Новый концепт истребителя для ВВС США: NGAD

44

Новый концепт из недавнего доклада министерства ВВС США

Уже несколько лет ВВС и авиационная промышленность США ведут работы по программе NGAD (Next-Generation Air Dominance), целью которой является создание истребителя следующего 6 поколения. Облик такой машины пока остается неизвестным, однако участники программы неоднократно публиковали различные концепты. На днях в свободный доступ попало очередное подобное изображение.

По известным данным


Источником последних новостей о программе NGAD стал недавний двухлетний отчет о закупках министерства ВВС в 2019-2020 гг. под названием «Building the Digital Force». В этом документе перечисляются все актуальные проекты, их основные особенности, стоимость и сроки выполнения. Вместе с прочими программами упоминается и разработка перспективного истребителя.



На странице программы NGAD приводится самое общее описание предпосылок к появлению проекта и ожидаемые возможности нового самолета. В отличие от других разработок, сведения о сроках выполнения работ и об их стоимости не приводятся. При этом к заметке приложено ранее не публиковавшееся изображение самолета в воздухе, демонстрирующее некоторые особенности конструкции и оперативные возможности.

Авторы доклада напоминают, что в проекте NGAD используются перспективные подходы к проектированию и организации производства. Они помогут сократить стоимость и сложность серии и эксплуатации, а также обеспечат достижение требуемого уровня характеристик и возможность регулярной модернизации.

Следует отметить, что подобные особенности проекта раскрывались и ранее, и в этом отношении двухлетний доклад не дает никакой новой информации. Таким образом, в заметке о программе NGAD наибольший интерес представляет иллюстрация. Она показывает как предполагавшиеся, так и совершенно новые особенности проекта. Впрочем, неизвестно, какие из них войдут в реальный проект, а какие попросту придуманы художником.

Технические решения


На иллюстрации показан самолет необычного вида интегральной компоновки с чертами летающего крыла и бесхвостки. Машина имеет стреловидное крыло, наплывы которого соединены с носовой частью фюзеляжа. Консоли крыла выполнены трапециевидными в плане. Изломанная задняя кромка отдается под управляющие поверхности и сопла. Самолет имеет пару килей, причем они выполнены складными – на некоторых режимах они должны лежать в соответствующих нишах на крыле.

В носовой части самолета располагается рудиментарный фюзеляж ограниченной длины, в котором располагается кабина пилота, вероятно, отсеки оборудования. По бокам от него находятся развитые гондолы двигателей. Воздухозаборники выведены на верхнюю сторону крыла и прикрыты от облучения снизу. Схожим образом выполнены плоские сопла с решетчатыми дефлекторами. Самолет имеет пару турбореактивных двигателей неизвестного типа.


Концепт NGAD от Lockheed Martin

Показана возможность несения ракет «воздух-воздух» по типу AIM-120. Схематически обозначено размещение вооружений во внутреннем грузоотсеке; он находится под каналом воздухозаборника.

Ранее неоднократно утверждалось, что самолет NGAD получит все необходимые сетевые возможности и сможет работать в составе межвидовых группировок. Это подтверждает и новая иллюстрация – на ней условно показана связь с другими самолетами или спутниками.

Изображение самолета из доклада «Building the Digital Force» также демонстрирует предлагаемые подходы к формированию облика и модернизации самолета. «Реальный» самолет дополнен виртуальной копией – ее предлагается использовать для ранних испытаний и отработки новых решений. Также показаны принципы постепенной замены различных агрегатов и вооружений с целью постоянного роста характеристик.

Габариты, массу и летно-технические характеристики такой версии NGAD оценить трудно. Вероятно, самолет подобного облика будет не меньше современного F-22 и может иметь большую массу. Соответственно, следует ожидать рост боевой нагрузки и расширение операционных возможностей. Впрочем, сведения такого характера пока не оглашались.

Возможные преимущества


Насколько опубликованный концепт соответствует реальным планам и желаниям ВВС США, неизвестно. Однако он вполне способен отражать актуальные взгляды на вопросы развития тактической авиации и показывать некоторые идеи из реального проекта. Соответственно, появляется возможность оценить некоторые качества как самого концепта, так и реального NGAD.

В первую очередь, иллюстрация к докладу показывает, что ключевым качеством нового самолета по-прежнему является малозаметность. Конструкция и обводы самолета сформированы с учетом сокращения отраженного сигнала; сокращена вероятность обнаружения с земли. Интересным решением являются складные кили: в зависимости от текущих потребностей, они могут лежать на крыле и сокращать ЭПР или подниматься в рабочее положение, повышая летные и маневренные характеристики.

Новый концепт предусматривает сохранение кабины пилота. Можно предполагать, что он также предполагает наличие беспилотных возможностей. Согласно разным оценкам, истребители следующего 6 поколения должны получать средства дистанционного или автономного управления. Ожидается внедрение искусственного интеллекта.

Новый концепт истребителя для ВВС США: NGAD
Вариант перспективного истребителя от Boeing

В программе NGAD используют новый подход к проектированию и организации производства, и раскрытый концепт полностью отражает его. Самолет становится модульным комплексом с возможностью быстрой разработки и внедрения новых компонентов. Это затронет как электронику и вооружение, так и другие системы. В частности, ожидается возможность регулярной замены двигателей на более новые.

Ожидается, что новые методы разработки позволят самолету постоянно оставаться «на переднем крае», но при этом упростят и удешевят все стадии его жизненного цикла. Сократится время на разработку и внедрение новых модификаций, в т.ч. самых сложных по типу ремоторизации.

Иллюстрации и реальность


Работы по теме NGAD продолжаются уже несколько лет и продвинулись достаточно далеко. В 2019 г. Пентагон рассмотрел предложенные проекты и инициировал следующий этап разработки. В сентябре 2020-го сообщалось, что уже существует и испытывается демонстратор технологий, повторяющий основные решения основного проекта. Прямо сейчас должны проходить новые работы того или иного рода, результаты которых объявят позже.

Наличие демонстратора технологий указывает на достаточно высокую степень развития проекта. Соответственно, в ближайшие годы должен появиться полноценный проект истребителя, а вслед за ним и первый опытный образец. Когда это произойдет – не уточняется, однако известные темпы выполнения работ позволяют делать самые смелые оценки.

Прототип может появиться уже в 2023-25 гг., и тогда же Пентагон должен будет показать его и раскрыть, как минимум, основные сведения и характеристики. Благодаря этому можно будет изучить и оценить готовый NGAD, а также сравнить реальный облик истребителя с опубликованными концептами – включая последний.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    19 апреля 2021 18:08
    Ну если эта машина лет через 10 взлетит, то это будет большое достижение.
    1. 0
      20 апреля 2021 12:41
      демонстратор уже летает с прошлого года
    2. 0
      15 июня 2021 19:07
      Я думаю она взлетит раньше. Через 10 уже начнутся серийные поставки
  2. +8
    19 апреля 2021 18:13
    Концептуальное изображение NGAD больше всего похоже на «разжиревшего» YF-23. Думаю итоговая машина будет ещё ближе к нему. Его делает Skunk Works. Складные кили необходимы для продвинутого стелс. Кили повышают заметность с боку, в метровом и более длинноволновых диапазонах. Но без них невозможно вести маневренный бой. Данное решение позволяет в зависимости от миссии быть менее заметным или более маневренным.
    Так же у них параллельно идёт разработка 6 поколения для флота, F/A-XX. Требования примерно такие же, только максимальная взлетная масса ограничена 40т, боевой радиус 1400 км+, двигатели, вероятно, XA100/101. Он на замену F/A-18E/F. Кстати сама программа называется так же NGAD, но скорее всего параллельна программа ВВС и делают 2 разные машины.
    1. 0
      19 апреля 2021 18:55
      Черная вдова и в наше время футуристично выглядит. Нам сильно повезло, что приняли на вооружение F-22, а не ее.
      1. +3
        19 апреля 2021 18:59
        Цитата: TARS_117
        Нам сильно повезло, что приняли на вооружение F-22, а не ее.

        Ой, да какая разница? Что F-22 спишут так и не воевавшим, что бы ее списали.
        А так да, время показало, что концепция YF-23 имеет больше места для жизни. Но костность мышления не дало генералам ВВС ее выбрать, им же хуже.
        1. +1
          19 апреля 2021 19:29
          Рано со счетов вы Раптора списываете, ой рано. Да и не в генералах дело было. Просто Нортроб грумен тогда уже на поток В-2 Спирит ставило, а отдать им еще и F-23, означало оставить Локхид мартин без заказов.
      2. 0
        15 июня 2021 19:11
        В чем конкретно "вам" повезло? Они ни разу не воевали лоб в лоб с русскими самолетами. И вроде бы пока не планируется. Пульнуть с F16 ракетой вдогонку по Су24 в Сирии - не в счет
    2. +2
      19 апреля 2021 19:06
      Цитата: OgnennyiKotik
      Но без них невозможно вести маневренный бой.

      Суди из статьи
      Воздухозаборники выведены на верхнюю сторону крыла и прикрыты от облучения снизу.
      Маневренный ВБ не сильно предусмотрен, затруднительно обеспечить нормальную работу СУ при больших углах атаки при таком размещении воздухозаборников. Скорее кили все таки обеспечивают продольную устойчивость на высоких скоростях.
    3. 0
      19 апреля 2021 20:24
      Кили повышают заметность с боку, в метровом и более длинноволновых диапазонах.

      А заметность самолёта сверху (перпендикулярно ) или снизу ,что понижает ? ))))
  3. +2
    19 апреля 2021 18:19
    Пока известно о 3 конкурентах по 6 поколению истребителя завоевания превосходства в воздухе.

    Франко-германо-испанский NGF (FCAS)

    Британско-итальянско-шведский Tempest

    Японский F-3


    У них у всех более классический дизайн, ближе к F-22. Думаю им придётся серьезно дорабатывать истребители.
  4. 0
    19 апреля 2021 18:26
    Я не специалист,Скорость,дальность -да.а вот малозаметность.не уверен.
    1. +5
      19 апреля 2021 19:20
      Цитата: knn54
      а вот малозаметность.не уверен.

      Раньше солдат одевали в яркие красивые наряды, строили в плотные каре и учили ходить строем с флагами и барабанами.
      Но с увеличением дальности и точности ружей солдат переодели в хаки и заставили ползать .
      То же и с самолётами.
      Сейчас кто кого первый увидел, тот того и убил.
      1. -8
        19 апреля 2021 20:30
        То же и с самолётами.
        Сейчас кто кого первый увидел, тот того и убил.

        Так было в 20 веке , в 21веке гораздо перспективней стелс-ракеты ,чем самолёт. Выдал ракете целеуказание и всё- самолёт не особо и нужен.
        1. 0
          20 апреля 2021 05:03
          Цитата: lucul
          гораздо перспективней стелс-ракеты ,чем самолёт. Выдал ракете целеуказание и всё- самолёт не особо и нужен.

          Вот именно, сначала надо выдать целеуказание, а как его выдать, если цель не видна?
          Да и без самолета как доставить ракету к месту пуска, ну или она сама станет размером с самолет и перестанет быть стелс.
    2. +4
      19 апреля 2021 19:50
      Скорость в основном сегодня нужна только перехватчикам. Круизная скорость имеет большее значение, чем максимальная на форсаже.
    3. 0
      8 октября 2021 12:40
      - Без малозаметности нет не то, что 6-го поколения, но не существует даже 5-го.
  5. +1
    19 апреля 2021 18:34
    Вот ведь благодатная почва... Бери любую компьютерную игру про войну будущего и на тебе концепты, уже в 3д и даже шевелятся :)
    1. +7
      19 апреля 2021 19:08
      Можно и из прошлого

      smile
      1. -1
        19 апреля 2021 19:35
        Ochen udachnoe krilo.
      2. +2
        19 апреля 2021 20:51
        Можно и из прошлого

        Да чего уж стесняться:
        1. +2
          19 апреля 2021 21:01
          Да, был здесь такой:)
          https://topwar.ru/116341-horten-ho-ix-poslednyaya-vozdushnaya-nadezhda-gitlera.html
          1. 0
            19 апреля 2021 21:09
            Да, неконтролируемые ассоциации. Увидел картинку в начале статьи и почему-то сразу про Horten IX вспомнил
  6. 0
    19 апреля 2021 18:37
    Воздухозаборники над крылом ?
    Где-то читал, что для некоторых критически важных этапов полета это решение не очень удачно.
    Опять же, они прямые, а везде пишут, что должны быть обязательно s- образные.
    1. +2
      19 апреля 2021 18:47
      Это иллюстрация концепта, реальная машина будет иной. Воздухозаборники будут как у B-2/3 или YF-23, S-образность это обязательное условие стелс.

      1. +1
        19 апреля 2021 19:00
        Огненный котик -вот именно, это концепт, это сборник идей, который может не выстрелить по причине излишней сложности, и непомерной дороговизны. Воздухозаборники могут быть в самом крыле, плоской формы, но более широкие, чтобы хватило набегающего потока воздуха для работы двигателя на всех режимах. Сейчас мы просто обсуждаем картинки, реальные прототипы могут и через пять лет не взлететь.
  7. +2
    19 апреля 2021 19:15
    "Самолет имеет пару турбореактивных двигателей неизвестного типа." (с) what У меня младшой любил рисовать такие картинки. Изобразит бывало самолет, а потом "обвесит" его разными приблудами и получается нечто фантастическое. Похоже кто-то научился на этом зарабатывать.
  8. 0
    19 апреля 2021 19:17
    Воздухозаборники выведены на верхнюю сторону крыла и прикрыты от облучения снизу.

    Тогда "картинки" не соответствуют! request fellow lol
  9. 0
    19 апреля 2021 19:46
    Цитата: TARS_117
    Черная вдова и в наше время футуристично выглядит. Нам сильно повезло, что приняли на вооружение F-22, а не ее.

    Ф 23 была лучше, но не проходила по эксплуатационным параметрам. Хотя могло быть и политическое решение.
    1. +1
      8 октября 2021 12:55
      - F-23 был компоновочно аэродинамически лучше F-22, потому, что его создатели отказались от традиционного хвостового оперения, там нет килей, - у него площадь крыла за счёт этого увеличена до 88 м² (у F-22 - 78 м²), - это важно, это существенно, поэтому при сходной общей площади омываемой поверхности он имеет лучшее аэродинамическое качество, при таких же двигателях он имеет:
      - большую крейсерскую. скорость;
      - больший потолок;
      - большую дальность полёта;
      - лучшую скороподъёмность;
      - лучшую маневренность по предельной тяге.
      Естественно, при создании самолёта 6-го поколения всё это будет учтено, он будет ещё больше приближаться к схеме "летающее крыло", вертикального оперения в виде килей там или не будет совсем, или (скорее всего) будет совмещённым со стабилизаторами, как на YF-23...
  10. +4
    19 апреля 2021 19:52

    прастити...
  11. +1
    19 апреля 2021 21:10
    Я подозреваю, что когда этот самолёт шестого поколения выйдет в товарных количествах, у нас основным будет по-прежнему очередной не столь далёкий потомок Су-27 (а то и более лёгкий МиГ-29). И будет пропаганда, что 4+++++ почти ничем не хуже полновесного шестого.
    1. 0
      26 июня 2021 01:19
      Скорее всего значительную роль будет играть ИИ, который должен заменить летчика. И при его использовании, "4+++++" может незначительно уступать 6-му поколению. А система ПВО может уровнять это отставание.
  12. 0
    20 апреля 2021 03:32
    Интересное кино ! По поводу размещения вооружения... размещается во внутреннем отсеке...но в первую секунду при взгляде на иллюстрацию "показалось", что сверху планера... Вспомнилось ,что в конце прошлого века всерьёз рассматривалось предложение "устраивать" внешнюю подвеску вооружения на планере сверху ! Не помню сейчас ,как именовалось такое размещение(может, "суперконфорное"?...) ;но , почему-то ,в последствии эту идею перестали обсуждать...почему ?
    1. +1
      20 апреля 2021 05:07
      Цитата: Nikolaevich I
      но , почему-то ,в последствии эту идею перестали обсуждать...почему ?

      Потому что стрелять сложнее.
      Из под крыла просто сбросил, она дальше сама полетела. Да и выхлоп от ракеты самолет не повредит. А при размещении сверху такой геморой вылезает, что проще забыть.
      1. 0
        20 апреля 2021 05:27
        Цитата: Пиджак в запасе
        при размещении сверху такой геморой вылезает, что проще забыть.

        Геморрой лечить можно ! При верхней внешней "подвеске" боеприпас "выстреливается" в верх ...и усё !
        1. 0
          20 апреля 2021 05:29
          Цитата: Nikolaevich I
          боеприпас "выстреливается" в верх ...и усё !

          И как вы себе это представляете?
          Я вот не очень.
          1. -1
            20 апреля 2021 05:54
            Цитата: Пиджак в запасе
            И как вы себе это представляете?
            Я вот не очень.

            А зачем нам представлять? belay "В ЦК не дураки сидят..." ! yes Это тех.решение предлагалось разработчиками концепта... bully
  13. -1
    20 апреля 2021 07:46
    Рисуют хорошо интересно как оно летать будет
  14. kig
    0
    4 июня 2021 15:45
    Истребители становятся все больше похожи на нло из фильма День незасисимости. Видать, Ангар-12 все же работает.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»