У России снова будет "Кукурузник" - американский

46
У России снова будет "Кукурузник" - американский

Лет 15 назад появление в России самолета иностранного производства было событием диковинным, этому мог быть даже посвящен отдельный материал в СМИ. Сейчас появление очередной воздушной "иномарки" событие весьма ординарное: за прошлый год было ввезено 120 самолетов, за первое полугодие нынешнего года - еще 72.

И все же об одном воздушном судне хочется сказать отдельно. Авиакомпания "Томск Авиа" получила первый самолет Cessna 208B Grand Caravan, который она намерена использовать на маршрутах, связывающих Томск с городами и райцентрами севера области. Одна машина, способная перевезти максимум 14 пассажиров или 1,5 тонны грузов, не решит проблемы региональных перевозок даже в Томской области. Но событие это знаковое.

О том, что нужно что-то делать с этой сферой деятельности, в последнее время говорится много. Проект возрождения многолетнего и безотказного труженика региональных трасс - Ан-2 - был озвучен на достаточно высоком вице-премьерском уровне. По мнению Дмитрия Рогозина, ремоторизация и совершенствование "кукурузника" может частично решить проблему повышения доступности местных авиаперевозок.

Инициатива сверху была оперативно поддержана губернатором Подмосковья Сергеем Шойгу, предложившим реанимировать производство Ан-2 для собственных и общегосударственных нужд на территории подведомственной ему области. Это заявление не выглядит случайным, ведь именно на Долгопрудненском машиностроительном заводе с 1961 по 1971 год было произведено более полутысячи "аннушек" (затем их выпускали только в Польше и Китае).

По возрасту Cessna годится Ан-2 в поздние сыновья или ранние внуки. Первый Grand Caravan американские авиастроители произвели в 1986 году, через 15 лет после того как долгопрудненские машиностроители прекратили производство отечественного аналога, днем рождения которого можно считать 23 августа 1948 года.

Сегодня предприятие в Подмосковье, входящее в концерн "Алмаз-Антей", производит продукцию не для авиации, а даже совсем наоборот, для противовоздушной обороны. И думаю, что о том, как делать Ан-2, там давно забыли.

Нынешние технические параметры российского ветерана местных перевозок и американского аналога сравнивать не стоит. Остановиться можно лишь на двигателе, которым оборудована Cessna - Pratt & Whitney PT6. Этой продукции канадского авиапрома почти полвека, но альтернативы надежному и экономичному двигателю в Америке изобретать не стали. Более того, после начала разговоров о ремоторизации АН-2 именного его специалисты называли в числе реальных претендентов на роль "сердца" нашей надежды региональной авиации.

И вот он прилетел в Россию, причем, вместе с надежным, проверенным и хорошо проявившим себя планером. К тому же, сертифицированным в России. Ан-2 же нужно не только воссоздать заново в чертежах, но собрать на несуществующем пока заводе, провести весь комплекс испытаний, сертифицировать.

К тому же Cessna имеет и еще один немаловажный плюс - им управляет один пилот, а не два. А это немаловажный фактор экономии на издержках, что для местной авиации особенно актуально. В истории отечественной гражданской авиации был только один такой аналог однопилотного самолета - девятиместный Ан-14 "Пчелка". Но он не получил достойного представительства в нашем "авиаулье", как, впрочем, и сделанные на его базе Ан-28 и Ан-38.

И еще одно немаловажное обстоятельство - первая поставка американца в Сибирь осуществлена при участии Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). То есть, пока высокие государственные мужи говорят о необходимости и возможности, государственная компания начала реально решать вопрос, без всякой иронии, государственной важности.

Нынешняя ситуация очень напоминает то, что происходило лет 10-12 назад. С различных трибун много говорилось о необходимости создать, модернизировать и т.д. отечественные самолеты, которые должны составить конкуренцию "Боингам" и "Аэробусам". Для материализации этого вполне правильного тезиса были введены пошлины на ввоз иностранных воздушных судов, выделялись немалые бюджетные средства. Но в нескольких шагах от высоких трибун и кулуарах форумов звучали совсем иные речи: летать скоро будет не на чем, и альтернативы продукции американского и европейского авиапрома нет.

Время подтвердило правильность именно последнего тезиса - летаем мы на иномарках, а "Суперджет" и Ан-148 остаются скорее суперэкзотикой. Теперь история повторяется, только на очень маленьком уровне Ан-2.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    4 сентября 2012 13:10
    Что в России не могут сделать легкий грузо-пассажирский самолёт?
    1. Tirpitz
      +3
      4 сентября 2012 13:16
      Под него еще нанотехнологии нужно развивать, к 2030г будет все готово, вот тогда и приступят к разработке проэкта, а к 2050г. может и закупят 1-2 для показа в новостях и передачах. laughing
      1. +4
        4 сентября 2012 13:21
        Украинский друг! Какой вы дерзкий.
        Вы бы так лучше за свою страну переживали. Был я у вас не давно, флот решил посмотреть. И ужаснулся.Лучше считайте ваши года когда вы что нибудь сделаете.
        1. Tirpitz
          +5
          4 сентября 2012 13:45
          Цитата: Redmont
          Redmont

          У нас таже ситуция. + нет желания ни флот ни ВВС восстанавливать.
        2. +13
          4 сентября 2012 13:48
          Пофиг - что у нас хреново, зато у соседа корова сдохла и на душе приятно?
          1. +3
            4 сентября 2012 15:33
            Молодец, Коммодас , хорошо сказал, аж на душе приятно!
          2. +3
            4 сентября 2012 16:16
            "И от мысли, что Ивану тоже плохо, Сидору вдруг стало хорошо." А. Кнышев.
        3. White
          +10
          4 сентября 2012 14:51
          Redmont
          Ты то во всем прав у нас и вправду куда хуже и отношение у на такое и т.п.
          Но есть одна большая разница у нас нет денег тогда как у России без граничные запасы денег (газ, нефть) и что удивительно это ни как не спасает ситуацию обидно.

          А про самолеты там же написано что были и у СССР такие самолеты Аны и сейчас у вас есть свой "Рысачек" но все равно обеспечить работой заграничного дадю работой то лучше.

          P.S. Я надеюсь я ни кого не обидел своим сообщением и оно не спровоцирует баталий на национальной почве это не к чему и не в тему
          1. paul33
            +3
            4 сентября 2012 15:25
            согласен на 100 %
        4. 0
          4 сентября 2012 15:57
          Ну что вы говорите, товарищ наш человек.
        5. +2
          4 сентября 2012 16:15
          Дело не в украинском друге. Еще лет пять назад надо мной(центре Волгограда, где я живу) летали Ту 154, Як 42, Ту 134. Сейчас летают Боинги, Эйрбасы и прочие канадцы. Гражданский российский аэропром не летает.
          Украинский друг - прав.
    2. morze
      +4
      4 сентября 2012 13:49
      такое ощющение, что верха уже в америи одной ногой.
      1. +3
        4 сентября 2012 14:05
        самое страшное начнется когда они нам F-16 начнут поставлять, не дай Боже до этого дня дожить
        1. +1
          4 сентября 2012 14:35
          Цитата: strannik595

          самое страшное начнется когда они нам F-16 начнут поставлять, не дай Боже до этого дня дожить

          Остается надеется ,что такого не будет или вояки скажут громко хорош am
      2. +5
        4 сентября 2012 16:04
        Цитата: morze
        такое ощющение, что верха уже в америи одной ногой

        А еще есть подозрение, что некоторых из верхов амеры крепко прихватили за яйца.
    3. sergskak
      +2
      4 сентября 2012 14:42
      Цитата: vlad.1924
      Что в России не могут сделать легкий грузо-пассажирский самолёт?
      Наверное нет.Раньше была какая то эволюция:от одномоторного самолета до пилотируемых полетов в космос,сейчас видим обратный процесс:спутники перестают запускаться,пассажирские самолеты падают,от кукурузника чертежи потерялись,взлетные полосы разворовывают.Завтра на дельтапланах будем разбег брать по бывшим взлеткам.
    4. +1
      4 сентября 2012 16:23
      Цитата: vlad.1924
      Что в России не могут сделать легкий грузо-пассажирский самолёт


      Он есть Т-101 Грач, вопрос почему его затерли?
  2. Ванёк
    +1
    4 сентября 2012 13:12
    а "Суперджет" и Ан-148 остаются скорее суперэкзотикой.

    Ну в этом тоже что-то эдакое есть.............
    1. Tirpitz
      +1
      4 сентября 2012 13:19
      А так и будет. Все решает рынок. Если 20-ти летний боинг дешевле надежнее и комфортнее наших анов и джетов, то никто их не покупает, что сейчас и происходит. И в принудительном порядке никого не заставишь.
      1. 0
        4 сентября 2012 14:34
        Ну можно при особо большом желании создать гос-нную авиакомпанию, летающую только на отечественных самолетах с доступными ценами... блин звучит как альтернативная вселенная.
        1. Tirpitz
          +1
          4 сентября 2012 17:50
          Она заранее будет убыточна. Так как летать на дорогом самолете по доступной цене будет не рентабельно. Это будет бездонная яма как Авто ВАЗ, куда вбухали миллиарды и получили пшик на выходе. ( Я про наше время, не про СССР)
        2. REPA1963
          0
          4 сентября 2012 23:04
          А это извините уже не рынок,а мы туда идём семимильными шагами ,быстрее чем в коммунизм шли.
  3. Че
    +1
    4 сентября 2012 13:24
    Что мы не в состоянии сделать свой самолёт. Нах... нам их амерский. Сами в состоянии сделать для себя все, от граблей до ракеты.
    1. +2
      4 сентября 2012 15:50
      А что этот модернизировать нельзя, для полей и огородо самое оно помоему.
      Спецы разъясните а.

      Он же вроде супер надежный.
      Кстати у нас недавно случай был, АН-2 врезался в трактор, не смейтесь, серьезно:
      "По неподтвержденным данным, пилот самолета мог находиться в состоянии алкогольного опьянения, его повезли на экспертизу", - отметил представитель следствия. По факту случившегося проводится проверка, причины происшествия устанавливаются.
      Пока что выясняется, что пилот хотел спросить у тракториста дорогу и немного не рассчитал.


      http://www.newsru.com/russia/16apr2010/kukuruznik.html

      А вы говорите Миг - 24 низко пролетел.
      1. 0
        4 сентября 2012 15:59
        Аж небо похмурело , на фотке, от работы властей smile
      2. +1
        4 сентября 2012 16:42
        Самолет-то надежный...но увы экономически не выгоден...когда бензин стоил копейки был в самый раз....жрет бензина дорогущего 150кг\час...ресурс двигателя-600часов...
        1. 0
          4 сентября 2012 16:46
          Ясно, но у нас еще летают... Может его на пропан перевесте или метан...
      3. +1
        4 сентября 2012 18:56
        он жрет топлива литр на километр, двигун то от и-16
      4. 0
        4 сентября 2012 19:22
        википеди конечно не авторитет, но там читал что АН-2 был самый аварийный (сам удивился)
        1. 0
          4 сентября 2012 19:24
          Вроде как все наоборот, он за свою эксплуатацию практически не падал, только последнее время из за износа...
          Люди не читайте википедию
        2. 0
          5 сентября 2012 02:49
          Не самолёт был аврийным, а пилоты, которые на нём летали.
  4. andrey903
    0
    4 сентября 2012 13:24
    Конечно надо покупать лицензию. В Казани и Сухой что-то похожее сделали но испытывать и сертифицировать к 2020году
  5. 0
    4 сентября 2012 13:25
    Что пустить Ан-2 на трассы надо бы его модернизировать наверно... а то компасу летать уже не комильфо.
  6. 0
    4 сентября 2012 13:25
    У России снова будет "Кукурузник" - американский

    Э, батеньки, нам одного "кукурузника"-Хрущева хватило...
    Пусть своих таких "кукурузников" себе оставляют. Глядишь и до американского "Горби" дойдут. laughing
  7. +4
    4 сентября 2012 13:28
    Когда на ВДНХ (ВВЦ) экскаватором разрушили Ту-154, стало окончательно ясно, что с гражданскими самолетами в России покончено.. Про Суперджет раньше каждый день говорили, сейчас тишина, Погосян уже заявил про новый суперраспил суперпроект, который сконцентрирует лучшие наработки российского авиапрома request
    Вот только наработок после развала СССР не появилось..
  8. Братец Сарыч
    +11
    4 сентября 2012 13:36
    Если честно, то уже давно зла не хватает, когда читаешь такие истории!
    Никто и никогда меня не убедит, что авиастроение на территории СССР убил рынок, а не злая воля власть предержащих! Ну не нужно им авиастроение, потому как мозгов нет и не было, и просчитать на пару ходов они не способны! Нет, конечно, толкнуть по дешевке что-нибудь у них мозгов хватит, например, уникальный станок порезать на металлолом и продать в Китай, потом территорию завода под склад того же китайского дерьма, с этим спорить не будем, это они осилят, но они ведь на перспективу не работают, они даже свою власть укрепить не планируют, чтоб и дальше бабло стричь - их задача максимум еще день поворовать и ночь наворованное поныкать...
    1. +1
      4 сентября 2012 18:48
      Поддерживаю полностью. Наше правительство, это правительство торгашей. Они не пытаются это делать, или показывают своим видом что пытаются что-то предпринять но у них это плохо получается.
  9. +3
    4 сентября 2012 13:48
    Приходилось как то мне прыгатьс парашутом с кукурузника, тресёт - мама не горюй, сиденья металические, из-за шума мотора разговаривать невозможно, внутри каркас из труб на виду. Кукурузник действительно устарел, нужно что то новое, или действительно довести его до ума. Сейчас у нас в Беларуси АН-2 используют пожарные, для контроля за лесом, колхозы для распыления удобрений и ДЮШС (ДОСАФ) все так же для прыжков с парашутом. Раньше использовался в гражданской авиации для связи областных и районных центров и весьма успешно, дороги тогда были в БССР не ахти, как вспомню так вздрогну - редко асфальт, в основном грунтовки. А самолет в целом надежный, неприхотливый и для взлета и посадки достаточно чистого поля.
  10. 0
    4 сентября 2012 13:52
    своих нии хватает,в своих специалистов надо вкладываться....
  11. Nechai
    +4
    4 сентября 2012 13:54
    Цитата: Братец Сарыч
    Ну не нужно им авиастроение, потому как мозгов нет и не было, и просчитать на пару ходов они не способны!

    Ну не только авиастроение. Вообще машиностроение... И как раз таки они (вернее ЗА НИХ) ПРОСЧИТЫВАЮТ все ходы ДАЛЕКО наперёд.
    - с позиций временщиков всё как раз логично. На их короткий век хватит секентхэнда, а дольше и не надо;
    - выполняется непременное условие, привязать данные территории по большинству позиций к Западу НАМЕРТОВО, Чтобы НИ О КАКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ и мысли не возникало;
    - существование развитого, а тем более успешного комплекса машиностроения, априори подрузумевает, наличие больших и сплачённых коллективов рабочиз и ИТР. А это батенька, прямая угроза самому существованию "хозяйвов" нынешних.
    Вам не попадались, последние "законотворческие" инициативы РСПП, внесённые в госдуму? Даже "единороссы" опешили....
  12. +2
    4 сентября 2012 14:10
    сесна конечно надёжная компания,и самолёт наверняка хороший,но...
    умельцев в России ,которые делают самолёты в гараже,навалом. дайте им эти деньги,они производство на поток поставят!
    интересно,какие при такой сделке откаты? или это следствие вступления(или влипания) в вто?
    1. 0
      4 сентября 2012 15:56
      да , правильно
  13. +2
    4 сентября 2012 14:11
    Да нету у нас малой авиации,а нет малой значит не все в порядке и в большой,скоро саранча до Поволжья уже доберется,а в некоторых районах опрыскивают с мотодельтопланеров, даже писать не хочется,надо все возрождать.
    1. SenZey
      0
      4 сентября 2012 15:38
      Все у нас могут и умеют. Надо только конкурс объявить, проектов наверняка уже целая гора. Создать условия благоприятные, стимулировать, испытать и в серию. Ан-2 для подстраховки можно переделать на первое время. Главное отчетность по выделенным средсвам была. А то у нас все деньги в трубу улетают.

  14. +1
    4 сентября 2012 14:31
    Вот интересная сатья на эту тему: http://cccp-revivel.blogspot.com/2012/09/povorot-v-grazhdanskom-aviastroenii.htm
    l#more
    АН-2 самолёт хороший, его только немного осовременить, перкаль заменить синтетикой, приборы получше, да и управление облегчить, а то там все тяги на тросах, пилот все рули поворачивает руками.
  15. +3
    4 сентября 2012 14:31
    А что, это выход . Наладить выпуск Ан-2, Зис-5, Т-34, Ил-18, Миг-15 и т.д
    Ну никак не получается нашей новоиспечённой рыночной экономике войти
    в 21 век. Правда, кое-какой прогресс есть - владеем самой большой яхтой,
    содержим зарубежные клубы, отдыхать, учиться, лечиться и рожать любим
    там же. А дома можно и на Ан-2 народ возить," чай не баре".
    1. 0
      4 сентября 2012 14:36
      Цитата: askort154
      А что, это выход . Наладить выпуск Ан-2, Зис-5, Т-34, Ил-18, Миг-15 и т.д
      Ну никак не получается нашей новоиспечённой рыночной экономике войти
      в 21 век.

      Добавлю - и выложить это все добро в свободную продажу, ну кто откажется от собственного Т-34??? Или МиГ-15? С соответствующими разрешениями конечно.
      А на ЗИС-5 выдавать разрешение на хранение огнестрельного оружия. wink
      1. 0
        4 сентября 2012 15:01
        По этому поводу у Жванецкого миниатюра хорошая есть: http://odesskiy.com/zhvanetskiy-tom-3/bronja-moja.html
    2. -1
      4 сентября 2012 18:17
      ДА и прокуроры казино крышуют
  16. 0
    4 сентября 2012 15:22
    Есть же готовый Су 80, чо бы не выпускать.....
    1. 0
      4 сентября 2012 15:31
      Так он на 30 пассажиров. В два раза больше чем нужно. Да и готовый ли?
      1. 0
        4 сентября 2012 15:55
        Вроде сертификацию прошёл, также есть 15 местный Бе-32КМ
        1. 0
          4 сентября 2012 16:08
          И снова в музее... даже обидно как-то.
  17. -1
    4 сентября 2012 16:00
    Не верю, что наш авиапром, ставящий на крыло истребитель пятого поколения не может произвести конкурентоспособный самолёт малой авиации.
    1. REPA1963
      0
      4 сентября 2012 23:11
      Не выгодно, вова на малую авиацию бабла не даст ,вот и весь сказ.А Аннушка жрёт очень много горючки т.к. у нас своей нефтянки нет то очень дорого получается.
  18. +1
    4 сентября 2012 16:32
    Ан-2 кб Антонова-Украина уже,лицензия на производство -в Польше.Переоборудование планеров Ан-2 В Ан-3 производили на Омском П О Полёт в конце 90-жОднако добавить 3 шпангоута и керосиновый двигатель-ещё не всё. Движки реально хорошо запускались и работали до минус 30 градусов.Центровочка кстати ещё та после переделки получалась.Пилоту перепривыкать нужно было.В начале эксплуатации в центральной части России опытных образцов Ан-3 в 80-е машины часто ставили на капот при посадке.Ан-38 пробовали наладить массовый выпуск на Новосибирском авиазаводе,но за отсутствием денег у авиакомпаний,занимавшихся местными авиаперевозками,изготовили несколько машин, по большей части для стран ЮВА.Для эксплуатации в условиях Севера эта модель особо не годна.Хотя планировалось (во времена СССР) делать эту модель универсальным самолётом МВЛ в вариантах колёса-лыжи-поплавки,пассажирским и грузовым.Но опять -же это кб Антонова в Киеве.Своё Российское- пока призрачный Су-80.Стоит упомянуть и массово закупавшиеся в своё время Чехословацкие Л-410.Машина неплохая,но только при эксплуатации с бетонных аэродромов. А у нас по райцентрам они (бетонные полосы) остались, хоть и заброшены. На их содержание необходимы приличные деньги.В местных бюджетах их (денег) нет и не будет.Перспектива у малой авиации (12-18 пассажирских мест с дальностью полёта до 1000 км)в полном тумане.Если что-то и пойдёт, то только при первоначальной господдержке и в основном по Северам, где иначе не доберёшься при отсутствии хороших автодорог.
  19. Voin sveta82
    +1
    4 сентября 2012 17:23
    дополнительная утрата государственной прибыли...)))
  20. +2
    4 сентября 2012 17:50
    Раньше была проблема поднять наш автопром до уровня авиастроения. Теперь проблема исчезла - авиастроение опустили до уровня автопрома.
  21. Ash
    Ash
    0
    4 сентября 2012 17:52
    Откаты такие откаты...
    1. ДИМС
      0
      4 сентября 2012 18:00
      Кукурузник лучше?
  22. 0
    4 сентября 2012 18:06
    В России везде и во всем развал. request
  23. 0
    4 сентября 2012 18:19
    Зато у нас зубы через зад лечат
  24. +1
    4 сентября 2012 19:30
    Зачем тратить деньги и изобретать велосипед? Надо как КНР, купил технику распилил , посмотрел, скопировал и начал выпускать!
    Ой постойте: копировать, разрабатывать технологию, выпускать то некому, да погорячился, увы придется покупать за бугром, как и гвозди wassat
  25. +1
    4 сентября 2012 19:47
    У России снова будет "Кукурузник" - американский
    одно слово-СТЫДОБА
    1. +1
      4 сентября 2012 20:00
      Цитата: Tatanka Yotanka
      У России снова будет "Кукурузник" - американский
      одно слово-СТЫДОБА

      Согласен, блин......... negative
      Мы начинаем покупать американские кукурузники...... wassat
  26. mind1954
    0
    4 сентября 2012 20:11
    Какие ещё сертификации ?! Нам самолёт нужен для своих нужд,
    в больших количествах ! Модернизировать, испытать и в большую
    серию !!! Какой ещё самолёт нужен нашей стране ? Биплан с дубовым
    шасси, остальное всё вторично !!! Управление, что на одного пилота
    невозможно модернизировать ?!
  27. 0
    4 сентября 2012 21:55
    Горбачевско-Ельцинские де...мократы с их госдеповским МЫШЛЕНИЕМ так постарались, выполняя указания своих забугорных покровителей по развалу промышленности России и прежде всего авиапрома, что развал этот похоже прошел Точку Невозврата - т.е. даже создание несомненно необходимого стране самолета подобно АН-2 оказывается неподъемнной задачей. А ведь сколько рабочих мест могла бы сохранить в России авиапромышленность. Но
    Западу от России нужна только ТРУБА!
    1. REPA1963
      0
      4 сентября 2012 23:14
      Не порите чушь!У нас уже ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ путинизм,а воз и ныне там,вернее уже назад покатился.
  28. 16 обрспн
    0
    4 сентября 2012 21:56
    все новое-это хорошо забытое сторое!!!!!!!!!!!
  29. Костя
    0
    4 сентября 2012 23:18
    Вот тут есть анализ ситуации про самолеты http://zakonvremeni.ru/analytics/7-3-/9856-povorot-v-grazhdanskom-aviastroenii.h
    tml