Русские партизаны 1812 года: «народная война»

112

И. М. Прянишников. «В 1812 году. Пленные французы»

Партизаны


Когда разговор заходит о русских партизанах 1812 года, первым делом обычно вспоминают о «дубине народной войны» (выражение, ставшее «крылатым» после выхода в свет романа Льва Толстого «Война и мир»). И представляют бородатых мужиков в зимнем лесу вроде тех, что изображены на картине В. Верещагина.

Русские партизаны 1812 года: «народная война»
В. Верещагин. «Не замай! Дай подойти»

Или – «летний вариант», представленный на этом лубке:




Крестьянин Иван Долбила

Либо – на этой британской копии русского лубка, 1813 года:


Война русского народа против Наполеона. Британская копия русского лубка, 1813 г.

Затем вспоминают об «эскадроне гусар летучих» Дениса Давыдова. Но обычно считают этот «эскадрон» каким-то вольным иррегулярным соединением. Мол, ушел Давыдов с некоторым количеством гусар и казаков от Кутузова и начал воевать с французами на свой страх и риск. Прямо как сербские юнаки или далматские ускоки с турками.

Между тем ещё в изданном в 1856 году «Военном энциклопедическом лексиконе» партизанами называются выполняющие специфические задачи соединения регулярной армии. Чаще всего в качестве таковых использовались различные кавалерийские части:

«Партизанские отряды составляются, смотря по своему назначению; по местности и обстоятельствам, то из одного, то из двух и даже трех родов оружия. Войска партизанских отрядов должны быть легкие: егеря, гусары, уланы, а где они имеются, казаки и подобные им… конные орудия или ракетные команды. Весьма полезны бывают также драгуны и конные стрелки, обученные действовать пешие и на лошадях».

Эти отряды, часто называемые «летучими», должны были вести разведку и наблюдение за движением противника, постоянно поддерживая связь со своим штабом.

Они совершали быстрые рейды по тылам противника, пытаясь нарушить коммуникации, перехватывали гонцов и курьеров. Атаковали идущие отдельно небольшие неприятельские отряды либо фуражирные команды. В настоящее время такие действия регулярных войск часто называют «силовой разведкой».

Пешие и разнородно вооруженные крестьяне могли отбиваться от мародеров. Им удавалось уничтожать или брать в плен мелкие группы отставших вражеских солдат. Но для решения других задач, перечисленных выше, крестьянские отряды, разумеется, не годились. Да и желания уходить от своих деревень у них не было.

И в исторических документах времен Отечественной войны 1812 года также четко различаются собственно партизанские отряды («партии»), составленные из военнослужащих регулярной армии, и отряды крестьян.

Крестьянская война


Ряд историков XIX века, рассказывая о событиях тех лет, когда речь заходит о действиях крестьян деревень, оказавшихся на пути движения армии Наполеона, используют выражение «Народная война». В их числе Д. Бутурлин, А. Михайловский-Данилевский, М. Богданович, А. Слезскинский, Д. Ахшарумов.

Но термин «народная война» появился в более поздние времена. А в 1812 году самовольное вооружение крестьян российским правительством, мягко говоря, не приветствовалось, поскольку было непонятно, против кого они это оружие повернут. Ещё свежи были в памяти события гражданской войны Емельяна Пугачева. И больше всего в Петербурге боялись, что Наполеон, объявив о ликвидации крепостного права, призовет крестьян делить между собой земли помещиков. Иллюзий по поводу того, что за этим последует, никто не питал. В этом случае Александр I немедленно заключил бы мир на любых условиях не только с Наполеоном, но и с настоящим Антихристом.

Офицеру партизанского отряда Винциногороде А. Х. Бенкендорфу после Бородинского сражения пришлось расследовать жалобу помещиков Волоколамского уезда на своих крестьян, которые якобы грабили имения. Оказалось, что помещики были напуганы инициативой крестьян по защите своих сел и деревень. И неповиновение заключалось в отказе этих крестьян разоружиться. Не доверявшим своим крепостным помещикам вооруженные крестьяне казались опаснее вражеских солдат: ведь те были «цивилизованными европейцами» – французы, итальянцы, испанцы, немцы и прочие.
По итогам проверки будущий шеф жандармов сообщил в Петербург, что

«не только не было никакого неповиновения от крестьян… Но нашёл сих крестьян совершенно готовыми на поражение неприятеля».

Надо сказать, что причины для беспокойства помещиков были более чем весомые.

В Москве Наполеон получил несколько обращений с просьбой об отмене крепостного права. Например, петицию от 17 обывателей города Руза.

В соседних с Москвой губерниях в 1812 году количество крестьянских выступлений против властей, по сравнению с предшествующими годами, увеличилось в 3 раза. В Дорогобужском уезде Смоленской губернии крестьяне некоего Барышникова «вышли из повиновения»: ограбили усадьбу, угнали принадлежавший барину скот, сжали господский хлеб.

Более того, российские чиновники и офицеры доносили, что крестьяне некоторых подмосковных деревень заявляли им, будто они теперь подданные Наполеона:

«Бонапарт в Москве, а стало быть, он их государь».

В Волоколамском уезде были зафиксированы отказы крестьян от подчинения помещикам и старостам на том основании, что

«отныне они принадлежат французам, поэтому повиноваться будут им, а не русским властям».

Отмечались случаи выдачи крестьянами своих хозяев французам. Один из них – смоленский помещик П. Энгельгардт, даже попал в список героев Отечественной войны.
По официальной версии, он создал из своих крестьян отряд, который атаковал проходящих мимо французов, за что и был ими расстрелян.


Апсит А. «Подвиг Энгельгардта»

В церкви Первого кадетского корпуса, где он в свое время учился, была помещена посвященная ему именная памятная мраморная доска.

Однако по версии неофициальной, Энгельгардт был типичным «диким помещиком», жестоко притеснявшим своих крепостных. И доведенные его самодурством до отчаяния, крестьяне в октябре 1812 года решили расправиться с ним чужими руками. Найдя на дороге труп французского офицера, они закопали его в барском саду. А потом доложили о ведущем «герилью» помещике командиру первого попавшегося отряда Наполеоновской армии. Ничего не понимающий Энгельгардт, разумеется, на допросе ни в чем не сознался. И вошёл в историю, как стойкий российский патриот – прямо дворянский Иван Сусанин.

В общем, основания не доверять своим крепостным у российских дворян были и очень серьёзные. И потому Александр I и его правительство предпочли бы, чтобы крестьяне в их войну с Наполеоном не лезли. И многих сейчас удивляет оценка вклада крестьян в победу, прозвучавшая в Манифесте императора Александра I от 30 августа 1814 года и «благодарность», которую он им выразил:

«Крестьяне, верный наш народ, да получат они мзду от Бога».

«Народная война»


Итак, антифранцузские действия русских крестьян носили самодеятельный и спонтанный характер. Российскими властями они не поддерживались и не поощрялись. Но «народная война» – не миф. И, несмотря на ее кратковременность, она была достаточно массовой и успешной.


В. М. Сибирский «Французские гвардейцы под конвоем партизан, 1812 год», рисунок 2003 г.

Чаще всего крестьянские отряды выполняли роль сил местной самообороны: жители русских деревень отнюдь не горели желанием делиться с чужеземцами своими, и без того скудными, припасами. Но порой крестьяне собирали ватаги «охотников» не для защиты от французов, а для нападения на мелкие группы отставших иностранных солдат.

Дело в том, что практически все они несли в своих ранцах богатые трофеи, «собранные» в захваченной Москве и её окрестностях. И соблазн безнаказанно «ограбить грабителей» был очень велик. Иногда убивали и грабили русских офицеров, которые были одеты в мундиры, похожие на иностранные, да ещё и говорили между собой на непонятном языке.

Тех, кто пытался что-то объяснять на ломаном русском языке, принимали за поляков, которых было много в Великой армии Наполеона. Дело в том, что родным языком многих российских дворян был французский. Лев Толстой писал в романе «Война и мир»:

«Князь говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды».

Уже позже, в 1825 году, выяснилось, что русского языка не знали многие декабристы, например, М. С. Лунин. М. П. Бестужев-Рюмин в Петропавловской крепости, отвечая на опросные листы следователей, вынужден был пользоваться словарем. Даже маленький Александр Пушкин вначале стал говорить по-французски (и даже первые стихи были им написаны еще до поступления в Лицей на французском языке), и только потом выучился родной речи.

Осенью 1812 года дело дошло до того, что русским офицерам во время кавалерийских рейдов и разъездов было официально запрещено говорить по-французски: услышав иностранную речь, крестьяне, сидевшие в засадах, сначала стреляли и уже потом задавали вопросы. Но положение это не исправило. На русском языке российские дворяне говорили так, что крестьяне, как мы помним, принимали их за поляков. И, если брали такого «поляка» в плен, то, как правило, убивали – на всякий случай. Потому что, вдруг пленный правду говорит – российский барчук он, и за нанесенную ему обиду наказание будет?

Впрочем, некоторые авторы полагают, что кое-кто из крестьян только делал вид, будто не понимает, что имеет дело с российскими офицерами. Причин для большой любви русских крепостных к дворянам тогда не было. А деньги и всякие полезные в хозяйстве вещи, как известно, «национальности» не имеют и «не пахнут».

Командиры «народной войны»


Итак, крестьянские отряды, действовавшие против французских, немецких, польских, итальянских, испанских и других частей Великой армии Наполеона в 1812 году были, пусть их тогда и не называли партизанскими. И некоторые из них действительно создавались помещиками. Таковым, например, был отряд А. Д. Лесли, созданный в Духовщинском уезде Смоленской губернии. Численность этого отряда доходила до 200 человек. Он действовал из засад у дороги Духовщина–Красный–Гусино, нападая на небольшие группы отставших неприятельских солдат.

В Сычевском уезде свой отряд организовал отставной майор Семен Емельянов, воевавший ещё при Суворове.

В Краснинском уезде крестьянский отряд возглавил деревенский староста Семен Архипов. Он был расстрелян вместе с двумя подчинёнными, и его гибель стала сюжетом картины В. Верещагина «С оружием в руках? – Расстрелять!».


Ещё более известна Василиса Кожина. Уже в 1813 году Александром Смирновым был написан ее парадный портрет.


А. Смирнов. Портрет Василисы Кожиной, 1813 г.

Кроме того, она стала героиней многочисленных лубков, самый известный из которых был написан Венециановым:


А. Венецианов. Лубок «Французы – голодные крысы в команде у старостихи Василисы».

Здесь изображён подлинный эпизод конвоирования нескольких пойманных французов. Возглавлявшего их офицера, который не хотел повиноваться ей на том основании, что она женщина, Василиса лично убила. Орудием послужила коса, что у неё в руках на лубке, который вы видели выше. Поясняющая надпись к этому лубку гласила:

«Иллюстрация эпизода в Сычёвском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит».

Это, кстати, единственное достоверное свидетельство участия Василисы в «партизанском движении». Все остальные рассказы – о том, как она создала отряд из баб и мальчиков-подростков, являются легендой. Но, благодаря публикации в журнале «Сын Отечества», её имя стало символом народного сопротивления захватчикам. Василиса была награждена медалью на георгиевской ленте и премией в 500 рублей.

Похожий случай произошел и в США во время Второй мировой войны. Благодаря фотографии, сделанной Джо Розенталем, национальными героями были объявлены солдаты, без риска для жизни меняющие установленный ранее другими людьми флаг на вершине горы Сурибати (японский остров Иводзима).


Такова волшебная сила печатного слова.

Но, вернемся к Кожиной. Посмотрите, какой увидели ее зрители фильма «Василиса» (2013 г.).


С. Ходченкова в роли Василисы Кожиной. Очень сильно не хватает медведя, балалайки и водки. Можно ещё группу Boney M, исполняющую песню «Rasputin», на заднем плане поставить.

А вот в советском фильме «Кутузов» (1943 г.) все нормально.


А. Данилова в роли Василисы Кожиной

Теперь поговорим о Ермолае Четвертакове, подвиги которого совершенно реальны.

Это был солдат Киевского драгунского полка, участник войн с Наполеоном в 1805–1807 гг. В августе 1812 года он попал в плен в бою у Царева-Займища, но бежал уже через три дня.

В Гжатском уезде ему удалось создать отряд из крестьян деревень Зибково и Басманы. Вначале численность его подчинённых не превышала 50 человек, в конце его кампании она увеличилась до 4-х тысяч (к данной цифре всё же надо относиться с определённой осторожностью).

Четвертаков не просто нападал на проходивших мимо французов (полагают, что на счету его отряда свыше 1000 уничтоженных солдат и офицеров противника), но контролировал территорию «на пространстве 35 верст от Гжатской пристани». В самой большой стычке отряд Четвертакова разбил целый батальон.

Некоторые историки стыдливо указывают, что, когда к Гжатску подошли части 26-ой дивизии русской армии, возглавляемой И. Паскевичем, решался вопрос об отдании Четвертакова под трибунал за «дезертирство». Но все обошлось, и он был отправлен служить в свой полк.

Любопытно, что французы считали этого рядового полковником русской армии. Учитывая уровень его военных дарований, можно смело предполагать, что, родись он тогда во Франции, легко дослужился бы до этого звания (если не выше). В царской России он в ноябре 1812 года был произведен в унтер-офицеры и награжден солдатским Знаком отличия ордена святого Георгия. Участвовал в Заграничных походах 1813–1814 годов. И, в отличие от той же Василисы Кожиной, мало известен в нашей стране.

Ещё одним успешным командиром крестьянского отряда стал Герасим Курин из сословия государственных крестьян. Действовал он на территории Московской губернии.


А. Смирнов. Портрет Курина Герасима Матвеевича, 1813 г.

Патриотически настроенные историки доводили численность отряда Курина до 5300 человек при трёх пушках, причем 500 из его подчиненных якобы были кавалеристами. Однако есть основания считать, что всадниками в этом отряде были всего 20 человек, приданные Курину одним из командиров ополченцев Владимирской губернии. К цифре в пять с лишним тысяч подмосковных «партизан» тоже надо относиться со здоровым скепсисом. Так или иначе, считается, что именно действия этого отряда вынудили французов оставить город Богородск. В 1813 году Г. Курин был награжден солдатским Знаком отличия ордена святого Георгия, почетной медалью 1812 года и назначен старостой села Вохны.


Бюст Герасима Курина, Павловский Посад

Действовавший в Поречском уезде Смолнеской губернии отряд Никиты Минченкова сумел захватить знамя одного из французских полков, а также взять в плен одного из курьеров.

Семёну Силаеву – крестьянину из деревни Новоселки Духовщинского уезда приписывается повторение подвига Ивана Сусанина.

Близ Рославля были известны отряды Ивана Голикова, Ивана Тепишева, Саввы Морозова. В окрестностях Дорогобужа действовал отряд Ермолая Васильева, у Гжатска – Федора Потапова.

В источниках тех лет сохранились имена и других крестьян: Федор Колычев, Сергей Никольский, Илья Носов, Василий Лавров, Тимофей Коноплин, Иван Лебедев, Агап Иванов, Сергей Миронов, Максим Васильев, Андрей Степанов, Антон Федоров, Василий Никитин.

Так что крестьянское сопротивление французам носило достаточно массовый характер. И порой эти отряды действовали во взаимодействии с настоящими партизанскими отрядами, состоявшими из солдат регулярных частей, которыми командовали действующие офицеры русской армии.


«Партизаны». Картина неизвестного художника, первая четверть XIX века

Особенно часто использовал крестьянские отряды в своих операциях Александр Фигнер, о чем сохранилось свидетельство Ермолова:

«Фигнеру первому справедливо можно приписать возбуждение поселян к войне, которая имела пагубные для неприятеля последствия».

Другими известными командирами партизанских отрядов являются Денис Давыдов, Александр Сеславин, Иван Дорохов. Менее известен «летучий отряд» Фердинанда Винценгороде, авангардом которого командовал Александр Бенкендорф (бывший флигель-адъютант Павла I и будущий начальник III отделения).

Именно о таких «летучих» отрядах, которые тогда официально и считались партизанскими, мы и поговорим в следующей статье.
112 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 мая 2021 05:27
    Давыдов Денис Васильевич
    "Дневник партизанских действий 1812 года" - http://www.museum.ru/museum/1812/Library/davidov1/index.html
    Тут много чего документального и интересного.
  2. +6
    14 мая 2021 05:43
    Осенью 1812 года дело дошло до того, что русским офицерам во время кавалерийских рейдов и разъездов было официально запрещено говорить по-французски: услышав иностранную речь, крестьяне, сидевшие в засадах, сначала стреляли и уже потом задавали вопросы.

    "...Однако вначале я с трудом находил общий язык с крестьянами. К каждому селению подъезжали с осторожностью, так как вооружённые крестьяне, охранявшие свои деревни, завидев армейские мундиры, нападали на партизан. Нам приходилось сначала доказывать, что мы — русские солдаты. Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: «Отчего вы полагали нас французами?» Каждый раз отвечали они мне: «Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одёжу схожо». — «Да разве я не русским языком говорю?» — «Да ведь у них всякого сбора люди!» Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным..."
    — Д. Давыдов. Дневник партизанских действий
    1. +18
      14 мая 2021 07:33
      Дмитрий, это первое, что недобро задело внимание при чтении статьи:

      "Иногда убивали и грабили русских офицеров, которые были одеты в мундиры, похожие на иностранные, да ещё и говорили между собой на непонятном языке.
      Тех, кто пытался что-то объяснять на ломаном русском языке, принимали за поляков, которых было много в Великой армии Наполеона. Дело в том, что родным языком многих российских дворян был французский. Лев Толстой писал в романе «Война и мир»:
      «Князь говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды».

      Какой отсыл к нынешним временам! С поправкой на столетие. Говорят на русском, мыслят на французском. Скорее даже на английском. А ещё точнее -- чужие.
      И ведь не отделаешься от аналогии.
      1. +11
        14 мая 2021 08:08
        Какой отсыл к нынешним временам! С поправкой на столетие.Говорят на русском, мыслят на французском. Скорее даже на английском. А ещё точнее -- чужие.

        Говорят на русском, детей учат в Англии, мыслят прозападно.
        Все очень похоже. Да только из таких партизаны не получаться
      2. +12
        14 мая 2021 11:08
        Вы очень аккуратно относитесь к тому, что автор пишет, опираясь на художественные произведения Льва Толстого.
        Если реальные данные по русским офицерам 1812 года смотреть (есть замечательные исследования историка Дмитрия Целорунго - "Офицеры и солдаты российской армии эпохи Отечественной войны 1812года: Социальные портреты и служба"), то выяснится следующее (данные на основе изучения нескольких тысяч формуляров):
        Офицеры из нетитулованных российских дворян - 74,8%, при этом офицеров-помещиков было всего 3,8% от общего числа!
        77% не обладали недвижимостью.
        Далее, насчет французского языка. Данные по пехотным офицерам говорят о том, что 65% пехотных офицеров умели только читать и писать (по-русски, разумеется). Знание иностранных языков - не более чем у 10%! Надо признать, что в гвардии это показатель был значительно выше.
        Однако обычный русский офицер-армеец 1812 никакой не князь, не помещик, жил с жалованья и обладал грамотностью на уровне нынешней начальной школы.
        1. +10
          14 мая 2021 11:27
          Совершенно верно:
          Офицеров и генералов в русской армии, вступившей в Бородинское сражение, было 3952 человека. 150 из них были помещиками, 700 - наследниками имений, должны были в будущем помещиками стать. Но остальные, не из "титулованного" дворянства - тоже вовсе не "вышли из народа", и разговаривали они на той самой знаменитой "смеси французского с нижегородским" (Грибоедов).
          А "титулованное дворянство" в то время, в большинстве своем, занималось не войной, а более"важными"делами - всевозможные «русские балы», «патриотические обеды» и так далее.
          1. +1
            14 мая 2021 11:59
            тоже вовсе не "вышли из народа"
            - интересно откуда же? или дворяне не народ? Ну вот он полуграмотный пехотный подпоручик, живущий с жалованья, он кто?
            "смеси французского с нижегородским" (Грибоедов).

            Толстого мало, Грибоедова подключили - ну ок. Скалозуб не часть народа, надо понимать? И его бы крестьяне приняли за иностранца?
            А "титулованное дворянство" в то время, в большинстве своем, занималось не войной

            Т.е. вы можете в цифрах дать соотношение титулованных дворян, принимавших участие в боевых действиях и уклонявшихся от службы? Или так, для "красного словца".
            1. +9
              14 мая 2021 12:17
              То есть, Вы отрицаете подтвержденные многочисленными свидетельствами современников данные об ошибочных нападениях крестьян на русские отряды? Давыдову, например, "во избежание", даже снять мундир и переодеться пришлось, да еще на грудь икону навесить. И приказ по русской армии, запрещающий офицерам передовых частей говорить на французском языке тоже отрицаете?
              Что касается и Толстого, и Грибоедова, то они, живя в России тех лет, прекрасно знали, как разговаривают их старшие знакомые и родственники. И никто из современников их в клевете никогда не обвинял. Ни эти самые родственники, ни товарищи-ровесники.
              1. 0
                14 мая 2021 13:04
                То есть, Вы отрицаете подтвержденные многочисленными свидетельствами современников данные об ошибочных нападениях крестьян на русские отряды?

                Т.е. я отрицаю то, что это происходило потому, что офицеры поголовно на французском языке общались. Насчет "многочисленности" этих нападений и их причин - прямо надо очень индивидуально разбираться. Так-то и регулярные войска бывало путали своих-чужих (тех же улан, например).
                Давыдову, например, "во избежание", даже снять мундир и переодеться пришлось, да еще на грудь икону навесить.

                См. воспоминания Дениса Васильевича:
                "...Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: «Отчего вы полагали нас французами?» Каждый раз отвечали мне: «Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одёжу схожо». — «Да разве я не русским языком говорю?» — «Да ведь у них всякого сбора люди!» " Дело, как легко, заметить, не в языке общения.
                И приказ по русской армии, запрещающий офицерам передовых частей говорить на французском языке тоже отрицаете?

                Вы, конечно, сможете дать текст и реквизиты оного приказа? В любом случае, он актуален разве что для офицеров гвардии.
                "...В общем, большого распространения среди армейского офицерства иностранные языки не имели. Так, только у 30% офицеров в послужных списках значились знания французского языка, у 25% наряду с французским — знание немецкого языка и у единиц — знание других европейских языков." Это с учетом артиллеристов (в пехоте и кавалерии показатели были вдвое ниже). Опять же "знание" не подразумевает возможности свободного общения
                Кстати, по-немецки не возбранялось? (учитывая, что больше половины Великой армии - этнические немцы) Или по-польски? Не было на этот счет приказов?
                Что касается и Толстого, и Грибоедова,

                Ну да, в описаниях высшего света - французского общения изрядно (что ж поделать, коли русский литературный язык еще не придумали). Причем здесь основная масса армейского офицерства? Кто, капитан Тушин, что ли, по-французски говорит? Помянутый выше Скалозуб (кстати, ветеран наполеоновских войн)?
              2. +2
                14 мая 2021 15:40
                Валерий, чисто из вредности,:Фигнер, Сеславин , Бенкендорф тоже отпустили бороду или они действовали в другой местности?
                Поступок Дениса Давыдова ещё не показатель,что все так делали.
                Тут скорее расчет на психологию мужиков: им будет проще найти общий язык с таким командиром чем к примеру,Фигнер или Бенкендорф.
              3. +2
                14 мая 2021 15:56
                Вообще-то:" французский с нижегородским"- близко к истине. Помните,у Дубровского,Антон Пафнутьевич , когда пытался общаться по французски с гувернером?
                Антон Пафнутьевич из провинции и мог не знать французский,а кто-то из друзей Пушкина,хотел блеснуть знаем французского и сказал императрице:"мои помыслы также чисты как и недра моего зала". Далеко не все аристократы в совершенстве владели французским
        2. +1
          15 мая 2021 23:26
          Согласен с вами,Никита ! Подобное вашему комменту и мне приходилось писать в комментариях к статьям "о Наполеоне,наполеоновской армии и наполеоновских войнах" ! Ибо и ранее в комментариях к таким статьям неоднократно "озвучивалось" мнение о " *русских* офицерах,не знающих русского языка " ! fool
      3. +3
        14 мая 2021 17:57
        Соглашусь. Очень часто и слова и мысли - клише западного производства. Может своих так узнают.
    2. +18
      14 мая 2021 08:24
      Да, в 1812 году высветилась трагическая ситуация: в Российской империи словно живут два разных народа – хозяев и слуг, которые говорят на разных языках, по-разному одеваются, употребляют разную пищу. Словно дуб и паразитирующая на нем омела. Именно поэтому во время восстания Пугачева крестьяне с такой радостью жгли барские усадьбы – для них они были фактически аналогами норманнских замков в завоеванной Вильгельмом сакской Англии. И это противоречие не было преодолено даже к 1917 году. Поэтому, и тогда помещичьи усадьбы громили не большевики, и не по приказу малочисленных большевиков, а сами крестьяне.
      1. +11
        14 мая 2021 09:10
        Между прочим, только благодаря вашей, дорогой Автор, статье лично для меня наконец высветилась до самых её бездонных глубин пропасть между простыми людьми и правящим классом тогдашней России. И была она так велика, эта пропасть, что чем дальше, тем больше находилось желающих её закопать. Да, в СССР эту пропасть забрасывали породой в попытке уменьшить глубину, но попытка быстро потеряла изначальный посыл. Потому что засыпающими был управленческий класс, а не весь народ. Засыпающие "устали", а в 90-х пришедшие к власти начали её усиленно углублять до прежних значений в поте лица своего и не теряя темпа.
        Два народа...
        1. +3
          14 мая 2021 18:01
          Не совсем. Многие с того берега просто уехали.
          Помните, как Цветаева дочку оборвала, когда та к ней среди людей по французски обратилась.
          1. +1
            14 мая 2021 19:00
            Сергей, не помню, но про Цветаеву читала много. О том, как она носилась с сыном, на что ради него шла. Трагический конец. Еще подумала тогда: зачем вернулась? Спасибо за сведения. Маленький томик цветаевских стихов "Любви старинные туманы", красиво, с золочением оформленный в 2002 году, прямо сейчас передо мной. Вернувшись, она искала тени прошлого, но нашла совсем иную Россию -- ту, в которой по-французки говорят только иностранцы.
            1. +1
              14 мая 2021 19:10
              Не просто судить, что и как. Но Москву Цветаевой люблю.
              1. +2
                14 мая 2021 19:25
                Вы хотите сказать, Москву того времени, когда у Цветаевой было так хорошо, как лучше и не бывает?
                1. +3
                  14 мая 2021 19:30
                  Нет. В Трехпрудный переулок можно зайти и сейчас.
                  И представить прогулку Цветаевой с дочерью или Мандельштамом не так сложно.

                  Сейчас пишу: а стихи фоном меняются как в калейдоскопе.
                  1. 0
                    14 мая 2021 19:48
                    Посмотрела оглавление своего цветаевского томика. Много обращений к поэтам. К Мандельштаму всего семь. Но есть и меньше -- уже к советским.
                    Нашла только это:

                    Преследуемы оборванцами
                    И медленно пуская дым,
                    Торжественными чужестранцами
                    Проходим городом родным.

                    И здесь же далее:

                    Помедлим у реки, полощущей
                    Цветные бусы фонарей.
                    Я доведу тебя до площади,
                    Видавшей отроков-царей...

                    Вот такое у коренных москвичей было ощущение города -- историческое. Они этим жили, как дышали.
                    1. +1
                      14 мая 2021 20:03
                      Так этот же цикл великолепен.

                      «Что Вам, молодой Державин
                      Мой невоспитанный стих» (с).
                      1. +2
                        14 мая 2021 20:57
                        Знаете, я полюбила Москву начала 80-х. Она была человечной. Старинная, а также конструктивистская архитектура её улиц и площадей представляла собой единый ансамбль. Но очень много значили и люди, заполняющие столицу, живущие в ней тогда. Они с архитектурой дополняли друг друга, создавая ощущение ментального уюта. То, что я увидела, побывав в Москве несколько лет назад, -- это уже не мой город, эпоха ушла.
                        Но кому-то он кажется уютным прямо сейчас.
                      2. +1
                        14 мая 2021 21:10
                        Любимое время началось с 90-х. Библиотеки. Осознание, что много можно пешком ходить. А потом любимые места появились: от ботанических садов до чебуречных. Но лучшее - сами улицы.
                      3. +1
                        14 мая 2021 22:04
                        Чебуречные...)))

                        Из рук моих — нерукотворный град
                        Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
                        По це́рковке — все́ сорок сороков,
                        И реющих над ними голубков;
                        И Спасские — с цветами — ворота́,
                        Где шапка православного снята;
                        Часовню звёздную — приют от зол —
                        Где вытертый — от поцелуев — пол;
                        Пятисоборный несравненный круг
                        Прими, мой древний, вдохновенный друг.
                        К Нечаянныя Радости в саду
                        Я гостя чужеземного сведу.
                      4. +1
                        14 мая 2021 22:06
                        «Семь холмов - как семь колоколов!
                        На семи колоколах - колокольни» (с).
                      5. +1
                        14 мая 2021 22:26
                        Я вообще удивляюсь, сколько в Москве сохранилось старинных зданий. Конечно, с Санкт-Петербургом несравнимо, и всё-таки. Ведь какой был пожар! Либо отстроили заново. Архитектура как отражение людей. Совместная значимость. Помпезные новоделы у набережных Москвы, всякие "Алые паруса" должны наполнять значимостью пустоту поселившихся в них человеческих оболочек. Но как-то так получается, что зачастую архитектура не входит в симбиоз.
                      6. +1
                        14 мая 2021 23:11
                        Отстроили. Однажды составил популярную статью. Там фраза была: «История Москвы - история пожаров». Искал первоисточник - на кого сослаться. Не нашёл.
                      7. +1
                        14 мая 2021 23:29
                        РусАрх, Горбова С. А. "История московских пожаров".
                        Википедия. Пожары Москвы. Здесь подробно, по векам.
                      8. +1
                        15 мая 2021 00:14
                        Не читал. Обязательно посмотрю.
                      9. +2
                        15 мая 2021 23:42
                        Цитата: депрессант
                        Но кому-то он кажется уютным прямо сейчас.

                        Москва считается "уютной" для авантюристов всех мастей и понятий ! Кто уверен, что он (она,они) не такие,как все...что они не " дрожащая и "право" (способности?) имеют..." ! Чтобы "догадаться", что собой представляет "сегодня" Москва для многих россиян ,"заглянувших" ненароком в ,,первопрестольную,, можно почитать в инете и такие статьи ,как "Москва нерусская..." !
                      10. +2
                        16 мая 2021 00:08
                        Николаевич, дорогой, именно так!
                        Где-то в середине 10-х годов, решив осмотреть Шуховскую башню, я обнаружила её окружённой плотным и очень большим армянским базаром. На лотках лежала всякая ерунда, такая же, как и везде на подобных базарах, обезобразивших подступы к метро, а вокруг самой башни лежали горы мусора, башня имела жалкий вид и была, по сути, мертва. Не знаю, как там сейчас.
                        Безобразно в этом смысле выглядела и площадь трёх вокзалов.
      2. +12
        14 мая 2021 09:26
        В 1812 г. сильно опасались бунта крепостных.Александр, видя, что война с французами неизбежна, и опасаясь волнений, заранее подготовлял меры для их подавления. С этой целью в каждой губернии должно было находиться по полубатальону в триста человек. «Предположите, — говорит государь в письме к сестре Екатерине Павловне, — что начнется серьезный бунт и что 300 человек будет недостаточно» (для его усмирения), — «тогда тотчас же могут быть употреблены в дело полубатальоны соседних губерний», а так как, например, Тверская губерния окружена шестью другими, то это составит уже 2100 человек» (вместе с тверским отрядом).Генерал Н.Н. Раевский писал в конце июня 1812 г.: «Я боюсь прокламаций, чтобы не дал Наполеон вольности народу, боюсь в нашем краю внутренних беспокойств».В Петербурге по поводу предполагаемого выезда из столицы министерств были высказаны такие соображения: «Всякому известно, кто только имеет крепостных служителей, что род людей сих обыкновенно недоволен господами». Если правительство вынуждено будет «оставить столицу, то сии домашние люди, подстрекаемые буйными умами, без всякого состояния и родства здесь живущими, каковых найдется здесь весьма довольно, в соединении с чернью все разграбят, разорят, опустошат».В городе Инсаре был произведен погром:разграблено имущество дворян, купцов и разночинцев и полуразрушены дома, преимущественно дворян; волнение продолжалось и на следующий день. Ратникам помогали местные жители.Одна старуха из крепостных в Инсарском уезде сказала офицеру, желавшему спастись на мельнице, где она служила: «Это не Пугачево: тогда вас не всех перевешали, а нынче уж не вывернетесь! Нет, полно вам властвовать!»В Минской губ. среди уголовных дел этого времени «подавляющий процент составляют дела о возмущении крестьян против помещиков, поджоги их имений и убийстве своих панов». Так, за сентябрь 1812 г. из 28 уголовных дел 25 относятся к этой категории, приблизительно такой же процент приходился и за август месяц.Крестьяне четырех деревень Борисовского повета, Минской губ., удалившись в леса, составили несколько отрядов и организовали нападения на хлебные амбары, овины и кладовые местных помещиков, стали грабить их дома и фольварки. 8 августа витебский вице-губернатор сообщил командиру корпуса Витгенштейну, что особенно «в поветах» (уездах) «Полоцком, Городецком и Невельском, по необузданной вольности и независимости, не только многочисленные крестьяне вышли из повиновения своим помещикам, но, «ограбив и изгнав» их, «достигли высочайшей степени буйства и возмущения», так, что и земские полиции не в силах их усмирить.Вице-губернатор просил прислать «приличный отряд» для «приведения в спокойствие возмутившихся».Крестьянские бунты вспыхнули как в центральных губерниях (Московская, Смоленская, Витебская, Могилевская, Минская), так и в отдаленных (Вологодская, Пермская, Тамбовская, Саратовская, Оренбургская).
        1. +8
          14 мая 2021 11:02
          Казалось бы, вот и дайте крестьянам вольную по итогам войны 1812 года. Но царь не мог на это пойти. Полагаю, было много причин, и игнорирование офранцуженным правящим классом интересов черни, говорящей на другом языке, -- не самая главная из них. Мне кажется, в районах боевых, да и не только боевых действий была высока степень разорения дворянских усадеб. Их нужно было восстанавливать, как и благосостояние самих дворян, потерпевших значительные убытки. Сделать это без дешёвой рабочей силы крепостных было невозможно. В те годы дворянство солидарно не простило бы царю освобождение крестьян от крепостной зависимости.
          1. +3
            14 мая 2021 15:00
            Резкая отмена крепостного права в 1812 - слом даже не экономики, а всей низовой административной структуры государства. В целом, наиболее разумный вариант освобождения - то, что, как ни странно, Аракчеев предлагал. Выкуп крестьян у разорившихся помещиков казной. В сущности, стихийно к 1861 так и получалось - государственных крестьян было уже заметно больше, чем крепостных.
            1. +1
              14 мая 2021 18:02
              А почему странно? Привычка рисовать Аракчеева только чёрными красками тоже не совсем верна.
              1. +2
                14 мая 2021 18:43
                Просто этот конкретный проект часто называют неудачным, "чересчур осторожным" и т.д.
                1. 0
                  14 мая 2021 18:46
                  Даже случившаяся отмена привела к серьезным последствиям. В частности, к сильному снижению лесистости.

                  Почему-то думаю, что содержание вещей сильно отличается от формы.
                  Особенно по-началу.
      3. +4
        14 мая 2021 11:13
        "это противоречие не было преодолено даже к 1917 "Валерий, я Вам больше скажу: подобные противоречия НИКОГДА НЕ БУДУТ преодолены. Пока существует честная собственность, всегда найдутся богатые и бедные,а значит , возможно,пусть теоретически, повторение :"грабь награбленное".
        Психологию человека мигом не переделаешь. Задача правительства следить,чтоб не было резкого перепада в доходах граждан
        1. +7
          14 мая 2021 11:21
          Социальное расслоение было всегда, но в императорской России сложилась уникальная ситуация: люди одной национальности разделились даже не на классы, а чуть ли не на расы. Говорили на непонятных друг другу языках, носили одежду разного покроя, ели разные продукты. Даже в начале ХХ века еще существовали два типа дорогих ресторанов: в одни ходили аристократы, в другие - богатые купцы. Цены были вполне сравнимые, но меню - абсолютно разным.
          1. +2
            14 мая 2021 15:18
            императорской России сложилась уникальная ситуация:

            Да нет ничего уникального. Фридрих Великий общался в свете и всю корреспонденцию вел на французском языке, что не мешало ему по-немецки что-нибудь гаркнуть гренадерам.
            Ну или, скажем, британская аристократия одинаково питалась с поденщиками и земельными арендаторами что ли? Бгг..
            Говорили на непонятных друг другу языках, носили одежду разного покроя, ели разные продукты.

            Исходя из ваших утверждений, сын советского высокопоставленного дипломата-номенклатурщика и сын колхозника из деревни Чмаровка году в 1972-м - точно такое же уникальное явление. Питались и одевались они по-разному. Очень. Да и говорили, надо признать, тоже.
            Даже в начале ХХ века еще существовали два типа дорогих ресторанов
            -
            (осторожно) - в начале 20 века в России как ни странно, были рестораны с различной национальной кухней. В том числе, с русской национальной, которую потом благополучно истребили. Ну далеко за примером ходить не будем, знаменитый "Яр", он для кого? Для купцов или аристократов? Или "Палкин"? "Доминик"? "Медведь", где тогда уже бар открыли с коктейлями?
          2. +3
            14 мая 2021 16:06
            Меню это ерунда,а вот то,что дворянство и купечество или по современному предприниматели не могли поладить это хуже.
            И тут согласен с Вами: большая вина императрицы Александры Федоровны и безвольность Николая 2.
      4. -1
        15 мая 2021 22:08
        Касательно войны 1812 года, я сторонник старой классической школы. Однако, около месяца назад Евгений Понасенков на "Канале здравого смысла" неожиданно вообще разоблачил миф о партизанском движении 1812 года...
        1. -1
          16 мая 2021 00:18
          "Конъюнктурщики" были во все времена ! Стоит лишь появиться тенденции к изменению общественного мнения или "запросу с верху", как тут же появляются и соответствующие статьи с "девизом": ради красного словца не пожалею и отца ! Вот и "возникают" статьи "типа": "Невымышленная правда о советских партизанах"..."Был ли подвиг ...(Гастелло,Матросова , Космодемьянской,молодогвардейцев,28 панфиловцев.....) ?" Сразу после ельцинского путча "объявился" ,например, некий "автор" (Виноградов?Если не ошибаюсь...), который написал серию статей,в которых всех известных государственных ,политических деятелей прошлого; композиторов,поэтов,писателей ,художников...и т.д. ...о которых хорошо писали в советской литературе ..."объявил" педepacтaмu и "доказывал " это в своих пасквилях ! А недавно была статья к фильму "В бой идут одни старики" под "темой": " Кто такой Кузнечик и был ли он вообще!"-с видеороликом ,в котором некий "журналист" "доказывал", что Кузнечика не было потому, что он так считает...
        2. 0
          16 мая 2021 22:45
          Миль пардон... в приличном обществе ссылаться на Понасенкова не комильфо... laughing
    3. +6
      14 мая 2021 15:33
      ричарду
      В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ сословное разделение было более жёсткое чем кастовое в Индии. Не все это понимают. Крестьяне были бесправны не только перед своим барином, они вообще не имели никаких прав. После войны 1812 года полиция отметила всплеск жестокости наказания крестьян, вплоть до забивания насмерть кнутами *за дерзость*.
      Вплоть до 1917 года крестьян иначе как *подлое сословие* не именовали даже в СМИ.
      1. -2
        14 мая 2021 18:52
        В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ сословное разделение было более жёсткое чем кастовое в Индии. Не все это понимают.

        Конечно, не понимают, поскольку это не так. Переход между сословиями был вполне себе возможен и активно происходил. В индийских варнах сие невозможно принципиально (каста слово неточное и самими индийцами неупотребляемое).
        Крестьяне были бесправны не только перед своим барином, они вообще не имели никаких прав.

        Зачем вы пишите о том, в чем совершенно не разбираетесь? Государственные крестьяне (их к 1861 году больше половины от общего числа крестьян) прав не имели? Серьезно?
        По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». "...Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли".
        Да и у крепостных, кстати, права постепенно появлялись. Смотрим "капиталистых крестьян".
        Вплоть до 1917 года крестьян иначе как *подлое сословие* не именовали даже в СМИ.

        ну это уже просто завиральщина какая-то. Крестьяне в Государственную Думу избирались и генералами становились к тому времени.
  3. +1
    14 мая 2021 05:53
    В источниках тех лет сохранились имена и других крестьян: Федор Колычев, Сергей Никольский, Илья Носов, Василий Лавров, Тимофей Коноплин, Иван Лебедев, Агап Иванов, Сергей Миронов, Максим Васильев, Андрей Степанов, Антон Федоров, Василий Никитин. Но многие так и остались безименными

    "… Уже и в первую половину войны, когда и главный пионер партизанского движения Денис Давыдов не выступал ещё со своим предложением, крестьянская масса уже начинала партизанскую борьбу. Степан Ерёменко, рядовой Московского пехотного полка, раненый и оставленный в Смоленске, бежал из плена и организовал из крестьян партизанский отряд в 300 человек. Самусь собрал вокруг себя около 2 тысяч крестьян и совершал смелые нападения на французов. Крестьянин Ермолай Васильев собрал и вооружил отнятыми у французов ружьями и саблями отряд в 600 человек. Никто не позаботился систематически, внимательно сохранить для истории память об этих народных героях, а сами они не гнались за славой. Крестьянка деревни Соколово Смоленской губернии Прасковья, оборонявшаяся одна от шести французов, убившая вилами трёх из них (в том числе полковника), изранившая и обратившая в бегство трёх остальных, так и осталась для потомства Прасковьей, без фамилии."
    — Е. В. Тарле. Нашествие Наполеона на Россию
    ссылка: Тарле Е. В. Нашествие Наполеона на Россию. — Собрание сочинений: в 12 томах. — М.: Издательство АН СССР, 1959. — Т. 7
  4. +5
    14 мая 2021 06:00
    Другими известными командирами партизанских отрядов являются Денис Давыдов, Александр Сеславин, Иван Дорохов. Менее известен «летучий отряд» Фердинанда Винценгороде, авангардом которого командовал Александр Бенкендорф (бывший флигель-адъютант Павла I и будущий начальник III отделения).


    Первые партизанские отряды были созданы ещё до Бородинского сражения. 23 июля, после соединения с Багратионом под Смоленском, Барклай-де-Толли сформировал летучий партизанский отряд из Казанского драгунского, трёх донских казачьих и Ставропольского калмыцкого полков под общим начальством Ф. Винцингероде
  5. -1
    14 мая 2021 07:12
    Ничего не понимающий Энгельгардт, разумеется, на допросе ни в чем не сознался. И вошёл в историю, как стойкий российский патриот – прямо дворянский Иван Сусанин.

    заявления из серии "он просто поскользнулся и, не понимая, упал на амбразуру".
    fool
    А вот что установлено официально:
    П. И. Энгельгардт -офицер, много лет отслуживший в русской армии, подполковник в отставке.

    он совместно с несколькими другими помещиками организовал партизанский отряд, который начал нападать на подразделения противника. Энгельгардт лично участвовал в вылазках на вражеские отряды, в стычках лично убил 24 француза. Был выдан французам. 3 октября 1812 года французский военный суд приговорил Энгельгардта к расстрелу. Французы пытались склонить Энгельгардта к сотрудничеству и предлагали ему звание полковника в наполеоновской армии, но тот отказался.

    15 октября 1812 года Энгельгардт был расстрелян у Молоховских ворот Смоленской крепостной стены (ныне не существуют). В последний путь его провожал священник Одигитриевской церкви, первый смоленский историк Никифор Мурзакевич. По воспоминаниям очевидцев, перед расстрелом он прервал читавшего ему приговор конвойного, запретил завязывать ему глаза со словами: «Прочь! Никто не видел своей смерти, а я её буду видеть», простился с сослуживцами и приказал стрелять. Первоначально французы прострелили ему ногу, обещая отменить расстрел и вылечить Энгельгардта в случае согласия его на переход на их сторону, но тот вновь отказался. Тогда был дан залп из 18 зарядов, 2 из которых прошли в груди и 1 в живот. Энгельгардт остался жив и после этого. Тогда один из французских солдат убил его выстрелом в голову. (с)


    Т.е. крестьяне воевали против французов в отряде подполковника, но , как и в любой войне, были и предатели. Но это не народ-как и полицаи ВОВ-это не народ. И мародеры были и пр, как при любой войне
    И потому Александр I и его правительство предпочли бы, чтобы крестьяне в их войну с Наполеоном не лезли.

    это просто ложь: читаем не выдумки, а документы , а именно Манифест Александра I о необходимости создания ополчения в помощь русской регулярной армии, сражающейся с наполеоновскими войсками от 6/18 июля 1812 г.

    Мы, Александр Первый, император и самодержец Всероссийский ...

    "Взываем ко всем нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским, приглашая их вместе с нами единодушным и ОБЩИМ ВОССТАНИЕМ содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет он на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина" .


    И была война, и именно война народная, как бы кто не пытался оболгать ее из сегодня: об этом говорят упрямые факты: было массовое партизанское движение, масса крестьян-героев и подвигов и 216 тыс пленных были взяты именно крестьянами (армия пленила только 50 тыс)
    .
    И многих сейчас удивляет оценка вклада крестьян в победу, прозвучавшая в Манифесте императора Александра I от 30 августа 1814 года и «благодарность», которую он им выразил:

    «Крестьяне, верный наш народ

    Кого-то до сих пор круглая Земля удивляет, да, а Император просто зафиксировал ФАКТ

    Кто-то не в состоянии понять, что это его заявление
    антифранцузские действия русских крестьян носили самодеятельный и спонтанный характер
    прямо противоречит этому его заявлению :
    Но «народная война» была массовой и успешной

    так просто не бывает. И более 200 тыс плененных крестьянами оккупантов-тому доказательство.

    Все "само собой" , "спонтанно и случайно" получилось, ага.... fool
  6. +9
    14 мая 2021 07:23
    Для лучшего понимания вопроса автору следовало предварить изложение небольшим количеством теории из XIX века.
    Согласно воззрениям того времени существовали такие понятия, как партизанская война, малая война и народная война.
    Партизанская война - "самостоятельные действия выделенных армией отрядов, прервавших с нею связь, хотя бы временно, и наносящих вред противнику, преимущественно в тылу".
    Малая война - "сторожевая служба, сбор сведений о неприятеле, рейды конницы и тому подобные действия небольших частей войск, т. е. действия, которые по существу всегда являются необходимыми, тесно связанными с общими действиями армии".
    Народная война - это когда "шайки восставшего народа привязаны к своим родным местам, ведут войну на свой риск и страх".
    Все определения взяты из "Военной энциклопедии" Сытина.
    1. +5
      14 мая 2021 10:54
      Смотрю, квазипатриоты Сытина минусуют.
      1. +3
        14 мая 2021 12:48
        Смотрю, квазипатриоты Сытина минусуют.

        То же самое на ветке у Шпаковского... Зато мечтаем о счастье народном! request
        А деньги и всякие полезные в хозяйстве вещи, как известно, «национальности» не имеют и «не пахнут».

        Веспасианов день! laughing Коллеги, куча замечательных комментариев. Обсуждать огрехи статьи, если они есть, не буду, но скажу спасибо Вам всем и Валерию лично. Жду продолжения!
        1. +3
          14 мая 2021 14:40
          Николай, привет, опять на сайте чудеса в решете и я цепляюсь к тебе. smile
          ... или ракетные команды.


          Созданием ракетного оружия для русской армии успешно занимался герой Отечественной войны 1812 года полковник Александр Дмитриевич Засядко. Впервые его ракетные системы были успешно применены в 1828–м году при осаде турецкой крепости Браилов.
          Оружие оказалось столь успешным, что Александр Дмитриевич не без гордости говорил: «Будь у нас ракетное оружие раньше, кто знает, посмел бы Бонапарт ступить на нашу землю. А если бы и начал своё варварское нашествие, то, возможно, был бы остановлен раньше».

          1. +2
            14 мая 2021 14:56
            Созданием ракетного оружия для русской армии успешно занимался герой Отечественной войны 1812 года полковник Александр Дмитриевич Засядко.

            Не знал про него, дядя Костя, спасибо! Я из конструкторов ракет 19-го века только Константинова помню - между прочим, внебрачного сына Константина Павловича.
            Хм... Я смотрю, "некое анонимное стадо" уже пришло сюда, и нам на этой ветке навешало минусов? Просто так? Вот просто так, взять и раздать по три-четыре минуса?...
            Я вот за сегодняшний день ни одного не раздал...
            Однако... Вот какая у нас "Честь и совесть нации", блин...
            1. +3
              14 мая 2021 15:07
              "некое анонимное стадо"


              Это всё элементарно, на уровне пещерного индивида. Помнишь старый анекдот про золотую рыбку: "Вот, понимаешь, рыбка, у моего соседа корова есть, а у меня нету. Сделай так, чтобы и у него не было."
              Ничего не меняется, тупые и ленивые так и остались тем, кем были, а мелкая зависть у них всегда расцветает пышным цветом, если у соседа мясо в щах, то непременно нужно плюнуть в кастрюлю. "Подлый народ", недаром ведь их издревле так прозывают. request
              1. +3
                14 мая 2021 15:11
                В общем-то, ты прав. Противно, когда в карму гадится не заслуженно. Но, с другой стороны, подобные не столько мыслят, сколько выражают свои эмоции. Отсюда и минусА пачками для всей нашей компании... request
                1. +2
                  14 мая 2021 15:15
                  Зависть, зависть, ещё раз зависть и несварение желудка. laughing
              2. +2
                14 мая 2021 18:06
                Почему вариант анекдота: «Ящик водки и этих двух обратно» имеет право на существование.
                1. +1
                  14 мая 2021 18:21
                  Почему вариант анекдота: «Ящик водки и этих двух обратно» имеет право на существование?

                  Почему, вариант анекдота: «Ящик водки и этих двух обратно» -- имеет право на существование.

                  Привет, Сергей! hi А какой из вариантов ты имел в виду? drinks
                  1. +1
                    14 мая 2021 18:38
                    Привет, Константин!

                    Необитаемый остров. Лампа. Джин. 2 желания каждому.
                    Немец хочет женщину и домой.
                    Англичанин - денег и домой.
                    А русский - ящик водки и всех обратно.
                    1. +1
                      14 мая 2021 18:55
                      Теперь вспомнил. smile
                      То-то они, вернувшись, обрадовались. laughing
                      1. +1
                        14 мая 2021 19:08
                        Всегда важно - за Кем последнее слово.
                      2. +1
                        14 мая 2021 19:40
                        "Вначале было слово"(с)
                      3. +1
                        14 мая 2021 20:01
                        Везде есть и альфа и омега.
                      4. +1
                        14 мая 2021 21:25
                        Везде есть и альфа и омега.

                        А кое-где и дельта.
                      5. +1
                        14 мая 2021 21:28
                        Была на известном портсигаре.
                      6. +1
                        14 мая 2021 21:31
                        Не только.
                        Пистолет Colt Delta Elite, 10 мм.
                      7. +2
                        14 мая 2021 22:03
                        В математике Δ означает различие или изменение.
                      8. +1
                        14 мая 2021 22:04
                        Значит и к портсигару и к пистолету приложили руку математики. Уважаю. drinks
                      9. +1
                        14 мая 2021 22:07
                        На какой-то стадии - непременно.
                      10. 0
                        14 мая 2021 22:11
                        "Гоги, дважды два -- будет четыре, возможно пять, в крайнем случае шесть, но уж никак не восемь!"(с) am
                      11. +1
                        14 мая 2021 23:08
                        Это в зависимости от того: покупаем мы, или продаём.
                      12. +1
                        14 мая 2021 23:13
                        Я понял, это как на одесском Привозе. Курица стоит десять, даём пять и берём три рубля сдачи. laughing
                      13. +1
                        14 мая 2021 23:17
                        «Сорок, сорок. Рубль сорок.
                        Пиво пил? Не пил? Два сорок.
                        Подытожим: пять рублей.
                        Ваших десять. Рубль сдачи» (Наверно, народное).
                      14. 0
                        14 мая 2021 23:28
                        "Рупь за сено, два за воз, полтора за перевоз"(с)
                      15. +1
                        15 мая 2021 00:12
                        «Афоня мне рубль должен» (с).
                      16. +1
                        15 мая 2021 00:28
                        "...Ах, граф, прошу меня простить -
                        Я вел себя бестактно,-
                        Я в долг хотел у вас просить,
                        Но не решился как-то."(с)
                      17. +1
                        15 мая 2021 08:23
                        «Проценты - вздорные,
                        А ждать - хоть век могу» (с).
            2. +3
              14 мая 2021 18:05
              А ты себе норму минусов установи, а то как свою производительность оценивать будешь?
          2. +3
            14 мая 2021 16:53
            А я думала,что ракеты появились в конце 19 в.
            1. +3
              14 мая 2021 16:57
              У китайцев они появились ещё раньше, примерно в Х веке Н.Э.
      2. +2
        14 мая 2021 16:20
        Вик. Ник,так Сытин явный ворог.
      3. +3
        14 мая 2021 18:04
        «Англия то ему чем не угодила?» (с).
    2. -1
      14 мая 2021 11:17
      Автор массу очень сомнительных вещей пишет в угоду собственным политическим взглядам. Выдумки, отсылки к Льву Толстому, байки про поголовно говорящих "на-французском" офицерах, игнорирование официальных документов...
      Например, вот домысливание:
      В этом случае Александр I немедленно заключил бы мир на любых условиях не только с Наполеоном, но и с настоящим Антихристом.

      Автор даже не понимает, что в уж в таком-то случае Александр бы никогда не пошел с ним на мир! Проще было бы с чугунным ядром в Финский залив прыгнуть.
      Собственно, Наполеон и не пошел на эту меру именно по этой причине (да и мир бы заключать было бы не с кем, Российская империя бы развалилась неминуемо).
      1. +2
        14 мая 2021 17:02
        "империя развалилась бы неминуемо"вот даже как,а я не знала,что крепостное право - обручи,чтоб государство не развалилось . А Британия почему не развалилась,разве у них было крепостное право?
        Считаю,что у Вас не удачный выводй
        1. 0
          14 мая 2021 18:41
          "Других скреп у меня для вас нет". Крепостное право в России 18-19 века - такая крайне неприятная форма организации административной и фискальной политики государства "задешево" и при остром дефиците хоть сколько-нибудь образованных людей. Отменить это зло было можно и нужно, но не резким решением (реформатора скорее всего убьют, а в государстве начнется анархия).
          В Британии во-первых, крепостное право тоже существовало, хотя и было отменено существенно раньше (на три столетия примерно). Во-вторых, там эта отмена привела к такому чудесному явлению, как огораживание. Может самостоятельно почитать, как этому были рады английские крестьяне.
  7. +2
    14 мая 2021 08:26
    Автор привёл краткий обзор организованных партизанских отрядов кампании 1812 года. Широко было распространено и элементарное сопротивление самоснабжению наполеоновской армии, поскольку централизованное его снабжение Наполеоном не предусматривалось, на блицкриг надеялся, по-видимому. Так в деревне Хрипань (ныне Раменский район Московской области) крестьянину сильно не понравилось, что два наполеоновца покусились на его транспортное средство (лошадь с телегой). После применения им бытового плотницкого инструмента (топора) по головам реквизиторов конфликт был исчерпан. Эпизод взят из Люберецкого краеведческого музея.
    1. +9
      14 мая 2021 09:18
      Сколько интересных вопросов поднимается , ,если царь и помещики опасаются крепостных с оружием , то на чьей стороне должен быть крепостной и вообще имеет ли родину подневольный человек ,и должен ли он ее защищать на войне , и вообще должен ли крепостной служить в армии если рабы в древнем Риме а армии гне служили , кстати в 1815 много наших солдат-крепостных сбежало , думается находясь во Франции каждый задумывался да не решился...представьте себе Суворов после совещания выходит из палатки вместе с с офицерами где ни будь в Италии ,а все войско сбежало
      1. +11
        14 мая 2021 09:29
        Да, лагеря русской Армии во Франции очень тщательно охранялись по периметру. На марше - тоже. Именно потому, что среди солдат было много желающих остаться. Во Франции демографическая ситуация была очень тяжёлой и молодых здоровых мужчин с радостью принимали на работу в окрестных фермах, а девушки и вдовы - охотно выходили за них замуж: своих мужчин уже не хватало. Жорж Сименон, например, потомок русского солдата Семёнова, бежавшего из своего полка.
        1. +1
          14 мая 2021 10:35
          Жорж Сименон, например, потомок русского солдата Семёнова
          Его отец Дезире Сименон- валлонец,уроженец Льежа.
          1. +4
            14 мая 2021 10:44
            Но в семье Сименона бытовало предание о русском солдате-прадеде. Он сам об этом говорил в интервью. Тем более, что такая фамилия уникальна для тех мест и не встречается ни в Валлонии, ни во Фландрии. Правда, сам Сименон полагал, что он потомок одного из русских пленных, не пожелавшего возвращаться на родину, а не дезертира победоносной армии Александра I.
            1. +1
              14 мая 2021 10:52
              А можно ссылку? Французский( и английский) интернет молчит по этому поводу.
              1. +4
                14 мая 2021 10:56
                Вот здесь есть: книга "Я диктую воспоминания" -
                https://itexts.net/avtor-zhorzh-simenon/224123-ya-diktuyu-vospominaniya-zhorzh-simenon/read/page-31.html
                "Я верил легенде, отзвуки которой слышал еще мой дед; я уже рассказывал ее. Согласно ей, наполеоновский солдат, бретонец по происхождению, раненный в русском походе, остановился на поправку в бельгийском Лимбурге и, как в дешевом романе, женился на дочери приютившего его фермера.
                Живя впоследствии в Бретани, я искал фамилию Сименон во всех телефонных справочниках провинции, но не нашел ничего даже отдаленно похожего. Розысков по всей Франции я не производил. А потом я узнал о существовании советского писателя по фамилии Семенов и задумался: а что, если раненым с лимбургской фермы был солдат вовсе не отступающей наполеоновской армии, а как раз напротив, русской, преследующей французов?
                Интересно, что недели две назад этот писатель Семенов навестил меня в нашем домике. Это могла быть встреча родственников!"
                1. 0
                  14 мая 2021 10:59
                  Буйная у него была фантазия, ничего не скажешь.
                  1. 0
                    15 мая 2021 08:48
                    Цитата: Болторез
                    уйная у него была фантазия, ничего не скажешь.

                    да этих версий о семенове полно. И в его же интервью газета "Щит и меч" это уже раненный русский солдат, вывезенный французами из России. Т.е. своих раненных они бросили еще под Москвой и уже жрали сотоварищей под Вильно, а русского раненного пленного тащили до ...Фландрии. lol

                    Сименон такой же Семенофф , как Колумб выходец из Коломыи
                    1. +1
                      15 мая 2021 18:00
                      Вы удивитесь, но на первых этапах кампании 1812 года русских пленных, действительно, отправляли во Францию. И многие из них потом дождались там русскую армию. Командира одного из партизанских отрядов - Винцингероде, уже в день оставления французами Москвы отправили для суда в Вестфалию - как подданного Жерома Бонапарта. Но его по дороге отбили другие партизаны - на территории Белоруссии. Об этом - в следующей статье. Так, что ничего невозможного в том, что русский солдат оказался в 1812 году оказался в Лиможе нет.
                      1. -1
                        16 мая 2021 07:12
                        Цитата: ВлР
                        Вы удивитесь, но на первых этапах кампании 1812 года русских пленных, действительно, отправляли во Францию

                        Сименон говорил именно об ОТСТУПАЮЩЕЙ бегущей французской армии (потом- о наступающей русской) , а не о первых этапах 1812г.
                2. +2
                  15 мая 2021 00:05
                  Если бы он знал, шо таки этот Семёнов не совсем Семёнов. И родственники у него живут в одной жаркой и беспокойной стране))
      2. 0
        14 мая 2021 11:22
        Интересно, в рамках вашей логики, государственные крестьяне должны были служить в армии? И защищать отечество? В 1812 их примерно столько же было, сколько крепостных (к реформе 1861 станет и больше).
  8. +6
    14 мая 2021 10:45
    «Бонапарт в Москве, а стало быть, он их государь».

    Мне кажется, тема предательства в Отечественной войне 1812 года еще ждет своего исследователя.
    Что интересно, в замалчивании подобных фактов можно видеть трогательное единение наших казенных "патриотов" и доморощенных "либералов". И те и другие в упор их не замечают, хотя и по разным причинам. Первые просто бездумно, ведь команды не было, а вторые, чтобы не лишиться своего догмата, о том, что вот мол до Сталина и ВОВ случаев предательства не было...
    Между тем, если внимательно ознакомиться с материалом, можно найти примеры измены во всех слоях русского общества. Например, журналист Греч с возмущением писал о ничего не стесняющихся сторонниках Наполеона в великосветских салонах Петербурга. Тот же Давыдов писал о помещиках, снабжающих неприятеля припасами, а также призывавший карателей, чтобы бороться с ними. Одного наш поэт-партизан даже высек за такие "подвиги" (Если, конечно, Денис Васильевич не прибрехнул слегка, по своему обыкновению:))). Архиепископ Могилевский и Витебский Варлаам, добровольно принес присягу завоевателю вместе со всем клиром.
    Так что предатели были во все времена. Увы.
    1. +1
      14 мая 2021 13:08
      Вон Фаддей Булгарин везде успел) И против французов и вместе с ними)

      Россию продает Фаддей
      Не в первый раз, как вам известно.
      Пожалуй, он продаст жену, детей,
      И мир земной, и рай небесный,
      Он совесть бы продал за сходную цену,
      Да, жаль, заложена в казну.
      1. +1
        14 мая 2021 13:18
        Фадей Венедиктович все же если и не поляк, то польский шляхтич. Не то чтобы простительно, но...
        1. +1
          14 мая 2021 14:52
          Фадей Венедиктович все же если и не поляк, то польский шляхтич. Не то чтобы простительно, но...

          А вот Огюст Монферран был французом, но тоже успел! Воевал за Наполеона, потом ставил в России символ победы над ним же - Александрийскую колонну! drinks
    2. +1
      14 мая 2021 18:09
      Лично мне интересно об отношениях старообрядцев к Наполеону. Подозреваю, что много лишнего на них наговаривают.
  9. +3
    14 мая 2021 13:10
    Данилевский в своём романе "Сожжённая Москва" прекрасно показал , как в великосветских салонах Москвы на французском лопотали , прекрасно зная свой родной русский , не только когда Наполеон вошёл с войной в Россию , но и когда Наполеон уже дошёл до Москвы...И потом ,уже после войны , в великосветских салонах Санкт . Петербурга вдруг стали недолюбливать Байрона , который констатировал , что именно Россия и Москва обрушили Наполеона в закат :
    -Вот башни полудикие Москвы
    Перед тобой ,в венцах из злата,
    Горят на солнце ... Но ,увы ...
    То- солнце твоего заката !
    И уж эти ,готовые варварам из Европы всё вылизывать даже после того как Наполеон Церкви Московского Кремля превратил в конюшни ,эти то точно боялись признать , что очень сильно армию Наполеона трепали обыкновенные российские крестьяне-партизаны . До этого и такого слова то -партизаны - в России то не ведали . Бунтовщики были , смутьяне были. Партизан не было . И вот тут как раз и случилось то , из за чего и великосветские солоны и и вся династия Романовых до конца своих дней боялись и вспомнит об этих партизанах 1812 года. Опасно было публично напомнит , тем более опасно было публично возвеличивать такую народную силу . Ведь увидели в 1812 году Романовы и все "благородие" , как простой народ умеет самоорганизоваться . Однако , Романовым и так скучать после 1812 года не пришлось . Уже через тринадцать лет после победы над Наполеоном англо -саксы организовали Романовым декабристов , а ещё через сорок лет и зрелого Герцена Россия от тех же самых англо- саксов получила и всё пошло -поехало... И доехало до Ленина , которого России организовали те же самые англо-саксы...
    1. +2
      14 мая 2021 14:53
      Цитата: Старший матрос
      Мне кажется, тема предательства в Отечественной войне 1812 года еще ждет своего исследователя.

      Если считать предательством событие для наступления которого нужно добровольно принять на себя некие обязательства и обещания, то тогда весь вопрос в самой добровольности , или в нарушение клятвы , , всегда удивляло в армии яко бы добровольно призванные торжественно обещают верность родине, клянутся , а родина ,ни чего им в ответ не обещает , а между тем Иисус в Нагорной проповеди говорил, "не клянитесь вовсе..." . Кстати коммунисты при приеме в партию не двали ни каких клятв Если говорить честно в 1812 предателем мог быть только офицер , дворянин , обвинить крепостного в предательстве подобно обвинению гребца галеры который перепилил цепь и выпрыгнул за борт.
      1. +2
        14 мая 2021 19:04
        Если говорить честно в 1812 предателем мог быть только офицер , дворянин , обвинить крепостного в предательстве подобно обвинению гребца галеры который перепилил цепь и выпрыгнул за борт.

        Вы в курсе, что после начала службы солдат переставал быть крепостным (если был им на момент рекрутского набора)? Так же и его жена и дети являлись свободными людьми?
        1. +2
          14 мая 2021 20:28
          Да, отставной солдат освобождался от крепостной зависимости и всех повинностей. Но во время его службы подати за него платила крестьянская община! И при этом его исключали из общины и оплакивали, как умершего. То есть, если ему очень повезет: не забьет его до смерти сержант во время обучения, не убьют в бою или он не умрет от какой-нибудь инфекционной болезни во время похода, то возвращаться ему было некуда. На родину обычно не возвращались (если возвращались - селились отдельно, как чужаки). Обычно жили в городках, исполняя должность пожарных, смотрителей или швейцаров. Либо, если женились - в населенном пункте своей невесты. Увечных отправляли в монастыри, позже - в богодельни.
          Служили при Петре I -
          пожизненно (до смерти или тяжёлого ранения), при Екатерине II - 25 лет, при Николае I - 20 лет, с 1874 г. - 6 лет. Солдатские сыновья до 1874 г. обязательно шли в солдаты, дочерей выдавали замуж за солдат. Лишь в 1828 году разрешили оставлять дома одного из сыновей - чтобы мог позаботиться о родителях. Русские сказки часто начинаются так:
          «Отслужил солдат двадцать пять лет, дали ему синий билет и было у него денег — целых три копейки!». Лишь в 1867 г. отставные солдаты стали получать по три рубля в месяц.
  10. +1
    16 мая 2021 22:46
    Цитата: василий50
    После войны 1812 года полиция отметила всплеск жестокости наказания крестьян, вплоть до забивания насмерть кнутами *за дерзость*.

    В том числе потому, что после войны была вспышка крестьянских восстаний. Все ждали "свободу", а дождались "мзды от бога"...
    1. 0
      17 мая 2021 08:35
      Память о вопиющей несправедливости , тотальном и хроническом нарушении баланса интересов не исчезает бесследно (закон сохранения) вместе со смертью человека , она сохраняется на генетическом уровне в потомках в виде негатива будет всегда присутствовать в подсознании последующих поколений, будет вносить свой вклад в их поведение., сколько бы не замалчивались факты
  11. +1
    17 мая 2021 11:10
    Так что крестьянское сопротивление французам носило достаточно массовый характер. И порой эти отряды действовали во взаимодействии с настоящими партизанскими отрядами, состоявшими из солдат регулярных частей,
    тут ключевое слово ПОРОЙ

    В действительности действия крестьян не вписываются в то понятие народной партизанской войны, которое сформировалось в ходе ВОВ.
    В 1812 г действия селян сводились к самообороне и банальному грабежу, в том числе к разорению господских усадеб.
    Народной войной это было объявлено уже в советский период