Программа разработки десантного корабля LAW. Первые варианты и перспективы

24

Вариант облика корабля LAW. Графика US Navy

В США продолжаются работы по перспективной программе разработки «легкого десантного корабля» Light Amphibious Warship (LAW). Ее целью является создание десантного корабля уменьшенных размеров и водоизмещения, способного перевозить людей и технику, а также самостоятельно высаживать их на берег. Предполагается, что подобные корабли смогут сделать десантный флот более эффективным и гибким, но при этом не потребуют чрезмерных трат.

Возможности и ограничения


В настоящее время в составе ВМС США имеется семь универсальных десантных кораблей типа Wasp, два УДК типа America и 11 кораблей-доков проекта San Antonio. Они предназначаются для перевозки личного состава и различной техники, включая вертолеты. Корабли рассчитаны на загоризонтную высадку, и доставка десанта на берег осуществляется по воздуху или при помощи катеров на воздушной подушке LCAC. Численность последних в ВМС достигает 74 ед.



При всех своих преимуществах, подобный десантный флот давно подвергается критике. Главным поводом для претензий становится высокая стоимость. Так, корабль типа «Сан-Антонио» стоит более 2 млрд долл. Цена УДК «Америка» приближается к 4 миллиардам. Эксплуатация имеющегося флота тоже обходится в значительные суммы.


Cntyl компании Austal USA на выставке Sea Air Space 2021. На переднем плане стойка с моделью корабля LAW. Фото Austal USA

Определенные сомнения вызывает и загоризонтный принцип высадки. Он требует привлечения дополнительных десантно-высадочных средств, а также негативно сказывается на темпах десантирования. В качестве альтернативы предлагались корабли с носовой или кормовой рампой для непосредственной высадки войск на берег – как у т.н. танкодесантных кораблей прошлого.

Новая программа


В апреле 2020 г. ВМС США официально объявили о запуске новой программы разработки перспективного десантного корабля. Необходимость создания LAW обосновали изменением характера угроз на море и специфики будущих десантных операций. Имеющиеся УДК и катера на воздушной подушке не в полной мере отвечают требованиям будущего, и потому необходимо разработать корабль нового типа.

Согласно предварительному заданию ВМС, корабль типа LAW должен иметь длину не менее 200 футов (60 м), развивать скорость не менее 14 узлов, работать при волнении до 5 баллов и показывать дальность хода от 3500 морских миль. Экипаж будет включать не более 40 чел.


Макет Austal LAW крупным планом. Фото Twitter.com/CavasShips

На борту нового корабля следует предусмотреть не менее 8 тыс.кв.футов (743 кв.м) площади для размещения десанта – от 75 чел. или различная техника. Необходимо предусмотреть кран для работы с грузами. Высадку десанта требуется осуществлять непосредственно на берег при помощи носовой или кормовой аппарели.

К первым сообщениям о LAW прилагалась графика с возможным обликом будущего корабля. На рисунках был показан корабль с небольшой надстройкой в носовой части. Почти все объемы корпуса отдавались под танковую палубу с кормовой аппарелью. Непосредственно над танковой палубой предусмотрели вертолетную площадку.

Первый проект


В конкурсной части программы LAW участвует несколько крупных кораблестроительных компаний, в т.ч. Austal USA. В начале августа на выставке Sea Air Space 2021 она впервые показала свой вариант будущего десантного корабля, в виде графики и масштабной модели.

Проект от Austal USA предлагает строительство десантного корабля длиной ок. 120 м водоизмещением менее 5 тыс.т. Используется корпус стандартных обводов с плоским днищем в носовой части. Носовые отсеки корпуса отданы под танковую палубу. В корме размещена надстройка; там же находятся агрегаты энергетической установки. Расчетные ходовые характеристики превышают требования ВМС.


Боковой вид. Заметен характерный профиль днища. Фото Twitter.com/CavasShips

Десантный корабль от Austal USA получает танковую палубу площадью 10500 кв.футов (975 кв.м). Обеспечивается размещение техники или контейнеров в четыре продольных ряда; выход в носовой части выполнен двухрядным. Для высадки предлагается использовать раскладную носовую аппарель, скрытую под подъемным носом корабля. За счет этого выполнены требования заказчика в части высадки техники и людей на необорудованное побережье, в т.ч. с уклоном.

Корабль должен получить весь обязательный набор радиоэлектронного вооружения для навигации, работы в контурах управления флотом и т.д. Предусматриваются средства самозащиты. В частности, на базе и позади надстройки расположены артиллерийские установки малого калибра. Это обеспечивает самооборону при действиях вблизи побережья. Возможно, в дальнейшем состав вооружений пересмотрят с целью повышения огневой мощи и обеспечения полноценной поддержки десанта.

Планы на будущее


Компания Austal USA не является единственным участником новой программы. Ранее сообщалось, что интерес к проекту LAW проявляют и другие американские компании. Тем не менее, пока они не показывали свои разработки. Вероятно, это произойдет в самом ближайшем будущем, иначе они не смогут претендовать на победу и контракт.


Надстройка с мостиком и энергосистемы сосредоточены в корме для высвобождения места под полезную нагрузку. Фото Twitter.com/CavasShips

Согласно нынешним планам, разработка проектов на конкурсной основе будет продолжаться до 2022-23 гг. К этому времени флот должен будет изучить предложения участников программы, выбрать наиболее удачное и, учитывая его особенности, скорректировать свои планы. На 2023 г. запланировано объявление победителя программы и подписание первого контракта на строительство. Сроки сдачи головного LAW пока не определены.

В зависимости от реальных потребностей флота и облика кораблей, Пентагон планирует заказать серию от 24 до 35 ед. Желаемая стоимость головного корабля определена в 156 млн долл. По мере серийного строительства, цена новых корпусов должна сократиться до 130 миллионов.

Перспективная концепция


Перспективный десантный корабль LAW является частью более крупной концепции развития морской пехоты и десантного флота Expeditionary Advanced Base Operations (EABO). Она предусматривает развертывание большего числа небольших подразделений морской пехоты и значительное повышение ее мобильности. Такие принципы будут использовать на Тихом океане с целью противодействия растущим военно-морским силам Китая.

В рамках EABO перспективные LAW будут отвечать за быструю переброску личного состава, техники и иных грузов между островами, в т.ч. с высадкой десанта в боевой обстановке. Считается, что это обеспечит высокую мобильность и маневренность КМП, а также помешает противнику организовывать эффективную оборону.


USS Tripoli (LHA-7) типа America на ходовых испытаниях, 15 июля 2019 г. Фото US Navy

Применение УДК в рамках концепции EABO не исключается, однако такие боевые единицы не смогут обеспечить требуемую мобильность войск, а также столкнутся с повышенными рисками. Тем не менее, совместное применение УДК и LAW для решения отличающихся задач в рамках одной операции позволит получить хорошие результаты.

Также обеспечиваются экономические и другие преимущества. Так, за цену одного УДК типа America можно построить 25 менее крупных LAW, которые смогут перевозить, как минимум, не меньший десант. При этом защита от подобной флотилии станет более сложной задачей, и поражение даже нескольких кораблей не приведет к срыву всей операции.

Старая новая идея


В отдаленном прошлом ВМС США перестроили свои десантные силы с использованием крупных УДК и катеров на воздушной подушке. От танкодесантных кораблей, способных самостоятельно высаживать силы и средства на берег, отказались. Спустя несколько десятилетий, к этой концепции возвращаются – но уже с привлечением новых технологий и идей.

Причины такого решения достаточно просты и связаны с изменением текущей обстановки и появлением новых вызовов. Имеющийся десантный флот не позволяет правильно реагировать на них, и потому ВМС и КМП США нуждаются в новых массовых кораблях, отчасти похожих на давно снятые с вооружения. Реальный потенциал такой концепции станет понятен через несколько лет, когда судьба программы LAW окончательно прояснится. Пока же перспективная программа находится на ранних стадиях, а выбор победителя и старт строительства ожидаются только через пару лет.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    10 августа 2021 18:13
    УДК Америка окончательно трансформируются в легкие авианосцы. Высадка десанта перейдёт на корабли меньшего класса, типа этих LAW. Для этого КМП «облегчается». Отказались от танков, больший упор делают на ракетное вооружение и БПЛА. Современное и перспективное развитие техники диктует такие изменения.
    1. +8
      10 августа 2021 18:39
      Цитата: OgnennyiKotik
      Современное и перспективное развитие техники диктует такие изменения.

      Совершенно верно. Перспективный десант не потребует ни высадки л/с, ни техники. Плацдарм для безопасной выгрузки сил и средств можно зачистить с помощью БПЛА, РСЗО большой дальности и ракет.
      Разве непонятно, что те же корабли десанта подвержены опасности уничтожения (если не на подходе) в момент выгрузки (десантирования). Собственно, теория о том, что генералы всегда готовятся к прошлой войне, права на все 100. Иногда свежие идеи и мысли способствуют победам меньшим числом, но бóльшим умением.
      1. +3
        10 августа 2021 19:02
        Цитата: ROSS 42
        Плацдарм для безопасной выгрузки сил и средств можно зачистить с помощью БПЛА, РСЗО большой дальности и ракет.

        Уже тестируют.
      2. +2
        10 августа 2021 19:11
        Совершенно верно

        По факту это возвращение к временам 2 МВ - LST высадка со всеми вытекающими. Морпехам можно опять возвращать танки.
      3. +3
        10 августа 2021 20:06
        Совершенно верно. Перспективный десант не потребует ни высадки л/с, ни техники. Плацдарм для безопасной выгрузки сил и средств можно зачистить с помощью БПЛА, РСЗО большой дальности и ракет.
        Разве непонятно, что те же корабли десанта подвержены опасности уничтожения (если не на подходе) в момент выгрузки (десантирования). Собственно, теория о том, что генералы всегда готовятся к прошлой войне, права на все 100. Иногда свежие идеи и мысли способствуют победам меньшим числом, но бóльшим умением.

        Так точно. Все подзабыли откуда вообще взялась концепция УДК.
        А взялась она от Вьетнама, когда понадобился десантный корабль, который во время высадки будет стоять вне досягаемости БЕРЕГОВОЙ АРТИЛЛЕРИИ вьетнамцев..

        В современных условиях это бессмысленно, потому, что БРК "Бал" достает на 120 км, а "Бастион" на все 600. Придется на амфибиях переплыть все Черное море от Босфора до Крыма. wink
        А ведь еще есть авиация...

        Сейчас, чтобы высадиться, нужно тотально подавлять береговую оборону на большую глубину. А если это получится, то можно десантироваться и на обычных сухогрузах.
        1. +1
          11 августа 2021 10:27
          отчасти согласен.
          это проекты по факту СДК времен СССР, чтобы вывести из под удара ПКР дорогих УДК в прибрежной зоне
          завуалированное признание американцами принципов советской и теперь уже российской школы кораблестроения, ракетостроения
        2. -2
          11 августа 2021 21:46
          После появления РСЗО смысла в таких высадках никакого! Высадки в стиле Омаха бич накрылись медным тазом.. Стоящая в 40 км РСЗО типа "Град" даже в кол-ве одной шт ставит на этой затее крест..Та же картина с танковыми клиньями и прочими изысками времен ВОВ.. Все баста карапузики..
          рс: Еще бы до авиансцефилов это бы дошло что "кирпичом ружья не чистят"..
    2. +6
      10 августа 2021 20:11
      Вообщем не замена,а дополнение.Будут,скорее всего, три эскадры по 9 единиц. Каждая такая эскадра способна перевозить полк морской пехоты.Сродни советскому БДК. От которых США отказались лет тридцать назад.
      Необходимость именно таких (легких)кораблей вызвана также расформированием ВСЕХ танковых батальонов морской пехоты и сокращением числа артиллерийских подразделений.
      "New is well forgotten old".
    3. +1
      10 августа 2021 20:12
      Ну а по внешнему виду и концепции (с учетом десантной аппарели и раздвижных ворот) очень похож этот кооабль на наши БДК проекта 1171"Тапир" (Проект 1174 "Носорог" был побольше и имел иную компановку, ну а на 775 американец внешне не похож).

      И ходили разговоры, что БДК концептуально устарели, что их надо за ненадобностью списывать и резать... no
      Но вот в "сирийском экспрессе" как они помогли, оказались нужными и правильными! И еще не раз пригодятся Родине...

      А теперь и американцы решили сделать нечто подобное. И ведь никто не говорит, что идея плохая. Так что надо ценить разработки советских инженеров и кораблестроителей. Прорывные идеи и технологии на дороге не валяются, а являются еще и заделом на будущее.
      1. +4
        10 августа 2021 20:28
        Цитата: RealPilot
        Ну а по внешнему виду и концепции (с учетом десантной аппарели и раздвижных ворот) очень похож этот кооабль на наши БДК

        Эти корабли пошли от Landing Ship, Tank (танкодесантные корабли) США Второй Мировой войны. В данном случае возвращение к истокам.



    4. +1
      10 августа 2021 20:19
      Меня удивляет одновременное снятие с вооружения танков и разработка кораблей с повышенными танкодесантными возможностями. Если тоннаж техники уменьшился, зачем было делать эти корабли с упором на тяжёлую технику?
      1. +3
        10 августа 2021 21:36
        Цитата: Костя Лавинюков
        снятие с вооружения танков и разработка кораблей с повышенными танкодесантными возможностями. Если тоннаж техники уменьшился, зачем было делать эти корабли с упором на тяжёлую технику?

        Не танками едиными...
        AAV7/гипотетическая EFV, РСЗО, САУ и тд.
        А 75-тонные танки таскать сложно, да и зарываться они начнут сильно в азиатский намывной песочек...
  2. -1
    10 августа 2021 18:34
    Это ж какова будет стоимость эксплуатации этих кораблей и стоимость высадки недороты или двух взводов на какие-то неведомые острова.
    1. +7
      10 августа 2021 18:59
      Цитата: Стас1973
      недороты или двух взводов на какие-то неведомые острова.

      Они не определились что конкретно будет, если австралийский вариант или аналог то очень приличная загрузка. Пара рот минимум.
      Проект от Austal USA предлагает строительство десантного корабля длиной ок. 120 м водоизмещением менее 5 тыс.т.

      Для примера БДК проекта 775, меньше по размерам (112 метром и 4400 тонн) имел десантовместимость:

      10 средних танков и 340 чел.
      12 единиц бронетехники и 340 чел.
      3 средних танка, 3 САУ 2С9 «Нона-С», 5 МТ-ЛБ, 4 грузовых автомашины и 313 чел.
  3. -2
    10 августа 2021 20:02
    Ну да, тащить с собой... куда они через лужу собираются высаживаться? С авиков? Бред... Вспомните учения Тигр и залив Лайм хотяб
  4. Комментарий был удален.
    1. +4
      10 августа 2021 20:13
      Он даже в другой концепции с открытой грузовой палубой с которой по сходне идет техника.
      1. 0
        27 сентября 2021 10:27
        laughing 5 баллов..мокрый пляж,а они на МРАПах будут в него съезжать..видимо не проверяли что будет с техникой колесной)
  5. 0
    10 августа 2021 20:34
    Цитата: OgnennyiKotik
    Цитата: RealPilot
    Ну а по внешнему виду и концепции (с учетом десантной аппарели и раздвижных ворот) очень похож этот кооабль на наши БДК

    Эти корабли пошли от Landing Ship, Tank (танкодесантные корабли) США Второй Мировой войны. В данном случае возвращение к истокам.


    [/thumb] https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1628616743_f6d675dc-6d96-438f-a13b-af227fe04f04.jpeg [/thumb]

    Спасибо за информацию! Я этого не знал.
  6. -3
    10 августа 2021 22:19
    Ну с учётом этих воинов ровнять всё и вся можно и вернуться к такой концепции ,которую развивают сейчас . В открытом бою Фаберже у них не то .Против бабуинов пойдёт ,с серьёзными игроками нет .
  7. +3
    10 августа 2021 23:08
    Ранее сообщалось, что интерес к проекту LAW проявляют и другие американские компании. Тем не менее, пока они не показывали свои разработки.

    Да ладно. Одна только Sea Transport Solutions уже несколько вариантов показала.


    Опять не статья - а переливание из пустого в порожнее.
  8. +3
    11 августа 2021 09:11
    К таким кораблям нужен корабль огневой поддержки, вооруженный разведывательными и ударными беспилотниками, РСЗО. Турция хочет универсальный десантный корабль TCG Anadolu приспособить под беспилотники Bayraktar TB2.
    https://warspot.ru/19197-turetskiy-avianosets-bespilotniki-vmesto-f-35
  9. 0
    11 августа 2021 13:43
    Ну да. В принципе они вернулис к их системе 2МВ но уже на современих технологиах.
    Дешево и сердито.
  10. 0
    27 сентября 2021 06:49
    Читаю и вспоминаю БДК 1174 проекта Носорог Полное водоизмещение - 14060 т. Дальность плавания на 18 уз. при нормальном (максимальном) запасе топлива - 4000 (7500) миль. Автономность по провизии - 15 суток при перевозке 500 десантников и 30 суток - при перевозке 250. Жаль что не смогли сохранить, очень нужные коробом были
  11. 0
    8 октября 2021 23:27
    Очень похож на "Митрофан Москаленко"