Планов наших громадьё. Почему все вышло не так в Русско-Японской войне

110
Планов наших громадьё. Почему все вышло не так в Русско-Японской войне

О той войне будут говорить, наверное, вечно, и слава Богу всё чаще именно не говорят, а выкладывают документы, вот нашёл в ЖЖ целый массив документов, что интересно – без всяких комментариев, и если смотреть их в хронологическом порядке, то получается интересный результат. О планах Второй эскадры говорит протокол совещания от 11 декабря 1904 года:

«ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО Генерал-Адмирал: Артурская эскадра хотя ещё и существовала во время ухода Рожественского, но он считал, что ко времени его прихода эскадры этой уже не будет.



Генерал-Адмирал лично предлагал Рожественскому присоединить к эскадре броненосцы «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-Адмирал Апраксин», но Рожественский от них отказался, считая, что они будут ему мешать следовать.»

Рожественский ЗНАЛ, что Порт-Артур не устоит, и видел своей целью как можно скорее перебросить балтийские подкрепления на ТВД. Шаг глубоко логичный, даже присутствие флота во Владивостоке – козырь на переговорах, особенно в условиях, когда Первая эскадра разбита и уничтожена. Есть корабли, и японцы не рискнут атаковать наши берега, нет кораблей и получаем Витте – Полусахалинского. Ещё один момент:

«Высылая I-й эшелон 15-го января, мы получим его в Индийском океане близь Явы около Апреля или конца Марта, в это время бой у Рожественского уже был, и какой бы ни был результат боя…»

Прорыв планировался на конец февраля – начало марта 1905 года, и только решение совещания при императоре привело к тому, что можно назвать Мадагаскарским сидением. Как назвать двух Великих князей и примкнувшего к ним Дубасова, которые искренне считали, что отряд Небогатова значительно усилит эскадру, я не знаю. Знаю, что против были Бирилев и Алексеев, которые как раз в морских делах соображали.

«Вице-Адмирал Бирилев: считает невозможным задерживать Рожественского, ему не выстоять без дела на Мадагаскаре такое долгое время, просто нервы не выдержат и он пойдет вперед; у него наверное есть какой-нибудь план, нарушить который мы не в праве.»

Но в итоге вышло как вышло, и ради пяти бесполезных кораблей эскадру задержали на два месяца, а сильно потом великий князь Александр Михайлович в своих мемуарах выставил Зиновия фигурой комичной и туповато-истеричной, а вот себя героем и мыслителем. Оцените глубину мысли:

«Великий Князь Александр Михайлович: Необходимо усилить Рожественского и не допустить его в Тихий океан до присоединения подкрепления; I-й эшелон надо высылать как можно скорее с тем, чтобы в крайности вернуть его с дороги, все зависит от времени, когда он может присоединиться, т.е. когда он будет в Индийском океане.»

Дать японцам время на ремонт и подготовку и послать на прорыв в идеальных для противника условиях. Так и вышло, Александр Михайлович имел на Николая большое влияние и считал себя опытным моряком... на беду Русского флота.

Теперь о подготовке боя:


Схема разбора февральского маневрирования на 12 узлах, что явно делалось не для абстрактного интереса и обучения рулевых, а именно как подготовка к сражению и отработка БОЕВОГО маневрирования. А ещё есть приказ Небогатова, схему из которого я выложил выше:

ПРИКАЗ
КОМАНДУЮЩЕГО 3-мъ БРОНЕНОСНЫМ ОТРЯДОМ
29-го Апреля 1905 года №156-й.

Согласно приказа Командующего 2-й эскадрой флота Тихого океана от 27-го сего Апреля, за №231-м объявляю порядок маневрирования вверенного мне 3-го броненосного отряда при переходе из походного строя в боевой.

Это сильно потом Небогатов будет заявлять, что ничего не знал и до него ничего не доводили, оказывается – знал, доводили и даже приказ на завязку боя разработал. Задачи 3 броненосному отряду поставили чётко, другой вопрос – ни свой приказ, ни приказ Рожественского Небогатов не выполнил, а право на инициативу понял своеобразно. Особо интересен вот этот документ:

«Действительная цель присылки транспортов в Шанхай, которую надлежит хранить в полной тайне нижеследующая:

Если эскадра не достигнет Владивостока, но будет отброшена японским флотом, то Вы тем или иным путем получите от меня приказание выслать транспорты к назначенному времени и рандеву, для пополнения угольных запасов боевых судов...»

То есть вариант поражения вполне рассматривался и планировался, предписание №360 Радлову и дополнения к нему командиру крейсера «Аскольд» вполне понятные и конкретные – купить запасы и грузиться.

«На каждый транспорт должно быть теперь же погружено машинных материалов на 2 месяца по расчету, как для крейсера «Аскольдъ» и морской провизии на I месяц по расчету на 500 человек.»

Даже предусмотрено сохранение «Ксении» как плавмастерской для возможного ремонта повреждённых кораблей. Остальные варианты – проводка во Владивосток под конвоем в случае победы, отход эскадры с Владивостока на Юг, если война затянется до зимы и снабжение вспомогательных крейсеров. И вряд ли, уведомив Радлова, Рожественский не уведомил младших флагманов. Следовательно, было куда отступать, и в этом разрезе понятны действия как раз Энквиста, помните цитату:

«В три часа легли на курс зюйд-вест 48° и пошли восьмиузловым ходом, направляясь в Шанхай.

Больше адмирал ни разу не задавал своего обычного вопроса: «А хорошо, ли это будет?» Наоборот, он успокаивал себя и своих подчиненных:

— Возможно, что завтра эскадра догонит нас. Мы не идем, а ползем. А она, наверное, развила ход не меньше двенадцати узлов...
— Пусть «Свирь» идет в Шанхай и оттуда вышлет нам транспорт с углем. Мы направимся с отрядом в Манилу. Американские власти отнесутся к нам лучше, чем китайские: мы исправим повреждения не разоружаясь.»

Энквист ведь намеренно отступал в Шанхай, зная, что эскадра в случае поражения придёт туда и там ждут запасы и плавмастерская. И кажется мне, очень удивился, когда понял, что эскадра не отступила после поражения.

А в целом – документы говорят о том, что план прорыва у Рожественского был, в начале марта либо в Порт-Артур, если он устоит до того времени, либо во Владивосток, где тоже готовились.

«Вообще, можно ожидать, что при приближении 2-й эскадры, Владивосток окажется деблокированным.

Конечно, еще остается опасность от японских минных заграждений, но при наличии в порту нескольких транспортов большого углубления и тралящего каравана в нужный момент крейсера можно вывести с большой уверенностью в их безопасности. Время приближения 2-й эскадры к Корейскому проливу может быть указано довольно точно, посредством посылки миноносца в Шанхай или Цинтау.»

Чётко зная в НОЯБРЕ 1904 года, что прорываться эскадра будет именно Корейским проливом и на исходе зимы. Более того:

«Запасы угля в порту очень незначительные для 2-й эскадры, а потому 2-я эскадра должна сопровождаться ещё добавочным отрядом транспортов с углем, содержащих в себе количество угля, необходимое на год войны.»

Тащить с собой транспорты – идея не Рожественского, идея Морского отдела штаба Командующего флотом в Тихом Океане. Одним словом, готовились, но шизофреническая убеждённость в верхах, что «Николай 1» и три ББО это сила, затянули поход на два месяца. План операции тоже был разработан, предусматривал он и возможный прорыв, и возможное поражение, и даже действия через полгода, если война затянется. Аналогично отрабатывали и элементы именно боя, и стрельбу, и маневрирования, более того – младшие флагманы на завязку боя составили свои приказы, то есть знали свой маневр. Кто умнее даже уточнял, как Энквист:

«Из всего вышесказанного вытекает ряд вопросов, на которые я покорнейше Ваше Превосходительство не оставить меня ответом.
Согласно ли вообще с предложениями Вашего Превосходительства мною понята задача Крейсерского отряда?
Что следует считать наиболее важным: защиту ли транспортов или ту помощь, которую крейсера могут оказать броненосцам?
Могу ли воспользоваться Разведочным отрядом и Светланой, как указано выше?»

А в приказе ему прямо предписано провести совещание командиров боевых кораблей:

«Прошу Ваше Превосходительство составить предварительно общий план действий для нескольких произвольных заданий, собрать Командиров вверенных Вам судов и ознакомить их с избранными Вами приёмами и намеченными маневрами, дабы в решительный момент каждый из них был подготовлен к исполнению Ваших распоряжений и сигналов, а в случае нужды мог бы предпринять и самостоятельные действия.»

Итог просмотра всего нескольких документов таков:

1. План прорыва был, и не самый глупый. Сорван Петербургом, судя по протоколу совещания, инициаторами стали Великие князья.

2. Подготовка к прорыву велась, все, кому знать положено, знали и каким путём, и сроки, были уведомлены и Младшие флагманы.

3. План завязки боя был. Младшим флагманам рекомендовано разработать приказы и провести совещания командиров. Неясно насчёт Бэра, ибо второй отряд всё равно следует за первым в составе главных сил, но есть переписка по Энквисту и, думаю, аналогично по Небогатову, что он скромно умолчал на суде, полагаю, по вполне понятным причинам.

4. Выполнил задумки Командующего только Энквист, и в части действий в бою, и в части отступления. Бэр погиб, а Небогатов оказался профнепригодным. К Рожественскому вопросы, конечно, есть, но образ тупого царского сатрапа и идиота, который рисовали десятилетиями, при чтении документов куда-то уходит, а на первый план выходит думающий человек и неплохой штабист.

Откуда, кстати, и основная причина поражения – быстрая потеря управления. Двух командиров отрядов (а Зиновий совмещал по сути в себе командира Первого броненосного и Главных сил) выбило в течение получаса, третий не разобрался в обстановке и предпочёл выполнять последний приказ, дабы чего не вышло, а Энквист вёл своё, по сути самостоятельное сражение. Окажись на «Николае» он, и минимум два эскадренных броненосца и два ББО вышли бы к Шанхаю. При везении – ещё и «Нахимов» с «Навариным». Конечно же, их бы ждало интернирование, но спасение шести (из 12) кораблей линии и всех крейсеров – это немного лучше, чем то, что вышло. Но история сослагательного наклонения не знает, остаётся только изучать, что и как было, и как могло бы быть.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

110 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    20 июля 2021 03:47
    Есть корабли, и японцы не рискнут атаковать наши берега, нет кораблей и получаем Витте – Полусахалинского.

    А если бы вместо бесславно утопших корыт построили железную дорогу и сухопутные укрепления - японцы бы могли до морковкина заговения биться лбом о стены крепости под проливным пулеметным дождем, а с севера им мангу с хентаем устраивал не один сибирский корпус, а вся русская армия.
    1. -2
      20 июля 2021 04:17
      Как всегда - «знать где упасть, я соломы не пожалел постелить и поболее»!
      1. 0
        20 июля 2021 04:20
        Да нет, просто камушек в огород мореманам, которые не сознают, что мы сухопутная держава. Что сделал японский флот в войну? А толком - ничего, пара обстрелов крепости, войну проиграли на суше. А будь у РФ супер-гипер-флот... Тоже не факт, что десант бы сорвали. А на суше бы опять выхватили
        1. 0
          20 июля 2021 05:42
          Цитата: Cowbra
          Да нет, просто камушек в огород мореманам, которые не сознают, что мы сухопутная держава.


          А если взвешенно?
          К примеру, имея мощный ледокольный флот, нам бы не надо было бы прорываться мимо Японии - прошли бы Арктикой.
          Все хорошо только чете «бы» мешают!
          1. +8
            20 июля 2021 07:28
            К примеру, имея мощный ледокольный флот, нам бы не надо было бы прорываться мимо Японии - прошли бы Арктикой.

            В то время отсутствовала техническая возможность построить такой ледокольный флот.
            1. +3
              20 июля 2021 09:19
              Виктор, привет. hi
              В то время отсутствовала техническая возможность построить такой ледокольный флот.

              От чего же? Ещё ц 1899 году на "Ермаке" был поднят флаг, и такой ли уж большой ледокольный флот нужен, чтобы протащить эскадру с запада на восток?
              1. +5
                20 июля 2021 11:33
                Костя,день добрый. Ермак вряд-ли бы протащил эскадру: ещё не обследован был маршрут,а идти в неизвестность....стрёмно.
                1. +3
                  20 июля 2021 11:53
                  Привет, Слава. hi
                  Я имел в виду, что вполне можно было построить ещё парочку таких ледоколов и время, чтобы обследовать маршрут тоже было. Не был у верхов желания, да и не хватало мозгов.
                  1. +3
                    20 июля 2021 13:19
                    В целом согласен с тобой,но попробую "оправдать"тогдашнее правительство:1) Ермак был первый в своём классе и опыта использования ноль(во всём мире). "построить ещё парочку таких ледоколов"они денег стоят,а деньги всегда нужны. Для примера:Сталин распорядился построить 4 авианосца,а денег нет и на один.
                    Сановники рассуждали : одного Ермака для Балтики с головой хватит,а на севере он мало нужен."мозгов не хватило". Кажется, даже адмирал Макаров считал,что России хватит пары ледоколов.
                    2."время,чтоб обследовать маршрут тоже было" необходимость обследовать маршрут сейчас понимаем, а тогда....Пока:"жареный петух не клюнет"никто не по чешется. Тогда лишь единицы поднимали,что будет война с Японией. Некоторые сановники даже не знали,где Япония "как империя разместится на островах"(с). "Японцы страдают"сонной болезнью": идёт, идёт и неожиданно засыпает"(с) . Кто-нибудь из особо одарённых мог подумать:"на фига артиллерия? Винтовки и пулеметы: мы их голыми руками одалеем"
                    Я удивляюсь,что построили Ермака,а могли сказать Макарова : борода,не умничай. На хрена козе баян?
                2. +5
                  20 июля 2021 13:06
                  Цитата: vladcub
                  Костя,день добрый. Ермак вряд-ли бы протащил эскадру: ещё не обследован был маршрут,а идти в неизвестность....стрёмно.

                  Влад послезнание опасно! Впрочем я и хотел это доказать своим софистическим примером!
                  А то что северный маршрут был реализуем в канун прошлого века технически спорить не надо. У пирса на Неве стоит его сынок Красин, который по оснащению не так далеко ушёл от Ермака. Он преодолевал Артический маршрут, не раз и не два! Даже конструкционно негодный Челюскенец практически прорвался.
                  Так что Костя прав, три-четыре ледокола могли обеспечить проход в летнюю навигацию.
              2. +14
                20 июля 2021 11:53
                А уголь где брать для всей эскадры? Где-нибудь в районе Таймыра? Учтите, на тот момент даже Мурманска еще в природе не существует. Любая поломка - капут. И потом, чудо свершилось, эскадра прошла. И куда дальше? В Петропавловск с околонулевой инфраструктурой и отсутствием связи с "Большой землей"? Если во Владик, то будет бой не Цусимском проливе, а, скажем, в проливе Лаперуза. Толку-то.. Где нужны были ледоколы в количестве, так это во Владивостоке.
                В целом, полностью согласен, что ресурсы необходимо было направить на развитие железной дороги и укрепление сухопутной группировки. И вместо идиотского Дальнего - нормально отстроить Порт-Артурскую крепость.
                Проблема русского флота, в первую очередь, в моряках. У них было вполне достаточно сил для победы над японцами. А в итоге - трусость и какая-то прямо-таки изменническая слабость адмиралов, маневрировать не умеем, стрелять не умеем. Умеем затопить корабли и с винтовками в траншеях подыхать. Зато все время мешает что-то:
                - японцы разорвали дипломатические отношения и эвакуируют своих граждан - но эскадру на рейде застают со спущенными штанами (впрочем, крепость недалеко ушла), равно как и "Варяга" в Чемульпо;
                - 2 года возрастающего напряжения с Японией, но устроим-ка "вооруженный резерв" и ни черта не будем вести боевую подготовку;
                - снаряды не те, дальномеры не те, дистанцию боя представляем как при Трафальгаре;
                - Обустройство базы? Доки, углубление? Глупости какие, не надо.
                - Даже затопить корабли не сумели так, чтобы их японцы не смогли поднять;
                И вишенкой на тортик - изменник и мерзавец Небогатов, спустивший флаг перед неприятелем. Вот, собственно, после того как его не повесили, все с флотом стало ясно. После того можно было оставлять береговую охрану.
                1. +3
                  20 июля 2021 12:12
                  В отношении Мурманска Вы правы, совершенно упустил из вида, а уголь можно было и на транспортюгах тащить. Но финал, похоже, всё равно был бы таким же.
                2. +8
                  20 июля 2021 12:55
                  Цитата: Рязанец87
                  А уголь где брать для всей эскадры? Где-нибудь в районе Таймыра? Учтите, на тот момент даже Мурманска еще в природе не существует. Любая поломка - капут. И потом, чудо свершилось, эскадра прошла. И куда дальше? В Петропавловск с околонулевой инфраструктурой и отсутствием связи с "Большой землей"? Если во Владик, то будет бой не Цусимском проливе, а, скажем, в проливе Лаперуза. Толку-то.. Где нужны были ледоколы в количестве, так это во Владивостоке.

                  Освоение Северного морского пути, дело не быстрое и не дешевое. Первые, можно так сказать полярники барон Э. В. Толль и А.В Колчак, в первой полярной экспедиции занимались не только открытием островов, но также навигацией ,дрейфом льдов, метеорологией и поиском удобных мест зимовки .В 1897 году С. О. Макаров выступил с идеей строительства крупного ледокола для обеспечения круглогодичной навигации. Сам С.О.Макаров писал, что одного " Ермака" для исследования Арктики не хватает, надо строить ещё, с учётом недостатков Ермака. Главное было бы желание, и само собой разумеющееся поддержка государства, в том числе и финансовая .Но императорская Россия, предпочитала тратить огромные суммы в золотых рублях, на кругосветные вояжи ВМФ , чем в освоение СМП. Стоимость одного , без пользы утопленного ЭБ, с лихвой хватило бы на постройку пару ЛК, и открытие нескольких полярных станций. И как всё это отличается от действий Советской власти, которая прекрасно понимало значение СМП для страны. Как только позволило экономическое состояние СССР, немного вздохнуть свободней ,сразу стали осваивать СМП, это и полярные станции возглавляемые И.Д Папниным , также первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 году на ледорезе «Фёдор Литке» (капитан Н. М. Николаев) . Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 года. Уже к 1940 -году, почти освоили СМП .А как он помог нам во время ВОВ , даже говорить не стоит. Главное было бы желание, а вот его то у царской России не было.
                  1. +2
                    20 июля 2021 14:46
                    Но императорская Россия, предпочитала тратить огромные суммы в золотых рублях, на кругосветные вояжи ВМФ , чем в освоение СМП.

                    Не могу полностью согласиться. Хотя бы Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) вспомнить - "Таймыр" и "Вайгач" прошли Севморпутем в разгар Мировой войны, пусть не в одну навигацию. Да и основание того же Мурманска.
                    Советские отнюдь не на пустое место пришли.
                    Ну а насчет строительства броненосного флота - вечный проклятый вопрос, какой флот нужен России? СССР тоже предложил свой ответ и весьма..ээ..неоднозначный.
                    1. +3
                      21 июля 2021 07:01
                      То что делало царское правительство, в освоении СМП просто мизер. Такое дело требует времени, и за одну и даже за две навигации его не решить.
                      Цитата: Рязанец87
                      Да и основание того же Мурманска.
                      Советские отнюдь не на пустое место пришли

                      Мурманск ,или как он назывался раньше -Романов-на-Мурмане создавался, как порт для приемки грузов военного назначения от АНТАНТы, для чего в короткие сроки была проведена железная дорога .А вот Советская власть, действительно начинала с пустого места, был построен ряд городов-портов на всём протяжении СМП .Диксон;
                      Дудинка;
                      Игарка;
                      Бухта Провидения;
                      Тикси;
                      Певек. Это не просто портовые города, ну также станции навигационные, метеорологические , по наблюдению за дрейфом льдов, радио станции, маяки и т.п. И главное люди различныx профессий. Вот это, называется создание СМП. Я ещё раз повторюсь, нужно время и деньги, и главное понимание важности СМП .Но....чего тут говорить не было понимания.
                3. +2
                  20 июля 2021 18:30
                  Цитата: Рязанец87
                  Проблема русского флота, в первую очередь, в моряках. У них было вполне достаточно сил для победы над японцами. А в итоге - трусость и какая-то прямо-таки изменническая слабость адмиралов, маневрировать не умеем, стрелять не умеем


                  Уважаемый Никита. Неужели Вы думаете, что после Цусимы все стало лучше. Не большой скан, это первый лист оценки артиллерийской подготовки гардемаринов после сдачи экзаменов.
                4. 0
                  17 апреля 2023 01:36
                  Все так. Еще правла стоит отметить, что 2 эскадра пришла на ТВД измотанной и уставшей (такой переход прежде не делал никто), моральный дух был мягко говоря не на высоте. Плюс незнакомая местность. И сюрприз от япов в виде шимозы от которой корабли превращались в огненные вулканы. Микаса был весь изрешечен нашими попаданиями и хоть бы хны...
              3. +12
                20 июля 2021 12:04
                Тут, на сайте. часто появляются не имеющие с реальностью ничего общего статьи о замыслах "коварного запада" захватить СМП, то почему то ни разу никто не сподобился написать хотябы три-четыре статьи о реальной истории северного морского пути, который за одну навигацию был впервые пройден в 1932 году ледокольным пароходом «Александр Сибиряков», завершавшим свой поход под импровизированными парусами без винта. А на следующий год попытка "Челюскина" закончилась безуспешно. А то хомячня невежественная минусует в порыве турбопатриотизма.
                На начало ХХ века ни одна страна в мире не располагала техническими возможностями преодолеть за одну навигацию СМП, не говоря уже о проводке боевых кораблей.
                Вспомните, каких усилий потребовал Ледовый поход 1918 года всего лишь из Гельсинфорса в Кронштадт.
                Поэтому при всем моем уважении к Менделееву, в 1905 году написавшем: "“Если бы хотя десятая доля того, что потеряли при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море (Северное), и Цусиму…”, великий химик не понимал всей сложности этого мероприятия.
                1. +2
                  20 июля 2021 12:26
                  Но ведь "Сибиряков" прошел за одну(!) навигацию, а он ведь отнюдь не "Ермак".
                  Попутно вспомнился один случай, если не ошибаюсь, в 1940 году наши взялись провести германский вспомогательный крейсер "Комет", в силу ряда обстоятельств, около половины маршрута по Севморпути рейдер прошел самостоятельно и вышел в Тихий океан. Это было обычное торговое судно не приспособленное для плавания в ледовой обстановке, а капитан и команда не имели соответствующего опыта, тем не менее они прошли.
                  1. +6
                    20 июля 2021 12:34
                    О том, каких усилий стояла проводка "Комет" по СМП, материалов много, можете сами ознакомиться. Одних ледоколов пять штук задействовали.
                    Тут просто надо садиться и изучать вопрос. Тогда все будет понятно.
                    1. +3
                      20 июля 2021 12:45
                      Я читал об этой истории тогда, когда у нас о ней вовсю помалкивали, читал у Ф.Руге со "стыдливыми" комментариями адмирала В.А. Алафузова.
                      1. +4
                        20 июля 2021 12:54
                        Лучше Otto Mielke: Hilfskreuzer „Komet“. Eine sibirische Eisfahrt im Zweiten Weltkrieg.
                        А лемминги свирепствуют, аж шубки заворачиваются.
                      2. 0
                        20 июля 2021 13:13
                        Такая у них, у леммингов, планида -- язва, гастрит, несварение желудка, метеоризм и выпадение прямой кишки. Несчастные животные от недугов просто звереют. laughing
                      3. 0
                        20 июля 2021 14:33
                        Виктор Николаевич,коллеги добрый день. Случайно заглянула,а Вы тут с лемингами "воюете"
                2. +2
                  21 июля 2021 10:10
                  Цитата: Undecim
                  Вспомните, каких усилий потребовал Ледовый поход 1918 года всего лишь из Гельсинфорса в Кронштадт.

                  Можно ещё вспомнить про ЭОН - Экспедициии особого назначения. Сколько времени и сил занимала подготовка кораблей к проводке, какие силы обеспечивали проводку и в каком состоянии корабли доходили до базы.
                  Даже наличие полноценных линейных ледоколов и авиаразведки не гарантировало ничего.
          2. +7
            20 июля 2021 09:54
            Цитата: Коте пане Коханка
            К примеру, имея мощный ледокольный флот, нам бы не надо было бы прорываться мимо Японии - прошли бы Арктикой.


            Россия, если быть точнее, Российская дипломатия проиграла эту войну ещё до начала боевых действий. Поэтому ледокольный флот не помог бы России.
          3. +1
            20 июля 2021 11:56
            Тёзка приветствую."имея мощный ледокольный флот"не уверен,не интересовался,этой темой. Кажется,в РИ было 5 ледоколов:Ермак,Таймыр,Вайгач,Красин, Малыгин (?),но когда построены.? В Вику лезть не в лом
        2. +17
          20 июля 2021 07:25
          Цитата: Cowbra
          просто камушек в огород мореманам, которые не сознают, что мы сухопутная держава
          Кто о чём, а кто о "бане"... На сопках Маньчжурии то кто мешал "сухопутной державе" японцев бить? Да и флот наш превосходил японский. Даже I Тихоокеанская эскадра могла справится, не погибни адмирал Макаров. Даже II Тихоокеанская эскадра, если не победить, то не должна была так бездарно погибнуть. Дело здесь не в "сухопутности".

          Извечная ошибка по отсутствию блокирования интересов чужого лобби, игнорирования законов геополитики, главное, слабость и бездарность самого Николая II. В конечном счёте это привело к проигранной русско-японской войне, революции 1905 года. Далее, пряник кредитов и втягивание в Антанту к тем, кто натравливал и вооружал Японию. Кстати, Япония в 1915 году перешла в антигерманскую коалицию, так сказать, стала "союзником". Всё закончилось малодушным отречением царя от престола, в самый ответственный момент, Февральской революцией, с крушением империи.

          И слава Богу, нашлись большевики, иначе прозападные ельцины, чубайсы и гайдары у нас появились бы не в 1991 году, на фундаменте космической и ядерной сверхдержавы, а в 1917, когда Россия была вся в долгах, полуграмотная и полностью зависимая от высокотехнологичного оборудования. Сейчас России бы уже не было, останься Керенский, победи белые, да и с царём, никогда бы Россия не вышла в космос, не стала сверхдержавой с мощной наукой и здравоохранением, ей это попросту никто бы не позволил.

          Надо понимать, что шла борьба за мировое господство, и сильная Россия той же Великобритании, как и США, была не нужна, ни в каком виде. Как только забыли, что мировому хозяину капитализма сильная Россия, Советский Союз, кость в горле, захотели "дружить" с "демократами", заполучили глобальную "Цусиму" 1991 года.
          1. +1
            21 июля 2021 10:23
            Цитата: Per se.
            Даже I Тихоокеанская эскадра могла справится, не погибни адмирал Макаров.

            Пффф... ещё пара выходов в стиле Макарова - и от эскадры бы ничего не осталось. Мало того, что он в последнем выходе завёл свои ЭБР на мины, так до этого он на "Петропавловске" с крейсерами вышел прямо на ЭБР Того.
            1. +2
              21 июля 2021 11:13
              Цитата: Alexey RA
              Пффф... ещё пара выходов в стиле Макарова - и от эскадры бы ничего не осталось.
              Да, Алексей, нужно было тралить перед выходом, тем более, что докладывали о замеченных японских миноносцах ранее. Что же Вы то предложите взамен Макарова, иначе получается всюду клин, особенно, помня ещё и о Куропаткине?
              Японцы тоже потеряли два броненосца на минах, примерно по той же ошибке, ходили одним курсом для обстрела, ну, и грех им было мины не поставить на "тропу". Хоть в этом отомстили за "Петропавловск".
              1. +2
                21 июля 2021 12:00
                Цитата: Per se.
                Что же Вы то предложите взамен Макарова, иначе получается всюду клин, особенно, помня ещё и о Куропаткине?

                Макарова с нормальным штабом. smile Который служил бы демпфером неуёмной энергии адмирала и переводил его идеи и брошенные "в никуда" указания в нормальные планы и приказы.
                Цитата: Per se.
                Японцы тоже потеряли два броненосца на минах, примерно по той же ошибке

                Ну да, минзаги в той войне порезвились знатно. У нас вообще "Амур" получился абсолютным чемпионом по тоннажу и классам потопленных кораблей - за всю историю ВМФ. smile
        3. 0
          21 июля 2021 08:55
          Не РФ, и РИ. Не надо "напали монголы на Советский Союз".
        4. -1
          7 октября 2021 14:51
          На минуточку - РФ ( Российской Федерации ) насколько я понимаю в РЯВ даже в проекте не было ! laughing
      2. +4
        20 июля 2021 05:37
        делили власть и всю страну от самовластного правления (со времен ИванаГрозного) к конституционной монархии. и подвели императорскую власть к решению " делиться надо по крупному".. не в яйцах фаберже дело было. и не винах Ливадии.
        новые людишки показали--- сложные вопросы решать с родственниками не получилось --"дели куски и власть в нашу пользу". и те оставшиеся от предков куски не удержал через 12 лет. и дальше рвали страну на уделы.
        1. +3
          20 июля 2021 15:08
          "делили власть и всю страну". Такое ,возможно,если центральное руководство ослабит контроль и пойдут разговоры о"шляхетской вольности"каждый третий считает себя гением и пока не пустили "до нуля" он будет кричать о"шляхетских вольностей",а во времена Ивана Грозного только-только складывалось централизованное государство и многие психологически были в реалиях"удельного княжества": бояре,выходцы из Твери,не забывали,что Москва их"задвинула",а выходцы из Ливонии помнили о величии Литовского княжества.
          Психология"удельного княжества" вечна: Л. И. Брежнев опирался на тех с кем работал в Днепропетровске и Кишиневе,у Сталина тоже были люди знакомые ему по Кавказу и Царицину: Орджоникидзе,Буденный,Ворошилов,Киров, Берия.
          "Ленинградская" команда В. В Путина..
          Слышала такой анекдот:
          Приходит человек в...структуры,а кадровик спрашивает
          - Учились в одной школе с В. В или работали в Ленинграде?
          - Нет,но я приехал с Ленинградского вокзала
          - Нужно было сразу сказать,а Вы перечисляли свои дипломы
          1. -2
            20 июля 2021 15:14
            Хотелось бы сразу конкретики.
            Кто из вашей бригады медсостава создал этот текст? wink
            Или коллективный продукт,как у Райкина?
            1. -1
              20 июля 2021 16:35
              Добрый день"критик",у меня два вопроса:1 при Иване Грозном такое могло быть?
              2. Брежнев опирался на тех с кем работал в Днепропетровске и Кишиневе?
              Теперь по Вашему вопросу: бабушка говорила с какого времени : Черненко с Брежневым и многие другие.
              Об "удельных княжествах"читала :Бадигина,Карамзина, Платонова( его оценки историческим личностям) учебники.
              + Ювинг, Пиаже.
              Вам решать кто авторитетнее.
          2. -2
            21 июля 2021 07:02
            не Московского в Питере? а с Ленинградского в Мск?
            -- на перроне ленинградского вкз в МСК-- сколько 2х2? -4. - пойдет. принят.
            серьезно: уровень культуры питерских повыше многих др региональных элит(?? элиты ли?)
            не худший вариант получился. пока так видится.
            1. +2
              21 июля 2021 08:32
              Мне не нравится такое деление на элиты.
              По-моему нужно исходить из деловых ,а не территориальных качеств
        2. -1
          20 июля 2021 15:56
          "делили власть и всю страну" это вечно. Каждый третий считает себя гением и мечтает "рулить",а пока подать мне :"шляхетские вольности"!
          При Ивана Грозном только складывалось централизованное государство. Выходцы из Литвы мечтали о временах: Ольгерда и Витовта. Выходцы из Твери,помнили,что Москва их "задвинула".
          Стремление опереться на"своих" от туда. Так было и в Советском Союзе ,у Брежнева была "команда':Днепропетровск-Молдавия,Горбачева -"ставропольская" и сейчас тоже самое.
          Анекдот слышала в тему.
          В отделе кадров московского учреждения.
          - у меня дипломы. Такие- то и опыт работы.
          - Вы учились в одной школе с Путиным или хоть работали в Ленинграде?
          - Нет . Но я приехал с Ленинградского вокзала.
          - С этого и надо было начинать!
          Это повсеместно было ,есть и будет
          1. 0
            21 июля 2021 09:54
            А на кого опираться? На чужих?
    2. -8
      20 июля 2021 07:28
      Цитата: Cowbra
      А если бы вместо бесславно утопших корыт построили железную дорогу

      Транссиб был построен и благодаря ему ДВ и остался в России.

      Что касается Цусимы, то это только одна и далеко не главная причина поражения.

      Главная причина это то, что край всего 0-40 лет находился в составе России -на удалении несколько тысяч км тайги, рек и буреломов от коренной России
      1. +6
        20 июля 2021 08:15
        Ольгович (Андрей)
        Главная причина это то, что край всего 0-40 лет находился в составе России -на удалении несколько тысяч км тайги, рек и буреломов от коренной России
        Ну да, ну да, дело было не в бобине, кое кто сидел в кабине...
        А почему англичане лет за 50 до этих событий обломали зубы о Дальний Восток? Наглосаксы не в пример япам морская держава (на тот момент намбер ван) и тем не менее ни под Архангельском, ни на Дальнем Востоке в Крымскую войну у них ничего не вышло. Может дело всё таки в тех, кто руководил?
        1. -10
          20 июля 2021 12:02
          Цитата: Алекс_1973
          Наглосаксы не в пример япам морская держава (на тот момент намбер ван) и тем не менее ни под Архангельском, ни на Дальнем Востоке в Крымскую войну у них ничего не вышло

          РЯВ и... Петропвловск КВ?! belay

          когда вы научитесь отличать известный корнеплод от пальца, тогда и такие глупые вопросы отпадут hi
          1. -4
            20 июля 2021 21:43
            Ольгович (Андрей)
            РЯВ и... Петропвловск КВ?!
            Сам то понял, что пукнул?
            1. +2
              21 июля 2021 09:55
              Это Ольгович, у него весь дом иконами с Николя Кровавым заставлен.
              1. -1
                23 июля 2021 09:59
                "легендарный" генерал Куропаткин, по пути в Порт-Артур по "выстроенному Николаем с номером 2" Транссибу собирал проездом по городам и весям иконы. Говорят (говорят) почти вагон насобирал. Тогда же и родилось - "давайте шапки побережем. Мы япошек иконами закидаем" hi
        2. +2
          21 июля 2021 10:29
          Цитата: Алекс_1973
          А почему англичане лет за 50 до этих событий обломали зубы о Дальний Восток?

          "Обломанные зубы" англичан - это оставленный русскими и уничтоженный Петропавловск-Камчатский? Или спрятавшиеся в устье Амура корабли РИФ?
          1. 0
            25 июля 2021 17:20
            Соглашусь, но справедливости ради, Петропавловск был оставлен после попытки десанта.
    3. +4
      20 июля 2021 13:40
      Цитата: Cowbra
      построили железную дорогу

      А что, не построили?
      При чем, довольно быстрыми темпами даже по сегодняшним меркам. А что не смогли быстрее, так даже девять женщин не смогут выносить одного ребенка за месяц.
      Вообще, если бы не было ПТЭ японцы высадили десант не в Корее, а в Приморье и все что Вы написали:
      Цитата: Cowbra
      под проливным пулеметным дождем,

      проходило где-нибудь под Иркутском.
      1. -1
        23 июля 2021 10:02
        А что, не построили?
        Построили, однопутейную, с нехилым таким разрывом в виде озера Байкал? Разницу между однопутейной, и двухпутейной объяснять надеюсь не нужно)) Какая у них будет пропускная способность?
        1. 0
          23 июля 2021 15:32
          И что, если бы не стали строить флот, Байкал каким-нибудь способом сам засыпался?
          Цитата: Region-25.rus
          Какая у них будет пропускная способность?

          А вы не знаете?
          Сначала 3 пары поездов в сутки, после мобилизации во время восстания боксеров довели до 7 пар. Во время РЯВ до 16, но, скажем, в Германии те же однопутные дороги пропускали 20-30 пар поездов в сутки без всякой мобилизации.
          То есть, вопрос не в том, что вместо Трассиба построили флот, а в том, что на железных дорогах царил бардак!
          1. -2
            23 июля 2021 20:01
            Вы только Ольговичу (т-с-с-с-с )не говорите! А то у него все что касается РИ все свято и посконно laughing А вообще, насколько помню, пропускали по паре эшелонов в сутки в те времена. А насчет флота, армии, Транссиба. Еще Петр Первый (Великий говорил) - "Государство, имеющее армию одну руку имеет. Государство имеющее армию и флот - две руки имеет" Не рачаюсь за дословность цитаты но смысл таков hi
    4. +4
      20 июля 2021 19:12
      Роман Иванов ,уже НЕТ таких документов ,которые бы открыли всю правду.Но вопрос с РЯВ самый главный остаётся один: Как ОГРОМНАЯ Российская Империя смогла проиграть СУХОПУТНУЮ войну? Уже была КВЖД ,уже можно было перебрасывать дивизии на Дальний Восток,так какого хрена НЕ ПЕРЕБРАСЫВАЛИ?
      Война даже после Цусимы и сдачи Порт -Артура только началась, но внезапно прекратилась,кто в этом может быть виноват? Только сам царь именно он отдал приказ закончить боевые действия.А все эти ваши "исследования" от лукавого.
      1. +1
        21 июля 2021 09:56
        Там была однопутка с пропускной способностью 2 состава в сутки. Это уже при Союзе там настроили посерьезнее.
    5. +3
      20 июля 2021 20:23
      Цитата: Cowbra
      если бы вместо бесславно утопших корыт построили железную дорогу и сухопутные укрепления - японцы бы могли до морковкина заговения биться лбом о стены крепости

      Какой крепости? Порт-Артура? А зачем вообще нужен Порт-Артур в сценарии, где у нас нет флота? Что там делать? Устриц собирать и возить в С-Пб по железной дороге?
    6. +5
      21 июля 2021 15:45
      Цитата: Cowbra
      А если бы вместо бесславно утопших корыт построили железную дорогу и сухопутные укрепления

      Так дорогу и построили . И не только Транссибирскую(равнозначную Панамериканской , но много более сложную по географии , климату и ландшафту) за 8(!!!) лет . Но КВЖД - а это целая дорожная сеть в Манчжурии . Проблемой и задержкой было только строительство Кругобайкальской магистрали , где пришлось рубить балконы в отвесных прибрежных горах . Но в 1905 г. построили и Кругобайкальскую !
      Кто в мире строил быстрее ?
      Береговые укрепления ?
      А было ли на это достаточно времени ?
      И артиллерии для этих укреплений ?
      Всё должно быть готовым к 1905 г. , но разве японцы высаживались в Порт-Артуре и Владивостоке ?
      Или Вы предлагаете строить береговые укрепления на всём побережье от Квантунского п-острова до Владивостока ?
      Японцы высадились в Корее и через неё вышли в Манчжурию и Квантун .
      А вот для недопущения всех этих их вольностей и нужен был полноценный ТОФ РИ на ТВД . С достаточным количеством кораблей основных классов .
      Материал в данной статье ещё раз , с ещё одной стороны , показывает , что вся подготовка к войне и вся война до позорного поражения была под чутким руководством врагами в высшем руководстве РИ .
      ВСЁ ! Начиная от планирования строительства Флота , выбора типов и облика кораблей , темпы этого строительства , умышленные задержки финансирования , категорический отказ от доп. заказа кораблей на зарубежных верфях , когда стало ясно , что своими силами не справляемся .
      Здесь и великие князья , и особенно - граф Витте .
      А вот ж\д быстрей построить ни как не могли . И так построили в рекорднейшие сроки , совершили невозможное ... Кстати , благодаря привлечению китайских рабочих в больших количествах .
      А вот то , что не углубили фарватеры Порт-артура , чтоб иметь возможность быстро и не взирая на отливы , выводить флот в любой потребный момент ... огромнейшее упущение .
      Не хватило средств ?
      В т.ч. технических ?
      Ибо в то самое время - накануне строился(и построился) современный торговый порт и город Дальний , который японцы захватив , сделали своей опорной базой при осаде Артура .
      Цитата: Cowbra
      японцы бы могли до морковкина заговения биться лбом о стены крепости под проливным пулеметным дождем

      В Артуре было всего две дивизии + моряки , причём одна дивизия из запасников по мобилизации .
      Пулемёты ? Под ливнем пуль ?
      А у япов были осадные мортиры крупного калибра . И если бы владивостокские крейсера не потопили транспорты с этими самыми мортирами , они бы превратили Порт-Артур в кровавый фарш с щебёнкой гораздо раньше , чем получилось в реальности . Те 11-и дюймовые мортиры , что били позже по Порт-Артуру , были доставлены из Италии уже в ходе войны .
      А перебрасывать сухопутную армию по Транссибу мы смогли только с 1905 г. , так что в сухопутных сражениях нам пришлось бы биться в подавляющем меньшинстве . И Вы забыли СНАРЯДНЫЙ ГОЛОД нашей армии в Манчжурии ...
      Так что правильным решением было только СТРОИТЬ ФЛОТ вовремя . Зная сроки завершения строительства японского флота на иностранных верфях , нам нужно было не позже обретения япами готовности флотом , сконцентрировать на ТОФ превосходящие силы . И такая возможность была . Достаточно было просто вовремя заказать недостающие корабли на иностранных верфях .
      Крамп в США мог построить нам не один броненосец(лучший наш броненосец той войны) и один крейсер , а ЧЕТЫРЕ больших корабля минимум . К сроку не позже начала-середины 1903 г. И это могло быть 4 броненосца .
      Германия готова была строить на своих верфях для нас крейсера . Она и построила нам крейсера - по одному каждой верфью . А могла бы построить по 2 - 3 бронированных крейсера на каждой из двух верфей , а фирма "Шихау" могла и хотела построить 4 крейсера типа "Новик" .
      Кто своими истериками сорвал эти возможности ?
      Витте !
      "Поддержим своего производителя" - его слоган .
      А своему производителю он всячески тормозил финансирование , срывая темпы работ .
      Франция большн 2-х кораблей построить на тот момент не могла , все стапели были заняты своими заказами .
      А вот Италия могла и ОЧЕНЬ хотела продать нам два Аргентинских крейсера . Те , что стали позже "Нисином" и Касугой" в японском флоте . Но итальянцы хотели продать их НАМ ! Очень хотели , и даже полный комплект снарядов к ним(полуторный) предлагали в придачу ! И даже были готовы продать пару ещё пару таких же крейсеров из состава своего флота , если нам будет надо .
      И новый броненосец нам итальянцы предлагали . Правда был он несколько своеобразным - ГК его состоял их двух 320 мм. орудий в носовой башне и двух 280 мм. орудий в кормовой . Но зато шел полуторный комплект БК , да и скорость в 18 узлов он выдавал уверенно . Так что одна Италия готова была продать нам в полной комплектации и с БК : один броненосец и до 4-х бронекрейсеров .
      А ещё можно было выкупить у Чили два броненосца , что достраивались на английских верфях . Если бы сделку провели своевременно и оплат\аванс прошел , англичане инчем воспротивиться бы не смогли .
      То , что я перечислил , это уже целая эскадра полноценных боевых кораблей .
      + корабли собственной постройки , которые тоже по типам были выбраны далеко не оптимально .
      Просто нападение Японии царь даже в мыслях допустить не мог ... Ну что возьмёш с ущербного ... он государственными делами тогда вообще не занимался ... Он "рожал наследника" ... упорно и настойчиво ... забыв про всё ...
      Вот всё и рухнуло .
      Проиграна с позором ... запредельным позором , РЯВ , революция , разгул террора и крестьянские восстания , учреждение Думы и Конституции ... чудовищные долги и диктат английских и французских банков(Ротшильды и КО - родственники Витте по бабушке) , вступление в Антанту - против Германии , которая единственная нас поддерживала в той войне , посылала свои угольные транспорты , обеспечивала логистику и искренне сочувствовала нам и "болела" за нас ... Песню "Варяг" написал между прочим немецкий офицер , а мы её любим уже в переводе ...
      Умный царь ?
      Или тот , кем на этом сайте назвать нельзя ?
      Вселенский ПОЗОР РИ после проигранной войны третьеразрядной стране ...
      Презрение от Европы .
      Чудовищный долг , который обеспечил РИ её премьер министр Витте в 11 миллиардов золотых рублей !
      Вступление в ПМВ !!!
      ЗАЧЕМ !!!?
      Если сербов очень жаль и общественность волнуется - разреши сбор пожертвований и отправку добровольцев .
      ПМВ - мясорубка 1914 - 1915 г.г. , позиционные сражения на истощение ... Дума под руководством англичан свергает недалёкого царя ... развал и разложение , сепаратизм ... большевистский контрпереворот ... Гражданская война , Интервенция , разруха , голод , нищета ... и возрождение после победы "Линии Сталина" или "Сталинского Плана" .
      Всего этого мрака могло не быть , если бы царь не был бы иди. о. том и РИ построила бы Флот вовремя .
      Япония просто не решилась бы на войну .
      И был бы совсем другой мир .
      Без наших поражений .
      1. 0
        21 июля 2021 16:08
        Достали. Кругосиб - что ?!! Мать вашу!... Не вашу, где лабались?
        1. +2
          21 июля 2021 16:19
          Солнышком перегрелись ?
          До середины 1905 г. организовать полноценный трафик по Транссибу было ТЕХНИЧЕСКИ не возможно . Тоннели и балконы в горах быстрей было не вырубить . И так все рекорды побили .
          Единственно-необходимое и возможное , что нужно было в период подготовки - построить флот ВОВРЕМЯ . Потом потеряли всё равно гораздо больше на одних лишь переходах 2-й(и 3-й) эскадр и логистике .
          К тому же строить корабли за рубежом было гораздо дешевле .
          "Ретвизан" на пример , обошелся русской казне всего в 8 миллионов рублей серебром . На своих верфях мы подобные корабли(бородинцев) строили за 15 млн. рублей .
          1. 0
            21 июля 2021 17:51
            Перегрелись. Паромом - нормально перекинуть, иль вы подумаете? А кркугосиба нет - только так
            КАК перекинуть? Железка есть? На бумаге она есть!
            1. 0
              21 июля 2021 17:54
              Круг - вокруг Байкала
      2. 0
        21 июля 2021 22:36
        А напишите за это. А я поговорю, а то долго, в один пост не влезет. Думаете я не скажу? Ошибка...
      3. 0
        22 июля 2021 08:11
        Можно и проще - не отправлять на Балтику эскадру Чухнина в 1901 году до прихода новых кораблей. Это 2 броненосца и 3 крейсера. Конечно корабли были не новые, но при наличии морской крепости в шаговой доступности они бы сказали свое слово.
        Всяко лучше, чем в составе 2ТОЭ
        1. +1
          22 июля 2021 10:16
          Насколько помню "Наварин" и "Сисой" шли на Балтику в ремонт и модернизацию . Лишними они в Артуре конечно не были-бы , могли использоваться для поддержки сухопутных сил , конвойных нужд и охраны водного региона . Но в эскадренном бою от них толку бы не было - старая артиллерия с дымным порохом .
          Уж проще было просто купить у итальянцев в 1903 г. крейсера ... да с броненосцем в придачу , и отправить в Артур . Просто купить и отправить . И война стала бы невозможна .
          А летом 1904 г. пришли бы бородинцы с "Ослябей" , "Олег" с "Авророй" - и всё , тотальное господство Русского Флота обеспечено .
          В 1903 г. Япония не решалась начать войну , несмотря на усиленные требования Англии и США , и на то , что на ТОФ у нас были только 3 "Полтавы" , 2 "Победы" и владивостокские крейсера . Японцы считали , что экипажи новых кораблей должны были освоить их и сплаваться в составе своих отрядов . И решились только после того , как им американские банки дали кредит на войну , а англичане поспособствовали покупке итальянских крейсеров .
          Если бы в 1903г. РИ купила эти два крейсера ... да в придачу и броненосец(а близость войны тогда ощущалась очень остро) , и в составе того отряда , что осенью 1903 г. торчал у Суэцкого канала , перешли в Артур (а в составе отряда был и "Ослябя") , то японцы на войну не решились бы . А решившись , имели бы дело с превосходящими силами . Десантная операция в Корее была бы невозможна , или была бы сорвана силами ТОФ РИ . Имея 3 броненосца иностранной постройки с 18 узловым ходом , 3 "Победы" с ходом 18,5 узлов , 3 "Полтавы" , 2 итальянских крейсера , 3 отечественных бронекрейсера("Россия" , "Рюрик" , "Громобой") и хорошо бронированный , но недостаточно вооруженный "Баян" ... ТОФ имел бы 14 бронированных кораблей , против 12 японских , с преимуществом по главному калибру(три "Победы" с 10" ГК) . Этих сил было достаточно для захвата инициативы на море и недопущения высадки десанта в Корее .
          А к концу лета 1904 г. подошли бы с Балтики ещё четыре бородинца .
          И у РИ было достаточно средств для своевременной закупки этих , уже готовых и полностью укомплектованных и снаряженных кораблей .
          Но именно Витте делал всё , чтобы этого не допустить - он держал наши корабли в Суэце своими теллеграммами накануне войны(просто чудо , что наши моряки в конце концов плюнули на эти телеграммы и "Ретвизан" с "Цесаревичем" буквально в последний момент таки прибыли в Артур) , не давал денег на срочную закупку готовых кораблей за рубежом , до этого сорвал планы и возможности заказать бОльшее количество кораблей в Германии и США , регулярно задерживал финансирование кораблей(в первую очередь броненосцев) на русских верфях ... Ведь при ритмичном финансировании по крайней мере часть бородинцев могла оказаться на ТОФ до конца 1903 г.
          РИ целенаправленно вели к поражению в РЯВ , революции и гибели . Это было продолжением "Большой Игры" , а Япония была лишь инструментом .
    7. +1
      21 июля 2021 21:59
      совершено справедливо, ... именно деньги бесполезно вбуханные в понты в виде крупнотоннажного флота и пригодились бы на суше.... ув. Роман Иванов выдвигает тенденциозную ложную версию про влияние генерал адмирала.,.. в общем то валит все на царя... и пытается отмыть рожественского, труса и предателя. а между тем причины поражения в РЯ известны . 1) прямое предательство, Витте дал денег на флот японцам,, террористы банально взорвали ЭБР Петропавловск с адмиралом Макаровым, ... Кроме Кондратенко и Макарова там не было приличных военно начальников, просто сдали Порт- Артур предательски, ну и бегство в начале боя с корабля Рожесвенского, это как??? ........ 2) неправильная кораблестроительная политика вбухивание денег универсальные огромные линкоры с непонятными задачами круговой обороны, и крейсера почти не вооруженные, но тоже огромные, вроде пиратов ловить ими? между тем здравая идея Макарова про массовую однобашенную Эсмеральду (Канонерка в 3000-4000 тонн) , и миноносцы, могла бы выиграть бой, и кстати именно таков и был японский флот, вплоть до самой эсмеральды в нем. В этом ключе задержка на Мадагаскаре, никак не повлияла на исход войны, к войнам за два месяца не готовятся. А вот если бы флот состоял из 30 Эсмеральд, то зарубил бы япошек в клочки. 60 орудиями 3) прямое предательство и тупость Рожественского пошедшего в бой походной кильватерной колонной предоставив японцам расстреливать русские корабли по одному.... нужно было двигаться линией, это азы морского и сухопутного боя. поставив в середину линии однобашенный броненосец, а остальными охватывать японцев с флангов, чтобы задействовать обе башни, а крейсера направить против миноносцев. 4) низкая выучка канониров, = вот все причины поражения
  2. +5
    20 июля 2021 04:38
    основная причина поражения – быстрая потеря управления. Двух командиров отрядов (а Зиновий совмещал по сути в себе командира Первого броненосного и Главных сил) выбило в течение получаса

    Это что-то новенькое.
    Выходит, что если бы Рожественский не был ранен, исход Цусимского сражения был бы другим ?
    1. +2
      20 июля 2021 05:38
      Цитата: Товарищ
      основная причина поражения – быстрая потеря управления. Двух командиров отрядов (а Зиновий совмещал по сути в себе командира Первого броненосного и Главных сил) выбило в течение получаса

      Это что-то новенькое.
      Выходит, что если бы Рожественский не был ранен, исход Цусимского сражения был бы другим ?

      Да не новенькая, а самая старенькая «обелить чёрное, покрасив сажей белое»!
  3. +4
    20 июля 2021 05:42
    Энквист вёл своё, по сути самостоятельное сражение. Окажись на «Николае» он, и минимум два эскадренных броненосца и два ББО вышли бы к Шанхаю.

    Утром бы их засекли патрульные суда, доложили куда следует, и у японцев было бы достаточно времени, чтобы догнать их и преградить им дорогу.
    Кстати, японцы не постеснялись ни угрожать "Варягу" с "Корейцем" боем на нейтральном рейде, ни захватить в Чифу уже разоружившийся "Решительный".
    Что могло помешать Того пойти по стопам Уриу и в случае, если бы Энквисту удалось добраться до Шанхая раньше японцев, подойти и предъявить ультиматум - или вы выходите в открытое море, или я дам вам бой прямо в порту ?
  4. +6
    20 июля 2021 06:09
    Как всегда.Вот если бы у бабушки, при определенных условиях произошли изменения в организме, а возможности для этого были, что подтверждается документами, она стала бы дедушкой.Но не стала, давайте разбираться.Судя по документам, дело в дозировке.Если бы врач прописал не 20 мг, а 40 мг изменения бы у неё начались, а так и дедкой не стала и ноги отрезали, гангрена была. smile
  5. +4
    20 июля 2021 07:25
    О той войне будут говорить, наверное, вечно, и слава Богу всё чаще именно не говорят, а выкладывают документы, вот нашёл в ЖЖ целый массив документов, что интересно – без всяких комментариев

    Возникает закономерный вопрос - если автора так интересует "та война", что ему мешает обратиться в Российский государственный архив военно-морского флота, а не ждать, пока кто то что то "выкладет"?
    1. -1
      20 июля 2021 09:10
      Вик. Ник, автора вполне устраивает кусок выложенного документа,а работать в архиве.... Смеяться изволите, ведь, это утомительно,а ему НЕКОГДА
  6. +8
    20 июля 2021 07:49
    Ну и где "массив документов"??? Я тоже интересуюсь "той войной" как и многие, и что в материале?(статьёй назвать трудно). Несколько вырванных "цитат" ,начинающихся чуть ли не с полуслова и также заканчивающихся,вырванных из контекста, но судя по всему подходящих к идеям автора.И тут же выводы космического масштаба
  7. +2
    20 июля 2021 08:24
    Опять помешали танцорам скользкий пол, узкая обувь.
  8. +4
    20 июля 2021 08:53
    "против были Бирилев и Алексеев , которые в мирских делах воображали"вообще-то адмирал Дубасов тоже в морских делах соображал. Имел высшее образование,участник русско- турецкой войны, храбрый офицер.
    Адмирал Алексеев не имел боевого опыта,один из главных виновников РЯВ. Посредственный офицер, внебрачный сын Александра 2.
    Великий князь Алексей Александрович - ничтожество и в морских делах разбирался весьма посредственно.
    в.к. Александр Михайлович имел морское образование. Под его руководством разработана программа вселения флота в Тихом океане. Предупреждал о РЯВ.
    Так что утверждение,что Бирилев и Алексеев в морских делах разбирались,а в.к.и Дубасов не разбирались спорно.
    З. М. Рожественский был человек не глупый ,но своеобразный. И невезучий: Алексеев, генерал-адмирал Алексей Александрович, Александр Михайлович, Новиков-Прибой ВСЕ его делали козлом отпущения
    1. +3
      20 июля 2021 13:30
      Я жутко извиняюсь...
      Цитата: vladcub
      Под его руководством разработана программа вселения флота

      Что?
      1. +2
        20 июля 2021 14:15
        Прошу прощения::"очепатка" писал:"уселения",а авторедактор исправил как хотел
        1. +2
          20 июля 2021 14:32
          Тогда понятно wink
  9. +2
    20 июля 2021 09:31
    "окажись он на "Николае", автор, полагаете,что боевая рубка корабля состоит из отдельных отсеков? Снаряд попал в боевую рубку и ранил Рожественского,а если бы Энквист был там? Где гарантия,что Энквист не пострадал?
    Думаю,что предположение автора весьма сомнительно
    1. +3
      20 июля 2021 13:31
      Цитата: vladcub
      окажись он на "Николае", автор, полагаете, что боевая рубка корабля состоит из отдельных отсеков? Снаряд попал в боевую рубку и ранил Рожественского,а если бы Энквист был там?

      Все же ЗПР был ранен в рубке "Суворова".
      1. 0
        20 июля 2021 13:41
        Звиняюсь, запамятовал флагмана,но один фиг: Энквист мог попасть под снаряд и на "Суворове",ведь, рубка не имеет изолированных отсеков. А если бы флагман утонул,что тогда: на батискафе всплывать? Автор брякнул не подумав
        1. +4
          20 июля 2021 13:47
          Я так понял, автор имел в виду, что если бы 3 отрядом командовал Энквист ему хватило бы ума развернуть остатки эскадры и попытаться спастись бегством.
          1. 0
            20 июля 2021 13:52
            Думаю, это было мало вероятно
          2. PPD
            0
            20 июля 2021 14:30
            Только еслиб Добротворский рядом был.
            Повернул бы назад и на всех парах...
            Кто не успел тому не повезло.
  10. +10
    20 июля 2021 10:55
    lol автор и многие комментирующие тут явно не заметили что "не так" вышло у России во всех крупных войнах 19-го века... 1812 год, Крымская война, русско-турецкая 1877-78г, -- всё в них "вышло не так"... И русско-японская 1904-05гг а потом и Первая мировая только продолжение этой серии...
    ЗЫ: согласен с автором в главной причине поражений -- потери управления. Кстати, это был "фирменный стиль" Русской Армии и в войнах 18-го века, но тогда , ввиду неразвитости средств поражения это ещё удавалось компенсировать храбростью солдат и офицеров(умения управлять у них небыло, а вот храбрость была :) ). Даже войну 1812-го года ещё как то вытянули. Но вот дальше последовал новый виток развития вооружений и всё, как отрезало... Что характерно этот процесс(когда "пошло не так") продолжался и в советское время(достаточно вспомнить начало Великой Отечественной, или Финскую, или Афганистан...). Слабое управление и его быстрая утрата присутствовали всегда. Тоже и в современности -- Чечня, Грузия -- руководство войсками стояло на убогом уровне! Ещё неизвестно что было бы начни украинцы воевать в 2014-ом в Крыму...
    1. +4
      20 июля 2021 13:32
      Цитата: неспич
      Ещё неизвестно что было бы начни украинцы воевать в 2014-ом в Крыму...

      Эко вас... lol
    2. +4
      20 июля 2021 13:50
      Безвольный командующий - 60% поражения. Куропаткин как командующий был полное ничтожество
      Крымская война:посредственное руководство и полное железной дороги до Крыма. У Николая 1 было понимание: ЖД нужны Росси,но строили медленно
      Русско- турецкая война 1877 . Командующий в.к. Николай Николаевич как стратег... Интересно,как болгарские военные историки оценивают способности русского командования? Неорганизованность также была большая
      1. +6
        20 июля 2021 18:37
        Крымская война:посредственное руководство и полное железной дороги до Крыма. У Николая 1 было понимание: ЖД нужны Росси,но строили медленно

        Не забывайте еще один важный момент - основные усилия по созданию мощной военной инфраструктуры были нацелены на западные рубежи, прежде всего, Польшу. Там строились мощные крепости, дороги, там всю Крымскую войну простояла мощная группировка русских войск. Никто не хотел повторения 1812 года. Второй центр приложения усилий - прикрытие Петербурга.
        Что касается отсутствия железной дороги в Крым, то никто и не планировал вести сухопутную войну в Крыму: флот должен был сделать свое дело: если бы Лазарев прожил дольше, то союзники попросту не смогли бы и высадиться. Но, увы, кроме запаниковавшего Нахимова, который кинулся топить корабли, не сняв до конца даже орудия с них, никого не нашлось. Зато сухопутную оборону он, видите ли, организовал! Надо полагать именно этого от адмирала и ждали, жаль еще кавалерию не возглавил.
        Собственно, кризис снабжения Севастополя начался с прорыва союзников в Азовское море. Имея достаточно средств для обороны узкого пролива, что делает русский флот? Правильно - затапливается. Водобоязнь!
        Затопить весь флот, погубить 90% личного состава в сухопутных боях и в результате сдать все-таки ключевую ВМБ региона. Не сделав на морском театре ничего после появления союзников. Ну не моряки.
        1. +1
          20 июля 2021 19:45
          "простояла мощная группировка русских войск" давно :" генералы готовятся к прошлой войне" так в данном случае.
        2. 0
          21 июля 2021 10:41
          Цитата: Рязанец87
          Не забывайте еще один важный момент - основные усилия по созданию мощной военной инфраструктуры были нацелены на западные рубежи, прежде всего, Польшу. Там строились мощные крепости, дороги, там всю Крымскую войну простояла мощная группировка русских войск.

          Не совсем так. Даже по планам укрепление западной границы шло с оглядкой на необходимость укрепления ДВ. А когда дело дошло до денег - то все эти планы были позабыты-позаброшены.
          В России крупные работы по крепостному строительству были предусмотрены с назначением в 1898 г. военным министром генерала Куропаткина. Ставя на первом плане скорейшее усиление западной границы, Куропаткин не мог однако не считаться с обстановкой, сложившейся после японо-китайской войны 1894—1895 гг. на Дальнем Востоке, где приходилось серьезно подумать об усилении военного положения, которое и вошло в план мероприятий на ближайшее пятилетие 1899 — 1903 гг. В этот план входили между прочим постройка новой крепости в Порт-Артуре, усиление существовавшей уже крепости Владивосток и Николаевск-на-Амуре.
          На западной границе в указанное пятилетие имелось в виду создать предмостные позиции у Рожан, Ломжи, Топилец и Желтки по р. Нарев, затем предположено было укрепление Ковеля и Влодавы и усиление Висло-Наревского плацдарма с восточной стороны постройкой новых фортов у Бениаминова, Непоренты, Александрова, Ремболыцизны и Шамоцина, а также форта Дембе близ Зегржа. В общем на бывшем передовом театре имелось в виду, по мысли самого Куропаткина, создать огромный, недоступный вторжению немцев укрепленный район, в котором западный фронт образовали бы крепости: Новогеоргиевск, Варшава и Ивангород — по р. Висла, южный фронт: Ивангород, р. Вепрж, Коцк-Влодавский озерно-болотистый район и наконец северный фронт по р. Нарев с крепостями — Новогеоргиевск, Зегрж, Пултуск, Рожаны, Остроленка, Ломжа и общим редюитом-крепостью Брест-Литовск.
          Однако вследствие значительных урезок кредитов этот весь грандиозный план осуществлен не был.
          Яковлев
          В результате, вместо новых полноценных фортов западная граница получила "полудолговременные" и "экономические" укрепления (и то не везде), а Порт-Артур - линию обороны из "экономических" фортов, придвинутую к городу так близко (сэкономили на длине обороны), что при осаде окраины оказались в зоне ружейного огня.
          1. 0
            21 июля 2021 13:18
            Мы со Святославом говорили про ситуацию перед Крымской войной, обратите, пожалуйста, внимание.
    3. 0
      21 июля 2021 09:13
      В слабом управлении ,после переломной Сталинрадской операции,СА ни как нельзя заподозрить. Война свой естественный отбор сделала. Даже Жора- мясник реже стал гонять солдатиков в лоб на пулеметы.
      1. +1
        21 июля 2021 20:04
        "Даже Жора- мясник реже стал гонять солдатиков в лоб на пулеметы."///
        ---
        По той причине, что его, к великому счастью для страны, выкинули из Генштаба в конце 1942.
        И запретили появляться на совещаниях. Он достал всех своим хамством
        и вопиющей некомпетентностью.
        1. 0
          22 июля 2021 09:03
          За- то в войсках покарулесил от души. Не как не могу понять Сталина,почему доверял. Ведь проницательный и умный был человек. В прочем и Никиту тоже терпел почему- то.
  11. +8
    20 июля 2021 11:04
    Статья получилось очень ... своеобразная.
    Но в итоге вышло как вышло, и ради пяти бесполезных кораблей эскадру задержали на два месяца

    Получилось "ни два, ни полтора".
    Лучший вариант - это выходить как можно раньше и через Суэц. Тогда были шансы успеть на ДВ до расстрела кораблей 1ТОЭ. Почему тянули и пошли длинным путем, когда ПА был уже на грани - не понятно.
    Это сильно потом Небогатов будет заявлять, что ничего не знал и до него ничего не доводили, оказывается – знал, доводили и даже приказ на завязку боя разработал

    План на перестроение в боевой порядок - это не план боя. Совсем не план боя!
    Энквист ведь намеренно отступал в Шанхай, зная, что эскадра в случае поражения придёт туда и там ждут запасы и плавмастерская.

    Во-первых, Энквист отступил в Манилу.
    Во-вторых, почему он самовольно отделился от эскадры и вышел из боя? Это называется словом "дезертировал".
    И кажется мне, очень удивился, когда понял, что эскадра не отступила после поражения.

    Эскадра имела приказ NO23 и выполняла его, шла во Владивосток.
    Почему Энквист не выполнил приказ - это вопросы к Энквисту.
    Откуда, кстати, и основная причина поражения – быстрая потеря управления

    Это новый миф Цусимы?
    Чтобы в него не поверить, достаточно посмотреть на схеме маневры нашей эскадры до 2:40 и после. И сравнить их.
    третий не разобрался в обстановке и предпочёл выполнять последний приказ, дабы чего не вышло

    По Морскому Уставу, Небогатов должен был вступить в командование не скоро. Перед ним были флаг-офицер и младший флагман Фелькерзам. Отдельного сигнала для передачи командования Рожественский не разработал, хотя по Уставу обязан был. Зато прямо прописал следовать эскадре за кораблем, который был первый в кильватере, что на практике и выполнялось. Но автор почему-то делает виновным Небогатова.
    1. 0
      20 июля 2021 19:37
      Вопросы к Энквисту и автору,что его пиарит
    2. 0
      20 июля 2021 20:01
      Цитата: rytik32
      Лучший вариант - это выходить как можно раньше и через Суэц.

      А Вы уверены, что Британия бы этот проход не задробила ? У Британии было 44% акций, остальное у Франции, которая была союзницей России только на бумаге. Как там ответила Франция на намек о исполнении своих союзнических обязанностей ? "Союз Франции и России" действует только в Европе.
      А Британия закрыла бы проход моментально. Как Босфор в нарушении нейтралитета, лишь бы ЧФ не пропустить.
      1. +2
        20 июля 2021 22:17
        Не стоит считать Англию заклятым врагом России в то время. Англичане продавали нам дальномеры (правда не напрямую, но 100% знали кому). Приняли заказ на "Рюрик 2". По факту проход Фелькерзама через канал проходил в доброжелательной для русских обстановке. Специально даже усилили меры охраны наших кораблей в канале и в порту. Да и первоначальный (весной 1904 г.) план предусматривал проход 2ТОЭ через Суэц. Почему переиграли - не понятно.
    3. +3
      21 июля 2021 18:15
      Это у хрустобулочников перевернуто все с ног на голову: Энквист сбежавший на Манилу - герой, а Небогатов до последнего выполнявший приказ - трус и подлец.
      Что-то никто не говорит, что утром остатки эскадры встретив японские крейсеры пытались их атаковать...
      1. +2
        21 июля 2021 21:23
        Для подтверждения ваших слов выложу японскую схему. Русская эскадра внизу.
        1. 0
          22 июля 2021 08:58
          Большое спасибо, Алексей.
  12. +6
    20 июля 2021 11:14
    Ну о-о-очень, на мой взгляд, поверхностно автор пишет.
    Вот первое, что проще всего проверить:
    А ещё есть приказ Небогатова, схему из которого я выложил выше:
    ПРИКАЗ
    КОМАНДУЮЩЕГО 3-мъ БРОНЕНОСНЫМ ОТРЯДОМ
    29-го Апреля 1905 года №156-й.

    Есть такой приказ. Вот он:
    https://all-kruchinin.livejournal.com/1116.html
    А вот и схемы, к нему приложенные.

    Несколько отличаются от того, что привел автор в статье. smile
    Первая же, простейшая проверка добросовестности автора показала, на мой взгляд, удручающие результаты. Вроде, ничего особо страшного, но вот как теперь доверять таким публикациям?
    Короче, я в расстройстве и пошел заниматься своими делами. Всем удачи. smile hi
    1. +5
      20 июля 2021 14:10
      Браво . Хорошо заметил:"как теперь доверять таким публикациям"?
      Если в целом то: сайту не хватает специалиста по морской истории. А/Ч ушел,был Юра27(?),не помню,б.м.интересные комменты по флоту, тоже нет. В результате морские"историки": Скоморохов,Руднев - предатель и нарочно Варяга япам отдал,Иванов
      1. +3
        20 июля 2021 15:22
        Сейчас случайно обратил внимание - схема Небогатова в статье имеется, только не в теле, а в "заставке". Претензию отчасти можно снять, но только отчасти. Там и сакм приказ можно разобрать - как он интерпретируется в статье, насколько авторская интерпретация обоснована. Короче, остаюсь при своем мнении - автору ещё работать и работать, как над собой, так и над материалами, которые он публикует.
  13. +6
    20 июля 2021 23:04
    Это не история а голая пропаганда нашего клуба любителей похрустеть французской булкой. Причем исполненная в стиле Резуна\Суворова с его "Ледоколом". Когда берут вроде бы известные факты и затем передергивают и выворачивают их до неузнаваемости.

    Рожественский ЗНАЛ, что Порт-Артур не устоит, и видел своей целью как можно скорее перебросить балтийские подкрепления на ТВД.

    Красивая, пафосная фраза. Все ЗНАЛИ что помощь 1-й ТОЭ и нашей армии на ДВ нужна срочно. Именно поэтому Авелан, своим приказом, назначает нового командующего 2-й ТОЭ, адмирала Рожественского, ответственным за выход эскадры в поход не позднее 1 июля 1904 года.(!!!)

    А что мы видим на практике? Только в сентябре первый раз от берега оттолкнулись. Пока Рожественский не выдавил из любимого царя-батюшки новое звание вице-адмирала из Питера сей "герой" ни ногой. Да и когда наконец соизволил в путь отправится дорогу себе придумал самую дальнюю и запутанную. Дольше него наверное один Крузенштерн с Лисянским плавал. Но они хотя бы Антарктиду по пути открыли, а чем наш ЗПР в пути занимался? Жалкие две стрельбы за 7 месяцев похода и стояния организовал?

    Очень бы хотелось чтобы автор разъяснил таки смысл своей пафосной фразы.. Если Рожественский и вправду ЗНАЛ что помощь на Дальнем Востоке нужна крайне срочно, то кому же он служил на самом деле? Царю или Микадо?
    1. +3
      21 июля 2021 09:40
      Выйти в июне, но без Орла... имея 6 эбров и прибыть на ДВ к октябрю... зато эскадра еще жива. Да. Пожалуй в этом был смысл.
      1. +3
        21 июля 2021 14:05
        Причем "Орел" еще мог догнать эскадру.
        1. +3
          21 июля 2021 15:51
          Цитата: rytik32
          Причем "Орел" еще мог догнать эскадру.

          Ну или подойти чуть позже "для восполнения потерь" так сказать.
          Просто если чуть представить... 2ТОЭ (без Орла) выходит 30 июня. Тогда надобность в бое 28 июля отпадает - сидите и ждите подкреплений. Эскадра смиренно ждет октября... поход, бой, соединение, прорыв.... Нет, что мы разгромим япов конечно нет, но пройти (пусть с потерей Наварина и Нахимова) - уже да. После этого война для Японии становится просто бессмысленной тратой времени.
    2. +3
      21 июля 2021 13:49
      Цитата: Saxahorse

      Красивая, пафосная фраза. Все ЗНАЛИ что помощь 1-й ТОЭ и нашей армии на ДВ нужна срочно. Именно поэтому Авелан, своим приказом, назначает нового командующего 2-й ТОЭ, адмирала Рожественского, ответственным за выход эскадры в поход не позднее 1 июля 1904 года.(!!!)

      А что мы видим на практике? Только в сентябре первый раз от берега оттолкнулись. Пока

      Тут еще такой вопрос, если помощь нужна была срочно (а это правда) ничего не мешало, двигаться на ДВ группами, ускорив продвижение наиболее быстроходных судов и оставив потихоньку идти старые суда, которых могла бы встретить 1 ТОЭ.

      И вообще недальновидность тогдашнего руководства поражает - та же "Светлана", могла быть и до начала войны переброшена на ДВ. Она вполне могла быть и полезной и противостоять если что собачкам.
      1. +1
        21 июля 2021 15:47
        Цитата: Maxim G
        И вообще недальновидность тогдашнего руководства поражает

        Просто никто не расценивал Японию как серьезного противника. И это не только к России относится. США тоже никакого серьезного флота на Тихом океане не имели до РЯВ. Все англицкие силы заточены на противостоять России. Остальных вообще можно в расчет не брать.
        1. +1
          21 июля 2021 17:21
          Россия как раз таки расценивала и серьезный флот имела на Дальнем Востоке, и старалась усилить его.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»