Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса

58

Здание «Собрания Уоллеса»

Настоящие рыцарские доспехи эпохи Ренессанса. Сегодня мы познакомимся с ними максимально подробным образом!

«Если бы на мне не было непробиваемой брони, этот негодяй семь раз подстрелил бы меня так же хладнокровно, как матёрого оленя. В каждую спайку моего панциря он попадал длиннейшей стрелой. Не носи я под панцирем испанской кольчуги, мне бы несдобровать.»
«Айвенго» Вальтер Скотт

Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. Сегодня лично у меня, скажем так, небольшой праздник, который, надеюсь, будет в чём-то и праздником для любителей старины на ВО. А связан он с тем, что мы начинаем новую серию «на всю жизнь», которая будет посвящена отдельным собраниям рыцарских доспехов и оружия в музеях разных стран. То есть это будет и рассказ о самом музее, где эти предметы выставляются, и о тех его экспонатах, которые будут представлены в тексте в качестве иллюстраций. Недаром сказано, что нет ничего интереснее… бесполезного знания, потому что на нём обычно ты отдыхаешь. Вот и здесь будет рассказываться о грудах совершенно бесполезного, но замечательно красивого древнего железа. И обещаю, что на все приведённые здесь фотографии будет… очень даже приятно посмотреть. Ну и потом, вдруг кто-то из нас разбогатеет настолько, что пожелает украсить свой дом настоящими рыцарскими доспехами – так вот будет ему на что ориентироваться. И как знать, вернее, кому ведом его жизненный путь – может быть, такое когда-нибудь и вправду случится…



Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса
Уже сами интерьеры музея по-настоящему роскошны и содержат прекрасные образцы прикладного искусства. Вот, например, Большая гостиная. В ней представлен ряд работ французского мастера-мебельщика Андре-Шарля Буля

Ну а начнём мы с замечательной коллекции доспехов семьи Уоллес, которую обычно у нас в России принято называть «Собрание Уоллеса». Находится она в трёхэтажном особняке на Манчестерской площади в центре Лондона в административном округе Вестминстер. А открыта она была для посетителей ещё в 1900 году, то есть ей уже 121 год, и всё это время её сокровища не перестают радовать глаз. Собиралась она четырьмя поколениями семьи Уоллес в период между 1760 и 1880 годами и сегодня состоит из примерно 5500 предметов как изобразительного, так и декоративно-прикладного искусства XIV-XIX веков, коллекции живописи XVIII века… мебель Людовика XV, европейское и восточное оружие и доспехи, севрский фарфор, множество полотен самых различных мастеров-живописцев – от Тициана, Рембрандта и Рубенса до Антуана Ватто и Николя Ланкре. Причём посетить «Собрание» можно совершенно бесплатно, такова была воля завещателей, предоставивших коллекцию в полную собственность государства. Выставлены её сокровища в 25 галереях. Но сегодня, поскольку сайт у нас военный, мы посетим только одну: оружия и доспехов.


Вот с этого образца мы и будем знакомиться с доспехами Собрания Уоллеса. Перед нами полевой доспех, выполненный в «максимилианском стиле» в Южной Германии, ок. 1515-1525 гг. Как видите, форма этих доспехов и функциональность идут рука об руку. Стальные пластины должны очень плотно прилегать к телу, чтобы они создавали что-то вроде «экзоскелета». Это техническое требование немедленно переводит такие доспехи в сферу скульптуры, поскольку они приобретают элегантный и изящный силуэт стройного человеческого тела. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон


Вот эти круглые пластины на доспехах, прикрывавшие подмышки, назывались бесагю. И даже здесь они рифлёные, чтобы… стиль доспеха был единым. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Заказчик хотел получить уникальный доспех, но чтобы он был не хуже других, а мастер, безусловно, старался ему угодить. Доспех этот с его изысканным обилием гофрированных поверхностей является лучшим из ряда образцов «максимилианского стиля» в коллекции Уоллеса. Кстати, напомним, что этот стиль родился не без участия германского императора Максимилиана I (1459-1519), являвшегося одновременно и замечательным рыцарем, и величайшим из покровителей немецкого Возрождения.


Он же, разобранный на отдельные части. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

В статьях здесь на ВО уже рассказывалось, что со временем доспехи стали настолько дорогими, что заказывать 2-3 доспеха – один для парадных выходов, другой для боя, а третий для турниров, не могли себе позволить даже короли. Так вот и появились более экономные, скажем так, «гарнитуры», то есть наборы деталей, позволявших, не переделывая сам доспех, быстро поменять его функциональность.


Вот, например, один такой гарнитур работы мастера Кольмана Хельмшмида из Аугсбурга, ок. 1525-1530 гг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Как отличить – боевой это доспех или парадный? А очень легко. На боевом на панцире слева (или справа, зависит откуда смотреть) всегда был копейный крюк или упор, позволявший удерживать тяжёлое копьё в руках. На этом доспехе эта деталь сложной конструкции и может складываться.


А теперь посмотрите: доспех боевой, но как изысканно и обильно он украшен. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Недаром Кольман Хельмшмид считается одним из величайших мастеров-оружейников всех времён, настолько элегантные доспехи он создавал – прямо-таки одежду их полированного металла. На протяжении многих поколений Хельмшмиды были придворными оружейниками императоров Габсбургов, самой могущественной аристократической династии в истории Европы. Их работу всегда можно отличить по сочетанию технического совершенства с высочайшим качеством гравированного и позолоченного декора.


Цветочный мотив очень прост, но как изысканно отделаны эти узоры внутри! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон


Часть доспеха ландскнехта, Инсбрук, ок. 1520 г. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Не только рыцари носили в это время доспехи, но и ландскнехты – наёмные солдаты из германских княжеств. Жизнь у них была суровая, нравы грубыми и жестокими, поэтому и одевались они вызывающе, в стиле «пышные и разрезанные»: одежду, отличающуюся проработкой порезов и разрывов, полученных в бою, так что увидеть ландскнехта (и понять, кто перед тобой!) можно было издали. Но, как и в случае с моряками и заключёнными, покрывавшими своё тело татуировками, мода на которые проникла даже в царские дворцы, одежда ландскнехтов, по сути, отбросов общества, стала популярной и в высшем свете.


Имитации разрезов на кирасе. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Так что «под ландскнехта» стали заказывать даже доспехи(!) со сложным и продуманным декором, созданным путём сочетания чеканки, травления и золочения. Вот и этот доспех, причём вполне боевой, был изготовлен, вероятнее всего, для дворянина, командующего профессиональной пехоты ландскнехтов.


А здесь и витой металл, и травление, и позолота. В немалую сумму обошлись заказчику эти доспехи! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон


Ну а этот уже чисто парадные доспехи миланского мастера Лучио Марлиани, прозванного Пиччинино (1538-1607). Доспехи он эти сделал где-то около 1570-1590 гг. Материалы и техника: очень низкоуглеродистая сталь, золото, серебро, медный сплав, кожа, золотая тесьма и бархат, тиснение, позолота и чернение. Вес изображённой на фотографии части: 10,9 кг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Считается, что они принадлежали Альфонсо II, герцогу Феррары, Модены, Реджио и Кьякстрес [Шартр], принцу Карпи, графу Ровиго, лорду Коммачио, Гарфаньяне и т. д. Подписи на них Пиччинино нет, но они очень похожи на доспехи, изготовленные им для герцога Пармского, которые находятся в Вене. Есть доспехи его работы и в других музеях, включая и наш Эрмитаж.


Горжет: из двух основных пластин (передней и задней) и высокого воротника из трёх пластин, застёгивается штифтом и шпилькой; верхний – металлическое плетение типа «верёвка»; основная часть (спереди) украшена изображением римского воина, цветочными гирляндами и фигурами двух сатиров, держащими рога изобилия, а (сзади) сидящей женской фигурой, держащей вазу с фруктами, и сатирами, играющими по обе стороны; на плечах две петли для лямок наплечника. Такой вот вполне мирный, можно даже сказать, фривольный декор у этих доспехов! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон


Наплечник: ухмыляющиеся рожи сатиров, крылатые купидоны, гирлянды цветов – всё сплетается в прихотливый узор, словно говорящий: «Смотри, ты видишь руку мастера!» (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон


Просто «трубы», вот трубы и всё – англичане эти детали доспеха так и называли «tubes». Хотя есть и другое название: наручи, причём все они на шарнирах, а внутренняя часть налокотника выполнена в форме сердца, благодаря чему хорошо защищает сгиб руки; и все эти детали украшены масками, фигурами, фруктовыми гирляндами и облагорожены золотом и серебром. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Обычно читатели статей «о рыцарях» постоянно задают вопросы о том, сколько что весит в рыцарском доспехе. Ну что ж – коллекция Уоллеса провела подобное исследование одного из самых своих красивых доспехов эпохи Ренессанса работы Помпео делла Чеза (ок. 1537-1610) из Милана, ок. 1590 г. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон


Вот детали этого доспеха. Материал и технологии изготовления: сталь, золото, кожа и медный сплав, травление и позолота. Масса: 3 кг шлем, 3,87 кг нагрудник, 0,94 кг наплечник (левый), 1,08 кг наплечник (правый), 1,57 кг наруч (левый), 1,38 кг наруч (правый), 1,21 кг набедренник (слева), 0,93 кг набедренник (справа), 2,94 кг грангарда – накладная броня (слева), 0,61 кг горжет, 0,35 кг дополнительная броня нижней части нагрудника (слева). (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Если считать доспехи не только оружием, но ещё и системой знаков, каковой, впрочем, всегда была и одежда, то самое… важное послание, которое содержат доспехи эпохи Возрождения – это сила и красота. Полированные поверхности отражают солнечный свет, и поэтому доспехи прямо-таки излучают «божественную силу», дарованную самим Богом рыцарскому сословию.


«А где упор для копья?» – спросят знатоки и будут правы. Но стоит приглядеться и увидеть, что он как раз был. Но отверстия для его крепления завинчены. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Ну а демонстрировалась эта сила не только на поле битвы, но и в изысканных боях – рыцарских турнирах. Причём турнирные доспехи сильно отличались от боевых. Либо к боевым делали дополнительные детали, превращавшие их в турнирные. Вот и кираса этого доспеха имеет двухслойное усиление; по нему можно ударить прямо на галопе длинным тяжёлым копьём, не нанося травм владельцу.


У доспеха дополнительными пластинами бронирована вся левая сторона, причём крепились они на винтах. Так что разнесённое бронирование было известно ещё до появления танков! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Кираса подписана изготовителем POMPEO, что является редким образцом подписи оружейника.


Бургонет в героическом стиле, Милан, ок. 1540. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Ещё один способ, которым европейская аристократия укрепляла идею превосходства, заключался в установлении связей между собой и героями древней мифологии и псевдоистории. Например, многие итальянские семьи эпохи Возрождения заявляли о своём происхождении от таких классических фигур, как Гектор, Ахилл и Геракл. В других частях Европы были изобретены ложные семейные линии, восходящие даже к персонажам из Ветхого Завета.

По мере того, как ренессансное увлечение всем, что связано с Древним миром, распространилось по Европе, художники быстро разработали сложный язык соответствующей иконографии и дизайна, чтобы визуализировать это современное общение с далёким прошлым. Со своей стороны, оружейники разработали «античный или героический» стиль, основанный на тщательном изучении древнегреческого и римского дизайна доспехов, дополненного примесью их чистой и подчас совершенно необузданной фантазии.


Замечательный образец рыцарских латных «перчаток». Милан, Италии, ок. 1390 г. Материалы: среднеуглеродистая сталь с отпуском на воздухе и медный сплав. Масса: 0,44 кг. Известно несколько пар таких перчаток: пара в замке Курбург в Южном Тироле, которая очень похожа на пару Уоллеса, хотя, возможно, немного более декоративна. Ещё более роскошной является пара из Музея Баргелло во Флоренции, которая, помимо бордюров, также имеет четыре ребра из медного сплава на тыльной стороне каждой перчатки, соответствующих четырём пястным костям. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Мало того, правители эпохи Возрождения возродили римскую традицию триумфального входа, показного парада победоносной армии. Для таких событий были созданы фантастически богато украшенные доспехи, такие как этот шлем с чеканкой и позолотой, украшенный листьями и ухмыляющимся лицом лесного духа.

Многие известные художники и дизайнеры, в том числе Уччелло, Боттичелли, Дюрер, Бургкмайр и Гольбейн, сотрудничали с оружейниками, разрабатывая рисунки украшений для богатых доспехов и даже помогая создавать совершенно новые и очень оригинальные стили.

К 1500 году было разработано невероятное количество различных методов обработки металла, и все они были применены к доспехам. Некоторые из них были очень древними. Другие совершенно современными. Для тех лет, разумеется.

Основные формы доспехов можно было усилить за счёт украшения поверхности. Процесс кислотного травления в начале XVI века был совершенно новым и впервые позволил украсить твёрдую углеродистую сталь тем, что на первый взгляд выглядит гравировкой. Но надо помнить, что механическая гравировка брони из закалённой и отпущенной среднеуглеродистой стали, хотя и не является невозможной, была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. На протяжении большей части средневековья гравировка обычно выполнялась на полосах из более мягкого медного сплава или серебра, которые затем приклепывались к стальным пластинам для формирования декоративных границ. Изобретение травления агрессивными химикатами в 1485 году (очевидно, во Фландрии) позволило покрывать узорами поверхности доспехов в любом месте и не ограничивать их площадь.


Бургонет. Вид сзади. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Основная техника травления заключалась в нанесении на металлическую поверхность, которую нужно декорировать, кислотостойкого покрытия, называемого резистом – на основе воска или битума. Затем предполагаемое изображение процарапывалось на нём до металла, который затем погружался в кислоту или травитель. Рисунок таким образом «вгрызался» в пластину, без каких-либо затрат тяжёлого ручного труда со стороны мастера.


Ну а эти доспехи для всадника и коня считаются «изюминкой», вернее, «жемчужиной» коллекции Уоллеса. Возможно, их изготовил Ульрих Рэмбс, оружейник из Германии, Ландсхута, ок. 1480 г. Материалы и технологии: железо, низкоуглеродистая и среднеуглеродистая сталь, кожа, войлок, холст, дерево и медный сплав: рифление, перфорирование, насечка, тиснение, гравировка, травление. Масса доспеха для человека 27,161 кг. Масса доспеха для коня 30,07 кг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

На этом наш визит на сегодня закончен, но мы его продолжим, чтобы рассмотреть ещё несколько совершенно уникальных доспехов из этой коллекции.

P.S. Автор и администрация сайта выражают глубокую признательность Попечительскому совету Собрания Уоллеса в лице главы отдела коммуникаций Кэфрин Хэйвлок за предоставленную возможность воспользоваться материалами и фотографиями из фондов собрания.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    24 марта 2021 18:03
    Спасибо, прекрасная работа старинных мастеров и автора статьи.
  2. +7
    24 марта 2021 18:11
    Класс good Вторая статья Шпаковского за день, Благодарим... повысил производительность труда fellow Отличные иллюстрации, сейчас начну разглядывать внимательно!
    1. +8
      24 марта 2021 18:48
      Алексей! Производительность зависит от мотивации, не так ли?
      1. +7
        24 марта 2021 19:10
        Ошибочка laughing Производительность – показатель, который характеризует результативность, а также целесообразность работы сотрудника за единицу времени. Другими словами, это численный показатель того, что можно произвести за какую-то единицу времени. Количество работы, которую сделал работник (Автор) за определенный временной промежуток, называют выработкой - значит повысилась Выработка, определяется прежде всего квалификацией, образованием, опытом . Так что по Стахановски работаете Вячеслав Олегович good bully От Нас - Вам Почёт и Уважение!
      2. +5
        24 марта 2021 22:10
        Лучшая жилетка- бронежилетка) статью в закрома hi
        1. +3
          25 марта 2021 21:12
          Лучшая жилетка- бронежилетка

          Анатолий Вассерман с Вами не согласен smile

          А уж ГБДД считает свою - самой лучшей и полезной wink
          1. +3
            25 марта 2021 21:52
            Ну, тут уж каждый выбирает сам свою жилетку bully hi
  3. +6
    24 марта 2021 18:14
    Шикарные изделия.
    1. +9
      24 марта 2021 19:43
      Согласен,красиво делали!Спасибо за автору обилие фотографий!
  4. +6
    24 марта 2021 18:15
    Замечательные фотографии .
    Замечательный музей .
    И замечательные мастера , изготовившие такие доспехи .
    Вячеслав Олегович , сами там были в музее ?
    1. +11
      24 марта 2021 18:47
      Нет, не был. В Англии пока еще не был.
  5. +6
    24 марта 2021 18:31
    Хорошая работа , Шпаковского тоже)
    1. +8
      24 марта 2021 19:01
      Будут еще две статьи, связанные с этим музеем и его экспонатами.
      1. +3
        24 марта 2021 19:53
        Цитата: kalibr
        Будут еще две статьи, связанные с этим музеем и его экспонатами

        это отлично, что будет продолжение. Буду ждать +
      2. +4
        24 марта 2021 22:12
        Интригал автор то....... bully
  6. +10
    24 марта 2021 18:42
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +6
      24 марта 2021 21:11
      Спасибо за прекрасную статью.
      1. +4
        25 марта 2021 08:04
        Присоединяюсь! )))
        Особенно порадовали фотки с разобранными на части и уложенными в рядок доспехами. Рыцарь консервированный. Срок годности после вскрытия на поле боя небольшой. Понимаю, что коллеги возмутятся, но смеялась от души wassat
  7. +6
    24 марта 2021 19:01
    Ждём продолжение! Вячеславу РЕСПЕКТ за классную подборку. drinks
  8. +6
    24 марта 2021 19:06
    Скорей бы уже границы открыли! В мире столько интересного и прекрасного!
  9. +3
    24 марта 2021 19:28
    Миланский доспех красив.
    Но не больно ли он лёгок для боевого?
  10. +8
    24 марта 2021 19:29
    Хорошая статья, но почему-то автор рассказав и про горжеты и про наплечники совершенно не отметил шлемы кроме парадного бургонета-бургиньота.
    Два верхних шлема к доспехам- "армэ"- вершина развития европейских шлемов.
    На всаднических доспехах в самом низу- салад с бивором
  11. +11
    24 марта 2021 19:55
    Обычно читатели статей «о рыцарях» постоянно задают вопросы о том, сколько что весит в рыцарском доспехе.

    К примеру, турнирный доспех был просто-напросто совершенно не подъёмен, попробовал примерить, но вовремя отговорили. smile

    Вячеславу спасибо за прекрасную статью. good drinks
    1. +18
      24 марта 2021 21:13
      Уважаемые коллеги, позвольте мне немного отклонится от темы - сегодня исполнилось 74 года грамотному и компетентному комментатору разделов "История" и "Вооружение", и просто замечательному человеку Константину "Морскому коту"
      С Днем Рождения drinks
      1. +17
        24 марта 2021 21:29
        Спасибо, Дима. smile
        1. +12
          24 марта 2021 23:03
          Константин,нет слов ! Поздравляем! Радость переполняет всё прогрессивное человечество ! Хочется петь и танцевать !....

          1. +8
            24 марта 2021 23:11
            P.S. Будь здоров и резв,как те "кадры" , которых ты увидишь ! wink
            1. +10
              24 марта 2021 23:59
              Спасибо, Володь! drinks От души ржали. laughing

              1. +4
                25 марта 2021 08:59
                Рад,что понравилось ! А это немножко на десерт...
              2. +3
                25 марта 2021 09:06
                Морской Кот (Константин)... каюсь feel пропустил вчера Поздравления Тебя с Днём Рождения, но ... лучше уж с запозданием!
                Желаю Доброго Здоровья и поменьше жизненных невзгод!
                Не теряй Свой искромётный Юмор в комментариях! hi drinks
                1. +5
                  25 марта 2021 09:43
                  Константин, ещё раз поздравляю! love )))

                  Кто служил в Военном Флоте,
                  И в походах побывал;
                  Тот пролил немало пота,
                  Очень многое познал…

                  Нелегка на море служба,
                  Буря, шторм и ураган…
                  И спасает там всех - дружба,
                  С ней… бессилен океан!

                  Не страшна любая качка,
                  Если рядом верный друг;
                  Он поможет в час горячки…
                  Растерялся ты, коль - вдруг!

                  Когда палуба уходит,
                  Убегает из - под ног;
                  От тебя он не отходит,
                  Значит… ты - не одинок!

                  Владимир Жуков.
                  1. +3
                    25 марта 2021 14:57
                    Хорошие стихи, спасибо, Людмила. love

                    Я хоть на флоте и не служил, но на водолазных ботах помотался по двум морям, и чего только там не было. smile drinks
                2. +3
                  25 марта 2021 14:55
                  Спасибо, Лёша. smile
                  Доброе слово и Коту приятно, когда бы оно ни было сказано. drinks
    2. +7
      25 марта 2021 10:30
      попробовал примерить, но вовремя отговорили.

      Дядя Костя, в свое время ты Т-54 примерял - он был круче, чем доспех. laughing Приятная статья, приятный форум. drinks
  12. +7
    24 марта 2021 20:07
    Ну а эти доспехи для всадника и коня считаются «изюминкой», вернее, «жемчужиной» коллекции Уоллеса. Возможно, их изготовил Ульрих Рэмбс, оружейник из Германии, Ландсхута, ок. 1480 г.
    Действительно "изюминка", про которую можно написать отдельную статью в жанре "детектив".
    В том виде, в котором доспехи представлены сегодня, они собраны из деталей, которые изготовили минимум четыре разных мастера, возможно больше.
    До Уоллеса доспехи принадлежали известному французскому скульптору и коллекционеру Эмильену де Ньиверкерке.

    Так доспехи выглядели в 1868 году.

    А это доспехи уже в коллекции Уоллеса, 1890 год.
    1. +5
      24 марта 2021 20:30
      В 1956 году доспехи "сняли с коня" для реконструкции.

      На фотографии хорошо видно, что каутеры (защита локтевых суставов) для правой и левой руки, из разных комплектов.
  13. +7
    24 марта 2021 20:12
    Вячеславу Олеговичу спасибо за экскурсию по музею Уоллеса.
    Красивые доспехи,но хотелось бы большего:рассказа о владельцах этих доспехов или пусть короткого рассказа о масстерах. Они заслужили этого
    1. +9
      24 марта 2021 20:25
      хотелось бы большего:рассказа о владельцах этих доспехов или пусть короткого рассказа о масстерах
      Это требует проработки очень серьезных объемов информации минимум на четырех языках и изложения на пятом. О многих мастерах, которым приписывается создание доспехов, как упоминаемый в статье полулегендарный Ульрих Рэмбс, информации практически нет.
  14. +4
    24 марта 2021 20:20
    "для дворянина,командующего профессиональной пехотой лакдскнехтов"вероятно,он он решил отличаться от своего войска,а точнее шайки, лишь дорогим доспехом
  15. +6
    24 марта 2021 20:51
    шикарная статья , достойная показанных в ней шедевров мастеров !
  16. +5
    24 марта 2021 21:01
    1.У доспеха дополнительными пластинами бронирована вся левая сторона, причём крепились они на винтах. Так что разнесённое бронирование было известно ещё до появления танков!
    Ну. тут ,наверное, уместно было бы использовать выражение:усиление брони путём экранирования !
    2. Вот бы на всеобщее обозрение доспехи Генриха VIII !
    1. +5
      25 марта 2021 06:43
      Цитата: Nikolaevich I
      Вот бы на всеобщее обозрение доспехи Генриха VIII

      Будет. С этим вообще нет проблем!
      1. +2
        25 марта 2021 08:23
        Прекрасно! fellow Заранее благодарен и в ожидании очередного удовольствия ! hi
  17. +6
    24 марта 2021 21:04
    Нет своеобразной авторской "визитки" стихотворного эпиграфа, но по великолепным иллюстрациям и так легко догадаться в авторстве - Вячеслав Шпаковский.
    Шикарный материал.
  18. +5
    24 марта 2021 21:24
    Статья очень интересная. Спасибо.
    Но!!!! Говорить о представленных, и прочих, доспехах "бесполезные" очень не тактично и совсем не благородно!
    Ибо всё имеет свою меру и свой срок!
    Представьте, в будущем, в века лучевого, импульсного и др. оружия будут говорить: русские выиграли ВОВ своим бесполезным оружием и бесполезной техникой... Неправильно это.
    Как-то так. Всех благ!
  19. +6
    24 марта 2021 22:18
    Спасибо за статью)
    Бургонет в героическом стиле, Милан, ок. 1540. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

    Многие видели, но не называли правильно

    Это кондотьер, с героическим лицом, Бартоломео Коллеони (1470-1475), снимался в с Никулиным и Евстигнеевым в фильме "Старики-разбойники" laughing гипсовая копия скульптуры Вероккьо.
    1. +4
      25 марта 2021 00:38
      - Коллеони... Примечательная биография у человека! В наше скучное время такого не случается... request
  20. +2
    24 марта 2021 23:42
    Глаз радуют как доспехи отличной сохранности, так сам музей, который выглядит нарядно и заманчиво.
    Разглядывая латную броню в деталях все никак не могу понять как она сочленена, как ее надевали, как приходилось в них двигаться. К примеру, массивные наплечники на некоторых иллюстраиях явно ограничивают движение плечом вперед и назад.
    1. +5
      25 марта 2021 06:46
      Сочленена осень просто: все пластины соединены изнутри кожаными ремнями на заклепках. При этом заходят одна на другую. Сзади ремни и пряжки... Надо будет как-нибудь показать фото изнутри...
      1. +4
        25 марта 2021 08:24
        Цитата: kalibr
        Надо будет как-нибудь показать фото изнутри...

        Отличная идея ! good
        1. 0
          25 марта 2021 16:38
          - Видно на 4 и 12 снимках... Защита шеи. Грубовато сделано... даже для лошади... или это последствия реставрации!
      2. +3
        25 марта 2021 18:09
        Долго вспоминала, что же мне напоминает комплект рыцарского облачения на снимке N2. Облачения, грозно выглядящего на человеке и такого детски-беспомощного в разобранном виде. Ручки... Ножки...
        И лукавая память подсказала!
        На C-3PO из "Звездных войн"! А вот на грозного дройдека оттуда же не тянет )))
        Коллеги, простите, я просто веселюсь по случаю первого солнечного дня весны laughing good )))))
  21. +5
    25 марта 2021 10:24
    Из Вячеслава Олеговича:
    Ну и потом, вдруг кто-то из нас разбогатеет настолько, что пожелает украсить свой дом настоящими рыцарскими доспехами – так вот будет ему на что ориентироваться. И как знать, вернее, кому ведом его жизненный путь – может быть, такое когда-нибудь и вправду случится…


    И мысль моя, покинув грешную землю, взлетела в невозможные для меня эмпиреи. Загородный дом, парковые аллеи... В гостиную работники сервиса втаскивают огромный деревянный ящик, распаковывают, стряхивается полиэтиленовая крошка, и вот он, рыцарь! Блистает доспехами. Стряхнув по-хозяйски прилипчивые шарики с его плеча, я с улыбкой говорю: "Я назову тебя Железный Феликс, мой доблестный рыцарь!"
    А вечером у меня приём. Гости во фраках и длинных платьях согласно гендерному признаку или у кого как получилось. Звенят бокалы, пенится шампанское, шутки, смех...
    И вдруг... грохот!
    "Не беспокойтесь, -- говорю я, а сама обеспокоена. -- Это Железный Феликс упал. Пойду, подниму его. Плохо его закрепили, надо бы предьявить претензии сервису." Но гости перепуганы и вразнобой, кричат: "Не поднимайте! Не поднимайте! И вообще, нам пора!"
  22. +3
    25 марта 2021 11:23
    Ну и потом, вдруг кто-то из нас разбогатеет настолько, что пожелает украсить свой дом настоящими рыцарскими доспехами

    Вот, прямо по больному: детская мечта о собственном средневековом замке, наполненном доспехами, похоже все-таки не осуществиться... hi
    1. +2
      25 марта 2021 13:05
      "Нет,ребята...я не гордый! Я согласен на медаль !" Какие там мечты о замке !? Мне бы дачку купить в южном краю недалеко от моря ! crying
      1. +2
        25 марта 2021 15:06
        Цитата: Nikolaevich I
        Мне бы дачку купить в южном краю недалеко от моря !

        На лазурном берегу Франции, недалеко от моря в теплых краях наверняка есть на продажу дачки-замки... hi
        1. +2
          25 марта 2021 18:11
          Цитата: Mihaylov
          На лазурном берегу Франции, недалеко от моря в теплых краях наверняка есть на продажу дачки-замки...

          Могу посоветовать место получше и ценой дешевле! Был, смотрел... но и подешевле не по моему карману. А про вас не знаю.
  23. 0
    25 марта 2021 19:18
    Военные расходы порой занимали вовсе не 2% ВВП.
    Какие-нибудь доспехи герцога Феррары стоили 2-3 годовых бюджета, а еще ведь войско содержать надо, коней кормить, требушеты мастерить, а то и корабли.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»