Боевые корабли. Крейсера. Цветок лотоса, опадая, плывет по воде

32

Подобно цветку лотоса из прощального стихотворения японского морского летчика, ставшего камикадзе, ушли в историю три последних японских легких крейсера серии 5500-тонников типа «Сендай».

На этих кораблях строительство крейсеров водоизмещением 5 500 тонн закончилось. Морское командование Японии увлеклось строительством тяжелых крейсеров, так что тип «Сендай» стали последними легкими крейсерами, построенными до начала Второй Мировой войны.



Боевые корабли. Крейсера. Цветок лотоса, опадая, плывет по воде
Крейсер "Юнцу" - последний легкий крейсер 5500 тонн, построенный в Японии

Так как проект «Сендай» базировался все на том же типе «Тенрю», то крейсер не сильно отличался от предшественников внутренне. Было изменено расположение котлов, появилось четыре трубы, каждая из которых была присоединена к своему котельному отделению. Турбины могли обслуживаться любой группой котлов, что повышало боевую живучесть силовой установки.

Корпус в носовой части укрепили для действия в арктических водах. Бронепояс служил одновременно и броневой защитой, и противоторпедной переборкой. Носовая надстройка была выполнена из легких сплавов.

Корабли несколько различались формой форштевня. «Сендай» и «Юнцу» имели острый нос, а более поздний «Нака» имел форштевень, более похожий на носы тяжелых крейсеров. Но это отдельная история, которую расскажу чуть ниже.


Головной корабль серии "Сендай" на ходовых испытаниях. 36,2 узла, между прочим...

Бронирование


Броневой пояс на крейсерах типа «Сендай» был 76,8 м в длину, 4,9 м в высоту и 64 мм толщиной. Ниже ватерлинии пояс был 25 мм. Погреба боезапаса защищали 32 мм брони. Башни ГК имели толщину 20 мм, а боевая рубка - 51 мм. Верхняя броневая палуба - 28,6 мм, в районе погребов боезапаса 44,6 мм.

В целом, для защиты от огня старых 102-мм орудий американских эсминцев было достаточно, снаряды 127-мм орудий пробивали броню запросто.

Энергетическая установка


Крейсера оборудовались четырьмя ТЗА типа «Гидзицу Хонбю» расположенных в четырех машинных отделениях. Пар для турбин вырабатывали двенадцать котлов смешанного отопления состоящих из: 6 больших котлов типа «Канзей Хонбю» нефтяного питания, 4 средних нефтяных котлов «Канзей Хонбю» и 2 малых котлов смешанного питания «Канзей Хонбю».

Общая мощность силовой установки составляла 90 000 л.с., что позволяло крейсерам развить скорость в 36 узлов. Запас топлива составлял 1200 т нефти и 300 т угля. Дальность плавания - 7800 миль при 10 узлах и 1300 миль при 33 узлах.


"Юнцу" на ходовых испытаниях. Снимок сделан с привязного аэростата


Экипаж и обитаемость


Общая численность экипажа 450 человек согласно проекту, фактически после вступления в строй 440 чел., с 1943 г - 510 чел. Условия обитания были как на крейсерах «Нагара».

Вооружение


Главный калибр


Вооружение главного калибра осталось неизменным - семь орудий 140-мм Type 3, расположенных в одноорудийных башнях. Все как у предыдущего типа «Нагара». Запас снарядов на одно орудие составлял: 120 выстрелов для орудий расположенных в диаметральной плоскости корабля, 105 выстрелов - бортовые орудия.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Зенитная артиллерия изначально состояла из двух орудий 80-мм Type 3 и двух 6,5-мм пулеметов Type 3.

Минно-торпедное вооружение

Четыре двухтрубных 610-мм торпедных аппарата по два на борт и боекомплект из 16 торпед. Кроме того, каждый крейсер нес 80 мин заграждения.

Авиационное вооружение

По проекту крейсера несли ангар для гидросамолета на корме и взлетную платформу над орудийными башнями, но реально самолеты на крейсерах появились только в 1932 году, когда в рамках модернизации были установлены нормальные катапульты.


Снова "Юнцу". Видно двух моряков, которые ходят по настилу для взлета самолетов



"Нака" с нормальной катапультой в корме


За время службы корабли неоднократно модернизировались, но самое значительное изменение вооружения произошло в 1943 году.

На всех трех кораблях была демонтирована одна башня главного калибра и вместо нее установлена башня с двумя универсальными орудиями 127-мм. Окончательный вариант вооружения выглядел так:

- 6 х 140-мм орудий;
- 2 х 127-мм орудий;
- 10 х 25-мм зенитных автоматов;
- 4 х 13,2-мм пулемета.

Кроме того, была изменена конфигурация минно-торпедного вооружения.

На «Юнцу»:
- 2 х 2 торпедных аппарата 610-мм (запас 8 торпед);
- 2 бомбосбрасывателя (36 глубинных бомб);
- 30 мин заграждения.

На «Нака»:
- 2 х 4 ТА 610-мм (запас 16 торпед);
- 2 бомбосбрасывателя (36 глубинных бомб).
Установлена РЛС обнаружения воздушных целей Type 21 Mod.2.

На «Сендай»:
- 2 х 2 торпедных аппарата 610-мм (запас 8 торпед);
- 2 бомбосбрасывателя (36 глубинных бомб).
Установлена РЛС обнаружения воздушных целей Type 21 Mod.2.

К концу службы на крейсерах находилось до 44 (на «Сендай») стволов зенитных автоматов 25-мм в различных исполнениях (от 1 до 3 стволов в установке).


Интересный снимок крейсера "сендай". Видны 25-мм зенитные автоматы и еще один интересный нюанс: концы труб торпедных аппаратов выкрашены в белый цвет. Это для того, чтобы не перегревались боевые головки торпед.

Боевая служба


«Сендай»


После вступления в строй в 1923 году, крейсер занимался стандартной подготовкой экипажей, ходил в различные походы, в сентябре 1935 года был сильно поврежден тайфуном и потерял гидросамолет.

Боевая служба началась в 1937 году, операциями поддержки армии, оккупирующей Гонконг.

Накануне вступления Японии во Вторую Мировую войны 20 ноября 1941 г. крейсер прибывает в Самах на о. Хайнань, и 7-8 декабря поддерживал высадку и наступление десантов на побережье Таиландского залива. Крейсер вел артиллерийский огонь, а его самолет корректировал огонь корабля и приданных эсминцев.

Далее «Сендай» был включен в группу кораблей, которые должны были сразиться с британским «Соединением Z», но авиация управилась самостоятельно.


18 декабря 1941 года самолет «Сендая» повредил бомбой голландскую подводную лодку О-20, лодка не смогла погрузиться, а потом экипаж самолета по радио навел на лодку эсминцы сопровождения «Аянами» и «Югири».

В январе 1942 года крейсер занимается патрулированием в районе Сингапура с целью перехвата британских кораблей. Далее «Сендай» поддерживал вторжение в Эндау и наступление десантов на Мерсинг и Муток.

В коротком ночном бою 27 января крейсер «Сендай» и эсминцы «Асагири» и «Фубуки» артиллерийским огнем потопили британский эсминец «Тэнет».

Дальше были операции по захвату островов Палембанг, Сабанг, Пенанг и Андаманских островов. «Сендай» участвовал в битве при Мидуэе, но ничем особенным не отличился.

Следующими операциями стали высадки десантов на Шортленд и Гуадалканал, обстрел аэродрома Хендерсон Филд.

В ночь на 15 ноября крейсер участвовал в третьем бою при Гуаладканале и своим огнем выводит из строя американские эсминцы «Престон» и «Валке», которые в итоге затонули. После боя крейсер оказывал помощь поврежденному линейному крейсеру «Киришима».


Весь 1943 год «Сендай» эскортировал конвои между островами Новая Британия, Новая Гвинея и Новая Ирландия и Соломоновыми островами.

1 ноября 1943 г крейсер возглавляет ударное соединение контр-адмирала Омори для противодействия американцам, высадившимся на о. Бугенвиль. 2 ноября соединение вступает в бой с отрядом американских кораблей, прикрывавшим высадку. В начале боя «Сендай» успешно дал торпедный залп, попав в эсминец «Фут» и оторвав ему корму.

На этом удача отвернулась от «Сендай». Американские легкие крейсера «Кливленд», «Коламбия», «Монпелье» и «Денвер», используя более современные РЛС, удачно сосредоточили огонь на крейсере и буквально нафаршировали его своими 152-мм снарядами. За час боя в японский крейсер попало более 30 снарядов. «Сендай» потеряд управление, на корабле начались пожары, которые в итоге вызвали детонацию боезапаса. Крейсер очень быстро затонул.

На следующий день японские подлодки RО-104 и RО-105 подобрали из воды 38 человек.

«Юнцу»


Крейсер встал в строй Императорского флота в 1925 году. А в 1927 «отличился» на ночных маневрах вблизи маяка Джизосаки, протаранив и потопив эсминец «Вараби».


Именно после этого случая, стоившего жизни капитану крейсера (капитан Кейджи Мизуширо ушел из жизни, совершив сеппуку), крейсер получил другой нос, расширяющийся вместо заострённого.


В 1928 году «Юнцу» отправили прикрывать высадку японских войск в провинции Шаньдун во время Цзинаньского инцидента. А с началом очередного японо-китайского конфликта в 1937 году, Второй японо-китайской войны, «Юнцу» постоянно прикрывал десанты японской армии в Китае.

С началом Второй Мировой войны крейсер базировался на Палау и был задействован в операциях по захвату Минданао, Давао, Легаспи и Холо. После захвата Филиппин «Юнцу» передали в голландский сектор для противодействия кораблям флота Голландии.

В начале 1942 года «Юнцу» сопровождал транспорты вторжения на Сасебо, Мендо, Амбон, Тимор и Яву. Здесь был открыт счет воздушных побед крейсера: катапультный «Альф» (Kawanishi E7K2) сбил легкий бомбардировщик «Хадсон». Правда, на корабль «Альф» не вернулся, его тоже сбили.

27 февраля 1942 года крейсер принял участие в битве в Яванском море, которое закончилось разгромом союзного соединения кораблей. «Юнцу» было засчитано решающее участие в потоплении британского эсминца «Электра».


В мае 1942 года крейсер участвовал в битве за Мидуэй, участие свелось к отражению атак американских В-17.

В августе 1942 очередным испытанием стали сражения у Соломоновых островов. Там все было печально, «Юнцу» получил очень неприятное попадание 227-кг бомбы в район погребов, начался пожар, и артиллерийские погреба пришлось затопить. Крейсер отправился в ремонт.


После ремонта, уже в 1943 году «Юнцу» принял участие в эвакуации остатков гарнизона Гуадалканала. Затем были транспортные операции между Труком, Ройем и Кваджалейном.

13 июля 1943 года «Юнцу» принял участие в битве при Коломбангара. Крейсер в составе группы кораблей (один легкий крейсер и пять эсминцев) сопровождал транспорты с подкреплениями для гарнизонов Коломбангара и ночью наткнулся на отряд из трех легких союзных крейсеров (два американских и один новозеландский) и десяти американских эсминцев.

Командир японского отряда адмирал Исаки дал приказ на ночную атаку кораблей противника. «Юнцу» должен был осветить вражеские корабли прожектором, чтобы облегчить своим кораблям прицеливание. Это было исполнено, но оказалось очень плохой идеей: по "Юнцу" отстрелялся весь союзный отряд.

«Юнцу» получил более десятка попаданий 152-мм снарядами (автор неудачного решения адмирал Исаки погиб) и в довершении от американских эсминцев пришла торпеда. Один из эсминцев снял с «Юнцу» экипаж, после чего крейсер затонул.

Но японцы не сдались. Перезарядив торпедные аппараты, эсминцы дали еще один залп. В итоге американский эсминец «Гвин» после попадания торпеды затонул, а все три крейсера из состава союзного отряда получили свои торпеды. «Гонолулу» и «Сент-Луис» вышли из строя на несколько месяцев, а новозеландский «Линдер» - до конца войны. В «Гонолулу» вообще пришли две, но одна к счастью для американцев, не взорвалась.

Но главное: транспорты с войсками и техникой благополучно дошли до Коломбангара и доставили подкрепления. Так что в принципе, операция закончилась успешно.

Из экипажа крейсера «Юнцу» спасли 21 человека.

«Нака»


Когда японские торпедоносцы устроили ад в Перл-Харборе, «Нака» с 4-й флотилией эсминцев и транспортами вторжения уже шел к Филиппинам. Там крейсер прошел проверку американской авиации. Но если бомбы с В-17 не вызвали особенных повреждений, то вот Р-40 своими крупнокалиберными пулеметами неплохо отперфорировали рубку, подтвердив, что броня на японских легких крейсерах очень легкая.

В январе 1942 г. «Нака» эскортировал транспорты с силами вторжения в Голландскую Ост-Индию. Участник высадок десантов в Баликпапане, Макассаре, Сулавеси, Восточной Яве.


В операции при Баликпапане произошел неприятный случай: подводная лодка голландского флота К-18 выпустила по крейсеру четыре торпеды, но промахнулась. Пока «Нака» и эсминцы» гоняли подводную лодку, к конвою подошли четыре американских эсминца и потопили сторожевой катер и три транспорта с войсками.

Далее вместе с «Юнцу» «Нака» принял участие в сражении в Яванском море. Крейсер выпустил 8 торпед, еще 56 запустили эсминцы его отряда, но все торпеды прошли мимо целей. Дальше в ход пошли орудия, тут японцам повезло больше.

14 марта 1942 года «Нака» стал флагманом сил вторжения на остров Рождества. В состав сил вторжения входили три легких крейсера («Нака», «Нагара» и «Натори») и восемь эсминцев. В ходе боев, сопровождавших высадку японских войск на острова, «Нака» был атакован американской подводной лодкой «Сивулф». Однако все 4 торпеды прошли мимо. На следующий день, 1 апреля 1942 года, американцы повторили атаку двумя торпедами, и на этот раз одна попала в район котельного отделения.

Взрыв проделал пробоину 6 х 6 метров, и только безумная работа экипажа спасла корабль от гибели. «Нака» мало того, что остался на плаву, так еще «Натори» дотащил его до Сингапура, где «Нака» подлатали и потом отправили в Японию на капитальный ремонт. Ремонт занял почти год.

5 апреля «Нака» вернулся в состав флота и продолжил свою службу, эскортируя конвои на Маршалловы острова и остров Науру.


В октябре-ноябре 1943 года крейсер несколько раз попадал в неприятные ситуации. 23 октября американская подводная лодка «Шэд» выпустила по крейсеру и его подопечным 10 торпед, но не попала ни одной. Прибыв с конвоев в Кавиенг, 3 ноября, крейсер попал под удар толпы сухопутных В-24. Пронесло, крейсер отделался очень незначительными повреждениями. Через 2 дня, 5 ноября, «Нака» пришел в Рабаул, куда тут же прилетели американцы и разнесли полгорода. И снова попадание бомбы, и снова очень незначительные повреждения.

У «Нака» были хорошие покровители на небесах…

Везение закончилось в феврале 1944 года. «Нака» вышел из гавани Трука, чтобы оказать помощь торпедированному крейсеру «Агано». Вскоре после того, как крейсер вышел из порта, прилетело около двух сотен американских бомбардировщиков. Американцы налетали трижды всем 58-м авиасоединением и в итоге потопили 31 транспортный корабль, 2 крейсера, 4 эсминца и 4 вспомогательных судна, было уничтожено на земле около 200 самолетов и около 100 были повреждены. Японцы ничего не смогли противопоставить этому кошмару.

«Нака» американцы отловили в 45 милях к западу от Трука. Два налета крейсер отбил, а вот на третьем, когда уже начали заканчиваться боеприпасы к зениткам, крейсер получил бомбу в мостик, а затем торпеду в борт. Корабль перевернулся и затонул. Погибли 240 членов экипажа, 210 спасли другие корабли.


Если хорошо задуматься в качестве итога, то все эти продолжения «Тенрю» оказались весьма полезными кораблями. Да, они были откровенно слабы в плане вооружения по сравнению с теми же американскими «Кливлендами» (7 х 140-мм против 12 х 152-мм), но имели другие преимущества: скорость, дальность хода, торпедное вооружение. Это были реально полезные корабли. Да, основной жертвой этих крейсеров были эсминцы, но в качестве лидеров флотилий эсминцев эти крейсера показали себя более чем достойно.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    27 июня 2021 05:11
    Статья не без неточностей, но в целом вполне достойное продолжение цикла посвящённого крейсерам.
    1. +2
      27 июня 2021 08:06
      В целом, это компиляция из русскоязычной Википедии. Ничего нового и интересного о проектировании, строительстве. Ни каких интересных фактов из службы и войны. Фото хорошие, впрочем есть несколько сайтов, где выбор фото даже получше. Из вежливости, можно было дать ссылку, с каких сайтов взяты фото.
      1. +11
        27 июня 2021 09:17
        Вы слишком критичны. У меня например, просто нет времени на поиски разных статей,но кругозор расширять полезно. Пы сы Тем более коменты позволяют узнать больше.
    2. +3
      27 июня 2021 09:34
      Статья не без неточностей

      Позвольте, Сергей, с Вами не согласиться.
      Крейсера оборудовались четырьмя ТЗА типа «Гидзицу Хонбю» расположенных в четырех машинных отделениях. Пар для турбин вырабатывали двенадцать котлов смешанного отопления состоящих из: 6 больших котлов типа «Канзей Хонбю» нефтяного питания, 4 средних нефтяных котлов «Канзей Хонбю» и 2 малых котлов смешанного питания «Канзей Хонбю».

      У крейсеров были разные ГЭУ, имеющие принципиальные отличия.
      На крейсерах Sendai и Naka использовались турбины Mitsubishi Parsons фирмы Mitsubishi Shipbuilding, причем турбины высокого давления - импульсные, а турбины низкого давления и турбины крейсерского хода - реактивные.
      На крейсере Jintsū использовались турбины Brown-Curtiss фирмы Kawasaki Shipyard, причем и турбина высокого давления, и турбины низкого давления - импульсные. Турбина крейсерского хода не устанавливалась.
      1. +5
        27 июня 2021 09:37
        Цитата: Undecim
        Позвольте, Сергей, с Вами не согласиться.

        На фоне других публикаций, эта (если не копать глубоко) выглядит не плохо.
        1. +5
          27 июня 2021 13:27
          А если копать, выглядит неважно. Единственное, что, частично оправдывает автора - источники, из которых он переписывал, далеки от совершенства, а писать о кораблях по источникам страны, где они строились, такая опция автору явно недоступна.
          Хотя судя по минусам под комментариям, некоторые в восторге и от этого. А то, что автор не смог правильно описать ни энергетическую установку корабля. ни систему бронирования, "Черноморские Морские Объекты" не волнует.
          1. +10
            27 июня 2021 13:31
            Цитата: Undecim
            А если копать, выглядит неважно. Единственное, что, частично оправдывает автора - источники, из которых он переписывал, далеки от совершенства, а писать о кораблях по источникам страны, где они строились, такая опция автору явно недоступна.
            Хотя судя по минусам под комментариям, некоторые в восторге и от этого. А то, что автор не смог правильно описать ни энергетическую установку корабля. ни систему бронирования, "поклонников" не волнует.

            Вы с высоты собственной эрудиции чрезмерно критично оцениваете основную массу читателей. Но на фоне "творений" Даманцева или Самсонова - эта статья вполне пристойна.
            1. +5
              27 июня 2021 13:38
              Сергей, моя эрудиция тут совершенно не при чем. Техническая информация. она как осетрина - не может быть второй свежести. Помните, как говорил Воланд: "Свежесть бывает только одна — первая, она же последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!"
              А статьи Даманцева и Самсонова в качестве объекта сравнения - это, по моему мнению, образцы с самого дна человеческого творчества.
      2. +1
        27 июня 2021 10:37
        Приятно почитать мнение знающего человека.
    3. 0
      27 июня 2021 11:08
      Мало того, что с неточностями, так еще и не учтена критика предыдущей статьи и неточности оттуда радостно перекочевали сюда.
  2. +1
    27 июня 2021 05:59
    Подробно. Читаемо. С хорошими фото. +
  3. -1
    27 июня 2021 06:30
    Никак себя не проявили в последней войне тяжелые бронированные корабли - крейсера и линкоры...
    1. +1
      28 июня 2021 10:52
      Цитата: Xlor
      Никак себя не проявили в последней войне тяжелые бронированные корабли - крейсера и линкоры...

      Вот те на... а кто ж тогда рубился у тех же Соломоновых островов? wink
  4. -3
    27 июня 2021 07:48
    Везение закончилось в феврале 1944 года. «Нака» вышел из гавани Трука, чтобы оказать помощь торпедированному крейсеру «Агано». Вскоре после того, как крейсер вышел из порта, прилетело около двух сотен американских бомбардировщиков. Американцы налетали трижды всем 58-м авиасоединением и в итоге потопили 31 транспортный корабль, 2 крейсера, 4 эсминца и 4 вспомогательных судна, было уничтожено на земле около 200 самолетов и около 100 были повреждены. Японцы ничего не смогли противопоставить этому кошмару.
    слабо верится.
    1. +1
      28 июня 2021 11:40
      Цитата: Usher
      слабо верится.

      Почему?
      Удар по Труку - операция "Хэйлстоун" - проводился силами четырёх "Эссексов", "Энтерпрайза" и четырёх "Индепенденсов" - около 550 самолётов. Поскольку целей было мало (основные силы японского флота были выведены с Трука), то наряды сил на уничтожение кораблей были оверкилльными: так, по КРЛ "Нака" отработали три волны с АВ "Банкер Хилл" и "Коупенс".
      Соседу по Труку - КРЛ "Катори" - повезло ещё меньше: он встретился с ЛК из состава TG 50.9 (выделена из сопровождения АВ) и был добит ЛК "Айова", выпустившим по КРЛ 46 16" и 124 5" снарядов..
  5. +6
    27 июня 2021 07:57
    Морское командование Японии увлеклось строительством тяжелых крейсеров, так что тип «Сендай» стали последними легкими крейсерами, построенными до начала Второй Мировой войны.

    Формально до модернизации и переоборудования на 203-мм орудия корабли типа «Могами» оставались легкими крейсерами.
  6. 0
    27 июня 2021 08:01
    "Башни ГК имели толщину 20 мм")))) Стесняюсь спросить, откуда на "сендаях" башни?)))
  7. +3
    27 июня 2021 08:22
    Да, они были откровенно слабы в плане вооружения по сравнению с теми же американскими «Кливлендами» (7 х 140-мм против 12 х 152-мм), но имели другие преимущества: скорость, дальность хода, торпедное вооружение


    Правильнее было бы сравнить описанные японские легкие крейсеры с кораблями класса «Омаха» (в связи с годами строительства).
    Хотя у них также было 12 152-мм орудий, однако, в конфигурации, которая допускала только 8-ми орудийный залп. К тому же орудия в нижних казематах в бурном море были залиты водой и из них невозможно было вести огонь.
  8. +1
    27 июня 2021 09:42
    семь орудий 140-мм Type 3, расположенных в одноорудийных башнях

    Были расположены за башеноподобными щитами.
    1. +3
      27 июня 2021 10:35
      Верно. Вы правильно написали. Одноорудийных башен под этот калибр в ЯИФ тогда не было.
  9. +6
    27 июня 2021 10:46
    Роман, статья хорошая, но я не плохо почитал литературу специальную 20-40х в оригинале. Кроме того у меня достаточно редкая военно- морская специальность и по конструктивной защите и пробитию брони не из интернета знаю. "В целом, для защиты от огня старых 102-мм орудий американских эсминцев было достаточно, снаряды 127-мм орудий пробивали броню запросто."- нет. Сразу вопрос; а почему японцы поставили бронепояс именно 64 мм толщиной? Не 50 или 70? А ответ простой: путём расчётов и из практики ПМВ было опреледено, что снаряд средних калибров в лучшем случае берёт броню чуть менее половины калибра на средних дистанциях. Умножьте толщину бронепояса на 2 и получите ответ, рассчитывалась она на противостояние какому калибру.
  10. -1
    27 июня 2021 10:57
    «Нака» американцы отловили в 45 милях к западу от Трука. Два нЕлета крейсер отбил, а вот на третьем, когда уже начали заканчиваться боеприпасы к зениткам, крейсер получил бомбу в мостик, а затем торпеду в борт.

    Автор, поправьте грамматику плиз.
  11. +5
    27 июня 2021 12:39
    По проекту крейсера несли ангар для гидросамолета на корме и взлетную платформу над орудийными башнями,

    И как они взлетали, на полном ходу корабля, подхваченные потоком воздуха? И ежели ангар был на корме, как самолёт перемещали в сторону носа?
    Роману спасибо, статья понравилась. smile
  12. BAI
    +1
    27 июня 2021 12:54

    А это точно крейсер "Нака", а не ""Дзинтсю". ?
    1. BAI
      +2
      27 июня 2021 12:55
      "Нака" очень похож, но он вот такой:

      Различие в мачтах.
  13. -2
    27 июня 2021 15:36
    18 декабря 1941 года самолет «Сендая» повредил бомбой голландскую подводную лодку О-20, лодка не смогла погрузиться, а потом экипаж самолета по радио навел на лодку эсминцы сопровождения «Аянами» и «Югири».

    Заинтересовался этой подлодкой(судя по описанию боя сбросили 2 бомбы)
    "K XX" (с "O 20") бортовой № 20
    заложена "Dok- en Werf-Maatschappij Wilton-Fijenoord" в Схидаме 15 июня 1936, спущена 31 января 1939, вступила 28 августа 1939, с 11 декабря 1941 организационно входила в ВМС Великобритании
    как подводная лодка (Submarine) "O 20" и действовала под английским командованием, 19 декабря 1941 затоплена экипажем в Сиамском заливе Южно-Китайского моря
    близ полуострова Малакка в точке с координатами 06.10'N, 102.30'E после тяжелых повреждений, полученных в бою с японским эсминцем "Uranami", корпус обнаружен
    12 июня 2002 нидерландскими ныряльщиками

    Учитывая оккупацию страны посмотрел на флот
    После оккупации Нидерландов главное командование и штаб Королевского Нидерландского флота (Koninklijke Marine) размещались в Лондоне.
    В европейских водах под оперативным контролем британского флота действовали следующие голландские корабли: крейсер "Jacob van Heemskerk", эсминец "Isaak Sweers", миноносцы Z-5, Z-6, Z-7, Z-8, подводные лодки 0-Ю, 0-11, 0-14, 0-15, 0-21, 0-23, 0-24, канонерские лодки "Flores" и "Gruno", минный заградитель "Jan van Brakel", тральщик "Jan van Gelder" и 24 вооруженных траулера.
    В Вест-Индии находились шлюп "Van Kinsbergen" и 3 вооруженных траулера.
    Большая часть сохранившихся кораблей входили в состав военно-морских сил Голландской Ост-Индии (Zeemacht Nederlands-lndie), которыми командовал адмирал Хелфрик. Они включали Ост-Индскую эскадру (Nederlands-lndie Eskader), военно-морские силы Индий (Indische Militaire Marine) и морскую колониальную службу (Dienst der Scheepvaart), подчиненную гражданской администрации Ост-Индии, но с началом войны переданную под оперативный контроль ВМС. При этом эскадра теоретически была в прямом подчинении командования Королевского Нидерландского флота, однако последнее передало ее в оперативное подчинение командования ВМС Голландской Ост-Индии.
    как раз 4-й дивизион подводных лодок: О-16, О-20(О 16 потоплена минами-ее обломки пропали судя по СМИ недавно)
    Во время Второй мировой войны подлодка "О-16" потопила четыре японских десантных корабля и одно судно повредила.
  14. -4
    27 июня 2021 16:26
    о чем угодно.лишь бы не о советском.а все по одной причине-СССР НЕ ПРИЗНАВАЛ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.
  15. exo
    +2
    27 июня 2021 19:36
    Мне цикл статей, понравился.Общее представление, дают. Кому интересно узнать больше-пойдёт искать более детальные источники.
    1. +1
      28 июня 2021 06:03
      Из интереса глянул в Википедию о потерях японского флота. Утопили практически всё! В боях.
  16. -1
    28 июня 2021 11:28
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Xlor
    Никак себя не проявили в последней войне тяжелые бронированные корабли - крейсера и линкоры...

    Вот те на... а кто ж тогда рубился у тех же Соломоновых островов? wink

    Наверное, авианосцы... Не?
  17. 0
    2 июля 2021 15:02
    Японцы всегда отличались извращенными техническими решениями. Но при этом у них получалось :) Видел как-то схему эквалайзера "Шарпа-90". То, что в "Роиссе" делалось здоровенной платой на двух К157УД2 и трехпозиционных переключателях, Шарп сделал на восьми (на канал) транзисторах. Причем без потери качества.
  18. 0
    10 июля 2021 06:20
    Нигде не встречал такого наименования как "Юнцу" В официальных справочниках и в классической "Войне на тихом океане" либо "Дзинцу", либо "Зинту". И зачем называть броневые щиты орудий башнями? Что-то у автора с морской терминологией не вяжется. И, кстати, "концы" торпедных аппаратов называются "совки".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»