Советский флот к 1991 году

36

В августе 1991 года ГКЧП проиграло, а СССР распался, это исторический факт, который уже не поменять, прошлое уже состоялось. Но в свете дикого погрома, учиненного флоту в 90-е годы, остается вопрос: что в произошедшем было объективным, а что – субъективным? Что делалось в угоду интересам Запада, а что было объективным процессом? Какие недостатки у флота реально были в советскую эпоху?

Начать, пожалуй, стоит с того, что массовое списание кораблей было неизбежным. Не в таких, конечно, масштабах, как в реальности, когда резали все подряд, но все-таки – неизбежным. Во времена советские его откладывали, его пытались избежать вовсю. И причины, в принципе, понятны – Советский Союз был государством социальным, и как социальное государство он не мог позволить себе массовой безработицы.



В строю оставались


А по основным классам кораблей на 1991 год в строю оставались:

1. Два крейсера проекта 68б.

2. Три крейсера проекта 58.

3. Один крейсер проекта 1134.

4. Девять эсминцев (30б, 56, 57б).

5. Девять АПЛ первого поколения, плюс десятки ожидающих утилизации.

6. Пятьдесят шесть дизельных ПЛ проектов 50-х годов (611, 613, 629, 641, 651).

Даже не считая мелочи – это огромное количество кораблей, которые нельзя было модернизировать, и флоту они были попросту не нужны и подлежали только списанию. А это дорого. Особенно дорого АПЛ, потому как вопрос утилизации и хранения реакторных отсеков – вещь недешёвая. Ну и люди – это тысячи и десятки тысяч людей, которых надо было пристроить, а с учетом того, что и так до распада СССР были списаны десятки кораблей основных классов – проблема серьезнейшая. Тем более в ближайшее десятилетие подходили сроки службы АПЛ второго поколения, а это ни много ни мало, а 31 атомарина.

Ну и модернизация – ряд кораблей могли еще служить при условии модернизации. Яркий пример – БПК проекта 61. Отличные корабли, но требующие немалых вложений. Или СКР (фрегаты) 1135, или противолодочные крейсера 1123. Примеров масса, а вот мощностей – не очень. Так что при любом раскладе встал бы выбор – что с ними делать. И выбор неочевидный, у промышленности уже в серии находилась замена молодым старикам, а строить у нас всегда умели лучше, чем ремонтировать. Опять же – один новый корабль заменял пару старых, а сроки постройки и модернизации не сильно и отличались, как, кстати, и стоимость.

Так что повальное списание кораблей 50–60-х годов постройки было попросту неизбежным, да и шло вовсю, в чем Горбачева и КПСС обвинять глупо, флот избавлялся от старья, способного на войне стать могилами экипажей без толку и цели. Причем процесс вели довольно плавно, стараясь сохранить рабочие места военнослужащих и не угробить инфраструктуру.


И не допустить вот такого, что вышло в реальности, например, в поселке Ракушка Приморского края, где базировалась 29-я дивизия подводных лодок, и жизнь откуда наполовину ушла после ее ликвидации в 90-е годы. Как и в десятках других мест.

Это точно стоило сохранить


Другое дело – что точно стоило сохранить.

1. Авианесущие крейсера. Головной «Киев» проекта 1143 вступил в строй в 1975 году и мог служить года так до 2015, при условии среднего ремонта и модернизации под уже летающий Як-41. При наличии денег, конечно, можно было бы и до уровня «Викрамадитьи», но это дорого и долго. Всего 1143 было четыре штуки, если добавить к ним два «Кузнецова» и «Ульяновск», то получим 7 авианосцев на конец XX века. Даже если списать/продать первую тройку («Минск», «Киев», «Новороссийск»), то сейчас бы в строю было четыре авианосца, из них один – легкий, один – атомный. Даже при развале – два «Кузнецова» плюс «Баку», плюс «Новороссийск».

2. Крейсеров 1144 и 1164 даже без новых закладок могло быть 11: 5 атомных проекта 1144 и шесть – 1164. На четыре авианосца более чем, и как основа советских/российских АУГ тоже. Это уже было в строю или на стапелях или запланировано к постройке, но развал страны погубил все, включая уже построенные корабли. А так, чисто технически проблем не было никаких. Минимум можно было сохранить 4+4, что тоже немало.

3. Эсминцы (и БПК, никогда не понимал тяги СССР придумывать новые типы кораблей) – в строю могло быть 17 1134А/Б, причем самый старый из них прослужил бы до 2004 года, если брать срок службы в 35 лет, самый молодой – до 2014 года. С более нового – 1155 в количестве 12 единиц, и 11551, корабли универсальные к моменту развала три единицы на стапелях. И само собой 956 – 25 единиц. Всего 57 эсминцев, даже если не строить больше ничего вообще, этого бы хватило на 20–30 лет, то есть до наших дней.

4. Атомный ракетный и подводный, даже по проектам в серии – это 50 ракетоносцев в строю и постройке, что позволяло неспеша списывать «Мурены», перестраивать в носители КР «Гранат» и прочего разного «Кальмары», сохраняя в строю 14 «Акул» и «Дельфинов». С АУГ могли бороться 6 670М и 19 949/А, чего более чем, особенно если допилить 670М под «Ониксы». Ну и многоцелевые – 28 «Щук», 21 «Щука Б», и 6 945. Здесь можно сказать одно – их даже слишком много: 130 АПЛ разных типов и классов даже избыточно. Причем избыточно минимум на два десятилетия, в течение которых можно было бы, не спеша, экспериментировать, загрузив мощности ремонтом и модернизацией имеющегося.

5. Дизельные ПЛ – тоже полный порядок – проект 877 24 лодки, плюс 641Б – 18 лодок, плюс возможность их постройки в любых потребных количествах. Даже не строя нового – более чем достаточно для своих целей и задач, особенно при условии модернизации под крылатые ракеты.

6. Фрегаты и корветы. Только фрегатов 1135 32 единицы, а еще строилось и готовилось к постройке пять 11540, впору устраивать распродажу... С корветами – проект 1166 уже в серии, строить – не перестроить, ну и МПК и МРК – просто много, очень много, плюс то, что еще на стапелях.

О тех же десантных кораблях и речи нет – три только УДК, 28 – 775 и старые добрые Тапиры, то же касательно тральщиков, катеров и прочего.

Одним словом, к 1991 году ситуация была уникальной – мы имели флот паритетный флоту США.

Имели развитую промышленность и уникальную возможность – минимум на десять лет (а то и на 20) остановиться, выработать новые концепции, оптимизировать и модернизировать имеющееся, не допуская социальной катастрофы, чем и стало сокращение ВМФ для моряков. При этом, даже отдельно взятая РФ, при условии наличия здравого смысла, могла сохранить ядро флота и его подводную и авианосную составляющие. Проблемы были бы, но та же Украина предлагала в 90-е, например, достройку «Лобова» и «Варяга», сильно рабочие кушать хотели. Сохранись страна – вариант другой: советский флот в 80-е реально менялся, он становился меньше количественно, но гораздо сильнее и эффективнее качественно.

Не сложилось, точнее – кто-то был заинтересован в другом. В итоге сейчас имеем тень того, что могло бы быть. А нынешние кораблестроительные программы, нацеленные на ВМФ, паритетный Англии и Франции, больше не потянуть.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    16 июня 2021 11:10
    Уж извините, но какая то каша а не статья! Насчитать 15 надводных кораблей, а потом вспомнить про остальные, это как то странно.
    1. +7
      16 июня 2021 13:01
      Про 15 надводных кораблей ,имелось ввиду хлам по любому пригодный только на списание, а дальше о том что можно было использовать
      1. 0
        17 июня 2021 03:20
        Цитата: Niko
        имелось ввиду хлам по любому пригодный только на списание

        Да, только по Вашей наводке разобрался, а претензия к статье осталась. ))
    2. +6
      16 июня 2021 13:58
      Цитата: Владимир_2У
      ...но какая то каша ...

      Есть такое ощущение...

      Одним словом, к 1991 году ситуация была уникальной – мы имели флот паритетный флоту США.

      По-моему, автор ошибается.
      До паритета... Вот если бы все задуманные проекты конца 80-х пошли в серию, то к концу 90-х мы бы были близки к паритету (при условии жизни и процветания СССР), но это уже альт. история...
  2. +1
    16 июня 2021 11:11
    Автор -во первых, списать всегда легче, а уже тогда была идея модернизация и продажа странам '"третьего мира " , чему и помешал развал страны. И , к вопросу о "Лобове "-чего за него хотела ук-роина, и чего он в тот момент реально стоил! А статья ваша поверхностная, минимум аналитики ситуации, некоторые цифры, да собственные, также обрывочные ,мысли negative
    1. +3
      16 июня 2021 11:31
      Так ведь "Минск" с "Новороссийском" все равно в Китай (по тому времени -вполне себе страна третьего мира) продали без всякой модернизации. Буквально по цене лома. Так что в одном автор прав - орределенные лица, и явно весьма высокопоставленные, были очень заинтересованы в том, чтобы развалить как можно больше за как можно меньшие сроки. И это касается не только флота - как признавался Чубайс, они спешили, потому что "каждый закрытый завод - это очередной гвоздь в крышку гроба коммунизму" (не дословно). И никто за это безобразие не ответил. А судя по тому, как вольготно себя чувствует ржавый Толик, никто уже и не ответит.
  3. +19
    16 июня 2021 11:23
    А мне о советском ВМФ интереснее мнение вероятного противника из рассекреченных у них документов времен холодной войны.О советских авианосцах
    "В СССР в настоящее время строится около дюжины крупных надводных боевых кораблей, — говорится в докладе ЦРУ от ноября 1973 года. — Среди них есть и два авианосца. Они дадут советскому ВМФ новые возможности в Мировом океане. Водоизмещение этих кораблей составляет от 35 до 37 тысяч тонн. Несмотря на то, что по своим размерам и составу авиакрыла это не конкуренты авианосцам ВМС США, они будут вооружены самолетами с вертикальным взлетом-посадкой. Они смогут выполнять в море задачи по разведке и прикрытию корабля от самолетов и противокорабельных ракет. Подобное решение впервые позволит надводному советскому военному флоту свободно действовать вдали от своих берегов — ему больше не будет нужно воздушное прикрытие с прибрежных аэродромов. Вступление авианосцев в строй наравне с новыми фрегатами и эсминцами позволит СССР эффективно действовать не только в своих "домашних" водах", но и в Мировом океане".
    О подводных лодках
    Наши аналитики, наблюдавшие за учениями ВМФ СССР, пришли к выводу, что Советы сделали ставку на внезапную скоординированную атаку сразу с нескольких точек по одной крупной надводной цели. Первыми, очевидно, под удар попадут наши авианосцы, находящиеся на минимальной дальности полета авиакрыла от советской территории.Такой расклад может представлять серьезную опасность для авианосной ударной группы. ".
    О морской авиации
    В составе ВМФ СССР есть много машин, способных атаковать американский корабль: истребители с противокорабельными ракетами, средние бомбардировщики, включая Ту-22, самолеты с вертикальным взлетом-посадкой, разведчики, постановщики помех.
    О командующем ВМФ СССР
    "Достижения адмирала Горшкова по-настоящему выдающиеся. Его реформы проходили в стране, вся военная история которой базируется на доминирующей роли Сухопутных войск. Можно выделить четыре главных его достижения. До Горшкова ВМФ СССР редко действовал вдали от своих территориальных вод. А в 1985 году в Мировом океане действуют 170 советских боевых кораблей. Во-вторых, адмирал форсировал создание стратегических подводных сил. ВМФ СССР оперирует 62 современными подводными крейсерами с межконтинентальными баллистическими ракетами, включая четыре лодки класса "Тайфун" — самыми большими из когда-либо созданных. В-третьих, при Горшкове были построены технологически продвинутые корабли общего назначения. В-четвертых, он завершил создание сбалансированного надводного флота, включив в его состав первые авианесущие корабли".
    Уважали.
    1. Цитата: СЕРЖ ант
      А мне о советском ВМФ интереснее мнение вероятного противника из рассекреченных у них документов времен холодной войны.

      СЕРЖ ант - судя по отрывкам - очень грамотный анализ американцами наших успехов. Вполне перекликается с тем, о чем я упоминал в своей недавней статье "Как и куда пойдем, товарищи?". Не дадите почитать эти документы целиком?
      Также очень интересует, кто по мнению автора статьи был заинтересован в таком массовом списании вполне современных советских кораблей?
      И еще. При распаде страны мы потеряли большое количество ремонтных площадок и мест базирования флота (прежде всего Украина, далее Прибалтика и Грузия), расположенных вне России. А те, что остались были загружены предыдущими заказами. Требовались предвидение и грамотный расчет со стороны руководства ВМФ СССР и ВМФ России. Что доводим до 100% готовности вводим в строй, что ставим на модернизацию, в резерв или на консервацию (используя опыт США в этом вопросе). Что распродаем на металл или продаем/отдаем для удовлетворения нужд союзников и партнеров. Было ли это сделано? Частично да - списали все старье. Частично списали вполне современные корабли из-за невозможности их ремонта и модернизации. Остальное просто убили без средств на поддержание технической готовности. Выходит флот построили, а инфраструктура его обеспечивающая сильно отстала или "ушла" при распаде страны.
  4. 0
    16 июня 2021 11:27
    Не сложилось, точнее – кто-то был заинтересован в другом. В итоге сейчас имеем тень того, что могло бы быть. А нынешние кораблестроительные программы, нацеленные на ВМФ, паритетный Англии и Франции, больше не потянуть.

    Не сложилось, "Пятая колонна" во главе с англосаксами, развалили то, что создавал десятилетиями кровью и потом наш народ, отказывая себе во всём, лишь бы страна жила.
    1. +2
      16 июня 2021 12:14
      Цитата: tihonmarine
      Не сложилось, "Пятая колонна" во главе с англосаксами, развалили то, что создавал десятилетиями кровью и потом наш народ, отказывая себе во всём, лишь бы страна жила.

      Что характерно, народ по-прежнему отказывает себе во всем laughing
      1. +2
        16 июня 2021 13:26
        Цитата: Гражданский
        Что характерно, народ по-прежнему отказывает себе во всем

        Можно и так сказать, но и российские богатеи-капиталисты, тоже себя считают народом и тоже "себе во всё отказывают". Слезу даже хочется пустить.
  5. +1
    16 июня 2021 11:41
    В итоге все это кушало бы средства в самые "спокойные" годы для нашей страны , а списывать это пришлось бы уже в самые неспокойные 2012+2014+ , при учете того, сколько бы они накушали к этому времени (и соответственно ,сколько бы мы не построили на эти деньги прочих видов вооружений).
    Есть выражение "не по Сеньке шапка" -вот , это была шапка не по нам в 90е.
    1. +2
      16 июня 2021 12:21
      была шапка не по нам в 90е

      Конечно - если всю страну разворовать а предприятия разрушить, на лысину не только шапка - тюбетейка не налезет..
  6. Комментарий был удален.
    1. +3
      16 июня 2021 12:57
      В 1989 году 17 списанных подводных лодок проекта 613 были переданы компании PepsiCo в качестве оплаты за продукты компании.
    2. +2
      16 июня 2021 13:30
      Цитата: rudolff
      Для сведения: 613 проект, это наша основная ДЭПЛ созданная после войны на основе трофейных немецких проектов.

      А ещё был знаменитый дивизион "зажигалок" в Линнахамари.
  7. -7
    16 июня 2021 12:18
    Очередной плач ярославны и ядреный бред от Иванова laughing
    1. -3
      18 июня 2021 16:56
      Цитата: smaug78
      Очередной плач ярославны и ядреный бред от Иванова

      Вы полагаете Иванову надо было "Ура" кричать и чепчик в верх подбрасывать?
      1. 0
        18 июня 2021 18:15
        Я полагаю, что ныть не надо было... А подумать головой, как можно сохранить, если денег нет... А так обидно...
        1. 0
          18 июня 2021 18:21
          Цитата: smaug78
          Я полагаю, что ныть не надо было... А подумать головой, как можно сохранить, если денег нет... А так обидно...

          Ну да, согласен, комплексная проблема это, связанная с развалом страны. По отдельности их рассматривать невозможно.
  8. +3
    16 июня 2021 12:31
    Аж за душу берёт, как больно. Флот понёс без битвы невосполнимые потери,а морская авиация вообще уничтожена полностью в угоду "партнёрам". Я служил в это время.
    1. +2
      16 июня 2021 13:33
      Цитата: МорякЧФ
      Флот понёс без битвы невосполнимые потери,а морская авиация вообще уничтожена полностью в угоду "партнёрам". Я служил в это время.

      Всё понесло потери, от картофельного поля до космического "Бурана".
  9. +4
    16 июня 2021 12:46
    Даже не цифрах дело, а в подлом шкурничестве людишек в погонах и суетливых "жучков". При пофигизме(?) или соучастии "политической плесени или пены" - еБн и кучки окружавших его подонков. Загубили в 90-е годы десятки тысяч судеб офицеров и "за грош" продали вполне ещё боевые корабли. Чтобы им икалось на том свете! А тем, кто ещё землю топчет - скорее отправится на уровень - 2 м.
    1. -1
      16 июня 2021 13:39
      Дело не в шкурничестве адмиралов, а в полной бесполезности этих кораблей для страны, которой предстояло пережить период развала, разброда и шатания. Ну простоял атомный ракетный крейсер "Фрунзе" (он же "Лазарев") у стенки почти всю свою жизнь - и что? А ничего. Совсем ничего. Рядом с ним бы гнили на рейде "Минск" и "Новороссийск".
  10. +4
    16 июня 2021 13:31
    Да не потянули бы столько кораблей, не потянули бы. Оставлять нужно было только нужные и самые новые. А вот их как раз активно и пилили.
    Авианесущие крейсеры - "Кузя", "Варяг". ("Ульяновск" мы бы не достроили);
    эсминцы 956 - оставлять все и модернизировать, Замены пока нет, 22350М пока в проекте;
    БПК 1155 - оставлять все и переделывать в эсминцы, 22350М - см. выше;
    АПЛ пр. 941 - под вопросом, лодки новые и вполне современные, но уж больно дорогие в содержании, "Бореи" лучше;
    1144 - оставлять 3 ед. ( включая "Лазарев"), 1 - СФ, 1- ТОФ (флагманы), 1 в плановом ремонте и заменяет любой из двух по мере необходимости.
    1164 - оставлять все;
    фрегаты 1135 - оставлять и заменять по мере поступления 22350.
    дизельные ПЛ - по вопросом, новенькие "Варшавянки" сейчас как горячие пирожки клепают.
    многоцелевые АПЛ - так, их так оставили, "Ясени" уж больно долго и дорого строить, но надо.
    1. 0
      19 июня 2021 08:12
      956 уже почти все попилены. Сам лично видел как два разных корпуса эм распилили на метал в козьмино за год.
      1. 0
        21 июня 2021 10:22
        В статье речь шла о состоянии флота на 1991г.
  11. +9
    16 июня 2021 14:27
    Автор оставил за скобками самые мощные наши лодки, проекта 941. Лодки предназначались для Арктики, имели высокую автономность (180 суток) и комфортность для экипажа. Естественный треск льдов мог маскировать ход лодки, лодка могла и просто стоять на якоре под ледяной шапкой.

    Все разговоры про повышенную шумность и проблемы с ракетами Р-39, демагогия. На лодках было по 20 ракетных шахт, большого, а не маленького диаметра, в которые, при желании, вполне можно было сделать вставки, как одиночной ракеты, так и блока, как сделали американцы.


    Кроме того, Р-39 на тот период были далеко не "протухшими", да и с Украиной кооперация ВПК тогда существовала. Всё дело в желании, или не желании. У наших "партнёров" было желание эти лодки уничтожить, а у российской власти, не было желания заморачиваться на сохранение флота (США же стали друзьями). Поэтому...



    Интересно, в самые тяжёлые годы советской власти ЭПРОН поднимал затонувшие суда, вводили их в строй, а сохранить не утопленный флот, законсервировать, оказалось никому не нужным после 1991 года.

    Развалили ни только материальную часть но и боеготовность. Как здесь не вспомнить вице-адмирала Геннадия Радзевского.
    Возвращаться из отпуска — увлекательно интересно, сразу в глаза бросаются вещи непонятные, невозможные и несовместимые с военной службой на море. А в голове долгое время настойчиво свербит одна и та же мысль: "Почему мы до сих пор не сгорели и не утонули", но через пару дней поневоле к безобразиям привыкаешь, хотя и дергаешься некоторое время во сне.

    Такой была вся страна. Сейчас "оптимизировали" и "импортозаместили", не так заметно, и даже вопреки "менагерам" есть успехи, хотя флот долго ещё восстанавливать, а до советского уровня, разве только с восстановлением самого обновлённого СССР.
  12. -1
    16 июня 2021 17:57
    В середине 90 - ых, Украина уже не была самостоятельной. "Варяга" китайцам продали, потому что они со всеми договорились - и с матрасниками, и с гейропейцами. А пр. 1164 России не продали бы ни при каких условиях. Всегда смогли бы придумать очередную отговорку.
  13. +2
    16 июня 2021 19:19
    преждевременное списание 1135, 1155, и ПЛ всех видов = это преступление, но конечно авианесущие крейсера без причалов под непонятный вертикальный самолет нужно было списывать однозначно
  14. 0
    17 июня 2021 00:28
    по основным классам кораблей на 1991 год в строю оставались:

    1. Два крейсера проекта 68б.

    2. Три крейсера проекта 58.

    3. Один крейсер проекта 1134.

    4. Девять эсминцев (30б, 56, 57б).

    5. Девять АПЛ первого поколения, плюс десятки ожидающих утилизации.

    6. Пятьдесят шесть дизельных ПЛ проектов 50-х годов (611, 613, 629, 641, 651).


    Очень странный список, да?
  15. 0
    17 июня 2021 00:33
    1134А/Б
    это не Эсминцы.
  16. 0
    17 июня 2021 14:24
    .Россия очень богатая страна и может себе позволить иметь сильный флот, а не пародию на него. Совокупное состояние российских олигархов согласно Форбс составляет 453 млрд долл. Один американский атомный авианосец типа Нимиц стоит 6 млрд долл по американским ценам. То есть в карманах российских олигархов лежит 75 атомных авианосцев. А у страны нет ни одного, даже эсминцев не строится....Но увы, богатство России принадлежит узкой группе людей, причем, в основном и не русским, которым на флот плевать да и вообще на все, кроме собственного обогащения. И пока такое положение вещей будет сохранятся будет, продолжаться имитация развития флота и показушка на парадах для сухопутной публики.
    1. +2
      18 июня 2021 07:09
      отобрать и проделить. проходили уже, досих пор кое куак из совковой ж..ы нищебродной выкорабкиваемся
  17. +1
    18 июня 2021 07:07
    да мы да я да смогли... а чего не смогли то ? че через 30 лет вопросы задавать начали и шашками махать ? а , точно, жирок появился, можно и поскулить
  18. 0
    22 июня 2021 15:55
    А по основным классам кораблей на 1991 год в строю оставались:

    1. Два крейсера проекта 68б.

    2. Три крейсера проекта 58.

    3. Один крейсер проекта 1134.

    4. Девять эсминцев (30б, 56, 57б).

    5. Девять АПЛ первого поколения, плюс десятки ожидающих утилизации.

    6. Пятьдесят шесть дизельных ПЛ проектов 50-х годов (611, 613, 629, 641, 651).
    Автор-ты что такого забористого покурил???

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»