Ташкент. Август 2021. Память о Великой Отечественной

33
Давно хотел написать статью о музее Великой Отечественной войны, открытом в Ташкенте в мае 2020 года. Только-только собрался и вот тебе раз – веяние времени, слег с коронавирусом. Неделю температурил – обошлось, легко перенес, даже не расхворался «всерьез и надолго». Так что, за время моей короткой болезни, успел наступить август.

Сижу и думаю, чему же посвятить эту статью?



Может, Смоленскому сражению в августе 1941 года, когда две армии под командованием Рокоссовского (16-я и 20-я) в тяжелейших боях прорвали фронт окружения?

Или вспомнить Киевскую оборонительную операцию?

Либо же сражения на подступах к Сталинграду, на Северном Кавказе в августе 1942 года? Август 1943 года, освобождение Харькова, сражения на «Миус-фронте», Курская наступательная операция? Август 44-го, август 45-го – выход на государственную границу СССР, наступательные операции в Манчьжурии?

Это все наша история. Та самая владычица прошлого, нашей памяти, гордость за наших предков.

Пожалуй, все эти исторические события уже описаны гораздо более профессиональными товарищами, чем я. И десант на Муста-Тунтури, и Яссо-Кишеневская операция, и многие-многие другие эпизоды той, самой страшной в истории наших народов войны.

А я просто попытаюсь показать Вам, как хранится память о тех временах у нас, в Ташкенте.

Так же как и театр начинается с вешалки, музей начинается – со входа.


Вход, конечно, боковой – не главный, но по мне-таки – довольно симпатичный. Когда-то на территории музея располагалась районная администрация, и стоял одинокий памятник генерал-майору Сабиру Рахимову. Теперь же памятник превратили в Курган Славы, и по соседству с боевым генералом установили бронзовую скульптурную композицию – «Воины-победители».


Красноармейцы и командиры Рабоче-крестьянской Красной армии заслуженно заняли свое место рядом с военачальником. Прямо под курганом, на котором разместились бронзовые воины, расположена главная экспозиция музея – но мы туда придем чуть позже. А пока что барельефы.



А это – главная аллея музея, начинается от фонтана, сделанного в виде ордена Победы (увы, снимал днем, и поэтому фонтан невзрачен. Но ночью, с подсветкой и игрой струй воды – он великолепен).


Историки спорят и спорят – кто же затеял ту войну?

Пытаются пересмотреть какие-то события – в чем-то оправдать те или иные страны, либо, наоборот – обвинить во «всех тяжких». Но ведь не эти самые «горе-историки» пережили ее – а многие миллионы людей, живших в СССР. К примеру, вот эта женщина – Зульфия Закирова, «Зульфия-ая» (Мать Зульфия):


Все пятеро ее сыновей сгинули в огне войны – не вернулись домой, не обняли мать. Причем последний ее сын ушел на фронт прямо со школьной скамьи, даже не успев создать семью. Скульптурная композиция называется «Ода стойкости».

Или же эти сотни тысяч узбекистанцев, не вернувшиеся с полей сражений.


Мы их помним всех. И, благодаря тысячам неравнодушных людей по всему бывшему СССР, этот список все еще дополняется.

Кроме того, во время войны Узбекистан принял, накормил и обогрел сотни тысяч детей, потерявших кров и родителей. Они смогли здесь найти новые семьи, сполна получить всю теплоту сердец, новую «малую Родину».



На панно справа изображен момент, как жители Узбекистана прямо с вокзала забирают детей в свои семьи.

Собственно, плавно перейдем к музейным инсталляциям. И начнем с уличных экспозиций.

Вот небольшой оборонительный рубеж.


Естественно, по окопам шныряют дети – им все это интересно.







Уличная экспозиция – бронетехника и артиллерия.


Надписи на броне: Т-70 «За Родину!», Т-34-85 «От Трудящихся Узбекистана». Примечание по поводу латиницы см. чуть ниже


Надписи на броне: СУ-100 «Победа будет за нами!», ИС-2 «Месть за погибших товарищей!»


Надписи на броне: ИС-3 «Вперед, на штурм Берлина!», ИСУ-152 «На Берлин!»

Сбоку притулился и ПТ-76, но я не стал его брать в кадр – хоть у меня к нему очень и очень «нежные чувства». Это первый танк, за рычаги которого я сел в детстве на Дальнем Востоке.

По сути, музей находится на балансе МО РУз – и поэтому, наверное, в экспозицию добавили и образцы послевоенной техники (к примеру, есть еще и орудия Т и МТ-12 «Рапира», зенитное орудие С-60), на которых я тоже не стал акцентировать внимание.








Надеюсь, что подписывать эти фотографии не надо. Вы без труда и сами узнаете танки, САУ и орудия Победы – Т-70, и ИС-2, ИС-3, СУ-100 и Т-34, ИСУ-152 и БС-3. Д-1 и М-30, БМ 13, ЗиС-3 и ЗиС-2. 45-мм орудия и 82-мм минометы.

Авиационная часть экспозиции пока что довольна бедна. Главный тут, конечно же, Ли-2, тот самый трудяга «Дуглас», получивший советское название по фамилии авиаконструктора с эвакуированного в Ташкент авиационного предприятия, и благодаря этому человеку в Ташкенте появился микрорайон – Лисуново.


Это оригинальный летавший самолет, не макет. А вот Ил-2, Ла-7 и Як – макеты.



Следующий пункт экспозиция – Ташкентский вокзал.



Скрупулёзно воссозданный внешний вид и интерьеры.

Кстати, насчет аутентичности надписей на латинице: в 1939 и 1940 годах в Узбекистане была введена латинская графика (к примеру, метрики моих матери и отца были сделаны на латинице). Так что в те времена тоже была путаница с латиницей и кириллицей.

Итак, интерьеры.









Наверное, пора перейти и к основной экспозиции.

Как я уже отмечал выше, она расположена прямо под «Курганом Славы» со скульптурами воинов-победителей.




Это начало экспозиции. Дальше идут инсталляции, документы, экспонаты, посвященные военным дням.






Вроде как горное 76,2-мм орудие образца 1938 года, если я не ошибаюсь.


А это уже, скорее всего, 1944 год, судя по Т-34-85.




Собственно, орден Победы и все три степени ордена Славы.


Знаменная группа – копии боевых знамен десятков частей и соединений, сформированных и отправленных на фронт из Узбекистана.





В годы войны Узбекистан превратился в здравницу. Тысячи и тысячи бойцов и командиров РККА восстановили тут свое здоровье и вернулись на фронт – громить врага.


Кроме того, работники тыла – оборонных заводов, эвакуированных в Узбекистан, а также колхозники, животноводы и работники культуры – изо всех сил приближали Победу.






Многие тысячи узбекистанцев также воевали и за линией фронта – принимали участие в партизанском движении.



Вот, собственно, и все, что я хотел сегодня рассказать про Музей Победы в Ташкенте.

Второй этаж экспозиции я специально не стал тут выставлять – приезжайте в гости, осматривайте сами.

Съемки в музее были сделаны 31-го июля. В тот же вечер я вышел погулять на свежий воздух у дома и умилился от такой вот картины:


У нас в Узбекистане с 5-го августа 12 дней идут вступительные экзамены в вузы. Абитуриенты сидят ночью у махаллинского комитета (махалля – самое мелкое муниципальное самоуправление в Узбекистане, по типу – «коммуны») и готовятся. Я увидел этих мальчиков и девочек и не выдержал – попросил щелкнуть их для истории. А они как «прицепились» ко мне – «А вы, собственно, кто?» Я и выдал, не подумавши, что за плечами у меня мехмат. И все – до утра они от меня уже не отстали, сидели и готовились вместе. Даже пришлось со скрипом вспоминать узбекскую математическую терминологию.

Вот они, настоящие наследники наших великих предков, победивших в той страшной войне. Они все помнят. И будут помнить. И будущее Узбекистана – в их руках. В руках умных, мотивированных на учебу молодых парней и девушек. Они и есть – Узбекистан настоящий.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 августа 2021 05:44
    Кстати, насчет аутентичности надписей на латинице: в 1939 и 1940 годах в Узбекистане была введена латинская графика (к примеру, метрики моих матери и отца были сделаны на латинице). Так что в те времена тоже была путаница с латиницей и кириллицей.


    Автор попытался как-то объяснить издевательство над Памятью и Историей с латиницей , но на мой придирчивый взгляд , такого пояснения категорически недостаточно...

    Слабое оправдание ползучего вымарывания всего русского yes ...

    Искал аутентичные архивно-исторические фото и нашёл одно на латинице - танк ИС-2 Войска Польского.
    И ещё Т-34-76 с надписью по-украински... Остальное всё на русском.









    1. +2
      17 августа 2021 07:12
      Да что ж за натура у вас, такая... перекошенная, что ли?
      Все пытаетесь придраться к чему либо!
      Живут люди своей жизнью, но и прошлого не забывают, а вы и тут - все не так!
      Напиши сейчас по русски, так дети уже не прочтут, малые, не дай бог, не поймут, что танки советские!
      А вы и автора измазали своей субъективностью, и статью первым же комментом затуманили!
      Вот как то не знаком с вашими статьями - а то критиковать все мастаки!
      1. 0
        17 августа 2021 07:19
        Цитата: Вождь краснокожих
        Да что ж за натура у вас, такая... перекошенная, что ли?
        Все пытаетесь придраться к чему либо!
        Живут люди своей жизнью, но и прошлого не забывают, а вы и тут - все не так!
        Напиши сейчас по русски, так дети уже не прочтут, малые, не дай бог, не поймут, что танки советские!


        Вашу остервенелость , да в правильное бы русло направить yes
        Например против нынешнего режима Украины который вы так тщательно вылизываете...

        А на счёт - "надписей , которые детишки не поймут" то на такой случай , есть поясняющие таблички с соотетствующим текстом на нескольких языках.

    2. 0
      18 августа 2021 01:06
      Я сам, равнодушен к транслитерации... *)) У меня два "родных" - Русский и Узбекский, в таком именно порядке, и один рабочий - Английский. А насчет латиници и кириллицы, я привел Вам просто факт, а подтвердить его могу, увы и ах - только метриками моих родителей... *)) Так что Ваше право критиковать, я могу лишь пожать плечами...
    3. 0
      18 августа 2021 06:03
      И, кстати... на Ваших фотках, к слову, не увидел ни одной надписи, связанной с Узбекистаном... *))) Но мой Дед, покойный, с Маминой стороны, служил в войсках НКВД, прошел всю войну... но при этом, лучше все же писал на латинице, а не на кириллице... И Вы, как-то слишком уж, выпячиваете значение транслитирации, прямо по типу "просраливсеполимеры"... Вам нравится алармизм? ну так, Вам прямая дорога к Иеговистам - те тоже алармисты, все ждут, и ждут "второго пришествия" и "страшного суда"... *)))
  2. +4
    17 августа 2021 05:44
    Молодцы ташкентцы, хранят общую память. Не в каждой стране такой музей, как в одном Ташкенте. hi
    1. 0
      17 августа 2021 06:32
      Цитата: по привычке
      Молодцы ташкентцы, хранят общую память. Не в каждой стране такой музей, как в одном Ташкенте.

      Но , очевидно , что если сохранится дрейф Узбекистана в том же направлении как с надписями на советских танках на латинице и адаптации плакатов "Родина-мать зовёт!" , то очевидно до И.В.Сталина в халате и тюбетейке , руководившим обороной Москвы из Ташкента - рукой подать.

      В общем - увидим Узбекистан с их альтернативной историей и оценками нашего некогда общего прошлого.
      1. 0
        17 августа 2021 17:48
        - Не удивительно... При Союзе изображения Ленина на местахсильно смахивали на среднестатистического жителя союзной республики... smile
      2. +1
        18 августа 2021 01:42
        Узбекистан не "дрейфует", и даже не "дрейфит"... а ДРУЖИТ со всеми, особенно с БРАТСКИМИ народами, соседями и развивается... *)))) И Вам того же желает... *)))
      3. -1
        18 августа 2021 09:21
        адаптации плакатов "Родина-мать зовёт!" , то очевидно до И.В.Сталина в халате и тюбетейке
        Кстати, насчет "адаптации" плаката - "Родина-мать зовет!"... Если Вы все же не поленитесь увеличить фото, то увидите что это не адаптация, а как раз - оригинал. Для Узбекской ССР. Там как раз - кириллица. А насчет "халата и тюбетейки", тут Вы уже немножко опоздали. Был у нас в Узбекистане, такой замечательный человек - Малик Каюмович Каюмов. Один из Метров Советского в общем, и Узбекского в частности кино. Всю войну прошел, фронтовым кинооператором. К сожалению он уже покойный, умер в 2010-ом в Москве. Я помню, как он, уже будучи на пенсии, сидел прямо у входа "Узбекфильма" - там для него была поставлена тахта, столик, чай, еда фрукты. Заходишь, он тебя поманить - "иди сюда, мальчик. Что тебе нужно, что тебя беспокоит?". А я тогда кино увлекался, на науке много не заработаешь. Отвечаешь - "Да вот, Малик Каюмович - проект идет, нужно то-то, то-то и то-то". Он тут же, звонит директору "Узбекфильма" - "Этому мальчику - помочь во всем". И директор все исполнял. Так вот, столько бесед было с этим замечательным человеком. И я был свидетелем зарождения мифа, о черепе Тимура =Малик Каюмович, как раз таки, участвовал во вскрытии гробницы Амира Тимура=. Ну в том числе - "Позвал меня Иосиф Виссарионович... посоветоваться, зимой 41-го года. Я ему и говорю - А вы, товарищ Сталин, загрузите череп Тимура в самолет, и пусть он вокруг Москвы летает. Вот увидите - поможет! Он так и сделал - и погнали мы фрицев тогда!"... *))) Заслуженный человек. Ну имел права на чудачества же ж?.. *))) Главное воспринимать все спокойно и с толикой юмора... *))) Но Вам этого не понять, я думаю - Вы, закостенели в своих штампах и клише, к сожалению... *)))
    2. 0
      18 августа 2021 01:39
      Спасибо... *)) Молодцы - Правительственные чиновники, МО РУз, и собственно - архитектор парка и автор всех этих инсталляций, молодой парень, 25 лет от роду. Вот не помню его фамилию... Постарался от души - дважды молодец... *)))
  3. +2
    17 августа 2021 07:05
    Замечательная статья и замечательный музей у Вас! Жаль, что так далеко от меня - захотелось посетить его)))
    А экспозиции пополнятся! Станут ещё интереснее, хотя, как по мне, то и сейчас, благодаря инсталяциям, очень интересно!
    1. +1
      18 августа 2021 02:11
      Спасибо... *)) Да, конечно - пополниться... *)))
  4. +3
    17 августа 2021 07:12
    Музей неплохой, но не наша это история, а альтернативная, как будто все из фантастики: нор не из нашего мира,
    1. 0
      18 августа 2021 01:34
      Странное высказывание, уж извините... очень и очень - странное. Вы сомневаетесь в аутентичности орденов и медалей выставленных в экспозиции? Может, кто-то, что-то переврал в биографиях героев войны, труда - которые рассказываются в интерактивных терминалах? Вы знаете, я прослушал их - нет, таки не врут, рассказывают про реальных людей тех времен, про реальные воинские и трудовые подвиги... и постоянно звучат песни тех времен - "Прощание славянки", "Вставай страна огромная", "Синий платочек", "Катюша" и т.д. ... Вас "напрягает", только латиница, получается? Она была у нас официально принята, еще в середине 90-ых. И, процентов 80 современной молодежи, читает и пишет на латинице, но при этом - ХОТЬ и с трудом, понимают и кириллицу. И что, чтобы вот, порадовать Вас, чтобы Вы, вот не ворчали как старая дева на печи - нужно сделать было сделать так, чтобы ЭТА молодежь, пришла в музей и НИЧЕГОШЕНЬКИ не поняла, так что ли?.. *))))
      1. 0
        18 августа 2021 08:11
        Цитата: de_monSher
        Вы сомневаетесь в аутентичности орденов и медалей выставленных в экспозиции? Может, кто-то, что-то переврал в биографиях героев войны, труда - которые рассказываются в интерактивных терминалах?

        Вот в этом я как раз и не сомневаюсь. Всё красиво, всё с душой сделано, но это не СССР, но Вы верно сказали, нужно сделать так чтобы молодёжь пришла в музей. И ещё просто очень коробит латиница. Но всё равно молодцы, у нас этого нет, ничего нет о ВОВ, ни в ту не в другую сторону, кроме Военного кладбища, где захоронены те и другие, и молодёжь которой уже за 30 не знает той истории которая была, ну а про детей и говорить нечего. А Вам лично за статью человеческое спасибо.
        1. +2
          18 августа 2021 08:31
          Вам спасибо, за интерес к статье. И, да я понимаю Вас, прекрасно - что латиница, "царапает" душу... Мне то ЛИЧНО легче - транслитерация =я все равно, в упор не буду называть, адаптированную к языку, латинскую графику - "алфавитом", хотя бы пока его не ДОРАБОТАЮТ до конца, для правильной передачи дифтонгов=, для меня ничего не значит и не вызывает затруднений - по сути, я с детства занимаюсь программированием, а там основной язык - английский. Но в Узбекистане, кириллица тоже очень широко предоставлена. Да и русский язык, присутствует в делопроизводстве - даже, можно сказать, где-то превалирует. И в любом гос. учреждении, у Вас вежливо поинтересуются, на каком языке Вы хотите вести дела с ними. И если Вы выберите русский - и документы и беседа будут вестись на русском языке. Примерно так.
          1. 0
            18 августа 2021 09:34
            Цитата: de_monSher
            И в любом гос. учреждении, у Вас вежливо поинтересуются, на каком языке Вы хотите вести дела с ними.

            Я думаю, это положительное явление, и очень приятно это слышать, у нас в магазинах и гос учреждениях тоже спросят на каком языке говорите, и проблем не будет если на русском.
            1. +2
              18 августа 2021 09:41
              *))))))))) ай, ай, ай - "дискриминация" по языковому признаку, в Узбекистане статья "светит", по этому поводу... *)))) Недавно, знакомые из России мне сделали доверенность, и все не присылают и не присылают - а им надо было срочно восстановить кое-какие документы... Я им, "Ну Вы что, где?!"... Они - "Мы, это - делаем перевод на узбекский, нотариально заверенный"... Я им, "Да Вы сдурели что ли?! Присылайте как есть!"... Прислали, через неделю получили нужные им документы... *))) Да и родственники мои, еще в советские времена осели и в России, и в Беларуси - так что я обстановку у Вас там, знаю прекрасно... *))))
              1. 0
                18 августа 2021 10:19
                Цитата: de_monSher
                Да и родственники мои, еще в советские времена осели и в России, и в Беларуси - так что я обстановку у Вас там, знаю прекрасно...

                Да я то живу не в России, как попал по направлению ещё при СССР в ЭССР, так и живу там. Но здесь есть дискриминация по языковому признаку. Хотя на бытовом уровне её нет.
                1. +1
                  18 августа 2021 10:22
                  Ясно, понятно... Ну, каждая страна избрала свой путь... Таковы реалии...
  5. 0
    17 августа 2021 17:49
    - Технику с площадок у "Пентагона" перевезли?
    1. +1
      18 августа 2021 01:13
      Вы имеете в виду старый штаб ТуркВО? Вроде нет, не только оттуда... Россия поделилась, Беларусь - там таблички везде. Из своих запасников, МО РУз выделило... *)) Так что если у Вас есть на примете, самолеты, старые, тот же По-2, к примеру - "свистните"... *)))
      1. 0
        18 августа 2021 14:11
        Ну да... Там, в свое время была небольшая выставка техники.... :)
  6. 0
    17 августа 2021 21:37
    благодаря этому человеку в Ташкенте появился микрорайон – Лисуново.

    Была улица, был микрорайон... negative
    Именем Лисунова была названа улица в Ташкенте, проходящая от Ташкентской Кольцевой Автомобильной дороги до пересечения улиц Слонима и Алимкентской. В 2009 году улица Лисунова была переименована в улицу Карасу.
    Также в Ташкенте существовал массив Лисунова, состоящий из четырёх кварталов. Однако, как и одноимённая улица, в 2009 году он также был переименован — в массив Авиасозлар.
    1. 0
      18 августа 2021 01:03
      Да, переименовали - тут Вы правы... *)) Но ведь все равно, в "общей" памяти Ташкентцов, эти места так и называются, не "Авиасозлар", а Лисуново... не Буюк Ипак Йоли, а "Максимка", "Максим Горький"... *))
      1. 0
        18 августа 2021 08:14
        Цитата: de_monSher
        Но ведь все равно, в "общей" памяти Ташкентцов, эти места так и называются, не "Авиасозлар", а Лисуново... не Буюк Ипак Йоли, а "Максимка", "Максим Горький"...

        Пока народная память жива, люди будут помнить старые названия, но правители сейчас во всех бывших республиках, стараются отмежеваться от своей матери СССР.
        1. 0
          18 августа 2021 08:39
          При Каримове, были какие-то попытки дистанцироваться от СССР. Сейчас - наоборот. С 16-го года, идет восстановление интереса к СССР. Да и с Россией, затевается ряд больших проектов, начиная с АЭС, заканчивая нефтехимией, и авиапромом с военпромом. Да Вы гляньте сами те же Армейские игры - Узбекистан участвует в них третий год, и уже в высшем дивизионе в танковом биатлоне =жду с нетерпением выступления в этом году=, и стабильно, призовые места у разведчиков, саперов.
          1. 0
            18 августа 2021 09:37
            Цитата: de_monSher
            С 16-го года, идет восстановление интереса к СССР. Да и с Россией, затевается ряд больших проектов, начиная с АЭС, заканчивая нефтехимией, и авиапромом с военпромом.

            Это хорошо, что связи восстанавливаются, пора всем держаться в месте, не то поодиночке загрызут.
            1. +1
              18 августа 2021 10:25
              Нуууу... Узбекистан никогда особо и не дистанцировался от России. В свое время, узбекские дипломаты, хорошо так поработали, челночно - между Россией и мятежной на тот момент, Чечней... Ну нафиг нужен Узбекистану, ваххабизм под боком то? От чего у Рамазана Кадырова, отличные отношение с Ташкентом то?
              1. 0
                18 августа 2021 10:39
                Цитата: de_monSher
                Ну нафиг нужен Узбекистану, ваххабизм под боком то? От чего у Рамазана Кадырова, отличные отношение с Ташкентом то?

                Верно сказали.
  7. 0
    19 августа 2021 12:31
    Шерзод спасибо за статью. Очень интересно.
    Слашал , что во время войны ,солдату уходящему на фронт, давали откусить кусок лепешки, и оставшуюся часть хранили дома, пока он не придет и не доест. В конце 80-х в многих домах эти откусанные лепешки хранились в память о погибших на войне.
    1. 0
      19 августа 2021 20:05
      Да... есть такой древний обычай. В 2010-ом, потащил Самаркандские патыры, на писательский семинар в Крыму, там их обозвали "эльфийским хлебом"... вкусно и долго хранится... *)) Или когда был в Индии, в 2017-ом, - в каждой гостинице, аккуратно спрашивали "Вы не привезли с собой узбекские патыры?". Видать им ихнее чапати приелось, что ли... *)))