Из-под воды в космос

25

В XXI веке космическое пространство становится средой, определяющей успех боевых действий во всех остальных средах – на земле, на воде (под водой) и в воздухе. Наличие развитых спутниковых группировок позволяет обеспечить связь и управление вооружёнными силами в глобальном масштабе, в том числе беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Без работы глобальных систем спутникового позиционирования немыслима работа многих образцов высокоточного оружия, в первую очередь большой дальности.

Осознавая этот факт, ведущие державы мира разрабатывают как средства противодействия противнику в космосе – выводу из строя космических аппаратов противника, так и изыскивают возможности по оперативному восстановлению численности собственных спутниковых группировок, подвергшихся атаке противника.



Восстановление спутниковых группировок может осуществляться существующими ракетами-носителями (РН), однако, «настоящие» космодромы включают крупные стационарные сооружения, которые в случае серьёзного конфликта будут уничтожены противником в числе первых, кроме того, подготовка к запуску ведётся достаточно длительное время.

Мобильный космос


Для оперативного вывода полезной нагрузки (ПН) на орбиту разрабатываются различные комплексы – с наземным стартом, с морским стартом, с воздушным запуском. В частности, осознавая потребность в оперативном выводе на орбиту ПН Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) проводит работы по созданию легкого носителя для выполнения срочных задач по выводу на орбиту грузов, которые должны запускаться на орбиту не позднее, чем через трое-четверо суток после получения соответствующего запроса.

Одним из наиболее интересных проектов является разрабатывающаяся компанией Astra Space, двухступенчатая ракета-носитель «Astra Rocket 3.2», которая может транспортироваться в контейнере на любой стартовый комплекс и выводить на солнечно-синхронную орбиту (ССО) высотой 500 километров 150 кг полезной нагрузки. Длина ракеты составляет 11,6 метров. По утверждению представителей компании Astra Space, ее ракета будет самой простой и технологичной РН в мире – стоимость одного запуска составит порядка 2,5 млн долларов США.


Ракета-носитель «Astra Rocket 3.2»

Другая компания – стартап Aevum планирует выводить на орбиту полезную нагрузку с помощью беспилотной возвращаемой авиационной первой ступени Ravn X. Вторая ступень комплекса Ravn X – невозвращаемая ракета воздушного старта.


БПЛА Ravn X

Длина БПЛА Ravn X составляет 24,4 м, размах крыльев 18,3 м, высота 5,5 м, масса 24,9 тонн, что сравнимо с массогабаритными параметрами современных многофункциональных истребителей. В качестве топлива применяется авиационный керосин, используемый самолётами гражданской авиации. Для взлёта и посадки требуется аэродром с длиной полосы 1,6 километра. Проект находится в высокой стадии готовности, заключены контракты с правительством США на сумму свыше 1 млрд долларов, первая миссия – запуск малого спутника ASLON-45 для Космических сил США, намечена на конец 2021 года. Также законтрактовано 20 запусков на 9 лет для Центра космических и ракетных систем ВВС США.

Подробнее лёгкие и сверхлёгкие средства выхода в космос рассматривались в статье «В космос на метеоракете: проекты сверхмалых космических ракет-носителей».

Характерно, что большая часть наиболее интересных, перспективных и многообещающих проектов разрабатывается небольшими частными компаниями, зачастую стартапами. В России частный бизнес такого типа находится пока в зачаточном состоянии – есть проекты, есть идеи, иногда даже доходит до каких-то испытаний отдельных компонентов, но готовых комплексов пока нет, и не предвидится.

Что является этому причиной – отсутствие государственной поддержки или даже ограничительные меры и конкуренция со стороны государственных структур типа «Роскосмоса», жёсткое государственное регулирование в космической отрасли и плохой инвестиционный климат – неясно. Возможно, всё вместе взятое. Ясно одно, ситуацию в этой сфере необходимо радикально менять к лучшему, если мы не хотим тащиться в хвосте технического прогресса.

Тем не менее необходимость обеспечения беспрепятственного доступа в космическое пространство в интересах национальной безопасности существует уже сейчас, и необходимо решать эту задачу с учётом имеющихся сил и средств.

Советский задел


Россия является великой космической державой. До сих пор. Пока ещё. Будем надеяться, что и останется. Задел, созданный в СССР, позволяет реализовывать достаточно интересные проекты, в том числе в части создания мобильных комплексов для доступа в космическое пространство.

В первую очередь можно вспомнить «Морской старт» – совместный проект России, Украины и США. Недостатком «Морского старта» являются размеры его стартового комплекса – в случае начала боевых действий он с высокой вероятностью будет обнаружен и уничтожен. Его преимущество – запуск ракет средней грузоподъёмности, то есть вывод порядка 15–20 тонн полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО).


Стартовая платформа «Odyssey» и сборочно-командное судно «Sea Launch Commander» системы «Морской старт»

Из-за разрыва отношений с Украиной и серьёзного осложнения отношений с США, запускаемая с «Морского старта» РН Зенит-3SL стала недоступна. Других ракет для него пока нет.

Кстати, в 2019 году Китай реализовал свой «морской старт» – лёгкая твердотопливная ракета-носитель CZ-11H была запущена с плавучей платформы и успешно вывела на НОО семь небольших спутников. В строительстве находится еще несколько китайских мобильных пусковых платформ.

Альтернативный вариант – системы воздушного старта на базе истребителей-перехватчиков, стратегических бомбардировщиков или транспортных самолётов. В СССР и России прорабатывались проекты создания РН воздушного старта на базе самолётов Миг-31, Ту-160 или даже Ан-124 «Руслан».


Проекты комплексов воздушного старта на базе самолётов МиГ-31, Ту-160 и Ан-124

В настоящее время ни один из этих проектов не доведён до реальной эксплуатации.

Предположительно, на базе модернизированного истребителя-перехватчика МиГ-31 создаётся перспективный противоспутниковый комплекс «Буревестник», в рамках которого на орбиту выводятся несколько малых спутников-перехватчиков, предположительно имеющих обозначение «Буревестник-К-АМ». Судя по всему, «Буревестник» – это один из наиболее проработанных российских противоспутниковых комплексов.


Перехватчик МиГ-31 с массогабаритным макетом ракеты 14А045 (изделие 293) противоспутникового комплекса 14К168 «Буревестник» на испытаниях в Раменском в 2018 г.

С высокой вероятностью комплекс «Буревестник» может быть адаптирован для вывода иной полезной нагрузки, в том числе коммерческой. Этакий условный аналог американского Ravn X.

Не менее, а то и более интересные проекты оперативного вывода ПН на орбиту разрабатывались для флота. Хорошая статья по этому вопросу опубликована на сайте «Военного обозрения»: «Системы подводного старта: как попасть из-под воды на орбиту или в космос?».

Из относительно современных и актуальных разработок можно выделить ракеты семейства «Штиль», разработанные на базе баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) Р-29М.

РН «Штиль-1» обеспечивает выведение ПН массой до 70 кг на орбиту с высотой перигея до 400 километров наклонением 79 градусов. Первый запуск РН этого типа был осуществлён ещё в далёком 1998 году. Основным фактором, ограничивающим полезную нагрузку, является малый объём для её размещения – всего 0,183 куб. метра.

Переоборудование ракеты Р-29М в ракету-носитель требует минимальных доработок – по сути, космический аппарат (КА) просто размещается вместо боевых блоков. Запуск осуществляется со штатного носителя – ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 677БДР (БДРМ) из подводного или надводного положения в полностью автономном режиме. Комплекс обеспечивает высочайшие показатели надёжности, при стоимости запуска порядка 4–5 млн долларов США.

Из-под воды в космос
РН семейства «Штиль»

Также на базе БРПЛ Р-29М разработана РН наземного старта «Штиль-2» с увеличенным отсеком полезной нагрузки объёмом 1,87 куб. метра. В варианте «Штиль-2.1» с головным обтекателем большего объёма и использовании дополнительного разгонного блока «Штиль-2Р» масса выводимой ПН возрастала до 200 килограмм.

Утилизация или модернизация?


В настоящее время в российском Военно-морском флоте (ВМФ) эксплуатируются семь РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин», несущих модифицированные БРПЛ Р-29РМ типа «Синева» (Р-29РМУ2) и «Лайнер» (Р-29РМУ2.1).


РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин»

Указанные РПКСН постепенно будут заменяться на новые РПКСН проекта 955/955А «Борей» с твердотопливной БРПЛ «Булава». При этом ракеты «Синева»/«Лайнер» имеют уникальные характеристики по соотношению массы ракеты и массы забрасываемой полезной нагрузки, а также длительный, продлеваемый срок хранения (за счёт использования ампулизованного жидкого ракетного топлива). Причём производственные возможности для изготовления модифицированных ракет типа Р-29РМ, судя по всему, должны быть сохранены.


Ракеты семейства Р-29М обладают выдающимся энергомассовым совершенством

Не слишком ли расточительно отправлять всё это добро «в утиль»?

В связи с вышеизложенным предлагается два наиболее новых РПКСН проекта 667БДРМ модернизировать для использования их в качестве резервных мобильных космодромов условного проекта 667БДРМ-К в интересах ВС РФ, а также для предоставления услуг по выводу на орбиту полезной нагрузки коммерческим заказчикам. В ходе модернизации могут быть немного увеличены габариты ракетных шахт для того, чтобы обеспечить размещение ракет с увеличенным отсеком полезной нагрузки, а возможно, что и с дополнительным разгонным модулем.


Сравнительные габариты БРПЛ Р-29М и РН «Штиль» на её базе

Оставшиеся РПКСН проекта 667БДРМ, по мере вывода их из состава флота, должны не бездумно утилизироваться, а разбираться, с учётом возможного использования их оборудования и элементов конструкции в качестве запасных частей для плавучих космодромов условного проекта 667БДРМ-К.


Возможный облик плавучего космодрома условного проекта 667БДРМ-К с увеличенным ракетным отсеком

Преимуществами плавучих космодромов условного проекта 667БДРМ-К с ракетами-носителями на базе ракет семейства Р-29РМ являются:

– возможность запуска РН практически из любой точки мирового океана для вывода полезной нагрузки на заданную орбиту;

– возможность запуска с экватора по энергетически-оптимальной траектории;

– максимально-высокая боевая устойчивость среди всех возможных вариантов мобильных космодромов;

– высокая готовность к запуску;

– способность в короткий срок осуществить запуск 16 ракет-носителей с одного плавучего космодрома.

На вооружении ВМФ РФ и на складском хранении предположительно могут находиться несколько сотен БРПЛ семейства Р-29М. Все они или большая их часть могут быть конвертированы в перспективные ракеты-носители. При наличии спроса может быть организовано производство новых ракет-носителей на базе БРПЛ семейства Р-29М «с нуля». При этом для коммерческого применения их конструкция может быть упрощена в части отказа от защиты к воздействию поражающих факторов ядерного оружия и других атрибутов БРПЛ, не требующихся ракете-носителю, что должно повлечь снижение стоимости запуска.

Запуск ракет из любой точки мирового океана позволяет минимизировать последствия от использования в конструкции ракет на базе Р-29РМ высококипящих токсичных компонентов топлива. Запуск и падение отработанных ступеней могут осуществляться вне границ и экономических зон третьих стран, что исключит различные судебные претензии и требования по компенсациям.

Для вооруженных сил РФ наличие двух плавучих космодромов позволит обеспечить вывод на орбиту полезной нагрузки в особых условиях, когда доступ в космос иными способами может быть ограничен или невозможен. Плавучие космодромы условного проекта 667БДРМ-К могут оперативно выводить на низкую орбиту спутники разведки или связи, «спутники-инспекторы» или иную полезную нагрузку.

Конвертация БРПЛ в ракеты-носители, а РПКСН – в плавучие космодромы позволит заработать дополнительные средства для федерального бюджета, оказать финансовое давление на зарубежные разработки аналогичного класса за счёт освоения части высокотехнологичного сегмента рынка космических запусков, поддержать отечественное производство и конструкторские бюро, продлить жизненный цикл боевой техники.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    2 июля 2021 05:37
    Вот это дельное предложение, а не какой-то "Вытеснитель", заслуженный плюс!
    Другая компания – стартап Aevum планирует выводить на орбиту полезную нагрузку с помощью беспилотной возвращаемой авиационной первой ступени Ravn X
    Неожиданное применение БПЛА, по крайней мере для меня,)) и весьма перспективное.
    1. +5
      2 июля 2021 07:03
      Эти предложения несколько лет назад на ВО Opus (Антон) очень подробно расписывал, со схемами, графиками, расчетами, таблицами и т.д. А здесь по сути только описательная часть.
      1. AVM
        +2
        2 июля 2021 07:57
        Цитата: Околоточный
        Эти предложения несколько лет назад на ВО Opus (Антон) очень подробно расписывал, со схемами, графиками, расчетами, таблицами и т.д. А здесь по сути только описательная часть.


        Статьи хорошие, на одну из них есть ссылка в моей статье. Может я что-то упускаю, но у Антона очень подробно рассказывается о советских, российских и совместных проектах по этой тематике, но предложений и расчётов я не видел. Может есть ещё какая-то статья?
        1. +4
          2 июля 2021 07:59
          Там вроде было 2 или 3 статьи, по надводному старту и подводному точно.
          1. -1
            2 июля 2021 16:35
            Цитата: Владимир_2У
            Неожиданное применение БПЛА, по крайней мере для меня

            В космос всё доставляют БПЛА - беспилотные летательные аппараты.
            Космонавты - лишь полезная нагрузка внутри пилотируемого корабля.

            Делали варианты замены первой ступени ракет "пилотными летательными аппаратами" (самолётами) но, пока в коммерческой эксплуатации таких решений нет.

            МИГ-31 - "Буревестник" возможно и есть подобная рабочая схема.
            1. -1
              2 июля 2021 17:00
              Цитата: Например
              Космонавты - лишь полезная нагрузка внутри пилотируемого корабля.
              ПИЛОТИРУЕМОГО корабля во первых, во вторых напомните, с каких пор ракету-носитель стали называть беспилотным летательным аппаратом? В третьих ЯСНО и недвусмысленно указан именно БПЛА самолётной схемы.
              Цитата: Владимир_2У
              беспилотной возвращаемой авиационной первой ступени Ravn X
              1. 0
                3 июля 2021 10:48
                Владимир, ракета по факту беспилотный летательный аппарат.

                В ракете нет пилота.

                Что тут не понятного?

                Беспилотный летательный аппарат - это не имя собственное, это описание характеристик летательного аппарата.

                Цитата: Владимир_2У
                Цитата: Например
                Космонавты - лишь полезная нагрузка внутри пилотируемого корабля.
                ПИЛОТИРУЕМОГО корабля во первых


                А тут что не так? Что значит это Ваше "во первых"?
                Учителем себя возомнил?
                Во-первых, "во-превых" пишется через дефис.

                Во-вторых почему вы решили, что слово "пилотируемый" нужно непременно писать заглавными буквами? request
                1. -2
                  3 июля 2021 17:19
                  Цитата: Например
                  Владимир, ракета по факту беспилотный летательный аппарат.

                  По факту, это в вашей голове? Ракета-носитель Протон, ракета-носитель Сатурн-V почему то есть, а вот "беспилотные летательные аппараты Протон или Сатурн-V" ещё поискать надо. И не найти.

                  Цитата: Например
                  Учителем себя возомнил?
                  Во-первых, "во-превых" пишется через дефис.
                  "Нечего написать по существу - придирайся к грамматике и пунктуации в комментариях оппонента"- это во-первых, а во-вторых при обращение на "вы" подразумевает использование множественного числа, в том числе и в глаголах, так что "Учителем себя ВОЗОМНИЛИ".

                  Цитата: Например
                  Во-вторых почему вы решили, что слово "пилотируемый" нужно непременно писать заглавными буквами?
                  Потому что у вас откровенная глупость написана и я попытался её до вас донести не педалируя, но не получилось и придётся потыкать носом в неё:
                  Цитата: Например
                  В космос всё доставляют БПЛА - беспилотные летательные аппараты.
                  Космонавты - лишь полезная нагрузка внутри пилотируемого корабля.
    2. +2
      2 июля 2021 13:18
      hi А тут была статья по проекту 941 "Дмитрий Донской". Пока в строю, но скоро на списание пойдёт. Так вот тут идеи фонтанировали, что с ним делать. Довольно много интересных предложений было, в том числе как научно-исследовательский подводный корабль и космодром плавучий. А что, вполне здравая идея ! Ну почему именно в военных целях, можно и в гражданском космосе использовать. Надо уметь извлечь пользу из вложений налогоплательщиков. От этого вреда точно не будет.. smile
  2. +3
    2 июля 2021 06:22
    А разве лодки выводятся из эксплуатации не из-за того что их дальше уже просто опасно использовать? Про погром 90х не говорим, там пилили всё что хотели. А тут всё таки возраст лодок к моменту завершения службы будет уже солидный.
    1. AVM
      0
      2 июля 2021 07:45
      Цитата: Алексей 1970
      А разве лодки выводятся из эксплуатации не из-за того что их дальше уже просто опасно использовать? Про погром 90х не говорим, там пилили всё что хотели. А тут всё таки возраст лодок к моменту завершения службы будет уже солидный.


      Поэтому и предлагается взять две наиболее новые из всей серии. По-моему, в СССР ПЛА служили гораздо дольше, чем сейчас - на момент развала СССР в строю было всякое старьё в огромных количествах. Кроме того, оставшиеся пойдут на ЗИП.
      1. 0
        2 июля 2021 11:39
        Поэтому и предлагается взять две наиболее новые из всей серии

        зачем лодки трогать - вы с ума сошли!
        вон к любому ПГРК прицепляйте что нужно, и пускайте! или бетонных площадок в стране штук 10 подготовить со станинами крепления - ставьте и пускайте откуда нужно, хоть из центра столицы- никто слова не скажет при угрозе войны!
        и это будет в сто раз дешевле
        1. AVM
          0
          2 июля 2021 11:50
          Цитата: Disant
          Поэтому и предлагается взять две наиболее новые из всей серии

          зачем лодки трогать - вы с ума сошли!
          вон к любому ПГРК прицепляйте что нужно, и пускайте! или бетонных площадок в стране штук 10 подготовить со станинами крепления - ставьте и пускайте откуда нужно, хоть из центра столицы- никто слова не скажет при угрозе войны!
          и это будет в сто раз дешевле


          Так их после замены на проект 955(А) или на металлолом, или на космодром. Что лучше?

          ПГРК можно использовать для этой цели, но Вы посмотрите забрасываемый вес Тополя/Ярса и Синевы/Лайнера...
          1. 0
            2 июля 2021 16:54
            Так их после замены на проект 955(А) или на металлолом, или на космодром. Что лучше?

            на металл конечно- у корпусов срок в любом случае подойдёт к концу - они же не титановые, а ракеты положить на хранение возле намеченных стартовых площадок - прямо вырезать вместе с отсеком и органами управления для использования (переделки)ракеты в нужных вам целях.
            можно даже сделать осушаемый док в нужном месте - и то дешевле встанет, чем переделка и эксплуатация.
            делать плавучий космодром из даже свежих лодок - это встанет в цену ещё поллодки. Ресурсы можно потратить куда более экономно.
  3. -1
    2 июля 2021 07:12
    Андрей, вы немного не правы, у нас тоже есть в этом плане подвижки. На территории моей Ростовской области в ближайшее три года должен появиться первый в России частный космодром, договор о долгосрочной аренде есть, участок выделен. Компания создает и готовит к испытаниям легкие ракетоносители, как получат разрешение от Роскосмоса на испытательные старты, построят стартовые столы, для легких ракет это будет сделано быстро. Все расчеты давно отданы "наверх " , дело за нашей бюрократической машиной. ..
    1. AVM
      +2
      2 июля 2021 07:47
      Цитата: Бережливый
      Андрей, вы немного не правы, у нас тоже есть в этом плане подвижки. На территории моей Ростовской области в ближайшее три года должен появиться первый в России частный космодром, договор о долгосрочной аренде есть, участок выделен. Компания создает и готовит к испытаниям легкие ракетоносители, как получат разрешение от Роскосмоса на испытательные старты, построят стартовые столы, для легких ракет это будет сделано быстро. Все расчеты давно отданы "наверх " , дело за нашей бюрократической машиной. ..


      Я согласен, подвижки есть. Но меня убедит только результат. Помнится автомобиль Прохорова уже "почти" поехал, но так никуда и не доехал.
      1. 0
        2 июля 2021 08:28
        Цитата: AVM
        Помнится автомобиль Прохорова уже "почти" поехал, но так никуда и не доехал.
        Верное замечание, у нас много "проектов и хотелок", типа замена АН-2 на современный такого же типа самолёт, а воз уже сколько лет, "поныне там". А использование АПЛ, это реальная возможность, а не синица в облаках.
    2. +1
      2 июля 2021 11:30
      На территории моей Ростовской области в ближайшее три года должен появиться первый в России частный космодром

      у нас 4/5 страны незаселено, а вы уверовали.
      были уже прожекты и в Нижегородской области, и в Дагестане. оказывается, ступени падают или людям на голову, или за границы страны. тоже площадки-участки выделяли
      вон, Восточный и Плесецк - примерно на той же широте и долготе - ставьте рядом +-200 км площадку и пускайте в тайге.
      блажь всё это - стартовая площадка - это площадка и она никуда не убежит - такая же цель, что в одной области, что в другой
      попил
  4. 0
    2 июля 2021 07:18
    А, сколько не говорят о выводе спутников с помощью (старых) военных ракет и с самолетов, (лет 30 уже), а пока почти нуль. Вроде, с межбаллестических старых чуть вывели, для пробы , и все...

    Или какието технические трудности, или логистические, или отмывочные препятствия.
    1. +1
      2 июля 2021 10:21
      Цитата: Макс1995
      Вроде, с межбаллестических старых чуть вывели, для пробы , и все...

      РН "Днепр". 22 пуска.
      Цитата: Макс1995
      Или какието технические трудности, или логистические, или отмывочные препятствия.

      С тем же "Днепром", пожалуй, главная проблема - это НДМГ. Он же гептил.
      1. 0
        2 июля 2021 10:56
        Да, примерно это и имел ввиду !
      2. AVM
        0
        2 июля 2021 13:30
        Цитата: Alexey RA
        Цитата: Макс1995
        Вроде, с межбаллестических старых чуть вывели, для пробы , и все...

        РН "Днепр". 22 пуска.
        Цитата: Макс1995
        Или какието технические трудности, или логистические, или отмывочные препятствия.

        С тем же "Днепром", пожалуй, главная проблема - это НДМГ. Он же гептил.


        При запусках с РПКСН-космодромов с этим будет проще. Там даже в случае падения РН в море концентрация опасных веществ мгновенно упадёт до мизерной. Да и не будут эти пуски массовыми.
  5. -2
    2 июля 2021 11:47
    какие к хренам собачьим ракеты,люди в ужасе от роста цены еженедельно-зато в стране 2,5 ляма ментов-больше чем Армия,правильно он сказал-войны не будет-он боится что народ его сожрёт-а не нападает нато-потому что всё можно купить
  6. 0
    2 июля 2021 15:41
    Дай Бог нашим специалистам заткнуть за пояс полосатых и будет нам счастье. good
  7. +1
    2 июля 2021 18:40
    И почем вывод 1 кг полезного груза на низкую орбиту? И какие там ограничения по габаритам?