Военно-политические расклады Судана: проигранная битва за российскую базу
Фото: Пресс-служба Черноморского флота
– вице-президент правительства Судана Мохамед Хамдан Дагало.
Как наверняка известно многим читателям «Военного Обозрения», с недавних пор далекий африканский Судан стал представлять большую стратегическую ценность как для Российской Федерации, так и для Соединенных Штатов Америки.
Данный эпизод борьбы за эту стратегически важную страну мы уже рассматривали ранее в статье «Желанный Судан: новая точка противостояния России и США». Впрочем, с момента ее публикации в мире многое переменилось – и эти изменения коснулись в том числе и Африки.
Одним из самых существенных событий последних дней стала официальная приостановка действия соглашения с Российской Федерацией о создании пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Порт-Судане.
– заявление начальника Генерального штаба Судана Мухаммеда Усман аль-Хусейна в интервью телеканалу «Голубой Нил».
Данное неприятное для России событие, впрочем, является плодом политико-экономической активности не только Америки, но и целого ряда других стран.
Начало этой истории было положено после свержения бывшего суданского президента-диктатора Омара аль-Башира. Как ранее обсуждалось в предыдущем материале, в период его правления страна находилась в международной изоляции. Впрочем, ситуация резко изменилась при новом гражданском правительстве – и Судан в одночасье стал центром колоссального международного инвестиционного проекта.
Но, однако, вопреки распространенному мнению, эти события вызваны не одним лишь желанием ликвидировать в стране неокрепшее влияние России. Судан стал местом яростной конкуренции целого ряда государств, отчаянно жаждущих получить свой маленький кусочек Африки…
И именно эта тема станет главной в нашем сегодняшнем разговоре.
Коалиция Запада или все против всех?
К сожалению, многие новости доходят до российского информационного пространства в чрезвычайно искаженном виде. Увы, последние вести из Судана не стали исключением – большинство журналистов, аналитиков и должностных лиц (что особенно печально) в России так зациклились на нашей военной базе, что совершенно упустили из виду реальные стратегические расклады в стране.
Для неискушенного наблюдателя «суданские страсти» выглядят настоящим централизованным наступлением на российские планы. На интересующихся обрушивается настоящий шквал событий: заключаются международные договоры, проходят встречи, делаются громкие заявления…
Большая политика, впрочем, никогда не бывает простой, понятной и всецело логичной – и Судан, увы, не является исключением из правил.
Многие наверняка интересуются закономерным вопросом – а почему же эта маленькая, бедная африканская страна, вообще, вдруг стала столь интересна для такого количества крупных политических игроков?
Что ж, попробую дать вам на него ответ, уважаемые читатели.
В первую очередь это, конечно же, географическое положение Судана – данное государство находится в стратегически важном регионе земного шара и является логистическим перевалочным пунктом одной из величайших транспортных артерий планеты – Суэцкого канала. Также в регионе находится Баб-эль-Мандебский пролив, который соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря – он является одной из важнейших и наиболее загруженных водных артерий мира: по проливу ежегодно проходит до 22 000 торговых судов и осуществляется 14 % ($1,8 трлн) от общего объема мировой торговли.
Во-вторых, как бы парадоксально это ни звучало, Судан выгоден именно своей бедностью. Страна требует громадного количества инвестиций, масштабного строительства, ей необходимы кадры для проведения государственной деятельности и многое-многое другое.
Что это означает для всех, кто желает получить свой кусочек «суданского пирога»?
Для контроля хотя бы части страны или части правительства не требуются изощренные манипуляции и сверхкрупные денежные вложения, какие требовались бы в более развитых государствах. Судан очень удобен – он требует, в сущности, скромнейших вложений и даст невероятную отдачу.
К слову сказать, именно второй пункт послужил одним из основных факторов заинтересованности страной со стороны Российской Федерации, и он же стал одним из ключевых факторов политического поражения Москвы в регионе.
Впрочем, обо всем по порядку.
В-третьих, Судан является одной из немногих нейтральных стран в данной части земного шара – он не подвержен сильному влиянию какой-либо стороны глобального геополитического конфликта, а посему до недавних пор виделся чрезвычайно привлекательным союзником для многих его участников.
Однако не стоит заблуждаться относительно фактора условного нейтралитета Хартума. В действительности он уже давно является объектом пристального изучения со стороны целого ряда недружественных Российский Федерации государств, одно из которых начало предпринимать решительные действия задолго до того, как Москва, вообще, задумалась о создании там своей военно-морской базы.
Речь, естественно, идет о Турецкой Республике.
Как известно, Анкара является своеобразным «подрядчиком» американо-британского военно-политического блока. Одна из ее центральных задач – активная деятельность в тех странах, с которыми Лондон и Вашингтон по той или же иной причине не могут иметь официальные плотные связи.
Естественно, американцы давно были заинтересованы в сотрудничестве с Суданом – но как можно было его устроить, если у власти находился диктатор Омар аль-Башир?
И здесь на помощь пришла Турция.
Анкара имеет вполне тесные исторические связи с Хартумом, на которые успешно наложились единые конфессиональные предпочтения и экономические интересы. Омар аль-Башир, впрочем, действовал достаточно медлительно, хотя это и не помешало двум сторонам заключить целый ряд критически важных соглашений, одно из которых касалось строительства крупномасштабной турецкой военно-морской базы на острове Суакин.
– заявил президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган.
К слову сказать, Анкара в вопросе переговоров показала себя сверхэффективно – правительство аль-Башира отдало вышеуказанные территории в аренду… на 99 лет.
Как Турция становится основным игроком в Судане
Факты текущего года:
1. Подписаны шесть соглашений о сотрудничестве.
2. Турция поможет Судану наладить работу Верховного комитета и совместных межведомственных комиссий, дабы развить сотрудничество в сферах энергетики и обороны.
3. Турция поможет восстановить и отстроить инфраструктуру в Судане.
4. Объемы торговли должны вырасти с полумиллиарда до 2 миллиардов.
5. Судан выделит 100 тысяч гектар под сельхоз нужды Турции.
После этого, впрочем, турецкие успехи попали под каток революции, которая смела старые политические расклады в стране. Примерно в это же время более-менее активно начала действовать Москва – и ставки многократно повысились.
К сожалению, стоит признать, что российские отношения с Хартумом можно назвать по меньшей мере чрезвычайно опрометчивыми. Все риски подобной взаимосвязи явно не были учтены руководством нашей страны – а ведь ситуация вокруг Судана прямо сейчас наносит огромный репутационный ущерб России.
Новости о возможном усилении российского влияния в регионе многократно повысили интерес к Хартуму. В российском информационном пространстве есть ряд весьма любопытных, но, увы, ложных версий о том, что это был некий «хитрый план» с втягиванием Запада в Судан, однако они не выдерживают никакой критики даже без детального разбора всей ситуации. Очевидно, что данная страна в любом случае стала бы одним из аванпостов блока НАТО – вопрос здесь состоит лишь в том, как скоро бы это могло произойти? Интерес Москвы явно ускорил данный процесс – и, увы, у России не было никаких шансов на то, чтобы одержать верх в этой партии.
Почему мы вообще вынуждены рассматривать суданские события через призму поражения нашей страны?
Причина тому чрезвычайно проста – как было сказано выше, Судан на протяжении многих лет представляет собой точку повышенного интереса, как для Турции, так и для конкурирующих с ней монархий залива. Неожиданная активизация США в большей степени связана с желанием Вашингтона иметь оперативную базу для противостояния Ирану и Китаю – при этом Америка в данных раскладах выступает в роли высшего хищника, который возьмет свое вне зависимости от победы какого-либо из своих сателлитов.
В этом и состоит чудовищная ошибка, которую допустила наша страна, решив попробовать занять свое место в суданском противостоянии – мы начали опасную игру на чужом поле без существенной подготовки и каких-либо серьезных козырей. В свою очередь, оппоненты были во всеоружии и прекрасно знали все местные расклады.
Например, одно только аффилированное с турецким правительством агентство TIKA за последние 14 лет (в период правления Омара Аль-Башира) реализовало в Судане 716 проектов (что особенно важно, большая часть из них приходится на образование – по сути, Анкара заботливо взрастила в стране поколение протурецких лоббистов).
Печальнее всего в данной ситуации тот факт, что Россия даже не выступала серьезным конкурентом для какой-либо из сторон: в сущности, мы попали в змеиный клубок, в котором Анкара борется против Каира и Эр-Рияда, а Вашингтон – против Пекина и Тегерана. К слову, последние хоть и номинально, но являются нашими союзниками, однако по факту никаким образом не поддержали Российскую Федерацию в данной борьбе – а ведь ресурсы и рычаги влияния у них для этого были: Тегеран два десятилетия занимался в Судане развитием сети снабжения террористических группировок, а Китай имел неплохой инвестиционный задел (в частности, в сфере добычи полезных ископаемых).
Что было закономерно, из этого клубка Россию вышибли – играючи, мимолетом и с чрезвычайно серьезными последствиями для нашей внешнеполитической деятельности.
В истории с Суданом вновь и вновь всплывает давно известная истина, которая, впрочем, до сих пор не была качественно осмыслена в российском обществе – о том, что нам критически необходима серьезная и рабочая школа военной антропологии, ориенталистики и аналитики. Отсутствие грамотного анализа оперативной и стратегической обстановки вновь и вновь подводит Россию на различных фронтах гибридных боевых действий (суданские события более чем вписываются в этот формат войны). Профильные ведомства, что ожидаемо, все хуже справляются с текущей нагрузкой – и это тенденция не только для РФ, но и для многих стран мира.
По этой причине в настоящее время столь востребованы так называемые «think tank» («банки мыслей») – независимые организации, занимающиеся подготовкой аналитических докладов по заказу правительства. Это опыт, который нам однозначно следует перенимать и активно использовать в своих целях – в противном случае многие внешнеполитические акции нашей страны могут повторить участь Судана.
Информация