Русские люди допетровской Руси и екатерининских времен о Египте

212

Пирамида Хеопса. Недаром ее и две другие великие пирамиды называли рукотворными горами. Кстати, сегодня посетить Египет своими фотографиями нам помогают Андрей и Жанна, владельцы сайта golden-monkey.ru. Благодаря им, мы посмотрим на то, какими выглядят египетские древности сегодня. Причем, нужно отметить, что со времени посетивших эту страну русских путешественников той далекой поры, изменились они не очень сильно. Особенно это касается пирамид…

«...Чрез двадцать с лишком лет, ходя во край из края.
На суше и морях зла много претерпел,
И всё то замечал подробно, что ни зрел!
Ступанием своим и пядью измерил
И чрез перо свое Отечество уверил
О маловедомых в подсолнечных вещах.
Читатель, ты его слезами прах почти,
И труд путей его с вниманием прочти».
Надпись на надгробной плите Василия Григорьевича Григоровича-Барского в Киеве

История великих цивилизаций. Мы продолжаем наше повествование «о русских в Египте». Сегодня он начнется с рассказа о замечательной книге допетровской географической литературы, посвященной описанию Турецкой империи (в состав которой входил в то время и Египет), которая называется «Книга о тайном и сокровенном сокрытии мной пленником в неволе описанная». Автор ее неизвестен. Мы можем лишь предположить, судя по тексту, что он долгие годы находился в турецкой неволе. Несмотря на положение пленника, он сумел, однако, посетить все крупные города Османской империи, включая Каир, Розетту и Александрию, и подробно их описать. Странствия его в общей сложности заняли 5 лет 2 месяца и 20 дней.

Русские люди допетровской Руси и екатерининских времен о Египте

Египет славился своим холодным оружием. Наверняка наши путешественники останавливались у оружейных лавок и смотрели на сабли и кинжалы. Например, вот на такую саблю, клинок которой был изготовлен в XVI веке, а отделка позднее, уже в начале XIX. Материалы: сталь, слоновая кость, серебро, драгоценные камни, дерево. Собрание Уоллеса, Лондон

Есть мнение, что эта книга была написана боярским сыном Федором Дорониным, родом из Ельца, захваченного в плен крымскими татарами, которые продали его туркам. Но это лишь мнение, кто он точно – неизвестно до сих пор.



«Книгу о тайном и сокровенном…» отличает высокий патриотический дух. Автор явно стремится показать читателям, какая угроза для России таится в сопредельной с ней Турции. Поэтому он очень подробно описывает как рельеф местности, так и рассказывает о горах и реках, морях и городах, их крепостных стенах, окружающих города рвах, городских воротах и прочих укреплениях. Обратил он внимание и на пестрый многонациональный состав населения империи, его занятия и также уровень военной подготовки.


«Кривыми саблями сверкая…» – у Пушкина это звучит красиво. Но надо помнить, что как раз именно арабы, в том числе и египетские мамлюки, очень долго пользовались прямыми мечами! Вот такими, например, как вот этот меч из Собрания Уоллеса в Лондоне

О русских пленных он пишет так:

«Есть русских людей невольных в неволе на земле их и на море, на каторгах зело [очень] много множеством без числа».

Впрочем, ему самому как-то все же удалось выбраться на родину. Иначе бы мы этой книги не знали…


Современный Каир. А вдали «фараоновы горы». (Фото Андрея и Жанны)

А вот такой человек, как Василий Григорьевич Григорович-Барский истории известен очень даже хорошо. Причем про его жизнь впору написать роман. С юности он был одержим страстью к путешествиям, покинул отчий дом, а возвратился в него лишь спустя четверть века, посетив десятки стран, увидев сотни городов и селений. Хотел на основании собственных впечатлений познать жизнь различных народов и «иных людей обычаи» и… познал. Хотя и подвергался немалым лишениям и опасностям, которых в начале XVIII века путешественнику-одиночке было просто не избежать.

Вот и с ним было все то же самое. Его неоднократно грабили и избивали чуть ли не до полусмерти. Тяжкие недуги, вызванные непривычным климатом и плохим питанием, заставали его прямо в дороге. Не раз обострялась у него и болезнь левой ноги, которая с детских лет не давала ему покоя. Но стоило только нашему путешественнику хоть немного прийти в себя, как он снова раздобывал себе одежду, брал в руки посох странника и продолжал бродить по чужим землям и познавать чужой мир.


Вблизи они такие… (Фото Андрея и Жанны)

Не было денег на хлеб – и он не гнушался просить милостыню. Не было денег на проезд –просил ради Христа или Аллаха (это уж смотря по обстоятельствам) устроиться на палубе корабля. Выдавал себя за «убогого турецкого путника» и даже за дервиша, идущего поклониться Каабе. В католической Польше изображал из себя ревностного католика, в арабских странах – был правоверным мусульманином. Мог при нужде прикинуться и юродивым, да и притвориться сумасшедшим для него было детской игрой…


Кому смотреть, а кому торговать. Очередной местный торговец в разнос предлагает «антик» нашему туристу. (Фото Андрея и Жанны)


Кстати, пирамиды всегда привлекают не только взрослых, но и детей. И почему бы нам не взять, да и не сделать для школы, где учится ваш ребенок, ну, скажем, вот такой макет пирамиды Хеопса, основанием которой вполне может стать обыкновенная коробка из-под пиццы? Вот так она выглядит в процессе работы. (Фото автора)


На этом фото она уже покрашена акрилом. Причем устроена она таким образом, что может открываться и демонстрировать свою внутреннюю часть. (Фото автора)


Петли, на которых открываются «створки» пирамиды – трубочки из бумаги. Рассматривать устройство пирамиды пятиклассникам даже в эпоху интернета бывает очень интересно. Конечно, схема есть в учебнике. Но объемный макет, безусловно, нагляднее. (Фото автора)


Глядя на этот макет, не сразу и догадаешься, что скрыто у него внутри! (Фото автора)

Помогало ему то, что он за годы своих странствий изучил греческий, латинский и арабский языки, и высокопоставленные сановники, видя такого полиглота и эрудита, не раз пытались его использовать. Но он не умел им льстить и заискивать и потому среди них не удержался. Пытались его удержать у себя и настоятели богатых монастырей, однако, он почел «услаждаться лучше путешествием и историею разных мест». И везде он нес с собой чернила, тетради и все увиденное записывал, а многое еще и зарисовывал.


Некоторые путешественники прошлого, побывавшие у пирамид, ничего не пишут о Сфинксе. Что, его не было? Потом поставили? Туристов завлекать? Да нет, просто он был… засыпан песками! Раскопали его не так уж и давно. (Фото Андрея и Жанны)

Поразительно, будучи отредактированными, его записки составили целых четыре тома. Сохранилось и около 150 зарисовок Григоровича-Барского: от портретов отдельных лиц до изображений увиденных им городов. Столь кипучая деятельность многим его современникам была непонятна, и они объясняли ее непоседливостью его характера, а также тем, что он был «любопытен ко всяким паукам и художествам» и «имел охоту видеть чужие страны». И так, наверное, оно и было. Есть у людей разные способности и к разным делам. Вот у Григоровича-Барского они такими и были… А еще он был просто умным человеком, о чем говорит вот эта его фраза:

«Где учение, там просвещение ума, а где просвещение ума – там познание истины».


Что и говорить, досталось ему порядком… (Фото Андрея и Жанны)

Летом 1727 года он, наконец-то, оказался в Египте. Сначала в Розетте, затем в Каире, где пробыл около восьми месяцев. В Каире – «рассматривая «сию красоту, величество и строение града», а также «обычаи народа египетского». Написал про это целую главу: «О великом и пресловутом граде Египте» (Каире), в которой описал жизнь этого города. Так что, благодаря ему, мы имеем полное представление о том, чем была столица Египта в первой половине XVIII века.

Неподалеку от Каира, за Нилом, Григорович-Барский увидел «рукотворные горы» – пирамиды. А увидев, тут же описал три самых крупных, назвав их «фараоновы горы».Три года спустя побывал он и в Александрии, о которой написал, что «некогда была она городом великим, …а ныне тот город опустел и разорился».


Представлять себя в Египте крутым археологом и самому ездить по древним и малоизвестным пирамидам можно, но лучше этого не делать. Дорого машину нанимать, дорого брать напрокат, но самое главное – многие малоизвестные пирамиды, обозначенные на картах, на самом деле находятся в запретных зонах. Приедете вы туда, а там вас встретят вот такие люди и попросят убраться. Но могут и арестовать. А зачем вы полезли в запретную зону? (Фото Андрея и Жанны)

Как и Суханов, он описал древние обелиски – «столбы Клеопатры» – и не только описал их, но один из них даже зарисовал, включая и иероглифы, которыми она была покрыта. Причем, передал их очень точно. А вот какое описание «Иглы Клеопатры» он дал:

«Есть там еще внутри города, в северной его стороне... у моря, два больших столпа, из цельного камня, называемые столпами Клеопатры. Клеопатра же была в древности прославленной царицей, которая в незабвенную о себе память воздвигла эти два замечательных столпа, совершенно одинаковых по размерам и по своему внешнему виду. Один из них обрушился от времени, второй же стоит непоколебимо. Полагают, что эти столпы некогда стояли перед царскими палатами. Толщина их – я сам измерил – одиннадцать пядей, высоты же не мог узнать, но думаю, что она должна быть сажень десять. Один, неповрежденный, стоящий камень, не круглой формы, как это бывает у обычных столпов, но четырехуголен и сверху остр, и со всех сторон имеет одинаковую ширину, и на нем глубоко, на два сустава пальца, вырезаны некие печати или знаки. Многие видели их, но истолковать не могут, так как не похожи они ни на еврейские, ни на эллинские [греческие], ни на латинские, ни на какие-либо другие письмена. Один только знак совершенно похож на русское «живете» [буква «ж»], остальные же похожи на птиц, иные – на цепи, иные – на пальцы, иные – на точки. Я их все, со многим тщанием и трудом, списал, только с первой стороны столпа, на удивление смотревшим, так, как показаны они на помещенном выше изображении».


Так что лучше всего изучать искусство древнего Египта – вот здесь: в Каирском музее египтологии! (Фото Андрея и Жанны)

За двадцать четыре года путешествий Григорович-Барский побывал в Малой Азии, на Ближнем Востоке, в странах Средиземноморья и Северной Африки. «Странствования пешеходца Василия Григоровича-Барского» были опубликованы уже после его смерти, но стали самой настоящей «восточной энциклопедией» для россиян XVIII века.


Или в Лувре. Там тоже множество египетских древностей. Фрагмент фигурки, возможно, оплакивающая мужа Исида. XVIII династия. Лувр. Или у нас в Эрмитаже. Но о его египетских сокровищах как-нибудь в другой раз…


Кстати, первым, кто обратил внимание на труды этого исследователя далеких стран, был выдающийся деятель екатерининской эпохи князь Г. А. Потемкин-Таврический, который как раз и приказал их опубликовать. Так, в 1778 году сочинение В. Г. Григоровича-Барского, «для пользы общества изданное в свет», попало к широкому читателю. Однако в рукописных изданиях в течение тридцати лет оно было известно и до этого.

P. S.
Автор и администрация сайта благодарят Андрея и Жанну, владельцев сайта, за предоставленные фотографии.


Продолжение следует…
212 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    5 июня 2021 05:12
    Как и Суханов, он описал древние обелиски – «столбы Клеопатры»
    Суханов так описал увиденное
    «Средиземное море разливается до самой стены города, где находятся большие ворота к морю. Возле этих ворот, внутри города, находится овраг примерно в пять саженей, и стоит удивительная четырёхугольная колонна, высеченная из цельного камня. В высоту она примерно двенадцать саженей. На ней сверху донизу вырезаны неизвестные письмена: сабли, луки, рыбы, человеческие головы, руки, ноги, топоры, а некоторые символы и вовсе неизвестные. Говорят, что некая мудрость там написана. Есть и другая колонна, недалеко от первой, в точности такая же по виду и размеру, только упала, лежит на боку»
    Всё же чем-то они притягательны,вот и архимандрит киевского Екатерино-Греческого монастыря Константин был впечатлен,когда в в 1795 году Александрию посетил
    «Ступив на берег, любители древностей первым делом осматривают обелиск Клеопатры. Путь к нему лежит сквозь развалины громадных зданий. Обелиск Клеопатры служит достаточным доказательством того, что и дворец этой знаменитой в истории царицы, известный также под названием дворца Цесарева, существовал на этом же месте. Впрочем, кроме этих двух обелисков не видно никаких остатков того великолепного здания. Обелиск Клеопатры стоит почти в середине нового города и малого Фарилона, от моря налево. Часть его подножья хотя и ушла в землю, однако высота обелиска составляет до 28 футов. Между гаванью и обелиском каменная стена, служившая оградой всего монумента, а ныне она разрушена и высотой с подножье обелиска. В развалинах стены со стороны моря большое количество разных архитектурных обломков резной работы, по которым можно судить, что они принадлежат к какому-то величественному зданию. Обломки эти — разнообразных мраморов, гранита и древнего зелёного цвета камня. Со стороны твёрдой земли большое пространство столь тщательно изрыто, что кажется, будто по пылинке перебрано, несомненно, в корыстных целях. Обелиск состоит из целого четырёхугольного гранита. По всей его поверхности вырезаны иероглифы, которые на двух сторонах ещё целы, а на двух других уничтожены временем. Казалось бы, удивительно, что римские императоры, собирая все редкости в Риме, в столице вселенной того времени, не перевезли первым делом этот обелиск.»
    Его книга «Древняя Александрия», опубликованная в Москве в 1803 году,c.224–225.
    1. +15
      5 июня 2021 05:30
      До начала XVIIв. Египет посетили ряд русских паломников, оставивших записи об этом. Они интересовались только христианскими святынями. Египетские древности, в том числе и обелиски, они в своих «хожениях» не упоминают. Например, инок Варсанофий (побывавший в Египте в 1462 г.) или «гость» Василий (в 1466 г.) в своих воспоминаниях ничего не говорят ни про обелиски, ни даже про египетские пирамиды,но позже и они начинают интересоваться достопримечательностями Египта. В 1634 г. Василий Гагара описывает обелиск Сенусерта I в Матарее (Гелиополе), а в 1649 г. Арсений Суханов сообщает об обелисках Тутмоса III в Александрии. Василий Гагара жил в Казани, и в свое хожение на Ближний Восток отправился в 1634 году. Побывав там несколько месяцев, Гагара вернулся в Москву, где царем Михаилом Федоровичем был пожалован званием «московского гостя». Он посетил в Матарее (древний Гелиополь) одну из главных христианских святынь Египта,посетив эту святыню, Гагара не смог удержаться и уделил внимание и обелиску, стоящему недалеко от нее:
      «На расстоянии пяти поприщ от Каира стоит четырёхугольный камень. У него острый верх, в высоту он 12 саженей, а в ширину 4 сажени. Турки называют его Фараоновым копьём, и подписано на нём имя Фараона»
      1. +3
        5 июня 2021 14:14
        "пожалован званием:"московского гостя", что давало подобное звание? Я читала,что в Новгороде была т.н"гостинная сотня"т.е купцы. Значит и он купец?
  2. +12
    5 июня 2021 05:42
    Интересно. Если есть у человека страсть и цель, его трудно остановить.
    Сейчас мир стал меньше. И то новые страницы каждый для себя открывает.
    1. +8
      5 июня 2021 06:01
      Сейчас удивительное время! Мир меняется на наших глазах, но не все это понимают. Этот процесс не управляем и куда он приведёт не ясно.
      Лично мне хотелось бы видеть во главе стран и объединений личностей, а не тот серый и рыхлый слой политиков ,что есть сейчас.
      1. +9
        5 июня 2021 06:06
        Согласен. Настолько быстро, что прежние способности не так просто применить.
        А из порядка создать хаос не так уж сложно.
        1. +4
          5 июня 2021 06:16
          Многие прежние способности и навыки сейчас уже и ненужны. Гаджеты!
          Про хаос, это скорее из-за того, что не видно цели. Всё человечество просто куда-то летит. Я считаю, что нужны лидеры, которые хоть затормозят этот процесс, чтобы оглядется и проанализировать происходящее.
          1. +7
            5 июня 2021 06:36
            Цитата: ee2100
            Я считаю, что нужны лидеры, которые хоть затормозят этот процесс, чтобы оглядется и проанализировать происходящее.

            Александр! Неужели Вы не понимаете, что НИКОГДА все лидеры об этом не договорятся, а раз не договорятся, найдется тот, что использует "тормоз процесса" у одних, чтобы вырваться еще дальше вперед. И тогда нем, кто "тормозили и анализировали" придется ускоряться и догонять!
            1. 0
              5 июня 2021 06:47
              Если ни чего не делать,то ничего и не получится.
              Мне понятна ваша позиция
              1. +9
                5 июня 2021 06:52
                Цитата: ee2100
                Если ни чего не делать,то ничего и не получится.

                Делать можно по-разному. Не надо костями обычных людей мостить пьедестал великим.
                1. +1
                  5 июня 2021 06:56
                  У вас есть другое предложение, кроме как сидеть в своей норке?
                  1. +7
                    5 июня 2021 07:09
                    Цитата: ee2100
                    в своей норке?

                    Зачем в норке? В хорошем доме со всеми удобствами. Я сижу, Вы, "дядя Ваня" - и все довольны...
                  2. +6
                    5 июня 2021 08:01
                    Цитата: ee2100
                    У вас есть другое предложение, кроме как сидеть в своей норке?

                    Здравствуйте! hi
                    Я бы предпочёл строить свою судьбу, а не надеяться на дядю лидера
                    1. +6
                      5 июня 2021 09:33
                      Шалом, шабат!
                      И я хотел бы так жить. И не надо думать что измы это плохо.
                      Мысль проста. Мир уверенно несётся "куда-то " и мне не нравится что происходит подмена ценностей, полное электронное закабаление, безликие и бездарные правительства и проч.
                      М.б. у китайцев есть идея, есть идея у стран третьего мира. Европа, США, Канада и др. мне сейчас напоминают древний Рим периода предраспада.
                      Если все рухнет,не думаю,что Вы сможете сами строить свою судьбу.
                      Практически 80 лет мирной жизни сделали людей по мещански индифирентными. Шпаковский тому подтверждение.
                      Как историк, он должен понимать, что ни что не вечно и этот период благоденствия закончится. Думать о будущем ни когда не поздно и всегда полезно.
                      Кто-то из мировых лидеров должен иметь смелость и предложить дискуссию на эту тему.
                      Как-то так.
                      1. +8
                        5 июня 2021 10:05
                        Измы - ну как сказать. Гедонизм, онанизм - это хорошо laughing фашизм, нацизм - плохо
                        Электронное закабаление скорее даёт больше комфорта, безликие и бездарные правительства можно переизбрать.
                        Насчёт Канады и ЕС Вы, скорее всего, правы, а вот насчёт Штатов - перед нами, в эти самые дни, разворачивается битва за «ЮАРизацию» и европеизацию страны. Если выиграют левые, то Штаты оч быстро деградируют и мир понемножку станет китайским - мы взвоем и будем вспоминать времена Pax Americana с ностальгией. Если победят сторонники республиканцев - возможно, мир пойдёт по правильному направлению.
                        Насчёт мировых лидеров - они люди. Интересанты, как все люди. Жить в фарватере интересов из политического выживания - не Умно. Надо добиваться собственной свободы, финансовой, передвижения и т.д.
                        Тогда станете (если ещё не являетесь) хозяином собственной судьбы.
                      2. +4
                        5 июня 2021 10:43
                        Нет смысла комментировать Ваш комментарий.
                        Я всегда был хозяином своей судьбы, но 1992 г. пришлось много чего поменять и не только по своему желанию.
                        Сейчас во время пандемийной вакханалии многие потеряли и работу, бизнес . Устраивают свою судьбу как могут.
                        Хотел попить в среду в Риге кофе в очень хорошем кафе. Закрыто. Написал в Instagrame владелице, она ответила,что в конце мая закрылись . Не смогли дальше платить аренду. Жаль.
                        Само кафе.




                        Сейчас они будут сами строить свою судьбу.
                        Вы наверно пропустили начало дискуссии, а она началась с тезиса "сейчас меняется мир, прямо на наших глазах ".
                        Ушли немного в сторону. Бывает.
                      3. +4
                        5 июня 2021 11:41
                        Меняется. Написал о происходящих в Штатах процессах laughing Ну и глобализация понемножку сходит на ёк ))
                        Насчёт глобальных изменений, писал уже - американский мир, сегодняшний, меняется на китайский. hi Хотя, если Америке будет кирдык, КНР потеряет от своей экономической мощи.
                      4. +2
                        5 июня 2021 11:56
                        Вы все больше про экономику, а тут вопрос куда идти - философический!
                      5. +8
                        5 июня 2021 12:42
                        Куда идти? laughing К знаниям, равенству возможностей и хорошей социалке - к всему хорошему, минуя все плохое fellow
                      6. +4
                        5 июня 2021 13:56
                        Звучит как тост!
                      7. +5
                        5 июня 2021 15:54
                        А можно пойти по пути изоляционизма политического и протекционизма экономического, избрав национальный путь развития с принудительной ассимиляцией этнических меньшинств - вопрос, а надо ли request
                      8. +3
                        5 июня 2021 17:45
                        Думаю, что страны по этому пути идут и другие пойдут, если нет разумной альтернативы.
                      9. +5
                        5 июня 2021 19:01
                        Тоже хорошего мало - любой провал власти будет приводить к усилению национализма, поиску внутренних и внешних врагов, что усилит ухудшение ситуации
                      10. +4
                        5 июня 2021 19:02
                        Идея это много значит. В России провал ,за провалом и ничего.
                      11. +2
                        5 июня 2021 20:21
                        Анекдот напомнило:
                        - Сеня в детстве тоже головой на пол роняли. И ничего, ничего, ничего ...
                      12. +2
                        5 июня 2021 21:30
                        Цитата: Krasnodar
                        Электронное закабаление скорее даёт больше комфорта, безликие и бездарные правительства можно переизбрать.

                        В рамках капитализма информационные технологии страшная вещь. Большинство пока даже не осознает насколько.
                        Цитата: Krasnodar
                        Если выиграют левые

                        Они не левые, а ультраправые.
                        Цитата: Krasnodar
                        Если победят сторонники республиканцев - возможно, мир пойдёт по правильному направлению.

                        Не пойдёт.
                        Цитата: Krasnodar
                        Надо добиваться собственной свободы, финансовой, передвижения и т.д.
                        Тогда станете (если ещё не являетесь) хозяином собственной судьбы.

                        В рамках капитализма этими условно свободными всегда будет меньшинство, угнетающее большинство. Так что твоё предложение сродни предложению стать самой сильной крысой в клетке или самым сильным пауком в банке. Ты реально этого хочешь?
                      13. +6
                        5 июня 2021 12:19
                        "у китайцев есть идея"
                        У них точно есть, уже пару тысячелетий.
                        "Есть Поднебесная, есть страны - сателлиты Поднебесной, есть страны, которые будут сателлитами Поднебесной, но они пока об этом не знают"
                      14. +4
                        5 июня 2021 13:30
                        Алеет Восток fellow
                        Привет, Антон!
                        Наши внуки будут учить китайский, чтобы иметь возможность устроиться на нормальную работу - это произойдёт с вероятностью 80% (0.8)
                      15. +7
                        5 июня 2021 13:38
                        Но, сделавший предложение твоей дочери, китаец, гиюр все равно примет! good
                        Привет, Альберт!
                      16. +4
                        5 июня 2021 15:57
                        И внуки будут нормальными сионистами-маоистами laughing
                      17. 0
                        5 июня 2021 15:59
                        "этот период благоденствия закончится" Вам хочется войны? Я счастлива,что сейчас хоть подобие, но стабильность. Я знаю,что завтра "малыш" заедит и я для него приготовила его любимый компот. В понедельник мне на работу, а там все как обычно. Меня это больше устраивает чем ожидать завтра взрывы
                      18. +2
                        5 июня 2021 20:38
                        Цитата: Astra wild2

                        "этот период благоденствия закончится" Вам хочется войны? Я счастлива,что сейчас хоть подобие, но стабильность. Я знаю,что завтра "малыш" заедит и я для него приготовила его любимый компот. В понедельник мне на работу, а там все как обычно. Меня это больше устраивает чем ожидать завтра взрывы

                        Как приятно жить в своем маленьком, абсолютно детерминированном мирке, в вакууме! Так светло и удобно... А, между тем, возможно, где-то там, в этот самый момент, какая-то "Аннушка" уже пролила "масло"...
          2. +5
            5 июня 2021 06:36
            А если остаться без гаджета хоть на какое-то время? Беспомощность?
            Все же, когда независимо от них, есть знания и умения - уверенней себя чувствуешь.
            Хотя удобно. Не поспоришь.
            1. +4
              5 июня 2021 06:45
              Самый большой кошмар - это когда вырубят электричество.
              Вот и конец света!
              1. +9
                5 июня 2021 06:48
                Всегда любил смотреть на свечи. Без воды остаться - вот катастрофа.
                1. +5
                  5 июня 2021 06:50
                  Без воды, скорее всего не останетесь. Да и свечи скоро кончаться. И кому станут нужны узкопрофильные специалисты?
                  1. +5
                    5 июня 2021 06:54
                    Свечи - не на долго. Печки далеко не у все остались. Сейчас в работе приходится быть «всеядным».

                    А воду - с каждым годом все больше ценю. И не только летом.
                    1. +5
                      5 июня 2021 06:58
                      Учёные предрекают проблему с питьевой водой,но я думаю,что она решаема.
                2. +4
                  5 июня 2021 08:02
                  Цитата: Korsar4
                  Всегда любил смотреть на свечи. Без воды остаться - вот катастрофа.

                  Если в Пустыне, то да ))
                  1. +4
                    5 июня 2021 08:29
                    Пустыни способны расширяться.
                    1. +3
                      5 июня 2021 09:09
                      И озеленяться ))
                      1. +2
                        5 июня 2021 09:36
                        Это уже достойно восхищения.
                      2. +4
                        5 июня 2021 12:14
                        Одного такого "озеленителя" свои же граждане и прибили.
                      3. +4
                        5 июня 2021 13:31
                        Каддафушку? Ну так не фиг было своему клану все Хлебные места отдавать
                      4. 0
                        5 июня 2021 16:05
                        Правильно : надо было в Израиль отдавать?
                      5. +3
                        5 июня 2021 16:08
                        Израиль тут при чем? laughing надо было представителям других кланов тоже дать покушать мякиш, а не крошки, восстания б не случилось hi
                      6. +2
                        5 июня 2021 19:26
                        Явно не за озеленение.
              2. +5
                5 июня 2021 07:09
                Собственно - да!
                И воды без электричества тоже не будет.
          3. +4
            5 июня 2021 07:07
            Многие прежние способности и навыки сейчас уже и ненужны. Гаджеты!
            Гаджеты здесь не причем. Я, например, умею резать стекло. Ну и где, в мире металлопластиковых окон, этот навык может найти применение?
            Здравствуйте, Александр!
            1. +4
              5 июня 2021 07:11
              Доброе утро, Антон!
              Нет стекла и способности ни к чему laughing
              Но если у человека руки растут из нужного места - это уже актив!
      2. +6
        5 июня 2021 06:17
        Как раз самую дорогую цену обычные люди заплатили именно тогда, когда у власти были выдающиеся личности, заплатили за это удовольствие своими жизнями, поэтому чем их у власти не меньше, тем лучше!
        1. +1
          5 июня 2021 06:28
          "Лучше меньше,да лучше" ?
          А кто подсчитает потери от этих аморфных и не образованных политиков?
          И в человеческих жизнях и ресурсах?
          Я понимаю, что вы сторонник либерализма, но такого в истории ещё не было, когда правили либералы. Либерализм это тупик в развитии общества,если не конец.
          1. +10
            5 июня 2021 06:32
            Я сторонник того, чтобы жить спокойно. Чтобы меня не дергали и не призывали делать то, что мне не хочется делать. Мне все равно, кто в этом случае будет у власти, главное, чтобы в обществе не было страха, а жизнь шла по правилам, которые не меняются день ото дня. 99% граждан любой страны подпишутся под этими словами.
            1. +1
              5 июня 2021 06:44
              За все хорошее и чтобы не было войны! Вот вы и есть это послушно-молчаливое образование которое способствует развалу общества.
              Когда хотят что-то поменять вас и не спросят.
              Вам наверное нравиться жить в обществе где все как театр абсурда?
              Как говорил Ленин "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя "
              Любой человек,будь он трижды Премудрый пескарь, должен делать выбор.
              Живите как вам заблагорассудится.
              1. +5
                5 июня 2021 06:57
                А Вас, я вижу тянет на баррикады? Не надо! В руководители мятежными массами Вы все равно не пробьетесь. А станете просто смазкой для штыка. А есть еще шестиствольные пулеметы... И лучше жить в театре абсурда, чем тебя разрежет очередью такого пулемета пополам!
                1. +2
                  5 июня 2021 07:03
                  Где вы увидели баррикады? В своем сознании? В обществе нет дискуссии куда идти. Одни Греты Тумберг!
                  1. +6
                    5 июня 2021 07:07
                    Цитата: ee2100
                    В обществе нет дискуссии куда идти.

                    Люди устали от болтовни. Они хотят просто жить. Вот и все!
                    1. +8
                      5 июня 2021 08:33
                      Самое забавное, Вячеслав Олегович, что в развернувшейся дискусии вы оба правы. Александр в том, что европейская цивилизация потеряла вектор развития, Вы - в том, что за последние 150 лет ей было предложено столько диаметрально противоположных векторов, что она пересытилась и выработала стойкий иммунитет.
                      1. +8
                        5 июня 2021 08:58
                        А "правость" она также никогда не бывает абсолютной. Она также всегда относительна. Просто я что имел ввиду, что люди, которые управляют другими людьми, особенно, если они выбраны демократическим путем, есть не что иное, как слуги народа. И мне неприятно и непонятно, почему слуги не спросясь меня, то есть народа, мне что-то там указывают. Слуга должен прислуживать, а не командовать! Просить, а не указывать. Вот тогда он хороший слуга.
                      2. +4
                        5 июня 2021 09:08
                        Всегда было с точностью до наоборот.
                        "Мы приехали за город,
                        А за городом - дожди,
                        А за городом - заборы,
                        За заборами - вожди." (С)
                      3. +3
                        5 июня 2021 09:59
                        "слуга должен прислуживать,а не командовать",а командовать кто будет?
                        НИ ОДИН президент не откажется,хоть в мечтах,командовать
                      4. +3
                        5 июня 2021 10:33
                        Цитата: kalibr
                        Просто я что имел ввиду, что люди, которые управляют другими людьми, особенно, если они выбраны демократическим путем, есть не что иное, как слуги народа. И мне неприятно и непонятно, почему слуги не спросясь меня, то есть народа, мне что-то там указывают.

                        И это говорит автор книг по PR технологиям! ))) Достаточно заключить в кавычки слова "демократическим" и "слуги народа" и "непонятно" сразу исчезнет! "Неприятно", правда, останется... )))
                        Для специалиста по Истории КПСС, такой пассаж тоже странен. Что, там, дедушка Ленин говорил о сущности государства? ))
                      5. +3
                        5 июня 2021 18:20
                        Игорь! Вся наша жизнь сплошной парадокс. А значит и моя. Например, ЕГЭ я считаю полезным для социальной мобильности общества. Но для своей внучки это неподходящее дело. И она его не сдавала. Так что ПР-технологии это одно, а личная жизнь совсем другое. А уж что там Ленин говорил о государстве мне и вовсе все равно. Для меня государство это... я сам! Да что там государство... Вселенная!
                      6. 0
                        5 июня 2021 22:02
                        Цитата: kalibr
                        Так что ПР-технологии это одно, а личная жизнь совсем другое.

                        Т.е. зная, что лохторат, после соответствующей обработки, проголосует за того, за кого нужно, чтобы он проголосовал, Вы продолжаете верить, в торжество демократии и "слуг народа", которые почему-то должны исполнять хотелки этого самого лохтората, вместо хотелок тех, кто вложился в их избрание? Это, как-то, совсем уж по-детски наивно. Вы в Деда Мороза, случайно, не верите?
                      7. +2
                        6 июня 2021 07:22
                        Я верю в просвещение. Люди пусть медленно, но умнеют. Это раз. Второе, есть определенные законы мешающие 100% управлению лохократом, и есть
                        экономика, которая жить на обмане не может. Эти три фактора приводят к тому, что демократическое волеизъявление народных масс становится возможным. К тому же... оно еще и периодически допускается, именно в целях... управления лохакратом "потом". Так что Игорь, не все так просто.
                      8. +3
                        5 июня 2021 09:53
                        '"присытилась и выработала стойкий иммунитет" другими словами:Европа предпочитает стоять на перекрестке?
                      9. +4
                        5 июня 2021 10:51
                        Не Европа, а европейская цивилизация, к которой принадлежит и российский социум.
                  2. +1
                    5 июня 2021 09:48
                    Ну с Гретой Тумберг всё ясно. Там ,где сборище Грет Тумберг мне не жить. Фиг его знает: идиотизм заразен?
                    1. +7
                      5 июня 2021 10:50
                      Там ,где сборище Грет Тумберг мне не жить

                      Ой, не зарекайся, Святослав laughing
                      Любая женщина время от времени имеет свойство превращаться в Грету Тумберг yes
                      У меня их сегодня аж целых три: жена, невестка и внука - целая банда с повышенной экологической активностью. yes
                      Затеяли не свет, не заря генеральную уборку и дома и на на участке
                      1. +4
                        5 июня 2021 14:00
                        Дима,я это прекрасно знаю. В КАЖДОЙ женщине спрятан дьявол. Другое дело насколько глубоко и ежели выскочит .....то нам с тобой будет паршиво
                      2. 0
                        5 июня 2021 16:20
                        Коллеги: Дмитрий, Владкуб, а без нас ,женщин,вы будите :оборванные,обросшие в мусоре по уши
                      3. +4
                        5 июня 2021 21:12
                        Коллеги: Дмитрий, Владкуб, а без нас ,женщин,вы будите :оборванные,обросшие в мусоре по уши

                        Такие?

                        Вот из нашей интеллигентнейшей Веры Грета Тумберг выскочила smile
                      4. +1
                        6 июня 2021 16:36
                        Ну спасибо. С Гретой Тунберг меня ещё не сравнивали. С мужчиной сравнивали,а с Гретой Тунберг ещё нет
                      5. +4
                        5 июня 2021 21:32
                        Цитата: Astra wild2
                        Коллеги: Дмитрий, Владкуб, а без нас ,женщин,вы будите :оборванные,обросшие в мусоре по уши

                        Это в Вас великоженский шовинизм говорит. Шовинизм - это плохо! yes
                        И, да, Ваше: "в мусоре по уши" - это не в мусоре и не по уши, это называется: творческий беспорядок. laughing
                      6. +2
                        6 июня 2021 09:24
                        И вообще.Нечего женщинам в творческие дела соваться! laughing
                        Доброе утро!
                      7. +3
                        6 июня 2021 09:35
                        Доброе! hi Так ведь суются! Особенно любят инструменты "на место" убирать. Ищи потом, где это место... laughing
                      8. 0
                        6 июня 2021 16:43
                        Добрый вечер, а Ваше жена как на это смотрит
                      9. 0
                        6 июня 2021 17:22
                        Вечер добрый.На что на это?
                      10. 0
                        7 июня 2021 07:23
                        На творческий"порядок"
                      11. +1
                        6 июня 2021 11:47
                        Ваше: "в мусоре по уши" - это не в мусоре и не по уши, это называется: творческий беспорядок. laughing

                        Поправлю - это называется творческий ПОРЯДОК ))))
                      12. 0
                        6 июня 2021 16:51
                        Хан, сомневаюсь,чтоб Вам самому нравится жить в мусоре.
                      13. 0
                        6 июня 2021 09:17
                        Это почему такое нелестное утверждение?Опыт или попытка пошутить?*-* от меня.Незачёт. hi
                      14. +4
                        5 июня 2021 18:22
                        Ричард! А мне моими женщинами запрещено на даче использовать липкие домики против мышей. Они мучаются, бедняжки!
                      15. +4
                        5 июня 2021 19:28
                        Пришлось применять меры: каждой - по порции мороженного. Хоть это даёт передышку.
                      16. +1
                        5 июня 2021 21:47
                        Реально помогает yes но тут главное не перепутать smile
                      17. +1
                        5 июня 2021 22:34
                        Цветы сами вырастают.
                        А для коктейля молочного только жимолость созрела.
                      18. +2
                        5 июня 2021 22:47
                        У нас в горах растет жимолость. Ягоды черные. Только они ядовиты
                      19. +1
                        5 июня 2021 23:12
                        Есть ядовитые виды жимолости и есть съедобные.
                      20. +1
                        6 июня 2021 00:10
                        Тут главное - не перепутать. Поэтому молочный коктейль с жимолостью делается исключительно только эксперементальным путем laughing
                        Сальери: - Испей коктейль молочный, Моцарт, Его я для тебя с любовью приготовил. В него для вкуса жимолости для тебя добавил
                        Моцарт: - Спасибо, друг, я рад такой заботе. Но дай схожу домой, сказать жене чтоб не ждала меня она к обеду.
                        А гений и злодейство – две вещи несовместные. Не правда ль?
                        Сальери: - Конечно нет! К жене опосля сходишь. Скорее пей, а то всерьез обижусь
                        (Моцарт пьет и падает)
                        Сальери: -И этот кустик оказался ядовитым.
                        (в глубоком раздумье): - Куда-ж я,черт возьми, сажал съедобный кустик? И как его теперь искать, один бог знает. На даче нет уже ни одного соседа...(с)
                      21. +1
                        6 июня 2021 00:36
                        Поэтому обычно приговариваю, что все мы - потомки победителей.
                        Неудачники ошибались с выбором съедобных растений.
                      22. +1
                        6 июня 2021 02:28
                        Естественный отбор smile
                      23. +1
                        6 июня 2021 03:31
                        По Дарвину. А ещё раньше по Мальтусу.
              2. +5
                5 июня 2021 07:04
                Цитата: ee2100
                Как говорил Ленин "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя "

                Как и любое утверждение оно не является абсолютным, а содержит качественную и количественную составляющую. Потому, что важен % насколько можно и насколько нельзя. И самое главное - какой % этого "можно" и "нельзя" устраивает самого человека! Самый простой пример: кто-то не может и дня прожить без Центрального ТВ и Рен-ТВ, а у кого-то телевизор не включается годами... Так что % зависимости у всех людей разный. Он не носит абсолютного характера.
                1. +5
                  5 июня 2021 09:39
                  "у кого-то телевизор не включается годами"В. О,а у Вас как с этим обстоит
                  1. +2
                    5 июня 2021 18:23
                    Мы смотрим по ТВ только кино. И то редко. Нужно чтобы фильм нравился мне, жене и внучке. А такое единодушие бывает редко.
                    1. +1
                      5 июня 2021 20:43
                      Эт точно. Такое редко бывает. У каждого свои "тараканы". У меня :мама, участник ВОВ, только Новости и Здоровье. Моей давай:"розовые сопли", и всякую фигню типа"Пусть говорят","Центральное Телевидение",а я как "порядочный человек"пытался смотреть ту фигню. И мне: Максим Галкин приснился,что ему отчитываться надо. Больше я такое не Смотрю. Боюсь,что "крыша поедит" от той мути
                      1. +3
                        5 июня 2021 21:12
                        Ну вот недавно смотрели фильм ТРИ МУШКЕТЕРА 1948 года и сравнивали его с фильмом 1961-ого...
                      2. 0
                        6 июня 2021 14:46
                        Чья экранизация?
          2. +5
            5 июня 2021 06:38
            Представить, что в волчьей стае во время охоты начались дебаты о правах загонщиков.
            1. +3
              5 июня 2021 06:55
              Есть определенные правила и такое не возможно. Дебаты могут быть либо среди волков,куда бежать,и загонщиков (разные темы)
              Сейчас общество говорит о чем угодно, но не о том куда двигаться.
              Нет личностей,но и нет теоретиков
              1. +4
                5 июня 2021 06:56
                Среди волчьей стаи есть тоже те, кто загоняет.
                1. +2
                  5 июня 2021 06:59
                  И кто это ? Либерал?
                  1. +2
                    5 июня 2021 08:31
                    Ни в коем случае. А представьте себе дебаты о правах волка.
                    1. +3
                      5 июня 2021 09:13
                      Ведущиеся в отаре.
                      1. +2
                        5 июня 2021 09:37
                        Вариации на тему «Скотного двора».
                      2. +3
                        5 июня 2021 09:42
                        "Стокгольмский синдром", когда-то мать моих детей курсовик писала на эту тему.
                      3. +2
                        5 июня 2021 09:45
                        Страх может и в сочувствие переходить.
                    2. +2
                      5 июня 2021 09:13
                      А вот это другой подход, более жизненный!
              2. +5
                5 июня 2021 08:07
                Цитата: ee2100
                Есть определенные правила и такое не возможно. Дебаты могут быть либо среди волков,куда бежать,и загонщиков (разные темы)
                Сейчас общество говорит о чем угодно, но не о том куда двигаться.
                Нет личностей,но и нет теоретиков

                А куда двигаться? К очередному изму? ))
                Или национальной идее?
                1. +2
                  5 июня 2021 21:09
                  Я уже не пацан и мне не хочется куда-то бежать за какой-то чудо-юдо"синей птицей"
                  1. +2
                    5 июня 2021 21:33
                    Совершенно верно
              3. +2
                5 июня 2021 21:04
                Александр, я себе давным-давно решил:"историю делают личности". Если вспомнить историю то: Юлий, Август Цезари . Потом период становления христианства. Это были ЛИЧНОСТИ..
                19в."Народная воля": Желябов, Перовская, Кибальчич, хочешь не хочешь,но признаешь их одержимость.
                Маркс и Энгельс , хочешь или не хочешь,но заложили фундамент, а Ленин уже на том фундаменте начинал"стройку" и опять были ЛИЧНОСТИ.
                Сейчаc НИГДЕ НЕТ ЛИЧНОСТЕЙ
                1. +1
                  6 июня 2021 08:29
                  Доброе утро!
                  Я это и имел ввиду. Оппоненты предлагают сидеть и ждать, может само рассосётся. laughing
                  Личности появляются на крутых поворотах истории или изломах. Я считаю,что мир и подошёл к такой черте. Во многих странах, как по Ленину, революционная ситуация назревает.
                  Людям нужно чётко сказать куда и за чем идём.
                  Продолжение этой вакханалии мало кто хочет. Здравомыслие в конце концов должно победить.
                  1. +1
                    6 июня 2021 12:07
                    Здравомыслие это и есть Дао Дэ Цзин... )))
                    - Лао-цзы сказал: «Если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывет труп твоего врага».
                    Лукреция обдумывает это изречение и возражает:
                    — Иногда врагу можно помочь упасть в реку. Заодно и время сэкономишь. (С)
                    1. 0
                      6 июня 2021 12:56
                      Лукреция - Борджия?
                      1. 0
                        6 июня 2021 13:28
                        Лукреция Борджия сущий демон только в массовой культуре. Слухи для "желтой прессы" тех еще времён начал греть глубоко обиженный муж, герцог Феррары Джованни Сфорца... С таким же успехом, могла быть и Лукреция Медичи, если бы кто озаботился её очернить. ))) Ну или Лукреция Донатти...
                      2. 0
                        6 июня 2021 14:45
                        Лукреция Донати" ..почему не знаю"(с)
                      3. 0
                        6 июня 2021 18:22
                        Да ну? Возлюбленная Лоренцо Медичи иль Магнифико laughing
                        Если взять сериал "Демоны да Винчи", как типа "исторический", та еще стерва...
                      4. 0
                        6 июня 2021 18:51
                        Не смотрел. Я привереда:смотрю старые фильмы,какие нравятся,дедективчики. "Морских дьяволов" пока не надоели
                    2. +2
                      6 июня 2021 13:44
                      Все мыслители прошлого в прошлом! И ждём новых,современных. Интересно,чтобы сказали мудрецы прошлого живи они сейчас. bully
                      1. 0
                        6 июня 2021 13:49
                        Стивен Хокинг тоже много чего хорошего наговорил, а ведь современник laughing
                        Если пришелец с другой планеты протянет вам левую руку — не пожимайте ее. Он может состоять из антиматерии. Вы оба исчезнете в чудовищной вспышке света.
        2. +1
          5 июня 2021 21:35
          У вас телега впереди лошади и ветер дует потому что деревья шевелятся.
      3. +5
        5 июня 2021 06:50
        Цитата: ee2100
        Мир меняется на наших глазах, но не все это понимают. Этот процесс не управляем и куда он приведёт не ясно.

        Исходя из законов формальной логики - конец неминуем! Если верить философам - грабли наше все! Правда есть ещё фантасты разных мастей!!! Тут на вкус и цвет товарищей нет... laughing
        Всем доброго дня, Котище!!!
        1. +2
          5 июня 2021 06:55
          Конец не минуем
        2. +6
          5 июня 2021 07:02
          Исходя из законов формальной логики - конец неминуем!
          Это исходя из второго закона термодинамики.
          Привет, Влад!
          1. +2
            5 июня 2021 08:33
            Просто из этого хаоса создастся новая система. Вопрос - кто приспособится.
            1. +6
              5 июня 2021 08:37
              Кто может приспособиться к "тепловой смерти" Вселенной?
              1. +4
                5 июня 2021 08:53
                Хорошо, что ближайшую неделю этого можно не опасаться.
                1. +5
                  5 июня 2021 09:00
                  В общем, да.
                  1. +7
                    5 июня 2021 09:06
                    Комфортно на всей Русской равнине. Впрочем, ждём сентября. Это август богат на сюрпризы.
                    1. +6
                      5 июня 2021 09:15
                      Это август богат на сюрпризы
                      Черт бы побрал этого Октавиана!
                      1. +3
                        5 июня 2021 09:39
                        Нечего февраль было обижать?
                    2. +5
                      5 июня 2021 10:04
                      Гидромет воздерживается от предсказания тепловой смерти Вселенной до прихода осени, но не может гарантировать отсутсвие ледникового периода с началом зимы.
                      1. +3
                        5 июня 2021 10:09
                        По крайней мере весны и осени - наши. Поверим Конфуцию.
                      2. +5
                        5 июня 2021 10:56
                        «Хозяин разочарованный жизнью смотрел на новые туфли от которых нестерпимо несло и капало нежданчиком от кота. Или наоборот «незыблемой как закон термодинамики» теоремой. Потому что виновник, сидел в недосягаемости на шифоньере и демонстрационно вылизывал «бубенчики», всем видом показывая, что сказанное пять минут назад опрометчивое «Васька мне не до твоей кошачьей жратвы у меня свидание» дал Коту железобетонное основание основание «нагадить в тапок»!!! laughing
                      3. +3
                        5 июня 2021 19:24
                        Нечего зависеть от новой обуви.
                        А если так волнует - имейте запасные.
                      4. +4
                        5 июня 2021 11:19
                        А чего там Конфуцию верить! Поверим в неизменность наклона Земной оси на протяжении обозримого столетия, и ледниковый период как приятная узнаваемая данность зимой нам обеспечен.
                      5. +3
                        5 июня 2021 19:25
                        Вот так Гиппарх Никейский и ввёл понятие «климат».
                      6. +3
                        5 июня 2021 19:48
                        Как Вы мрачно, Сергей! Не климат, а по тем понятиям, либо дуновение нежных зефиров, либо холодных ветров -- Бореадов северных, Зета и Калаида...
                        Что, правда " климат" он ввел? Значит претензии по изменению климата -- прямо Гиппарху! Заснул, видать, старик. Не справляется.
                      7. +2
                        5 июня 2021 20:16
                        Да. По латыни это наклон и переводится.
                      8. +4
                        5 июня 2021 20:43
                        Какие неожиданные вещи порой узнаются. Климат -- значит наклон. Наклоняет нас им природа, пригибает к земле. Ну, Гиппарху виднее. И всё же хочется сказать словами персонажа Стругацких, Камноедова: "Вы мне это прекратите!" И добавить: "В таком аксепте, значить!" Гикатонхейры этих его слов боялись, глядишь, климат помягчеет )))
                      9. +2
                        5 июня 2021 22:45
                        «Но, желательно, в июле,
                        И, желательно, в Крыму» (с).
                      10. +2
                        5 июня 2021 23:41
                        О, сколько нам желательно желать,
                        Желания выстраивая в рать,
                        В постыдную не вглядываясь рожу,
                        Когда пред зеркалом снимаем с неё кожу.
                      11. +1
                        6 июня 2021 00:33
                        «Я вижу мачту корабля» (с).
                  2. +4
                    5 июня 2021 10:58
                    +21...+23...+24... Аж зависть взяла!
                    1. +6
                      5 июня 2021 11:08
                      Не завидуйте, Игорь. У меня на объекте +39, фасадное остекление, солнечная сторона.
                      1. +5
                        5 июня 2021 11:16
                        Все равно буду! У меня безо всякого остекления, за бортом, +43, в тени и, до кучи, какая-то сволочь всю воду в кране выпила, и холодную и горячую. laughing
                      2. +6
                        5 июня 2021 11:36
                        всю воду в кране выпила, и холодную и горячую.
                        Таджики, не иначе.
                      3. +3
                        5 июня 2021 11:37
                        Ну, а кто-ж еще!
                      4. +1
                        5 июня 2021 16:36
                        Если в кране есть вода
                        Krasnodar сходил туда fellow
                      5. +2
                        5 июня 2021 17:23
                        Вот, блин! А я только хотел обрадваться, что хоть холодную дали... А оно, вон оно как, оказывается! laughing
                      6. +2
                        5 июня 2021 18:51
                        Ну дык, я д рептилоид fellow
              2. +1
                6 июня 2021 12:14
                Демон Максвелла? )))
                1. +1
                  6 июня 2021 12:25
                  Андрей! hi
                  Я в электродинамике не больно силен. Помню, что данным красивым словосочетанием обозначается теория полупроводников.
                  1. +1
                    6 июня 2021 13:44
                    Ноги у словосочетания растут из термодинамики, кажется 2й закон термодинамики. Это вторая половина 19 столетия, там наверное анекдотов больше, чем того, что Реалу соответствует. hi
  3. +6
    5 июня 2021 06:12
    Вот ведь человек: ни слава, ни деньги, ни титул ему не нужны, а только познание! Хотел весь мир посмотреть и потратил на это всю жизнь! Без приказа, без понуждения, не ища никакой выгоды.
    Интересно, а сейчас его книга печатается? Я даже не слышал о таком
    1. +7
      5 июня 2021 09:27
      Интересно, а сейчас его книга печатается?
      Из Википедии
      "Григорович-Барский В. Г. Странствования по святым местам Востока. Часть 1. 1723—1727. М.: ИИПК «Ихтиос», 2004. — 424 с., 5 000 экз."
  4. +3
    5 июня 2021 06:43
    С удовольствием читаю о зарождении отечественной «египтологии» от Вячеслава Олеговича - спасибо!
  5. +3
    5 июня 2021 06:49
    Если провести линию от известных людей Екатерининских времён , которые побывали в Египте ,до России современности , то в одном случае выйдет не простая линия , а ветвь генеалогического дерева.Это генеалогическое дерево есть род Войновичей . Марко Иванович Войнович при Екатерине Великой мичманом поступил в российский флот и сделал впечатляющую карьеру . Войнович побывал в составе русского флота и отличился в Египте и в Сирии участвуя в блокаде и взятии Бейрута . Карьера морского офицера была стремительна и адмирал Марко Иванович Войнович , отличившийся в Египте, есть один из основателей Черноморского флота России. А прямой потомок Марко Ивановича Войновича, Владимир Николаевич Войнович написал Гимн Космонавтов :
    Я верю , друзья ,
    Караваны ракет
    Помчат нас вперёд
    От звезды до звезды.
    На пыльных тропинках
    Далёких планет
    Останутся наши следы...
    1. +4
      5 июня 2021 06:59
      Цитата: север 2
      Останутся наши следы...

      А какая у него судьба была после написания?
      1. +4
        5 июня 2021 07:41
        Наверное было бы правильнее задать вопрос ,-чем и как свою судьбу после написания Гимна Космонавтов испоганил Войнович , что его пришлось выдворить из СССР? Я отвечу,- что тем же самым испоганил , чем и Солженицын. А то что поместили Войновича в психушку , я против.Однако , в первом своём комментарии я выделил лишь то , чем мне памятны оба Войновича . Один, Марк, созданием ЧФ России , другой , Владимир , написанием Гимна Космонавтов . Если Вам Владимир Николаевич Войнович памятен романом " Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", я уважаю Ваш выбор , хотя для себя я такой выбор не представляю возможным ...
        1. +5
          5 июня 2021 07:52
          Я тоже уважаю и Ваш выбор и... его тоже!
    2. +3
      5 июня 2021 13:06
      Понятия не имела,что эту песню написал дисидент
  6. +2
    5 июня 2021 08:57
    Для читателей 17-18 вы."О тайном и просвещением" это атомная бомба
  7. +4
    5 июня 2021 09:35
    Будь я шефом разведки той поры,я бы ,Григоровича-Барского назначил : главным консультантом. Такой человек был бы находкой для любой разведка той поры
    1. +2
      5 июня 2021 12:59
      Коллеги,Владкуб хочет "посидеть"Шишковско. Ведь, в ту пору"Тайную канцелярию" возглавлял Шишков.
      А"Тайная канцелярия"- аналог:"КГБ",ФСБ
      1. +1
        6 июня 2021 12:52
        "Тайная Канцелярия" - это князь-кесарь Ромодановский И. Ф. (1868. Преображенский приказ) до этого тайный приказ. Руководили: Башмаков, Полянский, Ртищев....
        Кто такой супертайный Шишков?
        Тогда, Может Шешковский С. И. (Руководил 1762-1794)
        Вера, либо Вы что-нибудь напутали....
        Либо вообще ничего не понятно)))
        1. 0
          6 июня 2021 16:29
          Вы правы: забыла как правильно"Е"или"И'.
          Князь-кесарь - "Преображенский приказ" при Петре 1
  8. +6
    5 июня 2021 10:19
    Сегодня он начнется с рассказа о замечательной книге допетровской географической литературы, посвященной описанию Турецкой империи (в состав которой входил в то время и Египет), которая называется «Книга о тайном и сокровенном сокрытии мной пленником в неволе описанная». Автор ее неизвестен. Мы можем лишь предположить, судя по тексту, что он долгие годы находился в турецкой неволе. Несмотря на положение пленника, он сумел, однако, посетить все крупные города Османской империи, включая Каир, Розетту и Александрию, и подробно их описать. Странствия его в общей сложности заняли 5 лет 2 месяца и 20 дней.

    "Большой интерес представляет «Описание турецкой империи, составленное русским, бывшим в плену у турок во второй половине XVII века. Оно относится приблизительно к 1670 - 1680 годам. Автор его, по-видимому боярский сын из Ельца Федор Феоктистов Дорохин, пробыл в плену свыше 5 лет."
    (Лебедев Д. М. Русские географические открытия и исследования: с древ. времен до 1917 года / Д. М. Лебедев, В. А. Есаков. – М. : Мысль, 1971).


    Сведения о Федоре Дорохине сообщаются в донесении киевского воеводы князя Юрия Петровича Трубецкого от 17 июля 1674 года царю Алексею Михайловичу. Федор Дорохин был военным, имел чин рейтара и служил в полку Ивана Шепелева. В 1660 году в сражении под Чудновом вместе с киевским воеводой Василием Борисовичем Шереметевым он попал в плен к крымским татарам.
    Пробыв в Крыму около двух лет, около 1662 года он был продан туркам, которые отвезли его в Константинополь. Хозяин-турок отдал его вместо себя в солдаты и, таким образом, Федор Дорохин служил в турецком войске снова в чине рейтара. Будучи турецким солдатом, он «был в турецкой земле в разных городех», как сказано в донесении. Заработав денег, зимою 1674 года Дорохин откупился за 150 левков и выехал из Константинополя по направлению к России.
    Таким образом, Федор Дорохин пробыл в Турции с 1662 по 1674 годы, т. е. около 12 лет.
    В Киеве он явился к воеводе князю Юрию Петровичу Трубецкому, который написал о нем царю Алексею Михайловичу как о человеке, хорошо знающем Турцию и представляющем большую ценность. Уже в столице Дорохин представил в Посольский приказ свои путевые записки, составленные им с риском для жизни, которые вскоре были напечатаны. Точная дата издания труда не известна, историки относят это событие приблизительно к 1675 году.
    Его «Описание турецкой империи, составленное русским, бывшим в плену у турок во второй половине XVII века» стало первым русским трудом, посвященным Османской империи. Свой труд он представил анонимно.
    (Описание Турецкой империи, составленное русским, бывшим в плену у турок во второй половине XVII века / Ф. Ф. Дорохин ; ред. и предисл. П. А. Сырку // Православный Палестинский сборник. – СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1890. – Вып. 30. Т. 10)
    1. +5
      5 июня 2021 12:18
      Спасибо, Виктор Николаевич, за столь развернутый, информационно насыщенный комментарий! good hi )))
      Получается, что Дорохин, пусть невольно, пусть в силу обстоятельств, однако стал-таки одним из первых военных разведчиков на Ближнем Востоке, внедренных в систему отношений этого грозного потенциального противника. Предтечей тех, кто несомненно живет и действует в настоящий момент вне нашей страны на пользу её под видом граждан определенных государств.
      Но если Дорохин оказался кем-то вроде Штирлица, то этого не скажешь о Григоровиче-Барском. Этот пассионарий -- предтеча нынешних блогеров, которые широко снабжают нас, любознательных, видеозарисовками таких стран и таких мест в этих странах, куда нормальному человеку даже при наличии визы и лишних денег в голову не придёт сунуться. Но при этом крайне интересно смотреть и слушать комментарии путешественника, который залез-таки в пекло и может погибнуть, что иногда и происходит.
      Что же объединяет между собой Дорохина и Григоровича-Барского? В силу объективных обстоятельств они оба ничего не привезли с собой из мест путешествий. Ну, разве что какие-нибудь небольшие восточные вещицы, может, оружие. Однако они сделали главное -- возбудили интерес к Ближнему Востоку, особенно к Египту ввиду его необычности, и египетским артефактам -- интерес среди тех, кто имел возможность купить и читать их книги, а также в отдельных тех, кто располагал материальными возможностями купить не только книги, но и сами артефакты, сколько бы они ни стоили. Полагаю, следующая статья Вячеслава Олеговича будет об эпохе "вывоза оттуда и ввоза сюда" )))
      1. +5
        5 июня 2021 13:56
        Людмила Яковлевна, если Вас тема заинтересовала, рекомендую вот эту книгу. Она есть в сети.
        1. +5
          5 июня 2021 15:17
          Ох, Виктор Николаевич!..
          Была у меня в детстве книга неимоверной толщины о великих географических открытиях человечества. На обложке -- корабли с раздутыми парусами, и там было всё! В том числе о русских открытиях. Читала и перечитывала. А сейчас как-то не хочется об этом читать. Мне известна канва событий, при необходимости по какой-то теме освежаю полученные когда-то знания в интернете. Ведь я не сосредоточена только на истории )))
  9. +8
    5 июня 2021 10:56
    В тему Египта.
    Сегодня день рождения у Барбары Брыльской.

    1. +4
      5 июня 2021 16:26
      Саша, привет. smile

      Как-то в девяностые нарвался на интервью с Брыльской на TV, так она там обгадила сначала Мягкова, потом Яковлева, а заодно всех наших тёток за отсутствие вкуса в понимании истинной мужской красоты, короче, очень милая пани. Я уже как-то рассказывал о её похождениях на съёмках "Фараона" в нашей Средней Азии, не буду повторяться, высокоморальная "девушка". drinks
      1. +3
        5 июня 2021 17:51
        Привет, Костя!
        Не будем о морально-волевых качествах! crying
        Но красива! А в то далёкое время "Фараон" это как пор ..но!
        1. +5
          5 июня 2021 19:01
          Согласен -- красиво, а на её голую попку в "Фараоне" вся мужская половина Москвы бегала смотреть с вожделением. wink
          1. +5
            5 июня 2021 19:03
            Есть ,что показать!
            1. +4
              5 июня 2021 19:05
              Так и показала, и не один раз. laughing
      2. +2
        5 июня 2021 19:31
        Не сотвори себе кумира.
        1. +3
          5 июня 2021 20:09
          Не сотвори себе кумира.


          Кумиршу тоже не надо. laughing
          1. +3
            5 июня 2021 20:17
            «Пусть не в мужском,
            Так в женском лике» (с).
            1. +3
              5 июня 2021 20:19
              Не, ну ежели выбирать, так уж пусть будет в женском. laughing
  10. +3
    5 июня 2021 12:44
    Вячеслав Олегович, коллеги . Добрый день . Уже есть "заначка" для понедельника. Будет,что почитать и поговорить,а если завтра или ещё и послезавтра будут интересные материалы. Размечталась
  11. +4
    5 июня 2021 13:37
    любопытен ко всяким паукам и художествам»

    Это опечатка, или автор все же интересовался арахнидами?
    1. +3
      5 июня 2021 16:08
      Буквы на клаве рядом стоят, спешка, опечатка. smile
      1. +5
        5 июня 2021 17:10
        День стремится к окончанию. Утро ослепительное, но сонное, не очень теплое.
        Семнадцать вечера -- туманный облачный покров, все серое, тепло. И какой-то странный внутренний дискомфорт, не позволяющий ценить каждое мгновение уходящего дня...
        И как этот бедняга Дорохин переносил свои злоключения? Впрочем, понятно. Он знал, что вернётся домой, где ему будет хорошо. Вернётся, когда устанет от своих мучительных странствий, похожих на самоистязание. Вернется, и родной дом покажется обителью рая. Куда бы вернуться?
        1. +4
          5 июня 2021 17:33
          Куда бы вернуться?

          Из вопросов вопрос. smile У всех ведь по разному. Я вот в одних воспоминаниях о войне прочитал вот такое: после взятия порта Пиллау, наши стали очищать казематы крепости и в одном из подвалов увидели такую надпись -- "Wir gehen, aber wir kommen wieder." (Уходим, но ещё вернёмся) и это в апреле 1945 года. Шутники, верно?
          Так что не у всех получается вернуться. request

          Улица в Пиллау, любили немцы на стенах писАть.
          1. +3
            5 июня 2021 18:38
            Скажу честно, Вы меня поразили этим эпизодом, Костя. Но почему-то мне кажется, что уходящие (или даже впоследствии убитые) имели в виду нечто иное -- возвращение своей нации на эти земли, вкладывая в надпись политический подтекст. Ничего никогда не кончается. И я могу лишь повторить свои слова о том, что год назад, когда обнаружила территориальные притязания со всех сторон к России, задалась вопросом: а где наша земля? По каким критериям оценивать принадлежность ареалов нам? И как тодько возник вопрос, пришла на раздел "История".
            1. +3
              5 июня 2021 18:55
              По каким критериям оценивать принадлежность ареалов нам?
              1. +4
                5 июня 2021 19:15
                Спасибо, Антон! От души порадовалась! good )))
                Особенно понравился Петр wassat )))
                1. +5
                  5 июня 2021 19:24
                  Оттож! Петр, он такой!
                  "Здесь будет город заложон!"(с)
                  (Надпись на стене городского ломбарда Ниеншанца, 1 мая 1703 г.)
                  1. +3
                    5 июня 2021 19:27
                    Смеюсь, не могу остановиться!))))
                    Вот такие они, Санкт-Петербургские анекдоты!
                    1. +4
                      5 июня 2021 19:51
                      Ну, не Одесса, конечно... request
                      За то мы на погоду никогда не жалуемся! good Только на сквозняки negative
                      1. +2
                        5 июня 2021 20:23
                        На погоду жаловаться -- наш подмосковный обычай. Леса горят -- плохо, болото от дождей вокруг домов -- опять нехорошо!
                        На спам жалуемся, на странные сообщения..
                        Вот прямо сейчас: "Вас от этого жуть охватит..." Ну почему кому-то надо, чтобы меня охватила жуть? Кому от этого легче станет? И ещё, тут же: "Вы будете зарабатывать 1357820 рублей!" Не поверив глазам, удалила как галлюцинацию. Но следом раздался звонок -- телефонный, немедленно удалила! Поставила на виброзвук.
                        Какой плотный охват попечительством -- вот он, добрый, заботливый капитализм, а я не хотела верить. Такие мы, подмосковные нытики.
            2. +4
              5 июня 2021 19:09
              По каким критериям оценивать принадлежность ареалов нам?

              Да по обычным, отбили в войне вашу землю, так она топеряча и не ваша. Как и было с Пиллау и Кёнигсбергом, а на могилу Канта, пожалуйста -- приезжайте. smile
              Как думаете, почему Литва не имеет территориальных претензий к России?
              Остальное всё лирика. soldier
              1. +3
                5 июня 2021 19:18
                Представьте, я тоже так думаю. Я всегда говорю в таких случаях: мы были сильнее и теперь эта земля наша. Если у притязателя неолитическое сознание, с ним надо говорить на его языке, иначе не поймет, примет за слабость. История подтверждает!
                1. +2
                  5 июня 2021 20:11
                  Ну так и правильно, с людьми нужно говорить на том языке, который для них привычен, а для особенно непонятливых существуют давно апробированная метода. drinks
          2. +5
            5 июня 2021 18:48
            Приветствую Константин!
            А в каком фильме прозвучала фраза сказанная немецким офицером:
            *-Когда мы стояли у стен Москвы,вы верили,что дойдёте до Берлина.Так почему бы нам сейчас не верить,что мы вернёмся к Москве?*
            1. +3
              5 июня 2021 19:04
              Привет, Сергей!
              Это Штирлиц сказал радистке Кэт, разыгрывая сцену допроса для прослушки. smile
              1. +4
                5 июня 2021 19:06
                Точно!Как гора с плеч свалилась,а я уж на *Освобождение* грешил.Спасибо! bully
              2. +4
                5 июня 2021 19:12
                Я это собственно к тому,что и они...тоже верили.Даже в 45-ом.
                1. +4
                  5 июня 2021 19:21
                  Лишь бы сейчас, в пору мутного политического политеса, у нас получилось бы убеждать убедительнее wassat
        2. +5
          5 июня 2021 19:32
          А представляете, какой характер приходилось иметь послам в Османской империи, например.
          1. +6
            5 июня 2021 19:37
            Я лучше представляю шведского посла на приёме у Ивана Васильевича -- даже помню кренделя, которые он выделывал ногами в границах политеса... И эти его интонации, акцент )))
            1. +3
              5 июня 2021 20:15
              Это приятные моменты.
              Обрескову было не так куртуазно.
          2. +4
            5 июня 2021 20:15
            Вот уж не знаю, с их двуличностью и прочими восточными хитростями... Да и любой христианин, будь хоть холоп, хоть король, всё равно был для них "собакой необрезанной".
            1. +3
              5 июня 2021 20:18
              Вот-вот. В любой момент жди неприятностей.
              1. +3
                5 июня 2021 20:20
                Так оно всегда так и было, да и сейчас так и есть. negative
  12. +4
    5 июня 2021 18:18
    И этот Сфинкс...
    Ближе всех к нему пирамида Хефрена -- и ни слова о памятнике ни на папирусах, ни на стелах. Потому что не строили его, а лишь отремонтировали. По каким-то косвенным данным было установлено, что сам Хефрен видел Сфинкса, но тот был сильно поврежден, и фараон велел его отреставрировать, заменив ему голову. Но после реставрации Сфинкс снова исчезает! Пески засыпали. Пирамиды засыпать не получится -- слишком высокие, а засыпать Сфинкса у природы регулярно получалось. К тому же пирамиды -- гробницы, надо думать, их как-то охраняли, очищали хотя бы по низу, а Сфинкс -- не гробница, обойдется.
    И лишь 400 лет спустя после Хефрена какой-то близкий родственник Хеопса распорядился провести тщательную очистку памятника и постоянно следить за ним.
    Почему я так думаю?
    Потому что именно в этот период образ Сфинкса в разных ипостасях мифологизируется греками -- время у них было, чтобы его рассмотреть.
    Однако последующие поколения правителей Египта проявили безразличие, памятник занесло надолго, и потому он отсутствует в описаниях Гекатея Абдерского и Гекатея Милетского, проходивших в Египте "школу мудрости". Не видел Сфинкса и знаменитый географ и путешественник Страбон. Среди подробнейших описаниях чудес Египта Геродотом Геликарнасским в 445 году до н.э. Сфинкса по-прежнему нет. Но знали о нем всегда, ваяли тысячи статуэток и статуй вплоть до размеров живого льва. Регулярно откапывали Сфинкса и при Птолемеях, и при римских императорах, и при арабских правителях.
    Сколько Сфинксу лет? Профессор геологии Бостонского университета Роберт Шох считает, что памятник был построен от 5000 до 9000 лет до н.э. В человеческом измерении он живет вечность.
    1. +6
      5 июня 2021 18:45
      Прочитайте книгу Гая Петрония Аматуни "Если бы сфинкс заговорил". Одна из лучших книг по истории Египта.
      1. +5
        5 июня 2021 19:01
        Я слыхала уже об этой книге и неоднократно. Придется, видимо, пролистать, читая по диагонали. Знаете, есть такой способ чтения, на удивление продуктивный. Это если не заморачиваться на датах. Если я их замечаю, то выписываю, а дальше -- опять "диагональ".
        Если же начинаю читать каждую строку, быстро теряется смысл уже прочитанного. Вот такие бывают чудеса )))
  13. BAI
    0
    6 июня 2021 00:00
    Есть такая книга


    Именно "хожения", а не "хождения".
    Как мы видим, здесь ходоков в Египет гораздо больше, чем у автора. Причем есть не только оригинальный текст, но и перевод. А то автор недавно шутить изволил по поводу документа на стропольском языке. В данном цикле сам то автор использует современный перевод, а не оригинальные тесты и ничуть этому не удивляется.