Исторический детектив. Федот, да не тот!

53
Исторический детектив. Федот, да не тот!

Да, кто не знает (ладно, кто-то может и не знать) бравого партизана, поэта, рубаку, гусара Дениса Давыдова? По фильмам знают многие. Но готов поспорить, что многие не читали Давыдова, не модно это в наше время.

Вообще поэзия Дениса Давыдова своеобразна. Очень много стихотворений читаются, скажем так, тяжеловато. Но есть стихи, которые весьма приятны. Перед тем, как начать свое основное историческое разбирательство, я приведу одно из стихотворений, которое мне нравится. Не просто так, а как штрих к портрету Давадова.



Гусарская исповедь
Я каюсь! Я гусар давно, всегда гусар,
И с проседью усов - все раб младой привычки:
Люблю разгульный шум, умов, речей пожар
И громогласные шампанского оттычки.
От юности моей враг чопорных утех,-
Мне душно на пирах без воли и распашки.
Давай мне хор цыган! Давай мне спор и смех,
И дым столбом от трубочной затяжки!

Бегу век сборища, где жизнь в одних ногах,
Где благосклонности передаются весом,
Где откровенность в кандалах,
Где тело и душа под прессом;
Где спесь да подлости, вельможа да холоп,
Где заслоняют нам вихрь танца эполеты,
Где под подушками потеет столько ...,
Где столько пуз затянуто в корсеты!

Но не скажу, чтобы в безумный день
Не погрешил и я, не посетил круг модный;
Чтоб не искал присесть под благодатну тень
Рассказчицы и сплетницы дородной;
Чтоб схватки с остряком бонтонным убегал,
Или сквозь локоны ланиты воспаленной
Я б шепотом любовь не напевал
Красавице, мазуркой утомленной.

Но то - набег, наскок; я миг ему даю,
И торжествуют вновь любимые привычки!
И я спешу в мою гусарскую семью,
Где хлопают еще шампанского оттычки.
Долой, долой крючки, от глотки до пупа!
Где трубки?.. Вейся, дым, на удалом раздолье!
Роскошествуй, веселая толпа,
В живом и братском своеволье!

Надеюсь, вам понравилось. Здесь есть все, что мы привыкли понимать под словами «Гусар Денис Давыдов»: гусары, братство, пьянки, балы, красавицы, звон шпор и сабель и так далее до бесконечности.

И вот скажите, как вам автор? Красавец-полковник в белоснежных лосинах, портрет, который до сих пор можно найти в Интернете по соответствующему запросу? Работы великого русского портретиста Ореста Кипренского (1782-1836), которого я считаю действительно лучшим русским мастером портрета. Впрочем, просто посмотрите, каких людей и как писал Кипренский, поймете все сами. Рекомендую.

Вся соль в том, что на портрете выше не Денис Давыдов.

Да, на этом портрете, просто великолепном, написанном в 1809 году, изображен некий гусарский полковник. Весь из себя красавец, уверенный, мощный. Согласитесь, если взять то, что мы знаем о Денисе Давыдове по фильмам – ну лучше иллюстрации не придумать.

Есть такое в человеческой психологии. Когда не видел лично человека, знаешь его только по тем же стихам или песням – очень сложно не дорисовать все самому в голове, особенно, если фантазия нормально работает.

И вот великий портретист Орест Адамович Кипренский пишет портрет гусара по фамилии Давыдов.

А в 1826 году в Санкт-Петербурге, в Зимнем дворце, была открыта выставка «Военная галерея». И там демонстрировались портреты многих полководцев и военных, благо, Отечественная Война закончилась вроде бы не так давно, времени для написания портретов и батальных полотен хватило.

Однако в «Галерее» демонстрировали портрет не Кипренского, а Джорджа Доу (1781-1829).


Британский портретист, весьма модный в то время, написал портреты 329 офицеров и солдат, участников Отечественной войны, в том числе и портреты Кутузова, Барклая де Толли и Давыдова. И в «Военной галерее» был именно его портрет, а не работы Кипренского.

А Кипренский? А Кипренский, согласно документам Совета Императорской Академии художеств, получил звание академика в 1812 году. За ряд картин, в том числе за «Лейб-гусарского полковника Давыдова». Обращаю ваше внимание, просто полковника Давыдова, без инициалов.

О Денисе Давыдове доподлинно известно, что в 1809 году, когда писался наш портрет, Денис Васильевич не был не то что полковником, он звание ротмистра получил только в 1810 году. А в год написания портрета он служил у князя Багратиона адъютантом в звании штабс-ротмистра.

И здесь возникает вопрос и понимание того, что да, согласно всем документам, на портрете Давыдов, но не Денис.

Кроме того, форма гусара на портрете принадлежит полковнику лейб-гвардии Гусарского полка. К которому Давыдов отношение имел самое прямое, но вот звание носил значительно ниже. Да, полковником Денис Давыдов стал, но в рядах Ахтырского гусарского полка. А там уже вид гусары имели несколько иной. И несколько позже, в 1812 году.


Гусары Ахтырского полка, современная реконструкция

В те времена существовала такая практика: изображенный на портрете человек имел право его выкупить. Но гусарский полковник не выкупил свой портрет, и он остался у Кипренского. Художник возил портрет с собой, пытаясь его «пристроить». В 1831 году Кипренский пытался получить у императора Николая Первого ссуду в размере 20 тысяч рублей под залог восьми картин, в том числе и наш портрет. Денег Кипренскому не дали, и он выставлял портрет в 1832 и 1833 годах в различных галереях Италии.

В 1836 году Орест Адамович Кипренский умер. Картины переслали из Рима в Санкт-Петербург, в Академию Художеств. Там, в описи, документ значился, как «Портрет Давыдова в гусарском мундире». Обратите внимание, не «гусара Давыдова», а «Давыдова в гусарском мундире», что внесло еще больше непоняток в ситуацию. И снова без каких-либо инициалов.

В 1837 году Академия выкупила у наследников Кипренского ряд картин, в том числе и портрет Давыдова.

Портрет начали выставлять в различных галереях на выставках. В каталоге одной из выставок в Германии, в 1840 году, на немецком языке, портрет значился как «Изображение партизана Давыдова». Так произошла первая ошибка.

Вторая случилась в 1842 году, когда в каталоге уже самой Академии Художеств портрет обозначили как «Портрет Д. Давыдова».

Вообще так логично. Гусар Давыдов? Гусар. Партизанил в Отечественную Войну? Партизанил. Значит, это Денис Давыдов.

Кстати, сын Дениса Давыдова, Николай, Саратовский предводитель дворянства, заказывал Академии в 1874 году копию портрета своего отца, вел речь о копии именно с портрета работы Кипренского.

Видите, даже ближайшие родственники верили в то, что на портрете сам Денис Давыдов.

Тишина и спокойствие продолжались до наших (почти) времен. До 1940 года, когда сотрудник Третьяковской галереи Эсфирь Ацаркина в архивах обнаружила запись в реестре картин Кипренского. Это был тот самый реестр, который Кипренский прилагал к прошении о займе в адрес Николая Первого.

В реестре значился «Портрет Ев. В. Давыдова в лейб-гусарском мундире, почти в целый рост картина. Писана в 1809 году в Москве».

Не Денис. А кто? Сперва подумали – Евдоким Васильевич Давыдов.


Родной брат, как вы понимаете, Дениса Васильевича, вышедший в отставку генерал-майором. Но – кавалергардов. Которым ношение усов было запрещено до 1832 года.

И получается, что Денис не подходил по званию, а Евдоким – по форме.

Но что вы думаете? Нашли еще одного Давыдова! Вообще эта фамилия была очень богата на боевых офицеров. Время такое было с одной стороны, и люди ему соответствовали, с другой.

В 1954 году группой исследователей (В. Вавра, Г. Габаев и В. Якубов) творчества О. Кипренского было сделано предположение, что на портрете изображен Евграф Владимирович Давыдов (1775-1823).

Евграф Давыдов в 1798 году корнетом попал служить в лейб-гвардии Гусарский полк. 31 марта 1803 года стал полковником этого полка. Принял участие в кампании 1805 года, командовал эскадроном лейб-гвардии Гусарского полка, отличился в битве при Аустерлице. Участвовал в кампании 1807 года, а в 1812 году стал командиром лейб-гвардии Гусарского полка.

Участвовал в кампании 1807 года, в 1812 году командовал лейб-гвардии Гусарским полком, в битве под Лейпцигом (1813 г.) Е. В. Давыдов был ранен осколком гранаты в правую ногу и контужен ядром в голову, в тот же день ему ядром оторвало кисть правой руки и левую ногу по колено). Получил личную пенсию от императора Александра Первого в 6 тысяч рублей в год.

Умер Евграф Давыдов в сентябре 1823 года. Этим и объясняется то, что Давыдов не смог выкупить свой портрет.

И с 1962 года картина официально считается портретом Евграфа Давыдова. Да, в течении долгих лет этот портрет кисти Кипренского считался портретом Дениса Давыдова. Но как могло быть иначе, если об этом напечатано в каталоге одного из лучших музеев мира?

Да, составитель каталога Андрей Иванович Сомов мог принять желаемое за действительное. Или ему могли «намекнуть», как это обычно происходило у нас в стране.

Существуют, конечно, и противники этого мнения. Версий несколько, от довольно серьезных, до откровенно конспирологических. И участвовали в выражениях мнений «против» довольно авторитетные лица, но думаю, что приводить здесь мнения противоположной стороны.

Что бы не говорили противники версии того, что на портрете не Денис Давыдов (самая серьезная версия – не совпадение возраста на портрете), главное доказательство следующее: на портрете изображен полковник лейб-гвардейского Гусарского полка. А полковником Гусарского полка Денис Давыдов никогда не был.

Список полковников лейб-гвардейского Гусарского полка сохранился, и Дениса Васильевича Давыдова там нет. А Евграф Владимирович Давыдов есть. И они родственники, этим и объясняется сходство на портретах.

Некоторых исследователей интересовал вопрос, почему Евграф Давыдов не выкупил свой портрет. На этом тоже строились самые разные версии.

Очевидно, что Евграф Владимирович… был просто занят! Он почти беспрерывно участвовал в различных кампаниях вместе со своим полком, который считался один из лучших. А в 1813 году Евграфу Давыдову стало совсем не до портрета. Судя по тому, как ему досталось в битве при Лейпциге.

А Кипренский к тому времени просто уехал из России в 1816 году. И жил в Европе. И довольно скоро оригинал портрета скончался.

Собственно, вот и вся история портрета Давыдова. Вообще не так уж и важно теперь, Дениса, Евграфа, Евдокима. Давыдовы давно прочно вошли в историю как одна из замечательнейших военных фамилий России. Но то, что в результате проделанной историками-искусствоведами работы, можно точно сказать, кто изображен на портрете – это полезно.

Да и история получилась вполне интересная.

Источники:
Вавра В., Габаев Г., Якубов В. «Новая атрибуция произведения О.А. Кипренского», 1954 г.
Смирнов В. «Еще о портрете Давыдова работы О. А. Кипренского», 1968 г.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 мая 2021 05:03
    " Гусары Ахтырского полка, современная реконструкция "

    Неужели гусары Ахтырского полка имели такие раскормленные лица .. такие пузики .. и вообще- жирок? Всё таки это была легкая кавалерия. request
    1. +8
      5 мая 2021 05:18
      Бурцову: призывание на пунш
      Бурцов, ёра, забияка,
      Собутыльник дорогой!
      Ради бога и... арака
      Посети домишко мой!
      В нем нет нищих у порогу,
      В нем нет зеркал, ваз, картин,
      И хозяин, слава богу,
      Не великий господин.
      Он - гусар, и не пускает
      Мишурою пыль в глаза;
      У него, брат, заменяет
      Все диваны куль овса.
      Нет курильниц, может статься,
      Зато трубка с табаком;
      Нет картин, да заменятся
      Ташкой с царским вензелем!
      Вместо зеркала сияет
      Ясной сабли полоса:
      Он по ней лишь поправляет
      Два любезные уса.
      А на место ваз прекрасных,
      Беломраморных, больших
      На столе стоят ужасных
      Пять стаканов пуншевых!
      Они полны, уверяю,
      В них сокрыт небесный жар.
      Приезжай - я ожидаю,-
      Докажи, что ты гусар.
      Свернуть
      Автор: Д. В. Давыдов
    2. +9
      5 мая 2021 06:11
      Стандарты красоты разные были. Примерно до середины прошлого века аж. Пузо есть - значит не голодает, так сказать крепкий, основательный мужик... А художник приукрасить мог на раз. Нарисуй он полковника гусаров в виде "юнош бледный, взор горящий" - это карикатурой бы считалось. Это Лермонтову еще бы подошло, мол весь в Эмпиреях, а питается акридами
      1. +4
        5 мая 2021 06:31
        Цитата: Cowbra
        Стандарты красоты разные были. Примерно до середины прошлого века аж. Пузо есть - значит ....... А художник приукрасить мог на раз.

        Да я не про картины с изображением гусаров!! Картины то как раз замечательные. Про реконструкторов Третья фотография с верху. Современные реконструкторы.
        Увы!!! сейчас мы .. многие из нас , имеют и брюхо и лишний вес . Даже и не знаю - почему так ? То ли от химической пищи .. то ли от того , что всем плевать на физкультуру ? Ещё 40 лет назад , на 5-10 км вокруг нашего городка всё было испрещено лыжнями .. и народу ( детей и взрослых ) не счесть на лыжах было .. а теперь почти никого.
        1. +6
          5 мая 2021 06:43
          А про это - все проще. Машин было в разы меньше, а общественный транспорт) Быстрей самому дойти, чем его дождаться. И тут даже единичные вылазки на природу ничем не помогут - коль ты полгода сидишь то в кресле авто, то в офисном, то в обеденном, а максимальная перебежка - до сортира, лыжи тебе не удовольствие - а убийство, раз попробуешь - и больше ни ногой.
          1. +2
            5 мая 2021 07:05
            Цитата: Cowbra
            А про это - все проще. Машин было в разы меньше, а общественный транспорт) ..... коль ты полгода сидишь то в кресле авто, то в офисном, то в обеденном, ......лыжи тебе не удовольствие - а убийство, раз попробуешь - и больше ни ногой.

            Эхма!! Если бы было так просто. sad
            Вот ( чуть ниже ) , Юрий Васильевич разместил видео -" Бедный Шмидт , пятнадцать строчек .."
            Посмотрите его .. посмотрите на детей за партами!! Посмотрите внимательно. 40 лет назад все дети были такими.
            А сейчас ? сейчас больше половины детей с излишним весом .. и с бесформенной фигурой.
            А дети не сидят в оффисах .. эхма !!!!
            1. 0
              8 мая 2021 10:47
              Дети, сидят дома за гаджетами.
    3. +3
      5 мая 2021 15:31
      Весьма интересно, не знал, но ещё из учебников истории мне всегда был ближе портрет кисти Джорджа Доу
    4. +3
      5 мая 2021 16:13
      Цитата: боеприпас
      Всё таки это была легкая кавалерия.

      А вы считаете, что в тяжелой все были толстяками? lol
      1. +1
        5 мая 2021 23:13
        Цитата: Мартын
        А вы считаете, что в тяжелой все были толстяками?

        Судя по размерам кирас с худышками там было не густо. laughing
  2. +8
    5 мая 2021 05:41
    Занятная история...
    А интересно так в лейб - гвардии: от корнета до полковника всего за пять лет!
    Почти как здесь на ВО - иные за год до "генералов" комментируют)))
    От себя добавлю - рад, что поэзию Давыдова не вставляют в школьную программу. Читается, действительно, не просто, а уж если учить бы заставили!...
    1. +1
      5 мая 2021 06:45
      Цитата: Вождь краснокожих
      А интересно так в лейб - гвардии: от корнета до полковника всего за пять лет!

      Интересно? Мало ли таких...Василий Иванович Чапаев: призван в сентябре 1914 года, а в сентябре 1918 года - начдив...Аркадий Петрович Голиков: в конце декабря 1918 года зачислен в Красную армию - в марте 1921 - командир полка...
      Цитата: Вождь краснокожих
      Занятная история...

      Она занятна ещё и тем, что не получила известности даже среди нашего поколения. И я помню в в каком-то учебнике, в разделе Отечественная война 1812 года этот портрет (в начале статьи) был обозначен портретом Дениса Давыдова. Как тут не вспомнить «Доживём до понедельника» и урок Ильи Семёновича про лейтенанта Шмидта Петра Петровича:

      Спасибо за статью. А то некоторым кажется, что «Наполеон» - торт.
      1. +8
        5 мая 2021 06:53
        Не факт - некоторые думают, что "коньяк"! laughing
        1. +4
          5 мая 2021 06:54
          Цитата: Вождь краснокожих
          Не факт - некоторые думают, что "коньяк"! laughing

          Верно, есть и такой вариант... drinks
          1. +4
            5 мая 2021 09:32
            Какие коньяки и тортики? Это фраза из одного из вопросов по экзамену по русскому языку. Что делал слон, когда пришёл "на поле он"?
      2. +1
        5 мая 2021 15:05
        Цитата: ROSS 42
        Интересно? Мало ли таких...Василий Иванович Чапаев: призван в сентябре 1914 года, а в сентябре 1918 года - начдив...Аркадий Петрович Голиков: в конце декабря 1918 года зачислен в Красную армию - в марте 1921 - командир полка...

        А ничего, что в это время произошёл слом социальных отношений и кто был никем, тот стал всем. А в описываемый период ничего подобного не происходило, служили как положено, но кто-то быстрее остальных.Видно лапа у папы была по-лохматее или тётушка государю-императору приглянулась.
        1. -1
          5 мая 2021 15:47
          в начале 19 века ничего не менялось-.пока не выслужил года.очередное звание хрен получишь.
    2. +1
      5 мая 2021 08:28
      Цитата: Вождь краснокожих
      рад, что поэзию Давыдова не вставляют в школьную программу. Читается, действительно, не просто, а уж если учить бы заставили!...

      Ну, во-первых, всегда можно отобрать некоторые произведения, которые приемлемы по "ласканию слуха". А во-вторых, и сегодня было бы полезно прочитать басню "Голова и ноги". Или она слишком "р-р-революционная" в наш "демократический век?
      1. +3
        5 мая 2021 08:29
        Цитата: Егоза
        было бы полезно прочитать

        Денис Давыдов
        Голова и ноги
        Уставши бегать ежедневно
        По грязи, по песку, по жесткой мостовой,
        Однажды Ноги очень гневно
        Разговорились с Головой:
        «Как мы несчастны, Боже мой,
        Что век осуждены тебе повиноваться!
        Днем, ночью, осенью, весной,
        Лишь вздумалось тебе, изволь бежать, таскаться
        Туда, сюда, куда велишь;
        А к этому еще, окутавши чулками,
        Ботфортами и башмаками,
        Ты нас, как ссылочных колодников, моришь
        И, сидя наверху, лишь хлопаешь глазами;
        Ещё же если б ты к Ногам
        Была почтительней за труд их неизменный;
        Так нет! когда тебя, с душою сопряженны,
        Несём к торжественным богам,
        Тогда лелеешь нас; но лишь домой вступили —
        То Ноги, по твоим словам,
        Как будто не ходили»
        — «Молчать! — тут Голова сказала им, — молчать!
        Иль не страшит моя вас сила!
        Бродяги! вам ли размышлять,
        Когда мне место раз определила
        Природа выше вас, то чтоб повелевать!»
        — «Ну, очень хорошо! пусть ты б повелевала,
        По крайней мере нас повсюду б не совала,
        А прихотям твоим несносно угождать!
        Да между нами ведь признаться,
        Коль нами право ты имеешь управлять,
        То мы имеем тож всё право спотыкаться;
        И можем иногда, споткнувшись, — как же быть? —
        Твоё могущество об камень расшибить!».

        Смысл этой басни всякий знает…
        Но должно — тс! — молчать: — кто всё болтает.
      2. +2
        5 мая 2021 16:15
        Цитата: Егоза
        Ну, во-первых, всегда можно отобрать некоторые произведения, которые приемлемы по "ласканию слуха"

        Ловлю на слове:

        А ещё есть момент из фильма «Высота», где Николай Пасечник пришёл пригласить Катю в цирк.
    3. +3
      5 мая 2021 08:28
      А интересно так в лейб - гвардии: от корнета до полковника всего за пять лет!

      Тут ничего удивительного. Павел I пытался урегулировать ситуацию с гвардейскими чинами, которые были на два ранга выше армейских. Царь посчитал правильным, чтобы начиная с эскадронных командиров гвардейские офицеры числились уже на уровне армейских. Так что за 5 лет дослужился герой статьи до ротмистра, получил эскаадрон и вместе с ним - полковника. Да. Карьеры при Павле были крутые: как вверх, так и наоборот.
      1. 0
        5 мая 2021 15:48
        не фантазируй.
        1. +1
          6 мая 2021 07:29
          не фантазируй

          Евграф в чине полковника командовал эскадроном лейб-гвардии Гусарского полка при Аустерлице. Саблуков за 4 месяца из подпоручика Конногвардейского полка тоже стал полковником, но полком никогда не командовал. Только эскадроном.
          Так что, ляпнуть здесь можно что угодно, а поискать, господин Ищущий? Книги штатов гвардии того времени: ПСЗРИ 19.480 и 19.420. Все эскадронные командиры - полковники. Следующий по нисходящей чин - ротмистр. Кто тут фантазёр?
    4. +1
      5 мая 2021 12:36
      Цитата: Вождь краснокожих
      Читается, действительно, не просто, а уж если учить бы заставили!.

      У него есть замечательная басня "Голова и ноги". Именно из-за нее царь его и невзлюбил и чинами не баловал.
    5. По поводу стихов Дениса Васильевича Пушкин со свойственным ему ехидством высказался так: Генералы думают, что он хороший поэт, а поэты думают, что он хороший генерал. Это, впрочем не помешало Пушкину и Давыдову остаться друзьями.
  3. +8
    5 мая 2021 05:55
    Известен также и литографический портрет Давыдова работы Карла Гампельна.
  4. +5
    5 мая 2021 06:03
    Да, кто не знает (ладно, кто-то может и не знать) бравого партизана, поэта, рубаку, гусара Дениса Давыдова

    кроме того, он был счастливым отцом целых девяти детей, которых страстно любил.
    1. +6
      5 мая 2021 09:42
      Москва, Новодевичий монастырь, памятник на могиле Дениса Давыдова.

      А буквально в двух шагах скромная могила генерала Алексея Алексеевича Брусилова.

      Доброе утро, Андрей. hi
  5. +3
    5 мая 2021 06:19
    Достойный муж...сделал для своей страны много полезного...ну а пьянки,шампанское и стихи smile чтож у каждого свои недостатки.
    Есенин тоже пьянствовал в кабаках ...мама не горюй.
  6. +3
    5 мая 2021 06:37
    Стиль Романа узнал по первому абзацу.
  7. +6
    5 мая 2021 06:43
    «Жомини да Жомини,
    А об водке - ни пол-слова» (с).
  8. +4
    5 мая 2021 06:51
    "копию портрета своего отца"выходит, Николай Денисович Давыдов плохо знал биографию своего отца?
  9. +6
    5 мая 2021 07:46
    Хм, о том, что это портрет не Дениса Васильевича, а его родственника - Евграфа Владимировича, я впервые прочитал еще в конце 80х в каком-то иллюстрированном журнале вроде Работницы.
    Вообще, род был достаточно разветвленный. Был еще один Давыдов примерно того же возраста служивший в гусарах. Василий Львович Давыдов - двоюродный брат, или как тогда говорили кузен Дениса Васильевича. Он помимо всего прочего, был декабристом и подобно воспетому в кинематографе Анненкову сочетался неравным браком с приживалкой.
    В общем, история не такая уж и запутанная, но Роман верен себе:))))
  10. +6
    5 мая 2021 07:55
    Русский дипломат Аполлинарий Петрович Бутенев (потом - член Государственного совета, действительный тайный советник), оказавшийся в октябре 1813 г. под Лейпцигом, лично видел, как солдаты выносили с поля боя Евграфа Давыдова. Он пишет в своих воспоминаниях, опубликованных в «Русском архиве» за 1883 г., что тяжелораненый сумел выжить и даже женился на саксонке, которая за ним ухаживала. В1816 г. у Евграфа Владимировича родилась дочь Варвара;
  11. +6
    5 мая 2021 07:56
    Автор решил создать еще один детектив.
    Вторая случилась в 1842 году, когда в каталоге уже самой Академии Художеств портрет обозначили как «Портрет Д. Давыдова».
    Да, составитель каталога Андрей Иванович Сомов мог принять желаемое за действительное. Или ему могли «намекнуть», как это обычно происходило у нас в стране.

    В 1842 году Андрею Ивановичу Сомову было 12 лет и он учился в 4-й Петербургской (Ларинской) гимназии и в издании "Каталога музея академии художеств" он не участвовал ввиду нежного возраста.
  12. +8
    5 мая 2021 08:04
    Е. В. Давыдов был ранен осколком гранаты в правую ногу и контужен ядром в голову, в тот же день ему ядром оторвало кисть правой руки и левую ногу по колено). Получил личную пенсию от императора Александра Первого в 6 тысяч рублей в год.

    А что бы совсем точно - Император Александр Первый прикомандировал к Давыдову врача для ухода и лечения, ему было дано пособие на целительство ран в шесть тысяч рублей и пожалован такой же пенсион в 6 тысяч рублей в год. Кроме того 20 февраля 1818 г. указом императора раненому генералу было пожаловано единовременно 50 тысяч рублей ассигнациями.В том же 1818 году император приставил к Давыдову штабс-капитана Петрова "для помощи и личных поручений" и 350 десятин 1920 сажен земли, а также часть бывшей казённой Каширской засеки, отмеренной к с.Тютьково - 151 десятина 1354 сажени.
  13. +5
    5 мая 2021 08:05
    В «Русском архиве» за 1877 год, книге 1-ой, опубликовано письмо от 21 апреля 1814 г. русской великой княгини Марии Павловны, в замужестве герцогини Саксен-Веймарнской, к княгине Варваре Алексеевне Репниной-Волконской, супруге князя Николая Григорьевича Репнина-Волконского, который в это время правил Саксонией с титулом вице-короля (Евграф был с ним знаком), с пожеланием выполнить свою просьбу, - за сим к княгине Репниной должен поступить ящик с искусственной ногой для соотечественника Давыдова и ей поручалось доставить его к увечному воину вместе с немецким описанием, которое прилагалось к этому письму. «Мне кажется и я смею надеяться , что она сделана хорошо. Я буду счастлива, если она облегчит его», - пишет Мария Павловна.
  14. +2
    5 мая 2021 08:30
    Прижизненные портреты Дениса Давыдова
    Джордж Доу. Портрет Дениса Васильевича Давыдова

    В. Лангер. Портрет Дениса Давыдова, 1819

    В. Лангер. Портрет Дениса Давыдова, 1824

    В. Лангер. Портрет Дениса Давыдова, 1832
  15. +1
    5 мая 2021 10:16
    Совсем неучь в этом деле, А как вы определяете звания на картинках? Если не секрет конечно. На верхнем фото и погон то не нет, а полковник вы утверждаете. Натурщик конечно художника кинул на бабки. Денег на колготки и пинжак с саблей хватило, а на портрет уже не осталось. пропил наверное. Кстати , сабля обычно длинной около 70- 80 см, по портрету в половину роста гусару, каков рост у этого представительного мужчины?
    1. +4
      5 мая 2021 14:41
      А как вы определяете звания на картинках? Если не секрет конечно.

      по гусарским узлам на чакчирах:

      ну и соответственно по числу звездочек на этих узлах

      За хороший вопрос - Вам +
      1. 0
        5 мая 2021 20:58
        по гусарским узлам на чакчирах:

        Похоже человек позирующий на самом первом портрете, чакчиры то не надел! Он изображён в "подчакчирниках", шучу, он в лосинах. А нет чакчиров нет и узлов, и соответственно идентификации его звания по этому признаку. Может по позументу на обшлагах можно, что то определить
      2. 0
        8 мая 2021 11:14
        А где на картинках звёздочки, или они выглядят как-то особенно?
  16. +2
    5 мая 2021 12:03
    Вот вечно эти люди Эсфирь Ацаркина[воду мутят. Как там у Высоцкого: "Да это их худые черти бермутят воду во пруду". И ещё - лихая карьера у служивого: Евграф Давыдов в 1798 году корнетом попал служить в лейб-гвардии Гусарский полк. 31 марта 1803 года стал полковником этого полка. Пять лет от корнета - первого офицерского звания кавалериста, до полковника. Что ж он такое сделал?И войн-то вроде в это время не было, неужто......
    1. +1
      5 мая 2021 14:18
      Евграф Давыдов в 1798 году корнетом попал служить в лейб-гвардии Гусарский полк. 31 марта 1803 года стал полковником этого полка.

      Это не совсем так. Самая большая должность которую занимал Евграф Давыдов в лейб-гвардии Гусарском полку - командир эскадрона в звании полковника. А за отличие в сражении при Кульме он был произведён 24 августа 1813 года в генерал-майоры и назначен полковником (командиром) Лубенского гусарского полка.

      Что ж он такое сделал?И войн-то вроде в это время не было

      Он принимал участие в кампании 1805 года, отличился в битве при Аустерлице, участвовал в кампаниях 1807 и 1812 года, был тяжело ранен картечью в левую руку в битве при Островно. Вернулся в строй весной 1813 года, сражался при Люцене и при Кульме. Увечье получил в битве под Лейпцигом. Пришлось повоевать по полной программе
      1. +1
        5 мая 2021 15:18
        Цитата: Ричард

        Что ж он такое сделал?И войн-то вроде в это время не было

        Он принимал участие в кампании 1805 года, отличился в битве при Аустерлице, участвовал в кампаниях 1807 и 1812 года, был тяжело ранен картечью в левую руку в битве при Островно.

        Компания 1805 года, а полковником, как сказано в статье, он стал в 1803 году ,за два года до компании. Так и вопрос- за какие заслуги?Чем он так отличился?Я понимаю, был командиром эскадрона и на смотру у Е.И.В. блеснул лихостью и выправкой, за что государь-император благосклонно соизволил повелеть и произвести гусара-рубаку в полковники, но про это же не сказано.
        1. -3
          5 мая 2021 16:10
          вот у вас уже закрались сомнения о его послужном списке.Следующим вопросом.которым вы зададитесь-а был ли ДЕНИСОВ таким уж героем?Еще одна подобная статейка-и у многих возникнет вопрос-а был ли Денис Давыдов РУССКИМ??? А может это был славный."добрый"британец..взявший себе русский псевдоним.Так может .действительно Наполеона в Россииразбили не русские.а храбрые британцы.???Вот так подобные публикации и искажают и оскверняют ВЕЛИКУЮ РУССКУЮ ИСТОРИЮ.А мы помогаем этим ревизионистам.
        2. +1
          5 мая 2021 16:16
          а полковником, как сказано в статье, он стал в 1803 году ,за два года до компании.

          Вот в этом то и весь фокус. Кроме как в этой статье, да в вике, это больше не где не фигурирует. Ни в Брокаузе, ни в Советской Военной энциклопедии. Специально даже залез в военную императорскую энциклопедию Сытина 1912 года. Там об его полковничьих погонах за 1803 год тоже - ничего

          вот стр.№572 8-го тома энциклопедии Сытина

          ИМХО, автор это производство в полковники 1803 года просто скопировал с Вики, или с другого ресурса, который эти данные оттуда скопировал. Сытин подобное производство обязательно бы отметил.
          С уважением hi
          1. +1
            6 мая 2021 20:11
            но почему у Сытина Евграф ВАСИЛЬЕВИЧ,а не Владимирович Давыдов ? Очепятка?
            1. 0
              6 мая 2021 20:24
              Не могу знать. Но речь идет именно об этом человеке. Можете проверить сами
              Ссылка на бесплатное чтение онлайн - https://ru.wikisource.org/wiki/Военная_энциклопедия_(Сытин,_1911—1915)/ВТ/Словник

              Очень удобно - по томам. Выбираете 8 том и далее "Д" hi
  17. +2
    5 мая 2021 23:21
    То что пьянит нас больше вина
    Лошади, женщины, власть и война! (с) Д.Давыдов.
  18. 0
    6 мая 2021 13:19
    Совсем запутали- какой портретДениса Давыдова истиный, есть такой?
  19. 0
    6 мая 2021 14:46
    откомандированный на Кавказ Давыдов, посетив бал,написал о танцующих генералах
    мы несем едино бремя
    только жребий наш иной
    вы оставлены на племя
    я отправлен на убой

    ироничный был человек
  20. 0
    8 мая 2021 10:43
    Роман, как всегда всё очень интересно!