Затерянные города Америки и Юго-Восточной Азии

136

Паленке, Мексика

В статье Покинутые города мира мы говорили о некоторых затерянных городах Европы, Азии и Африки. Сегодня мы продолжим этот рассказ, и речь в этой статье пойдёт о покинутых городах инков и майя, а также о грандиозных буддийских городах и комплексах Юго-Восточной Азии.

Затерянные города майя


В XIX веке на полуострове Юкатан были открыты поражающие своей грандиозностью города цивилизации майя. Первый из них обнаружил мексиканский полковник Гарлиндо, который наткнулся на него во время служебной поездки, связанной с набором рекрутов. Как ни странно, его сообщение не привлекло внимание начальства. Лишь через три года оно случайно попало в руки американского адвоката Джона Ллойда Стефенса, который был страстным археологом-любителем. Доклад мексиканца сыграл роль детонатора: Стефенс немедленно бросил все дела и стал готовиться к экспедиции. Однако направился он всё же не в Мексику, а в Гондурас, где, по имеющимся у него данным, ещё в 1700 г. какой-то испанский конкистадор будто бы обнаружил огромный комплекс построек и пирамид. К счастью, Стефенс не представлял себе трудностей этого путешествия, иначе открытия первого города майя для науки тогда просто не состоялось бы. Небольшой экспедиции пришлось буквально прорубаться сквозь джунгли, однако через несколько дней пути цель была достигнута: Стефенс и его спутники наткнулись на стену, сложенную из обтёсанных, плотно пригнанных друг к другу каменных глыб. Поднявшись по крутой лестнице, они увидели перед собой руины пирамид и дворцов. Стефенс оставил такое описание представшей перед ним картины:

«Разрушенный город лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стёрлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шёл, кому принадлежал, сколько времени длилось путешествие и что послужило причиной его гибели.»

На обратном пути экспедиция Стефенса нашла ещё несколько городов.

Другие экспедиции отправились по пути Гарлиндо – на юг Мексики, где вскоре был найден город Паленке.




Именно здесь можно увидеть всемирно известные Дворец с залом для игры в мяч, храмы (пирамиды) Надписей, Солнца, Креста и Черепа.


Паленке, храм солнца


Паленке, храм креста


Паленке, храм надписей

На севере полуострова Юкатан, примерно в 120 км от города Мерида, был обнаружен знаменитый город Чечен-Ица (Колодец племени Ица), основанный, как предполагается, в VII в. н. э.


В X веке он был захвачен племенем тольтеков, которые сделали его своей столицей, и потому в нём можно осмотреть строения и майя, и тольтеков. В конце XII века государство тольтеков было разгромлено соседями, и город опустел. Большое внимание туристов привлекает здесь храм Кукулькана. Это 24-хметровая девятиступенчатая пирамида, западную балюстраду главной лестницы которой солнце в дни весеннего и осеннего равноденствия освещает так, что свет и тень образуют семь равнобедренных треугольников, составляющих тело 37-метровой змеи, «ползущей» к основанию лестницы.


Чичен-Ица: Вид на пирамиду Кукулькана

В городе имеются также храм Воинов, расположенный на верхушке другой небольшой пирамиды, и храм Ягуаров, обсерватория Караколь, семь площадок для игры в мяч, остатки 4-х колоннад (группа из тысячи колонн). Здесь же находится предназначенный для жертвоприношений священный колодец глубиной около 50 метров.

В 50 километрах к северо-востоку от Мехико можно увидеть другой большой оставленный город – Теотиуакан. Годы его расцвета пришлись на V-VI столетия новой эры.


Название этот город получил от ацтеков, которые нашли его уже опустевшим. Майя называли его puh – буквально «заросли камыша». Когда-то его население достигало 125 тысяч человек, а сейчас на месте города находится грандиозный археологический комплекс, главными достопримечательностями которого являются пирамиды Солнца и Луны. Пирамида Солнца является самой высокой в Америке и третьей по высоте в мире, на её вершине располагается храм, который традиционно считался посвящённым Солнцу. Однако установлено, что в древности основание пирамиды окружал канал шириной в 3 метра, а по её углам находятся захоронения детей, что характерно для жертвоприношений богу Воды Тлалоку. Поэтому некоторые современные исследователи считают, что храм посвящён именно этому богу.


Теотиуакан, пирамида Солнца

Пирамида Луны меньше, но, так как она расположена на возвышенности, визуально это различие не бросается в глаза.


Теотиуакан, пирамида Луны

На центральной площади города находится огромный алтарь, к которому ведёт так называемая «Дорога Мёртвых» длиной в 3 километра. По иронии судьбы эта дорога, по которой прошли свой последний путь десятки тысяч обречённых стать жертвами богам людей, в настоящее время является огромной торговой улицей, на которой местные жители продают туристам сувениры, среди которых преобладают различные изделия из серебра. Из других памятников Теотиуакана обращает на себя внимание храм Кетцалькоатля, фронтон которого украшают вырезанные из камня головы змей.

В настоящее время установлено, что к 950 году нашей эры большая часть городов майя уже была покинута. Современные исследователи считают, что главной причиной упадка городов майя стала массовая вырубка близлежащих тропических лесов, вызванная увеличением населения. Это привело к эрозии почвы и обмелению чистых мелких озёр (баджо), которые являлись основными источниками воды для майя (в настоящее время вода в них появляется только с июля до ноября). Правда, эта теория не может дать ответа на вопрос, почему индейцы майя не построили других городов на новом месте.

Самое потрясающее и невероятное состоит в том, что неизвестные города майя находят даже в наши дни. Последний из них обнаружен в 2004 г. экспедицией под руководством итальянского археолога Франциско Эстрада-Белли. Находится он в одном из малоизученных районов на северо-востоке Гватемалы – близ Сивала.

Затерянные города Перу


В 1911 г. американский учёный Бингхэм на территории современного государства Перу примерно в 100 км от Куско обнаружил древний город инков. По названию близлежащей горы ему было дано имя Мачу Пикчу, но сами индейцы называли его Вилкапампа.



Затерянные города Америки и Юго-Восточной Азии

Этот город считался «потерянным» на протяжении трёх столетий. Все знали, что он существует, что он построен инками и стал их последней крепостью. Находка его стала сенсацией и привлекла всеобщий интерес. Поэтому уже в следующем году Бингхэм смог вернуться сюда во главе экспедиции, организованной Йельским университетом. Город был очищен от зарослей и песка, проведены первые исследовательские работы. На протяжении 15 лет в сложнейших условиях к вновь обретённому городу строилась узкоколейная железная дорога, которая и сейчас является единственным путём, по которому попадают к Мачу-Пикчу более 200 000 туристов в год. Город располагается на плато между двумя горными вершинами – Мачу-Пикчу («Старая гора») и Уайна-Пикчу («Молодая гора»). Сверху открывается потрясающий вид на долину реки, где находится храм Солнца-Инги: именно здесь, по местным преданиям, Солнце впервые коснулось Земли. Характер местности диктует особенности застройки города: дома, храмы, дворцы жмутся друг к другу, кварталы и отдельные здания соединяются лестницами, выполняющими роль улиц. Самая длинная из этих лестниц насчитывает 150 ступенек, вдоль неё располагается главный акведук, по которому дождевая вода попадала в многочисленные каменные бассейны. По склонам гор располагаются засыпанные землёй террасы, на которых выращивались злаковые культуры и овощи.

Большинство туристов уверены, что Мачу-Пикчу являлся столицей государства инков, однако учёные не столь категоричны. Дело в том, что, несмотря на грандиозность построек, данное поселение ни в коем случае не может претендовать на роль крупного города – в нём всего около 200 сооружений. Большинство исследователей считают, что в самом городе и вокруг него проживало не более 1200 человек. Некоторые из них полагают, что город представлял собой своеобразный «монастырь», в котором жили предназначенные для принесения в жертву богам девушки. Другие считают его крепостью, построенной ещё до прихода туда инков.

В 2003 г. экспедиция, возглавляемая Хью Томсоном и Гэри Зиглером, в 100 км от Куско обнаружила ещё один город инков. В том же году этим исследователям недалеко от Мачу-Пикчу при облёте территории поиска удалось обнаружить другой неизвестный науке город. Сделать это удалось благодаря специальной инфракрасной термочувствительной камере, которая зафиксировала различие температуры скрытых буйной растительностью каменных построек и окружающих их джунглей.

На территории Перу в долине Супе примерно в 200 км от Лимы Полем Косоком был обнаружен и древнейший город Америки – Караль. Он был построен племенами цивилизации Норте-Чико, обитавшими в этих местах до прихода завоевателей-инков.


Его расцвет пришёлся на 2600-2000 гг. до н. э. В самом городе проживало около 3000 человек (представители аристократических родов, жрецы и их слуги), но в окружающей его долине численность населения доходила до 20 000. Караль окружают 19 пирамид, но нет стен. При раскопках не было найдено оружия, но зато были обнаружены музыкальные инструменты – флейты из костей кондора и трубы из костей оленя. Следов штурма города не выявлено: видимо, после прихода инков он пришёл в упадок точно так же, как опустели города инков после завоевания этой страны испанцами.

Теперь мы немного поговорим о затерянных городах Юго-Восточной Азии.

Ангкор





В середине XIX века французский натуралист Анри Муо во время путешествия по Юго-Восточной Азии услышал рассказы о древнем городе, скрытом вековыми лесами Камбоджи. Заинтересованный учёный стал наводить справки и скоро познакомился с неким католическим миссионером, который утверждал, что ему удалось побывать в затерянном городе. Муо уговорил миссионера стать его проводником. Им повезло: они не заблудились и не сбились с пути, и через несколько часов оказались у грандиозных развалин столицы государства кхмеров – Ангкора. Первым они обнаружили самый большой и известный храм Ангкора – Ангкор-Ват, построенный в XII веке царём Сурьяварманом II. На огромной каменной платформе (100х115 и высотой 13 метров) ввысь устремляются пять башен, украшенных барельефами и орнаментами. Вокруг храма располагаются многочисленные колонны и внешняя стена, в плане представляющая собой правильный квадрат со стороной в один километр. Масштабы храма потрясли Муо, но он и представить не мог истинного величия открытого им города. Последующие экспедиции, расчистившие лес и составившие план Ангкора, установили, что он занимает площадь во много десятков квадратных километров и является самым большим «мёртвым» городом в мире. Предполагают, что в период расцвета численность его жителей достигала миллиона человек. Государство кхмеров, разорённое постоянными войнами с соседями и расточительством своих королей, пало на рубеже XII–XIII веков. Вместе с ним в небытие ушёл и грандиозный город с его многочисленными храмами и дворцами.

Паган


Совершенно особым и уникальным покинутым городом является Паган (Bagan) – древняя столица одноимённого царства. Он находится на территории современной Мьянмы. Здесь можно увидеть 4000 храмов и пагод.




Уникален этот покинутый город тем, что его никто и никогда не терял и не забывал. Руины города, занимающие площадь около 40 квадратных километров, лежат на берегах главной реки Мьянмы Иравади и хорошо видны каждому, кто по ней проплывает. После падения сокрушённого монголами Бирманского государства (об этих событиях, кстати, поведал в своей книге знаменитый путешественник Марко Поло), содержание огромной столицы оказалось непосильной задачей для оставшихся в живых разорённых войной жителей. Последние из них покинули город в XIV веке. Близ Пагана и непосредственно на его территории расположились небольшой городок и несколько деревень, прямо между храмами были посажены сады и распаханы поля. Имена царей и правителей, по приказу которых были построены грандиозные дворцы и храмы, оказались забыты, но зато каждая вторая бирманская сказка начинается словами: «Это было в Пагане». Лежащая в стороне от главных торговых путей Бирма являлась далёкой окраинной провинцией Британской империи. Поэтому Паган, являясь истинной жемчужиной древнего зодчества, долгое время не привлекал к себе внимания англичан, оставаясь в тени более известных индийских храмов и памятников. Первым из европейцев, увидевшим древний город, стал англичанин Сайме (конец XVIII века), оставивший зарисовки некоторых из его храмов. После этого Паган посетило огромное количество всевозможных экспедиций, очень немногие из которых можно называть чисто научными: зачастую их участники занимались не столько исследованиями, сколько банальным грабежом уцелевших храмов. Тем не менее с этого времени о Пагане узнали археологи всего мира, и была начата планомерная работа по исследованию древнего города.

Культовые сооружения Пагана можно разделить на три большие группы. Первая из них – храмы. Это строения симметричной формы с четырьмя алтарями и статуями Будды. Вторая – буддийские ступы со святыми реликвиями. Третья – пещеры (губьяукжи) с лабиринтом коридоров, разрисованных фресками. Определить приблизительный возраст фресок может даже не специалист: более древние выполнены в двух цветах, поздние – многоцветны. Интересно, что в один из храмов Пагана для загадывания желаний приезжают многие представители высшего военного руководства страны, и до недавнего времени он охранялся армейскими подразделениями.

Самый известный храм Пагана – Ананда – был построен в конце XI века и представляет собой двухэтажное прямоугольное здание, окна которого украшены порталами, похожими на языки пламени. Иногда в этом пламени можно различить голову сказочного змея — Нага. От середины каждой стены начинается одноэтажная крытая галерея, через которую можно проникнуть в центр храма. Крыша представляет собой несколько уменьшающихся террас, украшенных по углам скульптурами львов и маленькими пагодами. Венчает её коническая башня (сикхара). Большое внимание и туристов, и паломников привлекает покрытая золотом и окружённая множествами маленьких храмов и ступ пагода Швезигон, где хранятся кость и зуб Будды. Точная копия этого зуба, присланного когда-то королём Шри-Ланки, имеется в храме Локонанда. Самая большая статуя лежащего Будды (18 метров) находится в храме Шинбинтальянг, а самым высоким является храм Татбьиньи, высота которого достигает 61 метра.

Особенностью всех Паганских храмов является поражающее всех путешественников разительное несоответствие внешнего вида и внутренних помещений. Снаружи храмы кажутся лёгкими, светлыми и почти невесомыми, но стоит зайти внутрь, и всё сразу же меняется – полумрак, узкие длинные коридоры и галереи, низкие потолки, огромные статуи Будды призваны вызвать у вошедшего человека ощущение своего ничтожества перед высшими силами судьбы. Большинство Паганских храмов в различных вариациях повторяют Ананду, но имеются и исключения. Таков, например, храм, построенный по заказу Манухи, пленного царя монов: весь центральный зал храма заполнен статуей сидящего Будды, кажется, что десятиметровому широкоплечему человеку ужасно тесно в храме и вот-вот он, чуть двинув плечами, разрушит свою тюрьму. Видимо, таким образом Мануха выразил своё отношение к плену. Очень интересна переработанная в национальном бирманском стиле копия индийского храма, построенного на месте рождения Будды.

А это – расположенный на вершине скалы буддийский монастырь Taung Kalat:


В Пагане имеются и храмы небуддийских религий, которые были построены проживавшими там торговцами и монахами из других стран — индуистские, зороастрийские, джайнистские. Поскольку строили эти храмы бирманцы, все они имеют черты, характерные для паганского зодчества. Самый известный из них – храм Нанпая, внутри которого можно увидеть изображения четырёхголового индуистского бога Брахмы.

Помимо тысяч храмов в Пагане имеется Археологический музей с богатой коллекцией произведений искусства.

Bagan archeological museum:




Борободур


Другим широко известным в мире затерянным буддийским храмовым комплексом является знаменитый Борободур, расположенный на индонезийском острове Ява. Предполагают, что в переводе с санскрита это название означает «буддийский храм на горе». Точная дата строительства Борободура не определена до сих пор. Предполагают, что построившие этот замечательный памятник племена покинули свои земли после извержения вулкана Мерапи в начале 1-го тысячелетия н. э. Обнаружен Борободур был во время англо-голландской войны 1814 г. В то время заметны были лишь верхние террасы памятника. В течение полутора месяцев 200 человек под руководством голландца Корнелиуса расчищали монумент, но, несмотря на все усилия, закончить работы тогда не удалось. Они был продолжены в 1817 и в 1822 гг., а завершены в 1835 году. Борободур сразу же привлёк к себе внимание, что, к сожалению, привело к его беззастенчивому разграблению. Торговцы сувенирами десятками вывозили скульптуры, откалывали фрагменты орнамента. Король Сиама, посетивший Борободур в 1886 г., увёз с собой множество статуй, погруженных на 8 бычьих упряжек. Охранять памятник стали лишь в начале ХХ века, а в 1907-1911 гг. голландские власти предприняли первую попытку его реставрации. В 1973-1984 гг. по инициативе ЮНЕСКО была проведена полная реставрация Борободура. 21 сентября 1985 г. памятник получил незначительные повреждения во время бомбёжки, а в 2006 г. большую тревогу среди учёных всего мира вызвало сообщение о землетрясении на Яве, но комплекс тогда устоял и практически не пострадал.

Что же представляет собой Борободур? Это огромная восьмиярусная ступа, 5 нижних ярусов которой квадратные, а верхние три – круглые. Размеры сторон квадратного фундамента – 118 метров, число каменных блоков, использовавшихся при строительстве – около 2-х миллионов.


Верхний ярус венчает большая центральная ступа, вокруг неё располагаются 72 малые. Каждая ступа выполнена в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены 504 статуи Будды и 1460 барельефов на различные религиозные сюжеты.


По мнению ряда исследователей, Борободур можно рассматривать как огромную книгу: по мере совершения ритуального обхода каждого яруса паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. Буддисты всего мира, которые начиная со второй половины ХХ века приезжают к Борободуру, верят, что прикосновение к статуям в ступах на верхнем ярусе приносит счастье.

В следующей статье мы немного поговорим о знаменитом Аркаиме.
136 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    31 мая 2021 05:10
    Спасибо за материал.Фото - класс!"поговорим о знаменитом Аркаиме."Будем подождать.
    1. +5
      31 мая 2021 06:40
      Махендрапарвата в Камбодже ,весь смех ситуации ,что такой огромный храм открыли в 2013году!!!

      1. +7
        31 мая 2021 08:22
        Цитата: Бар1
        Махендрапарвата в Камбодже ,весь смех ситуации ,что такой огромный храм открыли в 2013году!!!


        Джунгли. Деревья там растут как трава. Это мы сегодня смотрим на расчищенные города, а до этого там сплошной лес и болота.
        1. +3
          31 мая 2021 20:50
          Цитата: тлауикол
          Цитата: Бар1
          Махендрапарвата в Камбодже ,весь смех ситуации ,что такой огромный храм открыли в 2013году!!!


          Джунгли. Деревья там растут как трава. Это мы сегодня смотрим на расчищенные города, а до этого там сплошной лес и болота.


          некоторые строения хорошо видятся сверху судя по этому видео,да и Анкор Ват всего в 40км.Мутная ,какая то история.
          1. +1
            1 июня 2021 05:23
            Цитата: Бар1
            Цитата: тлауикол
            Цитата: Бар1
            Махендрапарвата в Камбодже ,весь смех ситуации ,что такой огромный храм открыли в 2013году!!!


            Джунгли. Деревья там растут как трава. Это мы сегодня смотрим на расчищенные города, а до этого там сплошной лес и болота.


            некоторые строения хорошо видятся сверху судя по этому видео,да и Анкор Ват всего в 40км.Мутная ,какая то история.

            Я, кстати, поднимался над Ангкором на воздушном шаре, и никакой стройки поблизости не видел. А ведь она должна была быть, не так ли? Мутное видео - так будет точнее.
            Старые камни натаскали? А следы обработки тоже состарили? А грунт, вековые деревья, дороги? Осушение болот...
      2. +5
        31 мая 2021 15:57
        Как построили, так и открыли, вы хотите сказать? laughing
        Или наоборот, построили давно, а до 2013 г. скрывали?
        Ролик, кстати, посмотрел. Редкостная чушь для слабоумных, привыкших именно ВЕРИТЬ.
        Весь смысл десятиминутного ролика в пятнадцати секундах laughing
        1. -2
          31 мая 2021 21:00
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Как построили, так и открыли, вы хотите сказать?


          тут думается так ,во первых ,то что открыли ,как то поздно это явно имеется какая то причина,а причина такая ,сейчас по всему миру например на Лукатане/Юкотане изо всех сил находятся новые постройки,которые строятся буквально на глазах,что бы водить фраера ушастого и стричь купоны.То же самое видим со Стоунхенджем,там может и были старые камни ,но не товарного вида,а если облечь в новую форму и придать новую сущность ,то убивается сразу два зайца и старые нежелательные камни завуалируются и турист настырный валит.
          Во вторых не поверю ,что бы такой комплекс не был обнаружен с самолётов,там и войны были и американцы джунгли оранжевым посыпали.
          Всё ясно ,пока не построили не стали открывать,вот и вся причина.
          1. +6
            31 мая 2021 21:10
            Ну, понятно. Только надо было еще с пяток лет после окончания строительства подождать, пока дороги к месту зарастут, а то ведь не поверит никто, денег платить не будет. Пяти лет достаточно? Нет, наверное мало. Надо же чтоб еще руины лианами всякими обросли, ну, чтоб достоверно было. Уже хотя бы лет десять. А как камни состарить, сделать так, чтобы они повыветрились, потрескались? Ну, не знаю... Проект-то, наверное, лет на двадцать по времени и даже боюсь представить какую офигенную тучу денег стоить будет - это ж надо стройматериалы туда завести, рабочих, кормить их, охранять... Один режим секретности соблюдать, чтоб никто не пронюхал чего там делается, я вам как специалист говорю - очень дорого стоить будет. Я на такой бизнес-план денег бы не дал, точно.
            А вы как думаете, скоро этот грандиозный проект по надувательству людей окупится? Сколько туристов в год такой объект посетят и сколько они на нем денег оставят?
            1. -1
              31 мая 2021 21:24
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Ну, понятно. Только надо было еще с пяток лет после окончания строительства подождать, пока дороги к месту зарастут, а то ведь не поверит никто, денег платить не будет. Пяти лет достаточно? Нет, наверное мало. Надо же чтоб еще руины лианами всякими обросли, ну, чтоб достоверно было. Уже хотя бы лет десять. А как камни состарить, сделать так, чтобы они повыветрились, потрескались? Ну, не знаю... Проект-то, наверное, лет на двадцать по времени и даже боюсь представить какую офигенную тучу денег стоить будет - это ж надо стройматериалы туда завести, рабочих, кормить их, охранять... Один режим секретности соблюдать, чтоб никто не пронюхал чего там делается, я вам как специалист говорю - очень дорого стоить будет. Я на такой бизнес-план денег бы не дал, точно.
              А вы как думаете, скоро этот грандиозный проект по надувательству людей окупится? Сколько туристов в год такой объект посетят и сколько они на нем денег оставят?


              можно ,можно.Тут надо конкретней подходить,что там есть на самом деле? Можно перевести старые камни,видимо этого добра там хватает,потом восстановить то что было разрушено до приемлемого состояния.
              Вот например Мачу -Пикчу Перу ,видно что внизу старая и высотехнологичная кладка из хорошо пригнанных мегалитов,а сверху уже местные постарались хоть ,как то ,хоть что то ,но много ли туристам надо?

              1. +6
                31 мая 2021 21:49
                Если сильно захотеть, конечно можно... можно сделать так, чтобы подлог могла определить только квалифицированная экспертиза. Сделать так, чтобы вообще полог не определялся невозможно. Вопрос - сколько времени на это потребуется и в какую сумму влетит заказчику?
                Если цель такой мистификации - получение денег с туристов, то через какое время такой объект строительства окупит себя и начнет приносить доход?
                1. -1
                  31 мая 2021 22:37
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Если цель такой мистификации - получение денег с туристов, то через какое время такой объект строительства окупит себя и начнет приносить доход?


                  прошлое это загадка ,которая была устроена нынешними сильными мира сего.
                  Я несколько раз писал, что сущность человека не та ,за которую её принимают. Между жизнью и смертью есть ещё состояние сна,а для чего это уже никто не знает. Возможно та цивилизация пользовалась этими возможностями человека,но на пути тех возможностей встала христианскя/мусульманская/иудейская и др современные цивилизации,а древние строения, пирамиды и др.,как то связаны с этими секретами.
          2. +1
            1 июня 2021 06:03
            с воздуха это выглядит сейчас вот так. после расчистки. согласитесь: явно не 60тиметровые башни Ангкора ( не Байон и Та Пром даже, хотя именно они показаны в вашем видео). С земли так:


            сомневаюсь, что это привлечет больше туристов, чем Ангкор
  2. +10
    31 мая 2021 05:50
    Думается, что в ЛА заброшенных городов куда больше, чем кажется.Жизнь, там бурлила, появлялись и исчезали цивилизации.Ой, как много белых страниц.
    1. +4
      31 мая 2021 10:38
      Здравствуйте,а Вы можете назвать места,где нет "белых страниц"? Я таких не знаю
      1. +3
        31 мая 2021 21:42
        Третьяковская галерея в Москве. "Черный квадрат "Малевича yes
        1. 0
          1 июня 2021 14:40
          Цитата: Ричард
          Третьяковская галерея в Москве. "Черный квадрат "Малевича

          А он разве не в Эрмитаже?
          По-моему я его там видел hi
          1. +1
            1 июня 2021 14:42
            Есть еще в русском музее - это авторские копии
            1. +2
              1 июня 2021 14:46
              Цитата: Ричард
              Есть еще в русском музее - это авторские копии

              Н-да, рисовать черные квадраты - работа требующая самоотречения wassat
    2. 0
      31 мая 2021 18:47
      Цитата: parusnik
      Думается, что в ЛА заброшенных городов куда больше, чем кажется.Жизнь, там бурлила, появлялись и исчезали цивилизации.Ой, как много белых страниц.

      Да многое известно уже про мезоамерику. https://www.youtube.com/watch?v=1VJzyZcZQD4&t=711s https://www.youtube.com/watch?v=GQ5Ru8SlNhE https://www.youtube.com/watch?v=ipaxCwtLq1w&t=2059s
  3. +8
    31 мая 2021 06:02
    Интересно. Но почему-то мало задевает.
    Где-то ближе к завершению статьи Киплинг вспоминаться стал:
    «По дороге в Мандалай».

    А без воды никуда. От фразы, что цивилизация начинается лесами, а заканчивается пустынями, не отмахнешься.
  4. +16
    31 мая 2021 06:33
    Кстати, вновь просматривая литературу по храмам Мексики, в который раз убедился, что испанцы в ходе завоевания спасли гораздо больше людей, чем убили. Пленных те же "несчастные" ацтеки брали не для обращения в рабство, а для массовых жертвоприношений. И, по воспоминаниям очевидцев, стены функционирующих храмов-пирамид были покрыты толстым слоем спекшейся крови. Поэтому индейцы других племен охотно помогали испанцам. В этом и кроется причина успеха великой авантюры Кортеса.
    1. +5
      31 мая 2021 06:39
      На каждого сильного находится ещё более сильный.
      1. +7
        31 мая 2021 09:19
        На каждого сильного находится ещё более сильный.


        Песец многолик- и еще и по морям ходить умеет yes . Только за эту сцену актерам по "Оскару" дать нужно.
        1. +6
          31 мая 2021 09:28
          Спасибо. Заинтересовали. Вывод хорош. Понимаю. И даже поддерживаю.
          1. +6
            31 мая 2021 09:32
            Я этот отрывок смотрел десятки раз и каждый раз видел что-то новое. А вот жена сразу обратила внимание на то, что воины- ацтеки не попытались сбежать, а наоборот- забыли про добычу и пошли на встечу к невиданным прежде чужеземцам. Стало быть железо они знали- только из него у них было не оружие а йайца yes Просто постарайтесь внимательно взглянуть в лица конкистадоров и индейцев- история в каждом взгляде.
            1. +6
              31 мая 2021 11:24
              Лица людей вообще много о чем говорят.
            2. +4
              31 мая 2021 17:03
              Гибсон делал вроде бы фильм о не каком то конкретном племени а якобы симбиоз из разных но если уж на то пошло то в фильме никак не отображены ацтеки. Скорее всего всё таки майя. Вывод такой можно сделать из разных нюансов - прически войнов, жрецы обращались к Кукулькану а не к Кецалкоатлю итд.
          2. +5
            31 мая 2021 17:21
            Мне другое вспомнилось.



            Хотел ещё кое-что вставить, но не находится.
        2. +5
          31 мая 2021 09:29
          Хороший фильм.
    2. +7
      31 мая 2021 07:18
      Просто, в нашей стране Конкисту долгое время рассматривали с однобокой точки зрения Григулевича. Разведчик он был хороший, а историк - так себе.
      Спасибо, Валерий!
      1. +8
        31 мая 2021 08:12
        Присоединяюсь к благодарности Валерию, а также к высказанному ранее мнению Антона о том, что каждая цивиллизация, не умея подняться до технологических высот, находит способы утилизации лишнего населения через аойну. Либо через массовые жертвоприношения. А способы жертвоприношений зависят от типа цивиллизации.
        И тогда, к примеру, опоздал с утилизацией -- вода уходит. Это и Америке, это и в Азии.
        1. +5
          31 мая 2021 09:06
          И сколько есть способов на день сегодняшний?
          1. +5
            31 мая 2021 09:18
            Да, все те же всадники Апокалипсиса.
            1. +5
              31 мая 2021 09:24
              Наверное. Вопрос какой конь первым покажется.
              1. +5
                31 мая 2021 09:39
                все те же всадники Апокалипсиса.
                Сейчас появилась еще одна кривая кобыла- идеология чайлдфри и потребительства. Пьятдесят лет- и нет людей belay
                1. +3
                  31 мая 2021 11:25
                  Пока с этим ещё можно бороться.
                  1. +5
                    31 мая 2021 11:29
                    Это приведет к крушению экономики. И да,как с этим бороться? Ведь это в головах.
                    1. +5
                      31 мая 2021 11:31
                      Вкладывать в голову что-то хорошее. Плохое - само вложится.
                      1. +6
                        31 мая 2021 11:33
                        Вкладывать в голову что-то хорошее.
                        Проверено неоднократно- отторгается. Да и как быть с экономикой? На производство ненужного заточено не менее трети экономики.
                      2. +4
                        31 мая 2021 15:28
                        Вероятно, при потрясениях лишнее отбрасывается.
                      3. +5
                        31 мая 2021 16:15
                        Вероятно, при потрясениях лишнее отбрасывается.

                        "Блогеров" и "реперов" сожрут первыми? good
                      4. +4
                        31 мая 2021 17:27
                        У Леонида Сергеева песня:

                        «А первыми уйдут толстые...».
                      5. +6
                        31 мая 2021 17:30
                        «А первыми уйдут толстые...».

                        "Толстых съели первыми..." (х/ф "Добро пожаловать в Зомби-Лэнд").
                      6. +5
                        31 мая 2021 17:33
                        В точности продолжение:

                        «И не потому, что много едят.
                        А потому, что они - толстые.
                        И их сразу съедят» (с).
                2. +6
                  31 мая 2021 12:43
                  Пьятдесят лет- и нет людей

                  "Если в мире исчезнет еда, люди пару лет смогут питаться друг другом..." (сэр Энтони, в смысле, Ганнибал Лектер).
                  Лежащая в стороне от главных торговых путей Бирма являлась далёкой окраинной провинцией Британской империи.

                  Алексей, насколько мне помнится, Англия вкушала именно бирманский рис? И продавала его же? Пока не пришел пакостник Йида, и не дошел сотоварищи постепенно до границы с Индией? drinks
                  1. +4
                    31 мая 2021 12:53
                    Рисовый кризис 1919? Так там проблемы были ( вызванные в значительной мере придержкой риса крупными спекулянтами) с рисом для населения азиатских колоний( Малайя и Цейлон)- их сельское хозяйство было переориентировано на другие культуры(табак\хлопок) и завоеванные пейзане могли все разом кря-кря сделать sad . Сама Англия рис везла практически отовсюду по чуть-чуть, да и особо важным он для англичан тогда не был.
                    1. +6
                      31 мая 2021 13:13
                      Рисовый кризис 1919?

                      Не знал про него, спасибо! Нет, под "пакостником Йидой" я имел в виду японского генерала, который отвечал за завоевание Бирмы в 1942-м.
                      Сама Англия рис везла практически отовсюду по чуть-чуть, да и особо важным он для англичан тогда не был.

                      Я не нашел упомянутой в статье войны:
                      Обнаружен Борободур был во время англо-голландской войны 1814 г.
                      Возможно, опечатка. В 1814-м, согласно википедии, обе стороны, наоборот, договаривались о возвращении бывших голландских колоний от англичан обратно, собственно, голландцам. wassat
                      Обратите внимание, "джентльмены" во время любой континентальной европейской заварушки начинали бить... по колониям оппонентов! wink Тихо свистнул и ушел - называется, нашел! drinks Так отжали Канаду, таким же образом, спустя пятьдесят лет, захватывали и голландские колонии. Правда, последние - вернули. Почти все. Окромя Цейлона. laughing
                      1. +3
                        31 мая 2021 13:39
                        начинали бить... по колониям оппонентов!
                        Жирные куски надо рвать не отходя от кассы yes И помощи из метрополии там не дождутся.
                      2. +6
                        31 мая 2021 14:06
                        И помощи из метрополии там не дождутся.

                        Да, потому что английский флот тогда был сильнейшим. Ждать некого.
                      3. +4
                        31 мая 2021 14:11
                        английский флот
                        Я тут прочитал недавно что выход из ЕС сэкономил Британии 5 авианосцев Queen Elizabeth ( или 4 субмариныVanguard) в год! И еще столько же могут сэкономить выбравшие свободу и независимость шотландцы.
                      4. +6
                        31 мая 2021 14:13
                        И еще столько же могут сэкономить выбравшие свободу и независимость шотландцы.

                        А что, выход гордых килтоносцев из состава Соединенного Королевства благоприятно отразится на прибылях собственно Англии? hi Второй вопрос: что собираются есть сами любители волынок в случае своего отсоединения? wink Вопрос номер три: короля себе тоже нового выберут? Из не добитых историей Стюартов? wassat Можем предложить Романовых - они все равно без дела болтаются...
                      5. +4
                        31 мая 2021 15:45
                        благоприятно отразится на прибылях собственно Англии?
                        Такой исход благоприятно отразится на тратах Англии- 15 млрд им выделяется в качестве дотации для поддержания приемлемого уровня жизни,сопоставимого с Англией. Без этого их ждет экономическая мощь как в Уругвае.
                        что собираются есть сами любители волынок
                        Надежда на присоединение и последующую дойку Евросоюза.
                        короля себе тоже нового выберут?
                        А вот тут, как говорит классик, хе-хе laughing Весь этот проект по словам лоялистов, закатила Никола Стерджен и Алекс Салмонд чтобы стать не просто высокопоставленными чиновниками и политиками Великобритании( которыми они являются) а правителями своего независимого государства. Салмонд, по словам собутыльников( он кстати алконавт-профи smile никого не напоминает wassat ) еще и в мировую историю себя вписать хочет.
                        Как-то так,если упростить.
                      6. +6
                        31 мая 2021 16:07
                        еще и в мировую историю себя вписать хочет.

                        Соберет хайлендеров, возомнит себя Уоллесом, и пойдет грабить? wassat
                        Такой исход благоприятно отразится на тратах Англии

                        Траты - понятно. А профит в чем? Для Англии?
                        Кстати, каков Ваш прогноз? Таки отсоединятся?
                        А на какую популярную огородную культуру (сиречь хрен - это я Вас повторяю из Вашей же статьи), простите, наследникам борцов с Адриановым валом и IX легионом лично - нужно вообще это отсоединение?
                      7. +5
                        31 мая 2021 16:19
                        и пойдет грабить?
                        Первый президент независимой Шотландии- это не хрен с огорода( опять- никого не напоминает laughing ?) Грабить не пойдет- пойдет клянчить в Брюссель.
                        А профит в чем? Для Англии?
                        Кроме традиций Союза и баз- по большому счету ни в чем. Говорят, впрочем, что нехилые залежи нефтегаза засекречены британцами на случай истощения арабских и африканских. Сначала кушаем твое, а потом каждый свое yes
                        лично вообще это отсоединение
                        Вы не поверите- как украинцы, думают, что их экономика и культура воспрянет без диктата Лондона wassat Есть и просто злые националисты. А вот болмен обеспеченный народ против- цены на недвижимость ухнут вниз как минимум на треть.
                      8. +3
                        31 мая 2021 16:30
                        Есть и просто злые националисты.

                        Короче, нагадят всем своим отсоединением? И себе, и Британии, и Евросоюзу?
                        Грабить не пойдет- пойдет клянчить в Брюссель.

                        Хорошо, когда есть, у кого клянчить...
                        Кроме традиций Союза и баз- по большому счету ни в чем.

                        Алексей, предлагаю смелый план. После брексита этого шотландского пряника в килте - на Сент-Килду, пожизненным президентом (если что, для несведущих - это самый дальний остров Внешних Гебрид). В Шотландии призвать "варягов наоборот". fellow Нет, не Романовых - их на фиг! stop Две другие кандидатуры уже имеются... bully Порты, говорите?.. winked Замечательно! drinks
                      9. +3
                        31 мая 2021 16:35
                        на Сент-Килду, пожизненным президентом
                        Там ликероводочного нет no . А он широко известен как алкаш- его часто телохранители с мероприятий выносили.
                        Хорошо, когда есть, у кого клянчить.
                        И тут засада- после брексита(-15млрд) они могут подогнать только пару сотен тысяч негроарабов.
                        Две другие кандидатуры
                        Навального им belay ? На это Никола и Алекс не пойдут- не для того власть выбивали чтоб делиться.
                      10. +3
                        31 мая 2021 16:50
                        А он широко известен как алкаш- его часто телохранители с мероприятий выносили.

                        В Пензе есть ликероводочный завод, джин выпускает. 299 р. за бутылку в магазине.

                        Мы Шпаковскому напишем, он два ящика пришлет - и эти два ящика вашему кренделю на Сент-Килду, и пусть дегустирует, пока не надегустируется. А там холодно, и строения без дверей - уснет еще.. в сугробе... wink А взамен, от благодарного шотландского народа - Вячеславу Олеговичу нашему путевку по музеям и замкам. fellow Натурно-культурный обмен! good drinks Мир - пряники - джин с тоником! yes
                        Две другие кандидатуры

                        Не-не, там такие ребята - ими всю Европу пугают. yes Где-то кто-то пукнул не в той тональности - говорят, мол - это они виноваты! belay
                      11. +3
                        31 мая 2021 16:57
                        два ящика пришлет
                        Да пожалейте вы его, ему эти два ящика- на уикенд wassat А похмеляться на этом острове ему чем? Кстати, по инсайдерской информации(знакомая была на банкете,откуда его вынесли) он вместо односолодового виски пьет вино!!! Тоже мне патриот sad
                        299 р. за бутылку
                        А его пить можно или тоько тараканов травить? lol drinks
                      12. +4
                        31 мая 2021 17:01
                        он вместо односолодового виски пьет вино!!! Тоже мне патриот

                        Да за такое надо применять казнь за госизмену, как к Хьюгу ле Диспенсеру-младшему! angry Либо патриот Средиземноморья, либо гействующий диверсант (запрещен на Сент-Килде). Шпион, короче, так им и скажите!
                        А похмеляться на этом острове ему чем?

                        Гуано. Там больше ничего нет. И берега крутые... поползет, пьяненький, за водичкой... кувырк... плюх.. Нет псевдопатриота! request
                      13. +3
                        31 мая 2021 17:06
                        казнь за госизмену
                        Смерть через тумбо-юмбо wassat ?
                        Гуано. Там больше ничего нет
                        Кстати, там и проверим, опытный ли он алконавт или так,дилетант. Опытный бутылку даже на необитаемом острове надыбает yes
                      14. +3
                        31 мая 2021 17:13
                        Смерть через тумбо-юмбо

                        При Плантагенетах затейно некоторых казнили...
                        Кстати, там и проверим, опытный ли он алконавт или так,дилетант. Опытный бутылку даже на необитаемом острове надыбает

                        Дилетант. Во-первых, он винишком балуется. А на Сент-Килде с виноградом проблемы. Во-вторых, мы ему тару.. не дадим! stop Пусть сам ищет залежи глины, и месит из нее себе необходимые сосуды. Бутылка, знаете ли - она денег стоит! request
                      15. +2
                        31 мая 2021 17:20
                        Это уже жестокое отношение с животными,статья yes Он таким макаром обратно в Шотландию брассом переплывет.
          2. +5
            31 мая 2021 09:44
            Ну, навскидку. Создание обстановки неуверенности и страха. Кратковременный период такой обстановки приводит лишь к небольшому числу инфарктов и инсультов у особо испуганных, небольшому числу избыточных дорожных и технологических катастроф, к незначительному росту преступности, и в целом является бодрящим обстоятельством, после преодоления которого люди облегченно вздыхают и начинают радоваться жизни с удвоенной силой. Избыточных смертей относительно мало, они восполняются рождаемостью.
            Отсюда как бы следует, чтобы утилизировать значительный избыток населения, его надо постоянно держать в страхе и неуверенности в завтрашнем дне. И тогда психологическое давление оказывается таким, что как бы сама собой возрастает смертность в силу указанных выше причин. В сочетании с падением рождаемости (зачем приводить нового человека в такую жизнь?) это приводит к значительному сокращению населения и на довольно длительный период снижает давление деморализованных его остатков на руководящие структуры страны, которым вследствие этого комфортно.
            Однако уровень падения численности населения созданием такой обстановки прогнозируем плохо, а плохие последствия для страны в целом -- очень легко.
            Набор обстоятельств как инструментов, приводящих к вымиранию страны, чрезвычайно широк, они могут быть естественными и искусственными.
            На примерах данной статьи: избыток населения приводит к истощению водных ресурсов, значит надо за них воевать с соседями, а война -- утилизатор людей. Одно обстоятельство влечёт за собой другое.
            1. +2
              31 мая 2021 11:26
              Если человеку присущи бойцовские качества, то и уверенность он приобретёт. Возможно, с опытом.
              1. +3
                31 мая 2021 12:31
                Если Вы имеете в виду, скажем, Теотиуакан, несущий в себе черты города-государства, то можно допустить, что обмеление водных источников, если не мгновенное, хотя и такое в природе случается, но достаточно заметное и по меркам человеческой жизни быстрое, поставило в тупик очень закаленное и очень набравшееся опыта прошлых веков жреческое правительство. При том, что единственным действенным инструментом, способным унять недовольство населения и попутно сократить его численность сообразно скудеющим водным ресурсам, была религия -- поклонение Богу воды!
                Парадокс, не так ли?)))
                Вода уходила, население вырезалось тысячами в качестве жертв богу -- авось смилуется! Зверствовали отряды городской охраны, высматривая недовольных в толпе, собравшейся у пирамиды, чтобы не только с надеждой на милость бога, но и с жестоким наслаждением, переплетенным с ужасом, не отрываясь смотреть, как жрец очередной жертве вырывает сердце, и оно трепещет в его руке.
                И это всё, что могли дать народу властители-жрецы, очень уверенные в себе и по самое не могу набравшиеся опыта предыдущих столетий успешного правления их кастовых предков.
                Однако население не было однородным. Пока изо дня в день творились кровавые ритуалы и продолжались убийственные игры в мяч, те, кто поумнее и более решителен, собирали семьи, родственников, скарб и тихо, так, чтоб не увидела охрана, в поисках обводнённых мест уходили сначала в окрестные леса, затем далее, натыкались на дикие племена, воевали, частью гибли, частью выживали, находя-таки новые места постоянного обитания, и создавали свои племена. Высокий уровень цивиллизованности терялся, сохранялись лишь жизненно необходимые навыки выживания.
                Город таял, и в конце концов опустел. При высоких бойцовских качествах его руководства и наличии богатого опыта прошлого. Потому что на бога надейся, а сам не плошай! Потому что нужна была наука несколько иного типа, чем та, какая у них была. И совсем иной тип руководства.
                Что я имею в виду под правильным типом руководства?
                Это такое руководство, которое способно привести во взаимное соответсвие интересы наиболее важных слоев населения к взаимному удовлетворению этих слоев. То есть руководство, выражающее интересы всего народа, а не касты жрецов. Такого не было в Теотиуакане. И город обезлюдел, цивиллизация погибла.
                1. +3
                  31 мая 2021 15:30
                  Когда осознал картинку, когда человека опаивали пульке, а потом сердце вырывали, жить в той обстановке не захотелось. И пульке пить тоже.
                  1. +5
                    31 мая 2021 15:52
                    человека опаивали пульке
                    Стоит заметить, что при изготовлении аутентичного пульке использовали человеческие фекалии wassat
                    1. +3
                      31 мая 2021 16:55
                      Стоит заметить, что при изготовлении аутентичного пульке использовали человеческие фекалии

                      Помнится, из костей Педро Вальдивии гордые горцы-арауканы сделали флейту? belay
                      1. +1
                        31 мая 2021 17:02
                        гордые горцы-арауканы сделали флейту
                        А чем барабан обтянули wassat ?
                      2. +3
                        31 мая 2021 17:05
                        А чем барабан обтянули

                        "Зоной бикини". yes
                    2. +4
                      31 мая 2021 17:24
                      Не попадалась такая информация. Какие традиции давние.
                      1. +3
                        31 мая 2021 17:29
                        Первые белые готовы были терпеть трезвость, но не пить сей напиток. Потом наименее брезгливые( да и пить хочется wassat ) решили избавиться от ненужностей перегонкой. Так мне мексиканец один рассказывал.
                      2. +4
                        31 мая 2021 17:31
                        Это обоснование двойной перегонки текилы?
                        Да, ацтеки не перегоняли.
                      3. +3
                        31 мая 2021 17:37
                        Ну да,технологии перегонки им были не известны. Да и не нужны- там грибы необыкновенные растут wassat . Кстати, я еще помню ка их в Лондоне легально продавали в магазинах( январь 2015).
                      4. +4
                        31 мая 2021 19:50
                        Насчёт грибов даже не знаю. Впрочем, во всех цивилизациях свои способы снятия стресса.
                      5. +3
                        31 мая 2021 19:54
                        Да я тоже не знаю. Знаю только, что некоторые, увидев мир грибов, так в том мире и оставались. wassat ..
                    3. +4
                      31 мая 2021 20:00
                      Стоит заметить, что при изготовлении аутентичного пульке использовали человеческие фекалии

                      Ну это исторический анекдот.
                      На самом деле процесс приготовления священного напитка был очень строгим. Ввиду возможности прокисания сока на любом этапе, производство пульке окружено суевериями и ритуалами. Рабочие молились и исполняли религиозные песни, больных, женщин, детей или чужеземцев не пускали в помещение с чанами. Поверья запрещали употреблять во время ферментации пульке рабочим рыбу и мясо, носить головной убор в помещении, где идёт приготовление напитка. Также рабочие воздерживались в этот период от секса, и табакокурения считая, что иначе пульке скиснет. Курение, сморкание, или не дай бог пукание в помещение где готовился напиток считалось тяжким преступлением и сурово каралось, вплоть до позорной (?) смертной казни.
                      Связаны все эти запреты были с тем, что агава должна расти примерно 12 лет для того, чтобы из неё можно было сделать пульке, а процесс сбора сока уничтожает растение
                      ссылка: Hui Y.H., Evranuz E.Ö. Pulleke. ancient rituals, beliefs and technologies of the Indians of South America. Handbook of Plant-Based Fermented Food and Beverage Technology, Second Edition. — CRC Press, 2012. — (Food science and technology).
                      1. +4
                        31 мая 2021 20:05
                        считалось тяжким преступлением и сурово каралось
                        С приходом конкистадоров карать стало явно некому-белым было не до этого. Практически конкистадоры все ГОСТы на пульке отменили laughing
                      2. +3
                        31 мая 2021 20:12
                        Название pulque произошло из языка науатль: ацтеки называли его iztāc octli [ˈistaːk ˈokt͡ɬi] (белый + «октли», то есть то, что сейчас называется пульке), а термин «пульке», вероятно, взят по ошибке из словосочетания octli poliuhqui [ˈokt͡ɬi poˈliwki], то есть «прокисший октли».
                        Агава издревле использовалась мезоамериканскими народами (её культивируют как минимум с 200 года н. э., однако весьма вероятно, что изобретение напитка относится ко II тысячелетию до н. э.) Из сердцевины изготовляют верёвки и ткани, шипы применяют как кнопки и иглы, а плёнку, покрывающую листья, употребляют в пищу и для производства бумаги. На науатле агава для пульке называется «метль».
                        Пульке известно с 200-х годов нашей эры, а первая крупная работа, посвящённая этому напитку, была найдена в Великой пирамиде Чолулы. Ферментация сока может произойти естественным путём, ввиду чего считается, что наиболее вероятная версия изобретения пульке — наблюдение за грызунами, обгладывающими сердцевину агавы, чтобы напиться сока.
                        фото. фрагмент фрески в Великой пирамиде Чолулы. Богиня Майяуаль готовит пельке из агавы
                      3. +3
                        31 мая 2021 20:16
                        фото. традиционный мексиканский алкогольный напиток Пульке
                      4. +3
                        31 мая 2021 20:22
                        Закрадываеются смутные сомнения, что пойло для туристов-экстремалов, изображенное на фото, было изкотовлено по ГОСТу без пердения в процессе.
                      5. +3
                        1 июня 2021 09:44
                        изображенное на фото, было изкотовлено по ГОСТу без пердения в процессе.

                        Всю партию испохабили! crying
                      6. +3
                        31 мая 2021 20:45
                        Похоже на правду. Стебель агавы должен достигнуть веса от 35 до 100 кг. Сейчас на плантациях может и побыстрее агава вырастает.

                        А ещё есть вариант - цветонос срезается, и некоторое время сок собирается. Как корову доят.
                      7. +4
                        1 июня 2021 09:43
                        ссылка: Hui Y.H., Evranuz E.Ö.

                        Какая интересная фамилия у первого ученого. what Этот точно все знает, как на Руси говорят... wassat
                  2. +3
                    31 мая 2021 16:51
                    Агава у меня когда-то во дворе росла. Здоровенная и даже цвела однажды, выпустив столб с белыми цветами. Никто не догадывался, что из неё можно было делать пульке. "Пульке" делали из виноградных отжимков, и называлось оно чачей wassat )))
                    1. +3
                      31 мая 2021 17:24
                      Да. Цветонос у агавы заметный.
                    2. +4
                      31 мая 2021 17:26
                      Агава у меня когда-то во дворе росла
                      Agave tequilana, та самая голубая агава, накапливающая в корневище агавины( сахара,присущие лишь ей) растет только на высокогорье от 1500метров. Из другой не получится. Свекла-русская агава!
                      1. +5
                        31 мая 2021 17:53
                        Заметьте, не красная, а белая, так называемая сахарная, со здоровенными клубнями, ее также используют для корма домашних животных. На Кубани такую выращивают, и да -- гонят из неё "пульке"))))
                      2. +3
                        31 мая 2021 17:55
                        гонят из неё "пульке"))))
                        На Украине из нее гонят "бурячиху"- от которой глаза сами натягиваются на пятую точку.
                      3. +5
                        31 мая 2021 18:02
                        Видимо, по степени натягивания глаз на пятую точку определяют градус полученного изысканного напитка laughing )))
                      4. +4
                        31 мая 2021 18:03
                        Я лично наблюдал, как от пол-граненки скрючивало даже алкашей экстра-класса yes
                    3. +4
                      31 мая 2021 20:46
                      Агава у меня когда-то во дворе росла

                      У меня возле вольера растет
                      1. +3
                        31 мая 2021 21:08
                        О, веерные пальмы! Так Вы из тех мест, Дмитрий, с югов?)))
                      2. +4
                        31 мая 2021 21:15
                        О, веерные пальмы!

                        Выйду под пальму, гляну на село
                        девки гуляют и мне весело (с) laughing
                        Так Вы из тех мест, Дмитрий, с югов?

                        Ставрополье
                      3. +4
                        31 мая 2021 21:22
                        кстати, вот известное фото с наших мест - агавы на месте дуэли Лермонтова. гора Машук
                      4. +4
                        31 мая 2021 22:06
                        Да я как-то Ставрополье югом и не считала. Родственники постоянно твердили о холодной зиме и огромных летних суховеях. И вот, оказывается, юг, агавы, пальмы...
                        Видно, климат переменился.
                        Рада за Вас, Дмитрий!))))
                      5. +4
                        31 мая 2021 22:26
                        Да я как-то Ставрополье югом и не считала.

                        Ну слава богу! Называть Северный Кавказ югом - сразу известная фраза про ЕГЭ напрашивается laughing
                        А климат у нас характеризуется мягкой зимой и жарким летом. Я живу под Пятигорском. Холодная зима и летние суховеи это больше к Терско-Кумской низменности (Ногайская степь)
                      6. +3
                        1 июня 2021 01:11
                        Симпатичная композиция.
                      7. Комментарий был удален.
      2. +2
        31 мая 2021 13:41
        Просто, в нашей стране Конкисту долгое время рассматривали с однобокой точки зрения Григулевича.

        Антон, я не знаю про Григулевича, но первым голос в защиту коренных аборигенов Америки подал доминиканец Лас Касас. Доброму монаху очень не нравилось поведение его соотечественников в новоприобретенных землях. hi
        1. +3
          31 мая 2021 13:47
          Привет!
          Погугли про Григулевича. Я начинал читать. Хватило меня на сотню страниц.
          1. +4
            31 мая 2021 13:54
            Антон, Вы способны читать... первоисточники? good )))
            Где бы мне взять такое терпение wassat )))
            1. +5
              31 мая 2021 14:00
              Где бы мне взять такое терпение

              Людмила Яковлевна, наш заслуженный менестрель вообще шибко начитан.. Зуб даю, как лично его знающий. yes
              1. +3
                31 мая 2021 14:15
                Угу.
                "Смотрю, навстречу Фурманов идет. Такой начитаный-начитаный!!!"
                1. +4
                  31 мая 2021 14:17
                  "Смотрю, навстречу Фурманов идет. Такой начитаный-начитаный!!!"

                  - А еще очки надел! Интеллигент! laughing
              2. +5
                31 мая 2021 14:38
                Хосподя-я... Аж руки затряслись от смущения, а ноги сами пошли в книксен. Неужто? Неужто потомок аж страшно сказать кого? crying )))
            2. +3
              31 мая 2021 14:12
              Григулевич - тот еще первоисточник wassat
              1. +4
                31 мая 2021 14:42
                А это неважно, что он вот такой wassat
                Первоисточник, он же как памятник, должон вызывать трепет уважения, смиренного почтения и возлагания венка к подножию.
                Главное -- руками не трогать! Реликвия же, ага...
                1. +2
                  31 мая 2021 14:53
                  Главное -- руками не трогать! Реликвия же, ага...

                  Реликвия - это архивы. hi Но до них добраться очень непросто. Забюрократизировано. Однако. когда берешь в руки толстенную папку об испытаниях "ружей уменьшенного калибра", или держишь в руках письмо Нагана с приложенным переводом от поручика N.., то понимаешь - вот это - действительно сокровища! good
                  Также - старые издания. Мне посчастливилось скачать дневник первого учителя Павла Петровича - Семена Порошина. Издание 1844 года. Знаете, пожалуй, это одна из самых интересных и увлекательных книг, что мне попадались! Исключительно легко, несмотря на старый алфавит. Вот, например, отрывок за 21 сентября 1764 - расписание ролей на маскараде. Это ли не чудо? Первое издание! yes
                  1. +4
                    31 мая 2021 15:19
                    Николай, да Вы, оказывается, тоже из Небожителей, приближенных к сокровенному. Не боясь этого слова, преклоняюсь перед людьми, кому доступно не только подержать архивные документы в руках, а затем почтительно вернуть папку на место, но и вдумчиво их изучить.
                    И, должно быть, особое чувство охвытывает. Ведь этих страниц касались руки людей, живших десятилетия, а то и столетия назад, на них следы их прикосновений! Это как рукопожатие через эпохи.
                    1. +3
                      31 мая 2021 16:03
                      Николай, да Вы, оказывается, тоже из Небожителей, приближенных к сокровенному.

                      Это было один раз, и неправда. lol
                      Ведь этих страниц касались руки людей, живших десятилетия, а то и столетия назад, на них следы их прикосновений! Это как рукопожатие через эпохи.

                      1890 год. В прописной расшифровке чисел даты звучало: "тысяча восемьсот девятидесятый". Так тогда писали! yes
                      кому доступно не только подержать архивные документы в руках, а затем почтительно вернуть папку на место, но и вдумчиво их изучить.

                      Чтобы отфотографировать двадцать страниц, мне пришлось туда ездить чуть ли не месяц! request Потому что сначала заявку заполни, потом договор, потом еще что-то. И на каждый поступок нужно приезжать отдельно - а работает архив дважды в неделю, и в рабочее время. Все это - ради 20 листов фото! hi
                      1. +4
                        31 мая 2021 16:24
                        Всего ради 20 листов... Дорожат! Видно, прецеденты были в том Архиве, украли, испортили. Вот бы Вам куда трансгрессировать:
                        Хранилище было битком набито интереснейшими книгами на всех языках мира и истории, от языка атлантов до пиджин-инглиш включительно. Но меня меня там больше всего заинтересовало многотомное издание Книги Судеб. Книга Судеб печаталась петитом на тончайшей рисовой бумаге и содержала в хронологическом порядке более или менее полные данные о 73 619 024 511-ти человеках разумных. Первый том начинался питекантропом Аыуыхх. («Род. 2 авг. 965 543 г. до н. э., ум. 13 янв. 965 522 г. до н. э. Родители рамапитеки. Жена рамапитек. Дети: самец Ад-Амм, самка Э-Уа. Кочевал с трибой рамапитеков по Араратск. долин. Ел, пил, спал в своё удовольств. Провертел первую дыру в камне. Сожран пещерн. медвед. во время охоты».)
                      2. +2
                        31 мая 2021 16:39
                        Видно, прецеденты были в том Архиве, украли, испортили.

                        Просто надо упростить процедуру и документооборот. А так - люди сидят на мешке с золотом, но не могут его открыть. Если упростить систему - заявок и, соответственно, денег, будет больше. Куда их пустить - на развитие организации или достойные премии сотрудникам - может решить руководство. hi
                        У Шпаковского был замечательный пример, когда ему шведы выслали чертеж какого-то танка 20-х годов - на халяву! А у нас... вот-с! request
                      3. +4
                        31 мая 2021 17:01
                        Просто надо упростить процедуру и документооборот.

                        А чиновника лишнего куда из документооборота деть?
                        Как сказал опальный депутат Митрофанов, обращаясь к общественности: "Вы думаете, это вы в 91-м власть взяли? Нет, это мы, чиновники, власть взяли!" И далее из его речи следовало, что не цари Россией управляли и не генсеки СССР, а чиновники. Вот и попробуйте сократить документооборот . Их сокращают, но числом становятся больше.
                2. +3
                  31 мая 2021 15:26
                  Лапать руками "нетленку" я отучился в Каталонии.
                  1. +2
                    31 мая 2021 15:32
                    Оштрафовали?
                    1. +3
                      31 мая 2021 15:48
                      Нет, сам не захотел. Потом расскажу.
                      1. +4
                        31 мая 2021 15:52
                        Нет, сам не захотел. Потом расскажу.

                        Тебе мумию предложили потрогать, а ты отказался, потому что мороженое ел? belay
                      2. +3
                        31 мая 2021 16:19
                        Мумии - в парижских катакомбах. Хотя, в Барселоне, возможно, тоже есть.
                  2. +3
                    31 мая 2021 17:17
                    Антон:
                    Лапать руками "нетленку" я отучился в Каталонии.

                    На "нетленку" можно только глазеть! А то ж, чего доброго, рассыплется wassat ))))
                    1. +2
                      31 мая 2021 18:17
                      Нет, в Фигейросе, в театре-музее Дали, выставлена личная коллекция художника. Один из экспонатов, небольшой портрет, не знаю чья работа, но очень похоже на технику Эль Греко. Расположена картина так, что можно коснуться рукой. И я уже было потянулся, но что-то меня остановило...
                      С тех пор, а уж семь лет прошло, желание потрогать возникало только один раз, и то не по моей инициативе.
                      1. +2
                        31 мая 2021 19:10
                        Кто-таинственный наряг ваши чувства и обратил их в неодолимое желание коснуться...
                        Это было ваше второе Я! ))))
                        Вы с ним разберитесь при случае. А то мало ли wassat )))
    3. +3
      31 мая 2021 19:31
      Спасибо за статью. Читается с большим интересом
    4. -2
      2 июня 2021 05:05
      Цитата: ВлР
      стены функционирующих храмов-пирамид были покрыты толстым слоем спекшейся крови.

      Полная чушь все это. Нам вдалбливают, что колонизация принесла "огонь диким племенам" варваров ))).
      Советую всем кто заинтересовался темой посмотреть цикл документальных фильмов "Древние империи Юго-Восточной Азии."
  5. +4
    31 мая 2021 08:15
    В доковидной жизни успел постоять на вершине одной из пирамид в Алтун-Ха, Белиз. Рядом с раскопанными стояли еще несколько, покрытые толстым слоем дерна и растительности, другие уже были очищены от кустов, но не раскопаны.
  6. -2
    31 мая 2021 09:42
    Цитата: ВлР
    , в который раз убедился, что испанцы в ходе завоевания спасли гораздо больше людей, чем убили

    это Вы о завезенных испанцами инфекционных болезнях (оспы, чумы, дифтерита, кори, скарлатины, тифа и туберкулёза), к которым у индейцев не было иммунитета, о многочисленных групповые самоубийствах индейцев от непосильного труда , массовых казнях или о том, что их численность за XVI век сократилась, по разным данным, с 17-25 млн. до 1,5 млн. человек, то есть в 11-16 раз.?

    Статья отличная, плюс.

    А чтобы увидеть пирамиду майя
    , достаточно приехать в столицу:

    :
    1. +4
      31 мая 2021 09:56
      Я именно об экспедиции Кортеса, а не ее далеко идущих последствиях. Впрочем, испанцы были меньшими расистами, чем англосаксы. Если туземец принимал христианство, он получал определенные права, вожди - дворянство, испанцы не гнушались официально жениться на местных женщинах. Вместо "государства мигрантов" с загнанными в резервации аборигенами, как в США, в Мексике получилось государство креолов.
      Любопытно, что сейчас в США и Зап.Европе маятник качнулся в другую сторону и эти государства начали "дрейфовать" в сторону ЮАР.
      1. +1
        31 мая 2021 10:33
        в Мексике получилось государство креолов.
        Нищих креолов. В отличие от США, ставших первой экономикой мира.
      2. -1
        31 мая 2021 10:53
        .
        Цитата: ВлР
        Впрочем, испанцы были меньшими расистами, чем англосаксы. Если туземец принимал христианство, он получал определенные права, вожди - дворянство, испанцы не гнушались официально жениться на местных женщинах.

        Безусловно, испанцы оказались намного более человечными, чем англосаксы: индейцы , а также метисы, мулаты, самбо составляют значительную часть населения Ю и Цетральной Америки и играют большую роль в жизни своих стран.

        Чего нет и в помине в США и Канаде, где они остались на уровне экзотики...
  7. +2
    31 мая 2021 10:42
    Коллеги, Валерий,здравствуйте. Я рада,что не очень долго ждала адекватного материала .
    С подругами читаем и любуемся иллюстрсциями
  8. +2
    31 мая 2021 11:00
    "образуют чем равнобедренных треугольников,составляющие тело 37 метровой змеи".
    Здравствуйте,это Катя. Вы только вдумайтесь, какое было мастерство у древних строителей?!
    Знаете, поневоле заподозриш вмешательство потусторонних сил: если они могли тогда так строить то со временем знания должны добавляться? А там почему-то начался регресс
    1. +2
      1 июня 2021 00:19
      Цитата: Astra wild2
      Знаете, поневоле заподозриш вмешательство потусторонних сил: если они могли тогда так строить то со временем знания должны добавляться? А там почему-то начался регресс

      Ну-у... Если носителей знаний немного отгеноцидить... Или лишить материальной базы, согнав с насиженных мест и загнав в леса, пустыни, тундру и пр. неприятные места, тем самым поставив этнос на грань выживания, то через пару поколений никто уже, из этого этноса, и не вспомнит о "высоких" технологиях, за ненадобностью. Или этнос сам может сожрать все доступные ему ресурсы, с тем же результатом, как на острове Пасхи, например.
  9. +2
    31 мая 2021 12:33
    "это привело к эрозии почвы и обмелению чистых мелких озёр"другими словами: экология и существование человека - вечная проблема.
    P.
    S
    Природа малость отдохнула во время всеобщего локдауна : иаавтомобильные выхлопы были сведены к минимуму, авиаперевозок практически не было,а это основные разрушители экологии. Возможно, КОВИД это месть природы?
  10. +1
    31 мая 2021 12:51
    "можно различить голову сказочного змея Пара, а где его жена Нагайна?
  11. +8
    31 мая 2021 15:30
    Последний из них обнаружен в 2004 г. экспедицией под руководством итальянского археолога Франциско Эстрада-Белли. Находится он в одном из малоизученных районов на северо-востоке Гватемалы – близ Сивала.

    Это далеко не последний. В 2018 году на севере Гватемалы в департаменте Эль-Петен с помощью лазерного сканирования найден очередной город.

    Джунгли хорошо скрывают свои секреты.

    А это результат лазерного сканирования.
  12. +2
    1 июня 2021 10:06
    Когда читаешь статью, то сразу вспоминается Р.Хаггард "Сокровища Монтесумы"
  13. -1
    19 августа 2021 16:25
    В перуанских городах меня лично потрясла физическая мощь их строителей и жителей. Попробуйте только представить себе жизнь на этих крутейших склонах, где из транспортных артерий почти исключительно пешеходные тропы! Все надо таскать на горбу! По делам бегать вверх-вниз! В Гурзуфе жил, даже при неплохой физической форме нагрузка чувствуется. А если бы все грузы на себе?! Жуть...