Боевые корабли. Крейсера. Неповторимые чудовища Кайзерлихмарине

33

Написав про британские скоростные крейсера-заградители «Эбдиэль», понял, что просто преступно будет обойти вниманием то, с чего вообще началась история крейсеров-заградителей. Просто потому, что корабли, с которых началась эта история, остались непревзойденными в своем классе и, наделав дел на море, ушли на дно в Скапа-Флоу с поднятыми флагами. То есть, достойно.

Самое интересное, что были попытки сразу в нескольких странах создать нечто подобное. Но увы, попытки не совсем удались. Например, британские минзаги были быстрее, но мин брали намного меньше. Но пойдем по порядку.



Итак, наши герои - легкие крейсера-заградители типа «Brummer».

Эти корабли были созданы путем переоборудования легких крейсеров в минные заградители. Переоборудование было настолько успешным, что, хоть и потеряв некоторое количество стволов артиллерии, заградители смогли брать на борт до 400 мин. «Бруммер» и «Бремзе» участвовали в Первой Мировой войне, после окончания которой были интернированы в Скапа-Флоу, где 21 июня 1919 года были затоплены экипажами.

Мины. Очень старое, но до сих пор очень действенное оружие. Все морские державы прошли каждая свой путь в развитии минного дела, Германия не стала исключением, скорее, наоборот. Немцы всегда уделяли много внимания обороне своих морских границ и побережья, так что первое минное заграждение было выставлено ими еще во время датско-прусской войны в 1849 году для защиты гавани Киля. И минному делу уделяли много времени и средств, создавая новые образцы мин и строя корабли.

Кстати, в 1898 году в Киле была создана Минная испытательная комиссия, которую возглавил бывший командир минного заградителя «Пеликан» корветтен-капитан граф Максимиллиан фон Шпее. Со всеми вытекающими последствиями.

Боевые корабли. Крейсера. Неповторимые чудовища Кайзерлихмарине

К началу Первой Мировой войны немцы довольно хорошо организовали свои минные силы. В Кайзерлихмарине были и минные заградители, и основные типы кораблей могли ставить мины. Легкие крейсера типа «Кольберг» несли до 120 мин, обычные эсминцы брали на борт от 24 до 30 мин.

А вообще немцы достигли значительных успехов в вопросах переоборудования в минные заградители любых кораблей и судов, от пассажирских пароходов до паромов. В дело могло пойти все, что было под рукой.

И эта практика показала свою состоятельность. 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, а уже 6 августа, на минах, выставленных заградителем «Принцесса Луиза», переделанным из пассажирского парохода, погиб британский легкий крейсер «Амфион». Но 27 октября произошла гибель на минах самого крупного за историю войны корабля. Линкор «Одейшес» («Дерзкий») налетел на мину, которую выставил минный крейсер «Берлин», тоже переделанный из пассажирского лайнера.


«Ливерпуль» (слева) и «Фьюри» (в центре) пытаются буксировать «Одейшес» (справа).


Линкор, водоизмещением 25 000 тонн, несущий 10 орудий 343-мм, оказался совершенно беспомощным перед минами и затонул.

И в германском флоте поняли полезность минных заградителей, которые будут обладать хорошей скоростью и дальностью хода и нести приличное вооружение и мины.

К концу 1914 года был готов проект, основой которого послужил легкий крейсер «Висбаден».


Это важный для нас момент, поскольку изначально корабль был задуман, как крейсер, и только потом его переделали в минный заградитель.

Проект был довольно фантастическим. Крейсер-минзаг должен был ходить со скоростью не менее 28 узлов (это на тот момент весьма прилично), брать на борт 300 или даже больше мин, а для маскировки быть похожим на британский крейсер типа «Аретуза».


Получилось. Крейсер-минзаг на базе «Висбадена» действительно мог ходить со скоростью 28 узлов и брать на борт 400 мин, даже больше, чем планировалось. Правда, за это пришлось заплатить. Обычный германский легкий крейсер нес 7-8 орудий калибром 150-мм. Крейсер-заградитель получил четыре орудия 150-мм, то есть, наполовину меньше. Броней тоже пришлось пожертвовать, бронепояс уменьшился с 60 до 40 мм, бронепалуба стала тоньше с 50 до 15 мм. А скосы броневой палубы, ставшие визитной карточной немецкого крейсерского бронирования вообще пришлось убрать. Все ради размещения мин.

11 декабря 1915 года первый корабль был спущен на воду. Он получил название «Бруммер».



Второй корабль сошел со стапелей 11 марта 1916 года и получил имя «Бремзе».


"Герб" на носу "Бремзе"

Кстати, имена («Бруммер» - «Шмель», «Бремзе» - «Овод» или «Слепень») подчеркивали некий особый статус кораблей, поскольку легким крейсерам в немецком флоте всегда давали имена городов.

Корабли имели две сплошных палубы, верхнюю и главную/броневую. Корпус делился переборками на 21 отсек. Нормальное водоизмещение корабля составляло 4 385 тонн, полное – 5 856 тонн. Осадка при нормальном водоизмещении 5,88 м.

Носовая надстройка была совершенно типичной для германских легких крейсеров Первой мировой войны. Боевая рубка находилась на палубе полубака позади носового орудия, будучи как бы «оторванной» от ходового мостика. Не самое удачное решение, как показала практика. Кормовая надстройка отсутствовала, так как корабль должен был походить на британские легкие крейсера.


Бронирование

Бронепояс толщиной 40 мм прикрывал более 70% длины корпуса - от V до XX отсека включительно. Спереди и сзади его замыкали броневые траверзы. При этом кормовой траверз имел толщину 25 мм, а носовой - 15 мм. Кроме того, был еще один траверз, толщиной 25 мм, прикрывавший спереди отделение дизель-генераторов и погреба носовой группы орудий главного калибра.

Бронепалуба толщиной 15 мм служила так же крышей погребам боезапаса. В корме был бронекороб толщиной 15 мм, защищавший рулевые машины.

Боевая рубка была весьма прилично забронирована. Стены имели толщину 100 мм, пол и потолок – по 20 мм. К центральному посту вела коммуникационная труба толщиной 60 мм.

Орудия 150-мм и 88-мм прикрывались щитами толщиной 50 мм.

Энергетическая установка

«Сердцем» крейсеров стали паровые турбины производства AEG-Vulcan, которые питались паром от 6 двухтопочных водотрубных котлов системы Шульца-Торникрофта. Эти котлы еще называли «стандартными военно-морскими».

Каждый котел располагался в своем отсеке, котлы №3 и №5 грелись углем, а №№ 1,2,4,6 имели нефтяное отопление. В каждую трубу выводили дымоходы двух котлов.

Нормальный запас топлива включал 300 т угля и 500 т нефти, максимальный - 600 т угля и 1000 т нефти. Это обеспечивало дальность плавания 5 800 миль 12-узловым ходом или 1 400 миль 25-узловым.


Вокруг этих котлов и турбин ходит немало легенд о том, что они были заказаны Российской Империей для своих кораблей, то ли для линейного крейсера «Наварин», то ли для крейсеров «Светлана» и «Адмирал Грейг». С началом войны агрегаты были конфискованы Германией и употреблены по своим надобностям. В пользу этого говорят некоторые факты, но есть и те, что опровергают эту историю.

На испытаниях при полной форсировке машин «Бруммер» развил мощность 42 797 л.с., «Бремзе» - 47 748 л.с. Корабли показали среднюю скорость 28,1 узла. В течении короткого времени крейсера могли показать до 30 узлов, но это при значительном облегчении корабля. Например, поставив все мины.

Вооружение

Главный калибр крейсеров типа «Бруммер» составляли всего четыре 150-мм орудия SK L/45 образца 1906 г. в установках MPL С/13 на центральном штыре.


Кормовое орудие "Бруммера" и офицеры корабля на его фоне

Одно орудие устанавливалось в носу, второе на шлюпочной палубе между первой и второй дымовыми трубами, два в корме по линейно-возвышенной схеме.

150-мм снаряд весом 45,3 кг вылетал из ствола с начальной скоростью 835 м/с и летел на дальность до 17 км. Орудие имело раздельное ручное заряжание, что не лучшим образом сказывалось на его скорострельности, которая составляла 3-5 выстрелов в минуту. Но это был чуть ли не единственный недостаток орудия, которое показало себя надежной системой.

Можно сказать, что размещение орудий на кораблях стало вторым недостатком. Носовое орудие заливалось водой на ходу при волнении, к второму орудию была затруднена подача боеприпасов из-за удаленности от погребов, а четвертое, кормовое орудие, вообще не могло использоваться при полной минной загрузке.

Так что артиллерийский бой для этих заградителей был делом непростым. Боезапас хранился в четырех погребах под бронепалубой. Полный боекомплект состоял из 600 снарядов, по 150 на ствол.

Вспомогательный калибр

Минные крейсера стали первыми германскими кораблями, на которые изначально были включены в проект зенитные орудия 88-мм.


На "Брумере" стояли именно такое орудия, но на снимке не он.

Два таких орудия были установлены на шлюпочной палубе позади дымовых труб. Начальная скорость снаряда составляла 890 м/с, что обеспечивало 9-кг снаряду дальность полета более 11 км или более 9 км по высоте. Практическая скорострельность 15 выстрелов в минуту. Боекомплект 400 снарядов на орудие.

Торпедное вооружение


Пуск торпеды с "Бруммера" на учениях

Под площадкой второго орудия побортно располагались два однотрубных торпедных аппарата калибра 500-мм. Сектора наведения были весьма приличными, по 70 градусов в нос и на корму. Боекомплект состоял из четырех торпед, две запасных хранились рядом с торпедными аппаратами в специальных контейнерах.

Мины

Главным оружием крейсеров-заградителей должны были стать мины, и возможность приема заградителями типа «Бруммер» большого количества мин стала наиболее интересной особенностью проекта.

Главным оружием заградителей стали мины типа ЕМА образца 1912 года. Первоначально данная аббревиатура расшифровывалась как Elektrische Mine А (электрическая мина типа А), а затем Einheitsmine А (единая мина А), что свидетельствовало о том, что мина стала стандартной для германского флота.


Внешне EMA представляла собой две стальные полусферы, соединенные цилиндрической вставкой, в которой находилось 150 кг пироксилина. Общий вес мины составлял 862 кг с якорем и 100-метровым минрепом.

Второй миной, которую немцы приняли на вооружение, стала ЕМВ. Конструктивно она отличалась незначительно, а вот боевая часть была увеличена до 225 кг.

Именно для постановок мин типа ЕМА и ЕМВ были спроектированы крейсера-заградители типа «Бруммер».

Полная минная нагрузка крейсеров включала 400 мин указанных типов, что вообще являлось просто уникальным результатом, которого британцы и французы так и не смогли достичь. Но даже это количество не было окончательным. В перегруз можно было по углам разместить еще около двух десятков мин, что в итоге давало просто сумасшедшую цифру в 420 мин.


Примерно половина мин размещалась на верхней палубе. От первой дымовой трубы и до кормового среза тянулась пара минных рельсов, по которым мины сбрасывали в воду. Вторая пара минных рельсов находилась в минном ангаре и доходила до зенитных орудий. Еще две пары минных рельсов проходили вдоль главной палубы.

Для погрузки мин на главную палубу служили 8 минно-погрузочных люков в верхней палубе, располагавшихся попарно в районе первой и второй трубы. Мины грузили с помощью четырех съемных грузовых стрел, которые устанавливались на крыше «минного ангара» и около орудия №2.


Подъем мин с главной палубы на верхнюю производился через два люка внутри «минного ангара».

Экипаж минного крейсера типа «Бруммер» состоял из 309 человек, 16 офицеров и 293 матроса.

История боевого применения


«Бруммер»


«Бруммер» вступил в строй 2 апреля 1916 года, и на главное морское сражение Первой Мировой войны (Ютландское, 31 мая - 1 июня 1916 года) попросту не успел.

Первый боевой поход «Бруммер» совершил в качестве легкого крейсера в составе эскадры адмирала Хиппера, в которую входили линейные корабли «Байерн», «Гроссер Курфюрст», «Маркграф», линейные крейсера «Фон дер Танн» и «Мольтке», крейсера «Штральзунд», «Франкфурт», «Пиллау» и «Бруммер», плюс две флотилии миноносцев.

Британцы тоже вышли навстречу, но артиллерийского боя не получилось. Все потери обе эскадры понесли от действий подводных лодок. У немцев был повреждён линкор «Вестфален», который вошел в состав группы Хиппера позже, британцы потеряли крейсера «Ноттингэм» и «Фэлмоут».

«Бруммер» дважды открывал огонь по британским подводным лодкам, однажды атаку сорвать не удалось, но крейсер уклонился от торпед, выпущенных британцами.

В роли минного заградителя «Бруммер» выступил только в начале 1917 года. Вместе с вошедшим в строй «Бремзе» в январе «Бруммер» осуществил постановку почти тысячи мин в заграждение между островами Гельголанд и Норденай.

В феврале «Бруммер» осуществлял обратную операцию: прикрывал тральщики, которые ликвидировали британскую постановку у Терсхеллинга. Заградители «Принцесса Маргарет» и «Уохайн» выставили 481 мину, чем сильно затруднили действия немецкого флота в этом районе. Тральные операции продолжались до июня 1917 года.


"Бруммер" в море. Июнь-июль 1917 года.

В сентябре 1917 года немецкое командование приняло решение о проведении операции по захвату Балтийских островов. 11 октября эта операция началась, и так как она была весьма крупной, привлекающей к себе внимание, то часть сил флота было предложено отправить для атаки на скандинавские конвои, ходившие между Норвегией и Великобританией. Для этих конвоев использовались суда нейтральных стран под охраной британских военных кораблей.

«Бруммер», «Бремзе» и четыре миноносца должны были найти и уничтожить такой конвой. Командовал отрядом фрегаттен-капитан Леонарди. 15 октября отряд вышел в море вместе с тральщиками, которые должны были провести корабли через минные заграждения. Погода ухудшилась, и Леонарди отпустил миноносцы вслед за тральщиками.

Радисты немецких кораблей перехватили сообщения, из которых был сделан вывод о том, что недалеко идет конвой, который охраняют один или два эсминца. Британцы, кстати, тоже перехватили переговоры «Бруммера» и тральщиков, но совершенно не напряглись, потому что минный заградитель и тральщики свидетельствовали об очередной минной постановке. Да, южнее были развернуты легкие крейсера и эсминцы, которые должны были перехватить минзаг.

К 17 октября в Северном море британский флот развернул внушительные силы - 3 линейных крейсера, 27 легких крейсеров и 54 эсминца.

А из Леруика шел конвой из 12 транспортов и 2 эсминцев, «Стронгбоу» и «Мэри Роуз»

Около 7 утра 18 октября с «Бруммера» заметили конвой. «Мэри Роуз» лидировал, «Стронгбоу» шел в хвосте. Транспорты шли между эсминцами.

На «Стронгбоу» тоже заметили сближающиеся с конвоем корабли, но тут сыграло роль то, о чем говорилось в самом начале: «Бруммер» и «Бремзе» были похожи на британские «Аретузы». С борта «Стронгбоу» трижды запрашивали опознавательные сигналы, немцы в ответ просто дублировали переданное британцами. Пока на эсминце поняли, что на неопознанных кораблях просто валяют дурака, пока сыграли боевую тревогу…

«Бруммер» и «Бремзе» подошли в упор и открыли огонь из своих 150-мм орудий. В упор – это 2800 метров. Ничто по морским меркам. Второй залп немецких артиллеристов перебил главный паропровод и уничтожил радиостанцию. «Стронгбоу» окутался паром и потерял ход. На борту было много раненых и убитых. Еще минут десять немцы обстреливали эсминец, после чего Леонарди приказал «Бремзе» добить эсминец, а сам пошел к транспортам.

Через 24 минуты после начала боя, в 7.30, «Стронгбоу» затонул.

«Бруммер» догнал транспорты и в этот момент по нему открыл огонь вооруженный траулер «Элис». Снаряды легли с небольшим недолетом, в пределах одного кабельтова, разрывы давали желтый цвет, из чего немцы сделали вывод о том, что по ним стреляли газовыми снарядами. Леонарди приказал открыть огонь по всем кораблям, независимо от национальной принадлежности, из всех стволов, в том числе и из зенитных 88-мм орудий. На транспортах началась откровенная паника, суда нейтральных стран стали спускать шлюпки.

А на лидировавшем «Мэри Роуз» наконец-то услышали стрельбу. Так как «Стронгбоу» ничего не передавал в эфир, командир «Мэри Роуз» Фокс решил, что стреляют по немецкой подводной лодке. Фокс развернул эсминец и пошел навстречу кораблям. История с не опознанием немецких крейсеров повторилась, немцы сыграли в ту же иргу плюс забили сигналы эсминца своей более мощной радиостанцией. Кстати, первое применение РЭБ в истории немецкого флота.

В общем, «Мэри Роуз» попал одним снарядом в «Бруммер», но кроме небольшого пожара, особых повреждений не причинил.


Пробоина от снаряда с "Мэри Роуз" в борту "Бруммера"

«Бруммер» в ответ добился 15 попаданий своими 150-мм снарядами и в 8.03 искалеченный «Мэри Роуз» затонул.

"Мэри Роуз" тонет

Из 88 членов экипажа спаслись 10.

Тем временем «Бремзе» артиллерийским огнем потопил 9 пароходов. В итоге оба крейсера, не став спасать членов экипажей потопленных судов, ушли из района и вечером 18 октября прибыли в Вильгельмсхафен.

«Бруммер», совершив несколько патрульных выходов с тральщиками, встал на ремонт, из которого вышел в мае 1918 года. С начала июня минный крейсер активно ставил мины в Немецкой бухте. Было поставлено за три выхода 270, 252 и 420 мин, плюс еще 170 мин выставил крейсер «Страссбург».

И дальше фактически до конца войны «Бруммер» стоял в гавани. Новый командующие флотом адмирал Хиппер и начальник морского штаба адмирал Шеер настаивали на ведении подводной войны, так что надводные корабли фактически не принимали участия в войне. До конца войны «Бруммер» один раз выходил в море на прикрытие тральщиков в сентябре 1918 года.

В самом конце войны планировался последний выход Флота Открытого моря для генерального сражения с противником. «Бруммер» и «Бремзе» получили отдельную задачу, они должны были заминировать вероятные пути выдвижения британского флота. Для этого заградители приняли в Куксхафен на борт по 420 мин и вместе с крейсерами Разведывательной группы «Франкфурт», «Регенсбург», «Страссбург», приготовились к выходу. Однако выход был отменен в связи с бунтом на линкорах «Тюрингия» и «Гельголанд», мины выгрузили и крейсера ушли в Киль.

19 ноября 1918 года «Бруммер» в составе всего Флота Открытого моря вышел в свой последний поход до Скапа-Флоу. 26 ноября крейсер встал на якорь.


21 июня 1919 года остатками команды на «Бруммере» был поднят германский флаг и корабль был затоплен. Поднимать его не стали, «Бруммер» до сих пор лежит на правом борту на глубине 21-30 метров.

«Бремзе»


Вошел в состав флота 1 июля 1916 года. Первый боевой выход совершил 27 ноября на поиск и оказание помощи цепеллинам L21 и L22 вместе с другими крейсерами.

В декабре 1916 г. «Бремзе» перевели в IV Разведывательную группу вместе с «Бруммером». Вместе с другими крейсерами «Бремзе» участвовал в разведывательном выходе 27 декабря в район Большой Рыбной банки, а 10 января следующего года с «Бруммером» ставил мины между Нордернаем и Гельголандом.

История службы «Бремзе» на протяжении 1917 года ничем не отличалась от действий «Бруммера», крейсера-заградители действовали совместно.

Во время набега на скандинавский конвой артиллеристы «Бремзе» потопили 9 транспортных судов, пока «Бруммер» занимался эсминцами прикрытия. На «Бремзе» было израсходовано 159 снарядов 150-мм.


В апреле 1918 года «Бремзе» дважды ходил на минные постановки, выставив в Северном море 2 апреля 304 мины, а затем 11 апреля - еще 150.

23-25 апреля крейсер участвовал в последнем выходе германского флота в море. Планировался перехват очередного скандинавского конвоя, но немецкая эскадра не обнаружила его. Выход вообще закончился печально, потому что лидер эскадры, линейный крейсер «Мольтке» получил торпеду от британской подводной лодки Е-42.

Немецкое командование получило сведения, что британские минные заградители установили несколько заграждений в проливе Каттегат. Миноносцы, посланные для проверки, минные поля обнаружили. Было принято решение не вытраливать заграждения, а натыкать вокруг свои мины, чтобы британские корабли в «безопасных» проходах получили свое.

«Бруммер» был на ремонте, потому «Бремзе» в одиночку 11 мая выставил три линии, две по 140 мин и одну из 120 мин. 14 мая в море вышли «Бремзе», «Регенсбург», «Штральзунд» и «Страссбург». Пока крейсера выполняли задачу по перекрытию торговых маршрутов, «Бремзе» выставил еще 420 мин в стороне от предыдущих постановок.


В итоге немцы практически перекрыли минами пролив Каттегат, оставив фарватер шириной в шесть миль для своих подводных лодок и в заливе Ольборг – проход для надводных кораблей. Правда, шведы вытралили много мин, так как им не очень понравилось, что немецкий минный заградитель орудовал в их водах.

19 ноября крейсер под командованием обер-лейтенанта-цур-зее Фрица Шаке ушел в свой последний поход.


"Бремзе" в Скапа-Флоу

21 июня 1919 г. в Скапа-Флоу команда «Бремзе» попыталась затопить свой корабль, но это не получилось. Корабль спасали британцы, на борт крейсера прибыл отряд британских моряков, которые попытались спасти «Бремзе». Но отсеки, в которых немцы открыли кингстоны, были уже затоплены, и прекратить поступление воды не получилось.

Эсминец «Венеция» оттащил «Бремзе» на более мелкое место бухты у острова Мэйленд, где крейсер все-таки затонул, завалившись на правый борт на небольшой глубине.


Нос "Бремзе" после затопления

В 1929 г. предприниматель Эрнест Фрэнк Кокс купил у британского Адмиралтейства все затонувшие германские корабли для разделки на лом, смог поднять «Бремзе».


Были проблемы в виде нефти, которая разлилась внутри корабля. Были проблемы в лице самого крейсера, который сопротивлялся британцам, как мог. При проведении работ по подъему крейсера пострадало несколько человек, два были серьезно травмированы взрывами нефтяных паров при разрезании корпуса горелками.

Но корабль начали спрямлять, одновременно поднимая. Однако, «Бремзе» всплывать не хотел и преподнес работающим неприятнейший сюрприз: крейсер опрокинулся на правый борт, в воду начала выливаться нефть из цистерн, и кому-то в голову пришла просто бесподобная идея поджечь нефть, чтобы быстрее от нее избавиться.

Пожар бушевал несколько дней и в итоге вся носовая часть крейсера выгорела полностью. 29 ноября «Бремзе» отвели в Лайнесс, где и разобрали.

Итоги


Вообще минных крейсеров было создано не так много, но они были. В Германии, Италии, Франции, Великобритании, СССР, Японии, США.

Немецкие конструкторы создали реально прорывной корабль, который определил вектор развития минных заградителей на многие годы вперед. «Бруммер» и «Бремзе» по сути оказались лучше, чем все последователи, которые были созданы даже через много лет.

В чем загадка? В извечном компромиссе. В «Бруммере» и «Бремзе» удалось достигнуть просто прекрасного баланса между желаниями и возможностями. Превращение легкого крейсера в минный крейсер оказалось настолько безболезненным, что позволило использовать эти корабли не только как заградители.

Да, в плане артиллерии вроде бы тип «Бруммер» был слабее, чем обычные немецкие крейсера. «Бруммер» имел 4 орудия 150-мм, а «Магдебурги» - 7 или 8. Однако, у «Бруммера» орудия размещались диаметрально, на одной линии. А «Магдебурги» имели побортно-симметричную схему размещения, и только два кормовых орудия стояли линейно-возвышенно, как на «Бруммере».

В итоге бортовой залп у «Бруммера» состоял из четырех орудий, а у «Магдебурга» - всего из пяти.

А как показал налет на скандинавский конвой, четырех орудий 150-мм более чем достаточно, чтобы топить пароходы. Да, если бы «Бруммера» и «Бремзе» встретили не эсминцы, а крейсера, то исход мог быть для немцев более печальным. Но минный крейсер создается не для боя с себе подобными.

Броня. Броню ослабили очень сильно, но опять же, для постановки мин броня не нужна вообще, а при нападении на эсминцы и торговые суда хватило и той, что имелась.

Кстати, британские исследователи считают, что немецкие заградители имели скорость намного выше, чем задекларированные 28 узлов. Было ли это вызвано удачной дезинформацией со стороны немецкой разведки или британцы ошибались, но они всерьез считали, что «Бруммер» мог развить 32 узла. И после разгрома конвоя, британцы начали срочно работать над проектом крейсера-перехватчика, способного догонять такие корабли.

Так появились крейсера класса Е. Не совсем удачные, зато быстрые корабли.

Но крейсерство – это не главная задача для «Бруммеров». А вот как заградители, немецкие корабли не имели себе равных. Наверное, единственным минусом было размещение мин на открытой палубе и связанная с этим опасность.

Однако в 1924 году британцы построили заградитель «Эдвенчер», который был крупнее, чем «Бруммер», имел закрытую минную палубу, но во всем остальном он был слабее. Скорость, броня, вооружение – все было хуже, чем у немцев.

Французы построили заградитель «Плутон» по образу и подобию в 1929 году, а в 1933 крейсер с функцией заградителя «Эмиль Бертен». «Эмиль Бертен» был похож на «Бруммер», как крейсер, но брони почти не имел как таковой.

Однако по функционалу, то есть, количеству мин, взятых на борт, «Бруммер» не имел себе равных. 420 мин. «Эдвенчер» мог взять 280, «Плутон» - 290, «Эмиль Бертен» - 200 мин.


Здесь, конечно, можно было бы вспомнить и русские «Амур» и «Енисей», которые могли нести по 320 мин и вооружались пятью орудиями 120-мм. Правда, русские корабли не несли брони и имели катастрофически низкий ход в 18,5 узла.

«Бруммер» и «Бремзе» хоть и прожили очень короткую жизнь, но можно сказать, что насыщенную и полезную. В отличие от многих своих собратьев больших размеров.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 июля 2021 05:57
    У меня вопрос дилетанта к знатокам! А что делали с ранее установленными минами после окончания войны? Их просто тупо тралили или бережно собирали для будущей войны? Спасибо
    1. +4
      30 июля 2021 06:35
      Цитата: Xlor
      бережно собирали для будущей войны?

      Скажу вам , как дилетант дилетанту -хорошее предложение, возможно даже, что вы первый кто до этого додумался, еще бы кто то придумал, как с боевого взвода снимать быстро и не дорого.
      1. +4
        30 июля 2021 06:56
        Главное - безопасно...
      2. +2
        30 июля 2021 07:12
        На гальваноударной мине есть боевой взвод?

        Роману спасибо за красивую статью с богатыми иллюстрациями. good Было интересно читать.
        1. +1
          30 июля 2021 07:20
          Цитата: Морской Кот
          На гальваноударной мине есть боевой взвод?

          Я дилетант, и прочитав
          Кусок сахара в виде бруска, помещенный между частями пружинного контакта блокирует пружину ударника взрывателя мины
          резонно предположил, что если есть пружина, то она имеет два состояния - сжатое(взведенное) и расслабленное (пусть будет так, ну по нашему, по дилетантски... я же не морской минер. А как правильно?)
          1. +3
            30 июля 2021 08:03
            А как правильно?)

            А хрен его знает, я тоже ведь не минёр. smile

            Корапь натыкается на мину, ампула разбивается, электролит активирует батарею и взрыв.
            Ударника там и вовсе не присутствует.
            1. +2
              30 июля 2021 09:05
              Это все так после того как... после того, как после установки мины растворится сахар(соль) в предохранительном устройстве и пружина замкнет контакты цепей от колпачков на запальное устройство, т.е. встанет на боевой взвод (в боевое положение)
              Ну вот... пришлось проникнуться...
              1. +3
                30 июля 2021 09:09
                Вот мы и разобрались. wink
        2. +1
          30 июля 2021 17:18
          А кусочек сахара... Как предохранитель.
    2. 0
      30 июля 2021 20:27
      Цитата: Xlor
      Их просто тупо тралили или бережно собирали для будущей войны?

      Ни то, ни другое. Очень часто их просто оставляли.
      1. -1
        30 июля 2021 20:47
        А как же гражданские суда?
        1. 0
          30 июля 2021 20:48
          Цитата: Xlor
          А как же гражданские суда?

          Выдали ПРИМЕРНЫЕ карты постановок, а далее про шерифа и индейцев помните ?
  2. 0
    30 июля 2021 07:38
    Как то Роман обещал и про русский флот написать. Может все таки появится серия таких же интересных статей и о наших кораблях?
    1. +7
      30 июля 2021 08:39
      Про русские корабли есть у Андрея из Челябинска.
      1. 0
        30 июля 2021 09:18
        У Андрея статьи совсем другие. У каждого свой стиль. У обоих интересно, но по разному. У Андрея, как мне кажется, больше с точки зрения технаря (в хорошем смысле) описание идет. У Романа, скажем так "художественная часть" больше развита. А про наши корабли Роман обещал написать, если мне не изменяет память, в начале цикла о крейсерах.
  3. +2
    30 июля 2021 08:54
    Очень интересная статья. Как и всегда ,по истории флота. Большое спасибо автору.
  4. +3
    30 июля 2021 12:31
    Здесь, конечно, можно было бы вспомнить и русские «Амур» и «Енисей», которые могли нести по 320 мин и вооружались пятью орудиями 120-мм. Правда, русские корабли не несли брони и имели катастрофически низкий ход в 18,5 узла.


    И польский ORP «Грыф», который, хотя его максимальная скорость составляла всего 20 узлов, был хорошо вооружен 6 120-мм орудиями и мог брать до 600 мин !!!
    1. 0
      30 июля 2021 13:52
      Когда "Гриф" был спущен на воду?
      1. +1
        30 июля 2021 13:55
        Всего на три года позже упомянутого автором минного крейсера "Эмиль Бертен".
        1. 0
          30 июля 2021 13:56
          Здесь, конечно, можно было бы вспомнить и русские «Амур» и «Енисей», которые могли нести по 320 мин и вооружались пятью орудиями 120-мм. Правда, русские корабли не несли брони и имели катастрофически низкий ход в 18,5 узла.
          И Ваш ответ
          И польский ORP «Грыф», который, хотя его максимальная скорость составляла всего 20 узлов, был хорошо вооружен 6 120-мм орудиями и мог брать до 600 мин !!!
          1. +1
            30 июля 2021 14:02
            Я не понимаю твой пост. Автор написал Здесь, конечно, можно было бы вспомнить и русские «Амур» и «Енисей» как корабли, способные нести большое количество морских мин. и я написал это здесь, конечно, можно было бы вспомнить и польский корабль, который по количеству поставленных мин превосходил все упомянутые в статье корабли. К тому же с водоизмещением вдвое меньшим, чем у описываемых кораблей «Браммер»! Корабль построен во Франции, кстати, вооружен шведскими пушками и российскими минами. lol
            1. +1
              30 июля 2021 15:06
              Зачем сравнивать корабли разных эпох?
            2. +1
              30 июля 2021 15:13
              "Грыф"- не быстроходный минзаг и совсем не в тему к быстроходным крейсерам- минзагам "Бруммер" и "Эмиль Бертен" (ваще- то не использовавшемуся как минзаг). Его большое количество мин чисто за счёт экономии места за счёт дизельной силовой установки всего 6000 л.с. Да и история участия в боевых действиях этого крупнейшего корабля ВМС Польши на конец 30-х годов 20в. очень коротка и печальна.
              1. +1
                30 июля 2021 15:43
                A русские «Амур» и «Енисей» быстроходныe минзаги и совсем в тему к быстроходным крейсерам? Де-факто эпохи тоже были разные - не считая даже таких мелочей, как «Амур» и «Женисс», на 6-часовых испытаниях они с большим трудом достигли 17,5 узлов.
                1. 0
                  30 июля 2021 18:51
                  Они, видимо, приведены как пример классических минзагов той поры - конец 19, начало 20 веков. Ведь минзаг специальной постройки в те времена- нечто особенное. Обычно их при необходимости оборудовали из мобилизованных гражданских судов.
                  1. 0
                    30 июля 2021 19:16
                    Они, видимо, приведены как пример классических минзагов той поры


                    Ничего подобного не следует ни непосредственно из слов автора, ни из контекста.
  5. 0
    30 июля 2021 12:53
    Много новых фактов. Спасибо!
  6. 0
    30 июля 2021 13:51
    В итоге бортовой залп у «Бруммера» состоял из четырех орудий, а у «Магдебурга» - всего из пяти.
    И?
  7. +2
    30 июля 2021 16:26
    Эти корабли были созданы путем переоборудования легких крейсеров в минные заградители

    Эти корабли никто не переоборудовал, они изначально проектировались и строились как минные заградители.
    1. +1
      30 июля 2021 19:05
      Да, не совсем удачная фраза в начале. Точнее было бы что-то вроде этого: "Эти корабли были созданы путем переработки проекта легкого крейсера в быстроходный минный заградитель." Но получается много повторов.
  8. +1
    1 августа 2021 12:35
    Очень интересно, мне вообще нравятся немецкие Лёгкие Крейсера, мне кажется они были лучшими в своём классе, что касаемо сравнения с Российскими минными заградителями ( Амур, Енисей, Ладога, и мобилизованных пароходов) то немецкие мин-заги вооружались гораздо более мощными минами ( 150 кг ВВ и 220 кг ВВ) по сравнению с русскими минами ( 94 кг ВВ), русские мины оказались менее эффективными, приведу примеры, подрыв Фридрих Карл на двух минах ( с одного борта в носовой и кормовой части) корабль погибал 5 часов 30 минут и командир до последнего надеялся спасти старый Броненосный Крейсер, подрыв на двух минах Гебена, корабль не потерял боеспособность и активно выходил в море полгода пока не провели ремонт, подрыв на двух минах эсминца V-99 ( 1374 тонны) эсминец сохранил ход и выбросился на камни, после чего экипажу пришлось доделывать то, что не до конца сделали мины, то-есть подорвать эсминец своим экипажем. Так что сравнение с русскими мин-загами будет не в пользу последних, в принципе большую часть минных постановок в немецком флоте с мая 1915 г взяли на себя подводные минные заградители типов UC-I, UC-II, UE-I и UE-II, на долю которых приходится львиная доля потопленных кораблей и судов Антанты.
  9. 0
    3 августа 2021 10:36
    Так и не понял, почему собственно "чудовища"?
  10. 0
    20 сентября 2021 20:30
    А что значит "уйти достойно" для корабля?
    Сдаться врагу, чтобы спасти свои жизни, а потом, чувствуя себя безнаказанно под защитой международных конвенций о военнопленных, позорно затопить свои корабли в порту противника?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»