Спасение от перехвата и чрезмерная стоимость. Потенциал и перспективы программы DARPA DRACO

32

Полет космического аппарата с двигателем DRACO в представлении художника из DARPA

Агентство перспективных разработок DARPA продолжает поиски технологий, позволяющих повысить живучесть и устойчивость военной орбитальной группировки. Наиболее смелое предложение в этой области предусматривает создание ядерной двигательной установки DRACO для спутников, при помощи которой они смогут маневрировать и уходить из-под удара. Такая концепция выглядит весьма интересно, однако имеет как преимущества, так и недостатки.

Перспективная разработка


Новую программу DRACO (Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations – «Демонстрационная ракета для гибких операций в межлунном пространстве») запустили около года назад. Были составлены общие планы по проведению тех или иных работ, а также определены ключевые требования и технологии проекта. Кроме того, начался поиск исполнителей.



В сентябре 2020 г. DARPA подписало соглашение с компанией Gryphon Technologies. В течение нескольких следующих лет она должна будет оказывать научную и технологическую поддержку разработчикам двигателя DRACO. Стоимость заключенного контракта достигла 14 млн долл.

В апреле этого года стали известны планы на ближайшее будущее; также были заключены новые соглашения с исполнителями работ. В ближайшие 18 месяцев предполагается выполнить проектные работы, разделенные на два направления – Track A и Track B. Целью «Трека А» является разработка нового ядерного ракетного двигателя. В рамках параллельного проекта «B» проработают облик «операционного» космического аппарата под такой двигатель (Operational System – OS), а также создадут демонстратор технологий (Demonstration System – DS).

Исполнителем проекта Track A назначена компания General Atomics; ей будет помогать Gryphon Technologies, ранее привлеченная к программе. Разработку космических аппаратов поручили компаниям Lockheed Martin и Blue Origin. Все участники программы будут постоянно взаимодействовать друг с другом и обмениваться технической и иной информацией.

В июне к DRACO присоединилась еще одна компания – Ultra Safe Nuclear Technologies (USNC-Tech) из состава Ultra Safe Nuclear Corporation (USNC). Ее задачей станет помощь с разработкой обоих «треков» в контексте безопасности двигательной установки и сопутствующих систем.

Таким образом, определен окончательный список участников программы и начаты реальные исследовательские и конструкторские работы. На них планируют потратить несколько лет и сотни миллионов долларов. Первый полет демонстратора DS с двигателем DRACO запланирован на 2025 г. Как сообщалось ранее, ракета-носитель с химическим двигателем выведет DS на орбиту, где и пройдет проверка двигательной установки. Как скоро новые технологии удастся довести до стадии OS и внедрения на практике, неизвестно.

Новые принципы


Целью программы DRACO является создание ядерной двигательной установки типа NTP (Nuclear Thermal Propulsion). Архитектура и принцип работы такого двигателя хорошо известен, однако DARPA пока не публиковало техническое задание и точные характеристики будущего изделия.

Спасение от перехвата и чрезмерная стоимость. Потенциал и перспективы программы DARPA DRACO

Возможный облик космического аппарата с двигателем типа NTP. Графика Popularmechanics.com

Ключевым элементом двигателя NTP / DRACO является ядерный реактор требуемой мощности. Как сообщается, реактор будет использовать уран с уровнем обогащения в пределах 5-20 проц. (т.н. HALEU – High Assay Low Enriched Uranium). Тепло от реактора будет использоваться для нагрева рабочего тела, которым станет сжиженный водород или иное вещество. Жидкое вещество будет испаряться, получать дополнительную энергию и истекать через сопло с высокой скоростью, обеспечивающей необходимую тягу.

По расчетам, двигатель NTP, использующий водород, по общим характеристикам и возможностям будет примерно вдвое эффективнее и экономичнее химического. Это даст известные выгоды при разработке и эксплуатации космических кораблей. В частности, можно будет уменьшать баки для водородного «топлива» и сокращать общую массу корабля.

Главной целью проекта DRACO является повышение безопасности космических аппаратов военного назначения на низких орбитах. Развитые страны, рассматриваемые в качестве вероятных противников США, имеют или разрабатывают противоспутниковое вооружении. Соответственно, в ходе полномасштабного конфликта орбитальная группировка Пентагона рискует быстро потерять, как минимум, часть техники и возможностей.

Главным результатом проекта DRACO должна стать универсальная ядерная двигательная установка, пригодная для монтажа на космические аппараты различного назначения. С ее помощью предлагается выводить спутники из-под удара противоспутниковых ракет или аппаратов-перехватчиков.

Принцип такой защиты достаточно прост. При обнаружении атаки ядерный двигатель должен будет быстро перевести аппарат на другую орбиту, в т.ч. более высокую, за пределами досягаемости оружия противника. После исчезновения угрозы DRACO сможет вернуть аппарат на прежнюю орбиту. Высокая экономичность по ядерному топливу и рабочему телу позволит совершать такие маневры неоднократно.

Потенциал проекта


На уровне ключевых идей и концепций программа DRACO выглядит достаточно интересной и многообещающей. В то же время, очевидно, что разработка всех необходимых компонентов будет связана с серьезными трудностями и окажется достаточно дорогой. Удастся ли преодолеть все ожидаемые и внезапные сложности и выполнить все планы – покажет время.

Идея о применении экономичной двигательной установки для вывода спутника из-под удара имеет высокий потенциал и представляет большой интерес. Существующие и перспективные противоспутниковые ракеты и аппараты-перехватчики предназначаются для поражения орбитальных целей на известной траектории, которая позволяет рассчитать точку упреждения.

Внезапное изменение параметров орбиты цели, как минимум, снизит эффективность такого оружия. Противнику придется запускать новые средства перехвата, успешное применение которых тоже не гарантировано. Также DRACO сможет поднимать спутник выше рубежа перехвата – это сделает любые ракеты и боевые космические аппараты бесполезными.


Один из последних спутников GPS на стадии сборки. В будущем такие аппараты могут получить двигатель DRACO. Фото Lockheed Martin

Впрочем, получение таких возможностей связано с целым рядом трудностей разного рода. В первую очередь, следует учитывать, что двигатели типа NTP, пригодные для интеграции в ракетно-космическую технику, пока существуют только на теоретическом уровне. Компаниям General Atomics, Gryphon Tech., USNC-Tech и др. только предстоит найти все необходимые технологии и создать полноценный работающий двигатель.

Следует отметить, что DARPA проявляет определенный оптимизм и планирует провести первый орбитальный полет OS / DRACO уже в 2025 г. Это может указывать на проведение и успешное завершение части научно-исследовательских работ. По их результатам начнется разработка полноценного проекта. При всей сложности поставленных задач, у участников программы все еще остается достаточно времени до указанных сроков.

Программа DRACO, как и множество других многообещающих проектов, может столкнуться с проблемами финансового характера. Точная стоимость разработки принципиально нового двигателя и сопутствующих изделий еще не определена, хотя уже ясно, что речь идет о сотнях миллионов или миллиардах долларов. Высокая стоимость в сочетании со сложностью и техническими рисками может стать поводом для самой жесткой критики или даже для закрытия проекта.

Успешное завершение разработки и проведение испытаний DS и OS с изделием DRACO тоже не гарантирует полный успех. Перспективная ядерная установка разрабатывается для использования на космических аппаратах. Сколько будут стоить серийные двигатели и как они повлияют на стоимость обновления орбитальной группировки – большой вопрос.

В отдаленном будущем наработки по DRACO могут найти применение в разных сферах ракетно-космической отрасли, где требуются компактные и экономичные двигательные установки. Однако подобные перспективы целого направления прямо зависят от результатов нынешнего проекта. Если оно не устроит военных и конгрессменов, не стоит удивляться, что гражданская космонавтика тоже откажется от ядерных двигателей.

С неопределенным будущим


Как и полагается организации перспективных разработок в оборонной сфере, агентство DARPA вновь пытается создать полноценный ядерный ракетный двигатель, причем для решения конкретных задач и с прицелом на применение в реальных проектах. Предлагаемые идеи представляют большой интерес и новый проект действительно способен создать большой задел на будущее, когда противоспутниковое оружие станет реальной и серьезной угрозой.

Однако успешное завершение программы DRACO пока остается под вопросом. Перед ней стоят весьма сложные задачи, решение которых вряд ли будет быстрым, недорогим и простым с точки зрения науки и техники. Соответственно, программа рискует столкнуться с задержками, недостатком финансирования и другими проблемами. Удастся ли соблюсти все сроки, уложиться в смету и создать технику с требуемыми характеристиками – станет ясно в течение нескольких следующих лет.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    2 сентября 2021 18:13
    Агентство перспективных разработок DARPA продолжает поиски технологий, позволяющих повысить живучесть и устойчивость военной орбитальной группировки
    . Готовы потратить бесконечно много, потому как слова МИР ВО ВСЁМ МИРЕ, для них не существуют никак и никогда.
  2. KCA
    +5
    2 сентября 2021 18:48
    Ядерный двигатель для орбитальной станции для маневров на орбите? Интересно, а куда они будут отводить тепло во время обычного движения по орбите? Будут стабилизировать положение постоянно включёнными на одну мощность соплами в 6-ти направлениях? Или они научились заводить реактор как ДВС - на кнопку нажал, газанул пару раз и поехали?
    1. +4
      2 сентября 2021 21:53
      Цитата: KCA
      Ядерный двигатель для орбитальной станции для маневров на орбите? Интересно, а куда они будут отводить тепло во время обычного движения по орбите? Будут стабилизировать положение постоянно включёнными на одну мощность соплами в 6-ти направлениях? Или они научились заводить реактор как ДВС - на кнопку нажал, газанул пару раз и поехали?


      Видимо они предполагают что он будет не только заводится по щелчку пальцев. Реактор ещё и глушится должен быстро.
      А во время активного использования реактор должен быть очень горячий, как сказано что водород при нагревании будет настолько сильно разогреваться что будет достигаться эффективность выше чем при химической реакции.

      Достаточно удивительный и невероятный реактор, по мановению :

      Холодный -> супер горячий -> холодный

      На земле реакторы которые работают на уране так не умеют.

      Пример Фукусима, как только насосы для интенсивного охлаждения отказали то сразу реактор расплавился.

      Попил денег, или прикрытие для вывода ядерного оружия.
      1. -4
        2 сентября 2021 23:27
        [quote][Холодный -> супер горячий -> холодный/quote]
        Так ведь и у противника , от которого убегать надо те же самые проблемы будут. Он ведь тоже не с "гравицапой" рассекать будет по орбитам. Насчет быстрого запуска - а он нужен ? Будет холодный . Если ситуация дойдёт до полной степени готовности ( вот вот война ) - запустят и перейдут на другую орбиту , а реактор скинут . Пусть летит себе и греет Вселенную. При желании можно и пару одноразовых реакторов поставить. Сегодня один использовал, через месяц другой.
        1. +1
          3 сентября 2021 12:50
          [quote=dauria][quote][Холодный -> супер горячий -> холодный/quote]
          Так ведь и у противника , от которого убегать надо те же самые проблемы будут. Он ведь тоже не с "гравицапой" рассекать будет по орбитам. Насчет быстрого запуска - а он нужен ? Будет холодный . Если ситуация дойдёт до полной степени готовности ( вот вот война ) - запустят и перейдут на другую орбиту , а реактор скинут . Пусть летит себе и греет Вселенную. При желании можно и пару одноразовых реакторов поставить. Сегодня один использовал, через месяц другой.[/quote]

          Если двигатель одноразовый, после отработки ухода на другую орбиту из за невозможности заглушить реактор предлагаете отстреливать, то стоило ли городить огород. Можно было сразу использовать традиционную схему с рд на химической паре горючее + окислитель.

          Если реактор "одноразовый" то их нужно два, на орбиту потом вернуться надо. А если таких манёвров (уход-возврашение) нужно несколько.
      2. KCA
        +2
        3 сентября 2021 03:53
        Товарищи долларопилы ещё, почему-то, самые умные и решили использовать водород, да ещё и охренеть как разогретый, а почему все остальные проекты, в том числе и уже испытываемый в РФ ЯРД предполагают использование в качестве рабочего тела инертные газы? Может из-за этого:
        Водородное изнашивание — процесс разрушения металлического элемента пары трения вследствие поглощения металлом водорода. Явление водородного изнашивания установлено учеными Д.Н. Гаркуновым и А.А. Поляковым.
      3. -3
        3 сентября 2021 12:02
        Цитата: Pandiurin
        Цитата: KCA
        Ядерный двигатель для орбитальной станции для маневров на орбите? Интересно, а куда они будут отводить тепло во время обычного движения по орбите? Будут стабилизировать положение постоянно включёнными на одну мощность соплами в 6-ти направлениях? Или они научились заводить реактор как ДВС - на кнопку нажал, газанул пару раз и поехали?


        Видимо они предполагают что он будет не только заводится по щелчку пальцев. Реактор ещё и глушится должен быстро.
        А во время активного использования реактор должен быть очень горячий, как сказано что водород при нагревании будет настолько сильно разогреваться что будет достигаться эффективность выше чем при химической реакции.

        Достаточно удивительный и невероятный реактор, по мановению :

        Холодный -> супер горячий -> холодный

        На земле реакторы которые работают на уране так не умеют.

        Пример Фукусима, как только насосы для интенсивного охлаждения отказали то сразу реактор расплавился.

        Попил денег, или прикрытие для вывода ядерного оружия.

        Реактор горячий всегда, но это не проблема
  3. -4
    2 сентября 2021 18:55
    Слинять из Афганистана, чтобы нести демократию лунатикам?
  4. +3
    2 сентября 2021 19:05
    Ну,шо.... Такая идея позволит снизить стоимость ЯЭУ для "Буревестника" ! Если на КР "Буревестник" в качестве рабочего тела используется атмосферный воздух.то в космосе придётся добавить баки с сжиженным водородом(а почему не с жидкой углекислотой ?) или металлогидридные накопители...(как говорится,не бесплатно...) ! И всё же это "вариант "! В добавок, НПА (АНПА) с подобными ЯЭУ, но с рабочим телом "на воде"... И всё на основе одной ЯЭУ ! Экономия -на лицо ! fellow
  5. -1
    2 сентября 2021 19:11
    Примитивизм высшего уровня! Использовать радиоактивный материал для нагрева это все равно ,что кочегарка . Очевидно ,что учёные даже не понимают ,что радиоактивность имеет радиальное излучение и его необходимо трансформировать в линейное ,чтобы трансформировать в эл.магнитный импульс ,а не для нагрева .
    1. +4
      2 сентября 2021 20:37
      Цитата: gridasov
      Очевидно ,что учёные даже не понимают ,что радиоактивность имеет радиальное излучение и его необходимо трансформировать в линейное ,чтобы трансформировать в эл.магнитный импульс ,а не для нагрева .

      belay
      Мухоморы уродились нынче...ага.
      Коллега, вы на это намекаете
      LET=d(E)/d(l)
      ?
      Но как, тогда быть с теоремой о сумме декрементов (не путайте с экскрементами пожалуйста! с экспериментами тоже)?

      А?
      Ведь радиационные интегралы I2,4 не дадут трансформировать радиальность в линейность в нашем эвклидовом пространстве!
      1. -1
        2 сентября 2021 20:57
        Да, работать с большими данными вам не дано.
        1. 0
          2 сентября 2021 21:17
          Цитата: gridasov
          Да, работать с большими данными вам не дано.

          untermensch.
          голубой крови отродясь в венах не было request
    2. +2
      2 сентября 2021 20:51
      Цитата: gridasov
      радиоактивность имеет радиальное излучение и его необходимо трансформировать в линейное ,чтобы трансформировать в эл.магнитный импульс ,а не для нагрева .

      А потом шо делать с эл. магнитным импульсом ? Как "пар" получить для "локомобиля" ? Подать на индукционную "конфорку", чтобы "вскипятить " вещество ? И шо... к.п.д будет выше ? what
      1. -2
        2 сентября 2021 21:22
        Цитата: Nikolaevich I
        А потом шо делать с эл. магнитным импульсом ?

        всё просто: берём токоведущие дорожки, вплавленные в керамические панели, в которых под воздействием импульсных перенапряжений возникает тепловой нагрев ( главное не допустить расплавление и обрывы токоведущих дорожек и резистивных элементов, мест пайки (сварки) проводов из-за термоэлектродинамических напряжений) нагревается керамическая подложка ..
        и?
        вуаля: этим кипетильником греем воду, получаем пар, вращаем турбину и получаем липестрический ток.
        drinks
        1. +1
          2 сентября 2021 22:23
          В некоторых случаях великолепное решение через токопроводящие дорожки. Я решал задачи без них. К тому же система таких дорожек может ещё более индуцировать ток. Вам спасибо !
          1. -1
            2 сентября 2021 23:31
            Цитата: gridasov
            Вам спасибо !

            не стоит благодарностей.
            ведь мне
            Цитата: gridasov
            работать с большими данными вам не дано.

            лучше поделитесь мухоморами!
            1. +1
              2 сентября 2021 23:43
              Ну хоть вы меня не пинайте . Немцы и американцы легче меня понимают . Потому ,что движутся в логичном направлении. И вообще все эти симпатии -антипатии меня не беспокоят. Меня тема интересует.
    3. -1
      2 сентября 2021 23:43
      Цитата: gridasov
      все равно ,что кочегарка

      Кочегарка - это экономно: КПД котла может быть до 98%. Но только котла...

      Надо бы молекулы потяжелее, чем водород.
      1. 0
        3 сентября 2021 07:47
        Совершенно верно! Так вот когда мы моделируем процесс математически и теоретически мы не учитываем ни длительность того или иного этапа процесса ,ни его динамику. Сколько уже раз я говорю ,что современная математика не обладает технологией анализа именно разнодинамик сопряженные физ процессов и тем более адекватным мат. методом. Поэтому реально мы знаем следствием какого процесса происходит производство тяжёлых молекул воды, а на деле мы даже близко не видим как этот процесс вписать в алгоритмы работы устройств. Об этом я и подразумеваю рассуждения и токопроводящие дорожки как частное решение именно для этого процесса могут иметь место .
      2. +2
        3 сентября 2021 15:54
        Потяжелее не получится. Нужно что-то очень текучее и теплоемкое, иначе многомегаваттная активная зона в малом объеме при малейшей флуктуации в подаче "топлива"-теплоносителя мгновенно даст козла, скорее всего со спецэффектами laughing Водород подходит, да еще и дешев, по сравнению с альтернативами.
  6. +2
    2 сентября 2021 19:14
    У нас есть отечественный проект "космический буксир" на ядерном двигателе:
    Транспортно-энергети́ческий мо́дуль (ТЭМ, Ядерный буксир, Космический буксир) — разрабатываемое российское космическое транспортное средство (межорбитальный буксир). ТЭМ разрабатывается АО ЦНИИмаш по заказу Роскосмоса. Создание модуля является частью разработки на базе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса, совместного проекта группы предприятий входящих в состав госкорпораций Роскосмос и Росатом.



    Так что рассказы о концепуальном отставании и профуканных полимерах - это, мягко говоря, не совсем правда.
    Великие державы продолжают идти "ноздря-в-ноздрю" по множеству ключевых направлений, с разной степенью реализации, но с соответствующей проработкой новых идей!
    1. 0
      2 сентября 2021 19:56
      Точнее сказать ноздря в место сзади. Все повторяют одни и те же ошибки и используют один концептуальный путь развития.
    2. 0
      2 сентября 2021 23:34
      Цитата: RealPilot
      У нас есть отечественный проект "космический буксир" на ядерном двигателе:

      уберите эту картинку
      "капельный холодильник" приказал долго жить.
      фуфломицин.
      Теперь в тренде "звезда смерти" на его базе
      В июле РИА Новости, ссылаясь на материалы КБ, сообщило, что данный космический аппарат может получить лазерное оружие, способное выводить из строя спутники противника.
  7. +2
    2 сентября 2021 19:35
    сама идея по ядерному двигателю - вполне хорошая. А вот его эффективность в контексте вышеописанной системы защиты спутников - вызывает у меня сомнения. Наземные противоспутниковые системы и без того имеют массу ограничений т.к всем известно как тяжело выводить нагрузку даже на НОО , какое в самом лучшем случае будет соотношение массы системы к массе прлезной нагрузки. С учетом начинки и требований точности - противоспутниковое оружие это в общем то золотая пуля , применение которой массово по военным спутникам противника - влетит применяющей стороне в большую копеечку.Системы предусматривающие т.н "воздушный старт" имеют некоторые преимущества , однако забрасываемая масса еще меньше и габаритные характеристики серийных и более-менее бюджетных образцов врятли позволяют доставать все требуемые орбиты .
    Таким образом разработка этой системы с оглядкой на противоспутниковое оружие наземного базирования - кажется мне несколько излишней..
    Против же систем типа "матрешка" - спутников-инспекторов и спутников-перехватчиков ,которые УЖЕ будут на орбитах или конструкционно будут способны в широких пределах маневрировать на них либо оперировать уже в космосе неким УРО - тут мне кажется эффективность описанных в статье решений резко падает , т.к обнаружить факт враждебной активности куда сложнее , удобные орбиты будут заняты либо потенциально опасны до момента их полной очистки от потенциально опасных аппаратов , а сами такие аппараты вполне можно выводить на орбиту старыми конверсионными ракетами .
    В случае дальнейшего совершенствования ЛО - вопрос защиты от выведения из строя КА становится еще более проблемным .

    Резюмирую - разработка в целом полезная, но сомнительно что это будет эффективная защита для КА по сочетанию цена/эффективность защиты.
  8. +4
    2 сентября 2021 22:03
    NTP - двигатель одноразового запуска.
    После первого же пуска и последующего останова путём глушения ядерных реакций переводом тепловыделяющей сборки в подкритичное состояние остаточное тепловыделение сборки потребует постоянного расхода охлаждающего теплоносителя. В противном случае реактор просто расплавится.
    Единственный способ охладить реактор в космосе без потери теплоносителя - это радиационное охлаждение, как в российском проекте космического ЯРД.
    Но радиационного теплообменника не видно на приведенных рисунках Darpa.
    Вывод такой - срок службы после запуска NTP от силы месяц, на большее время не хватит теплоносителя, судя по объёму ракеты на рисунке и с учётом того, что размер активной зоны(для оценки объёма бака с водородом) составляет порядка 1 метра (активная зона у NTP рядом с выхлопным соплом), а криогенный водород испаряется при длительном хранении из-за неидеальной теплоизоляции бака.
    1. +2
      3 сентября 2021 11:14
      В Российском проекте нету ЯРД, там реактор плюс ионные двигатели
    2. +1
      4 сентября 2021 02:27
      С корее всего топливо и охлаждающий контур это разные вещи, топливо подается только тогда когда нужно, но опять же охлаждения невидно. Больше вопросов.
  9. 0
    4 сентября 2021 02:24
    Вопрос в другом, КНДР когда запускала свои ракеты средней дальности в высоту, смогла достичь орбиты почти в 4000 км, вопрос успеют ли перевести спутник на орбиту ваше, и не факт что ракета тоже не сможет маневрировать и в итоге сбить все же этот спутник.
    1. 0
      5 сентября 2021 08:46
      Кхе кхе ракеты средней дальности вообще на орбиту не выходят
      1. 0
        13 сентября 2021 13:56
        Нуда, все зафиксировали, но у вас особое мнение. "Наконец, летом 2017 года в КНДР состоялись испытания новой баллистической ракеты — «Хвасон-14». Первая ракета нового типа была запущена 4 июля, а вторая — 28-го. Во время первого запуска носитель сумел подняться на высоту 2,8 тысячи километров и упал в Японском море в 933 километрах от места старта. Во время второго запуска ракета поднялась уже на высоту 3,7 тысячи километров и упала в 998 километрах от места старта. На основе этих данных южнокорейские и американские специалисты предположили, что новая ракета уже является межконтинентальной с возможной дальностью полета от 6,7 до десяти тысяч километров. "
        1. 0
          13 сентября 2021 19:33
          Можно подняться на миллион километров и всё равно не выйти на орбиту. Где вы в сообщениях видите слово орбита?