Перспективы развития ВМС Польши

21

Подлодка Orzeł пр. 877 советской постройки

Корабельный состав ВМС Польши нуждается в скорейшей модернизации. Большая часть кораблей, катеров, подлодок и судов отличается большим возрастом и потому нуждается в современной замене. Командование уже составило и утвердило основные планы по модернизации флота, однако их выполнение может быть связано с известными трудностями.

Актуальные проблемы


Списочный состав ВМС Польши включает ок. 50 вымпелов разного назначения. Имеются дизель-электрические подлодки, фрегаты и корветы, торпедные катера, корабли и катера противоминной обороны, а также широкий спектр разнообразных вспомогательных судов и катеров.



Польские подводные силы включают всего три ДЭПЛ: один корабль советского проекта 877 и две немецкие лодки типа Kobben (вариант пр. «Тип 205» для Польши).

Самыми крупными в надводных силах являются два фрегата типа Oliver Hazard Perry, полученные от США в начале двухтысячных. Их дополняют корветы Kaszub и Ślązak, построенные по разным проектам. Имеется три ракетных катера типа Orkan. Десантный флот включает пять кораблей пр. Lublin с возможностью перевозки людей и техники, а также постановки мин. Наиболее многочисленными в ВМС являются тральщики – 19 кораблей пяти разных проектов, включая новый Kormoran, принятый на службу в 2017 г.


Два фрегата типа Oliver Hazard Perry - самые крупные корабли ВМС Польши

Главной особенностью и проблемой польских ВМС является большой возраст техники. Так, продолжает службу тральщик Czajka, построенный еще в 1966 г. Фрегаты «Оливер Хазард Перри» строились во второй половине семидесятых годов и затем около 20 лет служили в американском флоте, после чего были переданы Польше. 18 польских вымпелов начали службу в восьмидесятых годах. После 2000 г. удалось получить только пять надводных кораблей и судов, а также две подлодки.

Планы на будущее


В 2017-19 гг. польское командование составило и утвердило несколько руководящих документов, определяющих развитие ВМС в ближней и средней перспективе. Один из них оговаривает меры по строительству до 2032 г., а другой охватывает период с 2021 по 2035 гг.

Согласно этим планам, до середины следующего десятилетия необходимо провести реорганизацию структуры ВМС, пересмотреть их численность и реализовать крупную кораблестроительную программу. По результатам этих процессов в составе флота появятся ударные силы, включающие подлодки, фрегаты, корветы и патрульные катера – по три единицы каждого класса. Ударные силы дополнят парой береговых ракетных дивизионов. Минно-тральные силы сократят до 3 современных боевых единиц, но не исключается их дальнейшее увеличение.


Сторожевой корабль Ślązak

Аналогичную модернизацию пройдут и силы обеспечения. В их составе оставят штабной корабль, корабли разведки, универсальный транспорты, танкер, гидрографическое судно, 2 спасательных судна, буксиры и т.д.

Таким образом, в ближайшие 10-15 лет списочный состав польского флота сократится до двух десятков кораблей, т.е. почти вдвое относительно нынешних показателей. Основной вклад в такое сокращение сделает списание устаревших тральщиков, построенных во времена Варшавского договора. Одновременно придется отказаться от части надводных кораблей и от всех подлодок – менее старых и многочисленных, но определяющих боевые качества ВМС.

В связи со спецификой Балтийского моря польское командование планирует отказаться от сравнительно больших кораблей, таких как фрегаты Oliver Hazard Perry. Акцент будет сделан на корабли меньших размеров и водоизмещения, более полно соответствующих ограничениям Балтики. Ожидается, что это позволит получить требуемую боеспособность и одновременно сократить затраты на строительство и содержание.

Подводные заказы


Уже в 2023-26 гг. все три имеющиеся подлодки должны выработать назначенный ресурс, и в этот период их планируют вывести из боевого состава флота. Программа их замены прорабатывается на протяжении нескольких последних лет и сталкивается с известными трудностями: Польша не имеет возможности самостоятельно строить подлодки и располагает ограниченным бюджетом.


Десантные катера типа Lublin на учениях

В качестве временной меры предлагается приобрести у одной из зарубежных стран бывшие в эксплуатации подлодки с подходящими характеристиками. Такие корабли позволят списать старые ДЭПЛ, но сохранить подводные силы. Одновременно с этим к 2024 г. предполагается выбрать зарубежного поставщика, которому закажут строительство новых подлодок. Их удастся достроить и ввести в строй лишь к концу десятилетия.

На данный момент польское командование сравнивает представленные на международном рынке образцы. Изучаются проекты французских, немецких и шведских судостроителей. Рассматривается возможность строительства кораблей совместными усилиями с привлечением польских верфей, пока не имеющих опыта в сфере подлодок.

Надводное строительство


Основные планы и надежды в контексте надводных сил связаны с корветами / сторожевиками типа Gawron – доработанной версией пр. MEKO A-100. Изначально планировалось построить 7 таких кораблей, однако в 2012-13 гг. программу резко сократили. Из-за чрезмерной сложности и растущей стоимости было решено достроить только головной корабль Ślązak, причем по упрощенному проекту. Однако и это не изменило ситуацию. Корвет, превращенный в патрульный корабль с сокращенными возможностями, приняли в состав ВМС только в 2019 г.


Тральщик Czajka - самый старый корабль ВМС Польши

Устаревание надводных сил заставляет вспоминать о старых проектах. Рассматривается возможность строительства новых сторожевиков по типу имеющегося. Флоту необходимо не менее двух таких вымпелов. Остаются неясными перспективы сторожевиков / фрегатов нового проекта Miecznik. Он разрабатывается при участии зарубежных специалистов, но строительство пока не начиналось. Ожидается, что контракт на три таких фрегата появится в 2022-23 гг., а корабли будут сданы к 2030-му.

В 2017 г. ВМС Польши получили тральщик Kormoran одноименного проекта. В 2019 и 2020 гг. состоялась закладка еще двух кораблей этого типа. Согласно первоначальным планам, они должны были начать службу в 2020-21 гг., однако реальные сроки смещаются вправо. До 2022 г. для новых тральщиков закупят три дистанционно управляемых подводных аппарата шведской компании Saab.

Планы по развитию вспомогательных сил предусматривают сохранение части имеющихся судов, сохраняющих достаточный запас ресурса. Также будет запущено строительство новых. Основную часть подобных задач предполагается решить силами собственной судостроительной промышленности. При этом часть судов и массу комплектующих для них придется приобретать за рубежом.

Флотские перспективы


Текущее состояние ВМС Польши оставляет желать лучшего и проявляет тенденцию к постепенному ухудшению. В обозримом будущем флоту придется списывать старые корабли и суда, дальнейшая эксплуатация которых оказывается невозможной или нецелесообразной. Предлагаемые меры по модернизации способны решить такую проблему, но лишь частично.


Головной тральщик типа Kormoran

По результатам наблюдаемых и запланированных процессов, к 2025-30 гг. количественные показатели ВМС заметно сократятся. Такие потери будут частично компенсироваться за счет постройки новых вымпелов с повышенными боевыми качествами и полностью соответствующих актуальным требованиям.

Объемы текущего и будущего строительства существенно ограничены финансовыми возможностями польского флота. До 2025 г. на новые корабли и суда планируется потратить ок. 10-12 млрд злотых (2,5-3 млрд долл. США). Удастся ли найти дополнительное финансирование для заказа большего количества кораблей – неясно.

Таким образом, Польша оказалась в специфическом положении. Имеющиеся промышленные и финансовые возможности не соответствуют ставящимся военно-политическим задачам. Поэтому командованию приходится искать выходы и даже идти на жертвы. В ближайшие годы предполагается разменять количество на качество и более полное соответствие поставленным задачам. Оправдает ли себя такая политика, станет известно уже через несколько лет.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    29 марта 2021 04:35
    Если исключить трёх Балтийских тигров, ВМС Польши - самый слабый в регионе и особых перспектив не имеет! Поляки в угоду Евросоюзу угробили своё кораблестроение без возможности его возрождения, туда ему и дорога! Амбиций много - возможностей Нет! В соответствии с известной поговоркой «баба (польша) с возу - кобыле легче» - На Балтике станет чуточку посвободней!
    1. +4
      29 марта 2021 04:56
      Цитата: Охотовед 2
      Поляки в угоду Евросоюзу угробили своё кораблестроение без возможности его возрождения, туда ему и дорога!

      Продали свой флот и всех моряков. Ну кто же знал, что такая мощная финансовая помощь окажется столь разрушительной для многих отраслей
      1. +6
        29 марта 2021 04:59
        Цитата: Егоза

        Продали свой флот и всех моряков. Ну кто же знал, что такая мощная финансовая помощь окажется столь разрушительной для многих отраслей

        А какие великолепные БДК (775 проекта) строили для СССР! Россия до сих пор их использует!
        Теперь вместе с небратьями в очередь за надувными лодками...
        1. +3
          29 марта 2021 05:12
          Цитата: Охотовед 2
          какие великолепные БДК (775 проекта) строили

          Спасибо Лёше Валенсе, Гданьскую судоверфь он разваливал !
          1. Комментарий был удален.
          2. +4
            29 марта 2021 08:04
            Спасибо Лёше Валенсе, Гданьскую судоверфь он разваливал !

            Галантерейщик и кардинал - это сила!
            (Пьяный электрик и ЦРУ - это сила!)
    2. +1
      29 марта 2021 17:30
      Цитата: Охотовед 2
      Если исключить трёх Балтийских тигров, ВМС Польши - самый слабый в регионе и особых перспектив не имеет! Поляки в угоду Евросоюзу угробили своё кораблестроение без возможности его возрождения, туда ему и дорога! Амбиций много - возможностей Нет! В соответствии с известной поговоркой «баба (польша) с возу - кобыле легче» - На Балтике станет чуточку посвободней!

      Ремонтировались прошлой осенью в Гданьске на судоверфи. Работа кипит, только шуба заворачивается.. В доки очередь, загоняют здоровенные танкера, ждать приходится.. Рядом судоверфи строят что то военное малого водоизмещения, сторожевики похоже. Пара свежепостроенных саплаев ходовые проходили.
      Кризис? Нее..там про такое не слышали-там работают..Быстро, качественно, квалифицированно. И работы у них полно.
      А то, что от металлолома избавляются-правильно делают. В этой Балтийской луже и так от НАТОвских кораблей не протолкнуться..
      P.S. Блин, я похоже вакцинацию урапатриотизма пропустил..((
    3. 0
      30 марта 2021 21:30
      Цитата: Охотовед 2
      Если исключить трёх Балтийских тигров, ВМС Польши - самый слабый в регионе и особых перспектив не имеет!

      Он и ОВД уступал ННА ГДР, а фрегаты и эсминцы ПНР никогда не строила, на закате "Советской власти" в составе ВМФ ПНР был 1 ЭМ и 1 ФР, все советской постройки, а также РКА и АКА их пропили наверное из-за отсутствия к ним ракет после 89-года....несколько "Поморских" МД (из 11) были выделены для обороны побережья ПНР...
      А сейчас Польше крупные ВМС не нужны, они в НАТО, обошлись бы корветами и патрульными кораблями, да минными тральщиками, фрегаты для поляков это перебор даже, американцы видать подарили, Польша ведь в первой волне новых "демократий" в НАТу входила...
      Поляки в угоду Евросоюзу угробили своё кораблестроение без возможности его возрождения, туда ему и дорога!

      ....то пускай спасибо скажут одному известному портовому электрику из движения "Свобода", вот и освободились и от верфей и от угольных шахт....
  2. +1
    29 марта 2021 06:59
    Кажется Польша воевать не собирается. ни с кем. Что в этом плохого?
    1. 0
      30 марта 2021 21:38
      Цитата: Вольный ветер
      Кажется Польша воевать не собирается. ни с кем. Что в этом плохого?

      Это как в Брюсселе скажут. Скажут Польше выделить в соединение МТС НАТО в р-не Балтийских проливов минно-тральные корабли, придется или строить или покупать....и будут они числиться и на балансе ВМФ Польши стоять, а подчинятся будут объединенному командованию НАТО в Европе...
      То же самое и с др. силами и средствами выделяемыми из национальных ВС Польши....там так у всех...просто с нищебродов меньше требуют и все...
  3. +1
    29 марта 2021 07:37
    На сегодняшний деь (я так понял) польский флот идет ко дну.Учитывая ,что флоты Дании и ФРГ базируют свои соединения на Северном море,то у НАТОвского "смотрящего" за Балтикой перспективы неважные.
    1. -2
      29 марта 2021 08:04
      Цитата: knn54
      ,то у НАТОвского "смотрящего" за Балтикой перспективы неважные

      То то НАТО со Шведами заигрывают изо всех сил. ИМХО, шведы риторикой ограничатся. В случае заварухи в сторонке постоят.
  4. +3
    29 марта 2021 08:09
    Да,Полякам не особо весело,но если честно Российскому флоу на Балтике тоже особо гордиться нечем
  5. +3
    29 марта 2021 08:16
    Польские подводные силы включают всего три ДЭПЛ: один корабль советского проекта 877 и две немецкие лодки типа Kobben (вариант пр. «Тип 205» для Польши).


    вариантa Типа 205 для Польши не существовало.
    Корабли «Коббен» - это тип 207, вариант типa 205 для Норвегии.

    Кроме того, умирает польский флот. Это вид вооруженных сил, требующий многих лет планирования и финансирования, выходящих за рамки правящей партии, a в нашей стране каждые выборы - это изменение. Это мешает проводить стабильную политику по отношению к флоту.
  6. 0
    29 марта 2021 11:58
    Вспоминая достаточно развитую в 70-80 е гг. судостроительную отрасль Польши, удовлетворен тем, что "горлопаны" гданьской судоверфи ( привет валенсе !) развалили свои заводы. wassat А в те годы десантные корабли и для ВМФ СССР десятками клепали. Ходят БДК 775 пр. ещё и в ВМФ РФ.
  7. +1
    29 марта 2021 12:20
    Чтобы эксплуатировать "Оливер Перри", нужно чтобы во флоте были корабли, которые могут их прикрывать от авиации и других кораблей противника. Такие корабли у Польши есть?
  8. 0
    29 марта 2021 14:24
    Головной тральщик типа Kormoran - странное название для польского корабля.

    Во времена 2МВ был легендарный немецкий рейдер Kormoran. Может поляки назвали свой тральщик в честь него?
    1. 0
      30 марта 2021 21:47
      Цитата: Александр1971
      Головной тральщик типа Kormoran - странное название для польского корабля.

      Построен на национальной верфи в Польше...в Гданьске....
      Тральщики типа Kormoran имеют корпус из немагнитной стали, полное водоизмещение – 850 т. Длина корабля – 58 м, ширина – 10,3 м, осадка – 2,7 м. Экипаж – 45 человек, плюс места еще для шести человек. Энергетическая установка включает два дизельных двигателя MTU 8V 396 TE74L мощностью по 1360 л.с., также имеется подруливающее устройство Schottel STT 170 AMAG мощностью 135 л.с. Скорость полного хода – 15 узлов, дальность плавания на полном ходу – 2500 миль, автономность 10 суток.

      Внешне больше на корвет похож

      https://topwar.ru/163596-v-polshe-spustili-na-vodu-vtoroj-tralschik-proekta-258-tipa-kormoran.html
      1. 0
        31 марта 2021 15:54
        Скоро все боевые корабли будут друг на друга похожи и будут отличаться только водоизмещением. Сейчас без стелс - технологий никуда.

        Но это не объясняет название польского тральщика.
      2. -1
        10 июня 2021 13:29
        На хрена тральщику стелс - архитектура?))) от кого он будет прятаться? От мин?)))
  9. 0
    29 марта 2021 17:35
    Зумвольтов брать надо, это круто!
  10. -1
    10 июня 2021 13:28
    Перспективы захватывающие - медленное, но уверенное движение в направлении отстоя, с последующей разделкой на металл. С учетом пшековских хотелок в плане ПВО и ВВС, на флот просто не останется денег))))