Советский бронеавтомобиль БА-10 с 45-мм «танковой» пушкой

78
Советский бронеавтомобиль БА-10 с 45-мм «танковой» пушкой

В 1936 году, когда советский средний колёсный бронеавтомобиль БА-6 только пошёл в серию, специалисты начали задумываться о его модернизации. Нужна была более защищенная (в плане экипажа) машина, которая могла бы помогать при выполнении боевых задач на сложных участках фронта. Через год-другой конструкторами Ижорского завода был разработан другой колёсный бронеавтомобиль – БА-10.

БА-10 создавался на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА, изначально как и БА-6, но с усиленной балкой передней оси и укороченной рамой.



Производство «десяток» вели в течение весьма непродолжительного периода – с 1938 по 1941 годы. Однако их эксплуатация (а произведено БА-10 было более 3 тысяч единиц) продолжалась вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Бронемашина БА-10 оснащалась 45-мм пушкой с заводским индексом 20К, созданной на Калининском заводе в Москве. Изначально она разрабатывалась как сугубо танковая, но потом конструкторы приняли решение о вооружении ею и колёсной бронетехники.

Одним из основных недостатков БА-10, который перешёл к бронемашине «по наследству» от предыдущих версий колёсных бронемашин, было то, что она выводилась из строя при точном попадании в переднюю часть - где располагался двигатель. Поэтому в лобовых атаках применение БА-10 было чревато потерями большого числа таких бронеавтомобилей. Экипаж зачастую оставался без машины как таковой, превращаясь в пехоту посреди поля боя.

Об особенностях БА-10 рассказывается в ролике на канале Starina:

78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    16 сентября 2021 05:10
    В то время существовали БА способные ходить в "лобовые атаки"?
    Разведка, охранение и доставка донесений. Вот задачи для БА того времени! Как лёгких так и средних. К торым относился БА-10.
    1. +5
      16 сентября 2021 08:35
      Ну по сути к 41-му году не только БА, но и легкие танки уже не были способны "ходить в лобовые атаки". Развитие малокалиберной скорострельной пт-артиллерии практически низвело всю слабозащищенную технику в разряд металлолома.
      А так согласен - только вспомогательные задачи.
      1. +6
        16 сентября 2021 08:57
        Первыми "механизмами" которые стали угрозой для лёгкобронированной техники стали крупнокалиберные пулемёты. Сперва на них возложили борьбу с танками и БА. Во время боёв на р. Халхин-Гол японцы пытались расстрелять в борт башни советский БТ-7 стоявший с заглохшим двигателем. Стреляли из пулемёта калибром 13,2мм. Наверно орудие 37 или 75 мм им прикатить было неоткуда!
        Советские БА-6 в лобовую проекцию поражались японцами из 13,2мм пулемётов. БА-10 держали пули этих пулемётов!
        Самым главным минусом советских средних БА было размещение бенщобока над головой мехвода и командира машины. При пробитии горящий бензин выливался им буквально на головы!
        Из-за этого и вынесли баки на задние надколёсные крылья и закрыли бронировкой. Получили БА-10М.
      2. 0
        17 сентября 2021 17:50
        А, какая "вспомогательная" техника в наше время может ходить в атаки?
        Это германцам повезло, что в первые годы войны их противники не могли быстро организовать глубокой противотанковой обороны с хорошим зенитным прикрытием!!!
    2. -1
      16 сентября 2021 11:34
      Цитата: hohol95
      Разведка, охранение и доставка донесений.

      Зачем тогда пушку ставили, если можно было обойтись пулеметом, что было бы гораздо дешевле?
      Совершенно очевидно, что в данном случае создание этого автомобиля с пушкой было типичной ошибкой военных заказчиков, которые видимо хотели получить слишком дешевое изделие с большой огневой мощью, но война показала насколько они ошибались. Да и колесная схема для того уровня развития автомобилей, исключала их оперативное применение в снежных условиях и при осенне-весенней распутице хотя бы из-за их проходимости. К сожалению нужно признать, что этот бронеавтомобиль был ошибочным решением для наших бронетанковых войск накануне войны.
      1. +3
        16 сентября 2021 11:49
        Какой пулемёт вы хотели бы установить?
        И знакомы ли Вы с проблемами производства крупнокалиберных пулемётов в СССР в довоенный период?
        Машины семейства БА-3/6/10 были лучшим при той базе и производственных возможностях, что были в СССР.
        А 45 мм орудие сказало своё весское слово, когда советские средние БА сталкивались с итальянскими, немецкими и японскими танкетками и танками!
        1. -5
          16 сентября 2021 12:20
          Цитата: hohol95
          Какой пулемёт вы хотели бы установить?

          Да хотя бы "максим", или другой по желанию заказчика.
          Цитата: hohol95
          И знакомы ли Вы с проблемами производства крупнокалиберных пулемётов в СССР в довоенный период?

          Уж пушки точно не дешевле обходились нам в то время.
          Цитата: hohol95
          Машины семейства БА-3/6/10 были лучшим при той базе и производственных возможностях, что были в СССР.

          Это не доказательство их оперативных преимуществ на поле боя, да еще в сложных климатических условиях. А вот непродуманное расходование средств и ресурсов очевидно. Лучше бы вместо такого бронеавтомобиля топливозаправщик для танковых войск закупили - это дешевле было бы и пользы во время войны от них больше. А у нас бочек и канистр для топлива не хватало - вот это и есть ошибки предвоенного планирования, когда увлекались таким проектами как БА-10 с 45 мм пушкой.
          Цитата: hohol95
          А 45 мм орудие сказало своё весское слово, когда советские средние БА сталкивались с итальянскими, немецкими и японскими танкетками и танками!

          С этим никто не спорит, но они нужнее были в противотанковой артиллерии, а не на базе автомобиля, который сам по себе был ненадежным средством передвижения во время боёв.
          1. +1
            16 сентября 2021 12:43
            Значит по вашему проблемы были только с бронеавтомобилями?
            Ни с производством и качеством танков, ни с производством специальных автомобильных шасси и так далее?
            В Испании советские БА показали себя лучше чем танки. Да благодаря хорошим испанским дорогам. И в Монголии средние БА "выступили" на равных в танками. Повторюсь - главная задача для них была разведка, сопровожление, охрана.
            Против врага с минимальной бронёй пулемёт бы не помог (пример боя немецкой "единички" и советского Т-40)!
            А 45 мм орудие весомый аргумент в борьбе с лёгкой техникой и пехотой противника.
            К вашему сведению - у военных было желание перевооружить средние БА и танки БТ на крупнокалиберный ДК. Но к счастью для танкистов (и горю для частей ПВО) промышленность не могла делать этот пулемёт в требуемых колличествах!
            На фоне глобальных "проблем" 1941-1942 годов много бы было толку от чисто пулемётных танков и средних БА?
            Германцы свои средние БА сперва вооружали 20 мм стволами, но в течении войны дошли до 50 мм орудия у "Пумы" и 75 мм орудий на машинах огневой поддержки Kfz.233!
            1. -5
              16 сентября 2021 12:49
              Цитата: hohol95
              Значит по вашему проблемы были только с бронеавтомобилями?

              Нет, проблем было много, но данный автомобиль не показал себя во время войны, и от этой конструкции отказались впоследствии.
              Цитата: hohol95
              В Испании советские БА показали себя лучше чем танки. Да благодаря хорошим испанским дорогам. И в Монголии средние БА "выступили" на равных в танками.

              Это не показатель для Великой Отечественной.
              Цитата: hohol95
              А 45 мм орудие весомый аргумент в борьбе с лёгкой техникой и пехотой противника.

              Но вы же сами утверждали, что их предназначение:
              Цитата: hohol95
              Разведка, охранение и доставка донесений.

              Какие еще бои, да еще на пересеченной местности?
              Цитата: hohol95
              На фоне глобальных "проблем" 1941-1942 годов много бы было толку от чисто пулемётных танков и средних БА?

              Это тоже были ошибочные решения предвоенного периода, которые нам обошлись большой кровью. Надеюсь вы не будет отрицать, что в этом большая часть вины лежит на военных?
          2. +4
            16 сентября 2021 12:48
            Уж пушки точно не дешевле

            Смотря какие, танковая обр.1934 года 7 635 рублей, ДШК обр.1938 13 650(дог), противотанковая обр.1937 года 16 400(договорная), цены 1938 года.
            Это не доказательство

            На середину 30-тых годов у танков маленький ресурс ходовой части.
            Лучше бы вместо бронеавтомобиля

            К середине 30-тых в Красной Армии всего 4 танковых(механизированных) корпуса бригадного состава, очевидно на такое количество вспомогательной техники хватало.
            1. -4
              16 сентября 2021 12:57
              Цитата: strannik1985
              Смотря какие, танковая обр.1934 года 7 635 рублей, ДШК обр.1938 13 650(дог), противотанковая обр.1937 года 16 400(договорная), цены 1938 года.

              Вы не указываете количество выпущенных в серии, а это сильно влияет на цену. Да и пушки сильно отличались по стоимости в разные годы, особенно с учетом появления новых снарядов, порохов и длины в калибрах.
              Цитата: strannik1985
              На середину 30-тых годов у танков маленький ресурс ходовой части.

              Вот поэтому не нужно было тратить средства на создание БА, а лучше их потратить на создание более надежного танка.
              Цитата: strannik1985
              К середине 30-тых в Красной Армии всего 4 танковых(механизированных) корпуса бригадного состава, очевидно на такое количество вспомогательной техники хватало.

              А как же теория мотомехвойны, культивирующаяся тогда, где напрямую указывалось что будущая война потребует большие соединения бронетанковых войск? Это же не просто так писалось, в виде абстракций, а являлось военным прогнозированием для создания новой техники.
              1. +4
                16 сентября 2021 13:41
                На 1 января 1941года было изготовлено 21564 орудия 20К!
                По поводу - бросить средства на создание более надёжного танка - трудности с ходовыми и ресурсом гусеничных траков испытваали ВСЕ страны производители танков до конца 30-х годов 20 века!
                Даже германцы и англичане!
                Чем Вы предлагаете охранять транспортные колонны если они перемещаются на территории отбитой у противника - танками или всё же БА?
                Колонны в Зимнюю войну охраняли БА!
                Выжившие после "проблемных" 1941-1942 годов средние БА использовались вплоть до победы над Японией. Использовались они для охраны штабов, сопровождения войсковых колонн, а на Ленинградском фронте учавствовали в снятии блокады!
                Советские средние БА проигрывали своим полноприводным "родственникам" по проходимости, но свою долю в победу внесли.
                1. -4
                  16 сентября 2021 18:58
                  Цитата: hohol95
                  Чем Вы предлагаете охранять транспортные колонны если они перемещаются на территории отбитой у противника - танками или всё же БА?

                  Вообще-то такие колонны имеют свое боевое охранение, и совсем необязательно придавать БА, если вся колонна зачастую на подводах. Да и немецких партизан на нашей территории не было - так что не стоит преувеличивать роль БА в вопросе сопровождения колонн.
                  Цитата: hohol95
                  Колонны в Зимнюю войну охраняли БА!

                  Проходимость БА в зимнее время весьма ограничена, да и не стоит её сравнивать с масштабом Великой Отечественной, чтобы по ней судить, насколько тот или иной вид техники или вооружения оказался востребован армией при масштабных сражениях при длительном периоде войны. Сама Великая Отечественная и явилась критерием что было правильно сделано при подготовке к войне, а что было пустышкой - например тот же Т-34 пример успешного военного прогнозирования.
                  Цитата: hohol95
                  Выжившие после "проблемных" 1941-1942 годов средние БА использовались вплоть до победы над Японией.

                  И что это доказывает? Просто их использовали потому, что другого не было, а списать боевую технику было бы глупостью, раз другой не хватало.
                  Цитата: hohol95
                  Советские средние БА проигрывали своим полноприводным "родственникам" по проходимости, но свою долю в победу внесли.

                  Так у нас и шашки времен Российской империи использовали, и они тоже принесли пользу, но вопрос не в них, а в том что БА в том виде, как они были разработаны до войны, не получили дальнейшего развития. А вот немецкий Ханомаг стал примером для создания советских послевоенных колесных бронетранспортеров - вот это и есть критерий для техники.
                  1. +1
                    16 сентября 2021 19:23
                    Какой "Ганомаг" стал праобразом?
                    Уточните. Будте добры!
                    1. -4
                      16 сентября 2021 20:00
                      Цитата: hohol95
                      Какой "Ганомаг" стал праобразом?
                      Уточните. Будте добры!

                      По компоновке вот этот:


                      1. +2
                        16 сентября 2021 21:28
                        А почему вы отбросили американские полугусы ?
                      2. -4
                        17 сентября 2021 12:38
                        Цитата: hohol95
                        А почему вы отбросили американские полугусы ?

                        Потому что немцы в то время превосходили все конструкторские разработки других стран - даже по модификациям Ганомагов можно судить насколько успешный образец они разработали. Так что вполне закономерно, что мы взяли их за основу создания своих БТР.
                      3. +1
                        17 сентября 2021 13:50
                        Не очень то и закономерно.
                        БТР-152 на колёсном шасси. Полугусеничный бтр не получился.
                        Германская машина уступала американской по проходимости и была более сложна в производстве.
                      4. -4
                        17 сентября 2021 14:00
                        Цитата: hohol95
                        БТР-152 на колёсном шасси. Полугусеничный бтр не получился.

                        Так это по итогам войны выяснилось, вот и пришли к выводу что на колесной базе будет дешевле и проще.
                        Цитата: hohol95
                        Германская машина уступала американской по проходимости и была более сложна в производстве.

                        Это ничем не доказано, тем более что американцы до лета 1944 года активных боевых действий против вермахта не вели. А вот наши войска очень хорошо познали, что такое интенсивный минометный огонь из кормовой части Ганомагов - это мне участник войны рассказывал, который сам был командиром минометного расчета, а потом и командиром орудия.
                      5. 0
                        17 сентября 2021 17:44
                        Доказано. Американские "полугусы" производились с 1941 года!
                        По ленд-лизу поставлялись.
                        И они были полноприводными.
                        А германские НЕТ!
                      6. +1
                        17 сентября 2021 17:56
                        А германские НЕТ!

                        У Ганомагов было два режима управления, по шоссе управлялся только передними колесами, поэтому был легок в управлении на шоссе и мог плавно проходить повороты наравне с колесными машинами. На бездорожье водитель переходил на управление фрикционами гусениц как на танке или тракторе.
                      7. -1
                        17 сентября 2021 18:43
                        Управление не полный привод.
                        Американские машины имели и полный привод и поворачивали благодаря передним колёсам. И барабан имели на переднем бампере для преодоления неровностей!
                        Наши БА так-же поворачивали на дорогах при помощи передних колёс, как германские "ганомаги". И цепи "Оверолл" были для задних! По монгольским пескам и солончакам перемещаться они очень помогли.
                      8. Комментарий был удален.
                      9. Комментарий был удален.
                      10. Комментарий был удален.
                      11. Комментарий был удален.
                      12. Комментарий был удален.
                      13. Комментарий был удален.
                      14. Комментарий был удален.
                      15. Комментарий был удален.
                      16. Комментарий был удален.
                      17. Комментарий был удален.
                      18. Комментарий был удален.
                      19. Комментарий был удален.
                      20. Комментарий был удален.
                      21. Комментарий был удален.
                      22. Комментарий был удален.
                      23. Комментарий был удален.
                      24. Комментарий был удален.
                      25. Комментарий был удален.
                      26. Комментарий был удален.
                      27. Комментарий был удален.
                      28. Комментарий был удален.
                      29. Комментарий был удален.
                      30. Комментарий был удален.
                      31. Комментарий был удален.
                      32. Комментарий был удален.
                      33. Комментарий был удален.
                      34. Комментарий был удален.
                      35. Комментарий был удален.
                      36. Комментарий был удален.
                      37. Комментарий был удален.
                      38. 0
                        21 сентября 2021 21:40
                        Нет никакой статистики, потому что эти танки в сражениях хотя бы на уровне полков не участвовали - ты и здесь соврать умудрился.



                        Но зато на уровне батальонов участвовали - с известными итогами. Зайчик из ГРУ знает где и когда? И на чьей стороне, и против кого?
              2. +4
                16 сентября 2021 15:39
                Все ваши доводы основаны на послезнании, очень удобно. Но в реалиях 30х годов все это было не столь очевидно... hi
                1. -5
                  16 сентября 2021 19:03
                  Цитата: faiver
                  Все ваши доводы основаны на послезнании, очень удобно. Но в реалиях 30х годов все это было не столь очевидно...

                  Вы хотите мне доказать что желание Тухачевского создать 100 тыс. танков или на худой случай 50 тыс. и есть пример разумной оценки возможностей страны и необходимых потребностей РККА?
                  Причем здесь послезнание, если этот авантюрист наломал столько дров в системах вооружений, что мы расхлебывали это при помощи большой крови в 1941 году. И создание БА с пушкой как раз пример неадекватной оценки будущих потребностей войск, что можно было предвидеть хотя бы для наших зимних условий.
                  1. +1
                    16 сентября 2021 19:24
                    И создание БА с пушкой как раз пример неадекватной оценки будущих потребностей войск
                    - расскажите это немцам, французам, англичанам, итальянцам... Да, наши БАшки шедеврами не были, но на уровне 30х годов со своими задачами справлялись, и делали их из того что могли, и как могли, в полуграмотной стране. И причем тут неадекватный маршал, которого сейчас в несчастную жертву превратили?
                    1. -4
                      17 сентября 2021 12:53
                      Цитата: faiver
                      Да, наши БАшки шедеврами не были, но на уровне 30х годов со своими задачами справлялись, и делали их из того что могли, и как могли, в полуграмотной стране.

                      Зачем нам было их создавать в то время. если у нас на вооружении накануне войны стояло более 4 тыс. танков (по сути танкетки) Т-37А и Т-38? Даже по проходимости они были лучше чем бронеавтомобили, и это очевидно. Уж лучше бы на них попытались разместить какую-нибудь 20 мм пушку - пользы больше было бы.
                      1. +2
                        17 сентября 2021 14:19
                        А вы посмотрите скорость износа и стоимость ремонта-замены гусеничных ходовых и колесных и поймете зачем появились БА на шестой части мира..
                      2. -5
                        17 сентября 2021 17:16
                        Цитата: сибиряк54
                        А вы посмотрите скорость износа и стоимость ремонта-замены гусеничных ходовых и колесных и поймете зачем появились БА на шестой части мира..

                        Вы когда-нибудь зимой на резине по целине ездили, или в гололед без цепей к примеру?
                        Итак понятно, что раз после войны это направление не стали развивать, значит БА такой конструкции себя не оправдали. Но вы не ответили - зачем нам при таком количестве легких танков, а их было около 10 тыс, помимо мною указанных ранее танкеток, мы еще и бронеавтомобилями стали заморачиваться? Может лучше было потратить деньги на устранение дефектов в гусеничной технике?
                        Цитата: faiver
                        - какую, какую-нибудь? Не было ничего в Союзе.

                        Ну почему же не было?
                        ШВАК – это первая советская автоматическая авиационная пушка калибра 20 мм. Она была принята на вооружение в 1936 году и производилась вплоть до 1946 года,

                        Так что лучше деньги не на бронеавтомобили тратили бы, а более рационально их использовали, унифицируя вооружение.
                        Цитата: faiver
                        плюс экономика - стоимость производства колесного БА на базе серийного грузовика куда дешевле чем производство самого простецкого танка или танкетки.

                        Да у нас ГУСЕНИЧНОЙ техники перед войной больше 20 тыс. было в армии - куда еще вы собирались бронеавтомобили впихивать, если с этим добром не могли толком разобраться, потеряв много единиц даже не в боях, а из-за отсутствия топлива или поломок.
                      3. +1
                        19 сентября 2021 12:28
                        Никогда ни ездил по снегу и целине laughing там где живу постоянный снежный покров 7,5месяцев в году recourse Для справки-из Красноярска в москву колесник того времени приедет,а гусеничник три раза поменяет и пальцы и траки и никаких шансов что доедет в мирное время..
                      4. -2
                        19 сентября 2021 12:46
                        Цитата: сибиряк54
                        Для справки-из Красноярска в москву колесник того времени приедет,а гусеничник три раза поменяет и пальцы и траки и никаких шансов что доедет в мирное время..

                        Вообще-то боевая гусеничная техника на такие расстояния своим ходом не идет - для этого существует железная дорога. Использование гусениц как раз и является следствием того, что колесная техника, те же современные легковые внедорожники, очень легко застревают в снегу. Да и дорог на поле боя может не оказаться - вы же не по целине из Красноярска в Москву поедете. Так что применение гусениц это не конструкторские извращения, а суровая реальность боевых действий в разные времена года.
                      5. +1
                        20 сентября 2021 11:14
                        Вообще танк,бронемашина на фронте движется хаотично и как то неожиданно вдали либо поперёк ж\д.Для примера танки Гудериана до Смоленска истратили весь ресурс который к сожалению почти в 2,5 раза превышал ресурс основного БТ-7 на гусеничном ходу и в полтора на колесном
                      6. 0
                        17 сентября 2021 14:51
                        Уж лучше бы на них попытались разместить какую-нибудь 20 мм пушку - пользы больше было бы.
                        - какую, какую-нибудь? Не было ничего в Союзе. Про износ гусеничной техники вам уже написали ниже, плюс экономика - стоимость производства колесного БА на базе серийного грузовика куда дешевле чем производство самого простецкого танка или танкетки.
                      7. 0
                        20 сентября 2021 11:30
                        Генералам всех армий вооружения надо как в анекдоте про таблетки от жадности"побольше!побольше!" Самый характерный пример-"аэрокобра"-отличный самолет! Нет генералам потребовалась "суперкобра"в середине списка хороших самолётов этот серенький тип удержался только за мощь вооружения..Так и с бронемашинами..по чести авиационная пушка для ИЛа на бронике на много эффективней сорокапятки но у той дуло толще smile
              3. +1
                16 сентября 2021 19:38
                Вы не указываете количество выпущенных в серии, а это сильно влияет на цену.

                Безусловно, общий план выпуска всех пулеметов обр.1938 года на 1940 год 1700 шт. Не смогла промышленность в массовый выпуск ККП.
                Вот поэтому не нужно было тратить средства на создание БА, а лучше их потратить на создание более надежного танка.

                А здесь и сейчас воевать? Вели работы по повышению ресурса траков, плавку стали Гадфильда освоили только к 1936-1937 году.
                А как же теория мотомехвойны, культивирующаяся тогда, где напрямую указывалось что будущая война потребует большие соединения бронетанковых войск?

                Триандафилов и Калиновский очень невовремя умерли.
            2. +3
              16 сентября 2021 23:24
              Цитата: strannik1985
              К середине 30-тых в Красной Армии всего 4 танковых(механизированных) корпуса бригадного состава, очевидно на такое количество вспомогательной техники хватало

              Очевидно можете перечислить образцы этой "вспомогательной техники"? wink
              Уверен , что вы их не перечислите! У нас , к великому сожалению, к началу войны не было мобильных средств технического обеспечения БТТ (ни эвакуационных средств , ни мобильных рем.мастерских - "летучек")! Весь ремонт , как правило, был завязан на стационарные мастерские и ремзаводы (и даже здесь не всё было здорово) Имевшиеся в танковых частях 3-4 трактора ( единственные тогда эвакосредства в танковых частях), которые предполагались как танковые тягачи, мало того, что толком танк (ежели чего) вытащить с поля боя не в состоянии были, по своей маломощности..., так и их (по большей части) пришлось бросить в первые же дни войны , т.к. они были ещё и весьма тихоходны...
              На мой взгляд, весьма вовремя "остановили" Тухачевского, не дав ему поставить экономику страны в коленно-локтевую позу в претворении в жизнь его бредовых идей создания несметных танковых армад... , при этом, ничего не предусматривая в их техническом сопровождении, в поддержке стрелковыми подразделениями и артиллерией!
              1. 0
                17 сентября 2021 06:13
                Очевидно можете перечислить образцы

                Конечно - ремлетучки "А" и "Б", банзомаслозаправщики, АЦ, ПЗС, грузовые автомобили, всего 1 444 на корпус.
                У нас, к великому сожалению

                К началу войны в разных стадиях формирования было 90(девяносто)подвижных соединений БТиМВ. Было 4, стало 90.
                1. +1
                  19 сентября 2021 01:21
                  Конечно - ремлетучки "А" и "Б"
                  ТРМ типа "Б" образца 1929-го года, ТРМ типа "А" 1932-го года,.. Проводимая в 1934-го их модернизация существенных изменений в них не привнесла. К 1941-му году эти ТРМ уже слабо отвечали наличию в войсках нового парка БТТ! Но хотя бы они были! И даже этих средств было катастрофически мало в войсках , причем ещё до
                  90(девяносто)подвижных соединений БТиМВ
                  и когда только "4" было!
                  1. +1
                    19 сентября 2021 01:58
                    так что, на практике, в танковом батальоне об этих летучках могли только мечтать!
          3. +1
            16 сентября 2021 21:34
            Совершенно верно!
            Да еще, помимо
            Лучше бы вместо такого бронеавтомобиля топливозаправщик для танковых войск закупили - это дешевле было бы и пользы во время войны от них больше. А у нас бочек и канистр для топлива не хватало
            у нас не было и средств доставки пехоты. Грузовиков-то толком возить пехоту не было, а бронетранспортёры (к сожалению, в отличии от германцев) и вообще отсутствовали , как класс. Оттого в первый период войны танки не прикрытые пехотой воевали! И артиллерия за танками не поспевала, по таким же причинам.
        2. +2
          16 сентября 2021 17:25
          Машины семейства БА-3/6/10 были лучшим при той базе и производственных возможностях, что были в СССР.

          При той базе и производственных возможностях уже прекрасно выпускали Т-34. Такие машины годились, как и сейчас, только для колониальных войн.
          1. 0
            16 сентября 2021 17:35
            Год выпуска Т-34?
            1. +2
              17 сентября 2021 14:31
              Годы разработки 1937—1940
              Годы производства 1939—1948
              Годы эксплуатации c 1940

              Если бы не распыляли ресурсы на эту хр.. то возможно лучший танк второй мировой появился бы раньше.
              1. +1
                17 сентября 2021 15:07
                Т-34 вырос из серии танков БТ, так что раньше никак БТ-2 - БТ-5 - БТ-7 - Т-34
              2. -3
                17 сентября 2021 17:27
                Цитата: CB Master
                Если бы не распыляли ресурсы на эту хр.. то возможно лучший танк второй мировой появился бы раньше.

                Полностью согласен с таким выводом. Не хочется бросать камень в тех кто победил фашизм, но отрицать головотяпство некоторых полководцев, ответственных за вооружение РККА, тоже не имеет смысла - слишком кровавыми были первые годы войны, и в том числе из-за ошибок в предвоенной технической политике.
                1. 0
                  17 сентября 2021 19:27
                  Уважаемый...
                  Когда начали производить Т-18(МС-1) то решили и создать современный бронеавтомобиль - БА-27! Их выпустили меньше, но с басмачами в песках Средней Азии сражались именно они! Танков на ВЕСЬ СССР явно было мало. А бронеавтомобили были более надёжны, дешевле, и могли использоваться той роли для которой танк был "слишком велик"! И не стоит забывать - БА ездили на простом бензине (бензине того времени), а танки даже в то время требовали бензин с больши октановым числом и лучшей очисткой!!! Как и боевая авиация!!!
                  1. -4
                    17 сентября 2021 20:02
                    Цитата: hohol95
                    Когда начали производить Т-18(МС-1) то решили и создать современный бронеавтомобиль - БА-27!

                    С тех пор много воды утекло... Да и не аргумент это для того, чтобы правильно ориентироваться в том, что больше подходит для войн в наших условиях - легкие танки или бронеавтомобили.
                    Цитата: hohol95
                    Их выпустили меньше, но с басмачами в песках Средней Азии сражались именно они!

                    Сильный пример - значит нам надо было вместо механизированных корпусов кавалерийские клепать накануне войны, исходя из вашей логики.
                    Цитата: hohol95
                    И не стоит забывать - БА ездили на простом бензине (бензине того времени),

                    И поэтому мы в танках стали использовать дизеля - сильная аргументация в пользу БА.
                    1. 0
                      18 сентября 2021 10:53
                      Ваша аргументация бесподобна...
                      Оставайтесь при своём мнении.
                      Я останусь при своём!
                      1. -2
                        18 сентября 2021 13:35
                        Цитата: hohol95
                        Ваша аргументация бесподобна...

                        Зато ваша совсем неубедительна, особенно перлы про басмачей - это надо же так круто завернуть, даже не поймешь то ли вы юмором блеснуть решили, то ли действительно в военной технике не разбираетесь....
                        Цитата: hohol95
                        Оставайтесь при своём мнении.
                        Я останусь при своём!

                        Даже не пытался вас переубедить - пусть лучше другие люди решают, чьи аргументы весомее.
                      2. 0
                        18 сентября 2021 15:00
                        Куда мне до ваших знаний и жизненного опыта...
                        А вы случайно не адепт "Секты - вместо БА надо было делать танки - вместо танков надо было делать БТР-ры"?
                      3. -3
                        18 сентября 2021 15:18
                        Цитата: hohol95
                        А вы случайно не адепт "Секты - вместо БА надо было делать танки - вместо танков надо было делать БТР-ры"?

                        Я адепт другой секты - любое вооружение частей и соединений не должно иметь перекоса в сторону боевых видов в ущерб техники обеспечения, потому что в ходе войны наши потери как раз и происходят зачастую от того, что в одном месте топливо не подвезли, в другом месте ремонтировать нечем было, в третьим боеприпасы не подвезли во время, в четвертых разнокалиберность мешала унификации выпуска снарядов.
                        Что касается БА-10 с 45 мм пушкой, то лучше бы эти пушки в строящиеся укрепрайоны поставляли, а не использовали списанные 37 мм орудия с Т-18 накануне войны.
                      4. -1
                        18 сентября 2021 22:02

                        Немецкий обоз в окружении по Черкассами. 1944 год.
                        Может быть вместо танков и прочих автомобилей следовало бросит все средства на производство специальных повозок для армии?
                        На производство БА шло не так уж и много шасси. И координально решить вопрос с нехваткой транспорта в РККА они бы не решили.
                        При этом все машины в РККА были на шасси обычных грузовиков.
                        И на всю страну было 2 завода - ГАЗ и ЗиС.
                        Перед войной у ГАЗа отобрали новый цех для производства моторов и РККА остались без современного БА ЛБ-62!
                        А в моторном цеху пытались наладить прозводство авиамотора М-105. Естественно ничего не вышло...
                        Авиаторы и своих моторов не получили и произвести новый автомобильный мотор недали!!!
                      5. -1
                        19 сентября 2021 10:17
                        Цитата: hohol95
                        Немецкий обоз в окружении по Черкассами. 1944 год.

                        Немцы использовали гужевой транспорт не меньше чем мы - для вас это открытие? Для меня - нет, я это знал из истории ВОВ.
                        Цитата: hohol95
                        Может быть вместо танков и прочих автомобилей следовало бросит все средства на производство специальных повозок для армии?

                        Для вас будет большим открытием, но у нас еще в 1942 году даже радиостанции на конных повозках существовали, но это не значит что их надо было совершенствовать. Не стоит свою аргументацию доводить до абсурда - над вами будут посмеиваться.
                        Цитата: hohol95
                        На производство БА шло не так уж и много шасси. И координально решить вопрос с нехваткой транспорта в РККА они бы не решили.

                        Все это требовало денег и ресурса, а с учетом перекоса при производстве вооружения, такие неразумные проекты несли еще больший вред нашей армии, и это очевидно, хотя бы потому что дальнейшего развития такая техника не получила.

                        Цитата: hohol95
                        И на всю страну было 2 завода - ГАЗ и ЗиС.

                        Тем боле не надо было нагружать их созданием шасси для БА. А пушки разве за копейки закупались, как и снаряды к ним? Это вы учитываете?
                        Цитата: hohol95
                        Авиаторы и своих моторов не получили и произвести новый автомобильный мотор недали!!!

                        Ну раз вы все это понимаете, то почему до сих пор до вас не дойдет что многопозиционный выпуск оружия и техники просто губителен для экономики страны и не дает возможность снижать стоимость выпуска серийных образцов? С одной стороны вы приводите недостатки производства ряда техники, а с другой стороны не хотите понять, что непродуманные заказы как раз и являлись одной из причин того, что оружия вроде было дофига, а толку от этого в 1941 году особого не было.
                        Цитата: hohol95
                        Куда мне до ваших знаний и жизненного опыта...

                        С этим я соглашусь - вряд ли вы имеете опыт советского гензаказчика, чтобы убедить меня в том, что было полезно накануне войны, а что нет. Но не теряйте надежды - может менее искушенные люди вам и поверят...
                      6. 0
                        19 сентября 2021 17:29
                        При перекосе...
                        А , что следовало производить : Т-24 или БТ-2?
                        Или стоило ли тратить деньги на газодинамические пушки Курчевского,?
                        А требовалось ли расстреливать Таубина со товарищами?
                        Или они разбазарили денег меньше чем "съели" поризводимые на Ижорском заводе БА?
                      7. -1
                        19 сентября 2021 18:58
                        Цитата: hohol95
                        А , что следовало производить : Т-24 или БТ-2?

                        На проектирование Т-34 надо было больше тратить...
                        Цитата: hohol95
                        Или стоило ли тратить деньги на газодинамические пушки Курчевского,?

                        Это вообще было вредительством Тухачевского.
                        Цитата: hohol95
                        А требовалось ли расстреливать Таубина со товарищами?

                        Нет конечно - надо было их в шараги загонять и там заставить работать на страну.
                        Цитата: hohol95
                        Или они разбазарили денег меньше чем "съели" поризводимые на Ижорском заводе БА?

                        Дело не в том кто больше отличился в разбазаривании средств, а в том, что тогда многие военные просто не понимали с чем придется столкнуться, и хотели иметь как больше разного оружия. Это и было большой ошибкой.
                      8. 0
                        19 сентября 2021 20:51
                        А, как же принятый на вооружение Т-29?
                        Разве не разбазаривание народных средств?
                        Между Т-26, БТ-7, Т-28 и Т-34, КВ-1 была масса работы приведшей к нулевым результатам.
                        А созданные в спешке машины под названием Т-34 и КВ-1 сразу погнали в серию. Не глядя на их "детские болезни"! Времени уже небыло. Ушло время.
                      9. -1
                        19 сентября 2021 21:09
                        Цитата: hohol95
                        Времени уже небыло. Ушло время.

                        Не только времени не хватало, но и производственных мощностей, чтобы успеть как можно больше выпустить качественного оружия накануне войны и обучить людей. Это и было следствием той большой номенклатуры изделий, которых приходилось выпускать промышленности. Все это в ВПК взаимосвязано, а наши некоторые полководцы просто этого не понимали, вот и бросались в крайности.
              3. 0
                17 сентября 2021 17:45
                Когда начали производить БА-3/6/10?
                И в каких количествах???
          2. 0
            16 сентября 2021 19:10
            уже прекрасно выпускали Т-34
            - ну насчет прекрасно вы откровенно приврали. Далее каков моторесурс у двигателей, трансмиссии, гусянки на Т-34? Расход топлива, масла?
            1. +2
              17 сентября 2021 14:36
              Приврал всего на год. Смысл считать моторесурс если машина будет уничтожена в первом же бою, и скорее всего пехотой из ПТР.
              1. 0
                17 сентября 2021 15:26
                Для начала до этой пехоты доехать надо. Есть такое понятие - культура производства, так вот в СССР тех лет она была очень низкой (и даже сейчас с этим есть проблемы), и как результат ресурс предвоенных Т-34 не превышал 50 моточасов, так что далеко не сразу Т-34 стал лучшим танком второй мировой...
      2. +5
        16 сентября 2021 19:35
        А как тогда быть с бронеавтомобилями германской армии,ведь у них тоже этого добра хватало? Может дело не в бронеавтомобилях,а в умении их использовать? Ведь есть описание боев где эти машины ,при правильном использовании,себя показали отлично. Если смотреть на кадры разбитой советской техники,то в начале войны у нас вся техника себя плохо показала. Начиная от велосипеда и заканчивая КВ.
        1. 0
          16 сентября 2021 21:47
          Может дело не в бронеавтомобилях,а в умении их использовать?
          Да , зачастую , это было основополагающим критерием, как это не прискорбно!
        2. +1
          17 сентября 2021 14:37
          В немецкой армии это были бронетранспортеры, а не вундервафли вооруженные танковой пушкой.
          1. 0
            19 сентября 2021 22:59
            В немецкой армии это были бронетранспортеры, а не вундервафли вооруженные танковой пушкой
            Да ладно! Получше матчасть учите! В Вермахте и Ваффен СС, помимо бронетранспортеров, было весьма немало и бронеавтомобилей, имевших в вооружении не только пулемёты но и 2-см, 5-см и 7,5-см пушки!
            1. +1
              20 сентября 2021 21:22
              Давайте ссылки, поглядим, что это за звери и сколько их было выпущено.
              1. 0
                21 сентября 2021 00:19
                К примеру Sd.Kfz. 222 с пушкой 2 cm KwK 30 и пулемётом MG34. С 1937 по 1944 год выпущено их 989 единиц.
              2. 0
                21 сентября 2021 00:35
                А также Sd.Kfz. 231 (6-Rad) с той же 2-см пушкой и пулемётом MG34. Выпущено 123 единицы
              3. 0
                21 сентября 2021 00:46
                А далее Sd.Kfz. 231 (8-Rad) тоже с пушкой 2 см и пулемётом MG34. Выпущено разных модификаций (Sd.Kfz. 231/232, Sd.Kfz. 263, Sd.Kfz. 233) 793 единицы.
              4. 0
                21 сентября 2021 01:08
                Далее Sd.Kfz. 234 в четырех модификациях. В разных модификациях имел на вооружении пушки : 1 - 2 cm KwK 30; 2 - 5 cm KwK 39 ; 3 - короткоствольная 7,5 cm KwK 37; 4 - противотанковая 7,5 cm Pak. 40. + на всех по одному MG34 (42). Всех модификаций выпущено 478.
                Вот на фото сразу можно видеть две модификации - на переднем плане Sd.Kfz. 234/2 , а далее стоит Sd.Kfz. 234/3
                1. +1
                  21 сентября 2021 11:22
                  Из всего представленного вами, под описание вундервафли с танковой пушкой подходят всего Sd.Kfz. 234/2 234/3 234/4 Которых было выпущено соотв. 101/88/89. О которых даже никто и не помнит кроме вас и википедии laughing Сравните теперь с БА-10 - 3386
                  Остальное класса БРДМ, к их целесообразности у меня нет особых претензий.
                  1. -1
                    21 сентября 2021 12:28
                    Цитата: CB Master
                    Сравните теперь с БА-10 - 3386

                    Вы все правильно подметили, потому что нужно в первую очередь смотреть количество поступивших на вооружение, и тогда уж решать какую роль они сыграли в сражениях войны. Что касается малосерийной немецкой техники, то это было связано как с экспериментами немецких оружейников, так и с потребностями разных видов техники в связи с разнообразием ТВД, на которых немцы воевали начиная с 1939 года, начиная со Скандинавии и кончая Северной Африкой. Ну и не стоит забывать, что немцы и трофейную технику под свои нужды переделывали, что и приводило к большой номенклатуре. Что касается нашего БА-10, то он явно был не лучшим образцом, и вообще непонятно, зачем при таком дефиците артиллерии и снарядов вооружать малопроходимый автомобиль еще и пушкой.
                    1. 0
                      21 сентября 2021 21:35
                      Что касается нашего БА-10, то он явно был не лучшим образцом, и вообще непонятно, зачем при таком дефиците артиллерии и снарядов вооружать малопроходимый автомобиль еще и пушкой
                      Но при всём при этом, немцы трофейные БА-10, фактически без переделок (во всяком случае, вооружение оставалось без изменений), использовали весьма широко. Подтверждений фотографических этому превеликое множество встречается. Даже некоторые германские бронеавтомобили попадаются на фото реже...
                      1. -2
                        22 сентября 2021 12:18
                        Цитата: militarist63
                        Но при всём при этом, немцы трофейные БА-10, фактически без переделок (во всяком случае, вооружение оставалось без изменений), использовали весьма широко.

                        Я не встречал таких цифр, так что может ссылку дадите как понимать число "широко". Но с учетом того что у нас их было выпущено несколько тысяч, а шоссейные дороги в Германии и в Европе получше были чем наши поля, то допускаю, что немцы их широко использовали на своей территории. Выпуск снарядов к ним они тоже наладили?
      3. 0
        30 сентября 2021 10:25
        Себестоимость ДШК была такой же, как у сорокопятки. Именно поэтому ДШК изначально не ставили на ИЛ-2. Посчитали, что выгоднее на эти же деньги сделать сорокопятку и направить её в войска.
        А бронемашина с сорокопяткой, всё же, опаснее, чем с ДШК. При равной стоимости.
    3. 0
      17 сентября 2021 15:37
      Бронеавтомобили создавались, когда танковые гусеницы не имели большого ресурса. БА ходили в лобовые атаки до появления орудий ПТО. К 40м годам БА уже не могли исполнять задачи для которых их создавали. Но для пехоты они были очень опасны.
  2. 0
    5 октября 2021 16:10
    немного не по теме, но свеже поднятое: https://53news.ru/novosti/v-novgorodskoj-oblasti-iz-volhova-vytashhili-tyagach-vermahta.html
  3. 0
    25 октября 2021 17:34
    Вообще то переднее расположение двигателя превращает движок в дополнительную защиту для экипажа. Пусть лучше 37мм снаряд застрянет в движке чем влетит в БО. Кстати, в "Лобовые" атаки, на укреплённые позиции только последний вредитель пошлёт любые бронемашины, будь это БА-10 или Пума. А вот 45м ОФ снаряд может оказаться весьма невредным делом если БА используются для поддержки атаки.