Контракты и опыт: проект погружающегося сторожевика «Страж»

33

Погружающийся патрульный корабль за работой

Российское ЦКБ МТ «Рубин» разработало оригинальный проект погружающегося патрульного корабля. Такой корабль должен сочетать основные черты и преимущества подводных лодок и надводных сторожевиков. Проект предлагается для экспорта – им должны заинтересоваться небогатые страны, желающие обновить свой флот.

Проект «Страж»


12 апреля ЦКБ МТ «Рубин» опубликовало первое официальное сообщение о новом проекте. В нем приводились основные сведения о необычной концепции, способах ее реализации и ожидаемых результатах. Кроме того, показали трехмерное изображение сторожевика-подлодки во время некой операции.



Новый проект, ориентированный на экспорт, получил название «Страж». Также предлагается англоязычное обозначение «Border and Offshore Submersible Sentry» или BOSS. Вероятно, на международном рынке российский «Страж» будет продвигаться именно под названием BOSS.

Разработчики проекта отмечают, что современные патрульные корабли относительно дешевы – и за счет ограниченной стоимости привлекают внимание небогатых стран. В ходе эксплуатации подобные корабли способны окупать себя за счет предотвращения браконьерства и экономических преступлений.

Проект «Страж» предлагает строительство корабля, способного действовать на поверхности или совершать погружение. Утверждается, что такой корабль в надводном положении сможет вести полноценную патрульную работу, находить и задерживать нарушителей. Подводное положение предназначается для скрытного наблюдения за нарушителем, для ведения разведки и даже для защиты от неблагоприятных метеоусловий. Не исключается научно-исследовательское и учебное применение корабля.

В сообщении от ЦКБ МТ «Рубин» упоминается, что это первый вариант погружаемого патрульного корабля. Из этого следует, что в дальнейшем на основе базового образца и его идей могут быть созданы новые корабли с теми или иными отличиями.

Технические особенности


Организация-разработчик показала проектный облик «Стража» в его текущей конфигурации. На официальном изображении присутствует корабль с внешностью подлодки и некоторыми особенностями, нехарактерными для подводного флота.

«Страж» имеет вытянутый корпус с плоской палубой, на которой помещается надстройка-рубка ограниченных размеров. В носовой части корпуса просматривается обтекатель антенны гидроакустического комплекса. На бортах, перед надстройкой-рубкой, имеются выдвигаемые горизонтальные рули. В корме организован отсек для хранения моторных лодок, выводимых на палубу.

Как утверждается, по архитектуре и главным размерностям «Страж» / BOSS похож на дизель-электрические подлодки старого проекта 613. Этот проект был самым массовым в истории отечественного флота и пользовался большой популярностью среди иностранных заказчиков. В зависимости от комплектации, «Страж» может иметь длину 60-70 м и водоизмещение ок. 1000 т – примерно на уровне пр. 613.

Полный состав корабельных систем и специального оборудования не уточняется. При этом упоминается принципиальная возможность применения широкого круга систем разного назначения. В частности, патрульный корабль способен нести вооружение разных типов. Его можно оснастить малокалиберной артиллерийской установкой, ракетным комплексом или торпедами. Для разведки и досмотра судов корабль сможет нести БПЛА с автономностью в несколько часов и моторные лодки.

Экипаж «Стража» может включать до 42 чел. В это число входит как сам экипаж, управляющий кораблем, так и досмотровая группа, отвечающая за работу с нарушителями.

Корабль для рынка


Разработка проекта «Страж» стала ответом на актуальные требования международного рынка. Различные страны проявляют интерес к тематике патрульных / сторожевых кораблей. В связи с этим регулярно поступают новости о подписании контрактов, закладке или сдаче новых кораблей. Благодаря проекту «Страж» / BOSS российская промышленность может получить новые позиции на международном рынке.


Новейший патрульный корабль "Павел Державин" проекта 22160. Несмотря на ряд оригинальных идей, он сохраняет привычный облик боевого корабля

Для победы в иностранном тендере образец должен иметь те или иные преимущества перед конкурентами. В проекте «Страж» их предлагается обеспечить уже на уровне базовой концепции. Сразу несколько важных преимуществ планируется получить за счет отказа от традиционного облика надводного корабля в пользу комбинированной схемы.

Сохраняя основные черты надводного корабля, BOSS сможет вести патрулирование, осуществлять задержание нарушителей и т.д. – как и другие сторожевики. За счет установки того или иного вооружения можно обеспечить требуемые боевые возможности, соответствующие требованиям к надводным кораблям. В то же время, способность к погружению обеспечит скрытность и возможность выполнения задачи на глубине, а также даст иные преимущества.

Важно, что «Страж» является не специализированным кораблем, а многоцелевой морской платформой. Состав ее оснащения и вооружения должен определяться заказчиком с учетом его потребностей. Соответственно, в рамках семейства BOSS могут появиться как простые патрульные корабли с минимальным оснащением, так и хорошо вооруженные «охотники», способные уничтожать надводные и подводные цели. Подобная гибкость применения платформы может стать серьезным конкурентным преимуществом.

Объективные трудности


Впрочем, предложенный проект и его базовая концепция не лишены неоднозначных особенностей и недостатков. В первую очередь, нужно учесть риски, характерные для комбинированных систем. Вместе с преимуществами надводных и подводных кораблей «Страж» может получить и их недостатки, которые к тому же способны дополнять и усиливать друг друга.

Оригинальная концепция в некоторой мере затрудняет путь кораблей к службе. Потенциальному заказчику «Страж» придется провести научно-исследовательскую работу и определить саму необходимость подобных боевых единиц. При положительном решении, придется сформировать требования к облику и составу оснащения корабля. Также придется разработать тактики применения, использующие все возможности корабля и полностью реализующие его потенциал. Затем все это нужно будет внедрить и освоить во флоте.

Таким образом, приобретение и ввод в эксплуатацию кораблей типа BOSS – хотя и даст важные преимущества – связаны с известными трудностями. Потенциальный заказчик может посчитать их чрезмерными и нецелесообразными. Закупка «традиционного» сторожевика в этом отношении будет гораздо проще и дешевле.

Следует напомнить, что в прошлом в нашей стране и за рубежом неоднократно создавались проекты, объединявшие определенные черты кораблей и подлодок. Некоторые их них нашли ограниченное применение в отдельных узких нишах, а другие не продвинулись дальше разработки. Все это показывает, что оригинальная комбинированная схема имеет ограниченный коммерческий и практический потенциал. Впрочем, новые проекты такого рода сохраняют некоторые шансы на полноценную реализацию.

Проработка идей


Предлагаемый проект погружающегося сторожевого корабля «Страж» от ЦКБ МТ «Рубин» представляет определенный технический интерес, но его реальные перспективы остаются под вопросом. Базовая концепция и проработанный проект имеют как плюсы, так и минусы, которые способны повлиять на мнение потенциального заказчика. Вероятно, в ближайшее время организация-разработчик будет продвигать «Стража» на различных мероприятиях и искать возможных покупателей.

Если какая-либо зарубежная страна заинтересуется патрульным кораблем-подлодкой, то российские судостроители могут рассчитывать на выгодный контракт. В противном случае заработать на «Страже» не удастся, однако этот проект все равно принесет пользу. Благодаря ему бюро «Рубин» получает возможность поддерживать свои компетенции и прорабатывать новые идеи, создавая задел на будущее. Таким образом, гипотетические контракты оказываются не главной целью проекта – в отличие от накопления опыта и проработки новых решений.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -18
    14 апреля 2021 05:04
    Чепуха..... Использовать подлодку сторожевиком ?! Но московиты и не такое сделать смогут... laughing
    1. +13
      14 апреля 2021 05:26
      Ну да, конкурировать с вашими бронекатерами никто не сможет.
      1. -10
        14 апреля 2021 13:27
        Цитата: Пессимист22
        Ну да, конкурировать с вашими бронекатерами никто не сможет.

        Не русский же вы....бандер русскоговорящий,верно ?
    2. +6
      14 апреля 2021 06:50
      Цитата: GTYCBJYTH2021
      Но московиты и не такое сделать смогут...

      Отакойи what ... Як цэ ? Шо ж сталося belay , що Гюльчатай Параска образину открыла ?

      Поняли , что "контора" спалена , явки провалены и дальнейшее шапито с переобуванием-переодеванием , бессмысленно ? "Русский-сибиряк" вы наш...

      Цитата: Инсургент
      Вот вы , к России каким боком , ведь пишите о России от третьего лица :


      Цитата: GTYCBJYTH2021
      Россиянин я.....Сибиряк-красноярец.....Отставник......в штабах не сидел,последний осколок-в -15 году......Парни скидывали видео того года в группу-всё пропало,а что успел в комп скачать-сюда не пропускают...... Не уподобляйся бандерлогам-будь УКРАИНЦЕМ.......Бабка украинка.....жена украинка.....и не враги мне украинцы все.....


      Могу представить , ГДЕ ИМЕННО вы получили свой - "последний осколок" , улепётывая из котла ...
      1. -14
        14 апреля 2021 10:52
        Цитата: Инсургент
        Цитата: GTYCBJYTH2021
        Но московиты и не такое сделать смогут...

        Отакойи what ... Як цэ ? Шо ж сталося belay , що Гюльчатай Параска образину открыла ?

        Поняли , что "контора" спалена , явки провалены и дальнейшее шапито с переобуванием-переодеванием , бессмысленно ? "Русский-сибиряк" вы наш...

        Цитата: Инсургент
        Вот вы , к России каким боком , ведь пишите о России от третьего лица :


        Цитата: GTYCBJYTH2021
        Россиянин я.....Сибиряк-красноярец.....Отставник......в штабах не сидел,последний осколок-в -15 году......Парни скидывали видео того года в группу-всё пропало,а что успел в комп скачать-сюда не пропускают...... Не уподобляйся бандерлогам-будь УКРАИНЦЕМ.......Бабка украинка.....жена украинка.....и не враги мне украинцы все.....


        Могу представить , ГДЕ ИМЕННО вы получили свой - "последний осколок" , улепётывая из котла ...

        Тьфу на вас и много раз.... laughing
      2. -5
        14 апреля 2021 13:29
        Цитата: Инсургент
        Цитата: GTYCBJYTH2021
        Но московиты и не такое сделать смогут...

        Отакойи what ... Як цэ ? Шо ж сталося belay , що Гюльчатай Параска образину открыла ?

        Поняли , что "контора" спалена , явки провалены и дальнейшее шапито с переобуванием-переодеванием , бессмысленно ? "Русский-сибиряк" вы наш...

        Цитата: Инсургент
        Вот вы , к России каким боком , ведь пишите о России от третьего лица :


        Цитата: GTYCBJYTH2021
        Россиянин я.....Сибиряк-красноярец.....Отставник......в штабах не сидел,последний осколок-в -15 году......Парни скидывали видео того года в группу-всё пропало,а что успел в комп скачать-сюда не пропускают...... Не уподобляйся бандерлогам-будь УКРАИНЦЕМ.......Бабка украинка.....жена украинка.....и не враги мне украинцы все.....


        Могу представить , ГДЕ ИМЕННО вы получили свой - "последний осколок" , улепётывая из котла ...

        Не русский и вы,но РУССКИЙ язык знающий....... tongue
        1. +3
          14 апреля 2021 13:45
          Цитата: GTYCBJYTH2021
          Не русский и вы,но РУССКИЙ язык знающий.......

          Не русский yes , и даже пока не россиянин - русско-язычный украинец-сепар из Донбасса. И что в этом ?

          По-крайней мере , о России , в пренебрежительном к ней тоне , я никогда не выражался , в отличии от некоторых "великороссов"...
          1. Комментарий был удален.
  2. Комментарий был удален.
  3. +11
    14 апреля 2021 05:14
    Была тут статья о летающей субмарине. Даже рисунки были. Но идея так и осталась на бумаге. Слишком уж фантастично. Этот Босс тоже выглядит как то неправдоподобно. Непонятно его применение на флоте .Да и слишком уж много технических проблем. Зачем такой сложный сторожевик??? Да и цена скорее всего будет нехилая.
    1. +15
      14 апреля 2021 05:25
      Колумбия по любому возьмут штук 10,им муку возить надо в США.
  4. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  5. +14
    14 апреля 2021 05:22
    Странная идея.
    Для начала- форма корпуса должна быть оптимизирована для движения или под водой или на поверхности- от этого разница в скорости может быть раза в два при всех прочих равных. Будет патрульный корабль, который тащится как черепаха.
    Про цену и говорить нечего- как самого проекта, так и изготовления и эксплуатации. Нет, конечно, если наркотики на нем перевозить, то окупится:)))
  6. +15
    14 апреля 2021 06:57
    Шо,опять погружающийся сторожевик !? belay "Повторенье-мать ученья"? "Зубрите,мужики...зубрите!" ? Ну, да ладно ...пусть будет! (Грех обижать "некоторых" людей!) А,вообще-то ,подобный "класс" кораблей существовал и до 2МВ ! Первыми "чудо-юдо" сотворили бриты в 1925 г. в образе"подводного крейсера для надводного боя"HMS X1 ! Некоторые спецы относили его к подлодкам,но даже внешне эта субмарина напоминала обычное судно..хотя и с балластными цистернами по бортам !

    "Подводный крейсер" HMS X1 имел четыре 5,2-дюймовые (132 мм) пушки QF Mk I в двух небронированных башнях: в носовой и в кормовой частях, а также 6 торпедных аппаратов для пуска 21-дюймовых (530 мм) торпед. на поверхности ныряющий корабль развивал скорость до 19.5 узлов, или 36,1 км/ч, что делало его самым быстрым в своем классе. На первый взгляд, HMS X1 являл собой грозную силу, которая по замыслу британских адмиралов должна была подтвердить статус Великобритании,как морской владычицы. Однако сразу же появились серьезные проблемы: водоизолирующие подъемники снарядов не могли обеспечить даже минимально требуемую скорострельность. Аналогичная ситуация была и с торпедными аппаратами. Экипажу требовалось около 24 минут, чтобы перезарядить их. В итоге расчет на внезапность не оправдался. Но самое главное: любое повреждение балластных цистерн несло смертельную опасность подводному крейсеру. Значит, о корабельных дуэлях и речи не могли идти.
    Вторыми были французы... В 1934 году они ввели в строй свой ныряющий боевой корабль Surcouf с башней с двумя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями. В ее пороховом погребе хранилось 600 снарядов, что, по мнению разработчика, превращало субмарину в подводный тяжелый крейсер, предназначенный для ведения эффективного надводного боя. Подлодка даже несла в ангаре, построенном за кормой боевой рубки, поплавковый гидросамолет Besson MB.411, предназначенный не только для разведки, но и для корректировки огня ! Увы, и они не смогли решить сложные технические вопросы. Так, промежуток между всплытием и первым выстрелом составлял 3 минуты 35 секунд, причем в идеале. Но если лодка собиралась произвести прицельный залп, время увеличивалось настолько, что утрачивался фактор внезапности. Опять-таки из-за требований по герметичности пушки были рассчитаны на 14 выстрелов из каждого орудия, после чего требовалась длительная перезарядка магазинов. А с учетом более сильной качки субмарины по сравнению с надводным кораблем, стрельбы даже на учениях признавались провальными ! В конце концов,французы построили вместо трёх лишь один "ныряющий" корабль . Но и тот был потоплен… то ли в результате американского огня "по дружбе";то ли из-за столкновения с с грузовым судном !

    HMS X1

    SURCOUT
    Но "довоенная" мечта по "чудо-кораблю" не давала покоя и "послевоенным" мариманам ! И вот в мире появляются проекты "ныряющих" судов "2 поколения" ! Это французский SMX-25

    И английский

    Конечно же,в СССР не могли в таком случае остаться в стороне ! Вот и появился свой погружающийся корабль проекта 1231 ( ракетный катер)
  7. +3
    14 апреля 2021 07:52
    Ну что опять,похоже уже на рекламную акцию для Латинской америки.ВО на испанском же существует?
  8. +5
    14 апреля 2021 08:09
    А давайте еще его летающим сделаем. И гусеницы чтобы на берег сам вылазил. Самое главное чтобы НИОКР был пожирнее и пила поострее.
    -гипотетические контракты оказываются не главной целью проекта – в отличие от накопления опыта и проработки новых решений.
  9. -2
    14 апреля 2021 08:43
    А почему бы и нет. С коммерческой точки зрения. Небогатые страны давно перешли с эксплуатации полноценных истребителей на УТС и всякие Супер Тукано. В данном случае они получают ограниченный вариант пл с функцией патрульного корабля за сущие копейки. Интересно ГАК там будет предусмотрен
  10. +4
    14 апреля 2021 08:43
    Уже были подобные проекты в разных странах, в том числе и в СССР. Ничем хорошим подобные проекты кроме своей ....экзотичности..не являлись. Как демонстратор технологий-да.Как практическое использование-слишком туманно.Ну разве, что наркокартели заинтересуются. Они любят подобные игрушки.Преимуществ никаких, проблем по всем направлениям(создание, эксплуатация, базирование и т.п.) -слишком много.
  11. +5
    14 апреля 2021 09:10
    OMG, миллениалы изобрели подлодку!
  12. +2
    14 апреля 2021 09:27
    Дайте угадаю, слоган этого "проекта": Like a BOSS? wassat
  13. -6
    14 апреля 2021 09:43
    Если отвлечься от эмоций, то мысль здравая.
    Здравая в том смысле, что используя погружение можно уходить от авиации и заметность снижается сильно.
    Единственное правильно высказанное опасение в том, что скорость будет недостаточная для погони.
    Но тут есть вариант впихнуть туда легкий вертолет с вооружением. Но насколько это возможно в текущих размерах - это большой вопрос.
    Ну и цена явно больше будет.
    В любом случае, в ограниченном количестве такие корабли нужны для проведения спец операций.
    1. +2
      14 апреля 2021 10:10
      Чтобы вертолет взлетел, нужно сплыть, выполнить ряд операций по выводу вертолета из ангара. В это время корабль теряет все преимущества подводной лодки и может быть обнаружен. Взлет вертолета - еще один способ выдать противнику свое местоположение.
      Поэтому, наверное, американцы используют минисубмарины, чтобы доставлять боевых пловцов до места высадки во время спецопераций.
      1. -4
        14 апреля 2021 13:07
        Под спецоперацией я имел в виду вариант: стоим в заданном районе и собираем доказательства. Потом резко всплываем и прихватываем нарушителя.

        Что касается вертолета, то он по факты нужен только в мирное время. В случае боевых действий вместо него целесообразнее взять БПЛА (потому как вертолет в этом случае будет явно смертником).

        Отсюда возможны варианты достаточно быстрого взлета: например, створчатый ангар, т.е. раскрываем створки, раскладываем лопасти в рабочее положение и взлетаем. А пока вертолет готовится к взлету преследуем нарушителя в надводном положении
    2. +3
      14 апреля 2021 13:18
      Подлодку на перископной глубине с воздуха видно визуально
      1. -1
        14 апреля 2021 13:57
        Не всегда - это раз, а во-вторых, надо иметь специальные боеприпасы, а их не каждый раз подвешивают и не на все самолеты. Плюс это всегда прямая видимость и тут никакой стелс уже не спасает что ПЛ, что самолет.
        1. +3
          14 апреля 2021 14:19
          Речь идёт о подводном сторожевике
          Ещё его газоанализатор по выхлопу дизеля определит
          Не будет на этом самолёте- прилетит следующий, сторожевик этот из района не уйдёт все равно за это время
          Да и боеприпас для перископной глубины пригоден обычный, тем более, что по прочности это не подлодка будет, ему много не нужно, плавучесть и так отрицательная
          1. -3
            14 апреля 2021 14:43
            Какой выхлоп если мы под водой идем?
            Пока летит следующий сторожевик тоже не будет сложа лапки сидеть. Во-первых будет маневрировать, а во -вторых, свою авиации вызовет.

            Обычный - это какой? Бомба - возможно, а ракета - уже никак - не на что наводится. Тут только спец торпеды использовать надо.
            1. +2
              14 апреля 2021 15:57
              Обыкновенный. От дизеля. Под водой ведь незначит, что на электричестве
              Обычной бомбы для него достаточно на перископной глубине
          2. 0
            14 апреля 2021 15:17
            Цитата: Avior
            Ещё его газоанализатор по выхлопу дизеля определит
            Не будет на этом самолёте- прилетит следующий, сторожевик этот из района не уйдёт все равно за это время

            У наркокартелей есть противолодочная авиация?
            Не знал, не знал.
            1. +4
              14 апреля 2021 16:01
              У наркокортелей есть такие типа подлодки
              А государству они не к чему
            2. +1
              14 апреля 2021 16:06
              С другой стороны, для этого чуда специальный самолёт не нужен
              Обычный легкомоторный, каких тьма
              Обнаруживается визуально, заряд можно и вручную выбросить. Да и газоанализатор вполне в продаже можно найти
    3. 0
      27 апреля 2021 00:24
      Цитата: alstr
      Если отвлечься от эмоций, то мысль здравая.
      Здравая в том смысле, что используя погружение можно уходить от авиации и заметность снижается сильно.


      Авиации контрабандистов или браконьров? Какие у них противолодочные самолеты на вооружении?
  14. -1
    14 апреля 2021 12:29
    Dla skritnoy perevozki narkoti, samoe to.
  15. +2
    14 апреля 2021 19:26
    Причина появления этих "сторожевиков" в том, что есть устаревшая технология производства дизельных подводных лодок которые слабо продаются. Поэтому эти лодки пытаются продать используя такой себе маркетинговый ход с "погружающимся" сторожевиком. Типа если подводные лодки не нужны то мы то же самое продадим, но под другим названием. А почему, спрашивается, он будет только погружающимся, а не подводным? Потому что в погружающийся можно заложить меньшие требования по длительности пребывания под водой и т.д. Погружающийся корабль это типа как подлетный самолет. Далеко с нормальными характеристиками лететь не может, но вот подлететь может.)) Поэтому будем его преподносить как подлетный, вроде так и задумывалось.
  16. kig
    0
    15 апреля 2021 04:21
    Похоже на 1-апрельскую шутку ... малость запоздалую
  17. 0
    27 апреля 2021 00:36
    Есть мнение, что БПЛА решит задачи патрулирования, разведки и даже скрытого наблюдения не хуже ПЛ. А обойдется гораздо дешевле. А погоня за клиентом, чья деятельность однозначно предполагает способность быстро убегать, на дизельной ПЛ, это даже не смешно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»