Ход и перспективы разработки истребителя F-X (Япония)

73
Ход и перспективы разработки истребителя F-X (Япония)

Единственное изображение самолета F-X. Возможно, реальный истребитель будет выглядеть иначе

Япония планирует создать собственный истребитель следующего поколения F-X, который в будущем заменит часть имеющейся техники. Проектные работы стартовали в конце прошлого года, и до первого полета еще далеко. Кроме того, реальные перспективы проекта все еще остаются под вопросом. Однако уже известно, что хочет заказчик в лице Воздушных сил самообороны (ВСС), и каким может быть новый самолет.

Организационные вопросы


Военное и политическое руководство Японии приняло принципиальное решение о создании собственного истребителя 5 поколения в середине двухтысячных годов. Тогда США отказались экспортировать новейший самолет F-22, и японские военные настояли на необходимости разработки аналогичной машины. Вскоре стартовали соответствующие исследования и эксперименты.



В течение нескольких лет были проведены необходимые исследования, после чего компания Mitsubishi Heavy Industries (MHI) разработала и построила опытный самолет X-2. Летные испытания этой машины прошли в 2016-18 гг. и показали необходимость перезапуска всей программы. Наработки по X-2, при всех их преимуществах, не позволяли создать самолет, способный нести службу в течение нескольких следующих десятилетий.

Программу F-X перезапустили в 2018 г. ВСС получили несколько заявок от японских и иностранных компаний, а затем выбрали подрядчика. В том же году объявили, что ведущая роль в проекте останется за японскими организациями, в т.ч. MHI. При этом планировалось привлечь зарубежные компании, имеющие необходимый опыт разработки авиационной техники и ее компонентов.


F-2 - для замены таких самолетов создается перспективный F-X

В ноябре 2020 г. компания MHI получила официальный заказ ВСС Японии на проведение проектных работ с последующим строительством опытной техники и запуском серийного производства. По условиям договора, серийные самолеты начнут поступать в войска к середине тридцатых годов. Стоимость программы оценена в 1,4 трлн иен (порядка 12,75 млрд долл. США). Цена серийного самолета будет в пределах 20-30 млрд иен (180-270 млн долл.)

Основные работы по F-X выполнит японская MHI, которой предстоит взаимодействовать с локальными и иностранными субподрядчиками. Ранее сообщалось, что американскую компанию Lockheed Martin, имеющую большой опыт в сфере стелс-технологий, могут привлечь к разработке малозаметного планера. В начале июля появились новости о разработке перспективного двигателя силами японской IHI Corp. и британской Rolls-Royce. Предполагается совместная работа и по другим компонентам.

Потребности заказчика


На протяжении нескольких последних лет Минобороны Японии неоднократно оглашало те или иные пожелания к будущему F-X. Кроме того, в прошлом году был показан предполагаемый облик самолета. Будут ли все эти данные соответствовать реальному истребителю будущего, неясно. По мере проработки проекта, могут измениться как общий облик, так и требования заказчика.

Единственное доступное изображение F-X показывает самолет интегральной схемы с заостренным носом, стреловидным крылом с развитыми наплывами и двухплоскостным хвостовым оперением. Силовая установка включает два пока не разработанных двигателя; воздухозаборники помещены под наплывами крыла. Внутри планера разместят грузоотсек для боевой нагрузки.


Аэродинамический облик и внешние обводы самолета определяются с учетом достижения сверхзвуковых скоростей полета, высокой маневренности для ближнего боя и сокращения радиолокационной заметности. При этом точные характеристики такого рода не называются.

В 2019 г. корпорация IHI впервые опубликовала данные по перспективному турбореактивному двигателю XF9-1. На тот момент расчетная максимальная тяга достигала 11 тыс.кгс, форсажная – 15 тыс.кгс. F-X должен иметь два таких двигателя, которые дадут ему высокие летные характеристики. При этом параметры двигателей позволяют определить примерную массу самолета, т.к. весовые характеристики пока не называли.

Специально для F-X компания MHI разрабатывает перспективную РЛС с АФАР. Также самолет получит развитый прицельно-навигационный комплекс с возможностью интеграции разнообразных систем и датчиков. ПрНК должен будет собирать и обрабатывать всю информацию от систем самолета и из внешних источников. Предъявляются высокие требования к возможностям по обнаружению воздушных целей, т.к. истребителю F-X предстоит противостоять малозаметным иностранным самолетам.

Неоднократно упоминалось, что сетевые возможности являются одним из ключевых нововведений проекта и будут в большой мере определять боевые качества самолета. Истребитель F-X должен будет взаимодействовать с наземными и воздушными командными пунктами, обмениваться данными с другими самолетами и т.д. В будущем планируется создавать новые типы тактических БПЛА среднего и тяжелого класса, которые смогут взаимодействовать с пилотируемыми самолетами. В такой системе именно F-X будет отвечать за управление.

Сообщалось о возможности создания одно- и двухместной версии истребителя. Оборудование кабины постоят с применением ЖК-экранов; возможно применение полноценных нашлемных дисплеев «дополненной реальности». Развитый автоматизированный ПрНК возьмет на себя часть задач и разгрузит экипаж. Рассматривается возможность превращения пилотируемого F-X в тяжелый БПЛА с широкими боевыми возможностями. Самолеты с экипажем и без него будут работать в одном звене.


Один из первых F-35A американского производства, переданных Японии

Номенклатура совместимых вооружений не раскрывается. По всей видимости, F-X сможет нести современные и перспективные средства поражения для борьбы с воздушными и наземными / надводными целями. Часть вооружений будет перевозиться во внутреннем отсеке для снижения заметности. Упоминались требования по созданию комплекса РЭБ и бортового комплекса обороны. При помощи помех, электромагнитного и инфракрасного излучения они будут защищать самолет от обнаружения или попадания ракет.

Планы и проблемы


Согласно текущим планам, ближайшие годы будут потрачены на проведение оставшихся исследований, разработку проекта и отработку отдельных решений. В 2024-25 гг. компания MHI должна начать строительство первого опытного образца. Летные испытания начнут не позднее 2028 г., и они продлятся в течение нескольких следующих лет. Параллельно будет осуществляться подготовка серийного производства.

Первые серийные F-X планируется передать в состав ВСС Японии к 2035 г. Они рассматриваются в качестве перспективной замены для имеющихся F-2. Последние за счет ремонтов и модернизаций пока будут оставаться в строю, но в середине тридцатых их начнут списывать в связи с моральным и физическим устареванием.

Удастся ли уложиться в такой график – неизвестно. Япония имеет некоторый опыт в строительстве и модернизации современных самолетов, а кроме того, может рассчитывать на зарубежную помощь. Это располагает к оптимизму и позволяет ВСС надеяться на своевременное выполнение необходимых работ. В то же время, речь идет о самолете нового поколения, основанном на ряде современных и перспективных технологий. Разработка такой машины, даже при помощи развитых стран, не будет простой.


Истребители F-4E. Япония отказалась от такой техники только в прошлом году

Некоторые риски связаны со стоимостью программы. Дело в том, что F-X окажется едва ли не самым дорогим современным проектом Сил самообороны – с неясными перспективами. Разработку и строительство необходимого числа самолетов оценивают в 1,4-1,5 трлн иен. При этом пока нельзя исключать возможность дальнейшего роста стоимости программы. Для сравнения, военный бюджет на 2021 ф.г. составляет 5,33 трлн иен.

Даже с учетом того, что работы будут оплачиваться частями в течение нескольких лет, программу могут посчитать чрезмерно сложной и дорогой. Вопрос цены и трат давно обсуждается в прессе и в официальных кругах, причем в негативном ключе. В будущем это может привести к пересмотру бюджета программы и к соответствующим изменениям в организации, требованиях и графике.

Неопределенное будущее


В отдаленном будущем ВСС Японии желают отказаться от устаревающих истребителей 4 поколения одного из наличных типов и заменить их новыми самолетами следующего поколения. Более того, перспективный F-X собираются разработать самостоятельно, хотя и с помощью зарубежных стран. В силу разных причин пока рано предсказывать однозначный успех или провал такой программы.

Имеет место целый ряд факторов, способных изменить ситуацию к лучшему или к худшему, и их точный баланс пока не ясен. Япония располагает частью необходимых технологий и компетенций, но не имеет опыта в создании современных истребителей. Она может рассчитывать на зарубежную помощь, но ее объем и особенности пока не определены. Также продолжаются споры вокруг стоимости программы и целесообразности ее проведения.

Удастся ли выполнить все планы по обновлению тактической авиации – покажет время. Если программа F-X завершится успехом, Японии в отдаленном будущем удастся обновить свою тактическую авиацию и получить по-настоящему современный самолет. В противном случае ей придется пересматривать план закупок техники и искать некую альтернативу, вероятно, зарубежного производства. Впрочем, будут приложены все усилия, чтобы этого не произошло.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    27 июля 2021 18:07
    Вспоминаю фразу из древнего фильма "Синьор Робинзон":"Опять про море".
    Так и статья:"Опять ни о чем".
    1. +12
      27 июля 2021 18:43
      Несмотря на успех собственного прототипа Shinshin X-2 от компании Mitsubishi , Япония ищет партнера для разработки истребителя F-3. Среди кандидатов британская BAE Systems и американская Lockheed Martin в качестве основных.

      В случае если ВАЕ будет участвовать в разработке японского истребителя F-3, возможно Япония получит много новых технологий и даже двигатель от Tempest .
      1. 0
        27 июля 2021 19:09
        Думаю двигатель им не дадут
      2. +3
        27 июля 2021 19:25
        Ян,британцы уже работают в связке с японцами.В частности,компания MHI работает вместе с Роллс-Ройс.
    2. -5
      27 июля 2021 20:00
      Цитата: Undecim
      Вспоминаю фразу из древнего фильма "Синьор Робинзон":"Опять про море".
      Так и статья:"Опять ни о чем".

      Я скажу лучше: нет такого КБ, которое переплюнет сухих и миговцев! yes
    3. -6
      27 июля 2021 20:32
      Вы повторяетесь.. От себя скажу - как уже невидимость показала себя видимостью- все эти пшики для рекламы и продажи. К реалиям БД не имеют отношения точно! yes
      1. +3
        27 июля 2021 22:13
        все эти пшики для рекламы и продажи. К реалиям БД не имеют отношения точно!

        Срочно звоните Путину и Шойгу !!! Они по простоте и бестолковости "купились" на рекламу и закупают невидимый Су-57 !
        1. -7
          28 июля 2021 02:39
          Цитата: dauria
          все эти пшики для рекламы и продажи. К реалиям БД не имеют отношения точно!

          Срочно звоните Путину и Шойгу !!! Они по простоте и бестолковости "купились" на рекламу и закупают невидимый Су-57 !

          laughing laughing laughing Сушка - самолёт, а не утюг! Первым делом из-за этого и покупается! laughing
          1. +4
            28 июля 2021 11:48
            Ахахах ))) Кем и где покупается??? )))
            Индусы же отказались из-за (цитирую) "из-за значительных задержек в разработке машины, значительного увеличения стоимости и сомнений в технологических возможностях истребителя"
            1. +1
              28 июля 2021 12:06
              Цитата: Ямамото
              Индусы же отказались из-за (цитирую) "из-за значительных задержек в разработке машины, значительного увеличения стоимости и сомнений в технологических возможностях истребителя"

              Вот про индусов лучше не надо - их постоянные отказы и отказы от отказов уже давно стали притчей во языцех. За время проведения конкурса и подготовки контракта они могут раз десять окончательно отказаться, чтобы потом вернуться обратно. smile
              Кстати, в той же статье из Jane's Defence Weekly, из которой Вы привели перевод цитаты, далее пишется, что:
              ...Индия еще может "пересмотреть" свое решение по по программе FGFA или приобрести полностью разработанные и готовые истребители ПАК ФА после того, как они поступят на вооружение ВВС России.

              Индусы традиционно таким образом стараются сбить цену и выторговать более выгодные условия производства техники. Плюс они решают свои внутриполитические проблемы.
              1. +3
                28 июля 2021 12:17
                Ну ок ))) Так это вы хотите сказать "Первым делом из-за этого и покупается!"?? laughing
                Это просто смешно )
                1. 0
                  28 июля 2021 15:26
                  Цитата: Ямамото
                  Ну ок ))) Так это вы хотите сказать "Первым делом из-за этого и покупается!"?? laughing

                  Нет. Я просто хочу сказать, что индусов брать в качестве примера не стоит.
                  1. 0
                    28 июля 2021 15:37
                    Тогда соглашусь. Я имел в виду картину в целом, как полную противоположность "покупается". О какой покупаемости вообще можно вести речь, ЛА который 10 лет кормят завтраками о серии и еле-еле выкатили "на гора" 1 машину с задержкой в несколько лет. Еще раз –– ЧТО покупается???
  2. +3
    27 июля 2021 18:10
    Ну, к 30-40 годам ведущие авиадержавы рассчитывают обзавестись уже самолётами 6 поколения...на крайний случай- 5+ !
    1. +5
      27 июля 2021 18:15
      Так Японцы 6 поколение и делают. Пятерку они уже сделали (Х-2), да и другая (F-35) на вооружении стоит.
      1. -2
        27 июля 2021 19:18
        Цитата: OgnennyiKotik
        Так Японцы 6 поколение и делают.

        Ой ли ? Не "прочувствовав" 5 поколение,сразу 6-е ?

        Цитата: OgnennyiKotik
        Пятерку они уже сделали (Х-2), да и другая (F-35) на вооружении стоит.

        Х-2 они взялись делать; т.к. американцы "менжевались" поставлять им F-35 или не поставлять... Х-2 японцы сделали .как опытный образец "неизвестного поколения" и "убрали в подвал" ! F-35 получили ? Ну да...и почувствовав,какой это "геморрой" кинулись разрабатывать F-X...
        1. +9
          27 июля 2021 20:50
          Цитата: Nikolaevich I
          F-35 получили ? Ну да...и почувствовав,какой это "геморрой" кинулись разрабатывать F-X...

          Совершено разного класса истребители.
          А когда они получили это «геморрой» то увеличили заказ из первоначальных 42 до 147 штук. Тоже самое сделали в Израиле и Ю.Корее. Кто реально готовится воевать, берут F-35. Этим все сказано.
          1. -8
            27 июля 2021 22:56
            Ну, когда японцы смогут получить свой F-X ? А тут F-35 рядышком..пощупать можно ! Да и война вдруг "завтра" ! Война не война...но чем русских на Курилах дразнить и пугать ? Что ж не заказывать ? Да и у прочих могут быть подобные "соображения" ! 1.Израиль в "окружении воинственных арабов"...и своего ероплана всё равно не будет...2. Ю.Корею КНДР хуже геморроя беспокоит... а тут китайские "амбиции" всё громче звучат ! А промедление может быть "смерти подобно" ! Куда деваться ? Вот и приходится брать, что есть,что предлагают ! А не от того , что это лучшее !
            1. +10
              27 июля 2021 23:11
              А что на рынке лучше Ф-35?
              Ф-15 и Ф-16 собственной сборки у ВВС Японии уже есть. И всем понятно, что это - уходящее поколение, разработки 70-х годов прошлого века.
              Ф-22 - крут, но их мало, авионика устарела, и тоже уходит постепенно, по старости.
              Через 10 лет каждый второй истребитель в мире будет Ф-35. По статистике и динамике выпуска.
              Но появится 6-е поколение. И настанет черед Ф-35 постепенно устаревать в течение 20-30 лет. Как Ф-16 и Ф-15.
              1. +3
                27 июля 2021 23:18
                Цитата: voyaka uh
                А что на рынке лучше Ф-35?

                Единственное что сравнимо, это Рафаль. Тайфун может, но там много политических проблем. И цены х2.
                Чем больше узнаю про француза, тем больше он мне нравится. Самый недооценённый истребитель современности в рунете.
                1. -5
                  27 июля 2021 23:51
                  А вот представьте теперь, что МиГ-29 этот Рафаль в ближнем бою уделает. По крайней мере, летчики на сайте утверждали это. hi
                  1. +4
                    27 июля 2021 23:55
                    Цитата: Касым
                    А вот представьте теперь, что МиГ-29 этот Рафаль в ближнем бою уделает.

                    В детстве и юношестве научной фантастикой увлекался, но это уже из разряда фэнтези. К ней любовь никого не питал.
                    1. -5
                      28 июля 2021 00:26
                      По маневренности МиГ-29 еще никто не опередил. Например, за 13 сек. никто не делает разворот на 360 градусов - именно это яв-ся главным показателем по маневренности. Ну, а если еще движок с ОВТ, то Рафалю лучше даже не приближаться.
                      Честно говоря, даже спорить не хочу. Просто видел, как он в воздухе на "пятачке" разворачивался - и это без всякого ОВТ.
                      1. +8
                        28 июля 2021 00:44
                        Бумажные ТТХ это конечно здорово, как и «истории» пилотов. Но есть реальная жизнь, в которой МиГ-29 самый сбиваемый истребитель 4 поколения с 0 побед против одноклассников. В целом самолёт неудачный, без единого плюса перед Су-27. Детские болезни были устранены только в МиГ-35 и то не факт.
                        А так гляньте учебные бои между стариком FA-18D против МиГ-29 и Су-30 волшебными ОВТ. Это намного лучше бумажных ТТХ и лживых роскозней «пилотов»

                      2. +1
                        28 июля 2021 00:56
                        Вот именно, что бумажные. "Джон Фарли о МиГ-29" или "Джон Фарли о Су-27" - иностранный летчик-испытатель подробно разбирает демонстрационные полеты. Рекомендую. А спорить нет желания.
                        Все сбитые МиГ-29 были в абсолютно проигрышной ситуации. Ну, как в Югославии. Один против оравы с ДРЛО, полным радиолокационным контроле, спутниками и т.д..
                        На Рафаль не зря ПГО воткнули, чтобы вытянуть маневренность. Но оно и замедляет самолет. Более 2 М не потянет, а если еще и до нормальной нагрузки довести, то ...
                      3. 0
                        28 июля 2021 08:04
                        В реальной жизни МиГ-29 только что в Эфиопо-Эритрейской войне не был в соотношении 1:10 и хуже. Успехи же F-15 по сбитию устаревшего металлолома он в той же самой войне без особых проблем повторил, споткнулся только на Су-27.
                      4. +2
                        28 июля 2021 08:52
                        Су-30МКМ/МКИ давно не топ и совсем не чудо-оружие, это такой же старик, как и тот Хорнет.
                      5. 0
                        28 июля 2021 03:29
                        Цитата: Касым
                        Просто видел, как он в воздухе на "пятачке" разворачивался - и это без всякого ОВТ.

                        Я видел как сушка 27 я "на пятачке" крутит. Просто есть секта "невидимость и дальность ракет", ещё со Вьетнама. До них не доходит, что уже "раннее оповещение воздушной обстановки" не по проводному телефону существует. 29 ка с кучей проблем была и в основном по дальности, но изначально-то она была как ЛЕГКИЙ ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ! В 90х над Тихим окияном строевой Су-27 проводил показательный бой с ф-15 - просто виражом скинул с хвоста и сел сам на хвост! Пилот сравнил его : "ближе к Миг-29". Теперь ,если учесть , что ф15 очень отличная машина по ЛТХ, то что можно говорить про утюги в виде Фу-35???! С начала входа в серию ежегодные проблемы только по проблемам 1й и 2й котегории под 1000, с которыми уже десяток лет не может справиться Пентагон.... Это как с Як-42, сын Яковлева сделал!!!! После запуска в серию , более 1500 доработок за 3!!! Года. Но хотя бы исправили. А тут НЕВИДИМЫЙ СУПЕР УТЮГ и десятка лет не хватает за ошалелые бабки исправить сырость! Зато рекламы и бабла с союзников зашибаютза сотни втюханых Фу!
                  2. +9
                    28 июля 2021 00:25
                    Не знаю про МиГ, но в Египте недавно в учебном воздушном бою Рафаль легко переиграл и "сбил" Су-35, используя электронные помехи.
                    1. +1
                      28 июля 2021 00:34
                      Доброй ночи, Алексей! У нас 4-ый час ночи. Речь о ближнем бое и маневренности машин. А в этом аспекте пока МиГ-29 высоко держит планку. Летчики из ГДР, Югославии, Польши и т.д. на авиаполигоне хвалили его за маневренность. Просто в восторге были.
                      Так и индийцы на МиГ-21 Ф-15 в учебных боях бывало били. Тут и от начинки, и от квалификации многое зависит. Не думаю, что РФ на египетских Су-35 ставили передовое БРЭО , в частности комплексы РЭБ. hi
                    2. 0
                      28 июля 2021 08:08
                      Вам из Израиля виднее. Правда, учебные бои проводятся всегда с правилами, и определением некоторых условий, например, специально проверяться те или иные условия, например, может РЭБ помочь, или не может.
                    3. -2
                      28 июля 2021 09:01
                      Ну это, мягко говоря, недостоверно. Я больше китайским форумам поверю, чем загадочным источникам из глубин укронета.
                  3. 0
                    28 июля 2021 15:26
                    Пока Рафаль "уделал" СУ 35 !
                2. +5
                  28 июля 2021 00:10
                  В Рафаль вложены очень продвинутые системы РЭБ для обмана вражеских радаров и ракет. И другая авионика - весьма современная для воздушного боя. Ну, и он верткий и быстрый.
                  Но на радарах светится прилично по сравнению с Ф-35.
                  Скажем там: Ф-35 разумнее уклониться от прямого боя с ним, используя выигрыш в малозаметности, и заманить в какую-нибудь воздушную засаду, работая парой.
                  Так Ф-35 тренируются: коллектив, сетевая информационная осведомленность, засады...
                  1. +2
                    28 июля 2021 00:20
                    Да, вопрос в тактике применения. Рафаль за счёт РЭБ, скорости и маневренности может выйти из засады, тогда уже у обнаруженных F-35 внеплановая встреча с землей неизбежна. Тут вопрос конкретного сценария.
                    Но главное цена, F-35 просто в 2 раза дешевле, для тех у кого есть доступ к обоим истребителям, выбор очевиден.
                  2. +1
                    28 июля 2021 08:09
                    С добрым утром, истребители всегда работают парой.А если заманивать - это единственная опция, то ПВО у вас просто нет.
                    1. 0
                      28 июля 2021 09:42
                      С добрым утром и Вас! drinks
                      У Ф-35 работать парой - это не лететь рядом,
                      а полноценно обмениваться информацией не включая рацию,
                      находясь в 50 км друг от друга и не сближаясь
                  3. 0
                    28 июля 2021 09:05
                    РЭБ не панацея, рассчитывать постоянно на него - совершать ту же ошибку, что и российские ВКС в Сирии.
                3. +1
                  28 июля 2021 08:16
                  А в долларах и евро он тоже недооценен? А так довольно типичная машина с большим крылом, и вследствие этого хорошей боевой нагрузкой и гор. маневренностью при не очень высоких скоростных показателях. Аэродинамически же, одна только штанка дозаправки, которую не могли убрать внутрь т. к. самолет маленький, чего стоит.

                  А так, хороший многофункциональный самолет для тех, кому не нужны в больших количествах тяжелые перехватчики.
              2. -6
                27 июля 2021 23:35
                А что на рынке лучше Ф-35?

                А может лучше спросить ,что на рынке хуже F-35 ? ))))
                Потому как называть лучшим самолёт ,который не может в сверхзвук , у которого время межполётного обслуживания приближается к 72 часам (или это у Ф-22?) , и у которого час полётного времени самый дорогой среди истребителей , можно только при большом фанатизме ))))
                1. +9
                  28 июля 2021 00:20
                  "который не может в сверхзвук"///
                  ---
                  Может, вполне.
                  Его испытывали до 1.65 МАХ в горизонтальном полете. Без проблем.
                  Другое дело, сверхзвук - это не его конек.
                  Ф-35 - не истребитель завоевания господства в воздухе и не перехватчик.
                  Но, как и его предшественник - Ф-16 , может доставить много неприятностей в воздушном бою. Резкие развороты, например, он делает легко.
                  Ф-35 - коллективный охотник, а не тигр-одиночка. Его системы связи и ситуационной осведомленности намного превосходят нынешних конкурентов. И еще он умеет "исчезать с радаров", не будучи сбитым smile
                  1. -3
                    28 июля 2021 08:12
                    F-35 - это более совершенная версия "суперхорнета" и не более того. "Суперхорнет" просто не создавался под перехват, для этого были быстрые F-14. Ну так проблемка в том, что не надо было изначально врать, что один Фу-35 заменит всех, по факту получается, что не может он всех заменить, в частности самолеты с высокой скоростью.

                    А про сеть завязывайте, такая штука уже у всех есть, ничем не хуже.
                    1. +7
                      28 июля 2021 08:57
                      "F-35 - это более совершенная версия "суперхорнета" ////
                      ----
                      Это - перл! Такого мы еще не слышали! laughing
                      Чтобы обеспечить возможности Ф-35 (и то - не полностью) Суперхорнету
                      приходится подвешивать под брюхо несколько контейнеров с аппаратурой.
                      Это - не включая оружия на внешних подвесках.
                      У Ф-35 все интегрировано в фюзеляж.
                      Даже странно, что приходится напоминать о столь очевидных вещах recourse

                      ===
                      "А про сеть завязывайте, такая штука уже у всех есть, ничем не хуже"///
                      ---
                      Пока-что удалось связать только Ф-35 и Ф-16.
                      У других и близко подобного - полного радиомолчания в бою группой вне пределов прямой видимости - нет.
              3. 0
                28 июля 2021 07:23
                Цитата: voyaka uh
                А что на рынке лучше Ф-35?

                Вот именно ! Нет лучшего ! Вот и берут, что есть,что дают !
                Цитата: voyaka uh
                Ф-15 и Ф-16 собственной сборки у ВВС Японии уже есть. И всем понятно, что это - уходящее поколение, разработки 70-х годов прошлого века.

                И опять..."вот именно!"...F-15 ,F-16-уходящее поколение... А тут начинает против Японии "наглеть" Китай со своими амбициями и самолётами J-20 u J-31 ! И F-X появится не "завтра с утра" ! Вот и берут F-35...!
                1. +5
                  28 июля 2021 09:07
                  "самолётами J-20 u J-31 ! И F-X появится не "завтра с утра" ! Вот и берут F-35...!"///
                  ---
                  Вы совершенно правильно поняли ситуацию good
                  Японцы осознали, что против китайского 5-го поколения полноценно могут воевать
                  только другие самолеты 5-го поколения. ( "Вот и берут F-35...!" цитата)
          2. -3
            28 июля 2021 02:44
            Цитата: OgnennyiKotik
            Кто реально готовится воевать, берут F-35. Этим все сказано.

            не "воевать",а "колотить понты"!
          3. -2
            28 июля 2021 08:18
            А у японцев разве есть выбор? F-15J тоже изнашиваются. Ю. Корея тоже делает свой самолет, маленький они уже сделали, теперь делают нормальный.
      2. -3
        28 июля 2021 08:01
        Они после ВМВ разве что свой вариант F-16 сделали. Сейчас для них просто повторить уровень F-35 уже космос будет.
        1. +4
          28 июля 2021 09:18
          Вы до удивления не владеете простой информацией.
          Япония успешно локализовала производство Ф-15 и выпустила
          152 штуки Mitsubishi F-15J (копия Boeing F-15 Eagle).
          Сейчас Япония успешно локализовала производство F-35.
          При высоком качестве сборки. Правда темпы выпуска относительно невысокие.
          Поэтому собственный выпуск Ф-35 продолжится параллельно с импортом еще 100+ из США.
    2. 0
      28 июля 2021 07:36
      Правильно! Автор просто не упомянул что японци этимипроэктом пилят как раз 6е поколение
    3. 0
      25 октября 2021 08:43
      Когда рассчитывали получить Ф-22 первоначально, а когда получили реально?
      Хотелки-мечталки.
  3. +1
    27 июля 2021 18:12
    К 35-у году пятое поколение уже будет устаревшим.
    1. 0
      25 октября 2021 08:45
      Не будет. Большинство стран (даже некоторые развитые) все еще будут летать на 4 поколении.
      1. 0
        30 октября 2021 02:53
        Скорее всего. Но это не отменяет того, что само нынешнее деление на поколения устареет.
  4. +8
    27 июля 2021 18:52
    Честно говоря, сомневаюсь, что сразу смогут шагнуть в 5 поколение.

    Один из проектов Mitsubishi Aircraft Corporation, дочерней компанией Mitsubishi Heavy Industries - это ясно показывает. Я про проект Mitsubishi Regional Jet (MRJ) — региональный турбовентиляторный самолёт, о который они споткнулись. Невзирая на зарубежную помощь..
    Всего на программу MRJ затрачено около 1 триллиона иен, что эквивалентно 9,6 миллиарда долларов. Программа получила финансирование в 2003 году ( от государства). В 2007 выпущен концепт. Первый полет выполнен 2015 вместо планируемого 2011. Дальнейшие задержки при прохождении испытаний.

    По итогу на сегодня:
    *программа летных испытаний не выполнена.
    *в октябре 2020 MHI заявили о заморозке работ по программе MSJ, за исключением работ с сертификационной документацией на период в 2021-2023.

    И это обычный региональник.
    5-ое поколение, говорите? Не верю wink laughing
    1. +4
      27 июля 2021 20:24
      Цитата: Orkraider
      5-ое поколение, говорите? Не верю laughing

      Я, кстати, тоже hi как говорится, сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать...
      Так и с современной леталкой 5-го поколения - требуемый технологический задел слишком велик, по сути - страны которые сейчас в мире тянут такое - можно посчитать на пальцах одной руки.
      Многие пыжатся, рассказывают что вот, прям сразу 6-е поколение разработают, а на деле максимум потянут крупноузловую сборку из иностранных запчастей, с частичной локализацией.
    2. +3
      27 июля 2021 20:52
      Да с региональником они конкретно облажались миллиардов 12 долларов на него спустили и это без наладки серийного производства.
    3. +3
      28 июля 2021 03:43
      Цитата: Orkraider
      И это обычный региональник

      в точку!
    4. 0
      28 июля 2021 09:06
      Смогут, но долго, дорого и т.д..
  5. +2
    27 июля 2021 19:32
    Цена серийного самолета будет в пределах 20-30 млрд иен (180-270 млн долл.) - вот это они замахнулись, гулять так гулять.
    1. +5
      27 июля 2021 19:40
      Цитата: Nosorog
      20-30 млрд иен (180-270 млн долл.)

      Это экспортная цена Су-57, Рафаль, Тайфун. По нижней границе.
      1. -8
        27 июля 2021 20:54
        Если Су 57 и будут экспортировать то не выше 100 миллионов долларов за единицу.
        1. +3
          27 июля 2021 21:01
          За Су-35 просят 100 млн $, Су-30МКИ идёт уже за 83 млн $.

          За Су-57 с Индусов спросили 180 млн $ за борт + вложения в разработку сверху. Поэтому они послали этот проект куда подальше. Поэтому и от других стран заказов нет. Проще и надежнее купить Рафаль, чем кота в мешке за те же деньги.
          1. -1
            28 июля 2021 08:22
            Ссылаться на индусов в приличном обществе не принято. Индусов же приглашали на условиях, которые дважды не предлагают, то что индусы все пролюбили, и теперь будут покупать только готовые самолеты, если им еще продадут, это проблемы индусов.

            Да и вообще, какие нафиг заказы от др. стран. Чтобы просто получить право на покупку Су-57 в ближ. 20 лет надо я даже не знаю, что сделать. Такое вооружение поставляют, только самым верным своим псам.
            1. +4
              28 июля 2021 12:01
              То есть, КНДР и Венесуэле?
  6. mvg
    0
    27 июля 2021 20:23
    Статья читается на одном дыхании. Как будто кушаешь резиновый пельмень... все жуешь и жуешь... А дыхание заканчивается в середине первого абзаца... Не могу. Что за Т080БВМ, что за Х-2.
    1. +1
      28 июля 2021 04:01
      Цитата: mvg
      Статья читается на одном дыхании. Как будто кушаешь резиновый пельмень... все жуешь и жуешь... А дыхание заканчивается в середине первого абзаца... Не могу. Что за Т080БВМ, что за Х-2.

      То, что пишет Рябов Кирилл в последнее время очень тяжело читать. Такое впечатление, что это ему в тягость. А ведь раньше получались живые и толковые публикации.
      1. mvg
        0
        28 июля 2021 04:28
        очень тяжело читать

        Доброго утра, Оль. Согласен. Я, конечно, предвзятый, но читать невозможно. Мне вот вчера, вроде уважаемая тетенька, текст зачитывала... так некоторые моменты повторились 4 раза! Я серьезно. Так как я предварительно этот текст уже знал - это было очень напряжно дослушать. Но сразу вспомнил за Рябова и стало чуть-чуть легче wink
  7. -1
    27 июля 2021 21:28
    Да и после этого говорят что у нас все плохо в авиационной промышленности. Один только су 57 уже сейчас соответствует всем японским параметрам и хотелкам а они хотят только в тридцатых годах его хотят получить. И это не говоря об остальных самолетах.
  8. 0
    27 июля 2021 22:19
    В случае если ВАЕ будет участвовать в разработке японского истребителя F-3, возможно Япония получит много новых технологий и даже двигатель от Tempest .

    Первые японские винтовые самолеты проектировали английские специалисты после Первой мировой.
  9. +1
    27 июля 2021 22:36
    Интересно што они как обикновено невзялис за готовий амеровский движок а розрабативают свой с Rolls-Royce.
  10. -2
    28 июля 2021 08:28
    Суть вкратце: японцы надеются к 2035-му году построить свое 5-ое поколение, поскольку ничего сложнее разработки своей версии F-16 они после ВМВ не делали, то всё мероприятие предельно сомнительно. При этом надо понимать, что Япония выпускала много разного барахла, на чем и поднялась, выпускала даже уникальную технику, но с 90-ых годов она в перманентном кризисе, т. к. телеки делают теперь в Китае, а фундаментальной науки в Японии и развитого именно что ВПК, в Японии нет.

    Короче, лет через 15 приходим и смотрим, что выйдет.
  11. 0
    28 июля 2021 12:02
    Интересно, палубный вариант сразу пилить будут? Уверен, что да.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»