С капотом и без: рецидив российского автопрома

131

КамАЗ подполковника Алексея Шнайдера, подорванный в Сирии. Источник: atas.info

Машина не для войны


В сухих сводках Министерства обороны трагедия в Хомсе описывается следующим образом:

«9 сентября в провинции Хомс Сирийской Арабской Республики в ходе рекогносцировки российской военной полицией маршрута прохождения гуманитарной колонны, произошел подрыв установленного на обочине дороги взрывного устройства».

В результате погиб подполковник Алексей Шнайдер. На первых же фотографиях отчетливо видно, что подрыв произошел под передним правым колесом КамАЗа и, если офицер сидел на месте пассажира, то шансов у него спастись не было. Взрыв разворотил кабину и вырвал колесо с частью подвески.



Если говорить казенным языком, то «жизненное пространство» в кабине отсутствует. По характеру повреждений можно предположить, что под КамАЗом взорвалось устройство эквивалентное противотанковой мине. Аналогичные испытания проводились в Кубинке еще во время первой чеченской кампании. К слову, в «Урале» манекен отделался травмами голеностопа.


Источник: vk.com

Надо отметить, что военная полиция использовала бронированную модификацию грузовика КАМАЗ-5350-379.

У машины в кузове установлена бронекапусла ММ-501 для защиты личного состава от стрелкового оружия по 5-му классу защиты. Бронированный грузовик уже достаточно давно используется в горячих точках, в том числе в Сирии. Разработчик и изготовитель – нижегородская компания «Астейс», выпускающая, в частности, бронеавтомобили «Патруль» для нужд Росгвардии. К слову, росгвардейцам положена капотная модификация КамАЗа.






Источник: vk.com

Ключевым недостатком КамАЗа, попавшего на фугас в Сирии, была бескапотная компоновка.

Фактически никаких изменений в камазовской кабине для повышения взрывоустойчивости сделано не было. Во многом это обусловлено конструкцией самой кабины – её невозможно превратить в MRAP-кабину без кардинальной переделки.

По сути, инженерам придется принять целый комплекс мер – построить U-образное бронированное днище, поднять кресла водителя и пассажиров на несколько десятков сантиметров вверх, а сами кресла приварить через амортизаторы к потолку. Естественно, никто на такие изменения не решится, проще создать машину заново.

Например, как это реализовано на «Ремдизеле-63968 «Тайфун-К». Но это машина совсем иного класса, назначения и стоимости. По большому счету такое переформатирование КамАЗов и не нужно – просто не пускайте машины на передовую.

Машинам с бескапотной компоновкой вообще нечего делать в современных горячих точках с высокой насыщенностью СВУ. Тем более что в армии есть грузовые автомобили, изначально приспособленные для минной войны на дорогах.


Как утверждают СМИ, «Торнадо-У» уже есть в Сирии. Но, видимо, машин недостаточно. Источник: ianed.ru

Это семейство капотной компоновки «Урал-4320» и в первую очередь вариант «Урал-63706-0011» или «Торнадо-У» с высокой бронекабиной.

Машины «Урал», как известно, с самого начала проектировались исключительно для военных нужд. НАМИ в начале 50-х годов подготовило эскизный проект машины, ставший на долгие годы настоящим эталоном для военных внедорожников. Мощный бензиновый мотор (пусть и прожорливый), оптимальная развесовка по осям, централизованная подкачка колес и картеры мостов в одну линию, снижающие сопротивление в колее. Капотная компоновка также добавляла немаловажные бонусы – удобство обслуживания и повышенную стойкость к минам.

Речь идет о пресловутых «полутора метрах» жизни.


Почему вот такая машина не шла в колонне 9 сентября вместо КамАЗа? На фото – «Урал Федерал-42590». Фото: Виталий Кузьмин. www.vitalykuzmin.net

Скорее всего, в послевоенные годы никто особо не задумывался о возможном противостоянии с ВСУ противника. Методы ведения войны были совсем другими, и инженеры больше заботились о противоатомной защите, чем о тротиле под колесами. Традиционная капотная компоновка тогда была гораздо проще в производстве.

Еще одним преимуществом «Уралов» и ему подобных была устойчивость к фронтальному обстрелу. При удачном стечении обстоятельств водителю и пассажирам можно укрыться за моторным отделением грузовика – далеко не каждая пуля способна его преодолеть.

Миасс или Набережные Челны?


Военная модификация КамАЗа родилась совсем в других условиях.

В Набережных Челнах строили завод, изначально предназначенный для гражданских грузовиков, которые параллельно разрабатывались на московском ЗиЛе. Фактически модель под именем ЗиЛ-170 должна была заменить старичка ЗиЛ-130, но всю документацию передали новому мегазаводу. Это во многом и стало причиной дальнейшего краха московского предприятия, некогда самого передового в стране.

Впрочем, в столице просто не было таких площадей для широкомасштабного производства грузовиков. А в Набережных Челнах был создан, не без помощи американских компаний, завод полного цикла, производящий машины практически без сторонних подрядчиков. КамАЗ стал настоящим заводом стратегического значения, которые так любили в Советском Союзе.

И неспроста любили, надо сказать.

Еще во времена Великой Отечественной заводы с большим количеством смежников не самым лучшим образом справлялись с производством оборонной продукции. То здесь поставщик подведет, то в другом месте дефицит образуется.

Подобное, к примеру, сложилось на танковом заводе «Красное Сормово», который некоторое время вообще выпускал Т-34 с бензиновыми моторами из-за недопоставок В-2. А на Челябинском тракторном, например, такого не наблюдалось – все производители сконцентрировались в местном «Танкограде»…

Вот и для отечественной автомобильной промышленности КамАЗ стал своеобразным «Танкоградом». И вполне понятно, что армейский грузовик КамАЗ-4310, появившийся вскоре после гражданского 5320, оказался очень удобен.

Высокая унификация с мирной продукцией сделала машину экономически выгодной, а это позволило сравнительно быстро насытить армию современными грузовиками. Завод в Миассе в этой истории выступал в качестве полного антипода.

«Уралы» большую часть времени поступали исключительно в армию, а мощности предприятия зачастую не хватало для удовлетворения нужд военных. В Миассе не было своего моторного производства, немалая часть компонентов поступала с других предприятий. Как только «Урал» перевели на дизель, он вообще попал в зависимость от конкурента из Набережных Челнов.

Кстати, в конце 70-х годов была попытка построить «Уралу» новую кабину в рамках проекта «Суша». В качестве основы заводчане взяли камазовский аналог и пристыковали собственный моторный отсек. Но никто делиться с конкурентами кабиной не горел желанием, и «Суша» так и осталась мелкосерийной техникой.


Аналогичный подрыв азербайджанского КамАЗа в Нагорном Карабахе. Источник: vk.com

Камазовская техника, безусловно, нужна российской армии. Но практика применения её чуть ли не на переднем крае обороны нередко кончается трагедиями, аналогичными 9 сентября в Сирии. К тому же налицо нежелание заводчан перерабатывать конструкцию грузовика 45-летней давности. Капотные варианты КамАЗов разрабатывает пока только упоминаемая ранее фирма «Астейс», но большая часть техники уходит Росгвардии. На минувшем форуме «Армия-2021» из Набережных Челнов вновь привезли новую вариацию «Мустанг-М» от Ремдизеля («боевое» подразделение КамАЗа) с бронированной кабиной.

О том, какие у машины противоминные свойства, разработчики не распространяются.


Пример – подрыв украинского «Урала» на противотанковой мине. Отличия от камазовской картины заметны. Источник: twing.com

Впрочем, и КамАЗы и «Уралы» – это всего лишь военная техника, которая сама себя на мины не поведет. Возникают вопросы к организации той самой «рекогносцировки», в ходе которой и погиб офицер.

Почему в колонне оказался слабозащищенный от СВУ КамАЗ?

Наверняка в числе машин были и тяжелые «Тайфуны», и БТР, но, как известно, боевая эффективность подразделения определяется по самому слабому звену. Таким оказался КамАЗ подполковника Алексея Шнайдера.
131 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -11
    15 сентября 2021 18:10
    Все дело в деньгах........и откатах hi
    1. +4
      15 сентября 2021 18:18
      Совсем больной, какие в Сирии деньги и откаты??? fool
      1. +25
        15 сентября 2021 18:19
        В производстве капотной и бескапотной...Кто протолкнул...у того и деньги...
        1. +31
          15 сентября 2021 18:21
          В производстве нужны разные машины, а вот их использование не надо поручать баранам.
          1. +2
            15 сентября 2021 18:24
            В производстве Да... а в армии должны быть те, которые могут спасти того кто на них передвигается...И на передовой... и в тылу...
            1. +38
              15 сентября 2021 23:58
              В точку!
              Невозможно на войне разделить грузовики первой линии, грузовиеи тыла..
              Кто вам позволит!
              Кончились, к примеру, снаряды, и что, я не повезу капота нет!?
              А остальных грузовиков нет, выбили..
              Каждый должен быть защищен по возможности, какой вопрос денег?
              За каждым "капотом" жизнь!
              Жизнь, вполне возможно, " дорогостоящего" профессионала!
              Ну, если уж цинично, хотя бы!
            2. -3
              17 сентября 2021 11:23
              Цитата: SaLaR
              В производстве Да... а в армии должны быть те, которые могут спасти того кто на них передвигается...И на передовой... и в тылу...

              Все дело в деньгах........и откатах

              И при чем тут откаты? Лишь бы влить свою порцию причитаний на тему- всёпропало! всёукрали!
        2. +22
          15 сентября 2021 19:06
          Цитата: SaLaR
          В производстве капотной и бескапотной...Кто протолкнул...у того и деньги...

          Это не так, потому что вопрос приоритета КАМАЗов или Уралов возник еще перед развалом СССР, потому что уже тогда по мнению специалистов ГАБТУ нельзя было автомобильную боевую технику переводить на бескапотную схему, а в основном использовать её в тех частях, которые участвуют в обеспечении. Я всех тонкостей уже не помню, да и косвенно знаю этот вопрос, но опытные военные автомобилисты были не в восторге от самих КАМАЗов, хотя бы с точки зрения ремонтопригодности в полевых условиях. Решающим, как я понял, явилось массовое производство КАМАЗов и дизельное топливо, так что вопрос в экономике, а не в том, что кто-то лоббировал интересы Набережных Челнов.
          1. -11
            15 сентября 2021 19:09
            А сейчас кто мешает производить капотники...СССР нету....НИКТО КАМАЗ не лоббирует....
            1. +21
              15 сентября 2021 19:33
              "Да ладно?!"(С)
              Никто не лоббирует?
              Возможности лоббирования и прочие несоизмеримы у КамАЗа и УралАЗа.
              Столько, сколько может откатить камаз, уралаз даже не видел.
              1. +1
                15 сентября 2021 19:36
                КонеШно НЕТ...побойтесь Бога...НИКАКОЙ КОРУПЦИИ bully
            2. +8
              17 сентября 2021 09:29
              Сначала проедете километров....на горных серпантинах в капотнике и в безкапотнике, а потом будете свое экспердическое мнение выссказывать. Когда узкие и крутые повороты. Рос 56 все правильно написал - машины нужны разные.
            3. 0
              21 сентября 2021 13:10
              недавно камазу из бюджета 1 млрд.р.подогнали, новость от 26 августа 21 а он у нас на минуточку Avtoinvest Limited 23,54 %,Daimler AG 15 %, Прочие юридические и физические лица-11,56 %, итого 50,1 % принадлежит непонятно кому!!!! иностранцам, мои налоги отправляют иностранцам!!!!!!
      2. 0
        17 сентября 2021 11:13
        Откаты не в Сирии, а в России. Забросив модуль в кузов, оставили солдатика и сопровождающего с голым задом..
      3. -1
        17 сентября 2021 12:31
        Откаты заводу и всем промежуточным прокладкам по линии заказчик-изготовитель
    2. +17
      15 сентября 2021 19:15
      Все дело в деньгах........и откатах

      Просто съэкономили и поставили Камаз ,который бронирован от стрелкового оружия . А днище кабины как было не бронировано так и осталось . Вообще , эти откудывающиеся кабины бескапотных грузовиков достаточно сложно бронировать ,по сравнению с неподвижной капотной кабиной .
      Смысл бескапотной кабины - в большем полезном объёме ,который имеет грузовик при заданной длине машины. В военной сфере это качество не так принципиально , как в гражданской . Это скажем для Панциря принципиально наличие бескапотной кабины из-за ограниченности платформы , для перевозки солдат максимальная вместимость не принципиальна ,тут больше важна защищённость ,поэтому целесообразней капотная версия.
      Если провести аналогию с танками, где три наиважнейших хар-ки танка - вооружение,бронирование,мобильность можно представить сторонами треугольника ,и по их длине можно характеризовать танк - в идеале треугольник должен быть равносторонний ,без выпячивания какой-то одной вершины ,т.е вооружение,бронирование,мобильность должны быть сбалансированны ,как например в Т-34-85 .
      Для военного грузовика этими 3 сторонами будет безопасность,стоимость,масса/объём перевозимого груза . Очевидно ,что у Камаза основной перекос одной вершины треугольника будет в очень низкую стоимость ,в ущерб безопасности .
      1. 0
        17 сентября 2021 22:03
        Насколько я понял у бескапотной проходимость лучше по холмистой местности. Она въедет на холм там, где другая будет носом землю скрести.
    3. +7
      16 сентября 2021 07:27
      Цитата: SaLaR
      Все дело в деньгах........и откатах

      Да, да...конечно, Навального на них нет...
      А больше ничего в голову не приходит? Группа ГАЗ умеет "откатывать" не хуже, но тем не менее Уралами войска она "завалить" не смогла. Может дело в том, что производственные возможности у этих фирм, по выпуску таких машин различны. А в армии надо было срочно менять имеющиеся автопарк. Бензиновые авто заменяли дизелями и все это в пять лет
      Подобное, к примеру, сложилось на танковом заводе «Красное Сормово», который некоторое время вообще выпускал Т-34 с бензиновыми моторами из-за недопоставок В-2. А на Челябинском тракторном, например, такого не наблюдалось – все производители сконцентрировались в местном «Танкограде»…
      Не самый лучший пример... Пока налаживался выпуск нужного количества двигателей В-2, "Танкоград" вполне выпускал танки КВ с бензиновыми двигателями М-17
    4. +8
      16 сентября 2021 09:39
      Давно пора людей перевозить на МРАП...они для этого и придуманы....Они есть и Камаз и Урал и разных компоновках. А в Сирии мы видим Тигры и максимум грузовики с бронированными кабинами старого образца.....Один МРАП Тайфун - К мелькал в кадрах....Зачм все эти Тайфуны поставлять в Таманскую дивизию, а не САР...причем много там не на надо....
    5. +1
      18 сентября 2021 14:58
      Всё верно! Там где деньги там и откаты! hi
  2. +30
    15 сентября 2021 18:11
    Почему в колонне оказался слабозащищенный от СВУ КамАЗ?


    Американцы вот совсем недавно активно импровизировали. В итоге очень часто несмотря на тральщики, смешанный состав колоны, подрывали именно самую незащищенную цель (какой Хамви или армейский грузовик). Решили только полным переводом колон на взрывозащищенную технику, а то что нельзя - проводили с полноценной инженерной разведкой и дополнительным обеспечением (когда маршрут несколько дней отрабатывался БПЛА 24/7).

    Также активное применение взрывозащищенной техники вынудило бабахов существенно увеличивать объемы закладок. А это не только меньше фугасов при конечном количестве вещества, но и кратно больший шанс засыпаться на этапе упаковки-выдвижения-закладки.
    1. +1
      18 сентября 2021 12:37
      Никакая броня не поможет, если закладка большая. Помнится еще в Иракских роликах 4-5 тонные в полной аммуниции Хамви подрывались на закладке. Да так, что на метр-другой подбрасывало.
  3. +33
    15 сентября 2021 18:15
    Ну да, КамАЗы и ГАЗ-66 - бескапотные, "Уралы", ЗИЛ-131 - капотные. Еще в афганскую войну стало ясно, что КамАЗы более уязвимы для мин - сколько парней лишилось ног. Видимо, в армии нужны и те и другие, просто использовать их нужно в разных ситуациях. Значит, недоработка командования.
    1. +6
      15 сентября 2021 18:20
      Ну да

      В локальном конфликте нужны мино-защищенные автомобили, тут отсутствием/наличием капота не обойтись, в конфликте высокой интенсивности никто не будет заморачиваться, закладывать СВУ вручную, скорее будут минировать дистанционно противоднищевыми минами с магнитным датчиком цели.
    2. 0
      15 сентября 2021 18:41
      Верно, все равно что картошку в туфлях копать.
      1. -5
        16 сентября 2021 01:15
        ЗиЛ 157...идеальная машина.
    3. +5
      16 сентября 2021 11:51
      Еще в афганскую войну стало ясно, что КамАЗы более уязвимы для мин - сколько парней лишилось ног.

      Наглухо подрывались... И на ГАЗ-66 та же история. А на Уралах и ЗиЛах могли отделаться контузией.
  4. +25
    15 сентября 2021 18:19
    Но практика применения её чуть ли не на переднем крае обороны

    А в Сирии куда не плюнь - везде передний край обороны.. В такие места гражданские и полу гражданские автомобили вообще пускать нельзя. В том числе и подобные КАМАЗы..
    1. -2
      16 сентября 2021 00:01
      Плюс 3 раза..
  5. -5
    15 сентября 2021 18:26
    Если бронированную кабину так разворотило то я боюсь урал был бы в таком же состоянии.
  6. -6
    15 сентября 2021 18:33
    Очередная заказная статья направленная на засирание мозгов , в самой статье написано
    Ключевым недостатком КамАЗа, попавшего на фугас в Сирии, была бескапотная компоновка

    а выше перед этим сам же автор написал
    Надо отметить, что военная полиция использовала бронированную модификацию грузовика КАМАЗ-5350-379.

    В чём подвох? А подвох в том что автор засирает мозги читателю делая тождественными понятия "броне-грузовик" и "MRAP-грузовик", а это разные понятия, и разные машины.

    Вообще единственно чем лучше копотники(при едином полном общем знаменателе) это тем что у них "нижняя граница летальной скорости движения выше", но всё это фигня, так как зависит от миллиона факторов, читай от везения, и это везение легко контрится или чуть большим навесом ВВ, или размещением 2\3\N СВУ вокруг датчика подрыва или смещения СВУ относительно датчика подрыва, дабы СВУ в момент подрыва был под машиной, ну или как и большинство СВУ за счёт ручного управления подрывом.
    1. +10
      15 сентября 2021 18:39
      В чём подвох? А подвох в том что автор засирает мозги читателю делая тождественными понятия "броне-грузовик" и "MRAP-грузовик", а это разные понятия, и разные машины.

      Можно точнее указать, где я отождествляю MRAP и КамАЗ с бронекабиной?
      но всё это фигня, так как зависит от миллиона факторов, читай от везения,

      С таким подходом можно и пешочком прогуляться, раз все зависит от везения
      1. +2
        15 сентября 2021 21:47
        Однако в комментарии Сергея здравое зерно присутствует:
        Цитата: Евгений Федоров
        смещение СВУ относительно датчика подрыва, дабы СВУ в момент подрыва был под машиной

        hi
      2. +4
        15 сентября 2021 21:51
        Бескапотники экономически выгоднее,да, но лично ящитаю, что пусть армейские грузовики будут прожорливыми, сложнее в эксплуатации, но главное - чтобы они сохраняли жизни, ибо именно люди теперь стали главным стратегическим ресурсом. И да, на 1-2 линии должны работать только капотники.
        1. +1
          15 сентября 2021 22:10
          Бескапотная компоновка КАМАЗов связана с соблюдением европейских норм на длину автопоезда и ничего более.
          1. +6
            15 сентября 2021 22:30
            Полнейшая херня. Военная техника вне этого.
            Или, по вашему, и российские танки проектируют под требования Евросоюза?
            И да, военные и гражданские версии грузовиков - две большие разницы.
        2. 0
          16 сентября 2021 09:39
          Они выгоднее для гражданских целей.....военным пофиг
      3. +1
        16 сентября 2021 00:16
        Цитата: Евгений Федоров
        В чём подвох? А подвох в том что автор засирает мозги читателю делая тождественными понятия "броне-грузовик" и "MRAP-грузовик", а это разные понятия, и разные машины.

        Можно точнее указать, где я отождествляю MRAP и КамАЗ с бронекабиной?

        Встречная просьба можно поточнее где я писал про броне-кабину? я писал не о кабинах, а о видах техники, в частности "вид техники защищённый от пуль" и "вид техники защищённый от пуль и мин", и первому виду техники вы вменяете претензию что он не защищён от мин. А позже, вы, как и многие до вас, начинаете словоблудие на тему "спасительной капотной схемы", на что я привел примеры где, как и почему она(капотка) не спасает от мин\СВУ.
  7. +13
    15 сентября 2021 18:39
    Американский ИРД в Афганистане - "Хаски" с георадаром, за ним МРАП с колейным минным тралом, потом "Буффало" со стрелой-манипулятором для раскалывания и извлечения СВУ, и роботом-сапером, за ним МРАП с пехотой для огневого прикрытия, замыкает мини-колонну колесный тягач для эвакуации поврежденной техники.
  8. +8
    15 сентября 2021 18:47
    Цитата: Ros 56
    В производстве нужны разные машины, а вот их использование не надо поручать баранам.


    А лучше вообще прекратить "выпуск" баранов.
    Анекдот - в пищевом институте преподаватель просит студента пояснить
    технологию выпуска колбасы
    ...... - Ну........стоит станок.....с одной стороны.... вставляют барана.......
    .......а с другой вынимают палку.....колбасы...
    - Гм......и сколько Вам лет? - 17-ть.
    - Так вот, юноша, 18 лет назад, видимо вышло наоборот-
    сначала вставили палку, а потом вынули барана!
  9. +10
    15 сентября 2021 18:47
    Если захотят взорвать, то взорвут - хоть капотный, хоть бескапотный. Секундная задержка взрывателя это сущий пустяк. Есть еще очень много способов решения этой задачи... но не будем об этом (интересно, а подписка данная в СССР действует в наше время?). Дело в том, что основная задача противотанковой мины как таковой вывести из строя технику, остальное вторично.
    1. -9
      15 сентября 2021 18:55
      Цитата: Сергей Аверченков
      Дело в том, что основная задача противотанковой мины как таковой вывести из строя технику, остальное вторично.

      Вы наверное в армии ефрейтором служили?
      1. +8
        15 сентября 2021 18:56
        Рядовой , чистые погоны - чистая совесть.
        1. -5
          15 сентября 2021 19:03
          Цитата: Сергей Аверченков
          Рядовой , чистые погоны - чистая совесть.

          Тоже неплохо. И для окружающих не так опасно как на командных должностях. Всё же у противотанковой мины может быть несколько более широкий круг задач.
          1. +7
            15 сентября 2021 19:29
            А вы по образованию военный? Судя по вашей категоричности - да. :) Про более широкий круг... я могу сделать из вв много вещей, могу сделать из вещей вв. У меня советское образование - согласитесь это достоинство. Вы, если вы военный умеете применять, я умею создавать и применять. Хотите самогон из аммонита сделаю? :)
            1. Комментарий был удален.
    2. +36
      15 сентября 2021 19:02
      Цитата: Сергей Аверченков
      а подписка данная в СССР действует в наше время?)

      Если государство СССР было Вам должно-то нет.
      А если Вы должны государству-то да. laughing
      1. +17
        15 сентября 2021 19:29
        Я должен СССР по жизни.
        1. +21
          15 сентября 2021 19:43
          Цитата: Сергей Аверченков
          Я должен СССР по жизни.

          Аналогично. Эта, как некоторые ее называют, "тюрьма народов" дала мне все-спокойное детство, образование, профессию, жизненные ориентиры.
    3. +1
      15 сентября 2021 19:31
      интересно, а подписка данная в СССР действует в наше время?

      Смотря чем подписывали. Если кровью подписывали, то действует точно, а если простыми чернилами, то надо выяснять.
      1. +7
        15 сентября 2021 19:59
        Авторучкой, где ж мне столько крови взять?.. Взрывное дело, топокарты, объективный контроль, запасы (геология) - везде подписки, но после топокарт почему-то не проверяли - просто бумажку подмахивал.
        1. +7
          15 сентября 2021 20:11
          Во времена СССР эти подписки и секретность достигли уровня маразма. Мне половину отчета по производственной практике первый отдел закрасил тушью. Отчет был переписан из общедоступной книги "Основы металлургии", но старпер из первого отдела даже не захотел меня слушать, показав инструкцию, согласно которой половина того что я переписал из книги - "секретно".
          1. +4
            15 сентября 2021 20:27
            Конечно были перегибы в СССР, а где их нет? На счет металлургии, я не особо... не знаю, хотя книгу такую по моему видел, может даже просматривал... скорее - да. Только сейчас начинаю вспоминать - на технологии и технике буровзрывных работ проходили сплавы для буровых штанг, твердосплавные коронки и т.д. Может тогда? Не уверен.
            Но а у меня все по было по правилам - вв это понятно - само собой, топокарты это карты на которых отмечено всё, объективный контроль это черный ящик, фоторазведка и многое другое (тоже само собой), ну и запасы - вы не найдете нигде данные по запасам МПИ во времена СССР - что-то было ДСП, что-то вообще секретно.
            1. +9
              15 сентября 2021 20:31
              Ага, только все это "ДСП" и "секретно" было секретно только в СССР. Мы в фильмотеке штаба округа брали американские и немецкие документальные фильмы о советской военной технике. А у нас вся документация по ней была "секретная".
              1. +3
                15 сентября 2021 20:47
                Не знаю... помоему лучше пребз... чем недобз... Что будет если я начну вываливать прямо здесь всё то чему меня учили? Посадят или объявят террористом и опять же посадят? А если начну вываливать на сайте любителей кошек США? Думаю они меня заблокируют и внесут в какой ни будь список... хотя я не против, это даже почетно :)
                1. +1
                  15 сентября 2021 21:03
                  Что будет если я начну вываливать прямо здесь всё то чему меня учили?

                  Вообще никому ничего не будет. Даже внимание никто не обратит. Потому как все Ваши знания давно не секретные.
                  Но если Вам для поддержания ЧВС надо чувствовать себя хранителем секретов - ради бога.
                  1. +6
                    15 сентября 2021 21:13
                    Я даже рад. Наверное всё устарело. Но из осторожности не буду на счет вв... Хотя... вы даже не представляете себе как это просто (никакой селитры, как многие думают) - солярка с опилками, плюс... пусть додумывает каждый, но нормальные школьники должны догадаться или знать. :) Подписки были на 15 лет, прошло 30.
                    1. +4
                      15 сентября 2021 21:19
                      Это все сегодня можно свободно найти в интернете. По АСДТ даже статья в Википедии есть.
                      1. +3
                        15 сентября 2021 21:30
                        Я же сказал - никакой селитры. Знаете в чем достоинство советской системы образования? В фундаментальных основах - вам дают знания с самого начала до последних разработок, а если заинтересуетесь можете сами провести исследования по вашим задумкам. Я делал исследования на микротвердость - не подтвердилось, но это тоже результат. :)
                      2. +4
                        15 сентября 2021 21:35
                        Это я в качестве примера привел, что в сети есть свободно. http://chemistry-chemists.com/N2_2013/ChemistryAndChemists_2_2013-P15-1.html
                      3. +2
                        15 сентября 2021 21:39
                        Вы от куда? Ресурс заблокирован. Ставить другой браузер мне не охота сейчас - что суетится-то? Так вы откуда?
                      4. +5
                        15 сентября 2021 22:30
                        Что значит откуда? Я не Мефистофель, не "оттуда". Можете экран сбрызнуть для проверки святой водой.
                      5. -3
                        16 сентября 2021 05:37
                        При чем здесь Мефистофель? Прямой вопрос - прямой ответ. Что заюлили-то? Знаете... а вы попрыгайте, а я посмотрю - вдруг у вас это профессионально получится... Тогда вопрос отпадет сам собой.
                        Мефистофель... это ж надо... вот замахнулись-то... мания величия?
                      6. +2
                        16 сентября 2021 06:39
                        До определенного момента Вы производили впечатление практически нормального человека. Но не долго.
                        Всего доброго.
                      7. +1
                        16 сентября 2021 08:21
                        Цитата: Undecim
                        До определенного момента Вы производили впечатление практически нормального человека.

                        Сейчас у балаболов в сети появилась новая "отмазка". Государство немного закрутило гайки и они, под это дело, все свое незнание темы начали прикрывать секретностью. Типа они спецы 80-ого лвл но не могут рассказать подробности потому что боятся что их посадят. Очень удобно для балаболов и мошенников. Мошенник паразитирующий на теме мало что в не понимает иначе бы он работал по теме а не мошенничал.
                        Вот вы одного балабола и раскусили сейчас.
                        Только мое мнение дело тут не в его ЧСВ, это кремлебот, провал в Сирии пытается прикрыть
                      8. +2
                        16 сентября 2021 11:11
                        Определение нормальности пожалуйста, если вас не затруднит. Т.е. вы считаете себя нормальным, а всех кто не подходит под вашу категорию ненормальным? Хм... Будьте лучше Мефистофелем. :)
                        И вам всего доброго.
                    2. +3
                      16 сентября 2021 00:17
                      Я даже рад. Наверное всё устарело. Но из осторожности не буду


                      И правильно... лучше помолчите .Поверьте - иногда противнику важней знать, с кем когда-то лет двадцать назад спала жена замполита, чем ТТХ ракет и самолётов. Всё , что пишут про "засилье секретчиков " в СССР - ерунда . Это была очень грамотно организованная структура. Настоящей работе она не мешала , а праздное любопытство одёргивала .
                      1. +1
                        16 сентября 2021 14:36
                        ерунда . Это была очень грамотно организованная структура

                        Ну так расскажите, в чем "грамотность" засекречивания информации, которая УЖЕ находится в источниках в свободном доступе в странах военного блока НАТО и в Китае?
                        "Теоретически-потенциальные противники" эту информацию УЖЕ в таком случае знают.
                        То есть "уберечь секреты от потенциального противника" в таких случаях секретность уже бессильна. А вот сломать навсегда жизнь свои же, по неосторожности "разгласившим секретную информацию"... взятую из открытых источников и не имея притом ни малейшего понятия о том, что там есть какая-то секретность такой подход, увы, очень даже может.
              2. +2
                16 сентября 2021 14:16
                Цитата: Undecim
                Ага, только все это "ДСП" и "секретно" было секретно только в СССР. Мы в фильмотеке штаба округа брали американские и немецкие документальные фильмы о советской военной технике.

                Хе-хе-хе... Вы ещё вспомните, как у нас грифовали западные справочники по боевой технике - именно из-за наличия в них сведений о технике СССР и ОВД.
                Вот зачем у нас ставили ДСП на общедоступном на Западе "Джейне"? Какую секретную информацию о советской технике мог узнать из него вражеский шпион? smile
                1. +1
                  16 сентября 2021 17:40
                  Часто "ДСП" и "Секретно" ставили чтобы банально не украли.
                  1. 0
                    16 сентября 2021 17:44
                    Цитата: lomax77
                    Часто "ДСП" и "Секретно" ставили чтобы банально не украли.

                    Раньше была ещё одна причина - "чтобы на самокрутки не пустили". smile
                    С другой стороны, доверия к "секретным" данным было больше:
                    ПРОСКУРОВ. Всем не секрет, что если на бумаге написано "секретно", то прочитают, а если простое издание, то говорят это чепуха. (Смех). Я убежден, что большие начальники так относятся к этому.
                    © Совещание при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий против Финляндии.
      2. -1
        17 сентября 2021 16:50
        Подписка в армии называется присягой. Во всем мире у нормальные люди говорят: "Присяга дается один раз в жизни". А уж чем подписывали-вторично.
    4. +5
      16 сентября 2021 06:14
      Цитата: Сергей Аверченков
      Если захотят взорвать, то взорвут - хоть капотный, хоть бескапотный.

      Защитить экипаж автомобиля бескапотной схемы в "противоминном" исполнении намного сложнее, как технологически , и как следствие экономически.
      KAMAЗ «Taйфун», пpeзeнтoвaнный зaвoдoм c Haбepeжныx Чeлнoв в 2011 гoду.(КамАЗ-63968 или «Тайфун-К»)

      Урал-63099 «Тайфун-У»
      - Первые прототипы машин начали испытываться в начале лета 2011 года на полигоне в Бронницах. Тогда, в Бронницах, было объявлено, что Тайфун — перспективное семейство высокозащищенных бронеавтомобилей. Исполнители — упомянутые КАМАЗ и автозавод Урал, срок завершения проекта — 2014 год.


      "Тайфун-У" ("Урал"-6309) - Стоимость: 38 млн рублей.
      «Тайфун-К» (КамАЗ-63968 ) Стоимость: 48 млн рублей
      Стоимость в ценах 2014 года crying
      1. +6
        16 сентября 2021 09:42
        Просто эти машины должны ездить в Сирии, а не в Таманской дивизии на параде. Вместо и БТР-82 и бронеКамазов и Уралов. Пусть даже на импортных агрегатах, если своих нет. Массово они там не нужны.
      2. +2
        16 сентября 2021 15:58
        на 14 год оба тайфуна что камаз что урал имели по 2 версии - с защитой от 14.5 и 8 кг тротилла и с защитой от 7.62 и 6 кг тротилла. Вы цены на какие версии приводите?
        1. +1
          16 сентября 2021 17:26
          Цитата: Katanikotael
          Вы цены на какие версии приводите?

          Если не изменяет память, пониженная бронестойкость (ради снижения массы и удешевления) сделана на одной из моделей Тайфуна-К.

          Модульный бронеавтомобиль Урал-63095 «Тайфун»
          Капотный многофункциональный модульный автомобиль. Обитаемое отделение разделяется на трехместную кабину и не сообщающийся с ней пассажирский модуль. Может перевозить в модуле до 16 человек в полной экипировке. Спешивание десанта осуществляется через дверь.
          Однообъемный автомобиль Урал-63099 «Тайфун»
          Капотный многофункциональный однообъёмный автомобиль для перевозки личного состава. Имеет единое обитаемое отделение. Помимо трех мест в кабине может перевозить до 12 человек. Спешивание десанта осуществляется через дверь.
          Урал-63095У Класс защиты: всеракурсная от 14,5-мм бронебойных пуль, до 8 кг взрывчатки под днищем
          Можем назвать и цену, не раскрывая государственных тайн: по официальной информации, размещенной еще в прош­лом году на сайте Рособоронэкспорта, 30 Тайфунов-У — таких же, как на наших фотографиях, трехосных — обойдутся государству в 1 млрд 74 млн рублей. То есть цена одной машины — 35 млн 800 тысяч рублей, или же 730 тысяч евро.
          И это полностью сравнимо с зарубежными образцами: американские MRAP категории II (c колесной формулой 6х6) стоили примерно по миллиону долларов, а это те же 730 тысяч евро. Кстати, по неофициальной информации, которую мы уже публиковали, камазовские дороже — около миллиона евро...
          ( Грузовики и автобусы | АР №10 2014)
          по информации сайта рособоронпоставка.рф, должно было быть выпущено 30 единиц данной техники, общая стоимость партии составит 1 млрд. 74 млн. рублей.
          (topwar 2 октября 2013)
          1. +1
            16 сентября 2021 18:54
            Планируется, что "Тайфун-У" будет защищен по 6а классу ГОСТ, что предполагает устойчивость к бронебойной пуле Б-32 калибра 7,62 мм, выпущенной в упор из снайперской винтовки СВД.
            https://tass.ru/armiya-i-opk/2047906
            1. +1
              16 сентября 2021 19:28
              Тут разве разберёшься... crying
              Броня КАМАЗ-63968 Тайфун-К
              — Комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. В том числе и бронестекло толщиной 128,5—129,0 мм


              КамАЗ-63968 оснащен бронёй третьей степени по стандарту НАТО, она предоставляет защиту от бронебойно-воспламеняемых патронов винтовки калибра 7.62. Кроме того, бронированный Тайфун оберегает десант от осколков пушечных выстрелов.
              КамАЗ Тайфун оборудован клинообразным антиминным шасси, служащим для отвода взрывной волны от зоны размещения экипажа. В ходе недавних тестов, грузовик испытывали взрывом 6 кг тротила под колёсами и под дном бронекорпуса. При каждом из опытов Тайфун получал ущерб, но не дал взрывчатке причинить вред «солдатам». Манекены, сидящие в кабине, несмотря на бескапотную структуру, не пострадали.


              Обе цитаты и фото взяты с сайта "Спецмаш" ( foksevmash.ru ) , статья: «Тайфун-У» — армейский грузовик для российской армии
  10. +12
    15 сентября 2021 19:15
    Да колонну нужно составлять правильно. И соблюдать регламент и инструкции по проводке колонн. А не печалиться по поводу капотной/бескапотной техники.
    1. +1
      17 сентября 2021 16:57
      Кстати, подорвавшийся КаМАЗ шел не по дороге, то есть, был НЕ в колонне.Это хорошо видно на всех фото.
  11. +4
    15 сентября 2021 19:47
    Интересно, что за кабиной КамАЗа на фотографии хорошо различим комплекс РЭБ для подавления каналов радио управления подрывом минно-взрывных устройств.
  12. +4
    15 сентября 2021 20:00
    Защита от мин у Камаза оказалась слабая, или не тот грузовик ехал..
    С капотом или без, грузовики всегда будут подрываться на минах.
  13. 0
    15 сентября 2021 20:07
    Но это машина совсем иного класса, назначения и стоимости.
    Не дорожи жизни.
  14. +8
    15 сентября 2021 20:28
    Все время обсуждение вертится вокруг капотный\безкапотный. Да какая разница! Взрыватели по разному настроены, полсекунды разницы и у Урала рванет под кабиной. Да если и под колесом, оторванные ноги тоже слабое утешение..

    Нужно четко различать, имеет машина противоминную защиту или нет. И опять же не каждая машина такую защиту иметь будет, а значит надо так же четко понимать в каких районах допустимо использовать машины с минимальной защитой а где только хардкор, все по максимуму..
  15. 0
    15 сентября 2021 20:54
    Капотная, бескапотная... Тралл нужен для автотехники, тогда можно и бескапотную использовать.
  16. +3
    15 сентября 2021 21:00
    Сама практика использования в армии грузовиков на шасси из народного хозяйства порочна. Грузовик должен быть специальным, военным. Примером хорошей конструкции, пригодной для военных целей, может служить ЗИЛ-4972, по подобной схеме выполнено и шасси французского разведывательного броневика EBRC "Jaguar". Такая трехосная конструкция дает проходимость не хуже чем у четырехосного БТРа. Подобная схема, конечно будет раза в полтора дороже обычного грузовика, но обладает неоспоримыми преимуществами как платформа для военных целей.
    1. +3
      15 сентября 2021 21:38
      ЗИЛ 4972 с краном.
      1. +1
        16 сентября 2021 09:43
        Такой и Камаз есть 6х6 под заказ выпускают для всяких МЧС и нефтяников.
        1. +1
          16 сентября 2021 09:48
          А какой модели? У этого ЗИЛа ещё и задняя ось с подруливанием.
          1. +3
            16 сентября 2021 09:50
            https://www.youtube.com/watch?v=LI2JhXBcUS0


            У КАМАЗ так же все , но на родных мостах и колесах....и дизель Камминс....Камаз мнного интересного показывает , еть еще версии 4х4 и 6х6 с полностью независимой подвеской они легче на пару тонн...
            1. +1
              16 сентября 2021 10:00
              Посмотрел по фотографиям на КАМАЗ-63968 Тайфун-К, подруливание есть на средней оси. Тоже хорошее решение. Обидно, что подобные трехосные схемы пока не стали массовыми.
              1. +3
                16 сентября 2021 10:02
                Тайфун -У проще и все тоже самое......Могли бы напрячься и поставить в САР штук 20-30 ....
                1. 0
                  16 сентября 2021 11:01
                  Посмотрел видео с КАМАЗовским вездеходом МПЗ. Как раз то, что нужно. Но для армии неплохо бы ещё доработать кабину в сторону бронирования и подвесного исполнения.
                  1. +2
                    16 сентября 2021 11:27
                    Плюс-минус -----Тайфун-К и получится.....там оси с учетом веса бронировани перераспределили. А тут простой Камаз. Если Зил или Урал в виде МРАП построить с такой колесной схемой, получится тоже самое. Посмотрите про это видео:
                    про переход от БТР-152 к БТР-60:

                    https://www.youtube.com/watch?v=XVmz6cB-_hQ

                    https://www.youtube.com/watch?v=br_ElkVNfp8


                    Мотор назад поставили не просто так.
  17. 0
    15 сентября 2021 21:05
    Очень полезная статья.
    Спасибо.
  18. +2
    15 сентября 2021 21:21
    На втором и третьем фото в статье видно, что машина двигалась по накатанной колее на грунтовке. Судя по результату - без инженерной разведки. Вокруг ровная степь, дешевле, в данном случае, было бы ехать параллельно или вообще напрямую, но видать водительская психология подвела - раз кто-то проехал, то и я проеду.
    1. +6
      15 сентября 2021 21:35
      Если минировали грамотно, то колея не имеет значения. А вот на счет инженерной разведки, вас поддержу - верно. И как было отмечено выше - грамотное составление колоны.
      1. +1
        16 сентября 2021 09:44
        Мины и фугасы будут всегда.....в горячих точках должна быть техника с современной защитой...а не то, что по факту еще ездило в Афганистане.
  19. +1
    15 сентября 2021 21:29
    Кто может немного ясности внести в такой момент: на четвертом фото четко видно, что подорвавшийся КАМАЗ стоит на приличном расстоянии от дороги. Почему он съехал с нее и с какой целью?
    1. 0
      15 сентября 2021 23:12
      на втором и третьем снимке видно, что это параллельная ветка дороги
  20. Комментарий был удален.
    1. +7
      15 сентября 2021 22:03
      Вопросы не про смерть, а про загубленную жизнь.
      Сталин говорил - "любая проблема имеет ФИО".
      Вот и хотят люди знать, кто гражданский транспорт, пусть
      и с утолщенными стеклышками, пустил на войну.
      А Камаз (мое мнение) как был гражданским автотранспортом,
      так им и остался. Хоть в зеленый цвет его покрась, хоть в камуфляж.
  21. Kaw
    +2
    15 сентября 2021 22:09
    Кстати, в конце 70-х годов была попытка построить «Уралу» новую кабину в рамках проекта «Суша».

    Судя по всему на Урале всётаки решили доделать эту "Сушу" уже в постсоветское время, только кабину взяли уже от газели.
    1. Kaw
      +2
      15 сентября 2021 22:09
      Проект Суша
    2. +1
      16 сентября 2021 09:45
      УРАЛ изначально 80% заказов отправлял в Армию.....теперь пытается выходить на гражданский рынок.
  22. +4
    15 сентября 2021 23:43
    Любопытная но неоднозначная статья , что очевидно всем , кто хоть мало мальски дружит с логикой.
    Капотный , бескапотный ..да не в этом дело ,ведь любой грузовик уязвим перед миной , фугасом, РПГ или атакой с воздуха , от всего невозможно защититься!! Но автор делает упор именно на подрывах , точнее на срабатывании под передним мостом ,забывая про остальные факты и вот тут уже возникают вопросы.
    Если грузовик слаб конструкционно именно в отношении такого подрыва но имеет ряд других преимуществ , например в производстве , обслуживании и т.д. то есть резон всё равно использовать подобную технику , невзирая ни на что.Мины и фугасы на дорогах встречаются не часто , старшие офицеры не часто в кабины грузовиков усаживаются .. так что ещё непонятно , что действительно нужно а что не имеет смысла производить.
    1. +5
      16 сентября 2021 10:05
      По большому счёту, вы конечно, правы. Но, если схема с вынесенной далеко вперед кабиной как на Тайфун-К или наоборот, с капотной компоновкой и отнесенной назад кабиной, помогут хотя бы на четверть снизить потери на подрывах, имеет смысл применять именно такие грузовики.
    2. +2
      16 сентября 2021 10:50
      Уязвим любой, да. Вопрос в том, КАК уязвим. Взрыв СВУ прямо под задницей и взрыв оного на метр с гаком впереди - таки очень большая разница. И чаще всего разница между жизнью и смертью.
  23. 0
    15 сентября 2021 23:48
    Ну , так КАМАЗы и Панцири возят ... Только узкая колесная база + высокий центр тяжести могут являться причинами опрокидывания ...
    1. 0
      16 сентября 2021 09:46
      Камаз много чего возит....просто надо разделять: грузовик-платформа -МРАП- БТР.......
  24. -5
    16 сентября 2021 03:33
    У нас практически вся техника только для парадов и для серьезных боевых действий не годится. А если бы у наших противников в Сирии были серьезные ВВС и бронетехника?
    1. +3
      16 сентября 2021 08:09
      Единственный плюс бескапотной компоновки это т уменьшение общей длины автомобиля , типа больше машин уместится на дороге перед светофором, остальное только минусы , поэтому военные и тем более бронированные грузовики должны быть только капотными.
      1. 0
        16 сентября 2021 10:08
        Или как на Тайфун-К с вынесенной далеко вперед кабиной.
      2. +1
        16 сентября 2021 11:01
        Далеко не единственный. Если представляете устройство автомобиля, должны сообразить. Бескапотники при прочих равных легче и экономичнее. Но хуже подходят в плане безопасности для службы на передовой.
  25. Комментарий был удален.
  26. +4
    16 сентября 2021 12:26
    У камаза сильное лобби в лице Когогина (жена тоже, она депутат ГД). А также руководители Татарстана имеют влияние на правителей РФ. И премьеры и президенты приезжают на завод и выступают перед коллективом.
  27. +2
    16 сентября 2021 12:53
    жаль полковника . царство ему небесное .
    тех кто допустил применение безкапотных камазов - самих сажать за руль головной машины и вперед. все кто служил и понимает что такое мина -понимают что камаз крайне опасен , урал гораздо безопаснее.
  28. 0
    17 сентября 2021 06:00
    Вопрос капотник бескапотник сложный... Это как дизель и бензин. У каждой машины свое назначение, полной универсальности не достичь. Смотрел Дакар где КамАЗ мастер объяснял достоинства капотной компоновки, и что такой грузовик у них есть. Но выступали опять на бескапотных.
  29. 0
    17 сентября 2021 11:11
    К сожалению, жизнь военного профессионала оценивается никак по сравнению с личной выгодой заинтересованных лиц.. Т.е. пока в стране гуляет махровая коррупция и безответственность будут погибать её сыны отстаивая интересы этой страны, вооруженные посредственно.
  30. 0
    17 сентября 2021 12:25
    Боевая эффективность подразделения определяется по самому слабому звену. Ни отнять, ни добавить
  31. 0
    17 сентября 2021 19:18
    Подполковник в "Камазе" ?(!) Вот впервые слышу. Обычно - старший машины прапорщик.
  32. +2
    18 сентября 2021 10:33
    Мой сокурсник погиб в 1993 году подорвавшись на мине у УЦ "Тарское", ехал на ГаЗ-66, водитель лишился ноги, а офицер погиб, мина стояла на обочине и объезжая колдобину правой стороной съехали с дороги. Бал бы "капотник", скорее всего остался бы жив.
  33. 0
    18 сентября 2021 17:03
    Для читающих наискосок - дело не только в нахождении колеса впереди или прямо под водителем, что действительно можно нивелировать замедлителем. ( И то - скорость может быть разная - может к замедлителю еще радар прикрутить? И не всегда СВУ делает специалист - часто это примитивное механическое устройство из подручных средств ) Самая главная проблема бескапотного грузовика - откидывающаяся кабина , не дающая полноценно забронировать низ.
  34. ada
    0
    19 сентября 2021 06:54
    Я вам добавлю к размышлению. Значительную долю в комплектовании войск техникой, как на восполнение некомплекта, так и для формирования частей и подразделений, занимает автомобильная и др. техника (бортовые, самосвалы, седельные тягачи, автокраны, экскаваторы на автомобилях, краны и др. грузоподъемная техника на пневмошасси, автоцистерны, автозаправщики, поливальные, дезинфицирующие машины, мастерские, зарядные, осветительные и т.п., хлебовозки и фургоны и т.п., автобусы, санитарные, легковые автомобили повышенной проходимости и мотоциклы, автомобильные прицепы разного рода, гусеничные и колесные тракторы с прицепами и без, тяж. прицепы, тележки и трейлеры, дорожные и инженерные машины, ... гузжевой и вьючный транспорт - всего не перечислить здесь), предназначаемая и изымаемая из экономического комплекса страны и от граждан (ранее - из народного хозяйства, как звучало?) и поверьте, что даже с учетом допускаемой замены войсковых типов и марок автомобилей гражданскими - там разнообразия компоновок хватит на любой вкус. И альтернативы этому нет. Если задачу укомплектованности ЧПГ из числа частей и соединений боевых и боевого обеспечения, штатной техникой еще можно решить силами промышленности мирного времени, то их последующие эшелоны, и части другого предназначения, видов и родов войск, а тем более остающихся на месте - только изъятием из ЭКС и обеспечением из местных ресурсов (т.е. грабить будут).
    А если ориентироваться на обеспечении потребности специфичными автомобилями для комплектования группировок в мелких вялотекуших конфликтах, то и с укомплектованностью первых эшелонов можно не справится. Чет не видно капиталистов забивающих под завязку хранилища и открытые стоянки баз хранения войсковыми типами и марками техники.
  35. 0
    19 сентября 2021 23:50
    Камазы в составе колонны еще в Афгане за его "противоминные" качества. Но массовые заказы КАМАЗов в армию пошли при товарище Толибасике Табуреткине по линии родственной за долю малую. И никакие аргументы за боевую ценность Урала, понятное дело, и услышаны быть не могли. О чем тут разговаривать, кто здравый смысл в происходящем ищет?
  36. 0
    20 сентября 2021 10:24
    от ГАЗ 66 отказались в пользу Садко, когда это было, не помните?
    а от КамАЗа в пользу Урала никак не можем? - значит есть причины совсем не в поле технических характеристик
    А ценники на Тайфуны - вас не смущают? комплектующие свои (в основном), рабочая сила - своя, а ценник исходя из "западного рынка", мы настолько богатые или всё таки - "откаты"?
    Поэтому и жизни бойцов - расходный материал
    1. 0
      20 сентября 2021 13:08
      Бескапотная схема скорее дань моде чем объективная необходимость , даже на гражданке она далеко не везде нужна,, в основном там где приходится часто пятиться задом в стесненных условиях, например самосвал на стройке или мелкий грузовик типа газели развозит товар по магазинам и конечно автобус ему лишняя длина критична , а скажем седельный тягач вполне мог бы быть капотным. и потом безкапотность ни как не увеличивает пропускную способность автодорог. Военное применение без капотной схемы ничем не обусловлено , кроме как самой моды, при этом построить бескапотный броневик в котром под кабиной все в куче и рулевые колеса с большими нишами и мост и двигатель, и бронированный пол кабины и ее броня ( плюс общая высота машины ограничена требованиями к броневикам) все вместе сильно усложняет конструкцию , ограничивает доступ для ремонта , уменьшает внутренний объем и высоту кабины и главное смещает центр тяжести машины вперед перегружая рулевые колеса..
  37. 0
    22 сентября 2021 09:36
    до армейских руководителей дураков доходит , что не только ГАЗ 66 , плох на войне !!!!!!
  38. 0
    1 октября 2021 06:40
    Как преугодать что ждёт на рокаде,это надо быть дар ясновидящего .
  39. 0
    13 октября 2021 14:48
    Камаз? Всегда Уралы были если есть угроза подрыва. Так что на лицо ошибка организации.
  40. 0
    6 декабря 2021 21:20
    КамАЗ стоит метрах в полутора от дороги...что он там забыл?? От клонился от маршрута и. ..
  41. -1
    16 декабря 2021 04:34
    Полностью согласен. КАМАЗам там явно не место.
  42. 0
    2 января 2022 14:06
    По воспоминаниям парня , воевавшего в первую чеченскую, вошли они в Бамут, их обстреляли боевики из Градов. Сгорели все машины , кроме Уралов. Грязь была такая, что Уралами таскали БМП, моторный завод на Уралазе разгромили москвичи из ЗИЛа. Потом была вторая попытка, но влез академик Макеев со своей секретностью.А потом, к счастью, сгорел завод на КАМАЗе. Сейчас ставят дизеля из Ярославля..
  43. 0
    19 января 2022 23:08
    Статья - попытка сорвать антироссийский хайп на чужой жизни и смерти!
    Ничего святого у автора!