О времени подготовки и опыте советских военных лётчиков в годы Великой Отечественной

23
О времени подготовки и опыте советских военных лётчиков в годы Великой Отечественной

Сколько времени шла подготовка лётчика в годы Великой Отечественной войны? В связи с острой необходимостью в пополнении военно-воздушного флота квалифицированными лётчиками, особенно на первом этапе войны, подготовка, по понятным причинам, могла быть весьма сжатой.

Могла ли сжатая по времени подготовка сказываться на итоговых умениях выпускника лётной школы? Вопрос в большей степени риторический. Историки авиации спорят относительно цифр о том, какое время в годы ВОВ было наиболее оптимальным, чтобы лётчик мог начать профессионально выполнять боевые задачи за штурвалом. Также споры идут и относительно того, кого на фронте можно было называть новичком, а кого опытным лётчиком.



На канале Sky Artist рассматривается вариант с известным героем по-настоящему легендарного советского кинофильма о Великой Отечественной «В бой идут одни старики». Речь идёт о Кузнечике. Спор в данном случае посвящён тому, какой опыт тот самый Кузнечик имел на момент попадания в «поющую эскадрилью». При этом рассмотрение связано вовсе не с «праздным» интересом к сюжету, а с тем, кто выступал прототипом героя киноленты.

О советских лётчиках в годы Великой Отечественной войны, о собирательном образе Кузнечика, о конкретном воздушном бое – в представленном ролике:

  • кадр из фильма «В бой идут одни «старики», реж.Л.Быков
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    23 мая 2021 17:00
    Джентльмены. Я просмотрел фильм (наш тех времён) обучающий по взлет- посадка/полёт по кругу Ил-2.
    И понял, что ничерта я не понял.
    Как летать на аэроплане можно вообще?
    Это- уму не постижимо... request
    1. +4
      23 мая 2021 17:33
      Там все одновременно просто и сложно) Просто если понимаешь физические принципы которые заставляют самолет летать, просто если понимаешь ттх машины, на какой скорости и при каком положении закрылок она оторвется от земли, какой угол руля высоты нужно задавать, чтобы не потерять быстро скорость и не свалиться. Это все на самом деле просто, если начать вникать. Сложнее уже другое, как заложить вираж с наименьшее потере скорости, как не сорваться в штопор на вертикальном манере, флаттер, умение чувствовать машину да и много чего. Первое постигнуть могут многие, для второго ускоренный курсов не достаточно явно.
      1. 0
        23 мая 2021 17:38
        Вот видите. Это-ужас какой-то..
        Ей Богу- с кораблями- проще.
        1. +4
          23 мая 2021 23:35

          Вот видите. Это-ужас какой-то..
          Ей Богу- с кораблями- проще.

          Не намного. Корабль только по двум каналам управляется, если подрульки нет, зато обладает чудовищной инерцией и очень хреновой маневренностью. Также, как и самолет требует определенных знаний и умений. При этом различных систем в нем на порядок больше да и навыки командования коллективом нужны. Не думаю, что обучиться командованию паровым крейсером проще чем управлению одномоторным поршневым самолетом. Подозреваю, что намного сложнее.
          1. +1
            25 мая 2021 17:46
            *Не намного. *
            Ну как же не намного? Корабль, он хоть на воде стоит с божьей помощью. Ниже воды (без внеплановых отверстий не провалится.
            А вот аэроплан- в трёх как минимум плоскостях- весьма неустойчивый аппарат...
            Я так думаю!
            Хотя, могу ошибаться. Авиатором я к сожалению не стал. request
            Хотя очень хотелось в своё время feel
      2. +1
        23 мая 2021 17:40
        с машиной нужно стать единым целым ,тогда ты ас.
        1. +3
          23 мая 2021 17:50
          Это в принципе необходимый навык чтобы не убиться по глупости, что бы стать асом нужен талант и много везения , которое растёт из профессионализма)
      3. +1
        23 мая 2021 22:33
        Там все одновременно просто и сложно) Просто если понимаешь физические принципы которые заставляют самолет летать, просто если понимаешь ттх машины, на какой скорости и при каком положении закрылок она оторвется от земли, какой угол руля высоты нужно задавать, чтобы не потерять быстро скорость и не свалиться. Это все на самом деле просто, если начать вникать. Сложнее уже другое, как заложить вираж с наименьшее потере скорости, как не сорваться в штопор на вертикальном манере, флаттер, умение чувствовать машину да и много чего. Первое постигнуть могут многие, для второго ускоренный курсов не достаточно явно.

        И первое и второе несложно. Практически любой нормальный человек освоит все это вылетов за 30.

        И совершенно другое дело - воздушный бой.

        Против тебя не законы физики, а непредсказуемый мозг другого человека. Рядом нет инструктора, который подскажет. Все происходит очень быстро. И главное - нет второй попытки. Если попал на опытного - каюк.

        Поэтому очень важно вводить в бой постепенно.
        Вначале вообще летать над своими. Потом переходить линию фронта, держаться на высоте, не ввязываясь и пытаясь понять, что вообще происходит.
        В идеале - начинать в ПВО в прикрытии Москвы, пытаясь сбивать бомберов без противодействия истребителей в готовности прыгнуть, если сбит стрелком.

        Но на той войне все это было нереально. recourse
        1. 0
          23 мая 2021 22:59
          В запасных полках натаскивали бывалые ветераны, но это конечно не могло ввиду сжатых сроков кардинально изменить ситуацию...
      4. -1
        23 мая 2021 23:47
        Плюс, за усердие!
    2. 0
      25 мая 2021 08:37
      Цитата: Бензорез
      Я просмотрел фильм (наш тех времён) обучающий по взлет- посадка/полёт по кругу Ил-2.
      И понял, что ничерта я не понял.
      Вы упускаете то что на Ил-2 или вообще любой боевой самолёт лётчики садились уже обученными, на У-2 например. Так что шло ДОобучение на конкретный тип самолёта пилотов УЖЕ умевших летать.
  2. Eug
    +3
    23 мая 2021 18:39
    Очень яркий пример - И.Н.Кожедуб, выпущен из училища в 1941, до лета 1943 - инструктор того же училища, т.е налет просто огромный по сравнению с обычным молодым летчиком... но все равно был подбит, хоть и был на тот момент мастер пилотажа.
    1. +1
      23 мая 2021 18:43
      но все равно был подбит, хоть и был на тот момент мастер пилотажа.

      Подбит, но не сбит. Большая разница. Кожедуб всегда сажал свой поврежденный самолет, а для этого большое мастерство надо иметь.
      1. Eug
        +2
        23 мая 2021 18:48
        Я к тому, что даже мастера пилотажа без фронтового опыта не были полноценными бойцами. Но становились ими гораздо быстрее других...
        1. 0
          23 мая 2021 18:56
          даже мастера пилотажа без фронтового опыта не были полноценными бойцами.

          Конечно, но кроме мастерства нужны были другие качества, такие как физиология организма, т.е быстрота реакции, координация, зрение ...проще сказать талант.
        2. +2
          23 мая 2021 18:57
          С этим сложно спорить, да и не нужно) Всё так и есть)
    2. Zug
      0
      24 мая 2021 18:12
      Как практика показывает.Количество налето-часов у бывших инструкторов лет.школ никак на их боевые успехи не влияли.Падали они так же
    3. kig
      0
      25 мая 2021 06:09
      Цитата: Eug
      т.е налет просто огромный по сравнению с обычным молодым летчиком

      Первого немца сбил только в 40-м вылете! Или, например, Хартман: прибыл на фронт в октябре 1942, первый самолет сбил в ноябре, а затем наступила пауза аж в три месяца... так что нелегкое это дело.
  3. -2
    24 мая 2021 10:13
    Я просмотрел фильм (наш тех времён) обучающий по взлет- посадка/полёт по кругу Ил-2.И понял, что ничерта я не понял.Как летать на аэроплане можно вообще? Это- уму не постижимо...

    Это бессовестное всеобщее мнение, будто бы советские летчики были необученными по сравнению с немцами. Потому, что указывается будто бы советские летчики имели мизерный налет - всего 10-16 часов, тогда как немецкие пилоты-новички - порядка 200 часов. А на самом деле истинная картина была гораздо сложнее. Дело в том, что перед тем как сеть в боевой самолет, то каждый курсант сначала изучал физику, потом аэродинамику. При этом ему объясняли как возникает на крыле подъемная сила и от чего она теряется - например на критических углах атаки, или от потери скорости. Поэтому нет ничего удивительного что автор предыдущего комментария ничерта не понял как летать - он просто не знает аэродинамики.
    Так вот - после изучения науки о полете, курсант опять таки не садится в боевой самолет, а сначала несколько часов рулил по аэродрому на бескрылом самолете. А потом совершал небольшие подлеты на учебном самолете типа У-2. И только лишь потом курсант совершал несколько вылетов с инструктором, а потом его выпускали в самостоятельные полеты. Затем курсанта выпускали из начальной летной школы и он переходил в учебный полк где его готовили на конкретном боевом самолете - истребитель, штурмовик или бомбардировщик. И вот это ничтожное время 10-16 часов учитывает только время на боевом самолете, а о том каков был налет на учебном У-2 - все любители историки благополучно забывают. А ведь налет на учебном самолете - все равно дает полное представление о правилах полета - причем курсантов обязательно учили выбирать с воздуха площадку для вынужденного приземления.
    Правда тут надо учесть, что У-2 очень сильно отличается от боевого самолета. Дело в том, что все боевые самолеты имели очень большую взлетно-посадочную скорость -150 км/ч, тогда как У-2 - всего 80 км/ч. А кроме этого у У-2 было неубирающееся шасси и отсутствие посадочных закрылков. И вдобавок боевые самолеты имели очень мощный мотор и получали разворачивающий момент на взлете и посадке за счет обратной реакции винта.
    Однако, умный летчик мог мгновенно научится летать даже на неизвестном ему самолете - например всем известный Девятаев - который летал на истребителе и мгновенно пересел на бомбардировщик - причем немецкий! А если спросить: а сколько часов перед этим он налетал на немецком бомбардировщике? Да вообще нисколько - полный ноль! Это значит, что главное - знать и понимать законы аэродинамики.
    1. Zug
      +2
      24 мая 2021 18:15
      Налет на У2.Акромя взлета посадки ничего не даст.Последний этап подготовки в часах на боевом истребителе или же тренировочном его варианте .Вот корень обучения.Когда у вас налет в среднем 25 часов вообще и кстати все часы в летной книжке на типах самолетов расписаны,ексть главное на что стоит обратить внимание.Если у японского пилота налет по окончанию училища достигал 600 часов-что вы с ним на том же Хассане или Ханхин-Голе сделаете со своими 50 например?Умрете быстро и все.
  4. Zug
    0
    24 мая 2021 18:11
    Может не надо выкладывать "творения SkyClown" На сайте? А то уже до дешевого блоггера опускаемся,еще и лжеца.
  5. +1
    24 мая 2021 22:16
    Для понимания об колличестве налёта наших новичков перед фронтом, нужно просто открыть сайт Я помню. И почитать воспоминания пилотов!
    Бывшие инструктора имели намного больший процент выживаемости априори!
    Ибо в авиации есть такое понятие как автоматизм.
    Так вот инструкторам не нужно было смотреть на приборы для понимания пространственного положения самолёта. А больший налёт обеспечивал в брльшинстве случаев от срыва в штопор.
    К сожалению даже к концу войны налёт большинства новоприбывших пилотов был крайне мал!
    Если почитать Галланда то в конце войны у немцев стояла очередь из высококласных пилотов за выоетом по топливу.
    То что они в основном пытались бить крепости на тяжёлых фоках. Это предпочтение и приоритеты войны.
  6. 0
    25 мая 2021 17:45
    Был коллега по работе, бывший лётчик истребитель, который был призван по его же желанию в армию лётчиком, фамилия Ковальчик Николай. Он сказал, что так просто хватали и учили, такого быть не могло. Проверяли на разных приборах и состояние здоровья. По плану обучение должно было быть полгода. Он отучился меньше, были у него способности к пилотированию. Уже готовился отправляться, появились новые самолёты пришлось чуть больше месяца переучиваться. Те, которые не смогли показать высокие качества полёта на новые самолёты не посадили. Окончил он войну в Румынии во время битвы в Яссах. Подбили и покалечили его. Еле ходил и сделали из него диспетчера и обучал новоприбывших пилотажу.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»