Улучшат ли «голубей» «Калибры»?

68
ТАСС (В Северном ПКБ сообщили о готовности представить вариант патрульного корабля проекта 22160) было опубликовано короткое заявление генерального директора Северного проектно-конструкторского бюро (СПКБ) Андрея Дьячкова, которое весьма удивило своей сутью.

«Если у заказчика появится потребность в наличии дополнительного количества кораблей проекта 22160 и для них будут определены дополнительные задачи, то, соответственно, будет проведен рестайлинг проекта, он получит новые возможности».


Фото: Минобороны России

Неясны и удивительны здесь несколько моментов. Кто этот «заказчик»? И зачем ему потребуются вдруг «дополнительные корабли» одного из самых неудачных за историю российского кораблестроения проектов? И что значит «рестайлинг» в исполнении Северного ПКБ?



Начнем, пожалуй, с понятия «рестайлинг».

«Рестайлинг (от англ. restyling «модернизация; смена стиля») в автомобилестроении — изменение экстерьера и интерьера автомобиля в угоду модным тенденциям или изменившемуся корпоративному стилю марки».

Теперь перевод с русского на русский. Если какой-то «Заказчик», которому потребуются дополнительные корабли проекта 22160, и для этих кораблей будут определены какие-то дополнительные (отличающиеся от первоначальных) боевые задачи, то под эти требования Северное ПКБ может изменить толщину оградительных лееров и конфигурацию камбузного оборудования. И обшить кресло капитана кожей серого цвета.

Вообще с терминологией надо бы поаккуратнее.

Ибо « …рестайлинг производится по причине морального устаревания автомобиля. Проводится он, как правило, через 3-4 года после выхода нового поколения и позволяет продлить жизненный цикл модели на схожий период».

В общем, если все правильно поняли заявление господина гендиректора, то речь идет о поверхностном обновлении кораблей проекта 22160.


И здесь возникает вопрос: а надо ли?

О «Заказчике». Их всего полтора. ВМС России и ВМС Алжира. ВМС Алжира – это как раз половинка, потому что заявления на тему того, что вроде бы договор на строительство кораблей был подписан, были. Но подробностей никаких.

Хотя та информация, что просочилась в СМИ, говорит, что в России для Алжира будет (если будет) построен только один корабль, три остальных будут строиться непосредственно в Алжире. И на этом все, больше никакой информации, в том числе и о строительстве корабля на российских верфях.

Так что вполне вероятно, что «договор» с Алжиром – это не более чем маркетинговый ход для привлечения потенциальных покупателей.

Что касается российских кораблей проекта 22160, то на флоте они получили прозвище «голуби мира». Так моряки оценили более чем посредственную боевую ценность этих кораблей.

И тут впору задать вопрос: а откуда вдруг все это? Как говорил один персонаж советского мультфильма, «дерево просто так жужжать не станет».

Конечно, в основе всего лежат деньги. Это нормально. Не нормально – это когда денег нет. Это очень некомфортное состояние что души, что тела.

У Северного ПКБ денег нет и особенно не предвидится.

И здесь просто необходимо совершить экскурс в недалекое прошлое, который прекрасно может иллюстрировать сложившуюся ситуацию.

Вообще в чем задача такой фирмы, как Северное проектно-конструкторское бюро? Правильно, работать над созданием кораблей, которые потом должны будут строиться. Тогда будут деньги, награды и все прочее. Когда работы нет – соответственно, ничего такого и не будет.

Рынок – он такой… безжалостный.

История фактически началась в 2006 году. Тогда Пограничная служба ФСБ России объявила тендер на новый сторожевой корабль для охраны прибрежных вод. Победил (ожидаемо) корабль «придворного» Северного ПКБ проекта 22460 «Охотник».


На эту тему в свое время было высказано много мнений, в основном обвинения шли в адрес директора СПКБ Юрия Федоровича Ярова, бывшего ленинградского партийного функционера, оказавшегося в кресле гендиректора СПКБ.

Яров, человек действительно интересной карьеры, вполне мог и воспользоваться умениями в аппаратных играх. В общем, не так уж и важно сегодня, главное – проект 22460 победил в тендере и пошел в серию. А за создание проекта корабля несколько конструкторов были удостоены Государственной премии РФ.

Потом, правда, выяснилось, что корабль не очень хорош. Точнее, хуже придумать можно, но не стоит.

На старте случились санкции, и вместо немецких двигателей от фирмы MTU пришлось устанавливать китайские. Российских дизелей, как вы поняли, для кораблей такого класса, в природе не существует. Китайские дизеля выдать требуемые 30 узлов не смогли, в наше время в характеристиках стоит скромно «до 28 узлов на спокойной воде», фактически верная цифра 25-26 узлов.

Далее выяснилось, что даже при небольшом волнении, встречные волны заливают корабль по стекла ходовой рубки и серьезно раскачивают сторожевик.

«Движение на спокойной воде» с максимальной скоростью – это отдельная песня. В характеристиках корабля было заявлено, что «корабль сможет нести службу при волнении моря в 6 баллов, при этом свободно маневрировать».

На деле 630-тонный кораблик при таком волнении скакал как мячик по волнам. Как насчет «свободного маневрирования» - сказать сложно, не будем трогать эту тему.

Но можно добавить, что несмотря на то, что в комплектации корабля значится вертолет массой до 12 тонн (Ка-226 или «Ансат») и 4 беспилотника, для которых предусмотрен раздвижной телескопический ангар, применение этих средств возможно исключительно в штилевую погоду, так как малейшее волнение на море, помноженное на неустойчивость небольшого кораблика просто исключает нормальную взлет и посадку на палубу сторожевика.

Потому вертолет – редчайший гость на кораблях проекта 22460.


И неудивительно, что Пограничная служба ФСБ РФ значительно сократила серию кораблей, после постройки последнего, «Расула Гамзатова», который станет четырнадцатым по счету, постройка кораблей проекта 22460 продолжаться не будет.

Так что из 30 первоначально запланированных кораблей погранслужба решила ограничиться 14.

Яров покинул кресло гендиректора СПКБ в 2007 году и для бюро начались сложные времена. Участие в тендере на пограничный корабль 1 ранга океанской зоны (сразу думается о ТОФе) СПКБ с треском проиграло. И по факту, герой нашего повествования, корабль проекта 22160 оказался не у дел. И с этим надо было что-то делать.

Собственно, выход был только один – всеми правдами и неправдами впихнуть корвет ВМФ России.

Помог случай, точнее, стечение обстоятельств. В 2013 году, когда мы еще не испортили отношения со всем миром, главком ВМФ адмирал Виктор Чирков посетил США, где его принимал тогдашний коллега, главком ВМС США адмирал Гринерт. Именно Гринерт познакомил Чиркова с так называемыми литоральными кораблями.


Тогда идея модульных боевых кораблей со сменным вооружением в контейнерах смотрелась очень впечатляюще. И на Чиркова «Фридомы» произвели впечатление.


Это сейчас мы знаем, что литоральные корабли ВМС США – это та еще головная боль. При стоимости за 500 миллионов долларов, корабли несут откровенно слабое вооружение из 57-мм пушки, ЗРК RAM ближнего действия и вертолета. Для сторожевого корабля в 3000 тонн – маловато. А модули-контейнеры до сих пор находятся в стадии отладки. Хотя, конечно, грузоподъемность в 700 тонн и скорость в 45 узлов никто не отменял и это сильные составляющие проекта.

Но Чиркову «Фридомы» понравились. И адмирал стал сторонником модульности, а так как представители СПКБ обещали именно модульность в проекте 22160, то главком стал продвигать этот проект для принятия в состав ВМФ.

Правда, в отличие от американских конструкторов, СПКБ не обещало скорость в 45 узлов. Максимум 30. Но модульность и возможность размещения контейнеров с крылатыми ракетами «Калибр» или ПКР «Уран» - вполне.

И в итоге получилось так, что тендер на корветы охраны водного района был отменен Чирковым в пользу проекта 22160, и флот сразу заказал шесть таких кораблей.

В общем, впихнули корабли флоту. Для чего? Если посмотреть там же, где пишут о характеристиках, то для «несения патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200-мильной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах в мирное время, а в военное для охранения кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника».

То есть то, чем по идее должны были бы заниматься именно сторожевые корабли Пограничной службы. Зачем Военно-морскому флоту такое счастье – несколько не понятно.

Но факт: корабль, который не стала строить для своих целей Береговая охрана Пограничной службы, оказался в составе ВМФ России примерно с теми же целями. Логично, для этого корабль и создавался, и сложно было бы патрульный корабль использовать, скажем, в роли тральщика. Но зачем он флоту – сказать пока очень сложно.

Сложности начались сразу. Обещанной 30-узловой скорости выжать не получилось даже на «Василии Быкове», у которого двигатели от MAN. Что будет у остальных кораблей, которые оснастят двигателями Коломенского завода, нам еще предстоит узнать.

Но если под двигателями от MAN «Быков» выдал 27 узлов, то сколько будет с 10Д49 Коломенского тепловозостроительного завода – не возьмусь сказать. 10Д49 – это 16-цилидровая версия очень распространенного тепловозного дизеля 5Д49 мощностью 5200 л.с.

Для справки: «Иван Грен», оснащенный двумя такими дизелями при водоизмещении в 5 000 тонн выдает всего максимально 18 узлов.

Можно предполагать, что максимальная скорость кораблей проекта 22160 под коломенскими дизелями составит от 22 до 24 узлов.

Вооружение кораблей проекта 22160 не очень сильно отличается от вооружение пограничных сторожевиков. Главнй калибр – 76-мм автоматическая универсальная пушка АК-176МА. Одна. Два противодиверсионных пулемета «Корд» 12,7-мм, два автоматических гранатомета. Противовоздушное вооружение состоит из одной установки 3М47 «Гибка» и восьми ПЗРК «Игла» или «Верба».

Есть место для посадки вертолета, но в постоянном комплекте вертолета нет. Он может садиться и применяться, но не постоянно, поскольку в корме оборудован слип для приема десантно-штурмовой лодки проекта 02800.


Правда, ее спускать и принимать можно только при волнении не более двух баллов. Вертолет тоже не может применяться при волнении более 3 баллов.

В общем, крупнее, чем проект 22460, но такое же нежное явление.

А как с «Калибрами»?

А с «Калибрами» все очень печально. Попытка была сделана, когда «Василий Быков» по внутренним каналам перешел с Балтики в Белое море, где должны были состояться стрельбы «Калибрами».

Пришедшие вместе с «Быковым» малые ракетные корабли «Зеленый Дол» (проект 21631 «Буян-М») и «Одинцово» (проект 22800 «Каракурт») успешно отстрелялись «Калибрами» и по надводным, и по наземным целям.


«Василий Быков» отстреляться не смог.

Выяснилось (почему только тогда?), что пуск крылатой ракеты из контейнера на корме опасен, поскольку может привести к аварии из-за того, что корпус корабля был сильно заужен в кормовой части, где должен был находиться контейнер с ракетами. Решили не рисковать.

После того, как выяснилось, что конструктивно «Василий Быков» не может запускать ракеты из контейнера на корме, начались разговоры о том, что «Калибры» на «Быкове» можно разместить в вертикальной ПУ 3С14 на восемь ячеек, которую можно впихнуть между башенкой АК-176 и надстройкой.

Зачем – это вопрос века. Есть корабли, которые изначально рассчитывались под размещение и запуск с них крылатых ракет. И «Буяны», и «Каракурты» заведомо более надежные носители «Калибров», чем переделанный под это обычный патрульный сторожевик.

Есть мнение (от знающих умных людей), что выгоднее строить профильные корабли, наращивая количество качественных носителей «Калибров», нежели натягивать сову на глобус, пытаясь воткнуть «калибры» всюду, куда только возможно.

Не всегда (особенно в нашей стране) количество – это обязательно качество. Ведь для несения «Калибров» у нас есть и корабли, и подводные лодки. Нормально оборудованные для этого.

Что касается кораблей проекта 22160, то переделка под что-то, выходящее за рамки патрульного корабля вряд ли вызовет глобальное улучшение характеристик и без того неудачного корабля. Рейстайлинг – это не то, что нужно на самом деле.

Была попытка на то место, куда хотели запихнуть 3С14, установить вертикальную установку 3С90М зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1» на 12 ракет. Это вроде бы как улучшило ПВО корабля и позволило бы выполнять ему несколько более широкие задачи. Однако выяснилось, что расположить можно, а вот как и чем будут наводиться ракеты, неясно.

Дело в том, что «Позитив-МК», которая разрабатывалась под небольшие корабли с соответствующими задачами, несколько слабовата для работы с таким «жирным» комплексом, как «Штиль-1», который вообще разрабатывался на базе «Бук-М1» для кораблей класса фрегат-эсминец.

Да и откровенно тяжеловат «Штиль-1» для корабля такого класса.

И в результате получился корабль «ни о чем». «Голубь мира». Как стали объяснять многие «эксперты» от дел флотских, по характеристикам патрульные корабли проекта 22160 близки к офшорным патрульным кораблям (OPV), которые входят в состав многих флотов мира.

Улучшат ли «голубей» «Калибры»?
OPV-80 постройки Германии

То есть, все правильно, весь мир строит такое убожество, значит, и нам нужно.

Вот только господа «эксперты» почему-то не уточняют, кто строит такие корабли, как OPV, и для кого. А тут все весьма познавательно. Строят такие корабли и Франция, и Германия, и Южная Корея и даже Румыния. В основном для тех, кто сам построить не может. Сенегалы, Таиланды, Пакистаны и так далее.

То есть, OPV (Offshore Patrol Vessel) строят в первую очередь для тех, у кого нет возможности (промышленной или финансовой) для постройки нормальных боевых кораблей. Сторожевик для нищих, если хотите.

И вот этот корабль проекта 22160 Северное ПКБ хочет сделать «конфеткой» с помощью заявленного рестайлинга. Однако, мы все прекрасно знаем, из чего конфеты не получаются. Так и из проекта 22160 нормального ударного корабля не выйдет.

Чтобы вышло что-то путное и вменяемое, надо корабль сделать длиннее, шире и глубже. Чтобы те же «Калибры», стартуя, не рисковали обломать себе крылья или разнести пусковые контейнеры. Ну или для того, чтобы просто разместить нормальное ударное вооружение.

Но простите, у нас уже есть такие корабли!

«Адмирал Горшков» - ну куда лучше? Уже в строю, уже строятся. И не требуют доделок типа «сова на глобус».


Понятно, что всем хочется жить. И сотрудники Северного ПКБ не исключение. Но простите, может, стоит закончить с подковерными играми и заняться тем, что так нужно сегодня и завтра? То есть, созданием реально необходимых кораблей для российского флота? А не пытаться продать то, что есть под видом того, что нужно?

Рестайлинг в автомобильном мире – это агония модели. Это когда уже не берут, а надо продать оставшийся задел. Но это работает с автомобилями. С боевыми кораблями все немного не так.

Северному проектно-конструкторскому бюро стоит задуматься над тем, какое будущее ждет предприятие. Если там продолжат работать так, как над вьетнамским корветом ПС-500, как над кораблями проектов 22460 и 22160 – скоро в России будет еще один банкрот.

Не надо нам рестайлинга «голубям мира». Нам нужны нормальные и функциональные корабли. Не стоит пихать «Калибры» на пожарные дебаркадеры, они от этого не станут боевыми кораблями. Мир изменился, стоит это понять и принять.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    26 мая 2021 05:34
    Зачем пограничному сторожевиу Калибры,не понятно?
    1. +4
      26 мая 2021 06:10
      «Адмирал Горшков» - ну куда лучше?
      А как с движками к ним ?
      1. +10
        26 мая 2021 10:35
        Цитата: Uncle Lee
        А как с движками к ним ?

        Как сообщил веб-ресурс Sudоstrоenie.info, на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (в составе АО «Объединенная судостроительная корпорация») в Санкт-Петербурге в декабре 2020 года была завершена погрузка первых газотурбинных двигателей и редукторов российского производства в трюм кормового машинного отделения строящегося для ВМФ России фрегата «Адмирал Головко» проекта 22350 (заводской номер 923). Об этом говорится в опубликованном 19 января 2021 года сюжете на канале судостроительного предприятия Северная верфь
        © bmpd
        Если "Звезда" не завалит производство редукторов, то с ГЭУ у 22350 будет лучше, чем у всех остальных.
        1. 0
          26 мая 2021 11:36
          Цитата: Alexey RA
          ГЭУ у 22350 будет лучше, чем у всех остальных.

          good good good Остается только гордиться за Северную верфь !
        2. +3
          26 мая 2021 11:44
          Алексей, производство они завалили, но готовые редуктора на сегодня есть только у Звезды, а значит деньги на оплату редукторов будут, хотя МО и готово было разорвать договор со Звездой. Просто, нету других поставщиков редукторов, развалили конкурентов.
      2. -1
        26 мая 2021 11:52
        В двигателях и есть основной затык. У 22160 можно усилить ПВО установив 2 ЗРАК "Пальма" или "Панцирь-М", установить 2х4 ПУ ПКР Х-35 "Уран". Но скорость и так менее 25 узлов. с доп. вооружением она еще будет меньше
        1. +3
          26 мая 2021 14:37
          Цитата: Cympak
          У 22160 можно усилить ПВО установив 2 ЗРАК "Пальма" или "Панцирь-М", установить 2х4 ПУ ПКР Х-35 "Уран".

          А как будет с остойчивостью при таком довооружении?
          1. +2
            26 мая 2021 22:06
            а какие проблемы вы видите с остойчивостью? Я же не на вертолетный ангар все это предлагаю водрузить.
            Вот пример - пр. 22500
    2. +16
      26 мая 2021 07:24
      Зачем ВМФ пограничный сторожевик?
      1. +20
        26 мая 2021 08:04
        Ну, так тут надо учить историю. В далеких годах, Владимир Владимирович приказал НАЧАТЬ ПАТРУЛИРОВАНИЕ АДЕНСКОГО ЗАЛИВА! Что должен был сказать главком ВМФ? Не можем? Флот не вытянет? Или что. Это же приказ фактически. Вот и начали выполнять:
        - Корветы не вывозят, ибо далеко, автономность маленькая, а еще меньше автономность у вертолета (фактически 1 заправка на месте + в вертолете).
        - Всякие Ладные и прочие Сметливые не вывозят, ибо вертолета вообще нет. А без него прийти на помощь кораблю просто невозможно, лишь конвойная служба.
        - Вот и пошли БПК (Чабаненко например труп все еще, да и другие тоже сильно пострадали, выпадая на 2-4 года после нескольких патрулей), СКР (Неустрашимый все еще труп), крейсера. Ибо только БНК 1 ранга могут обеспечить выполнение задачи верховного главнокомандующего, обладают автономностью, достаточным запасом топлива для вертолета (или даже пару вертолетов).
        - Стало понятно, что темп выпадения кораблей значительно превосходит темп их ремонта (и это еще до санкций, Крыма).
        - ВМФ были сформированы требования для скорейшей постройки патрульных кораблей, которые будут совмещать необходимые качества - высокую автономность, ресурс за счет использования лишь среднеоборотных дизелей, хорошую мореходность, большой запас топлива для бортового вертолета, собственные штурмовые средства для антипиратских операций и освобождения захваченных кораблей.
        Однако потом наступил традиционный темп и в итоге, нужные корабли традиционно опоздали. Теперь таких явных задач нет. Пилить на стапелях?

        В целом, кораблик то вполне применим. Опять же, вон англичане патрульник пригнали в ЧМ. Это рабочая тактика. Вполне можно демонстрировать намерения, внимание отправляя в дальняки эти 22160, сохраняя ресурс БНК. Ну, а там, кто знает, вдруг снова потребуется каких-нить пиратов давить, а флот уже будет готов wink .

        Насчет флота - так, ПСКР ФСБ не могут просто так действовать за пределами страны у них полномочий нет. Вот у Китая могут и они строят вполне себе крейсеры береговой охраны с неограниченной мореходностью, а потом их в Пакистан/Индонезию/Африку/Перу гоняют на смотрины.

        А вот самый крупный в мире ПСКР - 2 тяжелых вертолета Z-8, куча средств для высадок десантов и штурмовых групп, автономность в 15 000 миль по топливу и 80 дней по припасам, скорость в 25 узлов, 12 000 тонн.
        1. +9
          26 мая 2021 11:12
          Цитата: donavi49
          - ВМФ были сформированы требования для скорейшей постройки патрульных кораблей, которые будут совмещать необходимые качества - высокую автономность, ресурс за счет использования лишь среднеоборотных дизелей, хорошую мореходность, большой запас топлива для бортового вертолета, собственные штурмовые средства для антипиратских операций и освобождения захваченных кораблей.

          И в результате построили ПСКР в 1700 тонн, с ограничениями по применению противопиратских средств - вертолёта и десантной лодки.
          В то время как противопиратский корабль ДМЗ - это в первую очередь каютоносец для десанта и вертолётоносец для их доставки. Причём вертолётов нужно минимум два: один высаживает десант, другой прикрывает. Плюс кораблю нужна мореходность и автономность. И получаем... нет, не "Абсалон" - это долго и дорого. Получаем переоборудованный сухогруз или танкер.
          1. +2
            26 мая 2021 11:34
            А хотелось бы в качестве экспедиционного корабля иметь что-то подобное "Абсалону": с 2-мя вертолетами,2-мя десантно-штурмовыми катерами типа "Раптор", универсальной палубой на 10-12 БТР-80 или БМП-3Ф с рампой в воду и вооружением, как у корветов 20385.
            Вот такие корабли нужно было делать вместо БДК пр.11711 "Иван Грен".
            Одно появление такого корабля у берега "банановой республики" будет очень весомым аргументом в ведении переговоров.
            1. +4
              26 мая 2021 11:36
              Цитата: Cympak
              А хотелось бы в качестве экспедиционного корабля иметь что-то подобное "Абсалону": с 2-мя вертолетами,2-мя десантно-штурмовыми катерами типа "Раптор", универсальной палубой на 10-12 БТР-80 или БМП-3Ф с рампой в воду и вооружением, как у корветов 20385.

              Зная наш ВМФ, в итоге получится "Грен" на максималках. smile
              1. 0
                27 мая 2021 04:55
                Надо было просто в Аденский залив не БПК , а БДК гонять . Вот только не все они у нас с вертолётами . А так - морпехов поменьше , припасов побольше , и вертолёт для быстрого реагирования .
            2. -1
              26 июня 2021 16:11
              В коком конкретно регионе вы предлагаете его использовать? Нато по технология ушли от банановых республик далеко
        2. +1
          26 мая 2021 11:55
          В целом, кораблик то вполне применим. Опять же, вон англичане патрульник пригнали в ЧМ. Это рабочая тактика. Вполне можно демонстрировать намерения, внимание отправляя в дальняки эти 22160, сохраняя ресурс БНК.

          Да вот только не сильно применяют его по назначению. Сколько раз 22160 несли дежурство или сопровождали наши корабли в ДМЗ?
        3. Eug
          +1
          26 мая 2021 15:49
          Т.е. их скорость в 25 узлов устраивает?
    3. 0
      26 мая 2021 09:59
      эту серию проще адаптировать к минзагам или противолодочникам (без ракетных контейнеров) на случай военной угрозы )
      Хочется надеяться, что Чирков и вся эта компания, проталкивающая подобные проекты, также любит лепить такие корабли из хлебного мякиша)))
    4. 0
      23 ноября 2021 01:32
      Цитата: andrewkor
      Зачем пограничному сторожевику Калибры,не понятно?

      Не понятно только тебе. Во первых это не пограничный сторожевик, а его классифицируют как патрульный корабль 3-го ранга т.е. корвет. Так же наверняка не понятно тебе зачем сторожевику скорость в 32 узла , вместо 25 уз. У патрульного корабля 3-го ранка обязательно должно быть ракетное вооружение , зрк хотя бы в виде панцирь-м и противолодочные возможности.
      Иначе зачем нужен корвет только с 76 мм пушкой и скоростью 25уз. А , наверно чтобы опять не догнать британский Дефендер у которого скорость 30 узлов. Это г-н Чирков наделал дел , съездив в Америку.
    5. 0
      4 июня 2022 19:18
      Это Вам не понятно , калибр это комплекс. Ракеты контейнерного исполнения могут быть 3М-54 , 3М-54 ,3М-14 , 91Р1 , 91РТ2 , но и х-35у .
  2. Комментарий был удален.
    1. +4
      26 мая 2021 07:42
      О, "Калибры"! Это же -любимая жена Кремля! И в ВПК это понимают, то есть понимают, что для того чтобы обеспечить продвижение проекта, его нужно оснастить " Калибрами". Воткнул "Калибры" к месту или не к месту и можно уже, надеяться, что "прожект" пойдет... wink
      1. 0
        26 мая 2021 09:04
        Цитата: Улиточник N9
        Воткнул "Калибры" к месту или не к месту и можно уже, надеяться, что "прожект" пойдет...

        И резон есть. Корабль же должен быть хоть чем-то вооружен, раз он претендует на статус боевой единицы. А "Калибр" - это самое гибкое и универсальное, что сейчас есть.
        1. +2
          26 мая 2021 10:59
          нужно дальше пробовать делать наклонные пусковые установки для калибров и ониксов(тем более разработки есть и испытывались успешно. вертикальный старт не панацея),тогда модернизация БПК и Атлантов будет просто дешевле(скорее в разы). уууух щас минусы попрут))
          1. +2
            26 мая 2021 11:26
            Цитата: pin_code
            нужно дальше пробовать делать наклонные пусковые установки для калибров и ониксов(тем более разработки есть и испытывались успешно. вертикальный старт не панацея),тогда модернизация БПК и Атлантов будет просто дешевле(скорее в разы)

            Это да, тем более что на 1234.7 наклонная ПУ для "Ониксов" вполне себе была. Для "Атлантов" был бы самый разумный вариант (ВПУ там втиснуть будет нелегко). Правда, пока дойдет до дела, корабли, боюсь, уже станут слишком старыми для модернизации.
        2. 0
          23 ноября 2021 01:34
          Цитата: Kalmar
          Цитата: Улиточник N9
          Воткнул "Калибры" к месту или не к месту и можно уже, надеяться, что "прожект" пойдет...

          И резон есть. Корабль же должен быть хоть чем-то вооружен, раз он претендует на статус боевой единицы. А "Калибр" - это самое гибкое и универсальное, что сейчас есть.

          Корвет без зрк и противолодочных возможностей это просто беда. Такое мог сотворить только предатель России.
      2. 0
        26 мая 2021 10:55
        тут согласен с вами...ониксы вообще упоминаются гораздо реже в СМИ...
    2. +3
      26 мая 2021 09:02
      Цитата: seregin-s1
      Вот сейчас в Черное море зашёл английский патрульный корабль. На его сопровождение "Москву" отправить?

      В составе ЧФ есть и сторожевики 1135, и фрегаты 11356, которые в качестве сопровождающих будут куда убедительнее яхты с пушечкой. Создавать целый новый проект только для романтических прогулок с иностранными кораблями под луной - это как-то не про наши военные бюджеты.
      1. 0
        27 мая 2021 17:01
        Не будем забывать, что в составе ЧФ есть еще 5 КР пр.1241 из них 4 с "Москитами" на каждом по четыре ПКР, два МРК 1239 "Бора" с восьмью "Москитами" каждый и еще МРК пр.1234 с шестью "Малахитами", + три пр. Буян-М вообще с "Калибрами". Так что послав один из перечисленных МРК или РК на "слежение оружием"....Больше ничего и не надо. Поскольку партнеры знают, что с 3-5 км "Москит" просто проломит их "хребет", а они и "крякнуть" не успеют.
    3. +5
      26 мая 2021 10:38
      Цитата: seregin-s1
      Сравнивать несравнимое это для скоморохов! Пограничный корабль и патрульный корабль дальней морской зоны.

      Проблема в том, что у нас это одно и то же.
      Патрульный корабль пр. 22160 - это бывший ПСКР БОХР ФСБ. И официально озвученные задачи для флотского патрульного корабля почему-то по большей части относятся к компетенции ФСБ.
      Цитата: seregin-s1
      Вот сейчас в Черное море зашёл английский патрульный корабль. На его сопровождение "Москву" отправить?

      Корвет ОВР. Который планировался к постройке, который был флоту гораздо нужнее и который был убит ради постройки патрульников.
  3. 0
    26 мая 2021 06:59
    Поблагодарю автора.
    Для кого то это прописные истины, а мне, как не морскому человеку, кое что прояснилось.
    1. -6
      26 мая 2021 07:13
      Поблагодарю автора.
      Для кого то это прописные истины, а мне, как не морскому человеку, кое что прояснилось.

      Автор налил воды, и почему то из патрульного корабля проекта 22160 хочет сделать крейсер, зачем не понятно, но видно автор у нас лучше руководства ВМФ знает что для флота необходимо!
      1. +5
        26 мая 2021 08:14
        но видно автор у нас лучше руководства ВМФ знает что для флота необходимо!
        - с таким руководством ВМФ врагов не надо, все старое угробили, а новое простите на один пшик
        1. -1
          26 мая 2021 08:30
          с таким руководством ВМФ врагов не надо, все старое угробили, а новое простите на один пшик

          Не понятно о чем вы, это патрульный корабль дальней морской зоны, и всем параметрам он соответствует, имеет много плюшек для действий сил ССО, имеет приемлемые условия проживания большого количества людей, может на борту быть развернут госпиталь на 40 человек, имеет вертолет, можно загрузить в контейнерах кучу полезного оборудования для действий ДРГ и боевых пловцов! Если вас расстраивает что он не имеет серьезного ударного вооружения, так он для этого и не проектировался, это корабль для решения специфических задач,ведь вы не требуете что бы госпитальное судно могло нести "Калибры" или "Ураны"! wink
          1. +10
            26 мая 2021 08:42
            Да-да, мы же с пиратами ежедневно бьемся на дальних океанских просторах что нам нужно для этого аж шесть подобных калош специально для ССО, особенно с учетом нашего огромного торгового флота wink
            1. -1
              26 мая 2021 09:08
              Цитата: faiver
              Да-да, мы же с пиратами ежедневно бьемся на дальних океанских просторах что нам нужно для этого аж шесть подобных калош специально для ССО, особенно с учетом нашего огромного торгового флота wink

              А при чем здесь пираты, судно имеет широкий спектр применения, вы наверно забываете, что у нашим рыбаков в нейтральных водах систематически возникают проблемы с норвежскими "партнерами", и не раз СФ приходилось посылать туда корабли, что бы умерить пыл наших соседей, а вот теперь подумайте, что на такую стрелку посылать, Петра Великого, Адмирала Горшкова или послать патрульный корабль проекта 22160?
              1. +7
                26 мая 2021 09:12
                систематически возникают проблемы с норвежскими "партнерами"
                - в Черном море? все "голуби" приписаны к ЧФ bully
                1. -5
                  26 мая 2021 09:37

                  в Черном море? все "голуби" приписаны к ЧФ

                  А что это как то меняет суть вопроса, я вам привел пример применения данных кораблей, у многих почему то складывается впечатление что весь российский флот, с утра но ночи занимается только тем, что воюет с АУГ противника, но флоту приходится решать куда более банальные вопросы в реальной повседневной жизни, и почему то не кто в Англии не кричит, что в командовании королевского флота засели враги, хотя они так же заказывают корабли класса "Ривер-2" wink
                  1. +13
                    26 мая 2021 10:49
                    Цитата: UltraTotenkopF
                    и почему то не кто в Англии не кричит, что в командовании королевского флота засели враги, хотя они так же заказывают корабли класса "Ривер-2"

                    Потому что у Англии худо-бедно, но есть флот, который стоит за спиной OPV. А у нас нет хлеба, но мы печём пирожные.

                    Главная претензия к пр.22160 - это то, что у флота есть гораздо более важная задача, чем патрулирование ДМЗ. И задача эта флотом выполнена быть не может. Я говорю об обеспечении выхода из баз РПКСН. Имеющиеся у ВМФ противолодочные корабли ОВР построены ещё во времена последних трёх генсеков, не модернизировались, выходили все сроки. Их должен был заменить корвет ОВР, работы по которому были закрыты Чирковым ради заказа пр. 22160. Сам пр.22160 заменить МПК не может по причине отсутствия на нём каких-либо систем ПЛО кроме вертолёта.
                    Результат - ОВР умер, АПЛ "потенциального противника" могут хоть у выхода из базы дежурить в ожидании РПКСН. Но мы строим беззубые патрульники, это же важнее.
                    1. +2
                      26 мая 2021 19:28
                      Цитата: Alexey RA
                      Имеющиеся у ВМФ противолодочные корабли ОВР построены ещё во времена последних трёх генсеков, не модернизировались, выходили все сроки. Их должен был заменить корвет ОВР, работы по которому были закрыты Чирковым ради заказа пр. 22160.
                      но дорогой Алексей, дело в том, что в ВМФ в качестве корветов ОВР, (ПЛО), пропихнули (законтрактовали на "Армии-2020"), опять таки неподобство в виде 20380 !!!, а не тот же 11664 (!).... И по Вашему мнению в этом тоже виноват 22160, уже в 2020 году ?!!! Для ОВР, корвет без ПЛУР (20380 !!!).... ?!! Нормально ?!!, с максималкой около 27 узлов (!), что меньше чем у лодок вероятного противника (!).Никого же не смутило ?!!!
                      1. 0
                        27 мая 2021 11:01
                        Цитата: Немчинов Вл
                        но дорогой Алексей, дело в том, что в ВМФ в качестве корветов ОВР, (ПЛО), пропихнули (законтрактовали на "Армии-2020"), опять таки неподобство в виде 20380 !!!, а не тот же 11664 (!).... И по Вашему мнению в этом тоже виноват 22160, уже в 2020 году ?!!!

                        Ага - тем, что из-за него было потеряно 7 лет. smile
                        И теперь приходится выбирать для срочной замены зомби-МПК из ОВР те корабли, которые могут быть построены быстро. То есть - серийные проекты.
                        Цитата: Немчинов Вл
                        Для ОВР, корвет без ПЛУР (20380 !!!).... ?!! Нормально ?!!, с максималкой около 27 узлов (!), что меньше чем у лодок вероятного противника (!).Никого же не смутило ?!!!

                        А массовый корвет ОВР с водоизмещением в 2,5 кт, да ещё и с не освоенной промышленностью ГЭУ (ГТД) никого не смущает? wink
                      2. 0
                        29 мая 2021 22:18
                        Цитата: Alexey RA
                        Ага - тем, что из-за него было потеряно 7 лет.
                        почему из-за него ?! Что мешало Рахманам, Криворучко, Чирковым, в это время "скиить" промышленность (и финансировать контролируемо), для скорейшего пуска в серию дизелей семейства "Д-500", за эти семь лет ?! неужели патрульный 22160 (!0, мешал этим заниматься ?!!
                        Цитата: Alexey RA
                        А массовый корвет ОВР с водоизмещением в 2,5 кт, да ещё и с не освоенной промышленностью ГЭУ (ГТД) никого не смущает?
                        именно ГЭУ из четырёх таких дизелей "Д-500" (по 8000 л.с. !!), напрашивается для таких корветов, что бы выйти на 30+ узлов... (!). Почему Рахман не приложил максимум усилий в этом направлении ?! Для чего он возглавляет ОСК ?! Это проект патрульного 22160, всему виной, и помешал ему ?!!
                        Цитата: Alexey RA
                        И теперь приходится выбирать для срочной замены зомби-МПК из ОВР те корабли, которые могут быть построены быстро.
                        если они не функциональны !!!, то - НЕ НАДО !!! И то, что их можно строить БЫСТРО (по Вашему 6-7 лет на 20380 - это быстро ???)... плохая в данном случае отмазка (!)...
                        Цитата: Alexey RA
                        То есть - серийные проекты.
                        проект который не заказывают и не строят, - просто не имеет шансов - стать СЕРИЙНЫМ (!)... Это я про 11664, вместо которого строят дорогие (!), НЕ функциональные (!), и медленные 20380 (!).... За то гонят серию ?!!! crying Только не дай Бог кому-то на них придётся с лодками бороться ....
          2. +4
            26 мая 2021 11:36
            Цитата: UltraTotenkopF
            имеет много плюшек для действий сил ССО, имеет приемлемые условия проживания большого количества людей, может на борту быть развернут госпиталь на 40 человек, имеет вертолет, можно загрузить в контейнерах кучу полезного оборудования для действий ДРГ и боевых пловцов!

            Была уже статья, где эти плюшки разбирали: условия обитания сомнительны в силу большой качки, лодку можно применять лишь на спокойной воде, похожая история с вертолетом. А корабль для ДРГ и боевых пловцов (на мой некомпетентный взгляд) и вовсе имеет смысл делать на базе гражданского судна большого водоизмещения: дешевле, просторнее и меньше внимания привлекает.
          3. +2
            26 мая 2021 18:06
            имеет много плюшек для действий сил ССО

            Например ограничение по волнению в 2 бала?
    2. +4
      26 мая 2021 09:52
      Цитата: Вождь краснокожих
      Для кого то это прописные истины, а мне, как не морскому человеку, кое что прояснилось.

      Откровенно говоря, у меня, как не морского человека, возникли вопросы к автору. Вот он говорит, что с "калибрами" на "Быкове" "все печально". А что именно печально? У нас на вооружении появились "калибры" в контейнерах? Я лично не слышал. Может пропустил, подскажите, поправьте. Но если ракет нет, то понятно почему "Быков", по отчету с учений, отстрелялся, но электронными пусками. А это значит, что как минимум комплекс оборудования для стрельбы на корабле уже стоял на момент учений аж в 2019 году. При том, не совсем понятны ссылки на некие риски пусков с корабля, который в полтора раза больше по водоизмещению, чем те же "Буян-М". Может кто-то из специалистов разъяснит, в чем могут возникнуть проблемы при пуске ракет у 22160? Корпус лопнет пополам при отдаче или что еще может с ним приключиться? Я не моряк, но мне просто интересно...
  4. Комментарий был удален.
  5. +3
    26 мая 2021 07:14
    Рестайлинг не агония) у камри их штук 12 было года с 84. Все непомрет)))
  6. +4
    26 мая 2021 07:24
    Эти "голуби мира" способны разве что отгонять морских пиратов (Украина, Сомали). На флоте, видимо, выгодно кому-то держать их в составе - ради штата, должностей, званий и т.п.
  7. +3
    26 мая 2021 07:57
    Роман вы хотя бы периодически писали хвалебные оды отечественному ВПК а то либеральные какие то у вас взгляды ,вы что Родину не любите . Это конечно был мой сарказм продолжайте в том же духе может быть для патриотов в кавычках дойдет что пилят деньги не только за бугром но и свои могут фору дать.
    1. +4
      26 мая 2021 09:35
      хотите удалого позитивчика - читайте статьи Ставера hi
  8. -1
    26 мая 2021 09:47
    с интересом прочитал статью уважаемого Романа Скоморохова, ясно что 6 строжевиков для ВМФ это те самые 6, что отказалась получать погранслужба, Вопрос... а какие корабли может проектировать Северное ПКБ? а нечего им проектировать! все уже напроектировали даже пустили в серию, что за зуд проектировочный? фрегат есть, корвет даже есть, а линкоров и авианосцев нам не надо, нет задач им. Нужны тральщики и Каракурты ПЛО, но их проектируют другие. Полодками тоже специалисты занимаются успешно. Если говорить о модернизации патрульников то напрашивается вариант ПЛО, ибо МПК все старые и их необходимо переводить на моря, забрав оттуда все корветы фрегаты и крейсер конечно, если появятся 6 новых МПК то надолго будет закрыта потребность в МПК, на БФ КФЛ и Японское море по паре, остальные (4-10) на ЧФ, всего получится потребность 10-15 вымпелов, конечно разработка мпк на основе существующего корабля сложнее, но нужно попробовать, или передать их пограничникам и забыть...
    1. 0
      26 мая 2021 19:40
      Цитата: владимир1155
      Нужны тральщики и Каракурты ПЛО

      belay fool Каракурты ПЛО???? где вы их видели????
      Цитата: владимир1155
      но их проектируют другие.

      кто, какие другие??...в теме нужно быть, а не писать ерунду!!
      1. -2
        26 мая 2021 20:40
        Решением стало создание и запуск в серию малых ракетных кораблей нового типа – проекта 22800 «Каракурт», которые уже специально проектировались для решения задач как в ближней, так и в дальней морской зоне. Проектировали новый МРК специалисты санкт-петербургского Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз»,

        Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит» — серия российских морских противоминных кораблей базовой зоны 3-го ранга, проект этого тральщика создан в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз»

        для Сведения Алмаз на Петровском острове, а КБ Северное на Корабельная ул., 6, Санкт-Петербург, это разные организации, а еще есть Малахит Лазурит и проч. ящики

        каракурты ПЛО я не видел, но очень хотел бы чтобы появились
        1. 0
          26 мая 2021 20:43
          Цитата: владимир1155
          каракурты ПЛО я не видел

          их нет и не будет от слова совсем и не надо писать ерунды
  9. +1
    26 мая 2021 10:14
    Противовоздушное вооружение состоит из одной установки 3М47 «Гибка»...
    Нет у него такого.
  10. +10
    26 мая 2021 10:32
    То есть, OPV (Offshore Patrol Vessel) строят в первую очередь для тех, у кого нет возможности (промышленной или финансовой) для постройки нормальных боевых кораблей. Сторожевик для нищих, если хотите.

    Не совсем так. OPV строят также те, у кого уже есть нормальный флот и кто не хочет гонять на каждый чих фрегаты и эсминцы.
    Но строят их либо после постройки полноценных кораблей, либо параллельно с ними. У нас же 22160 строились вместо нормальных кораблей - ради их заказа был убит корвет ПЛО, по поводу отсутствия которого флот сейчас плачет горючими слезами.
    Главкомат не видит перспективы в создании кораблей, ранее обозначенных как "Корвет ОВР". Одна из главных задач ОВР — обеспечение охраны и обороны сил ВМФ в районах военно-морских баз и на прилегающих к ним территориях. Эта задача теперь выполняется береговыми средствами наблюдения, стационарными гидроакустическими станциями и береговыми ракетно-артиллерийскими войсками, имеющими на вооружении противокорабельные ракеты разной дальности, а также противолодочную и ударную авиацию.
    Отказавшись от корвета, ВМФ обратился к идее создания патрульных кораблей — менее вооруженных, но обладающих большей автономностью и универсальностью, способных, в том числе, выходить и в дальние походы. Разработкой проекта патрульного корабля будет заниматься ОАО "Северное проектно-конструкторское бюро".
    © главком ВМФ Чирков
  11. -5
    26 мая 2021 10:51
    В 2013 году, когда мы еще не испортили отношения со всем миром,

    Все понятно с автором....
  12. +1
    26 мая 2021 10:53
    Прочитал статью.
    Создаётся впечатление, что ВМФ России "без головы".
    А нельзя ли за основу проектирования взять лучшее из того что есть в мировом кораблестроении, по возможности повторить и по возможности улучшить?
    Авиация шла и идёт по этому принципу и у неё схожих с ВМФ проблем нет.
    1. +4
      26 мая 2021 11:44
      Цитата: prior
      А нельзя ли за основу проектирования взять лучшее из того что есть в мировом кораблестроении, по возможности повторить и по возможности улучшить?

      Можно. Но для этого нужно понять - а что конкретно нужно нашему ВМФ. То есть, определиться с целями и первоочередными задачами флота.
      Пока же у нас происходит какой-то аццкий цирк. Мы строим РПКСН, но для них вообще нет новых кораблей ОВР и необходимого количества МЦАПЛ. Причём новые РПКСН переводятся туда, где ситуация с ПЛО и ПМО хуже всего.
  13. +3
    26 мая 2021 10:53
    Хочу немного поправить автора про рестайлинг.
    Под рейсталингом в автомобилестроении понимается не только изменение внешнего вида (кстати, корпусные изменения могут быть тоже серьезными), но и частичное изменение конструкции внутренних агрегатов. Например, часто изменяют подвеску. Возможна даже замена двигателей.

    Так что в отношении кораблей рестайлинг может иметь весьма широкий диапазон изменений.
    1. +2
      26 мая 2021 17:53
      Цитата: alstr
      Так что в отношении кораблей рестайлинг может иметь весьма широкий диапазон изменений.

      Думаете, если модернизировать подвеску на этих кораблях, качка станет меньше? (шутка)
      1. +1
        27 мая 2021 08:46
        Ну у нас есть достаточно исторических примеров "рестайлинга" проектов.
        На вскидку Эсминцы 7 и 7-У, 30, 30-К, 30-бис, 57 и 57-бис.
  14. 0
    26 мая 2021 13:09
    Цитата: Alexey RA
    Причём новые РПКСН переводятся туда, где ситуация с ПЛО и ПМО хуже всего.

    Хуже вредительстава.
  15. 0
    26 мая 2021 21:28
    >будет проведен рестайлинг проекта
    Медведев прочитал, Айфоном помахал, на драйве денег дал.
  16. 0
    26 мая 2021 23:37
    Цитата: Автор
    Начнём, пожалуй, с понятия «рестайлинг».«Рестайлинг (от англ. restyling «модернизация; смена стиля»)


    беда от муткоязычных, лопочущих на каком-то новоязе и гадящих в русском языке, в том, что они вкладывют своё понимание в понравившийся им убогий англицизм - понять их нормальному человеку, даже владеющего английским, решительно невозможно.
    например егорка гайдар перевёл с предоставленное ему методички на английском экономический термин "Flat" как плоскость - в результате родился идиотизм "плоская шкала", в финансах flat это фиксированный, без процентов.
    1. 0
      30 мая 2021 21:09
      Цитата: Гюнтер

      беда от муткоязычных, лопочущих на каком-то новоязе и гадящих в русском языке, в том, что они вкладывют своё понимание в понравившийся им убогий англицизм - понять их нормальному человеку, даже владеющего английским, решительно невозможно..
      Не понятные, но красиво и громко звучащие слова нужны докладчику, какого либо доклада для того, что бы слушатели ни чего не понимали, но одобрительно кивали головами и хлопали в ладоши в конце доклада.
  17. -1
    26 июня 2021 16:16
    Спасибо автору. Т.е. вы думаете, что на день Вмф в Питере этот корабль нам решат не показывать? Там как раз на Неве волна выше 3х баллов бывает редко :)
  18. 0
    21 июля 2021 13:27
    "Музыку заказывает кто?" ЗАКАЗЧИК - ВМФ РФ. И большие народные деньги ему из бюджета дают. Так и спрос с конкретных заказчиков с погонами должен быть конкретный. Тогда не будут поднимать флаг на заведомо негодном к боевой работе корабле!
  19. 0
    18 августа 2021 07:54
    Нужно все шесть заказанных кораблей пр. 21160 переоборудовать в МПК.
    МПК
  20. 0
    13 октября 2021 10:59
    Строительство проекта 22160 , изначально, было ошибкой. И об этом писали на ВО. По сути это даже не боевая единица. Что с ним делать. На мой взгляд, если статьи нагрузок позволяют, то переделать в учебные корабли. Убрать ангар и площадку для вертолета и оборудовать его Пакетами и Панцирями. И использовать для обучения экипажей и практических стрельб. Строительство данных кораблей при острой нехватке кораблей ПЛО это преступление.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»