Подводные лодки Швеции: когда качество не компенсирует количества

67

Да, многие эксперты сегодня говорят о том, что неатомные подводные лодки Швеции – лучшие в мире. Самые тихие, самые смертоносные. Способные решить все проблемы обороны Швеции от… Кстати, стоит рассмотреть подробнее, от кого эти чудо-подлодки и как будут оберегать шведов.

Но для начала небольшой экскурс в историю.



В течении нескольких десятилетий подводные лодки выпускались всего в двух вариантах: традиционные дизель-электрические подводные лодки, которым нужно подниматься на поверхность каждый день или два, чтобы перезарядить свои аккумуляторные батареи с помощью дизельных двигателей, и атомные подводные лодки, которые могли тихо находиться под водой в течение нескольких месяцев благодаря своим ядерным реакторам.

Недостатками атомных подводных лодок, конечно, является то, что они стоят во много раз дороже дизельных подводных лодок и требуют от страны-владельца наличия технологий ядерной энергетики и обученного персонала. Плюс немаленькие размеры атомных субмарин, что не очень удобно, когда речь идет об обороне, скажем, побережья Швеции или Финляндии. Шхеры, изрезанный рельеф, небольшие глубины и так далее.

В общем, как защитник прибрежных неглубоких вод, атомная подводная лодка не очень. А вот дизель-электрическая выглядит смотрится намного интереснее. Она тише, чем атомная (когда работает на аккумуляторах) и намного более дешевая.

Но в небольших акваториях выносливость атомной подводной лодки не так важна, как малозаметность ДЭПЛ.

Швеция. Страна, которая находится в довольно оживленном районе Балтийского моря, где пересекаются интересы сразу нескольких региональных держав, в том числе, участниц блока НАТО. Сама Швеция не является членом этого блока, но в свое время шведам было дано понять, что будет, в том случае, если страна выйдет из состояния нейтрала и решит примкнуть к НАТО.

Вроде пока помогает.

Шведы живут воспоминаниями о советской подводной лодке С-363, которая в 1981 году села на камни неподалеку от шведской военной базы Карлскруна. Лодку после этого прозвали «Шведский комсомолец». А шведские корабли, находясь под впечатлением от того, куда наши забрались под водой, на протяжении долгого времени боролись с советскими подводными лодками. Зачастую бесполезно расходуя боеприпасы.

В 2014 году Швеция очередной раз испытала приступ паранойи, когда шведские военные пытались отыскать в прибрежных водах российскую подводную лодку, имитирующую нанесение ядерного удара по Швеции. Лодки, естественно, не нашли, но на всякий случай сильно обиделись.

Но угроза в шведских мозгах все еще имеет место быть, а потому от нее надо чем-то защищаться.

И закипела работа в темпе ударников капиталистического труда.

Еще в 1960-х годах Швеция начала разработку модернизированной версии двигателя Стирлинга, двигателя с замкнутым циклом преобразования тепла, созданного в далеком 1818 году.

Вообще дебют двигателя состоялся в качестве автомобильного где-то в 1970-х годах, а затем шведский судостроитель «Kockums» успешно приспособил двигатель Стирлинга для подводной лодки «Нэккен» шведского флота в 1988 году. И построили три лодки этой серии.


Поскольку двигатель Стирлинга сжигает дизельное топливо с использованием кислорода, хранящегося в сжиженном виде в резервуарах, а не взятом из атмосферы, то лодка может спокойно перемещаться под водой в течении нескольких недель без необходимости всплывать на поверхность. Причем, делает это очень тихо. И быстрее, чем на электромоторах.

В конце 1990-х годов фирма «Kockums» построила три подводные лодки класса «Готланд», первые действующие подводные лодки, изначально спроектированные с воздушно-независимыми двигательными установками.

Первая лодка серии, «Готланд» прославилась тем, что «потопила» американский авианосец «Рональд Рейган» в ходе военных учений 2005 года. «Готланд» была арендована флотом США и работала в качестве «противника» на учениях. Оказалось, что ДЭПЛ с воздухонезависимой энергетической установкой очень опасный противник.


Технология Стирлинга в шведском исполнении была применена лицензионно в японских и китайских подводных лодках, а Германия и Франция, например, пошли своим путем, разработав более дорогие подводные лодки в ВНЭУ на топливных элементах и паровых турбинах.

Шведы тем временем, решили даже заработать на лодках. И сделали это весьма оригинально: взяли четыре старых подводных лодки класса «Вестерготланд» и переоборудовали их под установку двигателя Стирлинга.

Для этого лодки пришлось разрезать и удлинить на 12 метров! С 48 до 60. Две лодки до сих пор служат как тип «Седерманланд», а две были проданы Сингапуру и служат там как лодки класса «Лучник».

Вообще «Седерманланды» - это скорее эксперимент, чем серьезная работа. Лодки довольно старые, и к 2022 году должны быть выведены из состава флота.

А на замену им должны были прийти лодки класса А26. Лодки нового поколения и даже новой концепции.

Но не вышло. Лодки упорно не получались. Возможно, что тут дело было в конкуренции. Немцы сами с удовольствием строили дизельные подводные лодки и торговали ими по всему миру. А фирма «Kockums», шведская судостроительная, принадлежала, тем не менее, немецкому концерну «Thyssen-Krupp».

Произошел конфликт интересов, и шведское военное ведомство отказалось приобретать лодки у немецких шведов или шведских немцев. Только у своих.

Тут вовремя нарисовался «свой» концерн SAAB, который и получил заказ на подводные лодки. В почти принудительном порядке.

В SAAB господа сидели прагматичные и не желающие ссориться ни с кем. А потому не мудрствуя особо, они выкупили «Kockums» у «Thyssen-Krupp».

И в 2016 году был заключен контракт на постройку SAAB двух подводных лодок А26 для ВМС Швеции. Цена контракта вполне впечатляет: 959 миллионов долларов, что составляет всего 20% от стоимости одной атомной подводной лодки класса «Вирджиния».

SAAB пробовал продать лодки другим странам: в Австралию, Индию, Нидерланды, Норвегию и Польшу, но увы, французы и немцы очень крепко взяли под свой контроль рынок ДЭПЛ с ВНЭУ и отдавать его шведам не хотят.

Представители фирмы «Kockums» утверждают, что A26 достигнет новых уровней акустической скрытности благодаря новой технологии «Призрак», которая обеспечит лодке подлинную почти абсолютную скрытность. Технология включает в себя акустические демпфирующие пластины, гибкие резиновые крепления для оборудования, корпус с пониженным отражением волн и с новой системой размагничивания для снижения магнитной сигнатуры подводной лодки.

Предполагается, что корпус А26 также будет очень устойчив к подводным взрывам.

Лодка будет обладать Х-образными хвостовыми «плавниками» для большей маневренности в скалистых водах Балтийского моря, и неплохим вооружением из четырех 533-мм торпедных аппаратов, которые будут стрелять тяжелыми противокорабельными торпедами от известной фирмы «Бофорс» и двумя 400-мм аппаратами, которые будут использовать торпеды с управлением по проводам.

Четыре двигателя Стирлинга позволят обеспечить подводную крейсерскую скорость от 6 до 10 узлов.

Производители подчеркивают, что модульная конструкция лодки позволяет различные модификации. Например, можно сконфигурировать лодку под размещение в восемнадцати шахтах вертикального пуска крылатых ракет «Томагавк».

Таким раскладом очень заинтересовались поляки, которые давно мечтают о лодке с крылатыми ракетами на борту. Да и шведам, у которых «угроза» постоянно в шхерах присутствует в виде российских подводных лодок, тоже очень нужно.

Пусть на весь Балтийский флот подводная лодка вообще-то всего одна.

Еще одной важной особенностью является специальный «многоцелевой» портал для развертывания сил специального назначения и подводных аппаратов, очень востребованный для современных подводных лодок. Расположенный между торпедными аппаратами в носовой части, портал также может быть использован для приема подводного беспилотника AUV-6, который может быть запущен из торпедных аппаратов.

Некоторые американские военные издания типа The National Interest и Drive расхваливают шведские лодки прямо наперебой. Превознося до небес их возможности.

Возможно, это делается с некоторым намеком в нашу сторону. Все равно, там в курсе, что мы читаем.

На самом деле, хвалить можно все что угодно и как угодно. Было бы желание. С одной стороны, сейчас стоит просто подождать, пока лодки проекта А26 будут реализованы в металле. И тогда все будет ясно: если потенциальные покупатели типа Польши, Нидерландов, Норвегии, то есть те, у кого желания много, а денег мало, бросятся покупать – значит, «поплыло».

Нет – ну на рынке присутствуют немцы и французы, есть у кого купить, если надо.

Другой вопрос, что если шведские лодки действительно будут очень удачными (а они вполне могут таковыми оказаться), это может еще сильнее сказаться на балансе сил на Балтике.

Увы, но Балтийский флот, который насчитывает аж полторы «Варшавянки» (одна в ремонте) и без шведов находится в положении слабейшего в плане подводной войны.

Германия – 6 подводных лодок, все 6 с ВНЭУ.
Швеция – 5 подводных лодок, все с ВНЭУ.
Нидерланды – 4 подводных лодки.
Польша – 2 подводные лодки.
Норвегия – 6 подводных лодок.


Да, раритеты 60-х годов германской постройки, которые на вооружении ВМС Польши – это чисто для статистики.

Но и без польских руин против нас 11 лодок с ВНЭУ и 10 обычных. Всего в 21 раз больше, чем у ДКБФ.

Есть о чем подумать.

В том случае, если шведы получат в свое распоряжение три новейшие подводные лодки, это еще больше усугубит пропасть между флотами. А если начнут продавать свои лодки всем, кто сможет заплатить, то дело станет еще более неприятным.

Даже если шведские лодки не окажутся такими роскошными, как это пытаются показать. В любом случае, три подводных лодки, даже прекрасных, этого мало, чтобы Швеция в одиночку могла решать какие-то свои задачи, кроме защиты своего побережья. Реально случай, когда количество может компенсировать качество.
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -13
    29 апреля 2021 06:01
    Больше подлодок больших и малых...Скоро в Балтийском море протолкнуться нельзя будет от столповторения различных надводных и подводных кораблей. what
    Есть ли смысл увеличивать количество подлодок при такой малой морской акватории.
    Всё просматривается и простреливается там насквозь с береговых линий.
    1. +15
      29 апреля 2021 06:16
      Есть ли смысл увеличивать количество подлодок при такой малой морской акватории.


      Вы предлагаете обойтись одним Палтусом 1986года постройки? Второй Палтус "Алроса" 1988 г.п не ремонтировать? Что бы враги от испуга не разбежались?
      1. -19
        29 апреля 2021 06:22
        Обоснуйте необходимость иметь больше Палтусов, можно наклепать хоть десять штук... но их же надо обслуживать, больше людей и ресурсов выделять на них. А боевую задачу может выполнить и пара Палтусов в этом районе. hi
        1. +16
          29 апреля 2021 06:35
          каким образом они ее выполнят, если море кишит чужими подлодками?
        2. +2
          29 апреля 2021 07:05
          Цитата: Леха с Андроида.
          Обоснуйте необходимость иметь больше Палтусов,

          Список подлодок стран вероятного противника, указанный в статье, подойдет в качестве обоснования? wink
          1. -6
            29 апреля 2021 07:26
            Нет... они исходят из своих задач, какую задачу вы поставите десятку Палтусов, обоснуйте эту необходимость.
            Если противник будет иметь сотню подлодок в одном районе, неужели вы туда сунете свою сотню по принципу равновесия?
            1. +1
              29 апреля 2021 09:36
              Цитата: Леха с Андроида.
              Нет... они исходят из своих задач, какую задачу вы поставите десятку Палтусов, обоснуйте эту необходимость.
              Если противник будет иметь сотню подлодок в одном районе, неужели вы туда сунете свою сотню по принципу равновесия?

              Не специалист по планированию операций флота и не подводник я, но .. судя по карте, БФ просто обязан иметь 2 бригады НАПЛ в Балтийске и Кроштадте, по 6 вымпелов в каждой. При начале серьезного конфликта, поддержка Калининградского анклава станет первочередной, стратегической задачей. Обеспечить безопасность морскому каравану и дать жесткий отпор противнику эффективно смогут лишь ПЛ и МА БФ. 1, 2 или 5 лодок для таких задач явно недостаточно. 12, думается, будет в самый раз. Или, может быть, спецы-подводники меня поправят...
              1. +4
                29 апреля 2021 13:23
                Цитата: Doccor18
                Обеспечить безопасность морскому каравану

                Какому каравану? Откуда куда?
                1. +1
                  2 мая 2021 06:42
                  Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                  Какому каравану? Откуда куда?
                  Из Кронштадта в Калининград, десант из БДК на побережье других стран, выход кораблей Балтийского флота из Балтийского моря в Северное море.
        3. +1
          29 апреля 2021 13:24
          Мне непонятно почему американцы на протяжении уже многих лет так сильно пиарят шведские подводные лодки с двигателями Стирлинга, хотя ни одной подобной лодки у США нет и в ближайшее время не предвидится. А это всего лишь ВНЭУ - маломощьная дополнительная установка, которая ни как не заменит основной дизель-электрический двигатель. Стирлинг ли это, либо другой тип ВНЭУ - это в силу технических причин, маломощьные установки, которые не могут являться альтернативами ни дизель-электрическим, ни тем более атомным двигателям.
      2. +17
        29 апреля 2021 06:43
        У одного меня статья вызвала противоречивые ощущения?
        Вот в заглавии автор упоминает количество - качество. Типа, не случилось этого. А потом, на протяжении статьи, вынужден признавать, что шведские лодки имеют успех. Тактический, технический, экономический.
        Или, вскользь брошенный вопрос: а от кого обороняться? А через абзац приводит пример, как лодка СССР села на камни у берегов Швеции.
        Нет. Венигрет получился ...
        1. +12
          29 апреля 2021 09:01
          959 миллионов долларов, что составляет всего 20% от стоимости одной атомной подводной лодки класса «Вирджиния

          "Вирджиния" по Роману что, 4,8 млрд бакинских стоит??? Так это раза в 2 дороже чем "Сивулф", от которого ВМС США отказались по причине его дороговизны.
          1. +4
            29 апреля 2021 09:38
            Цитата: Артём Карагодин
            959 миллионов долларов, что составляет всего 20% от стоимости одной атомной подводной лодки класса «Вирджиния

            "Вирджиния" по Роману что, 4,8 млрд бакинских стоит??? Так это раза в 2 дороже чем "Сивулф", от которого ВМС США отказались по причине его дороговизны.

            Тоже на это обратил внимание. Вирджиния у Романа в полтора раза дороже Сивулфа выходит, а в реальности почти наоборот.
            1. +2
              29 апреля 2021 11:51
              Ну, ошибки у всех бывают. Хотя, может, он не совсем точно выразился. Надеюсь, этот момент в публикации поправят?
  2. -5
    29 апреля 2021 06:35
    Запланировать на Балтике минный террор. Проработать ( и подготовить) возможность(оперативные способы доставки/установки),в случае чего, завалить Балтику минами всех конструкций ( в основном самых тупых), возрастов и размеров - "суп с клецками" только не в одном Финском заливе а в общебалтийском масштабе
    1. +3
      29 апреля 2021 06:58
      Да smile сами не ездим и другим не дадим, минами можно блокировать Балтику вдоль и поперек.
      С ВОВ до сих пор всплывают старые мины время от времени.
      1. +7
        29 апреля 2021 08:58
        Тоже подумал - при современной-то электронике сотворить мину с запасом хода и мозгами Эйнштейна . Этакий "беспилотник". Пусть лежит и слушает. И аккустический шифрованный канал , чтоб на своих не "бросалась" . .Ведь по сути дела подлодка делает тоже самое - медленно ползающая по позиции мина с экипажем. Тем более какой смысл иметь крылатые ракеты на ПЛ на Балтике . Её проще с берега пустить, или с воздуха , чем из лужи, через которую перепрыгнуть можно..

        Да, автору - японцы отказались от стирлингов в пользу вставки в корпус отсека аккумуляторов. Результат практически тот же, а геморроя с криогенной кислородной инфраструктурой на базах нет.
    2. -1
      29 апреля 2021 09:41
      Цитата: mark1
      Запланировать на Балтике минный террор. Проработать ( и подготовить) возможность(оперативные способы доставки/установки),в случае чего, завалить Балтику минами всех конструкций ( в основном самых тупых), возрастов и размеров - "суп с клецками" только не в одном Финском заливе а в общебалтийском масштабе

      И плюнуть раз и навсегда на Калининградскую область...
      1. +8
        29 апреля 2021 12:39
        Я не знаю, зачем вам объяснять, но ... попытаюсь - речь идет, конечно же, о военном периоде (час Ч). А все знают, что в этот период до Калининградской области лучше всего добираться по суше.. smile
        1. +1
          29 апреля 2021 12:48
          Цитата: mark1
          А все знают, что в этот период до Калининградской области лучше всего добираться по суше..
          Звучит очень многообещающе, патриотично и, где-то даже, геройски...
          Реальность, в свою очередь, иногда может вносить свои коррективы... По суше еще нужно успеть дойти...
          1. +6
            29 апреля 2021 12:52
            Да хоть геройски, хоть ковбойски. Как в случае военных действий вы собираетесь поддерживать связь с Калининградской областью по морю?! Пешим водолазным ходом, тайными тропами? Смотрите на вещи реально.
            1. +1
              29 апреля 2021 13:31
              Цитата: mark1
              Да хоть геройски, хоть ковбойски. Как в случае военных действий вы собираетесь поддерживать связь с Калининградской областью по морю?!

              По ходу, товарищ всерьёз говорит о подводных блокадопрорывателях))) Тени Второй мировой зашевелились)))
          2. +1
            29 апреля 2021 18:17
            Цитата: Doccor18
            Цитата: mark1
            А все знают, что в этот период до Калининградской области лучше всего добираться по суше..
            Звучит очень многообещающе, патриотично и, где-то даже, геройски...
            Реальность, в свою очередь, иногда может вносить свои коррективы... По суше еще нужно успеть дойти...

            Думаете морем нам позволят это сделать?(соотнесите баланс флотов).
            1. -1
              29 апреля 2021 20:52
              Цитата: A.A.G.
              Думаете морем нам позволят это сделать?(соотнесите баланс флотов).

              Баланс нужно менять.
              Конечно, не флотом единым,вместе с ВКС, но сколько времени может продлиться сухопутная операция по деблокаде не известно. Да и не известно, будут ли вовлечены в конфликт Швеция и Финляндия.
              1. +1
                29 апреля 2021 21:14
                Цитата: Doccor18
                Цитата: A.A.G.
                Думаете морем нам позволят это сделать?(соотнесите баланс флотов).

                Баланс нужно менять.
                Конечно, не флотом единым,вместе с ВКС, но сколько времени может продлиться сухопутная операция по деблокаде не известно. Да и не известно, будут ли вовлечены в конфликт Швеция и Финляндия.

                От меня плюс за конструктив...
                Но!А есть возможность(желание-оставим за рамками обсуждения)менять баланс?
                По скандинавам...У Вас есть сомнения? В этот раз им не дадут возможности "отсидеться" как во ВМВ.
                ...На Балтике кроме них хватает "оппонентов"(((.
                1. +1
                  30 апреля 2021 06:01
                  Цитата: A.A.G.
                  Но!А есть возможность(желание-оставим за рамками обсуждения)менять баланс?

                  А разве ее нет? Что мешает построить десяток, хотя бы Варшавянок (раз уж ВНЭУ совсем не идет)? В 90-2000-е их немало сдали на экспорт, и темпы были неплохие.
                  Цитата: A.A.G.
                  По скандинавам...У Вас есть сомнения? В этот раз им не дадут возможности "отсидеться" как во ВМВ.

                  Есть сомнения. Одно дело - боевито кричать и делать надменный вид, другое - идти воевать и гибнуть за интересы заокеанских кураторов.
                  Цитата: A.A.G.
                  ...На Балтике кроме них хватает "оппонентов"(((.

                  Это да.
        2. -3
          29 апреля 2021 15:46
          Блажен,кто верует!
          1. 0
            29 апреля 2021 15:50
            В вере главное вражьи голоса не слушать.
        3. +2
          29 апреля 2021 18:30
          Цитата: mark1
          Я не знаю, зачем вам объяснять, но ... попытаюсь - речь идет, конечно же, о военном периоде (час Ч). А все знают, что в этот период до Калининградской области лучше всего добираться по суше.. smile

          ИМХО: с технической,военной точки зрения (в политику не лезем...)есть две причины не осуществлять предложенный Вами проект:
          1)отсутствие у нас мин соответствующей скрытности,надёжности,избирательности.(не спец.!-только на основе статей этого-же ресурса!).
          2)наличие у вероятного противника(противников) тральщиков в достаточном количестве(открытые источники), и качестве(по выводам авторов "ВО" близких к теме...).(((
          1. -1
            29 апреля 2021 18:52
            1.
            Цитата: A.A.G.
            минами всех конструкций ( в основном самых тупых), возрастов и размеров

            2.
            Цитата: A.A.G.
            в достаточном количестве

            это вещь весьма субъективная
      2. 0
        29 апреля 2021 18:15
        Цитата: Doccor18
        Цитата: mark1
        Запланировать на Балтике минный террор. Проработать ( и подготовить) возможность(оперативные способы доставки/установки),в случае чего, завалить Балтику минами всех конструкций ( в основном самых тупых), возрастов и размеров - "суп с клецками" только не в одном Финском заливе а в общебалтийском масштабе

        И плюнуть раз и навсегда на Калининградскую область...

        При существующем балансе сил флотов на Балтике нам дадут шанс на морской транзит?
        1. -1
          29 апреля 2021 20:56
          Цитата: A.A.G.
          При существующем балансе сил флотов на Балтике нам дадут шанс на морской транзит?

          При существующем - конечно нет.
          Поэтому я и пишу о том, что БФ просто обязан иметь серьезные подводные силы и морскую авиацию.
      3. во время войны никто не будет обращать внимание на литву и латвию. тем более это страны из блока нато.
    3. +1
      29 апреля 2021 18:11
      Цитата: mark1
      Запланировать на Балтике минный террор. Проработать ( и подготовить) возможность(оперативные способы доставки/установки),в случае чего, завалить Балтику минами всех конструкций ( в основном самых тупых), возрастов и размеров - "суп с клецками" только не в одном Финском заливе а в общебалтийском масштабе

      Уж не знаю,кто и за что Вас минусовал...Спецы, с неведомыми для широкой общественности знаниями,или люди не знакомые с географией(хотя бы Балтики)...Может быть адепты темы,что Калининград,если че,усмирит все страны имеющие выход к Балтийскому морю...Хотелось бы услышать их аргументы.
      1. 0
        29 апреля 2021 18:58
        Цитата: A.A.G.
        не знаю,кто и за что Вас минусовал...

        А это мои "фалловеры", как говаривал Игорек Гнездилов.
  3. +2
    29 апреля 2021 06:38
    Основная проблема всех этих Кокумсов и Саабов в том, что нет противника. Не будет и заказов request
    Своей истерией по поводу угрозы с Востока через прессу они пытаются как-то расшевелить общественное сознание и сознание имеющих деньгу, но...Факты говорят о том, что угрозы в море нет. И лодки особо не нужны
  4. +4
    29 апреля 2021 08:05
    Основная проблема БФ не шведские лодки, а срам российского судостроения, которое строит лодки с характеристиками времен ВОВ.
  5. +7
    29 апреля 2021 08:15
    Первый раз слышу чтоб Нидерланды и Норвегия относились к странам Балтийского бассейна. Т.е. войти в Балтику их субмарины конечно могут, но тогда с тем же успехом можно в список вставить и США, и Британию, и вообще всех кому может захотеться поиграть в "морской бой" не на бумажке из тетради в клеточку или даже компе, а конкретно в натуре.
  6. +1
    29 апреля 2021 08:42
    И что такое будет,если Швеция перестанет быть нейтральной и войдёт в НАТО?Россия нападет на неё?Санкции?Или что?
    1. +4
      29 апреля 2021 09:36
      Интересно прикинуть из чего состоят. лодки нового поколения и новой концепции. ласса А26
      1 имеют по 4 стирлинга ,
      2 как известно у стирлинга обороты в два три раза меньше чем у дизеля поэтому надо применять малооборотные генераторы увеличенного размера и веса ,
      3 стирлинг очень подходит для вращения винта лодки без редуктора, ведь тот и другой малооборотные и к тому же стирлинг очень тихий , но его очень т рудно , а скорее вообще невозможно сделать большой единичной мощности , собственно поэтому их там 4 штуки , возникает вопрос могут ли они все сразу вращать один винт , если нет , то ценность его применения вызывает сомнения
      4 думается (не нашел данных) энергоустановка новых лодок не является единой и у них по мимо стирлингов есть обычный дизель
      5 для нагрева стирлинга используется солярка продукты горения которой помимо двуокиси углерода и воды содержат и другие газы с которыми надо чего то делать или химически поглощать или сжижать при помощи криогенного оборудования
      6 на борту имеется запас жидкого кислорода ,неясно можно или нет его пополнять в походе
      7 солярка
      8 аккумуляторы
      9 вооружение
      Итого в небольшую лодку семели уместить смесь подводной электростанции с химкомбинатом и арсеналом.
      1. +5
        29 апреля 2021 11:28
        думается (не нашел данных) энергоустановка новых лодок не является единой и у них по мимо стирлингов есть обычный дизель
        Правильно думается.

    2. +3
      29 апреля 2021 12:43
      Цитата: татьяна корженко
      И что такое будет,если Швеция перестанет быть нейтральной и войдёт в НАТО?Россия нападет на неё?Санкции?Или что?

      мне тоже не совсем понятен этот пассаж Скоморохова:
      но в свое время шведам было дано понять, что будет, в том случае, если страна выйдет из состояния нейтрала и решит примкнуть к НАТО.

      Кем и что именно было "дано"?
  7. +1
    29 апреля 2021 10:25
    Если Балтику засеят современими минами вести действия на море там будет очень трудно. При етом вся акватория простреливается с берега.
    Может бить будет возможность использоват только подводние лодки без екипажа.
  8. -3
    29 апреля 2021 10:54
    Лодок у нас на Балтике не одна, а три.
  9. +4
    29 апреля 2021 12:16
    Автор не подскажете зачем на Балтике вообще флот в этой ловушке, называемой Финским заливом и зачем там подводные лодки. В мирное время я еще понимаю, просто база для отправки кораблей в Атлантику, но в военное время флот будет уничтожен или заперт, почище чем в ВОВ. Практически то же и с Черным морем, вернее с крейсером, который стоит просто так, не выполняя никаких задач в данном регионе. Пустая трата денег.
    Необходимо определиться какая мы держава (морская или океанская) и что мы хотим в мирное и военное время. Вы в мирное время кого подлодками топить собрались? Ну, а военное время в случае конфликта с США наш флот будет уничтожен очень быстро, все будет решать ядерная триада.
    Пусть США надрывают свой пуп тратя деньги на авианосные группы, на закупку огромного числа ненужного в наше время оружия, нам же приходится выбирать, что развивать.
    1. -2
      29 апреля 2021 12:47
      Цитата: Виктор Сергеев
      конфликта с США наш флот будет уничтожен очень быстро, все будет решать ядерная триада.

      Вообще-то, флот - составная часть этой триады. Если он "будет уничтожен очень быстро", то на кой ляд он тогда вообще нужен, получается?
      1. +1
        29 апреля 2021 15:39
        По поводу Шведских стирлингов для П.Л , как пишут они работают на солярке, где в горелку примерно как в бензорезе раздельно подают солярку и кислород в итоге получается компактное пламя температурой 2000- 2400*С , самое то, что нужно для нагрева рабочего цилиндра стирлинга, но температура очень высока и требует применения специальных материалов при том очень вероятно что горение происходит с небольшим избытком топлива, иначе в "дымовых" газах будет присутствовать не участвовавший в реакции кислород с который потом надо чего то делать , а если горение происходит при избытке топлива то наверняка будет выделяться сажа и ее то же надо как то удалять , в общем там полно заморочек с ихними стирлингами и очевидно поэтому наши не стали их копировать , и правильно надо идти своим путем , намного проще поставить единую энергоустановку из турбины с генератором на этиловом спирте и кислороде , на выходе будет углекислый газ и дистиллированная вода , кстати пресная чистая вода на лодке то же нужна .
        1. +1
          29 апреля 2021 17:06
          Есть такой параметр топлива удельная теплота сгорания: т. е. сколько теплоты выделяется при сгорании равной единичной массы топлива. Вот значения для 1 кг разных веществ:
          Вещество - Теплота сгорания, МДж/кг
          Водород - 141
          Бор - 58
          Ацетилен - 50,4
          Метан (лабораторный) - 50,1
          Этилен - 48,0
          Пропан - 47,54
          Бутан - 47,2
          Бытовой газ - 46,1
          Пропан-бутан (баллонный) - 43,8
          Бензин - 42-44
          Литий - 43
          Дизельное топливо - 42,7
          Нефть - 41
          Керосин - 40,8
          Рапсовое масло - 39,6
          Подсолнечное масло - 39,5
          Мазут - 39,2
          Химически чистый углерод - 32,8
          Древесный уголь - 31
          Каменный уголь антрацит - 31
          Алюминий - 31
          Этанол - 30
          Условное топливо - 29,308 (7000 ккал)
          Т. е. по сравнению с ДТ спирта нужно будет брать как минимум на 42% больше по массе. Компенсирует ли это образование воды в результате?
        2. Комментарий был удален.
        3. +1
          30 апреля 2021 20:53
          Цитата: agond
          По поводу Шведских стирлингов для П.Л ,

          Не буду про подводную войну на Балтике, силу НАТО и "слабость" России, но, полагаю, вы правы, что и у шведских, и у немецких ВНЭУ немало проблем. Поэтому и не слышно особых восторгов по их поводу и лодок подобных немного.
          А нашим спецам - удачи. Да, сегодня кисло. Но когда сделают (в чём не сомневаюсь) тогда будем радоваться. Надеюсь - лучшему ВНЭУ.
      2. +4
        29 апреля 2021 18:18
        Да не флот часть триады, а подлодки. Все остальные наши корабли хороши в мирное время. Наш флот нужен для выполнения локальных задач, например в Сирии. Сколько уже "Москва" фактически просто стоит и практически не двигается, а сколько денег уходит на его содержание? Все наши порты, даже Владивосток, это ловушки для флота в военное время. Россия сухопутная страна и основная ее сила не во флоте, а в сухопутных силах. Именно исходя из этого Россия сейчас строит корветы, в крайнем случае фрегаты и эсминцы, время крейсеров закончилось, а скоро и авианосцы уйдут в утиль.
  10. +3
    29 апреля 2021 15:56
    Снова проходная статья Романа ни о чем... Просто много букв...
  11. +2
    29 апреля 2021 17:06
    А чего там, на Балтике, делать «в случае чего»? Никакого транспортного сообщения там все равно не будет, контролируй воду или нет. С берега любой транспорт потопят. Запускать оттуда ракеты с кораблей? Да тоже сомнительно.
  12. +2
    29 апреля 2021 17:36
    А то, что лодки Швеции неотъемлемая часть НАТО и рассматривать их нужно именно в общей статистике по альянсу. И на данный момент БФ это флотилия, а не флот и выполнять в глобальной войне функции его хватит на неделю. Другое дело сам театр военных действий будет сухопутный и возить после потери Калининграда будет нечего. Как собственно и некого ибо на тот момент ракеты уже прилетят.
    1. +1
      29 апреля 2021 19:14
      Цитата: CouchExpert
      Т. е. по сравнению с ДТ спирта нужно будет брать как минимум на 42% больше по массе.

      Да это минус спирта потребуется больше, правда не 42;%, а на где то на 25%, но зато сколько плюсов
      1 продукты сгорания чистый СО2 и Н2О не нужно ничего химически поглощать или сжижать
      2 в турбине можно сжигать слегка разбавленный водой спирт , это понизит температуру лопаток турбины и добавит пара, то есть мощности
      3 парогазовые турбины имеют высокие обороты и поэтому у них высокая удельная мощность, выше чем у поршневых двигателей, как следствие турбина будет малогабаритная и эл. генератор который она крутит то же будет малогабаритным и легким .
      4 герметизация агрегата турбина-генератор намного проще герметизации агрегата стирлинг-генератор , кстати если один стирлинг на прямую крутит винт (идеальный вариант для его применения на лодке) то герметизация его вала будет очень непростым делом, а механически соединить валы четырех стирлингов с винтом это вооЩЕ.. Прим. герметизация стирлингу нужна по причине высокого давления (150-240атм и выше )накачанного в него рабочего тела (газа) , кстати на роль рабочего тела лучше всего подходит водород или гелий которые практически невозможно долго удерживать сальниковыми уплотнителями (возможно приходится иметь некоторый запас этого газа для компенсации утечек)......в общем шведам совсем не скучно со своими стрилингами
      5 По шумности турбины, если на одном валу вежду двумя бесщеточными генераторами постоянного тока поместить колеса турбины то этот общий "ротор" может вращаться в магнитном поле без подшипников практически бесшумно ,со стирлингом такой фокус сотворить нельзя
      1. +1
        29 апреля 2021 20:25
        Цитата: agond
        Да это минус спирта потребуется больше, правда не 42;%, а на где то на 25%, но зато сколько плюсов

        Это почему? С учетом разной плотности ДТ и спирта по объему так даже на 46 (если в тех же баках - минус дальность на те же 46). Из-за бОльшего КПД ГТД по сравнению с дизелем? А пацаны-то на танках и кораблях не знают!

        Вода в турбине (если это не пар в паровой турбине в нужном месте и с нужными параметрами) может вызывать разные нездоровые явления от коррозии до кавитации, кроме того если разбавлять топливо в тепловой машине, то мощность тупо упадет, а не возрастет (в единицу времени будет вырабатываться меньше теплоты).
        1. 0
          29 апреля 2021 22:12
          Разность в плотности солярки и спирта и разности в их теплоте сгорания конечно есть , но это не критично ( опыт эксплуатации автомобилей на спирту), для справки в проекте А615 "зажигалка" солярки было 23т или 5 % от ее подводного водоизмещения 504т, еще ,было 8.5т жидкого кислорода и было14.9т химического поглотителя , и некоторый запас пресной воды то же был , на 10 суток автономности для экипажа 33 человека , а если автономность будет скажем 30 суток то воды потребуется больше , конечно можно опреснять и забортную воду только зачем если есть она уже есть .
          И о " воде в турбине" , при сжигании углеводородов ,в том числе спирта, в чистом кислороде температура всегда бывает далеко за 1000*С и даже за 2000*С, так вот температура сама по себе не оказывает давления на лопатки турбин , но зато активно их разрушает поэтому без особой нужды температуру не повышают , и вообще турбины могут работать с хорошим КПД и при 550*С, а некоторая добавка воды в спирт сделает температуру горения менее 1000*С ,и ни какой "кавитации" .
  13. kig
    +2
    30 апреля 2021 03:00
    В любом случае, три подводных лодки, даже прекрасных, этого мало, чтобы Швеция в одиночку могла решать какие-то свои задачи,кроме защиты своего побережья
    - между прочим, именно защита СВОЕГО побережья и СВОИХ территориальных вод является главной задачей ВМФ Швеции.
  14. 0
    30 апреля 2021 08:51
    Что то мне подсказывает что в случае войны мин в море будет больше чем кильки и все эти лодки у пирсов так и сгниют.
  15. -1
    30 апреля 2021 11:03
    Да хоть 100 Варшавянок построй, чем они воевать будут, если у нас противолодочного вооружения нет?
  16. 0
    1 мая 2021 17:22
    На "Западном фронте без перемен" Ремарка, там кто то из героев говорил, типа зачем на войну гонять столько нарду. Пусть два правителя враждующих стран выйдут и набьют друг другу морды.
  17. +1
    4 мая 2021 14:17
    А зато у нас есть парк патриот с храмом.Автор похоже недооценивает силы молитвы по борьбе с супостатом.
  18. 0
    4 мая 2021 21:22
    А эти лодки нельзя сделать беспилотными? Не как Посейдон, обычная великая торпеда, а именно полноценная беспилотная подводная лодка?
    1. +1
      5 мая 2021 16:44
      Дополнительно оборудовать торпеду шнорхелем с малениким экономичным ДВС на сжиженном газе плюс радиостанция для передачи своих координат и для получения координат чужих, и команды атаковать . Под шнорхелем она будет долго плавать и обнаружить ее будет довольно сложно так как слишком маленькая и потом можно периодически идти на аккумуляторах , а если скажем вместо ДВС поставить стирлинг на радиоизотопах то автономность будет наверное полгода. ,
  19. 0
    13 мая 2021 18:15
    Гнусная провокация. На свете не может быть подлодок (подводок) лучше, чем в России при Путине.
  20. 0
    5 июня 2021 19:28
    Здесь уместно будет упомянуть что кроме количественного и качественного отставания флота по ПЛ мы сильно отстаем и противолодочным средствам вооружения корветы которые плавают около берега с крылатыми ракетами это хорошо но слишком мало что бы оказать какое либо сопротивление в случае вооруженного конфликта, малозаметные НАПЛ блокировав наши ВМБ будут топить наши корабли при выходе из базы т.е. уничтожат флот до того как он выйдет в открытое море.
  21. 0
    6 июля 2021 20:14
    Единственное хочется добавить страна не входящая в блок НАТО проектирует, строит и продает ПЛ с ВНЭУ. Это очень хорошее достижение. Клуб стран использующих такие ПЛ ограничен. Нам бы тоже как бы попасть в эти ряды было бы не плохо.
  22. 0
    17 августа 2021 17:59
    Просто беда с головой у этих шведов, норвегов, да и финов. Зачем впрягаться в чужую войну - до меня не доходит. А в луже типа Балтики лучше воевать роботами. ИМХО.