Александр Младенов о вертолете Ка-52 «Аллигатор»

69

Известный зарубежный авиационный обозреватель Александр Младенов посвятил большую статью ударному вертолету Ка-52. Как обычно, П.2 не поленился перевести интересный и содержательный текст.

В декабре 2010 г. руководство российской армейской авиации сообщило о долгожданном принятии на вооружение боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор», а первые поставки в строевую часть состоялись в мае 2011 г.

В августе 2003 г. тогдашний главком ВВС В. Михайлов публично подтвердил готовность ВВС изыскать средства на разработку боевого вертолета нового поколения. Не один, а два боевых вертолета должны были поступить на замену сильно загруженных и изношенных вертолетов Ми-24. Информированные обозреватели сначала решили, что это заявление является очередной пиар-акцией российских военных или в лучшем случае искренним выражением тайной мечты генерала. Но сегодня, спустя девять лет после этого события, мечта сбылась и армейская авиация, входящая в состав ВВС России, получает три типа боевых вертолета: Ка-52, Ми-28Н и Ми-35М.

Двухместный вертолет соосной схемы Ка-52 (код НАТО: «Hokum-B») является наиболее совершенным из всей троицы. Изначально планировалась закупить для российских ВВС ограниченное число этих вертолетов, которые должны были поддерживать силы специальных операций, но в итоге численность Ка-52 в армейской авиации превысит таковую Ми-28Н.

Ка-52 может применять тяжелые системы управляемого и неуправляемого оружия, оснащен современным (по крайней мере, по нынешним российским стандартам военной электроники) круглосуточным обзорным комплексом и системой обмена данными. Этот двухместный вертолет позиционируется как особенно эффективный в нерегулярных боевых действиях (противопартизанской войне — и намного более приспособленный для этого, чем его предшественник, одноместный Ка-50, а также устаревший Ми-24), а также весьма эффективный для борьбы с танками и непосредственной поддержки войск.

Начальная партия из 12 Ка-52 для армейской авиации была заказана в 2009 г., и в декабре 2010 г. первые четыре вертолета были приняты заказчиком и переданы в 344-й Центр боевого применения и боевой подготовки в Торжке. Эти вертолеты использовались для подготовки инструкторов, которые будут обучать летчиков строевых частей. Другой задачей Центра является разработка новых тактических приемов для «Аллигатора». Оставшиеся восемь вертолетов из этой партии были переданы в 2011 г. в первую строевую эскадрилью, перевооружившуюся на новый тип и приписанную к 575-ой авиабазе в Черниговке на Дальнем Востоке. К октябрю 2011 г. эскадрилья насчитывала 12 вертолетов. В производстве находятся новые вертолеты из партии в 36 вертолетов, четыре из них были произведены в 2011 г. Последние вертолеты из этой партии планируется передать заказчику к концу 2013 г.

Сообщалось, что в конце 2011 г. закончились государственные совместные испытания Ка-52 и что вертолет имеет полностью доведенную авионику, которая включает в себя миллиметровую РЛС «Арбалет-52», круглосуточную гиростабилизированную оптико-электронную систему ГОЭС-451 и полностью работоспособный бортовой комплекс обороны «Витебск». Хотя ни одна из этих современных систем не была установлена на вертолеты первой партии, переданные в конце 2010 — начале 2011 г., есть планы по их установке на эти вертолеты.

Предшественник Ка-52

Вертолет Ка-50 (код НАТО «Hokum») совершил первый полет в 1982 г., а в начале 1990-х гг. он был выбран в качестве нового ударного вертолета для российских ВВС, который был призван дополнить, а потом и заменить Ми-24. Ка-50 был принят на вооружение в 1995 г., в том же году первый вертолет поступил на вооружение ЦБПиПЛС в Торжке. Вскоре финансирование закончилось, в результате в 1990-е гг., вероятно, было произведено только четыре Ка-50.

Еще четыре вертолета были поставлены в 2008 и 2009 гг. Два Ка-50 применялись в Чечне в период с декабря 2000 по март 2001 г. Основная причина, по которой вертолеты были направлены туда, заключалась в том, что КБ Камова и ВВС хотели оценить соосную схему нового боевого вертолета в реальных боевых условиях. Вертолеты совершили в Чечне 14 боевых вылетов, в ходе которых совершили более ста заходов на цель, израсходовав 929 80-мм НУРС и 16 30-мм снарядов, а также три ПТУР «Вихрь-1». Все выпущенные боеприпасы поразили свои цели.

Развитие

Разработка двухместной версии базового одноместного Ка-50 началась в 1994 г. под руководством генерального конструктора КБ Камова С.В. Михеева. Он известен как отец Ка-50 и является самым долго работающим главным конструктором в современной российской авиационной индустрии, возглавляя КБ Камова на протяжении более 40 лет.

Прототип Ка-52 с серийным номером «061» совершил первый полет 25 июня 1997 г. под управлением шеф-пилота КБ Камова А. Смирнова. Вертолет интенсивно использовался для проведения различных испытаний, а также участвовал в рекламных акциях. Поэтому состав датчиков и БРЭО мог меняться несколько раз в году. В 2003 г. он завершил государственные летные испытания по подтверждению заявленных летных характеристик. В 2006 г. министерство обороны России выделило средства на развитие различных систем вертолета, а также создание производственной линии на ААК «Прогресс» в г. Арсеньеве.

Второй прототип Ка-52 («062»), построенный на «Прогрессе», впервые поднялся в воздух в июне 2008 г., а третий прототип («063»), который стал первым предсерийным вертолетом, совершил первый полет в октябре того же года. За ним последовало еще три экземпляра (№№ «051-053»), и все вертолеты приняли участие в заключительном этапе государственных совместных испытаний вертолета, которые проводились российскими ВВС при участии КБ Камова и успешно завершились 20 ноября 2011 г. Это дало возможность приступить к полномасштабному выпуску вертолета, оснащенного РЛС, системой обмена данными и двумя типами ПТУР.

Соосная схема винтов, на которой специализируется КБ Камова, позволяет вертолету иметь меньшие размеры и вес по сравнению с вертолетами обычной схемы. При сравнении вертолетов с соосной и обычной схемой идентичной массы и одинаковой мощности двигателей, можно увидеть, что размеры вертолета соосной схемы на 35—40% меньше. Отсутствие рулевого винта означает отсутствие приводов хвостового руля и соответствующей трансмиссии, которые тянутся за пределы ометания несущего винта. Это является важным фактором для безопасности полета и боевой живучести.

Э.А. Петросян, заместитель главного конструктора КБ Камова, объяснял: «При сравнении уровня безопасности вертолетов соосной и классической схем следует учитывать многочисленные факторы, такие как надежность, прочность, сопротивление усталостным явлениям и боевая живучесть. Следует отметить важность «человеческого фактора» в обеспечении безопасности полета. В этом отношении соосная схема Ка-52 имеет преимущества благодаря простоте управления, лучшей маневренности, а также более высоким аэродинамическим характеристикам по сравнению с вертолетами классической схемы. Более того, потеря киля или руля направления, например, из-за жесткой посадки в режиме авторотации, не сильно повлияет на безопасность полетов».

При проектировании Ка-52 изначальная задача заключалась в достижении максимальной унификации с Ка-50. В итоге ее уровень достиг 85%, а первые партии серийных Ка-52 были построены с использованием задела Ка-50 по фюзеляжам и комплектующим.

Защита экипажа и размещение пилотов «бок о бок»

Ка-52 является единственным боевым вертолетом в мире, в котором применено размещение членов экипажа «бок о бок». Это сделано в результате обобщения практики летчиков-испытателей торжковского ЦБПиПЛС, имеющих огромный налет и опыт боевого применения Ми-8 («бок о бок») и Ми-24 («тандемное расположение»). Признанный шеф-пилот КБ Камова и бывший военный летчик-испытатель А.С. Папай, имеющий налет более 7700 часов, поддерживает мнение своих предшественников: «Могу подтвердить, что когда летчики располагаются бок о бок, взаимодействие происходит быстрее, удобнее и проще по сравнению с тандемной схемой. В большинстве случаев они понимают друг друга вообще без слов, используя только жесты — это так называемое «чувство локтя»«. Его мнение также разделяют и имеющие боевой опыт ветераны Федеральной Службы Безопасности, в ходе контртеррористической операции в Чечне выполнявшие в условиях сложного рельефа чрезвычайно успешные ночные вылеты на модифицированном вертолете Ми-8МН, вооруженном ракетами и способном применяться круглосуточно. Они оценили расположение пилотов «бок о бок» благодаря лучшему контролю за обстановкой и намного более эффективному обмену информацией в ходе напряженных вылетов при поиске и уничтожении управляемым вооружением хорошо замаскированных целей.

Кабина пилотов Ка-52 отличается от Ка-50. Изогнутое боковое остекленение пилотской кабины Ка-52 выдерживает попадания пуль калибра 12,7-мм, дополнительная защита обеспечивается за счет накладных боковых броневых плит. Дополнительная защита обеспечивается размещением пилотов бок о бок, тем самым они закрывают друг друга от осколков снарядов и ракет, летящих сбоку. Этот звучащий жестоко принцип является детищем генерального конструктора С. Михеева. Такой подход повышает вероятность того, что хотя бы один член экипажа выживет при подрыве вражеского боеприпаса сбоку вертолета. При традиционном расположении пилотов риск для них значительно выше.

По словам Михеева, носовая часть вертолета защищена от снарядов калибра до 20 мм, и он утверждает, что масса брони в наборе Ка-52 меньше, чем на имеющем такую же защиту вертолете тандемной схемы. Дополнительная защита прикрывает наиболее уязвимые части вертолета: к примеру, лопасти винта выдерживают попадания 20-мм снарядов. Другие меры безопасности включают в себя испытанные катапультируемые кресла пилотов К-37-800 (также установленные на одноместном Ка-50), которые обеспечивают одновременное покидание вертолета обоими летчиками. При вынужденной посадке шансы экипажа на выживание повышаются за счет комбинации из жесткого энергопоглощающего шасси и ударопрочных кресел.

Улучшенный прицельный комплекс

На Ка-52 установлен интегрированный бортовой комплекс электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52» (также известный как БРЭО-52), который базируется на интерфейсе ГОСТ Р 52070-2004 (эквивалент стандарта Mil-Std-1553B). В распоряжении пилотов находятся пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота, который используется для пилотирования вертолета и наведения оружия по курсу. Система нашлемного целеуказания для наведения бортового оружия находится на стадии разработки, но до сегодняшнего момента российская электронная промышленность так и не смогла создать подобные системы, сопоставимые с западными аналогами.

Гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451 производства УОМЗ установлена в носовой части вертолета и оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. В окончательном варианте на Ка-52 слева от ГОЭС-451 установлен меньший по размеру «шарик» системы ТОЭС-520, которая имеет ТВ-камеру и тепловизор, применяемые для ночных полетов. Освещение кабины позволяет применять очки ночного видения, пилоты Ка-52 обеспечиваются очками ночного видения 3 поколения ГЭО-ОНВ-1-01К, разработанными компанией «Геофизика-НВ».

РЛС «Арбалет-52» Х-диапазона (длина волны — 8 мм) разработана компанией «Фазотрон-НИИР» и применяется для полетов ночью и в плохих метеоусловиях, обеспечивает обнаружение препятствий и позволяет осуществлять полет на сверхмалых высотках и в режиме картографирования местности и выявления целей. РЛС обладает возможностью индикации движущихся целей и может применяться на минимальных высотах от 10 до 50 метров.

По словам Михеева, «интеграция РЛС прошла на удивление гладко благодаря значительному опыту работы с РЛС, который наша компания накопила в ходе разработки морских вертолетов Ка-25 и Ка-27. Мы отказались от идеи размещения РЛС в надвтулочном обтекателе, так как установка РЛС в носовой части дает определенный выигрыш в массе вертолета. Например, нет ограничений по размеру антенной решетки и массогабаритных характеристик приборного оборудования РЛС. Кроме того, здесь намного меньше ощущаются вибрации».

Летные испытания РЛС «Арбалет-52» на первом прототипе Ка-52 в 2004 г. подтвердили проектные характеристики. Хотя у РЛС нет возможности автоматического распознавания цели, этот режим может быть добавлен в будущем. По словам летчиков, режим индикации движущихся целей также функционировал хорошо.

Управляемое вооружение

По словам Михеева, по сравнению с Ка-50 на Ка-52 может применяться намного более обширный арсенал. Для этого на вертолете имеется четыре основных точки подвески, а когда надо подвесить сдвоенные пусковые установки «Стрелец» с ракетами «воздух-воздух» Игла-В, они монтируются на дополнительной паре точек подвески рядом с законцовками крыла.

Системы «воздух-земля» включают доступную и проверенную ПТУР «9М120-1 Атака» и «Вихрь-1». «Атака» применяется из пакета, состоящего из шести контейнеров. Изначально система наведения была радиокомандной, но затем ее заменили на лазерную, для которой используется ГОЭС-451. Ка-52 в основном будет применять модификацию 9М120Ф, оснащенную фугасной / термобарической БЧ для поражения живой силы на открытом пространстве и в укрытиях, имеющей дальность стрельбы 6 км.

ПТУР 9А4172 «Вихрь-1» имеет дальность стрельбы до 10 км, и является основным оружием для поражения бронированных целей. Ракета применяется с подвесной установки АПУ-6 на шесть ракет (вертолет может нести до двух АПУ-6), она оснащается тандемной БЧ, способной пробить до метра брони за системой активной защиты. ПТУР оснащается ударным и неконтактным взрывателями, в зависимости от типа цели пилот может выбрать тип взрывателя. При использовании неконтактного взрывателя «Вихрь» может использоваться в качестве эффективного оружия в классе «воздух-воздух», способный поражать цели, движущиеся со скоростью до 800 км/ч.

Другой системой ПТУР, которая может быть установлена на Ка-52, является двухступенчатая ракета большой дальности «Гермес-А», испытательный запуск которой с Ка-52 впервые имел место в 2003 г. Это очень крупная система — транспортно-упаковочный контейнер имеет длину 3,5 метра и весит 107 кг. Система может применяться по принципу «выстрелил, наблюдал, откорректировал» и «выстрелил-забыл». Он оснащена тандемной фугасной БЧ. Кроме бронецелей, ПТУР может применяться для поражения укрепленных укрытий, кораблей и самолетов. На Ка-52 может быть подвешено до четырех ракет «воздух-воздух» 9М39 «Игла-В», оснащенных ИК ГСН и применяемых в пусковых установках на две ракеты.

Неуправляемое, но потрясающе точное оружие

Неуправляемое оружие в арсенале Ка-52 представлено 80-мм и 122-мм НУРС, которые запускаются из 20 и 5 ракетных блоков. По словам Папая, 80-мм НУРС С-8 показали себя очень точным оружием при использовании с Ка-50/52 благодаря сочетанию устойчивой платформы и высокоточному прицельному комплексу. По его словам, «при запуске с Ка-52 недорогой НУРС С-8 уже не может считаться оружием, которое применяется по площадям, теперь это уже высокоточное оружие». Обычно НУРС С-8 применяется с дистанции в 1,5 км.

Вертолет также может применять бомбы массой 250 кг и 500 кг, контейнеру КМГУ-2, и подвесной пушечный контейнер УПК-23-250. Кроме того на вертолете установлена 30-мм пушка 2А42 на пушечной установке НППУ-80 с ограниченной подвижностью (боекомплект 460 снарядов). Комплекс оснащен гидравлическим приводом, который позволяет отклонять пушку на 3,5° вверх и 37° вниз. Горизонтальная наводка осуществляется за счет разворота всего вертолета, но скорость его разворота сопоставима со скоростью поворота пушечной установки вертолета Ми-28Н. НППУ-80 считается весьма точным оружием как в подвижном, так и зафиксированном режимах. По словам Попая, «мы в ходе обычных тренировок достигаем точности на уровне 1.2-1.4 углового мил, то есть на дальности 1000 метров снаряды попадают в цель размером 1,5м Х 1,5 м».

Пушка 2А42 была выбрана благодаря своей надежности, в особенности в условиях запыленности и грязи, а также благодаря возможности использовать боеприпасы сухопутных войск. Ее скорострельность составляет 900 выстрелов в минуту в скорострельным режиме и 200-300 выстрелов в медленном, также имеется режим стрельбы одиночными снарядами. Благодаря высокой скорости снаряда (980 м/с) и его относительно большой массе, что приводит к большому кинетическому эффекту, 2А42 является одной из самых мощных в мире пушек , установленных на вертолетах, если не самой мощной. На дальности 1500 метров бронебойный снаряд имеет бронепробиваемость в 15 мм при угле встрече в 60°. Максимальная эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.

Будущее Аллигатора выглядит многообещающим

В 2011 г. Министерство обороны решило закупить дополнительное число Ка-52, подписав контракт на 140 вертолетов, последние из которых должны быть поставлены в 2020 г. Максимальная производственная мощность «Прогресса» составляет 24 вертолета в год (в 2011 г. было выпущено 12 вертолетов, в 2012 и 2013 гг. выпуск должен возрасти до 15 единиц). По состоянию на сентябрь 2011 г. «Прогресс» выпустил 17 Ка-52 (включая два прототипа и три предсерийных вертолета), и еще 12, как представляется, находились на различных этапах сборки.

Ка-52 также рассматривается в качестве нового ударного вертолета для использования с УДК «Мистраль». Первый прототип Ка-52 проходил испытания на палубе французского УДК Mistral в ходе его визита в Санкт-Петербург в декабре 2009 г. Морской вариант вертолета Ка-52К будет оснащен складывающимися лопастями и крыльями, усиленным шасси, системой жизнеобеспечения экипажа в море и антикоррозийной обработкой фюзеляжа и оборудования. На нем в носовой части также будет установлена новая РЛС сантиметрового диапазона обзора и целеуказания ПКР Х-35. В августе 2011 г. корпорацией «Фазоторон-НИИР» было объявлено о разработке новой РЛС с ФАР для Ка-52К на базе РЛС «Жук-АЭ». К испытаниям первого прототипа планируется приступить в 2012 г.

Авиационное крыло каждого из четырех УДК «Мистраль» будет состоять из восьми боевых и восьми десантно-штурмовых вертолетов. ВМФ России будет нуждаться в минимум 40 новых боевых вертолетах, и, по словам Михеева, первые серийные Ка-52К планируется поставить в войска в конце 2014 — начале 2015 гг., что должно совпасть в датой передачи первого УДК «Мистраль».

Он также считает, что Ка-52 имеет хорошие экспортные перспективы, добавляя, что на нем может быть установлено новое оборудование и авионика западного образца. Начало эксплуатации Ка-52 в армейской авиации России значительно улучшит шансы на подписание экспортных контрактов, а российские СМИ сообщали о имеющемся интересе к вертолету со стороны многих стран.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    31 августа 2012
    хорошие машины...жаль маловато.
    1. +5
      31 августа 2012
      Приветствую, коллега!

      Будущее Аллигатора выглядит многообещающим

      И далее по тексту....Будем надеяться, что хорошая машина не будет предназначена только для вооружения наших партнёров. но и укрепит нашу армию.
      1. +3
        31 августа 2012
        Да наши вертолёты самые вертолётные в мире! Серьёзно говоря так оно и есть чего стоит один вертолёт МИ-8, рабочая пташка на протяжении уже лет 40-50 если мне память не изменяет. И кстати вот такие вертолёты как КА-52 не надо продавать за бугор, такие машины должны быть только у нас!
      2. Igorboss16
        +2
        31 августа 2012
        но получается так что первыми за такую машину сядут иностранцы а не большинство наших пилотов чего так хотелось
    2. +2
      31 августа 2012
      Цитата: лис
      хорошие машины...жаль маловато.


      Специальное назначение не предполагает крупной серии/ Ка-52 "Аллигатор" будут использоваться исключительно в специальных операциях,по крайней мере так заявляли в МО, теперь вот Мистрали (и это правильно так как благодаря развитой носовой оконечности он может нести крупногабаритный прицельно-навигационный комплекс, включающий мощную радиолокационную станцию) . завтра круг задач может расшириться машина-то с потенциалом
    3. 0
      31 августа 2012
      посмотрим на КА- 52К

      на Мистралях
  2. grizzlir
    +1
    31 августа 2012
    Давно идёт спор,чьи машины лучше камовские или милевские.Сложно судить,лучших из лучших может определить только боевое применение.Лично мне по заявленным ТТХ больше нравятся камовские машины,но это моё личное мнение.Проходила информация что Ка-52 планируют применять как машину управления в составе звена Ка-50 и Ка-52.
  3. +4
    31 августа 2012
    12-15 вертолетов в год это очень и очень мало.Как минимум еще один завод нужен по их производству и с гораздо большим объемом выпускаемой продукции.Иначе растянем все это на десятилетие и последнии машины будут идти уже на замену первых.
    1. +3
      31 августа 2012
      Цитата: Александр романов
      12-15 вертолетов в год это очень и очень мало.

      Саша , привет! Не то слово, мало, мизер....увы.
      1. +4
        31 августа 2012
        Цитата: Терский
        Не то слово, мало, мизер....увы

        Привет Виктор,учитывая стоимость одного вертолета у России денег хватит и на закупку 500 машин,но все упирается в мощности и отсутствие кадров.Поколение менеджеров ,юристов и экономистов дает о себе знать.
        1. +6
          31 августа 2012
          Цитата: Александр романов
          Поколение менеджеров ,юристов и экономистов дает о себе знать.

          Вот то то и оно, страна офисного планктона...
          1. +1
            31 августа 2012
            Цитата: Терский
            Вот то то и оно, страна офисного планктона.

            Самое интересное,что большая часть этих дипломированных "специалистов" работает официантами и еще не знаю кем,иные воще на трассах стоят.
            1. порожняк
              +1
              31 августа 2012
              Цитата: Александр романов
              иные воще на трассах стоят.

              "Тети разные нужны, тети разные важны..." (с) В Подмосковье на Щелковке, что творится, чуть не под машины кидаются, так заработать хотят laughing Странно, но если так много стоят, то значит востребованы, там же никаких условий, но кто то согласен и на такое "сомнительное удовольствие" winked
              1. +1
                31 августа 2012
                Цитата: порожняк
                Странно, но если так много стоят, то значит востребованы,

                Если такая конкуренция,значит пора вводить д-код.Только с высшим образованием и с интелегентной семьи,совсем пораспустились.Где это виданно ,что лицом с низкой планкой соц.ответсвенности могла стать любая.Поднимать нужно статус "профессии" laughing
                1. +2
                  31 августа 2012
                  Привет всем. У вас как всегда начали о вертолетах кончили бабами. Постоянство признак класса. laughing
                  1. порожняк
                    0
                    31 августа 2012
                    Цитата: Паровоз
                    У вас как всегда начали о вертолетах кончили бабами. Постоянство признак класса

                    Хороший вертолет и для того чтобы баб катать пойдет. Сидим рядом, держимся за ручки и все такое, а если какой папарацци захочет "сфотать" то получи ракету в брюхо "вражина" laughing
                  2. 0
                    31 августа 2012
                    Цитата: Паровоз
                    . У вас как всегда начали о вертолетах кончили бабами.

                    Привет Женя,ну положем праблеммы материнства и детства весьма актуальны да и моральная составляющая,вместо того ,что бы строить вертолеты они на трассах стоят winked
              2. Василий79
                0
                31 августа 2012
                Цитата: порожняк
                В Подмосковье на Щелковке, что творится, чуть не под машины кидаются,


                да ладно все в лесу торчят lol
  4. itr
    +1
    31 августа 2012
    24 верталета в месяц очень мло
    1. +1
      31 августа 2012
      Цитата: itr

      24 верталета в месяц очень мло

      Вы внимательно читали статью,там написано не в месяц,а в год.
      1. порожняк
        0
        31 августа 2012
        Цитата: Александр романов
        Вы внимательно читали статью,там написано не в месяц,а в год.

        Читаем еще внимательнее:
        Максимальная производственная мощность «Прогресса» составляет 24 вертолета в год (в 2011 г. было выпущено 12 вертолетов, в 2012 и 2013 гг. выпуск должен возрасти до 15 единиц)
        1. +1
          31 августа 2012
          Цитата: порожняк
          Максимальная производственная мощность «Прогресса» составляет 24 вертолета в год (в 2011 г. было выпущено 12 вертолетов, в 2012 и 2013 гг. выпуск должен возрасти до 15 единиц)

          Да не Алексей,там и другие вертушки выпускают +экспорт куда то ,что то.
  5. 0
    31 августа 2012
    одной фразой-красивая и грозная птица
  6. Надыть
    0
    31 августа 2012
    гермес выведет вертолет на новый уровень.
    Интересно, американцы так и будут еще лет сорок летать на апачах?
    Если Ка52 пойдет на экспорт, им, вероятно, придется реанимировать Команч или чего там у них...
    1. +1
      31 августа 2012
      Команч не пойдет - Команч создавался как вертолет разведки и целеуказания - на замену Кайовы. Но с элементами стелс (малой заметности). а потом амермканцы просто поняли что БПЛА и дешевле и практичней. Сейчас цу них новая программа - скоростные вертушки с толкающими винтами - скорее всего в эту тему вбухают денежки.
      1. 0
        31 августа 2012
        а потом амермканцы просто поняли что БПЛА и дешевле и практичней
        Нет они офигели от цены и неэффективности и невозможности создать малозаметный вертолет.
      2. 0
        18 декабря 2013
        Но у нас тоже есть нехилый задел на эту тему - Ми-28 поначалу со всей серьёзностью разрабатывали как двухвинтовой вертолёт поперечной схемы и с толкающим винтом.Только новая концепция винтокрылого штурмовика остановила работы на высокой стадии готовности.Я так мыслю,что вполне можно достать эти старые разработки, модернизировать - и в крупную серию
    2. 0
      31 августа 2012
      Цитата: Надыть
      Если Ка52 пойдет на экспорт,

      Если он пойдет на экспорт ,не амеры а мы будем летать на ми 24 или чего там у нас еще.
    3. +1
      31 августа 2012
      Цитата: Надыть
      гермес выведет вертолет на новый уровень. Интересно, американцы так и будут еще лет сорок летать на апачах? Если Ка52 пойдет на экспорт, им, вероятно, придется реанимировать Команч или чего там у них...
      - как раз на прошлой ветке "Лонгбоу" для индийского тендера" с Рустамом и Пупырчатым спорили на тему "Российский вертолет vs Апач Лонгбоу". Вот этой статьей тему я для себя закрыл, и надеюсь, Пупырчатый и Рустам, наконец согласятся со мной, что кто из ни ху? -Камов ило апач? - что ху именно апач.Если не согласны, пусть внимательно еще раз прочитают стаью, не являющеся Пиарстатьей, а статьей серьезного зарубежного обозревателя.
      Да, есть слабые места и у "Аллигатора". Тут и "Система нашлемного целеуказания для наведения бортового оружия находится на стадии разработки, но до сегодняшнего момента российская электронная промышленность так и не смогла создать подобные системы, сопоставимые с западными аналогами", и меньшая чувствительность и разрешение ПЗС-матрицы и прочая.Согласен, есть в этом досадное отставание от Апача. Но если брать совокупность боевых характеристик - а правильно рассматривать боевые свойства военной техники именно в совокупности - то "Аллигатору" не уступает Лонгбоу. Точность пушки - на прошлой ветке в приведенном Рустамом Апач расстреливал афганских духов, там расстояние явно меньше 1000 метров (трудно оценить, но там метров триста-четыреста), а отклонение от цели в иных слуаях достигало аж метров пятнадцати- посмотрите видео. Нивелировалась такая неточность бешеной скорострельностью пушки и хорошим рассеянием по площади, что приводит к бешеному расходу снарядов. Против серьезного противника это очень существенный недостаток.

      Если же удастся на "Аллигаторе" довести до ума РЛС с нашлемным указателем, доработать и улучшить тепловизоры, довести до ума РЛС, "что бы можно было доработать "Гермес" (а это все вближайшие полтора-два года) - равных "Аллигатору не будет в ближайшей перспективе. Только следующее поколение вертолетов - уже беспилотного типа.
      1. +2
        31 августа 2012
        а вот я не согласен;). с "совокупностью" у К 52 есть проблемы которые просто не решаймые. На твд вертолет должен находиться ними травы ниже воды, у пилотов есть выражение "стричь кроны деревьев лопастями"
        Далее сам по себя К 52 очень высокий вертолет, он по высоте как апаче с рлс( или даже чуть выше) .
        Тоесть чтобы найти цель ему нужно полностью открыть себя.
        А это если воевать не с папуасами смерти подобно.
        а вертолету с над втулочной рлс достаточно только поднять ее над рельефом и уже можно давать целеуказание на противника и следовательно можно вести огонь под прикрытием рельефа из хелфаера или чего нибудь подобного. А уж потом доработать нурами и пушкой.
        так что лично мне Ми больше нравиться, у него есть простор для развития.
        1. 0
          31 августа 2012
          Для разведки вертолет (любой) слишком заметен, уязвим и дорог как потеря. Тут век маленьких, шустрых и дешевых беспилотников наступил.
        2. 0
          18 декабря 2013
          Но это откровенно трусливый подход.Потому западные неоколониалисты и ведут разработки в этом направлении, что страшно до ужаса подставить дико дорогой и сверххрупкий вертолёт под огонь дикарей с АК.А у наших машин таких трудностей нет, их броня всеракурсно защищает даже от малокалиберных снарядов.А это не каждый танк выдержит, имейте в виду
      2. +2
        31 августа 2012
        Уважаемый. Потенциально, Ка-52 - неплохая машина. Но, до недавнего времени, были весьма серьезные жалобы на ее сырость от пилотов.

        На данный момент машина хороша, но дотягивает ли она до той же третьей версии Апача - или даже до второй - вряд ли. Хотя бы потому, что матрицы тепловизоров, например, производят не в России, а какого качества будут российские матрицы - Б-г знает. Много вопросов по авионике встает, по номенклатуре вооружения. Вы пишите - довести до ума. Именно. Доведут до ума - тогда о чем-то можно будет говорить. Пока же...
        1. olp
          +2
          31 августа 2012
          тя бы потому, что матрицы тепловизоров, например, производят не в России

          давно уже производят и УОМЗ и ВОМЗ
          правда тепловизионные камеры делают по купленной французской технологии Катрин-фс


          Доведут до ума - тогда о чем-то можно будет говорить. Пока же...

          вам видимо первому сообщат когда доведут?
          если вы не знаете конкретного списка претензий как вы вообще можете оценивать состояние "доведённости"?
          1. 0
            31 августа 2012
            Да вообще-то часть вопросов регулярно всплывает.

            Например, про Арбалет

            не могли бы Вы разузнать по поводу наличия РЛС "Арбалет" в носовом обтекателе (режим В-З), имеются ли они или нет. И их характеристики и планы по поводу установки РЛС "Арбалет" (режим В-В) над колонкой винтов (есть ли вообще они или пиар ОКБ Камов).
            Этой РЛС на машинах в Торжке нет. Планы установки ее есть, но когда - неизвестно, поскольку она в процессе доводки. Над колонкой винтов, возможно, не будет вообще.

            По поводу вечного спора может ли один человек эффективно управлять машиной, летчики, имеющие большую практику полетов на "Акуле" (именно так неформально называют сами пилоты эту машину), говорят так: "Система автоматического управления (САУ) на Ка-50 очень хороша и удобна, что не создает проблем в пилотировании. Из-за этого "пятидесятка" лучше по пилотажным характеристикам, чем Ка-52, чья САУ пока еще сыровата." Единодушно было отмечено, что САУ и Ка-50 и Ка-52 значительно лучше, чем на Ми-28Н.

            Ну, и то, что на поток он только встает. Там много всего, если покопаться
            1. olp
              +1
              31 августа 2012
              Этой РЛС на машинах в Торжке нет. Планы установки ее есть, но когда - неизвестно, поскольку она в процессе доводки. Над колонкой винтов, возможно, не будет вообще.

              на первых машинах поставленных в торжок действительно их не было
              однако серийные вертолёты уже достаточно давно ей оснащаются, это можно узнать из блога мокрушина(или bmpd?, точно не помню), также это недавно подтвердил vaf в этой теме
              прочитайте внимательно ветку первого поста

              http://topwar.ru/17937-istrebitel-pyatogo-pokoleniya-skoro-ispytayut-na-sverhman
              evrennost.html#comment-id-533364

              планы по поводу установки РЛС "Арбалет" (режим В-В) над колонкой винтов

              насчёт надвтулочной рлс вообще мало известно, и нигде официально не сообщалось что в войска ка-52 пойдут ещё и с ней, только основная рлс, может и прорабатывают этот вопрос, а может и забили уж, достоверной информации нет

              и вообще если память мне не изменяет вы цитируете посты из блога мокрушина годичной давности

              на поток он уже давно встал, то что поток не быстрый это уже другой вопрос
              1. olp
                0
                31 августа 2012
                про Арбалет

                ещё я где-то недавно читал, что ка-52 может быть даже получит урезанную версию рлс Жук от миг-29 вместо Арбалета
                1. -1
                  31 августа 2012
                  Цитата: olp
                  щё я где-то недавно читал, что ка-52 может быть даже получит урезанную версию рлс Жук от миг-29 вместо Арбалета
                  - планируется "Жук" на корабельной версии "Аллигатора".
                  Пупырчатый, то, что на "Аллигаторе" устанавливается матрица, произведенная по иностранной лицензии, никак не принижает уровень самого вертолета. На последнем пассажирском Боинге дримлайнер тоже очень много чего неамерского, а порой есть детали, которые амеры и производить не знают как, но от этого тот боинг не перестает быть боингом, амерским самолетом. То, что матрица имеет меньшее разрешение - крохотный минус, свои задачи "Аллигатор" выпонит так же. Например, ту задачу, что выполнял апач по мочилову 20 духов в горах (в приведенном Рустамом видео), "Аллигатор" выполнит точно так же. Вынужден признать, что из-за матрицы пилот "Аллигатора" ту женщину с ребенком может принять за бойца с базукой, ну не сможет разглядеть пару тех последних духов, что спрятались в расселинах. Есть такие риски, признаю. Но от этого выполняемая задача не пострадает - духи будут уничтожены точно так же. Только раз в ...надцать дешевле. Во первых, из-за высокой точности учета положения "Аллигатора" в пространстве, обусловленной сверхвысококачественными гироскопами (а те же голливудские киношники для ориентации и стабилизации своих кинокамер во время съемок экшнов признают только российские гироскопы) на дальности боя пушки (пара-тройка километров) дешевенькие НАРсы совершенно равнозначны, а то и более точны, чем Хеллфайры, а дашевле в десятки, если не сотни раз. Плюс более точная (опять же за счет высокой точности учета ориентации в пространстве пушка с 1 километра не выходит за круг вокруг мишени радиусом полтора метра) и мощная пушка 2А42. Плюс воздушние фишки, нужные в бою - скольжение боком, даже задом. Вы задаете вопрос по номенклатуре вооружений - вихрь уже испытывался в Чечне, два вихря было отстреляно, обе ракеты точнопоразили цель. Дальноть вихря - до 10 км. И работать может по воздушным целям. Хеллфайр - не может. Апачу в случае столкновения отбиваться придется только пушкой, которая к тому же совсем неточна - посмотрите опять то же самой видео - целится в человека, первый снаряд ложится чуть ли не двадцати метрах от цели. С такой пушкой по "Аллигатору с его подвижностью попасть ноль шансов.
                  Надвтулочная РЛС - не панацея. Кроме того, он серьезно снижает скороть вертолета и в разы уменьшает дальность полета.
                  Не, в общем, не убедили пупырчатый. Все-таки КА-52 предпочтителнее.
  7. +2
    31 августа 2012
    В 2011 г. Министерство обороны решило закупить дополнительное число Ка-52, подписав контракт на 140 вертолетов,

    радует что в министерстве есть люди которые думать умеют и закупают ПРАВИЛЬНУЮ технику. good
  8. +3
    31 августа 2012
    Машина видимо хорошая, но электроника отстает. Наверстают ли упущенное? Хотелось бы.
    1. +2
      31 августа 2012
      были бы кости - а мясо наростим (главное что есть удачный планер, поменять оптику и поставить новую БРЭУ систему всегда можно)!
    2. +1
      31 августа 2012
      И с отсталой электроникой наши вертолеты конкурентоспособные и превосходят все зарубежные подобные машины, а электроника, это всего лишь дело времени. yes
      1. 0
        31 августа 2012
        Правильно, потому что чем больше времени - тем она старше
  9. +2
    31 августа 2012
    нашей армии очень нужна новая техника---и эта в том числе. Слава России!!!
  10. +1
    31 августа 2012
    Загляденье...
    Повезло, кто работает на них. И романтика, и гордость, и удовлетворенье от работы.
  11. 0
    31 августа 2012
    Красавец!!! Этот вертолет действительно летающий танк! Враги поубавят свой пыл, если в нашей армии будет много таких хороших машин!
    1. PatriotizTAT
      +1
      31 августа 2012
      Ну это врят ли...в 20г Путин скажет,у нас всё хорошо...а боевых летающих машин будет на порядок меньше запланированного...у меня нет сомнений на этот счёт!
  12. +1
    31 августа 2012
    умеем же делать,в чем чем а в строительстве авиа и космической технике мы сильны только находятся "паразиты"вставляющие палки в колеса
  13. +2
    31 августа 2012
    В статье написано, что первые вертолеты поступили в ЦБП и ПЛС в Торжке. Там, по идее, должны готовить строевых летчиков. Летом этого года Сердюков предписал перевести данную часть в Мигалово, где размещается действующая часть ВТО. Аэродром Мигалово интенсивно используется транспортниками (во всяком случае, так сообщается). Вопрос: как будут готовить будущих вертолетчиков? Зачем надо переводить действующий центр? Официальная версия - у военного ведомства нет денег на ремонт аэродрома в Торжке.
    1. olp
      0
      31 августа 2012
      из блога мокрушина про июльскую поездку в торжок

      Дальше по плану "турпохода" был музей вертолетов под открытым небом. Он не изменился с прошлого года, фотографии можно посмотреть здесь.
      Затем продемонстрировали тренажер вертолета Ми-8 МТВ-5. Он также нисколько не изменился, работает, а вот завезенный в прошлом году тренажер Ми-28Н так и не был установлен, его забрали в Воронеж.
      Пока ходили провентилировал вопрос по передислокации Центра в Мигалово, о чем мне как-то писали в блоге. Ответ был таким: "Слухи в начале года ходили, но с тех пор никаких подтверждений этому нет".

      Печальная новость для поклонников Ка-50: один из офицеров сказал, что исправных машин на данный момент ни одной нет (вроде последняя "Акула" пару месяцев назад летала) и чинить их может быть уже и не будут, ибо полеты на них все равно были факультативом, сейчас все на Ми-35, Ми-28Н и Ка-52 тренируются.

      Хорошая новость: на новых машинах летают много. К ним и перейдем.
      Ми-28Н на стоянке. Большинство машин Центра уже перекрашены в новый серый окрас


      http://twower.livejournal.com/845821.html
  14. +1
    31 августа 2012
    Статья интересная, прочёл на одном дыхании, иду на второй заход!
    1. +1
      31 августа 2012
      Главное с "заходами" не переборщить. А то как бы чего не вышло. Например fellow Или wassat
      1. 0
        31 августа 2012
        Не, нормально, первый раз я обычно читаю на 6 скорости, создается общее представление, если понравилось перехожу на третью, уже думаю, первая, если очень понравилось в первый раз, обдумываю все. Я думаю это нормально, так и должно быть, на третьей скорости что то впамяти остается, на шестой прочел и забыл.
  15. 0
    31 августа 2012
    Главное была чтоб не на бумаге, а в металле и не стояла на поле, а летала.
  16. Гэмэр
    +2
    31 августа 2012
    Сейсчас буду МЕЧТАТЬ wink :
    Надобно "Камовцам" придумать беспилотный ударный аппарат (тем более на завод недавно новейшие станки поставили). Пускай даже унифицировать его по максимуму с К-50. Убрать системы жизнеобеспечения экипажа, установить мощную систему РЭБ, установить за счет сэкономленного веса мощный и многократно дублированный источник связи с пилотируемым К-52. И уже с пилотируемого К-52 управлять\поддерживать связь с беспилотными 2-4 ударными машинами. Радиус действия будет не сильно ограничен по сравнению с К-52. Наоборот, экипаж пилотируемого вертолета может "отпускать" от себя беспилотники на 15-20 км, сам не входя в зону возможного обстрела из ПЗРК \ ЗРК ближнего действия. Ведь при потере вертолета, страна теряет в первую очередь высококлассных пилотов, обучение к-рых занимает гораздо больше времени и средств чем постройка беспилотника. Эх...мечты...
    СЛАВА РОССИИ!
    1. +1
      31 августа 2012
      В полнее реальное тема. При таких темпах информатизации борта скоро не чего специального для этого придумывать и не придется! good
  17. 0
    31 августа 2012
    Дополнительная защита....это круто,это помоему тока у нас додумались второго пилота использовать как дополнительную защиту.....,ну тады и в танковые экипажи надо дополнительно вводить пару-тройку лишних членов экипажа весом как минимум каждый не меньше чем центнер весом....,а в остальном молодцы,давно надобыло вводить в строй чисто ударный вертолёт.
    1. +1
      31 августа 2012
      Цитата: Bosk
      Дополнительная защита....это круто,это помоему тока у нас додумались второго пилота использовать как дополнительную защиту.....,ну тады и в танковые экипажи надо дополнительно вводить пару-тройку лишних членов экипажа весом как минимум каждый не меньше чем центнер весом....,а в остальном молодцы,давно надобыло вводить в строй чисто ударный вертолёт.
      - есть немного, немного цинизм Михеева тоже меня покоробил. Но нужно понять - сама война, сами боевые действия - есть цинизм вконцентрированном виде, поэтому, как бы это не было неприятно, но правоту Михеева нужно признать. В волчьей стае выть по волчьи.
      1. 0
        31 августа 2012
        На предмет дополнительной защиты автор мне кжется ляпнул неподумав,потому как осколок если пробьёт броню то в закрытой броневой капсуле нашинкует неподетски,даже ещё пара-тройка если впихнуть внуторь то по любому получится фарш...,на самом деле пилотов посадили рядом не для дополнительной живой защиты,просто так удобней пилотам работать в тандеме,эта тенденция прослеживается не тока у вертолётчиках,но и в в авиации,к примеру в новых ударных Су-шках полоты тоже сидят рядом.
  18. SenZey
    +1
    31 августа 2012
    Отличные новости, отличный вертолет. Не только как палубный, что конечно же очень важно, но и в горах незаменим. Слава русскому оружию!
  19. +1
    31 августа 2012
    кину ложку дегтя.
    Пока не доведут надвтулочные РЛС Апач будет лучшим в мире. Доведут гермес и РЛС наши будут намного лучше
    1. 0
      31 августа 2012
      По сравнению с Лонгбоу или тройкой? wink
  20. bask
    0
    31 августа 2012
    К 52 отличный вертолет.Самое главное , может вести бой и плохую погоду и ночное время.Как нашим солдатам не хватало их в Чечне и Осетии.Сколько падцанов осталось бы жить.Но поступают как всегда в единичных эклемплярах в войска.Нужно оганизовать массовое производство и поступление в войска.А соих думать надо на...... нам ихнии Апачи И пушечкубы на него 6ти ствольную как в ВМФ ,,Вулкан 23мм5 тыс выстрелов в мин.Тогда гу!!!
  21. Darck
    0
    31 августа 2012
    6ти ствольную как в ВМФ ,,Вулкан 23мм5 тыс выстрелов в мин.

    В чем проблема?Можно купить миниган и поставить для подержки пехоты,только этого не кто не делает.
    Доведут гермес

    Чем же гермес лучше хэллфайера?
    1. -1
      31 августа 2012
      Цитата: Darck
      Чем же гермес лучше хэллфайера?
      - многоцелевая ракета, может и по воздушным целям работать. Рекордная дальность и скорость полета. И самая большая и мощная БЧ по ению с крохотными 7 кг Хеллфайра.Вундервафля ого-гого. Доработают, когда РЛС на вертолет окончательно будет готова, немного осталось. Равных Аллигатору не будет
      1. Бурелом
        0
        31 августа 2012
        А что мешает Хеллфайру по воздушным целям работать?И чего рекордного в дальности 20 км?И у американцев будет новая ракета JAGM с дальностью 16 км при применении с вертолетов
      2. Darck
        -1
        31 августа 2012
        - многоцелевая ракета, может и по воздушным целям работать.
        По низколетяшим малоскоростным целям(не знаю есть ли эта функция в авиационой модификации) .
        И самая большая и мощная БЧ по ению с крохотными 7 кг Хеллфайра
        У Гермеса ОФБЧ у Хэллфайера она тандемно кумулятивная 8-9кг( и многоцелевая).
        Рекордная дальность и скорость полета.
        До15(в разных источниках пишут 10-12) км и 8-12 км у Хэллфайера,(зависит от высоты траэктории).Из-за рельефа местности и угрозы ПВО,не знаю нужна ли такая дальность.Потому что если ты летишь на высоте 30 метров,то на 15 км ты врядли,что-то увидишь как и на 12,но опять таки зависит от рельефа.Скорость полета от 500 до 1000м/с,на разных участках полета,У HF 425/мс,у HF возможность захвата и перезахвата цели после пуска ракеты,вообще там дофига режимов пуска,даже не знаю пользуются ли этим всем.Пишут что КА52 сможет нести 8 ракет гермес,у Апача 16HF.
        Равных Аллигатору не будет

        Равных в чем ?И почему ?
        Нормально так... в 1982 совершил первый полет

        Первый полет прототипа состоялся в 97 году,начало производства 2008 год.
  22. 0
    31 августа 2012
    Про КА-58 кто ни будь, что ни будь знает или это миф?!

  23. 8 рота
    -2
    31 августа 2012
    Нормально так... в 1982 совершил первый полет, сейчас какой год? 30 лет идет на вооружение...
  24. 0
    31 августа 2012
    израсходовав 929 80-мм НУРС и 16 30-мм снарядов

    израсходовали 929 ракет и 16 пуль? Я правильно понял? Чё-то мало пуль...
    1. olp
      +2
      31 августа 2012
      -----------------------------------------
  25. 16 обрспн
    0
    1 сентября 2012
    машина отличная!!!!!но почему-то ми-28 приняли на вооружение в качестве основного ударного-взамен ми-24-крокодила!!!!!!!!
    1. RUS-36
      0
      1 сентября 2012
      Чукань привет....Тамбов или Чучково?В каких годах?
    2. 0
      1 сентября 2012
      28-ой дешевле и проще в производстве,,,,мы как всегда экономим на гайках,а люди в ращёт неберутся....печальная тэндэнция.
  26. 0
    25 ноября 2014
    не вертолёт, а красивая гордая птица!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»