В компании Airbus назвали сроки перевода гражданской авиации на водород

121

В ближайшее время мировой воздушный флот продолжит использование традиционных реактивных двигателей. Но в компании Airbus уже назвали сроки перевода гражданской авиации на водород.

Согласно сообщению агентства Reuters, об этом руководство авиапроизводителя уведомило на брифинге официальных представителей стран Евросоюза.

Там считают, что массовый переход на водород произойдет не ранее 2050 года. А до этого времени с 2035 года ряд авиакомпаний начнут эксплуатировать средне- и ближнемагистральные самолеты, выпускаемые Airbus, с двигателями на этом топливе.


На данный момент эта компания-производитель является лидером разработки водородных двигателей. Ее руководство анонсировало создание первого коммерческого самолета, обладающего нулевым уровнем вредных выбросов. Нет точной информации, связано ли это заявление с заменой самого массового продукта компании, среднемагистрального А320, на более современный самолет, которая тоже намечена на 2030-е годы, но такой вариант развития событий не исключается.

Еще не решено, на какой сегмент рынка будет ориентирован первый самолет с нулевым уровнем выбросов.

- заявил представитель Airbus.

Осенью прошлого года компания представила три образца водородных самолетов. Они были названы ZEROe, что означает «нулевые выбросы».
  • Airbus
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    10 июня 2021 13:28
    забытое старое
    1. -3
      10 июня 2021 13:31
      сейчас наглосаксофилы прибегут и минусов натыкают) мол "советские самолеты летали на тоталитарном водороде")))
      1. +4
        10 июня 2021 14:38
        - 250 градусов.
        Случись что, сгорят все в пять сек.

        Я на такой хреновине не полечу.
        1. -3
          10 июня 2021 15:09
          Цитата: Например
          - 250 градусов.
          Случись что, сгорят все в пять сек.

          Я на такой хреновине не полечу.

          этт демонстратор, к тому же ещё советский, на новом водорода как такового вряд ли будет
          1. +1
            10 июня 2021 15:10
            Цитата: poquello
            на новом водорода как такового вряд ли будет

            Самолёт на водороде без водорода.
            Это как?
            1. -3
              10 июня 2021 15:13
              Цитата: Например
              Цитата: poquello
              на новом водорода как такового вряд ли будет

              Самолёт на водороде без водорода.
              Это как?

              выделение в процессе, засыпят мешок алюминия и полетели или на батарейках
              1. +2
                10 июня 2021 15:15
                Вот на водороде ребята слетали:



                Может ну его на фиг?
                1. -3
                  10 июня 2021 15:22
                  Цитата: Например
                  Может ну его на фиг?

                  да вообще получается если кпд будет достаточный то безопасней керосинового, сам процесс выделения изолирован, а люминь он и в Африке люминь
                  1. -1
                    10 июня 2021 15:26
                    Ну может быть...

                    Прогресс не остановить.

                    Главное людьми оставаться.
                    1. +1
                      10 июня 2021 15:30
                      Цитата: poquello
                      выделение в процессе, засыпят мешок алюминия и полетели...


                      Тогда обязательно нужно напильники на борту в НЗ иметь.

                      В случае утечки из мешка алюминия можно по-быстрому сточить напильником не критичную деталь фюзеляжа. laughing
                  2. 0
                    10 июня 2021 23:03
                    а люминь он и в Африке люминь

                    Не тяжеловато самолёту будет постоянно возить вагон цветмета с собой?
                    К тому же использованный люминь нужно будет ещё как-то утилизировать.
                    1. 0
                      10 июня 2021 23:37
                      Цитата: Aqr009
                      а люминь он и в Африке люминь

                      Не тяжеловато самолёту будет постоянно возить вагон цветмета с собой?
                      К тому же использованный люминь нужно будет ещё как-то утилизировать.

                      если бы было не тяжело - такой самолёт давно бы уже сделали, ну вот на ам аурус топливные ячейки используют вместо бака каковой на тойоте, на водородном ту-155 были баки
                2. +1
                  11 июня 2021 04:12
                  Цитата: Например
                  Вот на водороде ребята слетали:

                  Там прогар ускорителя с ТТД был.
              2. Комментарий был удален.
              3. +1
                10 июня 2021 17:05
                Цитата: poquello
                выделение в процессе, засыпят мешок алюминия и полетели или на батарейках

                А термодинамику посчитать - слабо? вытеснять водород алюминием абсолютно неприемлемо.
                1. +2
                  10 июня 2021 17:56
                  Цитата: astepanov
                  вытеснять водород алюминием абсолютно неприемлемо.

                  хм, чет я этого в статье "Оценка возможности применения алюминия для получения водородного топлива" Чудотворова, Пугачук 2017 не увидел, скорее наоборот
                  "целесообразно использовать энергоаккумулирующие вещества, в частности алюминий, в качестве промежуточного энергоносителя для производства водорода."
                  1. -1
                    10 июня 2021 18:31
                    Цитата: poquello
                    чет я этого в статье "Оценка возможности применения алюминия для получения водородного топлива" Чудотворова, Пугачук 2017 не увидел

                    Вот я и говорю, возьмите и посчитайте, дело не сложное.
                    1. -2
                      10 июня 2021 18:35
                      Цитата: astepanov
                      Вот я и говорю, возьмите и посчитайте, дело не сложное.

                      да я как-то учёным больше доверяю нежели )))))))))))) Вашим подсчётам
                      Цитата: poquello
                      "целесообразно использовать энергоаккумулирующие вещества, в частности алюминий, в качестве промежуточного энергоносителя для производства водорода."
                      1. +2
                        10 июня 2021 22:12
                        Цитата: poquello
                        да я как-то учёным больше доверяю нежели )))))

                        Значит, вы мне должны доверять. А расчеты, если они выполнены корректно, приводят к одинаковым результатам, независимо от того, кто их выполняет: академик или же школьник. Вы полагаете, что у ученых какая-то отдельная таблица умножения и особенный закон сохранения энергии? Напрасно, уважаемый.
                        Биржевая цена алюминия на сегодня составляет 176188 руб/тонну, или примерно 176 руб/кг. При взаимодействии алюминия с водой (в присутствии ртути), или с кислотами, или со щелочью из 9 кг алюминия можно получить 1 кг водорода (поскольку эквивалент Al – 9, а водорода – 1). Наибольшее количество водорода получается из алюминия и воды, хотя практически для производства водорода эта реакция крайне неудобна – хотя бы потому, что идет в присутствии ртути и медленно.
                        2Al + 6H₂O = 2Al(OH)₃ + 3H₂
                        В соответствии с приведенным уравнением, из 9 кг алюминия и 18 кг воды получается 1 кг водорода. Теплота сгорания водорода составляет 120 МДж/кг, с учетом массы алюминия и воды (27 кг) – 4,44 МДж/кг. Теплота сгорания авиационного керосина – 42,9 МДж/кг, т.е. керосин в конечном итоге имеет как минимум в 10 раз большую теплотворную способность, чем «алюминиевый» водород. А вот цена алюминия для производства 1 кг водорода составит 1584 рубля, или 36 руб/Мдж. Стоимость керосина составляет 46 руб/кг, или чуть больше рубля за 1 МДж. Вот вам и «алюминиевая» водородная авиация…
                      2. 0
                        10 июня 2021 22:47
                        Цитата: astepanov
                        В соответствии с приведенным уравнением, из 9 кг алюминия и 18 кг воды получается 1 кг водорода. Теплота сгорания водорода составляет 120 МДж/кг, с учетом массы алюминия и воды (27 кг) – 4,44 МДж/кг. Теплота сгорания авиационного керосина – 42,9 МДж/кг, т.е. керосин в конечном итоге имеет как минимум в 10 раз большую теплотворную способность, чем «алюминиевый» водород. А вот цена алюминия для производства 1 кг водорода составит 1584 рубля, или 36 руб/Мдж. Стоимость керосина составляет 46 руб/кг, или чуть больше рубля за 1 МДж. Вот вам и «алюминиевая» водородная авиация…

                        на кг алюминия выделяется 15МДж, итого +135, но таки да, сдавать его в лом выгоднее
                      3. 0
                        10 июня 2021 22:51
                        Цитата: poquello
                        на кг алюминия выделяется 15МДж,

                        Из килограмма алюминия не выделяется ни грамма водорода и ни джоуля энергии - для этого нужен второй реагент, например, вода. И потому считать удельное энерговыделение нужно с учетом массы этого реагента.
                      4. 0
                        10 июня 2021 23:24
                        Цитата: astepanov
                        Цитата: poquello
                        на кг алюминия выделяется 15МДж,

                        Из килограмма алюминия не выделяется ни грамма водорода и ни джоуля энергии - для этого нужен второй реагент, например, вода. И потому считать удельное энерговыделение нужно с учетом массы этого реагента.

                        ) на реакцию кг алюминия с реагентом выделяется 15МДж, так лучше? )))))))
              4. 0
                10 июня 2021 22:38
                Цитата: poquello
                выделение в процессе, засыпят мешок алюминия и полетели или на батарейках

                А ничего, что выделение водорода требует больше энергии, чем получается при его сгорании? Я уже не говорю про пожароопасность этого газа, не имеющего цвета и запаха! Кстати "Закон сохранения энергии" пока ещё никто не отменял!
                1. 0
                  10 июня 2021 22:41
                  Цитата: неглавный
                  А ничего, что выделение водорода требует больше энергии, чем получается при его сгорании?

                  алюминий со щелочью это не химический процесс?
                  1. 0
                    10 июня 2021 23:04
                    Цитата: poquello
                    Цитата: неглавный
                    А ничего, что выделение водорода требует больше энергии, чем получается при его сгорании?

                    алюминий со щелочью это не химический процесс?

                    И сколько надо алюминия и щелочи в килограммах для получения килограмма водорода?
                    1. 0
                      10 июня 2021 23:31
                      Цитата: неглавный
                      Цитата: poquello
                      Цитата: неглавный
                      А ничего, что выделение водорода требует больше энергии, чем получается при его сгорании?

                      алюминий со щелочью это не химический процесс?

                      И сколько надо алюминия и щелочи в килограммах для получения килограмма водорода?

                      много если чего нового не придумали
                      1. 0
                        10 июня 2021 23:39
                        Цитата: poquello
                        Цитата: неглавный
                        Цитата: poquello
                        Цитата: неглавный
                        А ничего, что выделение водорода требует больше энергии, чем получается при его сгорании?

                        алюминий со щелочью это не химический процесс?

                        И сколько надо алюминия и щелочи в килограммах для получения килограмма водорода?

                        много если чего нового не придумали

                        Вот и приехали. Это типа носить с собой НПЗ и запас нефти вместо простого ТС-1,ТС-2, или РТ.
                      2. 0
                        10 июня 2021 23:52
                        Цитата: неглавный
                        Вот и приехали

                        а никто и не говорит, что это не так
                        Цитата: poquello
                        на новом водорода как такового вряд ли будет

                        вопрос только когда
                      3. 0
                        10 июня 2021 23:56
                        Цитата: poquello
                        Цитата: неглавный
                        Вот и приехали

                        а никто и не говорит, что это не так
                        Цитата: poquello
                        на новом водорода как такового вряд ли будет

                        вопрос только когда

                        Вот когда физику и химию за 7 класс выучите, тогда и будет!
          2. +1
            10 июня 2021 15:15
            чем "старый" водород отличается от "нового"?
            1. 0
              10 июня 2021 15:17
              Цитата: faiver
              чем "старый" водород отличается от "нового"?

              старый - демонстратор, читайте внимательнее
              1. +1
                10 июня 2021 15:25
                прошу прощения, не так прочитал hi
        2. 0
          11 июня 2021 11:04
          Я на такой хреновине не полечу.

          На самолёте при любом раскладе шансов не много, хоть с водородом хоть без него.
    2. +5
      10 июня 2021 14:27
      Цитата: poquello
      забытое старое

      Этот вроде бы на газе работал
      1. +1
        10 июня 2021 14:34
        Цитата: Piramidon
        Цитата: poquello
        забытое старое

        Этот вроде бы на газе работал

        НК-88 тоже газотурбинный, но у него, к примеру, вместо обычного насоса высоконапорный турбонасос, как у ракетных двигателей. Сначала жидкий водород идёт в теплообменник, где нагревается и переходит в газообразное состояние, а уж потом в камеру сгорания.
        https://life.ru/p/1346897
    3. +7
      10 июня 2021 14:49
      Цитата: poquello
      забытое старое

      Вот именно. Мы - пробовали. Проект был признан нецелесообразным по ряду причин.
      Что сейчас-то изменилось? Ну, кроме повесточки, понятно? Или дело именно в ней?
      И кстати, если в крушениях традиционных лайнеров порой ещё кто-то выживает, пусть и чудом - то на водородных такого досадного упущения уже не будет. Там станут покойниками все, и без вариантов.
      Ну и реальное недоумение вызывает тот факт, что для производства водорода нужна прорва электроэнергии. А её может дать лишь ядерная энергетика. От которой ЕС так же отказывается.
      1. 0
        10 июня 2021 15:10
        Цитата: Kuroneko
        Проект был признан нецелесообразным по ряду причин.

        денег на него не было просто
        1. +2
          10 июня 2021 15:16
          Цитата: poquello
          денег на него не было просто

          Нет, там был целый ворох причин. Начиная от безопасности, кончая экономичностью (водород дорог в получении по энергетическим затратам, керосин в разы дешевле) и обеспечением (всю инфраструктуру переделывать?).
          1. -1
            10 июня 2021 15:18
            Цитата: Kuroneko
            Цитата: poquello
            денег на него не было просто

            Нет, там был целый ворох причин. Начиная от безопасности, кончая экономичностью и обеспечением (всю инфраструктуру переделывать?).

            вот денег не было эти проблемы мозговать
            1. +1
              10 июня 2021 15:23
              Цитата: poquello
              вот денег не было эти проблемы мозговать

              А сейчас они у всех резко появились? Особенно когда все ещё неясно, когда мировая экономика от коронабесия очухается? Нет, этот бред - сугубо от ПОВЕСТОЧКИ. Но опять же: какой, нахрен, водород, если вы, уважаемые западные сэры, ещё и от ядерной энергетики отказываетесь? Ветряки, геотермалка и солнечные панели? Три раза ХА.
              1. +2
                10 июня 2021 15:29
                Цитата: Kuroneko
                А сейчас они у всех резко появились?

                Цитата: Kuroneko
                какой, нахрен, водород,

                )
                1. 0
                  10 июня 2021 15:38
                  И? Подсчитаем, например, сколько в мире машин на батарейках (те же тесла-кары, но они не единственные, смею заметить), и сколько - на обычном ДВС. Разница - не на порядок, не на два, и даже не на три (и можно продолжить). Единичные недоразумения клепать можно без проблем. Почему весь автопарк мира на водород не спешат и не собираются переводить? Это означало бы энергетический коллапс (а газа ещё очень много, и доля авто на газе медленно, но лишь увеличивается). Ну и с тесла-карами пакая же петрушка. Где взять такую прорву энергии и сотни тонн нефти лития для аккумуляторов? Поэтому эти побрякушки так и останутся относительно штучным товаром. НЕТ у нас на шарике Грязь таких ресурсов, дабы подобный выпендрёж сделать массовым и повсеместным.
      2. +11
        10 июня 2021 15:41
        А теперь давайте поговорим по сути.
        1. Водород можно производить множеством способов, любой химик назовет вам десятки - но более-менее рентабельными остаются два: электролиз воды и конверсия метана (или любых других углеводородов):
        1) СxНy + xH2O = хСО + (х+0,5y)H2 — реакция парового риформинга;
        2) CH4 + H2O = CO + 3H2 — реакция парового риформинга;
        3) СО + H2O = CO2 + H2 — реакция конверсии СО
        Суммируя последние две реакции, получаем:
        4) CH4 + 2H2O = CO2 + 2H2
        Водород предполагается использовать в качестве авиационного топлива: 5) 2Н2 + О2 = 2 Н2О
        Но легко видеть, что сумма реакций 4) и 5) дает в итоге
        CH4 + 2 О2 = CO2 + 2 Н2О
        Что это означает на практике? А на практике это означает, что выбросы СО2 одинаковы - что при использовании "конверсионного" водорода, что при сжигании углеводородов, с теми лишь отличиями, что СО2 будет выделяться у производителя, а не в небе, и стоимость топлива вырастет за счет всяческих потерь при переработке. Вырастет и стоимость полетов, в том числе за счет инфраструктуры для транспортировки водорода, бортовой криогенной техники и т.д. Да, теплотворная способность водорода выше, чем метана - вот только плотность жидкого метана 0,41 кг/л, температура кипения - минус 162 0С, а плотность жидкого водорода - всего 0,071 кг/л при температуре кипения минус 252 С. И это намертво перечеркивает любые преимущества водорода. Так что нам в очередной раз пудрят мозги.
        Что касается электролизного способа производства водорода: напряжение на ячейке электролизера практически составляет не менее 2 В при термодинамическом напряжении 1,24 В, откуда следует, что КПД электролизера не превосходит 62%. С учетом этой цифры, если КПД атомной электростанции составляет где-то в районе 30 - 40%, то при производстве водорода КПД составит только 18 - 24%. Вот такие пироги.
        1. +3
          10 июня 2021 15:44
          Я собсно, об этом и говорил. Но общими словами. Спасибо, что подкрепили мой тезис практическими выкладками.
          Этот бред - тупо повесточка. Опять глобальные распилы и сверхприбыль для мегакорпораций.
          P.S. Электролиз на деле мог бы стать выгодным, даже несмотря на очень высокие энергетические затраты (электроэнергия от атомных электростанций предельно дёшева, а запасов радиоактивных элементов нам хватит ещё не на один век), но для этого надо продвигать атомную энергетику. А страны Запада её как раз и сворачивают.
          1. +2
            10 июня 2021 16:13
            Поддерживаю ваши слова, тоже неоднократно уже об этом говорил (на "топкоре").... Водород - тот еще подарок, помимо "прелести" по добыче, идут "радости" по транспортировке-хранении, а он тот еще гад...
            а если говорить про водородные ячейки - то там еще и требования к чистоте водорода высокие, а бы какой не "пойдёть"
        2. -1
          10 июня 2021 16:11
          astepanov.....А теперь давайте поговорим по сути.

          Браво, Алексей ! Президент 12-го будет вручать Государственные премии, вас включаем в список от имени диванных завсегдаев на ВО. drinks hi
          1. +4
            10 июня 2021 18:36
            Цитата: askort154
            вас включаем в список от имени диванных завсегдаев на ВО.

            По существу есть что сказать? По поводу рельсотронов тоже визжали, и приводимые мной расчеты отвергали без аргументов - но где они, рельсотроны? Бабло попилили, тем всё и кончилось.
    4. +4
      10 июня 2021 14:50
      Цитата: poquello
      забытое старое

      Забытое старое, говорите?
      Пусть вспоминают 1937 год - катастрофа дирижабля «Гинденбург»:
      1. +5
        10 июня 2021 15:02
        Цитата: ROSS 42
        Пусть вспоминают 1937 год - катастрофа дирижабля «Гинденбург»:

        Ну это жадность во имя более высоких ТТХ. Гелий - единственный разумный выбор для дирижабля. И кстати очень зря, что дирижаблями все практически перестали заниматься. Это пусть и небыстрый, но поразительно экономичный и дешёвый в производстве ЛА для той же перевозки грузов. Не требующий к тому же вообще никакой ВПП.
        1. +2
          10 июня 2021 15:06
          Цитата: Kuroneko
          И кстати очень зря, что дирижаблями все практически перестали заниматься. Это пусть и небыстрый, но поразительно экономичный ЛА для той же перевозки грузов.

          Согласен. Какие-то попытки возродить дирижаблестроение в России были, но дальше воздушных шаров с гелием дело не пошло...
          1. +2
            10 июня 2021 15:15
            Цитата: ROSS 42
            Какие-то попытки возродить дирижаблестроение в России были, но дальше воздушных шаров с гелием дело не пошло...

            Когда-то ещё советские проекты изучал на эту тему, времён 80-х годов. С линзоподобным газовым мешком и короткими крыльями по прикидкам, обеспечивалась бы уже вполне неплохая скорость, при неизмеримо меньшей мощи и прожорливости двигателей. Им ведь не надо поднимать аппарат - им надо лишь толкать его в горизонтальной плоскости. А а за подъемную силу отвечает молекулярная разница между гелием и составом атмосферы. =3
        2. 0
          10 июня 2021 22:40
          Цитата: Kuroneko
          Ну это жадность во имя более высоких ТТХ

          Какие там ТТХ? Подъемная сила водорода и гелия относятся как 27 к 25, разница практически незаметная. Но промышленного производства гелия в конце 20-х годов 20 века, когда проектировали Гинденбург, нигде в мире не существовало.
          1. +1
            10 июня 2021 23:10
            Но промышленного производства гелия в конце 20-х годов 20 века,
            в США , с 1915 уже производились достаточные обьемы
        3. 0
          10 июня 2021 23:04
          Не требующий к тому же вообще никакой ВПП.

          Но при этом требующий причальных мачт, громадных эрлингов, маловетренной погоды, плюс "кучу" Гелия, запасы которого весьма не велики, а удерживать этот газ еще та задача hi
      2. -1
        10 июня 2021 15:46
        Да сгорел. А как горели фашистские танки под Москвой, под Прохоровкой и в Сталинграде? У фашистов всегда такой бесславный конец.
    5. 0
      10 июня 2021 15:38
      Абсолютно с Вами согласен. Сейчас начнётся пиар-компания по восхвалению западных достижений. Да, согласен. Хвалить себя, они умеют и любят.
      1. +2
        10 июня 2021 16:36
        Если начнётся, то зря. На промо-сайте Эрбаса прямо указано, что первым таким прототипом был Ту-155.

        https://www.airbus.com/newsroom/stories/hydrogen-combustion-explained.html
  2. +3
    10 июня 2021 13:28
    Обычным пассажирам всё равно выгоды никакой не сулит, цены на билеты останутся прежними, просто авиакомпании сэкономят и больше заработают. Вон пиарили 787 с его топливной экономичностью, а простым пассажирам с этого что, цены на билеты на 787 боинг не ниже.
    1. 0
      10 июня 2021 13:34
      На чём сэкономят?
    2. +10
      10 июня 2021 13:38
      просто авиакомпании сэкономят и больше заработают


      На чём ? Водород в чистом виде вроде не валяется на дороге. Его ещё "выковырять" надо из того же природного газа . Не из воды ж его "добывать". Тут скорее другое - раньше блокировали полёты чужих самолётов по "уровню шума ". Теперь вот будут по "чистоплотности и зелёности " . Для "экономичности" полёта на водороде должна нефть закончиться на планете....
      1. +2
        10 июня 2021 14:43
        Кто-то желает заработать на авиакомпаниях.
        Заставят их покупать новые самолёта и утилизировать старые.
        Оплатят всё это безусловно пассажиры.

        Во всю зеленые кудахчат.

        Это как озоновой дырой, когда весь мир заставили купить американские технологии.
      2. -2
        10 июня 2021 21:29
        Для "экономичности" полёта на водороде должна нефть закончиться на планете....

        Каменный век закончился не потому, что на планете закончились камни. Прогресс не стоит на месте.
    3. +5
      10 июня 2021 14:17
      Цитата: Лт. запаса ВВС
      Обычным пассажирам всё равно выгоды никакой не сулит, цены на билеты останутся прежними, просто авиакомпании сэкономят и больше заработают. Вон пиарили 787 с его топливной экономичностью, а простым пассажирам с этого что, цены на билеты на 787 боинг не ниже.

      Тут всё также как с электроавто - много понта а цены кусаются.
      До 2050 года ещё столько воды утечёт, что к тому году эти прожекты забудутся и появятся новые.

      Население держат за дураков и рассказывают сказки по чистую экологию, забывая упомянуть, что любой вид транспорта изготавливается из металла, который в свою очередь производится из руды, а большинство внутренней отделки средств передвижения производное от нефтехимии, ну и так далее.
      1. +1
        10 июня 2021 14:57
        Тут всё также как с электроавто - много понта а цены кусаются.

        Кусаются прежде всего наши поборы,растаможка и тп.
        Щас запас хода у большинства(Tesla Model Y и Ford Mustang much E~500км(на 350р дома от разетки заправиться)стоимость от 3млн р(это как вездесущие Toyota rav4 Honda CR-V KIA Sorento Santa Fe)
        Nissan Leaf и того дешевле 2-2.5млн.
        Экономия 150-200тр в год на бензине и ТО.
        Батареи хватает на 8лет, стоимость её на тот же leaf ~300тр= 2года эксплуатации автомобиля с ДВС
        1. +1
          10 июня 2021 15:10
          Цитата: Runoway
          Тут всё также как с электроавто - много понта а цены кусаются.

          Кусаются прежде всего наши поборы,растаможка и тп.
          Щас запас хода у большинства(Tesla Model Y и Ford Mustang much E~500км(на 350р дома от разетки заправиться)стоимость от 3млн р(это как вездесущие Toyota rav4 Honda CR-V KIA Sorento Santa Fe)
          Nissan Leaf и того дешевле 2-2.5млн.
          Экономия 150-200тр в год на бензине и ТО.
          Батареи хватает на 8лет, стоимость её на тот же leaf ~300тр= 2года эксплуатации автомобиля с ДВС

          Ну надо же, оказываются это наши сопротивляются такому экологическому транспорту?
          А как же и по какой цене продаются эти замечательные авто в самих США и каков на них спрос?

          Вот выдержка из статьи по США:
          "...Топ-10 электромобилей-лидеров по продажам в США в 2020 году выглядит следующим образом:

          Tesla Model 3: 95 135 шт.;
          Tesla Model Y: 71 344 шт.:
          Chevrolet Bolt EV: 19 664 шт.;
          Tesla Model X: 19 652 шт.;
          Tesla Model S: 14 430 шт.;
          Nissan Leaf: 8972 шт.;
          Audi E-tron: 7089 шт.;
          Porsche Taycan: 3943 шт.;
          Hyundai Kona EV: 2964 шт.;
          Kia Niro EV: 2807 шт.
          В 2020 году продажи электромобилей в США выросли на 11 %. Хотя это не так уж и много, на самом деле это неплохой результат, учитывая падение автомобильного рынка в целом из-за глобальной пандемии. Впрочем, электромобили по-прежнему составляют лишь 1,8 % американского автомобильного рынка...".

          Особенно впечатляет процент, и это при том, что на электромобили в США введена федеральная льгота при покупке.
          1. +2
            10 июня 2021 15:29
            Ну надо же, оказываются это наши сопротивляются такому экологическому транспорту?

            Наши просят 20% НДС на ввоз электрокара
            Не совсем корректно сравнивать рынок США (больших любителей двигателей 4-5-6л)
            Средняя зп в США за 2021 3620$
            В РФ официально 600$(по факту 300%)
            Стоимость АИ-95 в США 0.7$/л в принципе как у нас, стоит ли загоняться топливом при таких доходах?????? Причем кВт у них на быстрых зарядках подскочил и стоит 0.25$\кВт
            В нашей же стране, очень выгодно (пока ещё) не платить транспортный налог за двигатель более 285л.с в 50 000р, и ежемесячно 10тр на бензин(120тр/год) +ТО
            ИТОГО: за 5лет владения электрокаром экономишь ~1млн р, очень существенно
        2. 0
          10 июня 2021 15:47
          Это всё красиво, пока машины новые.. Что касается лифа, вы его эксплуатировали зимой?) там реальный запас хода ооочень сильно сокращается, даже во Владивостоке (молчу про Якутию). Да и батареи там так себе, очень быстро деградируют (уточните кстати их стоимость). В итоге, вы имеете седан с малым размером, передним приводом по конской цене. Экономия мнимая на бензине и то, до первых проблем с заменой батареи, цена : расход бензина - не окупятся
          1. +1
            10 июня 2021 16:28
            Про стоимость батареи писал выше! Не нужно путать лиф первого поколения (120км лето/80км зима) с машинами которые я назвал выше, ему и цена от 450тр , по поводу эксплуатации в моём городе полно таксистов на них.
    4. +4
      10 июня 2021 14:20
      Взлетает красивый-экономичный-распиаренный лайнер...

      А внизу на аэродроме или где-то еще сожгли несколько тонн того же керосина для получения заправленного в этот самолет водорода. Ну или электричества от ТЭЦ или АЭС. Не бесплатный водород, в природе в нужной концентрации не встречается. Водород еще очень летучий, утекает. Транспортировать его непросто, в отличие от керосина.

      Это как с электромобилями. Экологический вред от них суммарно не меньше из-за генереации электроэнергии на станции, с учетом технологий производства и утилизации батарей даже несколько больше, чем от машин с ДВС.
      Но жителям городов дышать будет легче.
      1. 0
        10 июня 2021 14:51
        Цитата: RealPilot
        ...Но жителям городов дышать будет легче.


        А если населению земли перейти к натуральному хозяйству дышать станет легче повсеместно.
      2. +5
        10 июня 2021 14:57
        Я бы сказал, что жителям не всех городов. Для примера электроавтомобиль это спасение для города Алма-Ата, он стоит в ущелье и там совсем нету ветра. И там даже листья с деревьев не падают. И их ветром не сдувает, потому что полное безветние. Но в других городах такие ветра и сквозняки что угарный газ просто не задерживается. Но «зеленые технологии» навязывают всем в принудительном порядкке. А чем эти «зеленые технологии» часто оборачиваются для людей это показали зимние события в штате Техас США. Ни один замерзающий американец не полез отогреваться в новомодную «Теслу», но многие согревались в самых обычных автомобилях.
      3. +1
        10 июня 2021 23:17
        А внизу на аэродроме или где-то еще сожгли несколько тонн того же керосина для получения заправленного в этот самолет водорода.

        Взяли из розетки от фотовольтажных панелей hi
    5. 0
      10 июня 2021 14:48
      Обычным пассажирам всё равно выгоды никакой не сулит

      Аналогично СП-2, зато суеты то суеты по всем СМИ, всей страной переживают
      1. 0
        10 июня 2021 15:12
        Интерес вызывает не сам газопровод, коих у нас и так много, а сопровождающая проект истерика америкосов, поляков, укров и прочих неровнодышущих.
        1. +2
          10 июня 2021 15:38
          Истерика?! wassat никакой истерики, ну захотели американцы рынок у нас отжать ну не вышло, остались при своём. Что касается соседей, то это стыд нашей державы, что у границ такой срач развели (даже представить невозможно, чтобы на США какая нибудь Мексика вякала и палки в колёса вставляла)
          От истерии помогают польские яблочки, латвийские шпроты, украинские конфетки, чешское пиво, кока-кола, макдональдс и вся бытовая химия с айфонами
          1. -2
            10 июня 2021 16:18
            В том и дело, что уж очень хотели, даже с евровассалами рассорились, и по-моему это главный плюс от СП-2. А так бы я им лучше спг продавал с хорошей добавленной стоимостью. Отдельное удовольствие доставляют причитания русофобов, как соседских, так и отечественнных, тоже потоку в плюс, лично от меня.
            Проблемы с соседями, кстати, начались сразу с развала Союза, и приводом там Завадом своих марионеток в руководство. И я говорю не за страны полностью, в той же Прибалтике, Украине, Грузии, Польше хватает нормальных людей, не видящих в России врага, несмотря на повсеместное промывание мозгов. А так хорошо, что успели восстановиться и разобраться с белоруским майданом и в Средней Азии не даём амерам закрепиться.
            1. +2
              10 июня 2021 16:41
              Вот какой вы оптимист! В целом ваш посыл
              "у соседа свинья сдохла,так то ниче,но на душе приятно" ©
              Проблемы с соседями, кстати, начались сразу с развала Союза

              Да, но если раньше это были только Латвия и Литва, то с 2000 путинских времён
              +Грузия
              +Украина
              +Болгария
              +Польша
              +Чехия
              Всё по нарастающей, как я и говорил, внешняя политика никакая, а вот западный план идёт своим ходом.
              Кто остался то из "кольца анаконды"
              Узбекистан, Таджикистан, Армения и Казахстан? Какой ценой держим, ценой мигрантов и как долго продержим
              1. -2
                10 июня 2021 17:16
                И очень хорошо, что эта "свинья сдохла"! Теперь, по словам Зеленского, Украина не досчитается 3 лярдов в год на войну с Донбасом, люди вздохнут с облегчением.
                По нашим соседям: Восточная Европа отпочковалась сразу с исчезновением Варшавского договора, проблемы с прибалтийскими и украинскими нациками так и не были решены за всё время существования СССР, и проявились сразу же с момента их "незалежности", уже в 90-е они были потеряны для нас, как дружественные, достаточно посмотреть состав СНГ. А уже активные выпады в Грузии в 08 или Украине в 14 и цветные революции - это уже ответка америкосов на действия России во внешней политике, в Сирии, Венесуэле, Китае, Арктике и тд.
  3. +7
    10 июня 2021 13:31
    В компании Airbus назвали сроки перевода гражданской авиации на водород

    what

    crying
    Что-то как-то навеяло....
    1. 0
      10 июня 2021 13:35
      Ну, тут как бы есть разница. На самолете он будет храниться в сжиженном виде однозначно. И вот такого вот не будет.
      1. +4
        10 июня 2021 14:00
        На самолете он будет храниться в сжиженном виде однозначно.

        А утечка?
        Он же зараза не пахнет, а взрывается куда лучше паров бензина.
        К тому же он под давлением.
        1. 0
          10 июня 2021 14:08
          Датчики в помощь, 2-3 на баллон хватит с избытком. В принципе это решаемо, но возникает вопрос, где взять водород в таких количествах? Не получиться ли, что после перехода мы будем из луца воду делать?
        2. 0
          10 июня 2021 14:45
          Почти все мощные генераторы на тепловых/ атомных электростанциях имеют охлаждение обмоток водородом и нет никаких взрывов генераторов!Вообще то,водород не взрывоопасен,опасна только смесь водород-кислород /гремучий газ/ в соотношении 2,5 к 1!
          1. -1
            10 июня 2021 14:57
            Цитата: вадим dok
            Почти все мощные генераторы на тепловых/ атомных электростанциях

            Но это стационарные объекты, а автомобили и самолеты это "движимое имущество" - тут и земные и воздушные ямы. повороты, заносы с одной стороны динамика, а с другой габариты...
          2. +1
            10 июня 2021 15:32
            ,опасна только смесь водород-кислород

            Само собой, Вы знаете бензин тоже без кислорода не горит laughing
            Но вот беда в воздухе 20% кислорода.
        3. 0
          10 июня 2021 23:21
          Он же зараза не пахнет,

          Добавят серу, сразу почуяте laughing
      2. 0
        10 июня 2021 14:29
        Да будь он 10-ть раз "сжиженый", а утекать и испаряться, создавая взрывоопасные смеси в мало-мало замкнутых объёмах, будет таки за милую душу. Тем более, что КПВ ширше, чем утех же углеводородных газов.
        В любом случае при НУ это газ.
        Так что что-нить типа такого:

        - таки будет "частым гостем"
        Или такого :
      3. 0
        10 июня 2021 14:48
        Цитата: Wedmak
        Ну, тут как бы есть разница. На самолете он будет храниться в сжиженном виде однозначно. И вот такого вот не будет.

        Да как бэ, уже есть способы хранения водорода в твердом виде легко разлагаемых гидридов металлов.
        Никаких утечек, никаких пожаров.
        1. 0
          10 июня 2021 15:47
          Да как бэ, уже есть способы хранения водорода в твердом виде легко разлагаемых гидридов металлов.

          Есть но это ж самолет ему каждый кило лишнего веса смерть....
    2. -3
      10 июня 2021 13:35
      Что-то как-то навеяло....

      Не корректно сравнивать дережабль с негерметичной конструкцией и баллоны под давлением, где водород дозированно поступает в камеру сгорания- это принципиально разные технологии
      1. +5
        10 июня 2021 14:02
        Не корректно сравнивать дережабль

        дИрИжабль
        Собрались спецы блин....
        1. +2
          10 июня 2021 14:23
          Так проверочное слово "деребан" :)
        2. -1
          10 июня 2021 14:35
          дИрИжабль
          Собрались спецы блин....
          я же не каждый день это слово пишу, тут даже крыть нечем. В следующий раз буду говорить "сратостат" hi
          1. 0
            10 июня 2021 16:16
            я же не каждый день это слово пишу,

            Так я именно про это а не про русский язык.
            Я слово программист и во сне правильно напишу, потому что тысячи раз писал.
            А по поводу водорода, я не говорю что это все туфта.
            Просто есть сложности.
            1. -1
              10 июня 2021 17:09
              А по поводу водорода, я не говорю что это все туфта.
              Просто есть сложности.
              конечно есть. Сейчас зреет бум на стратосферные прыжки с паращютом, народ головы ломает чем стратостат наполнять. Водород в 2 раза дешевле, но...
              Я как вариант предложил длинный фал между стратостатом и гондолой. В случае чего, гондола в зоне недосягаемости и тут же уходит вниз при разрыве фала. Даже верхнюю часть гондолы в форме конуса для отвода ударной волны . Беда в том, что на высоте сработать может, а вот на низких высотах безопасность не обеспечивается. Короче ну их, мое дело скафандр)))
              1. 0
                10 июня 2021 17:47
                Я как вариант предложил длинный фал между стратостатом и гондолой.

                Прикольно. Дешево и сердито. laughing
    3. +1
      10 июня 2021 13:58
      водород растворяют в диз-топливе или другом абсорбенте
    4. -2
      10 июня 2021 14:54
      Цитата: Ив762
      Что-то как-то навеяло....

      good Не успел дойти до вашего сообщения и выложил почти такое же мнение. Но вас отметил (+).
      Водород - такая непредсказуемая вещь.
  4. +5
    10 июня 2021 13:31
    При Союзе в конце 80годов летал ту155, один мотор которого работал на водороде. С распадом страны тему похерели.опять мы будем в роли догоняющих??
    1. +1
      10 июня 2021 13:37
      Цитата: алекс самолетов
      При Союзе в конце 80годов летал ту155, один мотор которого работал на водороде. С распадом страны тему похерели.опять мы будем в роли догоняющих??

      в роли догоняющих не будем, аирбасс заявился для галочки а у него в общем все планируемые системы старые со старыми проблемами, может рассчитывают что со временем у нас слижут, но чуют что времена меняются
    2. 0
      10 июня 2021 14:32
      Цитата: алекс самолетов
      мы будем в роли догоняющих??

      А куда спешить? Нужно посмотреть что у арбузов получится, где шишек себе набьют, сколько такие полеты стоить будут. "Зеленая" энергетика пока дорого обходится.
  5. 0
    10 июня 2021 13:31
    Что тут сказать? Молодцы: дорогу осилит идущий. Забота об экологии это мышление развитой цивилизации. Не в каменном веке живем, нас уже слишком много, а шарик всего один - его беречь надо любыми способами, а не эксплуатировать на износ. Жить же нашим же внукам придется
    1. +1
      10 июня 2021 16:29
      Правда ваша, но...
      Те "радетили" за зеленную энергетику знаете как отходы сваливают и куда, проблемы мексиканского залива, Рейн ни чем не лучше нашей Москвы... они о себе думают, а не о планете в целом,... они хотят райский уголок у себя сделать, а мусор к другим везти, ну или в случае с РФ - мы им чистый водород типо, а все "прелести" его добычи у нас останутся...
      Для начала, нужно, чтобы ВСЕ на планете, тупо перестали гадить, хотя вокруг себя самих...
  6. -1
    10 июня 2021 13:42
    А водород где брать будут,опять в России,Достали уже,то газ у нас грязный,водород тоже будет тоталитарный!2050 году может будут расплачиваться все рублями и юанями!Причем по специальному курсу! bully
    1. Комментарий был удален.
    2. -1
      10 июня 2021 15:24
      Цитата: tralflot1832
      А водород где брать будут,опять в России

      Так наше дело предложить... В ближайшее время мы представим первый образец водорода, полученного путем плазмохимического разложения, который будет адаптирован под водородные заправочные станции. Главный плюс метода заключается в том, что углерод получается в конденсированной форме: он не нуждается в захоронении, а значит, он бы нашел практическое применение. Сейчас такой водород называют "бирюзовым", и он может стать дешевле "голубого", получаемого классическими способами работы с метаном" - руководитель Центра компетенций Национальной технологической инициативы на базе Института проблем химической физики (ИПХФ) РАН Юрий Добровольский - "Необходимо довести стоимость водородной заправки до 3-5 долларов за килограмм, чтобы водородный транспорт начал выигрывать даже у дизельного. Нынешняя цена позволяет выигрывать только у электробусов: цена водорода, поставляемого в баллонах, может доходить до 30-40 долларов за килограмм" https://nauka.tass.ru/nauka/11594161
  7. +4
    10 июня 2021 13:47
    Цитата: tralflot1832
    А водород где брать будут,опять в России,Достали уже,то газ у нас грязный,водород тоже будет тоталитарный!2050 году может будут расплачиваться все рублями и юанями!Причем по специальному курсу! bully

    Северный Поток 3 wassat
    1. -2
      10 июня 2021 14:02
      Ввиду того что Китай повернулся к Эйрбасу лицом,а к Боингу задом,европейцы полетят первыми на нашем водороде.
  8. 0
    10 июня 2021 14:04
    На картинке самолет похожий на Ту-404(на втором плане), а ведь не признаются - скажут сами додумались (как А400 и Ан-70)
  9. 0
    10 июня 2021 14:22
    . Но в компании Airbus уже назвали сроки перевода гражданской авиации на водород
    Не скоро, это факт. К тому времени либо либо, есть варианты.
  10. +2
    10 июня 2021 14:26
    Не вижу в водороде ничего "зелёного". При его производстве выделяется углерод, при сжигании бедной смеси нет экономической выгоды, а оптимальная смесь горит с такой температурой, что побочно получается прорва окислов азота!
  11. 0
    10 июня 2021 14:51
    А что, Аэрбас начал двигатели делать?
    Вроде нет.
    Если ему Хьюлет или Ролс движок водородный подгонят, тогда мож и самолет будет.
  12. 0
    10 июня 2021 14:58
    А так то тему раскрутили, в водород сейчас много денюжки инвестируют, разработки продвигаются.
    Недавно вон проект авто рекламировался на твердом водороде, гидрид металлов в форме пасты.
    Из бака дозированно выдавливается в реактор, где катализаторами выделяется чистый водород и сразу в топку. Никаких тебе тяжеленных баллонов, никаких утечек, никаких, соответственно, пожаров.
    И процесс заправки как в офисном принтере - пустую коробку вынул, новую полную вставил.
    Если что-то подобное доведут до реально работающего, то , пожалуй, и раньше 2050го на водороде полетим.
    1. 0
      10 июня 2021 17:52
      Если что-то подобное доведут до реально работающего, то , пожалуй, и раньше 2050го на водороде полетим.

      Это как раз случай , показывающий всю туфту зеленых.
      Попробуйте посчитать углеродный след такого топлива по полному циклу от добычи руды до утилизации кэртриджа от добычи водорода до доставки до заправки. Всплакнете..... Ну и да водяной пар тоже парниковый газ, как тут верно заметили.
  13. 0
    10 июня 2021 17:41
    А ничего, что водяной пар -- тоже парниковый газ?
    1. 0
      10 июня 2021 17:48
      А ничего, что водяной пар -- тоже парниковый газ?

      У него вроде эффект слабее.
      1. 0
        10 июня 2021 17:49
        Вообще-то, его вклад в парниковый эффект на Земле -- 60-70%
  14. +1
    10 июня 2021 18:54
    Цитата: Например
    Вот на водороде ребята слетали:



    Может ну его на фиг?

    А жизнь ничему не учит. Ратующие за водород считают, что во времена шаттлов был практически каменный век, а сейчас промышленность и наука шагнули так далеко, что вот теперь то водород можно обуздать до безопасности воды. Наверняка во времена шаттлов так же рассуждали о временах дирижабля Гинденбург. Ну а те, в свою очередь...
    1. -2
      10 июня 2021 23:14
      Шаттлы создавали ещё в 70ых а тогда уровень материаловедения компьютерного проектирования и всего остального даже близко не стояли с нынешними - но соглашусь что водород лучше всего применять в гиперзвуковой авиации и космонавтики но ни как не в дозвуковых авиалайнерах - там проще электродвигатели применить или комбинацию керосин электрический привод.
  15. 0
    10 июня 2021 23:34
    Цитата: Petro_tut
    А внизу на аэродроме или где-то еще сожгли несколько тонн того же керосина для получения заправленного в этот самолет водорода.

    Взяли из розетки от фотовольтажных панелей hi

    Это, конечно, возможно!
    Только вот сколько самолетов, а это крупные широкофюзеляжные лайнеры, сможет отправить в день такой аэропорт?
    Понятно, что водорода потребуется много. Конечно, можно и генераторами, и панелями, и из сети... Но производить придется на месте, его не довезти. И сколько емкостей для хранения нужно...
  16. +1
    11 июня 2021 11:35
    Глупость все это. И прожектерство!
    Пара катастроф водородных самолетов или водородной инфраструктуры в аэропорту в будущем поставит на этом направлении жирнющую точку.
  17. 0
    11 июня 2021 16:54
    Ммм... в течении времени !
  18. 0
    11 июня 2021 21:04
    Если самолёт идёт на вынужденную посадку, то на посадочной полосе приводят в готовность службы :
    - пожарные
    - спасатели
    - медики

    Если "водородный" самолёт запросит вынужденную, аэропорту нужно будет приводить в готовность вместо многих служб всего одну службу - ПВО.

    В принципе удобство налицо, сокращение персонала и как следствие расходов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»