Основные отечественные разработки в области автономных необитаемых подводных аппаратов

20
Основные отечественные разработки в области автономных необитаемых подводных аппаратов
АНПА "Клавесин-1Р" на испытаниях. Фото ИПМТ ДВО РАН

В последние десятилетия российское военное ведомство и оборонная промышленность активно занимаются направлением автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА). Изделия этого класса могут иметь разные габариты, характеристики и возможности, обеспечивающие решение боевых и вспомогательных задач, – и потому представляют большой интерес для флота. Целый ряд современных АНПА уже принят на вооружение, и теперь такая техника используется в реальных операциях. Кроме того, ожидается принятие ряда других образцов.

Глубоководное направление


Первым современным АНПА, доведенным до реальной эксплуатации, считается тяжелый «Клавесин-1Р». Это изделие разрабатывалось Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН (ИПМТ ДВО РАН) в начале двухтысячных годов. В 2005-2006 гг. на Дальнем Востоке прошли ходовые испытания опытной техники, а в 2007-м осуществлялась опытная эксплуатация в Арктике.



В конце десятилетия новый АНПА был принят на снабжение ВМФ; заказчику передали несколько аппаратов и сопутствующие изделия. Также сообщалось о готовности производителя строить новые аппараты для других заказчиков. С конца двухтысячных годов аппараты «Клавесин-1Р» регулярно используются в различных поисковых и исследовательских операциях.


Более поздний "Клавесин-2Р-ПМ". Фото ЦКБ "Рубин"

АНПА «Клавесин-1Р» выполнен в цилиндрическом корпусе длиной 5,8 м диаметром 0,9 м. Полная масса – 2,5 т. Аппарат развивает скорость ок. 3 узлов и может работать на глубинах до 6 км. На борту устанавливается разнообразная научная аппаратура, соответствующая поставленной задаче. Прежде всего, это видеокамеры и гидроакустические станции.

В первой половине десятых годов в ЦКБ «Рубин» был разработан новый АНПА «Клавесин-2Р-ПМ». В середине десятилетия завершилось изготовление опытного образца, который затем вышел на испытания. По разным данным, эти мероприятия продолжаются до сих пор, и аппарат пока не принят на вооружение.

Согласно открытым источникам, изделие «Клавесин-2Р-ПМ» крупнее и тяжелее аппарата предыдущей модели, а также имеет иные ходовые характеристики. На нем могут устанавливаться различные научные приборы. Такая техника предназначается для работы с подлодкой-носителем. Ею станет АПЛ «Белгород», перестроенная по специальному проекту 09852.


Аппарат "Витязь-Д". Фото ЦКБ "Рубин"

В 2018 г. началось строительство перспективного АНПА «Витязь-Д», разработанного в ЦКБ «Рубин». Сообщалось, что это исследовательский аппарат, способный работать на самых глубоких участках Мирового океана. В 2019 г. изделие вывели на испытания, а в мае 2020-го оно опустилось на дно Марианской впадины и зафиксировало глубину более 10 км.

«Витязь-Д» имеет длину 5,5 м при поперечнике не более 1,5 м. Конструкция аппарата рассчитана на погружение на глубину до 12 км. Имеется электрическая энергоустановка с 4 маршевыми и 10 подруливающими двигателями. Автономность достигает 1 сут. На борту «Витязя-Д» имеются видеокамеры и измерительные приборы. По разным данным, возможна установка дополнительного оснащения научного или иного назначения.

В среднем классе


В начале десятых годов в ИПМТ ДВО РАН был создан еще один проект АНПА под названием МТ-2012 «Галтель». Испытания опытной техники этого типа начались в 2012 г. на Дальнем Востоке. Через несколько лет опытные комплексы передали Тихоокеанскому флоту для освоения. По всей видимости, в дальнейшем такая техника появилась и в распоряжении других флотов. С 2017-18 гг. изделия «Галтель» используются на базе Тартус в Сирии для обследования акватории и дна с целью поиска потенциально опасных объектов.


Подводный "планер" типа "Морская тень". Фото "Океанос"

Комплекс «Галтель» включает несколько автономных аппаратов и средства управления. Также его могут дополнять телеуправляемыми подводными аппаратами подходящего типа. Сама «Галтель» имеет длину более 2 м и весит 180 кг. Электрическая энергоустановка позволяет двигаться со скоростью 4,3 узла; запас хода – 100 км. Обеспечивается работа на глубинах до 400 м.

АНПА несет гидролокатор бокового обзора, видеокамеры и навигационные гидроакустические средства. Имеется несколько режимов работы с разными особенностями. В частности, «Галтель» умеет засекать подозрительные объекты в обследуемом районе. После обнаружения аппарат всплывает и передает оператору фото и видео объекта. При помощи другого подводного робота оператор может тщательно изучить найденный предмет и принять меры.

Задачи обследования акваторий также может выполнять АНПА «Морская тень» или «Глайдер», разработанный Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГМТУ) и предприятием «Океанос». Работы по этой теме начались в 2012 г., а в 2016-м на испытания вышел опытный аппарат. В дальнейшем осуществлялась доводка первой версии «Глайдера», а также разработка новых модификаций и усовершенствованных проектов. Некоторые из этих изделий заинтересовали ВМФ и прошли соответствующие испытания.


Транспортный контейнер с "Посейдоном". Фото Минобороны РФ

«Морская тень» представляет собой аппарат длиной 3 м с «крыльями», за счет которых обеспечивается передвижение. Масса изделия – 150 кг, из которых 15-17 кг приходится на полезную нагрузку. Вместо традиционной силовой установки с гребным винтом используется система изменения плавучести. С ее помощью АНПА маневрирует по глубине, а «крылья» при этом обеспечивают поступательное движение. Такой способ передвижения позволяет разогнаться только до 1,5-2 узлов, но обеспечивает высокую экономичность. Автономность «Морской тени» превышает 6 мес.

Боевые образцы


По ряду причин, наибольшую известность среди АНПА военного назначения получил современный проект «Посейдон». О существовании подобной разработки стало известно еще в ноябре 2015 г., но официальный анонс состоялся только в марте 2018-го. С тех пор неоднократно сообщалось о проведении различных испытаний, однако изделие пока не принято на вооружение.

«Посейдон» представляет собой подводный аппарат длиной до 20 м водоизмещением ок. 100 т. Используется ядерная энергоустановка, дающая практически неограниченную автономность и дальность плавания. На борту АНПА должны присутствовать различные системы навигации, управления и т.д., обеспечивающие самостоятельное плавание и решение боевых задач. Предусматривается установка ядерной боевой части неизвестной мощности.


Предполагаемый облик изделия "Цефалопод". Графика Hisutton.com

Известно, что «Посейдоны» будут использоваться с подлодками-носителями. В этом качестве рассматривается несколько АПЛ, перестроенных по специальным проектам. По всей видимости, носитель будет доставлять подводный аппарат в заданный район, после чего тот самостоятельно сможет осуществлять патрулирование или выходить к назначенной цели.

В 2015 г. стало известно о разработке в ЦКБ «Рубин» проекта боевого АНПА под шифром «Цефалопод». Сообщалось, что целью этого проекта является создание тяжелого аппарата, способного нести торпедное вооружение. Подобные изделия должны осуществлять патрулирование акваторий и выполнять обнаружение подлодок противника – с последующим их поражением при наличии приказа.

Текущий статус проекта «Цефалопод» неизвестен. На официальном уровне он не упоминался уже достаточно давно, что можно трактовать самым разным образом. Возможно, от проекта отказались по тем или иным причинам, либо его окончательная проработка ведется с соблюдением всей необходимой секретности.


Проектный облик аппарата-имитатора "Суррогат". Графика ЦКБ "Рубин"

В инициативном порядке ЦКБ «Рубин» разработало подводный аппарат «Суррогат». Он представляет собой модульную платформу с электрической энергоустановкой, предназначенную для использования на учениях. За счет монтажа соответствующих модулей «Суррогат» сможет создавать физические поля с нужными параметрами и имитировать подлодки вероятного противника.

Комплекс «Суррогат» имеет самые большие перспективы, но его будущее остается неясным. Министерство обороны пока не оглашало свое мнение об этой разработке и не говорило о наличии планов по принятию таких средств на снабжение.

В интересах флота


В настоящее время разработкой автономных необитаемых подводных аппаратов разного назначения занимается целый ряд отечественных организаций. Они уже представили более десятка различных проектов, часть которых создана по заказу ВМФ или предлагается ему. Кроме того, несколько предприятий организуют локализацию иностранных образцов. В итоге за последние 12-15 лет удалось как минимум на уровне предложений закрыть все основные ниши в сфере АНПА, и часть образцов успешно доведена до принятия на снабжение и эксплуатации.

Работы по созданию новых проектов продолжаются и уже сейчас дают желаемые результаты. Другие проекты осуществляются с прицелом на отдаленное будущее, и их ход располагает к оптимизму. При этом речь идет как о технике уже известных классов, так и о принципиально новых образцах. Таким образом, освоение нового перспективного направления продолжается и уже оказывает заметное влияние на развитие ВМФ. И в будущем, благодаря новым образцам, это влияние значительно вырастет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 сентября 2021 05:39
    Вместо традиционной силовой установки с гребным винтом используется система изменения плавучести. С ее помощью АНПА маневрирует по глубине, а «крылья» при этом обеспечивают поступательное движение.Вместо традиционной силовой установки с гребным винтом используется система изменения плавучести. С ее помощью АНПА маневрирует по глубине, а «крылья» при этом обеспечивают поступательное движение.
    Манта или кальмар..? what
    Китайцы на последней своей выставке представили "безэкипажник" в виде акулы. Были данные, что новые разработки направленны на создание подводных "камикадзе" в виде рыб...
    1. +7
      13 сентября 2021 06:16
      Манта или кальмар..?

      Ни то, ни другое. Принцип полета обычного планера представляете же? Земля тянет вниз, крыло опирается на воздух и скользит вперед. То же самое в море, только в режиме черепахи. Аппарат "тонет", крыло скользит в толще воды, потом всплывает, и опять крыло толкает вперед.
      1. 0
        13 сентября 2021 06:43
        Цитата: Wedmak
        Аппарат "тонет", крыло скользит в толще воды, потом всплывает, и опять крыло толкает вперед.

        Всё равно не понял... what
        За счёт чего он тонет и всплывает?
        Цитата: Wedmak
        только в режиме черепахи

        Черепаха же, вроде плавниками загребает?
        1. +2
          13 сентября 2021 06:53
          За счёт чего он тонет и всплывает?

          Изменение плавучести: грубо говоря надувает мешок(ну, не мешок конечно, емкость на борту) воздухом - всплывает, заполняет водой - тонет.
          вроде плавниками загребает?

          Я имел ввиду по скорости. Хотя наверно морская черепаха его обгонит.
          1. 0
            13 сентября 2021 07:00
            Цитата: Wedmak
            Изменение плавучести: грубо говоря надувает мешок воздухом - всплывает, заполняет водой - тонет.

            Ну... Я же говорю, кальмар. Только кальмар ещё щупальцами помогает.

            Новая военная разработка КНР - подводный дрон, неотличимый от настоящей рыбы

            На последней международной выставке вооружений Beijing Military Expo Китай обнародовал беспрецедентную разработку Boya Gongdao - подводного дрона, облик и движения которого практически неотличимы от рыбы "аравана", что делает его идеальным шпионским устройством для наблюдения под водой.
            1. +1
              13 сентября 2021 07:28
              В советское время была разработка подводного индивидуального транспортировщика для боевых пловцов- у него вместо винта был хвост, двигался, махая хвостом.
            2. +5
              13 сентября 2021 07:58
              Цитата: LiSiCyn
              Ну... Я же говорю, кальмар. Только кальмар ещё щупальцами помогает.
              Кальмар использует реактивный способ движения, периодически резко выталкивая из себя предварительно набранную внутрь воду, а щупальца там совсем не при делах. smile
              "Глайдер" движется иначе; он периодически же меняет плавучесть с положительной на отрицательную и при этом синхронно с этим изменяет угол атаки крыльев с положительного на отрицательный.
              При этом формируется весьма неторопливое поступательное движение с очень впечатляющей экономичностью хода. smile
              1. 0
                13 сентября 2021 08:37
                Цитата: Эррр
                он периодически же меняет плавучесть с положительной на отрицательную и при этом синхронно с этим изменяет угол атаки крыльев с положительного на отрицательный.

                Как..? За счёт чего, он меняет плавучесть?
                1. +3
                  13 сентября 2021 09:01
                  Вот один из вариантов изменения плавучести подводного глайдера:
                  Для спуска открывается клапан, позволяющий маслу из гибкого пузыря за пределами корпуса планера поступать в пузырь внутри корпуса. Масса параплана остается прежней, но его объем уменьшается. Это снижает его плавучесть и заставляет его тонуть.
                  Под планером расположены внешние трубки, заполненные жидким воском. Когда параплан опускается в более глубокие воды с температурой ниже 50°F (10°C), воск затвердевает и сжимается. Это создает место в трубках для подачи масла.
                  Планер также имеет внутренний резервуар для хранения, заполненный маслом и азотным газом, который сжимается до 3000 фунтов на квадратный дюйм (206,842767 бар). Чтобы начать подъем планера, клапан открывает резервуар для хранения, и разгерметизирующий газ возвращает масло обратно во внешний пузырь. Это делает планер снова плавучим и поднимает его нос вверх. Крылья планера создают подъемную силу, преобразуя вертикальное движение в горизонтальный полет.
                  По мере того как параплан поднимается к поверхности, где температура достигает 80°F (27°C), воск во внешних трубках разжижается, вытесняя масло из трубок и в резервуар для хранения. Это снова сжимает газ, эффективно сбрасывая "пружину" для запуска следующего подъема планера.
                  https://defenceforumindia.com/threads/unmanned-underwater-vehicle-uuv.22086/
                  1. 0
                    13 сентября 2021 09:55
                    Ну теперь, вроде понятно.. Но это же, вечный двигатель!!! belay
                    Единственное, если он работает по принципу, который привели Вы, то это для тёплой воды... У нас, на Балтике, +27 не бывает. sad
                    1. 0
                      13 сентября 2021 13:40
                      Но это же, вечный двигатель!!

                      Не совсем, он берет энергию из окружающей среды. Вечные, вроде как черпают ее из неизвестных источников.
                      С воском интересно придумали. ))
                      У нас, на Балтике, +27 не бывает

                      На поверхности тепло, а вот на 100 метрах уже не очень...
            3. -1
              16 октября 2021 22:30
              Цитата: LiSiCyn
              Я же говорю, кальмар.

              кальмар не изменяет плавучесь.
              Ему не откуда брать объём по плотности меньше, чем водная среда ( если только не пердеть и собирать в мешочек.
              Кальмар и аналогичные ему за счет реактивной тяги (набрал воду в полость, сжал мышцы и выдавил её через сфинктер сопло.
              Щупальца ему для охоты и прикрепления ("ну ползает" ещё с ними)
              Цитата: Wedmak
              : грубо говоря надувает мешок(ну, не мешок конечно, емкость на борту) воздухом - всплывает, заполняет водой - тонет.

              не надувает. химикаты используются: вступил в реакцию с водой-> получил газ: объем увеличился, масса тела таже, закон Архимеда: началось всплытие.
              вертикально поставленное крыло (вот в такой конфигурации) даст тягу и движение вправо от оси движения

              добавляем другую химию, реакция, каз переходит в жидкость, объём уменьшился, масса та же, закон Архимеда: начал тонуть. Развернули крыло (вокруг оси аппарата, а потом вокруг горизонтальной оси) опять даст тягу и движение вправо.
              Крыло можно адаптивное использовать " надувательское"
          2. +4
            13 сентября 2021 07:26
            Большой запас сжатого воздуха на борту нужно иметь.
            И воздух при заполнениии водой будет выходить наружу и демаскировать
            1. +3
              13 сентября 2021 07:42
              Цитата: Avior
              Большой запас сжатого воздуха на борту нужно иметь.
              И воздух при заполнениии водой будет выходить наружу и демаскировать

              Вот и я, про тоже... request
  2. 0
    13 сентября 2021 06:29
    «Посейдон» представляет собой подводный аппарат длиной до 20 м водоизмещением ок. 100 т. Используется ядерная энергоустановка, дающая практически неограниченную автономность и дальность плавания. На борту АНПА должны присутствовать различные системы навигации, управления и т.д., обеспечивающие самостоятельное плавание и решение боевых задач.

    «Посейдон» предназначен для удара по побережью. Наверное его можно доработать как носитель 4-6 ракет для удара вглубь территории противника или по авианосцу.
    1. +1
      13 сентября 2021 08:48
      Цитата: riwas
      Наверное его можно доработать как носитель 4-6 ракет для удара... по авианосцу.

      А шо ? Тут щось е...! Как узнаём, в каких морях собирается провести курортный отдых вражеская АУГ, то сразу отправляем в ту сторону подлодки-носители "посейдонов"... Подлодки в подходящем месте выпускают "посейдоны" ...те добираются и ложатся на дно в "вероятностных " координатах... и при приближении АУГ , как е...выпустят гиперзвуковые" цирконы" со спецчастью ! Конечно...это может попытаться сделать и "обитаемая" подлодка...но кому охота оказаться в смертниках ?
  3. +4
    13 сентября 2021 11:51
    Автор в заблуждение вводит читателей насчет возможностей Витязь-Д. Никогда этот аппарат не опускался на глубину 10км во впадину. Туда опускался - Глубоководная донная станция Витязь-Д. И - это просто водолазный колокол на привязи опускаемый вертикально вниз - не более того.
    1. 0
      13 сентября 2021 16:55
      Автор в заблуждение вводит читателей насчет возможностей Витязь-Д. Никогда этот аппарат не опускался на глубину 10км во впадину
      Из Википедии:8 мая 2020 года было произведено погружение глубоководной донной станции, которая имеет кабельную связь с судном. После этого c борта спасательного судна Тихоокеанского флота «Фотий Крылов» начал погружение в Марианскую впадину автономный необитаемый аппарат «Витязь-Д». 8 мая в 22:34 по московскому времени он достиг дна, и во время исследования была зафиксирована глубина 10 028 метров[6][11][5]. Во время этого погружения аппарат был на дне более 3 часов, где провёл картографирование поверхности, фото и видеосъёмку морского дна, получил параметры морской среды и установил на дне Марианской впадины вымпел в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне[2][1][5]. Ссылка:https://ru.wikipedia.org/wiki/Витязь-Д. Так что, на дне Марианской впадины побывала и донная станция и автономный аппарат.
  4. -6
    13 сентября 2021 12:08
    В области подводных дронов Россия реально опережает всех.
    1. -1
      14 сентября 2021 08:11
      Заминусить любой комментарий об успехах России, при этом ничего не сказав по существу - типично для либерастов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»