«Национальные доспехи» Эрика XIV

52

Будете в Стокгольме, увидите эту вывеску и заходите скорее. Жалеть не придётся!

Не получил король Эрик заказанных в Антверпене доспехов, не получил. Врагу достались! Но дело в том, что у него уже были доспехи своего, местного производства, которые были, конечно, похуже «доспехов Геракла», но тоже очень даже хороши!

«Царь Израиля ответил: – Скажите ему: «Воин, надевающий доспехи, не должен хвастать, как тот, кто их снимает после победы.»
(Третья книга Царств 20:11)

Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. А было так, что несколько ранее 1562 года король Швеции Эрик XIV заказал себе ещё один, более ранний по времени доспех, который был для него изготовлен в мастерских в Арбоге, куда привозили рабочую силу, например, из Германии. С другой стороны, вполне вероятно, что позолота была выполнена французом Якобом Паскье, который тогда находился в Стокгольме и выполнял другую работу для Эрика XIV, а вот уже декорировал его Элизеус Либартс по моделям французского художника Этьена Делона в Антверпене. Возможно, что и эти доспехи по моде того времени возили туда-сюда, лишь бы только угодить монарху. И… в итоге их успели доставить ему до коронации, на которой он в них и красовался. Вся их поверхность была богато украшена мифологическими фигурами, сценами сражений и изображениями «трофеев», а также гербом семьи Васа, трёх корон и гербом страны. Материал – сталь с протравленным на ней и одновременно прочеканенным узором, а также позолотой отдельных деталей.



Интересно, что к доспеху полагался большой круглый щит с выпуклой серединой, в общем-то, в то время уже и совсем не нужный. Дело в том, что качество доспехов в целом было уже таково, что какая бы то ни было надобность в щитах уже давно отпала. Но зато возникла мода на круглые щиты рондаши, исключительно парадного свойства, лишний раз рассказывающих о чём-то важном для их обладателя. Этот щит был оформлен высоким рельефом и наполнен фигурными сценами, изображавшими схватки воинов-мужчин с амазонками. Вероятно, это батальная сцена из Троянской войны. Согласно мифу, амазонки поддерживали царя Трои Приама в войне, но в итоге потеряли свою царицу Пентесилею, которая была убита Ахиллом.

«Национальные доспехи» Эрика XIV
Вот этот щит 1562 года! Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Для создания рельефного декора щита были использованы следующие технологии: чеканка, тиснение, травление кислотой и золочение. Изнутри он был выложен красным бархатом. Удерживался он за две сшитые из бархата ленты шириной 3 см, с металлическими пряжками, чтобы регулировать их натяжение. 36 заклёпок с шестигранными шайбами удерживают ткань на месте по всему периметру. Весит этот щит 4,143 г. Диаметр щита 580 мм.


А это прорисовка изображений на щите 1562 г. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Сам доспех состоит из 18 деталей, причём мог служить и парадным, и боевым. Общий вес доспеха 25,6 кг. Известно, что король использовал его на одном из многих празднеств, в частности, на празднестве, устроенном после кампании против Дании в 1564 году. Тогда Эрик въехал в Стокгольм «с большим триумфом» и привёз трофеи и военнопленных, которые были живой иллюстрацией декора доспехов, на которых как раз были изображены фигуры, закованные в кандалы!


Вот так выглядел этот доспех для короля Эрика XIV вместе с круглым щитом. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Конская часть гарнитура была доставлена годом позже, в 1563 году, и имела другой декор. Видимо, её прислали в качестве образца, после чего Эрик заказал как минимум ещё один доспех в Антверпене.


Седло от этого гарнитура. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Кираса доспеха имела слегка заострённую нижнюю часть, плоский верх и была целиком декорирована выгравированными на ней узорами и фигурами людей, а также в отдельных местах выложена золотом. Три дырочки на правой груди служили для крепления копейного крюка, то есть доспехом можно было пользоваться в конном бою. Брюшная броня прикреплена снизу на заклёпках. Декор кирасы построен в целом симметрично, но фигуры в медальонах различаются. Причём, поскольку это фигуры женские, то можно предположить, что это царицы амазонок Лампеда и Марпесия. Вес нагрудника сравнительно невелик – всего 1,925 г.


Кираса, передняя часть, вместе с короткой юбкой. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма


Кираса. Крупный план. Качество работы просто изумительное! Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Наспинная часть ещё легче – 1629 г. И украшена не столь богато, хотя поверхность её также покрыта узорами. Медальон на ней только один. И на нём мы тоже видим Геракла. Вообще, судя по количеству «гераклов» на этом доспехе, а также последующем их количестве на доспехе в Оружейной палате Дрездена, образ этого древнегреческого героя явно поразил воображение короля Эрика, ну а создатели доспеха знали об этом и постарались угодить королю.


Кираса, наспинная часть. В овальном картуше на пояснице лежит измученный Геракл, опирающийся на свою дубину и окружённый языками пламени. Геракл был одет в плащ, отравленный кровью кентавра Несса. Он прилип к его коже, вызывая ужасную боль. Из-за боли он развёл костер, на котором решил сжечь себя заживо. Огонь, однако, убил только его человеческую сущность, и он был принят в Царство Небесное уже как бог. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Шлем – типичный закрытый шлем с гребнем, шлем-армэ, с козырьком и воротником из двух пластин. Сзади имеется держатель для плюмажа из перьев. Шлем, как и другие части доспехов, прежде всего отличается очень богатым декором. Вся его поверхность покрыта рельефными фигурами, а также гравированным декором. Края деталей имеют позолоченное обрамление. Некоторые винты на шлеме более новые, то есть очевидно, что он подвергался реставрации. На забрале также изображён Геракл со своей знаменитой палицей (справа). Такие шлемы были традиционно тяжёлыми. Обычно их вес превышал три килограмма. Не был исключением и шлем армэ Эрика. Его вес – 3,195 г.

Вес наплечников несколько разнился, но вес левого был 1331 г. Как это хорошо видно на приведённой ниже фотографии, наплечники не были цельнокованными, а представляли собой конструкцию из трёх пластин, соединённых на заклёпках. При этом крепление было подвижным, то есть движение рук он, благодаря такой конструкции, не ограничивал.


Наплечник левый. Оба наплечника украшены изображениями львов, «трофеями» и букетами цветов. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Одна из наших постоянных читательниц и кто-то из читателей в прошлый раз в комментариях к материалу о доспехах Гринвичской мастерской задали вопросы относительно того, как такие детали доспехов, и в частности те же наплечники, крепились на человеческой фигуре. Посмотрите вот на этот портрет.


Портрет Уолтер Деверё, 1-го графа Эссекса (1539-1576). Неизвестный художник. Национальная портретная галерея, Великобритания

На нём гринвичские доспехи, и хорошо видно, что наплечники пристёгнуты к доспеху ремешками с пряжками. Но поскольку сверху надевался ещё и шлем с широкими полями в области шеи, то эти ремешки обычно видны не были. Другой ремень с пряжкой крепил наплечник на руке немного ниже подмышки и тоже, понятно, поэтому был невидим.

«Броня» для ноги включала в себя по английской терминологии «кюис» (набедренник), наколенник, наголенник («грив») и сабатон (латный башмак). Набедренник состоял из нескольких пластин, заходящих одна на другую и скреплённых кожаными ремнями при помощи заклёпок. Ногу эта деталь доспеха защищала лишь спереди, а крепилась она при помощи двух ремней с пряжками, застёгивавшихся сзади.

Наголенники – «гривы», защищали ноги целиком от колена до щиколоток и точно соответствовали форме голени. Обычно они состояли из двух деталей, на одной из которых были проушины с отверстиями, а на другой – отверстия под них и крючки, которыми эти проушины запиралась на ноге. Иногда соединение на внешней стороне выполнялось на петлях, но для тех же гринвичских доспехов было характерно соединение на крючках с обеих сторон. Внизу к «гривам» прилеплялись сабатоны и шпоры.


Налокотник был вдобавок ко всему ещё и очень красиво украшен! Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Налокотник вместе с двумя «трубами» на руку – весил 1798 г., тассеты (продолжения «юбки») 619 г. каждый; латы для ног вместе с сабатонами – 1685 г.; набедренники по 1167 г., горжет 709 г.; ну а перчатки – каждая по 514 г.


Змееподобная фигура – на самом деле дельфин. Вмятина на наколеннике, изображающая пугающее лицо – это так называемый маскарон или маскарони (итал.). Они были популярным украшением в разные эпохи. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

В этой великолепной броне король Швеции Эрик XIV выглядел весьма торжественно. В духе Высокого Возрождения мотивы доспехов были заимствованы из древних мифов, причём подобраны эти мифы были так, чтобы идеально соответствовать шведской истории и национальным символам того времени.


Забрало шлема. На нём опять-таки всё тот же Геракл в львиной шкуре и с дубиной! Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма


А вот эта сцена, изображённая на левой стороне забрала, вызывает у историков споры. Есть разные интерпретации того, что именно здесь изображено. По одной версии, мы видим здесь богиню Геру, кормящую грудью Геракла. Но что тогда делает рядом с ними мужчина с витой раковиной? Трубит в неё, оповещая всех, что родился великий герой? Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма


Доспешный гарнитур Эрика XIV. Как видите, и седло, и конский налобник шаффрон – все, абсолютно все детали выполнены в едином стиле. Конечно, это производило очень сильное впечатление и на простолюдинов, и даже на знать. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

И вполне возможно, что именно в них 2 октября 1564 года Эрик после военной кампании в Блекинге на юге Сведана вернулся в Стокгольм и со всей армией, словно римский триумфатор, проследовал по улицам своей столицы. Так что потом, когда он уже потерял свою корону и стал узником, ему было о чём вспоминать и о чём сожалеть!

P.S. Автор и администрация сайта выражают свою признательность куратору Королевской оружейной палаты Ливрусткаммарен Андреасу Олссону, а также Катарине Ниммерволл за предоставленную информацию и фотографии.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    7 апреля 2021 18:07
    Вячеслав Олегович! Засяду за изучение Ваших статей, дело не быстрое, зато неимоверно интересное! hi
    1. +7
      7 апреля 2021 18:26
      Бог в помощь. Я этой темой занялся в 1995 году и с тех пор занимаюсь понемногу регулярно...
  2. +10
    7 апреля 2021 18:12
    Конечно, это производило очень сильное впечатление и на простолюдинов, и даже на знать.

    И сейчас сильное впечатление производит - это настоящее произведение искусства,а не просто доспехи для боя!Красота..
    1. +4
      7 апреля 2021 20:18
      Цитата: КАКОЙ ЕСТЬ
      Конечно, это производило очень сильное впечатление и на простолюдинов, и даже на знать.

      И сейчас сильное впечатление производит - это настоящее произведение искусства,а не просто доспехи для боя!Красота..

      Очень, очень красиво good Но, это же неимоверно тяжело и в шлем ничего не увидеть what
    2. +1
      7 апреля 2021 20:34
      Любопытно,а король соизволил участвовать в сражениях или на холмике в шатре изволил отдыхать?
      1. +2
        7 апреля 2021 20:49
        Будет еще один его доспех со следами ударов.
        1. +3
          7 апреля 2021 21:16
          Значит король участвовал в бою?
          Когда король(князь) участвует в сражении это палка о двух концах.
          1)это свидетельствует о мужестве короля и простые войны будут боготворить такого короля.
          2) подобный монарх рискует благополучием всего государства,а вдруг он погибнет и на кого он оставит государство? Хорошо если наследник с головой дружно,а если у наследника задница вместо головы? Или сам по себе он неглупый и добрый,но "подкаблучник"как Николай 2 й. При его батюшке или деде все на цыпочках ходили:"можно попасть в Сибирь"(с),а Ники не смог совладать с жонушкой и как результат: вся семья в подвале Ипатьевского дома.
          Хотя, бывают моменты, когда НАДО РИСКНУТЬ,но тут куча нюансов
  3. +5
    7 апреля 2021 18:19
    Спасибо за прекрасную статью и иллюстрации , Эрик XIV был большой оригинал,граждане его "чудачества" надолго запомнили.
    1. +7
      7 апреля 2021 18:27
      Кто-то там хотел следы боевого использования доспехов увидеть - так на этих доспехах их нет! Зато они будут на следующих!
    2. +1
      7 апреля 2021 20:37
      Правду сказать: я про Эрика14 ВООБЩЕ ничего не знаю. Видимо, я рядом не вышел и он меня не приглашал к двору
  4. +5
    7 апреля 2021 18:32
    Изнутри он был выложен красным бархатом. Удерживался он за две сшитые из бархата ленты шириной 3 см, с металлическими пряжками, чтобы регулировать их натяжение. 36 заклёпок с шестигранными шайбами удерживают ткань на месте по всему периметру.
    1. +6
      7 апреля 2021 18:40
      36 заклёпок с шестигранными шайбами удерживают ткань на месте по всему периметру.
      !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  5. +11
    7 апреля 2021 18:56
    Шлем – типичный закрытый шлем с гребнем, шлем-армэ, с козырьком и воротником из двух пластин.

    Так нельзя. Либо армэ, либо закрытый шлем. У армэ боковины на петлях слева и справа и открываются нараспашку. У закрытого шлема вся передняя часть образует второе, большое забрало и поднимается наверх
    Вот разница

    Нет никаких проблем называть и тот и другой армэ, собирательным слово - так и было до сравнительно недавнего времени.
    Close helmet -закрытый шлем - используется в основном специалистами именно чтобы показать отличие от армэ

    Здесь хорошо видно -шлем Эрика это закрытый шлем . Употребление двух названий только путает читателя. А неудачные ракурсы не дают определить тип самостоятельно без дополнительного поиска
    1. +4
      7 апреля 2021 18:59
      Хорошо, что Вы обратили на это внимание... Спасибо! Да, всегда надо думать, когда пишешь и смотреть на фото внимательнее...
  6. +7
    7 апреля 2021 19:04
    Нет, коллеги, вы как хотите, а в таком доспехе на битву я не пошел бы. smile
    Я был бы монархом, славным своей скромностью и аскетичностью. smile
    Или даже сделал бы по-другому - доспех набил бы соломой и усадил на коня, а сам бы в чем-нибудь попроще и попрактичнее обретался бы где-нибудь рядом под королевским штандартом. Вот, точно - так и сделал бы. Доспех крутой у меня есть? Есть. Вот он. Подходите, любуйтесь. Я богат и славен. Ну а то, что я в доспехе попроще рядом стою - так это потому что я смирен, скромен и полон христианских добродетелей. laughing
    Думается, что классический максимилиановский доспех с его рифлением, при одинаковом качестве стали давал владельцу лучшую защиту, чем это произведение искусства.
    1. +5
      7 апреля 2021 19:17
      Или даже сделал бы по-другому - доспех набил бы соломой и усадил на коня,


      "-- Нет, Сэм, песок неважная замена овсу..."(с)
      1. +2
        7 апреля 2021 20:48
        Помню, помню как два идиота хотели разбогатеть на киднэпинге и,что получилось
    2. +5
      7 апреля 2021 20:46
      Миш, вечер добрый."в чем-нибудь попроще и практичнее" хочешь повторить Дмитрия Донского? Он свое:"корзно"отдал кому-то,а сам в одежде простого воина сражался.
      Примерно так я помню по истории
      1. +2
        7 апреля 2021 21:19
        Возможно, так оно и было.
        Однако, если рассматривать реконструкцию Двуреченского, то Куликовская битва представляла собой серию одномоментных конных сшибок, а не битву "стенка на стенку". Кроме того, доспехи, особенно княжеские, были сугубо индивидуальны, так что просто так обменяться им с кем-то было проблематично, да кроме того, ещё и долго. Перед боем такую операцию не проведешь. Плащ отдать и велеть носить княжеский стяг за этим плащом - да, пожалуй. Возглавить какой-то отряд и непосредственно участвовать в битве с самого начала, доверив руководство кому-то более опытному и способному - тоже возможно. Зачем? Не знаю. Дмитрий не был особо умен, но человеком он был, безусловно, мужественным и тщеславным. Возможно, хотел славы великого воина...
        Но я в драку как Дмитрий кидаться не стал бы. Я циник и прагматик, к тому же уже не шибко молодой и не шибко резвый. Уцелеть в битве для меня не менее важно, чем победить. smile
        1. +2
          8 апреля 2021 06:57
          Тут мы с тобой одинаковы: не молоды и силы резвость уже не те
    3. +3
      7 апреля 2021 20:52
      Михаил! Так у него были еще один доспех, вот на нем-то и сохранились следы ударов - вмятины и зарубки... Будет еще статья...
      1. +1
        7 апреля 2021 21:21
        Вот-вот и я про то. Такую красоту - только на парад. А для грязной работы, если есть охота ей заниматься, существует практичная рабочая форма. smile
      2. +3
        8 апреля 2021 08:57
        Главными королевским регалиями Шведского Королевства сегодня считаются
        - корона Эрика XIV;
        - скипетр Эрика XIV;
        - держава Эрика XIV;
        - государственный меч Густава III Вазы;
        - королевский ключ Эрика XIV.
        Королевские регалии Швеции хранятся в Королевском казначействе. Некоторые из них выставляются в Skattkammaren или Королевской сокровищнице и их можно лицезреть

        Корона Эрика XIV – самая старая корона Швеции. Была создана на заказ фландрскими мастерами под руководством Корнелиуса вер Вейдена в 1561 году. Первоначально на ней были буквы «E» и «R», инициалы латинской формы королевского имени «Ericus Rex»

        Скипетр был создан мастером Гансом Хейдериком в 1561 году и сделан из золота, эмали и ряда драгоценных камней- в том числе бриллиантов, рубинов и сапфиров. Первоначально он был увенчан большим круглым сапфиром наверху, окруженным двумя пересекающимися рядами жемчуга. Этот сапфир был потерян при крещении Густава IV Адольфа и был заменен нынешним темно-синим эмалевым шаром в 1780 году.

        Интересным элементом является королевский ключ Эрика XIV. По сути, это королевская регалия только шведов и Римских пап. Он был сделан в Стокгольме в 1561 году Питером Холтсвайлером. Ключ изготовлен из позолоченного серебра. Размеры 43 см в длину. Вес 676 грамм
    4. +2
      7 апреля 2021 20:58
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Я был бы монархом, славным своей скромностью и аскетичностью.

      Принял бы монашество, почему нет! и в рясе с крестом или в скромном черном камзоле с простой шпагой, стоял на вершине холма и указывал жезлом из рога нарвала куда атаковать. А битву начинал бы со слов: Мне отмщение се аз воздам! Не мир - но меч! И униформу ввел бы: черные доспехи, черные петушиные перья и черных крашеных лошадей... И что бы атакуя, все кричали: "Пленных не брать! НЕ Б-Р-А-А-АТЬ!" От одного вида вашей армии противники бы разбегались... А покровитель бы Ваш был св. Михаил с огненным мечом на черном знамени!
      1. +2
        7 апреля 2021 22:05
        Монашество - нет... Не согласен. Не моё. Так притворяться я не смог бы. smile Изображать из себя аскета на публике - куда не шло, а брать на себя обязательства перед богом как-то уж совсем...
        А битву я начал бы с таких слов:
        Мои воины! Ваш король не пил вина, не ел мяса и не прикасался к женщинам с тех пор как родился его наследник! Всё это я берег для вас! Идите, победите именем своего короля и мы все вместе отпразднуем это событие как каждому из нас полагается! Столы уже накрыты и все женщины, что будут прислуживать вам во время пира прошли причастие, получили отпущение грехов и помылись! Осталось только победить и с этим вы справитесь, потому что я с вами! Вперед, и да поможет вам бог!

        Как-то так... smile
        1. +1
          8 апреля 2021 06:05
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Как-то так...

          Замечательно!
    5. +1
      7 апреля 2021 23:57
      Нет коллеги, пулемёт я вам не дам good
    6. +2
      8 апреля 2021 10:22
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Или даже сделал бы по-другому - доспех набил бы соломой и усадил на коня, а сам бы в чем-нибудь попроще и попрактичнее обретался бы где-нибудь рядом под королевским штандартом

      Как Дмитрий Донской?
      1. +1
        8 апреля 2021 10:50
        Вы несчастного Бренка с соломой сравниваете? smile
        Я уже выше по ветке ответил на аналогичный вопрос Святославу.
        Не уверен, что эпизод с заменой князя на боярина под стягом имел место быть в реальности, во всяком случае, в татом виде, как оно описан в источниках - раз.
        Я уже значительно страше, чем был Дмитрий на Куликовом поле и меня совершенно не привлекает перспектива участвовать в первых рядах кавалерийской атаки (если по Двуреченскому) или стоять в первом ряду передового полка (если по классическому описанию). В его возрасте (тридцать лет) такие мысли в мою голову несомненно приходили бы, и помахать железкой я мог бы счесть своим непосредственным долгом, но сейчас я скорее бы с Иваном III согласился, как он на Угре пытался учудить: вы, мол тут разбирайтесь, а я домой. smile
        1. +2
          8 апреля 2021 10:58
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Я уже выше по ветке ответил на аналогичный вопрос Святославу.

          Прошу прощения, сразу не заметил hi
          Не уверен, что эпизод с заменой князя на боярина под стягом имел место быть в реальности, во всяком случае, в татом виде, как оно описан в источниках - раз.

          Кто же знает, источники довольно поздние, Задонщину вообще обычно к 16 веку относят.
          Про роль полководца в сражении еще Чапаев на картошке все достаточно убедительно расписал. wassat
          но сейчас я скорее бы с Иваном III согласился, как он на Угре пытался учудить: вы, мол тут разбирайтесь, а я домой.

          А что там Иван III на Угре учудил? Что-то я не помню ничего не обычного? hi
          1. +1
            8 апреля 2021 12:51
            Ну как, в разгар противостояния, в самый ответственный момент сбежал в Москву,
            ужас наиде на нь, и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро

            Вроде как, еле уговорили вернуться к войскам. Это как раз в самом начале "стояния" было.
            Насчет вот прямо "ужаса", конечно, сомневаюсь, но "от греха подальше" - вполне.
            1. +2
              8 апреля 2021 14:29
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Ну как, в разгар противостояния, в самый ответственный момент сбежал в Москву,

              Почему-то я не помню этот эпизод
              ужас наиде на нь, и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро

              А это какая летопись сообщает? hi
              1. +1
                8 апреля 2021 14:39
                Вики ссылается на Независимый летописный свод, я не проверял.
                Даже дата "побега" указывается - 30 сентября. Как раз когда Ахмат к Угре вышел.
                1. +1
                  8 апреля 2021 15:11
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Независимый летописный свод

                  Посмотрел, интересно: да есть такой реконструированный свод, предположительно созданный в церковных кругах (при храме или монастыре), но не в официальных. Там эта история подробно изложена. В 2-х словах: подговорили Великого князя на это дело бояре-предатели Иван Васильевич Ощера и Григорий Андреевич Мамон:
                  Это были бояре богатые у великого князя, они не думали за христиан стоять и с татарами биться, а думали бежать прочь, а христиан выдать, обрекая тем на безвременную смерть бьющихся в бою, помня только о своем большом богатстве, женах и детях

                  Ну чем не нынешние олигархи? hi
                  В общем нагнали они на ВК страху он и бежал в Москву, а в Москве его стыдили горожане и владыка Вассиан Ростовский:
                  И начал владыка Вассиан сурово говорить с великим князем, называя его беглецом. Так он говорил: «Вся кровь на тебя падет христианская, потому что ты, выдав их, бежишь прочь, бой татарам не дав и не бившись с ними. Почему боишься смерти? Не бессмертен ты, человек, смертен, а до срока нет смерти ни человеку, ни птице, ни зверю. А отдай воинов под мое начало, неужели я, старый, спрячу лицо от татар?»

                  В общем усовестил он Великого князя и тот вернулся к войскам, а сын его Иван Иванович проявил стойкость и не смотря на все письма отца остался при войске.
                  Как-то так. hi
  7. +2
    7 апреля 2021 19:55
    Даже не верится, что это чеканка. Как будто литьё с гравировкой. Или пресс с последующий обработкой. Это сколько времени ушло на доспехи? Подумать страшно.
    1. +1
      7 апреля 2021 21:00
      Цитата: Александр Бетонкин
      ушло на доспехи

      Ушло около года...
      1. 0
        7 апреля 2021 23:37
        Спасибо. Вот никогда особо не интересовался этим делом (как делали такие чудесные изображения по металлу), просмотрев статью ещё раз задело - а как сейчас обстоит с этим дело. А никак. Что сейчас делают и тогда - это небо и земля. Значит в древности технологии были другие, или мы так отупели?
        1. +1
          8 апреля 2021 05:47
          Цитата: Александр Бетонкин
          Значит в древности технологии были другие, или мы так отупели?

          Просто нам такие трудоемкие технологии сегодня не нужны...
          1. 0
            8 апреля 2021 09:46
            Ну как не нужны? Я думаю есть много богатых людей, у которых коллекция "старинных" доспехов и атрибутов. Неужели они не хотят таких же копий или новых рисунков? А музеи, всякие исторические сообщества - да что чеканка, скульптуру сейчас нормальную могут создать?
            ску
            1. +1
              8 апреля 2021 12:13
              Цитата: Александр Бетонкин
              Я думаю есть много богатых людей, у которых коллекция "старинных" доспехов и атрибутов.

              Им проще купить готовое. Делать вновь - хлопотно и дорого. У меня мой дядя погибший на войне сделал резной каменный стульчик из красного мрамора. С три спичечных коробка. Вещь настолько же безвкусную, настолько и трудоёмкую. У меня, мальчишки, вызывала восхищение. Как он его сделал? Мама рассказывала, что видела, как он его делал... Так что сделал. Вопрос как? У меня повторить не вышло. Не вышло даже шахматную решетку сделать на полированном его сиденье. В итоге я его в гневе разбил. Но ведь было... мальчишка в середине 30-х сделал. А мальчишка в середине 60-ых, умевший работать руками, уже нет. А сейчас кто сделает? Никто!
              1. +1
                8 апреля 2021 15:38
                Значит всё правильно: и технологии были другие и постепенно руки стали расти не от туда. Вот я заметил - зимой как то свет отключили на долго. Всё, ну зажгли свечки сели с женой о чём то говорим, короче тоска. Было бы лето, на даче можно было бы чем то заняться. Это я к чему - пройдёт лет десять, двадцать всё будет роботизировано, типа робот гвоздь будет забивать (немножко утрирую). Потом ещё лет пятьдесят, что будет - страшно подумать. И тут бах - вселенская авария. Все знания на каких то носителях, которые соответственно накрылись. Книги только в исторических хранилищах, которые тоже через некоторое время уничтожаться, потому что за ними ни кто не будет ухаживать( температура, влажность и т.д.), а может просто сожгут в кострах. Весь "цивилизованный" мир умрёт тупо от голода и холода ( сейчас то отбери смартфон - тыркаются как котята). Кто останется - жители Севера, аборигены Амазонки (если её не вырубят), берберы и арабы в пустынях, аксакалы в горах, ну и конечно негры. Откуда сейчас говорят пришёл "первый человек"? Вот. И начнётся всё сначала . И всякие шумерские таблички вновь откопают из бывших музеев и будут изучать. Да, и наскальные и пещерные рисунки тоже, так как выжившим детям надо было где то рисовать. Так что история повторяется.
                1. +1
                  9 апреля 2021 21:17
                  Именно так и будет. Я Вам советую прочитать книгу А.Мирера "Девять жизней" Если не читали... Вам понравится... Все Ваши мысли - там!
  8. +3
    7 апреля 2021 20:11
    Очень красиво!!! Даже страшно подумать, как по такой красоте мечом или секирой в настоящем бою...
    Ну не было тогда ламборджини, бентли и ролс-ройсов - вот и вкладывались по полной в доспехи и оружие.
  9. +2
    7 апреля 2021 21:28
    В. О, приветствую Вас в "Вашем доме". Мы с Вами уже общались т.с у Валерия,а теперь продолжим у Вас в"доме"
    Если судить по доспехам,Эрик был не равнодушен к Гераклу, возможно,считал себя не хуже Геракла. Вот только Геракл добро делал: Промитэя избавил от страданий,а Эрик,что он положительного сделал?
    1. +1
      7 апреля 2021 21:45
      Цитата: vladcub
      положительного сделал?

      Правил!
    2. +2
      7 апреля 2021 22:03
      Эрика XIV называют безумным королем Швеции за его непредсказуемый и своевольный нрав, который вылился в серьезное душевное расстройство. Затяжная война против Дании и борьба со шведской знатью привели короля к заточению в тюрьме, из которой он пытался бежать с помощью Ивана Грозного.О тайных планах узнала стража — охрану короля усилили, условия ужесточили.
      В конце жизни Эрика отлучили от семьи, отправив в другой замок, а затем отравили.
      1. 0
        8 апреля 2021 06:52
        "весело"прожил
    3. +4
      8 апреля 2021 09:14
      а Эрик,что он положительного сделал?

      С точки зрения шведов -он довольно удачно воевал, захватив в 1561 году после распада Ливонского ордена северную часть Эстляндии с Ревелем.Сумел расширить шведское влияние на страны Балтии и Эстляндию. Ввел в обращение первую золотую монету. Во внешней политике усилия Эрика были направлены на укрепление Швеции, превращение её в великую державу. А вот во внутренней политике его действия в основном были направлены на ограничение власти знати и установление королевского единоначалия. За что он, собственно, был лишен власти, арестован и убит.
      1. +4
        8 апреля 2021 09:30
        Кстати, Эрик женился по любви , что большая редкость в королевских семьях. Его избранницей стала простая финская девушка Катарина Монсдоттер, которую он сделал королевой.
        Ее называют Золушкой шведской короны. Карин Монсдоттер – девушка из простого народа, ставшая королевой Швеции.

        Правда, королевой она была всего лишь 87 дней. Но все-таки, все-таки…
        Психотерапевты, которые все и обо всех знают, называют сказку о Золушке одной из самых вредных сказок. Мол, она учит современных девочек неправильному отношению к жизни, внушает несбыточные мечты, отрывает от реальности. Оставим эти размышления на совести скептиков. Пример жизни Карин Монсдоттер полностью опровергает их доводы. Есть место в жизни сказке! Есть! И пусть эта сказка с довольно-таки печальным концом, но она была. И были Карин Монсдоттер и король Швеции Эрик XIV, любившие друг друга и преступившие ради своей любви законы и предписания.
        Канцлер Швеции Йоран Перссон: "Друг друга они называли не иначе как - дарованной Богом половинкой своей души.
        Рассказывая о любви Эрика XIV и Карин Монсдоттер, так и хочется вспомнить легенду о двух половинках одной души, разделенных в пространстве. Настоящая любовь бывает только тогда, когда эти две половинки встречаются. Иначе и не объяснишь, почему они, такие разные и по возрасту, и по социальному положению, нашли друг друга и соединились в единое целое. Кто он? Король Швеции из великой династии Васа, сын короля Густава и Катарины, герцогини Саксен-Лауэнбургской, получивший прекрасное образование, говоривший на нескольких иностранных языках, наделенный знаками власти монарха. И она – безграмотная девушка, причем даже не шведка, а финка. По всем законам их пути просто не могли пересечься, как говорили раньше «они ели за разными столами». Но чудо произошло, они встретились и полюбили друг друга. Ради нее Эрик XIV пошел и против воли законов, утверждающих что на троне может быть только лицо королевской крови, и против воли родственников, из-за чего, в конечном счете, и расплатился не только своей свободой, но и судьбой своей семьи?"

        Эрик Йохан Лёфгрен. Полотно "Эрик XIV и Карин Монсдоттер" 1864
  10. +1
    8 апреля 2021 10:28
    Есть разные интерпретации того, что именно здесь изображено. По одной версии, мы видим здесь богиню Геру, кормящую грудью Геракла

    Вот интересно с какой целью? чтобы отравить? wink
    Интересно на чем основана эта трактовка? Насколько я помню по классической версии Гера была основным "противником" Геракла и все время строила ему различные козни hi
  11. 0
    8 апреля 2021 16:37
    Шикарно выглядят.
  12. -1
    8 апреля 2021 17:50
    Да, хорошая статья