Когда нет своего – все головная боль

47
Когда нет своего – все головная боль


Проблемы в военно-промышленном комплексе – это действительно изрядная головная боль для той страны, у которой есть свой ВПК. Когда нет – тут и проблем нет, объявляй тендеры на закупку, сталкивай лбами разных производителей и выбирай по соотношению цена/качество то, что тебе приемлемо и выгодно.



Но здесь получается не совсем приятные моменты.

Во-первых, надо иметь деньги. Причем, реальные и сразу. Ну или почти сразу, можно и с кредитом или рассрочкой договориться.

Во-вторых, этими деньгами ты кормишь чужих граждан. А тут свои кушать хотят по полной программе. Да плюс не стоит забывать о политических моментах. Например, Украина перестала дружить с Россией, и теперь с обслуживанием и ремонтом боевых самолетов там проблемы. Большие. Свои негде и некому обслужить, что там говорить о чужих…

Впрочем, скандал с хорватскими Миг-21бис всех позабавил в 2018 году. «Не бит, не крашен, один хозяин, мамой клянусь!» - это вот точно про украинцев.

Но мы сейчас посмотрим на другой конец мира, где есть страна, у которой вроде бы не должно было быть таких проблем, но они, тем не менее, имеются.

Как ни странно, речь пойдет о Китае.


Казалось бы: космическая держава, разрабатывает и строит современную боевую технику и так далее. Да, все так. И КБ есть, и заводы есть. Но есть и нюансы.

Мы сейчас не станем трогать китайские танки и корабли, это вообще отдельные песни, а поговорим про самолеты.


Самолеты у китайской армии есть. И с их выпуском вроде бы все нормально, но… Но есть проблема. И она – в двигателях.

То, что в Китае разрабатывают вполне современные самолеты, будет спорить только глупец. Вообще эта страна совершила огромный скачок в развитии. Каких-то 50 лет назад кто бы мог сказать, что Китай освоит не только выпуск, но и разработку собственных танков, самолетов и кораблей? Да, с помощью извне, «передирая» все, что можно, но трудно здесь только первым.

И ничего такого в копировании и заимствовании нет. Наш первый стратегический бомбардировщик тоже не совсем Ту-4 был, а таки очень даже В-29. До гаечки. Ничего, дальше было проще.

Поэтому никто и не делает секрета из того, что фактически все китайские разработки в авиации – это плоды заимствования у других стран, причем, не всегда с их согласия. «Помогали» многие, причем, например, мы – и без кавычек. Просто помогали чертежами и технологиями. Украинцы тоже помогли, когда продали «Варяг» со «случайно» завалявшимися в трюмах Су-33… Много кто помогал.

Ну и разведке китайской надо аплодировать. Молодцы. Умеют работать.

Но главная проблема в том, что авиация – очень сложная вещь. И далеко не все там можно просто взять и запихнуть в ксерокс. Увы. Например, реактивные двигатели.

Ведь доходило до смешного. Китай давно предлагает соседям по региону свои самолеты. Да, очень неплохая авионика. Хорошие ЛТХ. А цена – просто шедевр. Ну как все китайское. Но вот беда – отказываются покупатели. Говорят – русские двигатели ставьте – с руками оторвем. А с вашими как-то нет желания.

Есть проблема у китайских двигателей. Хоть и говорят (сами китайцы, правда) что по ТТХ они вполне хорошо и «ничем не уступают» ни российским, ни американским, но проблема есть. Это моторесурс. Он настолько низкий, что позволить эксплуатировать такие самолеты может… Китай. Потому что этих двигателей может наштамповать, как «Черри-Тигго» и даже больше. И менять как перчатки.

А вот за деньги, да в другой стране… Нет, не выгодно.

Ведь самолет, как и танк, особенно купленный за живые деньги, он ломаться вообще не должен. По идее, конечно.

Потому и есть проблема у китайских производителей, и проблема эта чисто технологическая. И заключается она исключительно в отсутствии у китайских инженеров необходимого опыта и знаний.

Например, в производстве лопаток для турбин.


Казалось бы, какая простая штучка, а вот нет! Именно эта «простая» компонента и является камнем преткновения для китайцев. Не выходит из ксерокса нормально, хоть ты тресни.

Это технологии, да. Был бы на территории КНР завод – было бы проще. Это знаете, как только Canon построил завод по производству объективов в Китае, так очень быстро через дорогу встал такой же завод, но Yongnuo. И объектив от Canon, скажем, 50 мм стоит у нас 10 тысяч рублей, а «такой же», но Yongnuo – 6,5. А так и не отличишь, как на одном конвейере собирали.

А вот, например, объективы с изменяемым фокусным расстояние в КНР пока не делают. Понятно почему? Не умеют.

Вот то же самое и с двигателями. Не умеют. И виноваты в этом партнеры, соседи, союзники, кто умеет, но делится не хочет. Например, Россия.

Да, Россия не желает делиться секретами производства АЛ-31Ф. Покупайте, господа, Су-35 с этими двигателями, и будет вам счастье. Нет – ну есть же у вас WS-10С. Который «не хуже».

На самом деле сильно хуже именно в плане ресурса. И почему-то их истребитель J-16 с этим двигателем ну всем хорош по сравнению с Су-35. Кроме дальности и надежности.

Действительно, J-16 прекрасный самолет поколения 4 с кучей плюсов.


И авионика, и радары, и навигация, все красиво. Кроме двигателя. И вся работа, которую проделали китайские инженеры над Су-30МКИ, пошла вниз. Штопором.

Нужны именно технологии, которые позволят сделать двигатели производства КНР действительно не хуже, чем российские или американские. Но тут очевидно, что всей структуре, отвечающей за новые разработки для НОАК, не хватает элементарного опыта и знаний.

Между тем проблема отражается и на Chengdu J-20, истребителе завтрашнего дня. «Великий дракон» - это действительно прекрасный самолет. Реально показатель того, что Китай скоро сможет претендовать на то, чтобы заявить о себе, как о стране, способной разрабатывать и продавать военную технику мирового уровня.

И ситуация с J-20 примерно такая же, как у нас с Су-57. Двигатель есть, но… но он все тот же WS-10, хоть и модернизированный. Потому что WS-15, на котором строился весь расчет по J-20, испытания не просто провалил, а со спецэффектами.


Да, взрыв двигателя во время наземных испытаний показал, что WS-15 откровенно ненадежен, и китайские инженеры пока не могут решить эту проблему. С одной стороны, проблема проста: «недостаточный контроль качества монокристаллических лопаток турбины».

Вот уж уверен, с контролем у китайцев порядок полный. А пробелам в другом, в том, что они просто не научились выращивать монокристаллы нужного качества. Технология, во всей своей красе.

Именно качество, так-то растить монокристаллы в Китае умеют. Вопрос только в технологическим уровне кристалла, и отсюда в долговечности лопаток, которые изготавливаются из монокристаллических трубок.

Впрочем, о трубках мы обязательно поговорим отдельно, тема того стоит.

Учитывая вечные проблемы Китая с соседями (что неплохо показала демонстрация клыков с Индией) и отправка J-20 в качестве демонстрации куда-то в Гималаи и на побережье, поближе к Японии, становится понятной ставка на этот самолет. Отсюда вытекает просто лютая необходимость в надежном и мощном двигателе. Которого пока у КНР нет.

Понятно, что в китайских предприятиях и организациях соответствующего характера работают над проблемой денно и нощно, но здесь время играет против наших соседей.

И здесь мало что можно сделать быстро. Да, Китай преуспел в копировании и улучшении скопированного, но здесь у нас тупик. Если бы на том уровне инженеров и конструкторов, который сегодня есть в КНР, можно было бы просто скопировать российские технологии на основе того же Су-30, китайцы конечно это сделали бы максимально быстро и четко.


Но здесь такой уровень технологий, что увы. Надо сказать, примерно с такой же проблемой в свое время столкнулось КБ Яковлева, когда американцы не поделились технологией выпекания крыла к МС-21. И «отечественный» лайнер встал без американского крыла.

Три года группа инженеров сидит в Воронеже на ВАСО и переводит тоннами смолу, загустители и отвердители вместе с киловаттами, пытаясь достичь нужного результата. Но пока крыла нет и не понятно, когда будет.

Тонкое это дело. Слишком много факторов играет. Потому у китайских разработчиков тоже не получается.

Ну а почему наши не горят желанием делиться – тоже понятно. Соседи, союзники – это сегодня. А как там сложится завтра – не ясно. Так что трубопровод – это прекрасно, голосование в ООН – тоже, а вот технологии выпекания лопаток для турбин лучше придержать.

Потому Россия предпочитает навязывать покупку своих лучших двигателей внутри своих же самолетов. Это и дороже, и копирование затрудняет. Да и вообще, кто сказал, что умение копировать и умение создавать новое – это одно и то же?

Между тем, Shenyang WS-10, который вроде бы «не хуже» АЛ-31Ф, что собой представляет? Это копия американо-французского двигателя CFM56, который в свою очередь дальнейшее развитие двигателя «Дженерал Электрик» F101, разработанный для В-1 Lancer. Это хороший двигатель, который исправно носит бомбардировщики с 1970 года.

И CFM56 не может быть плохим двигателем. Он с 1982 года кого только в небо не поднимал. Но насколько их китайская копия WS-10 лучше – это, знаете, тот еще вопрос. И то, что китайцы утверждают, что он не хуже АЛ-31Ф… Ну вообще утверждать можно все, что угодно. У нас тоже говорят, что «Сухой Суперджет» - российский самолет, а на деле несколько иначе все обстоит.

Так что мало скопировать чертежи. Надо еще до заклепочки знать, что из чего сделано и иметь возможность это повторить. Авиационный двигатель – очень непростая вещь, повторюсь. Не зря всего четыре страны (США, Россия, Великобритания и Франция) могут выпускать авиадвигатели от начала и до конца технологической цепочки. Да, Китай претендует на то, чтобы стать пятой страной. Но для этого надо преодолеть ряд проблем, на который придется убить немало времени и мозгов.

Китай будет и дальше стремиться решить свои проблемы всеми доступными для этого методами. От честной покупки до откровенного шпионажа. Это понятно, это нормально. Но честно не всегда получится, это подтверждается фактами. Например, США по своим каналам сорвали сделку китайской государственной компании «Skyrizon» по приобретению контрольного пакета акций украинской «Мотор Сич».

Наработки «Мотор Сич» могли бы здорово пригодиться китайцам, но… далеко не все в мире желают наблюдать на рынке те же китайские самолеты.


Так что остается всеми силами доводить до кондиции WS-15, устанавливать его на J-20 и тогда, возможно, этот самолет сможет составить конкуренцию (как утверждают китайцы) F-22 и F-35. Но для этого придется решить проблемы с монокристаллами и сложных операций связанных обработкой металлов.

Но самая большая проблема в том, что с Китаем сегодня (и завтра) вряд ли кто-то захочет делиться технологическими секретами. Издержки большой политики, основанной на излишней предприимчивости китайцев, копирующих все подряд.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +21
    14 июня 2021 06:55
    Автор конечно прав, но блин... Одно и то же в статье три раза по кругу прогнал))
  3. +4
    14 июня 2021 07:19
    Спасибо,Роман,за статью. В общем и целом всё очень логично и убедительно. Технологии-альфа и омега технического прогресса. Те отрасли,в которых с Китаем в своё время поделились технологиями,развиваются колоссальными темпами. Создав тем самым конкуренцию самим поделившимся.
  4. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  5. +11
    14 июня 2021 07:24
    Роман, по крылу на Мс21, точнее по покрытию, вы не правы, ибо давно уже сказано, что проблема в создании нанопокрытия именно клеевой основы, а само крыло готово. Но, без этого клея говоря прямо крыло делать бессмысленно, а наше покрытие которое можем создать выходит дорогим из за иностранных компонентов, своего подобного еще не научились делать. И, второй вопрос -откуда вы знаете, что китайские самолеты замечательные, качественные и вообще, наши рядом не стоят? Китайцы засекретили любую информацию по даже незначительным ЧП в их авиации, она дается дозированно, для создания видимости гласности и демократии. Но, в реальности у них с авиатехнологиями много больше проблем, чем вам говорят, да и самолеты падают регулярно. Так что, вы нас ненароком вводите в заблуждение.
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        14 июня 2021 14:02
        у индийцев вроде бы нарекания были в первую очередь по малозаметности су-57, и не готовности движка второго этапа..
        1. Комментарий был удален.
      2. -10
        14 июня 2021 21:11
        И окажется, что ruddolff - неправ. От беда то будет! Эрих Хартманн в гробу крутанется пару раз.
    2. 0
      21 июня 2021 01:02
      Цитата: Бережливый
      Но, без этого клея говоря прямо крыло делать бессмысленно, а наше покрытие которое можем создать выходит дорогим из за иностранных компонентов, своего подобного еще не научились делать.

      Насколько я знаю авиаклеями в России занимались лет 15 назад 3 старушки. Не думаю, что с тех пор количество настоящих специалистов увеличилось. Очень бедно старушки жили, ведь эффективные менеджеры ухитрялись прокатывать их компанию на всех тендерах Аэрофлота и смежных с ним структурах и одновременно продавать эти клеи чуть ли не в три раз дороже, чем старушки. К чести старушек они продавали клей по фиксированной цене хоть ОАК, хоть самодельщику.
  6. exo
    +1
    14 июня 2021 08:40
    Про Китай, всё более чем верно.
    1. -1
      14 июня 2021 17:46
      Но все дело в том, что они со своими проблемами стопудово справятся.
      1. exo
        +6
        14 июня 2021 18:48
        Не уверен.Выскажу своё мнение:Китай поднялся на развале СССР (до этого строили что-то на базе МИГ-19;21) и доступе к западной технологической базе. Там, где их не подпустили-провал.Причём, даже украсть и купить, не получилось.Сейчас,Запад настроен совсем иначе и доступ начнёт перекрывать.Да и РФ, опасается передавать всё наработанное. По разговорам с ребятами, которые работая в оборонке и в другом бизнесе, общались и были в Китае-китайцы, очень некреативная нация. Великие плагиаторы,но не более того. Смогут ли, они это изменить? Не знаю.
        1. +1
          14 июня 2021 21:08
          Говорят же: что корейцы, что японцы, что китайцы - просто великолепно умеют выжимать максимум из идеи.
          Но генераторами идей - пока у них с этим как то глухо..
          1. +4
            15 июня 2021 11:21
            Бывший коллег перешел работать в южно-корейскую компанию (корейцы выкупили стартап наш и он стал частью известного корейского супербернда - начинается на С). Он сам программист должен был 2 раза в год на неделю летать в Корею. Его рассказы меня очень разочаровали в корейцах. Они сидят и "работают" (да, в кавычках) с 8 до 20 и в выходной то-же, только не в костюмах а в джинсах. Встают из-за стола только в туалет и перекусить - но производительность труда стремится к нулю.
            У них дикий страх принятия решения. Если решения будет неверным - это уже всё. Это культура такая. Вот они и не могут ничего ни придумать ни решить.
            Исполнители они прекрасные, но креативности никакой.
            То-же самое относится и к китайцам и, внимание, к Индусам.
            Вы скажите есть сотни тысяч хороших программистов-индусов в США. И будете правы. Это в США, а в Индии - миллионы программистов, но они не могут ничего сами разработать - только выполнять поставленные и разжеванные задачи.
            Ещё лет 15 назад весь программистский "мир" запада боялся что весь R&D переведут в Индию - ведь там в разы дешевле - но нет, не прокатило. Программистов много - толку нет никакого.

            Есть шанс у Китая, Индии (вообще востока) - если специалисты, поработавшие годы на западе - начнут возвращаться в родные страны и пытаться поднимать там что-то по "западным лекалам".
            Но и на это шансов практически нет. Кто захочет после Силиконовой Долины переезжать в Калькутту или в Ухань? Замкнутый круг.

            С другой стороны - Япония. Вполне себе инновационная страна. То-же относится к Тайваню. Тайвань - это как Япония, но населена китайцами. Другая несколько ментальность и мировосприятие. Это общеизвестный факт. (Я лично там, в Тайване, был и видел сам - это моё мнение) .
  7. +4
    14 июня 2021 08:46
    К чему стататья? Ну вбухает Китай в моторы бабок, стырит немного и через 10 лет будет приемлемый движок. С ресурсом денег и чел. Плюс пинок под зад и стрельнет Китай так, что мы будем покупать движки у них.
  8. +14
    14 июня 2021 08:56
    Странная статия... Оставляет неоднозначное впечатление. "Китайцы не могут делать монокристалические лопатки для турбину". На этом построенна вся статия! Производят многое чего, оочень многое! И высокотехнологичное, вот Луноход с обратной стороне Луне, да и на Марсе китайский марсоход рулит! Что только не создают и производят?! По научно-технический потенциал Китай уже догоняет Америки и остает России далеко позади, например в электронику! А вот "лопатки для турбин не могут"... Пока что... Смотря, как они научились производит чут ли не все за каких то 20-30 лет, нет сомнение, что и этим научатся! Вообще мне кажется, что статии как этой предназначенные поднять самочувствия определенной категории читателей и ничего больше.
    1. Комментарий был удален.
      1. +3
        14 июня 2021 11:06
        Так и есть. Я даже не уверен, какой из этих двигателях первым доведут до экспл. годность! К тому китайцы уже ввели на вооружением в 2018 г. и производят J-20, а Су-57 пока что закладывается на стапелях. Во всякий случай, J-20 пойдет в болшая серия, а успеют ли сделать запланированные количества Су-57 еще вопрос...
        https://topwar.ru/173089-v-kitae-nachalos-serijnoe-proizvodstvo-istrebitelja-pjatogo-pokolenija-j-20v.html
        В Китае началось серийное производство истребителя пятого поколения J-20В
        Китайский истребитель 5 поколения (4-го поколения по китайской номенклатуре) "пошел в серию". Осенью прошлого года (2019) китайские СМИ сообщили о строительстве трех производственных линий для сборки истребителя J-20. Первый полёт прототипа J-20 состоялся в 2011 году, официальная демонстрация — на авиашоу в Чжухае в 2016 году. В 2018 году объявлено о принятии J-20 на вооружение ВВС НОАК.
      2. 0
        14 июня 2021 13:00
        Цитата: rudolff
        ...но ведь и у нас Су-57 летает не с тем, что "доктор прописал", а с тем что есть в наличие. Двигатель второго этапа еще только дорабатывается.

        Су-57 будет эволюционировать. Первые пойдут с АЛ-41, второй этап уже с изделие 30. И ничего тут "страшного"нет. К примеру, F-14 тоже вначале поставлялся с "не тем" двигателем.

        С двигателем первого этапа Су-57 выполняет техзадание, с изделием 30 он это будет делать просто лучше.
        1. Комментарий был удален.
          1. -2
            14 июня 2021 14:14
            Цитата: rudolff
            "ничего тут страшного нет" верно для нас, то точно так же верно и для китайцев.

            Тут две большие разницы: китайцы и Су-57 летают на российском двигателе. Достойного своего у них нет.
            Цитата: rudolff
            Пока дорабатывают "родной" двигатель

            Не летает у них серийный на "родном", только на прототипы ставят.
            Цитата: rudolff
            то зачем тогда вообще деньги тратить на второй?

            А зачем тогда вообще развиваться, двигаться вперёд? Странный вопрос.
            Цитата: rudolff
            В частности по крейсерскому сверхзвуку без форсажной камеры.

            Не верно, даже с двигателем первого этапа крейсерская скорость у Су-57 сверхзвуковая без форсажной камеры. С Изделием 30 параметры будут ещё выше.
            1. Комментарий был удален.
              1. -1
                14 июня 2021 16:31
                Цитата: rudolff
                Нет у него сейчас никакого крейсерского сверхзвука...

                На испытаниях Су-57 летал с крейсерской скоростью на сверхзвуке.
              2. 0
                14 июня 2021 21:05
                Свои перепроверьте.
        2. 0
          15 июня 2021 15:26
          good Пилот ф22 в сирии мало задумывался о ресурсе движка су35 когда взяли его на прицел laughing
    2. +2
      14 июня 2021 21:05
      А вот как то в плане центрифуг для обогащения урана топчутся ровно на том же месте, где их и поставили ..
      Как то страньненько для технологически продвинутой страны.
    3. 0
      21 июня 2021 01:09
      Цитата: pytar
      А вот "лопатки для турбин не могут"...

      Несколько лет назад они не умели много больше. Но совсем недавно китайцы освоили производство металлорежущих станков, сейчас я тестирую их PLC, который по их заверению способен заменить Дельаэлектроник и Мицубиси. А лет 10-15 назад в США удивлялись, что КНР в отличии от СССР демонстрирует полную неспособность догонять Запад в производстве современного вооружения.
  9. 0
    14 июня 2021 09:02
    Если называть вещи своими именами, то программа по созданию истребителя 5-го поколения Китаем провалена, вот и все. К слову сказать, китайцы не умеют например делать реактивные двигатели для гражданских лайнеров. Технология есть только у России, США, Британии и Франции.
    1. +1
      14 июня 2021 23:20
      Привет земляку!
      То же пытался довести до ума некоторых, но некоторая "тугодумность" оппонентов даёт о себе знать..
      Тому же rudollf'у ведь написал про центрифуги - нет, заминусовали.
      Это ж технология! Высокоскоростных и сверхвысокоскоростных роторов. Применяемых как при обогащении урана, так и в движках. Подверженных совершенно интересным воздействиям..
      И? Где у китайцев прорыв то?! Нетути..
      Ибо технологий нет.
      И движка не будет. Будут только заявления-сопли: "приблизились и превзошли!".
      Ибо им Росатом даже технологию реактора ВВЭР-1200 не продал, в отличие от французов со своей "АREVA", и амеров со своим "Вестингхаунзом" (не к ночи помянуто пусть будет - "Фукусима" им в руку!).
      И счас хранцузы чой то вопить стали - де, китайцы их энергоблок не так используют...
  10. +7
    14 июня 2021 09:13
    Боюсь напрасно Роман ерничает .Пройдет 5-10 лет и смеяться будет не над чем .Останется локти только кусать .
  11. +1
    14 июня 2021 09:17
    Да, Китай претендует на то, чтобы стать пятой страной. Но для этого надо преодолеть ряд проблем, на который придется убить немало времени и мозгов.

    Дорогу осилит идущий... А Китай идёт, а не топчется на месте... Достойно Уважения!!!
  12. +7
    14 июня 2021 09:53
    Роман,а я прочитав статью под названием
    North American A-5 Vigilante. Бомбардировщик и разведчик для ВМС США
    Уж грешным делом подумал, вы или уволились, ну или в отпуск ушли, оказывается нет...Вы продолжаете нас радЫвать
    Украинцы тоже помогли, когда продали «Варяг» со «случайно» завалявшимися в трюмах Су-33…
    Ни разу правда не знал что самолёты сразу в строящияса авианосец "заваливают", это наверное чтобы самолёт сразу адаптировался к кораблю, ну или на оборот. А узнать что китайцам достался
    Прототип Су-33 (опытный советский самолёт Т10К-7) был куплен Китаем у Украины,
    который ни разу в живую палубы авианосца не видел, и эксплуатировался на комплексе НИТКА, что остался после распада СССР в Крыму это тяжело было хотя бы в Вики прочесть...
  13. +6
    14 июня 2021 10:15
    Три года группа инженеров сидит в Воронеже на ВАСО и переводит тоннами смолу, загустители и отвердители вместе с киловаттами, пытаясь достичь нужного результата. Но пока крыла нет и не понятно, когда будет.
    Да я думаю не раньше чем вы от своих мыслей овлекётесь
    МС-21 с российским крылом поднимется в небо до конца этого года", - сказал Мантуров.МОСКВА, 14 мая - РИА Новости. Минпромторг РФ ожидает, что отечественный пассажирский самолет МС-21 с российским крылом поднимется в небо до конца 2021 года, сообщил глава ведомства Денис Мантуров, его слова приводит пресс-служба министерства.
    "Российское композитное крыло для МС-21 прибыло на Иркутский авиационный завод. После его установки и монтажа всех систем самолёт будет готов к началу летных испытаний. Мы ожидаем, что
    Нравится мне сей автор со своим ильтернативно-художественным виденьем ...
  14. +1
    14 июня 2021 12:14

    Потому и есть проблема у китайских производителей, и проблема эта чисто технологическая. И заключается она исключительно в отсутствии у китайских инженеров необходимого опыта и знаний.

    Например, в производстве лопаток для турбин.
  15. -2
    14 июня 2021 12:26
    Ситуация с "Мотором" несколько шире, чем указал автор. И проблема эта берет начало в 2005 году, когда Богуслаев хотел продать завод русским (ходили разговоры, что в числе акционеров, может оказаться даже Путин).
  16. +3
    14 июня 2021 16:42
    Лидеры в авиадвигателестроении General Electric и Pratt Whitney, может RR с SAFRAN тоже. Россия отстает в гражданских двигателях от GE, RR, CFM, в военных от PW. Китай последний - из 4,5 стран он 0,5 - однако же не вызывает сомнений, что Китай догонит и перегонит. Очень уж человеческие и материальные ресурсы велики, да и уровень их развития впечатляет.
    Российским властям нужно что-то думать, а не набивать карманы и счета процентами и откупными. Смешно сказал, конечно. Главная цель тех кто у власти - у абсолютного большинства - нахапать активы, деньги. Поэтому догонит Китай. И лопатки сделает. И много чего еще.
  17. +1
    14 июня 2021 18:41
    Цитата: Azimut
    К чему стататья? Ну вбухает Китай в моторы бабок, стырит немного и через 10 лет будет приемлемый движок. С ресурсом денег и чел. Плюс пинок под зад и стрельнет Китай так, что мы будем покупать движки у них.

    Не будем, и не переживай!
    Техгология развития не стоит на месте, а оно развивается и расширяется по своим глобальным задачам - от боевых до гражданских самолетов и вертолетов.
    Продавать новейших технологий конкурентам - это уже государственное приступление на грани собственного суверенитета. Таких моментов было, начиная от бессноватого кукурузника и заканчивая алконавтом.
    1. 0
      15 июня 2021 08:59
      Какие новейшие технологии передавались конкурентам при Хрущёве?
  18. 0
    14 июня 2021 18:58
    Крепость не может быть неприступной если туда может пройти ишак гружённый золотом. Не смогли купить Мотор Сыча, купят нужных инженеров и документацию. Это украина, купят. Естественно дешевле купит Мотор Сыч с КБ и заводом и инжинерами, оптом оно дешевле, а так купят в розницу. Если Китайцы смогли наладить выпуск АФАР, то движки тоже сделают. Правдами или неправдами получат технологическую документацию, пригласят на работу пару десятков инжинеров из России и Украины (выдав им зарплаты по 20000 баксов в месяц.) и Всё. В 80х смеялись над китайской электроникой, сегодня уже не смеётся никто. Ситуация с современными движками напоминает мне ситуацию с Роллс Ройс Мерлином. Который скопировать не смог никто. Ни СССР (Спитфаиеры, вместе с документацией и моторами поставлялись). ни Немцы (трофейные движки у них были). Ни американцы. На сборку Роллс Ройс Мерлин брали авиамехаников не меньше чем с 20 летним стажем. Скопировать Мерлин можно. Понять из какого металла что сделано - можно. А без культуры производства летать не будет. Вернее будет, но ТТХ будут не те. У США заняло ДВА года со всей тех докумментацией и с английскими инжинерами наладить производство на заводах Паккард. Думаю Китай лет за 5 как минимум догонит Россию и Францию по культуре производства движков.
    1. 0
      14 июня 2021 21:19
      Пример с движками Роллс-Ройс правильный, пример про ТРД наш - нет.
      Разница в эпохах.
      Но мысль касательно преемственности кадров и квалификации - очень верная, согласен полностью, если мысль была именно об этом.
      "Я так думаю!" (С).
  19. +3
    14 июня 2021 19:23
    Вот уж уверен, с контролем у китайцев порядок полный.

    Расскажите это китайским танкистам, у которых на Биатлоне каток отвалился.
    Расскажите это китайским танкистам, у которых на Биатлоне гусеницы порвались и было сказано, что в траках нашли раковины. И это на ВЫСТАВОЧНЫХ экземплярах, на которых должны каждый болт на просвечивать, просматривать и на зуб пробовать.
  20. +1
    14 июня 2021 21:02
    "Украли как то иностранные шпионы полностью всю документацию, то есть КД, на самый супер-пупер крутой самолёт русских. Собрали все в соответствии с КД. Получился - паровоз!
    Вот беда то..
    Не знали они, что на каждый чемодан документации из КД нужен вагон "извещений об изменении в КД"!
    Как то так!
    1. +2
      14 июня 2021 22:14
      Я слышал другой вариант. То бишь когда в 5 раз вместо Истребителя получился Паровоз, в Пентагоне допёрли что может быть что то не так перевели. Приглашают автомеханика Дядю Яшу с Брайтон Бич. Он в своё время на Харьковском Танковом работал. Дядя Яша читает инструкцию и говорит. "Вы что невнимательно читали? Вот тут же в инструкции сказано - перед сборкой каждую деталь тщательно обрабатывать напильником."
  21. 0
    15 июня 2021 09:51
    Уровень безграмотности зашкаливает. SSJ - российская разработка, как и "грипен". Композиты для МС-21 это вообще не к ВАСО, этим Росатом собирался заняться, у них там свои параллельные потребности
    1. +1
      15 июня 2021 18:42
      А чего зацыклились на композитах для крыла , не получается пластик делаем из металла, у него по мимо минусов еще и плюсы есть.
  22. -1
    16 июня 2021 19:24
    Ну если у Китая проблемы только с двигателями для реактивных истребителей, то у России проблема с двигателями вообще. Со всеми. Для любой техники. Куда ни кинься, как только делается новая модель (самолет, корабль, вертолет) сразу главная проблема - нет двигателя который туда можно было бы поставить сразу, а не ждать годы, пока допилят чего-нибудь из имеющегося в наличии. Зато импортные находятся моментально.
  23. +1
    17 июня 2021 08:21
    автор вы отстали от жизни. крыло сделали и уже испытали.
    так. что извели тонны смолы ерунда.
    а вот что делать с нашим тылом, с 5-ой вражеской колонной у нас действительно не знают, да и во всём мире тоже. наши женщины вылом валили на случку в Турцию, Египет, зачастую забывая своих малых детей в номерах проводя ночи под чужими мужиками. да и мужа можно напоить. и под чужого. вот об этом пиши. а про Китай не надо. мы и так знаем воевать будем...
  24. 0
    17 июня 2021 09:05
    Производство авиадвигателей невероятно сложно, очень сложно. Бывал, в своё время, в цехе по изготовлению лопаток турбины первой ступени(монокристаллическая) двигателя Р29Б-300 и Р35 на "Красном Октябре" в Москве. Как говорится - опыт не купишь и не пропьёшь.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»