Авианосец из сухогруза

40


…25 октября 1944 года японское диверсионное соединение №1 скрытно вышло на подступы к заливу Лейте, где разгружались сотни американских транспортов с войсками. Главные силы ВМС США вели бой с японскими авианосцами далеко на Севере, никто не ожидал появления новой японской армады.

В 05:45 прямо по курсу возникли силуэты кораблей. Перед японской эскадрой оказалось соединение «Таффи-3» (жарг. от «TF» - оперативная группа), состоящее из шести эскортных авианосцев: «Фэншо Бей», «Калинин Бей», «Гэмбьер Бей», «Сент Ло», «Уайт Плейнз» и «Киткен Бей», трёх эсминцев и эскорта.

«Японское соединение из 4 линкоров и 7 крейсеров замечено в 20 милях к северу от оперативной группы. Приближается со скоростью 30 узлов», – сообщение самолета-разведчика вызвало шок на американских кораблях. И в тот же миг вокруг маленьких «авианосцев-джипов» взметнулись столбы воды – флагманский «Ямато» открыл огонь из своих чудовищных 460 мм орудий. Единственное, что мог сделать контр-адмирал Клифтон Спрэгью – отдать приказ «увеличить ход до полного» и поднять в воздух все самолеты. Так началась одна из самых захватывающих погонь в истории морских сражений.

Шесть эскортных авианосцев уходили на юг, жестоко огрызаясь своими самолетами. Шансы были невелики – «авианосцы-джипы» в боевых условиях имели ход не более 17 узлов. Этого было достаточно для сопровождения конвоев, но не сулило ничего хорошего в бою с быстроходными военными кораблями.

…Море кипело от японских снарядов, но линкоры в течении нескольких часов не могли догнать, казалось бы, тихоходные жестянки без бронирования и тяжелого вооружения. Пытаясь сократить дистанцию, японские корабли попали под такой шквал атак палубной авиации, что были вынуждены круто маневрировать, уклоняясь от выпущенных торпед. Ни преследовать цели, ни вести точную стрельбу в таких условиях было невозможно. Наконец, японцам повезло - эскортный авианосец «Гэмбьер Бэй» получил несколько попаданий и лишился хода. В следующую же минуту японские снаряды разорвали его в клочья. Расплатой за единственную победу стала гибель двух тяжелых крейсеров, остальные корабли соединения адмирала Куриты получили жестокие увечья. Японские моряки были шокированы сопротивлением, они предполагали, что ведут бой с тяжелыми авианосцами типа «Эссекс».

Флэт-топы

Из всего количества авианосцев, построенных в США в годы войны, лишь 29 были «классическими» – с просторными палубами, многочисленным авиакрылом и высокой скоростью хода. Подавляющее большинство американских авианосцев были «флэт-топами» (от англ. «flat top», гладкий верх), т.е. маленькими, тихоходными, дешевыми и с ограниченным авиакрылом – не более 25-30 самолетов. Все они строились по стандартам гражданского судостроения, что значительно упрощало их постройку.

В то же время, эскортный авианосец был мало чем похож на обычное судно. Переоборудование – слабо сказано, нужно говорить о внесении кардинальных изменений в исходный проект. Неузнаваемо менялся облик корабля, а его внутренняя «начинка» претерпевала еще большие изменения.

Авианосец из сухогруза

Эскортный авианосец USS St. Lo (CVE-63) Погиб от атаки камикадзе


Полетная палуба – лишь «вершина айсберга». Хотя сам факт появления гладкой стальной полосы длиной под 130 метров свидетельствует о многом. Несколько рядов аэрофинишеров, одна-две гидропневматические катапульты – стандартный набор для эксплуатации палубных самолетов. По правому борту строилась надстройка - «остров», авианосец приобретал свои характерные внешние атрибуты.

Следующий важный пункт – подпалубный ангар для хранения авиатехники. Это не простой склад со стеллажами. Необходимо было обеспечить противопожарную безопасность, установить надежную систему вентиляции и оборудовать пару лифтов для подъема самолетов на полетную палубу. Далее потребовалось обеспечить пространство для хранения 550 тонн авиационного бензина [1], провести сотни метров топливных магистралей. Изменялась конструкция донной части корабля – появлялась противоторпедная защита (весьма примитивная с точки зрения настоящего боевого корабля).

В обычных условиях экипаж гражданского сухогруза не превышает 50 человек. В случае эскортного авианосца необходимо было оборудовать жилые помещения для нескольких сотен человек (экипажи самых массовых эскортных авианосцев типа «Касабланка» состояли из 860 моряков и 56 пилотов, по-факту 916 человек!). Не стоит забывать про полезные «мелочи» - радары и оборонительное вооружение (а это десятки стволов мелкокалиберной зенитной артиллерии и бортовые спонсоны для их размещения). Эскортные авианосцы, несмотря на свои скромные размеры, несли полный комплект радиотехнических средств, как и «настоящие» авианосцы типа «Эссекс».


"Гэмбьер Бэй". Эскортный авианосец типа "Касабланка". Полное водоизмещение - 11 тыс. тонн. Длина - 156 м. Максимальный ход - 19 уз. Вооружение - 25...30 самолетов, 1х127 мм орудие, 20 стволов зенитной артиллерии


Итак, что же мы видим? Постройка эскортного авианосца является отнюдь не дешевым мероприятием. Удельная стоимость 1 тонны «флэт-топа» практически не отличалась от стоимости 1 тонны «классического» авианосца. Общее снижение стоимости постройки происходило лишь из-за меньших размеров корабля и снижения его боевых качеств – на эскортники устанавливались ГЭУ от гражданских сухогрузов, в результате скорость эскортного авианосца была в два раза ниже, чем у настоящих боевых кораблей.

Идея постройки «флэт-топов» была продиктована необходимостью обеспечения трансокеанских конвоев авиационным прикрытием – использовать для этих целей обычные авианосцы было нерационально, их возможности и скорость были явно избыточны. Закономерным выходом стала массовая постройка легких авианосцев, максимально соответствующих конвойным задачам. Таково было требование времени.

Эскортные авианосцы, несмотря на тесноту, низкую скорость и малое авиакрыло, по-прежнему оставались грозными кораблями. Многие из 783 потопленных U-ботов Кригсмарине стали добычей палубных противолодочных самолетов. Например, эскортный авианосец «Боуг» уничтожил 9 немецких и 1 японскую субмаину [2]. «Кард» - 8 немецких подлодок, «Анцио» - 5 японских. А результаты удивительного боя у о. Самар показали, что боевые возможности эскортных авианосцев выходят далеко за рамки конвойных функций. Это была хорошая идея для своего времени, но после Второй мировой войны идея эскортных авианосцев загнулась – возросшая посадочная скорость новых самолетов не позволяла принимать реактивные самолеты на короткие палубы «флэт-топов».

История «Атлантик Конвейор»

Разумеется, базирование палубной реактивной авиации на «эрзац-авианосцах», построенных на основе танкеров и сухогрузов, невозможно. Но ведь были созданы удачные самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) – британский «Харриер» и его морской вариант «Си Харриер», относительно успешно летал советский Як-38, появился уникальный сверхзвуковой СВВП Як-141. В наши дни разрабатывается многострадальная модификация F-35B - все-таки не стоило создавать на основе единой конструкции легкий истребитель ВВС, палубный самолет ВМС и «вертикалку» - слишком разные задачи у таких самолетов, в довершение всех бед, эта каша густо приправлена технологией «стелс». Но тем не менее, истребитель F-35В cуществует, и его нужно учитывать в дальнейших расчетах.

Что если действительно попытаться использовать для создания авианосца обычный танкер или контейнеровоз? Кроме СВВП, такой «эрзац-авианосец» сможет принимать на палубу вертолеты, превращаясь в мощный противолодочный корабль – все-таки вертолет видит дальше любой корабельной ГАС, а дюжина вертолетов способна обеспечить круглосуточный дозор. На первый взгляд очень дешевая и эффективная система оказывается совершенно неприемлемой на практике – стоимость переоборудования такого «авианосца» составит баснословную сумму, при этом корабль будет обладать ограниченными характеристиками. Если ограничиться минимальными переделками. то результат будет еще хуже. Постоянное хранение авиатехники на верхней палубе угробит вертолеты, а живучесть такого «вундерваффе» окажется недопустимо низкой.

В истории известен похожий случай, окончившийся трагически. Когда на Фолклендах запахло жареным, британским морякам потребовалось срочно доставить дополнительную партию авиатехники за 12 000 км от родных берегов. Для перевозки ответственного груза выбрали гражданский контейнеровоз «Атлантик Конвейор», реквизированный у владельцев по программе STUFT (Родина в опасности!). Корабль подготовили к походу в рекордный срок – за десять дней. В носовой части смонтировали вертолетную площадку и щит, прикрывающий палубу спереди от набегающих потоков воздуха. Далее, чтобы хоть как-то защитить находящуюся на верхней палубе технику от вредного воздействия морской стихии, по краям палубы расставили контейнеры с оборудованием. Вот пожалуй и все изменения, заметные невооруженным глазом. На контейнеровоз погрузили 8 «Си Харриеров» Военно-морских сил, 6 «Харриеров» в сухопутном варианте, а также 6 вертолетов «Уэссекс» и 5 тяжелых транспортных CH-47 «Чинук». Кроме того, на борту имелся большой запас авиационного горючего, запчастей, партия палаток и материалы для оборудования полевого аэродрома. Палуба была настолько плотно забита техникой, что ни о каком выполнении боевых задач борта корабля не могло идти и речи. «Атлантик Конвейор» выполнял всего лишь роль авиатранспорта.



25 мая 1982 года все это имущество было бесславно утоплено в холодных волнах Южной Атлантики. На британское соединение каким-то чудом вышла пара аргентинских самолетов «Супер-Этандар» с противокорабельными ракетами – налет на идущие далеко в открытом океане британские корабли обеспечивал единственный исправный самолет-заправщик КС-130, никакого точного целеуказания вообще не было. За пару часов до этих событий, этот же КС-130 заправлял штурмовики А-4 «Скайхок», разбомбившие эсминец Её Величества «Ковентри». Тогда аргентинцам невероятно повезло – часть бомб не взорвалась, а один самолет вообще не смог сбросить бомбовый груз, ввиду плохого технического состояния… тем не менее, задача была выполнена без потерь. Море любит отчаянных.

Работу РЛС «Супер Этандаров» засекла аппаратура эсминца «Эксетер», который сразу же оповестил эскадру о ракетной атаке. У англичан было 6 минут на принятие ответных действий. Время тянулось мучительно долго. Боевые корабли начали постановку облаков из дипольных отражателей. В воздух поднялись вертолеты для постановки ложных целей для защиты самых важных кораблей – авианосцев «Гермес» и «Инвинсибл». Единственный, кто остался без прикрытия – авиатранспорт «Атлантик Конвейор». На корабле отсутствовали какие-либо системы самообороны, как и средства постановки помех. Единственное, что он мог предпринять – развернуться кормой в сторону опасного направления. И в этот самый момент корабль получил в корму два «Экзосета».

Для англичан дальнейше похоже на страшный сон – пожары, взрывы штабелей авиабомб, гибель 12 человек. Несмотря на прилагаемые усилия, огонь вышел из под контроля. 130 человек предпочли покинуть корабль по штормтрапам и разместились на спасательных плотах. Обугленная коробка «Атлантик Конвейор» затонула через несколько дней.

Как строится настоящий авианосец

Т.к. не представляется возможным решить вопрос с перестройкой контейнеровоза в эффективный авианесущий корабль, давайте посмотрим, как создается классический атомный авианосец. В этой части я хочу поделится с читателем наиболее любопытными фактами. Постройка корабля водоизмещением под 100 000 тонн всегда вызывает неподдельный интерес среди тех, кто интересуется ВМФ. В процессе постройки существуют множество интересных моментов и профессиональных тонкостей.


На стапеле авианосец "Джорд Буш" - последний в серии "Нимицев"


Феерическое действие происходит на 220 гектарах земли в устье реки Джеймс Ривер. Здесь расположена элитная верфь «Newport News», принадлежащая компании Nortrop Grumman. На территории расположены семь сухих доков, плавучий сухой док, семь причалов для достройки кораблей и завод по изготовлению судовых секций. Главным объектом является сухой док № 12, размерами 662 х 76 метров. Док обслуживается 900 тонным козловым краном, работающими в зоне сухого дока и рабочей площадки. Высота крана – 71 м, длина пролёта – 165 м.

Авианосец типа «Нимиц» собирается из 161 готовой секции весом от 100 до 865 тонн. Корпус авианосца разделён на 24 отсека водонепроницаемыми переборками, доходящими по высоте до ангарной палубы. Всего у «Нимица» 7 палуб. Переборки и палубы делят корпус более чем на 200 отсеков. Корпус корабля сварной, несущие конструкции и полетная палуба выполнены из броневой стали толщиной до 200 мм.



На АВ типа Nimitz установлена угловая полетная палуба. Конструкция палубы выполнена из съемных стальных листов, что позволяет в кратчайшие сроки заменять поврежденные участки. Полетная палуба состоит из взлетного, посадочного и паркового участков.
Взлетный участок оснащен четырьмя паровыми катапультами типа С-13 (масса 180 т, длина 95 м). Палубные панели в районе взлетного участка имеют систему охлаждения забортной водой, что помогает предотвратить их нагрев под действием раскаленных выхлопов авиационных двигателей.
На парковом участке, где базируется авиатехника во время проведения взлетно-посадочных операций, находятся 4 подъемника, элеваторы для подачи боеприпасов, заправочные колонки и посты, обеспечивающие самолеты топливом, электроэнергией, кислородом, а также два специальных выхода на полетную палубу для летного состава. Во избежание повторения крупных пожаров на полетной палубе (последствия ЧП на «Форрестоле» и «Энтерпрайзе» в 60-х годах), имеется система орошения палубы забортной водой – при ее включении корабль превращается в Ниагарский водопад.

Галерейная палуба служит для подкрепления боковых участков полетной палубы. Здесь размещается комплекс командных и флагманских помещений, посты управления авиационно-техническими средствами, каюты и кубрики личного состава.

В носовой части авианосца имеются две промежуточные палубы, на которых смонтированы катапульты, площадка для разъездных катеров и спасательных плотов, мастерские и кладовые.

Ангарная палуба. Большая часть главной палубы корабля отведена под размещение, обслуживание и ремонт самолетов. В целях локализации возможных очагов пожара в ангаре имеются три огнестойкие шторы. Кроме того, он по всей площади оборудован сплинклерной системой пожаротушения.
Ниже на трех палубах ниже размещены механизмы самолетоподъемников, медицинские помещения, кубрики и столовые рядового и унтер-офицерского состава. Там же находится пост энергетики и живучести.
Ниже расположена трюмная палуба, где состредоточены цистерны с авиационным топливом, бункера для хранения боеприпасов, кладовые и ЗИП, морозильные камеры и т.д.

Авиационное топливо размещено в цистернах, окружённых коффердамами. Коффердамы (узкие непроницаемые отсеки) заполнены инертным газом. Топливо, по мере расходования, замещается забортной водой. Широко распространенное мнение, что авианосец представляет собой пожароопасный корабль, до предела насыщенный топливом и горючими материалами, не совсем корректно. Да, запасы авиатоплива огромны – 8500 тонн керосина. Но если рассматривать это количество относительно размеров корабля, то становится ясно, что топлива на авианосце в % отношении даже меньше, чем на обычном крейсере или эсминце!
Например, британский эсминец типа 45 («Дэринг») имеет полное водоизмещение порядка 8000 тонн. При этом в его топливные цистерны закачивается 1100 тонн топлива, большая часть из которого – авиационный керосин для газотурбинной установки. Хотя, это имеет мало значения: соляр и керосин одинаково хорошо горят при поражении топливной цистерны раскаленной болванкой (осколком, боевой частью ракеты и т.д.).

Погреба авиационного боезапаса, в целях безопасности располагаются ниже ватерлинии и готовы к затоплению. Масса авиационного боезапаса авианосца «Нимиц» составляет 1954 тонны.
Главная энергетическая установка корабля эшелонирована и размещена в четырёх водонепроницаемых отсеках. Носовые отсеки каждого эшелона отведёны под ядерную паропроизводящую установку, а кормовые - под главные трубозубчатые агрегаты.
Надводная конструктивная защита авианосцев типа Nimitz состоит из трех броневых палуб полетной, ангарной и третьей. Бортовая подводная защита охватывает районы реакторных отсеков, погребов боезапаса и хранилищ авиационного топлива. Она достигает третьей палубы и предохраняет корабль от гидродинамических ударов – последствий взрывов мин и торпед. Бортовая подводная защита образована отсеками, которые поочередно заполняются водой или топливом. Со стороны днища авианосец защищен бронированным настилом непотопляемости.
Надстройка авианосца типа «остров» состоит из семи ярусов, на которых находятся флагманский командный пост, ходовая, оперативная и штурманская рубки, центр управления полетами, посты операторов РЛС и радистов, а также командирская и адмиральская каюты.

Примечания:
В первой главе автор в художественных целях незначительно исказил факты. В бою у о. Самар американцы, кроме эскортного авианосца, потеряли еще эсминец. В атаках на японские корабли принимали участие не только самолеты «Таффи-3», но и поднятые по тревоге самолеты других оперативных соединений, находящихся в радиусе ста километров. Таково преимущество палубной авиации – всегда быть там, где требуется помощь.
1. 550 тонн авиатоплива – данные по эскортным авианосцам типа «Боуг».
2. Авианосцу «Боуг» приписывают потопление 10 подводных лодок, хотя это результат работы всего противолодочного соединения – вместе с авианосцем действовала дюжина эсминцев. В любом случае, без наличия палубной авиации добиться такого результата было бы невозможно.








Завод по сборе секций. Готовую секцию извлекают сквозь крышу цеха




40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 августа 2012 09:47
    Нормальная идея сделать эрзацавианосец(а лучше вертолетоносец)----особенно когда он резко стал НАДО.
    Дешево и сердито--прикрыть ударную группу ,папуасов погонять.
    1. +4
      25 августа 2012 09:54
      Да а чего фото горящего нет?
    2. +3
      25 августа 2012 19:35
      Цитата: Kars
      Нормальная идея сделать эрзацавианосец(а лучше вертолетоносец)----особенно когда он резко стал НАДО.

      Дешевый и эффективный вертолетоносец из танкера сделать практически нереально - он будет слишком медленным, чтобы действовать совместно с военными кораблями; а если отказаться от ангара и пр. нужных вещей - техника сгниет на палубе. И все это будет очень дорого.
      Цитата: Kars
      прикрыть ударную группу

      Не удастся, слишком маленькая скорость у сухогруза, чтобы действавать в эскадре
      Цитата: Kars
      папуасов погонять.

      Такой необходимости никогда не возникает, есть др. средства
      1. +1
        26 августа 2012 10:43
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Дешевый и эффективный вертолетоносец из танкера сделать практически нереально - он будет слишком медленным, чтобы действовать совместно с военными кораблями; а если отказаться от ангара и пр. нужных вещей - техника сгниет на палубе. И все это будет очень дорого.

        Ну вопрос в том сколько планируется (по времени) хранить технику на верхней палубе.
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Не удастся, слишком маленькая скорость у сухогруза, чтобы действавать в эскадре
        Цитата: Kars

        Никто про действия в эскадре и не говорил. Американцы строили свои экскортники на гражданских верфях, так как военные и так были загружены по уши. Да они имели малую скорость, но ее хватало для сопровождения конвоя.
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Такой необходимости никогда не возникает, есть др. средства

        Это когда есть другие средства.

        Я не сторонник таких пере-недоделок. К подобным кораблям надо относится как к продукции военного времени. А в идеале вооруженные силы должны быть сбалансированы и иметь все силы и средства для решения задач (но это в идеале).

        И еще хотел добавить. Посмотрите на "наш" Мисталь (не я не дурак и понимаю, что это вообще не авианосец а корабль управления с широкими десантными возможностями). Корабль построен с применением в основном гражданских судостроительных технологий (одни поворотные колонки с винтами чего стоят). Нам нужна только его электронная начинка. А теперь давайте зададим себе вопрос: " А не луче было бы купить только интересующие нас системы и водрузить их на корпус пусть маленького но все же авианосца размерностью, скажем, с того же Кузнецова?.
  2. 0
    25 августа 2012 09:54
    В принципе в условиях настоящих боевых действий авианосец изделие одноразовое...его задача выпустить самолёты... конечно в это трудно поверить...ведь он такой большой...дорогой... вот и носится в воздухе идея... на базе гражданского судна... статью не оцениваю... я против авианосцев...
  3. 0
    25 августа 2012 10:05
    СVN77Буш
    Старший?
    а за что ему такой почет и уважуха?

    спасибо, статья понравилась
    1. +7
      25 августа 2012 10:35
      стас57,

      за то что был умнее сына)))
  4. Vito
    +4
    25 августа 2012 10:21
    вард (1), Добрый Вам день. hi
    Цитата: вард
    В принципе в условиях настоящих боевых действий авианосец изделие одноразовое..

    Ну если война будет с применением ЯО, то в этом мире все будет одноразовым!
    А если с помощью обычных средств, то к авианосцу еще подойти надо будет и потратить на него уйму боеприпасов!
    Автор приводит хронику конфликта за ФОЛКЛЕНДЫ! Это был 1982-й год, по моему, но сейчас средства ПВО и ПРО достигли еще большего совершенства!
    Самолеты ДРЛО и корабли эскорта сделают свое дело.
    Но видеть свои авианосцы переделанные из сухогрузов лично мне не хочется!!!
  5. Братец Сарыч
    +3
    25 августа 2012 13:35
    В первой части наезд на малые авианосцы - не так уж и мало иметь 25-30 самолетов на борту! Строится такой корабль заведомо быстрее большого авианосца, а иметь три малых авианосца взамен одного большого много выгоднее - гораздо лучше силами управлять получается...
    В принципе налет и из 30 самолетов мало какой корабль или маленькое соединение выдержит, а если и выдержит, то вряд ли попросит добавки...
    1. +1
      26 августа 2012 15:45
      Цитата: Братец Сарыч
      В принципе налет и из 30 самолетов мало какой корабль или маленькое соединение выдержи


      По сравнению со Второй мировой сейчас скорости и массы самолетов выросли в разы
      1. СтарыйСкептик
        +1
        27 августа 2012 15:11
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        По сравнению со Второй мировой сейчас скорости и массы самолетов выросли в разы

        Ну и что, на это есть разные средства доп. разгона (катапульты, твёрдотопливные ускорители и т.д.), а так же универсальные самолеты малой размерности. Смотри Як-130, боевая нагрузка 3500 кг. на 1000 кг. меньше Миг-29, при правильной планировке судна и доработки самолета (не складывающиеся крылья т.е. парковка разноуровневая "плоскости в нахлест", шасси у 130-го итак усиленны под грунт) они с Миг-29К могут сравняться по боевой нагрузке, правда 130-й дозвуковой, но и влезет их на корабль больше.
  6. +3
    25 августа 2012 13:41
    Да, вещь хорошая. А вместо контейнеров наши Калибры в контейнерном варианте.
    1. +1
      26 августа 2012 15:46
      Цитата: Zomanus
      наши Калибры в контейнерном варианте.

      Главно, что в контейнерном варианте.
      Типа русское супер-оружие? laughing
  7. +2
    25 августа 2012 16:40
    В СССР проводились работы и прорабатывалось на учениях использование контейнеровозов для размещения ЯК-38 и вертолётов. Полётная палуба - контейнеры. В контейнерах размещалась и "аэродромное оборудование".
    1. Капитан Врунгель
      +2
      26 августа 2012 10:54
      Какой контейнер выдержит вес ЯК-38? Как Вы представляете аэродромное оборудование в контейнерах и доступ к нему? Вы видели контейнеровоз?
      В Советском Союзе были газотурбоходы РО-РО типа "Капитан Смирнов". С приличной грузовместимостью и отличной скоростью с гладкой верхней палубой. Вы их имели ввиду? Их удачно продали. "подарили" США, как корабли обеспечения морской пехоты.
      1. 0
        26 августа 2012 15:51
        Цитата: Капитан Врунгель
        Их удачно продали. "подарили" США, как корабли обеспечения морской пехоты.

        Ну никак не могут американцы обойтись без русского гения!
        12 декабря 1997 года «Капитан Смирнов» был продан Фондом госимущества Украины американской компании, а в начале 2001-го был перепродан на металлолом в Индию.
        1. Братец Сарыч
          0
          26 августа 2012 16:13
          А так в тырнете больше ссылок, что эти суда все-таки используются для обеспечения Корпуса морской пехоты, а про металлолом только от вас известие...
          1. 0
            26 августа 2012 19:17
            Цитата: Братец Сарыч
            эти суда все-таки используются для обеспечения Корпуса морской пехоты


            "Капитан Смирнов", "Капитан Мезенцев", "Инженер Ермошкин" - все отправлены на металл в 2001-2002 годах
            http://fleetphoto.ru/models/1893/
          2. +1
            26 августа 2012 19:23
            Цитата: Братец Сарыч
            эти суда все-таки используются для обеспечения Корпуса морской пехоты


            "Капитан Смирнов", "Капитан Мезенцев", "Инженер Ермошкин" - все отправлены на слом в 2001-2002 годах
            http://fleetphoto.ru/models/1893/

            В стою лишь один USNS T-AK-3016 "LCPL Roy M. Wheat" - бывший"Василий Васляев" (на фото). Учитывая, что кораблей снабжения в ВМС США и в КМП больше сотни (и есть куда более серьезные корабли комплексного снабжения), бывший советский корабль не имеет какого либо особого статуса - обычная посудина для перевозки провизии и барахла
  8. GaD
    +3
    25 августа 2012 18:18
    Не корректно описан бой у о-ва Самар. Японская эскадра имела подаляющее превосходство не только в артиллерии, но и в скорости эскадры - линкоры довали до 25 узлов, тяжелые крейсера до 30, а эсминцы сверх 30. и поэтому уйти конвойные авианосцы не имели ни каких шансов. А спасло их самоотверженные действия американских эсминцев охранения, которые бросились в самоубийственную атаку, ставля поралельно дымовую завесу. В атаке погибли три эсминца, но они серьезно отвлекли японцев. Плюс у японских тяжелых кораблей не было фугасных снарядов, а только бронебойные с замедленным взрывателем и поэтому чемоданы с "Ямато" прошивали насквозь авианосцы и взрывались уже в воде. А конвойные авианосцы в основном несли истребители и небольшое количество (6-8 шт.) торпедоносцев для охоты на подводные лодки, так как цели у них были сопровождать и охранять конвои. Хотя сумбурная атака авиации с авианосцев была, на которые вешали все, что было под рукой и она тоже внесла свою лепту в отвлечении японцев. После войны Хелси и Кинкейд еще долго выясняли кто из них виноват в этом конфузе, который чудом не перешел в катастрофу. Потери американцев 2 авианосца конвойных, 3 эсминца типа "Флетчер", и около трех десятков самолетов сбитых японцами.
    1. 0
      25 августа 2012 19:30
      Цитата: GaD
      Потери американцев 2 авианосца конвойных, 3 эсминца типа "Флетчер", и около трех десятков самолетов сбитых японцами.


      Второй авианосец - Сент-ло, погиб уже после боя с эскадрой Куриты
      1. GaD
        0
        25 августа 2012 20:55
        Да я немного ошибся, его потопили в том районе, но при других обстоятельствах
  9. Райдер
    -5
    25 августа 2012 20:00
    Из всего количества авианосцев, построенных в США в годы войны, лишь 29 были «классическими»


    Кто-нибудь знает сколько всего авианосцев построили в США в годы ВМВ? bully

    А знает ли кто-нибудь, что СССР в те годы не построил ниодного нового кораля. Даже ни одного эсминца или подлодки.
    ВМФ СССР не потопил за всю историю ни одного крейсера - самые крупные победы: потопление гражданского лайнера "Вильгельм Густлофф".
    1. Братец Сарыч
      +1
      25 августа 2012 20:24
      А ничего, что СССР был занят немного более важным делом в это время? И ничего, что ни одного крупного немецкого корабля не было ни на Балтике, ни на Черном море? Да и на Севере крупные немецки корабли считанные разы в море выходили?
      1. 0
        25 августа 2012 23:50
        Цитата: Братец Сарыч
        И ничего, что ни одного крупного немецкого корабля не было ни на Балтике, ни на Черном море?


        Братец Сарыч, были. КБФ всю войну пытался уничтожить финский броненосец «Вяйнемяйнен». Однажды обнаружили его, но по ошибке утопили старый немецкий "Ниобе", и это не так плохо - после войны "финн" стал советским трофеем, был переименован в "Выборг" и служил до 1966 года
        1. Братец Сарыч
          0
          26 августа 2012 08:58
          Финский корабль - не немецкий, да и систер-шип Ильмаринен все-таки был потоплен...
          Вяйнемяйнен вроде купили, а не просто так забрали...
          1. 0
            26 августа 2012 13:09
            Цитата: Братец Сарыч
            Финский корабль - не немецкий

            Это был корабль ВМС нашего противника
            Цитата: Братец Сарыч
            да и систер-шип Ильмаринен все-таки был потоплен.

            Ильмаринен подорвался на мине, до этого он два месяца невозбранно утюжил о. Ханко и никто ему помешать не мог. Хотя пытались ежедневно. На мине он подорвался оч. странно
            1. Братец Сарыч
              0
              26 августа 2012 16:06
              Ну не сами же финны его взорвали?
              Или все, что выбивается из вашей канвы событий, сразу становится очень странным?
              1. 0
                26 августа 2012 19:11
                Цитата: Братец Сарыч
                Ну не сами же финны его взорвали?

                Сами.
                Мина зацепилась за параван. При развороте броненосец задел ее брюхом.

                Случайное везение. Все целенаправленные попытки утопить финские броненосцы окончились безрезультатно. Более того, до сих пор ведутся дискуссии - мина была советская или немецкая
    2. GaD
      0
      25 августа 2012 20:48
      в период с 7.11.1941 по 02.09.1945 США построили авианосцев: тяжелых типа "Essex" - 16 шт.; легких типа "Independence" - 9 шт.; эскортных различных типов - 77 шт. Это несчитая построенных перед войной и достроенных после окончания войны, но заложенных во время ее.
      1. 0
        25 августа 2012 23:44
        Цитата: GaD
        в период с 7.11.1941 по 02.09.1945 США построили авианосцев: тяжелых типа "Essex" - 16 шт.; легких типа "Independence" - 9 шт.; эскортных различных типов - 77 шт. Это несчитая построенных перед войной и достроенных после окончания войны, но заложенных во время ее.


        Тут есть пара моментов:
        В 1943 году были заложены три тяжелых авиносца типа "Мидуэй", головной вошел в действующий состав флота через неделю после войны. Второй - "Рузвельт" был полностью готов в октябре 1945 года, через 1,5 мес. после официального окончания боевых действий.
        Учитывая объемы работ, и то, что корабли к 02.09.1945 находились в степени готовности 99%, можно с уверенностью сказать, что "Мидуэй" и "Рузвельт" построены в ходе войны
        Цитата: GaD
        эскортных различных типов - 77 шт

        Вот честно не знаю, не считал. Но мне кажется, Ваша цифра занижена
        например, в период с 8 июля 1943 по 8 июля 1944 в строй вошли 50 эскортных АВ типа "Касабланка".
        Касабланкам предшествовали 45 АВ типа "Боуг"
        Также - Сэнгамон (4 шт) и около 10 эскортных АВ типа "Коммерсмент Бэй". Так что минимум 110 эскортников...
        1. GaD
          0
          26 августа 2012 10:31
          я сам думал, что больше, но посчитал по книге "Авианосцы второй мировой", много конвойных вступило сразу после окончания войны также как и "Мидуэй". А последний авианосец я не включил в список по той причине, что вступил в строй уже после войны, также как и парочка "эссексов". Статистика вещь серьезная :) АВ "Боуг" всего 11 шт. в составе флота США, хотя они построили 33 "Боуга" специально для Англии. Этих-то я и упустил, так как в большинстве справочников они проходят отдельно в другой стране.
    3. +1
      25 августа 2012 21:47
      во время войны были достроены или построены корабли для Тихоокеанского флота..и даже в блокадном Ленинграде достраивались подводные лодки..На Черном море это было просто невозможно, так же как и в Молотовске...На Балтике были потоплены 2 старых линкора "Шлезин" и " Шлезвиг Гольштейн", крейсер ПВО "Ниобе"..это только то, что я навскидку помню
      1. 0
        25 августа 2012 23:56
        Цитата: altman
        крейсер ПВО "Ниобе"..это только то, что я навскидку помню

        "Крейсер ПВО Ниобе" не самый лучший пример.
        Грозный "крейсер ПВО Ниобе" был заложен в Голландии в 1897 году, водоизмешение 4000 тонн. К моменту потопления использовался немцами как неподвижная плавучая батарея (на фото его остов в г. Котка, Финляндия)
        Цитата: altman
        во время войны были достроены или построены

        Совершенно верно, было достроено 17 эсминцев, строительство которых началось в 1936 году
        Новых, увы, не закладывали
    4. КАРБОН
      +2
      25 августа 2012 22:06
      Можно сказать, и что ВМФ Италии тоже во время второй мировой особо не отличился. Во всяком случае главной задачи он не выполнил-захват господства над Средиземным морем. Про французский флот лучше вообще не вспоминать, героических побед за ним уже лет 200 никто не помнит. Как Нельсон их разорвал, так все и кончилось.
      Поэтому мешать авианосцы и советский ВМФ во время войны как-то неправильно.
    5. +2
      26 августа 2012 10:44
      А что больше этого плавало у нас на балтике?
      Цитата:"ВМФ СССР не потопил за всю историю ни одного крейсера - самые крупные победы: потопление гражданского лайнера "Вильгельм Густлофф".
      Предъявляйте претензии немцам - это они от нас самым бессовестным образом прятали свои крейсера и линкоры. smile
  10. gor
    gor
    -1
    25 августа 2012 22:32
    мне понравилось,что в статье нет ни слова об сопротивлении оказаным американцами на малых боевых кораблях сопровождения.как моряки прикрыли собой авианосцы.давайте орите .американцы трусы.вы герои только.потому как так думаете потому и упускаете такие моменты.вот поэтому и презираю местных маршалов
    1. +1
      27 августа 2012 10:24
      Цитата: gor
      мне понравилось,что в статье нет ни слова об сопротивлении оказаным американцами на малых боевых кораблях сопровождения.как моряки прикрыли собой авианосцы

      Так взяли - и рассказали бы сообществу. Только одна просьба - Хорнфишера с его убергероическими описаниями того, как эскортные американские эсминцы уделывают японские тяжелые крейсера не цитировать. Ибо сказочник похлеще Пикуля.
      1. gor
        gor
        0
        27 августа 2012 16:31
        а вот и почитай историю может и глупостей меньше писать будешь.но то что прикрыли собой это факт и корабли были потрёпаны по максимуму ,но продолжали вести бой с японцами.только я понял тут некому объяснять.кстати японский флот вас уделал,а американцы уделали японский флот.вот и делайте выводы кто больше воин.комплекс неполноценности у них.преодолеете комплекс и лаяться перестанете.это я уже понял
        1. +1
          27 августа 2012 19:23
          Из всего этого потока сознания осмысленными выглядят ровно два слова
          Цитата: gor
          комплекс неполноценности

          Чему я, собственно, ни капельки не удивлен.
      2. GaD
        0
        27 августа 2012 20:02
        Если не против я расскажу. К амерам симпатии не испытываю, но в данном бою они проявили Героизм с большой буквы "Г". Каогда эскадра Куриты вышла на эскортные авианосцы, то и сами японцы офигели, они расчитывали атаковать разгружающиеся транспорты, а тут такое. И на авианосцах рстерялись, хотя воздушный патруль их предупреждал о движении крупного отряда японцев. Но опять же повторюсь, что у конвойных авиносцев другие задачи и наносить массированные удары по надводным кораблям они не могли. Не растерялись только командиры эсминцев трезво оценивших ситуацию. Они пошли в атаку, зная что погибнут, но они дали время разобраться в ситуации и поднять самолеты с авианосцев для последующих атак. Вот в этом их и героизм, что не сбежали при виде более сильного противника. Да и выпустив торпеды они нанесли урон японцам, сбили курс и еще раз повторюсь выиграли драгоценное время.
  11. 0
    26 августа 2012 02:41
    Nimitz впечатляет.....махина....смертельная
  12. maxiv1979
    0
    26 августа 2012 06:06
    атаковать ауг, даже самую маленькую, всегда получится только в ответ, ибо рука длиннее
  13. СтарыйСкептик
    +1
    26 августа 2012 14:08
    Ну говорить о потоплении «Атлантик Конвейор», как о неудачном использовании эрзац-авианосца, мягко говоря не корректно, это было уничтожение обычного транспорта, к тому же брошенного на произвол судьбы. Если бы авиатехника была подготовлена к взлету, судно слегка доработано минимальными системами самообороны (теми же системами помех) то может все было бы веселее.
    А делать эрзац-авианосцы следует из старых военных кораблей подходящей размерности и с авиакрылом вертикалок или самолетов размерности Як-130 со взлетом с направляющих на твердотопливных реактивных ускорителях, в этом случае ему нужна только посадочная палуба с финишерами, а самолеты можно запускать как ракеты. ИМХО
    1. 0
      28 августа 2012 17:04
      Жаль, что опоздал к теме разговора. Спорить глупо, корабль специальной постройки, намного привлекательней перестроенного, но... Когда нет свободных (или подходящих) верфей, нет самих кораблей, а они очень нужны, "что-то" лучше, чем "ничего". Наши заокеанские "друзья" хорошо порезвились, поспособствовав уничтожению оставшегося советского флота, особенно, авианосного. Даже корабли, чисто гипотетической постройки (достройки) были нейтрализованы, уничтожены. Это "Ульяновск", стапель из под которого освободили под мифический заказ подставной фирмы, те же контейнеровозы с проекта "Халзан", которые, вдруг, потребовались американцам, словно, у них своих кораблей мало. Я уж не говорю про всю ту вакханалию в СМИ на тему "Зачем нам авианосцы", словом, к нашей глупости умело добавили саботаж и диверсию. Сейчас у нас один "Кузя" и мечты даже не об авианосце, круче "Нимитца", а проекте авианосца, этак, к 2015-2020 году... С интересом почитал статью, спасибо автору за тему, но сказать спасибо за концовку статьи и притянутое подытоживание трудно. Кроме эскортных и конвойных авианосцев США строили легкие авианосцы, переделанные из крейсеров ("Индепенденс"). Это тоже тема, как и переделка линейных крейсеров и линкоров в авианосцы, например, "Кага", "Акаги", "Лексингтон", "Фьюриес", "Беарн", "Игл", что составляли ударную основу флотов в начале войны. Купленные "Мистрали" по сути, переделанные гражданские суда, что мешает развить эту тему самим, пополняя флот? Есть и военные суда, из которых можно создать легкие авианосцы, это тяжелые атомные крейсера проекта "Орлан", в первую очередь, из головного "Кирова". Хотелось бы от автора, Олега Капцова, дождаться продолжения темы. Иметь супер "Нимитц" хорошо, но, боюсь, война скорее начнется, чем его строительство подобного авианосца у нас.
      1. СтарыйСкептик
        0
        29 августа 2012 12:24
        Есть еще, недостроенная "Украина" вполне подойдет под малый авианосец, все что длинней 180 м. можно использовать.
  14. 0
    29 августа 2012 16:48
    "Украину", думается, все же лучше использовать по прямому назначению, как крейсер, хотя, действительно, размеры соизмеримы с итальянским "Джузеппе Гарибальди". Вот, только, янки из штанов выпрыгнут, и, кипятком обмочатся, чтобы нам этот корабль не достался, да и саму идею перестройки кораблей в авианосцы постараются загасить в нашем коррумпированном царстве. Китайцы уже продемонстрировали, как имея один корпус, можно достроить авианосец. Подходящие корпуса (или под проект) можно заказывать в третьих странах (тот же "Мистраль", к слову, вообще заказали в стране, члене НАТО) и достраивать у нас, добавляя механизмы и вооружение. Это относится не только к авианосцам (вертолетоносцам), но и судам двойного назначения, до уровня вспомогательных крейсеров, с мощной электроникой, автономностью, ракетно-пушечными комплексами и "контейнерными ракетами". Во всяком случае, это один из вариантов быстрого пополнения флота.
  15. 0
    27 февраля 2015 21:36
    Надо пару штук таких около Крыма подсунуть Укропам