Ракеты воздух-воздух: вынужденная эволюция

46

Развитие технологий приводит к появлению перспективных боевых комплексов, противостоять которым существующими вооружениями становится практически невозможно. В частности, радикально изменить формат войны в воздухе могут перспективные противоракеты воздух-воздух (В-В) и лазерные комплексы самообороны боевых самолётов. Соответствующие технологии мы ранее рассмотрели статьях Лазерное оружие на боевых самолётах. Можно ли ему противостоять? и Авиационные противоракеты воздух-воздух. Получат развитие и комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), способные эффективно противодействовать ракетам В-В и земля-воздух (З-В) с радиолокационной головкой самонаведения. Причём на боевых самолётах большой размерности, например, на таких как перспективный американский бомбардировщик B-21 Raider, эти комплексы могут быть сравнимы по эффективности со средствами РЭБ, размещаемыми на специализированных самолётах.


Перспективный американский бомбардировщик B-21 Raider может получить самые совершенные комплексы самообороны из всех когда-либо устанавливающихся на боевых самолётах

Естественно, что появление продвинутых систем защиты боевых самолётов не может остаться без ответа, и потребуется соответствующая эволюция ракет воздух-воздух, способных преодолеть такую защиту с приемлемой вероятностью.



Задача эта будет достаточно сложная, поскольку перспективные системы самообороны дополняют друг друга, затрудняя выработку эффективных мер противодействия. К примеру, появление лазерных комплексов самообороны потребует оснащения ракет противолазерной защитой, которая, вопреки распространённому мнению, не может быть выполнена из фольги или краски серебрянки, и будет достаточно тяжёлой и громоздкой. В свою очередь, увеличение массы и габаритов ракет В-В сделает их более лёгкими целями для противоракет В-В, которым противолазерная защита не требуется.

Таким образом, для наделения перспективных ракет воздух-воздух способностью поражать перспективные боевые самолёты, оснащённые противоракетами, лазерными комплексами самообороны и средствами РЭБ, потребуется реализовать целый комплекс мер, которые мы рассмотрим в настоящей статье.

Двигатели


Двигатель – это основа ракет В-В. Именно параметры двигателя определяют дальность и скорость ракеты, максимально допустимую массу головки самонаведения (ГСН) и массу боевой части (БЧ). Также энергетика двигателя является одним из факторов, определяющих маневренные возможности ракеты.

В настоящее время основными двигательными установками для ракет воздух-воздух по-прежнему остаются ракетные двигатели на твёрдом топливе (РДТТ). Перспективным решением является прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) – такой установлен на новейшую европейскую ракету В-В Meteor компании MBDA.


Ракета В-В MBDA Meteor с ПВРД

По неподтверждённым данным, в рамках засекреченной «чёрной» программы Министерства обороны США была разработана ракета В-В с ПВРД, и даже использована во время операции в Персидском заливе, с её помощью был сбит по крайней мере один иракский самолёт.

Применение ПВРД позволяет увеличить дальность стрельбы, при этом ракета сравнимой дальности с РДТТ будет иметь большие габариты или худшие энергетические характеристики, что отрицательно скажется на её возможности интенсивно маневрировать. В свою очередь, ПВРД также может иметь ограничения по интенсивности маневрирования из-за ограничений по углам атаки и скольжения, необходимым для корректной работы ПВРД.

Таким образом, перспективные ракеты В-В в любом случае будут включать РДТТ для достижения минимальной скорости, необходимой для запуска ПВРД, и самого ПВРД. Возможен вариант, что ракеты В-В станут двухступенчатыми – первая ступень будет включать РДТТ для разгона и ПВРД, а вторая ступень будет включать только РДТТ для обеспечения интенсивных манёвров на конечном участке, при подлёте к цели, в том числе для уклонения от противоракет воздух-воздух и снижения эффективности лазерных комплексов самообороны противника.

Вместо твёрдого топлива, использующегося в РДТТ, может получить развитие гелеобразное или пастообразное топливо (РДПТ). Такие двигатели сложнее в разработке и изготовлении, но позволят обеспечить лучшие энергетические характеристики по сравнению с твёрдым топливом, а также потенциально возможность дросселирования тяги и возможность включения/выключения РДПТ.


Схема ракетного двигателя на пастообразном топливе (из книги Ракетно-прямоточные двигатели на твёрдых и пастообразных топливах. Основы проектирования и экспериментальной отработки)

Сверхманевренность


В перспективных ракетах воздух-воздух возможность интенсивного маневрирования потребуется не только для поражения высокоманевренных целей, но и для совершения интенсивных манёвров, препятствующих поражению противоракетами В-В и снижающих эффективность лазерных комплексов самообороны противника.

Для повышения маневренности ракет В-В могут использоваться двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ) и/или двигатели поперечного управления в составе газодинамического пояса управления.


Газодинамический пояс управления

Применение УВТ или газодинамического пояса управления позволит перспективным ракетам В-В как повысить эффективность преодоления перспективных комплексов самообороны противника, так и обеспечить поражение цели прямым попаданием (hit-to-kill).

Необходимо сделать ремарку – сама по себе возможность интенсивно маневрировать, даже при сохранении достаточной энергетики ракеты В-В, обеспечиваемой ПВРД или РДПТ, не обеспечит эффективного уклонения от противоракет противника – необходимо будет обеспечить обнаружение подлетающих противоракет, поскольку обеспечить интенсивное маневрирование на всём протяжении полёта ракеты В-В невозможно.

Снижение заметности


Для того чтобы противоракета или лазерный комплекс самообороны боевого самолёта атаковали подлетающие ракеты воздух-воздух, они должны быть заблаговременно обнаружены. Современные системы предупреждения о ракетной атаке способны делать это с высокой эффективностью, в том числе определять траекторию подлетающих ракет В-В или З-В.

Ракеты воздух-воздух: вынужденная эволюция
Оптико-локационные системы (ОЛС) истребителя F-35 позволяют с высокой эффективностью осуществлять обнаружение ракет типа В-В и З-В, фактически позволяя пилоту видеть подлетающую ракету

Применение мер по снижению заметности ракет воздух-воздух позволит значительно уменьшить дальность их обнаружения системами предупреждения о ракетной атаке.

Разработки ракет со сниженной заметностью ранее уже велись. В частности, в 80-х годах ХХ века в США была разработана и доведена до стадии испытаний малозаметная ракета воздух-воздух Have Dash/Have Dash II. Один из вариантов ракеты Have Dash предусматривал использование ПВРД, который, в свою очередь, предположительно был применён в вышеупомянутой ракете В-В, испытанной в Персидском заливе.

Ракета Have Dash имеет корпус из радиопоглощающего композита на основе графита характерной гранёной формы с треугольным или трапециевидным сечением. В носовой части располагался радиопрозрачный/ИК-прозрачный обтекатель, под которым размещалась двухрежимная ГСН с активным радиолокационным и пассивным инфракрасным каналами наведения, инерциальная система наведения (ИНС).


Малозаметная ракета воздух-воздух Have Dash

На момент разработки потребность у ВВС США в малозаметных ракетах отсутствовала, поэтому их дальнейшая разработка была приостановлена, а возможно, что засекречена и переведена в статус «чёрных» программ. В любом случае наработки по ракетам Have Dash могут быть и будут использованы в перспективных проектах.

В перспективных ракетах В-В могут быть приняты меры по уменьшению заметности как в радиолокационном (РЛ), так и в инфракрасном (ИК) диапазонах длин волн. Факел двигателя может частично быть экранирован элементами конструкции, корпус выполнен из радиопоглощающих композиционных материалов с учётом оптимального переотражения РЛ излучения.

Снижение РЛ-заметности перспективных ракет В-В будет затрудняться необходимостью одновременного обеспечения их эффективной противолазерной защитой.

Противолазерная защита


В ближайшее десятилетие лазерное оружие может стать неотъемлемым атрибутом боевых самолётов и вертолётов. На первом этапе его возможности позволят обеспечить поражение оптических ГСН ракет В-В и З-В, а в дальнейшем, по мере увеличения мощности, и самих ракет В-В и З-В.


Лазерное оружие мощностью 15-150 киловатт может быть интегрировано в планер перспективных летательных аппаратов или размещаться в подвесном контейнере

Отличительной особенностью лазерного оружия является возможность практически мгновенно перенаправлять луч с одной цели на другую. На большой высоте и скорости полёта невозможно обеспечить защиту дымовыми завесами, высока оптическая прозрачность атмосферы.

На стороне ракеты В-В находится её высокая скорость – эффективная дальность лазерного оружия самообороны вряд ли превысит 10-15 километров, это расстояние ракета В-В преодолеет за 5-10 секунд. Можно предположить, что лазеру мощностью 150 кВт потребуется 2-3 секунды на поражение незащищённой ракеты В-В, то есть лазерный комплекс самообороны может отразить удар двух-трёх таких ракет.

Самолёты большей размерности могут получить преимущество, поскольку на них может быть размещено несколько лазерных комплексов самообороны, и их мощность может быть выше, больше противоракет в отсеках вооружения, мощнее РЛС и средства РЭБ. Вопрос перспективы увеличения размерности боевых самолётов и изменения тактики их применения рассматривался в статьях Концепт боевого самолёта 2050 года и оружие на новых физических принципах и Куда уйдёт боевая авиация: прижмётся к земле или наберёт высоту?.

Для преодоления перспективных лазерных комплексов самообороны потребуется организовать одновременный подход к цели группы ракет В-В или повысить их защищённость от лазерного оружия.

Вопросы защиты боеприпасов от мощного лазерного излучения рассматривались в статье Противостоять свету: защита от лазерного оружия.

Можно выделить два направления. Первое – это применение абляционной защиты (от латинского ablatio – отнятие, унос массы) – эффект работы которой основан на уносе вещества с поверхности защищаемого объекта потоком горячего газа и/или на перестройке пограничного слоя, что в совокупности значительно уменьшает теплопередачу к защищаемой поверхности.


Схема абляционной защиты и абляционная защита космического корабля «Буран» в разрезе

Второе направление – покрытие корпуса несколькими защитными слоями из тугоплавких материалов, например, керамического покрытия поверх матрицы из углерод-углеродного композита. Причём верхний слой должен обладать высокой теплопроводностью для того, чтобы максимально распределить тепло от нагрева лазером по поверхности корпуса, а внутренний слой должен обладать низкой теплопроводностью для того, чтобы уберечь от перегрева внутренние компоненты.


Керамическое покрытие Zr0.8Ti0.2C0.74B0.26, разработанное учёными из Института Ройса при Университете Манчестера (Великобритания) и Центрального южного университета (Китай) – слева материал до проведения испытаний, в центре и справа – после двухминутных испытаний при температуре 2000°C и 2500°C, в центре правого образца находится белый участок, где температура достигала 3000°C

Основной вопрос в том, какой толщины и массы должно быть покрытие ракеты В-В для того, чтобы противостоять воздействию лазера мощностью 50-150 кВт и более, и как оно повлияет на маневренные и динамические характеристики ракеты. Также оно должно сочетаться с требованиями к малозаметности.

Не менее сложной задачей является защита ГСН ракеты. Применимость ракет В-В с ИК ГСН против самолётов, оснащённых лазерными комплексами самообороны, находится под большим вопросом. Маловероятно, что термооптические пассивные затворы смогут выдержать воздействие лазерного излучения мощностью десятки-сотни киловатт, а механические затворы не обеспечивают необходимой скорости закрытия, чтобы уберечь чувствительные элементы.


Изображения из патента РФ № 2509323 на оптический пассивный затвор: 1 — металлическая плавящаяся и испаряющаяся под действием излучения зеркальная плёнка, 2 — прозрачная подложка, 3 — параболическое зеркало, 4 и 5 — входная и выходная апертуры оптического устройства с затвором, 6 — область в плёнке 1, подвергаемая воздействию лазерного нагревания, g — фокусное расстояние параболического зеркала, Л — объектив

Возможно, удастся добиться работы ИК ГСН в режиме «мгновенного обзора», когда головка самонаведения почти всегда закрыта вольфрамовой диафрагмой, а открывается лишь на короткий период времени для получения изображения цели – в момент, когда отсутствует лазерное излучение (его наличие должно определяться специальным датчиком).

Для обеспечения работы активной радиолокационной головки самонаведения (АРЛГСН) защитные материалы должны обладать прозрачностью в соответствующем диапазоне длин волн.

Защита от ЭМИ


Для уничтожения ракет воздух-воздух на большом удалении противник потенциально может применять противоракеты В-В с боевой частью, генерирующей мощный электромагнитный импульс (ЭМИ-боеприпасы). Один ЭМИ боеприпас потенциально может поражать сразу несколько ракет В-В противника.

Для уменьшения воздействия ЭМИ боеприпасов электронные компоненты могут экранироваться феромагнитными материалами, например, чем-то типа «ферритовой ткани» с высокими поглощающими свойствами, удельной массой всего 0,2 кг/м2, разработанной российской компанией «Феррит-Домен».

В составе электронных компонент могут применяться средства размыкания цепей при возникновении сильных индукционных токов – стабилитроны и варисторы, а АРЛГСН может быть выполнена на базе устойчивой к ЭМИ низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (Low Temperature Co-Fired Ceramic – LTCC).


Планарная активная фазированная антенная решётка (АФАР) с использованием технологии LTCC-керамики разработки ОАО «НИИПП», г. Томск

Залповое применение


Одним из способов преодоления защиты перспективных боевых самолётов является массированное применение ракет В-В, к примеру, несколько десятков ракет в залпе. Новейший истребитель F-15EX может нести до 22 ракет типа AIM-120 или до 44 малогабаритных ракет CUDA, российский истребитель Су-35С – 10-14 ракет В-В (возможно, что их количество может быть увеличено за счёт использования сдвоенных пилонов подвеса или использования ракет В-В уменьшенных габаритов). Истребитель пятого поколения Су-57 также имеет 14 точек подвески (с учётом внешних). Возможности других истребителей пятого поколения в этом плане скромнее.


EF-2000 Typhoon может нести вооружение на 14 точках подвески

Вопрос в том, насколько такая тактика окажется эффективной при одновременном противодействии средствами РЭБ, противоракетами с электромагнитной БЧ, противоракетами средней дальности типа CUDA, малогабаритными противоракетами типа MSDM / MHTK / HKAMS и лазерными бортовыми комплексами самообороны. Существует вероятность того, что «классические» незащищённые ракеты воздух-воздух могут стать неэффективными из-за их высокой уязвимости для перспективных комплексов самообороны боевых самолётов.

БПЛА – носитель ракет В-В


Увеличить количество ракет В-В в залпе и приблизить их к атакуемому самолёту можно, используя в связке с боевым самолётом недорогой малозаметный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Такие БПЛА в настоящее время активно разрабатываются в интересах ВВС США.

Компании General Atomics и Lockheed Martin по заказу Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США DARPA осуществляют разработку малозаметного БПЛА воздушного базирования с возможностью использования оружия класса воздух-воздух в рамках программы LongShot. При атаке такие БПЛА могут выдвигаться вперёд атакующего истребителя, увеличивая количество ракет В-В в залпе, позволяя им сохранить энергетику для конечного участка. Малая радиолокационная и инфракрасная заметность БПЛА-носителя позволит отсрочить момент активации бортовых систем самообороны атакуемого самолёта.


Концепты БПЛА LongShot

Для определения момента активации систем бортовой обороны атакуемого самолёта – запуска противоракет В-В, включения средств РЭБ, БПЛА могут быть оснащены специализированной аппаратурой. Может быть рассмотрен вариант, когда БПЛА-носитель будет выполнять роль «камикадзе», следуя за ракетами В-В, прикрывая их средствами РЭБ, осуществляя ретрансляцию внешнего целеуказания с самолёта носителя.

Такие БПЛА не обязательно должны иметь воздушное базирование, но это увеличит их габариты и стоимость. В свою очередь, воздушное базирование потребует увеличения габаритов и грузоподъёмности носителя, о чём мы уже говорили ранее – вплоть до появления своеобразных «воздушных авианосцев», которые мы рассматривали в статье Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев.

Верхом на гиперзвуке


Ещё более радикальным решением может стать создание тяжёлых ракет В-В с суббоеприпасами в виде малогабаритных ракет В-В вместо моноблочной боевой части. Они могут быть оснащены ПВРД, обеспечивающим высокую сверхзвуковую или даже гиперзвуковую скорость полёта на большей части траектории.

Зенитные управляемые ракеты (ЗУР) с суббоеприпасами калибром от 30 до 55 мм и длиной от 400 до 800 мм создавались ещё в нацистской Германии, впрочем, тогда это были неуправляемые осколочно-фугасные (ОФ) боеприпасы.


Боевая часть ЗУР с неуправляемыми ОФ суббоеприпасами

В России разрабатываются перспективные ЗУР и тяжёлые ракеты В-В для перехватчиков МиГ-31 и перспективного МиГ-41, в качестве суббоеприпасов в которых будут использоваться перспективные ракеты воздух-воздух К-77М, представляющие собой развитие ракет РВВ-СД. Предполагается, что они будут использоваться для поражения гиперзвуковых целей – наличие нескольких индивидуально-самонаводящихся суббоеприпасов повысит вероятность поражения сложных высокоскоростных целей.


Концепт перспективной ракеты с несколькими суббоеприпасами индивидуального наведения

Однако можно предположить, что перспективная тяжёлая ракета В-В окажется более востребованной именно для поражения боевых самолётов, оснащённых перспективными комплексами самообороны.

Как и в случае с БПЛА-носителями, первая ступень ракеты В-В, носитель суббоеприпасов, также может быть оснащена средствами обнаружения атаки противоракетами, обнаружения применения средств РЭБ противником и собственными средствами РЭБ, аппаратурой ретрансляции целеуказания с носителя на суббоеприпасы.

Ложные цели


Одним из элементов оснащения БПЛА-носителей и дополнением к управляемым суббоеприпасам перспективных тяжёлых ракет В-В могут стать ложные цели. Существуют определённые проблемы, затрудняющие их использование – боевые действия в воздухе ведутся на высоких скоростях с интенсивным маневрированием, поэтому ложную цель не получится сделать простой «болванкой». Как минимум она должна включать двигатель с запасом топлива, простейшую ИНС и органы управления, возможно, что и приёмник получения информации от внешнего источника целеуказания.

Казалось бы – какой тогда смысл, по сути это уже почти ракета В-В? Однако отсутствие боевой части, двигателей поперечного управления и/или УВТ, отказ от технологий снижения заметности, а главное – от дорогой системы наведения, позволит сделать ложную цель в несколько раз дешевле «настоящей» ракеты В-В и в несколько раз меньше по габаритам.

То есть вместо одной ракеты В-В могут размещаться 2-4 ложные цели, которые смогут примерно поддерживать курс и скорость относительно реальных ракет В-В. Они могут быть оснащены уголковыми отражателями или линзами Люнеберга для получения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР), эквивалентной ЭПР «настоящих» ракет В-В.

Дополнительное сходство ложных целей и реальных ракет воздух-воздух должен обеспечить интеллектуальный алгоритм атаки.

Интеллектуальный алгоритм атаки


Важнейшим элементом, обеспечивающим эффективность атаки перспективными ракетами воздух-воздух, должен стать интеллектуальный алгоритм, обеспечивающий взаимодействие самолёта носителя, промежуточных носителей – гиперзвукового разгонного блока или БПЛА, суббоеприпасов воздух-воздух и ложных целей.

Необходимо обеспечить атаку на цель с оптимального направления, синхронизировать ложные цели и суббоеприпасы В-В по времени подлёта (изменение скорости полёта может осуществляться включением/выключением или дросселированием перспективных ракетных двигателей).

К примеру, после отделения суббоеприпасов В-В и ложных целей, при наличии на последних канала управления, ложные цели могут выполнять простейшие манёвры вместе с суббоеприпасами В-В. При отсутствии в ложных целях канала управления, они могут некоторое время двигаться в одном направлении с суббоеприпасами, даже при изменении целью направления полёта, затрудняя противоракетам В-В определение того, где настоящая цель, а где ложная, вплоть до момента наступления оптимального времени разворота для поражения цели с минимальной дистанции или уничтожения канала управления через БПЛА или разгонный блок.

Противник будет пытаться заглушить управление «стаей» суббоеприпасов В-В и ложных целей средствами РЭБ. Для противодействия этому может быть рассмотрен вариант использования односторонней оптической связи «носитель – БПЛА/разгонный блок» и «БПЛА/разгонный блок – суббоеприпасы В-В/ложные цели».

Выводы


Появление на перспективных боевых самолётах эффективных комплексов бортовой самообороны – противоракет воздух-воздух, лазерных комплексов самообороны, средств РЭБ, потребует разработки перспективных ракет воздух-воздух нового поколения.

В свою очередь, появление перспективных комплексов бортовой самообороны окажет существенное воздействие на боевую авиацию – она может пойти как по пути создания распределённых систем – пилотируемых самолётов и БПЛА различного типа, связанных в единую сеть, так и по пути увеличения габаритов боевых самолётов и соответствующего увеличения размещённого на них оружия, комплексов самообороны, средств РЭБ, увеличения мощности и габаритов РЛС. Также оба подхода могут быть скомбинированы.


«Волк силён не своими клыками, а своей стаей»

Перспективные боевые самолёты могут стать неким эквивалентом надводных кораблей – фрегатов и эсминцев, которые не уклоняются, а отбивают удар. Соответственно, и средства нападения должны эволюционировать с учётом этого фактора.

Вне зависимости от выбранного подхода к развитию боевой авиации, уверенно можно сказать одно – стоимость ведения войны в воздухе значительно увеличится.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    22 июня 2021 18:27
    Мощная статья. Спасибо автору за проделаную работу.
    1. +5
      23 июня 2021 03:28
      Присоединяюсь к оценке статьи.

      Возможно, удастся добиться работы ИК ГСН в режиме «мгновенного обзора», когда головка самонаведения почти всегда закрыта вольфрамовой диафрагмой, а открывается лишь на короткий период времени для получения изображения цели
      Этакий стробоскоп, как на межвоенных танках.
  2. +1
    22 июня 2021 18:46
    Перспективные боевые самолёты могут стать неким эквивалентом надводных кораблей – фрегатов и эсминцев, которые не уклоняются, а отбивают удар.

    Лучше тогда крейсера или корабли-арсеналы.
  3. +8
    22 июня 2021 19:30
    уверенно можно сказать одно – стоимость ведения войны в воздухе значительно увеличится.

    И на земле, и на море...
    Гонка вооружений уже один раз разорила нашу страну.

    А вообще, сейчас вспомнился препод на военной кафедре, который долго и подробно рассказывал про тактику американской авиации, про борьбу с противолокационными ракетами, активными и пассивными помехами, звёздными налётами и прочая, прочая, прочая.
    А потом спокойно так - "а чтобы всю эту муть расчистить у нас есть ракета со спецБЧ".
    Похоже опять всё идет к тому, что гонку технологий нам не осилить и придется просто показать готовность при случае громко "стукнуть по столу".
  4. 0
    22 июня 2021 20:13
    могут применяться средства размыкания цепей при возникновении сильных индукционных токов – стабилитроны и варисторы

    Стабилитрон - стабилизация постоянного напряжения источников питания, а варистор защищает от перенапряжения - вызывая короткое замыкание.
    Безграмотная статья.
    1. +1
      22 июня 2021 20:33
      эээ возможно Вы путаете разные уровни реализации, в силовой электронике это разные устройства, а вот в полупроводниковой электрике может быть одним узлом
    2. +3
      23 июня 2021 01:01
      Цитата: gaudin
      Безграмотная статья.

      Конкретно...чем же она безграмотная ? Ну, в некоторых местах Автор излагает о "понятиях" не теми словами(терминами),которыми бы надо...Но суть изложения всё равно остаётся актуальной ! Например,стабилитроны (они же диоды Зенера...зенеровские диоды) являются одним из распространённых факторов защиты техники,оружия от ЭМИ !
  5. +2
    22 июня 2021 23:02
    Все фантазии.
    Первое.
    Посмотрите на мощность электрических генераторов современных истребителей
    Вы вряд-ли увидите мощность свыше 25-40 кВт.
    Соответственно, ни о каком-либо долгосрочном применении энергетического оружия речи пока быть не может.
    А возить тонны аккумуляторов на истребителях - нонсенс.
    Второе
    Повторяю уже который год
    Будущее УРВВ среднего и ближнего боя, за принципом роя.
    Когда выпускаются 2 ракеты, и ракеты сообща, обмениваясь информацией, атакуют самолёт.
    Все противоракетные маневры самолёта и летчика предсказуемы и прогнозируемы: школой пилотирования, возможными допустимыми перегрузками пилота и самолёта, скоростью полета.
    Все сейчас, в эпоху машинного анализа - просчитывается.
    И всегда одна из ракет пойдет заранее туда, куда летчик сделает маневр уклонения от другой ракеты.
    И две ракеты, работая в связке, загонят самолёт под неминуемое поражение.
    Это будущее УРВВ.
    1. AVM
      +3
      23 июня 2021 10:14
      Цитата: SovAr238A
      Все фантазии.
      Первое.
      Посмотрите на мощность электрических генераторов современных истребителей
      Вы вряд-ли увидите мощность свыше 25-40 кВт.
      Соответственно, ни о каком-либо долгосрочном применении энергетического оружия речи пока быть не может.
      А возить тонны аккумуляторов на истребителях - нонсенс.


      Как раз над такими источниками энергии сейчас активно работают, как для лазерного оружия в контейнерном исполнении, так и встроенные. ПМСМ мощность генераторов на валу двигателя в перспективных самолётах может быть порядка 500 кВт-1МВт.

      Цитата: SovAr238A
      Второе
      Повторяю уже который год
      Будущее УРВВ среднего и ближнего боя, за принципом роя.
      Когда выпускаются 2 ракеты, и ракеты сообща, обмениваясь информацией, атакуют самолёт.
      Все противоракетные маневры самолёта и летчика предсказуемы и прогнозируемы: школой пилотирования, возможными допустимыми перегрузками пилота и самолёта, скоростью полета.
      Все сейчас, в эпоху машинного анализа - просчитывается.
      И всегда одна из ракет пойдет заранее туда, куда летчик сделает маневр уклонения от другой ракеты.
      И две ракеты, работая в связке, загонят самолёт под неминуемое поражение.
      Это будущее УРВВ.


      Отчасти это перекликается с тем, что я написал. Только ракет потребуется не две, а гораздо больше.
  6. 0
    22 июня 2021 23:51
    > 10-15 километров, это расстояние ракета В-В преодолеет за 5-10 секунд
    Кхм... 2 км/с, 6 Махов... Это точно?
    1. +1
      23 июня 2021 04:41
      Цитата: thekhohol
      . 6 Махов. Это точно?

      3,5 Маха сама ракета плюс 2 Маха самолёт. Это если Метеор.
      А если 48Н6ДМ от С-400, то она сама 2,5 км/сек летает.
      1. +1
        23 июня 2021 08:41
        Цитата: Пиджак в запасе
        Цитата: thekhohol
        . 6 Махов. Это точно?

        3,5 Маха сама ракета плюс 2 Маха самолёт. Это если Метеор.

        А цель при этом неподвижна или перемещается? what
        1. 0
          23 июня 2021 10:31
          Цитата: Momotomba
          А цель при этом неподвижна или перемещается?

          Извини, я непонятно написал.
          3,5 Маха ракета плюс 2 Маха самолет-мишень.
          1. 0
            23 июня 2021 18:26
            Цитата: Пиджак в запасе
            3,5 Маха ракета плюс 2 Маха самолет-мишень.

            В итоге 5.5М навстречу или 1,5М вдогонку?
    2. AVM
      +3
      23 июня 2021 10:15
      Цитата: thekhohol
      > 10-15 километров, это расстояние ракета В-В преодолеет за 5-10 секунд
      Кхм... 2 км/с, 6 Махов... Это точно?


      Мы говорим о перспективных ракетах с ПВРД. Уже сейчас есть 5М, но не на всей траектории. Плюс я дал ракетам В-В небольшую фору.
  7. -1
    23 июня 2021 00:14
    Я понял какое оружие самое эффективное--дубина-подходишь к тому кто пытается придумать современнейшее оружие и по башке ему бах,а кто спросит-а тебя-а меня то за что?Я же не придумываю всякие хитрые технические устройства для убивания человеков wassat
  8. +5
    23 июня 2021 01:45
    Мдаааа...! Автор ,действительно проделал работу ! Даже,не смотря на природную вредность своего характера, не хочется выискивать в статье "погрешности " ! (Но ,пожалуй, придётся !) Ну,это может и от того , что Автор пишет о многих таких "весчах", сторонником которых являюсь и я, и о которых не раз упоминал в разных комментах (!)...: 1. 2-3ступенчатые ракеты;2. суббоеприпасы с собственными движками;3. двигательные установки поперечного управления(газодинамические пояса) ;4.ПВРД и квазиЖРД с гелеобразным топливом;5. многорежимные ГСН и АРЛ.ГСН с АФАР,способные работать одновременно в разных режимах (не менее 2х) и прочее...Потому-то в целом статья мне "симпатична" ! Наверное,можно найти в статье "шероховатости", но этим я займусь немножко по-позже...сейчас надо мне "прерваться"...надеюсь,ненадолго...
    1. 0
      23 июня 2021 05:35
      2. Автор разместил снимок американской РВВ с "газодинамическим поясом" ,смещённым в носовую часть...Получается,как-бы, своеобразная имитация аэродинамических рулей схемы "утка" ! Считаю,что бОльшей "сверхманевренности" можно достичь ,разместив "газодинамический пояс" в середину ракеты ("центр масс"...)
      1. +4
        23 июня 2021 08:30
        Считаю,что бОльшей "сверхманевренности" можно достичь ,разместив "газодинамический пояс" в середину ракеты ("центр масс"...)

        Сверхманевренность достигается быстрым изменением направления движения ракеты, для этого и нужен её разворот. Расположение газодинамического пояса в месте центра масс не приводит к её развороту.
        1. 0
          23 июня 2021 11:30
          Цитата: Авиатор_
          Расположение газодинамического пояса в месте центра масс не приводит к её развороту.

          И не надо ! Во многих случаях достаточно "подскока" (вверх,вниз, влево, вправо) с сохранением прежней продольной оси !
  9. +2
    23 июня 2021 04:14
    Итак...вернёмся к нашим бара... противоракетам и РВВ !
    1. Лазерное уничтожение и противолазерная защита:
    Автор уверен, что внедрение "противолазерной защиты" в конструкцию ракет (РВВ) вынудит их "потолстеть": увеличить габариты и вес ! Но обязательно ли это? Сейчас ведутся разработки новых материалов,предназначенных улучшить противолазерную защиту,не увеличивая чересчур вес и габариты защищаемых "изделий"! Скорее всего габариты,изделий увеличатся , но,возможно, не так "критично", как пугает нас Автор ! Боекомплекту РВВ ,пожалуй, придётся измениться... будущие РВВ-это тонкостенные корпуса из легкой жаропрочной (и механически прочной...) керамики...углепластиковые корпуса,покрытые противолазерными "оболочками" ! Какие же есть кандидаты на роль таких "оболочек" ? Ну,например...сейчас работают над метаматериалами с отрицательным коэффициентом преломления... создано в США противолазерное покрытие из смеси углеродных нанотрубок и специальной керамики... китайцы сообщали о неком абляционным материалом с аэрозолеобразующими свойствами...Думаю,что найдутся в ближайшем будущем и другие материалы или получат развитие недавно открытые... Я "указал" материалы,о которых говорится , что даже при реализации в виде относительно тонких плёнок они обеспечивают довольно-таки эффективную защиту от "лазеров" !Это я перечислил материалы ,так сказать, пассивной защиты от лазеров... Есть и активные...например, система "Гелиос"( но тут её ,наверное, целесообразнее будет устанавливать на самолётах для защиты своих РВВ...Пожалуй, такая система лучше подойдёт для "самозащиты" БПЛА...) В одном Автор,безусловно,прав... РВВ "придётся" измениться(!) и они станут дороже !
    1. +2
      23 июня 2021 05:23
      P.S. Автор "критически" относится к термооптическим затворам (ТОЗ),сомневаясь в их достаточной эффективности... В его доводах есть резон ! Но в данном случае появляется идея ...с помощью ТОЗ использовать "поражающий" лазерный луч для наведения ракеты на носитель лазерного оружия !Зная схему устройства ТОЗа, такая идея не представляется невозможной !
    2. AVM
      +1
      24 июня 2021 10:07
      Цитата: Nikolaevich I
      Итак...вернёмся к нашим бара... противоракетам и РВВ !
      1. Лазерное уничтожение и противолазерная защита:
      Автор уверен, что внедрение "противолазерной защиты" в конструкцию ракет (РВВ) вынудит их "потолстеть": увеличить габариты и вес ! Но обязательно ли это? Сейчас ведутся разработки новых материалов,предназначенных улучшить противолазерную защиту,не увеличивая чересчур вес и габариты защищаемых "изделий"! Скорее всего габариты,изделий увеличатся , но,возможно, не так "критично", как пугает нас Автор ! Боекомплекту РВВ ,пожалуй, придётся измениться... будущие РВВ-это тонкостенные корпуса из легкой жаропрочной (и механически прочной...) керамики...углепластиковые корпуса,покрытые противолазерными "оболочками" ! Какие же есть кандидаты на роль таких "оболочек" ? Ну,например...сейчас работают над метаматериалами с отрицательным коэффициентом преломления... создано в США противолазерное покрытие из смеси углеродных нанотрубок и специальной керамики... китайцы сообщали о неком абляционным материалом с аэрозолеобразующими свойствами...Думаю,что найдутся в ближайшем будущем и другие материалы или получат развитие недавно открытые... Я "указал" материалы,о которых говорится , что даже при реализации в виде относительно тонких плёнок они обеспечивают довольно-таки эффективную защиту от "лазеров" !Это я перечислил материалы ,так сказать, пассивной защиты от лазеров... Есть и активные...например, система "Гелиос"( но тут её ,наверное, целесообразнее будет устанавливать на самолётах для защиты своих РВВ...Пожалуй, такая система лучше подойдёт для "самозащиты" БПЛА...) В одном Автор,безусловно,прав... РВВ "придётся" измениться(!) и они станут дороже !


      Автор не уверен, что оно будет толстым и тяжёлым, но считает, что это будет так.

      Все новейшие разработки хоть и ведутся, но нет никаких гарантий, что они будут работать в условиях реальной эксплуатации, вне стен лабораторий. Как они поведут себя при хранении? При воздействии атмосферы, влаги? Метаматериалы пока работают в очень узких диапазонах длин волн - удастся ли получить многодиапазонные метаматериалы в принципе?

      Аэрозолеобразующие для авиации плохо подходят - унос вещества будет быстрее, чем оно будет защищать от воздействия ЛО.

      Ответить на этот вопрос нельзя даже с помощью расчётов. Нужен комплексный моделирующий стенд, на котором боеприпасы с различными типами защиты будут испытывать на воздействие ЛО разной мощности, в различных условиях - скоростях, положении корпуса и т.д.
  10. +2
    23 июня 2021 05:03
    Су-57 уже стал первым в мире истребителем с установленной системой управляемого противодействия инфракрасным средствам противника. Данная система умеет «ослеплять» приближающиеся к самолету ракеты класса «воздух-воздух». Раньше такие системы из-за их громоздких размеров ставили только на военно-транспортные самолеты. Российским ученым удалось создать миниатюрное устройство, благодаря которому Су-57 стал обладателем уникального для мировой авиации средства самозащиты.
    https://army.ric.mil.ru/Stati/item/255977/
    1. +1
      23 июня 2021 16:40
      "Данная система умеет «ослеплять» приближающиеся к самолету ракеты класса «воздух-воздух»"///
      ---
      Лазер, что-ли?
      Чем еще можно ослепить?
      1. AVM
        0
        24 июня 2021 10:09
        Цитата: voyaka uh
        "Данная система умеет «ослеплять» приближающиеся к самолету ракеты класса «воздух-воздух»"///
        ---
        Лазер, что-ли?
        Чем еще можно ослепить?


        Что-то типа системы "Президент-С". Вроде там маломощные лазеры и специальные лампы.
  11. +1
    23 июня 2021 05:42
    в качестве суббоеприпасов в которых будут использоваться перспективные ракеты воздух-воздух К-77М, представляющие собой развитие ракет РВВ-СД. Более перспективными могут оказаться новые РВВ ,выполненные в габаритах и весе Р-60... а то и менее!
  12. 0
    23 июня 2021 06:08
    Опять "упование" на "чудо-оружие "( ЭМИ-боеприпасы), которого никто не видел, не применял и не имеет ! Почему-то никого не смущает , что несмотря на афигенную рекламу и обещания ,никто не спешит с сообщением ,что собирается "вот-вот" принять на вооружение это пресловутое ЭМИ-оружие ! Почему так ? Да потому,что параллельно с этим необходимо проделать большущую работу ! Необходимо разработать новые образцы "обычного" вооружения или модернизировать имеющиеся с защитой даже от собственного ЭМИ-оружия ! Необходимо выработать тактику применения ЭМИ-оружия , внести изменения в организацию,тактику войск ,обучить войска применению ЭМИ-оружия и защите от него ! И так далее...!
  13. +1
    23 июня 2021 06:30
    В России разрабатываются перспективные ЗУР и тяжёлые ракеты В-В – наличие нескольких индивидуально-самонаводящихся суббоеприпасов повысит вероятность поражения сложных высокоскоростных целей.Вряд ли окажется целесообразным использование в качестве суб.боеприпасов РВВ типа Р-77 и чего-либо подобного " Необходимо,чтобы БЧ довольно-таки "скромного" размера" могла вмещать как можно больше "суббоеприпасов" ! Потому-то и необходимо убрать с них всё "лишнее" ! То есть, "суббоеприпас" возможен без движка продольной тяги , но ДПУ нужен ...возможно использование БЧ , как "2в1"...то есть, применение детонационноспособного ракетного топлива , в качестве ВВ в БЧ с возможностью использования БЧ, как РДТТ... в этом случае боеприпас применяется по принципу "hit-to-kill"
  14. 0
    23 июня 2021 08:26
    необходимым для корректной работы ПВРД

    Явный гугл-перевод. Неужели нельзя было написать по-русски?
    1. AVM
      +1
      23 июня 2021 10:19
      Цитата: Авиатор_
      необходимым для корректной работы ПВРД

      Явный гугл-перевод. Неужели нельзя было написать по-русски?


      Из-за сжатых сроков на подготовку статьи возникают опечатки или не всегда корректно скомпонованные фразы.

      И я не перевожу чужие статьи.
  15. 0
    23 июня 2021 09:23
    А п.1 в видении автора (т.е. прямоточка) не противоречит п.3 (снижение заметности) ? Пасть ВЗ у нее будет светиться как елка . А в случае с Метеором еще и возникают вопросы с большими углами атаки .
    Может , именно поэтому лучше использовать двухрежимные твердотопливные двигатели ?
    1. AVM
      0
      24 июня 2021 10:14
      Цитата: sivuch
      А п.1 в видении автора (т.е. прямоточка) не противоречит п.3 (снижение заметности) ? Пасть ВЗ у нее будет светиться как елка . А в случае с Метеором еще и возникают вопросы с большими углами атаки .
      Может , именно поэтому лучше использовать двухрежимные твердотопливные двигатели ?


      Оптимальная форма воздухозаборников, пилообразные кромки.

      Я не могу сказать, какой вариант однозначно предпочтительнее. ПМСМ ПВРД для первой ступени, а РДТТ или РДПТ для второй ступени (суббоеприпасов).
  16. +1
    23 июня 2021 14:16
    Висококачественая статиа поданая очен читателно. Автору жирний плус.
  17. +1
    23 июня 2021 15:38
    Цитата: Арон Заави
    Мощная статья. Спасибо автору за проделаную работу.

    полностью поддерживаю
  18. -1
    24 июня 2021 10:49
    //Казалось бы – какой тогда смысл, по сути это уже почти ракета В-В? Однако отсутствие боевой части, двигателей поперечного управления и/или УВТ, отказ от технологий снижения заметности, а главное – от дорогой системы наведения, позволит сделать ложную цель в несколько раз дешевле «настоящей» ракеты В-В и в несколько раз меньше по габаритам.//
    Это слишком оптимистичное высказывание.
    Ничего не мешает распознать ложную цель по не стандартной аэродинамике и различиям в материале поверхности. В итоге, идеальная ложная цель фактически-реальная единица, только без бч....
    1. AVM
      0
      24 июня 2021 14:49
      Цитата: Shahno
      //Казалось бы – какой тогда смысл, по сути это уже почти ракета В-В? Однако отсутствие боевой части, двигателей поперечного управления и/или УВТ, отказ от технологий снижения заметности, а главное – от дорогой системы наведения, позволит сделать ложную цель в несколько раз дешевле «настоящей» ракеты В-В и в несколько раз меньше по габаритам.//
      Это слишком оптимистичное высказывание.
      Ничего не мешает распознать ложную цель по не стандартной аэродинамике и различиям в материале поверхности. В итоге, идеальная ложная цель фактически-реальная единица, только без бч....


      А чем её распознать по материалам?

      А аэродинамика будет такая-же вплоть до участка активного маневрирования, к которому ложная цель не приспособлена. Меньшие размеры будут компенсироваться отсутствием мер по снижению заметности, т.е. ЭПР будет схожа + её можно увеличить уголковыми отражателями или линзами Люнеберга. Двигатель ложной цели будет слабее (меньше масса и мидель), но его можно не закрывать и ИК сигнатура также будет сравнима.
      1. -1
        24 июня 2021 14:58
        //т.е. ЭПР будет схожа + её можно увеличить уголковыми отражателями или линзами Люнеберга//
        Про вариант лазерного облучения не задумывались. Разная поверхность, разная картина взаимодействия...разное ИК профиль итд.
        //А аэродинамика будет такая-же вплоть до участка активного маневрирования, к которому ложная цель не приспособлена. Меньшие размеры будут компенсироваться отсутствием//
        Не задумывались, что меньшие размеры, и изменение поверхности тоже влияет на аэродинамику...
        1. AVM
          0
          24 июня 2021 15:49
          Цитата: Shahno
          //т.е. ЭПР будет схожа + её можно увеличить уголковыми отражателями или линзами Люнеберга//
          Про вариант лазерного облучения не задумывались. Разная поверхность, разная картина взаимодействия...разное ИК профиль итд.


          Лидар может теоретически распознать тип материала на расстоянии, но всё это требует времени. Счёт-то идёт на секунды. Поэтому, любые временные затраты противника это плюс.

          Цитата: Shahno
          //А аэродинамика будет такая-же вплоть до участка активного маневрирования, к которому ложная цель не приспособлена. Меньшие размеры будут компенсироваться отсутствием//
          Не задумывались, что меньшие размеры, и изменение поверхности тоже влияет на аэродинамику...


          Если это управляемый боеприпас, тем более со сходной аэродинамической схемой и немного отличающимися габаритами, то больше влияет система управления.

          Если неуправляемый - то надо соблюдать пропорции - это всё продувается в аэродинамической трубе для получения сопоставимых результатов.

          В любом случае, защищающийся должен тратить время на отсев ложных целей, а времени у него не много.
          1. +1
            26 июня 2021 13:23
            Работающий лазер на самолете может быть не только оружием против ракеты , он может быть еще и маяком если , например головную часть ракеты прикрывает некий толстый керамический экран-щит внутри которого находятся термодатчики способные по характеру нагрева экрана определять место нахождения источника излучения и наводить на него ракету
  19. 0
    2 июля 2021 20:43
    Вопрос чайника, если достаточно большую зенитную ракету сделать в мощьном корпусе которому не будут страшны осколки от противоракеты и разогнав до больших скоростей взрывать заранее создавая облако осколков в радиусе метров 100, 150, летящих с импульсом от набранной скорости, тем самым можно пожертвовать точностью, маневренностью и дорогими системами наведения не устойчивыми к лазерным помехам, как вариант это возможный вариант или не возможно?
  20. 0
    4 июля 2021 12:52
    В настоящее время поражение ракет лазером не получится 150 квт скажем для углепластикового корпуса в течение 1-2 сек это не достаточно на поверхности для разрушения надо создать 4-5 кдж пока это не воможно.
  21. 0
    23 июля 2021 15:52
    Цитата: gaudin
    могут применяться средства размыкания цепей при возникновении сильных индукционных токов – стабилитроны и варисторы

    Стабилитрон - стабилизация постоянного напряжения источников питания, а варистор защищает от перенапряжения - вызывая короткое замыкание.
    Безграмотная статья.

    Ничего удивительного, у автора оружие основывается на "новых" физических принципах, а это диагноз)))
  22. -1
    22 ноября 2021 18:53
    - Отличная статья. good Не надо "мелких блох" выискивать...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»