Самый необычный подводный бой Второй мировой войны

107

Обломки лодки U-864 недалеко от острова Федье, реконструкция

За более чем вековую историю современной подводной войны субмарины неоднократно сталкивались друг с другом и часто вступали в бой. При этом за всё это время произошёл всего один успешный бой, когда обе лодки находились в подводном положении.

Уникальное для подводного флота столкновение произошло в конце Второй мировой войны у побережья Норвегии. 9 февраля 1945 года британская подводная лодка Venturer торпедировала и потопила немецкую субмарину U-864 с грузом стратегического сырья и материалов для Японии.



Ртуть и передовые технологии для Японии


К концу 1944 года все здравомыслящие люди понимали, что страны «оси» проигрывают войну. Правда, в Берлине и Токио ещё оставалось достаточное количество фанатично настроенных политических и военных деятелей, которые предпринимали всё возможное, чтобы выиграть как можно больше времени, в том числе и в борьбе за собственные жизни.

В конце Второй мировой войны Германия пыталась оказать своему союзнику на Тихом океане помощь, чтобы продлить участие Японии в войне. В качестве такой помощи Берлин готов был предоставить Токио передовые технологии и дефицитные материалы. Так немцы надеялись продлить сопротивление Японии и выиграть для себя сколько-то лишних месяцев, в надежде выправить бедственное положение на фронтах. В конечном же итоге Берлин пал под ударами советских войск, а Японии продержалась в войне дольше своего европейского союзника.

В декабре 1944 года в Германии началась операция под кодовым названием «Цезарь». Целью операции была передача Японии передовых технологий и дефицитного сырья. Единственным вариантом добраться до Японии было использовать крупные немецкие океанские подводные лодки. Ни одного шанса прорваться к берегам Японии на надводном корабле на тот момент времени уже просто не оставалось.

В операции «Цезарь» немецкое командование задействовало большую океанскую подводную лодку типа IXD2. Субмарина должна была доставить в Японию чертежи и детали современных немецких реактивных истребителей. В частности, чертежи и детали ракетоплана Ме-163 Komet, истребителя Ме-262, реактивные двигатели немецкого производства, а также подписанные контракты на их лицензионный выпуск в Стране восходящего солнца.


Помимо этого, на борту лодки были чертежи субмарин типа Caproni и Satsuki, чертежи РЛС компании Siemens. Чертежи итальянского реактивного истребителя Campini. По информации американского исследователя подводной войны в Атлантике Клэя Блэйра, в качестве пассажиров на борту субмарины находилось также несколько немецких и японских конструкторов.

Самым же опасным грузом на борту немецкой подводной лодки была ртуть. На лодку погрузили в общей сложности 1835 емкостей, наполненных ртутью. Всего на борту находилось примерно 65 тонн ртути. Редкий металл был жизненно необходим для японской военной промышленности.

Представление противников


Деликатная и опасная миссия была доверена большой океанской подводной лодке типа IXD2 под номером U-864.

Субмарины типа IXD2 являлись венцом развития океанских немецких лодок «девятой» серии. Это была крупная подводная лодка надводным водоизмещением 1616 тонн, подводным – 2150 тонн. Наибольшая длина лодки составляла 87,6 метра, ширина корпуса – 7,5 метра. Предельная глубина погружения лодки – 230 метров.

Автономность плавания субмарины при скорости хода 12 узлов оценивалась в 23700 морских миль. Дизель-электрическая силовая установка подводной лодки была представлена двумя дизелями мощностью 2700 л. с. каждый и двумя электродвигателями по 505 л. с. Силовая установка обеспечивала кораблю максимальную скорость надводного хода 19,2 узла, подводного хода – 6,9 узла.

На субмаринах типа IXD2 присутствовало мощное вооружение. Лодка несла 24 торпеды калибра 533 мм, пусковых аппаратов на борту было шесть. Артиллерийское вооружение U-864 было представлено одним 105-мм орудием 10,5 см SK L/45 с боезапасом 150 снарядов, а также одним 37-мм и одним 20-мм зенитным автоматами.

Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
Британская субмарина HMS Venturer

Подводная лодка U-864 была заложена 15 октября 1942 года на верфи в Бремене. Спуск на воду состоялся 12 августа 1943 года, принятие в состав флота произошло 9 декабря 1943 года. Командовал лодкой корветтен-капитан Ральф-Реймар Вольфрам.

С декабря по конец октября 1944 года субмарина U-864 находилась в составе учебной флотилии. 1 ноября 1944 года была передана в состав 33-й флотилии подводных лодок кригсмарине. Подлодки данной флотилии, помимо боевого патрулирования, использовались в качестве морских транспортов, перевозя из Японии в Германию и из Германии в Японию стратегическое сырье и материалы.

Англичане узнали об операции «Цезарь», благодаря перехваченным и расшифрованным разведкой немецким радиосообщениям. На перехват субмарины противника с ценным грузом на борту была отправлена британская подводная лодка HMS Venturer, которая отличалась гораздо более скромными размерами.

Надводное водоизмещение британской лодки составляло всего 662 тонны, подводное – 742 тонны. Наибольшая длина – 62,48 метра, наибольшая ширина корпуса – 4,88 метра. В движение лодку приводили два дизеля мощностью по 400 л. с. каждый и два электромотора по 450 л. с. Важным преимуществом британской лодки была большая скорость подводного хода – 10 узлов, максимальная скорость надводного хода составляла – 11,25 узла. Предельная глубина погружения – 109 метров.

Вооружение лодки, относящейся к распространенной британской серии подводных лодок типа U, также было скромнее немецкого. Всего четыре 533-мм торпедных аппарата и боезапас из 8 торпед на борту. Артиллерийское вооружение было представлено 76,2-мм палубным орудием и тремя 7,62-мм зенитными пулеметами.


Джимми Лондерс после войны, фото 1970-х годов

Лодка HMS Venturer (P68) была заложена по военной программе 25 августа 1942 года, спущена на воду 4 мая 1943 года. Ввод лодки в строй произошел 19 августа 1943 года. Командовал субмариной лейтенант Джимми Лондерс. Субмарина активно участвовала в боевых походах с марта 1944 года и успела потопить несколько немецких и норвежских торговых судов, а также немецкую подлодку U-771 11 ноября 1944 года.

Но самым известным справедливо считается 11-й боевой подход HMS Venturer под командованием 25-летнего лейтенанта Лондерса. В свою очередь, для экипажа лодки U-864, которой командовал 32-летний корветтен-капитан Ральф-Реймар Вольфрам, боевой поход в феврале 1945 года стал первым и последним.

Удачная подводная атака HMS Venturer


Субмарина Venturer была направлена в район острова Федье на основании перехваченной и расшифрованной британской разведкой немецкой радиограммы. Лодке приказывалось найти, перехватить и потопить немецкую субмарину U-864 со стратегическим грузом для Японии на борту.

6 февраля 1945 года британская субмарина прибыла в заданный район и приступила к патрулированию. К тому моменту Вольфрам уже миновал заданный квадрат, но удача была на стороне англичан. 8 февраля британцы смогли уточнить координаты и курс немецкой подводной лодки, перехватив сообщение от U-864, которая сообщала на базу о том, что возвращается назад в Бреген из-за неисправности дизельного двигателя.

Проявив осторожность, немцы решили вернуться на базу и 9 февраля 1945 года нашли свою смерть.

Две лодки встретились утром. В 8:40 акустик на борту Venturer услышал шум винтов. При этом лейтенант Лондерс решил не применять гидролокатор, для того чтобы не выдать себя. Примерно в 10 часов утра британские моряки с помощью перископа обнаружили немецкую подлодку. В этот момент Вольфрам сам поднял перископ, пытаясь найти немецкие корабли, которые должны были сопроводить его в базу. К тому моменту U-864 шла только на одном дизельном двигателе, задействовав шноркель.


Носовая часть лодки U-864 недалеко от острова Федье, реконструкция

Выждав некоторое время, Лондерс в 10:50 объявил боевую тревогу. К тому моменту у него по-прежнему было недостаточно данных для проведения торпедной атаки. Командир Venturer знал только пеленг на цель, но также ему необходимо было получить данные о курсе, скорости и дистанции до цели. Venturer начала движение параллельным курсом правее немецкой субмарины.

Такое преследование продолжалось достаточно долго. Лейтенант Лондерс надеялся, что немецкая субмарина всплывет, превратившись в легкую цель для атаки. Однако время шло и стало ясно, что всплывать немцы не планируют. При этом двигалась U-864 зигзагом, скорее всего, на её борту уже подозревали о нахождении рядом вражеской подлодки. Руководствуясь полученной косвенной информацией, главным образом изменением пеленга до цели в зависимости от маневров собственной лодки, Лондерс постепенно смог прикинуть дистанцию до цели, а также скорость хода U-864 и примерный размер звеньев ломаной линии, по которой шли немцы.

Вычисления Лондерс проводил с помощью доступных ему подручных средств. Считается, что британский офицер применил инструмент собственного изобретения, который представлял собой специализированную версию круговой логарифмической линейки. Уже после завершения Второй мировой войны и сам инструмент, и метод выхода в торпедную атаку по пеленгам станут стандартной практикой.

Время от времени обе лодки продолжали поднимать перископ, эти моменты Лондерс использовал, чтобы уточнить пеленг до цели. На все расчеты и прикидки у британского офицера ушло примерно три часа. Этого времени хватило, чтобы он поверил, что достаточно хорошо изучил зигзагообразное движение U-864 и параметры её хода.

В 12:12 подводная лодка Venturer произвела четырехторпедный залп веером в рассчитанную точку с разводкой торпед по курсу и глубине. Интервал выхода торпед 17,5 секунд. На немецкой подлодке услышали шум идущих торпед и начали маневр уклонения с уходом в глубину.

Первые три торпеды прошли мимо цели, но четвертая обеспечила прямое попадание в U-864 в районе рубки.


Место гибели подводной лодки U-864

В 12:14 лейтенант Лондерс записал в бортовой журнал, что слышал громкий звук взрыва, с последовавшими звуками разрушения корпуса. А акустик британской субмарины доложил, что больше не слышит шума винтов немецкой лодки. От попадания и взрыва торпеды корпус немецкой субмарины U-864 разломился на две части. Лодка затонула на глубине примерно 150 метров.

Вместе с лодкой погибли 73 человека – все, кто находился на борту субмарины.

За эту результативную атаку, которая стала единственной в своем роде, когда обе подводных лодки находились под водой, лейтенант Лондерс получил планку повторного награждения к уже имеющемуся у него ордену «За выдающиеся заслуги».

Немецкие подводники получили могилу на глубине 150 метров в двух милях от норвежского острова Федье.

А норвежцы – большую экологическую проблему, с которой пытаются справиться до сих пор. Единого мнения о том, поднимать лодку и её опасный груз или законсервировать все обнаруженные останки прямо на дне, в Норвегии по-прежнему нет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

107 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    4 июля 2021 05:23
    Сергей спасибо за очерк. По сути британцам повезло трижды и они во всех случаях проявив здоровое нахальство ловили удачу за хвост!
    Почему немцы заняли пассивную позицию в дуэлей меня искренне удивляет?
    1. +14
      4 июля 2021 05:44
      Кроме везения очень помогла служба радиоперехвата и "Ультра"...
      Думаю, что если лодка использовала шноркель, шум дизеля помешал немецкому гидроакустику вовремя обнаружить противника. Опять же шли домой, расслабились..
      1. +4
        4 июля 2021 11:32
        Скорее всего им просто стоило бы отправить свои основные чертежи шифровкой по радио - радиофакс тогда был уже известен давно и даже применялся для погодных карт и бизнес-документа и до сих пор популярен у деловых японцев. Дело в системе измерений у японцев - тогда немцы работали в метрической американцы в дюймовой а японцы - в дюймовой, традиционной японской неметрической и только начинали переходить на метрическую. В начале 1930-х годов японские единицы измерения имели очень сильных противников метрической системы и вряд ли их промышленность могла бы непосредственно воспроизвести чертежи в металле немедленно. А для передачи принципиальных общих чертежей не то что радиофкс не нужен - можно вручную с бумажного листа снять координаты линий в декартовой системе и передать телеграфным ключом с шифровкой - их там не более нескольких тысяч и десяток человек справятся дней за десять - быстрее чем рейс закончится.
        1. +19
          4 июля 2021 11:47
          можно вручную с бумажного листа снять координаты линий в декартовой системе и передать телеграфным ключом с шифровкой
          Хорошая идея! Предлагаю вам для её практической проверки вручную оцифровать эту схему.

          А по этим, полученным по радио точкам, Вы можете восстановить чертёж истребителя Ме-262... hi wassat
          1. +3
            4 июля 2021 13:22
            Сейчас верхнюю часть профиля крыла передали бы уравнением сплайна, открытого в 1946.
            Но даже не зная его можно упрощённо передать, комбинируя уже известные на тот момент в математике и геометрии дуги, кривые. И этого достаточно для специалистов, для реконструкции чертежа. Если радиофакс есть - ситуация куда проще: режь копии на А0 на куски, меть их схеме да прогоняй через аппарат, пока с той стороны не подтвердят приём каждого куска. Я же писал - немедленное использование чертежей было возможно если немцы разработали согласовывая системы измерения на каждую деталь - у каждого завода япов она могла быть своя. Скорее всего это относилось только к проектам субмарин, которые изначально для них сделали по оборудование и системы измерений конкретных заводов, но, например, не к радару. В остальном проще передать технологические секреты - а это обычно не чертежи а научные статьи и технологические инструкции - и это просто текст, легко проходящий через шифровку и телеграфный ключ. А остальное японцы сделали бы сами - например, на основе переданного, быстро модернизировать имеющиеся субмарины и их производство, им бы вышло быстрее, чем делать совсем новые в чужой системе измерений и материаловедении - тогда ведь и глобального рынка современного стального проката и сортамента ещё по сути, не было - всех всё своё.
            Записи радиопередачи на катушечные магнитофоны тогда умели делать и транслировать - так что даже помехи не помешали бы информации дойти до адресата. Да и записывать набор шифровок прямо в классах кодирования чертежей могли бы догадаться.
            1. +4
              4 июля 2021 15:20
              "Если радиофакс есть - ситуация куда проще: режь копии на А0 на куски, меть их схеме да прогоняй через аппарат, пока с той стороны не подтвердят приём каждого куска."

              Фотография размером 15х20см передавалась по телефонным линиям примерно за 8 минут. Скорость передачи по радиоканалу от Берлина до Токио мне неизвестна, но думаю, что на порядок выше. Поэтому передать чертежи в Японию по фототелеграфу теоретически было возможно, но на практике... request
              1. +1
                4 июля 2021 16:17
                Один год это 500 000 минут; можно работать параллельно на разных частотах и из разных радиоцентров - даже передавать на разные передатчики из радиоцентра сигнал по подземным кабелям - тогда и подземные сети были и автоматические радиопередатчики уже появлялись для радиоцентров радиовещания. Успеть можно было многое.
                1. 0
                  5 июля 2021 04:19
                  Вы, пожалуйста, сориентируйте меня, сколько времени займёт передача одного листа А0 из Берлина в Токио. Есть цифры только для телефонных линий, а вот данных о скорости передачи по радио, к сожалению, нет.
                  1. +2
                    5 июля 2021 09:41
                    Радиофаксы передают со скоростью 4160 бод. 4160 бод равно 3 328 бит/сек

                    Разрешение 75 DPI — для текстовых документов;
                    Разрешение 150 DPI — минимальное качество для печати изображений;
                    Так как у нас чертеж то пусть DPI - 75-150.
                    Размер формата A0 (841 × 1189 мм) в пикселях
                    при DPI = 75, разрешение формата А0 имеет 2483 × 3511 пикселей, 2483 × 3511 = 8717813;
                    при DPI = 150, разрешение формата А0 имеет 4967 × 7022 пикселей, 4967 × 7022 = 34878274;
                    В монохромном (2^1): 1 пиксель = 1/8 байт (1 бит).
                    (34878274 / 3328) / 60 = 175 минут.
                    Всё посчитано без учёта возможности передавать и принимать параллельно а также имеющейся возможности ускорять передаваемую запись на проволочном магнитофоне.
                    И даже этого довольно много - хватало на пересылку газет по радио читателям системой Finch Faxsimile.
                    https://ru.xcv.wiki/wiki/Automatic_Picture_Transmission
                    https://ru.xcv.wiki/wiki/Radiofax
                    https://yablyk.com/954417-size-paper-in-pixel-from-dpi-table/
                    1. +1
                      5 июля 2021 10:21
                      Одна страница факсимильной газеты 8 1/2 дюймов длиной и шириной 4 колонки (примерно А4) передавалась 15 минут. На расстоянии от 20-30 миль до радиостанции.
                      Обеспечить качественную передачу на КВ.... request
                      Вот есть материал по этому поводу от фанатов. Почитайте комментарии. https://habr.com/ru/post/250989/

                      Представляете - немцы передают фрагмент чертежа, а в это время англичане забивают частоту помехами..
                      Повторюсь. Теоретически - возможно. На практике - очень сложно. hi Спасибо за беседу.
              2. +2
                5 июля 2021 10:04
                Дип почта как вариант
                1. +1
                  5 июля 2021 13:19
                  У немцев мало сочувствующих на тот момент уже были (с дипотношениями). И до них плыть морем - до Аргентины, например. Уж лучше в Гималаи, на Тибет и оттуда в Индию или на оккупированные японцами китайские территории. Возможно даже авиацией перелететь через гималайские горы. Первая в истории дозаправка в воздухе между самолетами Airco DH.4. 27 июня 1923 года. С тех пор при рекордных полётах стали применять дозаправку в воздухе. Другой вариант - спрятать в русской Арктике научно-технический "клад" и оттуда его потом заберут. Всё очень непросто в реализации. Вот потому и снаряжали подлодку а не почтарям доверили.
                  Поэтому воспользоваться факсом проще всего - всё равно на направлении китайских территорий и русской тайги и Гималаев никаких "глушилок" не было и японцы бы всё приняли во местах и без особых проблем.
                  1. 0
                    5 июля 2021 13:29
                    Спасибо. Про дозаправку даже не знал.
                2. +1
                  7 июля 2021 11:55
                  Цитата: FireLake
                  Дип почта как вариант

                  О да!!!! Из Германии через СССР диппочтой в 1945-м.....
                  Цитата: ycuce234-san
                  . В остальном проще передать технологические секреты - а это обычно не чертежи а научные статьи и технологические инструкции - и это просто текст, легко проходящий через шифровку и телеграфный ключ.

                  А если????!!!! Если СССР сдуру перехватит и расшифрует?!!!
                  Гнать технологии через противника в войны мягко говоря странный способ
                  1. -1
                    8 июля 2021 00:23
                    Можно через Турцию и БВ. Вполне думаю могли так и посылать какие-то вещи
                    1. +1
                      8 июля 2021 18:03
                      Цитата: FireLake
                      Можно через Турцию и БВ. Вполне думаю могли так и посылать какие-то вещи

                      Иран(оккупированный) и Индия(английский) по дороге ,не??? feel
                      1. 0
                        8 июля 2021 19:18
                        Могли самолётом. В северном Китае была яп база.
                      2. -1
                        9 июля 2021 14:59
                        В британской Индии были сочувствующие немцам в частном порядке люди и организации (служили в индийском легионе добровольцы), кланы предпринимателей, чиновников и силовиков. Поэтому местные антибританские партизаны вполне могли и груз принять и даже самолёт посадить и дозаправить на земле - на тайном аэродроме в джунглях или на озере или реке для гидросамолётов. Сейчас так наркобароны латиноамериканские делают - дозаправляются в джунглях и туда авиагорючку завозят. Подлодки тоже свои также топливом снабжают - нельзя же пополнять запасы на официальных пунктах дозаправки.
                      3. +1
                        9 июля 2021 15:39
                        Цитата: FireLake
                        Могли самолётом. В северном Китае была яп база.

                        Цитата: ycuce234-san
                        В британской Индии были сочувствующие немцам в частном порядке люди и организации (служили в индийском легионе добровольцы), кланы предпринимателей, чиновников и силовиков.

                        все это здорово(как и предложения послать по радиофаксу, самолетом или дипкурьером)- но немцы (вот диво!!!) решили послать эти технологии подлодкой....для НАДЕЖНОСТИ...
                        Народ дружно манипулирует способами доставки не понимая - что вероятность перехвата -огромна, а ущерб в случае утечки информации - крайне велик...

                        З.Ы.Вольфрам вез ртуть....в этом что то есть belay lol
                      4. 0
                        9 июля 2021 15:49
                        Они шифровку перехватят а её сломать будет сложно - тогда уже существовали механические шифровальные машины и хорошие шифры.
                        Нерасшифрованные радиограммы немцев ломают до сих пор - например, с 1942 по 2006: http://news.bbc.co.uk/2/hi/technology/4763854.stm
                      5. 0
                        9 июля 2021 16:03
                        Цитата: ycuce234-san
                        Они шифровку перехватят а её сломать будет сложно - тогда уже существовали механические шифровальные машины и хорошие шифры.

                        да понял я уже вас....
                        немцы полудикое племя было - жили в лесу и молились колесу....
                        вы им столько шикарных способов предложили - а они по старинке...
                        "Нутупые!!!!© Задорнов

                        Вероятность узнать( и предотвратить!!!) - был перехват или нет - по вашим предложениям - равен нулю.
                        Вероятность захвата подлодки в плен- достаточно низкая. Причем способов уничтожить документацию- вагон(от банального открытия кингстонов на глубоком месте до 15-20 кг взрывчатки)
                      6. 0
                        9 июля 2021 16:15
                        Нет - у них информация устареет раньше чем её расшифруют. Поэтому не надо даже предотвращать перехват ни посылать лодку - спустя годы все секреты технологии устареют.
                        Но они ещё по другому мыслили - имея всё средства на руках передавали материальный носитель а их потомки передали бы информацию а матносители по обе стороны канала передачи были бы свои.
                      7. 0
                        9 июля 2021 16:36
                        хорошо-хорошо,успокойтесь...
                        Они просто с вами были незнакомы...
                        Ну представте себе что Ванников предлагает гнать всю техдокументацию на подкалиберы в Англию - по радио....тут бы его и шлепнули- как немецкого/советского/английского агента.ЗАВЕДОМО знать что не расшифруют- они не могли...
                      8. 0
                        9 июля 2021 16:50
                        Шифродонесения по радио на тот момент давно были нормой - https://proza.ru/2020/05/20/861
                        https://topwar.ru/152099-shifrovalnaja-sluzhba-sovetskogo-sojuza-radiosvjaz-u-nas-ne-ljubjat-chast-6.html
                        Именно идея передачи отличной от текста технической информации - это то, на чем "поломались" немцы, - поломали на этом своё воображение. Хотя пример с картами погоды по радио давно был и они были в них лидерами - достаточно было попробовать передать вместо карты рисунок чертежа. Факсом ещё в довоенное время передавали фотографии для газет по разные стороны Атлантики. Факсы тогда были нестандартизированы и достаточно было внести в них уникальные изменения то они сами становились шифромашинами, так как передавали бы уникальный сигнал. Даже можно было такую машину сделать в отдельном экземпляре и окольно переслать после передачи как "ключ" к записанной на магнитную проволоку информации.
                      9. 0
                        9 июля 2021 16:50
                        Вольфрам устал))))
                      10. 0
                        9 июля 2021 16:53
                        Диво в том что итал самолёты до 43 года летали в Китай. Вопрос маршрута...
                    2. 0
                      9 июля 2021 15:01
                      Турки вели торговлю и были благожелательными нейтралами почти до конца войны. Раз торговали то и с логистикой проблем не было, даже после отказа от нейтралитета можно было по старым логистическим связям что то переслать.
                    3. 0
                      9 июля 2021 15:37
                      Ртуть металлическая плохо растворима в воде или углеводородах и её могли просто залить в балластную цистерну или топливную и в океане или на необитаемом островке на рандеву с японской подлодкой насосом перегрузиться и передать документы. Спрятать её в затопленном в порту негодном судне, в технологической цистерне на его борту, а после войны, сразу в ноябре-декабре 1945, поднять и продать его "вместе с секретом" осведомлённым японцам.
                  2. 0
                    9 июля 2021 15:04
                    Шифровки тогда уже умели составлять. А научная статья или технологический документ - это почти чистый текст а графики и рисунки можно заменить текстовым описанием или таблицами.
                    Поэтому можно спокойно было пересылать их даже не радиофаксом а радиотелексом - тогда телексы были куда популярнее и известнее чем сейчас.
            2. +4
              4 июля 2021 18:18
              "если радиофакс есть"что же немцы такие наивные,что не умели пользоваться радиофаксом?
              1. +4
                4 июля 2021 19:06
                В 1903 г. уже была первая факсовая сеть, объединившая Берлин, Лондон и Париж до 1910 г. Факс-аппараты работали на основе фотоэлектрического сканирования - т. е. уже имели селеновый барабан как и современные аппараты. Погодные данные для оперативной погодной карты передавали тем же телеграфом, как и проводные телеграфные факсы ещё с 1858 г. - при ручной передачи данные передавали по точкам-метеостанциям и потом восстанавливали по ним, изобары, например.
                Немцы не додумались соединить три компонента - телеграфный факс, радиопередатчик и катушечный магнитофон для передачи и записи а потом вместо сводки погоды прогнать чертежи.
                А ртуть в тихоокеанский регион могли бы направить через Русский Север - ещё с 1912 г. они знали, что от Мурманска до Камчатки кайзеровская подводная лодка добирается всего за десять дней. Они в тех краях активно воевали в ПМВ подлодками в 1914-1917 гг. и даже имели тайную минную базу на о. Поной.
                1. +3
                  4 июля 2021 20:19
                  Про телеграф и ПМВ я вообще не знал.
                  Во ВМВ у немцев был тайный аэродром в Архангельской области база для ПЛ
                  1. +5
                    4 июля 2021 22:13
                    База о. Поной - более ранняя, её, судя по находкам тайно заложили до или с началом ПМВ. Причём, ходили немцы на севера на подлодках-минзагах эпохи ПМВ - ещё очень несовершенных, даже по сравнению с эпохой ВМВ в подводной технике - взрывали на минах суда в 1917 году там. А проложил туда дорогу подлодкам в ВМВ ...дирижабль.
                    В 1930 году советское правительство одобрило полёт немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» в воздушном пространстве СССР с целью совместного исследования арктического региона. А дирижабль попутно провёл там разведывательную аэрофотосъемку и нужные метеонаблюдения. Так что и аэроразведка была "на уровне" ещё в эпоху Ильича.
              2. +4
                4 июля 2021 19:28
                А первые погодные карты по радио - 1922 год, Германия.
          2. +3
            4 июля 2021 13:52
            Сейчас в редакторе навозюкал крыльевой профиль и он мне дал следующие коэффициенты уравнения: m 42.701879,196.94055 c 6.725615,0.32239 -6.47822,1.57006 -6.649926,-3.95004 1.176997,-9.54832 33.228711,-14.26832 51.244355,-10.69939 36.782102,7.28659 47.326472,6.48074 66.500112,14.43703 v 0. Это кривая Безье. Но предшественники этих кривых Безье были многочлены Бернштейна, известные с 1912 года. Так то захоти немцы что то передать из технологических чертежей - передали бы не вспотев.
            1. +4
              4 июля 2021 15:22
              Дружище, вы представляете объём работы по переводу чертежей истребителя (а это десятки тысяч(!) листов) вручную в некоторое подобие векторного формата?
              1. +1
                4 июля 2021 16:01
                Зачем переводить всё? И немцы и японцы понимали что войне конец и запустить в производство они ничего не успеют - уже конец 1944. Они секреты передавали как задел на будущее - послевоенное будущее, чтобы спрятать а потом продолжить работу, после заключения мира. И там объём скорее вреден чем полезен - попробуйте спрятать тонкую папку с математикой и принципиальными секретами и тонн 10 макулатуры со всякими подробностями. А для отдельных механизмов, которыми ещё можно было воспользоваться в течении считанных месяцев и был у них радиофакс.
                Артур Корн в 1902 году как раз в Германии продемонстрировал первую фотоэлектрическую факс-систему, а в 1922 году — систему на основе радиосигналов. Факсы стали широко использовать для передачи газетных статей и карт погоды - т. е. немцы были лидерами в фотоэлектрической передачи сигналов. А японцы могли просто записать эти радиопередачи на катушечные магнитофоны - и что то применить сразу или спрятать до лучших времен. Сейчас это хорошая заготовка для фантастики в области технологий и альтернативной истории.
                С другой стороны - хорошая иллюстрация о том как изменилось с тех времен "мЫшление" - потомкам дистанционная передача инфы привычна как воздух а там гоняли целый боевой корабль с бумажками, хотя работа радиоцентра обошлась бы дешевле дизеля для подлодки...
        2. 0
          4 июля 2021 23:16
          Цитата: ycuce234-san
          Скорее всего им просто стоило бы отправить свои основные чертежи шифровкой по радио - радиофакс тогда был уже известен давно и даже применялся для погодных карт и бизнес-документа

          А лучше отсканировать и по электронной почте... Шпионы всех стран тогда глупыми были, раз все на микропленки переводили...
          1. +2
            4 июля 2021 23:49
            Скорее всего на лодку грузили именно пленку и микрофиши - немецкие фирмы в любом случае тогда себе архивировали так материалы а лодка не имеет больших объемов трюма, да ещё и ртуть надо везти в нем. Возможно смогут достать и реставрировать когда то.
            1. -1
              5 июля 2021 00:17
              Цитата: ycuce234-san
              Скорее всего на лодку грузили именно пленку и микрофиши - немецкие фирмы в любом случае тогда себе архивировали так материалы

              Если Вы это понимаете, то чего ж тогда про радиодоставку рассказываете ?
              1. +1
                5 июля 2021 01:15
                Нет противоречия - фиши и пленки такой же материальный носитель как и бумага, более компактный, но везти их надо. С радиоволной - не надо везти: перемещаем саму информацию а не её материальный носитель.
                1. -1
                  5 июля 2021 19:34
                  Цитата: ycuce234-san
                  С радиоволной - не надо везти: перемещаем саму информацию

                  Вот только вопрос-а как она дойдет, не потеряется ли какая-либо точка ? Эффект Бабочки еще никто не отменял.
                  1. +1
                    5 июля 2021 19:49
                    Не потеряется - посреди моря спокойно принимают погодные карты https://ru.xcv.wiki/wiki/Radiofax
                    А для надёжности передавать несколько раз и сравнивать, - да и записи магнитные остались бы а их всегда можно было вывести на телеэкран - телевидение в 1940 цвело и пахло...
                    Тому же Туру Хейердалу на его тростниковом судне такое оборудование пригодилось бы - он плавал в 1949, а в те времена не было ещё компактного факс-приемника погодных карт современных яхтсмнов а стандартные судовые были размером с тумбу.
                    1. -2
                      5 июля 2021 19:53
                      Цитата: ycuce234-san
                      Не потеряется - посреди моря спокойно принимают погодные карты

                      Сейчас...
                      Цитата: ycuce234-san
                      телевидение в 1940 цвело и пахло.

                      Особенно в Японии...
                      Я думаю, что военные предпочли получить чертежи на пленке и бумаге от изготовителя.
                      1. +1
                        5 июля 2021 20:38
                        Там либо так получили либо не получили бы совсем - безотносительно предпочтений.
                        Погодные карты с 1922 передавали по радио и проводам - не жаловались на их качество ни моряки ни метеорологи ни в ревущие 1920-е ни сейчас. Немецкие подводники, кстати, из экономии, штатных радиофаксов в радиорубке были лишены и прошлушивали и в ПМВ и в ВМВ погодную сводку в морзянке, но это не касалось наземных баз и прочей инфраструктуры. И до сих пор погоду морзянкой передают, хотя в основном в забугорье.
                      2. -2
                        5 июля 2021 20:41
                        Так как в Японии было тогда с ТВ ?
                        Цитата: ycuce234-san
                        И до сих пор погоду морзянкой передают, хотя в основном в забугорье.

                        Да, приняли запись на магнитофон, спокойно расшифровали. А как в 40-х было с магнитофонами в Японии ?
                      3. +2
                        5 июля 2021 20:57
                        С мафонами нормально было.
                        История катушечных магнитофонов берет свое начало в 1878 году. Поэтому японцы покупали магнитофоны, бытовые и профессиональные, у немцев ещё до войны - немцы были технологическими лидерами в магнитной записи. Естественно, профессиональное студийное оборудование, запчасти и расходники, не бытовое, имелось в обороте и на складах в достатке - оно требовалось радиовещательным японским корпорациям.
                        Да и сами немцы использовали мафоны на подлодках чтобы передавать ускоренно записанные радиосообщения - так было безопаснее, так как на радиопеленгаторах их внимательно слушал противник.
                        https://ja.wikipedia.org/wiki/テープレコーダー
                      4. -1
                        5 июля 2021 20:58
                        Цитата: ycuce234-san
                        в 1878 году

                        В каком-каком году ? laughing
                      5. +2
                        5 июля 2021 21:02
                        В ту эпоху его даже звали непривычно - телеграфоном.
                        https://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/muzyika/istoriya-magnitofona.html
                      6. -1
                        5 июля 2021 21:08
                        Цитата: ycuce234-san
                        В ту эпоху его даже звали непривычно - телеграфоном.
                        https://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/muzyika/istoriya-magnitofona.html


                        Так что там в Японии в 1878-м году ?
                      7. Комментарий был удален.
                      8. 0
                        6 июля 2021 03:49
                        В СССР до войны была создана немагнитная запись на пленку- оптическая, аналогичная звукозаписи на кинопленку. Но возобладала мода на магнитную. В итоге, хоть и с большим опозданием, победил оптический вариант записи, в современном виде это СD диски.
                      9. +1
                        5 июля 2021 21:18
                        Кстати - Анна Каренина родилась в 1878 году а режи, снимая о ней фильмы не понимают, что она пользовалась электричеством, телеграфом, этой вот продвинутой приблудой - телеграфоном и показывают её "при свечах в избе и не "ню"".

                        Да - люди предпочитали ещё лошадей и паровозы и шашки на боку.
                        Но давно по дорогам колесили паровые омнибусы, по полям - локомобили и паровые трактора и у аптек-заправок и керосиновых лавок, лавок красок и лаков трещали первые движки - первых автомобилистов и мотоциклистов.
                        В 1878 году, шотландский инженер Сэр (в 1917 году посвящён в рыцари) Дугалд Клерк разработал первый двухтактный двигатель с воспламенением сжатой смеси. Он запатентовал его в Англии в 1881 году.
                        Анне был год, когда в 1879 году, Карл Бенц, построил вполне надежный бензиновый двухтактный двигатель и получил на него патент.
                        Поэтому её вполне можно было бы изображать как гика и хипстера той эпохи - например, как председателя общества женщин интересующихся телеграфом и радио (изобретено за несколько лет до её рождения).
                      10. 0
                        5 июля 2021 21:27
                        Цитата: ycuce234-san
                        Кстати - Анна Каренина родилась в 1878 году а режи, снимая о ней фильмы не понимают, что она пользовалась электричеством, телеграфом, этой вот продвинутой приблудой - телеграфоном и показывают её "при свечах в избе и не "ню"".

                        Да - люди предпочитали ещё лошадей и паровозы и шашки на боку.
                        Но давно по дорогам колесили паровые омнибусы, по полям - локомобили и паровые трактора и у аптек-заправок и керосиновых лавок, лавок красок и лаков трещали первые движки - первых автомобилистов и мотоциклистов.
                        В 1878 году, шотландский инженер Сэр (в 1917 году посвящён в рыцари) Дугалд Клерк разработал первый двухтактный двигатель с воспламенением сжатой смеси. Он запатентовал его в Англии в 1881 году.
                        Анне был год, когда в 1879 году, Карл Бенц, построил вполне надежный бензиновый двухтактный двигатель и получил на него патент.
                        Поэтому её вполне можно было бы изображать как гика и хипстера той эпохи - например, как председателя общества женщин интересующихся телеграфом и радио (изобретено за несколько лет до её рождения).

                        Что бы это значило ? recourse request
                      11. +1
                        5 июля 2021 20:44
                        По телевидению у японцев, на первый взгляд в довоенное время было не сильно хуже чем у СССР - история японского телевидения и телерадиопрома тому подтверждение. Перед войной ими готовился широкомасштабный выпуск потребительских телевизоров а это значит что мелкосерийное и экспериментальное производство уже было пройдено как этап развития и собственные телевизоры для нужд армии и флота уже были.
                        http://dedovkgu.narod.ru/htv/htv09.htm
                      12. -1
                        5 июля 2021 20:49
                        Цитата: ycuce234-san
                        Перед войной

                        Вы правы, не знал.
                        Но все равно, военные предпочитают получать данные на бумаге или на пленке из первых рук.
            2. 0
              5 июля 2021 11:48
              Скорее всего на лодку грузили именно пленку и микрофиши
              Скорее всего. Слышал, что Япония купила у Германии два комплекта документации на танк "Тигр". Причём именно на микроплёнке. И даже четыре танка,но доставить их не смогли. Но без подробностей. Вот тема для статьи, авторы, ау!
        3. Радиофакс - вещь хорошая, но ртуть по радиофаксу не передашь. Значит субмарину так и так гнать придётся, так почему бы заодно не отправить чертежи и документацию попутным грузом? Тем более, что помехи при приёме чреваты тем, что вместо Ме-262 получится паровоз.
          1. +2
            5 июля 2021 19:13
            Не получится - данные передаваться будут несколько раз и результат перепроверяться будет.
            Ртуть, небыстро, но вполне могли продать или обменять бартером с доплатой - было множество фирм, которые в войну вели дела с Германией и они вполне могли реализовать японцам на другом конце света свои запасы ртути в обмен на немецкую ртуть. Поэтому японцы получили бы ртуть, например - американскую или британскую, откуда то из мелкой азиатской или африканской страны а немцы вывезли бы свою ртуть из Германии. Покупателями могли бы стать американцы, например.
            Торговля США с Японией, не прекращалась всю войну, кстати, японцы всю войну клёпали торговый флот:
            http://www.sdelanounih.ru/charlz-xajem-torgovlya-s-vragom-kak-amerika-pomogala-gitleru/
            http://samlib.ru/t/tolstoj_w_i/ekonomicheskiepotenshialisshaiyponiinakanunevmv.shtml
            Ртуть можно вывезти в море на корабле где её и "захватят как приз" покупатели, например.
    2. +4
      4 июля 2021 15:20
      Влад, привет hi
      Почему немцы заняли пассивную позицию в дуэлей меня искренне удивляет?

      Да не было никакой дуэли, одна лодка успешно торпедировала другую, и только. А результат атаки весьма сомнительный, в выигрыше оказался только один командир британской лодки, получив очередную награду. Зато норвежцы заполучили серьёзную проблему, которая может им "аукнуться" в любой момент в будущем.
      Приди эта германская лодка в Японию, это всё рано никак не отразилось бы на завершающем этапе войны. Даже если каким-то чудом японцам бы удалось построить пару реактивных истребителей, это бы никак не смогло переломить ход войны в их пользу. Немцы построили их, а толку?
      Одни затеяли бессмысленную операцию с передачей технологий на другой конец света, другие утопили лодку напичканную ядовитым сырьём. И то и другое было совершенно бессмысленно.
      Ничего героического и тактически гениального в атаке британской субмарины не вижу, немцы не подозревали о присутствии английской лодки, "зигзаг" у них был постоянный, от работы дизеля их акустик просто оглох, так что атака проходила практически в полигонных условиях.
      Вот и возникает вопрос, "а оно надо было?", норвежцы наверняка ответят, что нет.
      1. +10
        4 июля 2021 16:09
        Вот только про ртуть на борту немецкой лодки британцы на тот момент не знали.
        1. +4
          4 июля 2021 16:24
          Я не столько о ртути, сколько о бессмысленности похода германской лодки и о вполне себе рядовой атаке британца. Кстати, уж коли англичане читали германские коды, то вполне могли знать и о грузе U-864.
          1. +10
            4 июля 2021 16:48
            "Читать" - это слишком сильно сказано. Есть очень интересная книга "Вторая мировая: ошибки, промахи, потери". Автор - британский разведчик Лен Дейтон. В ней хорошо описано, как и что могли "прочесть".
            1. +2
              4 июля 2021 17:02
              Эту книгу не читал, поищу в сети.
              1. -1
                6 июля 2021 17:01
                И не читайте, сборник вранья.
                1. 0
                  6 июля 2021 17:04
                  Спасибо. Разберусь.
            2. -1
              6 июля 2021 17:00
              Очень сомнительный источник. Проверяется эта инфа в его книге по главе " Барбаросса" и по" дню D". Редкая чушь и сборище глупостей. Ваш военный британской разведчик.
          2. +2
            4 июля 2021 18:07
            Костя, привет. Не факт,что английчане знали о грузе: немцы могли использовать кодовое название
            1. 0
              4 июля 2021 18:22
              Привет, Слава.
              Я и написал, что "вполне МОГЛИ знать", а не то, что они знали точно.
  2. +8
    4 июля 2021 05:50
    Вспомнил, что материал на эту тему другого автора уже был на ВО. Печально...
    https://topwar.ru/151283-operacija-cezar-zakonchilas-edva-nachavshis.html
    Больше фотографий.
    1. +7
      4 июля 2021 07:48
      Цитата: тасха
      на эту тему другого автора уже был на ВО. Печально...

      good drinks
      Про экологию места гибели U-864 -
      Статья на ВО от 16 декабря 2018
      Норвежское правительство приняло решение на основании многочисленных докладов и исследований, проведенных NCA при поддержке широкого круга экспертов, которые пришли к выводу, что захоронение является наилучшим и наиболее экологически безопасным решением для U-864. На 2019 год 30 млн. норвежских крон выделено на инжиниринг, тендер и общую подготовительную работу. Укупорка, вероятно, будет завершена к лету 2020 года.

      Статья на ВО от 04 июля 2021
      А норвежцы – большую экологическую проблему, с которой пытаются справиться до сих пор. Единого мнения о том, поднимать лодку и её опасный груз или законсервировать все обнаруженные останки прямо на дне, в Норвегии по-прежнему нет.

      16 октября 2018
      Обезвреживание ядовитых обломков субмарины осложняется тем, что один из них лежит на подводном склоне, и может поползти вниз и расколоться, если действовать неосторожно. В июне 2017 года под этот обломок была установлена огромная подпорка, чтобы минимизировать риск сдвигания остатков субмарины.


      В 2013 году российские ученые из Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова совершили на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» экспедицию по Белому и Баренцеву морям, гидросфера которых имеет много общего с гидросферой Северного моря, где затонула германская подлодка с грузом ртути. Целью экспедиции было определение содержания тяжелых металлов в морской воде. С помощью метода атомно-абсорбционной спектроскопии была определена помимо прочего концентрация ртути в водах Белого и Баренцева морей. Она оказалось незначительной, менее 0,1мкг/дм3 (что соответствует предельно допустимым нормативам содержания ртути в морской воде), и одинаковой «практически во всех областях гидрологических разрезов». Таким образом, если допустимо содержание одного микрограмма ртути в кубическом дециметре морской воды, то есть 10 тонн в одном кубическом километре, то в акватории Северного моря (площадь 750 тыс. кв. км, средняя глубина 100 м) содержится примерно 7,5 млн. тонн ртути, что не превышает допустимых экологических нормативов. Если же ограничиться акваторией с границами в 100х100 км, учитывая, что по всему Северному морю ртуть может распространиться не ранее, чем через много десятков, если не сотен лет, то и в ней уже содержится одна «нормативная» тонна ртути. По этой причине годовая утечка 3 кг ртути из почти 2 тыс. стальных контейнеров погибшей подлодки не может оказать никакого влияния на морскую экологию, что и констатировали норвежские ученые.
      (Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики, эксперт Академии военных наук — 30.01.2019 "Расследование «Века»: «ртутная бомба» в Арктике?")

      На Ютубе

      [media=https://youtu.be/Nqq44til3mk]
      1. Комментарий был удален.
      2. +5
        4 июля 2021 11:06
        Основная проблема - это лавинообразное высвобождение ртути в результате непредвиденной катастрофы - подводного оползня на склоне, зацепа якорем или падения затонувшего другого судна. Поэтому пока всё хорошо правильнее тратить немного денег на научные теоретические наработки по способу решения проблемы и оплачивать её мониторинг. Универ какой то местный может этим заниматься по контракту - поставить магнитоакустосейсмодатчики и датчики содержания ртути и разработать и купить сделанных на заказ роботов-инспекторов, установить поблизости посещаемую станцию-колокол для акванавтов - потом, спустя десятилетия, накопленные разработки, инфа помогут научиться решать проблемы подобного класса так как много где есть опасные грузы на дне. Механики с кафедры мехмата могут использовать время для разработок нужных механизмов и оснастки и их испытаний, гидрогеологи и грунтоведы - проблемой устойчивости подводного склона могут заниматься. Глубины там не экстремально большие, поэтому такой научный проект вполне возможен.
  3. +5
    4 июля 2021 06:48
    - Прекрасно подготовленный командир этой субмарины ... - лейтенант Джимми Лондерс : да и весь экипаж прекрасно подготовлен... - Ну и ... - результат налицо : потоплена более мощная немецкая подлодка...
  4. +6
    4 июля 2021 08:01
    Это была крупная подводная лодка надводным водоизмещением 1616 тонн, подводным – 2150 тонн.


    На фото подводная лодка U-181 типа IXD2.
    2150 метров кубических - это полное объемное водоизмещение подводной лодки типа IXD2. Подводное водоизмещение для ПЛ этого типа, то есть водоизмещение подводной лодки, превышающее надводное на массу воды, принимаемой в цистерны главного балласта - 1804 тонны.
  5. +12
    4 июля 2021 08:28

    Слева - командир Venturer Джеймс Стюарт Лондерс, справа -командир U 864 Ральф-Реймар Вольфрам.
    1. +4
      4 июля 2021 10:56
      О, вот уже и местные черноморские морские объекты с минусами подтянулись.
      1. +5
        4 июля 2021 14:26
        Вик, привет hi
        Ну почему же именно "черноморские", помоек и отхожих мест по всем водоёмам хватает.
      2. +2
        4 июля 2021 16:55
        Почему это так важно? Заметил, что очень многие взрослые и образованные люди здесь неадекватно болезненно воспринимают сие действие.
        1. +4
          4 июля 2021 17:11
          Ничего болезненного, исключительно с юмором. Просто Вы не в курсе некоторых "корпоративных" отношений.
          1. +3
            4 июля 2021 18:08
            Противоположная корпорация, обычно, по этому поводу молчит))
            1. +1
              4 июля 2021 18:13
              Конечно молчит, чтоб себя не обозначить. Местные хейтеры они такие - молчаливые.
            2. -2
              4 июля 2021 19:15
              "Корпорацию" администрация ресурса уничтожила три года назад.
              1. +4
                4 июля 2021 23:22
                Цитата: 3x3zsave
                "Корпорацию" администрация ресурса уничтожила три года назад.

                С чего Вы взяли ? Я тут недавно цитату из Жюля Верна привел-огреб кучу минусов.
                1. +2
                  5 июля 2021 06:01
                  Кучу минусов можно огрести просто поздоровавшись. Минусерство иррационально.
                2. +1
                  7 июля 2021 10:18
                  Цитата: Альф

                  С чего Вы взяли ? Я тут недавно цитату из Жюля Верна привел-огреб кучу минусов

                  Я суммарно огрёб больше 70 минусов на два своих коммента в спорах о вакцинации. И это был точно не помянутый Орден. Здесь шайка-лейка образовалась хейтеров.
              2. AUL
                +2
                5 июля 2021 08:36
                Цитата: 3x3zsave
                "Корпорацию" администрация ресурса уничтожила три года назад.

                Да куда она денется, корпорация(она же "орден")? Персонажи все на месте! По-прежнему дружно минусуют "инакомыслящих" и плюсуют "правильных", накачивая им рейтинги. Хотите пример?
                Недавно на ВО появился персонаж с очень говорящим ником(не будем указывать пальцем, кто. Его и так все знают, лезет во все отверстия без мыла). Выражается исключительно лозунгами и глупостями. Так вот, за неполные 3 месяца стал ГЕНЕРАЛОМ! Как вы думаете, могло такое случиться без целенаправленной организованной поддержки?
                И как хорошо это иллюстрирует убогость принятой на ВО системы рейтингов и чинопроизводства!
                1. +1
                  5 июля 2021 16:38
                  а что тебе, конкретно тебе, по жизни не хватает? любви? тепла?
                  1. +4
                    5 июля 2021 20:22
                    Цитата: AUL
                    корпорация(она же "орден"

                    Цитата: роман66
                    а что тебе, конкретно тебе, по жизни не хватает?
                    hi Рома, ещё дождёмся когда они к админам обратятся с просьбой вернуть Орден, минусы за глупости списывать надо на кого то: все по методичке lol
                    1. AUL
                      0
                      7 июля 2021 08:33
                      Роман, Pete Mitchell, а по существу можете ли что-либо возразить на мой пост? Так, чтоб конкретно и с доказательствами?
                      Роман, всегда с интересом читаю ваши комменты по техническим вопросам. Так зачем Вам опускаться до дешевой демагогии?
                      ЗЫ А на плюсы-минусы и погоны мне пофиг - давно уже вышел из того возраста, когда за картонными звездочками гоняются!
                      1. +2
                        7 июля 2021 09:54
                        Просто уже три года прошло, а все Орден вспоминают после того как минусов наловят: достаточно по существу? И при этом всем
                        Цитата: AUL
                        на плюсы-минусы и погоны мне пофиг ..
                        Доброго дня, оглянитесь внимательнее
                      2. AUL
                        +1
                        7 июля 2021 10:51
                        Я просил - по существу и конкретно!
                      3. +3
                        7 июля 2021 17:41
                        Цитата: AUL
                        за неполные 3 месяца стал ГЕНЕРАЛОМ! ...как хорошо это иллюстрирует убогость принятой на ВО системы рейтингов и чинопроизводства!

                        А может это что то другое иллюстрирует?
                      4. AUL
                        +1
                        7 июля 2021 19:11
                        То есть, разговора по существу не будет. Поэтому - до свидания. Как собеседник вы мне неинтересны.
                      5. +3
                        7 июля 2021 19:49
                        О чем вы предлагаете поговорить? О том что некоторые без Ордена жить не могут и вспоминают его постоянно? О конкретных персонажах и рейтингах - это к админам. Я этот комент про обращение к админам о реинкарнации Ордена раз десять к год повторяю смеха ради.
          2. +3
            4 июля 2021 19:16
            Я тоже не в курсе. Просветите, Виктор Николаевич?
  6. +9
    4 июля 2021 10:52
    Ув. автор, не пусковой аппарат, а торпедный аппарат. Моряку такое читать тяжело))))
  7. +1
    4 июля 2021 11:58
    ...не понял...дойч шел под шноркелем и англ под перископом..т.е MIN у дойча скорость 6-8 узлов(даже под одним дизелем пусть 5 узлов)а вот у англа шноркеля НЕ БЫЛО...и ка он смог в течении упомянутых 3-х часов удерживать контакт с дойчем..что-то я сомневаюсь что у англа была такая мощная батарея как у дойчевских XXI-х ..в общем как сказал-бы Станиславский НЕ ВЕРЮ !!!
    1. +5
      4 июля 2021 13:28
      в общем как сказал-бы Станиславский НЕ ВЕРЮ !!!

      Тут не Станиславский, тут Фома.
      Ни дома, ни в школе,
      Нигде, никому —
      Не верил
      Упрямый Фома
      Ничему.
      Максимальная скорость германской подлодки под шноркелем - 5 узлов.
      Максимальная подводная скорость британской подлодки V класса - 10 узлов.
      Дальность подводная двухузловым ходом - 120 миль. То есть на скорости 2 узла батареи хватало на 60 часов. Очевидно, что на три часа на скорости 5 узлов батареи вполне достаточно.
  8. +1
    4 июля 2021 17:51
    "перехваченным и расшифрованным разведкой"кажется , это называлось :"Энигма"-"загадка"
  9. BAI
    +2
    4 июля 2021 19:14
    Первые три торпеды прошли мимо цели, но четвертая обеспечила прямое попадание в U-864 в районе рубки.

    Повезло. Поскольку немцы шли под шнорхелем, атаку можно рассматривать как атаку обычного надводного объекта. Направление атаки рассчитано. А глубина? Обычная атака надводной цели. Что не умаляет заслуг англичан. Необходимо отдать им должное.
  10. +3
    4 июля 2021 22:36
    Да, Британия то же великая держава была, а сейчас клоуны с новичком и документами на остановке.
  11. +1
    5 июля 2021 10:00
    К статье остались вопросы
    1. Похоже, что англичане шли на аккумуляторах и электромоторе, а немцы с дизелем. В принципе понятно, почему немцы их не слышали, но англичане не могли долго держать такую скорость, как под дизелем, поэтому должны были поторопиться. К тому же немцы могли и поглубже нырнуть, и атака сорвалась бы.
    2 из статьи не ясно, какие торпеды использовали англичане. Если самонаводящиеся, то 4 торпеды многовато. Если нет- это тем более странно, подлодка- не самая крупная цель, и тем более, что точность по пеленгу шумов не самая высокая.
    3. Непонятно, в момент пуска торпед, торчал у немцев перископ или нет? Если нет, то на какую глубину ставили торпеды- немцы ведь могли и глубже уйти в этот момент.
    4. Как англичане определили курсовой угол? Параллельно немцам шли некоторое время, следя, чтобы перемен на лодку не менялся?
    В целом очевидно, что атака вслепую была не самая простая, как можно прочитать в комментариях, особенно если она производилась обычными прямоходящими торпедами.
    1. 0
      5 июля 2021 19:14
      по пункту 4..даже определив скорость U-boat следуя параллельным курсом нужно затем опередить цель выйдя вперёд и стать перпендикулярно курсу дойча (для всех кто не в курсе только Советы и Англичане не имели на ПЛ HUD...т.е не могли доворачивать ТД после выхода из ТД аппаратов на заданный угол)а значит нужен спуррит на все 10 узлов(а на таких скоростях англ будет ШУМЕТЬ и сильно)....и это после заявленных 3-х часов расчётов...т.е повторяю НЕ ВЕРЮ (и не потому-что ФОМА..(от Undecim
      Вчера, 13:28) а потом что умею думать и сопоставлять...и что-то здесь не сходится...как-то так
      1. -1
        5 июля 2021 19:55
        Стрелять торпедами было необязательно строго перпендикулярно
        Теперь, если немцы шли все это время под дизелем то следуют выводы:
        1. Если англичане видели шноркель немца- а он в отличии от перископа должен был все время торчать, значит расстояние между лодками было небольшим, что упрощало дело
        Немцы англичан слышать не могли из за того что у них работал дизель- англичанам это упрощало задачу и позволяло длиительное время находится рядом с немцами. Если бы немцы заподозрили о присутствии англичан, они перешли бы на электромотор, ушли на глубину- и англичанам было бы очень сложно попасть, даже самонаводящийся торпедой.
        2. Наличие шнорхеля говорит о том, что глубина немца была строго перископной, что позволяет выставить глубину хода торпед
        3. Строго говоря, если англичане наблюдали шнорхель, это была атака не по акустическому пеленгу
        То есть- в статье не указаны различные возможные нюансы, Возможно, заметно меняющие дело, но тем не менее несомненно, что атака была не рядовая.
        1. 0
          6 июля 2021 18:59
          ...не скажу с ходу какой допустимый угол взведения ТД у англов но вряд-ли меньше 75*...а учитывая что взрыватель у ТД был контактный(напомню что магнитный был у дойчей и амеров)и ПЛ это не фрахтер то ЖЕЛАТЕЛЕН всё-же угол близкий к 90*...
  12. -2
    5 июля 2021 11:46
    Немецкая лодка шла под дизель используя шнорхель. Ето нельзя назват подводний бой.
    1. 0
      5 июля 2021 19:56
      Немцы шли под водой, англичане тоже
      Формально подводный бой
  13. +2
    5 июля 2021 18:25
    ор
    Цитата: ycuce234-san
    Сейчас верхнюю часть профиля крыла передали бы уравнением сплайна, открытого в 1946.
    Но даже не зная его можно упрощённо передать, комбинируя уже известные на тот момент в математике и геометрии дуги, кривые. И этого достаточно для специалистов, для реконструкции чертежа. Если радиофакс есть - ситуация куда проще: режь копии на А0 на куски, меть их схеме да прогоняй через аппарат, пока с той стороны не подтвердят приём каждого куска. Я же писал - немедленное использование чертежей было возможно если немцы разработали согласовывая системы измерения на каждую деталь - у каждого завода япов она могла быть своя. Скорее всего это относилось только к проектам субмарин, которые изначально для них сделали по оборудование и системы измерений конкретных заводов, но, например, не к радару. В остальном проще передать технологические секреты - а это обычно не чертежи а научные статьи и технологические инструкции - и это просто текст, легко проходящий через шифровку и телеграфный ключ. А остальное японцы сделали бы сами - например, на основе переданного, быстро модернизировать имеющиеся субмарины и их производство, им бы вышло быстрее, чем делать совсем новые в чужой системе измерений и материаловедении - тогда ведь и глобального рынка современного стального проката и сортамента ещё по сути, не было - всех всё своё.
    Записи радиопередачи на катушечные магнитофоны тогда умели делать и транслировать - так что даже помехи не помешали бы информации дойти до адресата. Да и записывать набор шифровок прямо в классах кодирования чертежей могли бы догадаться.

    угу, а тонны ртути и готовые реактивные движки передать азбукой Морзе. А конструкторов - просто телепортом отправить. А чё, раз уж фантазировать - то по полной ;)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»