Дизельное ассорти: как Советская армия танковый мотор выбирала

66

Дизель УТД-20. Источник: fb.ru

На замену В-2 и не только


Заслуженный В-2 к концу войны стал основным танковым двигателем. С небольшими изменениями дизель устанавливался как на средние танки, так и в форсированном исполнении на тяжелые машины. В общей сложности за годы войны в разное время производили сразу шесть модификаций танкового мотора. Для танков серии КВ собирали разработанный ещё в предвоенные годы В-2К, отличающийся повышенной мощностью в 600 л. с. Разогнать двигатель до такой мощи удалось повышением частоты вращения коленчатого вала, что неизбежно сказалось на ресурсе двигателя. Первой военной зимой 1941 года это стало настоящей проблемой. В морозы форсированный В-2К с моторесурсом всего в 250-300 часов по ночам приходилось заводить каждые 1,5-2 часа. Иначе поддерживать боеготовность танковых подразделений было невозможно. Позже в конструкторских бюро разработали специальные печки, позволившие частично сохранить ресурс недешёвой техники.

Дизельное ассорти: как Советская армия танковый мотор выбирала
Моторы на базе довоенного В-2 до сих пор в строю. Источник: 4.bp.blogspot.com

Для танков серии ИС и самоходных установок ИСУ с 1943 года использовались уже умеренно форсированные 520-сильные моторы В-2ИС и В-11ИС-3. Моторесурс новых дизелей достигал 500 часов. Это были плоды работы прославленного СКБ-75 Челябинского Кировского завода под руководством Ивана Яковлевича Трашутина. В экспериментальном порядке для танка ИС-6 создали мотор В-12У, с которого удалось собрать сразу 700 л. с. Такой скачок мощности объясняется турбонагнетателем с приводом от коленчатого вала. В 1944 году конструкция В-2 эволюционировала в 800-сильный турбодизель В-14. Однако мотор не был принят на вооружение.



В годы войны одним из центров моторостроения стал барнаульский завод № 77, который свои первые дизели выпустил уже в ноябре 1942 года. Всего за войну в Барнауле собрали без малого 8 тыс. танковых силовых установок. Но заводчане не только собирали дизели, они также предлагали программы модернизации. Так, в 1944 году собрали целую линейку моторов В-16, В-16Ф и В-16НФ мощностью, соответственно, 600, 700 и 800 л. с. И снова вне серии.

На все танки серии Т-34 в подавляющем большинстве устанавливали дизели В-2-34. Почему в подавляющем большинстве, а не в 100 % случаев? Статистику немного изменил завод в Красном Сормово, которому в начале войны пришлось выпустить из ворот несколько сотен танков Т-34 с бензиновыми двигателями. Причина банальна – нехватка дизелей от смежников.

Итого в первые послевоенные годы в стране сформировалась целая отрасль производства двигателя В-2 на четырех заводах – Челябинском Кировском, Сталинградском тракторном, Барнаульском транспортного машиностроения и Уральском турбомоторном. Последний образовался слиянием свердловского завода № 76 и Турбинного завода. При этом разработкой дизелей занимались в профильных КБ в Свердловске, Челябинске (головное КБ), Барнауле и Ленинграде. В общем, дальнейшей судьбой В-2 занимались чуть ли не всей страной. Но никто зацикливаться на заслуженном моторе не собирался. Все знали о серьёзном потенциале для модернизации дизеля – одни опыты с турбонаддувом могли добавить до 50 % мощности. Однако руководство оборонной промышленности требовало от инженеров танковые дизели новых конструкций.

Дизель в паре с танком


Одним из парадоксов послевоенного танкового моторостроения была разработка силовой установки непосредственно под танк. Ни о какой унификации и речи не шло. Это достаточно странно, так как в годы войны подход с единственным мотором В-2 отлично себя зарекомендовал. Это позволило оперативно развернуть массовое производство дизелей в относительно короткие сроки. В 50-60-е годы концепция сменилась, и мотор фактически кроился под МТО очередного «Объекта Х». При этом ни о какой взаимозаменяемости с «Объектами» из других КБ не договаривались.

Вторым парадоксом было гигантское разнообразие проектируемых силовых установок. Если выйти за рамки основной темы статьи, то можно указать сразу на четыре магистральные и конкурирующие между собой моторостроительные линии. Первая – это программа дальнейшей модернизации В-2. Забегая вперёд, упомянем, что она оказалась наиболее успешной. Российская армия до сих пор использует моторы серии В-2 в своих самых современных танках. Как водится, головным разработчиком этой линии стал Челябинск, однако ему в этом «помогали» Ленинград и Барнаул. Вторая моторостроительная программа связана с разработкой четырехтактных дизелей с большим развалом цилиндров. Работали над серией моторов, получивших название УТД (универсальный танковый двигатель), в Барнауле. Инженерам пришлось подстраиваться под жёсткие ограничения высоты бронемашины и в пределах разумного снижать профиль силовых установок. В итоге мотор УТД получил развал цилиндров в 120 градусов. Один из таких двигателей УТД-20 с шестью цилиндрами и мощностью в 300 л. с. даже попал в моторно-трансмиссионное отделение серийной машины. Правда, это был не танк, а БМП-1. Дефорсированный до 240 л. с. вариант под длинным индексом 5Д-20-240 с 1964 года устанавливался в БМД-1. Но так повезло далеко не всем разработкам моторостроителей. Для примера приведём дизельный двигатель ДТН-10, который строили исключительно для тяжелого танка «Объект 770». Дизель был 4-тактным и с десятью цилиндрами. На этом его традиционность и заканчивалась. Дело в том, что разработчики из КБ Челябинского тракторного завода выбрали для мотора экзотическую U-образную схему. Принципиально ничего сложного в этом нет – конструкция представляет собой слепленные друг с другом два рядных мотора. Два коленчатых вала соединялись либо цепью, либо шестернями. Такая нетривиальная схема была выбрана по одной причине – погоней за минимальным объёмом двигателя. Во времена разработки танка второго поколения важнейшим свойством мотора считались его габариты. Нередко это выходило за рамки здравого смысла, и в жертву компактности шли надёжность и ресурс. ДТН-10 у челябинцев получился не самым миниатюрным и занимал в танке сразу 1,89 кубометра.


Источник: Солянкин А. Г. и другие. Отечественные бронированные машины. XX век. Том 3

Мощность достигала впечатляющих 1000 л. с. при литровой мощности в 31 л. с./л. Много это или мало? Например, традиционный 12-цилиндровый V-образный мотор В12-6Б для танка Т-10М обладал литровой мощностью всего в 19,3 л. с./л. Однако разрабатываемый параллельно в харьковском КБ завода № 75 «выскочка» 5ТД (о нём шла речь в предыдущих материалах) установил рекорд в 42,8 л. с./л. Кстати, и занимал мотор в танке всего 0,81 кубометра пространства. И это ещё до момента форсирования до 700 л. с., когда мотору добавили оборотов по требованию главного конструктора Т-64 Александра Морозова. В общей сложности в Челябинске создали три мотора ДТН-10, один из которых даже установили в опытный тяжелый танк «Объект 770». Среди новинок агрегата была не только U-образная схема, которая почти нигде больше не использовалась, но и впервые применённый в СССР комбинированный турбонаддув. Дополнительный воздух в камеры сгорания подавал не только нагнетатель от коленчатого вала, но и осевая турбина, получающая энергию от отработанных газов. Два коленчатых вала соединялись друг с другом редуктором с муфтой. Окончательных итогов относительно надёжности такого узла нет, так как работы по двигателю закрыли вслед за закрытием темы «Объекта 770». И это далеко не единственный пример, когда многолетние работы по двигателю останавливали в связи с негодностью опытного танка.


«Объект 770». Источник: voentex.ru

Вернёмся к магистральным направлениям отечественного танкового моторостроения в послевоенные десятилетия. Третьей программой стала разработка двухтактных дизелей, самым известным из которых, конечно, является 5ТДФ и агрегаты на его базе. Однако стоит сказать, что это был далеко не единственный танковый «двухтактник» в отечественной истории. Ещё в 1945 году в Харькове команда инженеров под руководством инженера А. Курицы предложила проект 1000-сильного дизеля ДД-1. Несмотря на двухтактный цикл, это был вполне традиционный мотор с 12 цилиндрами и V-образной конфигурацией блока. Идею в харьковском КБ завода № 74 раскручивали до 1952 года, когда переработанный дизель ДД-2 выдал на стенде 800 л. с. и проработал 700 часов. Но проект закрыли в связи с разработкой танка нового поколения «Объект 430», который мы сейчас знаем как Т-64. Установленный на нём дизель 5ТДФ имеет неоднозначную репутацию, густо замешанную на политике. Отечественные танкостроители традиционно ругают украинский мотор и также традиционно хвалят дизели семейства В-2. Только вот забывают, что конструкции скоро стукнет 100 лет и говорить о моральном устаревании уже даже как-то неуместно. В Украине, особенно в Харькове, моторы серии 5ТДФ и 6ТД хвалят, указывая на недостатки уральских четырехтактных дизелей. Одно несомненно: если бы не распад Советского Союза, то инновационные харьковские дизели всё-таки довели бы до необходимой кондиции. Недаром же над доработкой конструкции трудились всей страной в начале 50-х годов.

И, наконец, четвертая ветка развития отечественного моторостроения – это танковые газотурбинные моторы. Родились они под впечатлением от американских планов постройки газотурбинных танков и сразу же заняли немалые ресурсы государства. Разработку вели в Ленинграде, Челябинске и Омске одновременно. И если мотор 5ТДФ вызывал нарекания из-за низкой надёжности, то установку газотурбинных моторов в танк долгое время оспаривали как факт. Совсем недавно рассекречены публикации конца 80-х годов, в которых однозначно указывается, что среди отечественных инженеров не было единого мнения относительно целесообразности ГТД в танке. Но это совсем другая история.

Продолжение следует…
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    16 июня 2021 18:25
    В экспериментальном порядке для танка ИС-6 создали мотор В-12У, с которого удалось собрать сразу 700 л. с. Такой скачёк мощности объясняется турбонагнетателем с приводом от коленчатого вала

    Турбонагнетатель приводится от выхлопных газов. А от коленчатого вала работает приводной нагнетатель, который и был установлен на дизель В-12У.
    1. +7
      16 июня 2021 19:46
      Цитата: Undecim
      Турбонагнетатель приводится от выхлопных газов.

      Ага, я тоже сразу в это упёрся. Полагаю, что это опечатка, но в статьях, претендующих на технические описания, такие ляпы недопустимы.

      Вот это вот тоже неоднозначная фраза:
      Разогнать двигатель до такой мощи удалось повышением частоты вращения коленчатого вала

      Такое впечатление, что просто сняли ограничитель максимальных оборотов и вот тебе мощность на блюдечке.
      Мощность есть произведение частоты вращения на момент на валу. Увеличить частоту вращения не потеряв (хотя бы) момента — та ещё техническая задача. Ничуть не проще, чем увеличить момент на той же частоте.
  2. +7
    16 июня 2021 18:52
    Конец статьи-шедевр! Советские ИНЖЕНЕРЫ катили бочку на ГТД?Разве что харьковские и челябинские! Ленинградцы и омичи-точно были ЗА! Как и личный состас первой танковой армии в ГДР(ГСВГ),почти полностью укомплектованный об 219р. Был и есть самый беспроблемный танк! На голову выше челябинского ширпотреба и харьковских недоделок.
    1. D16
      +11
      16 июня 2021 19:17
      самый беспроблемный танк!

      Проблемой было обеспечение топливом подразделений на этих танках. И стоимость самих танков.
      1. +1
        16 июня 2021 19:22
        Цитата: D16
        самый беспроблемный танк!

        Проблемой было обеспечение топливом подразделений на этих танках. И стоимость самих танков.

        Привет ! Проблема состояла в стоимости не самого танка, а его "пламенного сердца".
        1. D16
          +2
          16 июня 2021 19:40
          Привет! По сравнению с Т-72 танк был дорогой и без "сердца", а с "сердцем" и подавно.
          1. +2
            16 июня 2021 19:56
            Цитата: D16
            Привет! По сравнению с Т-72 танк был дорогой и без "сердца", а с "сердцем" и подавно.

            А данные по стоимости есть ? Самого танка ?
            1. +10
              16 июня 2021 20:45
              На конец 80х

              стоимость танков
              Т-80У - 824 тыс.рублей,
              Т-72Б - 280 тыс.рублей.

              Движки,
              Т-80У - 104 тыс.руб,
              Т-72Б - 14 тыс.руб.

              при продаже за рубеж
              Т-80 ----- 4 миллиона долларов,
              Т-90 ----- 2.7 миллиона долларов
              1. +3
                16 июня 2021 20:47
                Спасибо, но вот вопрос-а это цены уже свободные или еще времен СССР ?
                1. +3
                  16 июня 2021 20:49
                  Цитата: Альф
                  Спасибо, но вот вопрос-а это цены уже свободные или еще времен СССР ?
                  "На конец 80х"
                  1. +1
                    16 июня 2021 20:51
                    Цитата: Bad_gr
                    Цитата: Альф
                    Спасибо, но вот вопрос-а это цены уже свободные или еще времен СССР ?
                    "На конец 80х"

                    Ну это не совсем показатель. До 85-го года цены в СССР государство держало, а после все заводы ударились во все тяжкие-кто сколько наварит....
                2. 0
                  17 июня 2021 10:22
                  Танки же ширпотребно торговались, как картошка или посуда, все знают.
            2. D16
              +2
              16 июня 2021 20:48
              Цифр нет, но по навороченности СУО и АЗ это был Т-64 с его сверхзвуковым ПТУРом. По защите он был круче всех.
              1. +1
                16 июня 2021 20:49
                Цитата: D16
                Цифр нет, но по навороченности СУО и АЗ это был Т-64 с его сверхзвуковым ПТУРом. По защите он был круче всех.

                Это ты про что ?
                1. D16
                  +1
                  16 июня 2021 20:50
                  Про стоимость. Выше цифры привели.
                  1. +1
                    16 июня 2021 20:52
                    Цитата: D16
                    Про стоимость. Выше цифры привели.

                    Я просто не понял, при чем здесь 64-й ?
                    1. D16
                      0
                      16 июня 2021 20:55
                      Основных танка у нас было три. И 64ка занимала бы в табличке позицию ближе к 80ке, чем к 72му.
                      1. +2
                        16 июня 2021 20:57
                        Цитата: D16
                        Основных танка у нас было три

                        Да это-то я и сам знаю. Лично мое мнение, что лучшим танком СССР был Т-80, хотя он и был самым дорогим.
                      2. D16
                        0
                        16 июня 2021 21:03
                        Все они были хороши по-своему. По крайней мере 80й и 72й.
                      3. +2
                        16 июня 2021 21:25
                        Цитата: D16
                        Все они были хороши по-своему. По крайней мере 80й и 72й.

                        И я так считаю. Т-80 как быстроходный ударный кулак, проламывающий оборону и более простой и дешевый Т-72, зачищающий захваченную территорию. А вот место для Т-64 лично для меня непонятно.
                      4. 0
                        16 июня 2021 22:01
                        Когда попадается статья про последние советские танки всегда в комментариях читаешь спор А КАКОЙ ЖЕ ТАНК ЛУЧШЕ: 64, 72 ИЛИ 80? Находятся те, кто ругает ГТД, кто-то им восхищается, кто-то хвалит 64, а другие не 6аходят ему место... Есть даже те, кто видит разницу между АЗ и МЗ... Различия в удобстве работы экипажа? В надежности? В подвижности или в защите? Можете пояснить недалёкому в этой области связисту? hi
                      5. 0
                        17 июня 2021 18:58
                        Цитата: Momotomba
                        Можете пояснить недалёкому в этой области связисту?

                        Что именно прояснять-то ?
                      6. 0
                        17 июня 2021 19:40
                        Цитата: Альф
                        Что именно прояснять-то ?

                        Что в этих танках такого разного? Пушка одна, приборы наблюдения, прицеливания и связи тоже одни скорее всего...
                      7. 0
                        17 июня 2021 19:45
                        Цитата: Momotomba
                        Цитата: Альф
                        Что именно прояснять-то ?

                        Что в этих танках такого разного? Пушка одна, приборы наблюдения, прицеливания и связи тоже одни скорее всего...

                        Уважаемый коллега ! Я, конечно, мог бы Вам это прояснить, но, прошу понять меня правильно, объем это будет, мягко говоря, пребольшим. Вы здесь новичок (это не оскорбление и не издевательство), а эта тема с завидным постоянством всплывает практически каждый месяц, просто пройдитесь по танковой части. Без обид !
                        П.С. Двигатели разные, СУО разное, ходовые разные и это только то, что видно.
                      8. 0
                        17 июня 2021 19:51
                        Цитата: Альф
                        Уважаемый коллега ! Я, конечно, мог бы Вам это прояснить, но, прошу понять меня правильно, объем это будет, мягко говоря, пребольшим. Вы здесь новичок (это не оскорбление и не издевательство), а эта тема с завидным постоянством всплывает практически каждый месяц, просто пройдитесь по танковой части. Без обид !

                        В том то и дело, что тема всплывает постоянно, а я понять не могу из-за чего танкисты спорят до звонка в ушах)) Просто по мне все танки одинаковые) Также прошу не обижаться!)
                      9. 0
                        17 июня 2021 20:02
                        Цитата: Momotomba
                        В том то и дело, что тема всплывает постоянно, а я понять не могу из-за чего танкисты спорят до звонка в ушах)) Просто по мне все танки одинаковые) Также прошу не обижаться!)

                        Какие обиды, о чем речь ?!
                      10. 0
                        17 июня 2021 23:12
                        В двух словах-разница,как между китайским и европейским телефонами в середине 2000 Внешне-почти то же самое,а внутри...Т-80-единственный танк,у которого даже на учебно-боевых машинах крышка трансмиссии закреплена всеми штатными болтами. У мазуты72 и 64-максимум на двух! Ибо каждый привал на марше весь экипаж стоял раком над убогими движками.
              2. 0
                18 июня 2021 12:14
                Кобра никогда не была сверхзвуковой-700 км в час.
                1. D16
                  0
                  18 июня 2021 18:57
                  Средняя скорость сверхзвуковая. 400м/с.
                  https://missilery.info/missile/cobra
                  1. +1
                    18 июня 2021 23:52
                    Да,при выстреле ракета уходит со скоростью 800 м с ,на дистанции 900 м и далее-скорость дозвуковая,ибо СУО так хочет! Фотодиссектор просто не уследит за лампой трассера.
      2. 0
        17 июня 2021 22:54
        Никаких проблем со снабжением ТС-1 и РТ не было-обычный авиакеросин! Кроме того,на учениях работали на летней соляре даже зимой-на ней система Туча лучше работает. Т-80 в ценах 83 года стоилд МИЛЛИОН рублей,т-64-850 тыс. При капец какой разнице в ТТХ.
        1. D16
          0
          18 июня 2021 19:06
          Проблема не в видах топлива, а в его наличии. В условиях противодействия противника заправщики весьма уязвимы, а подразделение на заправке тем более. Т-80 надо заправляться чаще.
    2. +1
      17 июня 2021 06:09
      В каком плане беспроблемный?
      В плане подготовки мехвода? То наверное на уровне 64ки а то и покруче. Ибо убить турбину на морозе при запуске можно на раз!
      В плане башни аналог 64ки.
      В плане ходовой?
      1. +2
        17 июня 2021 23:05
        Убить турбину на морозе-это разве что снегом решетки закидать?)) После нажатия кнопки запуска мехвод в запуске не участвует! Цикл сам завершится полюбому! Даже если забита сетка за башней! Просто датчик покажет перегрев газов и цикл прекратится до устранения. Убивается ТС только в результате разноса ,после взятия на себя обеих рычагов. Но этому учат еще в учебке. В плане башни-да,почти копия 64,но без ЗПУ ейной. И без шикарного триплекса у наводчика.
        1. 0
          18 июня 2021 12:57
          Обновите знания. У нас в ЗГВ при мне сожгли 3 МТО.
          1. 0
            18 июня 2021 13:19
            Служил в ГСВГ в Цайтхайне с 83 по 85 г ,23 ТП,Учебно боевой ,работа день в день. Гусянки-да ,менял два раза по причинек истирания подушек и разрушения РМШ. Во всей дивизии-ни одного ЧП,кроме как в 40 полку друг друга подстрелили!
    3. 0
      17 июня 2021 10:21
      Всего-то в 2 раза дороже Т-72, а с появлением Т-90, ставший ненужным. Да и вообще в мире с ГТД на танках провал.
    4. 0
      18 июня 2021 07:30
      Проблем у Т-80 с ГТД было море и основная громадный расход топлива, что объясняется применением ГТД без теплообменника .Данная машина в условиях пустыни сжирала 3тонны топлива за 200 км пробега.Кроме того были большие проблемы с воздухозабором,первые машины в условиях повышенной запыленности эксплатировались с "пароходными трубами".Поэтому данная машина проиграла Т-72, который и стал основным танком российской армии, модернизированный до Т-90:
      1. +1
        18 июня 2021 12:24
        Бредите? Вся Германия-сплошная пустыня всмысле песка и летом на полигонах доходило до 40 градусов,и куда там ТРИ тонны то заливать-разве что в прицеп? Да и испытывалась машина в Каракумахи готовились экипажи именно на Сирию к папе Асада. Сам в этом поучаствовал! И самоочищающиеся фильтры с достаточной производительностью сразу устанавливались,начиная с древних А серий. Зачем позориться безграмотностью?
        1. 0
          18 июня 2021 15:26
          Цитата: 113262а
          Бредите? Вся Германия-сплошная пустыня всмысле песка и летом на полигонах доходило до 40 градусов,и куда там ТРИ тонны то заливать-разве что в прицеп? Да и испытывалась машина в Каракумахи готовились экипажи именно на Сирию к папе Асада. Сам в этом поучаствовал! И самоочищающиеся фильтры с достаточной производительностью сразу устанавливались,начиная с древних А серий. Зачем позориться безграмотностью?

          Полным незнанием техники дышит каждое слово.В Германии может и бывает 40 градусов раз в году,да и то на солнце,а 200 км пробега при полной заправки всех 14 баков 3 тоннами топлива были получены как при испытаниях а Каракумах при 40-45градусов в тени.А "самоочищающие "у Т-80 не фильтры, а лопатки компрессора двигателя и "паровозные трубы "ставили на машину не для повышения производительности воздухоочистителя,а для забора воздуха выше башни,как наименее запыленного места на машине при движении на максимальных скоростях в условиях пустыни. С такими знаниями техники на уровне начальных классов вам вначале нужно пройти технический ликбез,а уже потом принимать участие в объсуждениях и начинать с простых тем .
          1. +1
            18 июня 2021 23:42
            Объём топливных баков: внутренних — 1100 л, пяти наружных — 700 л, двух-​трёх дополнительных бочек — 400–600 л. Общий объём — 2200–2400 л. А ПАРОВЫЕ ТРУБЫ-это таки ОПВТ,любезный! С его помощью ваш поркорный слуга на Щит-84 на Магдебургском полигоне в составе танковой роты прошел по дну Эльбы. С ними никак не получится ЕЗДИТЬ по пересеченке,ибо крепление их -жидкое,предназначено для сброса после выхода на берег СТВОЛОМ пушки! РРРРРаз-и нету труб! А про холодок на полигоне рассуждает тот,кто ни разу ПЕШИМ ПО ЛЕШЕМУ по песочку Либероззского полигона не бегал!))) И Кнопка-ВИБРООЧИСТКА-это очистка лопаток турбины,а ПЫЛЕСДУВ-это очистка циклонов! Не пытвйтесь учить дедушку любить бабушку!)))
            1. 0
              19 июня 2021 00:15
              Обычный ответ командира, но не инженера! Но видно, что ликбез пройден, вопрос изучен.А то
              "самоочищающие фильтры,40 градусов в Германии, топливо в прицепе и пр." Но только не понятно причем тут Эльба?Но и конечно командирское - про бабушку, куда без этого !
              1. 0
                19 июня 2021 08:35
                Батенька,я уж 30 лет,как инженер,и притом,транспортник! И в 14 -15 годах пришлось послужить замповооружению. Правда на харьковских недоделках. Но вот в Елани пришлось побывать на семинаре и вот там то и подновил воспоминания. Прямо в родной Даурии. Так что все данные-из свежей памяти!
              2. 0
                19 июня 2021 08:38
                Эльба-река,которая течет через всю Германию. И вот под ней с момощью ПАРОВОЗНЫХТРУБ рота прошла в полном составе! Они там,на башне сзади по-походному приторочены штатно! Как и зимний лоток.
            2. 0
              20 июня 2021 22:48
              Владимир, Вы говорите что" .... Кнопка-ВИБРООЧИСТКА-это очистка лопаток турбины", это не совсем так. Это очистка направляющего аппарата, т.е. неподвижных элементов, на которых происходит постепенное нарастание отложений, которые нарушают аэродинамический профиль. Как-то так...
              А про песок Либерозы - это, никто не забудет!
              1. 0
                20 июня 2021 23:01
                Обратите внимание на муляж двигателя ГТД 1100 ТФ! Если вы его когда нибудь видели! А я вот сдавал по технике экзамен и точно знаю его устройство даже спустя столько лет! Так вот,к периферии компрессорных и рабочих лопаток по команде реле времени или принудительно от кнопки на щитке мехвода подводятся твердосплавные бойки и происходит ВИБРООЧИСТКА . Либерозе пишется с Е на конце!))То же и с пылесдувом-или автомат или от кнопки. В зависимости от положения пакетника ,который рядом с кнопкой ПУСК ДВИГАТЕЛЯ,
              2. +1
                20 июня 2021 23:33
                Не мое,но подпишусь!. Касаемо экономичности(у нас ГТа-18 еще не было!) В составе силовой установки танка применен вспомогательный энергоагрегат ГТА-18А мощностью 30 л.с., встроенный в общую систему работы основного ГТД. ГТА-18А обеспечивает работу различных систем танка при ВЫКЛЮЧЕННОМ основном двигателе, на стоянках или в состоянии "ожидания". На дизельных российских танках такого агрегата нет. А если учесть, что в расчете на один "боевой день" (50% в движении, 50% на месте) расход топлива у Т-80У уменьшается до 60 л/час (у дизельных танков без ВСУ этот показатель равен 100-150 л/час), то и все разговоры о "прожорливости" как-то затухают. К тому же, ГТД-1250 ПРАКТИЧЕСКИ НЕ РАСХОДУЕТ МАСЛА, и этот показатель лучше, чем у дизелей в 16-20 раз! А стоимость масла, между прочим, в 5-10 раз выше стоимости топлива. Это к вопросу об экономичности. Так что думайте. Если говорить о других преимуществах ГТД перед дизелем, то стоит отметить следующее:• легкость пуска от +40 до -40 градусов Цельсия (просто нажми кнопку и ничего не надо подогревать). Оперативная готовность Т-80У – 3 минуты, у дизельных российских танков – до 30 минут, а то и более (думайте и сравнивайте).• незаглохаемость двигателя при увеличении нагрузки, например, при утыкании танка (танкисты знают, что это такое и как с этим бороться на дизельных танках).• малые объем и масса двигателя (1050 кг при 1250 л.с.), а следовательно выигрыш в массе танка и объеме МТО.• отсутствие жидкостной системы охлаждения, а следовательно затрат мощности на нее.• более высокий ресурс двигателя (в 2-3 раза).• снижение уровня шума (если кто-нибудь стоял перед идущим на вас Т-80, то знает, что его практически не слышно) и заметности выхлопных газов в 2-3 раза, а следовательно увеличение шумо– и тепломаскировки.• вследствие более легкой управляемости танка снижение утомляемости и увеличение боеготовности экипажа (об этом я лично беседовал с механиками-водителями Т-80, которые были в восторге от службы на эти танках).• возможность работы двигателя как на дизельном топливе, так и бензине, керосине и их смесях в любой пропорции, возможность перевода на газообразное топливо.• и т.д и т.п.
  3. +2
    16 июня 2021 19:00
    Евгений традиционное спасибо - понравилось!
  4. +1
    16 июня 2021 20:25
    то установку газотурбинных моторов в танк долгое время оспаривали как факт. Совсем недавно рассекречены публикации конца 80-х годов, в которых однозначно указывается, что среди отечественных инженеров не было единого мнения относительно целесообразности ГТД в танке.


    Ответ очень простой - Устинов.
  5. m-z
    +1
    16 июня 2021 21:08
    Первой военной зимой 1941 года это стало настоящей проблемой. В морозы форсированный В-2К с моторесурсом всего в 250-300 часов по ночам приходилось заводить каждые 1,5-2 часа.
    Если имеется ввиду ресурс в 250-300 мото-часов, то это очень хороший ресурс для танкового двигателя 41-45 годов. Не думаю, что хоть один танковый двигатель в мире в это время имел такой моторесурс в реальной эксплуатации.
    1. +2
      16 июня 2021 22:30
      Если вы заметили, тут речь идет об исчерпании ресурса из-за трудностей с запуском дизелей в зимнее время года. У немцев двигатели были бензиновыми и у них не было такого исчерпания ресурса и проблем с запуском. Пуск дизелей с помощью сжатого воздуха и фреоном в ампулах придумали, по всей видимости, позже.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        17 июня 2021 19:02
        Цитата: СергейАлександрович
        У немцев двигатели были бензиновыми и у них не было такого исчерпания ресурса и проблем с запуском

        Проблемы с запуском зимой у немцев как раз были. Если мне не изменяет память, у Смоленска панцерваффе притормозили именно из-за исчерпания ресурса двигателей. Другое дело, что ремслужба в немецких танковых войсках работала великолепно всю войну и часто спасала.
        1. 0
          18 июня 2021 15:28
          Разумеется были проблемы, но одно дело запустить зимой бензиновый двигатель, и совсем другое дизель.
          1. 0
            24 июня 2021 04:13
            Одинаковые по мощности двигателя при морозах больше минус 15 заводятся одинаково тяжело-холодное топливо в холодном двигателе плохо распыляется..
            1. 0
              24 июня 2021 09:51
              Вот только дизельное топливо на морозе загустевает, а бензин нет.
              1. 0
                24 июня 2021 17:18
                Бензин тоже начинает разбрызгиваться более крупными каплями и плохо возгорает .Арктическая или зимняя солярка не густеет..
                1. 0
                  25 июля 2021 09:03
                  Там не то. Степень сжатия. Только дизель воздухом можно раскрутить, а если с ручки, так только с маховиком. По ИС-2 руководство для мехвода. Но я чет сомневаюсь, на счёт маховика в мороз. Так что лучше подогреть. В тридцать четверках буржуйку возили, окопчик меж гуслей и буржуйка под мто, ну и пять прокопчёных организмов.
          2. 0
            28 августа 2021 10:38
            Цитата: СергейАлександрович
            Разумеется были проблемы, но одно дело запустить зимой бензиновый двигатель, и совсем другое дизель.

            И третье дело--запустить двигатель на синтетическом бензине, вязкость которого заметно растёт на морозе.
      3. -1
        25 июня 2021 11:21
        Вы моторист?или просто поклонник Вермахта?
    2. 0
      17 июня 2021 16:54
      Цитата: m-z
      Если имеется ввиду ресурс в 250-300 мото-часов, то это очень хороший ресурс для танкового двигателя 41-45 годов.

      ЕМНИП, ресурса 250 моточасов на В-2 добились только в 1944 г. Причём на стенде.
      В 1941 г. В-2 на стенде выдавал 100 моточасов. На танке - меньше, из-за проблем с конструкцией и качеством изготовления воздушного фильтра (пыль пропускает, поток воздуха ограничивает), а также из-за регулярного несоблюдения инструкций по эксплуатации и ТО. Вынуть топливный фильтр при заправке для ускорения оной - легко. Не соблюдать регламент замены масла (ЕМНИП, полная замена с промывкой каждые 20 моточасов) - тоже.
      Цитата: m-z
      Не думаю, что хоть один танковый двигатель в мире в это время имел такой моторесурс в реальной эксплуатации.

      У немцев массовый падёж танковых двигателей по ресурсу начался только под Смоленском.
      1. -1
        25 июня 2021 09:39
        Факты где?я сколько тему изучаю ,никто фактов не предоставил ошибочного движения наших танкостроителей.
  6. D16
    +2
    16 июня 2021 21:13
    "Одно несомненно: если бы не распад Советского Союза, то инновационные харьковские дизели всё-таки довели бы до необходимой кондиции. Недаром же над доработкой конструкции трудились всей страной в начале 50-х годов".
    Очень спорное утверждение, поскольку у чемодана была куча неустранимых конструктивных недостатков. Таких как холодный запуск, токсичный выхлоп, низкий крутящий момент и ресурс по сравнению с альтернативой.
  7. +1
    16 июня 2021 21:56
    5ТДФ тот еще фрукт
  8. Комментарий был удален.
  9. +2
    17 июня 2021 07:48
    Вот бы еще сравнить с каким нибудь МТУ
  10. 0
    17 июня 2021 10:19
    инновационные харьковские дизели всё-таки довели бы до необходимой кондиции. Недаром же над доработкой конструкции трудились всей страной в начале 50-х годов.


    40 Лет для этого не хватило.
  11. 0
    25 июня 2021 09:35
    Автор не учитывает прожорливость двухтактных моторов.а это немалый фактор.плюс проверенная временем схема.плюс максимально выжмите из в-2. я бы как оборонщик выбрал бы его.