Санитарно-транспортный бронеавтомобиль БА-22

19

Общий вид броневика БМ-22

Одним из направлений развития РККА в тридцатые годы являлось совершенствование медицинской службы, в т.ч. создание новых образцов техники для нее. К концу десятилетия появилась идея бронированной медицинской машины (БММ) – специального броневика, способного эвакуировать раненых непосредственно с поля боя. Опытная машина этого типа получила обозначение БА-22.

Мото-медицинский пункт


В 1938 г. (по другим данным, в 1937-м) санитарное управление РККА выступило с инициативой о создании специального санитарно-транспортного броневика для вывоза раненых с переднего края в условиях интенсивного обстрела. Автобронетанковое управление согласилось с предложением и запустило новый проект. Разработку БММ поручили Заводу дробильно-размольного оборудования в г. Выкса – это предприятие уже имело опыт создания броневиков разного назначения, хотя далеко не все его разработки были удачными.



К середине 1938 г. Завод ДРО подготовил проект БММ на базе существующего автомобильного шасси. Затем началось строительство, и в сентябре заказчику представили готовый «бронированный мото-медицинский пункт для мехчастей» БА-22.

Осенью и зимой в Выксе прошли заводские испытания с доводкой конструкции. Затем машину передали АБТУ РККА для проверки на Научно-исследовательском бронетанковом полигоне. Этот этап испытаний стартовал 15 мая 1939 г. и завершился 23 июня. По его результатам был подготовлен отчет – с перечислением различных недостатков конструкции.

На серийном шасси


Основой для БА-22 стало шасси грузовика ГАЗ-ААА, уже использовавшееся при строительстве легкой бронетехники. Шасси рамной конструкции имело переднемоторную компоновку и колесную формулу 6х4. Поверх него предлагалось монтировать броневой корпус оригинальной конструкции.


Вид сбоку. На борту подвешена гусеница "Оверолл"

Опытный БА-22 имел бензиновый двигатель ГАЗ-А мощностью 40 л.с. В серии предлагалось использовать более мощный 50-сильный М-1. Емкость топливных баков – 109 л. С двигателем соединялась штатная механическая трансмиссия с 8 передачами переднего хода и 2 заднего. По-прежнему использовалась зависимая подвеска с листовыми рессорами на всех мостах. На двух задних осях могла использоваться гусеничная цепь «Оверолл»; в походном положении она подвешивалась на борту корпуса.

Для БА-22 разработали и построили броневой корпус с противопульной и противоосколочной защитой, соответствующий возлагаемым задачам. Его изготовили из 6-мм катаной брони с одинаковым уровнем защиты со всех ракурсов. Часть бронедеталей располагалась под углом к вертикали. В частности, только такую защиту имел обитаемый отсек.

Двигатель прикрывался бронекапотом с набором люков для радиатора и для обслуживания – по типу других броневиков такой компоновки. Основная часть корпуса отдавалась под обитаемый отсек с местами для экипажа и раненых. На бортах отсека предусмотрели короба для перевозки имущества, также выполнявшие функции крыльев.

Новый броневик должен был перевозить максимальное число сидячих или лежачих больных, что сказалось на конструкции корпуса. Обитаемый отсек отличался значительным поперечным сечением и был почти в полтора раза выше, чем на боевых броневиках. Это дало необходимый объем для размещения носилок, а также позволяло санитару стоять в полный рост.

Лобовой лист получил смотровые люки с заслонками для водителя и санитара. Какие-либо лючки, амбразуры и т.д. в бортах отсутствовали. Для большего удобства погрузки и разгрузки вся корма корпуса представляла собой одну большую двустворчатую дверь. Экипажу следовало использовать собственные бортовые двери.

Санитарно-транспортный бронеавтомобиль БА-22

Лобовая часть машины

В передней части корпуса имелись два места, водителя и санитара. Все прочее пространство отдавалось раненым. Вдоль стенок корпуса разместили лавки и крепления для носилок. При установке носилок лавки снимались со своих мест. БА-22 мог взять на борт четырех лежачих раненых в два яруса, либо 10 сидячих с полным снаряжением, либо 12 в летнем обмундировании – по 5-6 вдоль бортов.

В связи с особым предназначением броневик не имел собственного вооружения и мест для его установки. Также отсутствовали амбразуры для стрельбы из личного оружия. Для внешней связи на борту имелась радиостанция типа 71-ТК-1.

Установка оригинального корпуса сказалась на габаритах машины. Длина осталась на уровне базового шасси или броневиков на его основе – 6,1 м. Ширина – менее 2 м. За счет высокого корпуса вертикальный габарит машины достиг 2,9 м. Масса машины с экипажем и 10 ранеными достигала 5,24 т. Максимальная скорость на шоссе превышала 40 км/ч, запас хода – 250 км.

Заключение заказчика


В мае-июне 1939 г. единственный опытный БА-22 прошел испытания на НИБТ полигоне. Броневик преодолел по разным трассам 1179 км. Также машину испытали обстрелом. По результатам тщательного изучения новой разработке дали невысокую оценку. В отчете отмечалось, что эта БММ не соответствует требованиям и не может быть принята на вооружение.

Испытатели отметили недостаточно мощный двигатель. ГАЗ-А мощностью 40 л.с. обеспечивал удельную мощность не более 7,7 л.с. на тонну, что серьезно ограничивало подвижность на пересеченной местности и, соответственно, не позволяло решать основные задачи в предполагаемой обстановке.


Корма с дверями максимальной площади

По целому ряду причин раскритиковали оригинальный бронекорпус. Его назвали слишком высоким и не отвечающим требованиям по маскировке. Машина высотой 2,9 м выделялась на фоне любой местности и привлекала излишнее внимание противника. Толщину и наклоны брони назвали недостаточными – корпус защищал «только от простых пуль». Двери и люки назвали негерметичными.

Возникли претензии и к внутреннему оснащению обитаемого отсека. Оно не соответствовало санитарно-гигиеническим требованиям с точки зрения удобства и чистоты. Это могло затруднять работу или даже угрожать здоровью раненых.

По результатам испытаний БА-22 не рекомендовали к принятию на вооружение. Проект закрыли, а готовую машину передали Научно-исследовательскому санитарному институту РККА. На этом ее известная история заканчивается. Вероятно, в НИСИ изучили полученную БММ, сделали выводы и занялись наработкой опыта для создания новой техники санитарно-транспортного назначения.

Развитие направления


БА-22 является первой отечественной бронированной медицинской машиной. Кроме того, этот броневик нередко называют первым советским бронетранспортером. Однако из-за ряда недостатков и несоответствия основным требованиям заказчика «мото-медпункт» БА-22 не смог реализовать свой потенциал в обоих направлениях.

Новые попытки создания медицинских бронемашин не предпринимались. В конце тридцатых промышленность и АБТУ РККА были загружены другими проектами с более высоким приоритетом. Развитие концепции БММ приостановилось на долгое время, но санитарное управление не осталось без нужной ему техники.

Вскоре после отказа от БА-22 силами тех или иных предприятий были разработаны несколько новых санитарных машин на базе серийных шасси. С точки зрения основных рабочих характеристик они, как минимум, не уступали БА-22, но при этом не имели брони. За исключением возможности работы на переднем крае, они были полноценной и более удачной заменой для неудавшегося броневика.

Эта техника самым активным образом использовалась во время Великой Отечественной войны. Вместе с ней для перевозки раненых применялись любые доступные автомобили и гужевой транспорт. Все это позволило своевременно вывезти с поля боя миллионы раненых и обеспечить им необходимую помощь.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    4 августа 2021 18:30
    Как всегда все проблемы в двигателе, а ведь будь мощный движок, можно было бы сделать и полноценный БТР, только на полном приводе.
    Ниже фото санитарных автомобилей того времени из предыдущей статьи того же автора.

    Санитарный автобус ГАЗ-03-32

    Штабной автобус ГАЗ-05-193, ставший базой для санитарного ГАЗ-05-194.

    Автомобиль ГАЗ-55-55 военного выпуска.
    1. +4
      4 августа 2021 19:58
      ГАЗ-55 ходили ещё в самом начале 60-х в Москве, Ленинграде и Киеве. Их окрашивали в бежевый или желтоватый цвет и использовали как передвижные рентгеновские и зубоврачебные кабинеты разъезжающие между производственными предприятиями в целях профилактики.
      1. +5
        4 августа 2021 23:30
        Привет, Александр. hi
        Это как раз он и есть, в "Кавказской пленнице".
        1. +2
          5 августа 2021 01:29
          Дружище,привет!Кто? Демьяненко?А машин!Понял!
          1. +1
            5 августа 2021 03:28
            Привет, Серёга! hi
            Что не спишь? drinks
            1. +1
              5 августа 2021 10:27
              Так ведь...Михнево.Один,Ваше Благородие! laughingС пушистым Филей.Двое.
              1. 0
                5 августа 2021 11:58
                Что распиваете на пару? smile drinks
        2. +1
          5 августа 2021 04:26
          Цитата: Морской Кот
          Привет, Александр. hi
          Это как раз он и есть, в "Кавказской пленнице".
          Приветствую и вас. hi
          Точно! А я и забыл... recourse
          Спасибо за напоминание. good
          1. 0
            5 августа 2021 10:08
            Привет Александр!
            Рад,просто рад,что Вы есть на сайте! Почему?Есть Вы и...есть объективность! hi
            1. 0
              5 августа 2021 10:36
              Цитата: Фил77
              Привет Александр!
              Рад,просто рад,что Вы есть на сайте! Почему?Есть Вы и...есть объективность! hi

              Здравствуйте, Сергей. hi
              Выражение "Есть Вы и...есть объективность!" имеет резко отрицательную коннотацию. Это же полное противопоставление меня -- объективности. В чём же проявилась моя необъективность? request
    2. +14
      4 августа 2021 20:14
      Не все фото выложили, Константин...
      Машин этих было мало. Как и гужевого транспорта. Вот, на кого пришлись все тяготы борьбы за жизнь раненых:

      И без всяких моторов. Все на хрупкие девичьи плечи. Поклон им земной.
  2. +4
    4 августа 2021 18:58
    Зимой 1941-1942 годов Мосгорисполком по решению ГКО передал санитарным частям 100 городских автобусов.
    Автобусы ГАЗ-03-30, ЗиС-8 и ЗиС-16.
    Переделывались в санитарные.
    Некомплект по санитарному транспорту в 1944 году состовлял 28%. (Информация из интернета)
  3. +3
    4 августа 2021 19:22
    Проблем две-нет мотора и нет полного привода. Обе проблемы технического плана, увы.
    1. +2
      5 августа 2021 14:12
      Цитата: Альф
      Проблем две-нет мотора и нет полного привода.

      Три - ещё шин нет. Шин высокой проходимости нет вообще, а обычных крайне не хватает.
      Все имевшиеся у Наркомата обороны запасы авторезины израсходованы за период 1939-1940 г.
      На 1941 г. Наркоматом обороны заявлено 525000 комплектов резины. На первое полугодие 1941 г. выделен фонд в 195000 комплектов или 35% от годовой заявки.
      Для обеспечения текущей потребности в резине и для замены в военных округах изношенной резины, необходимо во втором полугодии 1941 г. выделить Наркомату обороны 430000 комплектов резины.
      1. +1
        6 августа 2021 20:06
        Цитата: Alexey RA
        Три - ещё шин нет.

        Про шины не знал, спасибо.
  4. +1
    4 августа 2021 22:55
    what Шасси ГАЗ-ААА, послужившее основой для БА-22, если не ошибаюсь изначально разрабатывалось для нужд РККА, с грузоподъемностью 2 тн. с двигателем мощностью 40 л.с.,
    затем, модернизированный грузовик в 1938 году получил двигатель мощностью 50 л.с. (ГАЗ-М).

    В этом же году был построен и опытный грузовик ГАЗ-31 с ДВС, мощностью 76 л.с.

    Советские бронеавтомобили БА-6, БА-6М, БА-10 (на усиленном, коротком шасси ГАЗ), БА-10М,
    с ДВС мощностью 50 л.с. известны многим.
    За штабные, санитарные а/м написал Морской Кот (Константин). На шасси ГАЗ выпускались
    автомастерские, топливозаправщики, электростанции, и т.д.
    Для грузовиков или спецтехники в мощности важны не сколько большое количество лошадиных сил, а максимальное тяговое усилие на низких оборотах (крутящем моменте). Например на тракторах ДТ-75 устанавливался первоначально двигатель СМД-14 мощностью 75 л. с., тянул неплохо.
  5. +1
    5 августа 2021 08:13
    честно говоря мне непонятна логика всех этих "газончиков", малотоннажный грузовик, с хилым двигателем, и в то же время в Москве выпускались зис-5/6, с более мощным двигателем низкооборотистым, в 73 лошади, что более подходило и для бронеавтомобилей, и для сантранспорта и для бронетранспортеров и для КШМок
    1. +2
      5 августа 2021 14:00
      Цитата: faiver
      честно говоря мне непонятна логика всех этих "газончиков", малотоннажный грузовик, с хилым двигателем, и в то же время в Москве выпускались зис-5/6, с более мощным двигателем низкооборотистым, в 73 лошади, что более подходило и для бронеавтомобилей, и для сантранспорта и для бронетранспортеров и для КШМок

      Логика проста: шасси ГАЗ есть в наличии. А ЗИС - нет.
      "Полуторка" выпускается в таких объёмах, что в армии этих машин даже перекомплект. А перекомплект потому, что приходится заменять отсутствующие ЗИС на ГАЗ 1:1 (несмотря на вдвое отличающуюся грузоподъёмность).
      Вот ситуация с ЗИС и ГАЗ в РККА на лето 1941 г.
      Некомплект по мирному времени:
      Автомобили грузовые ГАЗ – +22184
      Автомобили грузовые ЗИС – 40886

      Некомплект по военному времени:
      Автомобили грузовые ГАЗ – 96156
      Автомобили грузовые ЗИС – 181453

      По грузовым машинам ЗИС, мастерским типа «А» и «Б» и походно-зарядным станциям Красная Армия имеет значительный некомплект.
      Рассчитывать на покрытие некомплекта по этим машинам, за счет поставки по мобилизации из народного хозяйства, как показал опыт польской и финской кампаний, не представится возможным, так как громадное количество машин будет поступать на сдаточные пункты в плохом техническом состоянии и с изношенной резиной.
      Снабжение Красной Армии спецмашинами лимитируется с одной стороны — дефицитом специального оборудования (станки, инструмент и проч.), с другой стороны — 3-хосными автомобилями, на которых монтируется около 50% всех типов спецмашин.
      © Доклад начальника ГАБТУ ГВС КА о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой и имуществом Красной Армии. Июнь 1941 г.
    2. +1
      5 августа 2021 14:09
      Кроме того, по результатам испытаний БА-5 и БА-11 выяснилось, что значительных преимуществ перед БА-6 и БА-10 бронеавтомобили на шасси ЗИС-6 не имеют.
      Управляемость БА-11 - хуже, чем у БА-10. Проходимость - "не уступает" (то есть, вязнут оба одинаково). Скорость - ниже на 25%. Радиатор закипает через 2 минуты на просёлке и через 4-6 минут на шоссе (скорость 23-28 км/ч, температура воздуха 22-25 град.). Плюс традиционная для БА жара внутри и превышение ПДК углекислого газа.
      БК у БА-11 больше. Бронезащита лучше (но для 37-мм ПТП что БА-10, что БА-11 - оба пробиваются везде и со всех мыслимых дистанций).
      А главное - трёхосное шасси ЗИС-6 остро необходимо армии для гораздо более важных машин - ПАРМ, бензомаслозаправщиков и другой спецтехники, без которых те же БА просто не сдвинутся с места.