Со дна Ладожского озера поднимают легендарный эсминец

29
На Ладожском озере поднимают со дна части легендарного эсминца "Сибирский стрелок". Когда-то на нем служил адмирал Колчак, а во время Великой отечественной на корабле пытались эвакуировать семьи ленинградцев. Но эсминец попал под бомбежку и затонул. И теперь, спустя 70 лет, удалось поднять на поверхность якорь корабля, который теперь займет место в музее.

Водолазы отправляются на дно Ладожского озера. Видимость в воде не более десяти сантиметров, высота волн — до метра. Ориентиром служит поплавок, сделанный из обычной пластиковой бутылки. Здесь, на глубине трех метров, покоится передняя часть легендарного эсминца российского флота – "Сибирский стрелок". С помощью специального надувного мешка водолазы пытаются поднять со дна якорь затонувшего судна.

Корабельную утварь и личные вещи моряков достают со дна уже несколько лет. Все они становятся экспонатами музея "Дорога жизни". Директор – семидесятидвухлетний Александр Бронеславович — участвует в подъеме лично, ведь поднимают еще один экспонат и бесценный артефакт. Судно было построено в 1905, в Первую мировую войну им командовал Колчак, в гражданскую — эсминец оборонял Ладогу. Великую Отечественную он встретил под названием "Конструктор".

С таким именем корабль и вошел в историю, когда 4 ноября 1941 года попал под немецкую бомбардировку. "Бомбы пробивают все три палубы, походят до порохового погреба, и там детонирует часть снарядов — происходит огромной мощности взрыв, — рассказывает Александр Вайцеховский, заведующий музеем "Дорога жизни". — Носовая часть почти полностью отрывается, а там в кубриках находилось 150 рабочих ворошиловского завода, а также члены их семей. Все они моментально гибнут, там же умирает 32 матроса".

После взрыва эсминец чудом остался на плаву — даже после того, как передняя часть корабля длиной в 18 метров отвалилась при входе в бухту. После ремонта "Конструктор" прослужит до конца Великой Отечественной, потом его разберут, но нос корабля так и останется на дне вместе с погибшими ленинградцами. Только часть тел тогда подняли из-подо льда. И вот 71 год спустя добровольцы вырвали из глубин один из якорей судна.

Игорь Матюк, вице-управляющий национального аварийно-спасательного агентства, рассказывает, как им это удалось: "Оторванный нос представляет собой груду покореженного металла. Все было полностью замыто. Это лето было штормовым, мы выбирали погоду. Помпой размывали в течение двух недель. Чтобы добраться до чего-то, что уже можно зацепить".

За два-три часа якорь и цепь нужно очисть от почти векового налета, иначе кислород превратит его в камень. Сами водолазы обещают: операция по подъему остальных частей эсминца не заржавеет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. pribolt
    +9
    2 сентября 2012 13:26
    Всё держится на плечах волонтёров, если бы не они мы вообще не знали бы много фактов нашей истории.
  2. Братец Сарыч
    +33
    2 сентября 2012 13:43
    Какой крейсер? Не было крейсеров с таким названием - был миноносец...
    После Ледового похода подавляющее большинство краснофлотцев отправились на фронты гражданской войны, а все три оставшихся эсминца типа “Охотник” были сданы а порт на хранение. Два из них — “Пограничник” и “Генерал Кондратенко” — так и не вступили больше в строй: в 1924 году их восстановление признали нецелесообразным, и корабли пустили на слом.
    Иначе сложилась судьба “Сибирского стрелка”. В сентябре 1925 года его разоружили, переименовали в “Конструктор” и в качестве опытового судна передали “Особому техническому бюро”. Корабль использовался для испытаний новых образцов минно-торпедного оружия и систем управлении огнем. А в августе 1931 года на “Конструкторе” проводились испытания системы радиоуправления торпедными катерами, разработанной под руководством В. И. Бекаури.
    В качестве канонерской лодки “Конструктор” участвовал в боях с белофиннами в 1939—1940 годах.
    А когда грянула Великая Отечественная, старый эсминец вновь стал боевым кораблем. В августе 1941 года он вступил в строй как сторожевой корабль Ладожской военной флотилии.
    В ходе подготовки к боевым действиям на корабле полностью заменили артиллерийское вооружение: установили три новых 100-мм орудия и две 45-мм полуавтоматические зенитные пушки; несколько пулеметов дополняли ПВО эсминца.
    “Конструктор” оказался наиболее сильно вооружённой единицей флотилии и стал ее флагманом. Начались героические будни. Корабль обстреливал занятое противником побережье, сопровождал конвои в Ленинград м вывозил эвакуированных из города, отбивая ожесточенные налеты гитлеровской авиации. Враги называли корабль “черным крейсером” и охотились за ним.

    4 ноября 1941 года “Конструктор” стоял на рейде у Осиновецкого маяка, принимая на борт эвакуируемых ленинградцев. В сгущавшихся сумерках никто не заметил, как из облаков вынырнул вражеский бомбардировщик. Раздался глухой взрыв. В корабль попала 250-килограммовая авиационная бомба. “Конструктор” сильно содрогнулся, погас свет. Находившиеся на верхней палубе видели, как в одно мгновение отвалилась наружная обшивка и носовая часть с тремя спрессованными палубами повисла в воде. Корабль начал погружаться. Вся вахта первого котельного отделения погибла на боевых постах. Героическими усилиями экипажу удалось подкрепить переборку 2-го машинного отделения и приостановить поступление воды. Это дало возможность снять уцелевших пассажиров. На борту осталось 16 человек во главе с командиром, капитаном 3-го ранга Купидоновым, и комиссаром, политруком Анохиным. “Конструктор” удалось спасти благодаря мужеству и умелым действиям моряков.
    1. Братец Сарыч
      +9
      2 сентября 2012 13:44
      Кормой вперед сильно поврежденный корабль попытались отбуксировать в бухту Морье. Но вскоре затопленная носовая часть задела грунт. Снять корабль с мели не удалось. 25 ноября 1941 года во время шторма носовую часть оторвало, и “Конструктор” вместе со льдами отнесло к берегу.
      Казалось бы, корабль погиб, но оставшиеся в живых члены экипажа не хотели с этим смириться. Помощник командира лейтенант М. Ф. Пантелеев, инженер-механик воентехник 1-го ранга П. А. Можейко задумали на первый взгляд невероятное: восстановить почти полностью уничтоженный 1 эсминец. По деревянным шаблонам на Ижорском заводе изготовили Новую укороченную на 5 метров носовую часть, доставили в Осиновец и там собрали. Работами руководил инженер завода В. Е. Чаевский. Часами трудились в ледяной воде водолазы, и к весне корабль был восстановлен.
      13 апреля 1943 года он вновь вошел в строй кораблей Ладожской флотилии. И снова пушки эсминца-ветерана громили позиции захватчиков. :
      Отгремели бои на берегах Ладоги, и “Конструктор” вернулся к своей довоенной профессии. 3 января 1945 года его 1 переоборудовали в опытовое судно.
      И только спустя 12 лет, когда корпус и машины “Конструктора” были изношены до предела, его сдали на слом.
      Так закончилась история эскадренного миноносца “Сибирский стрелок” — ветерана четырех войн, прослужившего Родине более 50 лет.
      1. +5
        2 сентября 2012 14:23
        камрад,вы правы. эскадренный миноносец. весь день в ТВ твердят про крейсер...аж смешно стало...как там у Булгакова: "..не читайте до обеда советских газет...."
        1. 0
          3 сентября 2012 07:06
          "в Первую мировую войну им командовал Колчак"
          Умиляет, как братцы-журналисты-корреспонденты держат за лохов публику.
          Не хочу лезть в Инет, просто по памяти: в начале Первой мировой Колчак командовал соединением на Балтике, потом стал командующим ЧФ. Вроде так.
    2. Трезвый
      +5
      2 сентября 2012 15:12
      Цитата: Братец Сарыч
      Какой крейсер?

      какой умный, а!? еще и плюсуют! прям гений!(наверное) а ничего, что Сибирский стрелок-это минный крейсер??? что как бы это большой миноносец (внимание) ИЛИ минный крейсер! эт наз. слышим звон,а не знаем,где он!

      Минный крейсер

      Минный крейсер «Капитан Сакен» в Южной бухте Севастополя
      Минный крейсер — в конце XIX век — начале XX века так назывались большие миноносцы водоизмещением 400—700 т с усиленным артиллерийским и минным вооружением для уничтожения миноносцев противника. Минные крейсера имели до 15 орудий калибром до 47 мм или 2-3 орудия 75 мм. Согласно принятой в то время классификации относились к кораблям 2-го ранга и служили для отражения минных атак и несения разведки.
      Первый в России минный крейсер был начат постройкой в 1885 г., спущен на воду 12 июня 1886 г., вступил в строй в 1887 г. Внешне он был похож на французский минный крейсер «Кондор», но имел броневую палубу вдвое большей толщины и почти вдвое меньшее водоизмещение. Крейсер получил название «Лейтенант Ильин» в память героя Чесменского боя 1770 г.
      Всего в 1889—1896 гг. было построено 9 минных крейсеров:
      Тип «Лейтенант Ильин»
      «Лейтенант Ильин» (1886)
      «Капитан Сакен» (1889)
      Тип «Казарский» (проект фирмы Шихау)
      «Казарский» (1890)
      «Воевода» (1891)
      «Посадник» (1892)
      «Всадник» (1893)
      «Гайдамак» (1893)
      «Гридень» (1893)
      Тип «Абрек» (проект фирмы Крейтон)
      «Абрек» (1895)
      До 10 октября 1907 года как минные крейсеры классифицировались также эскадренные миноносцы первых серий (водоизмещением более 600 тонн):
      Тип «Финн» («Доброволец», «Московитянин», «Эмир Бухарский», «Финн»)
      Тип «Всадник» («Уссуриец», «Амурец», «Гайдамак», «Всадник»)
      Тип «Лейтенант Шестаков» («Лейтенант Шестаков», «Капитан Сакен», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацаренный»)
      Тип «Украйна» («Войсковой», «Украйна», «Туркменец-Ставропольский», «Забайкалец», «Донской казак», «Страшный», «Стерегущий», «Казанец»)
      Тип «Охотник» («Пограничник», «Генерал Кондратенко», «Охотник», «Сибирский стрелок»)
      1. Довмонт
        +4
        2 сентября 2012 15:58
        Минными крейсерами в России в начале XX века обозначали усиленные миноносцы, затем этот класс кораблей сменили эсминцы. К классу крейсеров они ни какого отношения не имели. Собственно Вы это и объяснили в развёрнутом виде
      2. Братец Сарыч
        0
        2 сентября 2012 16:05
        Да, умный - корабли этого проекта вступили в строй в 1906 году эскадренными миноносцами...
        А на момент гибели (правда, вскоре воскрес, как уже было написано) вообще сторожевиком был...
      3. -1
        2 сентября 2012 23:29
        Цитата: Трезвый
        Минный крейсер

        Минный крейсер,это такой же крейсер,как ПО-2 бомбардировщик,крейсер(легкий)по классификации тех лет,боевой корабль с артиллерией не менее 152мм и водоизмещением свыше 3000 тонн,с неограниченным районом плавания.А минные крейсера,указанные вами,так назывались,как первенцы,впоследствии образовали класс минных заградителей.
        Так,что Братец Сарыч прав,что не умаляет заслуг добровольцев-поисковиков и героизма наших моряков
        1. Трезвый
          0
          3 сентября 2012 17:54
          Цитата: старый ракетчик
          А минные крейсера,указанные вами,так назывались,как первенцы,впоследствии образовали класс минных заградителей.

          ну так извините,мы говорим о тех временах и о тех названиях, сейчас все иначе! если тогда его называли крейсером... а сейчас это не так,а завтра это будет подводная лодка..все равно это нужно называть так,как называли раньше и как он проходил по документам тех лет,а не сейчас, не завтра.. эх..завернул, но наверное понятно выразился))))
    3. lars
      +2
      2 сентября 2012 16:37
      До революции крупные эсминцы иногда называли "минный крейсер".
  3. Лич
    +2
    2 сентября 2012 14:06
    Цитата: Братец Сарыч
    Какой крейсер? Не было крейсеров с таким названием - был миноносец...

    Минный крейсер — в конце XIX век — начале XX века так назывались большие миноносцы водоизмещением 400—700 т с усиленным артиллерийским и минным вооружением для уничтожения миноносцев противника. Минные крейсера имели до 15 орудий калибром до 47 мм или 2-3 орудия 75 мм. Согласно принятой в то время классификации относились к кораблям 2-го ранга и служили для отражения минных атак и несения разведки.
    Скорее всего под словом крейсер подразумевают старое названия миноносцев.
    1. Братец Сарыч
      0
      2 сентября 2012 14:10
      К моменту постройки такие корабли уже перешли в эскадренные миноносцы...
      Есть мнение, что автор-то немного не в теме...
      Просто зацепился за имя Колчака, а в истории этого корабля это далеко не самое главное...
    2. Трезвый
      0
      2 сентября 2012 15:36
      нифга их назвали и так и эдак,т.е. двойное название..ибо это был переходный период эээ в названиях-классификации!
  4. pavlo007
    0
    2 сентября 2012 14:10
    Ненавижу тупых журналюг. Это по классификации до 1907 года МИННЫЙ КРЕЙСЕР, или дестроер по английски или эсминец по нашему.
    Лично бы сёк розгами дегенератов за такие новости. Бесит уже. Больше бесило только начало фильма Адмиралъ и крейсер Слава dв нём...
    НЕНАВИЖУ!
    1. +1
      2 сентября 2012 15:08
      разве можно ненавидеть недоучек--такое время сейчас .
    2. Rockets
      0
      3 сентября 2012 09:36
      Пардонте
      На момент своего создания, это был Минный крейсер Так что угомонитесь господа профи!
      У миноносцев было ещё название ИСТРЕБИТЕЛЬ

      Кто не помнит, или не знает, это ещё до того, как появились первые боевые самолёты

      Помилуй нас, Бог Всемогущий,
      И нашей молитве внемли!
      Так истребитель погиб «Стерегущий»
      Вдали от родимой земли.

      Сейчас, их ни кто не называет истребителями, но так это совсем другая история
  5. +5
    2 сентября 2012 15:17
    Крейсер.... миноносец...эсминец..Посыл этой заметки не в этой конкретике, а в том, что КТО-ТО пытается сохранить для НАС же НАШУ же ИСТОРИЮ!
    1. GaD
      +2
      2 сентября 2012 15:42
      Полностью согласен с Вами. А то как называть корабль это вторично, хотя на момент гибели корабля он официально относился к классу эсминцев.
      1. GaD
        0
        2 сентября 2012 16:07
        Ошибся на момент гибели он числился вообще сторожевым кораблем "Конструктор" Ладожской флотилии.
    2. Mr.Advokat
      0
      3 сентября 2012 04:39
      Не согласен. точность в истории - это очень важно. И в журналистике еще не менее важно.
  6. lars
    0
    2 сентября 2012 16:38
    Вот только непонятно: был он потоплен или его сдали на слом после службы???
    1. Братец Сарыч
      0
      2 сентября 2012 20:54
      Был оторван нос, но корабль удержали на плаву, потом сделали новый нос и корабль еще повоевал, потом еще послужил в мирное время, потом сдали на слом...
      Так что название статьи не соответствует реальной судьбе корабля...
  7. spat
    +1
    2 сентября 2012 16:45
    Да,молодцы ребята ! Дело даже не в истории,а в том,что в той искореженной груде металла покоятся останки более полутора сотен человек,которые нужно похоронить достойно..Кстати,в конце июля шли по Ладоге почти двое суток,с юга на север и обратно,с остановками на Пеллотсаари и Валааме,погода стояла удивительно тихая,ясная,даже волн на озере почти не было-редкость,особенно для Северной Ладоги.
  8. +1
    2 сентября 2012 17:47
    Разница между минным крейсером и просто крейсером очевидна для любого человека , интересующегося флотом. Но для журналистов важно подать информацию позвучнее, а обычный человек это проглотит.Какой интерес писать про сторожевик или бывший миноносец царского флота, а крейсер - это звучит.
  9. +1
    2 сентября 2012 17:54
    Да, ребята действительно молодцы, такое дело сделали. Моряков торжественно захоронить, а на постаменте памятником нос корабля сделать. yes
  10. +2
    2 сентября 2012 18:31
    Обидно только одно..............обычно поиском,поднятием и вообще историческими поисками занимаются энтузиасты!! Государство самоустранилось от своей истории..............хотя оно от много самоустранилось от культуры,здравоохранения,образования!!
  11. 0
    2 сентября 2012 21:07
    сам корабль и фамилии экипажа нашли поисковики вагановской сельской школы еще в сов. время.(одим из них была моя мама)а руководила моя бабушка Дорохова Лидия Васильевна.
    на мысе Морье сделали братскую могилу и памятник .(он на теретории военной части).также нашли родствеников погибших со всей страны .и они стали каждое девятое мая приезжать в поселок "ладожское озеро "на митинг.
    в девяностые все похерили ,могила на морье в запустении .хотя в самом поселке курган привели в божеский вид к юбилею.в 2010 году.
    музей "Дорога жизни " стал не тот (( ..выставленные там корабли "морской охотник" и буксир почти сгнили(в 90 ые их не красили и не ремонтировали),в порядке только "тендор " ,он железный ,быстро не сгниет.
    та же участь у полуторки,автобуса (раритет тех годов) ,в данный момент в музее сократили даже смотрителей и экскурсоводов .остался директор и сторож .
    кому более интересно могу написать еще .
    1. 0
      2 сентября 2012 23:39
      Цитата: pinachet
      сам корабль и фамилии экипажа нашли поисковики вагановской сельской школы

      Молодцы,ребята,но не корабль,а груду искореженного металла,бывшую когда то носом боевого корабля.К слову сказать,размером менее торпедного катера,для государства никакой ценности не представляющего.
      А люди?
      -Ну что же поделаешь,такое у нас государство,в лесах и болотах Ленинградской области и поныне разбросаны останки тысяч, если не десятков и сотен тысяч солдат.
  12. 0
    2 сентября 2012 22:32
    Не хочется спорить ни с кем. Но поднимают не те кто дрстоин останков героев.
    1. Трезвый
      +1
      2 сентября 2012 23:27
      Цитата: v53993
      Но поднимают не те кто дрстоин останков героев.

      может просветишь кто должен поднимать? и что это за *достоин останков* как язык только повернулся так сказать!!!??? может имел в виду не достоин самого процесса подъема? ну кто решил поднять,пускай поднимает, или ка один решил,а поднял другой...да и вообще в чем разница.. при чем тут вообще это..еслиб не они,то никто бы и не вспомнил... может хватит уже делить на правых и левых?
  13. 0
    3 сентября 2012 01:08
    Возвращаясь к теме крейсера. Полностью правы те, кто называет журналиста недоучкой. Он не просто недоучка, он вредоносен. Вывод простого человека на основе прочитанной информации: на Ладоге у СССР был крейсер, фашисты его утопили. Ну а дальше наверно можно не расписывать...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»