Истребитель раздора: жива ли евро-«шестёрка»?

92

Расклад сил


Ещё пять лет назад словосочетание «истребитель нового поколения» ассоциировалось с чем угодно, но только не с европейским авиастроением. Европа де-факто «проспала» пятое поколение, а шестое (евро-«шестёрка») казалось чем-то столь далёким, что о нём вообще мало кто говорил всерьёз. Первые намёки на возможные изменения появились в 2016-м, когда Airbus Defence and Space (подразделение Airbus, занимающееся военной техникой) показал концепт крылатой машины нового поколения.

Дальше ситуация развивалась подобно снежному кому. В 2019-м Франция и Германия договорились о старте работ в рамках программы истребителя нового поколения. В том же году на авиасалоне Ле-Бурже европейцы показали макет истребителя NGF (Next Generation Fighter), который создаётся по программе Future Combat Air System (FCAS) или Système de combat aérien du future (SCAF) во французской версии (не путать с одноимённой более ранней европейской программой, тоже получившей обозначение FCAS). Потом к программе присоединились испанцы, так что участников де-факто стало трое: Франция, выступающая фактическим лидером, а также Германия и Испания. Главные подрядчики — Dassault Aviation, Airbus и испанская Indra.




Чтобы не запутаться ещё больше, стоит сказать, что под влиянием Brexit британцы в 2018-м представили свой собственный концепт истребителя пятого поколения, получивший имя Tempest. Макет, похожий на «пеликана», показали в 2018 году во время выставки в Фарнборо. Кроме британцев в программе участвуют итальянцы, а также опционально — шведская сторона, для которой, будем откровенны, самостоятельная разработка замены Saab JAS 39 Gripen практически непосильна (достаточно вспомнить заоблачные суммы, которые стоили программы пятого поколения). Основные компании, задействованные в условно британской программе — BAE Systems, Leonardo, MBDA и Rolls Royce.


Проще говоря, европейских истребителей должно быть два:

— Франко-германо-испанский NGF (FCAS);
— Британско-итальянско-шведский Tempest.

Обе машины, согласно плану, могут появиться примерно в 2035-2040-х годах. Они заменят истребители четвёртого поколения, которые сейчас используют европейцы: прежде всего Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. Опционально — упомянутый выше Gripen, включая самый новый JAS 39E/F.

Многие эксперты недоумевали: зачем Европе сразу два самолёта, претендующие на звание «истребителя шестого поколения»? Тем удивительней новость о том, что по факту таких машин может оказаться… три.

Мы делили


Интересно, что, несмотря на все финансовые проблемы британцев, программа Tempest идёт своим чередом: ни про какие фундаментальные вопросы никто не пишет (либо британцы о них просто не говорят). А вот в случае с Future Combat Air System всё оказалось очень и очень непросто.

Уже на начальной стадии вскрылись противоречия между ведущими участниками программы — немцами и французами. О проблемах стало известно не так давно. По словам инсайдеров, в начале февраля Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон не смогли урегулировать ряд проблем, оставив открытым вопрос — когда может быть выпущен следующий транш платежей в размере не менее пяти миллиардов евро? (Общую стоимость программы оценивают в 100 миллиардов евро). В центре споров оказались секретные технологии, разделение затрат и рабочие места, связанные с Future Combat Air System.


Как сообщалось, Франция и Германия зашли в тупик по двум из семи пунктов сотрудничества. Одна из проблем — права интеллектуальной собственности. Если говорить кратко, то Франция не желала доступа к ним германцев, опасаясь «заимствования» технологий и последующего их применения в чисто немецких проектах. Немцы тоже не слишком дружелюбны и не горят открытостью.

Нужно понимать, что сотрудничество изначально не было равноправным. Франция имеет несравнимо больший опыт в разработке и производстве истребителей: за её спиной линейка Mirage и Dassault Rafale — один из самых мощных истребителей наших дней. У немцев и испанцев тоже есть опыт, но только «общеевропейский»: в рамках работ над Eurofighter Typhoon.

Высокопоставленный французский источник, комментируя ситуацию, сказал Reuters:

«Честно говоря, нам было бы намного легче работать с Великобританией, потому что мы разделяем ту же военную культуру.»

Стороны отлично понимают серьёзность возникших противоречий и готовы их решать. Только, видимо, каждая из них видит решение по-своему. Недавно, например, глава Dassault Aviation Эрик Траппье заявил о некоем плане «Б», который, нужно полагать, допускает создание двух разных демонстраторов в рамках программы. В то же время, выступая 17 марта в Сенате Франции, глава Airbus Defence and Space Дирк Хок опроверг заявление, сделанное Траппье.

Представитель «Аэробуса» заявил:

«Плана «‎Б» нет. План «‎Б»‎ — это FCAS, любое другое решение было бы гораздо менее благоприятным для всех.»


На фоне очевидных проблем есть и положительные моменты. В апреле Сенат Франции сообщил, что компании Airbus и Dassault Aviation устранили «главное препятствие» на пути к созданию демонстратора. Соглашение, которое межгосударственная комиссия назвала «важным поворотным моментом», может быть одобрено немецким Бундестагом к лету. В числе главных договорённостей можно выделить недавно принятое решение об оснащении демонстратора двигателем M88, созданного для Rafale. На фоне вышеперечисленных противоречий — это уже достижение.

Если абстрагироваться от заявлений официальных лиц и посмотреть на ситуацию со стороны, то становится очевидным, что требования к самолёту изначально отличаются. Для немцев NGF — «чисто» сухопутная машина, в то время как французы видят его в том числе как палубный самолёт. Напомним, в прошлом году президент Франции заявил о старте практической реализации программы разработки нового авианосца Porte Avion Nouvelle Generation (PANG), где должны базироваться в том числе истребители шестого поколения.

Если же посмотреть ещё шире, то мы увидим, что имеет место повторение истории, которая ранее приключалась с Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, которые изначально создавали в качестве одного проекта. И которые после многочисленных споров превратились в два совершенно разных истребителя, объединённых разве что общей концепцией.


Что в итоге? Многое, как ни странно, будет зависеть от британцев и от того, насколько Туманный Альбион будет открыт к сотрудничеству с ЕС. А также (и это самое важное) от того, как будут складываться отношения Германии и Франции внутри самого Евросоюза.

Безусловно, противоречия на столь раннем этапе разработки — плохой знак для программы. Спасает её, как это ни парадоксально, гигантская стоимость и понимание того, что одной стране едва ли удастся вытянуть разработку истребителя шестого поколения, если, конечно, эта страна не США и не Китай. Добавим, что, в отличие от последних, ни одна из сторон-участников FCAS не имеет опыта разработки полноценных стелсов, а требование малозаметности — один из ключевых параметров для шестого поколения. Если не ключевой.

Тем временем…


Тем временем Соединённые Штаты не страдают от такого рода проблем, несмотря на все внутриполитические перипетии. В прошлом году ВВС США провели испытания демонстратора истребителя шестого поколения, создаваемого в рамках программы Next Generation Air Dominance (NGAD). Как заявил тогда руководитель управления по закупкам ВВС США Уилл Ропер, речь шла о «полномасштабном демонстрационном образце», который «побил множество рекордов».


Пока никаких открытых данных об этом проекте нет. Однако в 2020-м эксперты, собрав косвенные свидетельства программы, пришли к выводу, что разработку ведёт корпорация Lockheed Martin, создававшая F-22 и F-35. С учётом её гигантского опыта в вопросе разработки истребителей пятого поколения, перспективы не только FCAS, но и Tempest выглядят неоднозначно. Лучшая иллюстрация этого — успешное продвижение в Европе F-35, который, несмотря на все технические трудности, только начинает свою уверенную поступь на рынке оружия.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    11 апреля 2021 04:34
    Сначала янки всем поставят свой F35,а потом и 6 поколения им впарят, Европа у них на коротком поводке.
    1. +5
      11 апреля 2021 07:21
      Цитата: Пессимист22
      Сначала янки всем поставят свой F35,а потом и 6 поколения им впарят...

      В немецкую и британскую 6-ку совсем не верится.
      Но Франция... Если французы провалят этот серьезный экзамен, то можно смело ставить жирный крест на всей Европейской авиапромышленности... И тогда их армии попадут в вечную зависимость от США.
      1. +9
        11 апреля 2021 09:40
        Цитата: Doccor18
        британскую 6-ку совсем не верится.
        Но Франция.

        Airbus, Dassault Aviation и BAE Systems, Rolls Royce как были крупнейшими производителями авиатехники так ими остаются. С ними могут полноценно конкурировать только Boeing и Lockheed Martin. Причём американские компании начинают проигрывать, BAE отжирает треть от оборонного заказа США.
        И не забывайте что F-35 не полностью американский самолёт, без Rolls-Royce plc и BAE этот проект просто невозможен.
        В Британской 6-ке можно быть уверенным, BAE и RR сделают, у них огромный опыт в создании Еврофайтера и F-35, часть технологий отработают на T-FX. Французы так же справятся, одни или в группе стран. Вопрос только в заказе правительством. Конгломерации нужны для гарантированных контрактов.
        1. +1
          12 апреля 2021 08:14
          На крайняк, если французы с немцами не договорятся (капризные какие-то ребята, своих самолётов нет, а как изворачиваются), французы с англичанами договорятся. Эти ребята как в статье сказано не сильно друг другу враги, англичане будут рады если французы докинут им свои деньги и наработки.
          1. -2
            12 апреля 2021 08:21
            Цитата: Английский тарантас
            не сильно друг другу враги

            Как раз таки враги. Не договорятся. Вообще на немцев им плевать, это мешок денег. У них нет авиационных технологий, свои возможности они только в бронетехнике сохранили. Что Франция, что Британия по одиночке смогут сделать эти самолеты.
  2. +10
    11 апреля 2021 05:03
    Голуби похоже сильно не уважают Евро-6 laughing

  3. -7
    11 апреля 2021 06:24
    До 2050 года , в Европе точно не появится истребитель 6 поколения.
    Всё сильно сложно , да и договорится не могут между собой (хоть и в ЕС)
  4. +4
    11 апреля 2021 07:15
    Главная проблема,- двигатель и РЛС. Франция и Великобритания имеют собственных разработчиков, которые не намерены уступать друг другу. Учитывая немецкую кооперацию с англичанами по Тайфун и двигателю в частности, им будет не просто договориться с французами, ибо деньги, технологии, и уже имеющиеся наработки обеих сторон. Трудно сказать кто в Европе дальше продвинулся по РОФАР, но по АФАР там и итальянцы имеют наработки. Как это совместить, как делить пирог? Кресла и шасси,- тоже Франции и Англия. Италия в авиационных технологиях выглядит даже более солидно чем Германия, хотя несколько забросила двигателестроение, тут немцы сильнее. Но Италия вечно в перманентном экономическом кризисе, денег маловато. Трудно им будет договориться, так что Франция собственный истребитель может создать только с использованием уже устаревающих технологий и узлов Рафаля, Британия,- Тайфуна. Есть надежда что эти разработки сильно затянутся из за внутренних противоречий. А на выходе получится 5+. 6-е поколение, это РОФАР и квантовый компьютер. Потянут?
    1. +5
      11 апреля 2021 08:17
      По АФАР - Леонардо и Талес. Собственно последний делает АФАР на Рафали и Еврофайтеры уже сейчас. Леонардо имеет уникальные компактные решения, которые устанавливаются например на М346FA - то есть АФАР в габарите Як-130.
      1. +2
        11 апреля 2021 08:36
        «Кэптор» (CAPTOR, рус. – похититель),
        является дальнейшей разработкой РЛС Blue Vixen производства консорциума «ЕвроРАДАР» (EuroRADAR). При разработке аппаратуры за основу брался
        итальянский проект РЛС ECR-90.
        Итальянцы могут многое, но им новый истребитель не к спеху,- закупают F-35, как впрочем и англичане. А вот Франция и Германия, эти да, хотят своё.
      2. +2
        11 апреля 2021 10:00
        Цитата: donavi49
        По АФАР - Леонардо и Талес. Собственно последний делает АФАР на Рафали и Еврофайтеры уже сейчас

        Первый-тоже
  5. 0
    11 апреля 2021 07:22
    Илья, так англичане позицировали свой Темпест как истребитель 6го покаления, вроде, а у вас в статье написано что 5го! И, интересно, какой критерий используется чтобы считать самолет относящийся к покалению 6?Тут споров множество, единого критерия нету. Каждый дает волю своему вкусу. То, что создают или делают создать европейцы вкорне отличается от концепта сша, разные критерии, и разные подходы к созданию самолетов.
    1. 0
      11 апреля 2021 08:39
      Цитата: Бережливый
      Илья, так англичане позицировали свой Темпест как истребитель 6го покаления, вроде, а у вас в статье написано что 5го! И, интересно, какой критерий используется чтобы считать самолет относящийся к покалению 6?Тут споров множество, единого критерия нету. Каждый дает волю своему вкусу. То, что создают или делают создать европейцы вкорне отличается от концепта сша, разные критерии, и разные подходы к созданию самолетов.

      Наиболее часто озвучиваемый критерий, в статьях на ВО на эту тему - это поддержка беспилотных ведомых и прочий искусственный интеллект, делающий пилота больше оператором, чем пилотом. И это, разумеется, при соблюдении требований по 5-ому поколению.
      1. +2
        11 апреля 2021 08:58
        Ангри -янки ставят гиперзвук одно из основных условий покаления 6, наши считают беспилотность, с возможностью все же управления человеком, или другим летательный аппаратом вкупе со сверхманевренностью, гиперзвуком, и минимально возможной площадью ЭПР.
        1. +3
          11 апреля 2021 09:48
          Rolls-Royce Plc (RR) и технологическими партнерами BAE Systems и Reaction Engines уже несколько лет разрабатывают комбинированный гиперзвуковой двигатель.
        2. +3
          11 апреля 2021 09:59
          Вряд ли....ГП - это специализированные аппараты. К и без того сложным и дорогим технологиям 5-6 поколения добавляется еще сложности с ГП....и в силу аэродинамики получаем истребитель специализированный.
          1. +1
            11 апреля 2021 10:43
            Да вообще не понятно зачем ГП для истребителя. ГП нужен для специализированных перехватчиков и ударников. Как SR-72 гиперзвуковой ударный БПЛА.
        3. +1
          11 апреля 2021 19:02
          Цитата: Бережливый
          Ангри -янки ставят гиперзвук одно из основных условий покаления 6, наши считают беспилотность, с возможностью все же управления человеком, или другим летательный аппаратом вкупе со сверхманевренностью, гиперзвуком, и минимально возможной площадью ЭПР.

          Это не согласуется со "стелс"-компонентой от слова вообще! Если даже на сверхзвуке покрытия сыпятся постоянно, что кстати главное противоречие даже в контексте требований к 5-ому поколению, то про гиперзвук так вообще маразм какой-то выходит. fellow
    2. 0
      13 апреля 2021 14:25
      Цитата: Бережливый
      англичане позицировали свой Темпест как истребитель 6го покаления

      "Покаление" - это от "покалечить" или от "кал"? Или от "пока"?
  6. +1
    11 апреля 2021 07:32
    как же сильно отличается облик американского 6-го и европейского
    европейский как-то недостаточно футуристический :)
    хотя это конечно всего лишь картинки
  7. +1
    11 апреля 2021 09:17
    Затраты на современные истребители большие....а тут два паралельных проекта внутри Европы, притом, что рынок начал заполнять Ф-35, который будет летать лет 50....И азиаты - Японцы, Корейцы, Турки пилят свои аналоги, на свои рынки.....
    1. -5
      11 апреля 2021 09:53
      Цитата: Zaurbek
      а тут два паралельных проекта внутри Европы,

      С этим ничего не поделать. Франция и Англия не то что враги, очень злые друг на друга конкуренты. Они не смогут делать серьезные военные проекты вместе.
      1. 0
        11 апреля 2021 09:56
        в принципе, повторяется ситуация с Ф16, ЕФ и Рафалем......Только появляются еще азиатские производителя, типа Японии, Индии, Кореи, Турции
      2. +1
        11 апреля 2021 10:17
        Цитата: OgnennyiKotik
        С этим ничего не поделать

        Да ладно.Вы всерьез считаете что дело в эмоциях в таких вещах?
        Все гораздо прозаичнее.Есть 2 группы европейских стран.Те которые купили Ф-35 для замены своих ударных самолетов Торнадо(ВБ и Италия).И те которые Ф-35 не купили и им нужен самолет 5 поколения с ударными функциями (ФРГ,Франция).А первым нужен новый самолет завоевания превосходства в воздухе на замену Тайфуна. Отсюда и 2 разных проекта.Все просто
        1. -1
          11 апреля 2021 10:24
          Какие эмоции? Между Францией и Британией идёт жесткое соперничество, вплоть до войны между их прокси. В Ливии и Карабахе воевали стороны прямо поддерживаемые этими странами. Британия за ПНС и Азербайджан, Франция за ЛНА и Армению. Выход Британии из ЕС четко определил курс на соперничество. Проект полного объединения Европы провалился.
          1. +3
            11 апреля 2021 10:28
            Мы как бы о том почему 2 разных проекта самолетов нового поколения.Я вам про технические аспекты,а Вы про какуюто псевдополитологическую болтологию.С этим набором Вам в другой раздел наверно.Там такая фигня ценится)
            1. 0
              11 апреля 2021 10:39
              Экономика и политика в первую очередь, техника во вторую. Для объединения в разработке Франции и Британии нет ни одной технической проблемы. Сделать 2 самолета с унификацией 70-80% не проблема, F-35A/B/C как пример.
              И да оба европейских проекта самолеты завоевания превосходства в воздухе, по схожим ТЗ и концепциям. Франции только ещё нужна версия для авианосца, что Британии тоже не плохо будет сделать. Нужны замены Рафалю и ЕФ. Ударные задачи на самолеты 4/5 поколения и БПЛА.
              1. +1
                11 апреля 2021 10:45
                Цитата: OgnennyiKotik
                Сделать 2 самолета с унификацией 70-80% не проблема, F-35A/B/C как пример.

                ))) Бедные американцы..а они и не в курсе.Создали почему то Ф-22 для превосходства в воздухе и Ф-35 как ударник.И почему то второй не рассматривают как замену первого,а строят новый самолет.Наверное ничего не понимают в авиации)
                Цитата: OgnennyiKotik
                И да оба европейских проекта самолеты завоевания превосходства в воздухе, по схожим ТЗ и концепциям

                Да что Вы..поделитесь источниками этой информации?
                1. -2
                  11 апреля 2021 10:52
                  У американцев свои задачи у европейских стран свои. Как ударник F-35 рассматривается только в США, другие страны покупают его как многофункциональный истребитель. Которому в воздушном бою могут противостоять только Рафаль и ЕФ, возможно грипен. Только у них есть круизный сверхзвук и возможность на нем маневрировать.
                  Цитата: Liam
                  Да что Вы..поделитесь источниками этой информации?

                  Так гуглите, в открытых источниках полно информации, если найдёте отличия в концепциях смело пишите сюда.
                  1. +2
                    11 апреля 2021 10:57
                    Вы опять сбиваетесь на лирику.
                    Ф-35 АВС-это 3 модификации ударного самолета.Ни одна из них не является самолетом завоевания превосходства в воздухе и никто ни в США ни в Европе их в этой роли не рассматривает.Для этой роли и там и там создают отдельный тип самолета а не модификацию ударника.
                    Гуглить что бы искать подтверждение Ваших фантазий?. Ваша заява-Вам и подтверждать ее
                    1. -1
                      11 апреля 2021 11:12
                      Цитата: Liam
                      Ф-35 АВС-это 3 модификации ударного самолета.

                      Все они являются многофункциональными истребителями. Как их использовать вопрос тактики и каждая страна решает сама. В воздушном бою на равных против F-35 может выступать только F-22, в догфайте добавляются ЕФ и рафаль, возможно Грипен (я про серийные машины). Все остальные только если будет 2-3 кратное количественное превосходство.
                      NGAD (ВВС и ВМС), NGF, Tempest идут на замену F-22 (F/A-18E/F), Рафаль и ЕФ соответственно.
                      Цитата: Liam
                      Гуглить что бы искать подтверждение Ваших фантазий?.

                      Так вы же их хотите опровергнуть, так опровергайте. Если вы хотите что бы я их подтверждал, ну так хотите. Мне то что?
                      1. 0
                        11 апреля 2021 11:18
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        NGAD (ВВС и ВМС), NGF, Tempest идут на замену F-22 (F/A-18E/F), Рафаль и ЕФ соответственно.

                        А Торнадо Германия чем заменит? Все эти самолеты-завоевания превосходство в воздухе.Кроме NGF.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. +1
                        11 апреля 2021 11:22
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Так вы же их хотите опровергнуть

                        Я голословные утверждения не опровергаю.На то они и голословные.Таких ТЗ Вы нигде не найдете,поэтому и сбились на лирику.Иначе бы завалили ссылками ,фотками и длинными постами
                      4. -2
                        11 апреля 2021 11:40
                        Цитата: Liam
                        А Торнадо Германия чем заменит?

                        Так ЕФ есть, 90 оставшихся торнадо заменить не проблема. Или вы как ВКС думаете? 1 самолёт на 1 задачу, если бомбить то Су-34, если воздушный бой то Су-30/35?
                        Германия не ведёт агрессивную внешнюю политику, одного типа многофункционального истребителя им хватит, с заменой его в 40-50ых годах.
                        К тому же ударные задачи заберут на себя БПЛА, в стратегиях ведущих стран они занимают главную роль.
                        Цитата: Liam
                        Вы нигде не найдете,поэтому и сбились на лирику.

                        Полноценные ТЗ естественно ни кто не выложит, требования и концепции есть, мне тупо лень их искать и переводить их для вас. Надеюсь инглишской мовой владеете и с этой задачей сами справитесь. В спор со мной вступили вы, а не я и вам доказательства приводить.
                      5. 0
                        11 апреля 2021 12:05
                        Цитата: OgnennyiKotik

                        Так ЕФ есть, 90 оставшихся торнадо заменить не проблема

                        Чем Вы замените около сотни немецких Торнадо и около сотни ударных французских Миражей? У Вас инфа что Германия заказала партию в сотню новых ЕФ или Франция сотню новых Рафалей для замены парка ударников?
                        Вы кажется запутались в собственных теориях в отрыве от реальности.

                        Все страны у которых есть деньги ,потенциал и опыт проектирования и эксплуатации самолетов 5-го поколения -США,ВБ,Италия ,тот же Китай-все они,проектируют, производят или закупают 2 отдельных класса самолетов:ударник-Ф-35 или аналог в случае Китая и самолет завоевания превосходства-Ф-22,NGAD,Tempest. Потому что отлично понимают что у конкурентов рано или поздно появится свой условный Ф-35 и его надо будет чем то сбивать.Все военные и авиаконструкторы мира совершенно четко разделяют эти две задачи и заказывают и строят 2 разных типа самолета,а не играют в игры с модификациями одного и того же самолета.
                        И тут появляетесь Вы и обьясняете что все они дураки и ничего в этом не понимают и что прекрасно обойдутся одним типом на все времена года.Причем сделают эту вундервафлю две страны которые отстали наголову в теме самолетов 5 поколения, с нулевым опытом в проектировании,постройки и использовнии оных-Франция и Германия.Обойдут как стоячих так сказать на повороте лихим маневром.
                      6. -1
                        11 апреля 2021 12:28
                        Ещё раз. Я говорю что у разных стран, разные задачи и разные тактики применения. Вы же подходите с тактикой принятой в США, ко всем странам. Один и тот же самолёт, может быть применён различными способами, если он многофункциональный. F-35, Рафали, ЕФ могут бомбить морские и наземные цели, участвовать в дальном и ближнем воздушном бое одинаково хорошо.
                        Замена миражей и торнадо в дальней перспективе, прямо сейчас их менять просто нет смысла. К 30ым годам появится понимание перспектив пилотируемой и беспилотной авиации. Логично когда NGF, Tempest и ударные БПЛА появится в ВВС, они будут менять Рафали и ЕФ в их тактической роли, они в свою очередь заменять Миражи и торнадо.
                      7. 0
                        11 апреля 2021 13:08
                        )))

                        А какие успешные стратегии развития и применения авиации отличные от США Вам известны?..кроме Ваших личных,естественно.Американцы безусловные лидеры и в техническом развитии и в опыте применения авиации много десятков лет уже.Все остальные повторяют или пытаются повторить с тем или иным успехом их решения с задержкой в пару десятков лет в лучшем случае.


                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Один и тот же самолёт, может быть применён различными способами, если он многофункциональны

                        Не выдавайте нужду за добродетель.Применение Ф-35 в иной роли следствие 2 причин.
                        а) Отсутствие на рынке самолета завоевания превосходства 5 го поколения,кроме Ф-22,который американцы предусмотрительно отказались кому либо продавать чем обеспечили 35-му долгие годы "чистого неба" в мировом масштабе.
                        б) технологическое превосходство ударника Ф-35 над любым самолетом 4 поколения,что позволяет использовать его и как истребителя пока у конкурентов нет ничего лучше 4 поколения.
                        Но рано или поздно появятся на рынке и аналоги Ф-22 и его будут закупать очень охотно все у кого деньги есть.
                        А из многофункциональности не надо делать мантру.Танк и САУ тоже многофункциональны и по необходимости частично взаимозаменяемы.Но никто даже по пьянке не претендует что раз есть САУ не нужен танк и наоборот.
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        . К 30ым годам появится понимание перспектив пилотируемой и беспилотной авиации

                        А сейчас по Вашему такого понимания нет? США и остальные сдуру вложились в тысячи Ф-35 на 50 лет вперед не зная броду? Являсь при этом лидерами и в области БПЛА.

                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Логично когда NGF, Tempest и ударные БПЛА появится в ВВС, они будут менять Рафали и ЕФ в их тактической роли, они в свою очередь заменять Миражи и Тайфуны.

                        Откуда Вы это взяли? Какие военные программы Франции и Германии предусматривают замену Миражей/Торнадо на Рафали/ЕФ после того как они будут заменены NGF?
                      8. -1
                        11 апреля 2021 21:16
                        В начале спишут более старые миражи и торнадо, их задачи будут выполнять ЕФ и Рафаль. Вот информация о том что NGF создаётся именно на замену Eurofighter и Rafale к 2035-2040 годам.
                        https://www.dassault-aviation.com/en/group/press/press-kits/dassault-aviation-airbus-join-forces-future-combat-air-system/

                        Вот о том что Tempest заменит Eurofighter.
                        https://www.bbc.com/news/business-44848294
                      9. +1
                        11 апреля 2021 21:45
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        В начале спишут более старые миражи и торнадо, их задачи будут выполнять ЕФ и Рафаль

                        Это Ваши теории и не более
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Вот информация о том что NGF создаётся именно на замену Eurofighter и Rafale к 2035-2040 годам.

                        Вы английский в школе учили?
                        Next generation fighter aircraft to complement and eventually replace current generation of Eurofighter and Rafale fighter aircraft by 2035-2040
                        Переведите себе этот пассаж
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Вот о том что Tempest заменит Eurofighter

                        А кто заявлял что Темпест не заменит ЕФ? Вы кажется совсем запутались
                      10. -1
                        11 апреля 2021 21:51
                        Цитата: Liam
                        Это Ваши теории и не более

                        Вот вы сами выдели фрагмент, там написано:
                        to complement and eventually replace (дополнять и в конечном итоге заменят)
                        Это значит что NGF вместе с ЕФ и Рафаль будут служить, затем их заменят. Полностью подтверждают сказанные мною слова.
                      11. +1
                        11 апреля 2021 22:01
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Полностью подтверждают сказанные мною слова.

                        Несомненно)
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Это значит что NGF вместе с ЕФ и Рафаль будут служить, затем их заменят

                        В качестве кого NGF будет дополнять-в качестве ударника или истребителя?
                      12. -2
                        11 апреля 2021 22:12
                        Цитата: Liam
                        В качестве кого NGF будет дополеять-в качестве ударника или истребителя?

                        Название программы и истребителя: Future Combat Air System, New Generation Fighter - перевод нужен?
                        А ещё лучше глянуть название на французском:
                        Système de combat aérien du futur - Система воздушного боя будущего

                        Есть ещё сомнения что делают истребитель завоевания превосходства в воздухе?
                      13. +2
                        11 апреля 2021 22:16
                        Нда..с каждым пассажем аргументация все круче)
                        А ударники (F-16,F-35 ,Торнадо,Миражи,Хорнеты)-они не Fighter и не Combat в воздухе? Они там клубнику собирают что ли)
                      14. -4
                        11 апреля 2021 22:32
                        Причём тут эти самолеты? F-35 сделан по программе Joint Strike Fighter - единый ударный истребитель, F-16 по программе Lightweight Fighter легкий истребитель завоевания превосходства в воздухе, Торнадо и Мираж сделаны в 2 вариантах ИБ (IDS) и перехватчик (ADV).
                        Все в названиях прописано.
                      15. -1
                        11 апреля 2021 13:00
                        Если говорить про Францию, Британию, Германию то у них 2-3 типа истребителей

                        1 тип: старый, уходящий ИБ (Франция-Мираж, Германия-Торнадо, Британия-отсутствует)
                        2 тип: новый многофункциональный истребитель (Франция-Рафаль, Германия и Британия - ЕФ)
                        3 тип: АВ базирования (Франция- Рафаль, Британия- F-35В, Германия-отсутсвует)

                        В остальных странах Европы то же самое. 1 тип старый ИБ или старый чистый истребитель, 2 тип приходящий новый. У Италии и Испании ещё хариеры есть, но их меняют на F-35В.
                        К примеру Польша:
                        1 тип: Миг-29, на его место встаёт F-16
                        2 тип: F-16, на его место встаёт F-35A

                        Тактики как у США когда есть новый отдельно ударный и отдельно завоевание превосходства воздухе, можно встретить у России, Китая, Израиля, Египта, Японии, ЮК, стран залива и Индии. У остальных просто нет денег на такой зоопарк.
                      16. +2
                        11 апреля 2021 13:27
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Британия-отсутствует)

                        125 «Торнадо» IDS (GR4 и GR4A).Сняты с вооружения в 2019 в связи с заменой на Ф-35.
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        новый многофункциональный истребитель (Франция-Рафаль, Германия и Британия - ЕФ)

                        ЕФ-самолет завоевания превосходства в воздухе.Точно так же как Ф-15 ,являясь самолетом завоевания,при этом может выполнять и ударные функции,а некоторые модификации-чистые ударники.Но при этом никто и не пытался даже заменить им ударник Ф-16 как класс.Который в свою очередь ,являясь ударником,отлично может постоять за себя и как воздушный боец.Но только с более отсталыми технологически самолетами.Ф-15 му он воздушный бой проиграет
                      17. -1
                        11 апреля 2021 13:54
                        Цитата: Liam
                        Сняты с вооружения в 2019 в связи с заменой на Ф-35

                        Вот только замены не будет. Закуплено 48 F-35В для АВ. Остальные 90 F-35 не будут закупаться, деньги будут направлены на свои разработки.
                        Так что пока не появится Tempest будут все задачи ВВС выполнять ЕФ, потом они вместе, пока ресурс ЕФ не закончится. Во флоте будет F-35В, может ещё закупят их, на АВ помещается больше 24 истребителей. Но в новой стратегии основная роль отведена БПЛА.
                        Цитата: Liam
                        Точно так же как Ф-15 ,являясь самолетом завоевания,при этом может выполнять и ударные функции

                        О каком F-15/16 речь идёт? Сейчас актуальны и закупаются F-15EX/SA и F-16V, оба многофункциональных истребителя, просто один тяжелый и с большими возможностями другой легкий и значительно дешевле.
                        У кого есть F-15, у них есть легкие истребители, у кого есть F-16 в большинстве случаев нет тяжёлых истребителей и они выполняют все задачи от завоевания превосходства воздухе до ударных. То что есть лучше воздушные бойцы чем F-16 -это факт, но что у большинства стран в мире нет денег на них это второй факт.
                      18. +1
                        11 апреля 2021 14:07
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Вот только замены не будет. Закуплено 48 F-35В для АВ. Остальные 90 F-35 не будут закупаться, деньги будут направлены на свои разработки

                        Вы конечно почерпнули эти сведения из официальных программ минобороны ВБ а не из желтых газет...надеюсь.

                        Или предложите мне гуглить?)
                      19. -2
                        11 апреля 2021 14:12
                        Ссылка на эту стратегию у меня под рукой:

                        https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/974661/CP411_-Defence_Command_Plan.pdf
                      20. +1
                        11 апреля 2021 14:17
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Ссылка на эту стратегию у меня под рукой:

                        https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/974661/CP411_-Defence_Command_Plan.pdf

                        И на какой странице из 76 написано что
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Вот только замены не будет. Закуплено 48 F-35В для АВ. Остальные 90 F-35 не будут закупаться, деньги будут направлены на свои разработки

                        Не затруднит скинуть тут копипаст или скриншот абзаца где такое заявляется?
                      21. -1
                        11 апреля 2021 14:42
                        Конкретно об отказе о покупке это из Таймс, сама статья за £, пересказ: https://ukdefencejournal.org.uk/uk-reportedly-to-cut-f-35b-order-by-65-percent/

                        В стратегии сказано более 48 F-35, поэтому я и написал:
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Во флоте будет F-35В, может ещё закупят их, на АВ помещается больше 24 истребителей.

                        Решение о новых закупках и их количестве будет принято позже. Речи о 138 F-35, сейчас нет, только о 48.
                      22. 0
                        11 апреля 2021 14:55
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        Конкретно об отказе о покупке это из Таймс

                        Короче сведения из желтой прессы.
                        Цитата: OgnennyiKotik

                        В стратегии сказано

                        Что ВБ модернизирует имеющийся парк ЕФ и продолжит закупки Ф-35 и для армии а не только для флота.


                        7.41. The Royal Air Force will continue to grow
                        its Combat Air capacity over the next few years
                        as we fully establish all seven operational
                        Typhoon Squadrons and grow the Lightning II
                        Force, increasing the fleet size beyond the 48

                        aircraft that we have already ordered. Together
                        they will provide a formidable capability, which
                        will be continually upgraded to meet the threat,
                        exploit multi-domain integration and expand
                        utility. The Royal Air Force will spiral develop
                        Typhoon capability, integrate new weapons such
                        as the UK-developed ‘SPEAR Cap 3’ precision air-
                        launched weapon and invest in the Radar 2
                        programme to give it a powerful electronically
                        scanned array radar. We will integrate more UK
                        weapons onto Lightning II and invest to ensure
                        that its software and capability are updated
                        alongside the rest of the global F-35 fleet
                        .

                        Не делайте больше голословных заявлений собственной "выпечки" и не пытайтесь ездить по ушам собеседнику в расчете что никто не проверит.Либо Вы не имеете особого понятия о чем пишете и живете в мире собственных теорий hi
                      23. -2
                        11 апреля 2021 15:02
                        F-35В у них числится в Королевских ВВС, об закупке ещё 90 истребителей нет речи. Вот когда появится инфа о новых контрактах, тогда и будем что-то утверждать. Пока есть:
                        FGA 162: 18 F-35B Lightning II; 138 Typhoon FGR4; 6 Typhoon T3 - данные MB
                        И по контракту ещё 30 F-35B, других истребителей в закупке нет.
                      24. +1
                        11 апреля 2021 14:36
                        Цитата: OgnennyiKotik
                        У кого есть F-15, у них есть легкие истребители, у кого есть F-16 в большинстве случаев нет тяжёлых истребителей и они выполняют все задачи от завоевания превосходства воздухе до ударных. То что есть лучше воздушные бойцы чем F-16 -это факт, но что у большинства стран в мире нет денег на них это второй факт

                        То есть Вы подтверждаете мой тезис о том что использование Ф-16(как и Ф-35) в роли самолета завоевания-это либо изза бедности(невозможности купить Ф-15) либо отсутствия альтернативы на рынке в виде Ф-22 и его аналогов(NGAD,Tempest)
                        Как только такой аналог появится Ф-35 в роли истребителя будет в таком же незавидном положении как Ф-16 против Ф-15
                      25. -3
                        11 апреля 2021 14:52
                        Цитата: Liam
                        будет в таком же незавидном положении как Ф-16 против Ф-15

                        Если смотреть по продажам, как раз F-15 в незавидном положение.

                        В целом да, но выделю 3 основных фактора:
                        1. Отсутствие внешней угрозы.
                        2. Многофункциональность современных истребителей (одним типом можно заменить все).
                        3. Высокая цена современных истребителей.

                        Я же не спорю что тактика США ошибочна, я говорю что для большинство европейских стран она избыточна. К примеру Япония вынуждена содержать весь спектр истребителей: F-4/2(16)/15/35 и разрабатывать своё 6 поколение F-3.
        2. -3
          11 апреля 2021 22:56
          Цитата: Liam
          Те которые купили Ф-35 для замены своих ударных самолетов Торнадо(ВБ и Италия).И те которые Ф-35 не купили и им нужен самолет 5 поколения с ударными функциями (ФРГ,Франция)

          Давайте вернёмся к вашим фэнтези. И так F-35В внезапно не заменяет Торнадо в Великобритании, а меняет Харриеры. Германия и Франция не делают замену Миражам и Торнадо (они уже есть ЕФ и Рафаль), а делают истребитель который в итоге заменит ЕФ и Рафаль.
          Выходит NGF и Tempest однотипные истребители под задачи завоевания превосходства в воздухе (это первоочередная задача, естественно они многофункциональные), они даже должны заменить один и тот же ЕФ. Единственная разница, NGF будет иметь версию для АВ. Так какие технические проблемы есть для сотрудничества между Францией и Британией? Есть только экономические и политические причины.
      3. 0
        12 апреля 2021 08:21
        Лет уже как 400 все серьёзные военные телодвижения в Европе делают французы и англичане по взаимной договорённости.
  8. +4
    11 апреля 2021 10:25
    — Франко-германо-испанский NGF (FCAS);
    — Британско-итальянско-шведский Tempest.

    Я бы оценил успех первого проекта в 30% вероятности,
    Второго проекта в 70% вероятности.
    1. +1
      11 апреля 2021 10:57
      После выхода Британии их ЕС кто будет клиентом британцев? А рынок британии и италии мал. И они сами закупают Ф35
      1. -1
        11 апреля 2021 11:21
        Для этих самолетов рынок очень мал. Буквально десяток стран. Фактически все будут делать для себя + 1/2 страны. Их будет очень мало, из-за цены. Основной рынок займут БПЛА.
        Эффективнее построить сотни и тысячи дешёвых БПЛА, чем десятки и сотни свердорогих истребителей.
      2. 0
        11 апреля 2021 12:27
        Насчет рынка Вы правы.
        Я имел в виду не продажи, а шансы появления хотя бы полноценного летающего прототипа.
        1. +1
          11 апреля 2021 13:30
          Цитата: voyaka uh
          Насчет рынка Вы правы

          А какие конкуренты есть у Темпеста на рнке самолетов завоевания превосходства в воздухе 5 поколения ?
          1. 0
            11 апреля 2021 14:06
            Когда появится Темпест, то будем говорить и о конкурентах.
            1. +1
              11 апреля 2021 14:08
              Но о том что у него нет рынка можно вальяжно и авторитетно говорить уже сейчас?
              1. 0
                11 апреля 2021 14:25
                Можно предполагать. Исходя из сегодняшнего рынка.
                1. +1
                  11 апреля 2021 14:28
                  И что Вы предполагаете из сегодняшнего рынка на котором истребителей завоевания воздуха 5 поколения-ровно 0 вариантов,а желающих его купить-очень много.Израиль сколько раз просил Ф-22 у США?
                  1. +1
                    11 апреля 2021 15:03
                    Рынок истребителей господства в воздухе очень мал. Очень востребованы истребители широкого профиля с развитыми ударными возможностями. Истребители-бомбардировщики. Надеюсь, проектировщики Темпеста это учтут.
                    1. +1
                      11 апреля 2021 15:40
                      Цитата: voyaka uh
                      Рынок истребителей господства в воздухе очень мал

                      Серьезно? Сколько стран имеют в своем арсенале Ф-22,Ф-15,ЕФ,Рафаль ,Су-27 и его модификации? Ответ-многие десятки стран.Практически все у которых есть хоть какие то деньги.
                      Ниша ИБ нового поколения прочно будет занята Ф-35 еще много десятилетий и там действительно нечего ловить,поезд ушел.А вот ниша истребителя,умеющего сбивать Ф-35 пока свободна и чем больше будет распространятся Ф-35 по миру тем сильнее будет запрос на его "убийцу". Сейчас Израиль имеет эксклюзив на БВ на Ф-35.Но рано или поздно Эрдогана скинут и Турция получит таки свои Ф-35.Как минимум 2-3 арабским монархиям американцы Ф-35 тоже продадут.И Израиль будет готов хорошо заплатить за истребитель умеющий сбивать Ф-35.
                      1. +1
                        11 апреля 2021 16:07
                        Скоро увидим, что выкатит Scunk Works. recourse
                        Это во многом определит путь остальных.
                      2. -2
                        11 апреля 2021 23:19
                        Цитата: voyaka uh
                        Скоро увидим, что выкатит Scunk Works.

                        Это самое интересное. Если это будет что-то близкое к X-44 MANTA, всем остальным нужно будет переделывать концепции.

                      3. 0
                        14 апреля 2021 17:51
                        Новость появилась:
                        ВВС США «показали» истребитель шестого поколения.

                        В посвященном госзакупкам отчете ВВС США показали концептуальное изображение истребителя шестого поколения, создаваемого в рамках программы Next Generation Air Dominance, пишет ветеран Корпуса морской пехоты (КМП) Соединенных Штатов Алекс Холлингс в блоге Sandboxx.

                        Автор отмечает, что подобная конструкция характерна для самолетов, создаваемых корпорацией Northrop Grumman, которая, в частности, разработала прототип первого истребителя пятого поколения YF-23, проигравший в конкурентной борьбе Lockheed Martin F-22 Raptor, а в настоящее время практически завершила создание малозаметного стратегического бомбардировщика B-21 Raider.

                        В публикации отмечается, что новые изображения немного отличаются от опубликованных в сентябре 2020 года, в частности «более треугольной» формой истребителя.

                      4. +1
                        14 апреля 2021 19:13
                        У нижнего концепта есть, если я правильно понял, новая
                        уникальная черта: его кили складываются в специальные углубления
                        в крыльях во время крейсерского полета и поднимаются во время
                        воздушного боя.
                      5. -1
                        14 апреля 2021 19:18
                        Ага, тоже заметил. Как раз главный вопрос был, что с килями. В целом «разжиревший» YF-23, концепция понятна, все в рамках слитой информации про NGAD.
                      6. +3
                        14 апреля 2021 19:25
                        Посмотрим, сумеют ли запустить в производство.
                        Скоростное проектирование придумали, а вот скоростное
                        производство со многими тысячами деталей от сотен
                        поставщиков - еще нет wink
                      7. -1
                        14 апреля 2021 19:31
                        Им ещё конкурс проводить, так-то такие самолеты вотчина Нортроп, да и Боинг просто так контракт не отдаст. В серию не раньше 30-35 годов пойдёт.
                        Ещё же NGAD от NAVY будет, не думаю что им такой вариант как в концепции пойдёт, двигатели слишком широко расставлены, крылья практически не сложить, места много будет на хранении занимать.
                      8. +4
                        14 апреля 2021 19:38
                        Нортроп будет плотно занят B-21. Там дело на мази,
                        без конкурентов, уже сборочный завод построили.
                        У Боинга много структурных проблем, нет нормального
                        руководства, фирма на спаде.
                        Я думаю, контракт попадет к Локхиду.
                        Как бы не наезжали на Ф-35, массовое производство
                        Локхид сумел организовать, а это доказательство
                        компетентности коллектива инженеров.
                      9. -1
                        14 апреля 2021 19:46
                        Нортроп с Боинги могут объединится в этом проекте или побороться за флотский NGAD. Но тоже думаю Локхид заберёт. В целом у них стало слишком мало подрядчиков. Если бы локхиду в затылок дышали, цена на F-35 быстрее падала и проблемы решались скорее.
                      10. +1
                        14 апреля 2021 20:39
                        Флотский NGAD - блажь, по-моему.
                        Распыление средств. Флотским надо просто привыкать к F-35C. Если они не освоят Ф-35 на авианосцах, то и подавно провалят эксплуатацию более крупного и тяжелого истребителя.
                        Ф-35С и Ф-18 отлично работают вместе, дополняя друг друга.
                      11. -1
                        14 апреля 2021 21:04
                        Хорнет слишком сильно устареет к 35-40 годам, его менять все равно нужно. Доводка этих самолетов до серии займёт лет 10-15. К тому времени F-35С крепко займёт своё положение.
                      12. -2
                        14 апреля 2021 18:44
                        Оригинал новости: https://www.sandboxx.us/blog/the-air-force-just-dropped-this-concept-art-of-its-ngad-fighter/?from=article_link
                      13. +1
                        11 апреля 2021 20:22
                        Сколько стран имеют в своем арсенале Ф-22,Ф-15,ЕФ,Рафаль...
                        как эти полноценные МФИ, которые без проблем работают по земле, вписываются в ваши запросы узкоспециализированного истребителя завоевания превосходства в воздухе?
                        А вот ниша истребителя,умеющего сбивать Ф-35 пока свободна и чем больше будет распространятся Ф-35 по миру тем сильнее будет запрос на его "убийцу".
                        Действие рождает противодействие, никто не сомневается, что когда-нибудь найдут управу и на F-35. Но уже сейчас можно с высокой долей уверенности утверждать, что это "управа" будет такой же многофункциональной, как и сам "Лайтинг2".
  9. DMi
    +1
    11 апреля 2021 11:24
    Ещё пятое поколение никто толком не сделал. Нет ни одного успешного проекта по факту. На данный момент. Но уже бегут придумывать шестое)
    Ничего ни у кого в ближайшие лет -дцать не получится. Но рекламной и идеологической шумихи будет много. Ну и дележа шкуры медведя, который ещё даже не родился)
    1. +2
      11 апреля 2021 12:11
      5 поколению без 4 месяцев 30 лет. Более чем достойный возраст. То что другие страны только начали их производить, это их проблемы. Россия экономически, политически и технически деградировала и продолжает это делать; Китай только доходит до нужного технического уровня; Япония, Франция и Британия технически могут и даже сделали 5ки (Х-2 и F-35), только врага нет против них и их 4ки превосходят соперников; Ю.Корея и Турция пока не способны к самостоятельному созданию 5 поколения; Индия очень странные ребята.
      1. DMi
        0
        11 апреля 2021 12:38
        Все летаки, заявленные как пятое поколение , являются на данный момент незаконченными полуфабрикатами. И ф22 и ф35 в том числе. И как раз очень показательно, что 30 лет ушло и новых машин всё нет. Это ж сколько лет уйдет на шестое) не удивлюсь что " шестое" даже а концу столетия не сделают.
    2. +1
      11 апреля 2021 15:08
      "Но уже бегут придумывать шестое)"///
      ---
      И правильно делают. good
      В авиации все происходит быстро.
      Что радовало глаз вчера, сегодня - экспонаты для музеев.
      1. DMi
        +1
        11 апреля 2021 15:15
        То что возобновили производство Ф15 как раз показывает , что в современной авиации всё происходит очень медленно.
        1. 0
          11 апреля 2021 20:08
          Производство F-15 никогда не прекращалось, буквально недавно на вооружение USAF пошли поставки новой модернизации Eagle 2 на замену старым машинам.
  10. 0
    11 апреля 2021 12:44
    и понимание того, что одной стране едва ли удастся вытянуть разработку истребителя шестого поколения, если, конечно, эта страна не США и не Китай

    И не Россия...
    1. 0
      11 апреля 2021 22:05
      Что помешает США это сделать?
  11. 0
    11 апреля 2021 22:33
    Обязательно договорятся. Но не факт, что обе модели будут так уж хороши. Сейчас Рафаль, Тайфун, Грипен. Дальше будет 2. Пройдёт ещё лет 30-40 и останется один. Общеевропейский. Вот нам бы шестерку вместе с кем то делать...
    В одиночку тяжело будет.
  12. 0
    20 апреля 2021 18:31
    зачем американцам на рынке боевых самолетов конкуренты в виде аэрбаса ?
    никогда они этого не допустят
    1. -1
      7 июня 2021 15:20
      Люблю такие громкие заявления. А на ещё более вкусном рынке гражданских самолетов, значит, им конкуренты в виде аэрбаса нужны? А то что-то их не только допустили, но и в свете последних успехов Боинга явно сливают им мировой рынок. И продажи Тайфунов, Рафалей и Грипенов тоже как-то не получается "не допустить".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»