Российским субмаринам дали шанс: ЦКБ «Рубин» включён в индийский тендер на закупку подлодок

54

Концепт ПЛ «Амур 950» от ЦКБ «Рубин»: предусмотрена возможность оснащения подводной лодки воздухонезависимой энергетической установкой с электрохимическими генераторами


Правительство Индии 4 июня одобрило запуск программы строительства шести неатомных подводных лодок общей стоимостью 6,14 миллиарда долларов.



Проект, по которому будут строиться субмарины, ещё предстоит разработать, но он уже получил обозначение 75-I. Как поясняют в Минобороны, в качестве одного из требований фигурирует оснащение ПЛ новейшей воздухонезависимой силовой установкой (AIP).

Индийские власти намерены впервые применить при исполнении заказа модель стратегического партнёрства. Она позволяет отбирать частные местные компании для производства крупных вооружений и платформ, включая подводные лодки, в сотрудничестве с зарубежными производителями оригинального оборудования.

Уже определены два отечественных предприятия – государственное Mazagon Dockyard Limited (MDL) и частное Larsen & Toubro Ltd – и даётся шанс пяти иностранным поставщикам: ЦКБ «Рубин» из России, Naval Group из Франции, Navantia из Испании, ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) из ФРГ и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering из Южной Кореи.

Официально индийские верфи будут включены в тендер в течение следующих двух месяцев, с ожиданием, что эти компании затем объединятся с одним из пяти иностранных партнёров. Как пояснили в Минобороны, зарубежные предприятия «должны чётко определить масштабы передачи технологий в конкретных областях, удовлетворить требования к проведению местных работ, предложить стратегию экономического взаимодействия с индийскими главными партнёрами и поставщиками, а также представить программу подготовки местной рабочей силы».

Ожидается, что чиновникам военного ведомства потребуется не менее двух лет, прежде чем они сделают окончательный выбор и подпишут контракт с победителем. Первая подводная лодка, как предполагается, выйдет в море не раньше 2030 года.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    8 июня 2021 11:06
    Французы врубят, как с Рафалями ,свою коррупционную схему и все.У наших вариантов нет!!!
    1. +15
      8 июня 2021 11:10
      А я то, по своей наивности, считал, что у наших вариантов нет, потому что за столько лет так и не смогли осилить ДЭПЛ с ВНЭУ laughing

      Что касается французов: по вашему мнению - если купили бы нашу технику, все было бы честно, без коррупционной схемы laughing К тому же, как ни крути, Рафаль имеет более продвинутую авионику, по сравнению с МиГ-35, взять тот же радар с АФАР...
      1. +1
        8 июня 2021 11:20
        Где производство Рафалей в Индии,а это главное условие тендера!Главный индус по Рафалям до сих пор поет Джими ,Джими ача ,ача.
      2. -15
        8 июня 2021 11:37
        К тому же, как ни крути, Рафаль имеет более продвинутую авионику, по сравнению с МиГ-35, взять тот же радар с АФАР.

        "Иззя ты не прав " .)))
        А как там у Рафаля обстоят дела с РОФАРОМ ? Наброски хоть есть ? )))
        Или ещё даже не приступали ?)))
        А я то, по своей наивности, считал, что у наших вариантов нет, потому что за столько лет так и не смогли осилить ДЭПЛ с ВНЭУ

        А зачем вам так уж нужна эта ВНЭУ ,если на Борее стоят станции обнаружения более 300 км дальности ? )))
        1. +11
          8 июня 2021 12:03
          Цитата: lucul

          А зачем вам так уж нужна эта ВНЭУ ,если на Борее стоят станции обнаружения более 300 км дальности ? )))


          Вам не кажется, что при таких цифрах - нужно прыгать как на майдане? безостановочно!

          А ес ли серьезно - то фантастика - это в другом зале.
          Там где живут, Оператор, РомариоАгро, и прочие персонажи, верящие в 300км дальности обнаружения вражеских ПЛ...
      3. +5
        8 июня 2021 12:09
        Испанцы,французы с австралийцами до сих пор "колотятся".
        У немцев проект настолько дорогой и сложный ,что даже ВМС ФРГ не хотят покупать.
        Правда испанцы разработали собственную ВНЗУ с использованием биоэтанола. Который разлагаясь в специальных реакторах-процессорах, выделяет водород высокой чистоты.
        А вот корейская НАПЛ типа KSS-III наиболее подходящая.
        .Вооружение включает ВЕРТИКАЛЬНЫЕ пусковые установки с шестью крылатыми или баллистическими ракетами и 533-мм торпедные аппараты для стрельбы торпедами и ПКР.
        Ее подводное водоизмещение – 3750 т, длина – 83,5 м, максимальная подводная скорость хода – 20 узлов, дальность плавания – 10 000 миль(!). Экипаж - 50 человек.
        Ну ВНЭУ в наличии.
        1. +3
          8 июня 2021 12:24
          корейская НАПЛ типа KSS-III наиболее подходящая."

          Тоже так считаю. Однако почему в списке нет Швеции и Японии? Последняя сняла запрет на экспорт вооружений. Даже в Австралийском тендере по ПЛ вроде участвовала.
          Россия вроде приступает к строительству ПЛ нового проекта, значит с ВНЭУ есть подвижки. В любом случае по условиям тендера обязаны быть. Иначе заявки на участие не будет.
          1. 0
            8 июня 2021 17:53
            С японцами у индусов непонятно.
            Очевидных лидеров исключили.
            Почему французы в Австралии выиграли - понятно.
            Это расплата за Мистрали была. А тут? request
      4. +1
        8 июня 2021 13:30
        Главным условием победы в тендере - было производство "рафалей" в Индии. Сначала сборка из французских комплектов, с последующей локализацией. Где собранные в Индии "рафали"?)))))
    2. -3
      8 июня 2021 11:17
      Вы считаете, что у французов более крутые специалисты по взяткам и откатам чем у нас? what
      1. +1
        8 июня 2021 11:33
        У них масштабы больше,любимому слону золотые бивни вставить!
      2. +1
        8 июня 2021 12:04
        Цитата: paul3390
        Вы считаете, что у французов более крутые специалисты по взяткам и откатам чем у нас?

        Разумеется. У них на сотни лет больше практики. Почитать романы 19 века...
        1. +2
          8 июня 2021 12:09
          Да мы за прошедшие 30 лет такую практику набрали в этом нелёгком деле - кто угодно обзавидуется!!
    3. +4
      8 июня 2021 11:34
      если учесть, что наши прикупили верфь в Индии, возможен вариант частичного выполнения заказа "на месте") а для индусов тема локализации очень актуальна так что у нас шансов хватает и без взяточников) хотя и они тоже у нас - опытный контингент)))
      1. -10
        8 июня 2021 11:42
        если учесть, что наши прикупили верфь в Индии, возможен вариант частичного выполнения заказа "на месте")

        Считаю продажу своего оружия зарубеж ошибкой . Мы по сути рассекречиваем с таким трудом созданные технологии. Ведь для толкового инженера много и не надо - достаточно увидеть и понять принцип работы.
        Напоминаю - доступ и изучение ракет Фау-2 позволили сделать скачок в нашем ракетостроении на десятилетия вперёд.
        Не имей мы доступа к Фау-2 всё намного медленее шло бы.
        А тут мы практически дарим технологии с этими подводными лодками.
        1. +7
          8 июня 2021 11:57
          Нет там ничего, что нет у других. Также экспертный совет решает о возможности продажи. Продажа оружия крайне выгодна для государства и отдавать сие другим - глупо, тем более Индия обречена не быть нашим врагом.
        2. +9
          8 июня 2021 12:15
          Цитата: lucul
          А тут мы практически дарим технологии с этими подводными лодками.

          Да, как бэ....
          Это именно у нас и нету этих самых технологий.
          Вон для японцев уже и ВНЭУ пройденый этап, а мы так и не осилили.
        3. +7
          8 июня 2021 12:18
          Цитата: lucul
          если учесть, что наши прикупили верфь в Индии, возможен вариант частичного выполнения заказа "на месте")

          Считаю продажу своего оружия зарубеж ошибкой . Мы по сути рассекречиваем с таким трудом созданные технологии. Ведь для толкового инженера много и не надо - достаточно увидеть и понять принцип работы.
          Напоминаю - доступ и изучение ракет Фау-2 позволили сделать скачок в нашем ракетостроении на десятилетия вперёд.
          Не имей мы доступа к Фау-2 всё намного медленее шло бы.
          А тут мы практически дарим технологии с этими подводными лодками.


          Тут надо уметь думать рационально...
          Если вы думаете, что вы солнце и мир крутится только вокруг вас одного - тогда да. Ваша логика понятна.

          Но увы, мир очень многогранен.

          Умных людей, умных конструкторов, по всему миру - как дров за баней.
          ВНЭУ, подводные лодки высокого класса самостоятельно разрабатывают и производят несколько стран мира.
          Шведы, Немцы, Англы, Франки, Мерикосы, Джапы - делают отличные лодки.
          Соответственно уровень владения ими технологий строительства ПЛ, АПЛ, и всего связанного с подплавом - как минимум на одном уровне с нашими, если не выше.
          По крайней мере ВНЭУ у нас до сих пор нет, а у некоторых из списка они уже по 20 лет...
          О какой секретности вы говорите - если все вышеперечисленные ничем не уступают нашим в готовых изделиях?
          У нас что есть какой то "тайный ингредиент", позволяющий нашим лодкам - становиться "звездными крейсерами "Галактика"? нет такой технологии.
          У нас лодки, такие же и на том же уровне, что и у наших врагов-конкурентов.
          Нет никакого секретного тайного в строительстве подлодок.
          нет.
          Соответственно, когда мы в итоге осознаем, что мы не "единственные носители тайного знания"...
          Что все участники игры (которых 5-6), находятся на одном уровне развития технологий и никто никому не уступает, так почему не продать эти технологии кому то еще?
          Конкурента мы не создадим - они и так уже есть в количестве 5-6 единиц.
          Так проще продать и отбить хоть какие то свои затраты на свою школу, чем отдавать другому такой лакомый кусок...
    4. -1
      8 июня 2021 11:46
      России кроме как древней варшавянки предложить нечего, поэтому в этом тендере предсказуемо пролетят как фанера над Парижем)
      1. -3
        8 июня 2021 12:31
        значит Украина свою последнюю продаст индусам
  2. +2
    8 июня 2021 11:10
    Увы, но у "Рубина" шансов практически нет.
  3. +2
    8 июня 2021 11:18
    Ну выйграем тендер... свои то когда строить? Вечером и по выходным?
  4. +3
    8 июня 2021 11:22
    Да у индусов одна задача получить технологии. А у нас реально денег отбить на серии. Может тогда и себе пойдет как серия 11356.
  5. +3
    8 июня 2021 11:39
    А что разработка и производство ВНЭУ уже на" потоке"?На сколько помню, из прессы,установку так и не смогли" допилить "
  6. +2
    8 июня 2021 12:37
    С имеющимися проектами типа Амур, в данном тендере делать просто нечего...
    Концепция устаревшая, лет на 40...
    950 проект - можно сказать что "какой то беззубый".
    ну да. как бы есть 10 ВПУ для Калибров.
    Но.

    4 ТА и всего 6 торпед к ним.
    Т.е. боезапаса по торпедам - просто нет.
  7. 0
    8 июня 2021 12:45
    Да начнутся новые танцы!
  8. +2
    8 июня 2021 12:47
    Вместо разработки воздухонезависимой установки проще литий-ионные аккумуляторы установить. Ёмкость у них значительно выше чем у кислотных. Если Варшавянка на кислотных аккумуляторах в подводном положении может пройти 700 километров, то на литий-ионных 2800 где то, а то и больше.

    "Плотность энергии

    Литий-ионные аккумуляторы по плотности энергии превосходят свинцовые в несколько раз. В нашем случае свинцово-кислотный аккумулятор имеет абсолютную ёмкость 252 Втч (7 Ач * 36 В) при весе 6,9 кг. То есть плотность энергии составляет 36,5 Втч/кг.

    В то же время, литий-ионный аккумулятор при абсолютной ёмкости 270 Втч (7,5 Ач * 36 В) весит 1,6 кг, то есть его плотность энергии составляет 168 Втч/кг, что превосходит значение свинцового аккумулятора более чем в 4 раза."
    1. +4
      8 июня 2021 13:25
      Цитата: Лт. запаса ВВС
      проще литий-ионные аккумуляторы установить.

      Не, не проще.
      Там есть некоторые секреты, которыми наши тоже не владеют.
  9. -1
    8 июня 2021 12:53
    Индия восхитилась российскими субмаринами и досрочно расторгла лизинговый договор (АПЛ К-152 «Нерпа» проекта 971). Россия не будет принимать участия в строительстве 18 новых неатомных подводнх лодок для ВМС Индии, так как не имеет нужных, по условиям контракта, технологий (воздухонезависимой силовой установки).
    1. Комментарий был удален.
  10. -3
    8 июня 2021 13:32
    Чего все так ухватились за ВНЭУ? У данной схемы есть как +, так и -. Вон, японцы "наклепали" ПЛ с ВНЭУ, а на последней опять вернулись к ДЭПЛ. Японцы дурные или не умеют строить субмарины?)))
    1. +5
      8 июня 2021 13:48
      Цитата: ТермиНахТер
      Вон, японцы "наклепали" ПЛ с ВНЭУ, а на последней опять вернулись к ДЭПЛ.

      Вернулись, да не совсем.
      Вместо ВНЭУ они поставили аккумуляторы с сопоставимым запасом энергии.
      У нас нет таких.
      А так-то бы да. Нормальные батарейки проще, только их тоже сначала надо сделать. Японцы умеют, а мы нет.
      1. -1
        8 июня 2021 14:16
        Я говорю не батарейках, поставить можно хоть "энерджайзер". Я говорю о принципе, если японцы вернулись к ДЭПЛ, значит ВНЭУ не так уж и хорош.
        1. +2
          8 июня 2021 14:44
          Цитата: ТермиНахТер
          поставить можно хоть "энерджайзер". Я говорю о принципе, если японцы вернулись к ДЭПЛ, значит ВНЭУ не так уж и хорош.

          А ВНЭУ - это что?
          Тот же "энерджайзер", условно говоря. Это просто источник энергии, менее шумный, чем дизель.
          Если новые батарейки дают столько же энергии, он просто становится не нужным, вот и всё.
          Аккумуляторы тоже ВНЭУ, в широком толковании этого термина.
          1. 0
            8 июня 2021 17:57
            Я конечно не инженер, но принцип действия ВНЭУ, в общих чертах представляю. Не вижу вообще ничего общего с ДЭПЛ.
            1. Комментарий был удален.
              1. 0
                8 июня 2021 22:23
                И что общего у электродвигателя и турбины Вальтера?
                1. Комментарий был удален.
                  1. -1
                    8 июня 2021 23:18
                    Общее у "цикла Стирлинга" и электродвигателя с аккумулятором. только то, что идет преобразование химической энергии в механическую. Все остальное совершенно разное.
                    1. Комментарий был удален.
                    2. 0
                      9 июня 2021 12:38
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Общее у "цикла Стирлинга" и электродвигателя с аккумулятором. только то, что идет преобразование химической энергии в механическую. Все остальное совершенно разное.

                      Да, как бэ,
                      Установок ВНЭУ применяется несколько типов, и все они объединены как раз одним принципом - преобразованием химической энергии в механическую.
                      Хотя нет, принцип на самом деле другой, и прямо поименован в названии - воздухонезависимая энергетическая установка. На самом деле атмосферонезависимая, ибо для всех этих "стирлингов" и "вальтеров" воздух приходится тупо возить с собой в виде жидкого кислорода ( страшная штука, надо сказать). С тем же успехом этот кислород можно подавать в штатный дизель, правда с некоторыми заморочками.
                      Нормальные аккумуляторы позволяют возить с собой ровно столько же энергии без головняков с жидким кислородом, турбинами, стирлингами и прочими приладами. И реально не требуют воздуха.
                      Так что из всех ВНЭУ только АКБ полностью соответствуют и названию и самой идее.
                      1. -1
                        9 июня 2021 18:27
                        Только принцип преобразования сильно отличается. АКБ тоже имеют дурную привычку взрываться, так что говорить о 100 % безопасности некорректно. Хотя с жидким кислородом, конечно не сравнить.
  11. Комментарий был удален.
    1. -3
      8 июня 2021 18:48
      ВНЭУ это надуманная проблема и при желании решается на счет раз два,
      уже довольно давно не представляет особых трудностей постройка компактной паровой турбины , а так как обороты у нее будут большими то ее эл.генератор будет малогабаритным , в турбину подается водяной пар с примесью углекислого газа полученный от сжигания в чистом кислороде слегка разбавленного водой этилового спирта после турбины воду(дистиллированную) выделяют и используют для бытовых нужд ,а углекислый наз сжижают и хранят некоторое время в баллонах , конечно придется хранить на лодке и запас жидкого кислорода , но это все отработанные технологии в отличии от литиевых аккумуляторов., кстати энергоустановка может быть единой то есть без дизелей.
      1. Комментарий был удален.
        1. 0
          8 июня 2021 19:59
          Турбина Вальтера на перекиси водорода это тупик в который попали немцы, а представим , что немцы вместо перекиси выбрали кислород и шнапс , а лучше чачу градусов эдак под 70*, а вместо турбины поршневой двигатель по типу паровозного , тогда можно было им напрямую крутить винт без эл привода и даже без редуктора. и довольно тихо , кстати неведомо чем озабочен Малахит , но турбиной с замкнутым циклом называют такие установки, в которых рабочее тело непрерывно циркулирует по замкнутому контуру, не обновляясь. как на обычной ТЭЦ
          1. 0
            9 июня 2021 16:57
            quote=agond]ВНЭУ это надуманная проблема и при желании решается на счет раз два,[/quote]
            Вот за это утверждение мне наставили минусов причем как всегда без аргументации, а между тем еще в в двадцатых годах прошлого века производитель паровых автомобилей Добл предлагал установить его паровой поршневой двигатель на небольшую подводную лодку , а "пар" получать в герметичном химическом реакторе от сжигания спирта в кислороде, , правда кислород предлагалось брать из баллона , по сути он предлагал ВНЭУ ,Сегодня подобную кустарную установку можно собрать даже в гараже причем параметры "пара" будут как на ТЭЦ, 550-580*С, что очень трудно получить в кустарной паровой машине классического типа.
            1. Комментарий был удален.
              1. +1
                9 июня 2021 20:44
                Турбина Вальтера на разложении перекиси водорода попала на лодку из авиации и ракет Фау по ошибке конструкторов, а наши взялись проверять, хотя и без проверки должна быть понятна тупиковость , а потом взялись строить проект А615 с работой дизеля на кислороде под водой и получили шумную погремушку , а скажем поставь на лодку паровую машину с паровым котлом и конденсатором она была бы много тише, а если по Доблю то установка была бы еще и весьма компактной ,(химический способ получения пара позволяет получать много большие давления и температуры ), но поскольку у немцев не было таких аналогов нашим не с чего было копировать. Конечно наши имет богатый опыт постройки подводных лодок , но гордится особо не чем так как , все наши лодки имеют меньше оружия на единицу водоизмещения чем американские, то есть они менее технически совершенны имеют завышенный запас плавучести В дизельных лодках низкий процент (менее 20-255%) массы аккумуляторов от подводного водоизмещения в той же Варшавянке.или Пиранье , , то есть энергии на тонну водоизмещения меньше чем на лодках наших партнеров
                1. Комментарий был удален.
                2. Комментарий был удален.
                  1. +1
                    15 июня 2021 08:46
                    К вопросу тупиковости, а может даже и тупости
                    1 -турбина Вальтера не пошла на лодках в основном по причине дефицита самой перекиси (у нее не простая технология получения) и немцы ее тогда использовали на истребителях для кратковременного увеличения скорости и в ракетах .и потом лодка не торпеда для нее максимальная скорость не главное
                    2 -А615 проект откровенно ."...." .(затрудняюсь подобрать слово ) , заставить работать дизель на кислороде подводой !!! , зачем??? во первых это очень опасно, так как дизель всегда в потеках масла, (его невозможно полностью загерметизировать), а во вторых он очень шумный агрегат, интересно кто эти люди которые это придумали .
                    3 -то , что "Акула" яко бы ШЕДЕВР так это так нам внушали , это была не подводная лодка это был подводный дирижабль высотой свыше 20м ( диаметр корпуса + высота рубки) кстати средняя глубина Карского моря всего 50 м Да действительно ее жидкостная ракета ни чем не уступала Трайденту ,зато сама лодка уступала и весьма заметно.
                    4 согласен отношение единиц вооружения к водоизмещению не совсем корректно, узнадь бы только в чем некорректность
                    5 Если лодки не являются подвижными подводными арсеналами, то для чего они нужны,
                    1. Комментарий был удален.
                      1. 0
                        16 июня 2021 17:56
                        Оно конечно можно отдать приказ на всплытие , но ,что Акула могла а арктике всплыть где угодно, это как то очень оптимистично, толщина однолетнего льда до 1.8м, многолетних 3-4м торосистых до 20-25м, встречаются даже небольшие айсберги
                        2 "А разве заставить "дирижабль" плавать под водой, это тривиальная задача?"
                        а какая еще может быть задача когда сравняли диаметр корпуса лодки с длиной ракеты , потом ужаснулись от размеров, но перевернули жирный минус в плюсик , ведь обыватель не поймет , а если бы ракеты положили бы на бок и лодку можно было бы сделать поменьше и ракету подлиньше.
                        3 "Потому, что боевая ценность такой лодки-арсенала будет стремиться к нулю" если арсенал это подвижный склад оружия и боеприпасов то любой корабль, танк или самолет попадает под это определение, и потом сегодня таранным способом никто не воюет , Главное арсенал должен содержать однотипное оружие , не должно быть мешанины любая попытка совмещение нескольких функций в одном предмете, механизме, инструменте где угодно ,типа швец жнец на дуде игрец рождает посредственность проигрывающий узкому назначению .Потому если лодку заточить под узкую задачу она сильно упростится, уменьшится в размерах , удешевится, сократятся сроки строительства . кстати о малых размерах если немецкую лодку 1944г типа «Зеехунд» с двумя торпедами и водоизмещением 15т построить из титана и на современном уровне ее непросто будет обнаружить и утопить , ей и раньше требовалось прямое попадание бомбы или очень близкое , малый размер рулит .