Строительство и продвижение американского перспективного разведывательно-ударного летательного аппарата

22

Опытный Sikorsky S-97 на аэродроме Редстоунского арсенала

Армия США продолжает работы по программе создания перспективного разведывательно-ударного летательного аппарата Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA). Проводятся различные мероприятия, принимаются необходимые документы и т.д. Активно работают и компании, претендующие на победу и будущее получение контрактов. К примеру, компания Sikorsky пытается привлечь заказчика не только готовым проектом, но и экспериментальной техникой.

Организационные вопросы


В декабре 2020 г. Пентагон в лице соответствующего управления утвердил «обзоры проекта и рисков» (Final Design and Risk Review, FD&RR) по программе FARA, входящей в состав более крупной FVL. Таким образом, заказчик оценил представленные на конкурс проекты и признал их пригодными к дальнейшему развитию и сравнению. Более удачный образец в дальнейшем будет принят на вооружение и заменит существующие вертолеты.



9 апреля состоялось заседание Совета по надзору за требованиями (Requirements Oversight Council, ROC), в ходе которого составили и утвердили новый определяющий документ. «Сокращенный документ по развитию возможностей» (Abbreviated Capabilities Development Document, A-CDD) утверждает тактико-технические требования к перспективным летательным аппаратам. Дальнейшее развитие конкурсных проектов будет осуществляться в соответствии с новым A-CDD.


Демонстрационный полет, 13 апреля 2021 г.

По ранее сформированным и теперь утвержденным требованиям компания Sikorsky / Lockheed Martin разработала и выставила на конкурс перспективный проект Raider X. Его конкурентом является вертолет Bell 360 Invictus. Руководство программы FARA хорошо отзывается о предлагаемых проектах. Разработчики новой техники сделали больше, чем от них ожидалось, и получившиеся проекты произвели самое хорошее впечатление.

Осенью прошлого года сообщалось, что компании-участницы FARA уже начали строительство новых опытных образцов, полностью соответствующих разработанным проектам. Прототипы должны быть готовы к концу 2022 ф.г., после чего начнутся их летные испытания. Затем технику нескольких типов сравнят и выберут более удачный образец для дальнейшей постановки на вооружение.

Демонстрация в войсках


Компания Sikorsky участвует в проекте FARA с проектом вертолета Raider X. В его основе лежат технологии, разработанные ранее и опробованные на нескольких экспериментальных машинах. В настоящее время для отработки таких решений используется опытный вертолет S-97 Raider.


На днях S-97 прибыл на базу «Редстоунский арсенал» (шт. Алабама) для выполнения демонстрационных полетов. Сообщается, что организация такого мероприятия была связана с некоторыми сложностями. «Рейдер» является инициативной разработкой «Сикорского» и имеет лишь косвенное отношение к FARA. Это в некоторой мере затруднило организацию показа на армейской базе.

13 и 15 апреля летчики из компании-разработчика выполнили серию полетов. В ходе мероприятия S-97 продемонстрировал свои скоростные и маневренные характеристики, а также способности к решению всех основных боевых и транспортных задач.

За полетами наблюдали представители управления Future Vertical Lift Cross Functional Team (FVL CFT), а также офицеры армейского Авиационного и ракетного командования Aviation & Missile Command (AMCOM). FVL CLT отвечает за проведение программы FVL и ее составляющей FARA, а командованию AMCOM в будущем предстоит стать основным эксплуатантом перспективной техники. Таким образом, на полетах присутствовали совсем не случайные зрители.


Рекламное изображение вертолета Bell 360 Invictus

Как на показательные полеты отреагировали представители армии – неизвестно. В то же время, в Sikorsky / Lockheed Martin высоко оценивают как сам проект S-97, так и демонстрацию вертолета потенциальному заказчику будущего Raider X. Разработчики ожидают, что недавние полеты были первыми, но не последними – и перспективные вертолеты «Сикорского» еще не раз будут демонстрироваться и испытываться Редстоунским арсеналом.

Не только полеты


Недавние мероприятия не ограничились одними полетами. Личный состав Арсенала и представителей ответственных организаций познакомили с новым вертолетом, хотя к полетам их пока не допускали. Также состоялось совещание на тему реальных возможностей и перспектив эксплуатации новой техники в войсках.

Компания-разработчик особо отметила высокий потенциал вертолета S-97 и перспективного проекта Raider X с точки зрения эксплуатации и обслуживания. Новые вертолеты комплектуются системой самодиагностики, выдающей экипажу информацию о состоянии матчасти и различные рекомендации.


Также разработана система Sikorsky Fleet Decision Tool, способная собирать и обрабатывать данные с нескольких вертолетов. С ее помощью планируется облегчить организацию работы целых подразделений. В частности, командир подразделения сможет оценивать состояние имеющихся вертолетов и на его основании определять очередность их использования в миссии. Это позволит оптимизировать расход ресурса и упростит организацию ремонтов без ущерба для боевой готовности подразделения в целом.

Потенциальные победители


В новой стадии программы FARA участвуют два проекта от компаний Bell и Sikorsky / Lockheed Martin. К этим проектам предъявляются одинаковые требования, но желаемый уровень характеристик достигается по-разному. Так, «Белл» предлагает вертолет традиционной схемы с несущим и рулевым винтами, в котором используется весь ее опыт в области авиастроения. Тем временем, «Сикорский» продолжает развитие своей концепции X2. Она предусматривает применение несущей системы из двух соосных винтов, а также толкающего хвостового винта.

Как следует из доступных материалов, оба проекта имеют преимущества друг перед другом, что затрудняет прогнозирование результатов конкурса. Сильной стороной проекта Raider X является принципиальная возможность получения высокой скорости полета. Используя заданный двигатель, вертолет максимальной массой 6,4 т сможет развивать скорость до 450-460 км/ч. При этом потенциал предлагаемой конструкции подтвержден на практике при помощи опытных вертолетов, один из которых на днях показали представителям армии.


Компания Bell в проекте «360» использует несущую систему традиционной конструкции. Ее уже испытали на скоростях до 370 км/ч, что на 40 км/ч превышает требования заказчика по максимальной скорости. Принимаются меры по повышению прочих рабочих и боевых характеристик, по упрощению эксплуатации и т.д.

От прототипа к контракту


С осени прошлого года две компании, занятые в программе FARA, ведут строительство опытной техники своей разработки. Условия программы позволяют им не торопиться, но в обозримом будущем вертолеты двух новых типов выйдут на испытания и «сразятся» друг с другом. Какой проект выберет армия – неизвестно. Пока ответственные лица положительно отзываются об обоих вертолетах от Sikorsky и Bell.

Участники проекта, в свою очередь, ведут уже начатые работы, а также проводят рекламные кампании, компании по продвижению своей продукции, стараясь заинтересовать армию и возможных других заказчиков. Как всегда, публикуются различные материалы по проектам. Кроме того, имеют место и альтернативные способы продвижения – такие как недавний показ техники военным.

Испытания двух вертолетов начнутся только в следующем году, а победителя конкурса объявят еще позже. Смогут ли нынешние меры повлиять на решение ответственных лиц – неизвестно. Но будущие контракты по FVL и FARA слишком выгодны, чтобы отказываться от какой-либо дополнительной рекламы или возможности показать свои разработки заказчику.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -13
    19 апреля 2021 04:51
    Ну надо же, американе наконец то освоили соосные несущие винты! Ждём заявлений о передовых позициях Америки в этом вопросе. laughing
    1. -12
      19 апреля 2021 05:04
      Ещё и тандемное размещение экипажа, как на наших вертушках используется. Взяли все лучшее, что смогли найти в мире.
      1. +8
        19 апреля 2021 05:32
        Цитата: Бережливый
        Ещё и тандемное размещение экипажа, как на наших вертушках используется
        Ну положим это наши у "Хью Кобры" присмотрели.
        1. -2
          19 апреля 2021 10:03
          а на кобру стырили из
    2. 0
      19 апреля 2021 14:21
      Пожалуйста,получите!Только что американский робот - вертолет совершил успешный первый полет , зависание и посадку на Марсе!
    3. -2
      13 июня 2021 10:58
      Не освоили. Камовцы поделились технологией
  2. 0
    19 апреля 2021 06:15
    из десятилетия в десятилетие идёт противостояние нв как единственного движителя вертолета и дополнительных толкающих/тянущих винтов. и все ещё точка не поставлена,а дебаты за оппонентов лишь жарче и жарче. технические риски или привычные решения на новом технологическом уровне? разработчик должен обладать просто божественной прозорливостью, чтобы чувствовать, что нужно заказчику,но и не забывать, что вертолеты в плане аэродинамической схем - одни из самых консервативных летательных аппапатов. с 1972 года фирма Сикорский запустила первую ЛЛ по этой тематике, а первый опытный образец появился лишь под конец второго десятилетия 21 века. за это время фронтовые боевые самолёты успели освоить в серии крылья изменяемой стреловидности и фюзеляжи с интегральной аэродинамической схемой.
  3. KCA
    -4
    19 апреля 2021 08:53
    При увеличении скорости полёта резко возрастает расход топлива, а тут ещё три винта, какая дальность полёта будет у этой вертушки?
    1. +6
      19 апреля 2021 09:32
      Дальность полёта такая же или выше. Расход топлива в час конечно выше (режиме максимальной скорости, в обычном полёте такой же как у Камовых), но времени на преодоления этого расстояния нужно практически в 2 раза меньше.
      У них сейчас 3 типа вертолётов на замену ударные, разведывательно-ударные, транспортные. Логично принять одры платформу под них. Платформа Х2 Сикорского идеально подходят для этого.
  4. +1
    21 апреля 2021 14:19
    Американцы пушат все основные направления конвертопланов:
    1. Полностью поворотные ТВД с редуктором и вмнтом и крылом
    2. Крыло на месте Полностью поворотные ТВД с редуктором и вмнтом
    2. не поворотные ТВД и поворотный редуктор с винтом
    3. Один несущий винт и один толкающий
    4. Соосник с толкающим винтом
    5. На подстраховке традиционная вертолетная схема (вилизанная до предела) которая потом перейдет в гражданские вертолеты.


    Хорошо, когда можно себе позволить поковыряться во всех схемах и сделать потом правильный выбор. Схему Шайена что то не воспроизвели.....

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»