Правдивая история космической ручки

65

2021 год особенный – 60 лет назад человек впервые полетел в космос. С полетом Юрия Гагарина началась новая эра в истории всего человечества – космическая эра. При этом освоение космоса – это не только серьезные научные исследования, уникальные разработки, спутники связи, телескопы, проекты «Звездных войн», но и работа над решением вполне утилитарных задач, над которыми на Земле просто никто не задумывается.

Для первых космонавтов проблемой было даже просто записывать на бумаге результаты своих наблюдений и исследований. Обычные шариковые ручки в космосе не писали. На этом фоне большое распространение получил анекдот или городская легенда о том, как американское космическое агентство потратило миллионы долларов на разработку специальной ручки, которая писала бы в космосе, пока всё это время русские делали записи карандашом. Распространена эта красивая байка была по обе стороны Атлантики.



Этот пример современного фольклора показателен тем, что в этой истории практически всё является неправдой. При этом в США и СССР, а затем и в России в историю вкладывали разные смыслы. В США налогоплательщики переживали за большие траты NASA. А жители Советского Союза и России обыгрывали посыл сатирика Задорнова про «тупых» американцев и русскую смекалку с возможностью сварить кашу из топора.

Но, как это часто бывает, реальность оказалась интереснее любых анекдотов, городских легенд и выступлений юмористов. NASA не потратили на «космическую ручку» ни цента. Она стала продуктом изобретательской деятельности и вложений американского бизнесмена Пола Фишера, который затем продал ручку и NASA, и CCCР. С конца 1960-х годов и американские, и советские космонавты писали на орбите ручкой Фишера.

Чем астронавты и космонавты писали в космосе?


При первых полетах в космос выяснилось, что обычные шариковые ручки не пишут в невесомости. Для таких ручек важна сила тяжести. Чернила по стержню должны идти к шарику, поэтому шариковые ручки не пишут также верх ногами и очень плохо пишут на вертикальных поверхностях. Чтобы в этом убедиться, не надо даже летать в космос.


Американский астронавт с ручкой Фишера AG7

При этом писать в космосе всё равно нужно. Как же решали данную проблему первые покорители звездных пространств до изобретения специальных устройств?

Американские астронавты использовали карандаши. Но не обычные, а механические. Так в 1965 году NASA для космического проекта «Близнецы» заказывало механические карандаши у компании из Хьюстона Tycam Engineering Manufacturing.

Данные карандаши смело можно назвать «золотыми». Всего в рамках контракта американское космическое агентство приобрело 34 карандаша на общую сумму 4382,5 доллара. То есть каждый карандаш обошелся NASA в 128,89 доллара. Считается, что информация об этих механических карандашах, просочившаяся в прессу, и стала началом городской легенды о миллионных тратах на устройство, которое писало бы в космосе.

Такое положение дел многих возмущало. Люди резонно замечали, что такие расходы можно назвать необоснованными. При этом цена была столь большой из-за того, что карандаши специально дорабатывали, чтобы их можно было использовать и в скафандре. Плюс – это был действительно штучный товар. Но мириться с такими ценами в NASA, конечно, не хотели. Это во многом и повлияло на то, что астронавты со временем всё-таки перешли на менее дорогостоящие принадлежности для письма.

В некоторых источниках также можно найти информацию, что американцы использовали в космосе и фломастеры. Но на официальном сайте космического агентства говорится только о механических карандашах. Стержни в них были самыми обыкновенными, а вот легкий и прочный металлический корпус изготавливался на заказ.

Механические карандаши позволяли писать, выводя достаточно тонкие линии. Но даже они представляли опасность в космосе. Кончик графитового стержня всегда мог обломиться. Каждый из вас, кто писал такими карандашами, знает, что это достаточно распространенная ситуация. Кусочек графита, плавающий в невесомости внутри космического корабля, был вредным мусором, который мог попасть в глаз, а также внутрь какого-либо оборудования или электроники. Проблема была и в том, что графит – токопроводящий материал. Попав в электронику корабля, графитовая пыль и обломки могли вызвать короткое замыкание.


Космическая ручка AG-7 в подарочном футляре

Советские космонавты изначально также использовали в космосе карандаши. Но также необычные, а восковые. Обычные карандаши не использовались из-за того, что их надо было точить (лишний мусор). А сам графит представлял в космосе проблемы. У восковых карандашей не было проблем с разрушением стержня, если для письма требовалась большая его длина, то космонавт просто снимал с карандаша очередной слой бумаги.

Правда, писать восковыми карандашами было неудобно. Они больше подходили для рисунков, выводить ими четкие и ясные линии было очень сложно, так как процесс напоминал работу с детскими мелками. При этом такие карандаши всё равно были источником мелкой пыли. А бумага с их обертки также могла стать мелким мусором, плавающим внутри корабля.

Космическая ручка Фишера


Как мы уже выяснили, на заре освоения космоса и американцы, и советские космонавты писали пусть и разными, но всё же карандашами.

Исправил же ситуацию американский предприниматель Пол Фишер. Созданную и запущенную им в производство «космическую ручку» распробовали сначала в NASA, а затем её приобрел для своих космических программ и Советский Союз.

Американское космическое агентство никак не участвовало в проекте Фишера. Бизнесмен реализовал свою идею на свои собственные средства. Благо до этого он уже владел компанией, специализирующейся на выпуске ручек. Основную ставку он делал на будущие продажи ручки, которую можно будет рекламировать, как космическую. Идея Фишера себя полностью оправдала. А его вложения в проект многократно окупились.

Запатентованная Фишером шариковая ручка работала не только в невесомости, но и под водой. А также писала на мокрой бумаге. Ею можно было пользоваться под любым углом и в очень широком диапазоне температур от -50 до +400 градусов по Фаренгейту (от -45,5 до +204 градусов Цельсия). Данный диапазон температур указан на сайте NASA. Срок службы ручки оценивался в 100 лет.

Правдивая история космической ручки
Российский космонавт Олег Артемьев готовится писать «Тотальный диктант» ручкой AG7

Ручка была цельнометаллической.

Классическая модель «антигравитационной ручки», которая получила известность как космическая ручка или ручка астронавтов, имела индекс AG7 и была запатентована в США в 1965 году.

Данная модель продается по сей день. И не претерпела никаких изменений. Сегодня такую ручку может приобрести любой желающий, цены начинаются с отметки в 70 долларов.

Пишущий шарик космической ручки был изготовлен из карбида вольфрама и устанавливался с очень высокой точностью, чтобы избежать протекания. Чернила для космической ручки были тиксотропными – в обычном состоянии они были твердыми, разжижаясь при письме. Помимо этого, основным нововведением ручки было то, что чернила из специального картриджа-стержня выдавливались под давлением сжатого азота – примерно 2,4 атмосферы. Чернила от находящегося под давлением азота отделял специальный скользящий поплавок.

Уже в 1965 году Фишер предложил свою ручку американскому космическому агентству, которое изучало возможность использования нового пишущего приспособления до 1967 года. После проведения тщательных испытаний и подтверждения характеристик, ручки передали астронавтам для применения в рамках программы «Аполлон». На этот раз американцы сразу купили 400 ручек и договорились об оптовых ценах – 6 долларов за штуку.

Даже для конца 1960-х годов Фишер определенно демпинговал по ценам. Но его расчет был прост – бесплатная реклама и любовь людей ко всему космическому.

Предприниматель был уверен, что космическая ручка, которая участвует в программе «Аполлон», будет успешно продаваться и на гражданском рынке. Так в итоге и вышло.

При этом на ручку обратили внимание и в СССР. Советский Союз приобрела 100 ручек Фишера и сразу 1000 сменных стержней к ним. Сделка была оформлена в феврале 1969 года. Советские космонавты писали ручкой Фишера в рамках многочисленных полетов «Союзов».

Уже в 1975 году в рамках знаменитого полета по программе «Союз – Аполлон» и американские астронавты, и советские космонавты писали одними и теми же ручками, которые используются в космосе до сих пор.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    27 мая 2021 18:21
    Как мы уже выяснили, на заре освоения космоса и американцы, и советские космонавты писали пусть и разными, но всё же карандашами.
    Последний аргумент против карандашей связан с огнем. Любой воспламеняемый материал в среде с высокой концентрацией кислорода представляет опасность - этот урок американцы и мы усвоили после пожара на Аполлоне-1. После именно этой трагедии НАСА и предприняла меры по минимизации использования легковоспламеняющихся материалов на космических кораблях - а любой карандаш (обычный, механический или восковой) содержит некоторое количество воспламеняемого материала, пусть даже это графит. Фишер очень вовремя придумал свою ручку, весьма неплохо на этом деле заработав, он ведь продавал Fisher Space Pen и простым, заземлённым, покупателям. Запатентовав свою космическую ручку, он стал единственным поставщиком двум главным космическим программам мира. В эру космической лихорадки, кто мог бы пожелать лучшей рекламы? ..
    1. +6
      27 мая 2021 19:21
      Цитата: СЕРЖ ант
      легковоспламеняющихся материалов на космических кораблях - а любой карандаш (обычный, механический или восковой) содержит некоторое количество воспламеняемого материала, пусть даже это графит.

      Графит очень сложно отнести к легковоспламеняющимся материалам.
      1. +4
        28 мая 2021 15:27
        Цитата: BORMAN82
        Графит очень сложно отнести к легковоспламеняющимся материалам.

        Куски графита, да, не загорятся, а графитовая пыль, тем более с большим количеством кислорода в воздухе ? Истории про взрывы и пожары на угольных шахтах довольно многочисленны.
        1. +4
          28 мая 2021 17:37
          Цитата: Starover_Z
          Куски графита, да, не загорятся, а графитовая пыль, тем более с большим количеством кислорода в воздухе ?

          Мучная пыль - тот ещё термобарический боеприпас.

          В условиях взвеси частичек диаметром менее 0.1 мм взрывоопасным становятся многие вещества. Вообще, чем меньше размеры частичек, тем быстрее происходит реакция горения, а значит детонация. Кстати, пшеничная мука настолько же опасна, как распыленные сера и торф. Эти вещества входят в категорию наиболее взрывоопасных.
          В 70-80-е годы прошлого века по Советскому Союзу прокатилась целая серия подобных взрывов. Так 10 ноября 1981 г. на мелькомбинате в Твери произошел взрыв муки, унесший жизни 10 человек, еще 7 работников получили травмы разной степени тяжести. ЧП, как тогда было принято, не предали огласке.
        2. +6
          28 мая 2021 19:10
          Цитата: Starover_Z
          Куски графита, да, не загорятся, а графитовая пыль, тем более с большим количеством кислорода в воздухе ? Истории про взрывы и пожары на угольных шахтах довольно многочисленны.

          Для обьемного взрыва нужна концентрация угольной пыли от 40г на м³ , слабо представляю такую ситуацию на космическом обитаемом корабле.
    2. +3
      28 мая 2021 09:07
      Любой воспламеняемый материал в среде с высокой концентрацией кислорода представляет опасность

      В среде с высоким содержанием кислорода горят даже невоспламенямые вещи. Например сталь.
      1. +8
        28 мая 2021 14:09
        "В среде с высоким содержанием кислорода горят даже невоспламенямые вещи. Например сталь"
        ну и , какова должна быть концетрация кислорода для дыхания? у нас примерно как атмосфера земли, у амеров, чуть больше. но сталь, сама по себе, при такой концетрации кислорода, не загорится
        1. 0
          31 мая 2021 09:32
          Если атмосфера для дыхания как на Земле ,тогда нет смысла говорить о кислородной атмосфере. А вот если содержание кислорода повышенное, тогда да.
          Не знаю ,как на космических кораблях, а на подводных лодках, оставшиеся в живых подводники рассказывают ,что при повышенном содержании кислорода в воздухе, начинает самовоспламеняться всё. Начиная с волос на голове ,и заканчивая оборудованием.
          1. +1
            31 мая 2021 17:08
            " при повышенном содержании кислорода в воздухе, начинает самовоспламеняться всё."
            насколько повышенном? даже при 100% кислорода ничего из вышеперечисленного вами не самовоспламеняется. поджечь-можно, и будет охотно гореть, но само не загорится. пообщайтесь с газосварщиками, они в этом разбираются лучше, чем подводники
  2. +5
    27 мая 2021 18:23
    карандаши по 130 долларов за штуку? дешевка какая-то по сравнению с калькуляциями наших тендеров)))
    1. +6
      27 мая 2021 22:44
      дешевка какая-то по сравнению с калькуляциями наших тендеров)))
      Вы забыли про инфляцию 130 долларов 1965-67 года совсем не то, что нынешние.
      1. +5
        28 мая 2021 03:27
        Да. Сейчас это 1077 баксов.
      2. 0
        28 мая 2021 03:53
        Цитата: abrakadabre
        Вы забыли про инфляцию 130 долларов 1965-67 года совсем не то, что нынешние.

        Цитата: Sahalinets
        Да. Сейчас это 1077 баксов.

        А тогда это было 390 - 650 рублей у валютчиков или 117 рублей по курсу.
    2. +4
      28 мая 2021 14:10
      "карандаши по 130 долларов за штуку?"
      по сравнению с космодромом восточный, ваще, копейки
  3. +22
    27 мая 2021 18:24
    Захватывающая история, спасибо! Посмотрел в интернет-магазинах — реально продаётся. Заказал, через пару недель приедет… Может, разживусь, наконец, нормльно пишущей ручкой, а в крайнем случае будет на столе интересный артефакт. Категорически поддерживаю такую рекламу.
    1. +10
      27 мая 2021 18:41
      А у меня есть фишеровская космическая ручка. Чуть другой модели, но брендовая, официальная.

      Как раз недавно стол письменный перебирал, видел ее...
      Однако она лежит в коробочке уже около 20 лет, и я ни разу ею не писал! Дойдут руки - попробую wink

      Но что меня смущает: она с избыточным давлением внутри, не "сдулась" ли она?... wassat Заодно и проверю надежность хваленого изделия.

      Так что, да! Их активно продавали и на гражданском рынке. Я купил свою на экскурсии по космодрому на мысе Канаверал (космический центр имени Кеннеди).
      1. +1
        27 мая 2021 19:22
        Они изначально и предназначались для гражданского рынка, для экстремальных условий.
      2. +3
        27 мая 2021 20:18
        Но что меня смущает: она с избыточным давлением внутри, не "сдулась" ли она?

        Удивило в патенте , что азот вытеснитель. Уж два с половиной кг и пружина сможет. Обратный клапан, взвёл и пиши. Даже если стравилось до упора от долгого лежания не страшно.
        1. +2
          28 мая 2021 12:00
          Взведение - это, если не считать дополнительных телодвижений, ещё и мелкая механика, которой свойственно выходить из строя: мелкая пружина, выдющая 2.4кг - навскидку, весьма жестка для высоты стержневого объёма, и прослужит небольшое кол-во циклов взведений. Предполагаю, что они обдумали и этот метод прежде чем заморочиться капсулой с давлением.
          1. Комментарий был удален.
          2. +2
            29 мая 2021 21:35
            В статье говорится не про 2,4 килограмма, а про 2,4 атмосферы. Что означает 2,4 килограмма на квадратный сантиметр (или 100 мм2). Для создания данного давления стержень внутренним диаметром в 2 мм имеющий площадь 3,14 мм2 потребует усилия в 75,4 грамма. Стержень диаметром в 4 мм имеет площадь 12,56 мм2 и требует усилия в 302 грамма. Согласитесь - это совсем другое усилие.
            1. 0
              30 мая 2021 18:30
              Согласен, моя вина, не посчитал. Спасибо за урок.
    2. +1
      27 мая 2021 20:26
      Присоединяюсь к вашим словам. Читал с интересом и огромным удовольствием!
    3. +3
      27 мая 2021 22:05
      military_cat, попробуйте китайскую перьевую ручку. В мою молодость, они очень ценились за качество. Заодно и почерк подправите. Шариковые здорово влияют на безобразие почерка. wink
      1. 0
        31 мая 2021 21:13
        Когда в школе переходили с перьевых ручек на шариковые, байка про почерк была популярна.

        Но пером было красивее (только не канцелярским)
    4. +1
      28 мая 2021 13:16
      Правильно говорят
      - Век живи, век учись
    5. 0
      30 июня 2021 13:44
      Цитата: military_cat
      через пару недель приедет

      Приехала, хоть и дольше, чем через пару недель. Увесистая. :) Пишет хорошо.
  4. +8
    27 мая 2021 18:28
    Вот когда надо - тогда соответствующие технологии и возникают!!! good
    Отличная статья, Автору поставил респект!!! drinks
  5. +4
    27 мая 2021 18:30
    Был у меня один знакомый из Германии по имени/фамилии Вольдемар Фишер. Когда поближе познакомились, оказалось что бОльшую часть жизни (до переезда в Германию) он был Владимиром Рыбаковым.
  6. +7
    27 мая 2021 18:36
    Такую красивую легенду развеяли.... feel
  7. +2
    27 мая 2021 18:44
    Только у них и медведи на велосипедах не ездят, и лет 15( а может и 20-ть) негры в баскетбол не играют.
  8. +7
    27 мая 2021 19:16
    Прочитал статью, будто узнал, что Деда Мороза не существует, с этой легендой о карандаше)
    1. 0
      27 мая 2021 22:16
      Цитата: Виктор Ценин
      Прочитал статью, будто узнал, что Деда Мороза не существует, с этой легендой о карандаше)

      Не верь глазам своим, верь разуму своему.
  9. +8
    27 мая 2021 19:44
    Вы, будете смеяться друзья.
    Но простой обычный карандаш абсолютно не потерял своей актуальности. На фоне всех этих ручек/шмучек. Маркеров/шмаркеров...
    Особенно я грущу о развитой сети так называемых механических карандашей.
    Пластмассовая машина с цангой и длинным грифелем у сэрэдыни. Кнопку нажал-грифель высунулся.
    Боже мой. Как не хватает таких машин. Прямо позавчера!
    С точилкой у кармане теперь приходится бегать.
    Отобранной в тихаря у дочки. feel
    1. +2
      27 мая 2021 22:19
      Василий, а химический карандаш вааще песня! Послюнявил, и пиши где хочешь! Это не юмор и не сарказм, это проза жизни.
    2. +2
      28 мая 2021 00:26
      Цитата: Бензорез
      Вы, будете смеяться друзья.
      Но простой обычный карандаш абсолютно не потерял своей актуальности. На фоне всех этих ручек/шмучек. Маркеров/шмаркеров...
      Особенно я грущу о развитой сети так называемых механических карандашей.
      Пластмассовая машина с цангой и длинным грифелем у сэрэдыни. Кнопку нажал-грифель высунулся.
      Боже мой. Как не хватает таких машин. Прямо позавчера!
      С точилкой у кармане теперь приходится бегать.
      Отобранной в тихаря у дочки. feel


      В какой0нибудь супермаркет канцтоваров пробовали ходить?
      Хотя. зачем я это спрашиваю: "Красное и белое" ближе же...
      :)
      1. +2
        28 мая 2021 18:43
        У меня нет супермаркетов как класса.
        Не все в Москау прожиают.
        А Вы, меньше грибочки психотропные применяйте.
        Походу, они Вам ближе.
    3. +1
      28 мая 2021 03:29
      Этих карандашей сейчас вагон и тележка. От простых до дорогущих Штадлеров и Пилотов. И старые стальные Кохинуры тоже есть. Чего не хватает-то? Тут мечты советского конструктора сбылись давно.
      1. 0
        28 мая 2021 18:49
        В пгт Приморский- людей мало интересует где, что есть. Ваши материковые дела, оставьте на материке.
        Конкретно у нас есть?!. В каком торговом центре?
        Есть ли он у меня , этот самый торговый центр?
        1. +3
          28 мая 2021 21:51
          Цитата: Бензорез
          Есть ли он у меня , этот самый торговый центр?

          В интернете все есть, даже карандаши... И почта России у вас есть..
          1. +3
            29 мая 2021 17:29
            У меня нет почты России. У меня есть почта Крыма.
            Покупать в интернете карандаши? Ещё и их?
            Я из дома- болгарку принёс на завод! А также две рулетки. И вы будете смеяться маркеры для разметки секций я давно уже покупаю сам.
            А теперь- вводная. Завод вам зарплату месяцами задерживает.
            Хотя в договоре сказано- работодатель обязан предоставить все необходимое.
            Сразу ответ.А кому не нравится- заявление на стол.
            А работы более и нет.... feel
            Куда ты пойдешь мил человек? В дворники? В грузчики?...
            Во Владик вербоваться? А если здоровья не осталось вдруг?
            1. +4
              29 мая 2021 22:37
              Цитата: Бензорез
              В пгт Приморский

              Цитата: Бензорез
              У меня есть почта Крыма.

              Цитата: Бензорез
              Есть ли он у меня , этот самый торговый центр?

              Цитата: Бензорез
              Не все в Москау прожиают.


              -ну думаю - помогу человеку найти магазин рядом, дикие места, все-таки Феодосия аж в 12 км(это ж неделю на собаках,и неделю на самолете).....
              ...залез в интернет, забил "Крым Приморский карандаши"...упс....!!!!!
              4(ЧЕТЫРЕ!!!!!!) магазина канцелярии в пгт Приморский...
              2 на Победы, на Пионерской и на Юбилейной

              да печально все у вас!!!!угу.....хнык-хнык,плак-плак...на всю страну...
              Цитата: Бензорез
              Боже мой. Как не хватает таких машин. Прямо позавчера!

              в магазин зайти не пробовали?????
    4. 0
      30 мая 2021 13:39
      Не смеюсь. Было круто- нажал на клавишу... Только ломались грифели быстро. А, с обычным карандашом- точилка или нож. Все гениальное просто!
    5. 0
      31 мая 2021 21:15
      После изъятия стержня еще можно было пулять мокрой промокашкой
  10. +3
    27 мая 2021 21:32
    отличная статья !
  11. 0
    27 мая 2021 22:04
    Статья конечно крутая, но у меня буквально 1 вопрос: Почему раздел Вооружения? Это такой неиллюзорный намёк на то, что ручкой можно убить даже в космосе? wassat
    1. +1
      27 мая 2021 22:22
      Цитата: Angry Alt-Right
      Статья конечно крутая, но у меня буквально 1 вопрос: Почему раздел Вооружения? Это такой неиллюзорный намёк на то, что ручкой можно убить даже в космосе? wassat

      Помнится, Джеймс Бонд, он же Шон Коннери, убил ручкой одну девицу. wink
    2. +5
      28 мая 2021 00:44
      древняя пословица гласит, что «перо, которое нужно писать, убивает больше, чем меч». Значит разделение оружия правильное
    3. 0
      28 мая 2021 03:31
      Оружие космонавта
  12. +1
    27 мая 2021 22:07
    Спасибо за статью,прочитал с интересом!
  13. -1
    27 мая 2021 22:16
    А я то вспоминаю эту легенду о космонавтах каждый раз когда беру в руки карандаш. Уже давно забросил шариковые ручки. Писать либо на компе либо чертить и писать карандашом на бумаге. Только выбрал механические - грифели от 0,3 до 1,2 мм, твердость от 2Н до 2В. На все случаи жизни, быстро и править легко резинкой. А уж потом все в электронный вид.
  14. -13
    27 мая 2021 22:32
    NASA не потратили на «космическую ручку» ни цента. Она стала продуктом изобретательской деятельности и вложений американского бизнесмена Пола Фишера, который затем продал ручку и NASA
    Так НАСА купили ручку или им подарили. Пишут что ничего не потратили, то пишут купили. А если речь об НИОКР, то почему не написано, что НАСА не потратила на разработку ручки ни цента. Автор какой то словесный понос написал.
    1. +3
      28 мая 2021 09:26
      Я вот в магазин сходил и купил сейчас мороженое. Я потратил деньги на него, на конечный продукт, но не на его разработку: придумывание рецептуры, постройку завода по изготовлению и проч. Так что в статье правильно написано.
      1. -2
        28 мая 2021 16:15
        Цитата: Гарфилд
        Я вот в магазин сходил и купил сейчас мороженое. Я потратил деньги на него, на конечный продукт, но не на его разработку: придумывание рецептуры, постройку завода по изготовлению и проч. Так что в статье правильно написано.

        написано
        NASA не потратили на «космическую ручку» ни цента
        но они же купили её, значит потратили деньги.
  15. +3
    28 мая 2021 00:23
    Разрыв шаблона для урякалок....
    1. +1
      28 мая 2021 03:34
      Байки байками. Но этот анекдот даже не наш, а американский.
      Про ручки Фишера никто никогда и ничего не скрывал. Наши покупали их сразу, как они появились. Кто хотел, это знал. Кто не хотел, ржал над анекдотом.
  16. +3
    28 мая 2021 02:47
    У Фишера есть вполне бюджетная альтернатива. Сделано все по той же технологии. UNI PowerTank. Все то жа самое. Стержень с повышенным давлением. Пишет и в воде и вверх ногами. - 40 не проверил. Не было такого мороза. Но - 32-35 работает. В описании работа в космосе присутствует. Не проверял laughing
  17. +3
    28 мая 2021 02:51

    Вот фото. Почему-то на телефоне не вставилось в комментарий
  18. +1
    28 мая 2021 06:52
    И в СССР не скопировали ручку Фишера?
    1. +1
      28 мая 2021 08:30
      Если этого не сделать, это может быть экономически невыгодно
  19. +2
    28 мая 2021 08:57
    Дас. Значит и здесь ура-сми врали ,врали и врали.....
    1. +2
      28 мая 2021 09:28
      Цитата: Макс1995
      Дас. Значит и здесь ура-сми врали ,врали и врали....


      Да, история с ручкой и карандашом оказалась очередной байкой, как и про РД-180....
  20. Комментарий был удален.
  21. 0
    30 мая 2021 16:11
    Я предпочитаю плотницкий карандаш.
  22. 0
    31 мая 2021 10:43
    Цитата: аксельбант
    "карандаши по 130 долларов за штуку?"
    по сравнению с космодромом восточный, ваще, копейки

    сравнить задницу с пальцем это определенный склад ума надо иметь
  23. +1
    31 мая 2021 12:04
    При первых полетах в космос выяснилось, что обычные шариковые ручки не пишут в невесомости. Для таких ручек важна сила тяжести. Чернила по стержню должны идти к шарику, поэтому шариковые ручки не пишут также верх ногами и очень плохо пишут на вертикальных поверхностях.


    Почитайте вот эту статью европейского астронавта Pedro Duque от 2003 года: http://www.esa.int/Science_Exploration/Human_and_Robotic_Exploration/Cervantes_Mission/Pedro_Duque_s_diary_from_space

    I am writing these notes in the Soyuz with a cheap ballpoint pen. Why is that important?
  24. 0
    2 июня 2021 13:16
    Не нравится цвет чернил. Всё чёрное. ((( Жалко космонавтов, вынужденных вести "депрессивные" записки.

    Не зря в советской школе детки учились писать перьевой ручкой и фиолетовыми чернилами - позитив ! laughing