Артур, Мерлин и феи Бретонского цикла

104

Знаменитый польский фантаст Анджей Сапковский, оценивая влияние легенд Артуровского (Бретонского) цикла на мировую литературу, сказал:
«Архетипом, прообразом всех произведений фэнтези является легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.»

Давайте теперь немного поговорим об этом легендарном короле.

Король рыцарей


Артур, Мерлин и феи Бретонского цикла
A painting of King Arthur in Winchester, Hampshire

Впервые имя нашего героя появляется в древней валлийской поэме «Гододдин». По мнению подавляющего большинства исследователей, он был бриттом. Некоторые историки считают, что Артур имел смешанное бритто-римское происхождение и был не королём, а одним из полководцев. Скорее всего, он возглавлял кавалерийские части. Время жизни этого героя относят к концу V - началу VI веков. Его противниками были германцы-завоеватели – англы и саксы, с которыми он вёл упорную войну. Основным местом сражений, в которых участвовал Артур, большинство исследователей считают территорию современного Уэльса. Однако есть сторонники версии, согласно которой прототипом героя стал префект Луций Арторий Каст, живший во II веке и пользовавшийся большим авторитетом в этой римской провинции. Предполагают, что со временем его образ был мифологизирован. Возможно и слияние образов: популярный в народе предводитель бриттов мог быть назван «вторым Арторием», и со временем его настоящее имя забылось.



Исследователи средневековой литературы считают, что на архетипическом уровне Артур кельтских преданий сопоставим с легендарным королём Северной Ирландии Конхобаром и с валлийским богом Браном. А каково же значение его имени?

По одной из версий, оно сложено из двух древних кельтских слов и означает «Чёрный ворон». В современном валлийском языке слово ворон звучит как bran, что может служить подтверждением связи образов Артура и бога Брана.

Однако более популярной является другая версия. Дело в том, что в исторических хрониках, повествующих о сражении у горы Бадон (победоносная для бриттов битва с англами), называется имя вождя бриттов – Урсус. Но ursus – латинское слово, означающее «Медведь». На языке кельтов медведь – «artos». Гальфрид Монмутский, который, видимо, знал оба языка, вполне мог усомниться в латинском имени вождя бриттов и предположить, что писавшие на латыни авторы буквально перевели имя героя с гэльского языка. Согласно этой версии, Артур – бриттское имя, данное герою в честь тотемного животного.

В данной статье, чтобы сэкономить время читателей, я не буду подробно рассказывать о жизни и подвигах короля Артура кельтских легенд. Они хорошо известны большинству из вас, и нет особого смысла пересказывать их ещё раз. Литературные источники легко доступны, в том числе и на русском языке. Желающие смогут самостоятельно познакомиться с ними. Поговорим о других героях Артуровского цикла. И начнём с рассказа о маге Мерлине и двух феях – Моргане и Вивьен (Владычице Озера, Нимуэ, Нинев).

Мерлин



Это скульптурное изображение Мерлина можно увидеть в пригороде Чикаго – Forest Home Cemetery at Forest Park

Волшебник Мерлин, наставник и советник короля Артура, в Уэльсе был известен как Эмрис (латинизированная форма этого имени – Амвросий).


Aubrey Bbeardsley. Мерлин забирает младенца Артура


Г. Доре. Мерлин и молодой Артур

Именно с его именем здесь связывали знаменитый Стоунхендж, валлийское название которого – «Работа Эмриса».

Буквально в феврале 2021 года в Уэльсе была найдена площадка, по диаметру совпадающая с внешним кругом Стоунхенджа. На ней обнаружены каменные ямы, формы которых можно сопоставить с серо-голубыми колоннами английского мегалита. Более того, форма одной из ям соответствует довольно необычному поперечному сечению одного из камней Стоунхенджа. Высказываются осторожные предположения, что Стоунхендж мог быть построен в Уэльсе, и лишь через несколько сотен лет его камни в качестве трофея перевезли в Англию. Любопытно, что Гальфрид Монмутский в «Истории королей Британии» рассказывает похожую историю, и она тоже связана с именем Мерлина. Только в ней мегалитические камни круга под названием «Танец гигантов» по приказу этого мага были привезены в Англию из Ирландии.

Многие исследователи полагают, что прототипом Мерлина стал кельтский бард Мирддин. Предания утверждали, что он прожил много жизней, сохранив память о каждой из них. Они считают, что имя Мирддин было латинизировано – Merlinus (это название одной из пород соколов).

Бард Талиесин называет Мерлина тремя именами: Анн ап Ллейан (Ann ap Lleian – Анн сын монахини), Амвросий (Emmrys) и Мерлин Амвросий (Merddin Emmrys).


Мерлин, диктующий свои пророчества. Миниатюра из рукописи романа Робера де Борона «Мерлин» (1300 г.)

Поскольку Мерлину приписывалась власть над зверями и птицами, некоторые исследователи отождествляют его с лесным богом Цернунном (Кернунном).


Рогатый кельтский бог Кернунн

Имеется несколько версий происхождения Мерлина. Некоторые легенды утверждают, что он родился от связи женщины с дьяволом или злым духом, и при рождении был покрыт шерстью, которая сошла после крещения (но магические способности остались). Имеется предание, что маг был внебрачным сыном короля, влюбившегося в ведьму.

Согласно легендам, после смерти Артура Мерлин проклял его врагов – саксов. Некоторые считали, что именно из-за этого проклятия последний сакский король Гарольд потерпел поражение и погиб в битве при Гастингсе (1066 г.).

Мерлина погубила его любвеобильность. Согласно одной из версий, он был заключён в скалу феей Вивьен, которой тщетно домогался. Другая версия утверждает, что Мерлин был погружён в вечный сон другой своей ученицей – Морганой. Об этих феях мы сейчас и поговорим.

Фата Моргана



Edward Burne-Jones. Morgan Le Fay. 1862

Знаменитую ученицу Мерлина – фею Моргану связывают с ирландской богиней войны Морриган либо с бретонской речной феей Морган. Легенды Бретонского цикла называют её дочерью герцога Корнуолла и сводной сестрой Артура, по настоянию которого она вступила в политический брак с его бывшим врагом – Уриеном Горским. Супруги не любили друг друга, и потому, забрав новорождённого сына, Моргана отправилась в бретонский лес Броселианд, где стала ученицей влюбившегося в неё Мерлина.

Благодаря Моргане, в Броселианде появилась Долина без возврата, найти выход из которой мог только мужчина, ни разу, даже в мыслях, не изменивший своей возлюбленной. Множество неверных рыцарей освободил из неё потом сэр Ланселот.


Ланселот сражается с двумя драконами, охраняющими вход в Долину без возврата, XV век

О Броселианде мы с вами ещё поговорим в статье «Истории с камнем», а пока вернёмся к Моргане. Она родила от Мерлина трёх дочерей, которым передала дар целительства. Они тоже оставили потомство, в котором этот дар передавался по женской линии. Некоторым знатным английским дамам и столетия спустя приписывали умение изготавливать эликсиры и бальзамы, весьма эффективные при лечении ран. Иногда сыном Морганы называют Мордреда, но это неверно: данный рыцарь родился от связи Артура и его сестры Моргаузы, которая была воспитанницей Морганы.

Моргана была обижена на Артура за то, что тот насильно выдал её замуж. Могущественная сестра стала врагом этого короля и пыталась погубить его. Однажды она заменила копией волшебный меч Экскалибур, отправляла ему в подарок отравленную одежду.


Фата Моргана вручает Артуру ложный Экскалибур, иллюстрация к роману «Мерлин» (входит в цикл «Вульгата»), XIV в.

Однако именно она, придя на поле последней битвы Артура, унесла смертельно раненного короля на остров Авалон.

Кстати, английская королева Елизавета Вудвилл и король Ричард Львиное Сердце считались потомками племянницы Морганы – феи Мелюзины. После падения Аккры в 1191 г. Ричард приказал убить 2700 пленных, за которых не был уплачен выкуп. В ответ на поднявшийся ропот он сказал соратникам-крестоносцам: мол, а чего вы от меня ожидали, «разве мы (Плантагенеты) не дети дьяволицы»?


Julius Hubner. Melusine

Но это уже другая история. Если она вам интересна, откройте статью «Хороший король Ричард, плохой король Джон. Часть 1».

«Дева Озера»


Ещё одной ученицей Мерлина была воспитательница Ланселота – фея Вивьен, которую называют иногда Нимуэ, Нинев, а также Lady of the Lake (Владычицой или Девой Озера). К её образу обращались В. Скотт и А. Теннисон, Дж. Россини, Г. Доницетти и Ф. Шуберт.


«Дева Озера и младенец Ланселот», иллюстрация к поэме А. Теннисона «Ланселот и Элейн» (входит в цикл «Идиллии короля»)


Вивьен находит Ланселота, чтобы излечить его от безумия, вызванного сном о неверности Гвиневеры (это сновидение было наслано Морганой). Иллюстрация «Вульгаты», 1475 г.

Мало кто знает, что знаменитая мелодия Шуберта, на которую положена молитва Ave Maria, была написана в качестве Ellens Gesang III – 3-ей песни Элейн, героини поэмы Вальтера Скотта «Дева Озера».


Элеанор Фортескью-Брикдейл. «Элейн и Ланселот», 1911 г.

Скажем несколько слов об этой девушке. Это дочь короля Пеллеаса, потомка сводного брата Иосифа Аримафейского. С помощью обмана она зачала от Ланселота сына – Галахада, которому суждено было обрести Грааль, а потом умерла от безответной любви к этому рыцарю. Завещала спустить своё тело в траурной барке вниз по реке к замку короля Артура.


Lancelot Speed. Elaine in the Barge

Вернёмся к Деве Озера. Вивьен-Нинев была местной уроженкой – родилась в Броселианде, иногда её называют дочерью рыцаря Дионаса Бриоска и племянницей герцога Бургундии. Часто образ этой феи разделяется на два: положительная Дева Озера, дарительница Экскалибура, и отрицательная Вивьен, которая заточила в скале влюблённого в неё Мерлина. Мэлори утверждает, что сделала она это из-за постоянных преследований и домогательств старого мага, которого она не любила. В стихотворении XII века «Пророчество Амвросия Мерлина о семи Королях» утверждается, будто Вивьен гордилась тем, что Мерлин не смог лишить её девственности – в отличие от многих других учениц (такой вот неприкрытый и циничный «харрасмент» процветал тогда в Броселианде). В «Романе о Ланселоте» (из цикла «Вульгата») это объясняется заклятием, которое она наложила на своё лоно.


Lady of the Lake, современная иллюстрация


Элеонора Брикдейл. «Вивьен и Мерлин»


«Могила Мерлина» в Броселиандском лесу

Интересно, что в некоторых преданиях, избавившись от Мерлина, Нинуэ-Вивьен занимает его место в качестве советницы короля Артура и два раза спасает его от покушений Морганы. Также она вызволила его из плена излишне любвеобильной волшебницы Анноур. В общем, весьма квалифицированная фея, достойная ученица похотливого Мерлина. Вместе с Морганой Вивьен забирает смертельно раненого Артура в Аваллон.

Но вернёмся к кельтским легендам и их влиянию на мировую литературу.

Знаменитая французская повесть «Тристан и Изольда», которая датируется XII-XIII вв., также является литературной обработкой ирландских и валлийских легенд. Первоисточником данного произведения большинство исследователей считают ирландскую повесть («сагу») «Преследование Диармайда и Грайне».

Великая мистификация Джеймса Макферсона


А в 1760 году читающую Европу потрясли анонимно изданные в Эдинбурге «Отрывки старинных стихотворений, собранных в горной Шотландии и переведённых с гэльского языка» (15 отрывков). Успех был таким, что в том же году сборник был напечатан ещё раз. Переводчиком был шотландский писатель Джеймс Макферсон, который затем в 1761-1762 гг. в Лондоне опубликовал новую книгу – «Фингал, древняя эпическая поэма в шести книгах, вместе с несколькими другими поэмами Оссиана, сына Фингала».

Оссиан (Ойсин) – это герой многих ирландских повестей-саг, живший в III веке н. э. Об обстоятельствах его рождения рассказывается в упоминавшейся нами ирландской повести «Преследование Диармайда и Грайне». Предание утверждает, что он дожил до прибытия в Ирландию Патрика – будущего святого покровителя этого острова.

В новых стихах Оссиан рассказывал о подвигах своего отца – Финна (Фингала) Мак-Кумхайла и его дружинников-фениев (фианов).

А в 1763 г. Макферсон выпустил сборник «Темора».


Джеймс Макферсон

Эти публикации вызвали огромный интерес, кельтская история и кельтские легенды вошли в моду, что нашло отражение в творчестве многих поэтов и писателей тех лет. Поклонниками Оссиана стали Байрон и Вальтер Скотт. Гёте сказал устами Вертера:

«Оссиан вытеснил из моего сердца Гомера.»

Наполеон Бонапарт во все свои походы брал итальянский перевод «поэм Оссиана», выполненный Чезаротти. Русские генералы Кутайсов и Ермолов «читали Фингала» накануне Бородинского сражения.

В России стихи Оссиана переводили (с французского языка) Дмитриев, Костров, Жуковский и Карамзин. В подражание Оссиану, сочиняли стихи Баратынский, Пушкин и Лермонтов.

Увы, в XIX - начале XX веков было доказано, что «Сочинения Оссиана» и «Темора» являются стилизацией, принадлежащей перу самого Макферсона. Лишь несколько фрагментов признаны заимствованиями из гэльского фольклора. Но было поздно: уже появились произведения, вдохновлённые этой литературной мистификацией, и некоторые из них оказались очень удачными. В 1914 г. российский поэт О. Мандельштам посвятил Макферсону и Оссиану следующие строки своего стихотворения:

«Я не слыхал рассказов Оссиана,
Не пробовал старинного вина –
Зачем же мне мерещится поляна,
Шотландии кровавая луна?
И перекличка ворона и арфы
Мне чудится в зловещей тишине,
И ветром раздуваемые шарфы
Дружинников мелькают при луне!
Я получил блаженное наследство –
Чужих певцов блуждающие сны;
Свое родство и скучное соседство
Мы презирать заведомо вольны.
И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдёт.
И снова скальд чужую песню сложит
И как свою её произнесёт.»

В следующей статье будет рассказано о Граале и поисках этой реликвии.
104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    14 апреля 2021 05:35
    Доброе утро друзья-товарищи!
    Для меня оно действительно доброе благодаря Валерию, за что ему и спасибо!
    Вот весело жила публика в то время, мужики между походами с мордобоем, развлекались с местными дамами не взирая на родство,
    а дамы тоже отнюдь не терялись и добивались "своего на мытьём так катаньем". А уж папашку Мерлина я конкретно зауважал за его
    доброе, не побоюсь этого слова, отношение к своим ученицам.
    Я совершенно не знаю истории всех хитрых ходов того времени, тем более с магами и феями, а потому у меня к народу вопрос:
    Уж коли бабы решили погубить Артура, подсунув ему вместо оружия муляж, да ещё отравив его одежду, то зачем после сражения эти тётки забрали смертельно раненого Артура в Авалон?
    1. +3
      14 апреля 2021 09:53
      "забрали смертельно раненого Артура в Авалон",Константин, с точки зрения женщины. Моргана всё-таки сестра Артура и в последний момент родственные чувства у нее взяли верх. А Вивьена не испытывала ненависти к Артуру..
      Я об этом нe читала,а поэтому лишь предполагаю
      1. +4
        14 апреля 2021 10:24
        Доброе утро, Вера. smile
        Не знаю какие там у Морганы были родственные чувства к Артуру, я бы такую родню за всё "хорошее" вздёрнул бы на первом суку.
        1. +7
          14 апреля 2021 12:56
          Ну, Артур же сестру Моргану насильно замуж выдал. А муженёк бегал за каждой встречающейся по пути юбкой. Моргана в результате мужененавистницей стала: "Долину без возврата" в Броселианде для неверных рыцарей создала. Мерлина, от которого трех дочерей родила, видимо, только терпела: как научилась от него всему, по одной из версий, спать (вечным сном) отправила. Леди Вивьен, правда, утверждала, что это она Мерлина в скалу заточила - чтобы он на ее девственность не покушался. Прямо воинствующие феминистки и та, и другая smile
        2. +1
          17 апреля 2021 09:12
          Константин, значит Моргане повезло,что Вы не были на месте Артура
          1. +1
            17 апреля 2021 17:30
            "...-В жизни всему уделяется место,
            Рядом с добром уживается зло.
            Если к другому уходит невеста,
            То неизвестно, кому повезло..." (с)

            Кто знает... Возможно не повезло той стране, что теперь называется Англией. laughing
      2. +3
        15 апреля 2021 02:02
        Погубили Мерлина феи

        Сам виноват.Как никак -волшебником был - мог бы вокруг себя мелом магический круг начертить smile
    2. +4
      14 апреля 2021 11:20
      Константин, Доброго дня hi
      Название меча короля Артура по-видимому происходит от валлийского Каледвулх (валл. Caledfwlch), в котором скомбинированы элементы caled («битва») и bwlch («нарушать целостность», «разрывать»)
      Гальфрид Монмутский латинизировал название — меч в его работе XII века «История королей Британии» именуется Калибурн (Caliburn) или Калибурнус (Caliburnus) (вероятно, от лат. chalybs — «сталь»). Во французской средневековой литературе меч именовался Эскалибор (Escalibor), Экскалибор (Excalibor) и, наконец, Экскалибур (Excalibur).
      \Первые упоминания о Каледвулхе относятся к кельтским сказаниям «Трофеи Аннуна» и «Килух и Ольвен» — работе, включённой в Мабиногион и относящийся примерно к 1100 году.
    3. +4
      14 апреля 2021 11:37
      "зачем после сражения эти тётки забрали смертельно раненого Артура в Авалон?"

      - Какие ваши соображения?
      - Запутанная история.
      - Как это верно, Ватсон..
      (С) smile
      1. +2
        14 апреля 2021 21:41
        Привет, Иван. smile

        Умнейшие люди. wink
  2. +13
    14 апреля 2021 05:40
    И ведь не комплексуют англичане, что их сегодняшняя "нация" имеет столько прародителей - пикты, кельты, англы, саксы, валлийцы, норманы ... и пёс знает кто ещё - никого это не смущает. А у нас одно только предположение, что у истоков нашего народа могли стоять не только славяне, угро-фины и тюрки, но и норманы тоже вызывает дикий визг, как будто это какое то "тёмное пятно" на репутации наших предков hi
    1. +4
      14 апреля 2021 08:55
      Коллега Назар,маленькое уточнение: к норманам в целом отношение терпимое,но некоторые считают не"патриотичным",чтоб Рюрик был норман
      1. +8
        14 апреля 2021 10:55
        Странно, то что Сталин был грузином их не особо волнует. smile
        1. 0
          14 апреля 2021 21:20
          Что хомячки,что фоменковцы,они все с тараканами в голове
      2. +7
        14 апреля 2021 11:24
        некоторые считают не"патриотичным",чтоб Рюрик был норман

        Предлагаю компромисс - давайте будем считать, что по паспорту Рюрик был русским laughing
    2. +4
      14 апреля 2021 12:41
      Цитата: Назар
      И ведь не комплексуют англичане, что их сегодняшняя "нация" имеет столько прародителей - пикты, кельты, англы, саксы, валлийцы, норманы ... и пёс знает кто ещё - никого это не смущает. А у нас одно только предположение, что у истоков нашего народа могли стоять не только славяне, угро-фины и тюрки, но и норманы тоже вызывает дикий визг, как будто это какое то "тёмное пятно" на репутации наших предков hi

      И когда нормандский герцог Вильгельм Завоеватель лишил Британию "суверенитета" (битва при Гастингсе) тоже особо никто не комплексовал и не рвал на себе рубаху. Ответ один, как нация Англия ещё не была сформирована. Тоже самое можно сказать и о Дорюриковской Руси. Более того, более того, скандинавское влияние на русский язык практически сведено к нулю. Но мы комплексуем похлеще французов, которых Бисмарк, а потом Гитлер поимели.
      1. +7
        14 апреля 2021 13:18
        Вообще-то нормандцы на протяжении нескольких поколений относились к английским аборигенам, как к последним скотам. В романе Вальтерна Скотта "Айвенго" это хорошо показано: нормандские рыцари там - беспредельщики,которым закон не писан. Отец главного героя - знатный человек, но не нормандцец, и потому - второго сорта. Нормандцев он ненавидит, сына проклинает и лишает наследства за то, что тот пошел служить к нормандскому королю - Ричарду-Львиное сердце.
        1. +4
          14 апреля 2021 18:48
          как к последним скотам
          Тут главное - правильно поставить ударение и дополнительную согласную. laughing
        2. -3
          14 апреля 2021 21:25
          Валерий, вообще- то Седрик был сакский националист. В конце почти изъясняться в Любови Ричерду
          1. +2
            15 апреля 2021 11:58
            Айвенго - компромиссный персонаж. Его отец - старый сакский барон, один из немногих, сохранивший свой титул и свои владения, Положение его гораздо ниже, чем у новых нормандских феодалов, которые ровней себе его не считают и унижают при каждом удобном случае. Отец отказывается даже говорить на языке завоевателей, а сын уже очарован французской культурой нормандцев, идеалами рыцарского служения и куртуазной любви, законодательницей которой была мать Ричарда Львиное Сердце - Алиенора. Он хочет походить на нормандцев, стать одним из них. Айвенго - один из первых представителей старых знатных семей, кто добровольно пошел на службу к нормандскому королю и отец его лишает наследства. Но в итоге все кончается благополучно и Скотт намекает, что эпоха противостояния нормандцев и саксов заканчивается, завоеватели и аборигены начинают объединяться в одну нацию.
        3. 0
          17 апреля 2021 19:32
          "проклинает и лешает наследства за то,что тот пошел к нормандскому королю"Валерий,я Вас очень уважаю,но справедливости ради:"говорят,что он изгнал из дому единственного сына только за то,что тот дерзнул поднять влюбленные глаз на эту красавицу "(Айвенго глава2).
      2. +6
        14 апреля 2021 13:48
        Цитата: Проксима
        скандинавское влияние на русский язык практически сведено к нулю.

        На сегодняшний день - да. Тюркизмов в русском языке сейчас куда больше.
        В общем, активные контакты скандинавских и русских элит завершились, наверное в середине XII в., тогда же, видимо, закончилось и проникновение скандинавизмов в русский язык. Но, например, ещё в XIV в. и позже многие слова, имеющие скандинавский корень, активно использовались в обиходной речи и окончательно большинство из них ушло в прошлое только к концу XVIII в. Но тогда резко устарели не только скандинавизмы - изменился весь язык.
        Так что влияние на язык они оказали существенное, просто язык с тех пор сильно поменялся.
        1. -1
          14 апреля 2021 21:28
          Согласна с Вами:все языки ,кроме латинского,имеют свойство меняться
          1. +2
            14 апреля 2021 22:32
            Все живые языки. Латынь, санскрит, эсперанто не меняются потому что на них не разговаривают.
    3. +1
      14 апреля 2021 19:50
      Англичане, несмотря на множество завоевателей (римлян, англов, саксов, данов и нормандцев), на 90% как были так и остались кровными родственниками шотландцев, валлийцев и ирландцев (иначе говоря - кельтов). Причина элементарна - по численности все завоеватели были на порядок меньше аборигенного населения Британских островов.

      Язык и культура аборигенов Англии поменялись - с кельтских на скандинавские, это да.
      1. Комментарий был удален.
      2. +2
        15 апреля 2021 07:41
        R1b к примеру, то же чрезвычайно разная. И в ней очень много субкладов. И они между собой очень сильно отличаются. Вот, к примеру R1b - S21 (он же U106 или M405). Германский субклад. А вот где в основном их потомки:

        Карта от институтов занимающихся популяционной генетикой.
        А кельтский субклад -R1b - L21,DF27. На вышеприведенной карте видно, где в основном сейчас проживают потомки древних германцев. Особенно интересно посмотреть на Шотландию. Они считают себя потомками кельтов? Вот Ирландия - да, Уэльс - да, но Шотландия как то не очень.
        Информативная карта. Англичане в основной своей массе потомки германцев и норманнов ( викингов). Кельтское население Британии было уничтожено в ходе завоевания, практически полностью, на территории англо - саксонских королевств.
        Сколько в древнеанглийском, современном английском слов кельтского происхождения? Их нет совсем. И причина понятна. Англы, саксы, юты (датчане), фризы - были те еще националисты, и не смешивались с кельтским населением.
        Отголосок этого - практическое отсутствие смешанных браков при завоевании Америки. Если испанцы, французы активно метисировались, да так, что образовалась Латинская Америка, с определенным фенотипом внешности, то в США такого не произошло.
        1. 0
          15 апреля 2021 10:42
          У вас абсолютно неправильная информация - доминирующей гаплогруппой скандинавов (до 60%) является иллирийская I2, вторая по значимости (25%) - скандинавский субклад арийской R1a. R1b местного субклада у скандинавов занимает 15%.

          А вот жители Западной Европы имеют до 95% процентов носителей нескандинавского кельтского субклада R1b. Если лень различать кельтский и скандинавский субклады R1b, то всегда можно воспользоваться ареалом распространения скандинавского субклада R1a, который в той же Шотландии достигает всего лишь 5%, а в целом на Британских островах составляет 1%.

          Используя метод пропорции, можно подсчитать популяционный вклад скандинавов в население Британских островов - 4%.

          К немцам (в отличии от остальных западно-европейцев) в первом тысячелетии н.э. добавились ассимилированные славяне - носители нескандинавского субклада R1a, поэтому совокупная доля R1b у немцев снижена до 60%, а совокупная доля R1a повышена до 10%.

          P.S. Вам до Клесова как до Луны.
          1. 0
            20 апреля 2021 16:59
            Мне как то более по генетике интересует мнение Джорджа Макдональда Чёрча. Вот он генетик. И Клесову до него не как до луны, как до галактики Андромеда.
          2. 0
            20 апреля 2021 17:08
            Гаплогруппа - I2.

            В Скандинавии вообще нет, в Англии от 1 до 5%, в России, Германии от 5 до 10 %. Балканская гаплогруппа.


            Может быть Вы имели ввиду I1?

            Не вижу одних скандинавов, а так же не видно где там 60%.
            1. 0
              20 апреля 2021 17:29
              Погуглите "гаплогруппа скандинавов" и посмотрите картинки с диаграммами и таблицами совместного распределения I1 и R1a среди норвежцев, шведов, датчан и исландцев.

              Ваши картинки из Википедии никак не отражают соотношение носителей гаплогрупп в каждом регионе и, главное, субклады гаплогрупп.
      3. +2
        15 апреля 2021 10:18
        К предыдущему комментарию.
        https://ria.ru/20150318/1053267378.html
        Это не Клесов, прекрасный биолог, да, но никакой не генетик. А по ссылке исследование от генетиков. Англосаксы они, не кельты.
        Они более германцы, чем сами немцы - https://www.pravda.ru/mysterious/1081192-migration_of_peoples/
  3. +7
    14 апреля 2021 05:50
    Вот это Санта-Барбара у них была. Содом и Гоморра без страха и упрека в придачу wink Иду в библиотеку за Оссианом
  4. +5
    14 апреля 2021 07:40
    Архетипом, прообразом всех произведений фэнтези является легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола

    Польский фантаст немного ошибся, лет так на тысячу с хвостиком. Прообразом всех произведений фэнтези является греко-римская мифология и литература. Создавая Кольцо Всевластья, Толкин развивал идею Платона.
    1. +5
      14 апреля 2021 07:46
      А как же пресловутое "кольцо Нибелунгов"? Тоже явное влияние.
      1. +4
        14 апреля 2021 08:05
        Хорошо, скажем так - Вагнер и Толкин развивали идею Платона. Возможно я ошибаюсь, но в германо-скандинавской мифологии такой артефакт, как магическое кольцо, не упоминается. Так что кольцо Альбериха - это уже вагнеровская идея.
      2. +4
        14 апреля 2021 10:45
        Поскольку Мерлину приписывалась власть над зверями и птицами, некоторые исследователи отождествляют его с рогатым лесным богом Цернунном (Кернунном).

        Это переплетается с Записками о галльской войне" Цезаря, где Гай Юлий упоминает о ритуальных рогатых бронзовых шлемах друидов. Один из них найден и выставлен в Британском музее - это т.н. шлем " моста Ватерлоу"

        Но это не единственное изображение друида в рогатом шлеме
        фото. Пластина C найденного в Дании кельтского котла Гундеструп , изображающая мага в рогатом шлеме, держащего колесо
    2. +2
      14 апреля 2021 13:32
      Цитата: Undecim
      Польский фантаст немного ошибся, лет так на тысячу с хвостиком. Прообразом всех произведений фэнтези является греко-римская мифология и литература. Создавая Кольцо Всевластья, Толкин развивал идею Платона.

      Про финскую Калевалу тоже не стоит забывать. Толкиен, как профессор филологии, перечитал не один и не два героических эпоса, так что сводить как Сапковский, к чему-то одному явно не следует.
  5. +13
    14 апреля 2021 07:42
    феи Мелюзины.
    Это она сначала феей была, а потом основала кофейную корпорацию "Старбакс"
    laughing
    Спасибо, Валерий!
    1. +4
      14 апреля 2021 08:26
      Тут она несколько посимпатичней. smile
      1. +3
        14 апреля 2021 08:39
        Цитата: Морской Кот
        Тут она несколько посимпатичней

        Дружище! Это зачёт!!! good drinks
        1. +3
          14 апреля 2021 08:41
          Закупайся чем надо, и айда на болото, "рыбок" ловить. wink drinks
          1. +5
            14 апреля 2021 08:43
            Цитата: Морской Кот
            Закупайся чем надо, и айда на болото, "рыбок" ловить.

            Я всегда за и на эту тему очень впечатлительный yes
            1. +4
              14 апреля 2021 10:33
              Говорят, в отличие от римлян, у кельтов не было философии и науки, потому они не состоялись как государство, предпочли раствориться в местном населении. Но у образовавшегося "раствора", состоящего из многих народов, изначально возникла идеология обьединения под сильной и мудрой властью. Обратите внимание на социальное происхождение героев мифов и легенд. Они все -- либо короли, либо родственники королей, либо на худой конец рядовые рыцари. Это говорит о стремлении населения, слагающего легенды и мифы, к мощной государственности, которая и была реализована со временем. Герои мифов могли быть распущенными, совершать ошибки, заблуждаться, что делает их образы живыми и по-человечески понятными, отвечающими тайной порочности, которая в той или иной мере присутствует в подавляющей части населения. Но герои легенд, занимающие высокое общественное положение, нигде не предстают глупыми, не вызывают насмешку. Это вам не царь, которого клюет в темечко петух, не царь Горох, и не ленивый Иван, которому почему-то всегда дико везёт во всём в противовес невезучим деятельным людям, которые в русских сказках представлены зачастую самым непривлекательным образом.
              Полагаю, такое положение вещей сложилось из-за того, что Британский полуостров частично или полностью был оккупирован римлянами как представителями великого государства -- они дали наглядный пример того, как надо жить. Мы были оккупированы Ордой.
              1. +4
                14 апреля 2021 11:09
                Цитата: депрессант
                Это говорит о стремлении населения, слагающего легенды и мифы, к мощной государственности,

                Или о том, что за долгие века легенды претерпевали многочисленные изменения и в дошедшем до нас виде (впервые систематизированы и записаны в середине XV в.) они предстали как отражение представления людей, живших через многие века после зарождения этих самых легенд. smile
                Легенды об Артуре уместнее сравнивать с нашими былинами, где основные действующие лица такие же деятельные и как и герои артуровского цикла, хотя и тут корректность сравнения я поставил бы под вопрос.
                Так что, думаю, Рим и Орда тут не при чем, тем более, что разница между оккупацией Британии Римом и монгольским нашествием на Русь будет лет этак в тысячу. smile
                1. +2
                  14 апреля 2021 14:16
                  Также хочу заметить, что норманское завоевание, совершенно очевидно, не было "государственным". И оно, на мой взгляд, оказало гораздо большее влияние на будущее Британии.
                2. +1
                  14 апреля 2021 14:22
                  Миша, меньше всего меня напрягает разница в тысячу лет. У меня к истории абсолютно утилитарный подход. Он состоит в вопросе: почему у них так, а у нас так? Почему в своё время территориально незначительный Британский остров стал мощной колониальной империей и освободился от колоний лишь потому, что стало накладно их содержать? А бывшие колонии в настоящее время по-прежнему тянутся к бывшей метрополии и почитают королеву -- почему? Может, потому, что видят образец успешности?
                  А к нам наши бывшие колонии не тянутся, они предпочитают нас доить и обирать разными хитрыми способами. Быть может, потому, что в наших легендах царь глуп? А мультфильмы и полнометражные игровые ленты образ царской глупости и недалекости поддерживают? И отчего-то кажется мне, что наш народ в них запечатлел правду, а именно: на нашей власти, значит на нас можно ездить! И если уж найдется освободитель, то только из народа.
                  Возьмите тех же богатырей: Муромец -- крестьянин, Добрыня -- мелкопометный князь, Попович -- сын священника, а Святогор, олицетворяющий государственную мощь, -- вечно спящий, либо действует не так, как надо. Народ понял, что надеяться можно только на себя. Но иго ордынское, при котором князья исполняли волю верхушки дикой Орды и при этом не забывали набивать карманы себя, любимых, поставило на народ неизгладимую ментальную печать покорности. Не обретение могучей государственности вследствие достойной активности высших управленцев, а всего лишь слабая надежда на освобождение от злых обстоятельств -- вот предел мечтаний нашего народа. Но с таким пределом от ига зависимости не освободишься никогда! Ибо свобода без понимания, что с ней делать дальше, приводит лишь к новому ярму -- оно понятно и привычнее, и, пометавшись, нация находит его и со вздохом надевает, что и наблюдаем.
                  Таким образом, Остров правильно выстроил ряд своих героев, максимально их при этом романтизировав. Отсюда следует, что иконостас легендарных героев -- не только отражение ментальности народа, но и выражение его судьбы.
                  Упрёк ли это нам? Нет, не упрёк, я истину ищу.
                  1. +5
                    14 апреля 2021 14:56
                    Добрыня, по официальной версии, не князь, а рязанский боярин. Но, может быть и вовсе незнатного происхождения. Сам Добрыня говорит спасенной Забаве Путятичне:
                    "Вы рода княжеского, а я - - христианского". Крестьянином себя называет! И при первом появлении вбылине (о Змее Горыныче) у Добрыни нет даже оружия - "шапкой земли греческой отбивается". И после победы над Змеем его князь Владимир даже на пир (который в его палатах в это время идёт) не пригласил. И былина заканчивается тем, что, доложив князю о победе, Добрыня идёт домой и ложится спать. Я об этом писал в статье "Змеи и чудовища русских былин". А вот уже в других былинах Добрыня - самый образованный, интеллигентный и порядочный из богатырей.
                  2. -4
                    14 апреля 2021 15:46
                    А к нам наши бывшие колонии не тянутся, они предпочитают нас доить и обирать разными хитрыми способами.
                    И кто же это Вас обирает? И если можно, хотя бы три хитрых способа.
                  3. +2
                    14 апреля 2021 16:41
                    Видимо, у вас, Людмила Яковлевна также имеются некоторые симптомы того, что я называю "комплексом исторической неполноценности". smile Вам кажется, что мы чем-то хуже, чем остальные.
                    Посмотрите на Британию на политической карте мира и на Россию. Как вам кажется, чей способ государственного строительства оказался более эффективным?
                    Царь глуп у нас, говорите? А давно ли?
                    Возьмите "Слово оп полку Игореве" - самый простой и доступный пример - где там глупость власть имущих? Нет. Все князья перечисляются и описываются с неложным почтением. Возьмите наши былины (правда, они в неизменном состоянии дошли до нас только начиная с XIX в., когда впервые были записаны), но всё равно - князь может быть вспыльчивым, крутым на расправу, эгоистичным, даже жадным и глупыми (хотя, думается мне, это уже нотки, привнесенные более поздними эпохами, скорее уже в Новом времени), но смешными или нелепыми они не бывают.
                    Думается, в ваших размышлениях вы заходите не с того конца.
                    Вы констатируете определенные отличия в менталитете нашего народа от европейцев и объясняете эти отличия особенностями нашего исторического развития. А может быть стоит попробовать наоборот? Не безликая "история" влияет на людей, делая их такими какие они есть, а люди творят свою историю как умеют?
                    Отличительные признаки народа формируются условиями его обитания.
                    У нас они весьма суровые - холодно, земля не родит. Для того, чтобы прокормиться нужно селиться широко, далеко друг от друга. Отсюда - спаянность отдельных общин, но отсюда же и отсутствие устойчивой связи между отдельными общинами. Уже первое отличие от Европы, где люди селились плотнее (продуктивность земли позволяла) и общались более крупными и многочисленными объединениями.
                    Далее появляется государство, соответственно, на эти общины, на одну за другой, распространяется государственная власть. Если в Европе до центра этой власти рукой подать и практически каждый житель королевства хоть раз, но видел короля или члена его семьи, то на Руси до князя были сотни, а то и тысячи верст и многие его не видели ни разу никогда целыми поколениями.Соответственно, князь, а если брать шире, то вообще правитель - фигура в некоторой степени легендарная. О его делах больше рассказывают, чем видят своими глазами.
                    Власть, на основании Закона осуществляют в отсутствии князя конкретные лица. - бояре. Может ли быть боярин "хорошим"? Вряд ли. Трудно назвать "хорошим" человека, который забирает у тебя часть того, что ты с таким трудом добыл. Сколько бы мало он не брал (а он старался взять как раз, побольше), он все равно "плохой". Но должен же кто-то быть и "хорошим", иначе остается только собирать пожитки и уходить дальше в лес, где нет ни князя, ни боярина. Уходить не хочется, прижились. поэтому верим в "хорошего" князя, тем более, что периодически смутные слухи о том, что князь покарал кого-то, казнил или что-то подобное до людей доходят. Борьба князей с боярством за власть - не выдумка историков. Отсюда вера в "хорошего" царя и "плохих" бояр. Патернализм.
                    "До бога высоко, до царя далеко". Раз царь далеко, значит непосредственное олицетворения закона - боярин. Боярин плохой, значит и закон плохой. Не праведный. А раз закон неправедный, значит кроме Закона существует ещё и Правда, которая превыше Закона. Отсюда - пренебрежение писаным законом, если он противоречит Правде, то есть, морали, то есть внутреннему убеждению человека.
                    Отсюда готовность русского человека игнорировать закон, если внутренне он не согласен с его повелениями, готовность решать свои проблемы самостоятельно, не ожидая помощи от власти, и сакрализация верховной власти. Всё это на фоне привычки к тяжелому труду с минимальным "выхлопом", умение устроиться с минимальным комфортом и довольствоваться этим в самых неблагоприятных условиях.
                    И в качестве вишенки на торте, так сказать последний штрих. Человек так устроен, что больше всего он любит и ценит то, во что он вкладывает свои усилия, свой труд. Родители всегда будут любить своих детей больше, чем дети родителей. Вряд ли кто-то вкладывал больше усилий в обустройство своей земли, чем это делали на протяжении всей своей истории наши предки да и мы сами. Поэтому русские в большинстве своем любят свою землю и для них понятие "родина" значит больше чем для многих других народов.
                    Вот, если коротко (хотя получилось и не коротко smile ) какие люди в массе своей творили и творят историю России. Может ли наша история при таких условиях быть иной, чем она есть? Стоит ли завидовать кому-то или хотя бы сравнивать себя с кем-то? Нужно ли стремиться быть на кого-то похожим? Каждый сам решает.
                    А на ваш вопрос - "почему у них так, а у нас так" есть простой хоть и неочевидный ответ. Климат у них другой.
                    hi
                    1. +2
                      14 апреля 2021 16:52
                      Но тогда у меня вопрос: а что -- нашим царям не были известны климатические особенности и размеры окармляемой ими территории? Было слабО подверстать законы под реалии?
                      1. +2
                        14 апреля 2021 17:11
                        Хочу добавить.
                        Упирая на холодный климат и вследствие этого необходимость освоения обширных пространств, Вы не народ оправдываете, не его менталитет, Вы оправдываете власть. По моему разумению, взялся быть царём такого народа и на такой обширной территории -- так будь им! А не "царствуй, лежа на боку"(с)
                      2. +2
                        14 апреля 2021 17:11
                        Не понял вопроса.
                        Если отталкиваться от формулировки Ленина, согласно которой "право - это возведенная в закон воля господствующего класса", а более точной и емкой формулировки я не знаю, то вопрос теряет смысл.
                        Суть государства - подавление, принуждение одних делать то, что нужно другим. Законы - один из инструментов этого принуждения.
                        Что значит "подверстать"?
                      3. +2
                        14 апреля 2021 17:30
                        Вы не понимаете мои вопросы потому, что у нас с Вами разные подходы к истории. Любители истории не задаются вопросами, почему Моргана унесла смертельно раненого Артура на остров Авалон и почему в русской сказке, когда молодящийся царь прыгнул в кипящй котел и в нем сварился, народ веселился. Я эти вопросы задаю.
                      4. +3
                        14 апреля 2021 19:17
                        Цитата: депрессант
                        Вы оправдываете власть.

                        Я никого не оправдываю. Я пытаюсь объяснить как сформировались особенные качества русского народа, отличающие его от остальных народов.
                        А если вы серьезно задумываетесь над тем почему
                        Цитата: депрессант
                        Моргана унесла смертельно раненого Артура на остров Авалон и почему в русской сказке, когда молодящийся царь прыгнул в кипящй котел и в нем сварился

                        то сама постановка вопроса некорректна.
                        Вы пытаетесь сравнивать авторские сказки XIX в. с легендами незапамятных времен, пусть и изложенных нам в XV в., но тоже уже в авторском варианте.
                        Почему бы "Конька-Горбунка" не сравнить со сказкой про голого короля, например, или, хотя бы сказками про Гулливера. Они родились сравнительно недавно.
                        А древние сюжеты надо сравнивать с древними же. Например, Иван-Царевич и Василиса Премудрая. Оба царских кровей. Иван-, как герой сказок появляется значительно позже, это видно из тех декораций, в которых он действует.
                        Вы не задумывались когда могла появиться сказка про Емелю? Подскажу - Емеля ездил на печке. Когда на Руси появились такие печи, которые можно было представить в роли транспортного средства? Когда начали в крестьянских избах топить по-белому? Вот, то-то и оно.
                        Почитайте русские нарративы древности, хоть как-то приближенные по времени возникновения к артуровскому циклу - вы увидите ровно то же самое: сакральность власти, уважение к правителям, ни намека на сатиру или глумление.
                        Почитайте авторские сказки Европы Нового времени - вы увидите как раз обратное: глупые правители, хитрые и успешные герои из простолюдинов типа Храброго Портняжки. Всё как у нас. В этом никакого отличия, если пытаться подходить к исследованию хоть сколько-нибудь системно и объективно.
                        И даже вспоминая Пушкина, вы вспомнили про царя Додона, но забыли про королевича Елисея, князя Гвидона, Руслана.
                        Что имеем в итоге?
                        Методы государственного строительства, применяемые русским народом, как показывает нам карта, значительно эффективнее европейских вообще и английских в частности.
                        Сказки и эпос у европейцев и русских, если рассматривать их с учетом времени их возникновения принципиально друг от друга не отличаются.
                        Признаки, по которым один народ можно отличить от другого обусловлены природными условиями их обитания. Чем сильнее различаются условия, тем сильнее различия в культуре, языке, обычаях, менталитете и тем быстрее эти различия возникают у народов, происходящих от одного корня.
                      5. 0
                        14 апреля 2021 20:07
                        Миша, Вы советуете мне читать... )))
                        Всё это было когда-то читано. В доме была огромная подборка сказок и легенд народов мира. Но это неважно.
                        Просто обратите внимание, с их стороны -- действующий король, которого спасают. Действие, призванное укрепить представление о сакральности и крайней необходимости высшей власти. С нашей -- сплошная молодежь в лице царевичей и царевен. И не факт, что эти милые, отважные царевичи, исполненные всех, какие существуют, добродетелей, не превратятся затем в глупых взрослых царей, не знающих свою страну и свой народ. По русским сказкам в основном так и было.
                        Что касается карты, то она говорит лишь об экстенсивном расширении нашей территории с сохранением малоэффективных способов её освоения в противовес нерасширяемой, но интенсивно используемой их территории с последовательным наращиванием её эффективности, что столь же последовательно меняло в лучшую сторону не только облик самой территории, но приводило к бурному развитию наук, искусства, архитектуры, литературы, философской мысли и моделей управления обществом. Вспомните, куда ездил учиться всему этому царь Пётр. Наша же экстенсивность -- консервация отсталости. Ещё и поэтому Остров отказался от колоний. Это если оставить в стороне жестокость в отношении населения при обоих способах развития.
                        Просто, мне кажется, в Европе изначально тесно жилось. Нам изначально жилось избыточно просторно. На холодные территории когда-то, очень давно, никто особо не покушался. Так и были мы берендеями. Это и сыграло с нами злую шутку. Вот так я роль климата оцениваю. Одно дело, когда тебя цивиллизаторы римляне завоевали, и совсем другое -- когда тебя покоряет Орда. Войны, как это ни прискорбно, --цивиллизационный обмен. Победитель насаждает своё. И горе побежденному, если его покорила степь.
              2. +6
                14 апреля 2021 11:10
                Говорят, в отличие от римлян, у кельтов не было философии и науки

                Довольно спорное утверждение, Людмила Яковлевна
                Философия (от греч. рhilео — люблю, sорhiа — мудрость) — любовь к мудрости
                Друидам в этом не откажешь. Теперь что касается науки, в тогдашнем ее понимании конечно. Многие историки считают, что кельты первыми в Европе стали изготавливать железо. Даже само название страны Ирландия-Ireland переводится как страна железа. Да и само слово кельт - в древнеирландском 'ceilid'), или же *kʲel переводится «жар» (выплавка металла???)
                Точно известно, что кельты первыми для увеличения прочности колёс своих колесниц стали применять металлический обод. Колесо является атрибутом Тараниса, кельтского божества-громовержца.
                А их познания в ботанике и астрономии
                1. +3
                  14 апреля 2021 12:28
                  Цитата: Ричард
                  Даже само название страны Ирландия-Ireland переводится как страна железа. Да и само слово кельт - в древнеирландском 'ceilid'), или же *kʲel переводится «жар» (выплавка металла???)

                  Приветствую, Дружище! hi drinks
                  А как вы думаете откуда вырос(взялся) ирландский язык и разве это не англо-британский?И где в этом смысле норманны?
                  1. +5
                    14 апреля 2021 12:49
                    Нет, ирландский язык принадлежит к группе кельтских языков. Англичане в свое время платили за голову учителя ирландского языка столько же, сколько за голову убитого волка. И добились своей цели. Согласно данным 2004 года, лишь 339 541 ирландцев используют ирландский язык в повседневном общении. И 155 039 - изредка. Многие его вообще не знают.
                    1. +3
                      14 апреля 2021 12:54
                      Цитата: ВлР
                      Нет, ирландский язык принадлежит к группе кельтских языков.

                      Пока не буду спорить, но хотелось бы уточнить откуда вырос кельтский язык и письменность в т.ч? wink
                2. +2
                  14 апреля 2021 16:56
                  Дмитрий, с утверждением о том, что у кельтов не было философии, я и сама не согласна. Я же написала -- "говорят". Но уже у смешанных потомков помимо возможного наличия философии было то, что у других было выражено слабее -- идеология сильного государства.
  6. +3
    14 апреля 2021 08:17
    Впервые имя нашего героя появляется в древней валлийской поэме «Гододдин».
    Утверждение спорное, как минимум. Когда точно написана Y Gododdin не установлено. Разбег в датах - 400 лет, от VII до начала XI века. В этом плане историк Ненний смотрится гораздо предпочтительней.
    1. +1
      14 апреля 2021 19:36
      Вик Ник.добрый вечер. Вы как обычно исправляете неточности
  7. +4
    14 апреля 2021 08:48
    Всем доброе утро. Я в полном восторге: Валерий начал шикарнейший цикл. И дай ему господь силы продолжать и продолжать этот цикл
  8. +4
    14 апреля 2021 09:19
    Замечательное продолжение!
    Не совсем в тему, в свое время был крайне разачарован фильмом "Тристан и Изольда", который в наших кинотеатрах шел, вернее его печальным концом ("вобщем все умерли"). В легенде, которую до этого читал, итог то был вполне даже положительный. Звучало примерно так: " Три дерева в нашем растут лесу, плющ, поддуб и красный тис, листвы не теряют они зимой, значит Тристан навсегда будет мой"
  9. +3
    14 апреля 2021 09:42
    Валерий, Вам +++++++,от меня и моих коллег.
    Сейчас прочли и в восторге.
    В целом о Мерлине ,Моргане или Артуре мы знаем, но первоисточники.
    Например я ещё в 3 м классе верила ,что Артур реальный король
  10. +5
    14 апреля 2021 09:43
    Однако есть сторонники версии, согласно которой прототипом героя стал префект Луций Арторий Каст, живший во II веке и пользовавшийся большим авторитетом в этой римской провинции.

    Предположение о том, что Луций Арторий Каст — это король Артур, было впервые высказано Кемпом Малоуном в 1924 году. Он ситал, что Хотя Арторий не был современником Саксонского вторжения в V веке, возможно, память о нём сохранилась в местных сказках и легендах, а его роль росла по мере пересказа.
  11. +7
    14 апреля 2021 09:54
    все, что известно о реальном Артории, происходит из надписей на фрагментах саркофага и мемориальной таблички, оба найдены в Подстране на побережье Далмации (современная Хорватия)
    фото саркофаг и мемориальные таблички Луций Арторий Каста









    Несмотря на то, что источники точно не датированы, предположительное время изготовления саркофага (до 200 года), совмещённое с упоминающейся в надписи должностью Артория, который был дуксом, позволяют предположить, что он был неназванным командиром экспедиции 185 года в Арморику (древнее название части Галлии, включающей в себя Бретонский полуостров и территорию между реками Сена и Луара, простирающейся в глубину материка до неустановленного предела и вниз до Атлантического побережья), упоминавшейся Геродианом
    текст надписи на фрагменте саркофага и табличке
    Dis L . Artorius Castus . Centurioni legionis Manibus III Gallicae . item Centurioni legionis IV Ferratae . item 7 leg . II Adiutricis . item 7 leg V Macedonicae . item primo pilo eiusdem praeposito classis Misenatium praefecto legionis VI Victricis . duci leg cohortium alarum Britanici niarum adversus Armoricanos . Procuratori Cente nario provinciae Liburniae iure gladi . Vi vus ipse sibi et suis H. s. est
    1. +8
      14 апреля 2021 10:06
      римское "Dis L" дукс легиона(ов) (лат. dux; мн. duces) — в Римской республике, Римской империи и Византии звание временного военного вождя. Впоследствии слово перешло в другие европейские языки: англ. duke со значением герцог, итал. doge дож и итал. duce дуче. Также так назывались военные вожди лангобардов.
      В своих «Записках о Записки о Галльской войне» Гай Юлий Цезарь применяет его только к кельтам, за единственным исключением, когда упоминал римлянина без официального статуса. В Римской империи дукс не входил в систему формальных званий до III века. В его подчинении находилось два или более легионов. Хотя дуксом могли быть консулы и императоры, обычно ими были губернаторы
      Из фрагментов погребальных табличек Луцияй Артория Каста видно, что он был "Дукс трех британских легионов против вооруженных людей" (буквальный перевод)
      Кастус мог отвечать за действия римских войск, охраняющих стену Адриана , но его надписи не дают нам точной информации о том, где он мог служить в Британии. Автор Линда Малькор предположила, что он находился в Bremetennacum с контингентом сарматов (установленных отправленных в Британию в 175 г. н.э.) императором Марком Аврелием , но нет никаких доказательств, подтверждающих такую ​​гипотезу. Учитывая его обязанности как Префекта Легиониса, разумно предположить, что он провел часть - если не все - своего времени в Великобритании в штаб-квартире VI Victrix в Йорке.
      1. +3
        14 апреля 2021 13:45
        В 2001 году была издана книга доктора антропологии Кэмбриджского университета и этнограф Говарда Рида (Howard Reid). «Король Артур – король-дракон: как кочевник-варвар стал величайшим героем Британии» (Arthur the Dragon King: How a Barbarian Nomad Became Britain’s Greatest Hero). Он изучил 75 первоисточников и пришёл к выводу, что легенды о короле Артуре, королеве Гвинерве, волшебнике Мерлине, рыцарях Круглого стола восходят к истории сарматов, проживавших в степях Северного Причерноморья. Рид обратил внимание на хранящиеся в петербургском Эрмитаже предметы с изображениями драконов; эти предметы были найдены в могилах воинов-кочевников Сибири и датируются 500 г. до н.э. Драконы, аналогичные сарматским, отмечены в иллюстрированной ирландской рукописи, написанной около 800 года. К слову сказать, Британская конница и сегодня называется драгунами (dragoons).

        Рид утверждает, что первые отряды высокорослых, светловолосых всадников, защищённых металлическими доспехами, под знамёнами с изображением драконов появились в римской армии на территории Британии в 175 г. Тогда около 5500 сарматов-наёмников прибыли на остров. Именно они и их потомки дали основу легенде об Артуре.
        см. https://we-russian.ru/archives/77

        Ну и вполне научное утверждение о дочери Ярослава Мудрого Елизавете, о том, что она могла стать королевой Англии. Ведь за месяц до битвы при Гастингсе в октябре 1066-го года ее муж, король Норвегии Харальд III Суровый в сентябре пытался взять корону Англии в битве с Харальдом II Ходвинсоном , но погиб в ходе сражения.
  12. +4
    14 апреля 2021 10:05
    Здорово! Спасибо за статью. Прочитал с огромным интересом и жду продолжения! Это не про великую тартарию опусы как у некоторых laughing
  13. +5
    14 апреля 2021 10:20
    Кстати, вы обратили внимание, с какими драконами сражается Ланселот у входа в Долину без возврата? Это вам не Смауг Толкина - сразу веришь, что таких и порубить можно. Средневековый реализм smile
    1. +7
      14 апреля 2021 10:32
      "- Ни какой это не дракон, а виверна! - сказала Цири." (С)
      1. +4
        14 апреля 2021 10:41
        Доброе утро! Виверны(а не драконы)- у королевы Дейнерис.
  14. +6
    14 апреля 2021 10:30
    Вот этот Мерлин околдовал( прямо из горла) нас с супругой в поезде из Кардиффа yes

    Тамошние гуси-лебеди крайне недружелюбны. Первые лезут wassat
  15. +5
    14 апреля 2021 10:54
    Говорить об Артуре как об исторической личности сложно. Лично мне кажется, что образ этот собирательный и какого-то основного прототипа не имел. Ну, типа нашего Кощея Бессмертного. smile
    А вот, говоря об Артуре как литературном герое, наверное, столило бы упомянуть такого интересного автора как сэр Томас Мэллори. Если мне не изменяет память, то он первый изучил и систематизировал "артуровскую тему", написав серию романов об этом герое и большинство последующих авторов базировались, в основном, на его трудах.
    Мэллори умер в 1471 г. в тюрьме, в которой до этого просидел около 20 лет. Собственно, в тюрьме он и написал свой главный труд - "Смерть Артура" в восьми томах. Видимо, свободного времени хватало, да и источники под рукой имелись.
    К слову сказать, до того, как оказаться в тюрьме, Мэллори вел развеселую жизнь, был доверенным лицом сэра Ричарда Невилла графа Уорика, того самого "делателя королей", даже заседал в парламенте, но, пользуясь покровительством этого вельможи (тогда еще не столь всесильного, как позже), устраивал совершенный беспредел (даже для тех неспокойных времен): грабил, насиловал, в общем развлекался как хотел, за что был неоднократно арестован. Поначалу ему удавалось либо откупиться, либо бежать, но в итоге, похоже, он окончательно надоел своему сюзерену Уорику и был осужден на пожизненное. И даже когда Уорик уже стал фактическим правителем в Англии, освобождать Мэллори он не захотел, видимо, персонаж был слишком проблемным. В итоге Мэллори умер в тюрьме ровно за месяц до гибели самого Уорика в битве при Барнете.
    Так что своей популярностью в том виде, в каком мы сейчас её наблюдаем, король Артур во многом обязан уголовнику-беспредельщику. smile
    1. +1
      14 апреля 2021 11:01
      Разносторонне одарённый тип был wink
    2. +3
      14 апреля 2021 11:11
      столило бы упомянуть такого интересного автора как сэр Томас Мэллори

      Да, и при этом упомянуть всех семерых кандидатов на должность "правильного" сэра Томаса Мэлори.
      1. +3
        14 апреля 2021 12:12
        Цитата: Undecim
        всех семерых кандидатов

        Как-то эти сомнения вообще мимо меня прошли. request Кроме того Мэлори (он, оказывается правильно пишется с одной "л"), о котором я написал, про других не слышал.
        Мой "герой" родился в Уорикшире около 1415 г. в среде джентри, служил Уорику, выступал в парламенте, перед началом Войн Роз сел в тюрьму за уголовные преступления. Дальше не очень понятно, выходил он из неё или нет в период правления Йорков, скорее нет. Умер 14 марта 1471 г., это я хорошо запомнил много лет назад, потому что битва при Барнете, в которой погиб мой любимый "делатель королей" состоялась 14 апреля 1471 г.
        А какие есть ещё кандидаты на должность автора "Смерти Артура"?
        1. +3
          14 апреля 2021 12:41
          Тот, которого Вы описываете, Томас Мэлори из Revel в Уорикшире, это, скажем так, основной претендент. Как гласит Oxford Dictionary of National Biography, он "единственный рыцарь с правильным именем, жившим в нужное время".
          Однако вопиющее несоответствие между высокими идеалами, изложенными автором в Le Morte d'Arthur и его реальными моральными устоями и биографией давно вызывало у исследователей когнитивный диссонанс и желание поискать более достойного кандидата. Притом поиски начались с XVI века, когда некий антиквар Джон Бейл заявил, что Мэлори - валлиец из Maelor - область на северо-востоке Уэльса вдоль границы с Англией, родственник Эдварда Риса Мейлора, валлийского поэта 15 века.
          Вообще, почему то именно антиквары больше всех отметились в поисках альтернативы.
          Второй кандидат тоже был предложен антикваром А. Т. Мартином в 1897 году. Его кандидат - Томас Мэлори из Папуорт-Сент-Агнес в Хантингдоншире.
          Третий - Томас Мэлори из Hutton Conyers в Йоркшире, предложенный британским профессором Уильямом Мэтьюзом.
          Остальных надо искать. Аргументы не привожу, так как получится комментарий больше статьи.
          В Review of English Studies за август 1973 года есть хорошая статья "The Identity of Sir Thomas Malory, Knight-Prisoner".
          1. +2
            14 апреля 2021 14:11
            Я "Смерть Артура" давно читал, но по ощущениям "высокие идеалы" героев цикла у меня совершенно не соответствовали их поступкам. Вернее сказать, поступки героев, будучи лишенными "высокоидеальной мотивации", к которой привязаны чисто умозрительно, вполне себе мерзкие и сволочные - в полном соответствии с духом времени. Как не драпируй измену, инцест, предательство или убийство высокими мотивами, они остаются таковыми, какие есть.
            Так что "высокие идеалы" автора мной воспринимались как попытка оправдаться перед миром (я сначала ознакомился с биографией автора, а потом с его трудами, поэтому его личность надо мной определенным образом довлела), дескать мотивация собственных поступков автора была исключительно возвышенной. В чем-то он был даже прав, ведь терроризировал он земли Стаффордов, врагов Невиллов, которым служил. Просто служил чересчур усердно. smile
            Так что не думаю, что стоит себя озадачивать поисками новых кандидатов на роль автора, исходя только из морального облика последнего. smile
  16. +3
    14 апреля 2021 11:17
    Французский ученый, лингвист и мифолог Жорж Дюмезиль в свое время заметил поразительное сходство между кельтскими легендами и нартским эпосом и даже вывел на этом весьма любопытную теорию.
    Я не могу судить насколько она научна, но смерть короля Артура и отца Сослана - Батрадза написана как под копирку.
    1. +5
      14 апреля 2021 11:32
      Да и сами герои-богатыри нарты имеют немалое сходство с рыцарями круглого стола
      Исследователи полагают, что нартский эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры, а в XIII—XIV веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
      Относительно происхождения слова «нарт» Его связывают с осетинским «нæ арт» (наш огонь)что наводит на определенные паралели со словом кельт - в древнеирландском 'ceilid'), или же *kʲel, что переводится как «жар». В любом случае и кельты и нарты считаются в своих регионах первыми кто начал выплавлять металл
      фото Северная Осетия памятник Уастырджи у села Нарт
      1. +1
        15 апреля 2021 11:12
        Уастырджи если кто не знает - местное название Святого Георгия.
    2. BAI
      +1
      14 апреля 2021 14:09
      . Но ursus – латинское слово, означающее «Медведь».

      Лингвисты могут и здесь русские корни искать.
      1. +2
        14 апреля 2021 17:25
        Честно говоря не понял Ваш комент. Можно поподробней. Объясните, что Вы имели ввиду.
        Я вроде не писал, что у кельтов и нартов русские корни.
        Минус не мой. Я Вам ставлю плюс, так как Ваши комментарии бывают довольно интересные
    3. +3
      14 апреля 2021 19:13
      Вот вам и подтверждение, что мир тесен . Считается,что существовал единый протонарод?
      Сходство кельтских преданий и нантского этноса, а оселедец у запорожцев и индейцев. Сходство мифов о всемирном потопе
  17. +4
    14 апреля 2021 12:08
    «Могила Мерлина» в Броселиандском лесу

    это созданный в 19 веке туристический парк. А по легенде волшебник похоронен в британском Мальборо в графстве Уилтшир.
    Ученые датировали в британском Мальборо в графстве Уилтшир - искусственно созданный курган в британском Мальборо в графстве Уилтшир методом радиоуглеродного датирования извлеченных из кургана фрагментов угля было установлено, что курган был создан за 2,4 тысячи лет до нашей эры.
    фото Холм Мерлина


  18. Комментарий был удален.
  19. +1
    14 апреля 2021 12:48
    сказал соратникам-крестоносцам: мол, а чего вы от меня ожидали, «разве мы (Плантагенеты) не дети дьяволицы»?

    Все-таки рыцари были по-своему честные люди.
    А вот от Бидена или того же Обамы разве дождешься такой искренности?
    Убьют больше, чисто из благих намерений, да еще и некую "премию мира" не стыдятся назначать себе.
    Не рыцари - точно. Обычные прохиндеи у колеса Истории.
    1. +4
      14 апреля 2021 14:23
      Цитата: faterdom
      Все-таки рыцари были по-своему честные люди.

      Просто могли себе это позволить.
      Современным политикам брякнуть что-либо такое на публику - лишние проблемы, оправдывайся потом, рейтинг латай. Уверен, что в тесном кругу и современные вершители судеб тоже не стесняются.
      Да, в общем-то и Ричард, если и говорил эти слова, то не на широкую публику, грубо говоря, не перед строем своего войска.
      Цитата: faterdom
      Убьют больше

      Это точно. Но исключительно потому, что людей сейчас на планете кратно больше.
      Так-то эти упыри абсолютно одинаковы, что сейчас, что тысячу, что две тысячи лет назад, что в Британии, что в России, что в какой-нибудь Месопотамии. Ничем не отличаются в массе своей.
  20. +4
    14 апреля 2021 13:11
    Валерий, полнейший шикардос!
    1. +2
      14 апреля 2021 17:42
      Замечательный цикл получается, как Вы и обещали.
      Спасибо, Валерий.
      1. +3
        14 апреля 2021 19:29
        Спасибо. И Вас тоже позвольте поблагодарить за прекрасные комментарии.
  21. +2
    14 апреля 2021 19:31
    Валерий уже как-то цитировал этих авторов ("Песня про трусы"). Вот еще одно их произведение о местах, описываемых в новом цикле...

    "Пепел Ньюкасла"
    Крыс и Анна Ширяева


    Спою о тебе, разрываемый распрями остров,
    О Воинах Вереска, что с чужеземцев взыскали
    Кровавую виру за землю дольменов замшелых,
    Что рощи священные сетью корней обнимали.
    И как ненависть в наших сердцах прогорала и гасла
    Пеплом Hьюкасла... пеплом Hьюкасла!
    Пеплом Hьюкасла...
    Мы шли, как морская волна, что не сдержат и скалы,
    Мы шли, и повсюду молвою наш шаг раздавался
    Мы шли, ведь мы помнили слово, что скоттам давали,
    Hе наша вина, что меж ними изменник сыскался...
    Hо в Горной Стране не забыли, как держат оружье,
    И нам оставалось лишь выжечь гнездо хищной стаи.
    Давай же, язычник, натягивай лук свой потуже,
    Коль выйти за стены отваги тебе не хватает!
    Крики женщин, и раненых стон, и проклятия воинов,
    Что гибли на стенах и в воротах стеною стояли.
    И город горел, но смогли чужеземцы достойно
    Взглянуть в глаза Морриган, что им сквозь пламя сияли.
    А наградой лежащему в луже кипящего масла
    Был лишь пепел Hьюкасла... пепел Hьюкасла!
    Пепел Hьюкасла...
    И хоть годы прошли после огненной ярости горя,
    Рассеялся дым, был лик Солнца по-прежнему светел,
    Дрожал Уофорвик, Винчестер не ведал покоя,
    Им снились руины и черный кружащийся пепел.
    И значит на трупы бойцов оседал не напрасно
    Пепел Hьюкасла... пепел Hьюкасла!
    Пепел Hьюкасла... пепел Hьюкасла!
  22. +1
    14 апреля 2021 19:52
    Автор - англы и саксы не германцы, а скандинавы.
    1. +3
      14 апреля 2021 20:32
      Саксы впервые упоминаются Птолемеем Александрийским в качестве германского племени, занимавшего территорию от Эльбы до Рейна. Англы у Птолемея и Тацита - германское племя, занимавшее территорию северо-восточного побережья Германии и центральной части полуострова Ютландия.Скандинавские народы саксов и англов родственными не считали. И уживались с ними в той же Британии, когда датчане атаковали запад острова, а норвежцы - восточную, и пытались закрепиться там, очень тяжело.
      1. +1
        14 апреля 2021 21:54
        Начнем с англов: Ютландия и есть Скандинавия - как страна, естественно, а не как полуостров (мы же не делим терминологически, например, греков на материковых и островных).

        Насчет саксов - у Птолемея Александрийского приведены сведения на определенный момент времени - когда саксы уже мигрировали с Ютландского полуострова на территорию между Лабой и Рейном.

        Племена данов и норгов не считали племена англов и саксов своими единоплеменниками - что абсолютно естественно (см. титулование этих племен). Также естественно и то, что одни захватчики Британских островов (англы и саксы) тяжело уживались с другими захватчиками (данами и норгами) - типа, а на фига делиться своим кровно захваченным?

        Да чего там разносоюзные англы с саксами и даны с норгами - восточные и западные готы (бывшие едиными готими в период проживания на Скандинавском полуострове) резали друг друга во время миграций по территории Западной Европы с бааааальшим энтузиазмом.

        Скандинавия (Скандинавский и Ютландский полуостровы) в конце 1 тысячелетия до н.э. - в начале 1 тысячелетия н.э. по сути была конвейером по формированию крайне голодных и в силу этого воинственных племен и их десантированию в Западную Европу - начиная с кимров и кончая готами. Племена по дороге на юг ассимилировали кельтов в культурно-языковом отношении. Этнический гибрид получил у римлян прозвище "германцы".

        Во второй половине 1 тысячелетия н.э. германский гибрид стал сам препятствовать миграции очередных скандинавов в Западную Европу. Последним пришлось отказаться от физического переселения и перейти к тактике морских набегов - см. эпоху викингов.
        1. +3
          15 апреля 2021 04:36
          Гипотеза. Но подавляющее большинство современных исследователей все же остается на традиционной точке зрения, считая англов, саксов и ютов германцами, а предков современных датчан, норвежцев и шведов скандинавами.
          1. -2
            15 апреля 2021 10:24
            "Какие будут ваши доказательства" - кроме как считания традиционных, прости Господи, "исследователей"?
            1. +3
              15 апреля 2021 10:41
              А Ваши? Вы лично беседовали с саксами, англами, данами и прочими и выяснили, кто кому кем приходится? М. Булгаков писал по этому поводу:
              "Ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой".
  23. +1
    14 апреля 2021 21:39
    "родился от связи женщины с дьяволом"вероятно, от матери у него доброта,а от папочки любвиобильность и магические силы
  24. -3
    14 апреля 2021 21:49
    "родился от связи Артура и его СЕСТРЫ Моргаузы. Вероятно,тогда инцест не считался грехом.
    Потом уж церковь и медики пришли к выводу,что инцест не приветствуется. Впрочем,Ольгович пусть не обижается,у монархов как и у животных не очень то смотрели на родственность
    1. +3
      15 апреля 2021 05:01
      Церковь и медики пришли к выводу,что инцест не приветствуется. Впрочем,Ольгович пусть не обижается

      Вера, а Андрей то тут причем? Он в этой теме ни одного комментария не оставил. Да и вообще инцесты никогда не пропагандировал belay
      1. 0
        17 апреля 2021 09:09
        Дмитрий, Андрей"Ольгович"сторонник монархии. Вот о чем я говорила
  25. +3
    14 апреля 2021 23:06
    Стихи хорошие.И статья тоже