Русские танки из альтернативной реальности

96
Русские танки из альтернативной реальности
Вот кто это сказал, а главное – доказал, что первый российский танк не мог походить вот на эту машину из кинофильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход»?

И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
Бытие 1:31

Танки альтернативной истории. Конечно, история сослагательного наклонения не знает. Но почему бы иногда и не помечтать немного? Ну, скажем, не вообразить, что вместо совершенно дурацкого «Царь-танка» российским инженерам удалось создать свой собственный паровой танк, а главное – соблазнить его действующей моделью самого «царя-батюшку»?!

Рождение идеи


Весть о новой бронемашине, созданной в Англии, не осталась без внимания и в России. Анализ полученной информации показал, что английские «тэнки» действительно превосходят все существующие сухопутные машины. Даже полугусеничные бронемашины «Остин-Кегресс» – гордость российской армии, не могут столь же успешно преодолевать траншеи и воронки, и разрывать заграждения из колючей проволоки.




В 1914 году британские журналы один за другим помещали изображения таких вот странных большеколесных боевых машин. Три колеса, свободно ломающих кирпичные ограды, три двухорудийные башни, две пулеметные башенки для самообороны, рубка вроде корабельной… Таким виделся одному английскому автору перспективный сухопутный боевой «корабль»

Офицеры генштаба проанализировали варианты применения подобных машин и пришли к выводу, что «тэнки» способны обеспечить быстрый прорыв первой полосы обороны противника при минимальных потерях. По расчётам выходило, что даже несколько десятков машин, сосредоточенных на острие главного удара, гарантированно обеспечат успех операции. По этим расчётам выходило, что «тэнк» должен иметь орудие калибром не меньше трех дюймов, с высокой скорострельностью и хорошей баллистикой, а также несколько пулеметов. Лобовая броня должна была выдерживать поставленную «на удар» немецкую 75-мм гранату с расстояния полверсты, а бортовые проекции – разрыв 105-мм гранаты на расстоянии в три сажени. Из-за частого поражения экипажей бронеавтомобилей брызгами свинца через смотровые щели было решено применить перископические приборы для наблюдения и прицелов.


А вот такие бронеавтомобили в годы Первой мировой войны вполне заслуженно называли «русским типом танка»

От идеи в металл


Прикинув и так, и сяк, военные решили, что 50-ти экземпляров «русских тэнков» для прорыва фронта будет достаточно. Для проектирования и строительства была организована рабочая группа из специалистов Ижорского, Путиловского и Коломенского паровозного заводов, имевших большой опыт создания бронеавтомобилей и бронепоездов. Деньги, скинувшись, дали промышленники и «хлебные короли» Поволжья.

За основу был взят английский Мк I. Правда, в Российской Империи не производили бензиновых моторов требуемых характеристик. Однако путиловцы, использовав проект паровой машины для разъездного катера, с помощью инженеров Коломенского паровозостроительного завода превратили его в компактный высокооборотный паровой двигатель мощностью 60 л/с. Правда, его водотрубный паровой котел с керосиновой форсункой и принудительным дутьём имел почти километр медных трубок. Зато разогревался он всего за 15 минут, после чего выдавал высокотемпературный пар с давлением 12 атм.

Было решено установить на «тэнк» две такие паровые машины и один котел. Эта схема позволяла избавиться от коробки скоростей, механизма поворота и придавала танку способность разворачиваться на месте, пустив одну гусеницу вперёд, а другую – назад. Котел разместили в кормовой части машины, а паровые машины – в гусеничных обводах, непосредственно возле ведущих колес. Инженерам пришлось немало повозиться с конденсаторами пара. В итоге их разместили в гусеничных обводах слева и справа от котла. Для повышения эффективности, их снабдили вентиляторами с приводом от двух паровых турбин, работающих на отработанном паре. Однако этого оказалось недостаточно, и при работе котла более чем на 60 % мощности пар конденсироваться не успевал. Решили проблему лобовым путём, разместив в передней части два бака для питательной воды, общим объёмом около 500 литров, куда и отводили остаточный пар!


Паровой, да ещё и огнемётный танк в то же время был создан в США!

«Повозка для пушек»


Многие военные специалисты рассматривали «тэнк» как «повозку для пулеметов» и предлагали оснастить его целой батареей пулеметов. Однако возобладало мнение, что главным оружием «тэнка» должны быть пушки. Причём не две, как у англичан, а три! Две в спонсонах, как на Мк I, а третья наверху во вращающейся башне! Правда, полевая трехдюймовка не подошла из-за большой длины отката и поршневого замка, снижавшего скорострельность, а горная пушка обладала низкой баллистикой, поэтому для башни взяли укороченную зенитную пушку Лендера с полуавтоматическим клиновым затвором, имевшую и хорошую баллистику, и высокую скорострельность, а в спонсоны поставили 47-мм пушки Гочкиса, снятые со старых миноносцев.


Похожий на британские «ромбы», он испытывался, демонстрировался на парадах, его часто фотографировали, но даже после вступления США в войну в боевых действиях он не участвовал

«Трясёт? Не трясёт!»


Из Англии сообщали, что британские «тэнки» из-за жёсткого крепления опорных катков на ходу сильно трясёт. Однако же и упругую подвеску на первом русском серийном «тэнке» из-за её сложности делать не решились. Сошлись на блокированных тележках, объединённых балансирами, подобно ходовой части тяжелых портальных кранов. С учётом проектной максимальной скорости по шоссе, равной восьми верстам в час, такую ходовую часть посчитали вполне достаточной.


Только проект


Кстати, трехколесная схема в то время была популярна не только среди тех, кто писал про трехколесные танки в английские журналы, но и среди германских конструкторов, также создавших трехколесный танк «Треффасваген». Вот только двигатель у него был бензиновый. И... может быть кто-нибудь знает, где у него «перед»?

«Русский ромб»


Внешне танки сильно напоминали английские: тот же ромбический гусеничный обвод, расположение вооружения в спонсонах, низкая скорость. Боевой вес удалось удержать на уровне 25 тонн. Корпус был выполнен из броневых листов толщиной 8,3-12,7 мм с дополнительными накладками на лобовых деталях, давших в итоге общую толщину, равную 33,7 мм. У водителя имелось два перископа с посеребренными зеркалами. По обеим сторонам от него находились водяные баки. В боевом отделении вооружение размещалось в два яруса: в башне вверху и двух спонсонах внизу. Броневая дверь располагалась на корпусе сразу за спонсоном слева. Паровой котел с дымовой трубой и место механика находились за боевым отделением, причём механик имел свои собственные приводы управления и в случае необходимости мог взять на себя управление при движении задним ходом. В кормовой части корпуса был также установлен и топливный бак на 110 пудов керосина и здесь же размещались два масляных бака на восемь пудов касторового масла каждый.


Вполне мог иметь паровой двигатель и вот этот тяжелый танк…

Обнадёживающий результат!


Уже на первых испытаниях новых машин выяснялось, что «русские тэнки» просты в управлении, достаточно маневренны, имеют высокую тактическую скорость, а на скорости до 5 верст в час издают шума не больше, чем обычный автомобиль, что позволяло экипажу сносно переговариваться во время боя. Запасов топлива и воды хватало на 30 верст по прямой. Да и продуманное размещение узлов и агрегатов, просторное боевое отделение и наличие подвески обеспечивали экипажу значительно более комфортные, по сравнению с английскими «тэнками», условия обитания. О превосходстве в вооружении можно было и не говорить, как и о его удачном расположении, позволявшем экипажу из восьми человек легко создавать высокую плотность огня во всех направлениях.

Русские «тэнки» начинают и выигрывают!


Все 50 «тэнков» к наступлению подготовить не успели – только 32, однако посчитали, что и их будет достаточно. Договорились применить их одновременно с англичанами, и с Божьей помощью начали наступление в направлении на Луцк. Артиллерийская подготовка продолжалась с 3 часов ночи 3 июня до 9 часов утра 5 июня, чего ещё не было в практике действий русской армии. Построенные австрийцами передовые укрепления были разрушены, после чего для прорыва второй полосы обороны в дело были брошены «тэнки». Накреняясь в воронках и окопах, они, тем не менее, неудержимо двинулись вперёд, расстреливая пулеметные гнёзда из орудий и давя блиндажи гусеницами. Фронт был прорван на 25 верст в глубину при минимальных потерях. Ну а психологическое их воздействие оказалось столь велико, что многие австрийские (не говоря уже о чешских и словацких частях) сдавались одному единственному «тэнку», стоило ему приблизиться к их позициям. Правда, выяснилось, что доставлять топливо к «тэнкам» можно только на подводах, однако в течение ночи и доставка, и заправка машин были осуществлены, и утром наступление возобновилось, причём благодаря наличию трех орудий «тэнки» самостоятельно подавили выставленные против них германские батареи, буквально забросав их градом снарядов.


Вот таким «русский тэнк» мог быть вполне. И, кстати, совершенно непонятно, почему именно таким не стал английский первый «тэнк». Три пушки – две в спонсонах и одна в башне в передней части корпуса ведь так на него и просятся


Удобная и мощная машина могла бы получиться, что и говорить!

24 июня началась артподготовка англо-французских армий на реке Сомме, длившаяся семь дней, после чего 1 июля союзники перешли в наступление. Теперь фронт был прорван не только на юге, но и на западе. Австро-Венгрия запросила перемирия, затем к ней присоединилась Турция, и таким образом державы Тройственного союза были разгромлены! В итоге революции так и не вспыхнули ни в России, ни в Германии, ни в Австро-Венгрии, хотя, да, с течением времени законы экономического развития неумолимо привели их все к интеграции в единый экономический союз – Соединенные Штаты Европы!

P.S. Цветные иллюстрации выполнены А. Шепсом.
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    28 июля 2021 04:56
    Мда what.
    Пар, дрова, медные трубки, танк, паровой котёл... Соединенные штаты Европы... какой чудесный день сегодня.
    Нет Вячеслав моя фантазия на такое не способна. hi
    Но прочитал с большим интересом.
    1. +19
      28 июля 2021 05:10
      Любопытно,но "история не знает слова если".Это,наверное,и к лучшему,если посмотреть на современные "соединенные штаты европы" с их толерантностью и всем остальным прочим..
      1. +13
        28 июля 2021 05:23
        Цитата: СЕРЖ ант
        Любопытно,но "история не знает слова если".Это,наверное,и к лучшему,если посмотреть на современные "соединенные штаты европы" с их толерантностью и всем остальным прочим..

        Давайте лучше о танках!
        Вячеслав Олегович спасибо, прочитал с искренним удовольствием, как будто открыл новую станицу Ваших новых книг!
        Иллюстрации А.Шепса изумительны, передайте ему наше восхищение!
        Эх не зря Емеля на «боевой печи» свататься ездил!!!
        С уважением, всем доброго дня!!!
        1. +13
          28 июля 2021 05:35
          С удовольствием,осталось понять,о каких танках.Кроме американского (этот хоть ездил,пусть и не воевал) и поговорить не о чем - проекты и рисунки.
          1. +9
            28 июля 2021 05:41
            Цитата: СЕРЖ ант
            С удовольствием,осталось понять,о каких танках.Кроме американского (этот хоть ездил,пусть и не воевал) и поговорить не о чем - проекты и рисунки.

            Автор и предлагает поговорить о «бумажных»!!! hi
            П.с. Намахнуло «безкомпьюторно-смартфоновое» детство, когда можно было на словах и мыслях мечтать и фантазировать!!!
            «А у танка три колеса и така пуха» laughing
        2. +3
          28 июля 2021 05:53
          Цитата: Коте пане Коханка
          Иллюстрации А.Шепса изумительны

          Как и само изложение "танкового прорыва" ! Браво ! drinks
          1. +6
            28 июля 2021 06:01
            Ну спасибо, Владимир! Теперь со спокойной совестью можно ехать на дачу, собирать урожай и поливать...
            1. +7
              28 июля 2021 06:07
              Я всякую механику очень уважаю.
              Я ведь человек механический, жестянщик я, рабочая косточка,
              1. +4
                28 июля 2021 11:04
                Тогда ради удовольствия Вы легко сделаете двигатель Стирлинга из консервных коробок - радовать себя, детей, и внуков!
                1. +4
                  28 июля 2021 14:56
                  Цитата: kalibr
                  ради удовольствия

                  Это не я, это Иван Карякин, "Служили два товарища"... Я больше по азбуке Морзе, паяльнику, а ныне телефон и комп.... И спасибо за доверие ! hi Нужно было в кавычки взять....
        3. +4
          28 июля 2021 05:59
          Цитата: Коте пане Коханка
          как будто открыл новую станицу Ваших новых книг!

          Так оно и есть! Пока еще выйдет... а тут - вот оно!
    2. +4
      28 июля 2021 05:58
      Рад, что Вам понравилось. Как раз такие статьи ее и развивают!
    3. +2
      28 июля 2021 06:40
      Цитата: Леха с Андроида.
      Пар, дрова, медные трубки, танк, паровой котёл

      Ну а чё ? Это по-русски ! Баня на колё...гусеницах ! Не знаю, как повоевать;но помыться можно ...а там и по пивку ! drinks
    4. +6
      28 июля 2021 06:53
      Цитата: Леха с Андроида.
      Пар, дрова, медные трубки, танк, паровой котёл...
      Нет Вячеслав моя фантазия на такое не способна.

      А зря, нихтфантазийный вы наш ! Это уж и не такая фантазия !





      АНГЛИЙСКИЕ БЕЗРЕЛЬСОВЫЕ БРОНЕПОЕЗДА в начале ХХ века !
      1. +6
        28 июля 2021 11:05
        Цитата: Nikolaevich I
        АНГЛИЙСКИЕ БЕЗРЕЛЬСОВЫЕ БРОНЕПОЕЗДА в начале ХХ века !

        Об этом поезде будет отдельная статья!
        1. +5
          28 июля 2021 13:19
          Вячеслав, привет и спасибо! smile
          Я-то сначала спросонья пропустил шо оно альтернативное. laughing Какие паровые танки в русской армии, какое наступление, какой прорыв?! Потом разобрался. Забавно, конечно, и хотелось бы продолжения. good
          И вообще, мысль человеческая не дремала. fellow

          1. +4
            28 июля 2021 16:01
            Цитата: Морской Кот
            Забавно, конечно, и хотелось бы продолжения.

            Рад, что Вам понравилось. Продолжение будет, но не про танки... Но не менее интересное... Оно уже готово.
            1. +2
              28 июля 2021 16:06
              Это радует. smile
              1. +3
                28 июля 2021 16:49
                Цитата: Морской Кот
                Это радует.

                И уже выложено-ха-ха!
                1. +3
                  28 июля 2021 17:14
                  А где, я не нашел.
                  1. +3
                    28 июля 2021 18:48
                    Она выложена на модерацию и еще света не увидела. Будет. Она 5 по счету на модерации.
  2. +5
    28 июля 2021 05:43
    Это уже почти стим-панк получился. Довольно короткий, но любопытный и интересный hi
    1. +15
      28 июля 2021 06:11
      О немецком проекте "Железный капут" мы знаем. Теперь пришла очередь проекта "Русский .... ".
  3. +7
    28 июля 2021 05:58
    Статье - зачет!
    Обожаю стимпанк.
    И крокодильские танки тоже.
    1. +6
      28 июля 2021 13:25
      Обожаю стимпанк.


      Ну тогда уж стимпанку -- СТИМТАНК! laughing

  4. +10
    28 июля 2021 06:10
    А почему обязательно пар?Тогда уже были дизеля.Можно было и стирлинга воткнуть.Вообще башня с верху,в тот период развития,было далеко не очевидным решением.
  5. +6
    28 июля 2021 06:28
    Занятно. Но сомнительно по поводу "меценатской помощи хлебных королей". И конструкция была бы больше по габаритам если сравнивать с первыми аглицкими "ромбами".
    И ещё - зачем укорачиват зенитное орудие ежели была 76,2 "противоштурмовая" образца 1910 года использовавшаяся на бронеавтомобилях "Гарфорд-Путиловец"?
    От орудия же не требовалось стрелять на 2 км и попадать в "глаз" вражеского наводчика противотанкового орудия.
    И 47 мм пушки в спонсонах - слабовато по действию ОФ снарядов. А на старых миноносцах были и 57мм орудия...
    Но вес. Надо блюсти требуемый вес машины!!!
    1. +4
      28 июля 2021 10:57
      И ещё - зачем укорачиват зенитное орудие ежели была 76,2 "противоштурмовая" образца 1910 года использовавшаяся на бронеавтомобилях "Гарфорд-Путиловец"?
      От орудия же не требовалось стрелять на 2 км и попадать в "глаз" вражеского наводчика противотанкового орудия.
      И 47 мм пушки в спонсонах - слабовато по действию ОФ снарядов.

      Соглашусь, Алексей. Это еще генерал Филатов разобрал на своем полигоне ОСШ.
      А на старых миноносцах были и 57мм орудия...

      Этот калибр Филатов тоже отринул. Только пушка, кажется, была английской. Разрушительно воздействовала на машину откатом.
      Вообще, Броневую комиссию он возглавлял с 1915-го, и до Революции. Были планы закупки танков. Сначала хотели закупить "шнейдеры", но потом прозорливо захотели купить "рено" - кажется, пулеметный вариант. Но - революция и последующие события перечеркнули это.
      1. +1
        28 июля 2021 11:52
        Цитата: Пане Коханку
        Этот калибр Филатов тоже отринул. Только пушка, кажется, была английской. Разрушительно воздействовала на машину откатом.

        Коломиец считает, что на испытаниях на полигоне Офицерской стрелковой школы в 1914 г. была 57-мм береговая пушка Норденфельда.
        3. 57-мм скорострельное орудие морского образца (речь идет скорее всего о пушке Норденфельда. — Прим. автора) ввиду незначительного его отката слишком разрушительно действует на автомобиль. Кроме того, снаряд ее мало отличается по действию от снаряда 47-мм.
        © М.Коломиец. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне.

        Впрочем, для берегового орудия с длиной ствола в 48 калибров большая сила отката неудивительна.
        Странно, что на испытаниях не было второго 57-мм орудия Норденфельда, принятого на вооружение в России - капонирной пушки с длиной ствола 26 калибров. У неё с откатом при выстреле должно было быть получше из-за меньшей начальной скорости снаряда:
        Начальная скорость гранаты 1266 фт. в сек. и 800 фт. в сек. для картечи.

        Для сравнения - береговая пушка Норденфельда:
        Начальная скорость гранаты 1830 — 1840 фт. в сек., шрапнели — 1665 фт. в сек. и картечи 800 фт. в сек.


        ЕМНИП, 57-мм капонирные орудия всё же рассматривались в качестве варианта для вооружения БА, но все планы пошли прахом, потому как запасы орудий были потеряны вместе с западными крепостями.
        1. +6
          28 июля 2021 12:20
          Коломиец считает, что на испытаниях на полигоне Офицерской стрелковой школы в 1914 г. была 57-мм береговая пушка Норденфельда.

          У меня есть эта книга, но не под руками, а в интернете искать лень. wink
          Зато можете меня поздравить, Алексей! Заказал-купил вот эту книгу. Цена, конечно, караул...
      2. +2
        28 июля 2021 16:02
        Бяда бяда огорчение...
        Ошибочка то вышла. На русских миноносцах небыло 57мм орудий. Только 75 и 47мм. Это на японских, но сделанных на Туманном Альбионе стояли 57мм Гочкиса. recourse
        И только после русско-японской войны закупили партию 57мм. А потом флот их сплавил в армию. Армия складировала в Брест-Литовске. 12 ноября 1914 года склад с орудиями сгорел!
        1. +1
          28 июля 2021 17:14
          12 ноября 1914 года склад с орудиями сгорел!

          Точно. Вроде, так и Коломиец писал.
          1. +3
            28 июля 2021 18:11
            Альтернатива была проста. Не городить "танку" на паровом двигателе, а производить трактора по типу Аллис Чалмерс и "клепать" "русский танк типа "Ахтырец" или "Илья Муромец" в потребных для фронта масштабах!
            Вот это альтернатива так альтернатива...
            Где производить трактора, где материаллы брать и так далее...
            А главное - где рабочих взять. Смышлёных. Соображающих в изготовлении и сборке такого сложного агрегата, как трактор.
            1. +3
              28 июля 2021 22:09
              Ахтырец и Илья один и тот же бронетрактор
              1. 0
                29 июля 2021 07:10
                Этому есть подтверждение?
                Обычно указывают, что было изготовлено 2 бронетрактора.
                1. +4
                  29 июля 2021 09:16
                  Этому есть подтверждение?
                  Обычно указывают, что было изготовлено 2 бронетрактора.

                  Алексей, есть. Виталий прав. hi Видимо, Коломиец писал первую книгу еще не владея всей информацией. Бронетрактор был один, просто менял названия.
                  Вот в этом варианте книги, изданном уже в 20213-м (я купил в 2015-м), фигурирует уже один трактор.
                  1. +1
                    29 июля 2021 10:02
                    Один, так один...
                    1. +4
                      29 июля 2021 10:16
                      Один, так один...

                      Информация про два трактора взята "викой" из статьи Коломийца 1997-го года. drinks
                      http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr1.php
                      Видимо, он тогда действительно не обладал всеми материалами. request
                      Но в книге 2013-го второй трактор уже не фигурирует.
                      Вы ж сами понимаете, кто верстает википедию. drinks Мы тут с Виктором Николаевичем дня три назад разговорились за смерть Екатерины II. "Вика" пишет - умерла в 9.45 утра. Тот, кто верстал подобное, просто не прочел в источнике слово "пополудни"... А умерла она в 9.45 вечера! Вот и верь всему, что в интернете... hi
                2. +2
                  29 июля 2021 11:59
                  Коломиец "Броня русской армии", и другие, был один забронированный Аллисон, под разными именами. Если мне не изменяет память полковник Гулькевичь купил его за свои деньги.
              2. +2
                29 июля 2021 09:18
                Ахтырец и Илья один и тот же бронетрактор

                Виталий, откуда модель? Все точно, кроме пушки. Должна стоять "короткая", а в модели фигурирует путиловская "трехдюймовка".
                1. +3
                  29 июля 2021 12:30
                  Центральный музей вооруженных сил Москва, экспозиция на первом этаже.
                  1. +3
                    29 июля 2021 12:47
                    Центральный музей вооруженных сил Москва, экспозиция на первом этаже.

                    Спасибо! К сожалению, ни разу там не был. ЕМНИП, Гулькевич предлагал использовать такие трактора массово, ряд из них должен был еще буксировать 107-мм пушку.
                    Вообще первым использовать массово броневики для прорыва обороны предложил Виктор Поплавко, он же и разработал конструкцию машины, которую, условно, можно назвать первым отечественным БТР - забронировал грузовик "Джеффери".
                    1. +2
                      29 июля 2021 14:30
                      Записку в ГАУ о бронировании тракторов типа Холт для прорыва обороны Гулькевич подал ещё весной 15-го, как раз когда Британцы задумались о бюро сухопутных кораблей, в общем история печальная там активная работа перепробовали кучу конструкций, у нас энтузиасты бились головой о стену. Алис-чалмес в 15-м испытывали проблемы с заказами, Холт все загреб , заказали 10 тракторов стоили они 5000 бакинских, грузовик полуторка 800-1000, полноприводный Джефри Квад 2800. При этом в Британии покупали колесные "паровые" трактора, которые как тягачи оказались Гэ не очень, гусеничные заказали поздно, да и к этому моменту свободных мощностей не было, запад все загреб, нам по остаточному принципу.
                      1. +2
                        29 июля 2021 15:26
                        Некоторые бились. А некоторые делали заводную игрушку и шли на приём к "Отцу-Импяратору"!!!
                        И тяжёлые орудия "аля-РГК" таскали лошадками.
                        Зачем "лапотным" гусеничные трактора!
                        Это надо "искать" трактористов, механиков, закупать ГСМ и запасные части. Хлопотно!
                        Да и хватило бы на все "бронетрактора" пушек? Вопрос...
                      2. +1
                        29 июля 2021 16:54
                        Дык по сравнению с упертостью немцев, терпимо, у Бритов был Хронсбери даже в 11-м пятерка тракторов была в армии, и он предлагал установить на трактор орудие и частичное бронирование, военные оказались, а у конструктора небыло денег, он все патенты продал Холту.
                        На Ютюбе есть восстановленный короткий фильм - первый в истории рекламный ролик, тракторов Хронсбери от 08-го года для Германии, вот такой парадокс времени, враг - врагом, но бизнес первее. Рекомендую посмотреть. Вставить не могу в смартфоне.
                      3. 0
                        29 июля 2021 17:10
                        В 1908 году ещё не помышляли о Великой Войне. Только начинали к ней готовиться.
                        Крупп русской армии продавал свои орудия - просто бизнесс!!!
                        Гаубицы от Круппа и Шнейдера, пулемёт от американца Максима, револьвер от бельгийца Нагана...
        2. +1
          29 июля 2021 10:29
          Цитата: hohol95
          И только после русско-японской войны закупили партию 57мм. А потом флот их сплавил в армию.

          После чего армия оказалась с тремя типами 57-мм орудий: экс-корабельный Гочкис, береговой длинноствольный Норденфельд и капонирный короткоствольный Норденфельд. smile
    2. +1
      28 июля 2021 20:14
      Цитата: hohol95
      А на старых миноносцах были и 57мм орудия...

      Насколько я помню, на миноносцах РИ не было калибра 57-мм, был 47 и 75.
      1. +2
        28 июля 2021 20:39
        Да их "там не стояло". А вот после русско-японской была закуплена партия 57мм орудий. Они стояли на эсминоносцах типов "Украина", "Финн", "Охотник, "Всадник". Учебном судне "Пётр Великий".
        И на транспортных судах.
        1. +1
          28 июля 2021 20:43
          Цитата: hohol95
          Да их "там не стояло". А вот после русско-японской была закуплена партия 57мм орудий. Они стояли на эсминоносцах типов "Украина", "Финн", "Охотник, "Всадник". Учебном судне "Пётр Великий".
          И на транспортных судах.

          Спасибо, не знал.
          1. +1
            28 июля 2021 20:48
            Возможно эти орудия закупили и до войны с армией и флотом Микадо. Но в войне ни сами орудия, ни корабли для которых они закупались участия не принимали.
            Может быть я опять ошибаюсь. Но для этого надо пересмотреть вооружение всех судов и кораблей использовавшихся во время той войны.
            1. +2
              28 июля 2021 21:01
              Цитата: hohol95
              Возможно эти орудия закупили и до войны с армией и флотом Микадо.

              Именно об этом Широкорад и говорит.

              1. +1
                28 июля 2021 21:51
                Говорит о чём?
                Война началась 9 февраля 1904 года. А орудия заказали??? В 1904 году. А в году 12 месяцев.
                С началом войны получили возможность понять, что 37 и 47мм орудия бесполезны против корабля размером с миноносец.
                Но при этом уже заложенные корабли решили "немного" усилить по вооружению и при этом не "сильно" увеличивая первоначальную стоимость строящихся кораблей. И вместо двух или трёх орудий 75 или 102мм ограничились одним 75 и тремя или четыремя 57мм орудиями. Впоследствии заменённых на несколько 102мм орудий.
                1. +1
                  29 июля 2021 18:45
                  Цитата: hohol95
                  Говорит о чём?

                  О том, что эти орудия не российского происхождения.
                  1. +1
                    29 июля 2021 19:59
                    Просто не понял! Рассеян стал.
                    Да эти орудия и до войны покупали для вооружения пароходов-крейсеров "Доброфлота".
                    Стояли на пароходе "Урал".
                    Ниже по ветке Alexey RA приводит примпр ещё двух пароходов.
                    1. 0
                      29 июля 2021 20:02
                      Цитата: hohol95
                      Просто не понял! Рассеян стал.

                      Да ну на фиг, за такое извиняться. hi
                      1. 0
                        29 июля 2021 20:15
                        Тогда по "кружечке" за взаимопонимание!!! drinks
            2. +1
              29 июля 2021 10:41
              Цитата: hohol95
              Но в войне ни сами орудия, ни корабли для которых они закупались участия не принимали.
              Может быть я опять ошибаюсь. Но для этого надо пересмотреть вооружение всех судов и кораблей использовавшихся во время той войны.

              Меня терзают смутные сомнения - а не было ли 57-мм орудий среди того зоопарка вооружения, что был закуплен и установлен на ВСКР РЯВ? В "Гангуте" был цикл статей о ВСКР, и вроде бы там проскальзывал калибр 57-мм.
              1. +2
                29 июля 2021 10:59
                Пять баллов!!!
                Пароход-крейсер "Урал" - 2х120; 4х76; 8х57мм.
                Орудия систем Канэ, Армстронг и Готчкис!
            3. +1
              29 июля 2021 10:53
              Точно - были. В Гангуте №35 в статье Митюков Н.В., Фрифогель З. "Лайнер с шестью именами – вспомогательный крейсер "Дон" приведён список закупленного вооружения:
              6 - 120 мм Шнейдера
              2 - 120 мм Гочкиса
              8 - 76 мм Гочкиса
              9 - 76 мм Флинта
              18 - 57 мм Гочкиса
              32 - 57 мм Флинта
              Из 50 закупленных 57-мм орудий на ВСКР было установлено 32.
              В частности, ВСКР "Дон" получил 2х120-мм, 5х76-мм и 8х57-мм. ВСКР "Кубань" - 2х120-мм, 4х76-мм, 8х57-мм.
  6. +5
    28 июля 2021 06:46
    Влажные мечты «хрустобулочников»)
    1. +3
      28 июля 2021 09:48
      Влажные мечты «хрустобулочников»)

      hi "Влажные мечты" - это к Роману Злотникову... Он такое количество промонархической фантастики и альтернативы наваял, диву даешься, но читать очень интересно.
      У Вячеслава Олеговича очень "вкусно" получилось, читал с удовольствием yes
  7. +9
    28 июля 2021 07:26
    За основу был взят английский Мк I. Правда, в Российской Империи не производили бензиновых моторов требуемых характеристик. Однако путиловцы, использовав проект паровой машины для разъездного катера, с помощью инженеров Коломенского паровозостроительного завода превратили его в компактный высокооборотный паровой двигатель мощностью 60 л/с. Правда, его водотрубный паровой котел с керосиновой форсункой и принудительным дутьём имел почти километр медных трубок. Зато разогревался он всего за 15 минут, после чего выдавал высокотемпературный пар с давлением 12 атм.

    Инженерам пришлось немало повозиться с конденсаторами пара. В итоге их разместили в гусеничных обводах слева и справа от котла. Для повышения эффективности, их снабдили вентиляторами с приводом от двух паровых турбин, работающих на отработанном паре. Однако этого оказалось недостаточно, и при работе котла более чем на 60 % мощности пар конденсироваться не успевал. Решили проблему лобовым путём, разместив в передней части два бака для питательной воды, общим объёмом около 500 литров, куда и отводили остаточный пар!

    Что же Вы, Вячеслав Олегович, путиловских и коломенских инженеров так низко оценили, что они у Вас паровую машину в 60 сил для танка с такими усилиями конструируют?
    Братья Стэнли из американской Stanley Motor Carriage Company еще в 1907 году производят для своих паровых автомобилей очень компактные паровые машины, развивавшие мощность до 125 лошадиных сил.

    А в качестве конденсатора они использовали радиатор автомобиля.

    Stanley Steamer 1911 года - когда-то самый продаваемый автомобиль в Америке.
    1. 0
      28 июля 2021 21:57
      Только котел с трубой длинной парой сотен метров для наших будет неподьемным
  8. +11
    28 июля 2021 07:56
    Паровой, да ещё и огнемётный танк в то же время был создан в США!
    Похожий на британские «ромбы», он испытывался, демонстрировался на парадах, его часто фотографировали, но даже после вступления США в войну в боевых действиях он не участвовал

    Справедливости ради надо отметить, что на фронт в 1918 году американцы танк отправили, притом с большой помпой, для поднятия боевого духа союзников. Однако в бой отправить не рискнули - форсированная паровая машина мощностью 500 лошадиных сил оказалась очень капризной.
    Кстати, на создания этого танка действительно "скинулись", только не хлебные короли Поволжья, а банкиры Бостона, так как постройка танка обошлась в 60 000 долларов. По сегодняшним ценам - больше миллиона долларов. Для сравнения - самый современный M1A2 SEP Abarms стоит восемь миллионов.
  9. +10
    28 июля 2021 07:58
    Статья интересная. Где то я видел в инете такой танк. Он (самец)?:

    Передача крутящего момента была как на паровозе и поворот/разворот происходил подачей пара на левый/правый цилиндры?

    Балансирные тележки если не подрессорены/подпружинены проблемы тряски не решили бы.
  10. +9
    28 июля 2021 08:15
    Хорошая штука альтернативная история smile Столько ярких впечатлений.
  11. +11
    28 июля 2021 09:18
    российским инженерам удалось создать свой собственный паровой танк

    И его развитие.
    1. +3
      28 июля 2021 11:15
      Эту модель как раз иностранец делал...
  12. +11
    28 июля 2021 10:28
    Конечно, история сослагательного наклонения не знает. Но почему бы иногда и не помечтать немного?
    Вячеслав Олегович, если уж мечтать, "так ни в чём себе не отказывать". В нашем случае, лучше бы вместо Николая II, был более одарённый царь, было бы, возможно, России большее счастье, в том числе и с танками.
    Попил бабла и чужое лобби, не сегодня родились. Вот, был проект не из альтернативной истории, тяжёлый танк Василия Дмитриевича Менделеева (проект 1911-1915 годы), но, кому это надо, это же не чудо "царь-танк" Лебеденко.


    Кстати, на этом танке предполагался вполне реальный карбюраторный двигатель от подводной лодки мощностью 250 л.с., позволявший танку разгоняться на твёрдой дороге до 25 км/час.

    Ещё, говоря об более актуальной "альтернативной истории", что мы бы сейчас имели, не развали дураки и предатели Советский Союз? Может, на Марсе пока яблони бы и не цвели, но наука и техника бы процветала, не было бы и сильнее нашей армии никого.
    1. +5
      28 июля 2021 11:12
      позволявший танку разгоняться на твёрдой дороге до 25 км/час
      173 тонны и 250 л.с.??? 1.45 л.с. на тонну получается. И где он так мог разогнаться? С горы Арарат?
      При всём уважении к Василию Дмитриевичу, это не реальный проект. А уж учитывая, что он не мог стрелять из главного калибра не опустившись на "брюхо", так его и танком то трудно назвать.
    2. -3
      28 июля 2021 11:17
      Цитата: Per se.
      не развали дураки и предатели Советский Союз

      Насчет дураков понятно. А вот кого Вы зачисляете в предатели?
      1. +7
        28 июля 2021 11:50
        Цитата: kalibr
        А вот кого Вы зачисляете в предатели?
        Кто же по Вашему соответствует сейчас понятию "ренегаты", разве настоящий коммунист может быть бывшим? Если непосредственно к СССР, то многие действия нашего Михаила Сергеевича можно соотнести к предательству, тем более, трёх "коммунистов" из Беловежской пущи.
        1. +5
          28 июля 2021 16:08
          Ох, Сергей! Вы сами не уверены в том, что написали, потому и выразились так осторожно. Можно... отнести... к предательству... Пока что на сегодня исходя из того, что мы точно знаем, к предательству как раз можно отнести только одно. Молчание ВСЕХ маршалов, генералов и адмиралов, Буденного, Ворошилова, Жукова, Молотова... и прочих... делегатов ХХ съезда КПСС. Ни один из них не встал и не сказал в ответ на доклад Хрущева, что... он ... "не прав". Не будем оценивать здесь и сейчас - "прав не прав". Только их поведение... вот оно является прямым предательством дела Сталина. Разве нет? Ах, они верили Хрущеву? Так может и здесь Михаил и три коммуниста знали то, чего Вы не знаете и действовали в интересах страны? Ситуация очень похожая, кстати!
          1. +1
            29 июля 2021 09:08
            Цитата: kalibr
            Ситуация очень похожая, кстати!
            Хрущёв хоть башмаком в ООН стучал, главное, после его действий СССР не распался. Про троицу из Беловежской пущи, отдельный разговор, как и про запрет КПСС "переобувшимся" господином Ельциным.
            Да, Вячеслав, Михаил и три "коммуниста" многое знали, и действовали в интересах страны, но только не нашей страны.
            Впрочем, сейчас поздно "пить "Боржоми"", но выводы надо делать. В этом плане и рассуждения об альтернативных вариантах в технике, как и истории в целом, тренируют логику, идут на пользу сознанию в будущих решениях.
            1. +1
              29 июля 2021 10:00
              Цитата: Per se.
              В этом плане и рассуждения об альтернативных вариантах в технике, как и истории в целом, тренируют логику, идут на пользу сознанию в будущих решениях.

              ++++++++++++++++++++++++++++++
    3. +1
      28 июля 2021 11:17
      Он был слишком тяжелым для 25 км/ч!
      1. +5
        28 июля 2021 12:00
        Цитата: kalibr
        ыл слишком тяжелым для 25 км/ч!
        Вячеслав Олегович, как говорится, - "я Вас умоляю", это при статье на альтернативную то историю! Вообще, были только расчёты, где танк должен был проходить на одной заправке 50 километров при максимальной скорости в 24,8 км/час по дороге. Хорошо, пусть будет 6-7 километров в час, для реализма. В любом случае, именно танк Менделеева и мог составить конкуренцию англичанам. Более того, по многим решениям, воплотись они в жизнь, это был бы один из самых мощных танков по броневой защите и вооружению. А, здесь уже можно и помечтать, об облегчении конструкции и вариациях модификаций.
        1. +4
          28 июля 2021 20:00
          В любом случае, именно танк Менделеева и мог составить конкуренцию англичанам.

          Не мог он никому составить конкуренцию. Он бы с места не сдвинулся.
        2. +2
          28 июля 2021 22:03
          Это не танк а самоходная арт. башня береговой обороны, в танк этот проект превратили когда пошло мода на СССР/Россия родина слонов.
    4. +4
      28 июля 2021 12:01
      Цитата: Per se.
      был проект не из альтернативной истории, тяжёлый танк Василия Дмитриевича Менделеева

      Любой не воплощённый проект уже должен проходить по статье "альтернатива". Тогда уж и "Вездеход" Пороховщикова туда же. Он хоть без башни, но испытывался. Правда больше подходит под категорию танкеток.


      1. +4
        28 июля 2021 12:43
        Цитата: НДР-791

        Любой не воплощённый проект уже должен проходить по статье "альтернатива". Тогда уж и "Вездеход" Пороховщикова туда же. Он хоть без башни, но испытывался. Правда больше подходит под категорию танкеток.



        Идея Пороховщикова о полугусеничном транспортном средстве на тот момент была не нова. Если не ошибаюсь, в гараже №1 в начале 1920-х годов был полугусеничный Роллс-Ройс, который возил В.И. Ульянова-Ленина.
        Полугусеничная схема включает плюсы и минусы. Большая площадь опорной поверхности гусеницы, обеспечивает повышение проходимости, в полугусеничном варианте затрудняет поворот. Уменьшение длины опорной поверхности (гусеницы) и увеличение расстояния между передними колесами (рулевое управление) и гусеничной тележкой повышает управляемость, но уменьшает проходимость.
        Расположение рулевых колес на "вездеходе Пороховщикова" в принципе должно вызывать сложности с поворотами на твердом грунте, а на бездорожье такой вездеход будет упрямо переть только вперед...

        Kettenkraftrad Sd.Kfz. 2:

        Добавили еще и функцию управления бортовыми фрикционами, получилось комбинированное управление.

        Например схема компоновки снегохода с управляемыми лыжами/лыжей показывает распределение нагрузки снегохода на гусеницу и лыжи, дающие проходимость и управляемость.
        1. +2
          28 июля 2021 13:55
          Цитата: Lynx2000
          Если не ошибаюсь, в гараже №1 в начале 1920-х годов был полугусеничный Роллс-Ройс, который возил В.И. Ульянова-Ленина.

          Ну, это позже. "Вездеход" в 1915 уже испытывался. Само сочетание центральной гусеницы и бортовых поворотных колёс чем не снегоходная схема?
          А Ленина возил бывший царский Паккард-Кегресс с полугусеничным движителем Кегресса. Руссо-Балт тоже такой выпускал.

          И потом, не только в 20х, но и до конца 30х эта тема потихоньку умирала.
      2. +2
        28 июля 2021 16:09
        Про "Вездеход" все ВРАКИ, не было ни брони, ни башни. Найдите здесь мою статью про "танк Пороховщикова"... Его настоящий "танк" был совсем другим!
        1. 0
          29 июля 2021 07:21
          Знаю, давно знаю. Но вот фраза из Вашей же статьи: ну могло так быть – значит перед нами модель из альтернативной истории и почему бы ей не быть?
          Так мы сейчас про альтернативную историю и говорим. Ведь если очень хочется, то можно hi
          1. +1
            29 июля 2021 07:23
            Цитата: НДР-791
            Так мы сейчас про альтернативную историю и говорим. Ведь если очень хочется, то можно

            Ах вот как Вы на это смотрите? Это я, простите, не подумал. С этой точки зрения вроде бы "да", но только при любом раскладе проволоку такая машина рвать не будет. А именно это требовалось в первую очередь!
            1. 0
              29 июля 2021 07:26
              Цитата: kalibr
              только при любом раскладе проволоку такая машина рвать не будет.

              Да, не будет. Но потом был вполне реальныйТ-27 аж в количестве 3000шт. Оно тоже проволоку не любило. И умерло естественным образом в основном из-за неправильного применения.
              1. +1
                29 июля 2021 10:01
                Цитата: НДР-791
                Оно тоже проволоку не любило. И умерло естественным образом в основном из-за неправильного применения.

                Зачем изначально делать то, что не нужно?
                1. +2
                  29 июля 2021 10:06
                  Цитата: kalibr
                  Зачем изначально делать то, что не нужно?

                  Да, вот, не знаю. У маршалов революции спросить бы, да уже не спросишь. Может в какой-то ипостаси и нужны были(разведка, связь), но точно не в количестве 3000шт. Это как сейчас квадроцикл каждому пехотинцу выдать wassat
  13. +7
    28 июля 2021 10:55
    танки Марк достаточно небольшие- башню не возможно поставить из-за расположения двигателя в центре корпуса...
  14. Комментарий был удален.
  15. +1
    28 июля 2021 13:38
    Как я понимаю , Вячеслав применяет русские "тэнки " в мае-июне 16 года , взамен Брусиловского прорыва . В этом случае вопрос : рельеф учитывался ?
    1. 0
      28 июля 2021 16:10
      Цитата: tacet
      В этом случае вопрос : рельеф учитывался ?

      Не знаю, я не был в тех местах...
  16. 0
    28 июля 2021 17:06
    А как же танк Николая Лебеденко???
    Он тоже мог быть...
  17. +3
    28 июля 2021 17:23
    Замечательно! Легкая фантастика перед работой. И главное - никаких цифр из американских журналов.
  18. +2
    31 июля 2021 23:44
    А посмотреть чертеж британского танка ни-ни?



    Там между спонсонами - мотор вообще-то.
  19. 0
    22 октября 2021 13:51
    Появление такой "шайтан-арба" общего расклада сил не изменило бы и не было бы никаких прорывов и стратегических побед. Танки в ПМВ большой роли не сыграли и сыграть не могли с учетом технологических реалий. С броней тогдашних танков (нарастить нереально из-за слабых движков) неплохо справлялась даже полевая артиллерия, которой у германцев хватало, а малая подвижность и ресурс хода не позволял танкам стать эффективным средством прорыва оборонительных линий, глубина которых измерялась многими километрами.
    Короче, фэнтези для подростков.