Разведывательная машина Howie Machine Gun Carrier. Жертва упрощений

20

Разведывательная машина Howie MGC и ее создатели

Простота конструкции обычно дает определенные преимущества, но чрезмерное упрощение может приводить к проблемам. Ярким примером этого стала разведывательная машина Howie Machine Gun Carrier американской разработки. Несмотря на крайне простую и дешевую конструкцию, она была непригодна для практической эксплуатации.

Вместо броневика


В начале 1937 г. бригадный генерал Уолтер К. Шорт выступил с инициативой о создании перспективной сверхлегкой многоцелевой боевой машины. На тот момент задачи разведки и сопровождения пехотных или кавалерийских подразделений решались в основном при помощи бронеавтомобилей. Однако такая техника была достаточно сложной и дорогой – и потому следовало рассмотреть возможные альтернативы.



Идея генерала Шорта заключалась в создании максимально компактной машины с минимальным экипажем и пулеметным вооружением. За счет специально разработанного шасси она должна была показывать высокую подвижность. Скорость, маневренность и минимальные проекции должны были защищать ее не хуже обычной брони.

Разведывательная машина Howie Machine Gun Carrier. Жертва упрощений
Готовы к маневру и бою

Разработку и строительство экспериментальной машины поручили специалистам пехотной школы базы Форт-Беннинг – капитану Роберту Дж. Хауи и мастер-сержанту М. Уайли. Всего за несколько месяцев они подготовили проект и сами собрали опытный образец. В знак признания их труда проект фигурировал в документах под названием Howie Machine Gun Carrier («Носитель пулемета конструкции Хауи»). Впрочем, в дальнейшем появилось достаточно обидное неофициальное прозвище.

Проще некуда


Авторы проекта прекрасно справились с задачей упрощения и уменьшения машины. Готовый образец фактически представлял собой самоходное шасси без кузова/корпуса с минимально необходимым набором агрегатов, простейшей конструкцией силовой установки – и с требуемым пулеметным вооружением. При сборке использовались агрегаты серийного автомобиля марки American Austin и другие доступные комплектующие.


Основой конструкции стала простая прямоугольная рама с плоским настилом. В ее передней части крепился передний мост с управляемыми колесами. На корме поместили двигатель и несложную трансмиссию на основе серийных агрегатов. Предусматривался простейший бампер, а по бортам находились колесные арки.

Силовую установку и трансмиссию позаимствовали у автомобиля марки American Austin. Маломощный двигатель находился в корме и был развернут выходным валом вперед. Перед мотором стояла трехскоростная механическая коробка передач, обеспечивавшая привод готового моста с дифференциалом. Задние колеса находились под двигателем, из-за чего понадобился дополнительный цепной привод, соединявший их полуоси с мостом. Колеса, шестерни и цепи прикрывались изогнутыми крыльями. Подвеска обеих осей была жесткой.

Экипаж состоял всего из двух человек, и их рабочие места отличались специфической эргономикой. Водитель и пулеметчик должны были лежать на животе вдоль машины. Место водителя находилось слева от продольной оси, пулеметчик располагался справа.


На месте водителя имелись оригинальные органы управления. Вместо рулевого колеса использовался румпель по типу лодочного, он контролировался левой рукой. Справа от водителя находился блок с рычагом переключения скоростей. При помощи жесткой тяги он связывался с собственным рычагом коробки передач. Педали разместили в корме машины, под ногами водителя.

Непосредственно перед местом стрелка, у правого колеса, находился шкворень под установку пулемета. На опытном образце использовалось изделие M1917 с водяным охлаждением. Между передними колесами предусматривалась рамка, в которой закреплялись пять коробок с патронными лентами и одна канистра с водой для пулемета. Оставаясь на своем месте, стрелок мог обстреливать цели в ограниченном горизонтальном и вертикальном секторе.


Длина машины Howie MGC составляла всего 3,15 м при колесной базе 1,9 м, ширина – менее 1,6 м. Высота конструкции определялась габаритами силовой установки, а именно радиатором. Этот параметр не превышал 850 мм. Снаряженный вес без учета вооружения и экипажа – 460 кг. Возможно, в ходе дальнейшего развития можно было уменьшить габариты и массу. Автомобильный двигатель обеспечивал скорость на шоссе до 45 км/ч.

Носитель на испытаниях


Сборка изделия Howie MGC «из подручных материалов» продолжалась до августа 1937 г., после чего его вывели на ходовые испытания. Все тесты осуществлялись на полигоне базы Форт-Беннинг. Там проверили как ходовые, так и огневые характеристики. При этом длительные испытания не понадобились, поскольку прототип очень быстро показал все свои преимущества и, что важнее, недостатки.

Разведывательная машина без лишних агрегатов развивала на шоссе высокую скорость и показывала неплохую маневренность. Шкворневая пулеметная установка обеспечивала неплохую огневую мощь. Машина без труда укрывалась в складках местности, и ее обнаружение было достаточно сложным. Впрочем, на этом все достоинства заканчивались.


Достаточно быстро выяснилось, что шасси оставляет желать много лучшего и не соответствует даже элементарным требованиям удобства. Отсутствие мягкой подвески и небольшой клиренс ограничивали подвижность и проходимость даже на шоссе. Экипаж был «открыт всем ветрам», а органы управления не отличались удобством. Из-за тряски и ударов машина получила обидное прозвище Belly Flapper – вероятно, поездка на ней напомнила кому-то болезненное падение в воду плашмя.

Вполне ожидаемо проект Howie MGC получил плохие отзывы и остался без рекомендации к дальнейшему развитию. Армии следовало продолжать разработку и эксплуатацию разведывательных броневиков привычного облика, а не чрезмерно облегченных шасси с пулеметом. К началу 1938 г. работы по концепции генерала Шорта остановились.


Чертеж из патента 1939 г., представляющий трехосный вариант шасси

Вторая попытка


Впрочем, авторы проекта не сдались. Капитан Р. Хауи полагал, что его «носитель пулемета» имеет реальные перспективы и способен найти свое место в армии. Он завел переписку с различными структурами и организациями, начал ходить по кабинетам и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, он запатентовал оригинальную машину. Любопытно, что к патенту 1939 г. прилагались чертежи двух- и трехосного шасси.

Усилия офицера-энтузиаста не пропали даром. В 1940 г. на фоне начавшейся войны в Европе и известных рисков для США проект Howie Machine Gun Carrier снова привлек внимание. Военное ведомство пригласило представителей нескольких автомобильных компаний для ознакомления с экспериментальной конструкцией. Возможно, они могли бы заинтересоваться необычной концепцией и реализовать ее на новом техническом уровне, уже без врожденных проблем имеющегося прототипа.


Howie MGC в музее

Разведывательная машина опять никого не заинтересовала, и окончательно осталась без будущего. Единственный построенный прототип отправили на хранение перед возможной утилизацией. Впрочем, «носителю пулемета» повезло. Он дожил да нашего времени и после реставрации занял свое место в музее базы Форт-Беннинг.

Таким образом, проект Р. Хауи и М. Уайли на базе концепции генерала У. Шорта не дал никаких реальных результатов, за исключением понимания бесполезности подобных разработок. Следует отметить, что Howie Machine Gun Carrier не был единственной попыткой создания компактной машины с пулеметным вооружением. Схожие изделия создавались и в других странах, и все подобные проекты завершились одинаково – провалом. Разведывательные машины и танкетки такого рода не имели реальных перспектив.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 марта 2021 04:41
    Упрощения редко дают плоды вне военного времени. А тут 1937 год, все готовятся, но никто не воюет.
    Такая "тачанка" могла быть принята на вооружение в условиях боевых действий, когда экономика надрывается от войны, и каждый цент в масштабе сотен и тысяч машин имеет значение. Ну и для американцев были важны поставки союзникам, а те бы взяли почти все что угодно в тяжелой ситуации. Вплоть до последующей установки кузова бы рассматривалось - двигатель и рама ведь были! А движки во Второй мировой являлись дефицитом. Плюс колеса с резиной.

    И если бы на двадцать-тридцать лет раньше такое "чудо" изобрели, когда автомобили были вдиковинку... Может и заинтересовало бы оно кого.

    Но спасибо автору статьи! Иногда рассказ о провальных разработках тем и интересен, что о них никто не знает. О легендарном оружии уже тома написаны, а вот неудачи показывают дух эпохи, бывают интересные образцы инженерной мысли, достоиные осмысления.
    1. +7
      21 марта 2021 04:48
      Цитата: RealPilot
      И если бы на двадцать-тридцать лет раньше такое "чудо" изобрели, когда автомобили были вдиковинку... Может и заинтересовало бы оно кого.

      no Читая материал , и просматривая фото , тоже предполагал, что платформа могла быть использована в качестве Транспортёра Переднего Края (ТПК) , но дочитав до этого момента :
      Подвеска обеих осей была жесткой.

      , понял что negative , отстой yes ...
    2. +1
      21 марта 2021 07:30
      Цитата: RealPilot
      Вплоть до последующей установки кузова бы рассматривалось - двигатель и рама ведь были!
      Подвески нет, а потому все надстройки развалятся через 10 км по пересечённой местности. Впрочем, даже в случае "нормального" использования - можно инвалидом стать.
  2. +5
    21 марта 2021 05:40
    Занятная история...
    Идея генерала Шорта заключалась в создании максимально компактной машины с минимальным экипажем и пулеметным вооружением... Разведывательные машины и танкетки такого рода не имели реальных перспектив.
    Не уверен, что вывод верный. Просто в этом конкретном случае конструкторы увлеклись. И через несколько лет:
  3. +6
    21 марта 2021 05:57
    Даже эта штука выглядит в сравнении куда более продвинутой.
    1. +8
      21 марта 2021 06:31
      Цитата: Наган
      Даже эта штука выглядит в сравнении куда более продвинутой.




      Так это и есть специализированный ТПК (транспортёр переднего края ) , полноприводная амфибия-транспортёр особо малой грузоподъемности.
      Он изначально проектировался по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а в вторичном предназначении , и для установки отдельных видов вооружения.
      И сделан был не костотрясом , каким представляется американский эрзац , а представлял собой вполне взвешенное и цельное решение для возлагаемых на него задач.
      1. 0
        21 марта 2021 07:45
        А оружие установить на "Волынянку" нашу если?
  4. +6
    21 марта 2021 07:42
    - Так и запишем: Пер-спек-тив не и-ме-ли... wink



    1. 0
      21 марта 2021 12:58
      Цитата: saygon66
      - Так и запишем: Пер-спек-тив не и-ме-ли... wink

      А так же вооружённый "Мул".

  5. +1
    21 марта 2021 08:35
    Интересно, познавательно.
  6. +2
    21 марта 2021 08:54
    Уважаемый коллега,20 лет форы (37-57) года с начала разработки,ещё 20 лет доводки до серийного пр-ва,с привлечением всех ресурсов Автопрома и науки,согласитесь,это имело значение!
  7. +3
    21 марта 2021 10:15
    Недостаток один - лежачее положение . Если использовать эту малявку на аэродроме - цены бы ей не было даже в таком примитивном виде.

    И интересная штука. Лежачее положение не прижилось даже в авиации - слишком велика утомляемость даже без всякой тряски. Хеншель 132 тоже упростить пытались дальше некуда.И тоже лёжа wink
    1. +2
      21 марта 2021 12:43
      ну, преимущества лежачего положения для военной техники уж больно соблазнительны - мала лобовая проекция. Понять инженеров можно. В принципе, суперкары F1 доказывают, что можно довести до приемлемого для удобства пилота варианта.
  8. +3
    21 марта 2021 10:31
    Служить лежа! Атаковать лежа!!!
  9. 0
    21 марта 2021 12:40
    Большое спасибо! Очень познавательно! Особенно интересно увидеть, как проект, опередивший свое время лет на 30-50, был совершенно бесполезен, пока кто-то не придумал дополнить его парой "мелочей", превращающих шасси в багги, и этот вариант оказался успешным! Всего-то подвеску добавить и дуги!
  10. +1
    21 марта 2021 12:58
    Необычный наш ЛуАЗ . А если воткнуть движок от китайского мотоблока. То будет вполне удачная машина.. Интересны опыты по втыканию китайских движков в Бураны.
  11. +2
    21 марта 2021 22:08
    У англичан была в WW2 подобная машинка. И показала себя хорошо.
    Под противотанковое ружье и пулемет.
    Universal Weapons Carrier (Bren Carrier)
    1. +1
      22 марта 2021 18:53
      Да её и в Советский Союз по ленд лизу поставили около 2 тыс. штук. Много есть фото с разведчиками.
      1. +1
        22 марта 2021 19:09
        Я в нее даже залезал. Она выставлена, как экспонат, в одном из парков.
        Прикольно. Движок открыт, как на старом катере. Корыто такое... laughing
  12. 0
    7 мая 2021 15:10
    Есть еще наша адская конструкция - асу-57. Противотанковая десантируемая самоходка в габаритах легкового автомобиля. Подозреваю, что с противотанковостью у нее было не очень, даже на момент создания, но штука очень прикольная. Мотор от Победы, управление легкое, проходимость с колесными ТС не сравнима. И главное, никакой крыши, что редкость для бронеобъекта.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»