Гиперзвуковые беспилотные рои: проблемы электронной начинки

35

Источник: en.wikipedia.org

Гиперзвуковой мейнстрим


Важнейшие исторические моменты XXI века определённо пополнятся разработкой и принятием на вооружение гиперзвукового оружия. Этот безусловный козырь становится в один ряд с системами ядерного сдерживания. По уровню сложности и требуемым ресурсам ядерные технологии и гиперзвуковые во многом схожи. Для разработки аппаратов, способных разогнаться до скоростей 5-10 Махов требуются нетривиальные подходы и решения. При этом в теории всё относительно просто.


Главным в любой ракете является двигательная установка. Для гиперзвуковых аппаратов используются либо двигатели с окислителем на борту, либо прямоточно-воздушные реактивные. Примеры первых можно найти в ракетном комплексе «Кинжал», а прямоточные двигатели применяются в знаменитых российских «Цирконах». При этом сам прямоточный двигатель далеко не новинка. Принципиальная схема была предложена ещё в 1913 году французом Рене Лореном. У двигателя отсутствует компрессорная группа, а необходимое давление в камере сгорания формируется торможением воздушного потока на сверхзвуковых скоростях. Главным минусом такого решения являются трудности работы на традиционных дозвуковых скоростях. Даже если инженеры и предусмотрят прямоточному двигателю возможность полёта на таких режимах, то КПД не превысит 5 %. А запуск мотора без дополнительного ускорителя в данном случае вообще невозможен. Обычно на борту летательного аппарата предусматривается запас окислителя, позволяющего оживить двигатель и набрать необходимую скорость. Сверхзвуковой полёт на скорости около М=3 наиболее «комфортен» для прямоточного двигателя. Термический КПД близок к рекордным 64 %, а температуры вокруг не столь критичны для работы. Сложности начинаются при переходе на скорость выше 5 чисел Маха. Самой главной становится гигантская температура – до 1960 градусов Цельсия. Это требует уникальных материалов. К примеру, для российских гиперзвуковых ракет «НПО «Машиностроения» разрабатывает целый класс жаропрочных титановых сплавов. Это, кстати, технологическое преимущество России – оборонная промышленность ещё со времён Советского Союза научилась пользоваться очень привередливым титаном. Конструкция гиперзвуковых прямоточных двигателей осложняется ещё и сверхзвуковым течением газов в камере сгорания.



В копилку гиперзвуковых сложностей добавляется невозможность наземных испытаний. Создать на суше аэродинамическую трубу по 5-10 чисел Маха очень затруднительно, если вообще возможно при сегодняшнем уровне технологий. А любые испытания гиперзвуковых ракет заканчиваются разрушением опытных образцов. Во многом это схоже с опытами с боеприпасами, только уровень затрат здесь многократно выше.

Гиперзвуковой рой


Мировым лидером в области серийных гиперзвуковых технологий является Россия. И это не банальная бравада – большинство иностранных СМИ согласны с этим. Правда, не забывают упомянуть об исторической справедливости с их точки зрения. Первыми в гиперзвуке были гитлеровцы с технологиями «Фау-2», гораздо позже американцы экспериментировали с аналогичной техникой – X-15, X-43 и Lockheed X-17. Наконец, китайцы осенью 2019 года представили ракету DF-17. Дальность полёта аппарата около 2,5 тыс. километров при скорости в 5 Махов. При этом DF-17 базируется на колёсном шасси, что серьёзно усложняет его обнаружение и противодействие.

Ещё одним летательным аппаратом китайской армии является гиперзвуковой Starry Sky-2 – «Звёздное небо-2». Американцы, выступающие в данном случае в роли отстающих, уверяют, что в 2018 году ракета достигла скорости 6 Махов на высоте в 30 км. Китайские гиперзвуковые разработки, наряду с российскими, сейчас впереди планеты всей, и инженеры могут позволить себе прогнозировать будущее.

Так, исследователи Пекинского технологического института в 2020 году высказали предположение, что следующим шагом развития гиперзвука станут рои беспилотников. В полной аналогии с эволюцией ударных и разведывательных дронов, превращающихся в небе в «коллективный разум». Учитывая возможности искусственного интеллекта, даже обычные дроны с пропеллерами, собранные в рои, вызывают закономерную оторопь. А здесь Китай предрекает появление гиперзвуковых роев.

Подобные изречения не бросают зря. Либо Пекин ведёт соответствующую работу, либо пытается прощупать почву и отследить реакцию потенциальных противников. Как бы то ни было, у такого решения очень много фундаментальных препятствий. Многие из них уже частично решены. Прежде всего, это мощнейшие ударные и тепловые нагрузки на корпус и начинку аппаратов при малейшем маневрировании на гиперзвуке. Это требует уникальных материалов, а также ударопрочной и жаропрочной электроники. Гиперзвуковой объект движется в слое высокотемпературной плазмы, практически непроницаемой для радиоволн. Если одиночные ракеты могут двигаться по заранее заданному маршруту, не связываясь с «центром» в гиперзвуковом режиме, то коллективу ракет такого недостаточно. Здесь требуется высокоскоростная связь между отдельными беспилотниками. Исследователи из Пекинского технологического института намекают на разработку собственной мобильной сети для искусственного разума гиперзвуковых роев.


Ракета DF-17. Источник: deagel.com

Надо сказать, такие милитаристские истории от потенциальных противников очень впечатлили Соединенные Штаты. Помимо программ разработки собственного гиперзвукового оружия, Пентагон финансирует системы обнаружения вражеских ракет. Идея заключается в поиске подобных супербыстрых объектов с околоземной орбиты, используя инфракрасные камеры – всё-таки температура в пару тысяч градусов серьёзно демаскирует гиперзвуковые аппараты. Сейчас этим занимается компания L3Harris, осваивая грант Пентагона в 121 млн долларов.

Компания Curtiss-Wright предлагает свои услуги вооруженным силам США в области разработки электронного оборудования для гиперзвуковых ракет. Американские инженеры считают, что основными требованиями к электронным чипам и оборудованию будут: миниатюрность, жаропрочность, скромное энергопотребление, возможность работы при низком давлении и устойчивость к ударам. Как утверждают разработчики, военным приходится обращаться к гражданским разработчикам, так как только они обладают необходимыми компетенциями в области миниатюризации и снижения энергопотребления электронных компонентов. Достаточно вспомнить эволюцию сотовых телефонов. В этой связи российским оружейникам сложнее – в стране фактически отсутствует гражданская микроэлектроника собственного производства.


Starry Sky-2. Источник: scmp.com

Китайский прецедент с планами на гиперзвуковой рой диктует новые правила развития военных технологий. Страны, обладающие соответствующими технологиями, могут стать законодателями в данной сфере. А это значит – маятник мирового оружейного баланса опасным образом качнётся. Остаётся только надеяться, что в сторону России.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    27 июня 2021 05:08
    В последнее время на ВО стало слишком много таких статей "ни о чём". negative Автор, если не можешь сказать ничего нового, зачем занимать место на сайте?
    1. +11
      27 июня 2021 11:10
      Измерять дальность стрельбы в км\час (первая картинка с ТТХ "циркон") сразу дает понять, что ни о чем все эти буквы.
      1. +1
        15 сентября 2021 15:09
        Да и скорость измеряется не в "мах", а "М"... )) "8М" Кажись так. ))
  2. +3
    27 июня 2021 05:59
    Дорообо!

    На рисунке показан американский гиперзвуковой глайдер.
    А российский гиперзвук похож на ракету "оникс".
    1. +6
      27 июня 2021 22:05
      Некоторые злопыхатели утверждают, что Циркон - это и есть Оникс.
      Запускаемый по другой траектории. Сначала, дескать,
      его подбрасывает вверх твердотопливный бустер, и ракета
      разгоняется до 8 МАХ. А потом включается прямоточник Оникса и
      Циркон постепенно снижается и замедляется до комфортной для
      Оникса скорости 3 МАХ. И летит к цели.
      В среднем за весь полет скорость получается 5 МАХ.
      Но, я думаю, это - клевета! am
      1. +1
        28 июня 2021 11:23
        Цитата: voyaka uh
        Некоторые злопыхатели утверждают, что Циркон - это и есть Оникс.
        Запускаемый по другой траектории. Сначала, дескать,
        его подбрасывает вверх твердотопливный бустер, и ракета
        разгоняется до 8 МАХ. А потом включается прямоточник Оникса и
        Циркон постепенно снижается и замедляется до комфортной для
        Оникса скорости 3 МАХ. И летит к цели.
        В среднем за весь полет скорость получается 5 МАХ.
        Но, я думаю, это - клевета! am


        Нет, не клевета.
        Я уже 5-ый год пишу о том, что Циркон - просто модификация Оникса, выполненная в том же типоразмере под УКСК.
        Ибо своими глазами видел тендерную документацию на госуслугах 5-6 лет назад.
        И верю своим глазам и государственным документам больше, чем картинкам и прочей ереси.
  3. +2
    27 июня 2021 06:16
    Пентагон финансирует системы обнаружения вражеских ракет. Идея заключается в поиске подобных супербыстрых объектов с околоземной орбиты, используя инфракрасные камеры – всё-таки температура в пару тысяч градусов серьёзно демаскирует гиперзвуковые аппараты.

    Дело-то, оказывается «в шляпе». Вот на эти финансы они и разработают системы обнаружения. Это сродни обнаружению метеорных потоков: видно глазу, но рукой не пощупать.
    Именно в связи с этим и возникает вопрос:
    «Ну, обнаружили и что дальше?» Средств поражения гиперзвуковых элементов (да ещё и маневрирующих) пока не придумано... crying
  4. +4
    27 июня 2021 06:28
    Ну, в области "жаропрочной" микроэлектроники перспективна диэлектрическая электроника, "функциональная" электроника... В СССР,в последние годы существования хотели развивать ,как раз, "диэлектрическую микроэлектронику" ( она весьма хороша для военного дела;т.к. хорошо работает и при высоких температурах, и при радиационном излучении...) ,но оказалось, что поздно... Помнится,что писали тогда что-то и о "вакуумных микросхемах" ,как перспективных для военной техники, но сейчас "нихт андестенд" об этом...(Ну тогда много о чём писали ...даже о пневмотронике...)
    1. +4
      27 июня 2021 11:54
      Ну тогда много о чём писали ...даже о пневмотронике...)

      Превмотроника по быстродействию уступает вообще всем альтернативным методам, хотя логические элементы на её базе делались.
  5. +12
    27 июня 2021 07:30
    Гиперзвуковой рой беспилотников.
  6. +9
    27 июня 2021 07:51
    Гиперзвуковые беспилотные рои: проблемы электронной начинки

    Откровенно, жаль времени потраченного на прочтение этого...
    1. 0
      27 июня 2021 11:07
      Хотите ,чтобы кто либо пожалел ?
      1. +3
        27 июня 2021 11:09
        Цитата: gridasov
        Хотите ,чтобы кто либо пожалел ?

        Гридасов, вы решили меня потроллить?
        Кто вы, и что вы из себя представляете, большей части старожилов ВО хорошо известно. wassat
  7. -2
    27 июня 2021 11:05
    Помнится когда один не умный русский обзывал меня неучем когда доказывал ,что существуют аэродинамические трубы с гипервысоким наддувом воздуха. А теперь говорят ,что их действительно нет. Ещё смешнее выглядят бессилие в понимании того ,что трения газов о поверхности истечения сводятся к ионизации этих поверхностей с дальнейшим распределением магнитных напряжённостей по всей форме . Вообще хорошо быть ботом и просто следить за развитием событий.
    1. +6
      27 июня 2021 11:51
      Уважаемый, посмотрите на официальном сайте ЦАГИ про вот эту трубу https://tsagi.ru/experimental_base/aerodinamicheskaya-truba-t-117/, может, скорректируете своё мнение.
  8. +8
    27 июня 2021 11:46
    Создать на суше аэродинамическую трубу по 5-10 чисел Маха очень затруднительно, если вообще возможно при сегодняшнем уровне технологий.

    Во всём мире с начала 60-х годов построен ряд гиперзвуковых установок (Центр им Эймса, Центр им. Лэнгли (США), ONERA (Франция), ЦАГИ (СССР, ибо при РФ не построено ни одной установки), и так далее. Так что автор не в теме абсолютно.
    1. -3
      27 июня 2021 18:11
      Тогда вопрос в том кто лукавит . Если американцы демонстрируют в полёте такие ракеты и которые не выдерживают и десятка секунд полета, то какие могут быть эти аэродинамические трубы
  9. +1
    27 июня 2021 20:56
    Цитата: Евгений Федоров
    Учитывая возможности искусственного интеллекта...

    ))))
    нет никакого "искусственного интелекта", это, по моему мнению, штамп из серии "оружия основанного на новых физических принципах, распространяется живущими в альтернативной реальности.

    "Ашманов И.С указывает, что понятие«искусственный интеллект» (ИИ)это неточный перевод англоязычного термина artificial intelligence, «искусственное понимание».
    Оно не подразумевает умения мыслить, осознавать себя, но лишь умение адекватно реагировать на реальность."©
    т.е. - есть препятствие,объехал препятствие и т.п.
    опять у автора проблема с пониманием мелкобритского пиджина)))
    1. +3
      27 июня 2021 21:15
      Под ИИ обычно имеют ввиду синтез "Машинного обучения" и "Больших данных".
      С Уважением
      1. +2
        27 июня 2021 22:30
        nobody75, кто-то под ИИ понимает "Машинное обучение"+"БД", кто-то, как автор, наделяет груду микросхем сознанием, пример - турецкая убогая джинса про пепелац собранный из еврокомплектующих - он согласно легенде обрёл разум и что-то там обнулил.
        важна, по моему мнению точность определений, без фантазий.
        https://www.kommersant.ru/doc/1618530?_e_pi_=7%2CPAGE_ID10%2C6095402000
        1. +2
          28 июня 2021 00:02
          важна, по моему мнению точность определений, без фантазий.

          А у тех, кто этим направлением занимается серьезно никаких фантазий и нет. Все спекуляции на тему "обретения сознания набором микросхем" связаны с непониманием того, что такое нейросети, как они работают и почему они позволяют обходится без зубодробительных математических формул.
          С Уважением
  10. +2
    28 июня 2021 02:50
    Как много на ВО стало авторов пишущих ради гонорара, о том, в чём ничего не смыслят. fool
  11. 0
    28 июня 2021 12:26
    ключевой технологией в будущих войнах будет способность воздействовать на каналы связи и управления, а также на электронику в целом.
  12. 0
    29 июня 2021 21:33
    "Для гиперзвуковых аппаратов используются либо двигатели с окислителем на борту, либо прямоточно-воздушные реактивные. Примеры первых можно найти в ракетном комплексе «Кинжал»..."
    Чего-чего? belay В "Кинжале", вроде как вариант исполнения ОТРК "Искандер" используется, если верить фотографиям и статьям в открытом доступе. Какой-какой у неё окислитель?
  13. 0
    30 июня 2021 10:45
    Считаю, что наши разработчики неспособны сделать гиперзвуковые технологии которые по ТТХ превосходят ТТХ вражеских технологий. Даже технологии 70-х годов неспособны усовершенствовать. Расстраиваюсь очень из-за этого. Враги стали во много раз сильнее и способны победить при минимальных потерях.
  14. 0
    24 сентября 2021 16:46
    Гиперзвук не нужен. Это слишком сложно, а кроме того, стремиться нужно к удешевлению, а не удорожанию войны. Вот промежуточные носители или ударные БПЛА из летающих мишеней - это достойная вещь. Такое чувство, что не все понимают: любой военный образец это по определению расходник. И как раз следует стремиться создать такие, которые будут вполне боеспособны, но при этом потерять их не жалко. И производить можно огромными сериями из распространённого сырья, не на самом современном оборудовании и не самыми квалифицированными руками. Правда, это сложно, на таком миллионы не попилишь, так что давайте лучше пойдём в гиперзвуковые вундервафли.