Либавская мышеловка

51
Либавская мышеловка

Чем не устраивал русских моряков Кронштадт и Гельсингфорс в конце 19 века, в принципе, понятно и объяснимо: флот рос как на дрожжах, главным противником России становилась Германия, которая тоже начала постройку мощнейших ВМС, и флоту для противостояния новым угрозам требовалась незамерзающая база и крепость на Балтике. Всё это ясно, неясно только, почему на эту роль была выбрана находящаяся в 80 км от границы Либава – хороший коммерческий порт мирного времени и никакая база на случай войны.

Хотя таких загадок в нашей истории хватает, и разгадки обычно просты и понятны – в данном случае Александр III был уверен, что Россия гораздо сильнее Германской империи, и война будет не оборонительной, а наступательной, соответственно, база и ремонтные мощности, вынесенные вперёд к линии фронта – решение умное. В 1890 году как-то так оно и было, Либава наш ответ на Кильский канал и зримое воплощение настроений адмиралов:



«Основная задача для наших морских сил в Балтийском море заключается в обеспечении за нами первенствующего значения, сравнительно с флотами других прибрежных держав. Для этого флот наш должен не уступать германскому, а если возможно, то иметь перевес над ним в открытом море. Оборона берегов Балтийского моря должна быть активная, не допускающая блокады и готовая воспользоваться всяким удобным случаем для перехода в наступление.»

Собственно говоря, для чего нужна база вблизи германской границы, и не скрывали:

«Наша оборона Балтики должна быть организована не в виду случайного столкновения с Англией, а в виду неизбежной борьбы с Германией, которая будет борьбою за мировое значение русской державы и за самое ее существование в настоящих границах. Между тем, для успеха в этой борьбе нам безусловно необходимо господство в Балтийском море... всего важнее создать в Балтике — и именно в Либаве — сильно укрепленный незамерзающий порт, способный служить убежищем нашей броненосной эскадре.»

И в 1890 году великий князь и генерал-адмирал Алексей Александрович таки добился начала материального воплощения своих политических фантазий:

«Это первенствующее условие как для фактического заявления о владычестве нашем в Балтике, так и для действий против неприятельских портов и высылки отрядов в крейсерство или на соединение с возможным союзником; словом — для предприятий наступательных, которые необходимы великой морской державе, обязанной поддерживать свое влияние на различных театрах войны.»

Стройка шла тяжело, постройка с нуля главной базы самого большого флота России и одновременно крепости – предприятие недешёвое и долгое, да и вечный наш принцип «гладко было на бумаге» тоже никуда не делся, так, оказалось что «незамерзающая» Либава вполне может зимой замерзать, там возможны морозы свыше 20 градусов и сильные шторма, денег хронически не хватало, и флот, соответственно, не строился так, как предусмотрено двадцатилетней программой, в связи с чем запланированное количество доков и мастерских тоже урезали. Одним словом, пятилетний план постройки города и крепости был сорван, и стройка века в исполнении императорской России затянулась на 14 лет, высасывая из и так тощего бюджета деньги, нужные на Тихом океане, на Мурмане, на укрепление Моонзунда и постройку кораблей...

Планы постоянно корректировали, изменяли, Николай Второй так вообще считал:

«нельзя ограничиться уже исполненными работами по сооружению порта и что его нужно продолжать расширять, насколько это необходимо для будущего Балтийского флота.»

Уже после начала Русско-Японской войны, что до 1917 года Либава должна стать главной базой флота способной вместить:

«9 новых эскадренных броненосцев, 7 старых броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 6 старых крейсеров 1-го ранга и 28 миноносцев.»

С Либавы вышли Вторая и Третья Тихоокеанские эскадры, а дальше, к счастью для бюджета и здравого смысла, всё замерло. Замерло, потому как не стало ни броненосцев новых, ни старых, ни береговой обороны, ни денег… Пал недостаточно укреплённый Порт-Артур и неукреплённый Сахалин, а то, что осталось на Балтике, могло тягаться на равных разве что со шведами. Надо было всё начинать с нуля, и дурную игрушку, в которую вколотили десятки миллионов казённых денег, бросили. Точнее, не бросили, а сделали её тем, чем она и была пригодна быть – базой лёгких сил. Саму Либавскую крепость упразднили в 1907 году, а строителей убрали. Дальше были семь лет мира и тишины, которые Либава провела в качестве одной из баз на Балтике, провинциальных и третьестепенных. А потом была война.

Либава на войне



На начало Первой мировой в Либаве базировался учебный отряд подводного плавания, отряд гидроавиации, и заходили редкие корабли Балтфлота. Реально с Либавы в боевые походы ходили две британских субмарины и наша ПЛ «Крокодил». 17 апреля 1915 года, во время немецкого наступления, поступил приказ – Либаву оставить: что-то взорвали, что-то затопили, и 24 апреля в город вступили немцы. Хохзеефлоте должен был быть благодарен России – получить первоклассный порт с доками, казармами, ремонтными мастерскими и развитой сетью железнодорожных путей во время войны – это ли не подарок? Немцы, кстати, порт использовали активно, и те попытки вывести из строя огромный комплекс сооружений, которые произвело русское командование, этому помехой не стали. А вслед за немцами пришли англичане, чья Балтийская эскадра приобрела надёжную базу во время интервенции.

Подбивая же итоги – Либава Российской империи не пригодилась вообще. В качестве временной базы для ПЛ подошла бы любая рыбацкая деревушка. А вот немцам и англичанам, против которых с таким пафосом порт Александра Третьего проектировался и строился, база послужила верно, лишний раз доказав одну простую истину – вопросы логистики на войне первичны. И от худшего спасла Русско-Японская война, повернись политика по-другому, и мы рисковали получить Порт-Артур на Балтике, а вьюношы в школах, помимо героической обороны Севастополя с гибелью флота, изучать героическую оборону Либавы с... Мышеловка тогда не сработала, мы всего лишь построили противнику замечательную базу, которая по итогам войны досталась латышам, союзным враждебной новорождённому СССР Антанте, и потенциальную угрозу на Балтике. Хотя это не сработало, и спустя 25 лет в Либаву вернулись законные хозяева.

Лязг капкана


В возвращённой в родную гавань Либаве сохранилась серьёзная инфраструктура флота, а главное – отличный завод. Началось формирование Прибалтийской ВМБ и в её составе – Либавской базы, которой командовал капитан 1 ранга Клеванский. Самих сил в Либаве было немного: пять торпедных катеров, четыре охотника, девять пограничных катеров и три батареи – две 130 мм и одна 180 мм. В этом смысле, в отличие от времён царских, на Либаву смотрели трезво. Но завод... Ремонтных мощностей на Балтике жутко не хватало и на 22.06.1941 года в Либаве на ремонте находились эсминец «Ленин» и 15 подводных лодок. Штурм города начался уже 23 июня, а уже 29 июня город пал. В отличие от времён царских, держали его до конца, но ситуацию это не исправило, в Либаве были потеряны:

«В ночь на 24 июня не имевшие возможность покинуть базу были взорваны экипажами подводные лодки «М-71» (командир капитан-лейтенант Л.Н. Костылев), «М-80» (командир капитан-лейтенант Ф.А. Мочалов), «С-1» (командир капитан-лейтенант И.Т. Морской), «Ронис» (командир капитан-лейтенант А.И. Мадиссон), «Спидола» (командир старший лейтенант В.И. Бойцов). Эскадренный миноносец «Ленин» с разобранной машиной и снятой артиллерией также был уничтожен собственным экипажем. Был взорван ледокол «Силач».»

Кроме того, при прорыве с базы исправных кораблей и судов погибли ПЛ «С-3», «М-78» и два ТКА. В самой базе было потеряно:

«До начала войны на складах в Либаве находилось 493 мины (по другим данным, 3.532 мин и защитника), 146 торпед, 41 трал, 3.000 глубинных бомб, 9.761 тонна мазута, 1.911 тонн соляра, 585 тонн бензина, 10.505 тонн угля (по другим данным, всего 15.000 тонн горючего).»

Множество имущества. Капкан с лязгом захлопнулся. Оборона города обошлась РККА в 10 тысяч человек. А дальше Либава снова служила немцам до самого конца войны, освобождён был город только 9 мая 1945 года.

И снова



Фото: kultpohod.wordpress.com

В послевоенные годы на Либаве базировались в основном подводные лодки устаревших типов. Самое интересное, что там размещалось уже к закату страны – 14 эскадра подводных лодок, ядром которой были наши уникальные уродцы – дизельные ПЛ с баллистическими и тяжелыми крылатыми ракетами проектов 629 и 651. Смысл в этом был – устаревшие и уязвимые лодки если где и могли отработать по НАТО своим оружием – так это на Балтике. Но пришёл 1991 год, лодки бросили, как и береговую базу, и 1 июня 1994 года последние уже российские корабли покинули порт. Долго ещё латыши разбирали полузатопленные советские субмарины... Сейчас в Лиепае база НАТО, и снова построенная за очень дорого бессмысленная и вредительская крепость служит врагам России. Исключая послевоенный период, когда она пригодилась нашей стране, Либава помогала немцам (дважды, в сумме семь лет из восьми двух мировых войн), англичанам, Антанте, НАТО...

Остаётся лишний раз помянуть недобрым словом Алексея Александровича, императора Александра Третьего и его адмиралов, выстроивших такую классную крепость для врагов России на Балтике. А закончить стоит ещё зимней новостью:

«В Лиепае в данный момент расквартировано девять структур латвийского министерства обороны, в том числе военные корабли, подразделения гражданского ополчения «Земессардзе» и т. д. План развития военной базы в этом городе разбит на два этапа. В течение первого этапа планируется построить казармы, здание штаба, столовую, склад продуктов, медицинский центр, спортивный комплекс, гарнизонный склад, склады «Земессардзе» и морских сил, ремонтную мастерскую, транспортные боксы и т. д. На втором этапе будут построены склад боеприпасов, заправочная станция, пристани и другие объекты. Тут стоит напомнить, что порт Лиепаи периодически используется для выгрузки тяжелой техники НАТО, прибывающей в Латвию для участия в учениях.»

Просто дабы оценить – сколько может стоить одна ошибка.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    9 июня 2021 05:05
    На ошибках "учатся" - в Судане, кажется, тоже для матрасников базу начали строить.
    1. +1
      9 июня 2021 10:45
      Чингачгук двадцать пять тысяч раз на одни и те же грабли не наступает. Батька повторил ошибки своих предшественников, купив акции Лиепайского порта для экспорта калия, нефтепродуктов и других грузов. Многовекторность - дело убыточное.
      1. +9
        9 июня 2021 11:18
        купив акции Лиепайского порта
        А не Клайпедского случайно? Это рядом,но за границей.
        1. -2
          9 июня 2021 20:48
          А какая разница? Одно слово - румыны. laughing
          1. +3
            9 июня 2021 20:54
            Коней не воруем и на руке не гадаем. Не румыны.
            1. -3
              9 июня 2021 20:55
              Болгары? Подпудренные?
              1. +3
                9 июня 2021 20:57
                Не, к своему внешнему виду с такой дотошностью тоже не подходим.
  2. +10
    9 июня 2021 05:40
    Бои в Либаве в 1941 голу.

    Не всё так просто было для немцев, два фото одной самоходки.

    1. +9
      9 июня 2021 09:40
      В деревне у моего деда (Восточная Украина) жил через дорогу собутыльник друг- он 18 летним морпехом защищал Лиепаю. Говорил, жестко было.
    2. +10
      9 июня 2021 10:51





      Северный Форт,построенный по приказу Александра 3го и переименованный его сыном Николаем 2м в честь отца. Строили с 1893 до 1906 года( под руководством генерал-майора Ивана МакДональда- такой вот МакДональдс на побережье) А 17го апреля 1915го взорвали, чтоб не достался наступающим немцам. Сейчас там отдыхают местные( по лесам на джипе легко проехать) и редкие тюлени.
      1. +10
        9 июня 2021 11:01




        Если пройти еще на север вдоль побережья, то обнаружите вот такую позицию береговой артиллерии( явно построенную сразу после войны, до ракет- последнее ДМБ,выведенное зеленой краской- 1951) Один из бункеров вымыло из песчаного берега и он несуразно валяется на пляже. А чуть подалее- наши лиепайские башни- близнецы yes дальномерный пост. И природа красивая. А если пойдете в лес от побережья- там практически ГОРОД- заброшенные военные базы,заросшие малиной вперемешку с остатками колючки,когда-то бывшей под напряжением. Интересно, ее специально там сажали? Явно не дикая- здоровенные ягоды как в дорогом магазине. В тех заброшках можно днями гулять, рассуждая о бренности бытия и неумолимом ходе истории.
        1. +8
          9 июня 2021 11:09
          [center] В этом доме останавливался Петр 1й,когда проезжал через Либаву.
          1. +8
            9 июня 2021 11:15
            А это остатки чего-то фортификационного уже на юге города Лиепая, в ста метрах( примерно) от моря. Много там такого добра.
            1. 0
              15 июня 2021 16:36
              4 штуки их там.
              1. -1
                15 июня 2021 16:42
                Я в общем об останках фортификации в Лиепае говорил. А от чего именно эти остались?
                1. 0
                  16 июня 2021 12:51
                  От них до моря метров 300 , не больше. Стояла там часть пво . Наверное какие то пу. Часть передислацировали потом немного за город. А так эти гайки в черте города находятся. В центре города тоже форты есть , но их мало сохранилось.
                  1. -1
                    16 июня 2021 12:57
                    А так эти гайки в черте города находятся
                    Dienvidrietumu rajons. Там раньше еще трамвай был, пока его на Ezerkrasts не перенаправили.
                    В центре города тоже форты есть
                    Почти на побережье, у стадиона недалеко от порта?
                    1. 0
                      17 июня 2021 08:57
                      Улица клайпедас. Трамвая кольцо перенесли на езеркраст , убрав 1 останоку. На стадионе динамо около порта и моря.
                2. +1
                  16 июня 2021 12:56
                  В фильме "Руки вверх" съёмки велись на некоторых фартификационных сооружениях .
        2. +1
          11 июня 2021 08:08
          Цитата: Болторез
          Интересно, ее специально там сажали? Явно не дикая- здоровенные ягоды как в дорогом магазине.
          - дикая!!!
          Это так всегда в запретных зонах- не знаю почему. У нас грибы с этой и той стороны забора - 10 метров всего!! - отличались по размерам вдвое. ... И с ягодой та же фигня.
          А зайцы и прочая дичь в погран зоне 5 километровке вообще не пуганная
  3. +2
    9 июня 2021 07:05
    Ливонская война 1558—1583 годов, Русско-шведская война 1590—1595 годов, Северная война 1700-1721 годов , и потом ещё три войны со шведами(1741—1743 1788—1790 1808—1809) годов, говорят о том, что Россия не могла мирится с тем, что всё побережье Балтики открыто для непрошенных гостей. Любой заморский варяг, мог с Прибалтики прогуляться по Северо-Востоку России. Надо было запечатывать этот проходной двор, что в РИ и делали, создавая на побережье ВМБ, укрепляя Моонзу́ндские острова, артиллерийскими морскими батареями. После развала РИ, и последовавшей Гражданской войной, образовались Прибалтийские лимитрофы .Очень скоро, Советское государство поняло ,что добрососедские отношения отношения с ними ,не складываются, от слова совсем .Начались территориальные претензии, за ними и конфликты .Но главное, они были с радостью, готовы открыть свои двери, любым варягам. Терпеть такое СССР был не намерен, и 1940- году закрыл эти двери. Потом была ВОВ ,и немцы через Прибалтику и Северо-Восток дошли до Ленинграда, потом с большой неохотой начали откатываться назад, и последними сдались в Курляндии .Все уроки СССР после войны учел , создал в Прибалтике ряд ВМБ, и баз ВВС, сеть аэродромов ПРИБВО. Создал заново всю инфраструктуру портов. И вот в 1991 году ,просто бросив всё , сбежали с Прибалтики. Да там столько коренного населения, никогда не жило, сколько Россия там за все времена оставила, обильно полив кровушкой. Только по этой причине, уходить было не надо. Уходя оставайся, вот какой лозунг должен быть. А сейчас все повторяется снова, двери открыты , варяги заморские прибывают,, и призывы оттуда ох не дружелюбные. История к сожалению не учит их, да и наше руководство тоже.
    1. +2
      9 июня 2021 09:27
      Цитата: Unknown
      Надо было запечатывать этот проходной двор, что в РИ и делали, создавая на побережье ВМБ, укрепляя Моонзу́ндские острова, артиллерийскими морскими батареями.

      Ну да, при первом же шухере этот "запечатанный двор" предполагалось оставить без боя. Эвакуация УОПП, вывод кораблей в Ревель и подготовка к уничтожению портовой инфраструктуры начались до объявления войны Германией РИ. Транспорт Анадырь с тремя лодками УОПП вышел из Либавы уже 29-го июля.
      1. +2
        9 июня 2021 13:15
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        Ну да, при первом же шухере этот "запечатанный двор" предполагалось оставить без боя. Эвакуация УОПП, вывод кораблей в Ревель и подготовка к уничтожению портовой инфраструктуры начались до объявления войны Германией РИ. Транспорт Анадырь с тремя лодками УОПП вышел из Либавы уже 29-го июля.

        Не в коем случае, без боя оставлен не был. Эвакуацию и вывод УОПП правильный, так как 2-08-14 года, Либава была подвергнута обстрелу германскими крейсерами .Взяли её немцы в 1915 году. До взятия, туда заходили миноносцы полудивизиона особого назначения . Вышедшие 16 октября из Ярмута для следования в Балтийское море английские подводные лодки «Е-1» и «Е-9», успешно прорвавшись через Датские проливы, прибыли в Либаву («Е-1» - 21 октября, «Е-9» - 22 октября) .Так что, ВМБ работала .Были ещё ВМБ, на побережье Эстонии в Финляндии .Островные батареи и минные постановки надёжно запечатывали , Рижский и Финский заливы.
        1. +1
          9 июня 2021 14:06
          Цитата: Unknown
          Так что, ВМБ работала .

          Да не смешите - "работала")) Русский офицер, встретивший Е-1 и Е-9 в Либаве, печально сообщил, что немцы наступают по побережью, и потому портовые сооружения взорваны. Фон Эссен предложил лодкам перейти в базу в Финском заливе, но англичане остались в руинах порта Либавы дожидаться третью отправленную Джеллико через проливы лодку - Е-11. Только утвердившись в мысли, что Е-11 погибла, обе лодки покинули место рандеву и перешли в Лапвик. Вот и вся "работа" базы.
          1. +2
            9 июня 2021 14:48
            Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.

            Да не смешите - "работала")) Русский офицер, встретивший Е-1 и Е-9 в Либаве, печально сообщил, что немцы наступают по побережью, и потому портовые сооружения взорваны

            Прифронтовой город, он и есть прифронтовой .4-11-14 года подвергся второму обстрелу, длившемся 4-часа.Естественно там всё было разрушено. В 41-году не успели эвакуировать, например 20-21 .06. ,так и оставили там .На заводе «Тосмаре» продолжали находиться суда, требовавшие ремонта: шесть подводных лодок, эскадренный эсминец «Ленин», ледокол «Силач». Корабли потом взорвали ...
            Эсминец Ленин подлодки....
            1. +1
              9 июня 2021 14:59
              Цитата: Unknown
              4-11-14 года подвергся второму обстрелу, длившемся 4-часа.Естественно там всё было разрушено.

              Разрушено было и без кайзеровской артиллерии. К тому же, 4.11 английских лодок в Либаве уже не было, они ушли в Лапвик 30 октября.
              1. 0
                9 июня 2021 18:39
                Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                Разрушено было и без кайзеровской артиллерии. К тому же, 4.11 английских лодок в Либаве уже не было, они ушли в Лапвик 30 октября.

                А что это меняет? Сегодня ушли, завтра могут прийти .И вообще, командующий дивизионом береговой обороны Балтийского моря (контр-адмирал Мишке), был полным недоумком, гоняя свои крейсера , сжигая тонны угля , невзирая на минную опасность, тратя впустую массу снарядов, обстреливать Либаву. Вот олухи то, там же всё сами уничтожили. Разогнать их, вместе с разведотделом и агентами, которых в Либаве было, пруд пруди .Плохо у немцев дела поставлены в этом отношении.
  4. +4
    9 июня 2021 08:12
    Вьюноши пишется через "И", грамотеи.
  5. +2
    9 июня 2021 08:22
    . Всё это ясно, неясно только, почему на эту роль была выбрана находящаяся в 80 км от границы Либава.


    Потому же , почему было выбрано место под город и крепость Владивосток, расположенное так же близко от границы (и ничего с Владивостоком не случилось)

    Не меньшей "глупостью" было, видимо, строительство порта Романов-на-Мурмане (смотрим расстояние до границы и почти там же база флота), как и обустройство порта и Михайловской крепости в Батуми и пр.

    Немцы оказались вообще итиотами: строили они строили всякие порты-крепости-города Мемель, Данциг, Пиллау, , Кенигберг и пр и пр -а владеют ими пользуются совсем-совсем другие.

    А надо им было плюнуть на них и развивать по максимуму только Росток и Киль...

    Государства развиваются, не предполагая потери территорий .

    Что же касается страшной полезности русской крепости 19 века сегодняшнему НАТО, то можно заметить, что Либава была первоклассным морским портом задолго до начала стр-ва укреплений....
    1. +1
      9 июня 2021 09:38
      Цитата: Ольгович
      Государства развиваются, не предполагая потери территорий .

      Резонно. Но возможность войны государство должно предполагать, не так ли? Накануне ПМВ Либава была базой ВМС мирного времени и в случае БД не имела перспектив обороны. Поэтому и оставлена была за несколько суток до объявления кайзером войны РИ.
  6. +10
    9 июня 2021 08:31
    Я там родилась. Родители служили в Лиепае. В начале 90 всё бросили.
    В/ч расформировали. Отправили кого куда. Мы послонялись по гарнизонам, пока не осели под Москвой.
    1. +7
      9 июня 2021 10:06
      Я там тоже родился. В начале 90х приехал туда с просторов СССР, чтобы получить латвийское гражданство. Сейчас в Англии живу.
      1. +1
        9 июня 2021 17:36
        Цитата: Болторез
        Я там тоже родился. В начале 90х приехал туда с просторов СССР, чтобы получить латвийское гражданство. Сейчас в Англии живу.

        Как в Англии живётся? Кажется вы здесь на форуме ярый оппозиционер российской власти... Интересно.
        1. +5
          9 июня 2021 18:16
          Кажется вы здесь на форуме ярый оппозиционер российской власти.
          Креститься не рекомендую, а вот ознакомиться с моими комментариями советую. Я к российской власти вполне окейно отношусь, хоть и без превозношения. Я ярый реалист.
          Как в Англии живётся?
          Нормально.
          1. +3
            9 июня 2021 21:42
            Цитата: Болторез
            Кажется вы здесь на форуме ярый оппозиционер российской власти.
            Креститься не рекомендую, а вот ознакомиться с моими комментариями советую. Я к российской власти вполне окейно отношусь, хоть и без превозношения. Я ярый реалист.
            Как в Англии живётся?
            Нормально.

            Приношу извинения - спутал с другим ником. hi
            1. 0
              9 июня 2021 21:43
              Это с которым? Есть тут один,да.
          2. +1
            10 июня 2021 21:15
            Цитата: Болторез
            Я ярый реалист.

            Похвально, редко встречаю, в основном одни аналитики и прогнозисты. За комменты отдельное спасибо, познавательно...
            1. 0
              10 июня 2021 21:17
              За комменты отдельное спасибо, познавательно...
              Стараюсь... Счас вот думаю еще статей написать пару- одна уже прошла успешно.
  7. +1
    9 июня 2021 10:32
    Уже больше ста лет прошло с начатого,и так и не законченного строительства.Автор всерьёз полагает что нато до сих пор пользуется плодами тех"ошибок"?
  8. +3
    9 июня 2021 12:23
    Дурные мысли диллетанта...

    Лиепая находится посередине Балтийского моря. На момент постройки Кенгсберг - порт немецкий. Это в принципе одна из колыбелей немцев, потому за нее еще будут просить. Порт Риги с рижским заливом элементарно запирается минными заграждениями (в 19 веке эскадрой) в ирбенском проливе, потому военный порт строить тут нерационально - все равно что в луже. Таскать корабли до Таллина или до Петербурга , во-первых далеко, а во-вторых финский залив так же элементарно затыкается минными заграждениями - доказано ВОВ. Потому и начали строить порт в Лиепае.

    Беспорно, с точки зрения войны - это дом в чистом поле, однако рассчитывали все таки сдавать территорию не так эпично, как в 1915 году, в 1941 было нападение - потому и так быстро пал город.
    1. +2
      9 июня 2021 12:52
      Цитата: IrbenWolf
      в 1941 было нападение - потому и так быстро пал город.

      Мысль глубокая. А "нападение" стало причиной того, что "пал", или того, что "быстро"?
      Цитата: IrbenWolf
      Лиепая находится посередине Балтийского моря.

      Посередине Балтийского моря находится Готланд.
      Цитата: IrbenWolf
      Потому и начали строить порт в Лиепае.

      Строить начали потому, что Балтика здесь не замерзала. Почти не замерзала. В зимние месяцы вся коммерция шла через порт Либавы (второй по величине на Балтике).
      1. 0
        14 июня 2021 10:22
        Мысль глубокая. А "нападение" стало причиной того, что "пал", или того, что "быстро"?

        Странный вопрос. Очевидно, того что "быстро". Без путей снабжения (перерзанных немцами в 1941 г.) Порт - западня.
        Посередине Балтийского моря находится Готланд.

        Не подскажите, когда Готланд стал российским\советским? Заодно расскажите о том, каково снабжать условный порт на острове и условный порт на большой земле.
        Строить начали потому, что Балтика здесь не замерзала. Почти не замерзала.

        Это конечно тоже немаловажный фактор.Согласен.
  9. +6
    9 июня 2021 13:03
    Тельняшка грудь мою покрыла, шинель на плечи мне легла и бескозырка с чёрной лентой 2 жизни забрала, все 2 года в курортном городе Лиепая отслужил, а искупаться так и не довелось.
  10. +5
    9 июня 2021 13:56
    Фильм "Город под липами" 1971г. Оборона Либавы (Лиепаи)
    1. Спасибо! В свое время я этот фильм не видел.
  11. +2
    9 июня 2021 18:16
    В таком случае создатели фильма:"Если завтра война"советовались с в.к.Алексеем Александровичем?
    Просто это была соблазнительная идея : создать передовую базу для БФ. В 1890 ею видели Либаву,а в 1940 такой базой считали Таллин. И там и там проектировщики предполагали :"война малой кровью и на чужой территории"
  12. +2
    9 июня 2021 19:06
    Особенно повеселила фраза: "Для базирования ПЛ подойдет любая рыбацкая деревушка))))
  13. -1
    10 июня 2021 11:18
    автор на примере Либавы хочет показать стратегическую бесперспективность для России всех военных портов на балтике, в том числе и современных в Калиниграде?
    Или стратегически уязвим только Либавский, который находится в центральной Балтике?
    Если так, то и Севастополь так-же уязвим и нет смысла в него вкладывать большие деньги.
    Разьясните веоенные стратеги глупым гражданским.
  14. +1
    11 июня 2021 16:24
    Адмирал Дубасов, в своё время, костьми ложился, чтобы в Либаве базу не строили. Аргументировал он это тем, что в итоге получится ловушка. Как в воду глядел...
    1. 0
      14 июня 2021 17:54
      Вы можете пояснить логическую схему работы этой ловушки?
  15. -3
    18 июля 2021 11:48
    "Самих сил в Либаве было немного: пять торпедных катеров, четыре охотника, девять пограничных катеров и три батареи – две 130 мм и одна 180 мм. В этом смысле, в отличие от времён царских, на Либаву смотрели трезво".
    "Ха" - 3 раза.
    Докладываю: Либава использовалась, как передовая база ПЛ и на 22.06., помимо указанных кораблей, в ней находились ПЛ 1-й бригады ПЛ и 2 плавбазы ПЛ этой бригады (Смольный и Иртыш, если быть точным). А какой состав 1-й бригады, под командованием тов. Египко, был? Докладываю: 4 дивизиона (Трипольский, Кузьминский, Аверочкин, Матвеев) - 23 ПЛ.
    Слава богу, у кого-то в ВС КБФ хватило ума перед самой войной вывести из Либавы 2 из 4 дивизионов (1 и 2 - ПЛ "С", всего 8 ПЛ из 23 имеющихся в бригаде), а с началом войны уже вся 1-я бригада из Либавы ушла... Те, кто смог.
    Желаете знать "откуда дровишки"? А из "Морского фронта" Пантелеева. Оттуда же 15 000 тонн горючего, потерянного в ВМБ. Исходя из того, что Пантелеев пишет о потерях, следует сделать вывод, что 15 000 тонн горючего, который он указал - минимум.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»