Тема «Б-90». Проекты перспективных бомбардировщиков от ОКБ Сухого

23
Тема «Б-90». Проекты перспективных бомбардировщиков от ОКБ Сухого

Облик самолета Т-60 - версия журнала Air International. Прослеживается явное сходство с Т-4МС

В конце семидесятых в нашей стране начались работы по перспективному проекту «Бомбардировщик-90» или «Б-90». По его результатам, в девяностых годах на вооружение ВВС должен был поступить перспективный самолет, способный заменить существующие образцы. За время работ по этой теме ОКБ им. Сухого разработало целый ряд проектов, но ни один из них не удалось довести даже до испытаний.

Модернизация или замена


В конце семидесятых годов ОКБ Сухого работало над проектом самолета Су-24БМ. Он предусматривал глубокую модернизацию существующего фронтового бомбардировщика с радикальной перестройкой конструкции и резким ростом тактико-технических характеристик. В частности, машину планировалось перевести в категорию бомбардировщиков средней дальности. Параллельно в профильных научных организациях создавался задел для дальнейших работ по перспективной машине с шифром «Б-90».



На тот момент в министерстве авиационной промышленности и в конструкторских бюро шли жаркие споры о путях дальнейшего развития бомбардировочного направления. Одни ответственные лица предлагали продолжать процесс совершенствования Су-24 и расширения его задач за счет роста характеристик, тогда как другие настаивали на разработке совершенно нового проекта. Главным сторонником отказа от «старого» самолета был главный конструктор ОКБ Сухого (впоследствии генеральный) и замминистра авиапрома М.П. Симонов.

На рубеже десятилетий М.П. Симонов предложил новый подход к созданию авиационной техники. С учетом опыта работ по истребителю Т-10, предлагалось передать предварительную разработку новых машин ЦАГИ. В дальнейшем наработки Института должны были поступать в конструкторские бюро для дальнейшего проектирования.


Схема двухтрубного двигателя. 1 - лопатки вентилятора; 2 - стойки вентилятора; 3 - дроссельные заслонки второго контура; 4 - максимальная двухконтурность; 5 - минимальная двухконтурность. Графика Testpilot.ru

Первым проектом, реализованным по такому принципу, должен был стать «Бомбардировщик-90». В 1979-80 гг. ЦАГИ провел необходимые исследования, и в 1981-м ОКБ Сухого получило рабочие материалы для дальнейшего развития. Проект был принят к разработке и получил внутреннее обозначение Т-60. Новый проект отвлек часть ресурсов от существующего Су-24БМ, и его разработка замедлилась.

Первый проект


К сожалению, о проекте Т-60 известно не слишком много. Основная масса данных по нему, включая окончательный облик, пока не публиковалась. При этом известны общие черты и основные недостатки предлагавшейся конструкции. К примеру, весьма жесткая критика проекта встречается в мемуарах О.С. Самойловича – заместителя М.П. Симонова. Ключевые нововведения проекта он назвал абсурдными.

Бомбардировщик Т-60 разрабатывался с 1981 г.; главным конструктором был назначен Н.С. Черняков, ведущим – В.Ф. Маров. В ходе проработки общего облика самолета специалисты ЦАГИ отталкивались от существующего проекта Т-4МС. У этого самолета практически полностью заимствовались планер и некоторые другие агрегаты. В то же время, предлагались принципиально новые решения.

Самолет Т-60 должен был сохранить крыло изменяемой стреловидности. При этом на отдельных режимах поворотные консоли должны были уходить под несущий фюзеляж, улучшая аэродинамику. Силовую установку предлагалось сформировать из турбореактивных двигателей т.н. двухтрубной схемы, прорабатывавшихся в ОКБ П.А. Колесова. Такой двигатель уже существовал и испытывался на стенде. Два мотора должны были обеспечить суммарную тягу 57 т.


Современная реконструкция облика Т-60С. Графика Militaryrussia.ru

Вскоре выяснилось, что уборка консолей под фюзеляж, как минимум, затрудняется из-за деформации конструкций в полете. Необычные двухтрубные двигатели требовали переделать хвостовую часть самолета с потерей характеристик. Кроме того, были выявлены грубые ошибки в научных данных по продувкам модели.

С литерой «С»


В 1982-83 гг. состоялся новый этап испытаний в аэродинамической трубе, показавший правоту противников проекта. В исходном виде Т-60 имел массу недостатков, лишавших его перспектив. Впрочем, под давлением сторонников проекта Минавиапром не стал останавливать работы. В результате этого появился новый вариант бомбардировщика, обозначенный как Т-60С. Главным конструктором был назначен О.С. Самойлович.

В проекте с литерой «С» отказались от проблемных решений предыдущей разработки. Теперь предлагалось строить однорежимный сверхзвуковой бомбардировщик с большой дальностью полета, способный нести крылатые ракеты. Каким Т-60С видели его создатели – неизвестно; имеются лишь отдельные сведения и оценки.

По некоторым данным, предлагалось строительство самолета схемы «утка» с передним горизонтальным оперением. Сдвоенная гондола с ТРДД Р-79 или более совершенными изделиями помещалась у основания киля, на верхней поверхности самолета. Бомбардировщик длиной до 40 м мог иметь максимальный взлетный вес ок. 85 т и нести до 20 т полезной нагрузки. По расчетам, теоретическая максимальная дальность полета (вероятно, с дозаправкой в воздухе) доходила до 11 тыс.км.


Предполагаемые проекции самолета "54". Графика Alternathistory.com

Для Т-60С предлагалось разработать принципиально новый прицельно-навигационный комплекс. Также могли использоваться разнообразные средства радиоэлектронной борьбы и разведки. Вооружение должно было состоять из 4-6 крылатых ракет с размещением на барабанной установке внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

Параллельно с разработкой Т-60С продолжалось развитие Су-24БМ. Несмотря на определенную разницу в расчетных характеристиках, два проекта фактически конкурировали друг с другом. Тем не менее, Су-24БМ проигрывал в такой борьбе, и для его победы чего требовались новые решения. Так, с определенного времени в этом проекте использовалось неподвижное крыло и аппаратура от Т-60С, давшие прирост характеристик. Впрочем, это не помогло, и к середине восьмидесятых работы по радикальной модернизации Су-24 остановились.

Новые разработки


В середине восьмидесятых в ОКБ Сухого произошли кадровые перестановки, и эти процессы оказали влияние на работы по теме «Б-90». Новый коллектив конструкторов начал переработку имеющегося проекта Т-60С. Обновленный дальний бомбардировщик получил обозначение «54», хотя в некоторых источниках такой проект по-прежнему назывался Т-60С. В перспективе такая машина могла бы заменить существующие дальние бомбардировщики Ту-22М3.

По известным данным, проект «54» продолжал идеологию своего предшественника. Это был сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с уменьшенной заметностью, предназначенный для нанесения ударов по объектам на большой дальности. В конце восьмидесятых для такого самолета разработали новый ПрНК Б004 «Хищник». Впоследствии приборы этого комплекса нашли применение в новых проектах.


Попытка реконструкции облика "54С". Графика Paralay.com

Известно, что с середины восьмидесятых на Новосибирском авиазаводе осуществлялись некие работы по подготовке будущего производства опытной и серийной техники. Однако этот период уже не располагал к успешному завершению новых сложных проектов – реальное будущее проекта было под вопросом. Работы по «54» продолжались до 1992 г. и были остановлены президентским указом. Это был жест доброй воли, демонстрирующий мирные намерения новой России.

Впрочем, уже в 1993-94 гг. началась разработка бомбардировщика «54С». Он должен был сохранять некоторые черты базового «54», но использовать новые двигатели и бортовую аппаратуру. Возможно, более основательно прорабатывался вопрос малозаметности. Точный облик этой машины до сих пор не раскрыт, а известные рисунки имеют неофициальное происхождение и могутт не соответствовать действительности.

Проектирование бомбардировщика «54С» остановилось в конце девяностых годов. ВВС России приняли новый план развития дальней авиации, в котором не нашлось места для закупок новой техники. Имеющиеся Ту-22М3 предлагалось ремонтировать и модернизировать, а разработка замены для них отменялась.

Без желаемых результатов


Таким образом, тема «Б-90» и целый ряд проектов, разрабатывавшийся в течение длительного времени, не дали желаемых результатов. Первый вариант бомбардировщика имел ряд фатальных недостатков, второй не продвинулся дальше макетирования по организационным причинам, а два последних проекта разрабатывались в не самое удачное время.


Еще одна "фантазия на тему". Графика Alternathistory.com

В итоге программа «Бомбардировщик-90» не позволила провести перевооружение ВВС в запланированные сроки. Более того, она вообще не дала прямых результатов. В девяностых годах и в следующие десятилетия нашей армии пришлось использовать только существующие бомбардировщики разных моделей. Замена для них появилась с большим опозданием.

Неудачу темы «Б-90» можно объяснить несколькими основными факторами. В первую очередь, это отсутствие согласия среди ответственных лиц: споры мешали выработке четкой и ясной программы и ее дальнейшей реализации. Новый способ организации взаимодействия ЦАГИ и ОКБ с самого начала не оправдал себя, из-за чего понадобилось разрабатывать вторую версию проекта. Наконец, проблемы на ранних стадиях программы «Б-90» привели к затягиванию работ, и относительно удачные проекты появились слишком поздно, когда их реализация оказалась невозможной.

Впрочем, «Бомбардировщик-90» нельзя считать полностью бесполезной программой. Она позволила наработать необходимый организационный, научный и технический опыт. Кроме того, благодаря поздним проектам бомбардировщика появились новые технологии и компоненты. Их использовали при создании фронтового бомбардировщика Су-34 и, возможно, других современных проектов.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    16 апреля 2021 18:04
    Гости из будушего.
    1. +1
      23 апреля 2021 15:12
      Несостоявшегося будущего.
  2. +2
    16 апреля 2021 18:22
    Интересные, продвинутые проекты, все в рамках современных тенденций. В рунете ржали и ржут над стелс, хотя их более развитые соотечественники (большинство наверное уже бывшие) как раз создавали «стелс» самолеты.
    1. +6
      17 апреля 2021 03:40
      Проекты действительно очень интересные , но в полной мере "стелсами" их назвать всё же сложно . Они именно что самолёты с уменьшенной ЭПР . К тому же на них нет развала килей , а это здорово влияет на заметность .
      И очень бы хотелось увидеть в недалёком будущем нечто подобное , но (разумеется) без крыла изменяемой стреловидности , с развалом килей и в весовой категории 60 - 75 т. Это может быть машина с двигателями второго этапа от Су-57 , с планером на основе Су-34 , но более крупного , с воздухозаборниками от Су-57(раз уж и двигатели от него) , с возможностью внутренней подвески вооружения . Такие машины очень пригодились бы в качестве самолётов МРА и в качестве дальнего бомбардировщика среднего класса - как замена Ту-22М3 .
  3. Комментарий был удален.
  4. +2
    16 апреля 2021 18:28
    ... весьма жесткая критика проекта встречается в мемуарах О.С. Самойловича – заместителя М.П. Симонова

    Олег Сергеевич в гробу перевернулся! Симонов его выжил с "Фирмы" вскоре после того, как стал Генеральным. А в первый свой приход на Сухого М.П. скорее сам находился в подчинении у Самойловича, чем наоборот.
  5. -2
    16 апреля 2021 18:29
    А сколько нереализованных проектов было у Бартини."Спасибо" Хрущеву и Туполеву.,Последний часть из них реализовал в облике Ту-144/Т-4.
    1. +3
      16 апреля 2021 18:43
      Цитата: knn54
      А сколько нереализованных проектов было у Бартини."Спасибо" Хрущеву и Туполеву.,Последний часть из них реализовал в облике Ту-144/Т-4.

      Т-4 - это Сухой! Туполев к нему никакого отношения не имел. Бартини, боюсь, тоже.
      Если Ту-144 и Т-4 приписывать Бартини, то и Конкорд тоже ему приписать надо.
      А вот на Су-57 кое-какие идеи Роберта Людвиговича, действительно, были воплощены... (Не уверен, но очень похоже!)
      1. +3
        17 апреля 2021 03:53
        Цитата: PilotS37
        Т-4 - это Сухой! Туполев к нему никакого отношения не имел.

        Сухому решением ЦК приказали отдать наработки по Т-4 Туполеву , для работ над Ту-144 . Так что КБ разные , а вот планер у них весьма схож . И Туполев действительно очень ревновал Сухого в его стремлении заниматься бомбардировщиками ...
        Цитата: PilotS37
        Бартини, боюсь, тоже.

        А вот Бартини к обеим машинам(и не только) имеет самое непосредственное отношение , ибо треугольное крыло большой стреловидности и изломом по передней кромке , как раз и называется "крылом Бартини" , и расчитал он его ещё во время ВОВ . Именно в 1943 г. , если память не изменила , он расчитал проект планера сверхзвукового бомбардировщика для скорости в 2М . И его разработки в конструкторской среде были известны и успешно заимствовались .
        1. 0
          19 апреля 2021 15:36
          Цитата: bayard
          Сухому решением ЦК приказали отдать наработки по Т-4 Туполеву , для работ над Ту-144 .

          А Вы не путаете? Это Мясищеву приказали отдать Туполеву наработки по самолёту, который в итоге стал известен как Ту-160.
          1. 0
            19 апреля 2021 19:41
            Извините , но попутали Вы . Я писал о Ту-144 , главным конструктором которого был сын Туполева . Посмотрите на планер Ту-144 и сравните с Т-4 . Работы по первому пассажирскому суперсонику были на особом контроле в ЦК - дело престижа . Вот и велели Сухому поделиться наработками , дабы не отстать от "Конкорда" .
            А на конкурс по будущему многорежимному Ту-160 участвовали не только Мясищев и Туполев , но и Сухой тоже . Все три КБ предложили схожие компановки и облик - интегральная схема , крыло изменяемой стреловидности , разнесённые мотогондолы на два двигателя каждая .
            Поэтому задание дали Туполеву , уважив его опыт и примя в учёт , что у него в распоряжении уже был Казанский авиазавод(там строили Ту-22М2\М3 , на котором и предполагалось строить Ту-160 . Мясищеву отдали ЦАГИ , но все наработки его и Сухого приказали отдать Туполеву .
            Отказ Сухому мотивировали тем , что его КБ было и так перегружено работами над Су-24М , Су-25 и Су-27 . Чтоб не распылять конструкторские кадры и не затянуть проекты .
            1. Комментарий был удален.
  6. +2
    16 апреля 2021 18:33
    Бомбардировщик Т-60 разрабатывался с 1981 г.; главным конструктором был назначен Н.С. Черняков

    Неувязочка'с! В 1981 г. Симонов был ещё зам. министра, Генеральным стал только в 1983 году.
    Так что не его это была затея...
  7. +2
    16 апреля 2021 18:36
    Самолет Т-60 должен был сохранить крыло изменяемой стреловидности. При этом на отдельных режимах поворотные консоли должны были уходить под несущий фюзеляж, улучшая аэродинамику.

    И дальше...
    Современная реконструкция облика Т-60С. Графика Militaryrussia.ru

    На этой картинке никакой изменяемой геометрии крыла нет!
    И на Т-60 - каким он замысливался в реальности - она совсем не похожа.
  8. +2
    16 апреля 2021 18:53
    В середине восьмидесятых в ОКБ Сухого произошли кадровые перестановки, и эти процессы оказали влияние на работы по теме «Б-90». Новый коллектив конструкторов начал переработку имеющегося проекта Т-60С.

    Вас, уважаемый автор, послушать - так всё КБ разогнали. На самом деле, ушли Самойлович и Маров (возможно, ещё кто-то, кого я не знал), но "темой" продолжал руководить Н.С. Черняков. Да и "коллектив конструкторов", работавших над Т-60, в целом сохранился, как минимум, до начала 1990-х.
  9. +1
    16 апреля 2021 19:06
    Самойлович пытался этот проект позже реализовать уже в КБ Микояна.
    СУ-24БМ была синицей в руках, но руки оказались дырявые.
  10. +3
    16 апреля 2021 19:17
    Неудачу темы «Б-90» можно объяснить несколькими основными факторами. В первую очередь, это отсутствие согласия среди ответственных лиц: споры мешали выработке четкой и ясной программы и ее дальнейшей реализации. Новый способ организации взаимодействия ЦАГИ и ОКБ с самого начала не оправдал себя, из-за чего понадобилось разрабатывать вторую версию проекта. Наконец, проблемы на ранних стадиях программы «Б-90» привели к затягиванию работ, и относительно удачные проекты появились слишком поздно, когда их реализация оказалась невозможной.

    Основных причин было две:
    1. Развал Союза: в 1990-х государственное финансирование авиапрома (как и других оборонных и необоронных отраслей) практически прекратилось - тут и менее проблемные проекты встали "как вкопанные".
    2. М.П. Симонов. Его конструкторское кредо было очень красочно изложено в одной маёвской песне: "Скоро построим большой самолёт - форма его сразу всех ... (удивит)". Сомневаюсь, чтобы "М.П." знал её (в МАИ он не учился), но в практику эти "золотые" слова претворял неустанно. И Т-60 стал именно таким самолётом - "форма его должна была всех ... (удивить)"... Естественно, что ничего не вышло.
    Но были у Симонова и несомненные заслуги:
    1. Он спас "Десятку". Если бы не его решительность в 1983 г., не было бы у нас сейчас "Семейства Су-27".
    2. Превращение "Конструкторского бюро" в полноценный авиастроительный холдинг со своими заводами и своими доходами. Началось это с продаж на экспорт... Су-26. Потом Китаю продали Су-27, а потом стали появляться всё новые и новые контракты...
    3. Симонов эти деньги не "прожрал"! КБ Сухого смогло относительно безболезненно пережить "лихие 90-е" и даже выпустить новый самолёт - Су-30. А потом дела и вовсе пошли "в гору". Хотя, конечно, не все новые проекты "Сухого" одинаково успешны и беспроблемны, но другие "фирмы" и этим похвастаться сегодня не могут.
  11. +3
    16 апреля 2021 21:04
    Цитата: knn54
    А сколько нереализованных проектов было у Бартини."Спасибо" Хрущеву и Туполеву.,Последний часть из них реализовал в облике Ту-144/Т-4.

    Нереализованных проектов хватало у всех. И у Бартини, и у Туполева. Лет 20 назад в книжном магазине мне попалась книга, посвященная КБ МиГ (к сожалению точного названия и автора не помню). Среди всего прочего - примерно с десяток фотографий МИГ-29, но не конечной конфигурации, а варианты, которые разрабатывались в КБ. Точно такие же рисунки видел и в 80-х у товарища, работавшего в авиаотрасли
  12. -1
    19 апреля 2021 11:55
    у нас над городов в 80-е годы летало что-то похожее на т60 по силуэту на дозвуковых скоростях с эскортом из 2 истребителей, причем эта штуковина имела очень не плохую маневренность.
    Внятно объяснить, что это было, я не могу, потому, что до сих пор не могу привязать ни к одному известному проекту достаточно близко.
    самолет больше всего напоминал современные гигантские транспортные самолеты, но имел совсем другие крылья, больше .характерные для сверхзвуковых бомберов.
  13. PPV
    0
    24 апреля 2021 00:55
    Слишком много ошибок и неточностей.
    Писать нужно о том, что знаешь...
  14. 0
    19 мая 2021 23:20
    Выглядет здорово
  15. Eug
    +1
    25 мая 2021 07:27
    Нужно понимать, какие типы он будет наследовать и какие задачи выполнять. Как по мне, стоило бы придать ему следующие основные функции - дальний бомбардировщик и ракетоносец (в т.ч. морской) на замену Ту-22Мх (в т.ч. в варианте РЭБ) и - дальний перехватчик (на замену МиГ - 31). Вижу его как "двухдвигательный" Ту-160 взлетным весом 55-65 тонн, внутренним отсеком оружия и возможностью длительного барражирования в воздухе. Чего не могу понять - это "надкрыльевое" расположение двигателей на проектах.
    1. 0
      28 мая 2021 19:50
      Цитата: Eug
      Нужно понимать, какие типы он будет наследовать и какие задачи выполнять.

      Все современные машины разрабатываются как универсальные платформы с последующим целевым заделом для каждого вида ВКС. Я, так думаю...
      1. Eug
        +1
        28 мая 2021 20:04
        Хорошо, если так. Это было бы правильно со всех точек зрения.
  16. 0
    28 мая 2021 19:44
    [iНеобычные двухтрубные двигатели требовали переделать хвостовую часть самолета с потерей характеристик. ][/i] Странно, неужели двухтрубную компоновку силовой установки нельзя разместить горизонтально? Вижу при этом одни плюсы.