже не простаивали в базах. "Хией" получил тяжёлые повреждения в бою с крейсерами Каллагана, не позволившие уйти затемно за радиус американской авиации. Через два дня "Кирисима" в тех же краях встретился с "Вашингтоном" и "СоДаком" - и не пережил этой встречи (16" снаряды с 30 кабельтовых - от такого даже "Ямато" поплохело бы).
                  Ну а напоследок американские "стандартные ЛК" выстроили линию аж из 6 ЛК - "ВиВи", "Мэриленд", "Миссисипи", "Теннеси", "Калифорния" и "Пенсильвания". Но до неё дошёл только "Ямасиро", а "Фусо" угодил в приготовленное американцами по японскому рецепту блюдо - "торпедный суп". smile
                  А если бы Хэлси нормально взаимодействовал с Кинкейдом, то мы бы смогли обсудить ещё и бой "Ямато" с "Айовами". smile
                  1. -1
                    23 марта 2021 19:06
                    Все эти артиллерийские дуэли никак не повлияли на ход войны - одно баловство...
                    С самых первых дней ВМВ, адмиралы поняли, что надобно строить не устаревшие еще с ПМВ артиллерийские крейсера с линкорами, а авианосцы, эсминцы и подводные лодки. Вот они-то и определяли ход войны на море. Как в Атлантике, так и на Тихом океане...
                    1. 0
                      23 марта 2021 19:54
                      Цитата: Xlor
                      Все эти артиллерийские дуэли никак не повлияли на ход войны - одно баловство...

                      Бои 13-15 ноября 1942 г. решали судьбу операции на Гуадалканале. Если японцы своими 14" накрывают "Кактус", то их наземные силы получают тяжёлое вооружение и боеприпасы в полном объёме. И тогда оборона янки может и не выдержать.
    3. 0
      21 марта 2021 15:22
      Цитата: Xlor
      С появлением авиации и подводных лодок, все эти линкоры с крейсерами просто превратились в ржавые консервные банки, в которых в довоенное время было вложено колоссальное количество денег и которые во время двух мировых войн просто простояли в своих базах...


      Это относится только к линкорам. А крейсеры продолжают строить до сих пор. Интересно почему? Или те, кто продолает строить крейсеры не знает что крейсеры после появления авиации превратились в ржавые консервные банки?
    4. 0
      22 марта 2021 19:18
      Цитата: Xlor
      С появлением авиации и подводных лодок, все эти линкоры с крейсерами просто превратились в ржавые консервные банки, в которых в довоенное время было вложено колоссальное количество денег и которые во время двух мировых войн просто простояли в своих базах...

      "Вашингтон", "НорКа", "СоДак" и практически все британские ЛК, включая старичков "R", смотрят на ваше заявление с недоумением. Впрочем, старички янки тоже не подкачали, устроив последний линейный бой. smile
  2. +5
    21 марта 2021 05:32
    Ну японцы это ваще. При почти полном отсутствии ресурсов смогли сопротивляться США почти 5 лет, и не только США, но практически всем, кто имел отношение к Тихоокеанскому театру, а это и Британия (тогда еще Велико-, а не Мелко-), и Австралия, и колониальные силы всяких Голландий, а на суше еще и китайцы. Ухитрились одержать несколько нехилых побед. Притом с технической точки зрения сделали немало реальных шедевров, опять же при дикой нехватке ресурсов и не сильно развитой промышленности, так что воевали не одним "Банзай". Пусть этот конкретный недокрейсер не самый удачный образец японской техники, но были и куда удачней. Они не сдались, пока не были буквально вбомблены в пыль, а после этого за совсем немного лет стали одной из самых развитых и передовых экономик мира, притом, что натуральных ресурсов если и стало, то меньше, а не больше, чем до войны. В общем, респект и уважуха.
    1. +9
      21 марта 2021 06:07
      Цитата: Наган
      При почти полном отсутствии ресурсов смогли сопротивляться США почти 5 лет, и не только США, но практически всем, кто имел отношение к Тихоокеанскому театру,

      Ну так-то перед нападением на США, япония побеспокоилась о ресурсах . Ну 1942 год карта Японской империи и подчинёных территорий выглядела так
    2. 0
      22 марта 2021 19:35
      Цитата: Наган
      При почти полном отсутствии ресурсов

      С ресурсами у них всё нормально было - ради них они войну и начали. Проблемы возникли только с конца 1943 г. - с доставкой ресурсов.
      Цитата: Наган
      смогли сопротивляться США почти 5 лет

      Меньше четырёх лет - с декабря 1941 г. по сентябрь 1945 г.
      Цитата: Наган
      но практически всем, кто имел отношение к Тихоокеанскому театру, а это и Британия (тогда еще Велико-, а не Мелко-), и Австралия

      Это практически одно и то же. К тому же, у бриттов основные проблемы были вокруг Метрополии, в Африке, Атлантике и Средиземке. Поэтому максимум, что лайми могли выставить до 1944 года на суше в ЮВА - это 5-6 подготовленных дивизий. А RN выделил для Индийского Океана такие силы, что их единственной тактикой при появлении на ТВД сил IJN было исполнение 101-го приёма карате - бег и рассредоточение по максимально удалённым базам в надежде, что их не найдут. smile
      Право слово, лучше бы их Лордства дали эти "Королевы" и "R" АВС - он бы нашёл им лучшее применение.
      У австралийцев проблема была схожей: часть сил в Африке, часть - охраняет саму Австралию... да ещё и ТВД им достался такой, что основным противником была местность, флора и фауна, а не люди в чужой форме. В тех краях даже японская дивизия при переходе от места сосредоточения до позиций противника стачивалсь до полка или батальона.
      Цитата: Наган
      и колониальные силы всяких Голландий

      Которые кончились в 1942 г.
  3. -2
    21 марта 2021 05:49
    роман тебе язык надо укоротить за "Петра Великого"-ты специалист???
  4. +5
    21 марта 2021 07:14
    Ну, примерно, как наш «Адмирал Кузнецов», ни авианосец, ни крейсер
    И не знаток и не аналитик - примерно как автор статьи.
    1. +7
      21 марта 2021 07:35
      И не статья, и не фельетон.
    2. +4
      21 марта 2021 08:38
      на самом деле, наши решили сделать универсальный корабль (более-менее вменяемым проектом стал бы "Ульяновск") - и авиация и ПКР (типа и жнец и жрец), в итоге он проигрывал (по возможностям) АВ (по авиакрылу) и РКР (по количеству ПКР).
      1. -4
        21 марта 2021 08:45
        Цитата: PSih2097
        в итоге он проигрывал (по возможностям) АВ (по авиакрылу)

        Авиагруппа вполне соответствовала тоннажу "Кузнецова", минусом был только трамплинный взлёт.

        Цитата: PSih2097
        РКР (по количеству ПКР).
        зато возможности ПВО наглухо уделывают таковые у "Нимитца" к примеру.
        1. +7
          21 марта 2021 08:54
          Цитата: Владимир_2У
          зато возможности ПВО наглухо уделывают таковые у "Нимитца" к примеру.

          а зачем ему ПВО, когда у того же Нимица всегда в наличии ордер охранения, где есть ПВО/ПРО + самолеты ДРЛО и истребители?
          У нас и у штатов разные тактики применения АВ.
          1. -5
            21 марта 2021 10:19
            Цитата: PSih2097
            а зачем ему ПВО, когда у того же Нимица всегда в наличии ордер охранения, где есть ПВО/ПРО + самолеты ДРЛО и истребители?
            Нимицу может и ни к чему, а вот крейсеру очень даже в жилу, так что "Кузнецов" и как АВ неплох, и как крейсер тоже недурён.
            1. +3
              21 марта 2021 11:31
              Цитата: Владимир_2У
              так что "Кузнецов" и как АВ неплох, и как крейсер тоже недурён.

              Пожалуйста, поподробнее о "недурном" крейсерском функционале Кузи.
              1. -2
                21 марта 2021 12:03
                Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                Пожалуйста, поподробнее о "недурном" крейсерском функционале Кузи.
                Ну если вы не в состоянии поиском воспользоваться, то у "Кузнецова" 12 ПУ ПКР, что всего на 4 меньше чем у "Москвы"(без учёта ударных возможностей авиации), непосредственная возможность поиска и уничтожения ПЛ, не вспоминая о вертолётах ПЛО и невообразимая для любого крейсера ПВО (ведь "Кузя" авианесущий крейсер).
      2. +4
        21 марта 2021 11:29
        Цитата: PSih2097
        на самом деле, наши решили сделать универсальный корабль

        Вроде бы, Кузя...то есть

        изначально вообще задумывался, как корабль ПВО, а не ударный АВ.
  5. +3
    21 марта 2021 10:59
    Кораблик конечно спорный.Однако немного пофантазировав и представив что Танака держал свой флаг не на Дзинцу а на этом "чуде" ,сейчас мы говорили бы о таланте японских инженеров угадавших с направлением модернизации
    1. +1
      21 марта 2021 12:41
      Отнюдь не факт, что в проливе Слот, этот крейсер имел бы шансы на успех.
      1. 0
        21 марта 2021 16:16
        Конечно не факт.но шансы по сравнению с Дзинцу ,явно повышались.причём шансы не просто на "полууспехи" а шансы стать легендарным в каком-то смысле кораблём.Трудно придумать лучшее место и время для этого корабля,и лучшего командира
        1. 0
          21 марта 2021 18:39
          Не спорю, что имея столько торпед в бортовом залпе, его шансы намного предпочтительней, но отнюдь не 100%. Они планировались для торпедного залпа по колонне линкоров, во время генерального сражения. Зачем японские адмиралы брали с собой "Дзинцу" во время выходов к Гуадалканалу, вообще не понятно.
  6. +2
    21 марта 2021 12:39
    Статья любопытная, хотя и не без ошибок. Во - первых Вевак и Рабаул - это небольшие города на Новой Гвинее и о. Нов. Британия соответственно. Во - вторых, сравнение японских полулинкоров - полуавианосцев с "Кузнецовым" некорректно. Их построили линкорами, а потом "не от хорошей жизни" решили сделать авианосцами. ТАВКР "Адм. Кузнецов" таким изначально проектировался и строился.
    1. -2
      21 марта 2021 13:29
      Не знаю, как в русских исследованиях, но в польских (и некоторых английских) исследованиях "Адм. Кузнецов" не строился как «чистый» авианосец a ТАВКР не только из-за принятой философии, но скорее из-за необходимости пересечь Босфор и Дарданеллы. Монтрский договор - Конвенция Монтрё от 20 июля 1936 года, подписанный и СССР , положения которого действуют до сих пор, запрещает проход через проливы мин. авианосцoм - как определено в договоре - надводные корабли, спроектированные или приспособленные в основном для перевозки и эксплуатации воздушных судов в море. Размещение воздушной палубы на корабле не квалифицирует его как авианосец, если только оно не было спроектировано или приспособлено в первую очередь для перевозки и эксплуатации воздушных судов в море.

      Этим СССР воспользовался 18 июля 1976 года при проходе через проливы советского корабля «Киев», который был объявлен «главным кораблем»- ТАВКР, а не авианосцем. И так, если остались советские корабли с авиалиней.

      Пример «Исэ» и «Хьюга» совершенно другой. После Мидуэя и потери 6 авианосцев японцы отчаянно нуждались в авианосцах.

      «Китаками» и «Оии» в качестве торпедных крейсеров были интересной идеей, и я думаю, что в ночных боях в водах вокруг Гуадалканала они могут изменить исход некоторых
      1. 0
        21 марта 2021 18:47
        Слышал такой вариант, про проход Босфора. Но что мешало, сначала установить ПУ, а потом убрать, по приходу на ТОФ или СФ. Не знаю, насколько это соответствует действительности. Вообще, и строительство, и эксплуатация авианосцев, очень сложно и дорого. В полном объеме, смогли только США, Англия и Япония. Сейчас только США. У немцев "Цеппелин" не удался, у французов "Беарн" тоже не очень. В последствии у французов авианосцы тоже не особо, особенно крайний)))
        по поводу участия этих крейсеров в "токийских экспрессах", мысль интересная, но японских адмиралов она почему - то не посетила.
  7. +5
    21 марта 2021 12:44
    Можно выразить вот такую мысль: если бы японцы хорошо понимали, какие проблемы необходимо решить в первую очередь, думаю, вряд ли появились бы на свет божий такие уродцы, как недокрейсер, недотрансорт, недоавиаматка и так далее.

    Автор как обычно (с высоты 100 лет послезнания) мнит себя умнее людей, живших в ТО время и строивших ТЕ корабли... :)

    З.Ы. Иногда хочется написать: "Александр Геннадиевич, перелогинтесь..." :)
    1. 0
      21 марта 2021 15:26
      А вы как обычно пытаетесь оправдывать всякую глупость словами "кто ж знал", напрочь отказываясь учиться на чужих ошибках.. При том, если копнуть в любую тему поглубже, то зачастую окажется, что "знали" многие, но их не слушали, продвигая свои интересы.
      1. +1
        21 марта 2021 16:33
        Цитата: Нестор Влаховски
        А вы как обычно пытаетесь оправдывать всякую глупость словами "кто ж знал", напрочь отказываясь учиться на чужих ошибках..

        Я не ничего пытаюсь... Я просто не делаю выводы на основе послезнания. :)

        Цитата: Нестор Влаховски
        При том, если копнуть в любую тему поглубже, то зачастую окажется, что "знали" многие, но их не слушали, продвигая свои интересы.

        Хотелось бы узнать, какая ещё страна построила "торпедные крейсера" и имела аналоги "кайтенов" и разрабатывала носители для них.
        1. 0
          21 марта 2021 19:27
          Хотелось бы узнать, какая ещё страна построила "торпедные крейсера"


          Довольно много стран lol например :
          - в Великобритании, - (torpedo cruiser)
          - в России торпедные крейсеры (минныe крийсерa),
          - в Италии (incrociatore torpediniere),
          - в Турции (torpido-kruvazör)
          - в Швеции (Torpedkryssare)
          Конечно, это шутка, потому что в основном речь идет о конце 19 века.

          «Китаками» и «Ойи» конечно не имели аналогов, хотя стоит отметить, что японцы придавали большую роль торпедному вооружению «обычных» крейсеров - например, корабли «Такао» имели целых 16 торпедных аппаратов - даже дo этих корабли в этом отношении другим странoм былo далеко.

          Если говорить о «Кайтенсе», то, конечно, не было аналогов - он был, наверное, наиболее близок к Италии - эсминцы "Francesco Crispi" и "Quintino Sella" были перестроены как носители взрывоопасных моторных лодок MTM (Motoscafi da Turismo Modificati)
        2. 0
          21 марта 2021 19:35
          Я не ничего пытаюсь...
          И все таки каждый раз пытаетесь продавить свою "идею" в любой теме мало-мальски связанной с историей :)
          Я просто не делаю выводы на основе послезнания. :)
          Без подобных выводов просто невозможно извлечь хоть какой-то урок из произошедших событий.
          какая ещё страна построила "торпедные крейсера" и имела аналоги "кайтенов" и разрабатывала носители для них.
          Никакая. Ни у какого другого и задач подобных не было, если только у немцев, которые подошли к вопросу более прагматично сделав ставку на подплав.
          1. 0
            21 марта 2021 20:30
            Цитата: Нестор Влаховски
            И все таки каждый раз пытаетесь продавить свою "идею" в любой теме мало-мальски связанной с историей :)

            Ёмко... Знать бы ещё эту "свою идею". :)

            Цитата: Нестор Влаховски
            Без подобных выводов просто невозможно извлечь хоть какой-то урок из произошедших событий.

            И какие уроки надо извлечь в данном случае? :)

            Цитата: Нестор Влаховски
            Никакая. Ни у какого другого и задач подобных не было, если только у немцев, которые подошли к вопросу более прагматично сделав ставку на подплав.

            Мощно... :)
            Вы в курсе, что у немцев была совсем другая задача?
    2. 0
      21 марта 2021 18:49
      Каждый мнит себя стратегом - видя бой со стороны))) но учитывая, какое преимущество было у союзников, во всем, то шансов у самураев ни каких. С этими крейсерами или без них.
  8. +1
    21 марта 2021 15:18
    «Китаками» был атакован американской подводной лодкой «Темплэр» в 110 милях от Пенанга. Американцы выпустили в «Китаками» шесть торпед и попали двумя. Обе торпеды рванули в районе машинного отделения в корме. Корабль принял 900 тонн воды, погибли 12 членов команды, но экипаж отстоял корабль

    Не американская, а английская. Но это не важно.
    Важно что малахольный крейсер держит две торпеды в борт. ПТЗ, насколько я я знаю, он не имел. Как у япошат все это получалось?
    Видимо в очередной раз грамотное разделение на отсеки зарешало.
    1. +2
      21 марта 2021 16:40
      Цитата: Engineer
      Важно что малахольный крейсер держит две торпеды в борт. ПТЗ, насколько я я знаю, он не имел. Как у япошат все это получалось?

      Судя по тому, что пишет Лакруа, обе торпеды пришлись в корму.
      1. 0
        21 марта 2021 18:01
        Все равно круто. Тем более корму, как я понял, не оторвало
    2. 0
      21 марта 2021 18:51
      Всяко бывало + отличные навыки экипажа БЖЗС
  9. 0
    21 марта 2021 17:01
    Бедный кораблик, от такой житухи,незахочешь, сепуку сделаешь. Поиздевались как хотели над ним.
  10. 0
    21 марта 2021 17:27
    Смысл этих корабликов был в утилизации изначально не самых удачных пароходов. Так и надо было совать их в самое пекло!
    Потопят кого, так Слава Богу. Нет, так не жалко.
    Думается, в 42-м году, пока американцы мозги протирали и учились таращиться в свои радары, торпедные крейсера могли принести японцам немало пользы.
    Что касается роли крупных НК в ту войну, так в европейских водах линкоры были решающей силой.
  11. 0
    21 марта 2021 17:59
    Потому, что у Японии было край туго с ресурсами.
    И как учат меня товарищи- их подход к делу был: лучше меньше, да лучше. В известной степени это напоминает сегодняшнюю ситуацию в РФ.
    Тем не менее. Жизнь показала- что иногда количество начинает давить собой качество.
    Вот такая вот загогулина...
  12. 0
    21 марта 2021 19:36
    Крейсера во Второй МВ и современные крейсера - совершенно разные вещи. От крейсеров, которые были во время ВМВ, крейсерам современным досталось в наследство только название "крейсер". Это единственноа, что их роднит
  13. +3
    21 марта 2021 19:43
    Дого не мог понять, что же мне эта статья напоминает, а сейчас понял. Статья практически "цельностянутая" с сайта WARSPOT.RU, автор Владислав Гончаров)))
  14. 0
    22 марта 2021 19:04
    А на половине пути к Мидуэю «Китаками» и «Оои» вообще пошли на Алеутские острова, участвуя в операции по отвлечению американских сил от Мидуэя.

    Вот интересно, как долго эта клюква про "отвлечение сил от Мидуэя" будет ещё жить? smile
    Задачей операции MI было выманивание наиболее боеспособных остатков ТОФ США под удар главных сил IJN. Зачем при этом японцам отвлекать американские силы от Мидуэя?

    Вот как определял задачи операции AL ГШ IJN:
    Задачей данной операции являются захват или уничтожение стратегических пунктов в западной части Алеутских островов с целью контроля за передвижениями вражеских флота и авиации в данном районе.

    Проще говоря, это была ещё одна операция по расширению Периметра, обеспечивавшая прикрытие Метрополии от удара с северного направления и контроль северо-восточной части ТО.
    Причём начаться обе операции - AL и MI - должны были одновременно. Но из-за проблем у Первого мобильного соединения Нагумо дату удара по Мидуэю перенесли на сутки.
    Подробнее:
    https://midnike.livejournal.com/4848.html

    ЕМНИП. на Цусиме писали, что операция AL была результатом торга между Ямамото и ГШ IJN - Генштаб поддерживал проведение Мидуэйской операции только при условии проведения Алеутской.
  15. 0
    23 марта 2021 11:45
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Xlor
    С появлением авиации и подводных лодок, все эти линкоры с крейсерами просто превратились в ржавые консервные банки, в которых в довоенное время было вложено колоссальное количество денег и которые во время двух мировых войн просто простояли в своих базах...

    "Вашингтон", "НорКа", "СоДак" и практически все британские ЛК, включая старичков "R", смотрят на ваше заявление с недоумением. Впрочем, старички янки тоже не подкачали, устроив последний линейный бой. smile

    Они разве что "смотрят"... Вот так всю ВМВ и смотрели из своих баз...
    1. 0
      23 марта 2021 19:04
      Цитата: Xlor
      Они разве что "смотрят"... Вот так всю ВМВ и смотрели из своих баз...

      Я так понимаю, что ЛК "Кирисима" самоликвидировался. Атаковавшие соединение Big E самолёты самовыпилились. А торпедную пробоину 10х5 метров "НорКа" себе сама проковыряла. smile
      1. 0
        23 марта 2021 19:16
        Все эти торпедные пробоины и артиллерийские перестрелки между тяжелыми кораблями - обыкновенная мышиная возня, когда нет хозяина в доме.
        Я уже говорил, что основные задачи на море решала авиация и подводные лодки...
        1. 0
          23 марта 2021 19:58
          Цитата: Xlor
          Все эти торпедные пробоины и артиллерийские перестрелки между тяжелыми кораблями - обыкновенная мышиная возня, когда нет хозяина в доме.
          Я уже говорил, что основные задачи на море решала авиация и подводные лодки...

          Ну вот бои у Гуадалканала как раз и решали - будет у янки авиация или нет. Проходит пара "Конго" к "Кактусу" на дальность огня - и авиация уже ничего не решает. smile
          1. 0
            24 марта 2021 03:09
            В 1942 году американским командованием было принято решение о прекращении проектирования тяжелых артиллерийских кораблей, а те, которые уже были заложены, были переделаны в авианосцы.
            П. С. Наверное, бои у Гуадалкананала показали адмиралам "необходимость" в артиллерийских кораблях?
            Кстати, германским командованием тоже был пересмотрен т.н. "план Z", ибо даже первые месяцы войны показали всю ненужность тяжелых кораблей.
            Я вам скажу больше - они были не нужны уже в ПМВ
            Только не вспоминайте Ютландское срадение... )))
            1. 0
              24 марта 2021 11:11
              Цитата: Xlor
              В 1942 году американским командованием было принято решение о прекращении проектирования тяжелых артиллерийских кораблей, а те, которые уже были заложены, были переделаны в авианосцы.

              Вы американцев с японцами не путаете?
              Постройку "Монтан" отменили только в июле 1943 года.
              Что же до "Айов", то четыре из них достроили как ЛК - даже "Миссури", спущенный в 1944 г.
              Последнюю пару "Айов" действительно предлагали перестроить в авианосцы, но сочли, что построить новые с нуля будет быстрее и дешевле. Кстати, после этого "Кентукки" предлагали перестроить в корабль ПВО и в линкор УРО. Но в конце концов разобрали вместе с "Иллинойсом" в 1958 г.
              Цитата: Xlor
              П. С. Наверное, бои у Гуадалкананала показали адмиралам "необходимость" в артиллерийских кораблях?

              Не только - ещё в пользу ЛК сыграло выступление командира "СоДака", расписавшего в красках, как его ЛК сбил в одном бою аж 32 японских самолёта (засчитано 26, по факту - 7-8). smile
              Так что 4 "Айовы" были спасены.

              Что же до менее крупных артиллерийских кораблей - крейсеров - то их строили и во время войны, и после войны. Ибо им альтернативы не было - в том же эскорте АВ.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»