Перспективы противолодочных самолетов Ил-38

142

Ил-38 до модернизации

В январе 1969 г. на вооружение авиации военно-морского флота СССР был принят новейший противолодочный самолет Ил-38 с поисково-прицельным комплексом «Беркут». За счет своевременного ремонта и различных модернизаций такую технику удается сохранять в строю до сих пор. Прямо сейчас осуществляется объемная программа глубокой модернизации самолетов, которая позволит дополнительно продлить сроки их службы. Однако в отдаленном будущем модернизированные Ил-38Н уступят свое место технике новой разработки.

Полвека на службе


Разработка перспективного самолета противолодочной обороны (ПЛО) стартовала в начале шестидесятых годов. В середине десятилетия самолет Ил-38 с полным составом оборудования прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. В 1967 г. наладили серийное производство, и вскоре техника начала поступать в войска. В первые недели 1969-го самолет официально приняли на вооружение ВМФ.



Производство Ил-38 было поручено Московскому машиностроительному заводу «Знамя труда» (ныне входит в состав РСК «МиГ»). На момент начала разработки планировалось построить до 250 самолетов для полного закрытия потребностей ВМФ. Однако в дальнейшем планы скорректировали, и количество необходимых Ил-38 сократили до 65 ед. Одновременно с этим заказали разработку перспективного Ту-142 с более высокими летно-техническими характеристиками.


Одним из первых эксплуатантов самолетов Ил-38 стал 33-й центр боевого применения и переучивания летного состава в г. Николаев. Первой строевой частью на таких машинах в 1968 г. стал 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия в составе Северного флота. Годом позже начал службу 77-й отдельный противолодочный полк Тихоокеанского флота. В 1972 г. в составе Балтийского флота была сформирована 145-я отдельная противолодочная эскадрилья.

Такое положение дел сохранялось в течение длительного времени. Полноценное обслуживание и своевременные ремонты позволяли в полной мере использовать ресурс техники, хотя часть машин в дальнейшем пришлось списать. По данным справочника The Military Balance 1991-1992, к началу девяностых годов советский / российский ВМФ имел 53 самолета Ил-38 и такое же количество Ту-142.

За этим последовал сложнейший период, связанный с хроническим недостатком финансирования и постоянными сокращениями. К этим факторам прибавилось моральное и физическое устаревание строевой техники. В итоге к настоящему времени парк Ил-38 заметно сократился в сравнении с изначальным.


The Military Balance 2021 сообщает о наличии в составе ВМФ всего трех эскадрилий на Ил-38 – в составе Северного и Тихоокеанского флота. Кроме того, такие самолеты имеются у 859-го ЦБП и ПЛС морской авиации (г. Ейск). В строю остается 22 самолетов, как модернизированных в последние годы, так и сохраняющих более старую конфигурацию. При этом известно, что некоторое количество самолетов находится на хранении.

Советские самолеты ПЛО в небольших количествах поставлялись военно-морским силам Индии. The Military Balance 1991-1992 указывал наличие в их составе двух патрульных эскадрилий, у которых имелось 5 Ил-38 и 8 Ту-142М.

Вопросы модернизации


Разработка проектов модернизации исходного Ил-38 стартовала вскоре после его принятия на вооружение. Предлагалась комплексная модернизация с заимствованием компонентов у более совершенного Ту-142М. Однако такой проект оказался чрезмерно сложным и требовал неприемлемо много доработок. В итоге модернизация Ил-38 в тот период ограничилась лишь заменой отдельных приборов.


Один из Ил-38SD для Индии во время модернизации, 2012 г.

В восьмидесятых годах был разработан новый проект модернизации с шифром «Изумруд». Он предусматривал сохранение основных элементов комплекса «Беркут» с одновременной интеграцией современных средств обработки данных, радиогидроакустических буев и взрывных источников звука. Новые и старые компоненты взаимодействовали через специальные блоки сопряжения. По проекту «Изумруд» доработали всего 12 самолетов. Они не получили отдельного обозначения и продолжили службу под индексом Ил-38.

К началу девяностых стала очевидной необходимость кардинальной переработки поисково-прицельных систем. Ленинградскому ЦНПО «Ленинец» заказали разработку полностью нового комплекса с шифром «Новелла». Сложность проекта и известные проблемы девяностых годов привели к серьезному затягиванию работ.

Первый полет доработанного Ил-38 с макетом новой аппаратуры удалось провести только весной 2001 г. Однако уже в 2002 г. модернизированный Ил-38Н с полноценной «Новеллой» вышел на испытания. Работы планировалось завершить к середине десятилетия и затем запустить модернизацию строевых самолетов. До состояния Ил-38Н собирались довести большую часть имевшихся самолетов.


Модернизированный Ил-38Н морской авиации ВМФ России

Серийная модернизация


Возможности ВМФ России в тот период не соответствовали всем планам и желаниям, из-за чего реальные перспективы Ил-38Н и «Новеллы» оказались под вопросом. Однако проект привлек внимание ВМС Индии, все еще использовавших старые Ил-38. По их заказу на основе «Новеллы» был разработан комплекс Sea Dragon с более широким кругом решаемых задач. Самолет с такой аппаратурой получил обозначение Ил-38SD.

«Индийский» проект предусматривал сохранение всех функций по поиску, обнаружению и поражению подлодок. При этом были расширены или добавлены функции патрулирования, поиска, разведки и т.д. Появилась возможность применения противокорабельных ракет. Первый Ил-38SD был модернизирован в 2005 г. В течение нескольких следующих лет индийская морская авиация получила пять обновленных машин.

В конце двухтысячных годов российский ВМФ нашел средства для модернизации своих самолетов ПЛО. Первый обновленный Ил-38Н был передан заказчику в 2012 г. К настоящему времени морская авиация получила восемь бортов с «Новеллой», и в будущем ожидается передача новых. Некоторые из модернизированных самолетов были названы в честь выдающихся военных деятелей.


Будущее самолетов


По открытым данным, сейчас в строю имеется лишь 22 самолета Ил-38, и 8 из них перестроены по актуальному проекту. Несколько лет назад командование флота раскрыло планы по модернизации 30 самолетов до 2025 г. Это означает, что новые приборы получат все активные машины и часть числящихся в резерве.

Предложенная и реализуемая программа модернизации, как ожидается, позволит значительно повысить потенциал авиации ПЛО и обеспечить ее соответствие современным требованиям. Кроме того, продлеваются сроки службы техники, и Ил-38Н все еще будут оставаться в строю.

Однако история самолетов Ил-38 постепенно приближается к своему завершению. Несколько лет назад стало известно о планах Минобороны по созданию нового патрульного / противолодочного самолета для замены имеющихся Ил-38 и Ту-142. В 2019 г. министерство запросило предложения потенциальных разработчиков нового проекта. Если эта программа получит продолжение, то серийное производство новой техники может быть запущено к 2030 г.


Следует отметить, что к этому времени Ил-38 успеет отметить 60-летие начала службы. Возраст самых новых машин этого типа достигнет 55 лет. Несмотря на все проводимые ремонты и модернизации, техника приблизится к полной выработке ресурса.

Отдаленная перспектива


В целом будущее самолетов Ил-38(Н) и всей патрульной авиации просматривается достаточно ясно. В следующие годы будет продолжаться модернизация имеющейся техники, возможно, даже с достижением поставленного рубежа в 30 машин. Обновленным Ил-38Н предстоит нести службу, как минимум, до конца текущего десятилетия. Именно в этот период ожидаются первые серийные самолеты перспективной модели.

Полностью отказаться от Ил-38Н удастся только после выпуска достаточного количества новых самолетов, на что уйдет не менее нескольких лет. Это означает, что до начала или середины тридцатых годов Ил-38Н сохранит статус одного из основных самолетов патрульной и противолодочной авиации. И за счет проведенной модернизации такие машины и в будущем смогут эффективно решать поставленные задачи.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

142 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -36
    6 апреля 2021 18:09
    Ил-38 имеют выдающиеся характеристики и по своему потенциалу не имеют аналогов в мире.
    Данные самолеты еще долгое время будут отстаивать интересы великой морской державы в мировом океане.
    1. +3
      6 апреля 2021 18:18
      Ил-38 имеют выдающиеся характеристики


      Но их время подходит к концу и нужен новый самолет. Я думаю что для замены ИЛ-38 подошел бы Ту-204
      1. -35
        6 апреля 2021 18:22
        А что насчет Ту160 ? Военные эксперты в области вооружений обосновали возможность реализации и рациональность подобной модернизции.
        Сейчас как раз начинается массовое крупносерийное производство этих совреенных самолетов.
        1. +15
          6 апреля 2021 23:07
          Пьяный пишите или из палаты?
          1. 0
            7 апреля 2021 06:16
            Да, нет, он платный троль-форумчанин.
          2. +4
            7 апреля 2021 17:15
            Цитата: Revival
            Пьяный пишите или из палаты?

            С уКраины .
        2. 0
          15 апреля 2021 03:47
          Массовое производство чего? Где ты собрался строить ТУ 160? В Казани не получится. Нет мощностей.
        3. 0
          22 июня 2021 21:18
          Ту-160 слишком тяжел и дорог для задач ПЛО/патрулирования.
      2. 0
        6 апреля 2021 19:52
        Я думаю что для замены ИЛ-38 подошел бы Ту-204

        Нет , он слишком большой , и много балласта будет таскать.
        Нужен самолёт с сухой массой 30 -35 тонн ,не больше .
        1. +1
          7 апреля 2021 17:23
          Цитата: lucul
          Нет , он слишком большой

          belay Неужели больше Ту-142 ?
          Новый самолёт ПЛО должен будет заменить оба прежних самолёта(Ил-38 и Ту-142) . Речь о Ту-214 заходила , в т.ч. о выборе его как единой платформы для всех специальных самолётов ВС РФ (РТР , РЭБ , ПЛО , комплексной разведки , ретрансляторы , ВКП , самолёты ДРЛОиУ) .
          ... Но шевелений в их производстве как то не наблюдается . Было построено до полутора-двух десятков и ... тишина . Возможно ожидается запуск МС-21 ... На такой базе строить новые самолёты специального назначения , которым служить потом 40 - 50 лет ... перспективней .
          И дальность у МС-21 побольше , и экономичность гораздо лучше , и вместимость не меньшая .
          Но ... что мешает МС-21 пойти нормально в серию ?
          Санкции .
          Ибо пока на 50% - импортный .
          Надо исправлять .
          1. 0
            7 апреля 2021 17:37
            Неужели больше Ту-142 ?

            Судите сами
            Ту-204 :
            Сухая масса - 58 000кг
            Максимальная взлётная - 103600 кг
            Максимальная дальность 6 000км, с боевой нагрузкой - 4 000км.
            Смотрим Ил -38
            Масса пустого - 35 000кг
            Максимальная взлётная -68 000кг
            Максимальная дальность - 7100 км .
            Т.е Ил-38 и легче и летает дальше и дольше в воздухе находится .
            1. +1
              7 апреля 2021 19:10
              Цитата: lucul
              Т.е Ил-38 и легче и летает дальше и дольше в воздухе находится

              У Ту-204\214 были разные модификации , в том числе с дальностью 7500 и даже до 9000 км. - специально для рейсов на Дальний Восток . Кроме того Ту-214 выбран как единая база для самолётов специального назначения для МО РФ . Для унификации , удобства обслуживания , ремонтов и подготовки лётно-технического состава .
              Цитата: lucul
              Нет , он слишком большой , и много балласта будет таскать

              Посмотрите ВНИМАТЕЛЬНЕЙ на современные самолёты ПЛО у США и Японии . Только внимательно .
              И Вы увидите , что они несут огромное количество профильного оборудования , сбрасываемых буев , ПКР для надводных целей , глубинные бомбы и даже(!!!) ракеты воздух-воздух для самообороны от авиации противника .
              Это очень сложные и насыщенные аппаратурой и вооружением самолёты , предназначенные для длительного поиска\патрулирования , попутно ведя РТР , разведку надводных целей , ретрансляцию , а так же могут иногда использоваться в качестве ВКП .
              Всё это богатство в "маленький самолётик" не войдёт и возможность длительного патрулирования не обеспечит . У США за базу взят Боинг-737 . У нас же возможны лишь две платформы - Ту-214 и МС-21 .
              МС-21 конечно лучше как база во многих отношениях , но есть и нюансы .
              Он пока на 50% импортный .
              И у него композитное крыло , что не очень удобно для военной эксплуатации .
              Так что пока было слышно о выборе в пользу Ту-214 ... но каких либо энергичных действий в этом направлении не наблюдается .
              1. 0
                10 июня 2021 19:50
                "И у него композитное крыло , что не очень удобно для военной эксплуатации ." - Поясните, плз.
                1. 0
                  11 июня 2021 00:33
                  Композитные крылья не так давно появились на крупных самолётах гражданской авиации .
                  Плюсы их известны хорошо , но опыт эксплуатации сроком 10 и более лет показали , что в них со временем образуются множественные усталостные трещины , расслоения ... и что хуже всего , эти повреждения очень трудно диагностировать . Никто из эксплуатантов и производителей не знает когда(через сколько лет) такие усталостные явления станут критичны . Ибо период наблюдения за таковыми , развитием сих процессов и просто времени с начала эксплуатации таких крыльев , прошло мало .
                  И ещё . Военный самолёт , есть военный самолёт - случаются повреждения как эксплуатационные , так и в следствии огня противника . С дюралевым самолётом всё просто - бригада авиатехников в течение нескольких часов\дней исправят эти повреждения в полевых условиях . Поставят заплатки , поменяют панель обшивки(замена дюралевого листа) и пр.
                  С композитным крылом такое не возможно . Особенно такого крыла , как у МС-21 - цельномотанном . Для военного(!) самолёта критична возможность ремонта в условиях аэродрома , силами авиатехников ..
      3. 0
        22 апреля 2021 19:42
        подошел бы Ту-204
        А что ж до сих пор их не наклепали, ведь есть и крайняя модификация Ту-214. Нужно идти по примеру китайцев. Они дают вторую жизнь самолетам имеющиеся очень хороший планер и ЛТХ. Пример наш гражданский флот закупает китайский Y-7 - Y-7H. И еще один китайский клон Shaanxi Y-8.
    2. +12
      6 апреля 2021 18:39
      Вы льстите...Как минимум - Орион. А по составу оборудования и поражающих средств - он далеко позади конкурентов.
      1. +1
        7 апреля 2021 12:55
        да и фраза
        великой морской державы

        вызывает некоторые сомнения... request
    3. +1
      7 апреля 2021 13:12
      не имеют аналогов в мире.

      Ну да. "Орион", "Нимрод" и "Атлантик" ушли или уходят. Поэтому и не имеет. Не сравнивать же его с "Посейдоном".
      1. 0
        7 апреля 2021 13:58
        Сейчас реально Посейдон и Японец.....и все.
      2. 0
        10 апреля 2021 10:48
        Цитата: Сергей Сфыеду
        не имеют аналогов в мире.

        Ну да. "Орион", "Нимрод" и "Атлантик" ушли или уходят. Поэтому и не имеет. Не сравнивать же его с "Посейдоном".

        Пока никуда Орионы не уходят.У Японии весь парк противолодочных самолётов это Орионы,их больше сотни.У американцев более 150 штук в строю.А Орионы ещё постарше 38-х будут.Посейдонов пока маловато,и не один десяток лет потребуется для замены всего парка самолётов.
    4. 0
      22 апреля 2021 11:55
      ил-38 серьезно уступал ориону еще во время холодной войны.
      с тех пор он мало изменился, а орион перерос в посейдона и между нашим и "их" аппаратом уже пропасть. кроме того, у ил-38 отсутствует современная начинка. То, что сделано на модификации Н, совершенно не достаточно.
      И последнее - почему антенну разместили прямо над кабиной? Это же сильно вредно.
    5. 0
      11 июня 2021 18:53
      В начале 90х в журнале Крылья Родины была статья о наиболее удачных с точки аэродинамики фюзеляжей самолетов. Как раз Ил-14, Ил-18 попали в обзор статьи как удачные самолеты с большим запасом модернизации. Как результат Появился самолет Ил114 на который возлагали в основном коммерческие надежды. Продолжение Ил-18 в коммерческом направлении не имело перспектив так как турбовинтовые самолеты вытесняли реактивные. Надежда на МО при развале Союза не оправдала. Ил20/22/38 только частично подвергались модернизации. Менялось только специальное оборудование, все остальное оставалось прошлым веком. Почему? Все в финансировании. В США Ореоны уже заменили на Посейдоны. А у насс 2012 года по 2021 год модернизировано 8 самолетов под Новеллу, а до 25 осталось 4 года и модернизировать надо 14 самолетов. МО м ВМФ лукавят. Не нужна ПЛА ВМФ.
  2. -1
    6 апреля 2021 18:18
    развите авации берегового базирования основная задача
  3. +5
    6 апреля 2021 18:18
    Базовая машина, Ил-18 был весьма удачным. Надежный и экономичный. На чем сегодня делать новый противолодочник, непонятно.
    1. 0
      6 апреля 2021 19:06
      Цитата: Saxahorse
      На чем сегодня делать новый противолодочник, непонятно.

      Было бы желание, подходящих под это дело самолётов полно. Начиная от "Альбатроса", заканчивая любым пассажирским, предназначенных для межконтинентальных полётов, у которых и аэродинамика и экономичность вылизаны до максимума: Ил-96, Мс-21 и тд.
      1. +3
        6 апреля 2021 19:44
        Было бы желание, подходящих под это дело самолётов полно.

        Движки , нужны движки нового поколения .
        Лёгкие и экономичные .
      2. -3
        6 апреля 2021 22:52
        А полезную нагрузку (буи, противолодочные торпеды и т.п) как размещать? Где у пассажирского самолета бомболюк? Где антенны поставить? Т. е. придётся переделать весь фюзеляж, и ни дай бог центровка сместится, тогда и с крылом проблемы появятся. И что останется от базового проекта - силовая установка и шасси? Не проще ли новую машину сделать?
        1. +9
          6 апреля 2021 22:54
          Цитата: Сергей Валов
          А полезную нагрузку (буи, противолодочные торпеды и т.п) как размещать? Где у пассажирского самолета бомболюк?

          А где у пассажирского Ил-18, на базе которого сделан Ил-38, бомболюк ?
          1. +3
            6 апреля 2021 23:17
            Понял, серьезность проблемы вы на представляете. Объясню в двух словах - Ил-38, это не переоборудованный, или модифицированный самолёт, это ДРУГОЙ самолёт. Даже крыло пришлось смещать вперёд. Это все равно, что из Ту-16 сделать Ту-104, только наоборот.
            1. +5
              7 апреля 2021 01:35
              Крыло не сдвигается. Делается один-два отсека фюзеляжа длиннее/короче. Технологически - нет проблем.
              На гражданских самолетах такую возможность предусматривают сразу. Т. е. есть отсеки, которые уже предусмотрены для изменения.
              1. 0
                7 апреля 2021 09:14
                «Делается один-два отсека фюзеляжа длиннее/короче» - какие отсеки??? Это не корабль, а самолёт. Для устройство бомболюка придётся менять конструктивно-силовую схему - резать шпангоуты с одновременным их усилением, усиливать лонжероны, устанавливать механизмы открытия/закрытия створок бомболюка, устанавливать балки подвески боеприпаса, устанавливать механизмы сброса боеприпаса. Все это однозначно сдвинет центровку, вопрос на сколько это окажется критичным (на Ил-38 крыло пришлось сдвигать). Придётся ставить антенны во внешних обтекателях что повлечёт за собой изменение аэродинамики, центровки и конструктивно-силовой схемы. И это только на первый взгляд, реально будет гораздо сложнее.
                1. +2
                  7 апреля 2021 10:05
                  Цитата: Сергей Валов
                  Для устройство бомболюка придётся менять конструктивно-силовую схему....
                  Да, бомболюк у Ил-38 не маленький:
                  Загрузка боезапаса гидроакустических буев на Ил-38 авиации ТОФ, авиабаза Николаевка, июль 2012 г. (фото - warlock_fe, http://warlock-fe.livejournal.com/).

                  Про перестановку крыла у самолёта я не слышал, а вот про вставку, удлинившую заднюю часть самолёта информация попадалась.
                  1. 0
                    7 апреля 2021 10:25
                    Вставка - это стандартное решение. О нем даже и не пишут. Они уже есть и в Суперджете и в МС-21.
                2. +2
                  7 апреля 2021 10:10
                  Центровку сдвигает всё. Любой чемодан. Самолет считают на это дело. Какие проблемы? Это же не сарай пристраивают. И модернизируют самолеты.
                  Большинство грузов воздухом возят бывшие пассажирские самолеты. Пассажиров по ресурсу им возить запрещают. Их переделывают в грузовые. Ставят грузолюки и пр. Все дела. Летают. Чем оно отличается от всяких бомболюков? Тем, что они сбоку, что сложнее.
                  Про отсеки вообще не принимается. Самолет строят агрегатами - кусочками, отсеками. Как ни называй, а смысл один. Фюзеляж дозвукового самолета практически цилиндр. Собирается из отсеков. Это как колбаса порезанная. Никаких проблем укоротить или удлинить в определенных пределах нет.
                  Еще раз: конструктивно закладываются специальные отсеки, чтобы в дальнейшем, можно было в производстве быстро создать модификацию самолета с укороченным или удлиненным фюзеляжем. Чтобы изменить пассажировместимость.
                  Пример переделки: японский базовый противолодочник П-1. Он что-то типа Суперджета по размерам. А также все буржуйские АВАКСы. Заправщики.
                  1. +1
                    7 апреля 2021 13:05
                    «Чем оно отличается от всяких бомболюков? Тем, что они сбоку, что сложнее.» - Вы понятия не имеете о конструктивно-силовой схеме самолета. Боковой люк сделать гораздо ЛЕГЧЕ бомбоотсека, ибо он располагается между шпангоутами, либо ставятся два усиленных шпангоута и между ними размещают боковой люк. Для бомбоотсека придётся резать много шпангоутов, промежуточные делать не кольцевыми, следовательно более тяжелыми, придётся усиливать шпангоуты обрамляющие бомболюк, в том числе и для установки балки подвески нагрузки.
                    1. 0
                      7 апреля 2021 16:50
                      Я не имею понятия, я почти каждый день щупаю эти проемы и люки. Если вы считаете бомболюк пределом технологии, то сильно ошибаетесь. Дверь пасажирского салона значительно сложнее и ответственнее. Ее должна закрывать обычная стюардесса. И открывать тоже. Напомню, что в пассажирском салоне сидят люди и для них нужен вполне определенный микроклимат. Т. е. будет вполне приличная разница в давлении снаружи и внутри. Бомболюку это вообще не надо. Это почти то же самое, что ниша шасси, только больше. Тоже технологически непросто, но ничего особенного. На КАЖДОМ самолете есть. Это ящик из фрезерованных шпангоутов и панелей.
                      Что там такого в силовых шпангоутах, которые вы так любите? Например Суперджет имеет фрезерованные шпангоуты. Вполне себе силовые. В Москве самолет сгорел, а шпангоуты остались.
                      Что, у нас бомберов не строили?
                      Эти бомболюки даже в центроплане делали и ничего.
                      1. 0
                        7 апреля 2021 18:05
                        «бомболюк пределом технологии» - бомболюк, это узел конструкции, а не технология.
                        «Дверь пасажирского салона значительно сложнее и ответственнее» - а я и не спорю, это так и есть.
                        « из фрезерованных шпангоутов и панелей» - совсем не обязательно, могут быть и клепаные.
                        «Что там такого в силовых шпангоутах» - а вот тут вопрос интересный. В фюзеляже, где нет больших вырезов/люков/створок шпангоуты, можно так сказать, обычные. Но как только приходится делать люк превышающий шаг шпангоутов, то сразу возникает вопрос сохранения прочности, и если шаг превышается незначительно, то и шпангоут усиливается соответственно незначительно, и - очень важно- сохраняет свою замкнутую, приближенную к кругу форму. А теперь представьте вырез для бомболюка, который пройдёт через несколько шпангоутов и разрежет их. Вот тут и начнётся головная боль прочнистов и конструкторов. И чем вырез больше, чем бомбоотсек габаритнее, тем головная боль сильнее. В итоге можно прийти к новому фюзеляжу.
                        «Что, у нас бомберов не строили?» - вот и я про то - может оказаться, что сделать новый военный самолёт проще, чем переделывать в него гражданский. А ведь мы ещё даже не поднимали тему разных норм проектирования военных и гражданских самолетов. wink
                      2. 0
                        8 апреля 2021 02:35
                        Не надо меня учить какие бывают панели.
                        Еще раз - чем отсек для бомб отличается от ниши шасси - конкретно передней?
                        Почему-то все патрульные противолодочные самолеты сделаны из гражданских. Никто не делал проблему из-за несчастного бомболюка. Ил-38 - это модификация Ил-18. А не новый самолет. Модификация всегда дешевле разработки и производства нового
                      3. 0
                        8 апреля 2021 09:14
                        «Не надо меня учить какие бывают панели.» - не хотите учиться, воля Ваша!
                        «Еще раз - чем отсек для бомб отличается от ниши шасси» - в данном конкретном случае, тем, что ранее его не было.
                        «А не новый самолет» - это только Ваше мнение.
                      4. 0
                        8 апреля 2021 03:43
                        И еще. Термина узел - нет.
                        В общем, сборочная единица.
                      5. 0
                        8 апреля 2021 09:25
                        «Термина узел - нет.» - есть.
                      6. 0
                        8 апреля 2021 10:27
                        Я хотел бы спросить специалиста по сборке: сколько самолетов запустил за карьеру? Или агрегатов? В смысле в производстве. Участие принимал?
                        Хотя бы понятие есть сколько времени запускается в производство самолет? Я про деньги на это не говорю. Я про проектирование не говорю. Ни про время, ни про суммы разработки нового. Сколь раз самолет и чего в самолете меняется в процессе запуска?
                        А самое главное: кто на это денег даст?
                        Вот при мне 3,5 шт. Тот, который 0,5 летает, но пока самолетом назвать нельзя. Это вчистую, с нуля.
                      7. +1
                        8 апреля 2021 10:31
                        Приведите термин. Из ГОСТ.
                        Я в таких случаях вредный. НД писал.
                3. +1
                  7 апреля 2021 10:22
                  Переделают один (м. б. два) отсек самолета и все дела. Сделают в этих отсеках и все остальное, шпангоуты и пр. Даже толщину обшивки поменять - производству, в-общем, пофигу. Лонжероны только зачем? Они в крыле. Крыло менять - себе дороже. Будет в производстве еще одна модификация.
                  Чем вас там эта центровка пугает? Это в первую очередь конструктора и считают при любой переделке. Иначе самолет и не полетит laughing
                  1. 0
                    7 апреля 2021 13:11
                    « Они в крыле» - в фюзеляже тоже.
                    «производству, в-общем, пофигу» - Вы в курсе производственных проблем? belay Я, к вашему сведению, технолог по сборке ЛА и знаю о чем пишу.
                    Чем вас там эта центровка пугает? Это в первую очередь конструктора и считают при любой переделке» - в конечном итоге получится другой самолёт.
                    1. 0
                      7 апреля 2021 17:08
                      Рассчитают и поменяют. Ничего особенного. Любой самолет при запуске меняют, по несколько раз. И в серии меняют. Никто не говорит, что противолодочный самолет - это тот же пассажирский. Это модификация. И изделие другое. Да, менять надо. На то и есть ОКБ.
                      Но если самолет хотя бы наполовину тот же и собирается в почти той же оснастке, то это прекрасно.
                      1. 0
                        7 апреля 2021 18:13
                        «Это модификация. И изделие другое.» - Ту-95 и Ту -142 это да, модификации, а Ту-114 другой самолёт. Аналогично Ту-16 и Ту-104. Аналогично Ил-18 и Ил-20/22/38, как и Ан-10 и Ан -12.
                      2. 0
                        8 апреля 2021 03:41
                        Кроме Ил-38/Ил-18, остальные случаи обратные. Из военных делали гражданские. Потому и не очень удачные.
              2. -2
                7 апреля 2021 10:03
                Забыл ещё один фактор - режим полёта. На пассажирском самолете все оптимизировано для полёта на высоте 10 км и скорости 950км.с. А противолодочник будет летать ниже и медленнее. Соответственно придётся выбирать между эксплуатацией на неоптимальных режимах, со всеми вытекающими, и созданием нового самолета.
                1. 0
                  7 апреля 2021 10:27
                  Почитайте про Кавасаки П-1. Тут есть эта статья.
                2. 0
                  7 апреля 2021 17:12
                  На высоте воздух разреженный. Держаться в воздухе даже сложнее. М. б. в движках или их управлении что-то надо поменять, чтобы оптимизировать их работу на низкой высоте. Добавится буковка на конце в обозначении. wink
                  1. 0
                    7 апреля 2021 17:47
                    “что-то надо поменять» - надо сделать новый двигатель, ибо менять придётся все. Или смириться с повышенным расходом топлива.
                    1. 0
                      8 апреля 2021 02:30
                      Не надо себя пугать. Двигателей создано намного меньше, чем семолетов. Значит, приспособление двигателя под условия не так сложно. Сейчас все управляется компьютером, как на авто. Многое решается софтом.
                      1. 0
                        8 апреля 2021 09:19
                        «Значит, приспособление двигателя под условия не так сложно.» - для Вашего сведения- авиационный двигатель штука более сложная, чем планер самолета. Исключительно в качестве примера - поинтересуйтесь историей создания Су-57 и двигателя к нему.
                      2. 0
                        8 апреля 2021 10:30
                        Спасибо за просвещение. laughing laughing laughing Обращусь к спецу. Он расскажет.
                      3. 0
                        8 апреля 2021 10:36
                        Но!!! НИКТО И НИКОГДА не разрабатывал двигатели специально для низких высот. Это обычные движки. И не надо ничего придумывать. Проблемы работы двигателей, что на больших высотах, что на малых одинаковые для всех. Он или работает или нет.
                      4. 0
                        14 апреля 2021 17:12
                        Ну, вот. Поинтересоваться не смог. Уехали все. Тогда предпримем анализ с другого края. Доступного всем.
                        Итак.
                        1. а) Ил-18. Двигатели АИ-20.
                        б) Ил-38. На его базе laughing . Двигатель АИ-20М. Что такое М? Это форсированная модификация АИ-20. Также стояла на Ил-18Д. Модель с увеличенной дальностью. Летал явно не на 200-300 метрах.
                        Вывод – никаких специальных двигателей для малой высоты.
                        2. а) Локхид L-188 Электра. Двигатели Allison 501-D13. Пассажирский лайнер. Немного походит на Ил-18. Или наоборот? Да, какая разница. Летает там, где положено лайнерами - высоко.
                        б) Р-3 Орион. Создан на базе этого самого Локхида L-188. Двигатель какой? О, чудо! Другой. Двигатель Allison T56-A14. Куда ставился T56? С-130, E-2 Хокай и еще всякое. Совсем низковысотные самолеты, да... sad . Модификация А-14 – это для Ориона. Но это все равно модификация и никак не новый двигатель.
                        Вывод – специальная модификация обычного двигателя специально для патрульного самолета. Что там изменилось – неясно. Но мощность повысилась.
                        3. а) Боинг 737-800. Двигатели CFM56-7B24, CFM56-7B26, CFM56-7B27 фирмы CFM International.
                        б) P-8 Посейдон. Сделан, как ни странно, снова на базе указанного гражданского самолета – Боинг 737-800. Двигатели – CFM56-7B. Снова модификация существующего гражданского движка… Он стоял также на одной из модификаций Боинга 737…
                        Вывод – двигатель вполне обычный.
                        Дальше смотреть не стал.
                        Так вот. Нигде нет умников делать специальные патрульные самолеты и специальные двигатели для них. Это экономический бред.
                        Так, что уважаемый… Не надо хвастать, кем работаете. Лучше назад в ВУЗ и повторить пройденное. Желательно начать с предмета «Введение в специальность».
                      5. -1
                        21 июня 2021 07:07
                        Ну, вот. Пусть комментарий запоздалый, но для полноты картины нужный. Тем более я сам вызвался и негоже сливаться.
                        Поговорил с человеком, работающим с современными двигателями. Так вот. Современный авиационный двигатель при помощи своего блока управления САМ АВТОМАТИЧЕСКИ подстраивается под параметры входящего воздуха. Лопатки там поворачивает и все такое. НА ЛЮБОЙ ВЫСОТЕ сам автоматически подстраивается. Всегда. Т. е. постоянно.
                        Так что не нужно придумывать себе проблем.
                        Никаких специальных двигателей для малой высоты как не было, так и не предвидится.
                      6. 0
                        22 июня 2021 15:47
                        О! Минуснул! Иди в институт - учиться. Технолог...
                      7. +2
                        8 апреля 2021 12:20
                        Цитата: mmaxx
                        Не надо себя пугать. Двигателей создано намного меньше, чем семолетов. Значит, приспособление двигателя под условия не так сложно. Сейчас все управляется компьютером, как на авто. Многое решается софтом.


                        Человек просто игнорирует то, что из Боинга 737-800 стало Боингом Р-8А Посейдон...
                        Все страшилки. которые он там пишет. были всего за три года доведены из пассажирского до серийного военного самолета.
                        Может просто потому, что Боинг компания, умеющая делать и делающая как гражданскую, так и военную продукцию?

                        Конечно, если гражданским бать такую задачу, они напридумывают миллион проблем с последующими годами героического преодоления.
                        А в совместной группе военных и гражданских конструкторов - эти задачу будут разрешены за многократно более короткий срок. Ибо синергия двух ветвей опыта - приводит к колоссальному росту профессионализма у обоих ветвей. Не просто обмен опытом, но и рост примерно на 20% выше общей суммы знаний.
                      8. 0
                        8 апреля 2021 14:51
                        Человек просто не понимает, что такое запустить в производство новый самолет. На работающем заводе, при стабильном финансировании лет 5. Таких у нас в РФ ровно 2. И они заняты. Остальные полулежачие. На отдельную машину надо отдельный завод.
                        Я про проектирование нового самолета речь вообще не веду.
                        Ему пишут, что нет ни одного(!!) специального самолета. П о ф и г у.
          2. 0
            7 апреля 2021 07:29
            Так и у Б-737 его нет....там ввсе это чере круглые отверстия сбрасывают...а Гарпуны под крылом висят.
          3. +3
            7 апреля 2021 13:16
            Где у пассажирского самолета бомболюк? Где антенны поставить?

            "Нимрод" создан на базе пассажирской "Кометы", "Орион" - на базе Локхид "Электра", "Посейдон" на базе Boeing 737—800. Тоже как то нашли способ размещения грузолюков.
            1. 0
              7 апреля 2021 17:14
              Дык, им говоришь, что Ил-38 на базе Ил-18... Нет, ведь придумают проблемы..
      3. 0
        7 апреля 2021 13:59
        Но из серийных только ссж100......
        1. 0
          8 апреля 2021 13:40
          Цитата: Zaurbek
          Но из серийных только ссж100......

          И он не подойдёт - слишком много импорта.
          Кроме того, при постройке самолёта ПЛО на базе "суперджета" можно попасть под санкции, которые ударят и по военной, и по гражданской версиям. Хотя какое там "можно"... обязательно так и будет.
          1. 0
            8 апреля 2021 15:25
            Уже были звоночки.МО хотело закупить ссж100 для перелетов. Не дели
    2. +1
      6 апреля 2021 19:11
      Ту-204, "Сухой-Суперджет", МС-21.,
      1. -9
        6 апреля 2021 19:55
        Ту-204, "Сухой-Суперджет", МС-21.,

        Не один не подходит , нет использовать можно конечно любой , но КПД для патрульника будет низкий.
        1. +5
          6 апреля 2021 20:36
          Цитата: lucul
          КПД для патрульника будет низкий.

          А какой у "патрульника" должен быть "КПД"?
          Вы так просто, для красного словца пишите
          про какой-то "КПД патрульника", или есть уже
          обоснования? Поделитесь, пожалуйста.
          1. +4
            6 апреля 2021 20:46
            А какой у "патрульника" должен быть "КПД"?

            Дальность полёта и время нахождения в воздухе по отношению к сухой массе самолёта.
            Для этого требуется минимальная масса , мощные и экономичные моторы и большая площадь крыла (относительно других самолётов) .
            Ну и эффективность обнаружения ,куда же без неё. Для этого требуется авионика и оборудование на SoC( система на чипе) вместо кучи проводов и релюшек, это даст большую экономию в весе , что увеличит дальность и продолжительность полёта.
            1. 0
              6 апреля 2021 21:03
              Цитата: lucul
              Дальность полёта и время нахождения в воздухе по отношению к сухой массе самолёта.....

              А где вы все это взяли?
              Неужели сами придумали?
              Судя по "сухой массе" и "моторам", у вас есть специальное образование?
              1. -3
                6 апреля 2021 21:14
                А где вы все это взяли?
                Неужели сами придумали?

                Для самолёта ,каждый лишний кг веса уменьшает его дальность и продолжительность полёта ,каждый кг. Поэтому любой самолёт ,это набор компромиссов.
                у вас есть специальное образование?

                Профильного нет , я вирпил (виртуальный пилот) , освоивший необходимые знания по аэродинамике ))))
                1. 0
                  6 апреля 2021 21:44
                  Цитата: lucul
                  Профильного нет , я вирпил (виртуальный пилот) , освоивший необходимые знания по аэродинамике ))))

                  Вононочо...
                  1. -3
                    6 апреля 2021 21:47
                    Вононочо

                    Хотите начальную аэродинамику своими словами ?
                    Читайте " На мирно спящих аэродромах " Марка Солонина , со второй главы .
                    1. +8
                      6 апреля 2021 22:17
                      Цитата: lucul
                      Хотите начальную аэродинамику своими словами ?

                      Нет, спасибо.
                      30 лет прослужил в Авиации,всякой ерунды
                      начитался так, что до сих пор забыть не могу.
                  2. +8
                    7 апреля 2021 10:26
                    Профильного нет , я вирпил (виртуальный пилот)
                    А чем виртуальный пилот (вирпил) отличается от диванного пилота (дивпила)?
                    А выдают ли вирпилам при полете на вирсаме вирпар?
                    1. -4
                      7 апреля 2021 10:30
                      А чем виртуальный пилот (вирпил) отличается от диванного пилота (дивпила)?

                      Тем , что хотя бы аэродинамику из большего знает . )))
                      1. 0
                        7 апреля 2021 10:33
                        И насколько больше? Основная теорема аэродинамики вирпилами изучается?
                      2. -7
                        7 апреля 2021 10:37
                        И насколько больше? Основная теорема аэродинамики вирпилами изучается?

                        Если хочешь летать на авиасимуляторе - то без знаний аэродинамики никак )))
                        Вы пилот ?
                        Можете объяснить физику полёта в этом видео ? )))
                      3. -2
                        7 апреля 2021 10:59
                        Не пилот, но могу сказать точно, что на видео нет ничего, что бы противоречило динамике полета.
                        Но Вы не ответили по основной теореме.
                      4. 0
                        7 апреля 2021 11:17
                        Но Вы не ответили по основной теореме.

                        Жуковского?
                      5. -2
                        7 апреля 2021 11:26
                        Правильно, Жуковского. Название, по крайней мере, знаете. Но и дивпилы тоже знают. Так что пока разницу не увидел.
                      6. 0
                        7 апреля 2021 11:33
                        Так что пока разницу не увидел.

                        Мне что , сюда скопировать с учебника формулу и описание ? )))
                        Так по видео что ?
                        Почему на видео разбег и пробег короче паспортных ? ))))
                      7. +1
                        7 апреля 2021 11:37
                        Зачем копировать учебники? Просто я написал, что диванный пилот тоже может осилить теорему Жуковского и даже рассчитать условия, при которых диван может создать подъемную силу.
                        А по поводу разбега и пробега я ниже написал.
                      8. 0
                        7 апреля 2021 11:48
                        при которых диван может создать подъемную силу.

                        Развиваемая тяга должна превышать лобовое сопротивление ,а подъёмная сила - вес
                        Это азы.
                      9. 0
                        7 апреля 2021 11:25
                        но могу сказать точно, что на видео нет ничего, что бы противоречило динамике полета.

                        Скажем так - есть нюансы - просто пилот чересчур хитрый.
                        А так длина разбега и пробега у этого самолёта больше чем на этом видео .
                      10. 0
                        7 апреля 2021 11:30
                        Пилот не хитрый, пилот квалифицированный. Все правильно подобрал и учел: самолет, рельеф, ветер.
                      11. -5
                        7 апреля 2021 11:44
                        Все правильно подобрал и учел: самолет, рельеф, ветер.

                        Ответ не верный.
                        Конкретизирую вопрос - почему пробег такой маленький , чем инерция самолёта гасится?
                      12. +1
                        7 апреля 2021 12:15
                        Ответ не верный.
                        Ответа и не было, так как не было вопроса, потому претензии неуместны. Вы считаете пилота хитрым, я квалифицированным.
                        Что касается инерции самолета, то применительно к этому самолету пилот мог сменить родной винт на реверсируемый. Это сейчас не проблема.
                      13. -4
                        7 апреля 2021 12:16
                        Что касается инерции самолета, то применительно к этому самолету пилот мог сменить родной винт на реверсируемый

                        Это правильный ответ , на видео это хорошо видно - он тормозит винтом.
                      14. 0
                        7 апреля 2021 12:21
                        Вы еще о виртуальном парашюте забыли рассказать - положен он вирпилу, или нет? И как с ним прыгать, диван то низкий, может не раскрыться.
                      15. +1
                        7 апреля 2021 12:30
                        Вы еще о виртуальном парашюте забыли рассказать

                        Сейчас вся подготовка пилота на авиасимуляторах , и только потом допускают к полётам .
                      16. 0
                        7 апреля 2021 12:44
                        Да, а я еще у нас в аэроклубе застал такой авиасимулятор, как По-2.
                      17. 0
                        7 апреля 2021 12:55
                        Во как! А я и не знал. laughing
            2. 0
              7 апреля 2021 06:14
              Ил-38 также и является модификацией обычного пассажирского самолета.
            3. 0
              7 апреля 2021 10:28
              Удивитесь. Но это требования к любому самолету.
        2. 0
          7 апреля 2021 14:00
          Б737 подходит.....а МС21 нет?
  4. -4
    6 апреля 2021 18:27
    остался единственный надежный почти на все руки мастер - илюха 76
    1. -3
      6 апреля 2021 19:38
      остался единственный надежный почти на все руки мастер - илюха 76

      Там слишком широкий фюзеляж - для патрульника не подойдёт.
      1. -1
        6 апреля 2021 23:35
        В плане унификации и логистики? То 76й таки и не плох! Расход топлива конечно загкаливает и скорости другие.
        Но в плане доп топливп, размещения команды ПЛО буёв и всего остального он в данный момент вне конкуренции.
        Ничего другого на данный момент. Летающего и поддающегося к монтажу оборудования нету!
        Все эти ту-204 и иже с ними это не серийные и не массовые эропланы!
        1. 0
          7 апреля 2021 10:47
          Ту-204 в серии запущен. Завод с удовольствием возьмется за работу. Другое дело, что пока жареный петух не клюнет наше МО, ОКБ не сделает проект, ну и т. д.
          Суперджет тоже. С ним сложнее. Буржуинской начинки много. МС-21 на выданье. Скоро будет. Все равно МО раньше не проснется. Надо попросить партнеров прислать подлодку куда-нибудь в Авачинскую бухту, Владивосток, а лучше прямо под Москву laughing, тогда все вдруг вспомнят, что у нас противолодочной авиации почти нет.
          1. 0
            7 апреля 2021 14:03
            Цитата: mmaxx
            Суперджет тоже. С ним сложнее. Буржуинской начинки много. МС-21 на выданье. Скоро будет. Все равно МО раньше не проснется.

            Врать то не надо про "спящих" в МО, потому что то, что промышленность подсовывает военным, становится причиной судебного разбирательства, как это было с Ту-214Р:
            По состоянию на октябрь 2015 года проходят испытания 2 борта (RF-64511, RF-64514). Срыв сроков поставки самолётов явился причиной длительного судебного разбирательства между Главным разведывательным управлением Генштаба, являющимся заказчиком Ту-214Р, и Казанским авиационным производственным объединением[2][3].

            Как вы с удовольствием беретесь пилить деньги заказчика давно известно в современной России - только и слышишь про скандалы и задержку сроков выпуска.
            1. -1
              7 апреля 2021 16:54
              Вы чего военных не знаете? Пока начальство не пнет никто не высунется.
              А деньги я не пилю. Зарабатываю.
              И это государственная политика довела заводы до импотенции. Так что нечего на зеркало пенять...
              1. -1
                7 апреля 2021 17:25
                Цитата: mmaxx
                Вы чего военных не знаете?

                Я еще и промышленность знаю - там прохиндеи похлеще военных сейчас работают, судя по тому что даже здесь их лоббисты окопались в лице Тимохина и Климова.

                Цитата: mmaxx
                И это государственная политика довела заводы до импотенции.

                А военных тогда с какого боку вы приплели?
                Цитата: mmaxx
                Так что нечего на зеркало пенять...

                На себя и пеняйте.
                Цитата: mmaxx
                Этот "заказчик" не так давно говорил, что будет покупать немецкие танки вместо наших.

                Не знаю такого - скорее всего брехня как обычно.
                Цитата: mmaxx
                И реально покупал итальянские бронемашины.

                Это было девять лет назад, да и машин было закуплено всего 60 - это даже на автороту не хватило бы, а сборку вообще у нас организовывали:
                Производство этих машин будет проходить из машинокомплектов на воронежском заводе.

                https://topwar.ru/10646-minoborony-rf-zakupilo-60-italyanskih-bronemashin.html
                Может хватить спекулировать на Сердюкове, его время давно ушло.
            2. -2
              7 апреля 2021 16:57
              Этот "заказчик" не так давно говорил, что будет покупать немецкие танки вместо наших. И реально покупал итальянские бронемашины. И там остались те же самые люди, которые брали под козырек. И делали, что скажут.
              1. 0
                8 апреля 2021 13:56
                Цитата: mmaxx
                Этот "заказчик" не так давно говорил, что будет покупать немецкие танки вместо наших.

                Не говорил. Заказчик говорил, что промышленность полностью потеряла берега, взвинтив цену на Т-90 за год на 70% - до 118 миллионов рублей. И в сердцах бросил, что за эти деньги проще купить 3 "лео".
                Нам проще было бы купить за эти деньги три «Леопарда».
                © Главком СВ Постников
                Цитата: mmaxx
                И реально покупал итальянские бронемашины.

                Покупал. Потому что иначе заставить отечественных монополистов устранять недостатки продукции было невозможно.
                1. +1
                  8 апреля 2021 14:42
                  Во-во. Постников. Бывш. наш ком. ОЛ ЗабВО. Жалко, нет сейчас т. Берия. Как я его понимаю...
                  Цена не взвинчена. А какая есть. Заводы МО трясет как грушу. И выколачивают цену почти по нулям. Только, когда промышленность долго ничего не делала, то потом, это все становится очень-очень дорогим. В промышленности, между прочим, работают те самые люди, которых эти енералы и должны какбэ защищать. Хотя бы потому, что на горбу этих людей они стали генералами и тд.
                  И эта генеральская м о р д а посмела что-то говорить практически в свой народ. Денег ему жалко. Манагер. Кормить он не будет рабочих и спецов. Много хотят. Оборзели. Заводское начальство какое-ни есть, но все же отвечает за своих людей и как-то пытается, чтобы все работало. А эти....
                  Моральный облик нашей армии такие генералы и подмочили в 90-е. Возглавили грабеж всего, чего можно. С энтузиазмом.
                  Минусуйте, любители енералов. Ведь они в 2000-е годы даже бюджет не тратили, который им выделялся.
                  1. 0
                    8 апреля 2021 16:16
                    Цитата: mmaxx
                    Цена не взвинчена. А какая есть. Заводы МО трясет как грушу. И выколачивают цену почти по нулям.

                    Это был 2011 год. Тогда никто ничего ещё не выколачивал - собственно, именно с этого момента МО и начало плотно интересоваться ценами промышленности.
                    Цитата: mmaxx
                    Только, когда промышленность долго ничего не делала, то потом, это все становится очень-очень дорогим.

                    Это Т-90 промышленность не делала? belay На 2011 год МО уже несколько лет заказывало Т-90 - и каждый год цена росла. И 2011 год стал апогеем:
                    2010 г. - 70 млн. руб.
                    2011 г. - 118 млн. руб.
                    Цитата: mmaxx
                    И эта генеральская м о р д а посмела что-то говорить практически в свой народ. Денег ему жалко. Манагер. Кормить он не будет рабочих и спецов.

                    Вы ещё скажите Вы не любите пролетариат ©.
                    Что так радикально поменялось с 2010 г. по 2011 г., что цена танка скакнула на 70%? Ну кроме роста бюджета МО и желания руководства танковой монополии УВЗ освоить его с минимальными затратами?
                    И с каких это пор задачей Министерства Обороны стал прокорм заводов? Вы его с собесом не перепутали? smile
                2. 0
                  8 апреля 2021 14:46
                  Да. А кто повернул дело по-другому? Штатский Шойгу. Со своими якобы генеральшами. Он академиев не кончал. И оказалось, что можно и свое покупать и развивать.
                  Только вот ответьте: как эти итальянские Ивеко повлияли на нашу промышленность?
                  Отвечу: никак.
                  1. +2
                    8 апреля 2021 16:23
                    Цитата: mmaxx
                    Да. А кто повернул дело по-другому? Штатский Шойгу. Со своими якобы генеральшами. Он академиев не кончал. И оказалось, что можно и свое покупать и развивать.

                    Вообще-то, не Шойгу. а Сердюков. Ибо Кужугетыч пришёл во многом уже сливки снимать. smile

                    А насчёт своего покупать - что там наша родная промышленность по БПЛА предлагала помните? До того как купили Searcher? Правильно - "Типчак". Тактический комплекс со строчной ТВ-камерой, с радиусом 50 км, базирующийся на 4-х Камазах. И уверено выдавала это за новейшее и не имеющее аналогов в мире. А что такого - куда родное МО денется от родного ВПК, ещё приползёт покупать. А стоило законтачить с израильтянами и порвать с монополией - и сразу как-то оказалось ,что и другие БПЛА бывают, и их у нас можно делать.
                    Диктат промышленности - это, увы, не миф, а объективная реальность, данная нам в ощущениях.
      2. -1
        7 апреля 2021 14:03
        Ту204....но их не делают, а уровень такой-же, как у Ил476
  5. +1
    6 апреля 2021 18:29
    На СФ и ТОФ д.б ,как минимум,по полку авиации ПЛО.
  6. 0
    6 апреля 2021 18:41
    Носитель должен быть унифицирован с гражданскими машинами.....их у нас, кроме ССЖ , серийных нет.
    А так линейка вырисовывается - Ил114, ССЖ, МС-21......на производстве Ту-204 , наверное, поставили крест.
    1. +2
      6 апреля 2021 19:12
      Ту-204 производится для гос. нужд (пару бортов в год делают).
    2. -1
      6 апреля 2021 23:43
      Почему с гражданскими? Это у матрасов и в бывшем союзе было актуально! Ибо серия и дёшево получалось!
      В реалиях России нужно делать на том что в серии, освоено, летает и будет летать и дальше!
      Какая судьба суперджета?
      Какая судьба мса?
      Это серийные машины и которые не имеют проблем? Летают как при совке кругом? Имеют базу ремонтную?
      НЕТ!
      Поэтому нужно искать из того что освоено, модерн зированно и имеет запас по грущоподъёмности и топливу.
      Пусть оно будет и дороже в эксплуатации но оно будет в воздухе а не на земле!
      1. 0
        7 апреля 2021 06:17
        В ВВС обслуживаются самолеты совершенно без проблем. Каких нет у гражданских. Там вообще все по-своему.
      2. 0
        7 апреля 2021 07:30
        ....и что у нас есть какие то военные спец машины, которые выпускают серийно?
  7. +5
    6 апреля 2021 18:47
    Ну так, "ниачем"...
    1. +4
      6 апреля 2021 20:33
      Ну так, "ниачем"...
      Это фирменный стиль автора и его специализация - переливание из пустого в порожнее.
  8. mvg
    +1
    6 апреля 2021 19:13
    Нечитабельно. Хоть тресни. Уверен, не читая... повторение фраз и выводов в каждом абзаце..
  9. -6
    6 апреля 2021 19:37
    Перспективы противолодочных самолетов Ил-38

    Винты на замену - раз .
    Двигатели на замену - два.
    Авионика на замену - три .
    Новое ,современное оборудование - четыре .
    Да тут наверное проще новый самолёт приспособить к патрулированию.
    1. +2
      6 апреля 2021 20:50
      Цитата: lucul
      Винты на замену - раз .
      Двигатели на замену - два.
      Авионика на замену - три .

      Это все разумеется. Но вопрос стоит на мой взгляд в иной плоскости - какой современный самолет сможет находится больше в воздухе без дозаправки, чем построенные на базе Ил-18, и при этом иметь лучшее соотношение по весу самолета к технике и топливу для него. Боюсь что ни один современный самолет пока не подходит на замену Ил-18. Такая же проблема стоит и в отношении Ил-20М - там приблизительно те же задачи, и время непрерывного полета является основным параметром, а не дальность и скорость, и это играет большую роль при выборе нового самолета.
      1. -6
        6 апреля 2021 20:53
        какой современный самолет сможет находится больше в воздухе без дозаправки, чем построенные на базе Ил-18, и при этом иметь лучшее соотношение по весу самолета к технике и топливу для него. Боюсь что ни один современный самолет пока не подходит на замену Ил-18.

        Верно - у них у всех высокая удельная нагрузка на крыло в угоду скорости полёта , а для противолодочного самолёта требуется небольшая удельная нагрузка на крыло в угоду дальности полёта.
        1. 0
          6 апреля 2021 23:55
          Цитата: lucul
          для противолодочного самолёта требуется небольшая удельная нагрузка на крыло в угоду дальности полёта.

          Наименьшую удельную нагрузку на крыло имеют дисковидные дирижабли:
          Внешний вид противолодочного дирижабля-вертолёта:

          Устройство жёсткого каркаса кольцевого шпангоута с лопастями на периметре дискового дирижабля-вертолёта:

          Такие дирижабли могут подниматься на высоты 20..30км:

          Цитата: lucul
          какой современный самолет сможет находится больше в воздухе без дозаправки, чем построенные на базе Ил-18

          Дисковидный дирижабль может находиться в воздухе без дозаправки несколько суток:
          1. 0
            7 апреля 2021 12:58
            "дирижабль хорошо, но олени лучше" (с) не мое.
            С высоты в 30 км горизонт за 600 км. Уже хорошо. Но как обнаружить ПЛ на таком расстоянии? Тут или новые физические принципы нужны или "засеять" океан буями. А в последнем случае в чем преимущество дирижабля (на 30 км требования к оборудования и екипажу будут почти как к космическим) перед корабля ПЛО?
            1. 0
              8 апреля 2021 11:39
              Цитата: dzvero
              как обнаружить ПЛ на таком расстоянии? Тут или новые физические принципы нужны или "засеять" океан буями. А в последнем случае в чем преимущество дирижабля (на 30 км требования к оборудования и екипажу будут почти как к космическим) перед корабля ПЛО?
              Преимущество дирижабля перед кораблями ПЛО в большей скорости и большем радиусе зоны наблюдения. Обнаруживают ПЛ на глубине по оставляемым ПЛ на поверхности моря волновым следам с помощью радиолокатора кругового обзора. Активную фазированную антенную решётку (АФАР) радиолокатора кругового обзора можно расположить по периметру диска дирижабля, или вокруг выпускного клапана на верху оболочки дирижабля. Ввиду большого (75 метров ) радиуса периметра дирижабля и соответственно большей апертуры АФАР по сравнению с апертурой АФАР на спутниках системы Лиана, разрешающая способность АФАР в сантиметровом диапазоне радиоволн будет значительной выше разрешающей способности АФАР Лиана. Это позволит регистрировать мельчайшие волновые следы от погружённой ПЛ в реальном масштабе времени даже без синтезирования апертуры. Грузоподъёмность дискового дирижабля выше грузоподъёмности ИЛ-38, что позволить засеять буями значительно большие площади акватории и тут же приступить к ликвидации обнаруженных буями и АФАР целей с помощью применения бортового минно-торпедного и ракетного (Циркон, Кинжал) вооружения.
      2. 0
        7 апреля 2021 13:28
        какой современный самолет сможет находится больше в воздухе без дозаправки, чем построенные на базе Ил-18

        Англичанам очень нравился "Нимрод". Так нравился, что решили не делать новый, а модернизировать старый. Истратили кучу бабла и поняли, что не стоит он того. Купили партию "Посейдонов", причем это обошлось им даже чуть дешевле, чем неоконченная модернизация "Нимродов".
        1. +1
          8 апреля 2021 14:22
          Цитата: Сергей Сфыеду
          Англичанам очень нравился "Нимрод". Так нравился, что решили не делать новый, а модернизировать старый. Истратили кучу бабла и поняли, что не стоит он того. Купили партию "Посейдонов", причем это обошлось им даже чуть дешевле, чем неоконченная модернизация "Нимродов".

          Нэ так всё было. Савсэм нэ так. ©

          История "Нимродов" - это наглядное подтверждение того, что скупой платит дважды.
          Англичане решили модернизировать парк базовой авиации ПЛО. Первоначально планировался заказ 21 машины. Проектирование растянулось на 12 лет. После чего количество машин сократили до 12 - чтобы уложиться в бюджет. Затем - до 9. Успели модернизировать две машины, потратили 3,6 миллиарда фунтов стерлингов - и решили сэкономить, отказавшись от базовой авиации ПЛО вообще.
          в предыдущем "Стратегическом обзоре в области обороны и безопасности" (SDSR-2010, октябрь 2010 года) было объявлено об аннулировании программы базовых патрульных самолетов Nimrod MRA.4 и о полном прекращении переоборудования в данный вариант и списании этих самолетов (причем на слом пошли уже несколько завершивших переоборудование машин Nimrod MRA.4).
          © bmpd
          3,6 милиларда фунтов - в пропасть.

          А что самое обидное для лайми - после разделки "Нимродов" прошло всего пару лет, и наступил 2014 год с известными событиями и возвращением "русской угрозы". И пришлось их лордствам платить за самолёты ПЛО второй раз. smile
  10. -2
    6 апреля 2021 20:11
    Надо выкупать у индусов и модернизировать Ил-38 и Ту-142М.
  11. +1
    6 апреля 2021 23:17
    Нету у них перспектив! Перрспектива будет в новом самолёте с новой системой!
    Лепить костыли можно долго. Но это таки не тот торт!
  12. 0
    7 апреля 2021 00:33
    Не знаю про Ил38, но все Ту142 Индия официально сняла с эксплуатации года 2-3 назад и заменила их на Р8
  13. +1
    7 апреля 2021 02:28
    Как бы то ни было, спасибо автору за статью, связанную с турбо-пропами. Нечасто в данном разделе такое увидишь. Ну, по сравнению с другими темами про вооружение.
  14. exo
    -1
    7 апреля 2021 12:02
    Самолёт просто физически-старый. Усталость металла, никто не отменял. Двигатели нельзя до бесконечности ремонтировать. А экономия ресурса приводит к проблемам в боевой подготовке экипажей.Просто, не создав ни одного приличного гражданского и военно-транспортного самолёта за годы постсоветской России, мы не имеем базы для создания противолодочного самолёта.Всё крутится вокруг Ту-204/214.
  15. -1
    7 апреля 2021 13:31
    Подскажите камрады, что за бандура у Ил-38Н и Il-38SD над кабиной?
  16. 0
    9 апреля 2021 22:37
    Самый главный вопрос - а нужен ли вообще противолодочный самолет в нынешних условиях? В каких районах мирового океана его планируется использовать? Какова будет его эффективность в действиях против современных малошумных субмарин? Напомню, что первоначальной задачей Ил-38 была нейтрализация АПЛ на дистанциях, превышающей дальность пуска их ракет.
  17. 0
    11 апреля 2021 17:15
    Ил-38 имеют выдающиеся характеристики

    Я конечьно дико извиняюсь, но таки ето так и есть!
    И чьтобы я так жил, пачему нельзя ..... начать производить ентот аппарат, доведя до современного уровня? Остатвить тот же планер, немного зализав для лучшей аэродинамики, новые движки, БЦВМ и АО, ПНК и СУО и выпускать его дальше. Кроме того у данного самолета высокая надежность и уверен, что на северах в гражданской авиации он бы пригодился.
    Ил 114 практически по этому сценарию запустили, почему бы и 18\38\20 не сделать тоже самое?
    Кстати в прошлом году закончил полеты пассажирский самолет в германии, который работал на местных линиях.
    Ничего примечательного, кроме того, что аппарат называется Ю-88 и выпущен в 1943 году.
  18. 0
    14 апреля 2021 22:52
    Ил-38 есть самолёт СРЕДНЕЙ дальности. Для большой дальности и был переработан "Медведь" в Ту-142. Сейчас имеется программа и производится модернизация медведей. Так что патрульный дальний самолёт есть. А как же ближней и средней дальности, если Вукраина не даст двигателей Аи-20М? А просто. Есть уже Ил-114, на базе которого могут реализовать патруль средней дальности. Предложены варианты: Ил-114МП и Ил-114П патрульные самолеты, планируемые для будущего производства и Ил-114ПР - разведывательная машина. Сейчас при полной заправке самолета топливом и полезной (целевой) нагрузке 2,5 т дальность полета достигает 4600 км, а продолжительность полета – 10,5 часов.В настоящее время прорабатывается возможность установки в зоне центроплана дополнительного бака на 1500 кг топлива. Это позволит Ил‑114 в режиме максимальной продолжительности полета «висеть в воздухе» до 15 часов. По мнению Александра Циберкина, получившего звание Заслуженного штурмана-испытателя Российской Федерации за тестирование противолодочных машин, летные характеристики Ил‑114 вполне позволяют использовать его в качестве самолета ПЛО.
  19. 0
    23 мая 2021 21:55
    В авиации ВМФ СССР было четкое разделение противолодочных летательных аппаратов по своему боевому применению. Предельно просто (для обывателя) дело обстояло так.Вертолеты Ми-14 работали в терводах Союза.Самолеты Бе-12 действовали в ближней зоне,Ил-38 в дальней морской зоне.А Ту-142 в океанской (или,как говорили,ЗА УГЛОМ).А задача для всех была одна.Это поиск,слежение и уничтожение подводных лодок противника.Для этого необходимо использовать различные физические поля,которыми обладает любой погруженный в воду самоходный физический объект-от гравитационных до магнитных полей,включая и радиоактивное излучение.Но после хрущевского разгрома "продажной девки капитализма"-КИБЕРНЕТИКИ-в СССР и до сих пор наше отставание в этой области просто удручающее.А учитывая то,что деффективные менеджеры министерства обороны,не менее "толковое" руководство государства и все специализированные НИУ,включая и Академию ГШ, до сих пор не могут определиться в путях развития вооруженных сил и фактических ТВД,все разговоры о пополнении авиации ПЛО БЕСПОЛЕЗНЫ.
    На западе ПЛО представляет собой единую глобальную систему,в которую входят стационарные (Сосус) и подвижные акустические средства контроля водной среды,надводные корабли и подводные лодки,патрульная и разведывательная авиация и космические системы. Под единым командованием! Чего у нас никогда не было,нет и не будет!!! Тем более,что руководство нацелено на создание МОСКИТНОГО флота.А для этого вполне хватит и неубиваемого старичка Ми-8 с модификациями...А учитывая опыт 22 июня 1941 года даже эта малышня в угрожаемый период будет заперта в своих ПБ минными постановками норгов,финнов,пшеков,турок,азеров и япошек.По всем флотам!
  20. 0
    7 июня 2021 21:26
    Ещё лет через 5-7 самолёты в России конструировать будет просто некому, потому что пожелания Гайдара-Чубайса насчёт уничтожения инженерного корпуса России будут завершены. Кто не помнит, было заявление такого плана, что в СССР было инженеров слишком много, а "новой" России такое количество инженеров ни к чему, а если будет нужно, то пригласим из-за границы самых умных, современного уровня подготовки.
  21. 0
    10 июня 2021 19:45
    ИМХО. Идеально для задач ПЛ авиации подошел бы беспилотник с большим временем барражирования.
  22. 0
    10 июня 2021 20:30
    Почему для задач ПЛ обороны не используются самолеты типа БЕ-200? Используют же даже бизнес джеты.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»