«Правда», «Звезда» и «Искра». Подлодки IV серии

26

Общий вид подлодок проекта "П" на момент принятия в строй

Со времен Первой мировой войны в развитых странах прорабатывалась концепция т.н. эскадренной подводной лодки – корабля с торпедным и артиллерийским вооружением, способным вести надводный бой в составе соединения. В тридцатых годах советская промышленность реализовала эту идею в рамках IV серии подлодок («Тип «П»), но результаты были далеки от желаемых.

От концепции до проекта


В конце двадцатых годов сотрудник ленинградского «Остехбюро» ОГПУ при заводе №189 (ныне Балтийской завод) Алексей Николаевич Асафов (1886-1933) предложил разработать и построить дизель-электрическую подлодку с развитым артиллерийским вооружением, способную вести бой в составе эскадры. Такая лодка могла бы дополнить авангард и атаковать противника на начальных этапах боя или обстреливать его при отходе. Также ее можно было бы использовать для охоты на морские десанты во время их переброски.



Для реализации необычной концепции предлагалось несколько любопытных технических решений. С целью улучшения ходовых и маневренных характеристик в надводном бою обводы корпуса спроектировали с оглядкой на эсминцы того времени. При этом подлодка получила высокий борт, для чего запас плавучести пришлось вывести на уровень 80-90 проц. Проект предусматривал использование торпедных аппаратов и пушек калибром до 130 мм.

Осенью 1930 г. эскизный проект будущей IV серии рассмотрело и утвердило командование флота, после чего началась разработка рабочей документации. Однако почти сразу возникли проблемы организационного характера. На новых лодках предлагалось использовать дизельные двигатели немецкого производства, но «Остехбюро» не смогло быстро получить необходимые данные о них. Не дожидаясь их, бюро в январе 1931 г. приступило к разработке окончательной версии проекта.


Облик подлодки после модернизации 1937-38 гг.

Сэкономив время, уже в мае завод №189 заложи головной корабль. Эта лодка получила номер П-1 и имя «Правда». В декабре начали строительство подлодок П-2 «Звезда» и П-3 «Искра». Корпуса новой серии решили называть в честь знаменитых партийных газет.

Поводы для критики


На фоне запуска строительства начались споры о реальных возможностях и перспективах подлодок. Расчеты показывали, что осадка ок. 3 м и запас плавучести более 90% затрудняют погружение, а цистерна быстрого погружения в проекте не предусматривалась. Прочный корпус допускал работу на глубинах не более 60 м, что считалось недостаточным. Также возникли претензии к недостаточному торпедному вооружению и т.д. В дальнейшем были выявлены и новые проблемы.

В связи с выявленными недостатками и критическим отношением специалистов ВМФ, в конце 1931 г. строительство трех подлодок приостановили. К этому времени «Остехбюро» было преобразовано в Особое конструкторско-техническое бюро №2, и доработка проекта доверялась обновленной организации. В октябре 1932-го новую версию «Типа «П» утвердили, после чего разрешили продолжать строительства «Правды». При этом «Искру» и «Звезду» следовало законсервировать.

В начале следующего года группа инженеров во главе с А.Н. Асафовым посетила Германию для организации поставок необходимых импортных компонентов. Возвращаясь домой, главный конструктор тяжело заболел. 21 февраля 1933 г. он ушел из жизни. Место Асафова занял П.И. Сердюк. Под его руководством завершилась разработка проекта «П», а также продолжилось развитие серии «Малютка».


Головная П-1 в море, фото середины 30-х гг., до модернизации

30 января 1934 г. достроенную подлодку П-1 спустили на воду и передали на ходовые испытания. Основные характеристики удалось подтвердить, но оставался открытым вопрос прочности корпуса и допустимой глубины погружения. 12 сентября «Правду» без экипажа, с балластом и измерительной аппаратурой при помощи судна «Коммуна» опустили на глубину 72,5 м. По результатам этого мероприятия рабочую глубину лодки определили на уровне 50 м, предельную – 70 м.

После прохождения испытаний П-1 «Правда» отправилась на последнюю доработку перед принятием на вооружение. Также ВМФ разрешил продолжить строительство лодок П-2 и П-3 по измененному проекту. «Искру» спустили на воду уже 4 декабря, а «Звезда» вышла на испытания только в середине февраля 1935-го. Впрочем, подлодки новой IV серии более не рассматривали в качестве боевых кораблей. Их планировалось использовать как учебные корабли, а также для накопления опыта по новым решениям и технологиям.

Особенности конструкции


Проект «П» предлагал использование двухкорпусной схемы. Прочный корпус разделялся на семь отсеков и впервые в отечественной практике строился с использованием наружных шпангоутов. Легкий корпус формировал общие обводы, призванные повышать характеристики в надводном положении. Между двумя корпусами помещался набор балластных цистерн. Клапаны заполнения и продувки оснащались электрическими и пневматическими дистанционными приводами.

Для IV серии в Германии приобрели дизельные двигатели MAN M10V48/49 мощностью 2700 л.с. На тот момент эти были самые мощные двигатели в советском подводном кораблестроении. Также «Тип «П» получил две аккумуляторные батареи типа ЭК в двух группах по 112 шт. и два ходовых электродвигателя ПП84/95 мощностью по 550 л.с. Нормальный запас дизельного топлива превышал 28 т, полный – ок. 92 т.


"Правда" на военно-морском параде в Ленинграде. Подлодка уже прошла модернизацию

В ходе испытаний «Правда» показала максимальную надводную скорость 18,8 узла. На такой скорости нормальный запас топлива обеспечивал дальность хода 635 морских миль. Экономический надводный ход в 15,3 узла давал дальность в 1670 миль. Максимальная скорость под водой достигала 7,9 узла, при этом батарей хватало на 108 минут движения. На перезарядку аккумуляторов требовалось почти 14 ч.

П-1/2/3 получили навигационные и иные приборы, характерные для отечественных подлодок того времени. В частности, использовали шумопеленгатор МАРС-12, несколько радиостанций и приемников разных диапазонов, прибор звукоподводной связи «Сириус» и т.д.

В носу подлодки находились 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, еще два аппарата разместили в корме. Боекомплект включал 10 торпед – по одной в аппаратах и 4 дополнительные в носовом отсеке. Загрузка торпед производилась через аппараты и через отдельный люк.

Эскадренную подлодку изначально предлагалось оснастить пушками калибра 130 и 37 мм. В окончательной версии проекта использовались два 100-мм орудия Б-24 в закрытых установках на носу и корме ограждения рубки. Сверху на ограждении расположили 45-мм зенитную пушку 21-К. Боекомплект – 227 и 460 снарядов соответственно.

Экипаж подлодки «П» состоял из 53 чел., в т.ч. 10 офицеров. Последние располагались в отдельных каютах; для командира, комиссара и штурмана предусматривалась улучшенная планировка. Также имелись офицерская столовая и кают-компания. 44 спальных места для старшин и краснофлотцев распределили по нескольким отсекам.


В 2012 г. на погибшей П-1 "Правда" установили памятный знак

Проектная автономность «Правды» и других лодок достигала 28 сут., но фактическая сократилась до 15 сут. Предусматривалась система регенерации воздуха с 13 машинками. Имелось 17 кислородных баллонов общим объемом более 650 л и 1438 регенерационных патронов РВ-3.

В исходном проекте длина лодки «П» достигала 90 м, затем ее уменьшили до 87,7 м. Ширина – 8 м. Средняя осадка в окончательной версии проекта осталась на уровне 2,9 м. Надводное водоизмещение составляло 955 т, подводное – более 1670 т.

Подлодки на службе


9 июня 1936 г. все три лодки IV серии были приняты военно-морским флотом. Через несколько недель их включили в состав Балтийского флота. Ввиду ограниченных тактико-технических характеристик и специфического вооружения такие корабли не представляли интереса в качестве боевых единиц, и их определили учебными.

До конца 1937 г. «Правда», «Звезда» и «Искра» обеспечивали подготовку краснофлотцев и офицеров-подводников Балтийского флота и неплохо зарекомендовали себя в учебном качестве. Кроме того, им неоднократно доводилось принимать различные делегации военного и политического руководства страны.

Осенью 1937 г. началась программа модернизации «Типа «П» с учетом опыта эксплуатации. В условиях сухого дока заменяли отдельные узлы и агрегаты ввиду выработки ресурса или морального устаревания. Также доработали легкий корпус и ограждение рубки. В частности, пушки Б-24 теперь располагались открыто. К концу 1938 г. «Правду» вернули на службу; за нею последовали две другие лодки.


П-2 "Звезда" в Ленинграде, начало 1942 г.

22 июня 1941 г. все три подлодки находились в Ораниенбауме. В начале сентября их перевели в Кронштадт для решения разных задач. Так, П-1 предстояло доставить боеприпасы, медикаменты, продовольствие и т.д. нашим частям на о. Ханко. 8 сентября «Правда» под командованием капитан-лейтенанта И.А. Логинова прибыла в Кронштадт, где получила почти 20 т грузов. На следующий день она отправилась к Ханко. 11-12 сентября подлодка должна была прийти в точку выгрузки, но этого не произошло. В октябре корабль исключили из состава ВМФ как пропавший без вести.

В 2011 г. в 6 милях к югу от маяка Калбодагрунд была обнаружена погибшая подлодка. В следующем году экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» установила, что это была пропавшая П-1. Во время похода к Ханко корабль подорвался на немецкой мине. На погибшей «Правде» была установлена памятная табличка. Подлодка признана братской могилой.

П-2 «Звезда» тоже должна была участвовать в транспортной операции, но после пропажи П-1 от этого отказались. До конца октября П-2 оставалась в Кронштадте, когда ее отправили обстреливать вражеские позиции на берегу. Из-за технических неполадок подлодке пришлось вернуться; во время боевого выхода она несколько раз попадала под обстрел. После ремонта, в декабре, П-2 неоднократно использовали для доставки горючего в Ленинград.

П-3 «Искра» в сентябре попала под осколки вражеской бомбы и потребовала мелкий ремонт. 29 октября она прибыла в Ленинград и вошла в состав городской системы ПВО. В мае 1942-го П-2 и П-3 законсервировали. В начале следующего года их перевели в состав дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подлодок.


П-3 "Искра" у ленинградского причала, 1942 г.

В августе 1944 г. подлодки П-2 и П-3 были выведены из состава ВМФ. «Звезду» передали НИИ связи и телемеханики в качестве опытового корабля, а «Искра» перешла Высшему военно-морскому инженерному училищу. Однако уже в августе и ноябре 1945-го лодки вернули в состав флота для использования в качестве учебных. В 1949 г. оба вымпела перешли в категорию больших подлодок. Вскоре П-2 получила номер Б-31, а П-3 – Б-1.

В 1952 г. подлодку Б-1 ввиду морального и физического устаревания вывели из состава ВМФ, разоружили и разукомплектовали. Корпус передали НИИ-11 для проведения исследований. Б-31 оставалась на службе до 1955 г. В следующем году ее передали на разделку.

Полезный опыт


В основе проекта «П» лежала оригинальная идея эскадренной подлодки, способной вести открытый артиллерийский бой и скрытно атаковать цели при помощи торпед. Ее реализация в виде кораблей IV серии оказалась неудачной. Авторы проекта ввиду отсутствия необходимого опыта допустили ряд серьезных ошибок, в результате чего три построенные подлодки оказались непригодными для полноценного боевого применения.

Однако при помощи «Правды» и двух других подлодок удалось проверить новые идеи, решения и компоненты. Накопленный опыт создания проекта «Тип «П» вскоре был использован при разработке крейсерских подлодок «К». Они строились более крупной серией, активно использовались в Великую Отечественную войну и показали приемлемую результативность.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    31 июля 2021 05:44
    Спасибо. Прочитал с интересом. Фото затонувшего корабля впечатлило.
  2. +7
    31 июля 2021 05:46
    При скорости 18.8 узлов быть в составе эскадры? Вести артбой без бронезащиты? Сомнительное дело...
  3. +14
    31 июля 2021 06:06
    ... построить дизель-электрическую подлодку с развитым артиллерийским вооружением, способную вести бой в составе эскадры.


    Ещё одно доказательство того, что адмиралы (и не только наши) готовились не к будущей войне, а к давно прошедшей. С эскадрой какого, чьего флота они собирались вести бой? И, в результате, какова была боевая ценность именно этих лодок?
    1. +18
      31 июля 2021 06:45
      Мнения специалистов высказал командир бригады подводных лодок Балтийского моря М.Ф.Стороженко. В марте 1931 г. командир бригады ПЛ Балтийского моря М.Ф.Стороженко обратился к начальнику ВМС, в РВС МСБМ и в ПТКМ с рапортом
      "Тактические элементы для эскадренных ПЛ", в котором отметил бесперспективность и недостатки проекта: торпедное вооружение слабое, не предусмотрена безпузырная торпедная стрельба, глубина погружения мала и допускает поражение ПЛ любыми существующими противолодочными средствами, наличие двух 130-мм орудий в башнях, отнимающих 44 т водоизмещения, ничем не оправдано, в то же время отсутствует тройной запасной комплект торпед и не предусмотрена стрельбы торпедным залпом. Рапорт заканчивался категорическим выводом: "ПЛ Асафова ни в коем случае не должна быть принята".
      Но мнение конструкторов и моряков не совпадало с точкой зрения начальника ВМС Р.А.Муклевича, который с самого начала поддерживал идею создания этой эскадренной подводной лодки. Муклевич обрушился на противников лодки Асафова в духе того времени, направив Реввоенсовету Балтийского флота резкое "послание":
      "...Так выступать, как выступил Стороженко по поводу подлодок нельзя, и Реввоенсовет должен на подобные выступления обратить серьезное внимание и в корне их пресечь. Стороженко еще нужно поучиться самому, а не стремиться поучать других в тех вопросах, в которых он сам еще слабо разбирается... Попутно обращаю внимание, что вновь выдвинутые флагманы обнаруживают прежнее стремление заниматься вопросами большой морской политики. С этими "традициями" прошлого необходимо покончить. Их дело учить подчиненные им соединения использованию своего оружия в бою и учиться самим, а что касается вопросов морской политики, то ее будут решать те органы, в компетенции которых эти вопросы входят".
      После такого окрика эскадренная подводная лодка "Правда" в мае 1931г. была заложена, М.Ф.Стороженко - один из первых комиссаров подводных сил балтийского флота, окончивший в 1930 г. Военно-морскую академию, - был снят с должности комбрига, а впоследствии репрессирован, а Алексей Николаевич Асафов в следующем году был назначен главным инженером.Подробнее если интересно здесь
      1. +7
        31 июля 2021 06:53
        Спасибо, Серж. hi Ну, и кто же здесь получается "враг народа"? negative
      2. +3
        31 июля 2021 11:37
        Цитата: СЕРЖ ант
        М.Ф.Стороженко - один из первых комиссаров подводных сил балтийского флота, окончивший в 1930 г. Военно-морскую академию, - был снят с должности комбрига, а впоследствии репрессирован,

        Но вот в "Обзор эволюции подводных сил СССР (1935–1941 гг.)"
        Глава 6.
        "Обновление Балтийского подплава (1930–1941 гг.)" напис ано ....

        В январе Вместо смертельно больного Стороженко комбригом становится никогда не командовавший кораблем, тем более подводной лодкой, администратор Самборский.
      3. ANB
        +1
        2 августа 2021 00:52
        . начальника ВМС Р.А.Муклевича

        Была такая должность?

        . бригады подводных лодок Балтийского моря

        Может всё таки Флота?
    2. +6
      31 июля 2021 10:21
      Цитата: Морской Кот
      С эскадрой какого, чьего флота они собирались вести бой? И, в результате, какова была боевая ценность именно этих лодок?

      Попытки скрестить ужа с ежом не давали жизнеспособного потомства, кроме, пожалуй, колючей проволоки lol . Так и в данном случае и как подлодка так себе, и арткорабль никакой. Но надо принять во внимание время в которое создавалось это вооружение - 30-е годы, когда главным лейтмотивом в стране была песня : "Мы рождены,чтоб сказку сделать былью!", поэтому инженеры, не боясь, брались за решение порой немыслимых задач и это приводило к созданию например реактивной артиллерии,безоткатных орудий и прочих технических решений или извращений, с какой стороны посмотреть. Но люди не боялись творить, а сейчас до того всё зарегламентировано, что лишний раз подумать,пальцем шевельнуть - а зачем? Кто последний раз видел на производстве БРИЗ - бюро рационализации и изобретений? А когда-то на любом маленьком заводике была такая структура, план по рационализации давали.
  4. +11
    31 июля 2021 06:23
    Всегда считал профессию военного моряка одной из самых. А моряков-подводников - героями флота. Как ни горестны судьбы погибших в походе, но брошенные за ненадобностью остовы - тяжкое зрелище.
    Не нам обсуждать промахи и недостатки тех, кто шли первыми.
    1. +1
      31 июля 2021 22:40
      Цитата: ROSS 42
      Всегда считал профессию военного моряка одной из самых. А моряков-подводников - героями флота. Как ни горестны судьбы погибших в походе, но брошенные за ненадобностью остовы - тяжкое зрелище.
      Не нам обсуждать промахи и недостатки тех, кто шли первыми.

      Согласен...С каждым словом...Окромя последнего предложения: надо обсуждать(!),делать выводы(не осуждая впереди прошедших)...Дабы не повторялось...
      "Диаспора" подводников на данном сайте,пожалуй,самая сильная...- Пусть выскажутся(не одному Климову бится за подфлот!)...
      Не спец...в этой теме(но,крайне интересно,-может, благодаря людям представляющим тематику...)Удачи им!
      Но!! Не оставляет мысль,что весь путь нашего, Советского Флота,(про ново Российский промолчу пока...),это...-героизм экипажей,тяжкие,не менее героические труды конструкторов,рабочих верфей,и,-сомнительная эффективность...Честно! Никого не хочу обидеть...Прекрасно понимаю,что в 60-х, даже такой подводный флот был аргументом.(кстати, есть ряд ррдственников, служивших в то время,и на тех кораблях ..).Знаю,на сайте масса Гуру от подплава. Если не затруднительно,-дайте,пожалуйста, ссылки на успешный опыт,операции. .
      hi
  5. +5
    31 июля 2021 11:13
    Еще "мулька" была в мире в те годы- подводные авианосцы
  6. +4
    31 июля 2021 11:18
    Во время похода к Ханко корабль подорвался на немецкой мине. На погибшей «Правде» была установлена памятная табличка. Подлодка признана братской могилой.
    Подводная лодка погибла на мине в 6,2 мили к югу от маяка Калбодагрунд спустя несколько часов после того как была отпущена эскортом. Летом 2009 года корпус субмарины был найден при проведении работ по прокладке газопровода «Северный поток».
    На борту «Правды» в ее последнем походе было 55 человек.

    Повреждения ПЛ "Правда".
  7. +3
    31 июля 2021 11:57
    Есть мнение, что Асафов в командировке в Германии работал в КБ немецких подводных лодок фирмы Дешимаг, и после командировки застрелился, узнав о результатах испытаний лодок типа М VI серии ( август-октябрь 1933 г), Асафов уже был осуждён ранее за вредительство ( ошибки при проектировании лодок типа Д I серии) в 1930 г, но в 1931 г был реабилитирован и восстановлен в должности и даже не однократно ездил в Германию в командировку.
  8. +5
    31 июля 2021 15:00
    Идея получить подлодку с мощным артвооружением - это не чисто советская идея. В мире это витало в алздухе.
    Например, французская Сюркуф тех лет была вооружена двумя 203 мм орудиями и самолетом для корректировки и разведки.
    1. +1
      31 июля 2021 18:07
      Я тоже удивился отсутствия ссылок на иностранные артиллерийские п/л. Тупиковая ветвь оказалась. Та же Сюркуф, названная в честь французского пирата - Робе́р Сюрку́ф (фр. Robert Surcouf; 12 декабря 1773, Сен-Мало, Франция — 8 июля 1827, Сен-Мало)
      1. +2
        1 августа 2021 08:23
        Пират в русском языке носит отрицательное смысл, а, строго говоря Сюркуф- капер, боровшийся против англичан, поэтому у французов личность легендарная.
        А в остальном- автор не упомянул, что такие подлодки- скорее общемировая тенденция на тот момент, а не чисто советское изобретение.
        Кстати, читал, что во время войны в Крыму подлодки использовались для обстрела немцких позиций, но не уверен, что можно было эффективно обстреливать без корректировки огня, просто по квадрату, подлодка не имеет высокой мачты, куда можно было расположить корректировщика.
        1. 0
          1 августа 2021 10:02
          во время войны в Крыму подлодки использовались для обстрела немцких позиций,

          Да, выполнялись такие задачи с околонулевым результатом, поскольку без корректировки артогня эти обстрелы имели, скорее, психологическое значение.
          Насчёт термина "пират" - по сути, это изначально индивидуальный предприниматель, работавший на свой страх и риск, но некоторых из них государства нанимало для выполнения госзаказов (как Дрейка, к примеру). Ну а у нас вследствие довольно позднего выхода России на океанский простор данный этап развития флота не состоялся, поэтому термин "пират" и имеет однозначный смысл "романтика с большой дороги" (мультфильм "Бременские музыканты").
          1. 0
            1 августа 2021 10:18
            Как то был цикл статей здесь, обсуждали тонкости всех этих пиратов, флибустьеров, буканьеров , каперов, приватиров и прочих корсаров:)))
            Пират- это общий термин, не все из них были разбойниками- уголовниками.
            Многие были частными лицами на службе государства, воевавшими за долю захваченного вражеского имущества.
            А насчёт обстрелов с лодки- адмиралы тоже хотели показать своё участие, не всегда реальными действиями, к сожалению:((((
            1. 0
              1 августа 2021 10:33
              А насчёт обстрелов с лодки- адмиралы тоже хотели показать своё участие, не всегда реальными действиями, к сожалению:((((

              Естессно, историю пишет оставшийся в живых. К адмиралу Октябрьскому более чем много вопросов, равно как и к Кузнецову, однако и тот и другой ныне канонизированы, хотя косвенная инфа о том, что Севастополь собирались сдавать ещё в конце октября 1941 (вывоз боеприпасов и госпиталей на Кавказ) приводится Широкорадом в его книгах. Он, конечно, ещё тот сказочник, но тут, похоже, он прав. Только жёсткий приказ Ставки заставил оборонять Севастополь в начале ноября 1941.
              А что касается пиратов - да и чёрт с ними, даже на государственных кораблях и судах команда часто набиралась по притонам с соответствующей моралью личного состава.
              1. 0
                1 августа 2021 11:25
                Что поделаешь- даже если команда на приватире занималась официально законным и патриотическим делом, суть та же- воевали за долю в добыче, на что высокоморальные, предпочитающие зарабатывать своим трудом люди далеко не всегда были согласны.
              2. 0
                5 сентября 2021 18:14
                Цитата: Авиатор_
                А насчёт обстрелов с лодки- адмиралы тоже хотели показать своё участие, не всегда реальными действиями, к сожалению:((((

                Естессно, историю пишет оставшийся в живых. К адмиралу Октябрьскому более чем много вопросов, равно как и к Кузнецову, однако и тот и другой ныне канонизированы, хотя косвенная инфа о том, что Севастополь собирались сдавать ещё в конце октября 1941 (вывоз боеприпасов и госпиталей на Кавказ) приводится Широкорадом в его книгах. Он, конечно, ещё тот сказочник, но тут, похоже, он прав. Только жёсткий приказ Ставки заставил оборонять Севастополь в начале ноября 1941.
                А что касается пиратов - да и чёрт с ними, даже на государственных кораблях и судах команда часто набиралась по притонам с соответствующей моралью личного состава.

                было мнение что преждевременный вывоз боеприпасов был вызван тем что ставка мумила с ответом будет ли жесткая оборона крыма или нет, общая обстановка и то что крым оборонял ворошилов говорила о том что крым могут сдать быстро и тогда кому то придется ответить за потеряный огромадный боезапас и все остальное. а эвакуировать это под обстрелами будет уже не возможно. в общем и бездарная оборона крыма и десанты на него, косяк ставки в чистом виде.
                Октябрьский походу перепугался после неудачи первых дней во время обстрела кажется констанцы, когда своя лодка потопила несколько своих кораблей и дальше действовал как бы чего не вышло. а надо было разумно рисковать
        2. 0
          1 августа 2021 22:31
          Цитата: Avior
          Кстати, читал, что во время войны в Крыму подлодки использовались для обстрела немцких позиций, но не уверен, что можно было эффективно обстреливать без корректировки огня, просто по квадрату, подлодка не имеет высокой мачты, куда можно было расположить корректировщика.

          ПЛ для обстрела берега использовали не только у нас - янки применяли свои большие ПЛ ("Аргонавт", "Нарвал", "Наутилус") таким же образом.
          В частности, "Нарвал" 15.07.1943 г. обстрелял авиабазу на Матуа, отвлекая внимание при прорыве американских ПЛ через пролив Фриза. А "Наутилус" 17.08.1942 г. поддерживал огнём десант в ходе рейда на Макин.
          1. 0
            2 августа 2021 07:30
            Наверное, нужно смотреть обстоятельства.
            Если отвлечь внимание по аэродрому- то думаю, это проще , чем стрелять по временным позициям, поражения же не требуется.
            А так- чего во время войны не бывает.
            Помнится, на Сахалине был случай когда американская подлодка торпедировала паровоз- японская железная дорога проходила в каком то месте у кромки воды.
  9. +2
    31 июля 2021 19:02
    Ее реализация в виде кораблей IV серии оказалась неудачной.

    Так эта идея вообще нигде не прокатила.
  10. 0
    1 августа 2021 13:33
    Надо еще сказать, что в блокадную зиму П-2 и П_3 использовались в качестве электростанций. Если я правильно помню, то кто то из них обеспечивал электричеством Эрмитаж.
  11. 0
    10 сентября 2021 13:59
    Цитата: aleks neym_2
    При скорости 18.8 узлов быть в составе эскадры? Вести артбой без бронезащиты? Сомнительное дело...
    ее проектировали быстроходной именно для эскадры , отсюда и недостатки типа: слишком большое время погружения

    "пл в русском и советском флоте" г.м. трусов . 1963г

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»